Содержание

Первая в мире межконтинентальная управляемая баллистическая ракета — Vergeltungswaffe 2 или V-2

Межконтинентальная ракета V-2 от немецкого Vergeltungswaffe 2, или на английском «Retribution Weapon 2» ‒ «Оружие возмездия 2». Техническое название проекта Aggregat 4 (A4), ‒ являлась первой в мире управляемой межконтинентальной баллистической ракетой. Ракета с жидко-топливным реактивным двигателем была разработана в Германии во время Второй мировой войны в качестве «оружия возмездия», и предназначалась для ударов по союзным городам в качестве возмездия за бомбардировки немецких городов союзниками.

Первая фотография поверхности Земли из космоса была произведена с помощью ракеты V-2, запущенной американскими учеными 24 октября 1946 года.

Кроме того, ракета V-2 является первым в мире искусственным объектом, который отправился в космос, пересекшим Karman line (поднявшись на высоту более 100 км) вертикальным запуском с

MW 18014 (исследовательский центр в Peenemünde) 20 июня 1944 года.

Исследовательская работа по военному использованию межконтинентальных ракет начались, когда закончил учебу в аспирантуре Wernher von Braun (рисунок 1), эти исследования привлекли внимание немецкой армии. Серия прототипов завершилась созданием прототипа известного, как ракета А-4, которая вошла в войну под названием V-2.

Рисунок 1. Автор проекта ракет серии V-2 – Wernher von Braun, в 1945 году.

Начиная с сентября 1944 года, было совершено более 3000 пусков ракет V-2 немецким Вермахтом против городов союзников, сначала по Лондону, а затем по Антверпену и Льежу. Что привело к гибели примерно 9 000 гражданских лиц и военнослужащих.

После капитуляции Германии, команды союзных войск – Соединенных Штатов, Соединенного Королевства (рисунок 2) и Советского Союза – стремились захватить ключевые немецкие производственные площади и технологии. Конструктор ракеты V-2 Wernher von Braun и еще более 100 инженеров сдались американцам. В конце концов, многие из оригинальной немецкой команды (исследовательского центра в Пенемюнде) конструкторов ракеты  V-2 оказались в Redstone Arsenal.

Представители США также захватили достаточное количество оборудования V-2, чтобы собрать около 80 ракет на территории США. После окончания войны советы тоже приобрели производственные мощности ракеты V-2, восстановили производство ракет в советском союзе. Советские аналоги немецких ракет назывались Р1 и Р-2.

Рисунок 2. Испытательный пуск трофейной ракеты V-2 в Великобритании, на этих пуски приглашали и советских «специалистов», С. Королев на одном из пусков присутствовал в форме и с погонами «капитана артиллерии»

.

История создания межконтинентальной ракеты V-2

В конце 20-х годов прошлого века молодой инженер Wernher von Braun купил экземпляр книги Hermann Oberth «Die Rakete zu den Planetenräumen» («Ракетка в межпланетном пространстве») ‒ рисунки 3 и 4. С 1930 года он учился в Техническом университете в Берлине, где помогал Oberth в испытаниях жидко-топливных реактивных двигателей. Von Braun работал над своей докторской степенью, когда нацистская партия получила власть в Германии. Капитан артиллерии, Walter Dornberger, организовал исследовательский грант отдела боеприпасов для von Braun, который с тех пор работал рядом с существующим твердотопливным ракетным испытательным полигоном Дорнбергер в Куммерсдорфе.

Рисунок 3. Первая страница книги Hermann Oberth «Die Rakete zu den Planetenräumen».

Диссертация von Braun: «Конструкторское, теоретическое и экспериментальное решение проблемы ракеты-носителя на жидком топливе» (от 16 апреля 1934 года), была отнесена для использования в германской армии, и не была разрешена для открытых публикаций до 1960 года. К концу 1934 года его группа успешно запустила две ракеты, достигшие высот 2,2 и 3,5 км.

В то время Германия очень интересовалась исследованиями американского физика Robert H. Goddard. До 1939 года немецкие инженеры и ученые иногда обращались непосредственно к Goddard по техническим вопросам. Von Braun использовал планы Goddard из разных журналов, при создании серии ракет Aggregat (A), названная по немецкому слову механизма или механической системы.

После успехов в Кумерсдорфе с первыми двумя ракетами серии Aggregate, Wernher von Braun и Walter Riedel начали думать о гораздо более крупной ракете летом 1936 года на основе создаваемого ими же двигателя с 25-и тонной тягой.

После того, как проект А-4 был отложен из-за неблагоприятного испытания аэродинамической стабильности А-3 в июле 1936 года, von Braun продолжил работу по доведению ракеты А-4 в 1937 году. И после «

обширной серии испытательных пусков модели испытаний серии А-5», с использованием двигателя, переработанного из ранних серий A-3 Walter Thiel, техническая документация и конструкция ракет А-4 были заказаны в период 1938/39 годов. В течение 28 – 30 сентября 1939 года в Peenemünde состоялась встреча «День мудрости», посвященная финансированию университетских исследований для решения ракетных проблем.

Рисунок 4. Проект ракеты, которую предлагал Hermann Oberth, и которая была воплощена в металле Wernher von Braun.

К концу 1941 года Центр исследований армии в Peenemünde обладал технологиями, необходимыми для успешного запуска ракет А-4.

Четырьмя ключевыми технологиями ракет А-4 были:

  • ⦁ большие жидкотопливные реактивные двигатели;

  • ⦁ сверхзвуковая аэродинамика;

  • ⦁ гироскопическая система управления и механический компьютер;

  • ⦁ рули управления в газовой струе.

В начале сентября 1943 года von Braun пообещал Комиссии по дальнобойной бомбардировке, что развитие ракет А-4 будет «практически завершено или закончено», но даже к середине 1944 года полный список деталей ракет А-4 по-прежнему был недоступен. Hitler был достаточно впечатлен энтузиазмом своих разработчиков и нуждался в «чудодейственном оружии» для поддержания морального духа Германии, поэтому он санкционировал развертывание ракет в большом количестве. Ракеты V-2 собирались на подземном заводе Mittelwerk с привлечением заключенных из концентрационного лагеря Mittelbau-Dora.

Технические подробности ракеты V-2

В ракете А-4 в качестве окислителя для топлива использовалась смесь – 74% этиловый спирт и жидкий кислород. Резервуары для спирта и кислорода в ракете, изготовлялись из магниево-алюминиевого сплава (рисунок 5). Топливные баки ракеты А-4 содержали 4173 килограмма этилового спирта и 5553 кг жидкого кислорода.

Рисунок 5. Топливный бак ракеты V-2 с элементом обшивки ракеты, кроме того хорошо наблюдается обкладка из стеклоткани для тепловой изоляции топливного бака.

После запуска ракеты A-4 ее двигатель самостоятельно работал в течении 65 секунд, а программный датчик контролировал его шаг до указанного угла до остановки двигателя (рисунок 7), после чего ракета продолжала двигаться по баллистической траектории свободного падения.

За 65 секунд ракета достигла высоты 80 км, после чего двигатель выключался. Топливные и окислительные насосы приводились в движение паровой турбиной (рисунок 6), а пар производился концентрированной перекисью водорода с катализатором из перманганата натрия.

Рисунок 6. Паровая турбина реактивного двигателя ракеты V-2.

Температура в камере сгорания достигла промежутка от 2500°C до 2700°C. Спиртосодержащее топливо закачивалось по двойной стенке главной камеры сгорания. Это регенеративное охлаждение нагревало топливо и охлаждало камеру сгорания. Затем топливо закачивалось в основную камеру сгорания через 1224 сопла, что гарантировало правильную смесь спирта и кислорода в любое время.

Небольшие отверстия также позволяли некоторому спирту выходить непосредственно в камеру сгорания, образуя охлажденный пограничный слой, который дополнительно защищал стенки камеры сгорания, особенно в ее горловине, где диаметр камеры сгорания являлся наиболее узким.

Рисунок 7. Жидкотопливный реактивный двигатель межконтинентальной баллистической ракеты

V-2, с тягой 25 тонн.

Спирт пограничного слоя воспламенялся при контакте с атмосферой, образовывая длинный диффузный выхлопной шлейф. В отличие от этого, позже, в конструкции двигателей последних версий V-2, не использующие это охлаждение на уровне пограничного слоя, показывали полупрозрачный шлейф без остатков несгоревшего топлива.

В качестве взрывчатого вещества в боевой части ракеты использовался аматол 60/40 (смесь TNT – 60% и нитрата аммония – 40%). Для детонации основного взрывчатого вещества использовался электрический контактный взрыватель. Преимущество аматола заключалось в его стабильности к высоким температурам. Боевая часть ракеты была защищена толстым слоем стекловолокна, это делалось для того, чтобы аматол самопроизвольно не взрывался при входе боевой части ракеты в плотные слои атмосферы.

Боевая часть ракеты весила 975 килограммов и содержала 910 килограммов взрывчатого вещества. Таким образом, весовая доля аматола в боевой части составляла 93%, очень высокий процентный показатель по сравнению, например, с советскими боевыми частями. 65 кг приходился на вес – системы управления ракеты: независимых друг от друга гироскопов и механического (аналогового) компьютера – рисунки 8, 8-1 и 8-2.

Рисунок 8. Установка гироскопов в боевой части ракеты V-2.

Рисунок 8-1. Независимые гироскопы системы наведения ракеты V-2.

Рисунок 8-2. Вид на механический (аналоговый) компьютер системы управления ракеты V-2.

Защитный слой из стеклоткани (рисунок 9) также использовался для топливных баков, и в результате у ракеты A-4 не было склонности к обледенению внутренних поверхностей, что являлось общей проблемой для других ранних ракет (например, для топливных баков ракеты SM-65 Atlas).

Рисунок 9. Толстый слой стекловолокна применялся не только для тепловой изоляции боевой части ракеты, но также и топливных баков.

В полете ракета V-2 управлялась четырьмя внешними рулями на хвостовых стабилизаторах и четырьмя внутренними графитовыми рулями в газовом потоке на выходе из камеры сгорания (рисунок 10). Система наведения LEV-3 состояла из двух свободных гироскопов (один для горизонтальной плоскости и еще один для вертикальной) для обеспечения боковой стабилизации, и акселерометра PIGA (аналогового компьютера) для управления отсечкой двигателя с заданной скоростью.

Ракета V-2 запускалась из предварительно определенного местоположения, поэтому расстояние и азимут до цели были известны. Один стабилизатор ракеты наводился по азимуту на цель.

Рисунок 10. Установка внутренних графитовых рулей перед выходом из камеры сгорания.

Некоторые более поздние ракеты V-2 использовали «сигналы наведения», радиосигналы, передаваемые с земли, чтобы направлять ракету на курс цели. Но первые серии использовали простой аналоговый компьютер, который корректировал азимут для ракеты, а расстояние полета контролировалось по времени работы двигателя. Этот прибор назывался «Brennschluss».

Позднее его заменили на прибор доплеровской системы, а также были попытки установки различных типов встроенных акселерометров. Это делалось для того, чтобы ракета переставала ускоряться и вскоре достигла вершины приблизительно параболической кривой полета.

Доктор Friedrich Kirchstein из компании Siemens в Берлине разработал радиоуправление для ракет V-2 для отсечки работы двигателя (рисунок 11). Для измерения скорости профессор Wolman из Дрездена создал альтернативную систему слежения на основе эффекта Доплера в 1940 – 41 годах. Для этого использовался наземный сигнал, передаваемый на А-4 для измерения скорости ракеты.

Рисунок 11. Комплект радиооборудования компании Siemens для ракет V-2.

К 9 февраля 1942 года инженер Peenemünde Beek определил зону радиоизлучения для V-2 как 10 000 метров вокруг «точки стрельбы» и первого успешного полета А-4 состоявшейся 3 октября 1943 года, когда использовали радиоуправление для отсечки работы двигателя.

Хотя Гитлер 22 сентября 1943 года прокомментировал, что «с нашего разума мы избавились от управляющего по радио сигналу, теперь для британцев не должно быть никакого вмешательства, чтобы технически вмешаться в ракету в полете» около 20% эксплуатационных пусков V-2 были ориентированы на радиосигнал.

Наступление операции Pinguin ракетами V-2 началось 8 сентября 1944 года, когда персонал батареи № 444 прошел подготовку у команды Wernher von Braun. Для тренировки и тестирования оборудования батарея №444 запустила единственную ракету, управляемую по радиосигналу, в направлении на Париж. В обломках боевых ракет V-2 иногда находили транспондер скорости и отключения топлива.

Рисунок 12. Боевые ракеты V-2 окрашивались в оливковый цвет.

Окраска операционных ракет V-2 была в основном различными типами камуфляжа с несколькими вариантами, но в конце войны появилась простая оливковая окраска в зеленый цвет ракеты (рисунок 12). Во время испытаний ракета была окрашена в характерный черно-белую окраску, под шахматную доску, которая помогала определить, вращается ли ракета вокруг своей продольной оси (рисунок 13).

Рисунок 13. Первые пуски ракет V-2 в США проходили в «шахматной окраске» ракеты.

Тестирование ракеты V-2

Первый успешный испытательный полет состоялся 3 октября 1942 года, ракета достигла высоты 84,5 километра. Самая большая высота полета ракеты была достигнута во время войны, она составляла 174,6 километра – 20 июня 1944 года.

В ходе разработки и тестирования V-2 были выявлены и решены различные проблемы проектирования:

  • ⦁ Чтобы уменьшить давление и массу топливных баков, для повышения давления использовались турбонасосы высокого давления.

  • ⦁ Небольшая и легкая камера сгорания без прожогов была разработана с использованием центробежных инжекционных сопел, смесительной камеры и сходящегося сопла к горлу для равномерного сгорания топлива.

  • ⦁ Для предотвращения прогара в горловине камеры сгорания использовалось пленки охлаждения.

  • ⦁ Релейные контакты были более прочными, чтобы выдерживать вибрацию и предотвращать отключение тяги сразу после взлета.

  • ⦁ Обеспечение того, чтобы топливные трубы имели свободные от натяжения кривые, уменьшали вероятность взрывов на 1200 – 1800 м.

  • ⦁ Пальцы были сформированы с зазором, чтобы предотвратить повреждение, поскольку выхлопная труба расширялась с высотой.

  • ⦁ Для управления движения на траектории после старта и при достижении сверхзвуковой скорости, в качестве рулей в выхлопной струе использовались жаростойкие графитовые лопасти.

  • ⦁ Для предотвращения самопроизвольных взрывов ракеты при входе в плотные слои атмосферы, все трубки и патрубки ракеты покрывались оловом.

Экспериментальные пуски ракет V-2 в Великобритании, на переднем плане топливозаправщик на базе немецкого автомобиля Opel Blitz.

В качестве заключения

В фильме «Укрощение огня» ‒ советский художественный фильм 1972 года, посвященный создателям «советской ракетной техники», присутствуют слова С. Королева:

«… Мне у немцев учиться нечему. Я учился у Циолковского …».

Проблема «величайшего космического теоретика» Константина Циолковского заключается в том, что его знаменитая формула – не учитывающая реалий полета ракеты – уже находилась в учебниках Кембриджского университета, еще за год до того момента, когда родился Костя Циолковский.

После просмотра записи высадки первой американской экспедиции на Луну, которую показывали только верхушке советских ракетчиков, кто-то из главных конструкторов с досадой произнес: «Это все Черток виноват. В 1945 году он задумал украсть у американцев фон Брауна и с задачей не справился».

На эти слова Б.Черток резко ответил: «И очень хорошо, что эта авантюра мне не удалась. Просидел бы у нас фон Браун без толку на острове, потом отправили бы его в ГДР. Там, как бывшего нациста, никуда бы не допустили. А так с помощью американцев он осуществил не только свою, но и мечту всего человечества».

Ракета V-2 в историческом информационно-техническом музее Peenemünde, Германия.

Маленькое дополнение к портрету конструктора Wernher von Braun. При обсуждении научной общественностью США различных схем полета на Луну именно von Braun, имея собственную идею, поддержал предложение инженера из другой компании – Jack Haubolt. Интересно отметить, что предложение Haubolt  базировалось на идеях Ю. Кондратюка и Г. Оберта, выдвинутых ими независимо друг от друга еще в двадцатые годы. Инженер Haubolt стал известен на весь мир. Аналогичных примеров в ракетной промышленности СССР – привести никто не сможет.

sgs-mil.org

как СССР создал первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету — РТ на русском

60 лет назад, 21 августа 1957 года, с космодрома Байконур была успешно запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7. Это детище ОКБ-1 Сергея Королёва было положено в основу при создании целого семейства советских ракет-носителей, получившего прозвище «семёрка». Появление Р-7 позволило СССР разработать оружие сдерживания США и запустить первый искусственный спутник Земли. RT рассказывает об истории создания и значении первой в мире МБР.

Необходимость создания межконтинентальной баллистической ракеты была вызвана отставанием СССР в ядерной гонке. После победы во Второй мировой войне главной угрозой безопасности Советского Союза стала американская ракетно-ядерная программа.

В первой половине 1940-х годов США обзавелись не только атомной бомбой, но и стратегическими бомбардировщиками, способными её доставлять. На вооружении Соединённых Штатов находился B-29 Superfortress (который сбросил бомбы на Хиросиму и Нагасаки), а в 1952 году появился B-52 Stratofortress, который мог долететь до любой точки СССР.

В середине 1950-х годов Советский Союз создал эффективный на тот момент носитель ядерного боезаряда. Параллельно с работой по проектированию первого стратегического бомбардировщика (Ту-16) усилия конструкторов были сосредоточены на разработке межконтинентальной баллистической ракеты. ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва и другим институтам СССР удалось достичь на этом пути значительных успехов. Советская конструкторская мысль очень быстро отошла от копирования немецкой баллистической ракеты «Фау-2» и начала создавать собственные уникальные образцы.

Испытанная 60 лет назад Р-7 стала своеобразным итогом более чем десятилетнего напряжённого труда учёных и предметом гордости советских граждан. «Семёрка» являлась технологическим фундаментом для появления ракет-носителей «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».

Невероятная задача

Конструирование ракеты Р-7 началось в ОКБ-1 в 1953 году, хотя постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о начале работ было опубликовано только 20 мая 1954 года.

Королёву поручили создать МБР, способную нести термоядерный заряд на расстояние до 10 тыс. км.

  • 12 апреля 1961 года Королёв вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту.
  • РИА Новости

Это была невероятная задача, требовавшая принципиально новых подходов. Для сравнения: принятая на вооружение СССР в 1956 году баллистическая ракета Р-5 могла преодолеть только 1,2 тыс. км. 

Для испытаний Р-7 было необходимо создавать новую инфраструктуру. В 1955 году в казахстанских степях под руководством генерала Георгия Шубникова началось строительство Научно-исследовательского испытательного полигона №5, который позже превратится в космодром Байконур.

В середине 1956 года на Опытном заводе №88 в подмосковных Подлипках (сейчас — Королёв) были изготовлены три макета Р-7, а в декабре 1956 года — первое лётное изделие 8К71.

15 мая 1957 года состоялось первое испытание Р-7. Ракета взлетела, но спустя 98 секунд начала стремительно терять высоту и, преодолев около 300 км, упала. После серии неудачных тестов конструкторам удалось устранить недостатки.

  • Ракета Р-7, 1957 год
  • © Официальный сайт РКК «Энергия» им. С.П. Королева

21 августа в 15:25 в небо поднялся образец Р-7, ракета пролетела 6314 км. Это означало, что Советский Союз создал первую в мире МБР.

По общепринятой классификации баллистическую ракету считают межконтинентальной, если её дальность превышает 5,5 тыс. км.

Образец Р-7 долетел до испытательного полигона Кура на Камчатке, но на высоте 10 км его головная часть разрушилась от термодинамических нагрузок. К концу 1958 года в конструкцию Р-7 было внесено свыше 95 изменений, которые позволили устранить все технические проблемы.

На вооружении

Серийное производство Р-7 стартовало в 1958 году на авиационном заводе №1 имени Сталина. Процесс принятия на вооружение ракеты затянулся из-за начавшегося строительства стартовой станции вблизи Плесецка в Архангельской области, на месте которой сейчас расположен космодром.

Длина Р-7 составляла 31,4 м. Масса ракеты превышала 280 тонн, причём 250 тонн приходилось на топливо, а 5,4 тонны — на головную часть. Заявленная дальность МБР — 8 тыс. км.

  • Вывоз Р-7
  • © ФГУП «ЦЭНКИ»

Сигналы с летящей ракеты принимались наземной станцией. Главный пункт радиоуправления «семёркой» состоял из двух больших павильонов и 17 грузовых автомобилей. Данные о боковом движении, скорости удаления МБР автоматически обрабатывались ЭВМ, которая посылала ракете команды.

Ракету доставляли на полигон по железнодорожным путям в виде разобранных блоков. Время подготовки к запуску столь массивной конструкции могло превышать 24 часа. Усовершенствованные варианты Р-7 позволили сократить время подготовки к запуску, улучшить точность и повысить дальность полёта до 12 тыс. км.

Историческое значение

Основное достоинство Р-7 заключалось в её универсальности. Первая в мире МБР легла в основу конструкции множества ракет-носителей. Практически все отечественные ракеты, которые используются для запуска в космос, относятся к семейству Р-7 — королёвской «семёрке».

Сложно переоценить историческое значение первой межконтинентальной баллистической ракеты. Р-7 произвела настоящую научно-техническую революцию, плодами которой пользуется современная Россия.

4 октября 1957 года облегчённый вариант МБР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли.

3 ноября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первое живое существо — собаку Лайку. А 12 апреля 1961 ракета-носитель «Восток» запустила в космос корабль «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин.

  • globallookpress.com
  • © Russian Look

Как средство поражения Р-7 достаточно быстро устарела. В середине 1960-х годов Советский Союз начал активно работать над созданием шахтных и мобильных пусковых установок.

Стратегический прорыв

Заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор в отставке Павел Золотарёв считает, что появление Р-7 кардинально изменило ситуацию в отношениях с Соединёнными Штатами.

«Это был первый шаг к состоянию стратегической стабильности. Р-7 заложила основу для создания Ракетных войск стратегического назначения, которые и до настоящего времени являются основным потенциалом, создающим адекватную угрозу США», — отметил Золотарёв в беседе с RT.

Военный эксперт Дмитрий Литовкин назвал создание Р-7 стратегическим прорывом СССР. По его словам, советским конструкторам удалось решить сложнейшую техническую задачу в тяжелейший для страны послевоенный период.

Также по теме

Старт корабля «Союз» к МКС

На стартовой площадке Байконура состоялся запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз МС-05». К МКС отправилась…

«У нас не было ничего — ни систем ПВО, которые могли бы предотвратить возможный налёт, ни собственных средств доставки, хотя мы уже находились на грани создания ядерного оружия. Успешный запуск советской Р-7 продемонстрировал американцам, что Советский Союз в силах ответить на ядерный удар», — пояснил RT Литовкин. 

По словам члена государственной Российской академии ракетных и артиллерийских наук Владимира Дворкина, успешный запуск королёвской «семёрки» продемонстрировал, что мы смогли значительно опередить США не столько в технологическом, сколько в конструкторском плане.

«Советский Союз создал двухступенчатую МБР с отделяющейся головной частью. Это произвело сильнейшее впечатление на американцев и подстегнуло космическую и ракетную гонку», — заявил Дворкин в беседе с RT.

russian.rt.com

Самая скрытная межконтинентальная баллистическая ракета в мире

Очень часто все вспоминают, что большая часть оружия всех видов, которыми пользуются наши вооруженные силы начиналось разрабатываться во времена СССР. Мало того, есть некоторые виды вооружения, которые сейчас не используются, но возвращения которых очень боятся «за бугром». Среди таких очень действенных мер воздействия и сдерживания «возможного противника» обычно называют «Боевой железнодорожный ракетный комплекс» (сейчас его производство восстанавливается), но давайте вспомним и о том, что есть автомобильный аналог самой скрытной МБР в мире.

Уникальный советский проект «Курьер», замороженный в 1991 году, вновь становится актуальным в связи с угрозой выхода США из договора об уничтожении баллистических ракет средней и меньшей дальности.

Речь идет о подвижном грунтовом ракетном комплексе с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР). Именно он мог бы стать «зеркальным ответом» Америке, по мнению эксперта работающего в ракетно-космической отрасли.

Несколько десятилетий назад в Советском Союзе начались работы по тематике подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), предназначенных для вооружения ракетных войск стратегического назначения. Считалось, что такие системы, выходя на маршруты патрулирования, могут остаться целыми и невредимыми после ракетно-ядерного удара вероятного противника за счет удаления от потенциально опасных районов. Работы по перспективному направлению дали ожидаемый результат. Вследствие этого на вооружении РВСН России до сих пор имеются ПГРК нескольких типов, а в будущем, вероятно, появятся новые подобные системы.

В начале восьмидесятых годов в Московском институте теплотехники (МИТ) стартовал один из новых проектов подвижного грунтового ракетного комплекса. По некоторым данным, изначально он именовался «Темп-СМ», однако в дальнейшем получил новое обозначение – 15П159 «Курьер». Именно под таким названием проект вошел в историю отечественной ракетной техники. Проект «Курьер» являлся ответом на американскую программу Midgetman. С 1983 года американские специалисты вели разработку мобильного ракетного комплекса, вооруженного межконтинентальной баллистической ракетой с дальностью полета не менее 10 тыс км. Важной особенностью проекта Midgetman являлись ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты. Последняя в готовом к запуску стоянии должна была весить не более 15-17 т.

21 июля 1983 года вышло постановление Совмина СССР, в соответствии с которым МИТ должен был разработать ракетный комплекс со схожими характеристиками. Ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты, хотя и усложняли разработку, могли иметь ряд положительных последствий. Исследования показывали, что сравнительно небольшая ракета может использоваться не только с шахтными пусковыми установками или машинами на базе специальных шасси. Носителей изделия «Курьер» могли стать специальные автомобильные полуприцепы или контейнеры стандартных размеров и поезда. Кроме того, облегчалась транспортировка ракет военно-транспортными самолетами.

Инициатором и одним из главных сторонников нового проекта был главком РВСН В.Ф. Толубко. Руководителем работ по теме «Курьер» был назначен А.Д. Надирадзе. В 1987 году его место занял Б.Н. Лагутин. К проекту был привлечен Воткинский машиностроительный завод, который сначала должен был построить необходимое количество опытных ракет, а потом освоить серийное производство новых изделий. Испытания и старт серийного производства ракетных комплексов «Курьер» планировались на начало девяностых годов.

Основным элементом нового комплекса должна была стать межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59 «Курьер». Специфические требования к этому изделию заставили МИТ и смежные организации провести большое количество исследований и испытаний, освоить новые материалы и технологии. Так, известно, что в конструкции корпуса ракеты широко использовались новейшие композиционные материалы, а приборное оборудование должно было строиться на основе самой современной элементной базы. Таким образом, ракетный комплекс «Курьер» можно было считать представителем нового поколения систем своего класса.

Ракета 15Ж59, согласно ряду источников, должна была строиться по трехступенчатой схеме с отдельной ступенью разведения. Все ступени изделия предполагалось оснастить твердотопливными ракетными двигателями с использованием топлива нового типа. В конструкции двигателей, с целью сокращения их габаритов, могли применяться частично утопленные в корпус сопла. В головной части должна была находиться ступень разведения с полезной нагрузкой.

Ракета «Курьер» получалась уникально компактной. Ее длина не превышала 11,2 м, а максимальный диаметр корпуса равнялся 1,36 м. На ранних стадиях проекта предполагалось «уложиться» в стартовый вес на уровне 15 т, однако в дальнейшем его пришлось увеличить до 17 т. Забрасываемый вес – около 500 кг. Ракета 15Ж59 должна была нести моноблочную головную часть с ядерным боезарядом мощностью не более 150 кт.

Для наведения ракета «Курьер» должна была использовать инерциальную систему наведения, выполненную на основе современной элементной базы. В качестве органов управления могли использоваться поворотные сопла двигателей и решетчатые рули первой ступени.

По имеющимся данным, несмотря на малый вес и габариты, перспективная межконтинентальная ракета «Курьер» должна была доставлять боевую часть на дальность до 10-11 тыс км. Круговое вероятное отклонение не должно было превышать 350-400 м.

На заводе-изготовителе ракета должна была загружаться в транспортно-пусковой контейнер, который предполагалось устанавливать на подъемные механизмы самоходной пусковой установки. Саму пусковую установку предлагалось строить на базе специального многоосного шасси с соответствующими характеристиками. В ходе разработки проекта облик шасси постоянно изменялся. В комплексе «Курьер» могли использоваться шасси с тремя, четырьмя и пятью осями. Согласно одним источникам, первым было предложено использовать шасси 6х6, но затем из-за определенных затруднений пришлось разрабатывать и интегрировать в комплекс машины с более сложной ходовой частью. По другим данным, первым появилось шестиосное (!) шасси, после проектирования которого появилось предложение о сокращении базовой машины на несколько колесных пар.

Поскольку почти вся документация по проекту «Курьер» до сих пор засекречена, трудно говорить, какая из версий соответствует действительности. Правдоподобными выглядят обе версии, поскольку все шасси, упоминаемые в контексте проекта «Курьер», действительно разрабатывались и испытывались. Так, шестиосную мобильную пусковую установку предлагалось делать на базе шасси МАЗ-7916, пятиосную – на базе МАЗ-7929, четырехосную – МАЗ-7909.

В источниках, рассказывающих о последовательном уменьшении количества осей, приводятся некоторые подробности этого процесса. Так, изначально агрегаты комплекса «Курьер» должны были монтироваться на базе МАЗ-7916, однако уже в начале 1985 года было предложено использовать перспективное пятиосное шасси, которое еще не существовало. Весной того же года предложили разработать шасси 6х6 и 8х8, а в апреле 86-го приняли решение строить четырехосные шасси. Тем не менее, такая машина не в полной мере соответствовала требованиям военных, из-за чего в начале 1988 года решили строить пусковую установку на базе пятиосного МАЗ-7929. Эта машина получила индекс 15У160М.

Колебания с выбором базового шасси сказались на сроках разработки пусковой установки. Проект пятиосной машины завершили только в 1991 году, после чего предприятие МАЗ поставило необходимую технику на волгоградское ПО «Баррикады», где на нее должны были установить набор специального оборудования.

Особое внимание заслуживает специальный вариант комплекса «Курьер», предназначавшийся для скрытой переброски ракет в заданный район. Малый вес и размеры изделия позволяли поместить ракету в специальным образом оборудованный стандартный грузовой контейнер или автомобильный полуприцеп. Такая самоходная пусковая установка могла бы, не привлекая внимания, перемещаться по всей территории страны и, в случае получения приказа, проводить запуск.

В качестве базы для замаскированной модификации комплекса выбрали седельный тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389. Интересен тот факт, что отработка «автомобильной» модификации нового ракетного комплекса началась вскоре после старта проекта и основную массу работ провели задолго до окончательного выбора шасси для мобильной пусковой установки «классического» типа.

Уже в сентябре 1984 года на полигоне в Бронницах (Московская область) были проведены предварительные испытания предлагаемых тягача и прицепа. По окончании первого этапа испытаний грузовик перегнали в Гомельскую область, где в течение длительного времени он совершал поездки по местным трассам. Полигоном для испытаний стали трассы Ленинград-Киев-Одесса (с двумя мостами), Минск-Гомель и Брянск-Гомель-Кобрин.

В ходе испытаний специалисты собирали различную информацию о работе агрегатов машины, о ее характеристиках, а также о возникающих нагрузках на объекты в полуприцепе и т.д. По результатам испытаний был сформирован список требований к аппаратуре, которую предполагалось перевозить в автомобильном полуприцепе. Собранные данные активно использовались при разработке ракеты 15Ж59 и других элементов перспективного ракетного комплекса.

Согласно некоторым источникам, модификация ракетного комплекса на базе гражданского тягача с полуприцепом осталась на стадии предварительных исследований. Создание такой версии комплекса «Курьер» было связано с рядом специфических проблем. В частности, отсутствовали системы связи и управления с необходимыми характеристиками, которые можно было бы смонтировать на гражданском грузовике.

Ракета «Курьер», независимо от типа базового шасси, должна была стартовать из транспортно-пускового контейнера, закрепленного на подъемных механизмах самоходной пусковой установки. Как и в случае с другими отечественными межконтинентальными ракетами, предлагалось использовать т.н. холодный старт при помощи порохового аккумулятора давления. После выхода из контейнера и подъема на некоторую высоту ракета должна была включать двигатель первой ступени и отправляться к цели.

В марте 1989 года на полигон Плесецк были доставлены первые опытные ракеты «Курьер», имевшие упрощенную конструкцию и состав оборудования. Эти изделия должны были использоваться в ходе бросковых испытаний, целью которых являлись проверка и отработка агрегатов пусковой установки и отвечающей за пуск автоматики. Первый бросковый запуск состоялся в марте 1989 года. Такие испытания продолжались до мая 90-го. Всего было выполнено 4 бросковых пуска.

В 1990 году специалисты МИТ и смежных предприятий продолжили разработку проекта. При этом им пришлось дожидаться окончания работ по мобильной пусковой установке на базе специального шасси. Сборка последней началась только в 1991 году. На середину 92-го планировалось завершить подготовку всех агрегатов комплекса «Курьер» и провести первые летные испытания новой ракеты. Однако в октябре 1991 года, буквально за пару месяцев до распада Советского Союза, проект был закрыт. Причинами этого стали экономическая ситуация в стране, изменение политической ситуации на международной арене, а также отмена разработки американского проекта Midgetman.

Проект подвижного грунтового ракетного комплекса 15П159 «Курьер» с ракетой 15Ж59 был закрыт. Тем не менее, наработки по этой системе не пропали. В девяностых годах Московский институт теплотехники активно работал над рядом проектов перспективной ракетной техники для РВСН и военно-морского флота. Те или иные узлы, агрегаты и технологии используются в ракетах «Тополь-М», «Булава» и т.д. К примеру, легкая малогабаритная система управления ракеты «Курьер» используется на ракете-носителе «Старт», эксплуатация которой продолжалась с 1993 по 2006 год. Таким образом, проект «Курьер» не привел к появлению одноименного ПГРК, однако в определенной мере помог с созданием новых вооружений.
«Если американцы вернутся к размещению БРСД (баллистических ракет средней дальности) в Европе, как было до реализации упомянутого соглашения, это будет означать, что подлетное время американских баллистических ракет к российским стратегическим объектам на европейской части страны сократится до 7-10 минут», — отметил собеседник издания.

В этом случае Россия могла бы разместить в Арктике средства поражения, откуда подлетное время до американских стратегических объектов будет составлять также несколько минут. В качестве оружия источник предложил использовать «Курьеры».

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59 «Курьер» (по классификации НАТО — SS-X-26) имеет малую длину (11,2 метра) и массу (15 тонн), вследствие чего характеризуется многовариантностью базирования. Оружие испытано четыре раза, разработка свернута в 1991-м после подписания 6 октября того же года СССР соглашения с США о прекращении разработки мобильных МБР легкого класса.
Вот теперь подробно поговорим о «Курьере».

«Курьер» (Индекс ГРАУ комплекса/ракеты — 15П159/15Ж59, RSS-40 (RSS-X-?), по классификации МО США — SS-X-26[2] (код позже был использован для обозначения комплекса Искандер)) — советский проект подвижного грунтового ракетного комплекса с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Обозначение RSS-40 также иногда используется для межконтинентальной крылатой ракеты «Буран».

Разработка началась 21 июня 1983 года в МИТ. Эскизный проект был готов к 1984 году. По массо-габаритным характеристикам комплекс был близок к комплексу «Миджетмен». 6 октября 1991 проект был прекращен, в результате взаимных договоренностей с США о прекращении разработки мобильных МБР легкого класса — в ответ США прекратили разработку РК «Миджетмен».

Для комплекса первоначально проектировалась пусковая установка 15У160 на четырехосном шасси МАЗ-7909 (8×8), а в дальнейшем 15У160М на пятиосном шасси МАЗ-7929 (10×8).

По утверждению начальника главного штаба РВСН в 1994–1996 годах, генерал-полковника В. И. Есина,

«Курьер» должен был маскироваться под перевозку крупногабаритных грузов по шоссе общего пользования. Но по размышлению было решено, что это слишком опасно. Будет ли ядерная война или нет, это еще неизвестно, а бед можно в мирное время нажить много. Поэтому он и был приостановлен.
Было произведено четыре испытательных пуска ракеты из Плесецка — с марта 1989 года по май 1990 года. По другой информации, два первых испытания были неудачными (2 апреля 1986 года и в августе того же года), три последующих испытания (декабрь 1986 г., октябрь 1987 г. и в начале 1988 г.) были успешными.

В конце 80-х среди ракетчиков ходило много разговоров о каком-то новом подвижном комплексе, который будет в виде автофургонов «Совтрансавто». Но , естественно, все это было на уровне слухов, истинную картину знали лишь те, кто занимался непосредственно этой темой. Вот самые достоверные данные об этом РК. Это выдержки из книги, выпущенной к 60-летию Московского института теплотехники. Книга называется «На стратегическом направлении», издательский дом «Интервестник», Москва, 2006 год.

В начале 80-х гг. в США приступили к разработке комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой «Миджетмен»(Карлик). После проработки ряда вариантов, в 1983 г. начались широкомасштабные работы по этой программе.
… была поставлена задача разработать ракету для шахтных пусковых установок, а также для мобильных комплексов, оснащенную моноблочной ядерной головной частью, обладающую дальностью полета свыше 10000 км. При этом новая МБР должна была иметь стартовую массу не более 15-17 тонн.
… Ответной мерой советской стороны стала разработка подвижного грунтового комплекса с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой «Курьер» ( 15Ж59), проводившаяся в МИТ по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. Ракета «Курьер» была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете «Миджетмен». Кроме того, со стороны агрегатов наземного комплекса налагались жесткие ограничения по габаритам ракеты «Курьер». Таким образом, разработка данной ракеты представляла собой крайне сложную научно-техническую задачу.

… инициатива разработки «Курьера», комплекса с малогабаритной ракетой межконтинентальной дальности 15Ж59, принадлежала Главкому РВСН В.Ф. Толубко. А.Д. Надирадзе взялся за ее реализацию после согласия на это министра обороны Д.Ф. Устинова . Перед этим была серия докладов, показов макетов и схем начальнику Генерального штаба Н.В. Огаркову. Идея разработки «Курьера» начальником Генерального штаба была одобрена.
Комплекс был, конечно, удивительный. … он умещался в кузове автомобильного трейлера типа «Совавтотранс», в любых железнодорожных вагонах, мог транспортироваться на баржах, да и в самолет входил. Может быть, он и не давал бы явного прироста в эффективности. Но в ответном ударе, конечно, смог бы принять участие, поскольку обнаружить этот комплекс было практически невозможно.
Эскизный проект был закончен в 1984 году.

«Курьер» – первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты была всего около 15 т – почти в 20 раз меньше , чем у первой отечественной МБР Р-7! Длина «Курьера» составляла всего 11,2 м, а диаметр – 1,36 м. Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системах управления и наведения и несколько иной концепции конструирования МБР. По предварительным оценкам специалистов, «Курьер» не должен был уступать по своим тактико-техническим характеристикам заокеанскому аналогу.

Для обеспечения межконтинентальной дальности стрельбы для малогабаритной ракеты в ее конструкции были реализованы наиболее совершенные технические решения, существовавшие в мировом ракетостроении к началу 80-х годов. В частности в маршевых ДУ было применено высокоплотное твердое топливо повышенной энергетики. В цельномотанных корпусах типа «кокон» и сопловых аппаратах двигателей использовались высокопрочные и высокомодульные композиционные материалы. Для сопловых аппаратов верхних ступеней впервые были установлены тонкостенные углерод-углеродные насадки. Управление по каналам тангажа и курса при работе маршевых двигателей осуществлялось отклонением частично утопленных в камеру поворотных сопл повышенного разряжения.

На верхних ступенях для управления ракетой по крену были применены газодинамические органы, а на первой ступени – раскрываемые при старте решетчатые аэродинамические рули. Последние обеспечивали управление по всем каналам на баллистической «паузе» между участками работы двигателей первой и второй ступеней. Боевая ступень «Курьера» оснащалась ДУ с высоким уровнем массового совершенства. Специально для ракеты «Курьер» коллективом НПО АП была создана высокоточная бортовая аппаратура системы управления с массой , в несколько раз меньшей, чем у ранее разработанных аналогичных систем.

С учетом малой нагрузки на мидель, характерной для малогабаритной ракеты, было особо важно обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление, что обусловило хорошо обтекаемые внешние обводы ракеты. При этом боевое оснащение располагалось под сбрасываемым в конце работы второй ступени обтекателем, а ДУ третьей ступени – внутри удлиненного конического соединительного отсека второй ступени.
Постановлением СМ СССР от 22 июля 1985 г. № 696-213 Московский институт теплотехники определялся головным по проведению опытно-конструкторских работ по комплексу «Курьер». В процессе работы практически в полном объеме была выполнена наземная отработка основных узлов, систем и агрегатов ракеты, включая ДУ и аппаратуру СУ.

Много времени и усилий было направлено на создание пусковой установки. Начали с трехосного шасси, потом оно стало четырехосным, а в конечном итоге осей стало пять. Были изготовлены в металле эти пусковые установки. С них на полигоне Капустин Яр были осуществлены испытания с реальным пуском ракеты и отработкой основных пиротехнических систем по упрощенной нештатной циклограмме при полете первой ступени с уменьшенным зарядом твердого топлива.

К 1991 г. в ЦКБ «Титан» была завершена разработка, а в ПО «Баррикады» началось изготовление опытных ПУ для комплекса «Курьер». Летные испытания натурного образца должны были начаться летом 1992 г., однако они не состоялись в силу причин политического характера, хотя основные узлы и компоненты были успешно испытаны.

В соответствии с договоренностями между политическими лидерами СССР и США 6 октября 1991 г. дальнейшие разработки малогабаритной советской МБР и ее заокеанского аналога – МБР «Миджетмен» – были прекращены.

При работе над комплексом «Курьер» коллективом института были сделаны огромные технологические и конструкторские прорывы. Эти «курьерские» достижения в дальнейшем легли в основу комплексов «Тополь-М» и «Булава», не говоря о том, что космическая ракета-носитель «Старт-1» летает сегодня с использованием систем управления «Курьера»

ТТХ ракеты:
Длина:
— 11.2 м
— 12.982 м (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
Диаметр корпуса:
— 1.36 м
— 1-й и 2-й ступеней — 1.363 м (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
— 3-й ступени — 1.16 м (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)

Масса стартовая:
— около 15000 кг (начальная стадия проекта)
— около 17000 кг (окончательный вариант проекта)
— 16838 кг (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
Масса забрасываемая:
— 500 кг
— 530 кг (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)

Дальность действия:
— 10000-11000 км (оценка)
— 10000 км (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
КВО — не более 350 м
Время работы двигателей — 120 с (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)

Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С
Скорость ветра при пуске — до 25 м/с

Типы БЧ: ядерная моноблочная мощностью 100-150 кт (вариант — 0.5 Мт — оценочные расчетные данные по ист. — Николаев), возможно, с комплексом средств преодоления (КСП) ПРО.
Источник

www.pravda-tv.ru

Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель

Для восстановления справедливости и напоминания всем о величии Советского Союза, о забытой победе отечественных конструкторов, опередивших своим проектом крылатой ракеты межконтинентальной дальности само время, посвящается …


История проекта «Буря».

1953 год. СССР проводит успешные испытания водородной бомбы. Советский союз становится ядерной державой.
Но наличие ядерной бомбы не говорит об обладании страной ядерным оружием. Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо средство доставки ядерной бомбы на территорию противника. Доставка бомбы самолетами стратегического назначения была практически сразу отклонена – бывшие еще недавно союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО.
Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.
Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев дает указание о создании летательного аппарата, способного доставить ядерный боеприпас на территорию Соединенных Штатов. В конце 1953 года правительство поручает зампредседателя совета министров Малышеву, в ведомстве которого находилась вся атомная и ядерная энергетика, начать работы по разработке данного проекта. Малышев поручает заняться данным проектом авиаконструктору Лавочкину и его заместителю Чернякову. Проект получает название «Буря».
Лавочкин назначает Чернякова главным конструктором проекта в своем ОКБ-301.
Новейшие технологии, примененные в проекте «Буря»:
— летательный аппарат обладал невероятной для того времени скоростью полета более чем 3М;
— дальность действия первой в мире ракеты-носителя около 8 000 километров;
— впервые для полетов применяется астронавигация;
— впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;
— впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;
— впервые в постройке ЛА используется титан.
— впервые внедряется новейшая технология производства сварочных работ титана.
Проектные работы по КРМД полностью готовы к концу 1954 года. Ракета была двухступенчатой. МО СССР практически утверждает проект, внося, правда, небольшие изменения. Доработанный эскиз готов в 1955 году. Проект утвержден. Начинаются работы по созданию прототипа.

[b]Основные устройства и оборудование проекта Буря.[/b]
Для создания первой в мире сверхзвуковой межконтинентальной ракеты как средства доставки ядерного боеприпаса на территорию противника использовались огромные производственные мощности Советского Союза.
Основу ракеты-носителя составляет летательный аппарат, спроектированный по самолетной схеме со среднерасположением треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 70 градусом. «Буря» имела тонкий сверхзвуковой профиль и корпус цилиндрической формы, сужающийся с обеих сторон.
Внутри, вдоль корпуса располагался воздухозаборник маршевого прямоточного двигателя «РД-12», разработанного конструкторами ОКБ-670. Прямоточный двигатель создавал тягу почти в 8 тонн.
Головная часть ракетного корпуса была выполнена как сверхзвуковой диффузор, оборудованный конусом с тремя ступенями.
Ядерный боеприпас располагался в диффузоре, в головной его части. Топливные баки были выполнены в форме колец, которые располагались по окружности воздушного канала.
Хвостовое оперение оборудовалось аэродинамическими рулями. Управление аэродинамикой находилось в специальном переднем отсеке фюзеляжа. Отсек имел собственное охлаждение. В нем располагалось астронавигационное оборудование. Дополнительно данное оборудование защищалось огнеупорными кварцевыми пластинами.

Навигационная система инерционного типа – работа конструкторов под началом Толстоусова, астронавигационное оборудование – работа конструкторов ОКБ-165 — получает название «Земля». Комплекс приборов «Волхов» — работа конструкторов НИИ-49.
На конечном участке «Буря», согласно командам автопилота и системы наведения, находясь на высоте около 25 000 метров, начинала пикирование на цель, приобретая фантастическую на то время скорость.
В 1955 году проект представили на рассмотрение, после которого увеличили вес ядерного боеприпаса, что привело к общему увеличению массы «Бури».
Первую ступень разработал конструктор Исаев, для нее в 1954 году начались разработки четырехкамерного ракетного двигателя С2.1000 с турбонасосом. Ускорители создавали на старте тягу в 65 тонн. Вес готовой к старту 1-й ступени равнялся 54 тоннам. Реактивные двигатели доставляли «Бурю» на высоту порядка 18 километров. На данной высоте происходило отделение первой ступени и запуск второй ступени. Ускорители создавали на заводе №207.
К началам испытаний прямоточный двигатель РД-012У претерпел несколько серьезных изменений. В итоге двигатель получился с несколько уменьшенной камерой сгорания диаметра 17 сантиметров, имел ТНА и систему регулирования.
Всего СПВРД прошел 18 различных испытаний, в том числе и в составе ракеты.
Двигатель показал свою надежность в новых условиях высоких температур и скоростей. РД-012У показал на больших высотах фантастическую скорость, достигающую 3.3 Махов. Надежность работы за время, равное 6 часам, не достигалась аналогичными проектами еще довольно продолжительное время.
Расстояние в 8 тысяч километров «Буря» не смогла преодолеть, но это не вина двигателя РД-012У.

Испытания «Бури».
До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны неудачными. 28 декабря был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут. 10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3.3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3.5 тысячи км/ч. Это был первый успех.
На 12-й пуск в ракету устанавливают оборудование астронавигации, но пуск прошел неудачно.
В 13-й полет ракету поднимали модернизированные ускорители и укороченный СПВРД «РД-012У», полет продлился более 360 секунд.
14-й пуск. Ракета преодолела 4 тысячи километров. Это был рекорд по практически всем летным показателям того времени.
Завершились испытания на так называемой короткой трассе – расстояние в 2 тысячи километров.
Начались испытания на длинных дальностях.
Следующие четыре пуска прошли в направлении с Каспийского моря на Камчатку. В последнем, 18-й пуске ракета прошла расстояние в 6.5 тысячи километров. 18-й пуск состоялся в середине декабря 1960 года.
Прямоточный двигатель отработал нормально, расход топлива превысил ожидаемые расчеты. Отклонение от цели на таком расстоянии получилось 5-6 километров. И хотя 8 тысяч километров ракета не достигла, но последние пуски давали уверенность о возможном преодолении и этой цифры.
Началась документационная подготовка ракеты к серийному выпуску.

Судьба «Бури».
Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один — проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев. Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос.
Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедший в серийное производство ракеты носителя.
Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА.
Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.
Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль».
Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря».

Интересно.
Примерно в то же самое время, 56-58 год, Соединенные Штаты проводили разработку и испытания сверхзвуковых КР «NAVAHO G-26» и межконтинентальной ракеты G-38. Было произведено 11 пусков ракет. Все окончились неудачно. Программа по их созданию полностью прекращена.

Основные технические данные:
— длина — 19.9 метра;
— диаметр — 1.5 метра;
— межблочная длина — 5.2 метра;
— высота — 6.65 метра;
— размах крыла — 7.7 метра;
— вес — 97 тонн, после доработок — 130 тонн;
— вес БЧ — 2.2 тонны, после доработок — 2.35 тонны;
— окислитель — азотная кислота;
— горючее амины керосин.

И последнее.
Если бы Королев не создал и успешно не испытал ракету-носитель Р-7, то его место в истории заняла бы уникальная «Буря».

topwar.ru

Межконтинентальная ракета Википедия

Межконтинентальная баллистическая ракета

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — баллистическая ракета класса «земля — земля» с дальностью, согласно ст. 2 договора ОСВ-2, не менее 5500 километров[1].

Ракеты этого класса, как правило, оснащаются ядерными боевыми частями и предназначены для поражения стратегически важных объектов противника, расположенных на больших расстояниях и на удалённых континентах.

Распространение[ | ]

Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была успешно испытана в СССР 21 августа 1957 года, принята на вооружение в 1960 году. Американская межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas была успешно испытана в 1958 году, принята на вооружение в 1959 году (на год раньше, чем Р-7). В настоящее время межконтинентальные баллистические ракеты имеются на вооружении России, США, Великобритании, Франции и Китая.

Израиль в вопросе наличия у него ракет межконтинентальной дальности придерживается той же политики, что и в вопросе обладания ядерным оружием — не подтверждает и не отрицает наличия таких ракет. Таким образом, Израиль извлекает из ситуации двойную выгоду: не присоединяясь к международному договору по контролю за распространением ракетных технологий и одновременно держа в напряжении страны региона относительно своих реальных возможностей[2]. При этом, как российские источники, так и источники в других странах, учитывая наличие у этой страны отработанной трёхступенчатой твердотопливной космической ракеты-носителя Шавит, не сомневаются в возможностях Израиля по созданию МБР[3][4]. Первые две ступени РН «Шавит» имеют «боевое» происхождение, в качестве таковых использованы ступени баллистической ракеты средней дальности Иерихон-2. Достоверные данные о характеристиках ракеты Иерихон-3, считающейся межконтинентальным боевым вариантом РН «Шавит», отсутствуют.

Ведут разработку своих МБР Индия, КНДР и Пакистан, причём:

  • Индия в апреле 2012 года успешно провела первое лётное испытание МБР типа Агни-V, её полномасштабное производство и принятие на вооружение были запланированы на 2014 год[5], а возможности небоевых индийских космических ракет-носителей (например, GSLV) давно превышают требуемые для МБР массо-энергетические характеристики;
  • Северокорейская МБР

ru-wiki.ru

Почему только в России имеется межконтинентальная баллистическая ракета «МИР» или другие мира не хотят в мире????

Потому что в России всегда хотели Мира во всем мире. Но так уж повелось, что Мир можно сохранять при помощи оружия. Толстой то тоже не знал этого и написал роман Война и МИР, т. е. война во всем мире. Я бы еще назвал наши ракеты: «Улыбочка», «Солнышко», «Ручеек» или «Радуга»

По той же причине, что и бензопила «Дружба».

«Мир» — это тот который пукин утопил? или другая еще есть?

Она гораздо уязвимее крылатой ракеты, слишком высоко летит

Si visраеет, para bellum (хочешь мира, готовься к войне) Только вот МИР -это крылатая противокорабельная а не баллистическая ракета.

мир? ЭТО ИЗ ПУТИНСКОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ? ну оченьправильное название—она никуда не долетит, развалиться. . потому и мир,

Нет у нас МБР с таким названием (и не было никогда). Была только МКС «Мир»

Такой мбр гету

touch.otvet.mail.ru

Межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана». Инфографика | Справка | Вопрос-Ответ

7 ноября 1911 года родился легендарный советский конструктор Михаил Янгель, который вместе со своим коллегой Владимиром Уткиным разработал межконтинентальную баллистическую ракету Р-36М2 «Воевода». Благодаря НАТОвской классификации это оружие стало известно во всём мире как «Сатана». 

О главном проекте Янгеля, самой мощной баллистической ракете Р-36М2 «Воевода», которая не имеет аналогов, рассказывает АиФ.ru.

В чём уникальность «Сатаны»?

  • «Сатана» является самой мощной межконтинентальной баллистической ракетой в мире. Одна ракета несёт 1 заряд на 8 Мт или 10 зарядов по 0,75 Мт. «Сатана» может доставить в западное полушарие 10 ядерных и 40 ложных боеголовок. Ракета способна выходить на цель с востока и с запада, с южного и северного полюсов.
  • «Сатана» практически неуязвима для ПРО, так как её боеголовки в полёте сопровождают ложные блоки. Площадь их рассеивания и плазменные следы полностью соответствуют реальным боеголовкам, что путает противника;
  • «Сатана» — очень защищённое оружие. Нахождение в шахте делает её недоступной для ракетных и бомбовых атак противника. Снаружи у ракеты имеется специальное теплозащитное покрытие, позволяющее преодолевать пылевое облако после взрыва. А чтобы излучение не повлияло на работу бортовых систем управления, специальные датчики просто отключают «мозг» ракеты при прохождении через зону взрыва: двигатели продолжают работать, но системы управления застабилизированы. Лишь после выхода из опасной зоны они вновь включаются, анализируют траекторию, вводят поправки и ведут ракету к цели.
  • «Сатана» неприхотлива. Она может стоять законсервированной более 10 лет, а потом за 30 секунд быть готовой к старту;
Подъём крышки пусковой установки ракеты «Сатана». Оренбургская Краснознамённая ракетная дивизия РВСН. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Факты о «Сатане»

  • «Сатана» входит в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая мощная и тяжёлая баллистическая ракета в мире. Так, суммарный залп только одной ракетной дивизии по мощности равен 13 тысячам атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, а по своему весу (более 200 тонн) Р-36М2 сравнима с кремлёвским «Царь-колоколом» или американской статуей Свободы.
  • «Сатана» способна полностью уничтожить три таких американских штата, как Мэриленд, Вермонд и Род Айленд. 
  • В СССР было развёрнуто 308 ракет «Сатана». 
  • С апреля 1999 года «Сатану» запускают с Байконура в виде конверсионной ракеты-носителя «Днепр» для вывода на околоземные орбиты полезных нагрузок. Реализацией программы создания и эксплуатации этих ракет-носителей занимается международная космическая компания «Космотрас». На сегодняшний день она произвела 19 пусков носителей «Днепр», в результате которых на околоземную орбиту были выведены 89 спутников. Заказчиками пусковых услуг были космические агентства и компании Великобритании, США, Италии, Саудовской Аравии, Германии, Франции, Японии, Южной Кореи и других стран.
  • Во время работы над ракетой Р-16 с шахтным способом базирования, который впоследствии был применён для «Сатаны», конструктор Янгель чуть не погиб. 24 октября 1960 года на стартовом комплексе шла плановая подготовка к пуску Р-16. Администрация проекта очень хотела успеть отправить ракету в космос до праздника 7 ноября*. Но примерно за 15 минут до старта произошёл несанкционированный запуск двигателей, в результате чего ракета взорвалась на стартовой площадке.В этой катастрофе погибли 126 человек, среди которых оказался главнокомандующий РВСН Митрофан Неделин. Сам Янгель чудом уцелел, поскольку за несколько минут до взрыва он отошёл в бункер на перекур.

* 7 ноября — Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, государственный праздник в СССР. 

aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *