Миль Михаил Леонтьевич — это… Что такое Миль Михаил Леонтьевич?


Миль Михаил Леонтьевич
Миль Михаил Леонтьевич
(1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931). Работал инженером, начальником бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций в Центральном аэрогидродинамическом институте (1931—1936). Под руководством М. разработаны фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, в том числе общая теория несущего винта, применимая для различных случаев его обтекания.
Участвовал в разработке автожиров А-12 и А-15. В 1940—1943 М. — заместитель Н. И. Камова на заводе винтокрылых аппаратов, где серийно строился автожир А-7. С 1943 научный сотрудник Центрального аэрогидродинамического института. Продолжил начатые еще до войны работы по устойчивости и управляемости самолётов. С начала 1947 — начальник созданной по его инициативе новой геликоптерной лаборатории Центрального аэрогидродинамического института. На натурных объектах проводил экспериментальные исследования аэродинамики несущего винта, в частности работы по измерению полей скоростей вокруг него. Им была создана натурная геликоптерная установка, ставшая прообразом вертолёта Ми-1. С 1947 главный конструктор, с 1964 генеральный конструктор КБ по вертолётостроению. Вертолёт Ми-1 (1948) стал первым советским вертолётом, получившим широкое практическое применение. Под руководством М. создано 9 типов серийных вертолётов, а некоторые экспериментальные образцы (например, В-12) открыли путь к разработке новых направлении в развитии винтокрылой авиации. На вертолетах конструкции М. установлено свыше 60 мировых рекордов. Вместе со своими учениками М. разработал теорию современного вертолёта, позволившую на практике осуществить решение ряда сложных проблем, относящихся, например, к усталостной прочности вертолётных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, устойчивости и управляемости вертолёта, земному резонансу и др. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1968). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Имя М. присвоено Московскому вертолётному заводу.
См.
статью Ми.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • Миллионщиков Михаил Дмитриевич
  • Минимальная скорость

Смотреть что такое «Миль Михаил Леонтьевич» в других словарях:

  • Миль Михаил Леонтьевич — (1909 1970), конструктор вертолётов, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Миля создан ряд вертолётов, в том числе Ми 1, Ми 6, Ми 10, В 12, на которых установлено свыше 60 официальных мировых рекордов.… …   Энциклопедический словарь

  • Миль Михаил Леонтьевич — М. Л. Миль Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Миль Михаил Леонтьевич — М. Л. Миль Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Миль Михаил Леонтьевич — М. Л. Миль Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Миль Михаил Леонтьевич — М. Л. Миль Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский… …   Энциклопедия «Авиация»

  • МИЛЬ Михаил Леонтьевич — (1909 1970) Советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Соц. Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931). Работал инженером, начальником …   Военная энциклопедия

  • Миль Михаил Леонтьевич — (1909, Иркутск — 1970, Москва), конструктор вертолётов, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931). Работал в и опытном КБ по винтокрылым… …   Москва (энциклопедия)

  • МИЛЬ Михаил Леонтьевич — (1909 70) российский конструктор вертолетов, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Миля создан ряд вертолетов, в т. ч. Ми 1, Ми 6, Ми 10, В 12, на которых установлено св. 60 официальных мировых рекордов.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Миль Михаил Леонтьевич — [9(22).11.1909, Иркутск, 31.1.1970, Москва], советский учёный и конструктор вертолётов, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1943. По окончании в 1931 Новочеркасского авиационного института работал в… …   Большая советская энциклопедия

  • Миль, Михаил Леонтьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Миль. Михаил Леонтьевич Миль Дата рождения: 9 (22 …   Википедия

Книги

  • Михаил Миль, Валерия Борисова. 22 ноября 1909 года родился гений советского вертолетостроения – Михаил Леонтьевич Миль. Это был Гений с большой буквы, который жил, чтобы работать, а не работал, чтобыжить. Для Михаила Миля… Подробнее  Купить за 118 руб электронная книга
  • Михаил Леонтьевич Миль Жил чтобы работать 9 22 ноября 1909 — 31 января 1970 Том 12, Борисова В.. 11 ноября 1909 года родился Гений советского Веролешостроения -Михаил Леонтьевич Миль. Это был Гений с большой букВы, который Жил, чтобы работать, а не работал, чтобы Жить. Для Михаила Миля… Подробнее  Купить за 58 руб

dic.academic.ru

Миль, Михаил Леонтьевич — это… Что такое Миль, Михаил Леонтьевич?


Миль, Михаил Леонтьевич

(1909—1970) — знаменитый советский конструктор вертолетов, Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премий, д.т.н., профессор. Один из основателей отечественного вертолетостроения. Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. В 1931—1936 гг. работал в ЦАГИ. Участвовал в разработке автожиров А-12 и А-15. В 1940—1943 гг. был заместителем Н. И. Камова. В 1943—1947 гг. — научный сотрудник ЦАГИ. В 1947 г. возглавил собственное ОКБ (с 1964 г. — генеральный конструктор). Под его руководством были созданы Ми-1, -2, -4, -6, -8, -10, -12 (крупнейший в мире), -14, -17, -24. На вертолетах его конструкции установлено 60 мировых рекордов. Его имя носит Московский вертолетный завод. Автор книги «Вертолеты: Расчет и проектирование».

Миль,

Михаил Леонтьевич

Род. 1909, ум. 1970. Конструктор вертолетов (Ми-1, Ми-6, Ми-10, В-12 и др.). Лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премии СССР. Герой Социалистического Труда (1966).

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

  • Милошевич, Никол. Степ.
  • Мильберг, Ив. Георг.

Смотреть что такое «Миль, Михаил Леонтьевич» в других словарях:

  • Миль Михаил Леонтьевич — (1909 1970), конструктор вертолётов, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Миля создан ряд вертолётов, в том числе Ми 1, Ми 6, Ми 10, В 12, на которых установлено свыше 60 официальных мировых рекордов.… …   Энциклопедический словарь

  • Миль Михаил Леонтьевич — М. Л. Миль Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Миль Михаил Леонтьевич — М. Л. Миль Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Миль Михаил Леонтьевич — М. Л. Миль Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Миль Михаил Леонтьевич — М. Л. Миль Миль Михаил Леонтьевич (1909—1970) — советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский… …   Энциклопедия «Авиация»

  • МИЛЬ Михаил Леонтьевич — (1909 1970) Советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Соц. Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931). Работал инженером, начальником …   Военная энциклопедия

  • Миль Михаил Леонтьевич — (1909, Иркутск — 1970, Москва), конструктор вертолётов, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931). Работал в и опытном КБ по винтокрылым… …   Москва (энциклопедия)

  • МИЛЬ Михаил Леонтьевич — (1909 70) российский конструктор вертолетов, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Миля создан ряд вертолетов, в т. ч. Ми 1, Ми 6, Ми 10, В 12, на которых установлено св. 60 официальных мировых рекордов.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Миль Михаил Леонтьевич — [9(22).11.1909, Иркутск, 31.1.1970, Москва], советский учёный и конструктор вертолётов, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1943. По окончании в 1931 Новочеркасского авиационного института работал в… …   Большая советская энциклопедия

  • Миль Михаил Леонтьевич — (1909 1970) советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолётостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931). Работал инженером …   Энциклопедия техники

  • Миль, Михаил Леонтьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Миль. Михаил Леонтьевич Миль Дата рождения: 9 (22 …   Википедия

Книги

  • Михаил Миль, Валерия Борисова. 22 ноября 1909 года родился гений советского вертолетостроения – Михаил Леонтьевич Миль. Это был Гений с большой буквы, который жил, чтобы работать, а не работал, чтобыжить. Для Михаила Миля… Подробнее  Купить за 118 руб электронная книга
  • Михаил Леонтьевич Миль Жил чтобы работать 9 22 ноября 1909 — 31 января 1970 Том 12, Борисова В.. 11 ноября 1909 года родился Гений советского Веролешостроения -Михаил Леонтьевич Миль. Это был Гений с большой букВы, который Жил, чтобы работать, а не работал, чтобы Жить. Для Михаила Миля… Подробнее  Купить за 58 руб

dic.academic.ru

Миль, Михаил Леонтьевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Миль.

Михаи́л Лео́нтьевич Миль (9 (22) ноября 1909(19091122), Иркутск — 31 января 1970, Москва) — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Биография и деятельность[править]

Детство и юность Михаила Миля прошли в Иркутске; его отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим; мать, Мария Ефимовна, — стоматологом. Его дед, Самуил Миль, был евреем-кантонистом, после 25 лет службы на флоте осел в Сибири. В семье были ещё старшая дочь Екатерина и брат Яков.

В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года, а затем перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.

Окончив институт в 1931 году, Миль работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на автожирном заводе заместителем Николая Камова. В это период появилась первая научная публикация М. Л. Миля: «О разбеге автожира» // Техника воздушного флота. — 1934. — № 5.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости; его деятельность была отмечена пятью правительственными наградами. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

В декабре 1947 года М. Л. Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым; в начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

  • Миль Н. М., Миль Е. М. Неизвестный Миль. — М.: Эксмо, 2011. — 256 с. — ISBN 978-5-699-46871-3.
  • Самсонова И. В. Михаил Леонтьевич Миль (1909—1970) // Московский журнал. — 2013. —. —.
  • Гай Д. И. Вертолёты зовутся МИ. — М.: Московский рабочий, 1973. — 136 с.
  • Бысенков И. От автожира до вертолёта—миля // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2009. —. —.

 Миль, Михаил Леонтьевич. Сайт «Герои Страны».

www.wiki-wiki.ru

Миль, Михаил Леонтьевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Миль.

Михаи́л Лео́нтьевич Миль (9 (22) ноября 1909(19091122), Иркутск — 31 января 1970, Москва) — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Биография и деятельность[править]

Детство и юность Михаила Миля прошли в Иркутске; его отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим; мать, Мария Ефимовна, — стоматологом. Его дед, Самуил Миль, был евреем-кантонистом, после 25 лет службы на флоте осел в Сибири. В семье были ещё старшая дочь Екатерина и брат Яков.

В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года, а затем перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.

Окончив институт в 1931 году, Миль работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на автожирном заводе заместителем Николая Камова. В это период появилась первая научная публикация М. Л. Миля: «О разбеге автожира» // Техника воздушного флота. — 1934. — № 5.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости; его деятельность была отмечена пятью правительственными наградами. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

В декабре 1947 года М. Л. Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым; в начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

  • Миль Н. М., Миль Е. М. Неизвестный Миль. — М.: Эксмо, 2011. — 256 с. — ISBN 978-5-699-46871-3.
  • Самсонова И. В. Михаил Леонтьевич Миль (1909—1970) // Московский журнал. — 2013. —. —.
  • Гай Д. И. Вертолёты зовутся МИ. — М.: Московский рабочий, 1973. — 136 с.
  • Бысенков И. От автожира до вертолёта—миля // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2009. —. —.

 Миль, Михаил Леонтьевич. Сайт «Герои Страны».

wp.wiki-wiki.ru

Миль, Михаил Леонтьевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Миль.

Михаи́л Лео́нтьевич Миль (9 (22) ноября 1909(19091122), Иркутск — 31 января 1970, Москва) — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Биография и деятельность[править]

Детство и юность Михаила Миля прошли в Иркутске; его отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим; мать, Мария Ефимовна, — стоматологом. Его дед, Самуил Миль, был евреем-кантонистом, после 25 лет службы на флоте осел в Сибири. В семье были ещё старшая дочь Екатерина и брат Яков.

В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года, а затем перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.

Окончив институт в 1931 году, Миль работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на автожирном заводе заместителем Николая Камова. В это период появилась первая научная публикация М. Л. Миля: «О разбеге автожира» // Техника воздушного флота. — 1934. — № 5.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости; его деятельность была отмечена пятью правительственными наградами. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

В декабре 1947 года М. Л. Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым; в начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

  • Миль Н. М., Миль Е. М. Неизвестный Миль. — М.: Эксмо, 2011. — 256 с. — ISBN 978-5-699-46871-3.
  • Самсонова И. В. Михаил Леонтьевич Миль (1909—1970) // Московский журнал. — 2013. —. —.
  • Гай Д. И. Вертолёты зовутся МИ. — М.: Московский рабочий, 1973. — 136 с.
  • Бысенков И. От автожира до вертолёта—миля // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2009. —. —.

 Миль, Михаил Леонтьевич. Сайт «Герои Страны».

www.wikiznanie.ru

Миль, Михаил Леонтьевич — Википедия РУ

Ранние годы

Родился в 1909 году, в том же году Игорь Сикорский создал свой первый вертолет[2].

Детство и юность прошли в Иркутске; отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим; мать, Мария Ефимовна, — стоматологом. Дед, Самуил Миль, был евреем-кантонистом, после 25 лет службы на флоте осел в Сибири. В семье были ещё старшая дочь Екатерина и брат Яков.

С детства Михаил прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Он мог бы стать художником или музыкантом, но стал ученым-конструктором. Возможно, выбор этот объяснялся тем, что 20-е годы XX века — время, когда все в СССР увлекались авиацией.

Первые шаги в авиации

В двенадцатилетнем возрасте сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он построил легкий одноместный планер и совершил на нём свой первый полёт. Однако во время учёбы на втором курсе студента исключили из института по доносу «за непролетарское происхождение»[3]. Проработав год в Новосибирске, в кожевенной лаборатории, как представитель пролетариата уже без проблем поступил сразу на 3 курс механического факультета[4]Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.

В этом вузе имел возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Советском Союзе. Лекции по аэродинамике читал молодой профессор В. И. Левков, впоследствии создавший первые в мире суда на воздушной подушке. В 1929 году студент Миль узнаёт о новом летательном аппарате — автожире, который в 1919 году сконструировал испанец Хуан де ла Сиерва, и начал изучать теорию его полёта. Он обратился с письмом к Н. И. Камову, заведующему отделением автожиров в ЦАГИ, и получил приглашение в рамках летней практики поучаствовать в создании первого отечественного автожира КАСКР-1.

По окончании института в 1931 году направлен на Таганрогский авиазавод. Однако, заручившись рекомендацией Н. И. Камова, смог убедить комиссию в том, что принесёт больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ. Здесь участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. Через год стал начальником бригады аэродинамики отдела особых конструкций ЦАГИ. В этот период появилась первая научная публикация М. Л. Миля: «О разбеге автожира» в журнале «Техника воздушного флота» за 1934, № 5.

Получая в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал редактором и учителем немецкого языка[4].

В 1932—1936 гг. Михаил Леонтьевич руководил бригадой аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций ЦАГИ, разработав фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, в том числе общую теорию несущего винта, применимую для различных случаев его обтекания.

В 1936—1939 гг. работал инженером в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам.

21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве завода по производству автожиров, где Миль стал заместителем директора, Николая Камова.

Военные задачи

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, на Среднем Урале, ставшем фактически авиационной столицей СССР. Здесь работали лучшие авиаконструкторы — С. А. Лавочкин, Н. И. Камов.

При эвакуации Милю было поручено уничтожить архив отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Миль так и не решился. Более того, он сумел вынести документы из лаборатории и увез их с собой. Впоследствии спасенные документы пригодились при проектировании вертолетов[3].

В тяжелой фронтовой обстановке 1941—1942 годов на фронт был переброшен отряд из 5 автожиров, совершивший 20 боевых вылетов. В составе отряда был и Михаил Миль. В боевых условиях под Москвой автожиры планировалось использовать в качестве корректировщиков артиллерийского огня, однако аппараты оказались пригодными только для тылового использования. Известен эпизод, свидетельствующий о решительности Миля в критических обстоятельствах: когда после быстрого прорыва немцев ему пришлось пригрозить оружием, чтобы предотвратить панику среди вверенных ему людей и обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл.[4]

Он также занимался улучшением конструкции самолетов, решив проблему спасения нагруженного боеприпасами самолета, который при потере скорости тут же попадал в штопор, выйти из которого был практически не способен, так как пилоту просто не хватало физической силы. Миль разработал устройство, которое позволяло решить эту проблему. Устройство испытал лётчик Э. А. Лебединский на фронтовом аэродроме. Испытания устройства прошли на отлично, был налажен его серийный выпуск. В течение нескольких месяцев Миль находился на аэродромах, лично устанавливал устройство на самолеты и объяснял летчикам принцип его действия.

В 1942 году М. Л. Миль совместно с С. А. Пасхиным разрабатывают оригинальную конструкцию противотанкового ружья, чтобы вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Довести его до серии не удалось, а Миль при испытаниях чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. От тяжелых ожогов его спас кем-то наброшенный на него полушубок.

За работы по усовершенствованию боевых самолетов Миль в 1945 году получил орден Отечественной войны.

К созданию вертолёта

В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

Миль задался целью создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал И. В. Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию винтовых летательных аппаратов. В результате руководитель государства дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Милем.

В декабре 1947 года оно было создано на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым.

Первые испытания двух опытных машин закончились трагедией. В первом случае при определении потолка машины на высоте 5200 м в системе управления замерзла смазка, однако пилот успел покинуть машину. При приземлении Байкалов повредил ногу и был отстранен от полётов, которые на втором экземпляре машины продолжил его товарищ Марк Галлай.

Вернувшись в строй, Байкалов совершил 13 демонстрационных полётов на Ми-1. Четырнадцатый вылет оказался роковым: после перегона машины с испытательного аэродрома заказчику (НИИ ВВС) в точке посадки произошла катастрофа: из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта. Высота полёта была недостаточной для прыжка с парашютом, и лётчик М. Байкалов погиб. Для Миля это было шоком.

Причину трагедии определили довольно быстро: в дальнейшем карданный вал хвостовой трансмиссии вертолётов Ми-1 стали выполнять из точеных стволов артиллерийских орудий. Их после войны было предостаточно, и больше подобных катастроф с «Ми-1» не было. Потолок машины главный конструктор определил в 3000 м, для трансмиссии был подобран незамерзающий сорт смазки. Испытания третьей машины должно было решить судьбу КБ и самого конструктора. Их вызвался провести известный лётчик В. В. Винницкий, к которому присоединились М.Галлай и Г.Тиняков. Машина успешно прошла испытания, на её базе в 1949 году был создан первый советский вертолёт Ми-1. Впоследствии на нём было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

В начале 1950 года вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

Генеральный конструктор

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др. На разработанных в КБ машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов. Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолёта.

В 1958 г. Миль был награждён Ленинской премией, в 1968 г. — Государственной премией СССР, в 1966 г. ему было присвоено звание Героя социалистического труда.

Миль опубликовал научный труд «Вертолёты» (книги 1—2, М., 1966—1967; в соавторстве).

Созданные КБ Миля вертолёты Ми-2 и Ми-4 стали легендой, а Ми-8 — самым массовым 2-двигательным вертолётом в мире. Десантный Ми-6 — первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 т, Ми-10 — крупнейший транспортный вертолет (летающий кран). Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 т. и получил прозвище «слон». Он совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъёмности, которые до сих пор никем не повторены.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке 1965 года в Париже. Сын основателя вертолётостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал: в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед[2].

Вертолёты Ми эксплуатируются в более чем 100 странах мира.

М. Л. Миль умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолёта Ми-24. Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов и состояла на вооружении многих стран. Знаменитый «Крокодил» считается самым воюющим вертолетом в мире[4].

Конструктор Миль похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково. Уже после смерти конструктора его картина «Нарциссы. Угол кабинета» стала эмблемой выставки «Ученые рисуют» 1981 года: всю жизнь Миль увлекался живописью, а в его КБ работал целый штат художников, иллюстрировавших для потенциальных заказчиков боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.

www.http-wikipediya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *