Российская бронетехника в войне на Донбассе ч.5

Завершение обзора российской лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники, воюющей в Украине, - пятая, заключительная часть серии постов "Российская бронетехника в войне на Донбассе" (ссылки на предыдущие записи - ч.1, ч.2, ч.3, ч.4) .

Среди российской гусеничной бронетехники на Донбассе одним из приметных образцов является многоцелевой лёгкий бронированный транспортёр-тягач МТ-ЛБ в варианте с крупнокалиберным пулемётом «Утёс» (МТ-ЛБ ВМ) либо «Корд» (МТ-ЛБ ВМК).

Хотя в Украине технологией изготовления МТ-ЛБ ВМ обладал Харьковский тракторный завод, но за год боевых действий МТ-ЛБ в такой модификации среди военной техники Вооружённых сил Украины (ВСУ) не появлялось. И, учитывая предыдущие сообщения в СМИ о бедственном положении Харьковского тракторного завода, не скоро появятся. Косвенно это подтверждается тем, что 5 января 2015 года под Житомиром в войска передавали только восстановленные МТ-ЛБ старой модели и в варианте с некой внешней установкой пулемёта ДШКМ без возможности стрельбы изнутри корпуса.

В этих обстоятельствах, на фоне общей массы транспортёров МТ-ЛБ старой модификации с небольшой башней с пулемётом Калашникова, российские МТ-ЛБ ВМ/ВМК выделяются особо. Они есть и на вооружении у боевиков ЛНР-ДНР:

 

МТ-ЛБ ВМК, уничтоженный в районе контрольно-пропускного пункта "Мариновка" Донецкой области:

На МТ-ЛБ этих модификаций летом-осенью 2014-го воевали некоторые части ВС РФ. В частности 200-я отдельная мотострелковая бригада (в/ч 08275, Печенга, Мурманская область) на луганском направлении, подразделения 8-й отдельной мотострелковой бригады (в/ч 16544, Борзой, Чечня) под Иловайском.

На технике 8-й мотострелковой бригады из Чечни в качестве тактического знака подразделения используется белый круг в контуре квадратной формы:

Чтобы скрыть участие бригады в боевых действиях на Донбассе, на технике в одних случаях знак закрашивали вместе с бортовым номером. В других, вероятно желая таким образом сделать опознавательный элемент, оставляли небольшой круг от тактического знака:

26 августа 2014 года у села Многополье колонна бронетехники 8-й бригады ВС РФ попала под огонь (видео 18+ , видео Ruptly TV ) украинской артиллерии. В результате были уничтожены два МТ-ЛБ в модификации с крупнокалиберным пулемётом:

Оригинал снимка http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/128268/128268_original.jpg

Также в этой колонне сожжён довольно редкий образец российской бронетехники. МТ-ЛБ 6МА – модернизированный МТ-ЛБ с башней от бронетранспортёра БТР-80, который состоит на вооружении (фото 1, фото 2) 8-й мотострелковой бригады ВС РФ:

Ещё один бронетранспортёр 8-й бригады уничтожен возле села Новодворское:

Оригинал фото http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/130718/130718_original.jpg

Оригинал фото http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/131377/131377_original.jpg

Российская модификация бронетранспортёра МТ-ЛБ с более мощным вооружением в виде 30-мм пушки в боевом модуле МТ-ЛБ 6МБ аналогично воевала в Украине. Известно, что 17-я отдельная мотострелковая бригада (в/ч 65384, Шали, Чечня) использовала МТ-ЛБ 6МБ в боевых действиях на Донбассе и потеряла как минимум одну машину этого типа:

В заключение о таком образце российской бронетехники на Донбассе, как модернизированные боевые машины десанта БМД-2. С 2012-го года их начали поставлять в Воздушно-десантные войска России. Часть модернизированных БМД-2 получено после капитального ремонта старых БМД-2, часть – путём ремонта и переоборудования имеющихся БМД-1.

Серьёзных изменений БМД-2 не претерпела, внешне отличается от старых моделей новым инфракрасным лазерным прожектором ПЛ-1 прямоугольной формы вместо старого, большого размера и круглой формы:

Эти новые модернизированные БМД-2 использовались в боевых действиях на Донбассе как пророссийскими незаконными вооружёнными формированиями, так и подразделениями ВДВ России.

На видео, снятом на трассе Ростов-Таганрог в июле 2014 года, зафиксировано, как армейские тягачи ВС РФ перевозят модернизированные БМД-2 с закрашенными чёрной краской бортовыми номерами и тактическими знаками. Позднее по форме этих пятен некоторые БМД были опознаны в Украине среди техники НВФ "Оплот".

Российская БМД-2 с надписью "Оплот" в районе Саур-Могилы:

Оригинал фото https://pp.vk.me/c623231/v623231770/1bbf9/6HfZX2ap4Ug.jpg

Эта же БМД ещё без надписи "Оплот" на видео с 32-й секунды.

Ещё одна российская БМД-2 "Оплота", перевозку которой снято на трассе Ростов-Таганрог на видео 36-37 секунды:

Оригинал фото http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/133146/133146_original.jpg

В сюжете НТВ боевики "Оплота" под наводящие вопросы репортёра традиционно рассказывают, что модернизированную российскую БМД-2 они "отобрали" у противника.

Ещё снимки боевых машин БМД-2 этой модификации на Донбассе:

Эта же БМД с надписью "Рязань" на волноотражательном щитке, но уничтоженная:

Скриншот с видео "Донецк АТО. БМП ополчения ведет огонь".

Уничтоженная на границе (наехала на противотанковую мину) российская модернизированная БМД-2 (ссылка 2) с закрашенными бортовыми номерами, тактическими знаками:

Подразделения ВДВ России, которым поступили подобные модернизированные БМД-2, также воевали на них в Украине.

К примеру, 104-й десантно-штурмовой полк 76-й десантно-штурмовой дивизии (в/ч 32515, Черёха, Псковская область), снимками из которого поделился пользователь социальной сети "ВКонтакте" десантник Тимур Хакимов:

Оригинал фото https://pp.vk.me/c622128/v622128943/12ff/F_XKMTM1x1I.jpg

На следующей фотографии можно различить тактический знак 104-й десантно-штурмового полка (внешний вид знака - фото 1, фото 2), который пытались замазать, по-видимому, землей:

Оригинал фото https://pp.vk.me/c624730/v624730943/7fe/gMbEAFh51I8.jpg

Ещё одно подразделение 76-й десантно-штурмовой дивизии, ставшей известной своими потерями на Донбассе, – 234-й десантно-штурмовой полк (в/ч 74268, Псков). Полк воевал также на модернизированных БМД-2, бортовые номера и тактические знаки затирали подручными инструментами.

Архив страницы ВК https://archive.is/V9P8A
Оригинал фото https://pp.vk.me/c620316/v620316724/18bd5/QM_FnRYa6pw.jpg

Именно такая БМД-2 с затёртым бортовым номером 284 (модернизированный вариант, аналогичный камуфляж, порядок нумерации, тактический знак в виде равностороннего треугольника острием вниз, способ сокрытия бортовых номеров посредством стирания) была захвачена украинскими военными в конце августа 2014 года близ Луганска:

Фото с выставки трофейного оружия в Киеве:

Для сравнения БМД-2 на заводе в России с похожего ракурса:

Вторая российская модернизированная БМД-2 с бортовым номером 275, так же захвачена украинскими солдатами в августе под Луганском – у посёлка Георгиевка:

Этот экземпляр вывезли из зоны боевых действий. В настоящий момент боевая машина десанта находится в Военной академии города Одессы:

Сюжет украинского "5-го канала" из одесской Военной академии:

В завершение можно констатировать, что за год боевых действий на Донбассе зафиксировано большинство из основных образов бронетанковой техники, которая производится в России и состоит на вооружении российской армии.


   

sled-vzayt.livejournal.com

МТ-ЛБ Википедия

МТ-ЛБ
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
Производитель
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт. более 9600[1]
Основные операторы
Длина корпуса, мм 6399—6509
Ширина, мм 2820—2865
Высота, мм 1835—1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395—415
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 14
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя

ru-wiki.ru

Российская бронетехника в войне на Донбассе ч.5

Завершение обзора российской лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники, воюющей в Украине, - пятая, заключительная часть серии постов "Российская бронетехника в войне на Донбассе" (ссылки на предыдущие записи - ч.1, ч.2, ч.3, ч.4) .

Среди российской гусеничной бронетехники на Донбассе одним из приметных образцов является многоцелевой лёгкий бронированный транспортёр-тягач МТ-ЛБ в варианте с крупнокалиберным пулемётом «Утёс» (МТ-ЛБ ВМ) либо «Корд» (МТ-ЛБ ВМК).

Хотя в Украине технологией изготовления МТ-ЛБ ВМ обладал Харьковский тракторный завод, но за год боевых действий МТ-ЛБ в такой модификации среди военной техники Вооружённых сил Украины (ВСУ) не появлялось. И, учитывая предыдущие сообщения в СМИ о бедственном положении Харьковского тракторного завода, не скоро появятся. Косвенно это подтверждается тем, что 5 января 2015 года под Житомиром в войска передавали только восстановленные МТ-ЛБ старой модели и в варианте с некой внешней установкой пулемёта ДШКМ без возможности стрельбы изнутри корпуса.

В этих обстоятельствах, на фоне общей массы транспортёров МТ-ЛБ старой модификации с небольшой башней с пулемётом Калашникова, российские МТ-ЛБ ВМ/ВМК выделяются особо. Они есть и на вооружении у боевиков ЛНР-ДНР:

 

МТ-ЛБ ВМК, уничтоженный в районе контрольно-пропускного пункта "Мариновка" Донецкой области:

На МТ-ЛБ этих модификаций летом-осенью 2014-го воевали некоторые части ВС РФ. В частности 200-я отдельная мотострелковая бригада (в/ч 08275, Печенга, Мурманская область) на луганском направлении, подразделения 8-й отдельной мотострелковой бригады (в/ч 16544, Борзой, Чечня) под Иловайском.

На технике 8-й мотострелковой бригады из Чечни в качестве тактического знака подразделения используется белый круг в контуре квадратной формы:

Чтобы скрыть участие бригады в боевых действиях на Донбассе, на технике в одних случаях знак закрашивали вместе с бортовым номером. В других, вероятно желая таким образом сделать опознавательный элемент, оставляли небольшой круг от тактического знака:

26 августа 2014 года у села Многополье колонна бронетехники 8-й бригады ВС РФ попала под огонь (видео 18+ , видео Ruptly TV ) украинской артиллерии. В результате были уничтожены два МТ-ЛБ в модификации с крупнокалиберным пулемётом:

Оригинал снимка http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/128268/128268_original.jpg

Также в этой колонне сожжён довольно редкий образец российской бронетехники. МТ-ЛБ 6МА – модернизированный МТ-ЛБ с башней от бронетранспортёра БТР-80, который состоит на вооружении (фото 1, фото 2) 8-й мотострелковой бригады ВС РФ:

Ещё один бронетранспортёр 8-й бригады уничтожен возле села Новодворское:

Оригинал фото http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/130718/130718_original.jpg

Оригинал фото http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/131377/131377_original.jpg

Российская модификация бронетранспортёра МТ-ЛБ с более мощным вооружением в виде 30-мм пушки в боевом модуле МТ-ЛБ 6МБ аналогично воевала в Украине. Известно, что 17-я отдельная мотострелковая бригада (в/ч 65384, Шали, Чечня) использовала МТ-ЛБ 6МБ в боевых действиях на Донбассе и потеряла как минимум одну машину этого типа:

В заключение о таком образце российской бронетехники на Донбассе, как модернизированные боевые машины десанта БМД-2. С 2012-го года их начали поставлять в Воздушно-десантные войска России. Часть модернизированных БМД-2 получено после капитального ремонта старых БМД-2, часть – путём ремонта и переоборудования имеющихся БМД-1.

Серьёзных изменений БМД-2 не претерпела, внешне отличается от старых моделей новым инфракрасным лазерным прожектором ПЛ-1 прямоугольной формы вместо старого, большого размера и круглой формы:

Эти новые модернизированные БМД-2 использовались в боевых действиях на Донбассе как пророссийскими незаконными вооружёнными формированиями, так и подразделениями ВДВ России.

На видео, снятом на трассе Ростов-Таганрог в июле 2014 года, зафиксировано, как армейские тягачи ВС РФ перевозят модернизированные БМД-2 с закрашенными чёрной краской бортовыми номерами и тактическими знаками. Позднее по форме этих пятен некоторые БМД были опознаны в Украине среди техники НВФ "Оплот".

Российская БМД-2 с надписью "Оплот" в районе Саур-Могилы:

Оригинал фото https://pp.vk.me/c623231/v623231770/1bbf9/6HfZX2ap4Ug.jpg

Эта же БМД ещё без надписи "Оплот" на видео с 32-й секунды.

Ещё одна российская БМД-2 "Оплота", перевозку которой снято на трассе Ростов-Таганрог на видео 36-37 секунды:

Оригинал фото http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/133146/133146_original.jpg

В сюжете НТВ боевики "Оплота" под наводящие вопросы репортёра традиционно рассказывают, что модернизированную российскую БМД-2 они "отобрали" у противника.

Ещё снимки боевых машин БМД-2 этой модификации на Донбассе:

Эта же БМД с надписью "Рязань" на волноотражательном щитке, но уничтоженная:

Скриншот с видео "Донецк АТО. БМП ополчения ведет огонь".

Уничтоженная на границе (наехала на противотанковую мину) российская модернизированная БМД-2 (ссылка 2) с закрашенными бортовыми номерами, тактическими знаками:

Подразделения ВДВ России, которым поступили подобные модернизированные БМД-2, также воевали на них в Украине.

К примеру, 104-й десантно-штурмовой полк 76-й десантно-штурмовой дивизии (в/ч 32515, Черёха, Псковская область), снимками из которого поделился пользователь социальной сети "ВКонтакте" десантник Тимур Хакимов:

Оригинал фото https://pp.vk.me/c622128/v622128943/12ff/F_XKMTM1x1I.jpg

На следующей фотографии можно различить тактический знак 104-й десантно-штурмового полка (внешний вид знака - фото 1, фото 2), который пытались замазать, по-видимому, землей:

Оригинал фото https://pp.vk.me/c624730/v624730943/7fe/gMbEAFh51I8.jpg

Ещё одно подразделение 76-й десантно-штурмовой дивизии, ставшей известной своими потерями на Донбассе, – 234-й десантно-штурмовой полк (в/ч 74268, Псков). Полк воевал также на модернизированных БМД-2, бортовые номера и тактические знаки затирали подручными инструментами.

Архив страницы ВК https://archive.is/V9P8A
Оригинал фото https://pp.vk.me/c620316/v620316724/18bd5/QM_FnRYa6pw.jpg

Именно такая БМД-2 (модернизированный вариант, аналогичный камуфляж, порядок нумерации, тактический знак в виде равностороннего треугольника острием вниз, способ сокрытия бортовых номеров посредством стирания) была захвачена украинскими военными в конце августа 2014 года близ Луганска:

Фото с выставки трофейного оружия в Киеве:

Для сравнения БМД-2 на заводе в России с похожего ракурса:

Вторая российская модернизированная БМД-2, так же захвачена украинскими солдатами в августе под Луганском – у посёлка Георгиевка:

Этот экземпляр вывезли из зоны боевых действий. В настоящий момент боевая машина десанта находится в Военной академии города Одессы:

Сюжет украинского "5-го канала" из одесской Военной академии:

В завершение можно констатировать, что за год боевых действий на Донбассе зафиксировано большинство из основных образов бронетанковой техники, которая производится в России и состоит на вооружении российской армии.


   

maxvl.livejournal.com

как модернизируют легендарные российские тягачи

МТ-ЛБ — одна из наиболее массовых гусеничных машин военной автомобильной техники, которая за свою более чем полувековую историю завоевала большую популярность, как в нашей армии, так и за рубежом. Парк этих машин насчитывает тысячи единиц. И по сей день МТ-ЛБ незаменим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для всех военных машин является проходимость. А по этому качеству «Мотолыга» уступит разве что только двухзвенным транспортерам, которых на вооружении не так много.

МТ-ЛБ используется в подразделениях, частях и соединениях артиллерии, войсковой ПВО, ракетных войск стратегического назначения, мотострелковых и танковых войск, а также в морской пехоте и береговых частях флота.

Экскурс в историю

Многоцелевой транспортер МТ-ЛБ создавался специализированным конструкторским бюро Харьковского тракторного завода (СКБ ХТЗ) под руководством главного конструктора Анатолия Белоусова.

Техническое задание на разработку бронированного тягача было утверждено в конце 1950-х годов. Необходимость такой разработки была связана с появлением новых артиллерийских систем и изменившейся концепции их боевого использования. С принятием на вооружение Советской армии 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12 «Рапира» и 122-мм гаубицы Д-30 для их буксировки на огневые позиции и при смене огневых позиций в бою обычные автомобили стали малоэффективными. Стал необходим бронированный тягач с низким силуэтом и высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Следует отметить, что работы в СКБ ХТЗ начались не с чистого листа.

В 1961–1962 гг. СКБ Алтайского тракторного завода уже вело ОКР по созданию многоцелевого гусеничного бронированного транспортера. Был разработан эскизный технический проект и практически готов опытный образец для заводских испытаний. Однако в связи с предстоящим конкурсным проектом по созданию боевой машины пехоты (БМП), руководством завода и начальником конструкторского бюро было принято решение отказаться от этой работы в пользу проекта по БМП. Все наработки по транспортеру были переданы в СКБ ХТЗ.

С учетом полученного от заказчика технического задания необходимо было разработать не просто тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы моделей с унифицированными двигателем, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения.

Конструкция

В конструкцию машины были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизель, максимальная скорость – до 60 км/ч, грузоподъемность – 2,5 т, масса буксируемого прицепа – 6,5 т.

Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали бронированный герметичный корпус, который обеспечивал машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная трансмиссия, торсионная подвеска с гидроамортизаторами.

8-цилиндровый 4-тактный дизель ЯМЗ-238В позволил достичь очень высокий для 60-х годов показатель удельной мощности – 25,8 л.с./т, что и обеспечило машине высокие показатели подвижности в сочетании с другими агрегатами.

Водоизмещающий корпус обеспечивает возможность держаться МТ-ЛБ на плаву при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц.

Оригинальная трансмиссия обеспечила МТ-ЛБ разворот вокруг своей оси с радиусом, равным половине ширины машины, что особенно важно при движении на узких горных дорогах или лесистой местности. При таких показателях транспортер оказывался зачастую единственным средством передвижения в труднодоступных районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. В этих районах МТ-ЛБ часто использовался как бронетранспортер, и им там оснащались мотострелковые подразделения многих соединений. Машина оказалась настолько удачной, что превратилась не просто в бронированный тягач, а в универсальное шасси, на основе которого появилось целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин включающее более 80 (!) образцов и модификаций.

В связи с тем что после распада СССР все заводы, производящие транспортеры семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупки новых машин этого типа с 1990т г. не производились. В войсках остались тысячи машин со сроком эксплуатации 10 лет и более. Еще немного — и они могли стать просто грудой металла. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску МТ-ЛБ, стал актуальным вопрос о проведении в промышленных масштабах капитального ремонта и повышения в ходе его выполнения военно-технического уровня машин за счет модернизации, с тем чтобы довести их тактико-технические характеристики до уровня современных требований.

Второе дыхание МТ-ЛБ

В 1995г. капитальный ремонт тягачей МТ-ЛБ был освоен на ОАО «Муромтепловоз», что и явилось предпосылкой для реализации опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование боевых характеристик этих машин. В ходе этих работ и родились программы модернизации машин семейства МТ-ЛБ, которые были успешно реализованы. Справедливости ради, надо отметить, что свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ предлагали инженеры Украины, Польши и Болгарии.

В 1999г. на ОАО «Муромтепловоз» приступили к типовым испытаниям двух опытных образцов модернизированных МТ-ЛБ, получивших наименование МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ, а уже начиная с 2000г. предприятием стала осуществляться модернизация машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта. Главной целью при проведении работ стало повышение огневой мощи машин. Для этого машины оснастили башенной пулеметной (14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТМ) или пулеметно-пушечной установкой (30-мм АП 2А72 и 7,62-мм ПКТМ), в зависимости от варианта модернизации. Кроме того, в ходе модернизации на 80 % восстанавливается ресурс МТ-ЛБ.

Позже конструкторами «Муромтепловоза» и военными инженерами был разработан еще целый ряд вариантов модернизации МТ-ЛБ, в том числе с форсированным до 310 л.с. дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 и гидрообъемной передачей (ГОП), комплексами вооружения со стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушкой 2А42 или 12,7-мм пулеметом 6П50 «КОРД» в башне с механическими приводами, новыми средствами связи. Некоторые из них были приняты на вооружение и поставлены в войска.

Вариант «Ремдизеля»

В настоящее время к капитальному ремонту МТ-ЛБ подключилась компания «Ремдизель». В ходе проведения ремонта на уже модернизированные на «Муромтепловозе» МТ-ЛБМ, помимо обычной в таких случаях замены узлов и агрегатов, устанавливают новые УКВ радиостанции типа Р-168-25У-2, прибор ночного видения водителя ТВН-5 и опорно-поворотное устройство бронированной башни с пулеметом «КОРД».

Вариант машины, о котором рассказала «Российская газета», является опытным образцом и выполнен в одном экземпляре. На нее установлен новый дизель мощностью 360 л.с. с гидрообъемным механизмом поворота. Это позволило убрать в отделении управления МТ-ЛБ «тракторные» рычаги и установить для управления машиной устройство, напоминающее джойстик.

Максимальная скорость движения машины увеличилась до 65 километров в час, а масса буксируемого прицепа увеличилась на полтонны. По мнению специалистов «Ремдизеля», данная модернизация обеспечит продление жизненного цикла МТ-ЛБ еще на 20-30 лет.

tvzvezda.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о