МиГ-23МЛД. Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома]

Конец 1970-х годов ознаменовалось появлением за рубежом самолетов-истребителей четвертого поколения (F-14, F-15, F-16, «Мираж» 2000), отличавшихся от предшественников не только новым оборудованием и вооружением, существенно расширявших боевые возможности, но и повышенной маневренностью благодаря значительному улучшению их аэродинамических характеристик.

Истребители четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 еще только создавались и противопоставить им в то время мы могли лишь МиГ-23МЛ. Хотя самолет и отличался довольно совершенным прицельно-навигационным оборудованием, его маневренные характеристики, несмотря на достаточную тяговооруженность, при ведении ближнего воздушного боя оставляли желать лучшего. В создавшейся ситуации выход был один – изыскать возможность улучшить аэродинамику машины, расширив диапазон ее полетных углов атаки.

Исследования, проведенные специалистами ЦАГИ и ОКБ Микояна, показали, что если дополнительно к «клыку» на консолях несущей поверхности на центроплане и штанге приемника воздушного давления установить генераторы вихрей, то в совокупности с отклонением носка крыла можно затянуть срыв потока до углов атаки около 30 градусов. Диапазон полетных углов расширялся градуса на 2–4, но этого, как оказалось, было вполне достаточно, чтобы на равных бороться с истребителями противника четвертого поколения в ближнем воздушном бою.

Так появился вариант МиГ-23МЛД, запущенный в серийное производство в 1984 году. На самолетах устанавливалась РЛС «Сапфир-23МЛ» либо ее вариант «Аметист».

Проводя исследования по расширению боевых и маневренных возможностей МиГ-23, пришли к выводу, что на боевом режиме полета можно уменьшить угол стреловидности консолей крыла с 45 до 33 градусов, что увеличивало его коэффициент подъемной силы и соответственно величину эксплуатационной перегрузки.

Но в бою летчику некогда оглядываться на приборы, и для предупреждения выхода машины на критический угол атаки установили устройство предупреждения летчика о приближении к опасному режиму, приводящее к вибрации ручки управления самолетом. Все это позволило создать машину практически не сваливающуюся в штопор.

Впоследствии на МиГ-23МЛД установили блоки отстрела ИК-ловушек для противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения.

Самолет выпускался серийно с 1984-го по 1985 год. Их построили около 70 машин, остальные переделывались в вариант «МЛД» на авиаремонтных заводах ВВС.

В процессе серийного производства и переделки самолетов в вариант «МЛД» машина постоянно совершенствовалась, обновлялось оборудование и вооружение. В частности, в арсенал этих самолетов включили УР РВВ-АЭ и ближнего боя Р-73. Однако машина появилась слишком поздно, а принятие на вооружение истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, привело сначала к прекращению производства МиГ-23, а в 1990-е годы и снятию с вооружения.

Советским МиГ-23МЛД довелось участвовать лишь в войне в Афганистане. С марта 1982-го по январь 1989 года там воевали 120-й, 152-й, 168-й, 190-й, 655-й, 905-й и 982-й истребительные авиаполки. В основном они действовали в интересах наземных войск, прикрывали Кабул и Баграм. Исключением стал единственный воздушный бой, когда летчик МиГ-23МЛД сбил ракетой Р-60М пакистанский F-16A. Правда, пакистанские власти, признав потерю истребителя, распустили слух, что это был учебный полет, а чтобы еще больше запутать общественность, объявили об уничтожении советского «МиГа», нарушившего их границу.

Главными же воздушными целями самолетов ПВО в мирном небе СССР были разведывательные аэростаты.

Помимо основных задач решаемых самолетами, МиГ-23 привлекались в качестве летающих лабораторий для испытаний и доводки новых образцов техники. В частности, на них исследовали систему непосредственного управления подъемной силой и гидравлических систем, отрабатывали взлет с трамплина и посадку на палубу с использованием тормозного гака и оптической системы.

Когда в СССР началась разработка авианесущего крейсера, то одними из первых кандидатов на роль палубного истребителя были так и оставшиеся на бумаге варианты МиГ-23А и МиГ-23К.

В Российской Федерации снятие с вооружения МиГ-23 началось вскоре после объявления ее суверенитета. Дольше всех МиГ-23 продержались в Армавирском училище летчиков – до 1999 года. За рубежом же они продолжают летать и по сей день.

Большое количество МиГ-21 и МиГ-23, эксплуатировавшихся за рубежом, после появления истребителей четвертого поколения привело к их быстрому моральному старению. В связи с этим авиационная промышленность предприняла попытку продлить «век» этих машин путем существенного обновления их оборудования и вооружения.

В частности, в 1998 году специалисты АНПК «МиГ» разработали вариант модернизации МиГ-23БН, находившихся за рубежом, получивший обозначение МиГ-23Б-98. Предлагалось, в частности, комплектование самолета бортовой автоматизированной системой управления, многофункциональным цветным жидкокристаллическим индикатором, системой управления оружием, аналогичной использовавшейся на МиГ-27М и другим оборудованием. Арсенал машины пополнялся НАР С-8, С-13, С-25, а также УР: классов «воздух – воздух» – Р-73Э; «воздух – поверхность» Х-29Т, «Л» и Х-31П, «А», а также управляемыми авиабомбами КАБ-500КР, «Л».

Кроме этого предполагалось снизить радио– и тепловую заметность самолета, установить системы активных и пассивных помех, устройство для дозаправки топливом в полете, повысить боевую живучесть самолета. Однако реализовать эти планы удалось лишь на МиГ-21бис индийских ВВС.

В 1969–1983 годы заводом в Москве и Иркутске построили соответственно 4278 и 769 самолетов разных модификаций.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

МиГ-23МЛД и МиГ-23МЛ в различных музеях.

Добиваю самолеты МиГ-23 различных модификаций. На этот раз несколько самолетов МиГ-23МЛД и МиГ-23МЛ в музеях Эстонии, России и Украины.

МиГ-23МЛ он же 23-12, изд.3, это модификация 1974 года. Буква «Л» обозначает «лёгкий» — с самолёта снят четвёртый фюзеляжный бак. Серийное производство на тридцатом заводе с 1976 по 1981 год. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300, или «изделие 77»).

А его последователь МиГ-23МЛД, 23-18, изд. 3 в серии с 1984 года. Наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт получил доработки аэродинамики, обеспечивающие существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера, а также систему ограничительной сигнализации СОС-3-4. РЛС «Аметист» (Н008, «Сапфир-23МЛА»). В вариант МиГ-23МЛД поэтапно переоборудовались самолёты версий «М» и «МЛ» при плановых ремонтах на АРЗ.

и других источников найденных мною в инете и литературе.

Самолет в эстонском музее под Тарту это МиГ-23МЛД 1979 года выпуска (а значит модернизирован из М или МЛ) с бортовым номером 32 и заводским s/n: 0390315497. Построен на заводе №30. Попал в музей с Украины.
страничка самолета из музея

Здесь же у нас судя по всему и двигатель этого самолета: Р-35-300.
Двухконтурный турбореактивный двигатель Р-35-300 разработан в АМНТК Союз под руководством главного конструктора Хачатурова. Двигатель создан на базе турбореактивного двигателя Р-29-300. Конструкция двигателя Р-35-300 очень близка к Р-29-300, различия заключаются в новом компрессоре и увеличенной температурой газов в турбине.

Двигатель предназначался для установки на истребители МиГ-23МЛ, МЛА и МЛД. Конструкция двигателя разработана таким образом, чтоб максимально выдерживать боевые повреждения наносимые боеголовками управляемых ракет «воздух-воздух» и ракет ЗРК. Производился в Уфимском УМПО под обозначением Изделие 55Б.

Тяга на максимальном режиме, кН( кгс) 127.46(13000)
Удельный расход топлива на максимальном режиме, кг/кгс-ч 1.96
Тяга на рабочем режиме, кН( кгс) 83.85(8550)
Минимальный удельный расход топлива, кг/кгс-ч 0.96
Степень сжатия 13.00
Температура газов перед турбиной, град.Ц 1220
Масса, кг 1765
Длина, м 4.975
Диаметр, м 0.912

Ребята из Украины на всех бортах трезуб нарисовали? Даже тех, которые никогда не летали в незалежной?

Внутренности двигателя.

Крупнее

Ниша основной стойки. Здесь по крайней мере не закрашено все подряд краской:-)))

Хвостовое оперение

Самолеты стоят под крышей. Хоть это и не полноценные закрытые ангары, но очень неплохое решение на мой взгляд для любых музеев.

Под самолетам лежат пусковые устройства для НУР.

Тут в кабину не заглянешь…

Табличка с описанием самолета.

Краска начала бледнеть….

А что это за подвесной контейнер?

Дополнительные управляемые створки воздухозаборника.

Описание расположили в оригинальном месте.

Ниша основной стойки.

Сложенный плавник.

Фото 52.

Общий вид спереди.

Крупнее

Переходим к МиГ-23МЛД с бортовым номером 16 и заводским 0390320859 из Парка Патриот. Если номер верный, то этот самолет был построен на заводе №30 14 мая 1981 года. Летал в 4-й ЦБП с бортовым номером 44?

Стоит он в самом дальнем углу вместе с МиГ-23УБ и МиГ-21

Как подходили сзади, так и начнем осмотр.

Крыло сложено в сверхзвуковой режим…

Общий вид.

И начинаем обход по кругу.

Фото 83.

Вертикальный стабилизатор.

Общий вид слева.

Носовая часть. Материал фонаря пожелтел от солнца.

Фото 113.

А в этих нишах все покрашено без разбора в один цвет:-)))

Воздухозаборник без заглушек.

Табличка с описанием самолета…

Общий вид спереди.

Закрашенная носовая стойка.

ПВД в носу

И снова какая то флюгарка перед фонарем. Что это?

Воздухозаборник.

И крыло с характерным выступом…

Общий вид справа.

На фоне МиГ-21

Фото 48.

И вид сзади.

ЛТХ:
Модификация МиГ-23МЛД
Размах крыла, м
минимальный 13.97
максимальный 7.78
Длина, м 16.70
Высота, м 5.00
Площадь крыла, м2
минимальная 34.16
максимальная 37.27
Масса, кг
пустого самолета 10230
нормальная взлетная 14770
максимальная взлетная 20100
топлива 3700
Тип двигателя 1 ТРД Р-35-300
Тяга, кгс
на форсаже 1 х 13000
на максимале 1 х 8550
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 2500
у земли 1400
Крейсерская скорость , км/ч 990
Практическая дальность, км 2360
Боевой радиус действия, км 1450
Максимальная скороподъемность, м/мин 12900
Практический потолок, м 18600
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-23Л (200 патронов)
Боевая нагрузка — 2000 кг на 5 узлах подвески (максимально — 4500 кг)
2 УР воздух-воздух средней дальности Р-24Р и Т
4 УР воздух-воздух ближней дальности Р-60 или 2 Р-73
1 УР Х-23
блоки неуправляемых ракет калибра 57 или 80 мм, авиабомбы калибра 100-500 кг, пушечные контейнеры УПК-23-250

А теперь переходим к самолету из музея в Жулянах(фотографии 2012 года), это предыдущая версия: МиГ-23МЛ, 1978 года выпуска( 30 завод) с бортовым номером 54 и заводским s/n: 0390310387. Долгое время находился на 117 АРЗ в Киеве.

Сюда я еще как нибудь доберусь, чтобы сделать нормальные фотографии самолета.

В те времена тут самолет также стоял на грунте, без заглушек и никак не закрыт от солнца…

Пилон для вооружения.

Вид издалека.

За загородочку не выходил…

Вид спереди

Носовая стойка

И фонарь, на удивление прозрачный…

ЛТХ:
Модификация МиГ-23МЛ
Размах крыла, м
минимальный 7.78
максимальный 13.97
Длина, м 16.70
Высота, м 5.00
Площадь крыла, м2
минимальная 34.16
максимальная 37.27
Масса, кг
пустого самолета 10230
нормальная взлетная 14770
максимальная взлетная 17800
топлива 3700
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-35-300
Тяга, кгс
на форсаже 1 х 13000
максимальная 1х 8550
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 2500
у земли 1400
Крейсерская скорость , км/ч 976
Перегоночная дальность, км 2360
Практическая дальность, км 1450
Максимальная скороподъемность, м/мин 12900
Практический потолок, м 18600
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-23Л (200 патронов)
боевая нагрузка — 2000 кг на 5 узлах подвески
2 УР Р-23, Р-24, 4 УР Р-13М, Р-13М1 или Р-3С
1 УР Х-23
блоки неуправляемых ракет С-5, С-8 и С-24
4 авиабомбы ФАБ-500 или 16 ФАБ-10.
пушечные контейнеры УПК-23-250

igor113.livejournal.com

Хорошие фото и видео сирийских МиГ-23МЛД


imp_navigatorВВС Сирии провели тур для журналистов по авиабазе около г.Хама, на которой базируются в т.ч. одни из лучших сирийских истребителей (после МиГ-29) — МиГ-23МЛД (23-18). Эти истребители СССР не поставлял на экспорт и Сирия купила машины с хранения в республике Беларусь в 2008 году. Хорошо виден вихреобразующий «клык» в основании крыла — один из основных внешних признаков этой версии МиГ-23. Можно заметить, что дежурные МиГ-23МЛД несут стандартное противовоздушное вооружение — ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-23\Р-24Р и малой дальности Р-60. При этом МиГ-21 и более ранние версии МиГ-23 на той же базе осуществляют вылеты на ударные миссии с бомбами на узлах подвески. Еще один интересный момент о котором сказали в репортаже Первого канала, что в условиях острой нехватки боеприпасов, сирийцы наладили собственное производство осколочно-фугасных авиабомб для самолетов в небольших мастерских.

МиГ-23 на мой взгляд одни из самых красивых истребителей.





фото via https://twitter.com/IvanSidorenko1/status/662667822011695104 и https://twitter.com/IraqiSuryani1/status/662766118235426816

МиГ-23МЛД с бортовым номером 4000

МиГ-23МЛ\МЛА


Бортовой номер 2771

МиГ-21

Выпускаемые сирийскими мастерскими из подручных материалов ОФАБы.

Кадры с видео российского Первого канала и сирийского телеканала al-Ikhbariya


P.S. Добавил еще пару фото МиГ-23МЛД и видео от телеканала Lifenews и Russia Today


imp-navigator.livejournal.com

Погубленная модернизация МиГ-23 » Военное обозрение

В мировой авиапромышленности предусматривается программа модернизации более старых самолётов с целью продления их сроков службы и экономии бюджетных средств. В результате модернизированный самолёт в большей степени раскрывает свои возможности.

В данной статье речь пойдёт о советском истребителе, который далеко не в полной мере раскрыл свой потенциал. Марка – МиГ-23-98.


В 1980-х годах Североатлантический блок усиленно перевооружал свои авиакрылья новыми F-16, F-15 и F/А-18. В этих условиях Советскому Союзу необходимо было выпускать не только новые МиГ-29 и Су-27, но и модернизировать находящиеся на вооружении МиГ-23МЛ/МЛД, которые достойно показали себя в декабре 1982 года в небе Сирии, а также в Афганистане.

До появления у СССР МиГ-29 и Су-27 только истребитель МиГ-23МЛД третьего поколения мог на равных вести воздушный бой с западными самолётами четвёртого поколения. Однако развал СССР погубил программу масштабной модернизации МиГ-23.

Тем не менее, несмотря на колоссальные трудности и почти полное отсутствие финансирования, в середине 1990-х годов ОКБ им. Микояна предложило несколько программ глубокой модернизации МиГ-23, совместно с ОАО «ФазотронНИИР» и ГосНИИАС, преимущественно ориентированные на экспортных заказчиков. Требовалось оснащение истребителя новыми типами вооружения и усовершенствованной бортовой электроникой. Также этот вопрос стал актуальным в связи с истечением сроков службы ракет Р-23, а также завершения сроков хранения ракет Р-60 и Р-24 последних серий.

Первоначально предполагалось заменить РЛС «Сапфир-23» на «Супер-Копьё», но позже было принято решение установить более современную «Москит-23» либо «Москит-21К». Всего было разработано три базовых варианта модификации:

1. Установка РЛС «Москит-23» (дальность обнаружения цели в передней полусфере – 90 км, в задней – 40 км), введение в состав вооружения современных ракет класса «воздух-воздух» Р-73, Р-27Р, Р-27Т, Р-77, противорадиолокационной Х-31А, корректируемых бомб КАБ-500Кр.

2. Установка РЛС «Москит-21К» (дальность обнаружения цели в передней полусфере – 45 км, в задней – 20 км) в подвесном контейнере в дополнение к штатной станции «Сапфир-23». В результате без серьёзной перекомпоновки самолёт получает возможность нести то же вооружение, что и в первом варианте (но с меньшей дальностью ведения ракетного боя).

3. Сохранение штатной станции «Сапфир-23» и установка в носовой части канала радиокоррекции, обеспечивающего применение ракет средней дальности Р-77. В состав вооружения планировалось ввести ракету ближнего боя Р-73.

Рассматривался также вариант установки РЛС «Топаз». При этом модернизированная машина получила бы практически равные с МиГ-29СМТ возможности по ведению ракетного воздушного боя вне визуального контакта с противником, а также по действиям против наземных и морских целей. Применение подвесных контейнеров с оптоволоконным оборудованием позволяло ввести в состав вооружения ракеты с лазерным наведением Х-25МЛ, Х-29Л, С-25Л и бомбы КАБ-500Л. По желанию заказчика возможно оснащение истребителя управляемым оружием иностранного производства.

В качестве основных опций предлагалось:
• снижение заметности;
• установка квантовой оптико-локационной станции (КОЛС) с МиГ-29;

• применение разнообразной номенклатуры контейнеров, расширяющих тактические возможности самолета;
• дозаправка в воздухе;
• увеличение боевой живучести;

Конструкция МиГ-23-98, в основном, соответствует базовому самолёту. «Боевой» угол стреловидности консолей крыла уменьшен с 45 до 33°. Применён автоматически отклоняемый носок крыла. Для улучшения обзора из кабины установлен новый козырёк по типу МиГ-21-93. Информационное поле построено на многофункциональных ЖК-дисплеях МФИ-68 (применяются на МиГ-29СМТ). В состав навигационного оборудования включена спутниковая система ГЛОНАСС/GPS.

Модернизация самолётов МиГ-23 для многих стран могла бы стать хорошей альтернативой закупке усовершенствованных, но дорогостоящих самолётов четвёртого поколения западного производства. В своё время также была бы возможна модернизация и поставка на экспорт самолётов российских ВВС, находящихся на консервации.

Нужно признать, что МиГ-23 уже устарел к середине 1980-х годов, и ему тяжело приходилось в боях с более современными F-15 и F-16 во время боёв в Ливане 1982 года и операции «Буря в пустыне» 1991 года. Однако и тут СССР не исчерпал всех возможностей. И если история России пошла бы иначе, не по-горбачёвски, наши конструкторы могли бы резко усилить эти самолеты, экономя средства для страны.

В результате четыре тысячи советских МиГ-23 превращались как бы в восемь тысяч по силе ударов. И в то же время мы выходили бы на мировой рынок модернизации наших самолетов во всём мире, принося стране миллиарды долларов за счет выгодных контрактов. А новые планы перевооружения и переоснащения российских ВВС так и остаются на бумаге…

topwar.ru

МиГ-23МЛД Википедия

Эту статью следует викифицировать.Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
МиГ-23

МиГ-23МЛД
Тип многоцелевой истребитель третьего поколения
Разработчик ОКБ А.И.Микояна
Производитель ММЗ «Знамя труда»
Иркутский авиазавод
Главный конструктор А. А. Андреев
Первый полёт 10 июня 1967 года (прототип «23-11»)[1]
Начало эксплуатации май 1969 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты СССР СССР (бывший)
Индия Индия (бывший)
Сирия Сирия
Ливия Ливия
Годы производства 1969 — 1985
Единиц произведено 3 630 (истребительных модификаций)
769 МиГ-23УБ[2]
Варианты МиГ-27
 Медиафайлы на Викискладе

МиГ-23 (по ификации НАТО: Flogger — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности разработки ОКБ-155.

Первый полёт на опытном самолёте «23-11» выполнил 10 июня 1967 года лётчик-испытатель

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *