Mosquito B (Bomber), скоростной бомбардировщик.

Скоростной бомбардировщик

De Havilland

Цельнодеревянный «Москито» — один из наиболее удачных проектов в истории авиации. В многофункциональности с этим самолетом может соперничать только Ju-88. Конструкторы стремились создать бомбардировщик, которому не требовалось бы защитное вооружение — вследствие чрезвычайно высокой скорости.

Как многие другие замечательные самолеты, он появился без официального заказа, и его встретили в штыки официальные лица. Даже после того, как прототип заказали малой серией (всего 50 самолетов), производство самолета трижды останавливали, особенно после эвакуации из Дюнкерка. И каждый раз только смелость единственного горячего сторонника Патрика (позднее сэра Патрика) Хеннесси из «Форд Моторз», благодаря лорду Бивербруку, помогла этому британскому самолету, наконец, пойти в производство. Так, в ноябре 1940 г. единственный прототип поднялся в воздух. Все были удивлены фантастическими летными качествами, которые показал «Москито».

«Де Хэвилленд Эркрафт компани» занималась в основном легкими самолетами и весьма примитивными легкими транспортниками смешанной конструкции, но в 1936 г. спроектировали аэродинамически великолепный (но неудачный технически) авиалайнер DH. 91 «Альбатрос» цельнодеревянной конструкции. Несколько месяцев спустя работы начались над военюым проектом с двумя двигателями «Мерлин», выполняя требования спецификации Р. 13/36, но его не принимали, главным образом, потому, что деревянная конструкция никем не принималась всерьез. Тем не менее группа проектировщиков в составе Р. Е. Бишопа, Р. М. Харксона и С. Т. Уилсона продолжала изучать возможности нового скоростного бомбардировщика, способного обгонять современные ему истребители, а также оснащенного пушечной турелью. Эта концепция производила хорошее впечатление. Но конструкторы выбросили турель, сократили экипаж с шести до двух человек, разместили пилота слева в носовой кабине, а штурмана-бомбардира — справа от него.

Он же был и радистом. Масштабный эффект сказался в том, что уменьшился необходимый вес конструкции самолета и, соответственно, потребное количество горючего. Расчеты показали, что с двумя «Мерлинами» невооруженный бомбардировщик сможет нести 454 кг бомб на 2400 км при полетном весе 6800 кг, показывая при этом великолепные скоростные качества, — скорость могла достигать 655 км/ч, почти вдвое превосходя скорости остальных британских бомбардировщиков.

Самолет мог взлететь в начале 1939 г., но официальные лица, включая Главный авиационный штаб, проявили полную незаинтересованность или равнодушие. Дюжины доводов приводились, чтобы показать бесполезность невооруженного бомбардировщика, что экипаж из двух человек не может выполнить задание и что предложения компании бессмысленны. На главной встрече в Министерстве авиации, вскоре после мюнхенского кризиса 1938 г., официально отказались рассмотреть предложения, но предложили «Де Хэвилленд» сделать крыло для одной из предполагавшихся бомбардировочных программ.

Даже после начала войны члены авиационного штаба не увидели в предложениях ничего, кроме бессмысленной демонстрации. Но прошло немного времени после начала войны, когда, в значительной степени при поддержке маршала авиации сэра Уильфреда Фримена, авиационный штаб начал допускать, что самолет с двумя «Мерлинами», если обеспечить его достройку, будет использоваться для разведки и может быть невооруженным и даже деревянным. С большими усилиями эта точка зрения победила 1 марта 1940 г., когда подписали контракт о постройке прототипа еще 49 самолетов.

Первый DH. 98 «Москито», серийный номер W4050, построили, соблюдая секретность, в Салисбери Холл, недалеко от Ханфильдского завода, куда его доставили по земле 3 ноября. Джеффри Де Хэвилленд-младший совершил первый полет 25 ноября 1940 г. Отмечалось, что с вдвое большими, чем у «Спитфайра», мощностью моторов, площадью крыла и более чем вдвое большим весом «Москито» летал на 32 км/ч быстрее. Никто в Министерстве авиации не поверил этому — они были потрясены.

Прототип, официально испытанный в Боскомб Дауне в феврале 1941 г., показал скорость 631 км/ч — большую, чем у любого истребителя RAF.

Основа конструкции — обтекаемый моноплан с суживающимся к концам крылом, смонтированным в среднем положении, над бомбоотсеком на четыре 113-кг бомбы. Пилот сидел впереди, почти на уровне передней кромки крыла, имея великолепный обзор, за исключением обзора в стороны-вниз, который закрывали ему капоты двигателей, выступающие даже за заднюю кромку. Едва ли не вся конструкция была деревянной, крылья имели два лонжерона и фанерную обшивку (двойную, на нижней поверхности) с сосновыми стрингерами, в то же время фюзеляж собирался из левой и правой половин, имевших заданную форму с сэндвич обшивкой (шпон-бальза-шпон). Поверхности управления изготавливались из легкого сплава с металлической обшивкой на элеронах и полотняной на рулях, а крыльевые щитки -деревянные с гидравлическим приводом. Необычным образом размещались радиаторы: в носовой части крыла, между моторами и фюзеляжем, что давало положительный эффект в крейсерском полете, а простые посадочные приспособления включали в себя две амортизационные стойки с резиновыми блоками.

Это исключало точную металлообработку, а общий вес литья (113 кг) и штамповки (13,6 кг) были намного меньше, чем на любом другом двухмоторном самолете тех лет.

Летные испытания показали необходимость увеличения размаха крыла с 16 до 16,51 м и площади хвостового оперения, улучшения капотов двигателей и выхлопной системы и удлинения мотогондол, превративших закрылки в четыре маленькие секции, приводимые в движение вращающимися трубочками. Предкрылки по передней кромке оказались ненужными. Несмотря на то что самолет предполагалось применять только как разведчик, его великолепные летные данные теперь открывали дорогу вариантам бомбардировщика и истребителя. Летом 1941 г. выдвинули или проверили много разных идей, включая установку двигателей «Мерлин» 60-й серии с двухступенчатым нагнетателем, четырехлопастных винтов, увеличение размаха крыла до 19,81 м. Реализация только половины этих предложений привела к частичному снятию ограничений на полеты высотных версий в 1942 г. и к созданию F Mk XV, а главное, к установке пушек и бомб.

Бишоп решил разместить в отсеке под полом кабины четыре 20-мм пушки «Испано», и в 1942 г. пошел в производство ночной истребитель F.Mk II с этими пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами «Браунинг» в носу плюс новейший радар AI Мк IV. Истребитель имел боковые входные двери вместо нижних люков и бронестекло.

В октябре 1941 г. оказалось, что самолет может нести четыре 227-кг бомбы, но со специально укороченным или обрезанным стабилизатором. Это сначала отвергли, но после длительных испытаний это признали вполне удачным, и стандартные бомбы стали выпускаться с укороченным оперением. Таким образом, бомбовая нагрузка сразу возросла вдвое, а В.Мк IV пошел в серийное производство вместе с истребителем в 1942 г. Т Мк III, двухместный тренировочный полетел в 1942 г. но в основном строился после войны, такая была потребность в боевых «Москито». Тем временем первоначально заказанные 49 самолетов с короткими мотогондолами попали на вооружение летом 1941 г. как фоторазведчики «Москито PR. Mk I или как переделанные в бомбардировщики В.

Мк IV, все с 907-кг бомбовой нагрузкой.

Самолет выпускался во множестве вариантов. Из них к бомбардировщикам B (Bomber) относились Mk-IV (273 самолета с бомбовой нагрузкой 907 кг), Mk-VII (25 машин канадского производства), Mk-IX (54 машины с бомбовой нагрузкой до 1814 кг), Mk-XVI (1200 машин модели Mk-IX с герметичной кабиной), Mk-XX (145 машин канадской постройки с американским оборудованием) и Mk-XXV (400 машин канадской постройки).

B. MK. IV B. Mk. IX B. Mk. XVI NF. Mk. XIX
Экипаж 2
Размеры
Длина, м 12,22 12,65
12,65
12,34
Размах крыла, м 16,52
Площадь крыла, м2 40,9
Веса и нагрузки, кг:
Вес пустого 6000 6300 6700 6622
Макс. взлетный 9866 10422 11766 10260
Силовая установка
2 X PE Rolls-Royce Merlin 21 72 76 25
Мощность, л.с. 2×1280 12×1680 2×1710 2×1635
Летные данные
Скорость, км/ч
maximum 612 657 668 608
на высоте, м 4300 7900 8500  
Практический потолок, м 8300 10300 12000 8535
Вооружение
Бомб, кг в бомбоотсеке 908 908 1362  
на внешней 454 454  

Подробно

  • Единственный «Москито» в СССР
  • «Москито» в НИИ ВВС
  • Крыло самолета «Москито», фиг 33
  • Фюзеляж самолета DH-98 «Москито», фиг 95, 96, 97

Модификации самолета

  • Mosquito PR.
    Mk IV — созданный на основе B.Mk IV разведывательный вариант, на котором устанавливалось до четырех фотокамер.
  • Mosquito B.Mk V — усовершенствованный вариант B.Mk IV с подкрыльными подвесками; построен только один опытный самолет.
  • Mosquito FB.Mk VI — наиболее интенсивно производившийся вариант, который представлял собой либо самолет для захвата аэродромов неприятеля, либо истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе опытного экземпляра истребителя F.Mk II; мог переносить внутри фюзеляжа и под крылом бомбы, а с 1944г. и реактивные снаряды.
  • Mosquito B.Mk VII — вариант, построенный в Канаде на основе опытного самолета B.Mk V.
  • Mosquito PR.Mk VIII — разведывательный вариант, подобный самолету B.Mk IV, но с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями.
  • Mosquito PR.Mk IX — разведывательный вариант с моторами, оборудованными двухступенчатыми нагнетателями, и увеличенным запасом топлива.
  • Mosquito B.Mk IX — высотный бомбардировщик; с 1944 года стал способен нести одну сверхмощную фугасную бомбу массой 1814 кг.
  • Mosquito NF.Mk X — ночной истребитель с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
  • Mosquito FB Мк XI — истребитель-бомбардировщик с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
  • Mosquito NF.Mk XII — обозначение самолета NF.Mk II после установки сантиметрового радара AL Mk VIII.
  • Mosquito NF.Mk XIII — новый серийный ночной истребитель, эквивалентный переделанным самолетам NF.Mk XII.
  • Mosquito NF.Mk XIV — был предложен как усовершенствование самолета NF.Mk XIII; не был построен.
  • Mosquito NF.Mk XV — высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, радаром AL Mk VIII и с двухступенчатыми нагнетателями у двигателей.
  • Mosquito B.Mk XVI — развитие самолета D.Mk IX с герметичной кабиной и способностью нести бомбу массой 1814 кг (4000 фунтов).
  • Mosquito PR.Mk XVI — разведывательный вариант самолета B.Mk XVI с маленьким астрокуполом; первый герметичный вариант самолета PR.
  • Mosquito NF.Mk XVII — обозначение самолета NF.Mk II после установки радара AL Mk X.
  • Mosquito FB.Mk XVIII — модификация самолета FB.Mk VI, оборудованная 57-мм пушкой Молинз, ракетными снарядами и усиленной броней; использовалась главным образом против подводных лодок и кораблей.
  • Mosquito NF.Mk XIХ — ночной истребитель на основе самолета NF.Mk XIII с «универсальной» носовой частью для установки радаров AL.
  • Mosquito В.Mk XХ — бомбардировщик, построенный в Канаде.
  • Mosquito FВ.Mk 21 — канадский эквивалент самолета FB.Mk VI.
  • Mosquito Т.Mk 22 — канадский эквивалент самолета T.Mk III.
  • Mosquito В.Mk 23 — канадский эквивалент самолета B.Mk IX; не был построен.
  • Mosquito FВ.Mk 24 — канадский истребитель-бомбардировщик с двигателями, оснащенными двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.
  • Mosquito В.Mk 25 — построенная в Канаде модификация самолета В.14 Mk XX с двигателями Packard-Merlin.
  • Mosquito FВ.Mk 26 — построенная в Канаде модификация самолета FB.Mk 21 с двигателями Packard-Merlin.
  • Mosquito Т.Mk 27 — построенная в Канаде модификация самолета T.Mk 22 с двигателями Packard-Merlin.
  • Mosquito Т.Mk 29 — тренировочные самолеты, переделанные из FB.Mk 26.
  • Mosquito NF.Mk 30 — высотный ночной истребитель с двигателями “Merlin” с двухступенчатыми нагнетателями, с оборудованием для электронного противодействия ECM.
  • Mosquito NF.Mk 31 — вариант NF.Mk 30 с двигателями Packard-Merlin; не был построен.
  • Mosquito PR.Mk 32 — высотный разведывательный самолет, сходный с моделью NF.Mk XV.
  • Mosquito TR.Mk 33 — морской торпедоносец, разведчик, истребитель “Sea Mosquito” для использования с авианосцев; сходный с самолетом FB.Mk VI, со складывающимися крыльями и тормозным крюком.
  • Mosquito PR.Mk 34 — дальний разведчик с дополнительным топливом в бомбовом отсеке.
  • Mosquito В. Mk 35 — дальний высотный самолет на основе модели B.Mk XVI с герметичной кабиной.
  • Mosquito NF.Mk 36 — в основном схож с вариантом NF.Mk 30, но с высотными двигателями “Merlin”.
  • Mosquito TR.Mk 37 — вариант самолета TR.Mk 33 с радаром.
  • Mosquito NF.Mk 38 — вариант NF.Mk 30 с радаром.
  • Mosquito ТТ.Mk 39 — вариант B.Mk XVI после переделки для буксировки мишеней.
  • Mosquito FВ.Mk 40 — построенный в Англии вариант самолета FB.Mk VI.
  • Mosquito PR.Mk 40 — австралийский авиаразведчик, переделанный из варианта FB.Mk 40.
  • Mosquito FВ.Mk 41 — австралийский истребитель-бомбардировщик, сходный с самолетом FB.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
  • Mosquito PR.Mk 41 — австралийский разведывательный самолет; развитие модели PR.Mk 40, но с двухступенчатыми нагнетателями.
  • Mosquito FВ.Mk 42 — единственная австралийская модификация самолета FB.Mk 40 с двигателями “Merlin” 69.
  • Mosquito Т. Mk 43 — построенный в Австралии тренировочный вариант T.Mk III.

Источники

  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • «Английские военные самолеты Второй мировой войны» /Под ред. Даниэля Дж. Марча/
  • THE REICH INTRUDERS. Dramatic RAF medium bomber raids over Europe in World War 2. /MARTIN W BOWMAN/
  • «Сборник иллюстраций по курсу конструкций самолетов» /М.И. Шульженко; МАИ 1954/

Цельнодеревянный скоростной бомбардировщик «Мечта термита»

Вооружение: бомбовая нагрузка до 1820 кг: 1 бомба 454 кг и 2 бомбы по 227 кг или 4 бомбы по 227 кг или 1 бомба 1816 кг, бомбардировочный прицел «Гобой»

«Гобой» (Oboe) — британская система воздушного слепого прицельного бомбометания, основанная на принципе приема-передачи радиосигнала; применялась в годы Второй мировой войны (начиная с декабря 1942 г.).
Система целенаведения «Гобой» была настолько точной, что ее можно было применять при бомбометании вне видимости цели. Самолет, имевший такой прибор, наводился на цель при помощи двух наземных радиостанций. Принцип работы прибора заключался в следующем. Первая наземная радиостанция — «мышь» — посылала радиопеленг в направлении центра цели, и самолет летел по этому радиопеленгу. Летчик контролировал направление полета, прослушивая радиосигналы через наушники своего шлемофона. Если самолет находился на правильном курсе, то в наушниках было слышно непрерывное гудение, напоминающее звук гобоя. При отклонении самолета вправо или влево от радиопеленга в наушниках вместо непрерывного звука появлялись прерывистые сигналы — тире или точки. Импульс наземной радиостанции отражался самолетным прибором и принимался второй наземной радиостанцией — «кошкой». Определяя время прохождения обратного сигнала, наблюдатель на этой станции мог периодически определять местонахождение самолета, летящего по радиопеленгу. Когда самолет приближался к точке сбрасывания бомб, вторая радиостанция («кошка») начинала передавать в эфир буквы А, В, С, D, затем серию тире и, наконец, серию точек, по окончании которых бомбардир должен был нажать кнопку бомбосбрасывателя.

Многие (если не большинство) английских боевых самолетов были созданы не по заданию Министерства обороны, а в качестве частной инициативы фирм-разработчиков. Такой была судьба «Спитфайра», эти же обстоятельства сопутствовали рождению другой легендарной машины — «Москито».

В октябре 1938 года компания «De Havilland Aircraft Со.» начала разработку проекта легкого бомбардировщика без оборонительного стрелкового вооружения. Представленный через некоторое время министерству авиации, этот проект, однако, не получил положительной оценки. Лишь благодаря горячей поддержке ряда высокопоставленных сотрудников министерства авиации, и особенно главного маршала авиации сэра Уилфреда Фримена, удалось продолжить работы, а после начала войны и получить официальный заказ на скоростной легкий бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 454 кг и дальностью 2400 км. Работы по этому заданию начались 29 декабря 1939 года.

Выбрав в качестве основы конструкции планера дерево, проектировщики убили сразу двух зайцев: получили возможность использовать неквалифицированную рабочую силу, а также обеспечили гладкую наружную поверхность, столь важную для скоростной машины. Кое-кто считал и продолжает считать, что конструкция «Москито» чуть ли не спасла авиационную промышленность от нехватки металла, а сам самолет был якобы абсолютно застрахован от любых сложностей с поставкой материала. Конечно, такие соображения нельзя принимать всерьез: во-первых, британская промышленность вполне могла бы обеспечить дюралюминием и «Де Хэвиленд»; а во-вторых, дерево для «Москито» приходилось везти из тропиков — в Англии-то бальза не растет!

Бальза (бальса) — легкая и прочная порода дерева, имеющая несколько рыхловатую структуру. Ботаническое название: Ochroma pyramidale. Природный ареал дерева бальза простирается от южной части Мексики, захватывая Центральную Америку и южнее Бразилию, Боливию, Перу, Эквадор и Венесуэлу. Порода имеется также в Индии и Индонезии. Бальза — это самое легкое и мягкое дерево, которое обладает необычайно высокой плавучестью, а также обеспечивает очень эффективную тепловую и звуковую изоляцию. Древесина имеет белый цвет с розоватым оттенком. Волокна свободно размещенные и прямые. Плотность бальзы колеблется в широких пределах: иногда от 120 кг/м3 в центре ствола до 340 кг/м3 вблизи наружной поверхности. Экспортируемая древесина обычно имеет плотность в сухом состоянии 128–224 кг/м3. Древесина легко принимает гвозди и шурупы, но из-за своей мягкости плохо их удерживает, поэтому склеивание — самый оптимальный метод скрепления. При окрашивании и полировании бальза поглощает много отделочных составов. Основные виды применения бальзы — оборудование для спасения на водах, поплавки и бакены, внутренние слои клеёной слоистой древесины, тепло-, звуко- и виброизоляция, шаблоны и модели, декорации и макеты. (Из бальзы был построен плот «Кон-Тики», на котором норвежский учёный Т. Хейердал пересек Тихий океан.) Также используется в авиационной технике, особенно для малой авиации и моделирования. Как поделочная древесина практически не используется.

Первые бомбардировщики попали в боевую часть весной 1942 года — в 105-ю эскадрилью. А 31 мая эти машины впервые «понюхали пороху». С той поры «Москито» (по-русски «комар») стали единственными самолетами Бомбардировочного командования Великобритании, регулярно действовавшими днем над территорией Западной Европы. Вскоре машина получила широкую известность, а вместе с ней — патетическое прозвище «Деревянное чудо» и ироничное «Мечта термита»; экипажи предпочитали более краткую кличку: «Мосси».

Стремительный «Мосси» — бомбардировщик «Москито» B.Mk.IV — представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан преимущественно деревянной конструкции с экипажем из двух человек.

Бомбы размещались внутри бомбоотсека. Максимальная нагрузка (неспециальных вариантов) составляла 4 бомбы по 113 кг или 4 специальные (укороченный стабилизатор) бомбы по 227 кг. Стрелковое вооружение отсутствовало.

Через некоторое время основными для «Москито» стали сверхмалые высоты, причем не только атака, но и весь полет к цели совершался буквально на высоте верхушек деревьев. Это давало возможность укрыться от РЛС противника (или хотя бы сократить до минимума время предупреждения) и создавало определенные трудности для зенитной артиллерии. А от перехватчиков спасал великолепный серо-зеленый камуфляж. Разумеется, считать «Мосси» неуязвимым для истребителей было бы преувеличением. Но благодаря скорости, маневренности и малозаметности его шансы уцелеть были существенно выше, чем у «классических» машин, облепленных пулеметными точками.

РЛС — радиолокационная станция.

Эскадрильям «комаров» поручали сложные, «деликатные» задания, требовавшие мгновенного появления, точного и быстрого удара и молниеносного исчезновения. И в большинстве случаев эти поручения успешно выполнялись (например, удары по верфям подводных лодок во Фленсбурге, зданию гестапо в Осло или комплексу добычи молибдена в Кнабене в Норвегии). Наиболее искусными в атаках такого рода стали 105-я и 139-я эскадрильи, заслужившие большую популярность и часто действовавшие совместно. Они же разработали специальную атаку двумя группами: одна сбрасывала бомбы, пролетая на высоте крыш домов, а через несколько секунд появлялась вторая и накрывала цель с пологого пикирования, пользуясь сумятицей. Эти эскадрильи провели одну из самых известных атак (хотя и чисто пропагандистскую) — дневной налет на здание «Спортспаласт» в Берлине 30 января 1943 года. В тот день отмечали 10-летие прихода нацистов к власти, но выступить Герингу удалось лишь через час после объявления диктора…

Далее: Истребитель — символ японской авиации. A6M Reisen (Zero-Sen) Mitsubishi (Япония)

Де Хэвилленд Москито Фото. Видео. Вооружение. Скорость. ТТХ

Цельнодеревянный двухмоторный двухместный боевой самолет, существовавший во многих ипостасях — скоростного бомбардировщика, разведчика, истребителя-бомбардировщика, ночного истребителя. Разработка машины под фирменным обозначением DH.98 велась с учетом опыта, полученного при конструировании скоростного самолета DH.88 и пассажирского лайнера DH.91. Изначально самолет разрабатывался как скоростной бомбардировщик в соответствии со спецификацией Р. 13/36.

Бомбардировщик Москито — видео

Революционная концепция, предложенная конструкторами «Де Хэвилленда», предусматривала полный отказ от оборонительного вооружения. Такой подход долго отвергался министерством авиации, и лишь в конце декабря 1939 г. был получен заказ на постройку прототипа, а вскоре — и первой партии в 50 самолетов. В июле 1940 г. было получено указание построить один из этих самолетов в истребительном варианте, а в октябре оформлена соответствующая спецификация F. 18/40, предусматривавшая создание на базе «Москито» ночного и эскортного истребителя. Испытания прототипа истребителя начались 15 мая 1941 г. В истребительном варианте было построено большинство из самолетов первой партии, а затем в производство последовательно внедрили целый ряд новых модификаций. В общей сложности в Великобритании построено 1824 ночных истребителя и 2648 истребителей-бомбардировщиков «Москито»; кроме того, истребители-бомбардировщики выпускались в Канаде (343 самолета) и Австралии (189 машин).

 

Служба и боевое применение

Ночные истребители «Москито» NF Mk.II первой начала осваивать на рубеже 1941/1942 гг. 151-я эскадрилья, а в мае — 264-я. Первые боевые вылеты 157-я АЭ совершила в конце апреля, но лишь 29 мая 1942 г. была зафиксирована первая воздушная победа. В феврале 1943 г. на вооружение 85-й АЭ начали поступать самолеты «Москито» NF Мк.ХИ с гораздо более эффективным радаром сантиметрового диапазона). Такие самолеты с успехом применялись не только против двухмоторных бомбардировщиков Do 217 (первые победы зафиксированы в ночь с 14 на 15 апреля 1943 г.), но и против одномоторных FW 190А и новейших Me 410. Поздней осенью в частях появились NF Mk.XIII и NF Mk.XVII, а в начале 1944 г. в составе Истребительного командования на «Москито» летали уже 10 ночных эскадрилий.

В ноябре 1943 г. три эскадрильи ночных истребителей (141-ю, 169-ю и 239-ю) передали Бомбардировочному командованию, образовав 100-ю группу, а в мае 1944 г. к ним присоединились 85-я и 157-я АЭ. Сопровождая бомбардировщики, они действовали над вражеской территорией, вступая в бои с новейшими немецкими ночными истребителями Не 219, а позже -даже с реактивными Me 262. Те же эскадрильи, что продолжали оставаться в системе ПВО, переориентировались на борьбу с самолетами-снарядами V-1. В общей сложности к концу войны на счету ночных «Москито» было около 600 сбитых вражеских самолетов и примерно столько же V-1.

В качестве истребителя-бомбардировщика первой начала применять «Москито» F Mk.II 23-я АЭ. Её самолеты действовали в качестве т.н. «интрудеров», нанося удары по аэродромам и железнодорожным составам на территории оккупированных нацистами Франции, Бельгии, Нидерландов. С октября 1943 г. над Францией действовали «Москито» FB Mk.VI. Первыми их начало применять 140-е крыло (21-я, 464-я и 487-я АЭ). Его самолеты в светлое время суток наносили удары по транспортным средствам, объектам железнодорожной инфраструктуры, электростанциям, важным промышленным предприятиям. С февраля 1944 г. к таким операциям подключилось 138-е крыло. В том же месяце «Москито» FB Mk.VI появились и в Бомбардировочном командовании — в 515-й АЭ 100-й группы. К лету 1944 г. эта группа располагала уже 4 АЭ истребителей-бомбардировщиков «Москито». Если самолеты 138-го и 140-го крыльев в канун высадки в Нормандии и после неё действовали по объектам вблизи плацдарма (мостам, штабам и пр.), то FB Mk.VI 100-й группы наносили удары по целям в глубине вражеской территории, в первую очередь, по аэродромам. «Москито» вели боевую работу практически до конца войны в Европе, выполнив последний боевой вылет 4 мая 1945 г.

В послевоенное время истребительные модификации «Москито» поставлялись Бельгии (NF Мк.ЗО), Швеции (NF Mk.XIX), Югославии (FB Mk.VI и NF Мк.38), Франции (FB Mk.VI и NF Мк.ЗО), Чехословакии (FB Mk.VI), Турции (FB Mk.VI), Доминиканской Республике (FB Mk.VI), Израилю (FB Mk.VI), гоминьдановскому Китаю (FB Мк.26).
Идеология, заложенная Дж. де Хэвиллендом при создании «Москито», подтвердила свою правильность. Самолет, задуманный как бомбардировщик, был успешно трансформирован в ночной истребитель (став лучшим британским самолетом в этом классе) и истребитель-бомбардировщик. Исключительные летные характеристики стали своеобразным эталоном, как для британских конструкторов, так и для противника — задача противодействия «Москито» стала одним из определяющих факторов при формировании облика истребителей Люфтваффе.

Модификации Москито

«Москито» F Mk.II — двигатели «Мерлин» 21, 22 или 23 (1480 л.с.). Вооружение — 4 20-мм пушки в нижней части фюзеляжа, 4 7,7-мм пулемета в носовой части. Выпущено 494 самолета, большинство — в ночном варианте NF Mk.II с РЛС AI Mk.IV или Mk.V. 25 самолетов переоборудовано в вариант NF Mk.ll(Special) с демонтированной РЛС и увеличенным запасом топлива.

«Москито» NF Mk.XII — РЛС AI Mk.VIII, пулеметы отсутствуют. Переоборудовано 98 самолетов из NF Mk.II.

«Москито» NF Mk.XIII — двигатели «Мерлин» 21, 23 или 25 (1610 л.с.), вооружение и РЛС — как у NF Мк.ХИ. Под крылом предусмотрена подвеска ПТБ. С августа 1943 г. построено 260 экземпляров.

«Москито» NF Mk.XV — высотный вариант с гермокабиной, двухступенчатыми турбокомпрессорами на двигателях, увеличенным размахом крыла. Переоборудовано 5 самолетов из NF Mk.ll.

«Москито» NF Mk.XVII — РЛС AI Мк.Х (американская SCR-720), вооружение — как у NF Mk.XII. Переоборудовано 99 самолетов из NF Mk.II.

«Москито» NF Mk.XIX — двигатели «Мерлин» 25. Применен универсальный носовой обтекатель, позволяющий устанавливать РЛС AI Mk.VIII или Мк.Х. С апреля 1944 г. по сентябрь 1945 г. выпущено 280 экземпляров.

«Москито» NF Mk.30 — высотный вариант NF Mk.XIX с двигателями «Мерлин» 72 или 76 (1685 л.с.) с двухступенчатыми турбокомпрессорами и РЛС AI Mk.X. С июня 1944 г. построено 526 самолетов.

«Москито» NF Мк.36 — послевоенная модификация с моторами «Мерлин» 113/114 (1640 л.с.) или 113А/114А и РЛС РЛС AI Мк.Х. С июня 1945 г. изготовлено 163 истребителя.

«Москито» NF Мк.38 — двигатели «Мерлин» 114А, РЛС AI Mk.IX. Построена 101 машина.

«Москито» FB Mk.VI — истребитель-бомбардировщик. Двигатели «Мерлин» 21, 22, 23 или 25. Вооружение — 4 20-мм пушки, 4 7,7-мм пулемета; возможна подвеска 2 113-кг бомб в бомбоотсеке и 2-под крылом (вместо последних — до 8 НАР). С февраля 1943 г. изготовлено 2584 экземпляра. Таким образом, эта модификация стала самой массовой среди всех «Москито».

«Москито» FB Mk.XVIII — противокорабельный вариант, вооруженный 57-мм пушкой (боекомплект 18 снарядов) и 4 7,7-мм пулеметами. Переоборудовано 19 самолетов из FB Mk.VI.

«Москито» FB Mk.21, FB Mk.24 и FB Mk.26 — канадские аналоги FB Mk.VI. FB Mk.21 (3 самолета) имели двигатели «Мерлин» 31, FB Mk.24 (2) — «Мерлин» 301, a FB Mk.26 (338 единиц, выпущенных в феврале-августе 1945 г.) — «Паккард-Мерлин» 225 (1620 л.с.)

«Москито» FB Мк.40 и FB Мк.41 — австралийские аналоги FB Mk.VI с двигателями «Мерлин» 31 (1460 л.с.). Построено 178 FB Мк.40 и 11 FB Мк.41.

«Си Москито» TF Мк.ЗЗ и TF Мк.37 -послевоенные палубные истребители-бомбардировщики с двигателями «Мерлин» 25, усиленным шасси и складывающимся крылом. Вооружение — как у FB Mk.VI (за исключением пулеметов). Установлена РЛС ASH (TF Мк.ЗЗ) или ASV Mk.XIII (TF Mk.37). Изготовлено 50 TF Мк.ЗЗ и 14 TF Mk. 37.

Тактико-технические характеристики Mosquito B Mk.I

— Главный конструктор: Рональд Бишоп
— Первый полёт: 25 ноября 1940 года
— Конец эксплуатации: 1953 (Королевские ВВС)
— Годы производства: 1940—1950
— Единиц произведено: 7 781

Экипаж Москито

— 2 человека

Размеры Москито

— Длина: 12,43 м
— Размах крыла: 16,51 м
— Высота: 4,65 м
— Площадь крыла: 42,18 м²

Вес Москито

— Масса пустого: 6 490 кг (14 300 фунтов)
— Масса снаряжённого: 8 210 кг (18 100 фунтов)
— Нормальная взлётная масса: 9 900 кг
— Максимальная взлётная масса: 11 000 кг (25 000 фунтов)

Двигатель Москито

— Силовая установка: 2 × Роллс-Ройс Мерлин 21
— Мощность двигателей: 2 × 1 480 л.с (2 × 1 100 кВт)

Скорость Москито

— Максимальная скорость: 668 км/ч
— Крейсерская скорость: 491 км/ч
— Боевой радиус: 2655 км
— Скороподъёмность: 14,5 м/с

Практический потолок Москито

— 11 000 м

Вооружение Москито

Стрелково-пушечное:  
— 4 × . 79″ (20 мм) Hispano Mk II (фюзеляжные)
— 4 × .303″ (7,7 мм) пулемёты Браунинга (носовые)

Бомбы: до 908 кг (1 × 454 кг + 2 × 227 кг или 4 × 227 кг)

 

Фото Москито

МиГ-35 и МиГ-35Д Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-57 (ПАК ФА Т-50) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-160 Белый лебедь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-25 Грач Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-35С Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-47 Беркут Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-34 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

У-2 (По-2) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-37 Терминатор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Мессершмитт Bf 109 (Ме-109) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-22М3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-124 Руслан Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-95МС Медведь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель F-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бомбардировщик Б-52 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-24М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-141 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-142 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-16 Ишак Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-26 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-12 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-31 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Экраноплан Лунь проекта 903 Каспийский монстр

Ил-76 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-22 Антей Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-21 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-18Т Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Фокке-Вульф Fw 190 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

C-130 Геркулес Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Локхид U-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет-гигант К-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-22A Раптор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

B-1 Лансер Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-225 Мрия Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-4 Фантом 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-130 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-35 Lightning II Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ли-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Пе-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-72 Чебурашка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-19 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-4 (ДБ-3Ф) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Нортроп B-2 Спирит Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

F/A-18 Хорнет Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-33 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-12 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Еврофайтер Тайфун Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-28 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Т-4 Сотка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

С-22 Илья Муромец Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ер-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-32 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-128 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-200 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Гидросамолет М-5

Як-28 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет АНТ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид F-117 Найт Хок Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет-амфибия ВВА-14 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Мираж 2000 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-14 Томкэт Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-180 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Сааб JAS 39 Грипен Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-70 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ВМ-Т Атлант Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

ЛаГГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Брошенные самолеты

Ту-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-38 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-153 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

М-55 Геофизика Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бомбардировщик 3М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Конвертоплан V-22 Osprey Размеры. Двигатель. Вес. История. Практический потолок

Самолет Су-12 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-30 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет ТБ-3 (АНТ-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

А-40 Альбатрос Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

A-10 Тандерболт 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Р-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Дассо Рафаль Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-102 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид SR-71 Блэкберд Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

СБ-2 (АНТ-40) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-38 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-214Р Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

И-15 бис Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-10 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

М-17 Стратосфера Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ар-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-14 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ОКА-38 Аист Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет УТ-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

С-21 Русский витязь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Мессершмитт Ме 163 Комета Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-29К — палубный истребитель

Як-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Де Хэвилленд Москито Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-АТ Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет МБР-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-30 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель И-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ла-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ТБ-1 (АНТ-4) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Р-10 (ХАИ-5) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Ш-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Р-6 (АНТ-7) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-126 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-10 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Штурмовик ССС (Р-5ССС)

Як-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Че-2 (МДР-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ще-2 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет УТ-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Р-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

ДБ-2 (АНТ-37) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет И-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Гидросамолет М-9

И-14 (АНТ-31) — истребитель Сухого

БИ-1 — ракетный истребитель

У-1 — учебно-тренировочный самолет

Истребитель ДИ-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Бе-2 (КОР-1) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-7 — советский истребитель-полутораплан

С-7 — самолет-разведчик Сикорского

ТШ-2 — самолет-штурмовик

М-1 — первый гидросамолет Григоровича

ИП-1 (ДГ-52) — пушечный истребитель

Лебедь-12 — самолет-разведчик

С-16 — самолет-разведчик Сикорского

Самолет триплан Безобразова

Анаде (Анатра-Д) — самолет-разведчик

Самолет Л-1 «Птенец»

Истребитель И-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Истребитель И-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

М-11 — морской истребитель Григоровича

Бе-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Дельфин — самолет Дыбовского

И-Z (И-ЗЕТ) — пушечный истребитель Григоровича

АНТ-3 (Р-3) Пролетарий Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет «Гаккель-9»

Бе-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

УТБ-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

П-2 — переходной самолет

Истребитель И-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Биплан «Докучаев-2» — опытный самолет

С-20 — истребитель Сикорского

МДР-4 (АНТ-27) морской разведчик бомбардировщик

Би-Кок — самолет-разведчик Пороховщикова

Четырехплан Савельева — опытный самолет-разведчик

Истребитель «МБ бис» (Моска-Б)

С-12 — учебно-тренировочный самолет Сикорского

М-24 — самолет-амфибия

Моноплан Кованько

Самолет «Стеглау-2»

С-10 — самолет-разведчик Сикорского

МУ-1 — учебно-тренировочный самолет

Моноплан Терещенко и Зембинского — опытный самолет

Самолет «Касяненко-3»

Моноплан Хиони — опытный самолет

С-8 Малютка — учебно-тренировочный самолет Сикорского

П-IV — учебно-тренировочный самолет Пороховщикова

С-9 Круглый — опытный самолет Сикорского

2У-БЗ — учебно-тренировочный самолет

С-11 «Полукруглый» — самолет-разведчик

Касяненко-4 — опытный самолет

Добавить комментарий

Де Хэвилленд Москито | BAE Systems

«Мы считаем, что можем создать двухмоторный бомбардировщик, который будет иметь настолько выдающиеся характеристики, что потребуется небольшое количество защитного оборудования».

Джеффри де Хэвилленд — сентябрь 1939 г.


De Havilland DH98 Mosquito T.MkIII (RR299 / G-ASKH) к успеху Королевских ВВС во Второй мировой войне.

 

В культовом дизайне использовалась деревянная многослойная конструкция, основанная на опыте, полученном при разработке высокоскоростного DH88 Comet Racer и обтекаемого авиалайнера DH91 Albatross. Его популярность среди пилотов была настолько велика, что вскоре его стали ласково называть «Деревянным чудом». Первоначально задуманный как высоколетящий, невооруженный фоторазведывательный самолет, Mosquito использовался в различных ролях: от бомбардировщика / истребителя-бомбардировщика, ночного истребителя, противокорабельного удара, учебного самолета, бомбардировщика-торпедоносца и даже в качестве простого буксира-мишени. .

 

К 1938 году Министерство начало поиски тяжеловооруженного многоцелевого самолета, на что Джеффри де Хэвилленд ответил: потребуется оборудование».

 

Тем не менее, на совещании в октябре того же года Министерство не проявило особого интереса и приказало компании De Havilland действовать в качестве субподрядчиков, строя крылья для других бомбардировщиков в качестве субподрядчика.

 

К сентябрю 1939 года Великобритания находилась в состоянии войны, и производство самолетов в Великобритании было сосредоточено на таких истребителях, как новые Vickers Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane. Создавались новые объекты, чтобы удовлетворить спрос на них, а также на тяжелые бомбардировщики, такие как Avro Lancaster, Vickers Wellington и Armstrong-Whitworth Whitley — производство самолетов военного времени было чрезвычайно сосредоточено.

 

По мере развития конфликта сырья не хватало, поэтому использование альтернативных, нестратегических строительных ресурсов становилось все более важным. Кроме того, все большее значение придавалось требованию, чтобы новые конструкции самолетов обладали многоцелевыми возможностями.

 

Несмотря на то, что их первоначальные проекты получили неблагоприятный прием, De Havilland продолжала упорствовать. В конце концов, и после ряда других впечатляющих предложений, министерство с энтузиазмом восприняло эту концепцию, и был повышен проект требований к высокоскоростному легкому бомбардировщику-разведчику, способному развивать скорость более 400 миль в час.

 

Чтобы сохранить секретность, проект был разработан в 6½ милях к югу от Хэтфилда в Солсбери-холле (бывший дом печально известной Нелл Гвинн, любовницы Карла II). Дополнительные связи с Уинстоном Черчиллем и его семьей сделали это место идеальным, но ироничным скрытым местом для команды дизайнеров одного из любимых британских истребителей.

 

Salisbury Hall

 

Без какого-либо государственного финансирования проект финансировался как «частное предприятие», получив официальную поддержку только после окончательного выпуска Спецификации B.1/40 (1 st , март 1940 г.) , требуется 50 бомбардировщиков/разведчиков. Затем в мае 1940 года к нему была добавлена ​​Спецификация F.21/40, требующая создания полностью вооруженного истребителя дальнего радиуса действия. В результате De Havilland было разрешено построить истребительную версию DH9.8 Комар.

 

Строительство прототипов началось в марте 1940 года, но вскоре работы были прекращены из-за потерь, понесенных в битве при Дюнкерке. К счастью, инструкция, изданная лордом Бивербруком, министром авиастроения, была «не очень конкретной», и довольно удобно, что ее в значительной степени проигнорировал вице-маршал авиации Фриман (заместитель начальника штаба авиации), который не передал ее.

 

Однако, несмотря на это, разработка шла очень медленно, так как команда дизайнеров во главе с Роном Бишопом испытывала острую нехватку основных материалов для создания первоначальных прототипов.

 

Первый прототип DH98 Mosquito (W4050 — E0234) поднялся в воздух в Хэтфилде 25 ноября 1940 года под управлением Джеффри Р. де Хэвилленда (Джеффри Джуниор) за штурвалом в сопровождении Джона Э. Уокера, главного конструктора по установке двигателя. Окрашенный в «желтый прототип», взлет был отмечен как «прямой и легкий», в то время как полет прошел относительно без проблем, несмотря на то, что двери шасси оставались слегка открытыми.

 

В ходе следующих испытательных полетов были устранены различные проблемы с управляемостью и характеристиками, и во время испытаний 16 января 1941 прототип (W4050) опередил Vickers Supermarine Spitfire. Самолет в настоящее время хранится в Музее комаров Де Хэвилленд в Солсбери-холле, рядом с автомагистралью M25.

Второй прототип комаров DH98 (W4051) полетел в качестве фото-рекониссового варианта 10 июня 1941

De Havilland DH98 Mosquito E0234 За пределами здания Ассамблеи …

Threity DHQUIT DHQUIT DHQUIT DHQUIT DH98. ) был использован для разработки варианта истребителя с пушечно-пулеметным вооружением. Он также будет нести оборудование бортового перехвата (ИИ) для повышения своих возможностей как ночного, так и дневного истребителя.

 

При поступлении на вооружение «Мосси» сразу же добился успеха и стал хорошо известен своими бомбардировщиками, следопытами и точным ударным потенциалом с малых высот. Однако разработка военного времени привела к появлению широкого спектра вариантов и значительному увеличению грузоподъемности и дальности полета за счет включения большего бомбового отсека и дополнительных топливных баков.

 

Основное производство осуществлялось в Великобритании компаниями De Havilland Aircraft Company, Airspeed, Standard Motors и Percival Aircraft Ltd, при этом ряд самолетов производился на заводах De Havilland Canada и De Havilland Australia.

 

DH98 Mosquito FB.40 (A52-1) — первый австралийский Mosquito, построенный в 1941 г. был местом рождения Джеффри де Хэвилленда), а также многочисленные производители автомобильных кузовов, такие как Standard Motor Company.

 

Самолет DH98 Mosquito прославился в ряде операций, самой известной из которых стала операция «Иерихон» 18 9 года.00:50 февраля 1944 г. Девять бомбардировщиков DH98 Mosquito FB Mk VI, действовавшие на базе Королевских ВВС Хансдон в Хартфордшире, атаковали удерживаемую немцами тюрьму в Амьене на краю долины Соммы. Их искусное летное мастерство доставило волны бомб на малых высотах, сначала разрушив внешние и внутренние стены тюрьмы, а затем и сам Дом охраны. В общей сложности 255 пленных союзников сбежали через бреши в зданиях и стенах, хотя, к сожалению, 182 человека вскоре были пойманы.

 

В другой раз бомбардировка DH98 Mosquito дневным светом вывела из строя главную берлинскую радиовещательную станцию ​​в тот самый день, когда Герман Геринг (немецкий главнокомандующий) произносил речь по случаю празднования -й годовщины захвата власти нацистами.

 

Геринг часто отчитывал немецких производителей самолетов после нападения и, как говорят, в одном из адресов он сказал: ! Меня бесит, когда я вижу комара. Я зеленею и желтею от зависти. Британцы, которые могут позволить себе алюминий лучше, чем мы, собирают прекрасный деревянный самолет, который строит каждая фортепианная фабрика, и придают ему скорость, которую они теперь еще увеличили».

 
‘Что вы думаете об этом? Нет ничего, чего бы не было у британцев. У них есть гении, а у нас есть простофили. После окончания войны я куплю британский радиоприемник — тогда у меня будет хотя бы то, что всегда работало!».

 

DH98 Mosquito совершил свой последний боевой вылет 21 st мая 1945 года, когда он присоединился к охоте на немецкие подводные лодки, у которых могло возникнуть искушение не подчиниться приказу о капитуляции.

 

Морские DH98 Sea Mosquitos вскоре появились на авианосцах после того, как Эрик «Винкль» Браун посадил модифицированный Mosquito FB.VI (обозначенный как Sea Mosquito TR.33) на HMS Indefatigable 25 -го марта 1944 г. и 50 торпедоносцев были уничтожены. построен в Ливсдене вскоре после этого.

 

De Havilland DH98 Sea Mosquito TR33 (LR367) в Хэтфилде 12 июля…

 

Небольшое количество самолетов DH Mosquitoe также использовалось национальным авиаперевозчиком BOAC в качестве высокоскоростных невооруженных транспортных средств военного времени для VIP-персон, выполняя рейсы в и из Швеции. Наконец, в последние дни несколько DH98 Mosquito TT Mk35 служили буксирами-мишенями как для бельгийских ВВС, так и для ВВС Великобритании.

 

Последний боевой полет DH98 Mosquito был в мае 1963 года, когда 3-е гражданское зенитно-ракетное подразделение вывело из эксплуатации варианты TT.35.

 

Общее количество построенных самолетов DH98 Mosquito составило 7781, этот тип служил в основных военно-воздушных силах союзников, включая США и Россию.

 

На сегодняшний день осталось 4 годных к полетам экземпляра — см. список ниже

 

 

Варианты и количество построенных

Силовая установка Два двигателя Rolls-Royce Merlin 76/77 V12 мощностью 1710 л.с.
Пролет 54 фута 2 дюйма
Максимальный вес 23 000 фунтов
Вместимость Два экипажа
Максимальная скорость 408 миль/ч
Диапазон 1485 миль
 
Выжившие

Де Хэвилленд Москито

1 марта 1940 года был размещен первый контракт на пятьдесят бомбардировщиков DH98. (включая прототипы), которые должны быть построены в соответствии со спецификацией B.1/40, которая была написано вокруг предложений Де Хэвилленда, и название Mosquito было одобрено. Период был неблагоприятным для начала столь радикального замысла. Поскольку война шла против Британии, тенденция заключалась в том, чтобы сосредоточиться на существующие конструкции. С падением Франции и эвакуацией из Дюнкерка Москито фактически исключили из программ Министерства авиастроения. на одном этапе, отложив заказ материалов. Но разрешение на позже было дано снова, хотя De Havillands сказали, что их Тигровая моль и Оксфорд производство должно было стать приоритетным. Если бы не Москито «нестратегический» формованная фанера для его строительства, он вполне мог бы никогда не быть восстановлен.

Строительство прототипа продолжалось в трудные месяцы 1940 года. «Битва за Британию» шла над головой, бомбы падали в миле от фабрики Хэтфилда, на один день из каждых пяти. Почти 25% рабочего времени днем ​​и ночью проводилось в бомбоубежища. Несмотря на все эти перипетии, прототип (W4050) совершил первый полет на 25, 19 ноября40, всего через десять месяцев и двадцать шесть дней после завершения детального проектирования. началось. Пилотом был Джеффри Де Хэвилленд-младший. меняется. Была некоторая потеря доверия к скоростному бомбардировщику, в то время как тяжело вооруженный дальний истребитель вырос в фаворе. Поэтому контракт был изменен на двадцать бомбардировщиков. и тридцать истребителей, что потребовало модификации ряда уже изготовленных деталей. Строительство прототипа истребителя продолжалось в Солсбери-холле, лондонский Колни, который служил рассредоточение под конструкторское бюро Hatfield и экспериментальный цех. За два дня до этого прототипа (W4052) был готов к полету, немецкий агент был сброшен на парашюте недалеко от Солсбери-холла, в в штатском и с рацией. На следующий день он был взят в плен, а еще через день, 15 мая, 1941 года Джеффри Де Хэвилленд управлял прототипом истребителя с 450-ярдового поля рядом с навесом в которой он был построен.

Прототип совершил свой первый полет 25 ноября 1940 года. Это произошло всего через десять месяцев и двадцать шесть дней после начала работ по детальному проектированию.


Первый боевой вылет «Москито» был совершен 20 сентября 1941 г., когда одиночный самолет совершил разведывательный полет над Францией. Дома ночной истребитель Mosquito, несущий AI Mk IV. бортовой радар, начал принимать на себя от Бристоль Бленхейм . К концу 1942 года Москито был становятся действующими во все большем количестве, и его уникальные качества очень высокой скорости и большой дальности были явно идеальными для конкретной миссии, которая тогда планировалась.

Было решено совершить нападение на штаб-квартиру немецкого гестапо в Осло. Норвегия, где содержались записи участников подпольных организаций сопротивления. Такой Миссия в случае успеха помогла бы защитить тех, кто снабжал Великобританию секретными Информация. Таким образом, 25 сентября 19 г.42, Mosquitos совершил дальнюю атаку на Штаб, точно бомбит здание, а затем возвращается домой на большой скорости.

Базовым истребителем Mosquito, принятым на вооружение эскадрильи в 1942 г. , был N.F.Mk.II. оборудован в основном как ночной истребитель и использовался для обороны дома вместе с Бристоль Бофайтер. Его вооружение состояло из четырех 20-мм пушка в передней части фюзеляжа и четыре браунинга калибра 0,303 дюйма. пулеметы в крайнем носу. Он нес Aircraft Interception (AI) Mk.IV или AI Mk.V «наконечник стрелы». РЛС и пулемет Г-45. Его матово-черная общая отделка, кстати, снижала его максимальную скорость на 16 миль в час. Мощность обеспечивалась либо двумя двигателями Merlin 21 мощностью 1280 л.с. взлетной и 1480 л.с. на высоте 12 250 футов, или два двигателя Merlin 23, дающие 1,390 л.с. на взлете и такая же максимальная мощность на высоте 12 250 футов.

В ночь с 28 на 29 мая 1942 года Mosquito N.F.II забили свой первый «вероятный», а в За три года ночные истребители «Москито» нанесли около 600 вражеских ударов. самолетов над Британскими островами, а также за два месяца уничтожил 600 летающих бомб. Они позже действовали в роли поддержки бомбардировщиков, их задача заключалась в защите основного тяжелого бомбардировщика. потоки над вражеской территорией. Из 466 произведенных истребителей Mark II Mosquito некоторые более поздние самолет имел отделку дневного истребителя и с удаленным радаром ИИ действовал над Мальтой, Италией, Сицилией. и Северной Африке с конца 1942 и далее.

Опыт эксплуатации Mosquito II в качестве дневного истребителя и штурмовика привел к разработка F.B.VI, мощного истребителя-бомбардировщика, который поступил на вооружение в начале месяцев 1943 года. Было обнаружено, что «Москито» может вместить большую боевую нагрузку, чем та, для которой он был разработан, и, таким образом, Mark VI с усиленное крыло для внешних нагрузок, которое впоследствии стало называться «базовым» крылом, несло полную комплект из пушек и пулеметов, две 500-фунтовые бомбы в задней половине бомбоотсека (передняя половина с казенными частями орудия) и две 500-фунтовые бомбы под крыльями. На самом деле, полную 2000-фунтовую бомбовую нагрузку несли только Mark VI Series 2, которые использовали преимущества 1620 л. с. доступны от Merlin 25 на взлете, первые 300 машин относятся к F.B.VI Series 1. Mosquitos с Merlin 21 или 23 и с двумя 250-фунтовыми бомбами внутри.

Опытный образец ночного истребителя с круговой сегментной пневматической тормозной установкой.


Позже, в середине 1943 года, в строй вступал Mosquito FB Mk VI. Как и обычное По долгу службы RAF он использовался Береговым командованием в качестве противокорабельного самолета, вооруженного восемью 60-фунтовыми истребителями. реактивные снаряды. Более необычное оружие, которое несли некоторые Москиты, включало 57-мм пушку. для штурмовика (эта разрушительная пушка была способна уничтожить любую бронетехнику), а Бомба «блокбастер» весом 4000 фунтов. Даже с этой бомбой на борту «Москито» мог летать лучше других. Немецкие ночные истребители, неоднократно атаковавшие далекий Берлин и немецкие Фау-1. площадки для летающих бомб.

Совершенно отдельная от Mosquito Night Fighter (NF) II линия разработки произвела серию варианты ночного боя, которые в основном использовались для защиты дома. Первый из них был NF XII, планируется производить NF VI с Merlin 21 и «базовым» крылом, а NF X с Merlin 61 и «базовым» крылом заброшены. Комар NF XII стал первым британским самолетом с сантиметровым радаром AI. Эта форма радара представила сканер с вращающейся тарелкой со значительно улучшенной производительностью по сравнению с более ранним «стреловидным наконечником». тип, но это привело к некоторым особенно непривлекательным контурам носа самолета, в котором он был унесенный. Сантиметровый радар заменил четыре пулемета в носовой части фюзеляжа, что уменьшило вооружение до четырех 20-мм пушек Hispano. Чтобы ускорить свой служебный дебют, Mosquito XII был базировались непосредственно на Mark II, а девяносто семь машин были переоборудованы путем установки новый радар.

Из Mosquitos, построенных в Канаде, F.B.26 был одним из основных вариантов, конструкция которого был основан на F.B.VI. Обладая тем же вооружением, что и его британский аналог, он имел Packard Merlin 225 и весил 21 473 фунта. Подошва F.B.24 была похожа, но у Packard Merlin 69, в то время как F.B.21, которых было построено всего три, имели Packard Merlin 31 или 33. двигатели. Австралийское производство также первоначально базировалось на истребителе-бомбардировщике F.B.40. похож на F.B.VI, но имеет Packard Merlin 31 (первая сотня серийных машин) или 33 (последние семьдесят восемь) двигателей. Один FB40 был заменен на Packard Merlin 69.песок переименован в Mosquito FB42, но производство этой версии не производилось.

Во время войны на вооружение поступило не менее двадцати семи различных модификаций «Москито». лет, и некоторые из самых зрелищных операций воздушной войны стояли на его счету. Москито перевозил феноменальные грузы на чрезвычайно большие расстояния, совершая подвиги из всех возможных. пропорционально спецификации, изначально предусмотренной его разработчиками. Одним словом, Москито был выдающийся во всех отношениях боевой самолет.

Москиты были активны в день «Д» и вплоть до конца войны. Другие были построены по лицензии в Канаде и Австралии. Производство не закончилось в Великобритания до конца 1950 года.

Де Хэвилленд Москито Мк. Б-4.


Что сделало истребитель-бомбардировщик Mosquito таким особенным? Мы поговорили с Биллом Рэмси из People’s Mosquito

Armourers, который перевозит 4000-фунтовую бомбу HC («Cookie») для загрузки в De Havilland Mosquito B Mark IV (модифицированный). Специально модифицированные «Москиты» были оснащены выпуклыми бомбовыми отсеками для размещения «печеньков». (IWM Ch22621) через People’s Mosquito

The People’s Mosquito — это благотворительная организация, единственной целью которой является восстановление и возвращение базирующегося в Великобритании DH.98 Mosquito в британское и европейское небо. Мы поговорили с их операционным директором Биллом Рэмси, чтобы узнать, что делает «Деревянное чудо» таким особенным.

Опишите Mosquito в трех словах
«Быстрый, инновационный и многоцелевой».

Что было необычного в конструкции Москито? Были ли построены подобные самолеты?
«Деревянный композит для всего планера, обеспечивающий прочность, легкий вес и обтекаемость (без заклепок) — как и другие, предназначенные для боевых действий, вы смотрите на планеры, такие как Horsa, используемые для парашютистов».

Каковы его характеристики по сравнению с другими самолетами того времени?
«Во время испытаний 16 января 1941 года W4050 опередил Spitfire на высоте 6000 футов (1800 м). Первоначальные оценки заключались в том, что, поскольку прототип Mosquito имел вдвое большую площадь поверхности и более чем в два раза больше веса, чем Spitfire Mk II, но также с удвоенной мощностью, Mosquito в конечном итоге будет на 20 миль в час (30 км/ч) быстрее».

Melancholy Atomic, 1945, Сальвадор Дали

Что было лучшим и худшим в том, как Королевские ВВС использовали этот тип во время Второй мировой войны? Каковы были самые большие победы и ошибки?
«Самым известным действием Mosquito был рейд на тюрьму Амьена в феврале 1944 года, точечный удар, в результате которого были освобождены захваченные лидеры сопротивления, которые знали о некоторых планах на день «Д». Самым печальным рейдом мхов будет успешный удар по штаб-квартире гестапо в Копенгагене, Дания, в марте 1945 года, получивший название операции «Карфаген». Рейд был успешным в уничтожении записей и предотвращении краха датских бойцов сопротивления, но трагически Москито был потерян и разбился возле школы; другие Комары по ошибке, хотя целью была школа. Погибли мирные жители, в том числе много детей».

Компания People’s Mosquito Ltd была основана на остатках NF.36 RL249, одной из самых последних партий Mosquito NF.36, построенных

Каковы были самые сильные и слабые стороны этого типа?
«Скорость, универсальность и возможность аутсорсинга производства альтернативным отраслям, напр. краснодеревщики, надежность, хороший радиус действия и неплохая живучесть на рейдах по сравнению с другими типами. Недостатков, ну, очень мало, но один из них, который уважали все пилоты, заключался в том, что винты обоих двигателей вращались одинаково, и при взлете у самолета была порочная тенденция сильно раскачиваться. Другой вариант: если у полностью заправленного и загруженного Mossie отказал двигатель при взлете на скорости ниже 160 узлов, тогда самолет не смог бы набирать высоту, и единственным способом действий была бы посадка самолета на брюхо. Фактически это затронуло все самолеты, заправленные топливом и разбомбленные, но Мосси нуждался в высокой скорости, чтобы затем взлететь на одном двигателе с полной нагрузкой».

Каковы преимущества двухдвигательного двигателя по сравнению с одним или четырьмя двигателями? В зависимости от типа миссии, для Mossie она хорошо справлялась со многими задачами, будь то бомбардировка, вторжение или фоторазведка на хорошей скорости, дальности и универсальности по сравнению с некоторыми одномоторными типами (дальность / миссия) и четырехмоторными (размер / вес и скорость) ).

С точки зрения живучести и переноса бомбовой нагрузки определенного размера на определенное расстояние, надеюсь, как Mosquito по сравнению с B-17? «Мосси имел более высокую живучесть по сравнению со всеми четырехмоторными бомбардировщиками, использовавшимися союзниками. Его размер, скорость и маневренность давали союзникам возможность наносить точные удары и оказывать непосредственную поддержку с воздуха. Но Москиты использовались как эффективная сила легких бомбардировщиков, очень эффективно использовались для обозначения целей, а самолеты часто направлялись для выполнения двух операций за вечер. Ранние версии бомбардировщика Mosquito могли нести 2000 фунтов бомб, а более поздние версии B.XVI могли нести 4000 фунтов в увеличенном бомбоотсеке. Это миф, что он нес то же, что и B-17, он нес 6000 фунтов бомб и использовался для стратегических бомбардировок».

Mosquito FB.VI 487-й эскадрильи RNZAF (IWM) через People’s Mosquito

Может ли Mosquito преуспеть в воздушном бою против одномоторного истребителя? «И да, и нет. Если одноместный самолет вступил в бой с «Москито» на низком уровне, то по высоте и скорости он ( одноместный самолет ) имел огромное преимущество в воздушном бою. Сила комара заключалась в его способности бить и убегать. Чтобы не ввязываться в извилистые воздушные бои, экипажи Мосси один раз вступали в бой с преимуществом и уходили в бой на следующий день».

Сколько у него экспортных операторов? Выступали ли Mosquitos в каких-либо войнах так, как мы вряд ли слышали? «Около 12, включая Канаду и Австралию. Он действовал во время гражданской войны в Китае 1945-47 годов и использовался израильтянами в первых арабских войнах на Ближнем Востоке».

The Hush-Kit Book of Warplanes будет включать в себя лучшие нарезки с этого сайта, а также эксклюзивные новые статьи, взрывные фотографии и великолепные сделанные на заказ иллюстрации. Оформите предзаказ The Hush-Kit Book of Warplanes здесь 9.0004 . Спасибо.  Наш магазин товаров здесь и наш аккаунт в Твиттере здесь @Hush_Kit. Подпишитесь на нашу рассылку здесь. Hush-Kit Book of Warplanes будет включать в себя лучшие нарезки с этого сайта, а также эксклюзивные новые статьи, взрывные фотографии и великолепные сделанные на заказ иллюстрации. Оформите предзаказ The Hush-Kit Book of Warplanes здесь.

Самый большой миф о комарах?
«Он нес такой же вес бомбы, как и B-17».

Какая была самая странная роль или миссия Москито ? «Лететь с пассажиром в бомбоотсеке?»


Может ли он выдержать много выстрелов и летать дальше, чем его современники?
«Да, и в зависимости от повреждений ремонт может быть выполнен в полевых условиях».

Завершите эту строку, Mosquito был великим, потому что….
«Он может выполнить любую миссию, которую вы от него попросите!»

Сохраните блог Hush-Kit. Наш сайт абсолютно бесплатный. Если вам понравилась статья, вы можете сделать пожертвование здесь. Ваши пожертвования поддерживают это. Спасибо.

Насколько опасно было быть пилотом, прикомандированным к отряду «Москито»?
«Менее опасна эксплуатация четырехмоторного самолета – так как живучесть выше».