Гленн Миллер — Биография, факты, редкие фото

Влияние Гленна Миллера на историю джаза было несколько противоречивым. Хотя многие энтузиасты не одобряли его дисциплинированный, неортодоксальный подход, Гленн Миллер завоевал своей музыкой несомненную популярность среди широкой аудитории с 1940 года и до сих пор очаровывает слушателей по всему миру.

Юный Гленн Миллер

Гленн Миллер (Glenn Miller) родился
1 марта 1904 года в маленьком городке Кларинда, штат Айова. Вскоре после его рождения родители, Элмер и Мэтти Лу Миллер, переехали всей семьей из Айовы сначала в Небраску, затем Миссури и в конечном счете обосновались в Форт-Морган, штат Колорадо. В каждом из этих новых городов музыкальное развитие Гленна принимало новый оборот. К примеру, во время пребывания его семьи в Небраске, отец Миллера подарил ему струнный инструмент – мандолину – которую мальчик вскоре обменял на старую, но неплохо играющую трубу. Переехав в Миссури, он впервые начал играть на тромбоне в местном джаз-бэнде. В 1918 году семья Миллеров  переехала на постоянное место жительства в Колорадо, где Гленн присоединился к музыкальному оркестру своей школы. Репертуар состоял в основном из танцевальной музыки. 17-летний Гленн был так очарован этими ритмами, что в день вручения школьных аттестатов убежал из дома, чтобы поиграть на танцах в оркестре города Лэрами в Вайоминге.

Начало карьеры

Сразу же после окончания средней школы в 1921 году Гленн Миллер вступил в группу «Бойд Сентер» (Boyd Senter band), это был его первый серьезный музыкальный коллектив. Позже он покинул его, так как поступил в Университет Колорадо в 1923 году. Вскоре Гленн отказался от учебы в колледже, окончательно осознав свою любовь к музыке.

В течение следующих лет Миллер переехал в Лос-Анджелес, а затем в Нью-Йорк, где познакомился с барабанщиком Беном Поллаком (Ben Pollack), который раскрыл талант Гленна широкой публике. Во время работы тромбонистом и аранжировщиком в биг-бэнде Поллака музыкант встретился с джазовым кларнетистом Бенни Гудменом (Benny Goodman). К слову сказать, дружба между ними была очень крепка и длилась всю жизнь.

В это же время происходит знаменательное событие в личной жизни Миллера – свадьба с Хелен Бергер – девушкой, которую он полюбил еще во время учебы в колледже. И тут его друг Бенни Гудмен, одолжив Гленну деньги, очень помог в организации торжества.

Карьера Миллера развивалась стремительно: он начал выступать как солист и писал аранжировки в оркестре братьев Дорси (Dorsey Brothers Orchestra), организовал оркестр для английского бэнд-лидера Рэя Ноубла (Ray Noble) в 1934-1935 годах. В этот же период Гленн глубоко изучал теорию музыки и композиции, обучаясь у Джозефа Шиллингера (Joseph Schillinger), что послужило для него хорошей подготовкой к созданию собственного оркестра.

Оркестр Гленна Милера

Миллера все чаще посещала мысль о создании своего биг-бэнда. Первую записанную пластинку под собственным именем  он выпустил в 1934 году, одновременно работал с оркестром Ноубла. В 1937 году сформировал свой первый оркестр, получивший небольшую популярность. После расформирования, а затем реорганизации его группы, Миллер, наконец, достиг признания в 1938 году – музыканты получили ангажемент в престижном казино «Глен-Айленд». Благодаря радиотрансляции их выступлений успех не заставил себя ждать.

В 1938 году Гленн Миллер и его оркестр заключили контракт с крупнейшей фирмой звукозаписи RCA. Музыкант обрел невиданную в джазе популярность за счет расширения жанровой основы музыки. Помимо популярных бродвейских мелодий, мюзиклов, «стандартов» Гленн предложил слушателям авторские произведения, впервые прозвучавшие именно в его оркестре и определившие эстетику коллектива. Оркестр Миллера стал самым востребованным в конце 1930-х – начала 1940-х годов.

Миллер одним из первых бэнд-лидеров увеличил секцию духовых (саксофонов) до пяти инструментов. Воплотил в жизнь и еще одну идею: так называемый, crystal chorus – верхний голос в группе саксофонов был поручен кларнету, в дальнейшем этот прием стал расхожим в джазе.

Он был жестким и крайне педантичным лидером. В его оркестре всегда царила железная дисциплина, на сцене были запрещены разговоры

Два кинофильма, в которых снялся биг-бэнд Гленна Миллера, – «Серенада солнечной долины» (1941) и «Жены оркестрантов» (1942) – явились восхождением его лидера на вершину американской популярной музыки.

Узнайте историю самых популярных песен из джазовых фильмов

Служба в армии США

Политическая ситуация в стране была критической. После вступления США в войну с Японией, Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Но он вышел из призывного возраста (на тот момент ему было 38), и его прошение было отклонено. Тогда Миллер написал в августе 1942 года письмо в Министерство обороны, предложив создать армейский оркестр для работы в войсках, и предложение было принято. 27 сентября 1942 года его оркестр дал свой последний концерт в штате Нью-Джерси. Находясь на пике славы и успеха, Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд.

Будучи на службе, музыкант продолжал заниматься созданием и пропагандированием новых джазовых элементов. Мечтая собрать военный оркестр, Гленн Миллер усиленно работал над этой задумкой. И в июне 1943 года его Армейский оркестр военно-воздушных сил (Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов стал реальностью. В состав оркестра также входили популярные эстрадные вокалисты – Джонни Дезмонд, Тони Мартин и Дайна Шор. В новый оркестр Миллер, следуя примеру Арти Шоу, добавил большую партию струнных.

Биг-бэнд Миллера принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач, предназначавшихся для немецких войск (джаз был запрещен в нацистской Германии).

Генерал Джимми Дулитл, у которого проходил службу музыкант, сказал:

Наряду с письмом из дома, его оркестр был для солдата величайшим моральным вдохновителем на европейском театре военных действий

Гибель музыканта оказалась ранней и внезапной. Война близилась к концу. Майор Гленн Миллер должен был отправиться в Париж для подготовки рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 года он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолете «Норсман С-64». Стоял очень густой туман, и как заметил сам Миллер, «даже птицы опустились на землю». Самолет, в котором он летел, так и не достиг берегов Франции – его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Не удалось обнаружить ни тела музыканта, ни обломков самолета.

jazzpeople.ru

Гленн Миллер | История музыки

Внешне Гленн Миллер был совсем не похож на джазмена. Своими строгими чертами лица, спокойным и уверенным взглядом он напоминал типичного бизнесмена с Уолл-стрит. И в поведении Миллера все было подчинено одной цели: добиться максимального финансового успеха. Однако достижения его оркестра связаны не только с деловыми качествами своего лидера, но и с его выдающимся музыкальным талантом.

По словам Миллера, его любимым изречением было название композиции Дюка Эллингтона: “Это не вещь, если в ней нет свинга”.

Элтон Гленн Миллер (Glenn Miller) родился 1 марта 1904 года в городке Кларинда, в штате Айова. Его семья часто переезжала с места на место, а самому Гленну в детстве приходилось пасти коров за 2 доллара в неделю.

Первый тромбон будущий великий музыкант купил себе в 13 лет и стал выступать в школьном оркестре. После школы он поступил в университет города Колорадо, но спустя полтора года бросил учебу. Полностью захваченный новомодными музыкальными ритмами, он целиком отдался игре в различных танцевальных оркестрах, набираясь опыта и мастерства.

Достаточно поездив по стране, Гленн Миллер попадает в Нью-Йорк. Там он изучает композицию, теорию музыки и технику аранжировки, работает переписчиком нот. При этом он не расстается со своим любимым инструментом — тромбоном.

Поворотным пунктом своей музыкальной карьеры Глен Миллер считал выступления в оркестре Бена Поллака. Биг-бэнд Поллака (Bеn Pоllack Bаnd) был истинным джаз-оркестром, и Миллер состоялся как джазмен именно там. Он оставался у Поллака до конца 1928 года, когда женился на своей давней подруге Элен Бергер (Helеn Burgеr) и переехал вместе с ней на Манхэттен.

В то же время Гленн Миллер работал над созданием собственного биг-бэнда, первая пластинка которого увидела свет в 1935 году. На диске были две композиции: “Лунный свeт нaд Гангoм” и “Блюзoвая сeренада”. Как позже говорили почитатели творчества Миллера, в этих названиях присутствуют ключевые слова: «лунный свет» и «серенада». Вышедший спустя несколько лет хит “Серeнада луннoго свeта” (“Mоonlight Sеrenade”) стал классикой музыки ХХ века.

Но тогда создать полноценный оркестр не удалось. Этому помешали многочисленные финансовые трудности.

Вторая попытка состоялась в начале 1938 года. Миллер пригласил и своих опытных друзей, и начинающих музыкантов. Тогда публике был представлен именно тот оркестр, который останется в истории джаза навсегда. В первые годы биг-бэнд ежедневно работал в одном режиме: с утра репетиции и записи нескольких пьес для дисков, затем выступления на радио в прямом эфире, а вечером концерты в самых престижных залах Нью-Йорка.

В оркестре Миллера верхний голос в группе саксофонов исполнялся на кларнете. Это изобретение Миллера придавало музыке уникальный колорит. Впоследствии этот приём стал очень распространенным в джазе.

Оркестр Миллера имел необыкновенную популярность. Еженедельный доход составлял 20 тысяч долларов — невиданную в те годы сумму. Однако, чтобы достичь этого, пришлось выйти за пределы исключительно джазового стиля и начать завоевывать огромные просторы всего шоу-бизнеса. Это было заметно по стилю музыки миллеровского бэнда. В ней было очень немного признаков джазового жанра. В оркестре почти никогда не было известных джазовых импровизаторов. Даже самого Миллера едва ли можно назвать заметным тромбонистом-импровизатором. Но это и не входило в его музыкальную философию.

“Я вовсе не хочу быть королем свинга или кем-либо еще, – говорил он. – Я предпочел бы, чтобы у моего оркестра просто была репутация одного из лучших бэндов”.

С сентября 1938 года по июль 1942 года оркестр записал около двухсот композиций. Среди них были ставшие теперь классическими «Chattanоoga Choo-Chоo», «Tuxedо Junсtiоn», «The Amеrican Patrоl», «Kalamazоo» , «Pеnnsylvania 6-5000», «Little Brоwn Jug», «String оf Pеarls».

В 1941 году снимается популярнейший кинофильм, в котором участвовал биг-бэнд Гленна Миллера – «Серенада солнечной долины» (“Sun Vallеy Serеnade”). Диск с записями хитов из этого фильма стал золотым.

В 1944 году «Серенаду» показали в Советском Союзе. Миллеровские оркестровки сразу же подхватили многие советские эстрадные оркестры. Эта музыка оставалась очень популярной в нашей стране до самого 1948 года, когда джаз был официально запрещен.

Когда США вступили в войну с Японией, Миллер хотел записаться добровольцем во флот, но получил отказ. Тогда он предложил министерству обороны собрать армейский оркестр специально для выступлений в войсках.

Проект был одобрен, и в июне 1943 года был создан армейский оркестр (“Amеrican Band оf thе Allied Expeditiоnary Fоrces”). Через месяц во главе с капитаном (а затем майором) Миллером он переехал в Лондон. Почти полгода биг-бэнд выступал на военных базах и участвовал в программах на радио Би-Би-Си. Миллер писал жене, что за один месяц его оркестр дал 35 концертов в войсках и участвовал в 40 радиопередачах.

Война приближалась к концу, Франция была освобождена союзниками. Гленн Миллер собирался в Париж для подготовки рождественского концерта в зале «Олимпия». В день вылета, 15 декабря 1944 года, стоял на редкость густой туман. До континента самолет не добрался, и его судьба осталась неизвестной.

Существует множество версий смерти лидера знаменитого оркестра. Наиболее достоверные сведения впервые появились в апреле 1999 года. Фред Шоу, второй пилот одного из британских бомбардировщиков, рассказал, что самолёт Гленна Миллера, возможно, попал под бомбы, сброшенные его эскадрильей. Бомбардировщики возвращались из Бельгии после неудачной попытки выйти на заданную цель. Согласно инструкции, перед посадкой весь боезапас должен быть сброшен за борт. Специально для этого над Ла-Маншем был выделен участок. Фред Шоу издалека видел летящий прямо над водой маленький «Норсман С-64», который вошёл в пике и упал в пролив.

Эта версия представляется весьма вероятной, потому что бомбовый груз падал в море всего в двух милях от запланированного курса перелета самолёта на континент, а пилот «Норсмана» не имел опыта полётов в таком густом тумане.

Но сам оркестр Миллера жив и сегодня! Его возглавляют сподвижники и последователи великого основателя. По объемам продаж музыка знаменитого биг-бэнда и сейчас занимает одно из лидирующих мест в мире.

Смотрите описание швейная фурнитура опт украине здесь. Система отбеливания зубов white light в домашних условиях LusterWhite.

histmusic.ru

Миллер Гленн Википедия

Гленн Миллер
Glenn Miller

Гленн Миллер во время службы в ВВС США
Основная информация
Имя при рождении англ. Alton Glenn Miller
Дата рождения 1 марта 1904(1904-03-01)
Место рождения Кларинда, Айова
Дата смерти 15 декабря 1944(1944-12-15) (40 лет)
Место смерти
  • Ла-Манш[1][2]
Похоронен
  • Грув-стрит[d]
Страна США США
Профессии джазмен, бэнд-лидер, композитор, аранжировщик, дирижёр, музыкант, лётчик
Годы активности 1923 — 1944
Инструменты тромбон
Жанры Джаз, свинг, биг-бенд
Коллективы Оркестр Гленна Миллера
Лейблы Bluebird Records[d] и RCA Records
Награды

Grammy Lifetime Achievement Award (2003)

glennmiller.org
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Гленн Миллер Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Миллер.

О́лтон Гленн Ми́ллер (англ. Alton Glenn Miller, 1 марта 1904, Кларинда, Айова — 15 декабря 1944, Ла-Манш) — американский тромбонист, аранжировщик. Руководитель одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930-х — начало 1940-х годов) — оркестра Гленна Миллера. Кавалер Бронзовой звезды (1946, посмертно).

Ранние годы

Олтон Гленн Миллер родился 1 марта (по некоторым данным 29 февраля[3]) 1904 года в городке Кларинда, в юго-западной части кукурузного штата Айова.[4] Его предки были американскими пионерами, отправившимися в середине XIX века на запад континента в поисках лучшей доли. В 1918 году семья Миллеров переехала в Форт Морган, штат Колорадо, где он пошёл в среднюю школу. Осенью 1919 года он присоединился к школьной футбольной команде Maroons, которая выиграла конференцию по американскому футболу Северного Колорадо в 1920 году. Он был назван «Лучшим левым замыкающим» в Колорадо.

[5] Когда он окончил среднюю школу в 1921 году, он решил стать профессиональным музыкантом.[4] В 1923 году Миллер поступил в Университет Колорадо в Боулдере, где он присоединился к братству Сигма Ну (англ. Sigma Nu).[6]

Первый тромбон 14-летнему Гленну подарил мясник, в лавке которого он временами подрабатывал (до этого он пробовал играть на корнете и мандолине).[7] Он заиграл на нём в школьном танцевальном оркестре. 17-летний Гленн был так захвачен новомодными танцевальными ритмами, что в день вручения школьных аттестатов сбежал из дома, чтобы поиграть на танцах в оркестре городка Лэрами в штате Вайоминг. Уже в пору учёбы в Колорадском университете в 1923 году Миллер стал играть в университетском танцевальном оркестре. Через полтора года он бросил учёбу и отправился в Лос-Анджелес в составе оркестра Макса Фишера.

Начало карьеры, становление

В 1920—30-х годах Миллер работал как тромбонист и аранжировщик с Беном Поллаком и Редом Николсом, писал аранжировки для оркестра братьев Дорси, в котором выступал и как солист; записывался с Бенни Гудменом, изучал технику аранжировки. Он также играл за Виктора Янга, что позволило ему быть наставником других профессиональных музыкантов.[8] Когда Гленна Миллера спросили, какое событие можно назвать поворотным пунктом в его музыкальной карьере, он ответил: «Интерес, который проявил ко мне Бен Поллак, когда пригласил играть в своём оркестре и писать для него аранжировки». Биг-бэнд Поллака был подлинным джаз-оркестром, и именно там Миллер прошёл джазовое крещение. В этом оркестре он встретил игравшего там Бенни Гудмена, с которым у него завязалась дружба, длившаяся всю его жизнь. (Именно Гудмен одолжил Миллеру деньги на свадьбу, когда тот женился в 1928 году на Хелен Бёргер, за которой ухаживал ещё в Колорадском университете). Миллер продемонстрировал завидную джазовую интуицию, написав в 1931 году аранжировку композиции Уильяма Хэнди «Beal Street Blues» для гудменовского ансамбля «Сharleston Chasers», в которой предвосхитил многие стилистические черты музыки «короля свинга» последующих десятилетий. Он был также инициатором написания и соавтором (совместно с Джеком Тигарденом) текста знаменитого «Basin Street Blues». Для бродвейской премьеры мюзикла Джорджа Гершвина «Безумная девушка» Миллер оркестровал несколько номеров.

Серьёзной подготовкой к руководству собственным оркестром стала для Миллера работа музыкальным руководителем оркестра братьев Джимми и Томми Дорси, которым он помог в 1934 году создать их первый оркестр, а также организация оркестра для английского бэнд-лидера Рэя Ноубла в 1935 году.

Собственный оркестр

Гленн Миллер в 1942 году

В 1937 году Миллер решил реализовать свою мечту и собрать собственный биг-бэнд. Однако первый блин оказался комом: оркестр не вызвал особого интереса у публики и просуществовал лишь чуть более года. В январе 1938 года Миллер предпринял вторую попытку, включив в новый оркестр как своих старых друзей, так и рекомендованных ими музыкантов — саксофонистов Хэла Макинтайра и Текса Бенеке, трубача Боба Прайса, пианиста Чамми Макгрегора, басиста Ролли Бандока. Пели в оркестре Мэрион Хаттон и Рэй Эберли. Именно из этого ростка и взошло могучее древо миллеровского бэнда, звучанию которого подражают бесчисленные его музыкальные клоны в разных странах.

На этот раз удача не отвернулась от Миллера: неожиданно он получил букинг в престижном казино «Глен Айленд», откуда велись радиотрансляции. Оркестр играл там весь летний сезон 1938 года. Осенью 1939 года биг-бэнд Миллера начал серию радиопередач, рекламирующих сигареты «Честерфилд», которые увеличили растущую популярность оркестра. Всё это принесло Миллеру контракт с крупнейшей фирмой звукозаписи RCA. Между сентябрём 1938 года и июлем 1942 года оркестр Гленна Миллера записал на пластинки более двухсот композиций. Среди них такая миллеровская классика, как «Chattanooga Choo-Choo», «Tuxedo Junction», «The American Patrol», «Kalamazoo», «Little Brown Jug», «Pennsylvania 6-5000», «String of Pearls». Визитной карточкой коллектива стала баллада самого Миллера «Moonlight Serenade», в истории создания которой обнаруживается российский след: тема была написана в качестве домашнего задания, полученного от эмигрировавшего в США композитора Иосифа Моисеевича Шиллингера, у которого Миллер брал уроки и изучал его систему,[9] а автором окончательного текста этой песни стал уроженец Риги Михаил Пашелинский, работавший на Бродвее под псевдонимом Митчелл Пэриш.

Оркестр Гленна Миллера обрёл фантастическую, невиданную в джазе популярность, не меркнущую до нашего времени, за счёт расширения жанровой основы своей музыки. Обширный репертуар отличался тем, что помимо популярных бродвейских мелодий, тем из мюзиклов и прочих «стандартов» маэстро предложил слушателям оригинальные произведения, впервые прозвучавшие именно в его оркестре и определившие эстетику коллектива. Характерными были даже сами названия композиций, например, «Коктейль лунного света» или «Серенада в стиле блюз». Помимо мечтательных, лирико-романтических и элегических баллад особенную популярность снискали быстрые моторные пьесы, такие, как «Чаттануга Чу-Чу» («Chattanooga Choo-Choo») и «В настроении» («In the Mood»), ставшие первыми образцами танца, который в дальнейшем получит название джайв. Оркестр Миллера стал не только самым высокооплачиваемым оркестром в мире, но и самым востребованным оркестром конца 1930‑х — начала 1940‑х годов.

Миллер был жёстким и необычайно педантичным лидером. В его оркестре — в отличие, скажем, от биг-бэнда Дюка Эллингтона — царила железная дисциплина. На сцене были запрещены разговоры. Платки в нагрудных карманах пиджаков музыкантов должны были соответствовать цвету носков. Оркестрантам было приказано курить сигареты только спонсировавшей их марки «Честерфилд». Однако своим успехом оркестр Гленна Миллера был обязан не только деловым качествам его лидера, но и его выдающемуся таланту аранжировщика. Бобби Хэккет называл своего шефа «гением аранжировки, способным несколькими штрихами придать новое звучание старой теме». Вот пример того, из какого «сора» росла музыка Миллера. В своё время Джо Гарленд написал музыку, которая была основана на композиции Флетчера Хендерсона «Hot and Anxious». Арти Шоу приспособил её для своего оркестра и часто исполнял, однако никогда не записывал, потому что её длительность не соответствовала трёхминутному ограничению одной стороны пластинки на 78 оборотов. Миллер заинтересовался этой пьесой, сделал в ней нужные, по его мнению, изменения, сократил и в результате превратил в один из популярнейших хитов своего бэнда — «In the Mood». Одно из изобретений Миллера-аранжировщика придавало уникальный колорит музыке его оркестра — так называемый «crystal chorus» — верхний голос в группе саксофонов был поручен кларнету; со временем этот приём стал расхожим в джазе. Следует также отметить, что Миллер одним из первых бэндлидеров увеличил секцию язычковых духовых (саксофонов) до 5 инструментов. Партитуры миллеровского оркестра остаются одними из наиболее востребованных в наши дни не только по причине неувядающей популярности, но ещё и потому, что в отличие от тем, звучавших в других оркестрах (Б. Гудмена, А. Шоу, Т. Дорси, Г. Джеймса), они не перегружены сольными партиями какого-то одного инструмента — кларнета, тромбона, трубы и т. д.

Гленн Миллер был сложной и противоречивой натурой. Его друг и биограф Джордж Саймон отмечает, что он открывался лишь очень немногим близким людям. Его любимым изречением, как он сам говорил, было название одной из композиций Дюка Эллингтона: «Это не вещь, если в ней нет свинга».

Два популярнейших кинофильма, в которых снялся биг-бэнд Гленна Миллера, — «Серенада солнечной долины» (1941) и «Жёны оркестрантов» (1942) — завершили восхождение его лидера на Олимп американской популярной музыки. В «Серенаде» снималась норвежская чемпионка мира по фигурному катанию Соня Хени. Сюжет фильма был лишь поводом для оркестровых интермедий. Этот комичный развлекательный фильм, снятый в мирной Америке в разгар Второй мировой войны в Европе, в 1944 году был показан в Советском Союзе и стал глотком свежего музыкального воздуха для воюющей страны. Сразу же профессиональные и самодеятельные советские эстрадные оркестры начали копировать миллеровские оркестровки, и музыка «Серенады» (особенно «Moonlight Serenade» и «In the Mood») широко звучала в СССР вплоть до 1948 года, когда джаз и оджазированная эстрадная музыка были запрещены в СССР; тогда же запрещено было и употребление в советских СМИ слова «джаз». Спустя некоторое время «Чаттануга Чу-Чу» («Chattanooga Choo-Choo») в исполнении оркестра Гленна Миллера стала своеобразным «гимном» стиляг. Несмотря на то, что миллеровский биг-бенд продолжает существовать и пользоваться в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя.

В годы войны

После вступления США в войну с Японией (декабрь 1941 года) Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Однако он вышел из призывного возраста (ему было 38 лет), и его прошение было отклонено. Тогда он написал в августе 1942 года письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках, «чтобы, — как он витиевато выразился, — вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного больше радости в их сердца». Предложение Миллера было принято. 27 сентября 1942 года его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси. Находясь на вершине славы и успеха, Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд.

Гленн Миллер был направлен в Военно-воздушные силы. Капитан Гленн Миллер служил сначала в тылу в качестве помощника офицера в Южном учебном центре ВВС (Максвелл, Монтгомери, штат Алабама), в декабре 1942 года. Он играл на тромбоне с танцевальной группой Rhythmaires в Монтгомери и в клубах по интересам, и залах отдыха Максвелла. Миллер также выступал на местных радиостанциях WAPI (Бирмингем, штат Алабама) и WSFA радио (Монтгомери).

Миллер первоначально формирует большой оркестр, который должен был стать основой сети оркестров. Попытки Миллера модернизировать военную музыку встречали некоторое сопротивление со стороны консервативно настроенных офицеров. Например, аранжировка Миллера «St. Louis Blues March», в сочетании блюза и джаза с традиционным военным маршем. Еженедельная радиопередача Миллера «I Sustain the Wings» («Я поддерживаю Крылья»), для которой он написал в соавторстве одноименную песню, была очень популярна.

В июне 1943 года его Армейский оркестр военно-воздушных сил (англ. Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов стал реальностью. К оркестру были прикомандированы популярные эстрадные вокалисты — Джонни Дезмонд, Тони Мартин и Дайна Шор. В новый оркестр Миллер, следуя примеру Арти Шоу, включил большую группу струнных. В июле того же года военный оркестр во главе с капитаном (впоследствии майором) Миллером был переправлен в Лондон, где размещался штаб американских вооруженных сил в Европе. В Англии в течение последующих пяти с половиной месяцев биг-бэнд американских ВВС выступал на военных базах союзников и играл на радио Би-би-си. Интенсивность его работы была поразительной. Миллер писал в одном из писем жене, что в течение одного месяца его оркестр 35 раз выступил в войсках и участвовал в 40 радиопрограммах. Любопытно, что биг-бэнд Миллера принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач, предназначавшихся для немецких войск, — джаз был запрещён в нацистской Германии.

Подводя итоги военной карьеры Гленна Миллера, генерал Джимми Дулитл сказал: «Наряду с письмом из дома, его оркестр был для солдата величайший моральным вдохновителем на европейском театре военных действий»[10].

В Лондоне Миллер чудом избежал гибели. По приезде в британскую столицу его биг-бэнд был расквартирован на Слоун-стрит. Этот район особенно часто подвергался налётам немецких бомбардировщиков и ракет «Фау-1». Опасаясь за жизнь музыкантов, Миллер добился 2 июля 1944 года передислокации своего оркестра в Бедфорд. На следующий день мощная авиабомба разрушила лондонское здание, где до этого размещался оркестр Миллера; при этом погибло 100 человек.

Предполагаемая гибель

Исчезновение

Война близилась к концу, союзники освободили Париж. Планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Гленн Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 года он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолёте «Норсман С-64» с авиабазы «Твинвуд Фарм». Стоял густой туман, даже птицы, как заметил перед отлётом Миллер, опустились на землю. Самолёт, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолёта не были найдены.

Версии гибели

Фанатичные поклонники миллеровского бэнда не хотели верить в гибель своего кумира. Сразу же возникло множество слухов о загадочной смерти лидера популярнейшего оркестра. По одной версии, Миллер был захвачен в плен немецким отрядом во главе с Отто Скорцени, подвергся пыткам и был забит до смерти. По другой версии, самолёт Гленна был сбит немцами над Ла-Маншем, однако в тот день не наблюдалось вылетов самолётов Люфтваффе. По третьей, попутчик Миллера полковник Норман Безелл, связанный с «чёрным рынком», застрелил Миллера и пилота и посадил самолёт во Франции. В 1983 году брат Гленна Миллера Герб объявил о том, что Гленн Миллер скончался от рака лёгких в парижской больнице, а историю с катастрофой придумал он, потому что брат хотел умереть «как герой, а не на мерзкой больничной койке». В пользу этой версии говорит отсутствие каких-либо поисковых мероприятий, плохое состояние здоровья и мрачные предчувствия, отмечавшиеся у Гленна Миллера незадолго до исчезновения. Последней сенсационной версией гибели Миллера стала публикация журналиста Удо Ульфкотте в немецком таблоиде «Бильд» в 1998 году, растиражированная всеми СМИ мира — в том числе и российскими. Немецкий журналист утверждал, что, работая в архиве Пентагона, он наткнулся на несколько секретных документов, из которых явствовало, что Гленн Миллер скончался от сердечного приступа 15 декабря 1944 года в парижском борделе в объятьях проститутки, и что военное командование решило скрыть постыдную смерть армейского кумира, чтобы не подрывать воинского духа союзных армий. Проверка показала, что всё это было лишь очередной уткой. Наконец самая невероятная версия — о том, что Юрий Андропов — это якобы выживший после авиакатастрофы Миллер, в пользу которой говорят внешнее сходство, любовь Андропова к джазу и много белых пятен в его довоенной биографии.

Наиболее достоверная версия

Впервые достоверная информация о гибели Глена Миллера появилась в апреле 1999 года, когда на лондонском аукционе «Сотбис» был продан бортовой журнал военных лет одного из бомбардировщиков британских ВВС. Его второй пилот Фред Шоу поведал тогда журналистам, что самолёт, на котором Гленн Миллер летел во Францию, стал жертвой бомб, сброшенных в Ла-Манш его эскадрильей. В канун нового 2002 года по британскому телевидению был показан документальный фильм под названием «Последний полёт Гленна Миллера», в котором Шоу рассказал, как это произошло. Эскадрилья британских бомбардировщиков возвращалась из Бельгии, где ей не удалось выйти на цель и отбомбиться, — не подоспели истребители прикрытия. Инструкция запрещает посадку бомбардировщиков с грузом бомб, поэтому «ланкастеры» должны были до возвращения на свой аэродром сбросить бомбы в море. Для этой цели в Ла-Манше была выделена специальная зона. Шоу никогда до этого не видел бомбометания, поэтому, когда его самолёт достиг этой зоны, он посмотрел вниз и увидел под собой маленький одномоторный «Норсман С-64». Моноплан летел низко над водой и под ним рвались бомбы. «Я тогда ещё сказал нашему пулемётчику, — рассказывает Фред Шоу, — „посмотри, что делается внизу, там самолёт“. И он мне ответил: „Да, вижу“… Я видел, как этот самолёт вошёл в пике и исчез в проливе». Бывший пилот утверждал, что до 1956 года, когда на экраны вышел фильм «История Гленна Миллера» с Джеймсом Стюартом в главной роли, он никак не связывал этот эпизод с Гленном Миллером. На закономерный вопрос, как ему удалось опознать «Норсман» — самолёт канадского производства, очень редкий в Англии (несколько «Норсманов» были лишь на американских базах) — Шоу ответил, что проходил лётную подготовку в Манитобе, в Канаде, и хорошо знает эти самолёты.

Ещё более достоверной сделало эту версию гибели Гленна Миллера участие в фильме историка авиации, сотрудника архива британских ВВС Роя Несбита, который потратил несколько лет на выяснение обстоятельств гибели знаменитого музыканта. По словам Несбита, зона для сброса бомбового груза перед посадкой самолётов британских ВВС находилась примерно в двух милях от воздушного коридора, по которому должны были летать на континент самолёты союзников. У пилота миллеровского самолёта не было опыта полёта в густом тумане вслепую, и он вполне мог сбиться с маршрута. Кроме того, известно, что на «Норсманах» не было устройства для борьбы с оледенением, так что пилот самолёта Миллера не мог зимой лететь выше полосы тумана и туч. В такую погоду у него оставалась лишь одна альтернатива — прижиматься как можно ближе к земле (воде). Единственная проблема, которую не удавалось разрешить британскому историку, состояла в том, что время появления британской эскадрильи в зоне бомбометания, согласно её бортовым журналам, и время возможного появления там самолёта Миллера, учитывая время его вылета и скорость, разнятся в один час. «Я долго ломал голову, в чём здесь дело, — рассказывает Рой Несбит, — пока не выяснил, что американские пилоты при расчётах пользовались местным временем, тогда как британские — временем по Гринвичу, а между ними час разницы».

Когда английский эксперт запросил министерство обороны и попросил проверить его расчёты, ему ответили: «В ваших расчётах нет ошибок, однако их доказательство покоится на дне Ла-Манша».

Цитаты

«…За его спокойной, но строгой внешностью скрывался активный, пытливый ум, прекрасно понимавший и глубоко уважавший всё, что есть хорошего в музыке и в людях; ум сильного, но чувствительного человека, который достиг столь многого за столь короткое время и который, безусловно, достиг бы ещё большего, если бы у него была такая возможность».

Джордж Саймон, исследователь джаза.

Для меня музыка Гленна Миллера — не сегодня и не вчера — она вне всякого времени, как огонь в очаге. И так же греет.

Борис Гребенщиков

Произведения

Музыкальные композиции, получившие наибольшую известность и популярность в исполнении Гленна Миллера:

С участием оркестра Гленна Миллера были сняты фильмы «Серенада солнечной долины» (1941), «Жёны оркестрантов» (1942).

Памяти Гленна Миллера

  • В 1953 году был снят фильм «История Гленна Миллера» с Джеймсом Стюартом в главной роли. В 1955 году фильм получил премию Оскар за лучшую звукозапись.
  • В 1983 году в Великобритании был снят документальный фильм «Гленн Миллер. Полуночная серенада». Этот фильм был показан по каналу 100 ТВ в 2009 году по случаю 105-летия со дня рождения Миллера.
  • В 2005 году на русском языке вышла книга Д. Саймона «Гленн Миллер и его оркестр» с нотным приложением наиболее популярных тем оркестра.
  • В 2011 году вышла новая книга о Гленне Миллере. Автор В. Учаев[11]. «Книга о выдающемся джазовом музыканте Гленне Миллере и Юрии Владимировиче Андропове. Выдающийся джазовый музыкант Олтон Гленн Миллер и Генеральный секретарь ЦК КПСС».

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Миллер Гленн — это… Что такое Миллер Гленн?

Олтон Гленн Миллер (англ. Alton Glenn Miller, 1 марта 1904, Кларинда, Айова — 15 декабря 1944, Ла-Манш) — американский тромбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930-х — начало 1940-х годов) — оркестра Гленна Миллера.

Ранние годы

Олтон Гленн Миллер родился 1 марта 1904 года в городке Кларинда, в юго-западной части кукурузного штата Айова. Его предки были американскими пионерами, отправившимися в середине XIX века на запад континента в поисках лучшей доли.

Первый тромбон 14-летнему Гленну подарил мясник, в лавке которого он временами подрабатывал. Он заиграл на нём в школьном танцевальном оркестре. 17-летний Гленн был так захвачен новомодными танцевальными ритмами, что в день вручения школьных аттестатов сбежал из дома, чтобы поиграть на танцах в оркестре городка Лэрами в штате Вайоминг. Уже в пору учебы в Колорадском университете в 1923 году Миллер стал играть в университетском танцевальном оркестре. Через полтора года он бросил учёбу и отправился в Лос-Анджелес в составе оркестра Макса Фишера.

Начало карьеры, становление

В 1920—30-х годах Миллер работал как тромбонист и аранжировщик с Б. Поллаком, Р.Николсом, писал аранжировки для оркестра братьев Дорси, в котором затем выступал как солист; записывался с Бенни Гудменом, изучал технику аранжировки. Когда Гленна Миллера спросили, какое событие можно назвать поворотным пунктом в его музыкальной карьере, он ответил: «Интерес, который проявил ко мне Бен Поллак, когда пригласил играть в своем оркестре и писать для него аранжировки». Биг-бэнд Поллака был подлинным джаз-оркестром, и именно там Миллер прошел джазовое крещение. В этом оркестре он встретил игравшего там Бенни Гудмена, с которым у него завязалась дружба, длившаяся всю его жизнь. Миллер продемонстрировал завидную джазовую интуицию, написав в 1931 г. аранжировку композиции Уильяма Хэнди «Beal Street Blues» для гудменовского ансамбля Сharlеston Chasers, в которой предвосхитил многие стилистические черты музыки «короля свинга» последующих десятилетий. Он был также инициатором написания и соавтором (совместно с Джеком Тигарденом) текста знаменитого «Basin Street Blues». (Кстати, это Гудмен одолжил Миллеру деньги на свадьбу, когда тот женился в 1928 году на Хелен Бергер, за которой ухаживал еще в Колорадском университете).

Серьезной подготовкой к руководству собственным оркестром стала для Миллера работа аранжировщиком в оркестре братьев Джимми и Томми Дорси, которым он помог в 1934 г. создать их первый оркестр, а также организация оркестра для английского бэнд-лидера Рэя Ноубла в 1935-м.

Собственный оркестр

В 1937 г. Миллер решил реализовать свою мечту и собрать собственный биг-бэнд. Однако первый блин оказался комом: оркестр не вызвал особого интереса у публики и просуществовал лишь чуть больше года. В январе 1938-го Миллер предпринял вторую попытку, включив в новый оркестр как своих старых друзей, так и рекомендованных ими музыкантов — саксофонистов Хэла Макинтайра и Текса Бенеке, трубача Боба Прайса, пианиста Чамми Макгрегора, басиста Ролли Бандока. Пели в оркестре Марион Хаттон и Рэй Эберли. Именно из этого ростка и взошло могучее древо миллеровского бэнда, звучанию которого подражают бесчисленные его музыкальные клоны в разных странах. На этот раз фортуна не отвернулась от Миллера: неожиданно он получил ангажемент в престижном казино «Глен Айленд», откуда велись радиотрансляции. Оркестр играл там весь летний сезон 1938 г. Осенью 1939-го биг-бэнд Миллера начал серию радиопередач, рекламирующих сигареты «Честерфилд», которые увеличили растущую популярность оркестра. Все это принесло Миллеру контракт с крупнейшей фирмой звукозаписи RCA. Между сентябрем 1938-го и июлем 1942-го оркестр Гленна Миллера записал на пластинки более двухсот композиций. Среди них такая миллеровская классика, как «Chattanooga Choo-Choo», «Tuxedo Junction», «The American Patrol», «Kalamazoo», «Little Brown Jug», «Pennsylvania 6-5000», «String of Pearls».

Его оркестр обрел фантастическую, невиданную в джазе популярность, не меркнущую до нашего времени, за счет расширения жанровой основы своей музыки. Обширный репертуар отличался тем, что помимо популярных бродвейских мелодий, маэстро предложил слушателям оригинальные произведения, впервые прозвучавшие именно в его оркестре и определившие эстетику коллектива. Характерными были даже сами названия композиций, например, «Коктейль лунного света» или «Серенада в стиле блюз». Помимо мечтательных, лирико-романтических и элегических баллад особенную популярность снискали быстрые моторные пьесы, такие, как «Чаттануга Чу-Чу» и «В настроении», ставшие первыми образцами танца, который в дальнейшем получит название джайв. Оркестр Миллера стал не только самым высокооплачиваемым оркестром в мире, но и самым востребованным оркестром конца 30-х-начала 40-х годов.

Миллер был жестким и необычайно педантичным лидером. В его оркестре — в отличие, скажем, от биг-бэнда Дюк Эллингтон — царила железная дисциплина. На сцене были запрещены разговоры. Платки в нагрудных карманах пиджаков музыкантов должны были соответствовать цвету носков. Оркестрантам было приказано курить сигареты только марки «Честерфильд» — фирма спонсировала оркестр, выступавший в ее рекламных радиошоу. Однако своим успехом оркестр Гленна Миллера был обязан не только деловым качествам его лидера, но и его выдающемуся таланту аранжировщика. Бобби Хэккет называл своего шефа «гением аранжировки, способным несколькими штрихами придать новое звучание старой теме». Вот пример того, из какого «сора» росла музыка Миллера. В свое время Джо Гарленд написал музыку, которая была основана на композиции Флетчера Хендерсона «Hot and Anxious». Арти Шоу приспособил ее для своего оркестра и часто исполнял, однако никогда не записывал, потому что ее длительность не соответствовала трехминутному лимиту одной стороны пластинки на 78 оборотов. Миллер заинтересовался этой пьесой, сделал в ней нужные, по его мнению, изменения, сократил и в результате превратил в один из популярнейших хитов своего бэнда — «In the Mood». Одно из изобретений Миллера-аранжировщика придавало уникальный колорит музыке его оркестра — так называемый «crystal chorus» — верхний голос в группе саксофонов был поручен кларнету; со временем это прием стал расхожим в джазе. Следует также отметить, что Миллер одним из первых бэндлидеров увеличил секцию язычковых духовых (саксофонов) до пяти инструментов.

Гленн Миллер был сложной и противоречивой натурой. Его друг и биограф Джордж Саймон отмечает, что он открывался лишь очень немногим близким людям. Его любимым изречением, как он сам говорил, было название одной из композиций Дюка Эллингтона: «Это не вещь, если в ней нет свинга».

Два популярнейших кинофильма, в которых снялся биг-бэнд Гленна Миллера, — «Серенада солнечной долины» (1941) и «Жены оркестрантов» (1942) — завершили восхождение его лидера на Олимп американской популярной музыки. В «Серенаде» снималась норвежская чемпионка мира по фигурному катанию Соня Хени. Сюжет фильма был лишь поводом для оркестровых интермедий. Этот комичный развлекательный фильм, снятый в мирной Америке в разгар второй мировой войны в Европе, в 1944 г. был показан в Советском Союзе и стал глотком свежего музыкального воздуха для воюющей страны. Сразу же профессиональные и самодеятельные советские эстрадные оркестры начали копировать миллеровские оркестровки, и музыка «Серенады» (особенно «Moonlight Serenade» и «In the Mood») широко звучала в России вплоть до 1948 г., когда оджазированная эстрадная музыка была запрещена в СССР; тогда же запрещено было и употребление в советских СМИ слова «джаз». Спустя некоторое время «Чаттануга Чу-Чу» в исполнении оркестра Гленна Миллера стала своеобразным «гимном» стиляг.

В годы войны

После вступления США в войну с Японией (декабрь 1941 г.) Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Однако он вышел из призывного возраста (ему было 38), и его прошение было отклонено. Тогда он написал в августе 1942 г. письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках, «чтобы, — как он витиевато выразился, — вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного больше радости в их сердца». Предложение Миллера было принято. 27 сентября 1942 г. его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси.

Находясь на вершине славы и успеха, Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд, а в июне 1943 г. его Армейский оркестр военно-воздушных сил (Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов стал реальностью. К оркестру были прикомандированы популярные эстрадные вокалисты — Джонни Дезмонд, Тони Мартин и Дайна Шор. В новый оркестр Миллер, следуя примеру Арти Шоу, включил большую группу струнных. В июле того же года военный оркестр во главе с капитаном (впоследствии майором) Миллером был переправлен в Лондон, где размещался штаб американских вооруженных сил в Европе. В Англии в течение последующих пяти с половиной месяцев биг-бэнд американских ВВС выступал на военных базах союзников и играл на радио Би-би-си. Интенсивность его работы была поразительной. Миллер писал в одном из писем жене, что в течение одного месяца его оркестр 35 раз выступил в войсках и участвовал в 40 радиопрограммах. Любопытно, что биг-бэнд Миллера принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач, предназначавшихся для немецких войск, — джаз был запрещен в нацистской Германии. В Лондоне Миллер чудом избежал гибели. По приезде в британскую столицу его биг-бэнд был расквартирован на Слоун-стрит. Этот район особенно часто подвергался налетам немецких бомбардировщиков и ракет «Фау-1». Опасаясь за жизнь музыкантов, Миллер добился 2 июля 1944 г. передислокации своего оркестра в Бедфорд. На следующий день мощная авиабомба разрушила лондонское здание, где до этого размещался оркестр Миллера; при этом погибло сто человек.

Трагическая гибель

Война близилась к концу, союзники освободили Париж. Планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Гленн Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 г. он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолете «Норсман С-64» с авиабазы «Твинвуд Фарм». Стоял густой туман, даже птицы, как заметил перед отлетом Миллер, опустились на землю. Самолет, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолета не были найдены.

Фанатичные поклонники миллеровского бэнда не хотели верить в гибель своего кумира. Сразу же возникло множество слухов о загадочной смерти лидера популярнейшего оркестра. Утверждали, что Миллер якобы попал в плен к немцам и те его пытали и расстреляли. Ходили слухи, что его самолет был сбит немцами над Ла-Маншем, однако в тот день не наблюдалось вылетов самолетов люфтваффе. Последней сенсационной версией гибели Миллера стала публикация журналиста Удо Ульфкотта в немецком таблоиде «Бильд» в 1998 г., озвученная всеми СМИ мира — в том числе и российскими. Немецкий журналист утверждал, что, работая в архиве Пентагона, он наткнулся на несколько секретных документов, из которых явствовало, что Гленн Миллер скончался от сердечного приступа 15 декабря 1944 г. в парижском борделе в объятьях проститутки и что военное командование решило скрыть постыдную смерть армейского кумира, чтобы не подрывать воинского духа союзных армий. Проверка показала, что все это было лишь очередной уткой. Впервые достоверная информация о гибели Глена Миллера появилась в апреле 1999 г., когда на лондонском аукционе «Сотбис» был продан бортовой журнал военных лет одного из бомбардировщиков британских ВВС. Его второй пилот Фред Шоу поведал тогда журналистам, что самолет, на котором Гленн Миллер летел во Францию, стал жертвой бомб, сброшенных в Ламанш его эскадрильей. В канун нового 2002 г. по британскому телевидению был показан документальный фильм под названием «Последний полет Гленна Миллера», в котором Шоу рассказал, как это произошло. Эскадрилья британских бомбардировщиков возвращалась из Бельгии, где ей не удалось выйти на цель и отбомбиться, — не подоспели истребители прикрытия. Инструкция запрещает посадку бомбардировщиков с грузом бомб, поэтому «ланкастеры» должны были до возвращения на свой аэродром сбросить бомбы в море. Для этой цели в Ламанше была выделена специальная зона. Шоу никогда до этого не видел бомбометания, поэтому, когда его самолет достиг этой зоны, он посмотрел вниз и увидел под собой маленький одномоторный «Норсман С-64». Моноплан летел низко над водой и под ним рвались бомбы. «Я тогда еще сказал нашему пулеметчику, — рассказывает Фред Шоу, — „посмотри, что делается внизу, там самолет“. И он мне ответил: „Да, вижу“… Я видел, как этот самолет вошел в пике и исчез в проливе». Бывший пилот утверждал, что до 1956 г., когда на экраны вышел фильм «История Гленна Миллера» с Джеймсом Стюартом в главной роли, он никак не связывал этот эпизод с Гленном Миллером. На законный вопрос, как ему удалось опознать «Норсман» — самолет канадского производства, очень редкий в Англии (несколько «Норсманов» были лишь на американских базах) — Шоу ответил, что проходил летную подготовку в Манитобе, в Канаде, и хорошо знает эти самолеты. Еще более достоверной сделало эту версию гибели Гленна Миллера участие в фильме историка авиации, сотрудника архива британских ВВС Роя Несбита, который потратил несколько лет на выяснение обстоятельств гибели знаменитого музыканта. По словам Несбита, зона для сброса бомбового груза перед посадкой самолетов британских ВВС находилась примерно в двух милях от воздушного коридора, по которому должны были летать на континент самолеты союзников. У пилота миллеровского самолета не было опыта полета в густом тумане вслепую, и он вполне мог сбиться с маршрута. Кроме того, известно, что на «Норсманах» не было устройства для борьбы с оледенением, так что пилот самолета Миллера не мог зимой лететь выше полосы тумана и туч. В такую погоду у него оставалась лишь одна альтернатива — прижиматься как можно ближе к земле (воде). Единственная проблема, которую не удавалось разрешить британскому историку, состояла в том, что время появления британской эскадрильи в зоне бомбометания, согласно ее бортовым журналам, и время возможного появления там самолета Миллера, учитывая время его вылета и скорость, разнятся в один час. «Я долго ломал голову, в чем здесь дело, — рассказывает Рой Несбит, — пока не выяснил, что американские пилоты при расчетах пользовались местным временем, тогда как британские — временем по Гринвичу, а между ними час разницы». Когда английский эксперт запросил министерство обороны и попросил проверить его расчеты, ему ответили: «В ваших расчетах нет ошибок, однако их доказательство покоится на дне Ла-Манша».

«…За его спокойной, но строгой внешностью скрывался активный, пытливый ум, прекрасно понимавший и глубоко уважавший все, что есть хорошего в музыке и в людях; ум сильного, но чувствительного человека, который достиг столь многого за столь короткое время и который, безусловно, достиг бы еще большего, если бы у него была такая возможность.»

Джордж Саймон, исследователь джаза.

Произведения

Музыкальные композиции, получившие наибольшую известность и популярность в исполнении Гленна Миллера:

  • Дж. Гарланд. В настроении / «англ. In the Mood»,
  • Перекрёсток «Смокинг» / «англ. Tuxedo Junction»,
  • Г.Уоррен. Песня «Поезд на Чаттанугу» (Чаттануга Чучу) / «Chattanooga Choo Choo» из фильма Серенада Солнечной долины.
  • Г.Миллер. Серенада лунного света / «англ. Moonlight Serenade»,
  • Обр. Б.Финегана. Маленький коричневый кувшинчик / «англ. Little Brown Jug»,
  • Дж. Грэй. Пенсильвания 6-5000 / «англ. Pennsylvania 6-5000».

С участием оркестра Гленна Миллера были сняты фильмы «Серенада солнечной долины» (1941) г., «Жёны оркестрантов» (1942).

Памяти Гленна Миллера

В 1953 г. был снят фильм о его жизни «История Гленна Миллера» со Джеймсом Стюартом в главной роли. Данный фильм получил премию Оскар в 1955 г. за лучшую звукозапись.

В 2005 году на русском языке вышла книга Д. Саймона «Гленн Миллер и его оркестр» с нотным приложением наиболее популярных тем оркестра.

Ссылки

http://www.jazz.ru/mag/245/miller.htm

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Звезда джаза Гленн Миллер : Daily Culture

Джазовый стиль – визитная  карта музыкального искусства 20 века.  Эта эпоха подарила миру большое количество гениальных музыкантов, среди которых и Гленн Миллер.

Элтон Гленн Миллер появился на свет 29 февраля 1904 года в американском городке Кларинда, штат Айова. Детство прошло в бедности.  Семья часто переезжала, так как  родители Миллера постоянно находились в поисках заработка. Интерес к музыке, а особенно к джазу,  у будущего гения появился достаточно рано. Мальчик даже устроился работать пастухом коров, чтобы осуществить свою мечту и купить  музыкальный инструмент. В 13 лет он покупает свой первый тромбон, на котором самостоятельно научился играть.  Затем Гленн вместе с  друзьями  создает собственный бенд и все свободное время посвящает музыке. Кроме этого, он блестяще играет футбол и на всех соревнованиях выступает одним из лучших игроков.

       

Получив школьный аттестат, Миллер  поступает  в колледж Колорадского университета. После окончания первого курса в 1924 году   понимает, что хочет профессионально заниматься музыкой и бросает учебу. Он переезжает в Лос-Анджелес и начинает работать в известном в то время оркестре Макса Фишера. Большую роль в судьбе музыканта сыграло знакомство с джазовыми исполнителями  — Беном Поллаком и Редом Николсом.  В сотрудничестве с ними Миллер начал работать аранжировщиком, а также продолжал играть  на любимом с детства тромбоне. Позже, Гленн будет называть это важнейшим этапом в своей карьере, ведь на него обратили внимание такие важные люди.

       

В 1928 году происходит другое важное событие в жизни музыканта, он женится. Избранницей стала Хелен Бергер, с которой они познакомились еще во время учебы в колледже. 

Музыкальная карьера отошла на второй план и пару лет Миллер не гастролировал. До 1934 году Гленн Миллер работал с братьями Джимми и Томми Дорси, которым помог создать  собственный оркестр, и впоследствии был его лидером. Мастерство техники аранжировок он оттачивал у композитора Джозефа Шиллингера. В 1935 году становится аранжировщиком в оркестре Рэя Нобла, также в этом же году выходит его первая пластинка.

Через два года, в 1937 году, Миллер собирает свой собственный биг-бэнд. Сформировавшийся оркестр не приносит ожидаемых результатов и равнодушен публике. Однако, через год, в 1938 году, Миллер собирает новых музыкантов (среди них Рэй Эберли, Боб Прайс, Хэл Макинтайр и др.) и на него рушится всемирная слава. Популярность оркестра Гленна Миллера начинает расти с каждым днем. Рабочий график расписан буквально по минутам: утром начинаются репетиции, запись в студии, далее эфиры на радио, а вечером выступления на различных площадках.

 

После начала Второй мировой войны,  Гленн решает на время оставить успешную карьеру и уходит добровольцем воевать. Он начинает служить в армии США и становится капитаном военно-воздушных сил. Для  поддержания боевого духа солдат создает военный оркестр. Записанные Миллером военные песни становятся настоящими хитами среди населения.  Гленн неплохо говорил на немецком и вел активную антигитлеровскую пропаганду, в эфире радио обращался к немцам с предложением сдаться.

       

24 декабря 1944 года была объявлена трагическая новость — Гленн Миллер пропал без вести, фанаты были шокированы. Как гласит официальная версия, музыкант разбился в авиакатастрофе. 15 декабря 1944 года Гленн со своим военным оркестром собирался дать концерт в освобожденном Париже и летел туда на самолете Norseman.  Из-за поломки, самолет упал в пролив Ла-Манш, однако никакого подробного расследования на месте трагедии не было.

       

После смерти музыканта, культовому оркестру Гленна Миллера не позволили прекратить существование и проект продолжил существовать, руководителем стал Текс Бенек.  В 1945 году Хелен Миллер получила награду  мужа за участие в боевых действиях – Бронзовую медаль.

       

В 1953 году выходит биографический фильм «История Гленна Миллера» (режиссер  Энтони Манн),  который получил премию Оскар. Спустя тридцать лет в Великобритании  был также снят  документальный фильм под названием «Гленн Миллер «Полуночная серенада».

Гленн Миллер поистине культовая личность.  Созданный им  оркестр стал  самым популярным в истории джаза. На пути к успеху Миллер  проделал большую работу, однако так и не успел им  насладиться. Он погиб настоящим героем, а его музыка до сих пор живет в слушателей.

«Оркестр должен иметь свое собственное звучание, именно то, в котором заключается его индивидуальность» 

 (Гленн Миллер)

Алёна Садырева



dailyculture.ru

Время джаза — Гленн Миллер

ДС:- Нам пишут. Нам пишут в отдел комментариев, нам пишут по электронной почте и нам, всем, кто готовит к выпуску «Время Джаза», пишут и простые бумажные письма, что подтверждает тот факт, что компьютеры пока что стоят не на каждом столе и не в каждой квартире, зато приемники настроены на волну «Свободы».
Добрый день, вечер, или ночь. У микрофона этой «осознанной необходимости», в Париже, ваш ДС. В эфире и на сайте «svobodanews.ru» — «Время Джаза». Я попробую ответить на самые горячие из ваших вопросов. Но начну я с просьбы Майка из Питера, не забывать о том, что и Гленн Миллер родился в марте – 1 марта 1904 года:

Glenn Miller And His Orchestra — Moonlight Serenade

ДС: — «Moonlight Serenade», «Серенада Лунного Света» Митчелла Париша и Гленна Миллера из фильма 41 года Брюса Хамберстоуна «Sun Valley Serenade», «Серенада Солнечной Долины». Чудесная горнолыжная сказка с эхом мировой войны на втором плане. Это первый фильм, в котором участвовал оркестр Гленна Миллера. Второй и последний назывался «Жены оркестрантов». «Серенада Солнечной Долины» — один из редчайших джазовых фильмов, допущенных на советские экраны.
Сама же «Moonlight Serenade» была авторской подписью и Миллера и его оркестра ВВС США. С нее оркестр и начинал концерты.

Glenn Miller And His Orchestra — In The Mood

ДС: — «In The Mood», «В настроении» Джо Гарленда и Энди Разафа. Эта мелодия, в аранжировке Гленна Миллера, так же прозвучала в фильме «Sun Valley Serenade».
Интересна история создания этой композиции. В тридцатых годах Джо Гарленд написал музыку, базой для которой была пьеска Флетчера Хендерсона «Hot and Anxious». Бандлидер и чудесный кларнетист, Арти Шо, подогнал мелодию под стиль оркестра и часто исполнял, но никогда не записывал: в основном из-за длины композиции, которая не умещалась в трёхминутный лимит одной стороны антрацитно-блестящей пластинки на 78 оборотов. Миллеру пьеса понравилась, и он ее легкими штрихами аранжировал, в результате превратив в один из популярнейших хитов своего оркестра, однако сменив название на — «In the Mood». Новшеством Миллера-аранжировщика, окрашивавшим звучание его оркестра, был так называемый «crystal chorus» — кларнет должен был играть поверх саксофонной секции. Этот прием, позже, применяли и другие большие оркестры.

Glenn Miller And His Orchestra – Stardust

ДС: — «Stardust» тех же Париша и Кармайкла: «Звездная пыль». Оркестр ВВС Гленна Миллера. Компакт его лучших записей «Незабываемое», «Unforgettable».

Кроме Майка из Питера, вопросы, непосредственно касающиеся Гленна Миллера, долетели почтой из Саратова до Парижа. Олег Михайлович Чеков спрашивает, существует ли полный комплект записей оркестра Миллера в формате МП3. Я ставлю для вас в конце текста этого «Времени Джаза», Олег Михайлович, ссылку, по которой вы найдете на Интернете 27 Ди-Ви-Ди со старыми радиозаписями оркестра Гленна Миллера: около 18 тысяч, как написано на сайте, «эпизодов».
Полный Миллер существует на Си-Ди, отдельными коллекциями. Для этого вам нужно выйти на Amazon.com. Я не думаю, что это одна коллекция одной фирмы. Миллера, как и остальных джазменов 30-х, 40-х и даже 70 годов, разные фирмы перетасовывают в собственные антологии. Иногда улучшая качество, иногда выпуская более дешевые вторые и третьи takes – записи.
Как я уже сказал, у Гленна Миллера всего лишь два фильма. Они существуют на той же Амазонке, и я думаю, друзья в Саратове вам подскажут, как и на нее выйти.
Сквозь легкую дремоту или откровенно во сне вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы». В более бодром состоянии, вы можете скачать подкаст с нашего сайта «svobodanews.ru». У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Glenn Miller And His Orchestra — Chattanooga Choo Choo

ДС: — «Chattanooga Choo Choo», Гордона и Уоррена. Оркестр Гленна Миллера, Текс Бенеке и вокальное Трио «The Modernaires». Гленн ввел Трио в состав оркестра в 41 году. Это самая железнодорожная песня в джазе. Исторический вокзал в Чаттануге, штат Теннеси, даже устроил музей паровозов на рельсах, рядом с перроном.
Еще два слова о Гленне. Вернее, это одна из цитат из его биографии, попавшая на страницы «Вики», «Википедии»:
«Миллер был жёстким и необычайно педантичным лидером. В его оркестре — в отличие, скажем, от биг-бэнда Дюка Эллингтона — царила железная дисциплина. На сцене были запрещены разговоры. Платки в нагрудных карманах пиджаков музыкантов должны были соответствовать цвету носков. Оркестрантам было приказано курить сигареты только спонсировавшей их, марки «Честерфилд». Однако своим успехом оркестр Гленна Миллера был обязан не только деловым качествам его лидера, но и его выдающемуся таланту аранжировщика».
Последний штрих: свой первый тромбон Гленн получил из рук мясника, в лавке которого он подрабатывал. Как я понимаю, отсюда и железная дисциплина.

Louis Armstrong — Free as a Bird — Oh Didn’t He Ramble

ДС: «Free as a Bird – Oh, Didn’t He Ramble…» WC Хенди… Не один Гленн Миллер любил марши. Джаз и начался с маршей: похоронных, как в данном случае и переходящих в жизнерадостный диксиленд. В данном случае оркестр All Stars Луи Армстронга, запись 50 года.
Для Владимира из Винницы. Он пишет: «Тут у нас жил чудный парень… Про джаз знал почти все… Фамилия его Колежук В.А. Это он срывался и ехал в Талин на фестиваль, чтобы побыть где-то рядом с Коновэром… Это он объехал все города, где выступали, приехавшие из США, великие музыканты… И вот он ушел от нас… Если только не затруднит, проиграйте для этого хорошего человека «NEW Orleans Function – Free As a Bird – Oh, didn’t He Ramble…»
Владимир, спасибо за короткий рассказ о вашем друге и знатоке джаза. Просьба ваша выполнена. «Free As a Bird – Oh, didn’t He Ramble…» стоит перевести, как «Он был свободен, как птица. О нет, он не ползал!»
Многие из вас спрашивают, когда именно народился джаз на «Свободе». Вот что, вместо меня, отвечает Лили из Грузии:
«Дата выхода первой радиопередачи о джазе 12 марта 1989. Тогда она ещё называлась «Take Five». (Двадцатилетний) юбилей, таким образом, состоялся ещё в прошлом году».
Все тот же Майк добавляет, что следующие выпуски назывались «49,5 минут джаза». Все верно. И многие из вас нынче владельцы почти всего архива «49» и остальных джазовых версий «Свободы»… Но первой передачей всё же была передача-интервью, вне формата Сорока Девяти, интервью 88 года с Хорасом Сильвером.

Jazz Messengers — So Tired

ДС: «So Tired», «Так устал» Бобби Тиммонса, наши первые позывные. Концерт «Вестников Джаза» в парижской «Олимпии», 62 год. Ли Морген – труба; Уейн Шортер – тенор-саксофон; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Меррит – контрабас и Арт Блейки – ударные…..

Еще один запрос. Александр из Москвы пишет: «Знаю, что просьба не совсем календарная, но не могли бы вы как-нибудь уделить внимание еще одному (джазмену), из когорты «наших людей в Париже» — тенор-саксофонисту Дону Байесу? Он недавно звучал во «Времени джаза», хотелось бы узнать о его жизни и творчестве поподробнее.
Все верно: Дон Байес прозвучал в рождественском выпуске «Времени Джаза» с пьеской Хоаги Кармайкла «Georgian on my mind», дублируя Hot Club de France.
Но сначала напомню: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы» или же с сайта радиостанции «svobodanews.ru». У микрофона в Париже – ваш ДС. В дни выхода передачи вы можете оставить ваши комментарии, вопросы и запросы на первой странице нашего сайта. Позже – в рубрике «Радиопрограммы». Для этого вам нужно щелкнуть мышью по фото вашего ДС, перейти (по вкусу) на последнюю или предпоследнюю или еще ниже, передачу; щелкнуть по слову текст, откроется тема текста передачи, щелкнуть по теме и тогда появится весь текст. Комментарии находятся в конце текста.
Немного сложно, но привыкаешь быстро…

Don Byas – Laura

ДС: — «Laura», Джони Мерсера и Дэйвида Раскина. Дон Байес – тенор-саксофон; Арт Симмонс – рояль; Джо Бенджамин – контрабас и Билл Кларк – ударные. 10 апреля 1960 года, Париж.
«Laura» — лейтмотив одноименного фильма 44 года Отто Премингера, фильма так называемой «черной серии». В 1999 году фильм был введен в первую десятку лучших фильмов решением Американского Института Кинематографии. Он так же был объявлен национальной ценностью и отправлен в архив Библиотеки Конгресса США. Всю музыку для фильма написал Дейв Раскин.
Уесли Карлос «Дон» Байес родился 21 октября 1912 года в Маскоджи, как говорят американцы, или в Маскоги, как пишут русские словари. Это городок в штате Оклахома. Мать Дона, из индейского племени чероки, играла на фортепьяно; отец, испанских кровей, был кларнетистом. Скорее всего, Дон – происходит от испанского «господин». То есть Дон Байес – это Господин Байес…
Уесли Карлос начинал со скрипки, перешел на альт и в 20х годах появился в саксофонной секции сначала оркестра Бенни Моттена, затем у Терренса Холдера, затем в знаменитых «Blue Devils» Уолтера Пейджа. В 30-х годах он собрал собственный оркестр «Дон Карлос с бродячими одноклассниками», а в 33 году перешел на тенор-саксофон и отправился в Калифорнию играть у Лайонела Хэмптона. С западного побережья на восточное, в Нью-Йорк, где он играет в оркестре Эдди Мэллори и аккомпанирует певице Этэл Уотерс.
В предвоенные годы он входит в составы оркестров Дона Редмена (Дон – все же чаще сокращенное от Дональда…), Лаки Миллендера и Энди Кёрка, пока не добирается до более известной во всех смыслах банды – Бенни Картера….
Обратите внимание на то, как Дон Байес играет вступления: он эдаким ошалелым колесом вкатывается в тему:

Don Byas — I Cover the Waterfront

ДС: «I Cover the Waterfront», «Я вышагиваю по набережной, я ищу мою любовь», песня-стандарт Джонни Грина и Эдуарда Хеймэна. Так же – лейтмотив так же одноимённого фильма: 33 года, Джеймса Крюза….
И тот же парижский состав, что и в «Лоре».
Я уверен, что вы знаете, кто спел «I Cover the Waterfront» самым, позвольте сказать, отчаянным образом… Конечно, Билли Холидей… Но Билли – в другой раз. А сейчас – еще немного Дона Байеса:

Don Byas — The Man I Love

ДС: — «The Man I Love», «Человек, которого я люблю» или, как её еще называют, «Песня ожидания» Джорджа и Айры Гершвинов.
Дон Байес – тенор-саксофон; Морис Вандер – рояль; Жан-Пьер Сассон – гитара; Жак «Попоф» Медведко – контрабас и Бенни Бенетт – ударные. 19 апреля 1951 года, студия Патэ-Пелуз», Париж.

В сороковых и пятидесятых Дон Байес играл и с боперами и с такими ветеранами джазовой сцены, как Коулмен Хокинс. С 46 года Байес жил в Европе: в Испании, Нидерландах, Франции. Он несомненно один из лучших учеников школы Коулмена Хокинса – с мощной атакой, очаровательной хрипотой и любовью к музыкальному импрессионизму.
Финишная прямая «Времени Джаза», посвященная сегодня вашим запросам и вашим вопросам. Не забывайте, что подкаст «Времени джаза» — это ваша собственная коллекция – истории джаза. Адрес подкаста: «svobodanews.ru».
Вот, что пишет в комментариях Николай из Боровска:
«Джаз люблю и с удовольствием (при случае) слушаю. Но при чем тут Клара Цеткин, которая умерла в 1934 г.? Для «прикола» что ли? Дешевая шутка, мне кажется. Даже немного пошлая, что для парижанина странно.»
Ответ вашего ДС:
«Николай, я принадлежу к поколению, которое постоянно бомбили глупой идеологической пропагандой. Может быть, вам повезло больше. Но для меня и для моих сверстников Клара Цеткин, как и другие сверх-герои советского отрывного календаря, не живой человек, а его аватар. Отсюда и шутка, направленная, как легко догадается житель СССР, а не РФ, на аватара пропагандной машины. Наследница суфражисток может спать спокойно. Её это не касается. Так, судя по имейлам, фаны-ветераны это и поняли. Что касается Парижа, в нем столько же обыкновенной пошлятины или отсутствия чувства юмора, как и в Бостоне, Шанхае или же Новосибирске. Ваш ДС»

Cecil Taylor Quartet — Johnny Came Lately

ДС: «Johnny Came Lately», «Джонни пришел позже» — Билли Стрейхорна. В некоторых вариантах ««Johnny Come Lately». Интригующее название, в любом случае. Стандарт оркестра Дюка Эллингтона.
В данном случае квартет деннорожденнного пианиста-авангардиста Сэсила Тейлора. Стив Лэйси – сопрано саксофон; юбиляр – рояль; Бюэл Найдлинджер – контрабас и Дэнис Чарлз – ударные. Ньюпортский фестиваль неизвестного года. Опять мудрецы, выпускающие стодисковую коллекцию джаза, забыли про правила игры.
Сэсил Портняжка, то бишь Тейлор, пианист, композитор и поэт, родился 15 марта 1929 года на Лонг-Айленде. Его отец был домашним поваром сенатора; мать, как у Байеса – индианкой, а бабка с дедом – шотландцами. Сэсил Тэйлор получил образование классического пианиста. Он считается (и не зря) одним из пионеров фри-джаза.

Quincy Jones — Chega De Saudade

ДС: — «Chega De Saudade», «Хватит одиночества!» Баста! Популярная композиция Джобима и де Мораиса и оркестр великого Квинси Джонса, появившегося на свет на день раньше Тейлора, но на четыре года позже. Квинси – трубач, лидер джаз-банда, но в основном композитор и продюсер, как джазовой так и популярной музыки, и прежде всего, для Голливуда. Удивительно, но он был музыкальным директором фирмы звукозаписи Барклей (поп), а учился у самой Нади Буланже (классика). Если из всех мелькающих терминов выбрать одно, определяющее Квинси Джонса, этот термин, это слово – звучит так: эклектика.
Кстати, оркестр, исполнявший бразильскую классику, был записан в Нью-Йорке в сентябре 62 года. Компакт Квинси называется «Big Band Bossa Nova».
На этом в наших песочных часах осталось три песчинки, дабы напомнить вам, что подкаст «Времени Джаза» вы найдете все там же: на сайте «Свободы» «svobodanews.ru». Всех вам благ, чао, бай-бай!

PS: сноска на DVD Гленна Миллера:
http://cgi.ebay.com/Glenn-Miller—Old-Time-Radio-(OTR),-99-episode-MP3-DVD_W0QQitemZ390162641121QQcmdZViewItemQQimsxZ20100228?IMSfp=TL100228

Оригинальный материал размещен на сайте SvobodaNews.ru

moldova.europalibera.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *