Ми-24П Википедия

Ми-24
Тип ударный вертолёт
Разработчик ОКБ М. Л. Миля.
Производитель «Завод № 168» (Роствертол)
РВПО Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
Первый полёт 19 сентября 1970 года
Начало эксплуатации 1972 год
Статус производится, эксплуатируется
Эксплуатанты ВВС России
ВВС СССР (бывший)
ВВС Украины
ВВС Беларуси
Единиц произведено ~ 3500[1][2]
Варианты Ми-35М
Ми-24ПУ1
 Медиафайлы на Викискладе

Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — «Кроил».

Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах.

Серийно в СССР вертолёты строились на заводе № 168 (Ростовское вертолётное производственное объединение, затем авиастроительная компаниия «Роствертол») и заводе № 116 (авиационный завод «Прогресс» г. Арсеньев).

На 2018 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире после AH-64 Apache.[3][4]

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Конструкция
  • 3 Модификации
  • 4 Дополнительное

ru-wiki.ru

Белорусский авиадневник — Ми-24П

 

Ми-24 — советский транспортно-боевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире специализированным боевым вертолётом. Изначально эта машина разрабатывалась как своеобразная «летающая БМП», способная доставлять 6-8 полностью экипированных пехотинцев и поддерживать огнем их действия на поле боя. Однако идея использовать Ми-24 в качестве летающей БМП так и не нашла широкого практического применения. Лишь эпизодически имели место случаи доставки с их помощью личного состава, в основном связанные с высадкой спецгрупп. 

На учениях «Запад-81» две эскадрильи пружанского полка доставляли группы для захвата мостов и КП аэродромов. Вертолетчики брали на борт по 6 спецназовцев. Десантирование выполнялось беспосадочным методом с высоты нескольких метров при скорости около 50 км/ч. 


В зализанный корпус ударной машины кабина десанта нормального размера вписаться не смогла. То, что получилось, оказалось тесной коробкой с чрезвычайно неудобными для быстрой высадки дверями. И без того нагруженный броней и вооружением, с десантом на борту вертолет по скоростным и маневренным характеристикам почти уравнивался с транспортной машиной. Кроме того, будучи в момент высадки десанта неподвижной мишенью, он не мог применять бортовое оружие, и сам нуждался в прикрытии со стороны находившихся в воздухе других машин. Результатом стало использование Ми-24 в роли чисто ударной машины, а кабина осталась мертвым грузом. Ми-24 применяется для поиска и уничтожения танков, бронетехники и живой силы противника. Уничтожения защищенных объектов и поражения площадных целей, поиска и уничтожения катеров и других малых плавсредств. Используется для борьбы с малоскоростными и низколетящими летательными аппаратами противника.


Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х годов, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах.  


Ми-24П, представленный в экспозиции музея, является пушечным вариантом вертолета с двуствольной пушкой ГШ-30 калибром 30мм. Испытания этой модификации Ми-24 начались в 1975 году, которые из-за доводки оружия затянулись более чем на пять лет. Лишь в апреле 1981 года Ми-24П запустили в серийное производство, которое продолжалось до 1991года. Всего выпущено 620 вертолетов Ми-24П. Как показало реальное применение Ми-24П, в ряде случаев мощь ГШ-30К оказалась чрезмерной, для выполнения некоторых операций вполне достаточной была бы пушка калибра 23 мм. 


На консолях крыла могут размещаться различные варианты вооружения: неуправляемые авиационные ракеты, авиационные бомбы, противотанковые управляемые ракеты, унифицированные вертолетные гондолы с пулеметами или гранатометами.

Неофициальное название вертолета Ми-24 — «Крокодил». 

 

aircraft-museum.ucoz.ru

Ми-24Д

Госиспытания Ми-24Д (изделие 246) проходили с февраля по ноябрь 1974 г. Ведущими по машине были инженер Г.И. Кузнецов, лётчики-испытатели С.В. Петров, М.В. Разомазов и Л.3. Татарчук. Одним из основных отличий Ми-24Д от предыдущей серийной модификации стало применение пулемета ЯкБ. Постановление Совета Министров о создании для В-24 высокотемпных 12,7-мм и 7,62-мм пулемётов вышло в декабре 1968 г. Разработка крупнокалиберного пулемёта, получившего шифр ТКБ-063, поручалась ЦКИБ СОО, а 7,62-мм четырёхствольного ТКБ-621 — КБП.

Уже в декабре 1968 г. заказчик одобрил проект четырёхствольного 12,7-мм пулемёта с газоотводной автоматикой и скорострельностью 5000 выстр./мин, разработанный П.Г. Якушевым. «Изюминкой» конструкции был механический стартёр, состоявший из торсиона и планетарного механизма, обеспечивавшего начальную раскрутку блока стволов. Это позволило отказаться от электродвигателя, используемого для этого в иностранных многоствольных образцах.

Через три месяца после защиты технического проекта началась отработка пулемёта стрельбой. Серьёзной проблемой стало обеспечение требуемой живучести стволов. Её обеспечили, применив лейнер из кобальтового сплава КВН-2 и патроны с флегматизированным порохом. После испытаний ТКБ-063 в НИИ-61 в 1971 — 1972 гг. конструкцию доработали и в сентябре 1972 г. передали три образца пулемёта для проведения наземных госиспытаний. Их успешно завершили в августе 1973 г.

Параллельно конструктор пулемёта П.Г. Якушев и его ученик Б.А. Борзов совершенствовали своё детище. Сложный четырёхпоршневой газовый двигатель, состоявший из 88 деталей, они заменили однопоршневым из 12 деталей. В декабре 1972 г. в ЦКИБ СОО провели испытания двух пулемётов с этой новинкой. Конструкция стала более надёжной и удобной в эксплуатации.

Летом 1974 г. пулемёт ТКБ-063, доработанный по результатам госиспытаний 1973 г., выдержал контрольные наземные испытания в НИИ-61 и был запущен в серийное производство на КМЗ в Коврове.

После смерти Якушева в 1973 г. его дело продолжили Б.А. Борзов и В.И. Волков. В 1975 — 1977 гг. пулемёт, смонтированный в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, прошёл с положительной оценкой лётные испытания на Ми-24Д и Ми-24В. В марте 1976 г. постановлением Совета Министров авиационный пулемёт ЯкБ-12,7 (9А624) конструкции Якушева -Борзова был принят на вооружение.

Противотанковый комплекс 9П145 «Фаланга-ПВ» с полуавтоматическим наведением создали в КБ «Точмаш» под руководством главного конструктора А.Э. Ну-дельмана. В 1970 г. этот ПТРК успешно прошёл госиспытания и в мае 1972 г. был принят на вооружение.

Эффективность Ми-24Д с ПТРК «Фаланга-ПВ» выросла, а процесс наведения ракеты в реальном бою упростился: вероятность прямого попадания ракеты 9М17П в танк превышала 80%. Оператор мог использовать комплекс и с ручным наведением, которое применялось при световых помехах, выполнении пусков в сумерках, отказах аппаратуры полуавтоматического режима и использовании ракет 9М17М. При этом минимальная дальность пуска увеличивалась до 0,6 км.

В 1973 г. на КМЗ приступили к крупносерийному выпуску ПТУР 9М17П. От ранее применявшейся на Ми-24А ракеты 9М17М она отличалась установкой новых трассёров-ламп увеличенной мощности, обеспечивших равномерную интенсивность излучения на всей траектории полёта. Дальность пуска составляла 0,45 -4 км, стартовая масса — 31,6 кг, средне-траекторная скорость полёта — 170 м/с.

С 1973 г. Ми-24Д строились двумя заводами — в Арсеньеве и Ростове-на-Дону. Приказ о его запуске в серийное производство на ростовском заводе вышел 13 февраля 1972 г., а в следующем году ростовчане сдали заказчику пять первых боевых вертолётов. Эти машины комплектовались двигателями ТВЗ-117 2-й серии с ресурсом 300 ч, в апреле 1976 г. установили межремонтный ресурс в 500 ч, при общем назначенном — 1000 ч. Выпустили около 2000 двигателей 2-й серии, значительная часть из них эксплуатируется до сих пор

Всего до 1977 г. в Арсеньеве и Ростове было построено около 340 вертолётов Ми-24Д. Для поставок за рубеж разработан экспортный вариант, названный Ми-25. Эти машины, выпускавшиеся на РВЗ, отличались упрощённой комплектацией оборудования и ПТРК «Скорпион» -экспортным вариантом «Фаланги-П».

techno-story.ru

Ми-24 — WiKi

Название моделиКраткие характеристики, отличия.
Ми-24Опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7 (боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.
Ми-24 Super HindГлубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой с участием АО «Роствертол»[6]. Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.
Ми-24 Super Hind Mk. II
Ми-24 Super Hind Mk. IIIМодификация Ми-24В, проведённая южноафриканской фирмой и украинским государственным предприятием «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»» для ВВС Алжира в 1999—2004 годах[7]. Для ВВС Алжира было модифицировано 33 бывших украинских вертолёта[7].
Ми-24 Super Hind Mk. IVМодификация Ми-24К, проведённая южноафриканской фирмой и украинскими государственными предприятиями «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»» и «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч»» для ВВС Азербайджана в 2010—2011 годах. Вооружена ракетами «Барьер-В», в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24[7][8][9]. Для ВВС Азербайджана было модифицировано 12 вертолётов
[7]
.
Ми-24 Super Hind Mk. V
Ми-24А (изделие 245)серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.
Ми-24Б (изделие 241)Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолёт прошёл испытания в 1971—1972 годах[10].
Ми-24БМТ (изделие 247)минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.
Ми-24В (изделие 242)Самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года[10]. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.
Ми-24ВК-1/2/1.2(Экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4 (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).
Ми-24ВК-2/ПК-2Модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24[11]. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.
Ми-24ВММодернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ[12]. Поставляется в войска России с 2011 года[13].
Ми-24ВП (изделие 258)Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и вертолёты-разведчики — под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся лётчиком) 72-мм ПЗРК «Игла-С» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам — скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался[источник не указан 1464 дня].
Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-ИПроект модернизации для вооружённых сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.
Ми-24В-Украинский ремоторизованный вариант Ми-24В, оснащённый двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В производства ОАО «Мотор Сич», что позволило увеличить максимальную высоту полёта на 1500 м и повысить грузоподъёмность вертолёта на 1000 кг[14][15]
Ми-24Д (изделие 246)С новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 годах. Изготовлено более 600 машин[16].
Ми-24ДУ (изделие 249)Учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.
Ми-24К (изделие 201)Разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съёмки в правом борту кабины.
Ми-24М (изделие 247)Противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.[источник не указан 659 дней]
Ми-24П (изделие 243)Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.
Ми-24ПНМодификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолётов переданы в 2004 году[17].
Ми-24ПСМилицейский патрульно-спасательный вертолёт. Известно два варианта. Один — на базе Ми-24П и вооружён 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К. Оснащён системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолёта установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебёдка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащён метеолокатором и пулемётно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.
Ми-24ПУ1Украинская модернизация Ми-24П. Установлены: модернизированные двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полётной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GPS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году[18]. Было построено три опытных экземпляра, которые в октябре 2016 года были переданы в войска[19].
Ми-24Р (изделие 2462)Вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.
Ми-24РАВертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.
Ми-24У (изделие 244)Учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24ХРВертолёты Ми-24ХР(Р) предназначены для ведения оперативной радиохимической разведки заражённых районов, для обозначения их границ на местности и на картах. Разведка проводится, в основном, в интересах сухопутных войск. Вертолёты этого типа в количестве 1-2 машин входят в состав вертолётных полков, либо отдельных смешанных авиаполков и эскадрилий, которые во времена СССР придавались воздушным и сухопутным армиям.
Ми-25Экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.
Ми-35Экспортный вариант Ми-24В.
Ми-35ВН/ПНЭкспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.
Ми-35МЭкспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.
Ми-35ПЭкспортный вариант Ми-24П
Ми-35ПМВерсия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *