Содержание

Нгуен Ван Кок Википедия

В этом полном вьетнамском имени фамилия (Нгуен) стоит перед именем.

Нгуен Ван Кок (вьетн. Nguyễn Văn Cốc, родился в 1942 году в уезде Вьетйен провинции Бакзянг - вьетнамский военный лётчик, генерал-лейтенант ВВС Вьетнамской Народной Армии. Во Вьетнамской войне одержал 11 воздушных побед на истребителе МиГ-21ПФ (включая 2 разведывательных БПЛА) и стал самым результативным асом Вьетнама (признаётся асом как со стороны Вьетнама, так и со стороны США). Сам он был сбит один раз.

Биография

Происхождение

Родился в крестьянской семье в деревне Битьшон уезда Вьетйен провинции Бакзянг (50 км к востоку от Ханоя). Отец, Нгуен Ван Бай (вьетн. Nguyễn Văn Bảy), председатель уездного комитета Вьетминя во Вьетйене, в 1947 году попал в плен после боя против французской армии и был казнён оккупационными властями. Мать оказывала помощь войскам во время битвы при Дьенбьенфу в 1954 году.

Обучение в СССР

9 июня 1961 после окончания 8 класса школы им. Нго Ши Льена (вьетн. Ngô Sĩ Liên) в г. Бакзянге Нгуен Ван Кок поступил на военную службу во Вьетнамскую Народную Армию и был направлен на курсы военных лётчиков на аэродром Катби (вьетн.

Cát bi) в окрестностях г. Хайфона. В августе 1962 г. Нгуен В.К. отправился в составе группы 120 человек в СССР (Москву) через Пекин. Обучался три месяца русскому языку, после обучения прибыл в Батайск (Ростовская область), где начал обучение на самолёте Як-18А. В начале 1963 года переброшен с группой из 30 человек в станицу Кущёвскую, где находилась учебная часть МиГ-17. В ноябре 1964 года после окончания курсов подготовки военных лётчиков в СССР вместе с 23 однокурсниками вернулся на родину, города которой уже бомбили американские самолёты.

Начало службы

Ван Кок начал участвовать в боях на самолёте МиГ-17, но, несмотря на хорошие результаты боёв, вынужден был переучиться на МиГ-21. Числился в составе 1-й эскадрильи 921-го истребительного авиаполка имени Красной Звезды. С июня 1965 по 1966 он снова находился в СССР, в Краснодаре. В октябре 1966 года он был принят в ряды Коммунистической партии Вьетнама. 14 декабря 1966 принял официальное боевое крещение на МиГ-21 после того, как его звено под командованием Нгуен Ньят Тьеу сбило три американских самолёта (сам Ван Кок не сбил никого, поскольку не обладал опытом). 23 августа 1967 вместе с тем же Нгуен Ньят Тьеу участвовал в одновременной атаке на американские самолёты: Ньят Тьеу сбил два самолёта при помощи Ван Кока. 2 января 1967 Ван Кок попался в ловушку, устроенную американскими истребителями F-4C Phantom: те ввели вьетнамских пилотов с МиГ-21 в заблуждение при помощи позывных F-105, и вьетнамцы по ошибке приняли истребители за бомбардировщики. Нгуен Ван Кок выжил чудом.

Победы в небе

Подтверждены следующие победы Нгуена Ван Кока[2][3][4]:

  • 30 апреля 1967 Кок одержал свою первую победу, сбив F-105D Thunderchief, который пилотировал старший лейтенант Роберт А. Эббот из 354-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного крыла. Эббот катапультировался и на земле был взят в плен вьетнамцами. По радиостанции он также услышал, что его несколько сотоварищей из F-105D Wild Weasel также были сбиты МиГ-21 из группы Ван Кока[5]
  • 23 августа 1967 после авианалёта ВВС США на Ханой Ван Кок при поддержке Нгуена Нхат Чью на МиГ-21 одержал вторую победу при помощи тактики «двойной атаки». Четыре самолёта МиГ-17 выступили в качестве приманки, а два МиГ-21 атаковали с тыла. Команде Ван Кока и Нхата Чью удалось сбить не менее трёх самолётов, причём жертвой Ван Кока стал F-4D BuNo 66-0238 из 555-й тактической истребительной эскадрильи (англ.)русск.. Пилот, майор Чарльз Р. Тайлер попал в плен, а капитан Р. Н. Ситтнер погиб
    [5]
    .
  • 3 октября 1967 Нгуен Ван Кок одержал третью победу, которую некоторые источники не признают как таковую. Ему удалось обнаружить истребитель F-4 и поразить его ракетой Р-3. Лётчик Мур и радист Гальбрандсен успели катапультироваться. Но уже 9 октября Кок сбил F-105F BuNo 63-8330 из 13-й тактической истребительной эскадрильи: пилот самолёта Джеймс А. Клеменс попал в плен. 18 ноября Ван Коком был сбит F-105 Thunderchief BuNo 63-8295 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, который принёс ему пятую победу (погибли оба пилота: Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф)[5].
  • 20 ноября 1967 Нгуеном одержана шестая победа: сбит F-105D Thunderchief, который пилотировал лётчик Батлер[5].
  • 3 февраля 1968 Ван Кок одержал седьмую свою победу, сбив F-102A BuNo 56-1166 из 509-й эскадрильи истребителей перехватчиков. Пилот, первый лейтенант Уоллес Л. Уиггинс погиб при взрыве
    [5]
    .
  • 23 февраля 1968 Нгуеном Ван Коком одержана восьмая победа и сбит F-4D, которым управляли пилот Гаттерсен и штурман Дональд[5].
  • 7 мая 1968 на своём МиГ-21, который получил прозвище «Красный 4326», при помощи ведомого Данга Нгок Нгу пилот Нгуен Ван Кок вышел на американцев, хотя изначально попал под ошибочный огонь наземной зенитной артиллерии. Выпустив две ракеты, он сбил F-4 Phantom BuNo 151485, который рухнул в море (лётчики командир Кристиансен и младший лейтенант Крамер катапультировались)[5]. Это девятая победа.
  • 31 октября 1968 Линдон Джонсон объявил о прекращении авианалётов, что означало невозможность для Ван Кока сбить боевой самолёт противника. Однако американцы отправляли беспилотные разведчики, и два из них Ван Кок сбил в декабре 1969 года. Ему приписывают, в частности, победу 20 декабря 1969 над OV-10 Bronco BuNo 155503 из эскадрильи VAL-4 «Чёрные пони», однако, поскольку вьетнамцы не были знакомы с подобным типом, а упомянутый самолёт был потерян над Южным Вьетнамом, вопрос о достоверности победы Ван Кока остаётся открытым (возможно, он перепутал его с беспилотным аппаратом Firebee).
События 7 мая 1968

Днём 7 мая 1968 года были совершены три вылета МиГ-21 из 921-го истребительного полка партизанских ВВС Вьетнама с авиабазы Тхо Сюань (ныне аэропорт Шаованг) в связи с угрозой совершения авианалёта ВВС США севернее 19-й параллели. Во всех вылетах участвовали Данг Нгок Нгу (англ.)русск., Нгуен Ван Минь и Нгуен Ван Кок[6]. В связи с недостаточной координацией разных частей 921-го истребительного полка и войсками ПВО вьетконговцев МиГ-21 был обстрелян зенитной артиллерией Вьетнама, поскольку зенитчики ошибочно приняли своих лётчиков за американцев[7]. В какой-то момент Данг Нгок Нгу также ошибочно принял самолёты Нгуенов за истребители ВВС США и сбросил баки с горючим для подготовки к атаке, прежде чем понял, что это «свои» самолёты[7].

Чуть позже Нгу и Кок достигли окрестностей До Луонга (к северо-востоку от Виня) и сделали три круга над районом, прежде чем получили информацию о приближении вражеской авиации со стороны моря — это и были истребители ВВС США[7]. Эти самолёты относились к 92-й истребительной эскадрилье ВВС США (англ.)русск.: пять истребителей F-4B Phantom II под командованием лейтенант-коммандера Эйнара С. Кристенсена взлетели с борта авианосца «Энтерпрайз»

[8]. Бомбардировщик Douglas A-3 Skywarrior ВМС США, используя радиоэлектронное вооружение, пытался подавить вьетнамские коммуникации, однако сделать это ему не удалось, и Нгу отправился к противнику, следуя указаниям с земли[9].

Формация F-4B разделилась из-за ошибок с радарами, пытаясь преследовать вьетнамские МиГи[9]. В завязавшемся воздушном бое американцы выпустили две ракеты AIM-7 по противнику, но не попали[8]. Позже Нгу заметил два истребителя F-4B, которые находились в 5 км от его правого борта, но не смог занять позицию для их обстрела. Находившийся позади справа Нгуен Ван Кок собирался выйти из боя, поскольку у него заканчивалось топливо, однако на высоте 2500 метров он заметил истребитель F-4B и решил продолжить бой. Он устремился в погоню за американцами, которые двигались в сторону моря, и выпустил две ракеты К-13 типа «воздух-воздух», сбив самолёт на высоте 1500 метров[7]. Загоревшаяся машина рухнула в море примерно в 18:44 по местному времени[9].

Это была первая победа вьетнамских ВВС в 4-м военном округе Северного Вьетнама[7]

. Сбитым оказался самолёт BuNo 151485 с позывным «Silver Kit 210» из 92-й истребительной эскадрильи[7][8]. Командир самолёта, лейтенант-коммандер Эйнар С. Кристенсон и его штурман лейтенант Уорт А. Крамер катапультировались и были спасены[8][10][11].

После войны

В 1970 году Ван Кок был направлен инструктором для подготовки новых пилотов ВВС Вьетнамской народной армии. В 1979 году он стал кандидатом в космонавты и отправился в Москву на отбор, однако не прошёл последний этап медицинского обследования (в итоге в космос полетел Фам Туан). В 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, а затем в 1999 году был назначен главным инспектором Министерства обороны. Ушел в отставку в 2002 году.

Награды

Награждён званием Героя Вооружённых Сил Социалистической Республики Вьетнам в 1969 году и двумя орденами «За боевой подвиг».

Примечания

Литература

  • Davies, Peter. F-4Phantom II vs Mig-21 - USAF & VPAF in the Vietnam War. — Oxford : Osprey Publishing Ltd, 2008. — P. 80 pages.. — ISBN 978 1 84603 316 2.
  • Michel, Marshal L.
    Clashes: Air Combat over North Vietnam, 1965–1972. — Annapolis : Naval Institute Press, 2007. — ISBN 978-1-59114-519-6.
  • Toperczer, Istvan. MiG-21 Units of the Vietnam War. — Oxford : Osprey Publishing, 2001. — ISBN 1-84176-263-6.

Ссылки

wikiredia.ru

Нгуен Ван Кок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В этом полном вьетнамском имени фамилия (Нгуен) стоит перед именем.

Нгуен Ван Кок (вьетн. Nguyễn Văn Cốc, родился в 1943 году во Вьетйенге) — вьетнамский лётчик, генерал-лейтенант ВВС Вьетнама. Во Вьетнамской войне одержал 9 воздушных побед на истребителе МиГ-21ПФ и стал самым результативным асом Вьетнама (признаётся асом как со стороны Вьетнама, так и со стороны США). Сам он был сбит один раз.

Биография

Происхождение

Родился в крестьянской семье в провинции Бак Занг (50 км к востоку от Ханоя). Отец, лидер Вьетминя, в 1947 году попал в плен после боя против французской армии и казнён. Мать оказывала помощь войскам во время битвы при Дьенбьенфу в 1954 году.

Обучение в СССР

9 июня 1961 Ван Кок был призван в армию и отправился в составе группы 120 человек в СССР (Москву) через Пекин. Обучался три месяца русскому языку, после обучения прибыл в Батайск (Ростовская область), где начал обучение на самолёте Як-18А. В начале 1962 года переброшен с группой из 30 человек в станицу Кущёвскую, где находилась учебная часть МиГ-17. В октябре 1964 года после обучения вернулся на родину, в которой уже шла война против американских войск.

Начало службы

Ван Кок начал участвовать в боях на самолёте МиГ-17, но, несмотря на хорошие результаты боёв, вынужден был переучиться на МиГ-21. Числился в составе 1-й эскадрильи 921-го истребительного авиаполка имени Красной Звезды. С июня 1965 по 1966 он снова находился в СССР, в Краснодаре. В октябре 1966 года он был принят в ряды Коммунистической партии Вьетнама. 14 декабря 1966 принял официальное боевое крещение на МиГ-21 после того, как его звено под командованием Нгуен Ньят Тьеу сбило три американских самолёта (сам Ван Кок не сбил никого, поскольку не обладал опытом). 23 августа 1967 вместе с тем же Нгуен Ньят Тьеу участвовал в одновременной атаке на американские самолёты: Ньят Тьеу сбил два самолёта при помощи Ван Кока. 2 января 1967 Ван Кок попался в ловушку, устроенную американскими истребителями F-4C Phantom: те ввели вьетнамских пилотов с МиГ-21 в заблуждение при помощи позывных F-105, и вьетнамцы по ошибке приняли истребители за бомбардировщики. Нгуен Ван Кок выжил чудом.

Победы в небе

Подтверждены следующие победы Нгуена Ван Кока[2][3][4]:

  • 30 апреля 1967 Кок одержал свою первую победу, сбив F-105D Thunderchief, который пилотировал старший лейтенант Роберт А. Эббот из 354-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного крыла. Эббот катапультировался и на земле был взят в плен вьетнамцами. По радиостанции он также услышал, что его несколько сотоварищей из F-105D Wild Weasel также были сбиты МиГ-21 из группы Ван Кока[5]
  • 23 августа 1967 после авианалёта ВВС США на Ханой Ван Кок при поддержке Нгуена Нхат Чью на МиГ-21 одержал вторую победу при помощи тактики «двойной атаки». Четыре самолёта МиГ-17 выступили в качестве приманки, а два МиГ-21 атаковали с тыла. Команде Ван Кока и Нхата Чью удалось сбить не менее трёх самолётов, причём жертвой Ван Кока стал F-4D BuNo 66-0238 из 555-й тактической истребительной эскадрильи (англ.)русск.. Пилот, майор Чарльз Р. Тайлер попал в плен, а капитан Р. Н. Ситтнер погиб
    [5]
    .
  • 3 октября 1967 Нгуен Ван Кок одержал третью победу, которую некоторые источники не признают как таковую. Ему удалось обнаружить истребитель F-4 и поразить его ракетой Р-3. Лётчик Мур и радист Гальбрандсен успели катапультироваться. Но уже 9 октября Кок сбил F-105F BuNo 63-8330 из 13-й тактической истребительной эскадрильи: пилот самолёта Джеймс А. Клеменс попал в плен. 18 ноября Ван Коком был сбит F-105 Thunderchief BuNo 63-8295 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, который принёс ему пятую победу (погибли оба пилота: Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф)[5].
  • 20 ноября 1967 Нгуеном одержана шестая победа: сбит F-105D Thunderchief, который пилотировал лётчик Батлер[5].
  • 3 февраля 1968 Ван Кок одержал седьмую свою победу, сбив F-102A BuNo 56-1166 из 509-й эскадрильи истребителей перехватчиков. Пилот, первый лейтенант Уоллес Л. Уиггинс погиб при взрыве[5].
  • 23 февраля 1968 Нгуеном Ван Коком одержана восьмая победа и сбит F-4D, которым управляли пилот Гаттерсен и штурман Дональд[5].
  • 7 мая 1968 на своём МиГ-21, который получил прозвище «Красный 4326», при помощи ведомого Данга Нгок Нгу пилот Нгуен Ван Кок вышел на американцев, хотя изначально попал под ошибочный огонь наземной зенитной артиллерии. Выпустив две ракеты, он сбил F-4 Phantom BuNo 151485, который рухнул в море (лётчики командир Кристиансен и младший лейтенант Крамер катапультировались)[5]. Это девятая победа.
  • 31 октября 1968 Линдон Джонсон объявил о прекращении авианалётов, что означало невозможность для Ван Кока сбить боевой самолёт противника. Однако американцы отправляли беспилотные разведчики, и два из них Ван Кок сбил в декабре 1969 года. Ему приписывают, в частности, победу 20 декабря 1969 над OV-10 Bronco BuNo 155503 из эскадрильи VAL-4 «Чёрные пони», однако, поскольку вьетнамцы не были знакомы с подобным типом, а упомянутый самолёт был потерян над Южным Вьетнамом, вопрос о достоверности победы Ван Кока остаётся открытым (возможно, он перепутал его с беспилотным аппаратом Firebee).
События 7 мая 1968

Днём 7 мая 1968 года были совершены три вылета МиГ-21 из 921-го истребительного полка партизанских ВВС Вьетнама с авиабазы Тхо Сюань (ныне аэропорт Шаованг) в связи с угрозой совершения авианалёта ВВС США севернее 19-й параллели. Во всех вылетах участвовали Данг Нгок Нгу (англ.)русск., Нгуен Ван Минь и Нгуен Ван Кок[6]. В связи с недостаточной координацией разных частей 921-го истребительного полка и войсками ПВО вьетконговцев МиГ-21 был обстрелян зенитной артиллерией Вьетнама, поскольку зенитчики ошибочно приняли своих лётчиков за американцев[7]. В какой-то момент Данг Нгок Нгу также ошибочно принял самолёты Нгуенов за истребители ВВС США и сбросил баки с горючим для подготовки к атаке, прежде чем понял, что это «свои» самолёты[7].

Чуть позже Нгу и Кок достигли окрестностей До Луонга (к северо-востоку от Виня) и сделали три круга над районом, прежде чем получили информацию о приближении вражеской авиации со стороны моря — это и были истребители ВВС США[7]. Эти самолёты относились к 92-й истребительной эскадрилье ВВС США (англ.)русск.: пять истребителей F-4B Phantom II под командованием лейтенант-коммандера Эйнара С. Кристенсена взлетели с борта авианосца «Энтерпрайз»[8]. Бомбардировщик Douglas A-3 Skywarrior ВМС США, используя радиоэлектронное вооружение, пытался подавить вьетнамские коммуникации, однако сделать это ему не удалось, и Нгу отправился к противнику, следуя указаниям с земли[9].

Формация F-4B разделилась из-за ошибок с радарами, пытаясь преследовать вьетнамские МиГи[9]. В завязавшемся воздушном бое американцы выпустили две ракеты AIM-7 по противнику, но не попали[8]. Позже Нгу заметил два истребителя F-4B, которые находились в 5 км от его правого борта, но не смог занять позицию для их обстрела. Находившийся позади справа Нгуен Ван Кок собирался выйти из боя, поскольку у него заканчивалось топливо, однако на высоте 2500 метров он заметил истребитель F-4B и решил продолжить бой. Он устремился в погоню за американцами, которые двигались в сторону моря, и выпустил две ракеты К-13 типа «воздух-воздух», сбив самолёт на высоте 1500 метров[7]. Загоревшаяся машина рухнула в море примерно в 18:44 по местному времени[9].

Это была первая победа вьетнамских ВВС в 4-м военном округе Северного Вьетнама[7]. Сбитым оказался самолёт BuNo 151485 с позывным «Silver Kit 210» из 92-й истребительной эскадрильи[7][8]. Командир самолёта, лейтенант-коммандер Эйнар С. Кристенсон и его штурман лейтенант Уорт А. Крамер катапультировались и были спасены[8][10][11].

После войны

В 1970 году Ван Кок был направлен инструктором для подготовки новых пилотов ВВС Вьетнамской народной армии. В 1979 году он стал кандидатом в космонавты и отправился в Москву на отбор, однако не прошёл последний этап медицинского обследования (в итоге в космос полетел Фам Туан). В 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, а затем в 1999 году был назначен главным инспектором Министерства обороны. Ушел в отставку в 2002 году.

Награды

Награждён званием Героя Вооружённых Сил Социалистической Республики Вьетнам в 1969 году и двумя орденами «За боевой подвиг».

Видео по теме

Примечания

Литература

  • Davies, Peter. F-4Phantom II vs Mig-21 - USAF & VPAF in the Vietnam War. — Oxford : Osprey Publishing Ltd, 2008. — P. 80 pages.. — ISBN 978 1 84603 316 2.
  • Michel, Marshal L. Clashes: Air Combat over North Vietnam, 1965–1972. — Annapolis : Naval Institute Press, 2007. — ISBN 978-1-59114-519-6.
  • Toperczer, Istvan. MiG-21 Units of the Vietnam War. — Oxford : Osprey Publishing, 2001. — ISBN 1-84176-263-6.

Ссылки

wiki2.red

Нгуен Ван Кок — ВиКи

Происхождение

Родился в крестьянской семье в деревне Битьшон уезда Вьетйен провинции Бакзянг (50 км к востоку от Ханоя). Отец, Нгуен Ван Бай (вьетн. Nguyễn Văn Bảy), председатель уездного комитета Вьетминя во Вьетйене, в 1947 году попал в плен после боя против французской армии и был казнён оккупационными властями. Мать оказывала помощь войскам во время битвы при Дьенбьенфу в 1954 году.

Обучение в СССР

9 июня 1961 после окончания 8 класса школы им. Нго Ши Льена (вьетн. Ngô Sĩ Liên) в г. Бакзянге Нгуен Ван Кок поступил на военную службу во Вьетнамскую Народную Армию и был направлен на курсы военных лётчиков на аэродром Катби (вьетн. Cát bi) в окрестностях г. Хайфона. В августе 1962 г. Нгуен В.К. отправился в составе группы 120 человек в СССР (Москву) через Пекин. Обучался три месяца русскому языку, после обучения прибыл в Батайск (Ростовская область), где начал обучение на самолёте Як-18А. В начале 1963 года переброшен с группой из 30 человек в станицу Кущёвскую, где находилась учебная часть МиГ-17. В ноябре 1964 года после окончания курсов подготовки военных лётчиков в СССР вместе с 23 однокурсниками вернулся на родину, города которой уже бомбили американские самолёты.

Начало службы

Ван Кок начал участвовать в боях на самолёте МиГ-17, но, несмотря на хорошие результаты боёв, вынужден был переучиться на МиГ-21. Числился в составе 1-й эскадрильи 921-го истребительного авиаполка имени Красной Звезды. С июня 1965 по 1966 он снова находился в СССР, в Краснодаре. В октябре 1966 года он был принят в ряды Коммунистической партии Вьетнама. 14 декабря 1966 принял официальное боевое крещение на МиГ-21 после того, как его звено под командованием Нгуен Ньят Тьеу сбило три американских самолёта (сам Ван Кок не сбил никого, поскольку не обладал опытом). 23 августа 1967 вместе с тем же Нгуен Ньят Тьеу участвовал в одновременной атаке на американские самолёты: Ньят Тьеу сбил два самолёта при помощи Ван Кока. 2 января 1967 Ван Кок попался в ловушку, устроенную американскими истребителями F-4C Phantom: те ввели вьетнамских пилотов с МиГ-21 в заблуждение при помощи позывных F-105, и вьетнамцы по ошибке приняли истребители за бомбардировщики. Нгуен Ван Кок выжил чудом.

Победы в небе

Подтверждены следующие победы Нгуена Ван Кока[2][3][4]:

  • 30 апреля 1967 Кок одержал свою первую победу, сбив F-105D Thunderchief, который пилотировал старший лейтенант Роберт А. Эббот из 354-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного крыла. Эббот катапультировался и на земле был взят в плен вьетнамцами. По радиостанции он также услышал, что его несколько сотоварищей из F-105D Wild Weasel также были сбиты МиГ-21 из группы Ван Кока[5]
  • 23 августа 1967 после авианалёта ВВС США на Ханой Ван Кок при поддержке Нгуена Нхат Чью на МиГ-21 одержал вторую победу при помощи тактики «двойной атаки». Четыре самолёта МиГ-17 выступили в качестве приманки, а два МиГ-21 атаковали с тыла. Команде Ван Кока и Нхата Чью удалось сбить не менее трёх самолётов, причём жертвой Ван Кока стал F-4D BuNo 66-0238 из 555-й тактической истребительной эскадрильи (англ.)русск.. Пилот, майор Чарльз Р. Тайлер попал в плен, а капитан Р. Н. Ситтнер погиб[5].
  • 3 октября 1967 Нгуен Ван Кок одержал третью победу, которую некоторые источники не признают как таковую. Ему удалось обнаружить истребитель F-4 и поразить его ракетой Р-3. Лётчик Мур и радист Гальбрандсен успели катапультироваться. Но уже 9 октября Кок сбил F-105F BuNo 63-8330 из 13-й тактической истребительной эскадрильи: пилот самолёта Джеймс А. Клеменс попал в плен. 18 ноября Ван Коком был сбит F-105 Thunderchief BuNo 63-8295 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, который принёс ему пятую победу (погибли оба пилота: Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф)[5].
  • 20 ноября 1967 Нгуеном одержана шестая победа: сбит F-105D Thunderchief, который пилотировал лётчик Батлер[5].
  • 3 февраля 1968 Ван Кок одержал седьмую свою победу, сбив F-102A BuNo 56-1166 из 509-й эскадрильи истребителей перехватчиков. Пилот, первый лейтенант Уоллес Л. Уиггинс погиб при взрыве[5].
  • 23 февраля 1968 Нгуеном Ван Коком одержана восьмая победа и сбит F-4D, которым управляли пилот Гаттерсен и штурман Дональд[5].
  • 7 мая 1968 на своём МиГ-21, который получил прозвище «Красный 4326», при помощи ведомого Данга Нгок Нгу пилот Нгуен Ван Кок вышел на американцев, хотя изначально попал под ошибочный огонь наземной зенитной артиллерии. Выпустив две ракеты, он сбил F-4 Phantom BuNo 151485, который рухнул в море (лётчики командир Кристиансен и младший лейтенант Крамер катапультировались)[5]. Это девятая победа.
  • 31 октября 1968 Линдон Джонсон объявил о прекращении авианалётов, что означало невозможность для Ван Кока сбить боевой самолёт противника. Однако американцы отправляли беспилотные разведчики, и два из них Ван Кок сбил в декабре 1969 года. Ему приписывают, в частности, победу 20 декабря 1969 над OV-10 Bronco BuNo 155503 из эскадрильи VAL-4 «Чёрные пони», однако, поскольку вьетнамцы не были знакомы с подобным типом, а упомянутый самолёт был потерян над Южным Вьетнамом, вопрос о достоверности победы Ван Кока остаётся открытым (возможно, он перепутал его с беспилотным аппаратом Firebee).
События 7 мая 1968

Днём 7 мая 1968 года были совершены три вылета МиГ-21 из 921-го истребительного полка партизанских ВВС Вьетнама с авиабазы Тхо Сюань (ныне аэропорт Шаованг) в связи с угрозой совершения авианалёта ВВС США севернее 19-й параллели. Во всех вылетах участвовали Данг Нгок Нгу (англ.)русск., Нгуен Ван Минь и Нгуен Ван Кок[6]. В связи с недостаточной координацией разных частей 921-го истребительного полка и войсками ПВО вьетконговцев МиГ-21 был обстрелян зенитной артиллерией Вьетнама, поскольку зенитчики ошибочно приняли своих лётчиков за американцев[7]. В какой-то момент Данг Нгок Нгу также ошибочно принял самолёты Нгуенов за истребители ВВС США и сбросил баки с горючим для подготовки к атаке, прежде чем понял, что это «свои» самолёты[7].

Чуть позже Нгу и Кок достигли окрестностей До Луонга (к северо-востоку от Виня) и сделали три круга над районом, прежде чем получили информацию о приближении вражеской авиации со стороны моря — это и были истребители ВВС США[7]. Эти самолёты относились к 92-й истребительной эскадрилье ВВС США (англ.)русск.: пять истребителей F-4B Phantom II под командованием лейтенант-коммандера Эйнара С. Кристенсена взлетели с борта авианосца «Энтерпрайз»[8]. Бомбардировщик Douglas A-3 Skywarrior ВМС США, используя радиоэлектронное вооружение, пытался подавить вьетнамские коммуникации, однако сделать это ему не удалось, и Нгу отправился к противнику, следуя указаниям с земли[9].

Формация F-4B разделилась из-за ошибок с радарами, пытаясь преследовать вьетнамские МиГи[9]. В завязавшемся воздушном бое американцы выпустили две ракеты AIM-7 по противнику, но не попали[8]. Позже Нгу заметил два истребителя F-4B, которые находились в 5 км от его правого борта, но не смог занять позицию для их обстрела. Находившийся позади справа Нгуен Ван Кок собирался выйти из боя, поскольку у него заканчивалось топливо, однако на высоте 2500 метров он заметил истребитель F-4B и решил продолжить бой. Он устремился в погоню за американцами, которые двигались в сторону моря, и выпустил две ракеты К-13 типа «воздух-воздух», сбив самолёт на высоте 1500 метров[7]. Загоревшаяся машина рухнула в море примерно в 18:44 по местному времени[9].

Это была первая победа вьетнамских ВВС в 4-м военном округе Северного Вьетнама[7]. Сбитым оказался самолёт BuNo 151485 с позывным «Silver Kit 210» из 92-й истребительной эскадрильи[7][8]. Командир самолёта, лейтенант-коммандер Эйнар С. Кристенсон и его штурман лейтенант Уорт А. Крамер катапультировались и были спасены[8][10][11].

После войны

В 1970 году Ван Кок был направлен инструктором для подготовки новых пилотов ВВС Вьетнамской народной армии. В 1979 году он стал кандидатом в космонавты и отправился в Москву на отбор, однако не прошёл последний этап медицинского обследования (в итоге в космос полетел Фам Туан). В 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, а затем в 1999 году был назначен главным инспектором Министерства обороны. Ушел в отставку в 2002 году.

Награды

Награждён званием Героя Вооружённых Сил Социалистической Республики Вьетнам в 1969 году и двумя орденами «За боевой подвиг».

www.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Нгуен Ван Кок

TR | UK | KK | BE | EN |
нгуен ван коко, нгуен ван кокосово
Ас из асов В этом полном вьетнамском имени фамилия (Нгуен) стоит перед именем.

Нгуен Ван Кок (вьетн. Nguyễn Văn Cốc, родился в 1943 году во Вьетйенге) — вьетнамский лётчик, генерал-лейтенант ВВС Вьетнама. Во Вьетнамской войне одержал 9 воздушных побед на истребителе МиГ-21ПФ и стал самым результативным асом Вьетнама (признаётся асом как со стороны Вьетнама, так и со стороны США).

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Обучение в СССР
    • 1.3 Начало службы
    • 1.4 Победы в небе
    • 1.5 После войны
    • 1.6 Награды
  • 2 Примечания
  • 3 Ссылки

Биография

Происхождение

Родился в крестьянской семье в провинции Бак Занг (50 км к востоку от Ханоя). Отец, лидер Вьетминя, в 1947 году попал в плен после боя против французской армии и казнён. Мать оказывала помощь войскам во время битвы при Дьенбьенфу в 1954 году.

Обучение в СССР

9 июня 1961 Ван Кок был призван в армию и отправился в составе группы 120 человек в СССР через Пекин в Москву. Обучался три месяца русскому языку, после обучения прибыл в Батайск (Ростовская область), где начал обучение на самолёте Як-18А. В начале 1962 года переброшен с группой из 30 человек в станицу Кущёвскую, где находилась учебная часть МиГ-17. В октябре 1964 года после обучения вернулся на родину, в которой уже шла война против американских войск.

Начало службы

Ван Кок начал участвовать в боях на самолёте МиГ-17, но, несмотря на хорошие результаты боёв, вынужден был переучиться на МиГ-21. Числился в составе 1-й эскадрильи 921-го истребительного авиаполка имени Красной Звезды. С июня 1965 по 1966 он снова находился в СССР, в Краснодаре. В октябре 1966 года он был принят в ряды Коммунистической партии Вьетнама. 14 декабря 1966 принял официальное боевое крещение на МиГ-21 после того, как его звено под командованием Нгуен Ньят Тьеу сбило три американских самолёта (сам Ван Кок не сбил никого, поскольку не обладал опытом). 23 августа 1967 вместе с тем же Нгуен Ньят Тьеу участвовал в одновременной атаке на американские самолёты: Ньят Тьеу сбил два самолёта при помощи Ван Кока. 2 января 1967 Ван Кок попался в ловушку, устроенную американскими истребителями F-4C Phantom: те ввели вьетнамских пилотов с МиГ-21 в заблуждение при помощи позывных F-105, и вьетнамцы по ошибке приняли истребители за бомбардировщики. Нгуен Ван Кок выжил чудом.

Победы в небе

30 апреля 1967 Кок одержал свою первую победу, сбив F-105D Thunderchief, который пилотировал старший лейтенант Роберт А. Эббот из 354-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного крыла. Эббот катапультировался и на земле был взят в плен вьетнамцами. По радиостанции он также услышал, что его несколько сотоварищей из F-105D Wild Weasel также были сбиты МиГ-21 из группы Ван Кока.

23 августа 1967 после авианалёта ВВС США на Ханой Ван Кок при поддержке Нгуена Нхат Чью на МиГ-21 одержал вторую победу при помощи тактики «двойной атаки». Четыре самолёта МиГ-17 выступили в качестве приманки, а два МиГ-21 атаковали с тыла. Команде Ван Кока и Нхата Чью удалось сбить не мене трёх самолётов, причём жертвой Ван Кока стал F-4D BuNo 66-0238 из 555-й тактической истребительной эскадрильи. Пилот, майор Чарльз Р. Тайлер попал в плен, а капитан Р. Н. Ситтнер погиб.

3 октября 1967 Нгуен Ван Кок одержал третью победу, которую некоторые источники не признают как таковую. Ему удалось обнаружить истребитель F-4 и поразить его ракетой Р-3. Лётчик Мур и радист Гальбрандсен успели катапультироваться. Но уже 9 октября Кок сбил F-105F BuNo 63-8330 из 13-й тактической истребительной эскадрильи: пилот самолёта Джеймс А. Клеменс попал в плен. 18 ноября Ван Коком был сбит F-105 Thunderchief BuNo 63-8295 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, который принёс ему пятую победу (погибли оба пилота: Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф). 19 декабря Кок объявил о шестой своей победе над F-105, что не подтверждается американцами.

3 февраля 1968 Ван Кок одержал седьмую свою победу, сбив F-102A BuNo 56-1166 из 509-й эскадрильи истребителей перехватчиков. Пилот погиб при взрыве. 7 мая он одержал восьмую победу на своём МиГ-21, который получил прозвище «Красный 4326». При помощи ведомого Данга Нгок Нгу он вышел на американцев, хотя и

Дата рождения

1943(1943)

Место рождения

Вьетйенг, Бак Занг, Французский Индокитай

Принадлежность

Вьетнам Вьетнам

Род войск

авиация

Годы службы

1961—2002

Звание

генерал-лейтенант

Часть

921-й истребительный полк

Командовал

Як-18А, МиГ-17, МиГ-21ПФ (номер 4326)

Сражения/войны

Война во Вьетнаме

Награды и премии

www.turkaramamotoru.com

Нгуен Ван Кок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В этом полном вьетнамском имени фамилия (Нгуен) стоит перед именем.

Нгуен Ван Кок (вьетн. Nguyễn Văn Cốc, родился в 1942 году в уезде Вьетйен провинции Бакзянг - вьетнамский военный лётчик, генерал-лейтенант ВВС Вьетнамской Народной Армии. Во Вьетнамской войне одержал 11 воздушных побед на истребителе МиГ-21ПФ (включая 2 разведывательных БПЛА) и стал самым результативным асом Вьетнама (признаётся асом как со стороны Вьетнама, так и со стороны США). Сам он был сбит один раз.

Происхождение[править | править код]

Родился в крестьянской семье в деревне Битьшон уезда Вьетйен провинции Бакзянг (50 км к востоку от Ханоя). Отец, Нгуен Ван Бай (вьетн. Nguyễn Văn Bảy), председатель уездного комитета Вьетминя во Вьетйене, в 1947 году попал в плен после боя против французской армии и был казнён оккупационными властями. Мать оказывала помощь войскам во время битвы при Дьенбьенфу в 1954 году.

Обучение в СССР[править | править код]

9 июня 1961 после окончания 8 класса школы им. Нго Ши Льена (вьетн. Ngô Sĩ Liên) в г. Бакзянге Нгуен Ван Кок поступил на военную службу во Вьетнамскую Народную Армию и был направлен на курсы военных лётчиков на аэродром Катби (вьетн. Cát bi) в окрестностях г. Хайфона. В августе 1962 г. Нгуен В.К. отправился в составе группы 120 человек в СССР (Москву) через Пекин. Обучался три месяца русскому языку, после обучения прибыл в Батайск (Ростовская область), где начал обучение на самолёте Як-18А. В начале 1963 года переброшен с группой из 30 человек в станицу Кущёвскую, где находилась учебная часть МиГ-17. В ноябре 1964 года после окончания курсов подготовки военных лётчиков в СССР вместе с 23 однокурсниками вернулся на родину, города которой уже бомбили американские самолёты.

Начало службы[править | править код]

Ван Кок начал участвовать в боях на самолёте МиГ-17, но, несмотря на хорошие результаты боёв, вынужден был переучиться на МиГ-21. Числился в составе 1-й эскадрильи 921-го истребительного авиаполка имени Красной Звезды. С июня 1965 по 1966 он снова находился в СССР, в Краснодаре. В октябре 1966 года он был принят в ряды Коммунистической партии Вьетнама. 14 декабря 1966 принял официальное боевое крещение на МиГ-21 после того, как его звено под командованием Нгуен Ньят Тьеу сбило три американских самолёта (сам Ван Кок не сбил никого, поскольку не обладал опытом). 23 августа 1967 вместе с тем же Нгуен Ньят Тьеу участвовал в одновременной атаке на американские самолёты: Ньят Тьеу сбил два самолёта при помощи Ван Кока. 2 января 1967 Ван Кок попался в ловушку, устроенную американскими истребителями F-4C Phantom: те ввели вьетнамских пилотов с МиГ-21 в заблуждение при помощи позывных F-105, и вьетнамцы по ошибке приняли истребители за бомбардировщики. Нгуен Ван Кок выжил чудом.

Победы в небе[править | править код]

Подтверждены следующие победы Нгуена Ван Кока[2][3][4]:

  • 30 апреля 1967 Кок одержал свою первую победу, сбив F-105D Thunderchief, который пилотировал старший лейтенант Роберт А. Эббот из 354-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного крыла. Эббот катапультировался и на земле был взят в плен вьетнамцами. По радиостанции он также услышал, что его несколько сотоварищей из F-105D Wild Weasel также были сбиты МиГ-21 из группы Ван Кока[5]
  • 23 августа 1967 после авианалёта ВВС США на Ханой Ван Кок при поддержке Нгуена Нхат Чью на МиГ-21 одержал вторую победу при помощи тактики «двойной атаки». Четыре самолёта МиГ-17 выступили в качестве приманки, а два МиГ-21 атаковали с тыла. Команде Ван Кока и Нхата Чью удалось сбить не менее трёх самолётов, причём жертвой Ван Кока стал F-4D BuNo 66-0238 из 555-й тактической истребительной эскадрильи (англ.)русск.. Пилот, майор Чарльз Р. Тайлер попал в плен, а капитан Р. Н. Ситтнер погиб[5].
  • 3 октября 1967 Нгуен Ван Кок одержал третью победу, которую некоторые источники не признают как таковую. Ему удалось обнаружить истребитель F-4 и поразить его ракетой Р-3. Лётчик Мур и радист Гальбрандсен успели катапультироваться. Но уже 9 октября Кок сбил F-105F BuNo 63-8330 из 13-й тактической истребительной эскадрильи: пилот самолёта Джеймс А. Клеменс попал в плен. 18 ноября Ван Коком был сбит F-105 Thunderchief BuNo 63-8295 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, который принёс ему пятую победу (погибли оба пилота: Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф)[5].
  • 20 ноября 1967 Нгуеном одержана шестая победа: сбит F-105D Thunderchief, который пилотировал лётчик Батлер[5].
  • 3 февраля 1968 Ван Кок одержал седьмую свою победу, сбив F-102A BuNo 56-1166 из 509-й эскадрильи истребителей перехватчиков. Пилот, первый лейтенант Уоллес Л. Уиггинс погиб при взрыве[5].
  • 23 февраля 1968 Нгуеном Ван Коком одержана восьмая победа и сбит F-4D, которым управляли пилот Гаттерсен и штурман Дональд[5].
  • 7 мая 1968 на своём МиГ-21, который получил прозвище «Красный 4326», при помощи ведомого Данга Нгок Нгу пилот Нгуен Ван Кок вышел на американцев, хотя изначально попал под ошибочный огонь наземной зенитной артиллерии. Выпустив две ракеты, он сбил F-4 Phantom BuNo 151485, который рухнул в море (лётчики командир Кристиансен и младший лейтенант Крамер катапультировались)[5]. Это девятая победа.
  • 31 октября 1968 Линдон Джонсон объявил о прекращении авианалётов, что означало невозможность для Ван Кока сбить боевой самолёт противника. Однако американцы отправляли беспилотные разведчики, и два из них Ван Кок сбил в декабре 1969 года. Ему приписывают, в частности, победу 20 декабря 1969 над OV-10 Bronco BuNo 155503 из эскадрильи VAL-4 «Чёрные пони», однако, поскольку вьетнамцы не были знакомы с подобным типом, а упомянутый самолёт был потерян над Южным Вьетнамом, вопрос о достоверности победы Ван Кока остаётся открытым (возможно, он перепутал его с беспилотным аппаратом Firebee).
События 7 мая 1968[править | править код]

Днём 7 мая 1968 года были совершены три вылета МиГ-21 из 921-го истребительного полка партизанских ВВС Вьетнама с авиабазы Тхо Сюань (ныне аэропорт Шаованг) в связи с угрозой совершения авианалёта ВВС США севернее 19-й параллели. Во всех вылетах участвовали Данг Нгок Нгу (англ.)русск., Нгуен Ван Минь и Нгуен Ван Кок[6]. В связи с недостаточной координацией разных частей 921-го истребительного полка и войсками ПВО вьетконговцев МиГ-21 был обстрелян зенитной артиллерией Вьетнама, поскольку зенитчики ошибочно приняли своих лётчиков за американцев[7]. В какой-то момент Данг Нгок Нгу также ошибочно принял самолёты Нгуенов за истребители ВВС США и сбросил баки с горючим для подготовки к атаке, прежде чем понял, что это «свои» самолёты[7].

Чуть позже Нгу и Кок достигли окрестностей До Луонга (к северо-востоку от Виня) и сделали три круга над районом, прежде чем получили информацию о приближении вражеской авиации со стороны моря — это и были истребители ВВС США[7]. Эти самолёты относились к 92-й истребительной эскадрилье ВВС США (англ.)русск.: пять истребителей F-4B Phantom II под командованием лейтенант-коммандера Эйнара С. Кристенсена взлетели с борта авианосца «Энтерпрайз»[8]. Бомбардировщик Douglas A-3 Skywarrior ВМС США, используя радиоэлектронное вооружение, пытался подавить вьетнамские коммуникации, однако сделать это ему не удалось, и Нгу отправился к противнику, следуя указаниям с земли[9].

Формация F-4B разделилась из-за ошибок с радарами, пытаясь преследовать вьетнамские МиГи[9]. В завязавшемся воздушном бое американцы выпустили две ракеты AIM-7 по противнику, но не попали[8]. Позже Нгу заметил два истребителя F-4B, которые находились в 5 км от его правого борта, но не смог занять позицию для их обстрела. Находившийся позади справа Нгуен Ван Кок собирался выйти из боя, поскольку у него заканчивалось топливо, однако на высоте 2500 метров он заметил истребитель F-4B и решил продолжить бой. Он устремился в погоню за американцами, которые двигались в сторону моря, и выпустил две ракеты К-13 типа «воздух-воздух», сбив самолёт на высоте 1500 метров[7]. Загоревшаяся машина рухнула в море примерно в 18:44 по местному времени[9].

Это была первая победа вьетнамских ВВС в 4-м военном округе Северного Вьетнама[7]. Сбитым оказался самолёт BuNo 151485 с позывным «Silver Kit 210» из 92-й истребительной эскадрильи[7][8]. Командир самолёта, лейтенант-коммандер Эйнар С. Кристенсон и его штурман лейтенант Уорт А. Крамер катапультировались и были спасены[8][10][11].

После войны[править | править код]

В 1970 году Ван Кок был направлен инструктором для подготовки новых пилотов ВВС Вьетнамской народной армии. В 1979 году он стал кандидатом в космонавты и отправился в Москву на отбор, однако не прошёл последний этап медицинского обследования (в итоге в космос полетел Фам Туан). В 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, а затем в 1999 году был назначен главным инспектором Министерства обороны. Ушел в отставку в 2002 году.

Награды[править | править код]

Награждён званием Героя Вооружённых Сил Социалистической Республики Вьетнам в 1969 году и двумя орденами «За боевой подвиг».

  • Davies, Peter. F-4Phantom II vs Mig-21 - USAF & VPAF in the Vietnam War. — Oxford : Osprey Publishing Ltd, 2008. — P. 80 pages.. — ISBN 978 1 84603 316 2.
  • Michel, Marshal L. Clashes: Air Combat over North Vietnam, 1965–1972. — Annapolis : Naval Institute Press, 2007. — ISBN 978-1-59114-519-6.
  • Toperczer, Istvan. MiG-21 Units of the Vietnam War. — Oxford : Osprey Publishing, 2001. — ISBN 1-84176-263-6.

ru.wikiludia.com

Нгуен Ван Кок - WikiModern

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В этом полном вьетнамском имени фамилия (Нгуен) стоит перед именем.

Нгуен Ван Кок (вьетн.Nguyễn Văn Cốc, родился в 1943 году во Вьетйенге) — вьетнамский лётчик, генерал-лейтенант ВВС Вьетнама. Во Вьетнамской войне одержал 9 воздушных побед на истребителе МиГ-21ПФ и стал самым результативным асом Вьетнама (признаётся асом как со стороны Вьетнама, так и со стороны США). Сам он был сбит один раз.

Биография

Происхождение

Родился в крестьянской семье в провинции Бак Занг (50 км к востоку от Ханоя). Отец, лидер Вьетминя, в 1947 году попал в плен после боя против французской армии и казнён. Мать оказывала помощь войскам во время битвы при Дьенбьенфу в 1954 году.

Обучение в СССР

9 июня1961 Ван Кок был призван в армию и отправился в составе группы 120 человек в СССР (Москву) через Пекин. Обучался три месяца русскому языку, после обучения прибыл в Батайск (Ростовская область), где начал обучение на самолёте Як-18А. В начале 1962 года переброшен с группой из 30 человек в станицу Кущёвскую, где находилась учебная часть МиГ-17. В октябре 1964 года после обучения вернулся на родину, в которой уже шла война против американских войск.

Начало службы

Ван Кок начал участвовать в боях на самолёте МиГ-17, но, несмотря на хорошие результаты боёв, вынужден был переучиться на МиГ-21. Числился в составе 1-й эскадрильи 921-го истребительного авиаполка имени Красной Звезды. С июня 1965 по 1966 он снова находился в СССР, в Краснодаре. В октябре 1966 года он был принят в ряды Коммунистической партии Вьетнама. 14 декабря1966 принял официальное боевое крещение на МиГ-21 после того, как его звено под командованием Нгуен Ньят Тьеу сбило три американских самолёта (сам Ван Кок не сбил никого, поскольку не обладал опытом). 23 августа1967 вместе с тем же Нгуен Ньят Тьеу участвовал в одновременной атаке на американские самолёты: Ньят Тьеу сбил два самолёта при помощи Ван Кока. 2 января1967 Ван Кок попался в ловушку, устроенную американскими истребителями F-4C Phantom: те ввели вьетнамских пилотов с МиГ-21 в заблуждение при помощи позывных F-105, и вьетнамцы по ошибке приняли истребители за бомбардировщики. Нгуен Ван Кок выжил чудом.

Победы в небе

Подтверждены следующие победы Нгуена Ван Кока:

  • 30 апреля1967 Кок одержал свою первую победу, сбив F-105D Thunderchief, который пилотировал старший лейтенант Роберт А. Эббот из 354-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного крыла. Эббот катапультировался и на земле был взят в плен вьетнамцами. По радиостанции он также услышал, что его несколько сотоварищей из F-105D Wild Weasel также были сбиты МиГ-21 из группы Ван Кока
  • 23 августа1967 после авианалёта ВВС США на Ханой Ван Кок при поддержке Нгуена Нхат Чью на МиГ-21 одержал вторую победу при помощи тактики «двойной атаки». Четыре самолёта МиГ-17 выступили в качестве приманки, а два МиГ-21 атаковали с тыла. Команде Ван Кока и Нхата Чью удалось сбить не менее трёх самолётов, причём жертвой Ван Кока стал F-4D BuNo 66-0238 из 555-й тактической истребительной эскадрильи (англ.)русск.. Пилот, майор Чарльз Р. Тайлер попал в плен, а капитан Р. Н. Ситтнер погиб.
  • 3 октября1967 Нгуен Ван Кок одержал третью победу, которую некоторые источники не признают как таковую. Ему удалось обнаружить истребитель F-4 и поразить его ракетой Р-3. Лётчик Мур и радист Гальбрандсен успели катапультироваться. Но уже 9 октября Кок сбил F-105F BuNo 63-8330 из 13-й тактической истребительной эскадрильи: пилот самолёта Джеймс А. Клеменс попал в плен. 18 ноября Ван Коком был сбит F-105 Thunderchief BuNo 63-8295 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, который принёс ему пятую победу (погибли оба пилота: Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф).
  • 20 ноября1967 Нгуеном одержана шестая победа: сбит F-105D Thunderchief, который пилотировал лётчик Батлер.
  • 3 февраля1968 Ван Кок одержал седьмую свою победу, сбив F-102A BuNo 56-1166 из 509-й эскадрильи истребителей перехватчиков. Пилот, первый лейтенант Уоллес Л. Уиггинс погиб при взрыве.
  • 23 февраля1968 Нгуеном Ван Коком одержана восьмая победа и сбит F-4D, которым управляли пилот Гаттерсен и штурман Дональд.
  • 7 мая1968 на своём МиГ-21, который получил прозвище «Красный 4326», при помощи ведомого Данга Нгок Нгу пилот Нгуен Ван Кок вышел на американцев, хотя изначально попал под ошибочный огонь наземной зенитной артиллерии. Выпустив две ракеты, он сбил F-4 Phantom BuNo 151485, который рухнул в море (лётчики командир Кристиансен и младший лейтенант Крамер катапультировались). Это девятая победа.
  • 31 октября1968Линдон Джонсон объявил о прекращении авианалётов, что означало невозможность для Ван Кока сбить боевой самолёт противника. Однако американцы отправляли беспилотные разведчики, и два из них Ван Кок сбил в декабре 1969 года. Ему приписывают, в частности, победу 20 декабря1969 над OV-10 Bronco BuNo 155503 из эскадрильи VAL-4 «Чёрные пони», однако, поскольку вьетнамцы не были знакомы с подобным типом, а упомянутый самолёт был потерян над Южным Вьетнамом, вопрос о достоверности победы Ван Кока остаётся открытым (возможно, он перепутал его с беспилотным аппаратом Firebee).
События 7 мая 1968

Днём 7 мая 1968 года были совершены три вылета МиГ-21 из 921-го истребительного полка партизанских ВВС Вьетнама с авиабазы Тхо Сюань (ныне аэропорт Шаованг) в связи с угрозой совершения авианалёта ВВС США севернее 19-й параллели. Во всех вылетах участвовали Данг Нгок Нгу (англ.)русск., Нгуен Ван Минь и Нгуен Ван Кок. В связи с недостаточной координацией разных частей 921-го истребительного полка и войсками ПВО вьетконговцев МиГ-21 был обстрелян зенитной артиллерией Вьетнама, поскольку зенитчики ошибочно приняли своих лётчиков за американцев. В какой-то момент Данг Нгок Нгу также ошибочно принял самолёты Нгуенов за истребители ВВС США и сбросил баки с горючим для подготовки к атаке, прежде чем понял, что это «свои» самолёты.

Чуть позже Нгу и Кок достигли окрестностей До Луонга (к северо-востоку от Виня) и сделали три круга над районом, прежде чем получили информацию о приближении вражеской авиации со стороны моря — это и были истребители ВВС США. Эти самолёты относились к 92-й истребительной эскадрилье ВВС США (англ.)русск.: пять истребителей F-4B Phantom II под командованием лейтенант-коммандера Эйнара С. Кристенсена взлетели с борта авианосца «Энтерпрайз». Бомбардировщик Douglas A-3 Skywarrior ВМС США, используя радиоэлектронное вооружение, пытался подавить вьетнамские коммуникации, однако сделать это ему не удалось, и Нгу отправился к противнику, следуя указаниям с земли.

Формация F-4B разделилась из-за ошибок с радарами, пытаясь преследовать вьетнамские МиГи. В завязавшемся воздушном бое американцы выпустили две ракеты AIM-7 по противнику, но не попали. Позже Нгу заметил два истребителя F-4B, которые находились в 5 км от его правого борта, но не смог занять позицию для их обстрела. Находившийся позади справа Нгуен Ван Кок собирался выйти из боя, поскольку у него заканчивалось топливо, однако на высоте 2500 метров он заметил истребитель F-4B и решил продолжить бой. Он устремился в погоню за американцами, которые двигались в сторону моря, и выпустил две ракеты К-13 типа «воздух-воздух», сбив самолёт на высоте 1500 метров. Загоревшаяся машина рухнула в море примерно в 18:44 по местному времени.

Это была первая победа вьетнамских ВВС в 4-м военном округе Северного Вьетнама. Сбитым оказался самолёт BuNo 151485 с позывным «Silver Kit 210» из 92-й истребительной эскадрильи. Командир самолёта, лейтенант-коммандер Эйнар С. Кристенсон и его штурман лейтенант Уорт А. Крамер катапультировались и были спасены.

После войны

В 1970 году Ван Кок был направлен инструктором для подготовки новых пилотов ВВС Вьетнамской народной армии. В 1979 году он стал кандидатом в космонавты и отправился в Москву на отбор, однако не прошёл последний этап медицинского обследования (в итоге в космос полетел Фам Туан). В 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, а затем в 1999 году был назначен главным инспектором Министерства обороны. Ушел в отставку в 2002 году.

Награды

Награждён званием Героя Вооружённых Сил Социалистической Республики Вьетнам в 1969 году и двумя орденами «За боевой подвиг».

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

infosphere.top

Нгуен Ван Кок — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В этом полном вьетнамском имени фамилия (Нгуен) стоит перед именем.

Нгуен Ван Кок (вьетн. Nguyễn Văn Cốc, родился в 1943 году во Вьетйенге) — вьетнамский лётчик, генерал-лейтенант ВВС Вьетнама. Во Вьетнамской войне одержал 9 воздушных побед на истребителе МиГ-21ПФ и стал самым результативным асом Вьетнама (признаётся асом как со стороны Вьетнама, так и со стороны США).

Биография

Происхождение

Родился в крестьянской семье в провинции Бак Занг (50 км к востоку от Ханоя). Отец, лидер Вьетминя, в 1947 году попал в плен после боя против французской армии и казнён. Мать оказывала помощь войскам во время битвы при Дьенбьенфу в 1954 году.

Обучение в СССР

9 июня 1961 Ван Кок был призван в армию и отправился в составе группы 120 человек в СССР через Пекин в Москву. Обучался три месяца русскому языку, после обучения прибыл в Батайск (Ростовская область), где начал обучение на самолёте Як-18А. В начале 1962 года переброшен с группой из 30 человек в станицу Кущёвскую, где находилась учебная часть МиГ-17. В октябре 1964 года после обучения вернулся на родину, в которой уже шла война против американских войск.

Начало службы

Ван Кок начал участвовать в боях на самолёте МиГ-17, но, несмотря на хорошие результаты боёв, вынужден был переучиться на МиГ-21. Числился в составе 1-й эскадрильи 921-го истребительного авиаполка имени Красной Звезды. С июня 1965 по 1966 он снова находился в СССР, в Краснодаре. В октябре 1966 года он был принят в ряды Коммунистической партии Вьетнама. 14 декабря 1966 принял официальное боевое крещение на МиГ-21 после того, как его звено под командованием Нгуен Ньят Тьеу сбило три американских самолёта (сам Ван Кок не сбил никого, поскольку не обладал опытом). 23 августа 1967 вместе с тем же Нгуен Ньят Тьеу участвовал в одновременной атаке на американские самолёты: Ньят Тьеу сбил два самолёта при помощи Ван Кока. 2 января 1967 Ван Кок попался в ловушку, устроенную американскими истребителями F-4C Phantom: те ввели вьетнамских пилотов с МиГ-21 в заблуждение при помощи позывных F-105, и вьетнамцы по ошибке приняли истребители за бомбардировщики. Нгуен Ван Кок выжил чудом.

Победы в небе[2]

30 апреля 1967 Кок одержал свою первую победу, сбив F-105D Thunderchief, который пилотировал старший лейтенант Роберт А. Эббот из 354-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного крыла. Эббот катапультировался и на земле был взят в плен вьетнамцами. По радиостанции он также услышал, что его несколько сотоварищей из F-105D Wild Weasel также были сбиты МиГ-21 из группы Ван Кока.

23 августа 1967 после авианалёта ВВС США на Ханой Ван Кок при поддержке Нгуена Нхат Чью на МиГ-21 одержал вторую победу при помощи тактики «двойной атаки». Четыре самолёта МиГ-17 выступили в качестве приманки, а два МиГ-21 атаковали с тыла. Команде Ван Кока и Нхата Чью удалось сбить не мене трёх самолётов, причём жертвой Ван Кока стал F-4D BuNo 66-0238 из 555-й тактической истребительной эскадрильи. Пилот, майор Чарльз Р. Тайлер попал в плен, а капитан Р. Н. Ситтнер погиб.

3 октября 1967 Нгуен Ван Кок одержал третью победу, которую некоторые источники не признают как таковую. Ему удалось обнаружить истребитель F-4 и поразить его ракетой Р-3. Лётчик Мур и радист Гальбрандсен успели катапультироваться. Но уже 9 октября Кок сбил F-105F BuNo 63-8330 из 13-й тактической истребительной эскадрильи: пилот самолёта Джеймс А. Клеменс попал в плен. 18 ноября Ван Коком был сбит F-105 Thunderchief BuNo 63-8295 из 34-й тактической истребительной эскадрильи, который принёс ему пятую победу (погибли оба пилота: Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф). 19 декабря Кок объявил о шестой своей победе над F-105, что не подтверждается американцами.

3 февраля 1968 Ван Кок одержал седьмую свою победу, сбив F-102A BuNo 56-1166 из 509-й эскадрильи истребителей перехватчиков. Пилот погиб при взрыве. 7 мая он одержал восьмую победу на своём МиГ-21, который получил прозвище «Красный 4326». При помощи ведомого Данга Нгок Нгу он вышел на американцев, хотя изначально попал под ошибочный огонь наземной зенитной артиллерии. Выпустив две ракеты, он сбил F-4 Phantom BuNo 151485, который рухнул в море (лётчики командир Кристиансен и младший лейтенант Крамер катапультировались).

31 октября 1968 Линдон Джонсон объявил о прекращении авианалётов, что означало невозможность для Ван Кока сбить боевой самолёт противника. Однако американцы отправляли беспилотные разведчики, и два из них Ван Кок сбил в декабре 1969 года. Ему приписывают и победу 20 декабря 1969 над OV-10 Bronco BuNo 155503 из эскадрильи VAL-4 «Чёрные пони», однако, поскольку вьетнамцы не были знакомы с подобным типом, а упомянутый самолёт был потерян над Южным Вьетнамом, вопрос о достоверности победы Ван Кока остаётся открытым (возможно, он перепутал его с беспилотным аппаратом Firebee).

После войны

В 1970 году Ван Кок был направлен инструктором для подготовки новых пилотов ВВС Вьетнамской народной армии. В 1979 году он стал кандидатом в космонавты и отправился в Москву на отбор, однако не прошёл последний этап медицинского обследования (в итоге в космос полетел Фам Туан. В 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, а затем в 1999 году был назначен главным инспектором Министерства обороны. Ушел в отставку в 2002 году.

Награды

Награждён званием Героя Вооружённых Сил Социалистической Республики Вьетнам в 1969 году и двумя орденами «За боевой подвиг».

Напишите отзыв о статье "Нгуен Ван Кок"

Примечания

  1. 1 2 [wunderwafe.ru/Magazine/AirWar/22/AcesPlanes/index.htm Самолёты и форма асов]
  2. [www.airwar.ru/history/aces/acepostwar/pilot/nguencoc.html Страница на сайте Уголок неба]  (рус.)

Ссылки

  • [www.hranitels.ru/forum/showthread.php?t=3246 Ну ка подвинься узкоглазый, или вьетнамские лётчики асы.]  (рус.)
  • [navoine.ru/boy-as-in.html Один бой вьетнамского аса]  (рус.)
  • [www.astronaut.ru/index/in_pers/09_002.htm Страница в Космической энциклопедии]  (рус.)

Отрывок, характеризующий Нгуен Ван Кок

Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d'Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.

wiki-org.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о