МиГ-29 в Ираке
Весной 1990 года в Ирак были поставлены первые 18 МиГ-29. включая одноместные варианты «Б» и шесть двухместных. Всего Ирак приобрел в СССР свыше 40 самолетов этого типа, включая 6 спарок, хотя, судя по зарубежным публикациям, планировали закупить около 130 машин. Ими укомплектовали две эскадрильи, дислоцировавшиеся сначала на аэродромах около Багдада, а затем осенью 1990 года в ответ на американскую помощь Саудовской Аравии их перебазировали на юг страны.
Иракские ВВС до войны 1991 года считались одними из сильнейших на Ближнем Востоке. В их состав входили две бомбардировочные, от 13 до 17 истребительных и 22 истребительно-бомбардировочные и штурмовые эскадрильи, на вооружении которых имелось около 750 боевых машин, включая МиГ-29.
Впервые в боевых условиях Ирак применил МиГ-29 в районе Персидского залива в январе—феврале 1991 года. Причем это происходило при подавляющем преимуществе войск ООН и при подавленной системе ПВО. Правда, до воздушных боев дело не дошло, поскольку недостаточно подготовленные иракские пилоты просто уклонялись от встреч с противником.
Западные средства массовой информации утверждали, что пилотам ВВС США на F-15C удалось сбить шесть МиГ-29. В то же время начальник штаба ВВС США во время пресс-конференции в Москве осенью 1991 года сообщил, что он не располагает информацией об уничтожении хотя бы одного МиГ-29. Иракцы же утверждали, что пилоты МиГ-29 уничтожили несколько истребителей многонациональных сил (в том числе как минимум один самолет «Торнадо» английских ВВС, сбитый над северо-западным районом Ирака).
После завершения боевых действий в Югославии (1999 год) командование НАТО объявило об уничтожении 11 МиГ-29 во время войн в Персидском заливе и Югославии. При этом отмечалось, что авиация НАТО потерь не имела. Если принять к сведению, что Югославия потеряла шесть МиГ-29, то Ирак недосчитался лишь пяти машин.
В июле 2010 года прошло сообщение, что иранские специалисты усовершенствовали один МиГ-29, видимо, из числа перелетевших из Ирака во время операции «Буря в пустыне». По словам командующего ВВС Ирана Хассана Шах Сафи, модернизация проводилась на военно-воздушной базе в городе Тебриз на северо-западе страны. Самолет прошел необходимые испытания.
techno-story.ru
Последний «саддамовский» МИГ-29 обнаружен в Ираке — Российская газета
Иракские военные сожалеют, что им не удалось сохранить имевшийся у них парк советских самолетов МиГ-29. О былой мощи ВВС этой страны напоминает одинокий видавший виды истребитель, установленный в качестве памятника на одной из военных баз Ирака. Фото самолета появилось в известной группе Tactical Cell в Facebook. Вполне возможно, это последний МиГ, который «сумел выжить» после американской оккупации.
МиГ-29 в 80-е и 90-е годы были самыми современными самолетами военно-воздушных сил Ирака. По некоторым данным, эта страна стала одной из первых, если не считать государств, входивших в Варшавский договор, куда начались поставки новейших на то время машин.
«Двадцать девятые» успели принять участие в заключительном этапе войны с Ираном. Правда, впервые эти истребители были продемонстрированы широкой общественности лишь весной 1989 года, на масштабной военной выставке в Багдаде.
Всего к 1990 году ВВС Саддама Хусейна успели получить около четырех десятков таких крылатых машин из первой партии в 48 самолетов. Всего же планировалось иметь не менее 130 истребителей.
После авантюры в Кувейте против Ирака были введены санкции, и поставки любого оружия были строго-настрого запрещены.
В ходе войны с многонациональными силами во главе с США в 1991 году иракские МиГ-29 не смогли на равных соперничать с многократно превосходившей их по численности воздушной армадой. Якобы, им удалось уничтожить всего один истребитель-бомбардировщик Tornado, в свою очередь, в воздушных боях было потеряно восемь «двадцать девятых». Часть самолетов перелетели в Иран, где остаются до сих пор.
К началу войны 2003 года в ВВС Ирака осталось не более 12 боевых машин такого типа. Из-за отсутствия запасных частей большая часть из них была в нерабочем состоянии. Тем не менее, после свержения Саддама Хусейна армия США в первую очередь стала уничтожить именно МиГи. Их давили танками, разрезали на куски. Это делалось специально. Американцы предполагали, что иракская армия в будущем будет закупать исключительно американскую технику. Правда, этим планам не удалось осуществиться. В настоящее время, кроме F-16, иракцы с удовольствием приобретают российскую авиационную технику. Правда, до истребителей дело пока не дошло, но закупленные в нашей стране штурмовики Су-25 успешно борются с боевиками запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ.
rg.ru
С. Иванов — МиГ-29 — стр 13
Экспорт истребителей МиГ-29
МиГ-29 стал одним из самых распространенных истребителей мира. В русле советских традиций первыми новые самолеты должны были получать союзники СССР по Варшавскому договору. Затем – дружественные СССР страны, прежде всего арабских и Индии. В случае с МиГ-29 традициям изменили. Союз нуждался в валюте. «Дружественные» страны за оружие платили валютой, а союзники неким «переводным рублем». Первыми МиГ-29 получили так называемые «страны третьего мира». В 1989 г. один МиГ-29 продавался по цене 23 млн. полновесных американских долларов, спарка оценивалась в 28 лимонов зелени.
Россия поначалу была готова продавать МиГи кому угодно и за что угодно. Так Малайзия расплатилась за партию 29-х пальмовым маслом, уж лучше бы салом… В последние годы экспорт МиГ-29 особенно модификации «СМТ» переживает ренессанс. На экспорт поставляются как отремонтированные и модернизированные самолеты, так и свежепостроенные и по твердой валюте.
МиГ-29
МиГ-29УБ
МиГ-29УБТ стал попыткой создания полноценного боевого самолета на базе спарки. Дебют самолета состоялся в 1998 г. в Фарнборо, к этому времени на МиГ-29УБТ было выполнено всего несколько испытательных полетов.

Демонстратор МиГ-29УБТ на стоянке микояновской фирмы в Жуковском. На самолет еще не установлен гаргрот увеличенного размера.
МиГ-29УБТ «изделие 9-51Т»

Демонстратор МиГ-29УБТ. Под крыло подвешена типовая боевая нагрузка: ракеты Р-73, Х-29Т, управляемые бомбы КАБ-500 (на центральном подкрыльевом пилоне).

МиГ-35 На основе планера самолета МиГ-29М/К
Двигатель РД-133 с изменяемым вектором тяги для истребителя МиГ-35.
МиГ-29КУ «изделие 9-62»
Индия
Интерес Индии к истребителям МиГ-29 был вызван поставками Пакистану, извечному врагу Индии, самолетов F-16. Индусы посчитали, что экспортный вариант МиГ-29 с упрощенным составом бортового оборудования не тот самолет, который сможет превзойти F-16 в воздушном бою. После долгих переговоров индийские МиГ-29 получили почти то же БРЭО. что и самолеты ВВС СССР. Однако переговоры задержали поставку истребителей почти на год.
Индия закупила 40 одноместных «изделий 9-12» и четыре спарки МиГ-29УБ. Первые истребители МиГ-29 поступили на вооружение 47-й эскадрильи («Archers») ВВС Индии в апреле – мае 1987 г. Затем на МиГ- 29 была перевооружена 28-я эскадрилья. Ранее на вооружении 47-й и 28-й эскадрилий состояли истребители МиГ-21. Официальная церемония принятия на вооружение ВВС Индии истребителей МиГ-29 состоялась на авиабазе Пуна 6 декабря 1987 г. В индийских ВВС самолет получил наименование «Вааг» – сокол. В январе 2007 года были собраны первые МиГ-29К для ВМФ Индии. Ожидается, что общий объем партии – более 40 машин.

МиГ-29УБ ВВС Советского Союза заруливает на стоянку после посадки – колпак контейнера тормозного парашюта открыт. Спарки окрашивались точно так же, как боевые истребители – в серо-серый камуфляж.

Новенький МиГ-29УБ еще не окрашенный и без опознавательных знаков. Под плоскостями крыла установлено всего по одному пилону. Спарки поступали на вооружение истребительных авиационных полков параллельно с боевыми истребителями МиГ-29.
Сирия
Сирия стала первой страной арабского мира, получившей па вооружение своих ВВС истребители МиГ-29. Поставка МиГов Сирии стала непосредственным результатом визита в Москву сирийского президента Хафеза Асада в 1986 г. С повторной просьбой о продаже МиГ-29 обратился к советским товарищам во время своего визита в Москву в апреле 1987 г. министр обороны Сирии Мустафа Тласс. Сирия хотела закупить 150 самолетов.
В июле 1987 г. в Сирию прибыла первая партия самолетов 16 МиГ-29. В конце 1988 г. сирийцы получили вторую партию, также из 16 истребителей. Первая вооруженная истребителями МиГ-29 эскадрилья ВВС Сирии достигла состояния первоначальной боевой готовности в ноябре 1988 г.
Сирийские МиГ-29 принимали участие в воздушных боях с израильской авиацией в 1990 и 1991 г.г. По крайне мере, один МиГ-29 был сбит, о потерях Израиля не сообщалось.

Истребитель МиГ-29 из 28-й эскадрильи ВВС Индии в полете над Гималями. Самолет с бортовым кодом «КВ729» был поставлен Индии в числе самых первых.

Истребитель МиГ-29 из 47-й эскадрильи ВВС Индии. Самолет с бортовым кодом «KB716» также был поставлен Индии в числе самых первых. Снимок сделан на авиабазе Пуна под Бомбеем в декабре 1987 г.
Ирак
В 1987 г. Ирак начал переговоры с Советским Союзом о покупке партии из 48 истребителей МиГ-29. Первая партия из 18 самолетов была поставлена Ираку в том же году. В 1989 г. Ирак получил еще 16 МиГ- 29 «изделие 9-12» и две спарки МиГ-29УБ. Иракские МиГ-29 базировались в окрестностях Багдада и обеспечивали ПВО столицы.
Самолеты первой партии были окрашены на заводе в пустынный камуфляж, затем в Ираке их перекрасили в серо – песочный камуфляж, остальные самолеты поставлялись в стандартной светло-серой – темно-серой окраске.
В первую Бурю в Пустыне ВВС Ирака потеряли не менее восьми истребителей МиГ-29 в воздушных боях с американскими F-15 и F/A-18. Порядка двух десятков иракских МиГ-29 перелетели в Иран, где со временем были приняты на вооружение иранских ВВС.
Иран
Осенью 1990 г. Иран получил партию из 14 самолетов МиГ-29. На вооружение ВВАС Исламской республики поступили также МиГ-29, перелетевшие из Ирака.

Иракский МиГ-29 (бортовой номер «29060» черного цвета) на летном поле Международного аэропорта Багдада, весна 1989 г.

Один из 16 истребителей МиГ-29, полученных Ираком в 1989 г. Необычно расположение опознавательного знака ВВС Ирака в основании киля. На верхней поверхности крыла опознавательные знаки отсутствуют.

МиГ-29 (бортовой номер «29060» черного цвета) на аэродроме им. Саддама Хусейна, начало 1990 г. К моменту начала первой Бури в Пустыне истребители МиГ-29 были самыми современными самолетами ВВС Ирака.

Три МиГ-29 ВВС Югославия. Первые из 16 заказанных Югославией истребителей МиГ-29 были поставлены в октябре 1989 г.

В полете пара МиГ-29 ВВС Югославии. Под крылом – стандартный набор из ракет Р-27; Р-73 и Р-60.
КНДР
В мае – июне 1988 г. в КНДР были доставлены первые 12 из 25 заказанных истребителей МиГ-29.
Югославия
Югославия стала первой европейской страной, получившей на вооружение истребители МиГ-29. В 1986 г. был подписан контракт на поставку 14 истребителей МиГ-29 и двух спарок МиГ-29УБ. Истребители МиГ-29 поступили па вооружение ВВС Югославии в 1989 г. под обозначением L- 18. Первые самолеты были доставлены на Балканы в октябре 1989 г. Самолеты перегонялись по воздуху из Луховиц. Всего ВВС Югославии получили 14 МиГ-29 и два МиГ – 29УБ. Впервые югославские МиГи были публично показаны на авиабазе Батайница 15 мая 1988 г. МиГ-29 состояли на вооружении элитной 127-й эскадрильи, которая базировалась в Батайнице.
Югославские МиГ-29 принимали участие в межэтнических столкновениях на Балканах и в войне с НАТО 1999 г.
profilib.org
Введение. МиГ-29

МиГ-29 ВВС Ирака прикрывает с воздуха иракские сухопутные войска во время вторжения в Кувейт 2 августа 1990 г. О воздушных боях между самолетами BBC Кувейта и ВВС Ирака ничего не известно.

Истребитель МиГ-29 (изделие 9-12) в полете над горами Канады. Самолет направляется на международное авиашоу в Абботсдорфе, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада. Самолеты МиГ-29 и МиГ-29УБ выполнили четырехчасовой перелет с авиабазы ВВС США Элмендорф на Аляске в Аббосдорф.
Дебют самолета МиГ-29 в средствах массовой информации Запада состоялся в 1986 г. С тех пор МиГ-29 наряду с Су-27 считается на Западе визитной карточкой сначала СССР, а теперь российского авиапрома. К удивлению экспертов НАТО новый советский истребитель не только не уступал западным, но даже кое в чем их существенно превосходил.
Техническое задание на перспективный истребитель воздушно боя было выдано в конце 60-х годов. Точнее – на два истребителя. В СССР, как и в США, приняли концепцию истребительного парка из самолетов двух типов: сложного и дорогого дальнего истребителя в сочетании с менее дорогим и более легким фронтовым истребителем. Тяжелый истребитель делали суховцы, как известно из проекта Т-10 родился Су-27. На Западе его посчитали эквивалентом F-15. Где-то оно так есть, но только как показали учебные воздушные бои, в маневренной схватке у западного эквивалента супротив советского аналога шансов нет. Некоторое преимущество F- 15 имеет перед Су-27 только в случае выполнения ракетной атаки с большой дистанции, но даже здесь самолеты скорее равноценны.
Фронтовым истребителем уже традиционно занималось ОКБ Микояна. Со времен появление в небе Корее истребителей МиГ-15 аббревиатура «МиГ» стала для западного обывателя синонимом словосочетания «советский истребитель». Система обозначений советской авиационной техники, и не только авиационной, была весьма сложной и запутанной. Всем известные обозначения вроде МиГ-15, МиГ-29 использовались главным образом в открытой печати или в документах ВВС. Промышленность имела собственную систему обозначений, по которой например МиГ-25 проходил как «изделие 84», фирма – свою, буквенно-цифровую.
Проектирование МиГ-29 и Су-27 велось параллельно при содействии аэродинамиков ЦАГИ. На Западе принято считать, что и суховцы и микояновцы ориентировались на американские F-15 и F-16. Сравнивали – да, но ориентировались в смысле списывали? Действительно и МиГ-29, и Су-27 очень похожи на F-15, только вот сам F-15 «срисован» с МиГ-25. Кроме того, МиГ-29 и Су-27 выполнены но так называемой интегральной компоновочной схеме, когда фюзеляж создает подъемную силу наравне с крылом. Причем такая компоновочная схема является ноу-хау советских конструкторов, а за ее авторство суховцы и микояновцы только что не судились – это к вопросу о тесном взаимодействии специалистов в деле проектирования перспективных истребителей двух известных советских авиастроительных фирм.
Модель оригинального проекта тяжелого истребителя, советского ответа на американский F-15. Как видно на снимке, истребитель предполагалось вооружить ракетами Р-25 – копией американских ракет AIM-7 «Спэрроу». Несомненно, в данном проекте прослеживается сильное влияние самолета МиГ-25, но есть и конструкторские новинки – наплывы в корнях крыла и расположенные на балках кили.
Также на Западе весьма преувеличивается роль ЦАГИ вообще в деле проектирования «железных» самолетов. ЦАГИ больше занимается наукой, участие института в проектировании в основном сводится к продувкам моделей и натурных самолетов в аэродинамических трубах и выдаче рекомендаций, направленных на совершенствование аэродинамики, устойчивости и управляемости летательных аппаратов. Компоновкой ЦАГИ не занимается. В отдельных западных изданиях, однако, утверждается, что МиГ-29 и Су-27 чуть ли не полностью были спроектированы в ЦАГИ.
Еще один западный миф связан с переоценкой опыта, полученного советскими специалистами при изучении захваченных во Вьетнаме американских самолетов F-5, А-37 и С-130 и купленных у Ирана F-4 и F-14 с ракетами AIM-54. Да эти самолеты не только изучались на земле, но и проходили в Ахтубинске сравнительные летные испытания. Кое-что из находок американских конструкторов перекочевало на советские самолеты, но только «кое что». Точно так же можно утверждать, что американцы при проектировании F-15 и F-16 опирались на опыт изучения «трофейных» МиГ-21, а МиГ-23 лежал в основе проектирования F-22. Бред, конечно. Изучали, оценивали, сравнивали, «кое что» учитывали, но конструкторы никогда не «списывали» все изделие.
Чехи изучили полученный из Вьетнама F-5 и внесли на основе опыта его изучения изменения в конструкцию своего учебнотренировочного самолета L-39. Поляки изучали F-5 и А-37, также доставленные из Вьетнама, после чего спроектировали собственный учебно-тренировочный самолет I- 22. другой вопрос, что 1-22 ни сном, ни духом не похож ни на F-5, ни на А-37. тут стоит говорить скорее о «следе» европейского «Альфа Джета». Тем не менее, «F-5 оказал большое влияние на 1-22».
Проектирование Су-27 началось в 1969 г. на три года раньше начала работ МиГа но фронтовому истребителю. Однако оба прототипа поднялись в небо в один год – в 1977 г. Т-10 (будущий Су-27) выполнил первый полет 20 мая под управлением шеф-пилота фирмы Су летчика-испытателя B.C. Ильюшина. Будущий МитГ-29 впервые поднял в небо старший летчик-испытатель фирмы МиГ А.В. Федотов в октябре того же года. МиГ-29 стал первым истребителем, спроектированном после смерти в 1970 г. А.И. Микояна. На посту Генерального конструктора фирмы А.И. Микояна сменил Р.А. Беляков. Проектно-конструкторские работы начались в 1972 г. Параллельно фирма создавала новые модификации МиГ-21 и занималась доводкой истребителя МиГ-23.
Макет самолета МиГ-29. Под крылом подвешены макеты ракет Р-23 и Р-73, внизу лежат макеты ракет Р-14, очень похожие на ракеты «Сайдуиндер».
Прототип «9-01» в Монино. На прототипе были установлены подфюзеляжные кили и носовая опора шасси от истребителя МиГ-23.

Самым «узким» местом при разработке нового фронтового истребителя стали двигатели РД-33, доставившие немало проблем в ходе летных испытаний и первых лет эксплуатации истребителей в войсках. Силовая установка для МиГ-29 проектировалась в КБ Изотова, известным своими двигателями для вертолетов Ми-8 и Ми-24. Впервые на советский истребитель были установлены двухконтурные ТРДФ. в конструкции которых использовались совершенно новые материалы. Технологически такие движки в производстве гораздо сложнее обычных ТРД.
Под руководством главного конструктора Р.А. Белякова прорабатывалось несколько конфигураций ЛПФИ (легкий перспективный фронтовой истребитель), но все проекты предполагали разработку двухдвигательного самолета. Один из проектов очень сильно напоминал самолет МиГ-25, в частности на нем предполагалось реализовать большие боковые воздухозаборники совкового типа с прямоугольным сечением.
Окончательный вариант, принятый к полномасштабному проектированию, сильно отличался от всех ранее построенных самолетов с маркой МиГ. Самолет получил обозначение МиГ-29 или по классификации ОКБ «изделие 9». Аэродинамика машины отталкивалась от аэродинамики самолета Дженерал Дайнемикс F-16A, в то же время не повторяя ее. Примерно 40% подъемной силы создавал фюзеляж, или как его стали называть «корпус». Двигатели размещались в двух довольно далеко разнесенных друг от друга гондолах в задней части фюзеляжа. Конструкторам удалось добиться высочайших маневренных характеристик, а новые двигатели обеспечили «изделию 9» тяговооружен ность на уровне 1,1, никогда ранее не получавшейся на микояновских истребителях.
Пик опытно-конструкторских работ по ЛПФИ пришелся на 1974-77 г.г. В конце лета 1977 г. прототип был перевезен на микояновскую ЛИС в Жуковский. Здесь почти сразу самолет сфотографировали американские спутники-шпионы, после чего он получил на Запале кодовое обозначение RAM- L (RAM – Раменское, по месту «обнаружения» самолета, L- порядковая буква очередного обнаруженного объекта; прототип Су- 27 получил обозначение RAM-К). На Западе практически сразу идентифицировали RAM-L как МиГ-29, но пройдет еще девять лет, прежде чем обозначение самолета получит официальное подтверждение с советской стороны.
Первый прототип «9-01» отличался длинной стойкой носовой опоры шасси, убиравшейся поворотом вперед в нишу, расположенную непосредственно под кабиной летчика. Два колеса носовой опоры оснащались грязеотбойными щитками, уменьшавшими вероятность попадания посторонних предметов в воздухозаборники двигателей; форма щитков неоднократно менялась. Вооружения на самолете «изделие 9 – 01» не ставилось, а под крылом не было пилонов. Первый прототип комплектовался катапультируемым креслом КМ-1, которое применялось на истребителях МиГ-21 и МиГ-23.
Уникальными являлись воздухозаборники с верхнем входом для работы на взлете, посадке и в режиме набора высоты. Считалось, что такое конструктивное решение позволит эксплуатировать истребитель уж совсем с плохих аэродромов. Верхние входы воздухозаборников практически исключали попадание в двигателю посторонних предметов. На практике такое решения себя не оправдало. По ряду причин были введены ограничения но «верхним входам», из- за чего воздухозаборники переводились на «нормальный» режим работы сразу после отрыва самолета от ВПП. Зато верхние каналы «съели» очень много внутренних объемов, заставив конструкторов сократить запас топлива во внутренних баках и поставить одну коробку самолетных агрегатов на два двигателя (обычно ставится по одной коробке на каждый двигатель).

В 1988 г. первый прототип истребителя МиГ-29 был выставлен в ангаре монинского музея для всеобщего обозрения. Обтекатель РЛС прототипа имеет более коническую форму, чем обтекатели РЛС серийных самолетов.
Первый прототип МиГ-29
Первый прототип «9-01» впервые поднял в воздух 6 октября 1977 г. старший летчик-испытатель А.В. Федотов. Федотов дал путевку в жизнь истребителям МиГ-23 и МиГ-25, установил не менее 18 абсолютных мировых рекордов и стал одним из двух советских летчиков, удостоенных Золотой медали ФАИ (Международной авиационной федерации). Предназначенные для испытаний двигателей второй («9-02») и четвертый («9-04») прототипы, оба – одноместные, были потеряны 15 июня 1978 г. и 31 октября 1980 г.; к счастью летчики благополучно катапультировались. На самолете «9-02» возник пожар двигателя. Федотов успел вовремя катапультироваться. К этому времени помимо шеф-пилота, на прототипах МиГ- 29 летал фирменный летчик-испытатель В.Е. Меницкий.
Самолет «изделие 9-03» стал прототипом спарки МиГ-29УБ. Остальные опытные машины использовались для отработки различных бортовых систем. В ходе испытаний выяснилось, что самолет обладает недостаточной путевой устойчивостью, поэтому пришлось установить подфюзеляжные кили. На серийных самолетах, начиная с 4-й серии, вместо установки подфюзеляжных килей была увеличена площадь рулей направления (подфюзеляжные кили не устанавливались).
По программе летных испытаний 19 прототипов выполнили порядка 2000 полетов.
Первый прототип «9-01» в настоящее время коротает свой век на пенсии в музее ВВС в Монине, правильнее, увы, писать в «музее». Кладбище самолетов в Монино язык музеем назвать не поворачивается.
Еще до поступления новых истребителей в строевые части ВВС, на Западе стало известно его правильное обозначение МиГ- 29 и было присвоено свое. НАТОвское, кодовое наименование – Fulcrum.

На самолете «904» отрабатывались аспекты базирования истребителя на корабле, затем самолет был выставлен на Ходынке. Видна небольшая амбразура без щелей для пушки ГШ-301.
Самолет «925» – последний в предсерийной партии. Фактически он стал эталоном для серийного производства.

Поздний прототип МиГ-29
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
Иран. МиГ-29
Осенью 1990 г. Иран получил партию из 14 самолетов МиГ-29. На вооружение ВВАС Исламской республики поступили также МиГ-29, перелетевшие из Ирака.

Иракский МиГ-29 (бортовой номер «29060» черного цвета) на летном поле Международного аэропорта Багдада, весна 1989 г.

Один из 16 истребителей МиГ-29, полученных Ираком в 1989 г. Необычно расположение опознавательного знака ВВС Ирака в основании киля. На верхней поверхности крыла опознавательные знаки отсутствуют.

МиГ-29 (бортовой номер «29060» черного цвета) на аэродроме им. Саддама Хусейна, начало 1990 г. К моменту начала первой Бури в Пустыне истребители МиГ-29 были самыми современными самолетами ВВС Ирака.

Три МиГ-29 ВВС Югославия. Первые из 16 заказанных Югославией истребителей МиГ-29 были поставлены в октябре 1989 г.

В полете пара МиГ-29 ВВС Югославии. Под крылом – стандартный набор из ракет Р-27; Р-73 и Р-60.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
МиГ-29 — Боевое применение
01 июля 2011Оглавление:
1. МиГ-29
2. Конструкция
3. Модификации
4. Эксплуатация
5. Катастрофы
6. Боевое применение
7. Тактико-технические характеристики
Война в Персидском заливе
Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили. 36 МиГ-29 и 6 МиГ-29УБ были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время операции «Буря в пустыне» они не смогли проявить себя из-за полного господства в воздухеавиации Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей, ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G, F-111F и итальянский Tornado IDS, однако они успеха не принесли. По заявлению ВВС Ирака, пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский «Торнадо» 29-й эскадрильи; это не подтверждается и не опровергается западными источниками, поскольку самолёт, о котором идёт речь, пропал во время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была официально установлена.
В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища.
17 января F-15C № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января F-15C № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.
Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов МНС.
Конфликт в Приднестровье
36 самолётов МиГ-29 авиационного полка Черноморского флота достались Молдове, после распада СССР. .
Эфиопо-эритрейская война
После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах, российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29.. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21.
Операция НАТО против Югославии
Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка. Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.
По некоторым данным, всего за время войны пилоты МиГ-29 одержали 6 воздушных побед. В ряде источников утверждается, что одной из них стало уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Согласно данным официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета «Политика», «Гвозден Дюкич» это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны. Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам). Погибли капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко Павлович; майорам Аризанову, Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу удалось благополучно катапультироваться.
Каргильская война
В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 года индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.
Конфликт в Дарфуре
ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По утверждению некоторых источников, самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании; Министерство обороны России опровергло эту информацию.
Другие эпизоды
Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году.
Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни. Непосредственно к боевым действиям они не привлекались и потерь не имели.
Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Цессна 337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли Цессны в воздушное пространство Кубы или нет, но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73.
20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450. Грузинская сторона заявила, что БПЛА был уничтожен российским МиГ-29, взлетевшим с аэродрома Гудаута. Российские официальные лица отвергли такую возможность, а Абхазия заявила, что победа была одержана самолётом L-39 национальных ВВС. 26 мая Миссия ООН по наблюдению в Грузии опубликовала отчёт, основанный на грузинских данных, в котором предположила о возможной достоверности грузинской версии событий и классифицировала атаковавший самолёт, запечатлённый на сделанной БПЛА видеозаписи, как МиГ-29 или Су-27. Впоследствии достоверность данной видеозаписи была опровергнута, так как использующееся там изображение самолёта Миг-29, использовалось с невозможной для данного самолёта конфигурацией подвески ракет на концевых пилонах.
Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов
В 1975-76 гг. на вооружение США стали поступать истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 был принят на вооружение в конце 1983 г.
В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.
По официальным данным США и НАТО , в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны.
Соглано официальному сайту МО Сербии, Небойша Джукановичь, бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи, подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях.
Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны непосредственными их участниками в документально-публицистических передачах
Просмотров: 8898
www.vonovke.ru
Военное дело — МИГ 29 часть 3
Боевое применение
Война в Персидском заливе (1991)
Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили. 36 МиГ-29(9-12Б) и 6 МиГ-29УБ были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время операции «Буря в пустыне» они не смогли проявить себя из-за полного господства в воздухеавиации Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей, ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G (ракетой Р-27Р), F-111F и итальянский Tornado IDS (ракетами Р-60МК), однако они успеха не принесли. По заявлению ВВС Ирака, пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский «Торнадо» 29-й эскадрильи; это не подтверждается и не опровергается западными источниками, поскольку самолёт, о котором идёт речь (серийный номер ZA467), пропал во время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была официально установлена.
В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29).
17 января F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.
Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов МНС.
Конфликт в Приднестровье (1991—1992)
36 самолётов МиГ-29 авиационного полка Черноморского флота захватила Молдова, не дожидаясь раздела флота после распада СССР. Часть из них эпизодически применялась в ходе сражения за Бендеры в июне 1992 года. В российских публикациях отмечены два случая их применения в этом конфликте. 22 июня один МиГ-29УБ попытался уничтожить мост через Днестр, однако бомбы упали на находящееся рядом село Парканы, что привело к гибели мирных жителей. Через несколько дней подразделение ПВО российской14-й армии в зоне конфликта обнаружило приближающуюся скоростную воздушную цель и, как утверждается, сбило её. Уничтоженный самолёт был позднее идентифицирован как МиГ-29.
Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)
После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах, российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29.. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21.
Операция НАТО против Югославии (1999)
Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка (аэродром Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.
По некоторым данным, всего за время войны пилоты МиГ-29 одержали 6 воздушных побед. В ряде источников (в том числе у российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини) утверждается, что одной из них стало уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Согласно данным официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета «Политика», «Гвозден Дюкич» (правильнее Джукичь, Гвозден Ђукић) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны. Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле; подробную информацию о потерях югославских самолётов см. в статье Список потерь авиации сторон в ходе войны НАТО против Югославии (1999)). Погибли капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко Павлович; майорам Аризанову, Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу удалось благополучно катапультироваться.
Каргильская война (1999)
В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 года индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.
Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.)
ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года(предположительно в ходе боёв 10 мая) дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По утверждению некоторых источников, самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании; Министерство обороны России опровергло эту информацию.
Другие эпизоды
Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году.
Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни. Непосредственно к боевым действиям они не привлекались и потерь не имели.
Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Цессна 337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли Цессны в воздушное пространство Кубы или нет, но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73.
20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450. Грузинская сторона заявила, что БПЛА был уничтожен российским МиГ-29, взлетевшим с аэродрома Гудаута. Российские официальные лица отвергли такую возможность, а Абхазия заявила, что победа была одержана самолётом L-39 национальных ВВС. 26 мая Миссия ООН по наблюдению в Грузии опубликовала отчёт, основанный на грузинских данных, в котором предположила о возможной достоверности грузинской версии событий и классифицировала атаковавший самолёт, запечатлённый на сделанной БПЛА видеозаписи, как МиГ-29 или Су-27. В последствии достоверность данной видеозаписи была опровергнута, т.к. использующееся там изображение самолета Миг-29, использовалось с невозможной для данного самолета конфигурацией подвески ракет на концевых пилонах.
Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов
В 1975-76 гг. на вооружение США стали поступать истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 (также являясь истребителем 4-го поколения) был принят на вооружение в конце 1983 г.
В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.
По официальным данным США и НАТО , в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны.
Соглано официальному сайту МО Сербии, Небойша Джукановичь (Nebojša Ðukanović), бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях.
Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны непосредственными их участниками (пилотами) в документально-публицистических передачах
Три проекции МиГ-29
РД-33 — двигатель для истребителей МиГ-29
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека
- Длина: 17,32 м
- Размах крыла: 11,36 м
- Высота: 4,73 м
- Площадь крыла: 38,06 м²
- Угол стреловидности крыла: 42°
- Масса:
- пустого: 10900 кг
- нормальная взлётная масса: 15180 кг
- максимальная взлетная масса: 18480 кг
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 476 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 399 кг/м²
Двигатель
- Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой (а также управляемым вектором тяги на МиГ-29ОВТ и МиГ-35)
- Модель: «РД-33»
- Тяга:
- максимальная: 2 × 5040 кгс
- на форсаже: 2 × 8300 кгс
- Масса двигателя: 1055 кг
- Отклоняемый вектор тяги: для МиГ-29ОВТ и МиГ-35 с двигателями РД-133
- Углы отклонения вектора тяги: ±15° в любом направлении
- Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,92 кгс/кг
- при нормальной взлётной массе: 1,09 кгс/кг
voinanet.ucoz.ru