Легенда Викингов
Викинги — предки норвежцев, датчан и шведов. Дословно «викинг» переводится как «человек из бухты». Так называли морских разбойников, которые скрывались в бухтах и заливах. У викингов было два любимых занятия — война и банкеты. Они путешествовали на кораблях и делали набеги на прибрежные территории. |
Викинги приносили богам кровавые жертвы. Чаще всего в жертву приносили животных. Иногда жрецы убивали короля, считая, что боги будут рады такой большой жертве.
Верховный бог викингов — Один. Он был богом сражений и царства мертвых, а также способствовал магии. Его изображали строгим воином с топором и копьем в руках. Один был одноглазым, так как свой ??глаз он отдал за глоток мудрости из волшебного медового источники.
Сначала Одина считали богом мудрости. Его превращение в небесного и верховного бога связано с укреплением военных союзов. Он был заместителем военных дружин, и эта его роль со временем признавалась все важнее. Кроме того, у людей менялись представления о потустороннем мире. Они решили, что часть его находится на небе. Это почетное царство мертвых для смелых воинов, погибших в бою.
ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝
dnevnik-legend.ru
Исторические мифы о Викингах — Альтернативный взгляд Salik.biz
Викинги — скандинавские мореплаватели, времен раннего Средневековья. В основном это были свободные крестьяне, жившие на территории нынешних Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии. За пределы родной страны их толкала жажда наживы и перенаселение Родины. Подавляющее большинство викингов были язычниками.
Возглавлял эту разношерстную группу воинов, торговцев и путешественников вождь. Само же старонорвежское слово «викинг» к какой-то определенной местности не привязано, обозначая лишь человека, который идет в море. О походах викингов и их быте, нраве сложено немало легенд и мифов. Но не все из них являются достоверными.
— Salik.bizИменно такими их изображают многочисленные художественные фильмы и мультфильмы. На самом деле эти мужчины и женщины довольно внимательно относились к своей внешности. В поселениях викингов при раскопках было найдено довольно много бритв, пинцетов и гребней. Археологи обнаружили там даже остатки мыла, которое воины самостоятельно варили. В Англии вообще принято считать викингов чистоплотными, ведь те мылись раз в неделю, по субботам. В скандинавских языках до сих пор слово суббота в дословном переводе означает банный день. Правда сегодня потомки викингов о происхождении того слова уже и не задумываются.
Все викинги были высокими блондинами
В фильмах викинги предстают перед зрителями высокими сильными мужчинами со светлыми волосами. Но при анализе исторических записей, да и на основе раскопок, было выяснено, что средний рост этих воинов составлял около 170 сантиметров. А ведь это не много даже для того времени. Сложнее картина со светлыми волосами. Викинги действительно считали их идеальным вариантом, но вот не все они обладали таким цветом шевелюры. Чтобы как-то исправить это недоразумение воины использовали особое мыло с отбеливающим эффектом. Стоит отметить, что викинги были довольно гостеприимными, среди них было множество чужестранцев. Известно, что в их ряды входили не только испанцы, итальянцы, французы и португальцы, но даже и русскими. Понятно, что все они быть светловолосыми быть не могли.
Рекламное видео:Чашами для питья у викингов служили черепа
Эта легенда родилась благодаря произведению Оле Ворма «Reuner seu Danica literatura antiquissima» 1636 года. Там он писал, что датские воины пьют из изогнутых черепов (curved branches of skulls). По-видимому, имелись в виду рога. Но при дальнейшем переводе на латынь осталось только слово череп (skulls). Это и послужило основой для этого мифа. Да и при раскопках не было найдено ни одного кубка, выполненного из черепа.
Викингов жили в Скандинавии
Викинги действительно появились в Скандинавии, но со временем расселились по всему миру. Они достигли Северной Африки, России и даже Северной Америки. Почему произошла такая экспансия, объясняется несколькими теориями. Самая распространенная связана с тем, что постепенно в Скандинавии истощились земельные ресурсы, а население увеличилось. Вот и пришлось викингам искать новые места для жизни. Стоит учесть и тот факт, что после падения Римской империи в V веке торговля между Западной Европой и Азией значительно ухудшилась. Викинги вынуждены были искать новые, более богатые места.
Викинги имели примитивное и грубое вооружение
Еще одной особенность викингов в кинофильмах является их грубое вооружение — дубинки да топоры. Часто воины вообще изображаются без какого-либо оружия. Но ведь викинги были хорошими оружейниками. При этом они использовали технологию составной ковки. Именно такая использовалась при изготовлении знаменитых дамасских клинков. В результате оружие викингов было довольно крепким и острым. В фольклоре воинов есть предание, согласно которому меч можно было проверить, опустив в ручей. По воде спускался волос, если клинок перерезал его, то оружие могло считаться достаточно острым.
Викингов все ненавидели
Практически все предыдущие заблуждения породили это. Считается, что викинги были всюду нежеланными гостями и изгоями, все их ненавидели. На самом деле ненавидели их ничуть не больше, чем любую чужую нацию, а вот про уважение к викингам почему-то умалчивают. Французский король Шарль II, известный как Шарль Простой даже подарил викингам землю на территории нынешней Нормандии. А дочь монарха даже была отдана за Ролло, одного из вождей воинов. Эти «прирученные» викинги впоследствии не один раз защищали Францию от набегов своих других соплеменников. Да и в Константинополе викингов уважали за их отвагу и силу. Рассказывают, что у византийских императоров даже был особый варяжский караул. В его состав входили шведские викинги.
Викинги были жестокими и кровожадными
Действительно нападения викингов выглядели кровавыми и жестокими. Но это ровно до тех пор, пока не вспоминать о других воинах. Тогда сражения просто не велись иначе. Жестокими и кровожадными были все — англичане, французы, испанцы… Король Франции Шарль Великий, живший в одну эпоху с викингами, практически полностью истребил племя аваров. Этот древний народ жил долгое время на Волге и на побережье Каспийского моря. При Вердене король приказал отрубить головы 5 тысячам жителям Саксонии. Так что викинги в своей жестокости особенно не выделялись. Зато у них была собственная особенность. Викинги полностью уничтожали все, что было связано с чуждыми им религиями. Разрушались храмы и монастыри, уничтожались служители. Такое поведение очень пугало окружающих, так что завидя на горизонте мачты кораблей викингов, они пытались убежать, не оказывая сопротивления. Такое свое поведение люди и попытались оправдать жестокостью викингов.
Викинги только и делали, что грабили соседей
Среди викингов воинов было не так много. Большая часть людей занималось ремеслом, земледелием и животноводством. Выход с экспедициями в море был приятным дополнением к доходу, но такое поведение было тогда присуще всем, даже цивилизованным странам. Большинство же викингов всю свою жизнь спокойно жили на землях, сейчас именуемыми Исландией и Гренландией. Этих людей считали опытными торговцами, которые вели дела с представителями других стран и народов.
Все викинги носили рогатые шлемы
Часто даже женщин изображают в таких шлемах. Между тем это самое большое заблуждение о викингах. Сегодня не найдено никаких доказательств, ни в раскопках, ни в документах, того, что эти люди действительно носили рогатые шлемы. Все найденные головные уборы рогов как раз таки и не имеют. Более того, сама их конструкция не предусматривает таких излишеств. Такое заблуждение скорее всего появилось благодаря древним христианам. Те считали викингов пособниками дьявола, а значит они должны были носить рога на своем шлеме для устрашения. Возможно сыграл роль тот факт, что норвежский бог Тор на своем шлеме имел крылышки. При определенной фантазии их можно было принять за рога.
salik.biz
Приложение [150]. . МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ВИКИНГОВ. «Повседневная жизнь викингов IX–XI века»
Видение Гюльви
[151]
Гюльви звали одного очень мудрого конунга, который правил в свое время той страною, что зовется теперь Швецией.
Раз он решил даровать страннице в награду за то, что занимала она его своими речами, земли столько, сколько утащат четыре быка. А надо сказать, что странницу ту звали Гевьон, и была она из рода асов — верховных богов. И порешила она тогда призвать себе на помощь четырех быков из Страны Великанов — то были ее дети. И столько они утащили земли, что когда сбросили ее в море, то образовался там большой остров, который с тех пор зовут Зеландией.
Гюльви был мужем очень мудрым и знал он толк в чародействе, и очень он дивился могуществу и силе асов. А потому собрался он поехать к асам, чтобы поучиться их мудрости, а чтобы они его не узнали, принял обличье старика. Но асы оказались мудрее его: заранее проведали они о его приезде и приготовились встретить конунга видением.
Подъезжая к Асгарду, жилищу асов, увидал Гюльви высокий чертог, крыша которого была выстлана золотыми щитами. При входе, в дверях, увидал Гюльви человека, который играл ножами, подбрасывая их в воздух сразу по семи штук Человек этот спросил приезжего об имени, и Гюльви отвечал, что зовут его Путником и что пришел он сюда дикой тропой. Потом попросился Гюльви переночевать и спросил, кому принадлежит столь красивый чертог.
— Принадлежит он нашему конунгу, — отвечал ему человек, игравший ножами, — и я провожу тебя к нему, чтобы ты сам мог спросить у него, как его звать.
Пошел Гюльви вслед за человеком, игравшим ножами, и входная дверь сейчас же сама собой затворилась за ним. Проходя по чертогу, миновал Гюльви множество палат и видел в них множество людей — одни были поглощены игрой, другие пили, третьи бились оружием между собой. Показалось это подозрительным Гюльви, стал он осматриваться по сторонам и сказал себе:
Прежде чем в дом войдешь, все входы ты осмотри, ты огляди, — ибо, как знать, в этом жилище недругов нет ли.
Наконец увидал он три престола, расположенных один выше другого, на которых восседали три мужа.
— Как зовут этих хёвдингов? — спросил своего провожатого Гюльви.
— Тот, кто сидит на низшем месте, носит имя Высокий, тот, кто сидит следом за ним, — Равновысокий, тот же, кто сидит на самом высоком месте, носит имя Третий.
В это время сам Высокий обратился к пришельцу и, спросив, какое у того дело, прибавил, что еда и питье готовы в Палатах Высокого для Путника, как и для всякого другого.
— Прежде чем сесть за стол, хотелось бы мне узнать, нет ли у вас в доме какого-нибудь мудрого мужа, — сказал Путник.
— Никто еще не выходил отсюда, не найдя здесь человека мудрее себя, — отвечал Высокий. — Спрашивай же нас стоя, как то подобает ученику, а мы будем отвечать тебе сидя, как то подобает учителю.
И Путник стал задавать им вопросы, а они по очереди отвечали ему.
— Скажите мне, кто из асов всех старше? — начал Путник.
— Зовут его Всеотец, но в Асгарде он носит двенадцать имен, — сказал Высокий.
— Где живет он? И чем владеет, и что уже сделал?
— Живет он уже целую вечность, — отвечал Высокий, — и властвует надо всем на свете, большим и малым.
— Он создал небо, землю и воздух, — добавил Равновысокий.
— Всего же важнее, — заговорил Третий, — что создал он человека и дал ему жизнь. И дал ему душу, которая будет жить вечно. И все праведные люди после своей смерти будут жить с ним в «Обители блаженства», что зовется Гимле, а все дурные люди попадут в подземное царство мертвых Хель. Это внизу, в девятом мире.
— Что же делал он до того, как создал небо и землю?
— Он жил тогда с инеистыми великанами, могучими духами мороза и инея.
— Что было сначала, прежде всего другого?
— Задолго до того, как была создана земля, существовал уже Нифльхель, царство мрака и холода. В середине его находился источник Кипящий Котел. На юге же лежал Муспелльсхейм — царство света и жара, окруженное пламенем, никому не доступное; черный великан Сурт, вооруженный огненным мечом, защищает вход в него. В день гибели мира станет он во главе злобных духов и пойдет войной на асов, победит их и мечом своим подожжет мир. И в «Прорицаниях вёльвы» так сказано об этом:
Сурт едет с юга с губящим ветви, солнце блестит на мечах богов; рушатся горы,
litresp.ru
героический Север и его предания. Скандинавская мифология. Энциклопедия
МИФОЛОГИЯ ВИКИНГОВ: героический Север и его предания
Всякая мифология — плоть от плоти народа, ее создавшего. В ней, как в зеркале, отражаются характер народа-родителя, ценности, которые он превозносит и лелеет, — и антиценности, им порицаемые и отрицаемые; также мифология, точнее, самый ее дух, находится в непосредственной связи со средой обитания народа-мифотворца. И весьма любопытно сравнивать между собой мифологические системы разных народов, обнаруживая в последних упомянутые выше соответствия и противопоставления. Особенно богатый материал для сопоставлений подобного рода дает Европа — по причине своей компактности в сравнении с другими материками. Чем дальше на север от колыбели цивилизации — Средиземноморья, — тем суровее становится дух мифологии, тем жесточе делаются боги, кровопролитнее битвы, трагичнее конфликты и безнадежнее судьбы. И своего апогея это «нарастание драматизма» достигает в мифологии крайнего европейского Севера — в мифологии скандинавов.
Как писал А.Я. Гуревич в предисловии к русскому изданию «Старшей Эдды» в «Библиотеке всемирной литературы», «образ мира, выработанный мыслью народов Северной Европы, во многом зависел от образа их жизни. Скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы, в меньшей мере земледельцы, они жили в окружении суровой и слабо освоенной ими природы, которую их богатая фантазия легко населяла враждебными силами. Центр их жизни — обособленный сельский двор. Соответственно и все мироздание моделировалось ими в виде системы усадеб. Подобно тому как вокруг их усадеб простирались невозделанные пустоши или скалы, так и весь мир мыслился ими состоящим из резко противопоставленных друг другу сфер…»[1] Достаточно сравнить картину скандинавского мифологического мироздания с аналогичной картиной, допустим, мифологии греческой, чтобы почувствовать разницу в мировосприятии народов: студеное безлюдье с редкими хуторами у скандинавов — и напоенные солнцем, плодородные, густо заселенные земли у греков. «Несовпадение менталитетов» столь очевидно, что поневоле усомнишься в правомерности отнесения и греческой, и скандинавской мифологических систем к общей индоевропейской мифопоэтиче- ской традиции.
* * *
Первые упоминания о Скандинавии в истории Европы относятся к античности. Древнегреческие моряки рассказывали о плаваниях на север к Фуле Крайней — вероятнее всего, под Фулой подразумевалась западная часть Норвегии или Исландия. Для греков Фула означала предел познанного (и познаваемого) мира; она служила границей Ойкумены. На Фуле, верили греки, обитали загадочные и благословенные богами гипербореи, у которых, бывало, гостил Аполлон[2].
При этом Фула, несмотря на окружавший самый остров и его жителей ореол богоизбранности, была для греков варварской землей, подобной Фракии на востоке, Персии на юге или Иберии на западе. Более того, она находилась в «студеном поясе», в котором, как учил Аристотель, обыкновенные люди жить не могут — слишком уж холодно. И это обстоятельство изрядно умерило интерес греков к новооткрытой территории: остров нанесли на карту — и тем ограничились: повторить маршрут Пифея, обогнувшего Галлию и Британию и добравшегося до Фулы, охотников не нашлось. Постепенно Фула словно бы «выпала» из Ойкумены — как выяснилось впоследствии, на добрый десяток столетий[3].
Скандинавия в IX–XI вв.
Возвращение скандинавов в мировую историю получилось весьма впечатляющим. Северные варвары привели в трепет всю Европу. Начав с покорения ближайших соседей — фризов и саксов, принадлежавших к германским племенам, — норманны, то есть «северные люди», как стали называть скандинавов, ни много ни мало изменили «вектор цивилизации»: до той поры этот вектор был ориентирован с Юга на Север, а с началом викингских походов стал разворачиваться в обратную сторону. Юг нес на Север утонченность культуры, многочисленные технические достижения и религию Белого Бога; Север же, выплеснув на Юг всю свою «периферийную пассионарность», коренным образом изменил этническую карту Европы, наладил морские коммуникации с опорой на Балтику и Северное море — и утвердил на пространстве от Тронхейма до Таррагоны и от Новгорода до Нормандии свой кодекс чести и свою веру, каковая в значительно более поздние времена стала именоваться «мифологией викингов».
* * *
«Скандинавские мифы увлекательны сами по себе. Мы не устаем поражаться фантазии древних людей, создавших эти бесконечно разнообразные, одновременно мудрые и наивные, рассказы о богах, великанах и множестве других обитателей мифологического мира. Но если мы попытаемся немного глубже вникнуть в то, что же такое эти мифы, дошедшие до нас из песней «Старшей Эдды» и из пересказов Снорри Стурлусона в его «Эдде» («Младшая Эдда»), мы поневоле задумаемся. Ведь обе «Эдды» — памятники середины XIII века, между тем как Исландия была крещена в 1000 году, т. е. за два с половиной века до этого. Правда, общепризнанно, что мифологические песни восходят к глубочайшей языческой древности. Однако что это значит — «восходят»? Может быть, они сберегались памятливыми исландцами просто как «обломок древней правды», из почтения к предкам и ради их поэтичности? Или, может быть, это просто литературная вариация на мифологические темы, дальний отголосок древних верований? Оба этих предположения не раз высказывались учеными. И все же, как ни невероятным это может показаться, миф не умер в Исландии. Спустя долгие века после принятия христианства исландцы каким-то образом сохранили веру в «старых богов» и реальность мифологического мира»[4].
Среди викингов были и даны (предки современных датчан), и свеи (предки шведов), и норги (предки норвежцев), а также саксы, англы, юты и представители других скандинавских и германских племен, и везде, где высаживались на берег со своих драккаров, где устраивали стоянки и основывали поселения, они возводили «языческие капища поганым идолам». Однако лишь Исландия, заселенная норвежцами около 970 года, смогла сохранить до наших дней, хотя бы фрагментарно, мифологию древних скандинавов.
Вероятно, этому в значительной степени способствовало географическое положение Исландии — острова «на отшибе» северной Европы. Если на материке боги викингов были вынуждены существовать бок о бок с богами других народов (не говоря уже о Белом Боге христиан, чье триумфальное шествие по Европе завершилось к X–XI столетию), то на острове этим богам было привольно и вольготно. Даже христианство оказалось не в состоянии изгнать языческих богов из Исландии, подтверждением чему — современный официальный статус нового языческого культа Асатру как равноправной с христианством религии[5].
Исландия в X в.
Впрочем, подобное «двоеверие», когда древние боги мирно уживались в сознании с «богом иудеев», было характерно не только для Исландии, но и для Скандинавии в целом. Если в других землях правители, принимая крещение и утверждая христианскую веру среди своих подданных, отвергали древних богов и все, что было с ними связано, скандинавские конунги, насаждавшие христианство огнем и мечом, одновременно продолжали верить в Одина, асов и ванов. Характерный пример такого двоеверия — эпизод из «Саги об Олаве сыне Трюггви». Этот норвежский конунг столь ревностно утверждал новую веру, что его именем пугали детей, а исландцы, наслышанные о зверствах Олава в Норвегии, благоразумно решили принять христианство сами, пока Олав не добрался и до них. Тем не менее и поборник новой веры Олав сохранял почтение к прежним богам. Сага гласит:
«Рассказывают, что, когда Олав конунг гостил в Эгвальдснесе, однажды вечером туда пришел какой-то человек, старый и очень красноречивый. У него была шляпа с широкими полями и только один глаз. Он умел рассказывать обо всех странах. Он завел разговор с конунгом. Конунгу очень понравились его речи. Конунг спрашивал его о многих вещах, и гость всегда умел ответить на его вопросы, так что конунг засиделся с ним до позднего вечера. Вот спрашивает конунг, не знает ли тот, кто такой был Эгвальд, по которому названы мыс и усадьба. Гость отвечает, что Эгвальд был очень воинственный конунг и поклонялся всего больше одной корове, которую брал с собой, куда бы ни ходил в поход. Он считал полезным всегда пить ее молоко. Эгвальд конунг бился с конунгом, которого звали Варин. В этой битве Эгвальд конунг пал. Он был погребен здесь, недалеко от усадьбы, и ему было поставлено два камня, которые и сейчас стоят. А в другом месте недалеко отсюда была погребена та корова. Такие вещи рассказывал гость и многое другое о конунгах и древних событиях.
Так как была уже поздняя ночь, епископ напомнил конунгу, что пора ложиться спать. Конунг так и сделал. Но когда он разделся и лег в постель, гость сел на ступеньку у его ложа и еще долго разговаривал с конунгом. Конунгу все хотелось услышать еще что-нибудь. Тогда епископ сказал конунгу, что пора уже спать. И конунг заснул, а гость ушел.
Некоторое время спустя конунг проснулся и спросил, где гость, и велел позвать его. Но гостя нигде не нашли. На следующее утро конунг велит позвать повара и того, кто готовил питье, и спрашивает их, не приходил ли к ним какой-нибудь незнакомец. Те говорят, что, когда они собирались стряпать, подошел к ним какой-то человек и сказал, что больно плохое мясо варят они к конунгову столу. Затем он дал им два больших и жирных куска говядины, и они сварили их вместе с другим мясом. Тогда конунг велел все это варево выбросить.
— Наверное, это был не человек, — сказал он, — это был, наверное, Один, в которого язычники долго верили. Но Одину не удастся перехитрить меня»[6].
Показательно, что Олав не отрицает самого существования Оди- на, как подобало бы радетелю христианской веры, он лишь сомневается в искренности слов языческого бога. И эти «двойственные чувства» конунга, обычно безжалостного к врагам и язычникам, разделялись всем населением Скандинавии.
* * *
«Мифы создают впечатление, что мифологический мир гораздо больше того, что о нем рассказывается. Он как бы существует сам по себе, живет своей собственной, особенной жизнью, а тексты лишь приоткрывают нам отдельные его участки — отдельные сцены из жизни богов. Сцены эти замечательно разнообразны по тону — в них есть место и лирике, и поучениям, и самому грубому фарсу. При этом они не связаны общим сюжетом и неизвестна даже сама их последовательность. Нельзя сказать, что было раньше — приход Одина к конунгу Гейрреду («Речи Гримнира») или его перебранка с Тором («Песнь о Харбарде»). Для мифов, во всяком случае для громадного их большинства, не существует «до» и «после», но есть только «здесь» и «всегда». Поэтому мифологические события происходят в песнях как бы у нас на глазах, как своего рода представление, сценическое действо. Даже мудрые сведения об устройстве мира становятся частью этого действа, обыгрываются на «эддической сцене». Гримнир не просто в подробностях описывает Асгард и перечисляет его обитателей: всею силой своего духа он стремится перенестись в Асгард, воссоединиться с богами и снова стать самим собою — всемогущим Одином»[7].
Для скандинавской мифологии — в том виде, в каком она дошла до наших дней, — характерно одновременное бытование в двух «измерениях». Первое — то самое существование вне времени, «здесь» и «сейчас», в круге вечного возвращения, как назвал этот мифологический принцип Мирча Элиаде: «Все повторяется до бесконечности и на самом деле под солнцем не случается ничего нового. Но это повторение… придает событиям реальность»[8]. Второе «измерение», напротив, наполнено временем; это внутреннее время мифологической системы, определяющее и описывающее ее возникновение, развитие — и гибель; вся мифология скандинавов, все действия богов и героев подчинены единому, разворачивающемуся во внутреннем мифологическом времени эсхатологическому сюжету о гибели мироздания в языках пламени (или, по другой версии мифа, во вселенской стуже). И эта «предустановленная эсхатологичность» проводит четкую разграничительную черту между скандинавской мифологией и другими индоевропейскими мифологическими системами. Эта «мифическая идеология» уникальна, и вряд ли будет преувеличением сказать, что в ней в полной мере отразилось мироощущение жителей европейской периферии, обитателей сурового Севера, где природа «грандиозна, как в первый день творения» (М.И. Стеблин-Каменский), где отсутствует даже погода в привычном понимании: «Погода здесь — не состояние атмосферы, а события, непредсказуемо и по несколько раз на дню меняющие картину земли и неба. Уцелеть. и дать начало новому народу можно было, только одушевив стихийную жизнь этой земли культурой»[9].
Это мироощущение замечательно уловил Иван Бунин:
Он на запад глядит — солнце к морю спускается, Светит по морю красным огнем.
Он застыл на скале — ветхий плащ развевается
От холодного ветра на нем.
Опираясь на меч, он глядит на багровую
Чешую беспредельных зыбей.
Но не видит он волн — только думу суровую
Означают изгибы бровей.
Древен мир. Он древней.
Плащ Одина как вретище.
Ржа веков — на железном мече.
Черный ворон Хугин, скорбной памяти детище,
У него на плече.
* * *
Как уже упоминалось, основные сведения по скандинавской мифологии сохранились в записях XIII века — стихотворной «Старшей Эдде», содержащей песни о богах и героях, и прозаической «Младшей Эдде», учебнике скальдического искусства, составленном знаменитым исландцем Снорри Стурлусоном. Отдельные мифы реконструируются по позднейшим сагам — например, по «Саге о Вельсунгах» или по «Саге об Инглингах». Мифологические мотивы обыгрываются и в поэзии скальдов — прежде всего в так называемых «кеннингах», то есть скальдических метафорах, часто содержащих аллюзии и отсылки к эпизодам мифов. «Рационализированные», сведенные с небес на землю мифы приводит в своем сочинении «О деяниях датчан» датский хронист Саксон Грамматик.
Христианизация Скандинавии привела в том числе и к забвению мифов, записи которых прозябали невостребованными в монастырских библиотеках, — мифов, но не веры, бытовавшей в сельской глубинке на протяжении столетий, несмотря на все усилия христианских священников. Лишь с началом «ученого ренессанса» в северной Европе, пришедшегося на XVI–XVII века, мифы скандинавов были открыты заново и вернулись в европейский культурный контекст. Романтическое движение с его неиссякаемым интересом ко всему «народному» превратило мифы из предмета изучения филологов в достояние широкой публики. «Как и во многих других областях духовной жизни, в изучении мифа романтизм открыл новую страницу. И как во многих других областях, в изучении мифа до сих пор разрабатывается многое из того, что начали разрабатывать романтики. Сущность романтического открытия мифа заключалась в том, что несостоятельность всех старых толкований мифов вдруг стала очевидной. Мифы были осознаны как Правда (с большой буквы) и как создание Народа (тоже с большой буквы) и в силу этого стали объектом восхищения и поклонения»[10].
Век двадцатый стал эпохой подлинного возрождения скандинавской мифологии — как культурного, так и практического. Новое язычество, буквально захлестнувшее Европу и Северную Америку, «восстановило в правах» древнюю веру, придав ей официальный статус, а в художественной литературе сложилось целое направление, получившее название «нордической фэнтези» и опирающееся на сюжеты мифологии скандинавов (аналогичная ситуация наблюдается и с мифологией кельтской). Иными словами, скандинавские мифы вновь обрели «плоть и кровь», поэтому, как нам представляется, книга, посвященная скандинавской мифологии, вправе рассчитывать на благосклонное внимание публики.
Кирилл Королев
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Вся правда о викингах: факты и мифы о древних северных воинах
Викинги были искусными мореходами и воинами. Они первыми достигли берегов Америки и внесли большой вклад в искусство. Но популярная культура сильно исказила представление о них, породив массу заблуждений.
Викинги без рогов и черепов
Исторические викинги сильно отличались от того образа, который сложился о них, благодаря влиянию популярной культуры. Так, например, нет никаких исторических свидетельств о том, что викинги когда бы то ни было носили рогатые шлемы. Это представление сложилось из-за того, что в постановке 1876 года оперы Вагнера «Кольцо Нибелунгов» рогатые шлемы были частью сценических костюмов актеров. Затем этот «экстерьер» проник в кинематограф и комиксы.
Также широкое распространение получил образ викинга, пьющего из черепа. Почву для появления этого несомненно яркого образа подготовил эпизод произведения Оле Ворма «Reuner seu Danica literatura antiquissima», написанного в 1636 году. Там автор пишет, что викинги пили из «изогнутых черепов». В более позднем переводе на латынь «изогнутые черепа» стали просто черепами. Никаких археологических свидетельств такого использования человеческих черепов викингами до сих пор не найдено.
В популярной культуре образ викинга был «слеплен» по такому шаблону, чтобы получился диковатый неотесанный и вечно грязный вояка чуть ли не с дубиной вместо оружия.
На самом деле, викинги были очень чистоплотными людьми для своего времени. При раскопках значительную часть находок составляют гребни, пинцеты и бритвы викингов, а в средневековой Англии викингов считали «чистюлями» из-за традиции еженедельного мытья по субботам, тогда как сами британцы были не столь щепетильны в вопросах гигиены.
Верные мужья викинги
Ещё один миф о викингах был не так давно опровергнут учеными. Суровые скандинавские мореходы не были разгульными мужланами. В исследовании, опубликованном в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society, говорится о том, что викинги отправлялись в дальние странствия вместе со своими женами.
Материнская ДНК средневековых скандинавов такая же, как у современных обитателей островов Северной Атлантики.
Это установили норвежские биологи во главе с Эрикой Хагельберг (Erika Hagelberg) из Университета Осло. Они сняли митохондриальную ДНК с трубчатых костей 45 скелетов викингов (датируемых 796-1066 годами) и сравнили эти материалы с митохондриальной ДНК 5191 современного европейца, а также 68 средневековых исландцев. По материнской линии викинги оказались близкими родственниками современных североатлантических народов. Это красноречиво говорит о том, что в свои колониальные походы викинги отправлялись семьями.
Искусные художники викинги
Продолжая развенчивать представление о викингах как о неотесанных полудиких рубаках, нужно сказать и о высоких достижениях викингов в искусстве. Многочисленные находки красноречиво свидетельствуют о том, что викинги были одними из самых искусных художников средневековой Европы. Они достигли больших высот в искусстве резьбы по дереву и чеканки по металлу ещё к началу IX века. Изящные анималистические и фантастические орнаменты стилей Броа, Борре, Йеллинге и Маммен не уступают по своему совершенству и причудливости восточным орнаментам арабской вязи и кельтским узорам.
Сегодня уже можно однозначно сказать, что самобытное мастерство викингов ставило их в один ряд с лучшими художниками средневековья.
Ряд узоров невозможно расшифровать и скопировать до сих пор.
Конечно, нужно сказать и о высочайшем мастерстве викингов-корабелов, строивших лучшие суда своего времени (драккары и кнорры), позволившие стать скандинавским мореходам настоящими хозяевами морей.
Берсерки без наркотиков
Одним из самых привлекательных образов, связанных с викингами, является образ викинга-берсерка. Об этой элите дружин викингов до сих пор ходит масса мифов и ложным представлений, одним из которых является уверенность в том, что эти воины шли в бой после того, как выпивали одурманивающий мухоморный напиток.
Первым об опьянении берсерков заговорил исланский скальд Снорри, он уверял, что берсерки пьют напиток троллей. Однако ни одного упоминания об этом нет в сагах о берсерках.
Затем, в конце XVIII века, об одурманивании берсерков себя психотропными средствами заговорил исследователь С. Эдман. При этом он без всяких на то оснований связывал религию викингов с восточносибирским шаманизмом. Так произошло рождение мифа. Ученые, такие, например, как Рейкборн-Хьеннеруд пусть и допускают, что кто-то из берсерков действительно бился в состоянии опьянения, указывают, что это не подтверждено никакими фактами. Берсерки входили в личную охрану конунгов. Хочется спросить: стал бы держать при себе дюжину наркоманов с топорами и мечами?
Тем представлением о берсерках, которые мы имеем сегодня, мы обязаны историку-медиевисту, одному из теоретиков нацизма, члену НСДАП и сотруднику Анненербе Отто Хёфлеру. Он развивал мысль о том, что берсерки — воины самого Одина, некая мужская каста избранных воинов, которые за свое бесстрашие попадают после смерти прямиком в Валгаллу, где образуют союз и наслаждаются жизнью. Между тем, по мифологическим представлениям, воины в Валгалле не образуют никаких союзов. Днем они предаются «военным потехам», то есть сражаются и убивают друг друга, а ночью уже предаются веселью. Такой «вечный бой».
Однако созданный Хёфлером образ берсерка и его идеи о государственнообразующей функции мужских союзов стали для ученого «пропуском» и в НДСАП, и в Анненербе. Это была новая мифология нацизма, в которой расово-правильные берсерки считались настоящими «псами войны», не привязанными к жизни, безрассудно следующими за Одином. Такая героизация была выгодна новой немецкой власти, она хорошо укладывалась в рамки пропаганды.
Первооткрыватели Америки — викинги
Первооткрывателем Америки был, конечно, не Колумб и даже не Лейф Эриксон, который прозвал одну из частей Нового Света Винландом. Первым европейцем, который увидел побережье Нового континента, был скандинавский торговец по имени Бьярни Херьюльфссон.
Сегодня теория о том, что викинги были первыми европейцами на американском континенте доказана. Об этом свидетельствуют и недавнее открытие, результаты которого были опубликованы в журнале Geoarchaeology.
Входе археологических раскопок на юге острова Баффинова Земля археологи обнаружили небольшой каменный сосуд. Его возраст оценивается примерно в 1000 лет. Исследования ученых показало, что сосуд сделан с использованием технологий, характерных для Северной Европы тысячелетней давности.
Коренные народы Северной Америки не владели такими технологиями, зато ими владели викинги, посещавшие территорию Канады с целью добычи мехов и моржовой кости. Как отмечают археологи, эта находка стала самым ранним свидетельством высокотемпературной обработки цветных металлов к северу от Мезоамерики. И эта технология пришла в Америку от викингов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
bravedefender.ru
Скандинавские мифы — от викингов до современного фэнтези
О́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием/Гермесом.Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, но, в то же время, бог военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий.
По легенде, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз Один отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооруженый копьем. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.
Спутники Одина — во́роны Хугинн и Мунинн (Huginn, Muninn; «думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В правой руке Одина копье Гунгнир, оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль — Скидбладнир (Skíðblaðnir, «сложенный из тонких дощечек»), который можно было сложить в кошель при надобности, и который был самым быстрым кораблем.
Один не нуждался в пище: он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу.
Дикая охота — Один в сопровождении погибших в бою проносится в небе во время зимних бурь.
В сказаниях Один выступает под множеством имён и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы — хейти и непрямые упоминания о предмете — кеннинги. Вот некоторые из имен Одина — Alföðr (Альфёдр — «всеотец»), Ygg (Игг — «страшный»), Hár (Хар — «высокий»), Veratýr (Вератюр — «повелитель людей»), Bölverkr (Бёльверк — «злодей»). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды — «Речи Гримнира»
Источник
moikompas.ru
Легенды и мифы Гренландии. Почему викинги покинули остров?
Пост от: Jazz Tour на 10.05.2017 в Главная страница Комментарии к записи Легенды и мифы древней Гренландии. Почему викинги покинули этот остров? отключены 2,171 просмотры 11
Давно было известно, что викинги покинули Гренландию из-за климата. Хотя, климат в Гренландии был значительно теплее, когда в конце 10-го века, сюда прибыли первые викинги. Поговаривали, что Гренландия была зелёным островом! Считалось, что по той же причине, викинги покинули навсегда Гренландию в 14 веке, когда климат начал меняться и становиться всё более холодным. Началось наступление ледников, которые превращали некогда зелёный остров в один большой ледник.
Но, всё оказалось совсем не так, согласно последним исследованиям, «Средневековый теплый период», период высоких температур, который совпадает с норвежским поселением в Гренландии, с середины 10 до 14 века, не являлся глобальным явлением. Некоторые части света, в том числе Гренландии, на самом деле так и не получили свой тёплый климат в то время.
Ученые под руководством Николя Янга из Колумбийского университета пришли к выводу, что климат в Гренландии был уже холодным, когда прибыли первые норвежские викинги, и нисколько не стало теплее спустя 400 лет. В ходе исследования, результаты которого были опубликованы в журнале «Scientific Advances», были проанализированы изотопы из камней и льда на юго-западе Гренландии и на соседнем острове Баффинова Земля, который тоже был занят викингами-поселенцами. Анализ изотопов позволил учёным определить, когда породы были поглощены ледниками, таким образом, период ледникового наступления был определён достаточно точно. Этот анализ показал, что ледники уже были в Гренландии в период появления у Гренландских берегов кораблей первых викингов. А значит, вопрос «Почему викинги покинули Гренландию спустя 400 лет?» вновь оказался открытым.
Тайна колонии викингов в Гренландии
Гренландии была заселена викингами из Исландии в 10-м веке, начиная с похода Эрика Рыжего из Breiðafjörður на западе Исландии в 985-ом году. Скандинавские поселения были образованы в Гренландии в двух основных местах: Eystribyggð (Восточное поселение) около южной оконечности Гренландии и Vestribyggð (Западное поселение), недалеко от сегодняшнего города Нуук, на расстоянии в почти 700 км на севере острова: Miðbyggð (Среднее поселение), немного к северу от Eystribyggð, археологами было обнаружено третье поселение викингов, но не существует никаких письменных записей об этом поселении.
Норвежские поселенцы в Гренландии растили скот и охотились. Среди товаров, отправляемых из Гренландии на материк был моржовый клык, который к тому времени котировался в Европе даже лучше, чем слоновый бивень, в силу того исторического момента, когда поставки слоновой кости в Европу практически прекратились из-за мусульманских войн на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Самые известные средневековые артефакты вырезаны именно из моржовой кости, например, шахматы, которые, как считается уже делали в Исландии и затем отправляли в Европу. И всё бы хорошо, но в период с 1360 по 1460 года, некогда процветающие поселения викингов начинают исчезать одно за другим. Почему же викинги покинули Гренландию?
Историки предположили, что основной причиной исчезновения норвежских колоний в Гренландии было наступление «Малого ледникового периода», периода холодной погоды, которая пришла на смену «средневековому периоду войны». Эти доводы позволили историкам сочинить достаточно логичную историю о викингах в Гренландии. Выглядело это так: викинги появились здесь, когда Гренландия была сочно зелёной… потом наступил период войн и холодов, и колонии викингов просто вымерли. Но, согласно последним исследованиям, теперь эта история не выдерживает никакой критики.
Были и ещё теории исчезновения скандинавских поселенцев: столкновения с местным населением инуитами, эрозия почвы из-за чрезмерного выпаса скота, а также последствия чумы, так как чума в то время прошлась по всей старушке Европе, в том числе по Скандинавии и даже Исландии, а потому и была теория о том, что викинги покинули Гренландию и вернулись домой. Другим объяснением является теория о том, что спрос на моржовый клык упал в середине 13-го века, так как слоновая кость снова начала поступать в Европу.
Скорее всего, реальная история бесславного конца поселений викингов в Гренландии, смесь всех этих факторов. Однозначным оказался и тот факт, что викинги не из-за голода покинули остров, так как к тому времени они уже приспособились и к тюленьему мясу. Только 20-30% рациона поселенцев составляли дары моря, но уже к ё4-му веку этот процент вырос до 50-80%. Тюленей было проще добывать, чем выращивать крупный скот. Овцы и козы заменили крупный рогатый скот, по той же причине. К 1300 году крупный рогатый скот и вовсе исчез на острове Гренландия.
Исследование останков викингов также показало, что поселенцы не были подвержены массовым болезням, по крайней мере не больше и не меньше чем среди жителей Европы. Значит поселения не вымерли из-за чумы или каких-то иных заболеваний.
Если не холод, ни болезни, ни голод… здесь не причём, то, что же тогда случилось и почему поселения викингов в Гренландии исчезли так быстро? Молодому поколению викингов просто надоела однообразная жизнь на краю света! Николас Янг и его коллеги полагают, что социально-экономические факторы, и, возможно спад спроса на моржовый клык, сыграли решающую роль в забвении норвежских поселений Гренландии. Иностранные купцы всё реже наведывались на остров, поселения становились всё более изолированными от внешнего мира. В то же время норвежским поселенцам становилось все труднее поддерживать свой образ жизни и свои обычаи.
Викинги всегда прекрасно адаптировались к любым условиям и на любых территориях, насколько нам известно из истории. Но, сколь хорошо ты не адаптируйся, самоидентичность у них всегда брала верх. Несмотря на то, что викинги в Гренландии уже почти походили на инуитов, разница между ними была слишком велика, чтобы викинги окончательно превратились в инуитов.
И потому, на закате одного из столетий, молодое поколение викингов-поселенцев Гренландии, решило навсегда покинуть этот остров на краю Земли. Их можно понять. Они были молоды, им хотелось приключений, кровь предков бурлила. И они покинули этот остров. Но, колонии не умерли в один день, здесь оставалось доживать свой век старшее поколение, которому уже было не до приключений и походов.
В пользу этой теории говорит и то, что в курганах последних викингов Гренландии, практически не было молодых людей, и даже людей среднего возраста. А когда число женщин детородного возраста понижается до определённого уровня, что не позволяет колонии выживать, то колония вымирает. Так, прожив здесь около 400 лет, исчезли из истории и с лица острова Гренландия поселения викингов, видимо… заскучав по дому, по Норвегии.
Подробнее о турах и путешествии по Гренландии
www.jazztour.ru