История создания НАТО
НАТО, история его создания и деятельность.
Введение. В переводе с английского аббревиатура НАТО переводится как «Организация Североатлантического договора». В просторечии организация получила название Североатлантического Альянса. В настоящее время Альянс — крупнейшая военная организация мира, на него приходится более 70% общемировых военных расходов. По продолжительности жизни он не только пережил своего советского оппонента, но и взял в свою структуру бывших союзников СССР по Варшавскому блоку.
Основная часть. Поводом для создания Североатлантического альянса стала «холодная война», и тогда западный мир решил создать собственную организацию с целью защиты от возможного советского вторжения. Тем не менее, в 1955 году многие восточноевропейские страны создали Организацию Варшавского договора с целью защиты от возможного вторжения войск Северной Атлантики. Но и это событие не отменяет того факта, что НАТО было создано в опасной обстановке.
В 1949 году НАТО стал преемником Брюссельского пакта о западноевропейской коллективной безопасности. Одной из заинтересованных сторон в создании организации стали США в связи с необходимостью расширения влияния в Западной Европе. С 1952 года оно распространилось и на Балканский регион в связи с вступлением в НАТО Греции и Турции, ориентировавшиеся во внешней политике на западные страны. Членом НАТО в 1954 году стремился стать и СССР, но коллектив альянса отклонил заявку из-за невозможности принятия прямого противника. Россия и СССР во времена событий «холодной войны» были синонимами, а лорд Гастингс Лайонел Исмей, первый генсек Североатлантического Альянса, призывал «держать Россию» вне Европы. Вступление России в НАТО стало бы прямым противоречием тем принципам, согласно которым была создана западная система коллективной безопасности.
Другой причиной создания НАТО был контроль над Западной Германией с целью недопущения в стране возрождения нацизма и нацистских настроений. Стоит отметить заслугу НАТО о том, что ФРГ пересмотрела отношение к гитлеровскому наследию — это произошло благодаря активному воздействию американских патронов на Западную Германию.
Если обозначать саму сущность НАТО, то он стал одним из инструментов американского влияния в Европе, ровно как и расширения деятельности США во внешней политике. Без чёткой структуры в лице совместной организации оправдать присутствие американских войск в Европе было бы намного сложнее, особенно в силу отсутствия европейского воинского контингента по ту сторону Атлантики.
С 1990-х годов, а именно после окончания «холодной войны», отношения НАТО и РФ стали неоднозначными. Несмотря на расширение НАТО на восток, а именно ближе к российской границе, сотрудничество происходило в вопросе политического диалога и военного сотрудничества. Отдельным вопросам стала концентрация ядерного оружия на территории в РФ, как и рост его числа за счёт принятия ядерного оружия из Беларуси, Казахстана и Украины. Но вмешательство НАТО в Балканский кризис, в том числе агрессия в отношении Сербии, привело к заморозке контактов России и НАТО. Через девять лет из-за вмешательства России в грузино-осетинский кризис теперь уже Альянс замораживает отношения с Россией.
В настоящее время отношения России и НАТО следует назвать тяжёлыми в связи с последствиями украинского кризиса 2013-2014 года. Соперничество России и Запада никуда не делось, а после Мюнхенской речи Путина в 2007 году только возрастало и продолжает возрастать. Украина привлекательна для НАТО в качестве потенциального члена именно из-за соседства с Российской Федерацией. Воссоединение Крыма с Россией стало потерей важного стратегического пункта на Чёрном море в перспективах расширения НАТО на восток. Учитывая депрессивное экономическое состояние Украины, следует исключить экономический фактор возможного вхождения Украины в НАТО или хотя бы развития сотрудничества этой страны с альянсом. То же самое относится и к Грузии, разве только Абхазия и Южная Осетия не могут стать аналогом Крыма.
Следует отметить, что НАТО до окончания «холодной войны» официально не принимали участие ни в одном из военных конфликтов. Позже Альянс принял участие в боснийской войне, Ираке, Афганистане, Ливии, Судане. Расширяется влияние Альянса в Украине и в Грузии. В конце 1990-х — начале 2000-х в состав Североатлантического Альянса вошли как и бывшие союзники СССР по Варшавскому блоку, так и бывшие советские республики (Латвия, Литва, Эстония). Более двух третей финансов НАТО имеют американское происхождение, что неудивительно из-за исторического значения НАТО для США.
Выводы. НАТО пережил Организацию Варшавского договора и на сегодня имеет устойчивое развитие. Этому поспособствовали и привлечение новых членов Альянса из Восточной Европы, и украинский кризис, на поприще которого Североатлантический Альянс расширяет собственное влияние. Не стоит забывать, что НАТО необходимо для США как серьёзный инструмент активного ведения внешней политики, в том числе и на европейском направлении.
www.istmira.com
1949 Образование НАТО. 100 великих событий ХХ века
1949
Образование НАТО
После разгрома фашистской Германии и империалистической Японии силами антигитлеровской коалиции в мире впервые за всю историю возникла ситуация, когда в результате завершения войны не усиливается один империалистический хищник (или блок хищников) за счет другого, а возникает действительно коллективная система международной безопасности. Такую систему представляла в тот момент антигитлеровская коалиция во главе с СССР, США, Англией и Францией. Механизм этой коллективной системы, гарантирующей мир от повторного возрождения фашизма, был создан решениями Ялтинской и Потсдамской конференций. Этот механизм мог стать основой постоянной политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем, мог дать многим народам мира гарантии равноправного сотрудничества, утверждение своей государственной независимости и суверенитета.
Именно импульс коллективной безопасности, рожденный решениями Ялтинской и Потсдамской конференций, привел к рождению Организации Объединенных Наций, устав которой, утвержденный 26 июня 1945 г., содержит в себе положения о коллективной ответственности за международную безопасность.
Парижская мирная конференция 1946 г. закрепила, благодаря настойчивым усилиям СССР, принципы мирного урегулирования, открывшие для группы стран антифашистского блока возможность демократического развития. Это был действительно новый шаг, резко отличавшийся от того, которому подверглись страны, проигравшие в Первой мировой войне, в результате Версальского 1918 г. мирного договора.
Эмблема НАТО
В то же время разгром фашизма, рост международного авторитета СССР стали толчком к развертыванию во многих странах мира борьбы трудящихся против капитализма, порождающего фашизм, привели к подъему народно-демократического и национально-освободительного движений. Усиление этих прогрессивных тенденций вызвало со стороны империалистических государств ответные шаги, которые не только поставили под сомнение созданный механизм международной безопасности, но и фактически разрушили его.
25 января 1946 г. новый президент США Г. Трумэн выступил с меморандумом, положившим начало противостоянию США и СССР. 5 марта 1946 г. Фултонская речь Черчилля, произнесенная в присутствии президента Трумэна и одобренная им, фактически стала объявлением «холодной войны» и краеугольным камнем англо-американского военно-политического блока, направленного против СССР и всех прогрессивных сил.
3 декабря 1946 года США и Англия заключают сепаратное соглашение о слиянии американской и английской оккупационных зон в Германии, т. е. фактически отказываются от решений антигитлеровской коалиции, ведут к расколу Германии и создают условия для ее ремилитаризации. 12 марта 1947 г. Г. Трумэн призывает США поддержать действия против революционно-демократических сил в Греции и Турции, предложив Конгрессу США выделить для этого 400 млн долл. Начинается период реакционной политики империалистических держав во главе с Соединенными Штатами Америки, получившей название «доктрины Трумэна».
5 июня 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл объявляет о планах экономической помощи для восстановления Европы («план Маршалла»). Причем эта помощь предлагается на строго оговоренных со стороны США политических условиях и в виде так называемых «связанных товарных кредитов». По сути, этим «планом» США стремились решить двуединую задачу: во-первых, спасти и стабилизировать европейский капитализм, который уже был не в состоянии сопротивляться росту борьбы трудящихся за социализм, во-вторых, усилить позиции американского монополистического капитала в Европе.
По сути, «план Маршалла» продолжал ту же политику, которую провозгласила «доктрина Трумэна», но, учитывая резко негативное восприятие последней в Европе (да и в США), этой политике была придана видимость «чисто экономической программы». Механизм осуществления этой политики сводился к следующему: государственные органы США за счет средств федерального бюджета закупали по высоким ценам, преимущественно у американских монополий, производимую ими продукцию и передавали ее государственным органам европейских стран. Полученные товары продавались в этих странах по высоким рыночным ценам, а вырученные деньги накапливались на специальных счетах в центральных банках, причем распоряжаться ими можно было лишь с согласия американской администрации.
При таком механизме финансирование этого плана покрывалось за счет налогового ограбления американских трудящихся и ценового ограбления европейских трудящихся.
В то же время открытие европейских рынков для товаров американских монополий открывало также для них путь на рынки колоний европейских стран, позволяло укрепиться и там. Используя механизм «плана Маршалла», американский капитал установил свой контроль над богатыми месторождениями никеля в странах «Французского союза», олова – в голландских колониях, урановой руды – в Конго, каучука – в Малайе, хрома – в Турции и т. д.
Контроль за расходованием средств позволял определять, каким отраслям экономики развиваться, а каким нет, позволял расчищать путь американским товарам, защищая их от европейской конкуренции. США получили также право на вмешательство в валютно-финансовую политику этих стран, что вело к подчинению западных валют американскому доллару.
Самое главное, предоставление «помощи» позволяло США диктовать политические условия странам-получателям: сохранение свободного рынка, частной собственности, демократии американского образца. Помощь оказывалась не тем странам, которые наиболее пострадали от войны, а тем, где правительства поддерживали агрессивную политику со стороны США. Одной из целей «плана Маршалла» была попытка принудить страны Европы, ставшие на путь социализма, к реставрации капиталистического строя посредством оговаривания таких условий получения кредитов, которые привели бы к отказу от проведения социалистических преобразований. Не случайно и СССР, и страны народной демократии от такой «помощи» отказались.
В то же время осуществление этого «плана» вело к милитаризации экономик этих стран. Всего для осуществления этого «плана» США выделили 13,3 млрд долл. Из них на прямые военные расходы было израсходовано более 2,5 млрд долл., сооружено и расширено 135 военно-промышленных объектов.
17 марта 1948 г. Англия, Франция и страны Бенилюкса подписали Брюссельский договор о коллективной обороне сроком на 50 лет, который подрывал принципы международной коллективной безопасности, заложенные в решениях Ялтинской и Потсдамской конференций, стал шагом к военному противостоянию с СССР и основой для формирования Североатлантического блока. 10 декабря 1948 г. в Вашингтоне начинаются переговоры о заключении Североатлантического договора с участием государств Брюссельского договора, США и Канады, а 4 апреля 1949 года в Вашингтоне правительства Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Англии, США и Франции подписывают этот договор. Несколько позже в него были включены Греция, Турция и Западная Германия. Обращает на себя внимание то, что в его состав вошла фашистская салазаровская Португалия. Бундесвер активно вооружаемой Западной Германии со временем составит костяк сухопутных войск НАТО в Европе.
Так возникает НАТО (North Atlantic Treaty Organisation – Организация Североатлантического договора). В рамках ООН появляется военная организация, которая противопоставляет интересы крупных империалистических государств во главе с США интересам всего остального мира, и в первую очередь СССР, который участники НАТО обвиняют в агрессивности. Но за пять послевоенных лет наша страна сократила свою армию с 6,5 млн человек до 2,6 млн, то есть почти втрое. В то же время объединенные вооруженные силы стран НАТО превысили 6 млн человек. За это время со стороны СССР и образовавшихся в Центральной и Восточной Европе стран народной демократии не делалось никаких организационных шагов, идущих вразрез с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций.
На самом деле создание этой военной организации облегчало буржуазии западноевропейских стран борьбу против демократических движений в своих собственных странах и национально-освободительного движения в колониях. Ради этого монополистическая буржуазия пошла даже на предательство интересов своих стран, на потерю части своего суверенитета и независимости.
За полувековой период своего существования блок НАТО ярко продемонстрировал свою агрессивную сущность. Этот блок превратился в военную дубинку мирового империализма, развернув немыслимую гонку вооружений.
Тон в этой гонке задавали США, давшие ей старт 6 августа 1945 г. взрывом атомной бомбы над Хиросимой. Для этого только за первые три года военные бюджеты стран НАТО были увеличены с 18,7 млрд долл. США до 42,2 млрд долл., а к 1953 г. превысили 64 млрд долл., то есть возросли более чем в три с половиной раза.
Американская интервенция в Корее в 1950 г. была активно поддержана другими странами НАТО и открыла длинный перечень агрессивных действий Североатлантического альянса, направленных не только против СССР и стран, ставших на путь социалистического развития, но и против национально-освободительного движения. За полвека страны НАТО развязали 53 военных конфликта, в ряду которых войны во Вьетнаме, Камбодже, Конго, Алжире, Египте, интервенция против КНДР, оккупация Тайваня, интервенция против Гватемалы, Кубы и многие другие.
Особую угрозу блок НАТО представлял для системы безопасности в Европе. В 1950 г., в мирное время, создаются объединенные вооруженные силы НАТО, что означало создание сильного ударного кулака, находящегося в полной боевой готовности. Начиная с этого периода военная доктрина НАТО рассматривает в качестве своей главной цели СССР и страны, ставшие на социалистический путь развития. Согласно этой доктрине, армия США брала на себя функции «ядерного меча», а вооруженные силы стран Западной Европы – сухопутного «щита». В этой доктрине наглядно проявилась зависимость от империализма США европейских империалистических стран, которым отводилась роль «пушечного мяса».
Создание объединенных вооруженных сил вело к обострению международной напряженности. Вступление в НАТО Западной Германии вынудило страны Восточной и Центральной Европы пойти на создание оборонительного Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан 14 мая 1955 г.
Создание военного блока НАТО стало началом «блоковой» политики ведущих империалистических держав. В сентябре 1951 года был создан военный блок АНЗЮС в составе США, Австралии и Новой Зеландии. В 1954 г. создается военный блок СЕАТО в составе США, Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Филиппин и Пакистана. В 1955 г. создается военный блок СЕНТО на Ближнем и Среднем Востоке в составе Англии, Турции, Ирана, Пакистана и Ирака. В 50?х гг. США добились также усиления военной направленности Организации американских государств. Таким образом, на основе НАТО и системы военных блоков создавалась единая военно-политическая система, распространяемая на весь капиталистический мир, управляемая американским империализмом и ему послушная. Мир все ближе подходил к грани войны.
Учитывая опасность противостояния и стремясь возродить коллективную систему международной безопасности, СССР в 1954 г. обратился с официальным предложением о присоединении страны к Североатлантическому договору. 7 мая 1954 г. сессия совета НАТО отклонила это предложение, подтвердив тем самым его агрессивную направленность против СССР и других социалистических стран.
Попытка представить НАТО в качестве «миротворческой» организации, позволяющей не допускать межгосударственные и межнациональные конфликты, опровергается самой историей стран, входящих в этот блок. За весь период существования НАТО США более десяти раз осуществляли военные интервенции в Центральной и Латинской Америке. Великобритания уже более столетия не может решить незатухающий межнациональный конфликт, связанный с оккупацией Северной Ирландии. Франция запятнала себя войной в Алжире. А чего стоит тщательно замалчиваемая война в 1970?х годах между двумя членами НАТО – Грецией и Турцией – и раскол Кипра? Нельзя также назвать образцом для подражания периодическое установление военных режимов в странах НАТО, как это было в тех же Греции и Турции.
Остановить угрозу войны было возможно лишь активной борьбой за мир. В этих условиях по инициативе СССР развернулось международное движение в защиту мира, которое вскоре превратилось во всемирное. Первый Всемирный конгресс сторонников мира состоялся в 1949 г. одновременно в Париже и Праге с участием более двух тысяч делегатов из 72 стран мира. В пятидесятых годах наша страна провозглашает политику, основанную на принципах мирного сосуществования, инициирует переговоры с США о запрещении испытаний оружия массового поражения, о сокращении вооружений. И это несмотря на преимущества СССР и в разработке ядерного оружия, и в создании космической техники. Эта политика давала свои успехи.
В июле 1963 г. СССР, США и Великобритания подписывают соглашение о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, а в октябре вступает в силу соответствующий Московский договор. В 60?х годах начинает работать Женевская конференция по разоружению. В 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия и начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). В 1975 г. вступил в силу процесс постоянного Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в результате подписания в Хельсинки Заключительного акта СБСЕ.
Но НАТО не спешило отказываться от агрессивных намерений. В декабре 1976 г. Североатлантический совет отклонил предложения стран Варшавского договора об отказе от применения первыми ядерного оружия и об ограничении членства в НАТО. Несмотря на это, мирный процесс требовал дальнейшего сокращения вооружений, который НАТО пыталось обходить. Так, в 1979 г. в Вене подписывается Договор ОСВ-II (который США впоследствии не ратифицировали), и в том же году НАТО принимает решение о развертывании в Европе американских крылатых ракет наземного базирования и ракет «Першинг-2». С 1983 г. НАТО разворачивает в Европе ядерные ракеты средней дальности.
В целом следует сделать вывод, что Европа не пережила за этот период натовской агрессии только потому, что СССР и Варшавский договор их сдерживали тем, что были готовы дать достойный ответ. Но ситуация изменилась коренным образом после разрушения СССР и социалистического лагеря.
Начало 90?х гг. ХХ века привело к прекращению существования не только СССР, но и Варшавского договора. Но за этим не последовала ликвидация НАТО. Переход к монополярному миру не привел к уменьшению агрессивных устремлений ведущих империалистических государств. В мире утверждался «новый порядок», в котором группа империалистических стран, так называемый «золотой миллиард», поставила в полную зависимость от своих интересов остальной мир – все более превращающийся в Периферию, теряющую право на развитие. Военному блоку НАТО в этой поляризации отводилась особая роль, которая быстро проявилась и в политике и на практике. В политике она воплотилась в новой Стратегической концепции Североатлантического союза, принятой советом НАТО в Риме, а на практике – во время войны против Ирака («Буря в пустыне») с участием войск НАТО, а затем против Союзной Республики Югославии.
«Новая доктрина», зафиксированная в Стратегической концепции Североатлантического союза, исходит из того, что у НАТО исчезли в Европе противники, но, несмотря на это, настаивает на развитии «особого характера европейской безопасности и оборонной роли». Суть его проста – НАТО будет определять необходимые меры по безопасности, выбирать врагов этой безопасности. Если исчезла прямая угроза безопасности для Североатлантического союза, то сохраняется «довольно большая неопределенность в отношении будущего и некоторая угроза безопасности», которая «многогранна и имеет многостороннюю направленность». За этой расплывчатой формулировкой скрывается право НАТО судить и наказывать любого, кто ему покажется неугодным и опасным.
Но империалистическим странам мало господства на своей собственной территории. Вслед за заявлением США о том, что весь мир является зоной их «жизненных интересов», аналогичную позицию занимает и НАТО. Пункт 13 Стратегической концепции четко определяет глобальные задачи этого блока: 1) предотвращение распространения оружия массового поражения; 2) предотвращение нарушения потока жизненно важных ресурсов; 3) предотвращение актов терроризма и саботажа. То есть ресурсы всего мира должны служить процветанию стран НАТО, а если кто будет сопротивляться такому порядку, саботировать его, или тем более бороться против него, то для таких и сохранена военная дубинка блока.
Не снимается и подозрительность к странам, переставшим противостоять идеологически, но имеющим мощный военный потенциал, в том числе и к России, как об этом говорится в п. 14. При этом Стратегическая концепция сохраняет подчиненное положение европейских стран перед США, подкрепленное присутствием американских обычных и ядерных вооруженных сил.
«Новая доктрина», по сути, подтверждает агрессивную сущность НАТО, но теперь уровень претензий достигает всемирного масштаба. Оставалось только устранить последних «непокорных» в Европе.
В этот период военные расходы стран НАТО достигают астрономических величин: в 1980 г. – 255,1 млрд долл. США, в 1985-м – 327,9 млрд долл., в 1990-м – 503,9 млрд долл., в 1992-м – 509,1 млрд долл.
Одним из элементов «новой доктрины» НАТО стал процесс расширения этой военной организации. С целью развития Стратегической концепции разрабатывается программа «Партнерство ради мира», которая утверждается в начале 1994 г. Согласно этой программе, НАТО намечает ряд мероприятий, направленных на установление сначала контроля за состоянием обороны и вооружений тех стран Европы, которые не входят в блок, в первую очередь стран Варшавского договора. Затем посредством ряда мероприятий планируется установление зависимости этих стран в военных вопросах от НАТО. Главная их цель – лишить эти страны возможности ведения самостоятельной военной политики.
Установление такого контроля и зависимости предполагает в первую очередь ликвидацию в этих странах собственной оборонной промышленности – военно-промышленного комплекса. В Программе это направление было утверждено как оказание помощи государствам-партнерам в осуществлении конверсии оборонного сектора. Главный рычаг осуществления – приватизация, выведение оборонных предприятий из-под контроля государства. Основные формы реализации – перепрофилирование, закрытие, прекращение обучения специалистов в военной промышленности.
Вторым важным для НАТО моментом создания системы зависимости этих стран в военных вопросах стал вопрос о рассекречивании важнейших научных разработок в военной области, скупке или получении в ходе «научных обменов», «курсов повышения квалификации» и др. соответствующих разработок. Следующим шагом стало переманивание ведущих научных специалистов в военной сфере на работу в страны НАТО – «утечка мозгов».
Третьим элементом установления контроля и зависимости стали программы «оптимизации» государственных бюджетов стран-партнеров в соотношении расходов на военные и невоенные нужды. Военные бюджеты этих стран начинают строиться по «рекомендациям» экспертов НАТО.
В условиях колоссального развала экономик бывших социалистических стран вследствие реставрации капитализма США и другие страны НАТО как непосредственно, так и посредством международных финансовых институтов предлагают финансовую помощь и кредиты на таких условиях, которые позволяют сначала поставить под контроль финансовую политику страны, а потом и в целом экономику и военные расходы в особенности.
Для осуществления такого контроля и создания системы зависимости программа предполагает создание на территории стран-партнеров системы «информационных центров» НАТО с институтом экспертов по различным направлениям. Одновременно задачей этих центров становится формирование положительного имиджа НАТО среди местного населения с целью уменьшения протестного потенциала.
В области стратегии программа «Партнерство ради мира» осуществляет ряд мероприятий по привитию национальной политике стран-партнеров натовского видения и понимания сути миротворческих процессов, закрепленного в «новой доктрине». В первую очередь миротворческие мероприятия переориентируются на решение вопросов по «преодолению кризисов» внутри этих стран, созданию механизмов подавления возмущения собственного народа результатами капиталистических реформ. Вторым моментом становится контроль за рынком вооружений и техники. Третьим моментом стратегии становится подчинение внешней политике НАТО в вопросах определения и наказания «неугодных» стран и народов под видом борьбы с терроризмом. Четвертым – использование стран-партнеров для установления контроля НАТО за основными мировыми потоками сырьевых, энергетических и прочих ресурсов в интересах стран НАТО.
В военной сфере программа открывает доступ НАТО в воздушное пространство стран-партнеров, позволяет установить контроль за средствами ПВО, контроль за состоянием мобилизационного резерва, состоянием перевооружения. Благодаря программе для НАТО открывается возможность сначала навязать свои стандарты вооружений и техники, а потом и саму технику, вынуждая страны-партнеры покупать оружие НАТО.
Только в контексте перечисленных выше задач можно понять суть и направленность тех совместных учений, которые проводятся в рамках программы «Партнерство ради мира».
В течение 1994 г. 23 страны подписывают Рамочный документ программы «Партнерство ради мира» в такой последовательности: Румыния, Литва, Польша, Эстония, Венгрия, Украина, Словакия, Болгария, Латвия, Албания, Чехия, Молдова, Грузия, Словения, Азербайджан, Швеция, Финляндия, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация (22 июня!), Узбекистан и Армения. Для ряда стран подписываются индивидуальные программы партнерства, которые становятся подготовкой этих стран к вступлению в НАТО.
Вскоре три страны: Чехия, Польша и Венгрия становятся членами НАТО, увеличив состав блока до 19 стран.
На встрече в Кёльне 10 июня 1996 г. государствами – членами ЕС, США, Россией, другими государствами юго-восточного региона Европы (кроме Югославии), а также крупными империалистическими организациями (ОБСЕ, МВФ, ОЭСБ, Мировым банком и т. д.) был подписан так называемый «Пакт стабильности в Юго-Восточной Европе».
Благодаря идеологическим, пропагандистским и экономическим усилиям страны НАТО спровоцировали гражданский конфликт внутри Союзной Республики Югославии, после чего было развязано вооруженное вмешательство. В 1994 г. впервые после Второй мировой войны войска НАТО открыто участвовали в военных действиях на территории Европы с участием военно-морского флота, авиации и наземных войск. Политики стран НАТО активно стимулировали сепаратизм внутри СРЮ, а потом всеми средствами добивались выполнения требований сепаратистов.
Но особо разрушительной и кровавой стала агрессия против СРЮ в 1999 г., которая по интенсивности и военной мощи уступала только Второй мировой войне. Эту агрессию непосредственно осуществляло НАТО, союз 19 наиболее развитых стран, причем 10 из них активно участвовали в агрессии.
За период с 24 марта по 24 апреля в боевых действиях участвовали 1100 самолетов НАТО, которые совершили более 25 200 боевых вылетов над территорией Югославии, сбросив при этом более 25 000 тонн взрывчатых веществ. Те страны НАТО, которые непосредственно в боевых действиях не участвовали, способствовали агрессии, предоставляя агрессорам свою территорию и инфраструктуру.
Боевые действия были начаты с вопиющим нарушением положения статьи 2 Устава ООН, в отсутствие резолюции Совета Безопасности ООН. Это свидетельствовало о том, что страны НАТО во главе с США встали на путь игнорирования ООН как инструмента международной политики и международной безопасности.
В результате интенсивных ежедневных бомбардировок и обстрелов территории Югославии пострадали жилые районы, учреждения здравоохранения и образования, культурные и культовые сооружения, промышленные объекты, дороги, мосты, автобусы и поезда, а также сотни тысяч мирных жителей. Дети составляют 30 % убитых мирных жителей и 40 % раненых. Повреждение электростанций и линий электропередачи на территории Югославии привело к полному прекращению снабжения водой и электричеством, вызвало настоящую гуманитарную катастрофу. А загрязнение окружающей среды в результате применения зарядов, содержащих обедненный уран, а также разрушения химических и нефтеперерабатывающих заводов, нанесли непоправимый урон жизни и здоровью населения не только Югославии, но и их соседей, всей Европе.
Этими действиями НАТО нарушило международное гуманитарное право и положения международного права по транспорту и охране окружающей среды.
Разрушение страны в центре Европы – вот последствие действий НАТО по «умиротворению» Югославии. Война против Югославии является в настоящее время наиболее полной реализацией новой доктрины НАТО.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Образование НАТО / 100 великих событий XX века
После разгрома фашистской Германии и империалистической Японии силами антигитлеровской коалиции в мире впервые за всю историю возникла ситуация, когда в результате завершения войны не усиливается один империалистический хищник (или блок хищников) за счёт другого, а возникает действительно коллективная система международной безопасности.
Такую систему представляла в тот момент антигитлеровская коалиция во главе с СССР, США, Англией и Францией. Механизм этой коллективной системы, гарантирующей мир от повторного возрождения фашизма, был создан решениями Ялтинской и Потсдамской конференций. Этот механизм мог стать основой постоянной политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем, мог дать многим народам мира гарантии равноправного сотрудничества, утверждение своей государственной независимости и суверенитета.
Именно импульс коллективной безопасности, рождённый решениями Ялтинской и Потсдамской конференций, привёл к рождению Организации Объединённых Наций, устав которой, утверждённый 26 июня 1945 года, содержит в себе положения о коллективной ответственности за международную безопасность.
Парижская мирная конференция 1946 года закрепила, благодаря настойчивым усилиям СССР, принципы мирного урегулирования, открывшие для группы стран антифашистского блока возможность демократического развития. Это был действительно новый шаг, резко отличавшийся от того, которому подверглись страны, проигравшие в Первой мировой войне, в результате Версальского 1918 года мирного договора.
В то же время разгром фашизма, рост международного авторитета СССР стали толчком к развёртыванию во многих странах мира борьбы трудящихся против капитализма, порождающего фашизм, привели к подъёму народно-демократического и национально-освободительного движений. Усиление этих прогрессивных тенденций вызвало со стороны империалистических государств ответные шаги, которые не только поставили под сомнение созданный механизм международной безопасности, но и фактически разрушили его.
25 января 1946 года новый президент США Г. Трумэн выступил с меморандумом, положившим начало противостоянию США и СССР. 5 марта 1946 года Фултонская речь Черчилля, произнесенная в присутствии президента Трумэна и одобренная им, фактически стала объявлением «холодной войны» и краеугольным камнем англо-американского военно-политического блока, направленного против СССР и всех прогрессивных сил.
3 декабря 1946 года США и Англия заключают сепаратное соглашение о слиянии американской и английской оккупационных зон в Германии, то есть фактически отказываются от решений антигитлеровской коалиции, ведут к расколу Германии и создают условия для её ремилитаризации. 12 марта 1947 года Г. Трумэн призывает США поддержать действия против революционно-демократических сил в Греции и Турции, предложив Конгрессу США выделить для этого 400 миллионов долларов. Начинается период реакционной политики империалистических держав во главе с Соединёнными Штатами Америки, получившей название «доктрины Трумэна».
5 июня 1947 года госсекретарь США Дж. Маршалл объявляет о планах экономической помощи для восстановления Европы («план Маршалла»). Причём эта помощь предлагается на строго оговорённых со стороны США политических условиях и в виде так называемых «связанных товарных кредитов». По сути, этим «планом» США стремились решить двуединую задачу: во-первых, спасти и стабилизировать европейский капитализм, который уже был не в состоянии сопротивляться росту борьбы трудящихся за социализм, во-вторых, усилить позиции американского монополистического капитала в Европе.
По сути, «план Маршалла» продолжал ту же политику, которую провозгласила «доктрина Трумэна», но, учитывая резко негативное восприятие последней в Европе (да и в США), этой политике была придана видимость «чисто экономической программы». Механизм осуществления этой политики сводился к следующему: государственные органы США за счёт средств федерального бюджета закупали по высоким ценам, преимущественно у американских монополий, производимую ими продукцию и передавали её государственным органам европейских стран. Полученные товары продавались в этих странах по высоким рыночным ценам, а вырученные деньги накапливались на специальных счетах в центральных банках, причём распоряжаться ими можно было лишь с согласия американской администрации.
При таком механизме финансирование этого плана покрывалось за счёт налогового ограбления американских трудящихся и ценового ограбления европейских трудящихся.
В то же время открытие европейских рынков для товаров американских монополий открывало также для них путь на рынки колоний европейских стран, позволяло укрепиться и там. Используя механизм «плана Маршалла», американский капитал установил свой контроль над богатыми месторождениями никеля в странах «Французского союза», олова — в голландских колониях, урановой руды — в Конго, каучука — в Малайе, хрома — в Турции и так далее.
Контроль за расходованием средств позволял определять, каким отраслям экономики развиваться, а каким нет, позволял расчищать путь американским товарам, защищая их от европейской конкуренции. США получили также право на вмешательство в валютно-финансовую политику этих стран, что вело к подчинению западных валют американскому доллару.
Самое главное, предоставление «помощи» позволяло США диктовать политические условия странам-получателям: сохранение свободного рынка, частной собственности, демократии американского образца. Помощь оказывалась не тем странам, которые наиболее пострадали от войны, а тем, где правительства поддерживали агрессивную политику со стороны США. Одной из целей «плана Маршалла» была попытка принудить страны Европы, ставшие на путь социализма, к реставрации капиталистического строя посредством оговаривания таких условий получения кредитов, которые привели бы к отказу от проведения социалистических преобразований. Не случайно и СССР, и страны народной демократии от такой «помощи» отказались.
В то же время осуществление этого «плана» вело к милитаризации экономик этих стран. Всего для осуществления этого «плана» США выделили 13,3 миллиарда долларов. Из них на прямые военные расходы было израсходовано более 2,5 миллиарда долларов, сооружено и расширено 135 военно-промышленных объектов.
17 марта 1948 года Англия, Франция и страны Бенилюкса подписали Брюссельский договор о коллективной обороне сроком на 50 лет, который подрывал принципы международной коллективной безопасности, заложенные в решениях Ялтинской и Потсдамской конференций, стал шагом к военному противостоянию с СССР и основой для формирования Североатлантического блока. 10 декабря 1948 года в Вашингтоне начинаются переговоры о заключении Североатлантического договора с участием государств Брюссельского договора, США и Канады, а 4 апреля 1949 года в Вашингтоне правительства Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Англии, США и Франции подписывают этот договор. Несколько позже в него были включены Греция, Турция и Западная Германия. Обращает на себя внимание то, что в его состав вошла фашистская салазаровская Португалия. Бундесвер активно вооружаемой Западной Германии со временем составит костяк сухопутных войск НАТО в Европе.
Так возникает НАТО (North Atlantic Treaty Organisation — Организация Североатлантического договора). В рамках ООН появляется военная организация, которая противопоставляет интересы крупных империалистических государств во главе с США интересам всего остального мира, и в первую очередь СССР, который участники НАТО обвиняют в агрессивности. Но за пять послевоенных лет наша страна сократила свою армию с 6,5 миллиона человек до 2,6 миллиона, то есть почти втрое. В то же время объединённые вооружённые силы стран НАТО превысили 6 млн человек. За это время со стороны СССР и образовавшихся в Центральной и Восточной Европе стран народной демократии не делалось никаких организационных шагов, идущих вразрез с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций.
На самом деле создание этой военной организации облегчало буржуазии западноевропейских стран борьбу против демократических движений в своих собственных странах и национально-освободительного движения в колониях.
Ради этого монополистическая буржуазия пошла даже на предательство интересов своих стран, на потерю части своего суверенитета и независимости.
За полувековой период своего существования блок НАТО ярко продемонстрировал свою агрессивную сущность. Этот блок превратился в военную дубинку мирового империализма, развернув немыслимую гонку вооружений.
Тон в этой гонке задавали США, давшие ей старт 6 августа 1945 года взрывом атомной бомбы над Хиросимой. Для этого только за первые три года военные бюджеты стран НАТО были увеличены с 18,7 миллиарда долларов США до 42,2 миллиардов долларов, а к 1953 году превысили 64 миллиарда долларов, то есть возросли более чем в три с половиной раза.
Американская интервенция в Корее в 1950 году была активно поддержана другими странами НАТО и открыла длинный перечень агрессивных действий Североатлантического альянса, направленных не только против СССР и стран, ставших на путь социалистического развития, но и против национально-освободительного движения.
За полвека страны НАТО развязали 53 военных конфликта, в ряду которых войны во Вьетнаме, Камбодже, Конго, Алжире, Египте, интервенция против КНДР, оккупация Тайваня, интервенция против Гватемалы, Кубы и многие другие.
Особую угрозу блок НАТО представлял для системы безопасности в Европе. В 1950 году, в мирное время, создаются объединённые вооружённые силы НАТО, что означало создание сильного ударного кулака, находящегося в полной боевой готовности. Начиная с этого периода военная доктрина НАТО рассматривает в качестве своей главной цели СССР и страны, ставшие на социалистический путь развития. Согласно этой доктрине, армия США брала на себя функции «ядерного меча», а вооружённые силы стран Западной Европы — сухопутного «щита». В этой доктрине наглядно проявилась зависимость от империализма США европейских империалистических стран, которым отводилась роль «пушечного мяса».
Создание объединённых вооружённых сил вело к обострению международной напряжённости. Вступление в НАТО Западной Германии вынудило страны Восточной и Центральной Европы пойти на создание оборонительного Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан 14 мая 1955 года.
Создание военного блока НАТО стало началом «блоковой» политики ведущих империалистических держав. В сентябре 1951 года был создан военный блок АНЗЮС в составе США, Австралии и Новой Зеландии. В 1954 году создаётся военный блок СЕАТО в составе США, Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Филиппин и Пакистана. В 1955 г. создаётся военный блок СЕНТО на Ближнем и Среднем Востоке в составе Англии, Турции, Ирана, Пакистана и Ирака. В 50-х годах США добились также усиления военной направленности Организации американских государств.
Таким образом, на основе НАТО и системы военных блоков создавалась единая военно-политическая система, распространяемая на весь капиталистический мир, управляемая американским империализмом и ему послушная. Мир все ближе подходил к грани войны.
Учитывая опасность противостояния и стремясь возродить коллективную систему международной безопасности, СССР в 1954 году обратился с официальным предложением о присоединении страны к Североатлантическому договору. 7 мая 1954 года сессия совета НАТО отклонила это предложение, подтвердив тем самым его агрессивную направленность против СССР и других социалистических стран.
Попытка представить НАТО в качестве «миротворческой» организации, позволяющей не допускать межгосударственные и межнациональные конфликты, опровергается самой историей стран, входящих в этот блок. За весь период существования НАТО США более десяти раз осуществляли военные интервенции в Центральной и Латинской Америке. Великобритания уже более столетия не может решить незатухающий межнациональный конфликт, связанный с оккупацией Северной Ирландии. Франция запятнала себя войной в Алжире. А чего стоит тщательно замалчиваемая война в 1970-х годах между двумя членами НАТО — Грецией и Турцией — и раскол Кипра? Нельзя также назвать образцом для подражания периодическое установление военных режимов в странах НАТО, как это было в тех же Греции и Турции.
Остановить угрозу войны было возможно лишь активной борьбой за мир. В этих условиях по инициативе СССР развернулось международное движение в защиту мира, которое вскоре превратилось во всемирное. Первый Всемирный конгресс сторонников мира состоялся в 1949 году одновременно в Париже и Праге с участием более двух тысяч делегатов из 72 стран мира. В пятидесятых годах наша страна провозглашает политику, основанную на принципах мирного сосуществования, инициирует переговоры с США о запрещении испытаний оружия массового поражения, о сокращении вооружений. И это несмотря на преимущества СССР и в разработке ядерного оружия, и в создании космической техники. Эта политика давала свои успехи.
В июле 1963 года СССР, США и Великобритания подписывают соглашение о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, а в октябре вступает в силу соответствующий Московский договор. В 60-х годах начинает работать Женевская конференция по разоружению. В 1970 году вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия и начались переговоры между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). В 1975 году вступил в силу процесс постоянного Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в результате подписания в Хельсинки Заключительного акта СБСЕ.
Но НАТО не спешило отказываться от агрессивных намерений. В декабре 1976 года Североатлантический совет отклонил предложения стран Варшавского договора об отказе от применения первыми ядерного оружия и об ограничении членства в НАТО. Несмотря на это, мирный процесс требовал дальнейшего сокращения вооружений, который НАТО пыталось обходить. Так, в 1979 году в Вене подписывается Договор ОСВ-II (который США впоследствии не ратифицировали), и в том же году НАТО принимает решение о развёртывании в Европе американских крылатых ракет наземного базирования и ракет «Першинг-2». С 1983 года НАТО разворачивает в Европе ядерные ракеты средней дальности.
В целом следует сделать вывод, что Европа не пережила за этот период натовской агрессии только потому, что СССР и Варшавский договор их сдерживали тем, что были готовы дать достойный ответ. Но ситуация изменилась коренным образом после разрушения СССР и социалистического лагеря.
Начало 90-х годов ХХ века привело к прекращению существования не только СССР, но и Варшавского договора. Но за этим не последовала ликвидация НАТО. Переход к монополярному миру не привёл к уменьшению агрессивных устремлений ведущих империалистических государств. В мире утверждался «новый порядок», в котором группа империалистических стран, так называемый «золотой миллиард», поставила в полную зависимость от своих интересов остальной мир — все более превращающийся в Периферию, теряющую право на развитие. Военному блоку НАТО в этой поляризации отводилась особая роль, которая быстро проявилась и в политике и на практике. В политике она воплотилась в новой Стратегической концепции Североатлантического союза, принятой советом НАТО в Риме, а на практике — во время войны против Ирака («Буря в пустыне») с участием войск НАТО, а затем против Союзной Республики Югославии.
«Новая доктрина», зафиксированная в Стратегической концепции Североатлантического союза, исходит из того, что у НАТО исчезли в Европе противники, но, несмотря на это, настаивает на развитии «особого характера европейской безопасности и оборонной роли». Суть его проста — НАТО будет определять необходимые меры по безопасности, выбирать врагов этой безопасности. Если исчезла прямая угроза безопасности для Североатлантического союза, то сохраняется «довольно большая неопределённость в отношении будущего и некоторая угроза безопасности», которая «многогранна и имеет многостороннюю направленность». За этой расплывчатой формулировкой скрывается право НАТО судить и наказывать любого, кто ему покажется неугодным и опасным.
Но империалистическим странам мало господства на своей собственной территории. Вслед за заявлением США о том, что весь мир является зоной их «жизненных интересов», аналогичную позицию занимает и НАТО. Пункт 13 Стратегической концепции чётко определяет глобальные задачи этого блока:
- предотвращение распространения оружия массового поражения;
- предотвращение нарушения потока жизненно важных ресурсов;
- предотвращение актов терроризма и саботажа. То есть ресурсы всего мира должны служить процветанию стран НАТО, а если кто будет сопротивляться такому порядку, саботировать его, или тем более бороться против него, то для таких и сохранена военная дубинка блока.
Не снимается и подозрительность к странам, переставшим противостоять идеологически, но имеющим мощный военный потенциал, в том числе и к России, как об этом говорится в п. 14. При этом Стратегическая концепция сохраняет подчинённое положение европейских стран перед США, подкреплённое присутствием американских обычных и ядерных вооружённых сил.
«Новая доктрина», по сути, подтверждает агрессивную сущность НАТО, но теперь уровень претензий достигает всемирного масштаба. Оставалось только устранить последних «непокорных» в Европе.
В этот период военные расходы стран НАТО достигают астрономических величин: в 1980 году — 255,1 миллиарда долларов США, в 1985-м — 327,9 миллиарда долларов, в 1990-м — 503,9 миллиарда долларов, в 1992-м — 509,1 миллиарда долларов.
Одним из элементов «новой доктрины» НАТО стал процесс расширения этой военной организации. С целью развития Стратегической концепции разрабатывается программа «Партнёрство ради мира», которая утверждается в начале 1994 года. Согласно этой программе, НАТО намечает ряд мероприятий, направленных на установление сначала контроля за состоянием обороны и вооружений тех стран Европы, которые не входят в блок, в первую очередь стран Варшавского договора. Затем посредством ряда мероприятий планируется установление зависимости этих стран в военных вопросах от НАТО. Главная их цель — лишить эти страны возможности ведения самостоятельной военной политики.
Установление такого контроля и зависимости предполагает в первую очередь ликвидацию в этих странах собственной оборонной промышленности — военно-промышленного комплекса. В Программе это направление было утверждено как оказание помощи государствам-партнёрам в осуществлении конверсии оборонного сектора. Главный рычаг осуществления — приватизация, выведение оборонных предприятий из-под контроля государства. Основные формы реализации — перепрофилирование, закрытие, прекращение обучения специалистов в военной промышленности.
Вторым важным для НАТО моментом создания системы зависимости этих стран в военных вопросах стал вопрос о рассекречивании важнейших научных разработок в военной области, скупке или получении в ходе «научных обменов», «курсов повышения квалификации» и др. соответствующих разработок. Следующим шагом стало переманивание ведущих научных специалистов в военной сфере на работу в страны НАТО — «утечка мозгов».
Третьим элементом установления контроля и зависимости стали программы «оптимизации» государственных бюджетов стран-партнёров в соотношении расходов на военные и невоенные нужды. Военные бюджеты этих стран начинают строиться по «рекомендациям» экспертов НАТО.
В условиях колоссального развала экономик бывших социалистических стран вследствие реставрации капитализма США и другие страны НАТО как непосредственно, так и посредством международных финансовых институтов предлагают финансовую помощь и кредиты на таких условиях, которые позволяют сначала поставить под контроль финансовую политику страны, а потом и в целом экономику и военные расходы в особенности.
Для осуществления такого контроля и создания системы зависимости программа предполагает создание на территории стран-партнёров системы «информационных центров» НАТО с институтом экспертов по различным направлениям. Одновременно задачей этих центров становится формирование положительного имиджа НАТО среди местного населения с целью уменьшения протестного потенциала.
В области стратегии программа «Партнёрство ради мира» осуществляет ряд мероприятий по привитию национальной политике стран-партнёров натовского видения и понимания сути миротворческих процессов, закреплённого в «новой доктрине». В первую очередь миротворческие мероприятия переориентируются на решение вопросов по «преодолению кризисов» внутри этих стран, созданию механизмов подавления возмущения собственного народа результатами капиталистических реформ. Вторым моментом становится контроль за рынком вооружений и техники.
Третьим моментом стратегии становится подчинение внешней политике НАТО в вопросах определения и наказания «неугодных» стран и народов под видом борьбы с терроризмом. Четвёртым — использование стран-партнёров для установления контроля НАТО за основными мировыми потоками сырьевых, энергетических и прочих ресурсов в интересах стран НАТО.
В военной сфере программа открывает доступ НАТО в воздушное пространство стран-партнёров, позволяет установить контроль за средствами ПВО, контроль за состоянием мобилизационного резерва, состоянием перевооружения. Благодаря программе для НАТО открывается возможность сначала навязать свои стандарты вооружений и техники, а потом и саму технику, вынуждая страны-партнёры покупать оружие НАТО.
Только в контексте перечисленных выше задач можно понять суть и направленность тех совместных учений, которые проводятся в рамках программы «Партнёрство ради мира».
В течение 1994 года 23 страны подписывают Рамочный документ программы «Партнёрство ради мира» в такой последовательности: Румыния, Литва, Польша, Эстония, Венгрия, Украина, Словакия, Болгария, Латвия, Албания, Чехия, Молдова, Грузия, Словения, Азербайджан, Швеция, Финляндия, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация (22 июня!), Узбекистан и Армения. Для ряда стран подписываются индивидуальные программы партнёрства, которые становятся подготовкой этих стран к вступлению в НАТО.
Вскоре три страны: Чехия, Польша и Венгрия становятся членами НАТО, увеличив состав блока до 19 стран.
На встрече в Кёльне 10 июня 1996 года государствами — членами ЕС, США, Россией, другими государствами юго-восточного региона Европы (кроме Югославии), а также крупными империалистическими организациями (ОБСЕ, МВФ, ОЭСБ, Мировым банком и так далее) был подписан так называемый «Пакт стабильности в Юго-Восточной Европе».
Благодаря идеологическим, пропагандистским и экономическим усилиям страны НАТО спровоцировали гражданский конфликт внутри Союзной Республики Югославии, после чего было развязано вооружённое вмешательство. В 1994 году впервые после Второй мировой войны войска НАТО открыто участвовали в военных действиях на территории Европы с участием военно-морского флота, авиации и наземных войск. Политики стран НАТО активно стимулировали сепаратизм внутри СРЮ, а потом всеми средствами добивались выполнения требований сепаратистов.
Но особо разрушительной и кровавой стала агрессия против СРЮ в 1999 году, которая по интенсивности и военной мощи уступала только Второй мировой войне. Эту агрессию непосредственно осуществляло НАТО, союз 19 наиболее развитых стран, причём 10 из них активно участвовали в агрессии.
За период с 24 марта по 24 апреля в боевых действиях участвовали 1 100 самолётов НАТО, которые совершили более 25 200 боевых вылетов над территорией Югославии, сбросив при этом более 25 000 тонн взрывчатых веществ. Те страны НАТО, которые непосредственно в боевых действиях не участвовали, способствовали агрессии, предоставляя агрессорам свою территорию и инфраструктуру.
Боевые действия были начаты с вопиющим нарушением положения статьи 2 Устава ООН, в отсутствие резолюции Совета Безопасности ООН. Это свидетельствовало о том, что страны НАТО во главе с США встали на путь игнорирования ООН как инструмента международной политики и международной безопасности.
В результате интенсивных ежедневных бомбардировок и обстрелов территории Югославии пострадали жилые районы, учреждения здравоохранения и образования, культурные и культовые сооружения, промышленные объекты, дороги, мосты, автобусы и поезда, а также сотни тысяч мирных жителей. Дети составляют 30% убитых мирных жителей и 40% раненых. Повреждение электростанций и линий электропередачи на территории Югославии привело к полному прекращению снабжения водой и электричеством, вызвало настоящую гуманитарную катастрофу. А загрязнение окружающей среды в результате применения зарядов, содержащих обеднённый уран, а также разрушения химических и нефтеперерабатывающих заводов, нанесли непоправимый урон жизни и здоровью населения не только Югославии, но и их соседей, всей Европе.
Этими действиями НАТО нарушило международное гуманитарное право и положения международного права по транспорту и охране окружающей среды.
Разрушение страны в центре Европы — вот последствие действий НАТО по «умиротворению» Югославии. Война против Югославии является в настоящее время наиболее полной реализацией новой доктрины НАТО.
www.publicevents.ru
Глава 1. Краткая история создания нато
Военно-медицинская академия
Кафедра общественных наук
Реферат
Курсанта: Шакшакбаева Даурена Муратовича
Группа: 3а
Тема: Краткая история создания НАТО
Руководитель-консультант: Горбенко В.И
Защита проведена:
“__”___________”2013 Оценка: ____
Санкт-Петербург 2013г
Оглавление.
1).Введение
2) Главы :
1. Краткая история создания НАТО
2.Роль НАТО в Геополитических отношениях
3)Заключение
4) Список использованной литературы
Введение
В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.
Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО.
Как и любая международная организация НАТО имеет свою структуру. Руководящими органами блока являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. Штаб-квартира НАТО находится в г. Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят 26 государств: США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия, Польша, Венгрия, Чехия, Мальта, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО. С каждым годом организация планирует расширение.
Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.
НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США.
Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны.
Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.
В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва,
Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.
Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.
Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:
– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;
– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.
Функции и состав нато
НАТО — это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала — примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО — очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.
Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало — всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах — они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.
Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, — не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.
Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.
Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях — министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.
Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.
Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.
Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО
Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.
Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.
Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.
Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.
Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.
Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.
Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.
Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.
Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.
Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.
Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.
Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.
Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.
Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое — Объединенное оперативное командование — Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования — располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянных Объединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективный постоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.
Второе — командования ОВС НАТО по вопросам трансформации — Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач при проведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.
studfiles.net
Что такое НАТО: история, организация, функции
Организация, скрепленная Североатлантическим договором (сокращенно НАТО), которая также имеет называние Североатлантического альянса, является межправительственным военным союзом. НАТО, состав которой насчитывает 28 государств, граничащих с северной частью Атлантического океана (а именно Канада, США, Турция и большинство членов Европейского Союза), была создана с целью защиты своих свобод. В своем договоре, подписанном в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. и обосновывающим, что такое НАТО, обозначено, что вооруженное нападение на одного из участников альянса должно рассматриваться как нападение на всех.
Североатлантический альянс выступает за верховенство закона, демократию, свободу личности, мирное разрешение споров и занимается продвижением таких ценностей в евроатлантическом регионе. Штаб-квартира находится в Брюсселе, Бельгия.
Итак, что такое НАТО? Это форум, в рамках которого страны Европы и Северной Америки имеют возможность консультироваться друг с другом по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес, и принимать совместные меры для решения этих вопросов. В последние годы цель НАТО расширилась и теперь включает защиту от оружия массового поражения, терроризма и кибератак. Борьба с терроризмом была включена в приоритетные цели альянса после террористической атаки на Всемирный торговый центр в сентябре 2001 г., которая считается нападением на Соединенные Штаты.
Чтобы лучше понять, что такое НАТО, обратимся к истории. Военный блок был создан после того, как закончилась Вторая мировая война, в рамках Организации Объединенных Наций. Его основной целью была защита стран-членов от большого количества войск коммунистических стран. Далее история НАТО развивалась во время холодной войны, когда миссия организации расширилась, чтобы предотвратить
ядерную войну. После вступления в блок Западной Германии коммунистические страны, в том числе СССР, Венгрия, Болгария, Польша, Чехословакия и Восточная Германия, сформировали альянс Варшавского договора. В ответ на это НАТО приняла политику массированного возмездия, обещая применить ядерное оружие в случае нападения.После того как произошло падение Берлинской стены в 1989 году, а также после распада СССР отношения НАТО и России стали базироваться на двустороннем сотрудничестве. В 2002 году произошло создание Совета Россия-НАТО, чтобы регулировать общие вопросы безопасности. Наивысшим приоритетом альянса
стала миссия в Афганистане. Для успеха миротворческой миссии организация даже попросила помощи у своего главного конкурента – России.На протяжении многих лет существования НАТО стала сильнее и укрепила связи между членами. Сам договор послужил основой и моделью для других международных коллективных договоров безопасности. Сегодня на вопрос, что такое НАТО, можно с уверенностью ответить: это один из самых успешных оборонительных альянсов всех времен, который в настоящее время влияет на сценарий различных мировых изменений. Наш будущий мир наполнен известными и неизвестными угрозами. НАТО может действовать как маяк в открытом море различных опасностей.
fb.ru
Создана Организация Североатлантического договора (НАТО)
Логотип Организации Североатлантического договора (НАТО)
По словам генерального секретаря НАТО (2009–2014) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского вторжения.Подписав весной 1948 года Брюссельский договор, западноевропейские страны – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза.
4 апреля 1949 года в Вашингтоне правительствами 12 европейских и североамериканских государств был подписан Североатлантический договор, что стало датой создания НАТО.
Изначально членами Организации Североатлантического договора, НАТО (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Исландия.
НАТО – международная политическая и военная организация, которая расширялась семь раз. В 1952 году в нее вступили Греция и Турция, через три года – Германия (ФРГ; с 1990 года — объединенная Германия), в 1982 году – Испания, в 1999 году – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 году – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 году – Албания и Хорватия. В 2017 году в состав НАТО вошла Черногория. Россия не является членом НАТО, но сотрудничает с организацией по ряду проектов.
Декларируемой целью организации является «обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе». Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность.
Среди обозначенных направлений деятельности – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.
Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. Официальные языки НАТО – английский и французский, а штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).
www.calend.ru
Что такое НАТО?
НАТО – в переводе с английского языка (North Atlantic Treaty Organization) Организация Североатлантического договора, или Северо-Атлантический Альянс. Так что такое НАТО? Это военно-политический блок, основанный 4 апреля 1949 г. для создания системы безопасности и оказания военной помощи странам-участницам, повышения их благосостояния и сохранения мира. Членами НАТО стали 12 государств: 10 европейских (Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Исландия) и США и Канада.
Причины создания НАТО
Необходимость создания такого союза диктовалась политическими обстоятельствами. После Второй мировой войны мир оказался разделенным на два лагеря: социалистический и капиталистический, между которыми существовало серьезное противостояние. Главной угрозой безопасности считался СССР, поддерживавший коммунистические движения в Европе. Для борьбы с общим врагом в 1948 г. пятью европейскими странами был подписан Брюссельский договор, ставший предтечей НАТО.
Структура НАТО
Основной руководящий орган – Совет НАТО со штаб-квартирой в Брюсселе. Председателем является Генеральный секретарь.
Высший военно-политический орган НАТО – Комитет планирования обороны, высший военный орган – Военный комитет. Также в структуре есть группы ядерного сдерживания и быстрого реагирования.
НАТО в настоящее время
Сейчас в состав НАТО входит 28 стран. Три из них – Франция, Греция, Испания – на определенных этапах не принимали участия в деятельности альянса. Интересно, что один из членов НАТО – Исландия – не имеет собственной армии.
С начала 1990-х гг. в связи с развалом соцлагеря НАТО стало активно проводить политику привлечения новых членов. Была также разработана программа «Партнерство ради мира», в которой принимает участие и Россия.
Современная деятельность НАТО имеет два вектора. Один из них (невоенный) направлен на экономическое, энергетическое, культурное сотрудничество. Второй (военный) в
elhow.ru