Содержание

Рабочая лошадка Французских ВВС. Morane-Saulnier MS 406

Большинство коллег знают, что я не являюсь большим специалистом в авиации. Однако, для сайта «Книга войны» я всё же взялся за эту работу которую представляю вашему вниманию.

Что касается самого самолёта то ни каких интересных альтернатив в его истории заметить не удалось. Конечно, машина не плохая и немцы могли её массово выпускать. Но что бы это изменило? Кроме некоторого разнообразия в небе над Восточным фронтом.

В 30-е годы 20-го века стали появляться сверхмощные авиационные силовые агрегаты, развивавшие более 1000 л.с. Под эти моторы авиаконструкторы начали разработку самолёты. Первые самолёты начали появляться в середине 30-х годов, их можно было считать самолётами нового поколения, или «новой волны», как они назывались в то время. Главной чертой этих летательных аппаратов были планеры типа моноплан, закрытые кабины пилотов и убирающиеся шасси.

Ярким представителем этой новой волны среди истребителей был знаменитый, и хорошо известный у нас, Messerschmitt Bf.109. Первые Мессеры оснащались двигателями мощностью 720 л.с. и имели максимальную скорость 465 км/час на высоте 4000 км.

История разработки

Параллельно с работами в Германии разработка новых истребителей начались и в других развитых промышленных странах, в том числе и во Франции. Эти работы начались с технического задания, которое было подготовлено Министерством авиации Франции в конце 1935 года.

По этому заданию во Франции провели конкурс, на который вышло сразу шесть боевых машин:

  • Bloch MB.150;
  • Bleriot-SPAD S.710;
  • Loire 250;
  • Nieuport Ni.160;
  • Dewoitine D.513;
  • Morane-Saulnier MS.406.

Среди этих самолётов, победителями в конкурсе стали два истребителя, Моран-Солнье и Ньюпор. Однако вскоре из-за постоянных аварий и поломок из гонки выбыл представитель компании Ньюпор. Таким образом, победителем конкурса стал Morane-Saulnier MS.406. Правда, прототип истребителя, который участвовал в конкурсе, носил название MS.405.

Первая машина оснащалась двигателем Hispano-Suiza 12Y, мощностью 860 л. с.

Она осуществила свой первый полёт 8 августа 1935 года. За штурвалом машины был лётчик-испытатель М. Детройя. В 1937 году машина была передана для испытаний в войска. В этом же году, после того как на истребителе был установлен трёхлопастной винт, он сумел развить скорость 482 км/ч.

Кроме хороших лётных характеристик истребитель был ещё и очень хорошо вооружён. Его вооружение состояло из одной пушки калибром 20 мм Hispano-Suiza HS-404 и двух пулемётов MAC 1934 калибром 7,5 мм.

К началу 1938 года было сделано 15 единиц установочной серии, которые отправились для расширенных испытаний во Французские ВВС. Так же был изготовлен ещё один самолёт, который стал эталонным для будущей большой серии самолётов.

Первый заказ на серийное производство был размещён так же в 1938 году на государственном предприятии SNCAO в Нанте, и он состоял из 50 машин.

Вслед за ним, в этом же году, был размещён заказ ещё на 80 машин. Далее последовал большой заказ, который был, размещён на двух заводах, упомянутом выше SNCAO, и на заводе Morane-Saulnier. Хотели разместить заказ ещё на двух заводах, но потом от этой идеи отказались.

Главной причиной, которая тормозила выпуск истребителей, стала нехватка силовых агрегатов. Для решения этой проблемы французы даже пытались организовать закупки моторов за границей (двигатели Hispano-Suiza 12Y по лицензии производились во многих странах мира, даже в СССР). Однако существенных поставок из-за границы добиться так и не удалось.

Из Чехословакии, до её оккупации, было поставлено 80. СССР поставлять моторы Франции отказался, а Швейцария, с которой то же договорились, так и не успела организовать выпуск движков, до разгрома Франции.

Но как бы там ни было, со временем все проблемы были устранены, и производство вышло на запланированные объёмы. Истребитель Morane-Saulnier MS 406 производился до марта 1940 года. За период производства было выпущено 1098 MS 405 и MS 406. С этими показателями, до сегодняшнего дня, данный самолёт является самым массовым французским истребителем.

Эксплуатация

Перед войной, во многих странах мира, в частности в СССР, внедрение в войска новых моделей самолётов тормозилось сложностью с переучиванием лётчиков, привыкших летать на старых машинах. С Мораном такой проблемы не было. Этот истребитель французские лётчики настолько легко осваивали, что даже не потребовалось создавать учебные машины.

Самолёты имели малую нагрузку на крыло, благодаря этому у него была очень хорошая манёвренность на горизонталях.

Кроме этого MS 406 имел низкую посадочную скорость. Однако были у машины и существенные недостатки. На ней отмечался перегрев двигателя. При этом это был конструктивный недостаток. Дело в том, что для того чтобы развить скорость 450 км/час и более, нужно было втянуть радиатор в фюзеляж, а это, в свою очередь, приводило к перегреву мотора.

Из других конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, лётчики отмечали самопроизвольный выпуск шасси и радиатора, в ходе выполнения фигур высшего пилотажа. На больших высотах случалось замерзания пулемётов из-за чего они переставали стрелять. Сами пулемёты критиковались за недостаточный боезапас из-за магазинного питания. Не было у самолётов и бронеспинок. Однако этот недостаток устраняли сами лётчики.

Боевое применение

В сентябре 1939 года, началось вторжение Германии в Польшу. В ответ на это Франция объявила войну Германии, началась «Странная война». В это время в составе французской авиации находилось 557 Моранов. В ходе этого этапа боевых действий, воздушные бои происходили редко. Но даже в тех немногочисленных стычках между немецкими и французскими самолётами стало ясно, что Мораны устаревшие машины и противодействия немецким Мессершмиттам оказать не могут.

Сравнение характеристик MS 406 и Bf.109E:

Характеристики/самолётMS 406Bf.109E
Размах крыла, м10,619,85
Длина, м8,138,64
Взлётная масса, кг24702510
ДвигательHispano-Suiza 12YDaimler-Benz DB 601 A
Мошность, л. с.8601000
Максимальная скорость у земли, км/ч320464
Максимальная скорость на высоте, км/ч486532
Потолок практически, мПотолок практически, м10450
Вооружение:1 × 20 мм пушка Hispano-Suiza HS.404
2 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934
4×7,92-мм пулемёта MG 17

В это время основным истребителем Люфтваффе являлся Bf.109E, оснащённый двигателем Daimler-Benz DB 601 A, мощностью 1000 л. с. С этими силовыми агрегатами немецкие боевые машины имели максимальную скорость, большую, чем у французов на 75-80 км/ч. Кроме этого Мессеры имели лучшую скороподъёмность.

Таким образом, практически любой воздушный бой между французским и немецким истребителем заканчивался однозначно. С бомбардировщиками, у Моранов, было получше. Правда, не со всеми, бомбардировщик Dornier Do-17z имевший скорость 410 км/ч, частенько, мог от Морана уйти. Тут сказывался перегрев мотора на высоких скоростях. Всего за время «Странной войны» Франция потеряла 14 MS 406.

На момент начала активных боевых действий против Германии, в мае 1940 года, в частях находилось порядка 800 боевых машин, ещё 135 Моранов находилось во французских колониях. Всего, вместе с теми самолетами, которые находились в резерве, на 1 мая 1940 года во Франции насчитывалось 1070 истребителей.

Несмотря на все недостатки, опытные французские пилоты могли на Моранах добиться значительных успехов.

Так 8 июня 1940 года в бою против 11-и Messerschmitt Bf.109Е , лётчики эскадрильи GCI/2 сумели сбить сразу 9 немецких самолётов, потеряв при этом всего 2.

Ещё один удачный бой Моранов, который вошёл в исторические анналы, состоялся, ранее, 13 мая 1940 года. 6 MS 406 сумели сбить столько же двухмоторных немецких истребителей Messerschmitt Ме 110, не потеряв, при этом, ни одного.

Резюмируя опыт боевого применения во Французских ВВС, можно сказать, что именно эти истребители доставили Люфтваффе наибольшие проблемы, правда, не из-за своих технических характеристик, а из-за своей многочисленности. На счету Моранов числится треть всех сбитых немецких самолётов в ходе завоевания Франции.

Использование Morane-Saulnier MS 406 за пределами Франции

После разгрома Франции на территории контролируемой правительством Виши осталось четыре сотни Моранов. Однако, по договору с Гитлером, Франция должна была кардинально сократить свои ВВС. Таким образом, истребители стали выводиться из состава строевых частей и частично переделываться по стандартам MS 410.

Если во Франции Мораны были выведены из состава ВВС, то те которые находились в колониях и не подпадали под санкции, продолжали нести службу, и поучаствовали в боевых действиях.

В конце 1940 года Сиам (современный Таиланд) решил отхватить часть колоний уже разгромленной Франции в Индокитае. В это время на вооружении ВВС Таиланда стояли американские истребители Curtiss H.75N Hawk. Между этими самолётами был зафиксирован один воздушный бой, правда, с неясным результатом. По утверждению Таиландцев им удалось сбить 2 французских истребителя, но французы эти данные отрицают.

Весной 1941 года началось наступление английских войск в Сирии, которая на тот момент была колонией Франции. О боях между английскими и французскими самолётами данных нет, но известно, что большинство Моранов которые базировались в Ливанской Раяке были уничтожены. То ли на земле, то ли в результате воздушных боёв.

Такая же ситуация сложилась и на Мадагаскаре, туда союзники вторглись в начале 1942 года. В это время на острове базировалось 17 Моранов. К концу года в результате боёв из них осталось только 3. Успехи французов были более чем скромные. За всё время боёв в районе Мадагаскара Моранам удалось сбить только один палубный самолёт Grumman F4F, носивший в английских ВВС название «Мартлет» (Ласточка).

В конце 1942 года Германия полностью оккупировала Францию. В это время в качестве трофеев им досталось всего 40 МС 406. Большинство этих машин было передано Хорватии и несколько штук были переданы в учебные части.

Кроме Франции, гораздо дольше Мораны служили в ВВС иностранных государств.

45 самолётов было поставлено в Турцию, где они прослужили до начала 50-х годов. Ещё 20 машин были поставлены в Болгарию, где они могли теоретически участвовать в боях, однако данных об их боевом применении в Болгарских ВВС история не сохранила.

Мораны в ВВС Швейцарии

Но самое большое представительство Моранов было в Швейцарии. Эта горная страна купила лицензию на производство французских машин и наладила их выпуск. В Швейцарии производилась модификация Morane-Saulnier MS 406Н. Главным отличием швейцарских Моранов от французских было иное вооружение. На самолётах стояли пулемёты собственного производства калибром 7,49 мм. В Швейцарии машина получила название EFW (DoFlug) D-3800. Оригинальная машина активно производилась только в 1940 году, за этот год было построено 82 истребителя.

Осенью 1940 года, в Швейцарии, машина подверглась глубокой модернизации, на неё был установлен новый двигатель «3aypep» НS-51, развивавший мощность 1060 л. с. Кроме этого, у неё усилили фюзеляж, установили стационарный радиатор, позволивший забыть о проблемах с перегревом мотора из-за убирающегося узла, и поставили кабину с бронестеклом. Данный самолёт сумел достичь максимальной скорости 523 км/ч. Новая машина получила название EFW (DoFlug) D-3801 и до конца 1943 года было построено 110 таких истребителей.

После этого был год перерыва в производстве, за который швейцарцы хотели найти более современный самолёт для своих ВВС. Но так как война шла полным ходом, и такой важный ресурс ни кто продавать не собирался, швейцарцы вынуждены были возобновить производство лицензионных Моранов, и до конца войны их было построено ещё 97 экземпляров.

После окончания Второй Мировой Войны часть D-3800 ВВС Швейцарии были переведены в учебные части, а часть была переоборудована по программе D-3801 и переделана в штурмовики.

На самолётах появились подкрыльевые пилоны для неуправляемых ракет и новая американская радиостанция. В таком виде самолёты прослужили вплоть до 1959 года.

Служба Моранов в ВВС Финляндии

Эта страна в отличие от Швейцарии не выпускала Мораны по лицензии, зато именно в Финляндии у них была бурная боевая жизнь, уступающая только таковой во Франции.
Поставка истребителей в Финляндию началась ещё в 1939 году во время Зимней войны, тогда французы поставили в эту страну 50 машин. Боевые действия они начали практически сразу, уже в феврале 1940 года. В ходе боёв с Советскими самолётами финским пилотам удалось сбить 14 наших боевых машин, в основном устаревших ТБ-3. При этом ни один Моран финнами потерян не был.

В 1941 году, в Финляндию, уже Германия поставила дополнительно 27 трофейных французских истребителей. Самолёты из Германии поставлялись уже модернизированными, на них ставилось хвостовое колесо, дополнительное бронирование и некоторое иное немецкое оборудование. Последнюю поставку, из 30-и Моранов, совершило уже правительство Виши вначале 1942 года.

В этом же, 1942 году, стало ясно, что истребители уже не соответствуют требованиям времени и финны приняли решение провести модернизацию своих самолётов по немецкому образцу. В ходе этих работ кроме вышеописанных операций на машины устанавливали ещё и советские 1100-сильные двигатели М-105П. Эти силовые агрегаты являются доработанными в СССР лицензионными моторами Hispano-Suiza 12Y, поэтому на Мораны они ставились сравнительно свободно.

Двигатели появились в Финляндии со сбитых советских самолетов, которые они бережно восстановили.

Истребители с этими двигателями получили название Mörkö Moraani (Моран-оборотень). Кроме нового силового агрегата на Оборотни устанавливалось ещё и более мощное вооружение, кроме пулемётов в крыльях, в развале цилиндров двигателя ставилась 20 мм немецкая авиапушка MG 151/20. Самолёты в ВВС Финляндии стояли на вооружении и после войны, последние были списаны только в 1948 году.

Заключение

На начало войны основной парк отечественных истребителей состоял из И-16. Машины, без сомнения, выдающейся, но не тянущей на звание полноценного истребителя «новой волны». Её можно считать переходной моделью. Итог известен.

Приблизительно такая же ситуация была и во Франции. Хоть по всем формальным признакам Моран был истребителем «новой волны», но до полноценных современных истребителей то же как и И-16, не дотягивал.

Перед самой войной во Французские ВВС уже пошли полноценные современный истребители, ни чем не уступающие немецким конкурентам.

Это были самолёты Dewoitine D.520. Но их было слишком мало и влияния на исход войны они оказать не смогли.

Судя по всему, французы при выборе победителя конкурса 1935 года совершили ошибку, ведь Девуаттин на него так же представил прообраз будущего лучшего истребителя Франции. Но тот даже не вышел во второй тур. Если бы французы не были столь близорукими, вполне возможно, итог войны за Францию был бы иным. Хотя история не имеет сослагательного наклонения.

Источник — https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/ms-406/

alternathistory.com

Morane-Saulnier MS.406 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Моран-Солнье MS.406 (фр. Morane-Saulnier MS.406) — одноместный французский истребитель Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро авиастроительной фирмы «Моран-Солнье» под руководством Поль-Рене Готье (фр.)русск.. Серийно производился на заводе объединения SNCAO в Нанте с января 1939 по март 1940 года, также выпускался с ноября 1939 года по лицензии фирмой EFW в Швейцарии. Всего во Франции изготовлено 1074 самолёта, ещё 301 экземпляр (без прототипов) был изготовлен в Швейцарии.

M.S.406 финских ВВС.

Основные модификации

M.S.406 C1 
основная модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, 1077 экземпляров.
M.S.410 
модернизация M.S.406 C1 с изменённым вооружением (4 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934) и усиленным крылом, переоборудовано 79 экземпляров.
D-3800 
M.S.406, изготовленные по лицензии на заводе EFW в Швейцарии, 82 экземпляра.
D-3801 
модификация D-3800 с более мощным двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 и с дополнительным вооружением, 207 экземпляров.
D-3802 
модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-52 и с 20 мм пушками FFK-HS вместо пулемётов MAC 1934, 12 экземпляров.
Morko Moraani 
финская модернизация M.S.406 C1 с советским двигателем М-105П и пулемётом УБ, переделано 15 экземпляров.

Видео по теме

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации M.S.406:

Morane-Saulnier MS 406 C1

Источник данных: «Уголок неба»

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

Эксплуатация и боевое применение

«Мессершмитт» Bf.109E 75-80 км/ч превосходил Моран по скорости, имел лучшую скороподъемность, но более слабое вооружение. Запас снарядов у MS.406С-1 был больше, чем у противника: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG FF (или MG FF/M) пушечной версии «Мессершмитта» — 20. Но Е1 и Е3 несли по четыре 7,92-мм пулемета MG 17, так как мотор -пушку с Е3 в подавляющем числе случаев демонтировали. Крыльевые пушки имел только Bf 109Е-4, сменивший Е-3 на сборочных линиях в конце лета 1940 г. Французская машина имела меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях.

Некоторое количество истребителей использовалось в Хорватии.

В качестве учебного ВВС Франции в лётной школе в Бретиньи использовался до 1947 года.

Примечания

  1. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.371
  2. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.368

См. также

Аналоги
Списки

Литература

  • Котельников В.Р. След «Оборотня». Об истребителе «Моран-Солнье» MS.406 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 3. — С. 12—16. — ISSN 0130-2701.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
  • Цветков С. «Мораны» над Сирией (рус.) // Авиамастер : журнал. — 1998. — № 05—06. — С. 19—25.

Ссылки

wiki2.red

Morane-Saulnier MS.406 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Моран-Солнье MS.406 (фр. Morane-Saulnier MS.406) — одноместный французский истребитель Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро авиастроительной фирмы «Моран-Солнье» под руководством Поль-Рене Готье (фр.)русск.. Серийно производился на заводе объединения SNCAO в Нанте с января 1939 по март 1940 года, также выпускался с ноября 1939 года по лицензии фирмой EFW в Швейцарии. Всего во Франции изготовлено 1074 самолёта, ещё 301 экземпляр (без прототипов) был изготовлен в Швейцарии.

M.S.406 финских ВВС.

Основные модификации

M.S.406 C1 
основная модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, 1077 экземпляров.
M.S.410 
модернизация M.S.406 C1 с изменённым вооружением (4 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934) и усиленным крылом, переоборудовано 79 экземпляров.
D-3800 
M.S.406, изготовленные по лицензии на заводе EFW в Швейцарии, 82 экземпляра.
D-3801 
модификация D-3800 с более мощным двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 и с дополнительным вооружением, 207 экземпляров.
D-3802 
модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-52 и с 20 мм пушками FFK-HS вместо пулемётов MAC 1934, 12 экземпляров.
Morko Moraani 
финская модернизация M.S.406 C1 с советским двигателем М-105П и пулемётом УБ, переделано 15 экземпляров.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации M.S.406:

Morane-Saulnier MS 406 C1

Источник данных: «Уголок неба»

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

Эксплуатация и боевое применение

«Мессершмитт» Bf.109E 75-80 км/ч превосходил Моран по скорости, имел лучшую скороподъемность, но более слабое вооружение. Запас снарядов у MS.406С-1 был больше, чем у противника: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG FF (или MG FF/M) пушечной версии «Мессершмитта» — 20. Но Е1 и Е3 несли по четыре 7,92-мм пулемета MG 17, так как мотор -пушку с Е3 в подавляющем числе случаев демонтировали. Крыльевые пушки имел только Bf 109Е-4, сменивший Е-3 на сборочных линиях в конце лета 1940 г. Французская машина имела меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях.

Некоторое количество истребителей использовалось в Хорватии.

В качестве учебного ВВС Франции в лётной школе в Бретиньи использовался до 1947 года.

Примечания

  1. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.371
  2. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.368

См. также

Аналоги
Списки

Литература

  • Котельников В.Р. След «Оборотня». Об истребителе «Моран-Солнье» MS.406 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 3. — С. 12—16. — ISSN 0130-2701.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
  • Цветков С. «Мораны» над Сирией (рус.) // Авиамастер : журнал. — 1998. — № 05—06. — С. 19—25.

Ссылки

wikipedia.green

Morane-Saulnier MS.406 — Википедия. Что такое Morane-Saulnier MS.406

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Моран-Солнье MS.406 (фр. Morane-Saulnier MS.406) — одноместный французский истребитель Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро авиастроительной фирмы «Моран-Солнье» под руководством Поль-Рене Готье (фр.)русск.. Серийно производился на заводе объединения SNCAO в Нанте с января 1939 по март 1940 года, также выпускался с ноября 1939 года по лицензии фирмой EFW в Швейцарии. Всего во Франции изготовлено 1074 самолёта, ещё 301 экземпляр (без прототипов) был изготовлен в Швейцарии.

M.S.406 финских ВВС.

Основные модификации

M.S.406 C1 
основная модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, 1077 экземпляров.
M.S.410 
модернизация M.S.406 C1 с изменённым вооружением (4 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934) и усиленным крылом, переоборудовано 79 экземпляров.
D-3800 
M.S.406, изготовленные по лицензии на заводе EFW в Швейцарии, 82 экземпляра.
D-3801 
модификация D-3800 с более мощным двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 и с дополнительным вооружением, 207 экземпляров.
D-3802 
модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-52 и с 20 мм пушками FFK-HS вместо пулемётов MAC 1934, 12 экземпляров.
Morko Moraani 
финская модернизация M.S.406 C1 с советским двигателем М-105П и пулемётом УБ, переделано 15 экземпляров.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации M.S.406:

Morane-Saulnier MS 406 C1

Источник данных: «Уголок неба»

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

Эксплуатация и боевое применение

«Мессершмитт» Bf.109E 75-80 км/ч превосходил Моран по скорости, имел лучшую скороподъемность, но более слабое вооружение. Запас снарядов у MS.406С-1 был больше, чем у противника: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG FF (или MG FF/M) пушечной версии «Мессершмитта» — 20. Но Е1 и Е3 несли по четыре 7,92-мм пулемета MG 17, так как мотор -пушку с Е3 в подавляющем числе случаев демонтировали. Крыльевые пушки имел только Bf 109Е-4, сменивший Е-3 на сборочных линиях в конце лета 1940 г. Французская машина имела меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях.

Некоторое количество истребителей использовалось в Хорватии.

В качестве учебного ВВС Франции в лётной школе в Бретиньи использовался до 1947 года.

Примечания

  1. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.371
  2. ↑ Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.368

См. также

Аналоги
Списки

Литература

  • Котельников В.Р. След «Оборотня». Об истребителе «Моран-Солнье» MS.406 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 3. — С. 12—16. — ISSN 0130-2701.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
  • Цветков С. «Мораны» над Сирией (рус.) // Авиамастер : журнал. — 1998. — № 05—06. — С. 19—25.

Ссылки

wiki.sc

Истребитель Morane-Saulnier МS.406 Франция характеристики

Танки

Самолеты

Французские истребители Второй мировой войны Моран-Солнье MS.405/406/410

К началу Второй мировой войны самолет Morane-Saulnier МS.406 был одним из самых распространенных истребителей. Однако, его нельзя назвать слишком успешным, но несмотря на это, истребители данного типа выпускали в значительном количестве. Прочная конструкция МS.406 позволяла установить гораздо более мощный двигатель, но на «Моран» во Франции это не было реализовано, хотя, например, в Швейцарии смогли создать D-3802. А история создания французского самолета Второй мировой войны МS.406 началась в 1934 году, когда стартовал конкурс на новый одноместный истребитель, способный развивать скорость не меньше 450 км/ч и вооруженный одной-двумя 20-мм пушками.

На видео: истребитель Morane-Saulnier МS.406 в 1940 году

Участвовавший в конкурсе Моран-Солнье MS.405C1 был разработан под руководством М. Готье, и являлся монопланом с убирающимся шасси, с двигателем HS 12Y (12-цилиндровый, жидкостного охлаждения), который был приспособлен под установку пушки в развале цилиндров. Ряд технических новшеств конструкторы применили с целью снижения аэродинамического сопротивления.

На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405-01

8 августа 1935 года вышел на испытания первый прототип MS.405.01. Он был оснащен мотором HS 12Ygrs и неубирающимся шасси, что было временным явлением, и ко второму полету самолет получил штатное шасси. В январе 1936 года машину передали в Центр испытаний авиационной техники (CEMA) на официальные испытания, которые завершились в мае 1937 года. Самолет продемонстрировал хорошую управляемость, а его летные данные значительно превзошли требования. А по итогам испытаний внесли некоторые изменения в конструкцию крыла и подобрали более подходящий воздушный винт. Эту же машину — первый прототип MS.405.01 показали на авиационной выставке в Брюсселе. 14 июня 1937 года самолет прошел расстояние между Брюсселем и Парижем за 44 минуты и 15 секунд, а его средняя скорость составила 462 км/ч.

Самолет MS.406C1
Нажмите на изображение для увеличения

Испытания второго прототипа начались 20 января 1937 года. Машина имела мотор HS 12Ycrs и доработанное крыло. 29 июля 1937 года произошла катастрофа, но тем не менее самолет Моран-Солнье стал победителем конкурса (в котором участвовали почти все авиастроительные фирмы Франции, но до стадии прототипов дошли только две). Заказ на 15 предсерийных самолетов поступил в марте 1937 года, а в конце 1938 года началась поставка серийных машин. Постройкой большей части истребителей (около 90 процентов) занимался завод SNCAS в Буженэ.

Производство самолетов
Кликните на фото для увеличения

Из основных модификаций самолета нужно упомянуть:

На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405, №11

Некоторые модификации Morane-Saulnier были созданы за границей — в Швейцарии и в Финляндии. Швейцария выпускала самолеты по лицензии, а Финляндия переделывала бывшие французские истребители:

  • MS.406H (D-3800) — вариант для ВВС Швейцарии с двигателем HS 12Y-77 мощностью 860 л.с. Вооружение включало: одну 20-мм пушка HS 404, два 7,65-мм пулемета FFK. Поставлено два самолета из Франции и 82 выпущено по лицензии;
  • MS.412 (D-3801) — дальнейшее развитие истребителя для Швейцарии с двигателем HS 12Y-51 (HS 12YS-1), 1000 л.с. Создано 207 самолетов, из которых 17 были собраны из запчастей в 1947-1948 гг. В 1944 году под этот стандарт доработаны все D-3800;
  • D-3802 — швейцарский вариант MS.450C1 с двигателем HS 12YS-2 мощностью 1260 л.с. На прототипе устанавливалась одна пушка HS 404 и четыре пулемета FFK, на серийных самолетах крыльевые пулеметы заменили двумя пушками HS 404;
    в 1944-1946 гг. построены один прототип D-3802, 12 серийных D-3802A и один D-3803 с двигателем HS 12YS-3 мощностью 1450 л.с., с каплевидным фонарем кабины;
  • Mörkö-Morane (Мёрко Мораани) — финская модернизация MS.406/410, установлены трофейные советские двигатели М-105П (1100 л.с.) с винтами ВИШ-61П. При этом в развале цилиндров монтировался также советский 12,7-мм пулемет БС. С августа 1943 года до конца 1944 года было модернизировано по разным данным от 15 до 40 самолетов.

Основные характеристики самолетов:

MS.406C1

  MS.406C1
Двигатель:  
тип HS 12Y-31
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 1893
нормальная взлетная 2426
Максимальная скорость, км/ч 486
Скороподъемность, м/с 13
Потолок, м 9850
Дальность полета, км 1000

MS.410C1

  MS.410C1
Двигатель:  
тип HS 12Y-31
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 1923
нормальная взлетная 2581
Максимальная скорость, км/ч 510
Скороподъемность, м/с  
Потолок, м 8500
Дальность полета, км .

D-3800

  D-3800
Двигатель:  
тип НS 12Y-77
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 1800
нормальная взлетная 2480
Максимальная скорость, км/ч 475
Скороподъемность, м/с 13,4
Потолок, м 9800
Дальность полета, км 1000

D-3801

  D-3801
Двигатель:  
тип HS 12YS-1
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 2124
нормальная взлетная 2720
Максимальная скорость, км/ч 535
Скороподъемность, м/с 16,7
Потолок, м  
Дальность полета, км 1200

D-3802

  D-3802
Двигатель:  
тип HS 12YS-2
мощность, л.с. 1260
Размах крыла, м 10,75
Длина самолета, м 9,31
Высота, м 3,32
Площадь крыла, м2 18,30
Масса, кг:  
пустого самолета 2940
нормальная взлетная 3880
Максимальная скорость, км/ч 635
Скороподъемность, м/с 14,3
Потолок, м 11600
Дальность полета, км 650

Mörkö-Morane

  Mörkö-Morane
Двигатель:  
тип М-105П
мощность, л.с. 1100
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,38
Высота, м 3,34
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 2106
нормальная взлетная 2849
Максимальная скорость, км/ч 525
Скороподъемность, м/с 18
Потолок, м .
Дальность полета, км .

В ВВС Франции истребители MS.406C1 стали поступать в 1938 году. К началу Второй мировой войны самолеты данного типа находились на вооружении 12-ти групп (573 самолета). Но к этому времени Моран-Солнье MS.406 уже не отвечал необходимым требованиям; например, немецкому истребителю Messerschmitt Bf.109E, который являлся основным противником, французский самолет проигрывал в скорости и скороподъемности. К тому же у Bf 109 за годы с 1936-го по 1939-ый мощность двигателя выросла почти в 1,5 раза, а на MS.406C1 в 1939 году мотор оставался такой же мощности, с которой летал его прототип в 1935 году. 14 истребителей MS.406C1 было потеряно во время «Странной войны» (также: «Сидячая война» — период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 по 10 мая 1940 года на Западном фронте).

Во время боев в мае-июне 1940 года в полной мере проявились недостатки MS.406C1 как истребителя. К тому же из-за уязвимости двигателя жидкостного охлаждения попытки применять самолет в качестве штурмовика привели к существенным потерям. Всего за этот промежуток времени [май-июнь 1940 года] французские Morane-Saulnier записали на свой счет 189 подтвержденных и 91 предположительную победу. Группа GC III/1 имела самый лучший показатель — 30 подтвержденных и 4 предположительные победы. Однако, 150 истребителей MS.406C1 были сбиты в воздушных боях, остальные уничтожены на земле, либо брошены при отступлении — в общей сложности потери этих самолетов составили 450.

Самолеты MS.406C1 достаточно быстро были выведены из состава ВВС Виши. Они оставались только в Ливане, Индокитае, на Мадагаскаре. Около двенадцати «ливанских» MS.406C1 были захвачены англичанами. Затем, в сентябре 1941 году, эти самолеты стали основой для формирования группы «Эльзас» ВВС Свободной Франции.

Истребители Morane-Saulnier МS.406 достаточно активно применялись в ВВС Финляндии, которым было передано 30 единиц в декабре 1939 года. Группа Llv 28, участвовавшая в боях, с 4 февраля до окончания «зимней войны» одержала 16 подтвержденных и 4 предположительные победы, при этом собственные потери составили — 1 сбитый и 10 самолетов, поврежденных в боях, а 4 машины были разбиты во время освоения личным составом. Общее же количество самолетов данного типа [с учетом 30-ти, упомянутых выше], поставленных в Финляндию, составило 87, когда:

  • 27 трофейных самолетов (в том числе и 11 единиц MS.410C1) было получено из Германии в 1941 году;
  • 30 самолетов MS.406C1 было приобретено у режима Виши в 1942 году.

Финские самолеты также воевали в Южной Карелии и на Крайнем Севере. Модернизированные Mörkö-Morane несли службу и после окончания Второй мировой войны — до 1952 года.

Кроме упомянутых стран (Франция, Швейцария, Финляндия) самолеты MS.406C1 были:

  • у Турции — в начале 1940 года получены 30 самолетов, которые служили до 1943 года, затем заменены FW 190А;
  • Болгария купила у режима Виши 20 машин в 1942 году;
  • 48 самолетов немцы передали Хорватии. Применялись для противопартизанских операций.
  • Италия получила 25 самолетов, которые в строй введены не были.

Источники:

  • K.Keskinen, K.Stenman, K.Niska «Suomen Ilmavoimien Historia — Morane-Saulnier МS.406 — Caudron с.714»;
  • G.Botquin «The Morane Saulnier 406»;
  • А.Харук «Французские истребители Второй мировой войны»;
  • Maly Modelarz «Francuski samolot mysliwski Morane-Saulnier MS-406-C1».

wikiwar.ru

Morane-Saulnier MS.406 — WikiModern

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Моран-Солнье MS.406 (фр. Morane-Saulnier MS.406) — одноместный французский истребительВторой мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро авиастроительной фирмы «Моран-Солнье» под руководством Поль-Рене Готье (фр.)русск.. Серийно производился на заводе объединения SNCAO в Нанте с января 1939 по март 1940 года, также выпускался с ноября 1939 года по лицензии фирмой EFW в Швейцарии. Всего во Франции изготовлено 1074 самолёта, ещё 301 экземпляр (без прототипов) был изготовлен в Швейцарии.

M.S.406 финских ВВС.

Основные модификации

M.S.406 C1 
основная модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, 1077 экземпляров.
M.S.410 
модернизация M.S.406 C1 с изменённым вооружением (4 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934) и усиленным крылом, переоборудовано 79 экземпляров.
D-3800 
M.S.406, изготовленные по лицензии на заводе EFW в Швейцарии, 82 экземпляра.
D-3801 
модификация D-3800 с более мощным двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 и с дополнительным вооружением, 207 экземпляров.
D-3802 
модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-52 и с 20 мм пушками FFK-HS вместо пулемётов MAC 1934, 12 экземпляров.
Morko Moraani 
финская модернизация M.S.406 C1 с советским двигателем М-105П и пулемётом УБ, переделано 15 экземпляров.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации M.S.406:

Morane-Saulnier MS 406 C1

Источник данных: «Уголок неба»

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

Эксплуатация и боевое применение

«Мессершмитт» Bf.109E 75-80 км/ч превосходил Моран по скорости, имел лучшую скороподъемность, но более слабое вооружение. Запас снарядов у MS.406С-1 был больше, чем у противника: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG FF (или MG FF/M) пушечной версии «Мессершмитта» — 20. Но Е1 и Е3 несли по четыре 7,92-мм пулемета MG 17, так как мотор -пушку с Е3 в подавляющем числе случаев демонтировали. Крыльевые пушки имел только Bf 109Е-4, сменивший Е-3 на сборочных линиях в конце лета 1940 г. Французская машина имела меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях.

Некоторое количество истребителей использовалось в Хорватии.

В качестве учебного ВВС Франции в лётной школе в Бретиньи использовался до 1947 года.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

infosphere.top

Совершенно случайно наткнулся на откровенный панегирик И-16.: masterdl — LiveJournal

Оказывается Франция накануне вторжения (1940) очень долго думала и решила покупать самолеты (истребители) «у США или СССР». И вот вокруг этого «или» нагромождения предположений. Ни одного И-16 даже не испытания не запросили. Причем, события описываются далеко не 1940 и даже не 1939 годов. 

Вспомнил о «Моранах». Поискал в сети — вот один из подробных рассказов о тех машинах.

Я бы обратил внимание на попытки финнов в начале 1944 сделать из них конфетку — в условиях кустарных мастерских. Другой крайне показательный момент — использование в середине войны двигателей М-105 (да, именно тех — Климова)

«В середине 1930-х годов во всех передовых авиационных державах появились истребители так называемой «новой волны» — свободнонесущие монопланы с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Первым самолетом такого типа, принятым на вооружение французских ВВС, стал «Моран-Солнье» MS.406C-1. Его история началась в сентябре 1934-го. …
Однако и в этих обстоятельствах удалось выяснить, что смена двигателя и винта существенно улучшили характеристики самолета, его скорость поднялась до 482 км/ч. Соперников у MS.405 не оказалось. Ставка Готье на проверенные конструктивные решения пока оправдывалась — он выиграл у своих соперников время…
Серийное производство задумали на четырех заводах. В апреле 1938-го, кроме дополнительного заказа на 325 истребителей у SNCAO, имелись контракты с двумя предприятиями на 130 и 370 машин. В августе еще один заказ на 90 MS.406 получила «Аэропланс Моран-Солнье», но впоследствии оставили только две сборочные линии — у SNCAO и «Моран-Солнье». Остальные заводы перевели в разряд смежников. В июне 1938-го собрали эталон для массовой серии — MS.406N-16. К началу 1939-го первую дюжину MS.406C-1, изготовленных SNCAO, приняли на вооружение. В январе поднялся в воздух первый серийный истребитель, собранный «Моран-Солнье». С момента выдачи задания прошло четыре с половиной года, за это время многое изменилось в мире. Другими стали и потенциальные противники. Мировое самолетостроение ушло далеко вперед. В начале 1938-го английская авиация получила «Харрикейны» и «Спитфайры». Если первый был, по крайней мере, эквивалентен MS.406, то второй превосходил его «на голову». А немцы к этому времени имели более совершенный Bf.109Е. Французы явно опаздывали с перевооружением истребительной авиации…
Внедрение нового истребителя во французских ВВС началось с мая 1938-го, когда 1-я группа 7-й истребительной эскадры (GCI/7) получила для ознакомления первые MS.405. Эта же часть начала первой оснащаться серийными MS.406С-1. За ней последовала подразделение GCI/6. Однако из-за производственных трудностей к концу года на вооружении числились всего 27 «Моранов». Весной 1939-го темпы выпуска истребителей возросли. В апреле уже только на одном заводе SNCAO в Нанте собирали по шесть машин в день…
К сентябрю 1939-го, когда Германия напала на Францию, ее ВВС насчитывали 557 «Моранов» в составе 12 групп по 26 истребителей в каждой. В период так называемой «Странной войны» стычки «Моранов» с немецкими самолетами встречались не часто, тем не менее, удалось определить реальную ценность MS.406 как боевой машины. Основным противником для него стал «Мессершмитт» Bf.109E. Последний на 75-80 км/ч превосходил его по скорости, имел лучшую скороподъемность и более мощное вооружение. Правда, запас снарядов у MS.406С-1 был больше, чем у противника: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG FF (или MG FF/M) на «Мессершмитте» — 20. Французская машина имела меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях, но отличалась уязвимостью пневмо-, гидро- и электросистем. С бомбардировщиками, казалось бы, MS.406 должен был справляться легче, но и здесь он уверенно перехватывал лишь Ju-87В и Не-111, а Do-17Z частенько от них уходили. За весь период «Странной войны» французы потеряли 14 MS.406 (первый из них немцы сбили 21 сентября). Тем не менее, устарелость «Морана» стала очевидной. Конструкторы искали пути модернизации машины, а военные прилагали все усилия, чтобы заменить ее новыми истребителями D. 520 и MB.151….
В подразделениях ПВО кое-где сохранялись и MS.405. Используя высокую маневренность «Морана», опытные летчики достигали иногда значительных успехов. Так, пилоты группы GCI/2 8 июня в бою с 11 Bf.109E сбили 9, потеряв только два своих MS.406. А 13 мая шестерка из GCII/2 за 20 секунд уничтожила шесть двухмоторных Bf.110. В общей сложности «Мораны» сбили около трети самолетов, потерянных немцами во французской кампании….
Основным противником для истребителей правительства Виши стали бывшие союзники-англичане. В мае-июне 1941-го английские войска вместе с частями генерала де Голля начали наступление в Сирии и Ливане, тогда принадлежавших Франции. В Ливане (в Раяке) базировалась группа GCI/7. Англичане, имевшие значительный перевес в силах, частично уничтожили ее, а остатки сдались. Примерно такая же судьба постигла эскадрилью 2/565 на Мадагаскаре, где после высадки союзников в мае 1942-го и последующих боев от 17 MS.406 к ноябрю уцелело только три. В воздушных боях летчики эскадрильи сбили всего один палубный истребитель «Мартлет». В ноябре немцы захватили ранее неоккупированную часть Франции. При этом им достались 46 MS.406, сохранявшихся в учебных подразделениях, летных школах и в консервации. На этом боевая карьера «Моранов» во французских ВВС практически закончилась….

В 1941-м финское правительство дополнительно приобрело в Германии 27 трофейных «Моранов». Среди них были MS.406 и MS.410. На отремонтированные в Германии самолеты поставили немецкое оборудование, хвостовое колесо и дополнительную броню, защищавшую водорадиатор и пилота. Впоследствии финны по этому образцу модернизировали самолеты, уцелевшие после «зимней войны». Эти машины приняли участие в Великой Отечественной войне.

В начале ее «Мораны» имели определенные успехи, пока им противостояли устаревшие советские истребители. В 1942-м к ним добавились еще 30 «Моранов», проданных правительством Виши из резерва. Однако ценность их все время падала. Решено было усовершенствовать MS.406, используя советские двигатели М-105П в 1100 л.с. Последний так же, как 12Y31, являлся продуктом эволюции мотора 12Ycrs. В 1943-м в Германии закупили 200 М-105П, прошедших восстановительный ремонт на пражском заводе «Авиа», и к ним винты ВИШ-61П. Опытный образец модернизированного «Мерко Морани» («Моран-оборотень»), изготовили на заводе в Тампере под руководством инженера А.Лакомаа.»

У меня не вызывает удивления появление в крыму (летом 1941 года) целой танковой армии вооруженной исключительно советскими танками (кроме «успешных» Т-34) — Манштейну не дали ни одного танка для наступления (только два дивизиона самоходох на базе Т-3), но 200 самых современных авиационных моторов противника в Чехии в 1943 году — это признание заслуг КБ Климова.

Варианты окраски:

masterdl.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *