Гибкий меч Уруми — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Вот так дела! Сколько мы уже с вами обсуждали интересное, необычное холодное боевое оружие! У нас были и Катары и Керамбит и Кхукури. Но вот про такой вариант, о котором сейчас пойдет речь я узнал буквально на днях.

Встерчайте — Уруми – древнеиндийский гибкий меч, состоящий из нескольких обоюдоострых стальных лент.

Ленты имеют длину от одного до двух метров и крепятся к простой деревянной рукояти. Ширина лент может составлять от одного до трёх сантиметров. Уруми отличается сравнительно небольшим весом, составляющим примерно 700 г. Уруми часто путают с другим гибким мечом – тальвар.

Тальвар является традиционной индийской саблей, которой, по легендам сами Боги сражались против легионов демонов. Существует несколько достаточно гибких экземпляров, которые сворачиваются в кольцо, что и вызывает некую путаницу. Главное отличие уруми от других, пусть даже достаточно гибких мечей, это многоклинковость. Доподлинно не известно о существовании уруми с одним единственным клинком.

Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.

В некоторых случаях длина такого меча могла достигать шести метров, хотя стандартом можно считать полтора метра. Ранее такие гибкие мечи носили ассасины, оставаясь незамеченными на предмет вооруженности. Ведь меч этот, как уже говорилось, очень гибкий, и его можно обматывать вокруг пояса.
Гибкий меч — довольно опасное оружие, которое требует воинского искусства. Он может работать и как обычная плеть, и как меч. Интересно, что уруми может иметь не одну полосу, а несколько, что делает его мощным и очень опасным оружием в руках настоящего мастера.

Владение этим мечом требовало хороших навыков. Ввиду того, что уруми был очень гибким, для владельца существовал серьёзный риск самоповреждения. Поэтому новички начинали тренировки с длинными кусками ткани. Владение уруми входит в комплекс традиционного южноиндийского боевого искусства каларипаятту.

Каларипаятту, как боевое искусство, получило свое развитие во второй половине 16-го века, несмотря на запреты колонизаторов-англичан, опасающихся появления неконтролируемой боевой структуры. Но, несмотря на запреты, школы продолжали готовить бойцов каларипаятту. Первостепенным правилом боевого искусства для воина было совершенное владение своим телом. Сражение проходило в условиях непрекращающегося движения, мгновенных выпадов и уклонов, прыжков, переворотов и кульбитов в воздухе.

Вооружался боец каларипаятту саблей или кинжалом, трезубцем или пикой со стальным наконечником. Некоторые виртуозно владели длинным обоюдоострым мечом. Но самым страшным оружием был меч уруми. От рукояти отходили несколько гибких лезвий, острых как бритва, длиной около двух метров. Поединок мог закончиться на первой же секунде, поскольку движение уруми было совершенно непредсказуемым. Один взмах меча разносил лезвия в стороны и их дальнейшее движение было непредсказуемо, особенно для противника.

Сам факт того, что многоклинковый меч уруми появился во времена стародавние, неоднократно подвергался сомнению. Существует несколько основных версий, касающихся возникновения уруми и его предназначения. Одни полагают, что уруми появился в 60-ых годах прошлого века, в качестве спортинвентаря, необходимого для современных единоборств. Сторонники этой версии опираются на факт того, что до сих пор не было обнаружено не одного аутентичного меча уруми – ни в музеях, ни в частных коллекциях. Другие утверждают, что искусство владения уруми входит в комплекс традиционного южноиндийского боевого искусства каларипаятту.

История боевого искусства каларипаятту насыщенна и довольно стара, так как ведет свой отсчет примерно от 1000 года до н.э. Данная версия относит время возникновения уруми к времени появления каларипаятту. Путь к совершенному владению уруми, в рамках каларипаятту, составлял примерно 12 лет.

Данной версии придерживается К. С. Носов, автор любопытнейшей книги  —  «Традиционное оружие Индии». Кроме этого существует теория, согласно которой этот уруми является не чем иным, как показателем уровня мастерства кузнецов, которые соревновались между собой в том, кто сможет искуснее выполнить этот удивительный многоклинковый меч. В наши дни уруми производится как для коллекционеров холодного оружия, так и для спортсменов.

Уруми сочетает в себе качества меча и плети, но все же чаще его относят к оружию «последнего шанса». Гибкие клинки уруми легко сворачиваются в тугую спираль, которую можно достаточно резко раскрутить, тем самым застав врасплох противника. Так же уруми можно носить на талии, в виде пояса, что еще раз доказывает тот факт, что данное оружие является скрытным и вряд ли выступало в качестве основного средства защиты и нападения. Известно, что более короткие варианты уруми использовались в паре с кулачным щитом. Уруми, скорее всего, предназначался для боя одного человека против нескольких противников в открытом пространстве. Уруми – довольно неординарное оружие, которое не применимо в тесных помещениях, или в толпе людей.

[источники]Источники:
http://steel-knife.ru/content/urumi
https://www.air-gun.ru/social/readtopic/neobichnoe_orugie_drevnih_gibkiy_mech_urumi

masterok.livejournal.com

смертельный клинок древних арийцев (6 фото)

Древние арии стали родоначальниками многих боевых искусств. Индийцы разрабатывали свои собственные методы борьбы с противником. Многие из них кажутся нам сейчас фантастически странными. К примеру, смертельный клинок древних арийцев уруми. Хлыстообразное лезвие, скрытое под одеждой, приобретает в руках мастера смертельную силу. 

История появления

Древних, аутентичных образцов уруми просто не сохранилось. Ученые не могут точно датировать время появления этого странного оружия, но предполагают, что индийцы стали использовать уруми примерно в IX веке до н.э. Впрочем, существует и другое мнение. Некоторые археологи предполагают, что это оружие родилось только в XX веке, исключительно в виде спортивного инвентаря.

Странное оружие

Буквально уруми переводится как «скрученное лезвие». Оружие представляет собой обоюдоострые полосы гибкой стали, закрепленные на деревянной рукояти. Длина лезвия может достигать шести метров, а специальное крепление позволяет носить этот странный меч скрытно, под одеждой. Обычно его крепят вместо ремня, обматывая вокруг тела.

Для чего требовалось

Но, вероятнее всего, оружие все-таки обладает серьезным историческим бэкграундом. Большинство историков считают, что меч скрытого ношения требовался для защиты от нескольких противников. Уруми никогда не был распространенным клинком, поскольку владеть им было очень сложно.

Оснащение мастера

В некоторых раскопках рядом с уруми находили тарч. Небольшой кулачный щит — вот и все, что требовалось настоящему мастеру, чтобы отбиться от десятка противников. Уруми не способен пробивать серьезные доспехи, но в ту пору никто и не пользовался латами. Зато хороший боец с помощью меча-хлыста мог с легкостью мог обойти любой поставленный блок и даже догнать убегающего противника.

Каларипаятту

Искусство владения уруми входит в комплекс боевого стиля каларипаятту. Изучение всего стиля требует от адепта работу над ведической астрологией (Джйотиш) и аювердой, науке о врачевании. Возраст каларипаятту более 6000 лет: именно это боевое искусство считается прародителем всех прочих боевых традиций востока.

Где научиться

Мастера этого странного, но очень опасного боевого искусства водятся только в Индии. Чтобы попытаться стать адептом уруми, вам придется отправиться в северную часть этой страны, штат Керала. Но и здесь найти учителя будет не так просто: новичку предстоит пройти целый ряд сложнейших испытаний, чтобы доказать мастеру свое рвение.

nlo-mir.ru

Уруми: меч-пояс

маратх 03-06-2013 16:53
quote:
Originally posted by iiWasp:

южноамериканские индейские племена


???????

1) может всё таки южно-индийские?
2) старые экземпляры не известны (ни в музеях, ни в коллекциях нет).
3) вероятнее всего это оружие, придуманное для современных (с 60-х годов) единоборств.

А вообще эта сказочная тема: «меч-уруми» с завидной регулярностью всплывает на разных форумах ИХО

iiWasp 03-06-2013 17:01
quote:
Originally posted by маратх:

???????

1) может всё таки южно-индийские?
2) старые экземпляры не известны (ни в музеях, ни в коллекциях нет).
3) вероятнее всего это оружие, придуманное для современных (с 60-х годов) единоборств.

А вообще эта сказочная тема: «меч-уруми» с завидной регулярностью всплывает на разных форумах ИХО


Ну учитывая толщину лезвий и тамошний влажный климат,может они просто не долговечны?
Насчет южно….,вы правы! Поправлю)

iiWasp 03-06-2013 17:05

А вот его собрат,правда с одним гибким лезвием-но тоже Уруми(тальвар)!

Видео: http://youtu.be/fMz_Z0Xq-2I

маратх 03-06-2013 17:16
quote:
Originally posted by iiWasp:

А вот его собрат,правда с одним гибким лезвием-но тоже Уруми(тальвар)!


Та же новодельная фигня. Если погуглить на просторах инета, найдётся всего три старых аутентичных восточных предмета, которые можно свернуть в кольцо. Но, ни один из них на уруми не тянет.
Кстати, один из этих предметов — гибкий тальвар находится в музее v-g в Запорожье.

iiWasp 03-06-2013 17:19
quote:
Originally posted by маратх:

Та же новодельная фигня. Если погуглить на просторах инета, найдётся всего три старых аутентичных восточных предмета, которые можно свернуть в кольцо. Но, ни один из них на уруми не тянет.
Кстати, один из этих предметов — гибкий тальвар находится в музее v-g в Запорожье.


Да согласен! Как то новодельно,но откуда то ноги растут? Ведь старые клинки,хоть и несколько сохранившихся?

маратх 03-06-2013 17:21
quote:
Originally posted by iiWasp:

Ну учитывая толщину лезвий и тамошний влажный климат,может они просто не долговечны?


Есть музеи (даже в Индии)и ещё арсеналы раджей (в которых порой вещи, покруче чем в музеях). Ни в одном из них уруми нет. Это о чём-то говорит. Лично я интересуюсь индо-персией больше 15 лет, но ни разу подлинный старый уруми не видел ни на просторах интернета, ни тем более вживую. Коллеги с форума, которые интересуются Востоком дольше меня, насколько я знаю, тоже старинных уруми не видели

маратх 03-06-2013 17:23
quote:
Originally posted by iiWasp:

Ведь старые клинки,хоть и несколько сохранившихся?


Скорее единичные уникальные предметы — показатели мастерства кузнецов. Не более. Кстати, толщина у них вполне себе

iiWasp 03-06-2013 17:24

Учитывая специфику региона,и многочисленность племен проживающих там(иной раз не понимающие друг друга живущие по соседству)-это плавильный котел! Изобретательности в отсечении плоти и конечностей им не занимать-допускаю что там могли придумать все что угодно! Кого там только не было,и пусть доподлинно мы не знаем о происхождении этого отсекателя плоти)) но и утверждать мы не можем что это появилось в середине 20 века!

iiWasp 03-06-2013 17:39

Да,интересные экземпляры!

v-g 03-06-2013 17:58
quote:
Originally posted by Gesss:

Более историческими считаются т.н. «поясные» клинки, у ВГ в музее есть тальварчик http://museummilitary.com/ru/section_14/weapon_537 , эх не взял я его….



Пробовал я, есть ли возможность нанести им удар. При определенной сноровке вполне можно серьезно поранить противника, особенно не вооруженного.
Но, полагаю, это больше демонстрация мастерства автора и средство устрашения толпы.
Пусть их мало, но они есть. А легенды рассказывают и в книжках описывают люди не очень оружейные.
С уважением, ВГ.Gesss 03-06-2013 18:07

По своему же предыдущему посту, вывел обобщающую черту приведенных мною примеров — неожиданный (скрытый) способ ношения.
То-же считаю, что это более интересно как показатель мастерства клиночника и возможно как оружие неожиданности (считай против не вооруженного оппонента).

iiWasp 03-06-2013 18:14

Да,в бою в толпе особо им не помашешь! Возможно какие то религиозные(для обрядов) или же дуэльные были приминения! А че толпу страшить,она в те времена и так в страхе жила-раджи устраивали им периодически кровавые ванны,да и казни публичные! Тут что то иное….

iiWasp 03-06-2013 18:19

А вот есть и такое мнение!)


Уруми Вищаль (также называемое ришти или чуттувар – «меч-спираль» – древнеиндийское оружие в виде очень гибкого и тонкого меча. Как и с чурикой, традиция использования уруми сохранилась только в боевом искусстве Каларипаятту. Этот гибкий меч применялся одним человеком при сражении с группой. Предположительно уруми возникает вместе с Каларипаятту, а это около 1000 года до н.э.

Меч-спираль был настолько гибким, что древние арийцы обматывали его вокруг талии как ремень. Также его лезвие можно было скрутить в спираль и хранить оружие до использования по назначению. До нашего времени не сохранилось находок или упоминаний в литературе уруми с одним лезвием, поэтому можно предположить, что гибкий меч практически всегда имел больше одного лезвия на одной рукояти. Длина клинка варьировалась в широких пределах – от 1,5 метра до 6 метров (в среднем 2 м), с шириной лезвия около 2 см. Металлическая лента заточена с обеих сторон так что, каким боком ни ударь – мимо вряд ли пройдет.

Уруми соединяет в себе качества меча и кнута, объединенных в одном оружии. Несмотря на то, что внешне гибкий меч выглядит относительно безобидным, если на владельца уруми кто-то вздумает напасть – ему явно не поздоровится, ведь лезвия острые как бритва. Ришти можно выполнять хлещущие удары (как кнутом) и режущие (как мечом). Короткий многолезвийный вариант уруми обычно используется в паре с небольшим металлическим кулачным щитом. Если оба противника вооружены мечом-плетью, то щит служит защитой от опасных захлестов острых лезвий. Ударом уруми можно вырвать полосы кожи и запросто перерезать острой кромкой горло врага. А лучшие мастера могли одним ударом срезать у противника усы. В одной из легенд Каларипаятту рассказывается, как один воин убил девять человек одним ударом своего уруми.
В настоящее время шедевры древнеиндийского оружейного искусства также еще производятся. Однако владение уруми сейчас сохранилось только в качестве одной из боевых техник Каларипаятту и обучение ему занимает около двенадцати лет. Также, пожалуй, столь экзотическое оружие может стать достойным экземпляром любого коллекционера холодного оружия или редких диковин.

iiWasp 03-06-2013 18:20

Боевое искусство Каларипаятту!

Gesss 03-06-2013 18:39
quote:
Originally posted by iiWasp:

В одной из легенд Каларипаятту рассказывается, как один воин убил девять человек одним ударом своего уруми.
В настоящее время шедевры древнеиндийского оружейного искусства также еще производятся. Однако владение уруми сейчас сохранилось только в качестве одной из боевых техник Каларипаятту и обучение ему занимает около двенадцати лет. Также, пожалуй, столь экзотическое оружие может стать достойным экземпляром любого коллекционера холодного оружия или редких диковин.


По поводу «экземпляра коллекции» вам маратх ответил более чем точно, неизвестно про них в коллекциях. Про «убить девять человек одним ударом» и говорить нечего, скорее и одного только покалечит. Возможно, чисто в индийских условиях ему и было применение (слонов ранить или кого сдерживать ). И все-же это уже кнут, а не меч. Более жестокий в последствиях, но кнут. Для поединка он очень условен, противник сокращает дистанцию и… второго удара уже не последует.

v-g 03-06-2013 18:39

Не знаю, кто такие арийцы, а вот арии жили в бронзовом веке, из оружия соответственно имели камень, бронзу. Очень гибко.
С большими сомнениями в компетентности.
ВГ.

iiWasp 03-06-2013 18:45
quote:
Originally posted by v-g:
Не знаю, кто такие арийцы, а вот арии жили в бронзовом веке, из оружия соответственно имели камень, бронзу. Очень гибко.
С большими сомнениями в компетентности.
ВГ.

Текст из инета,никто не гарантирует на компетентность автора-только разговоры и гипотезы! Арии/Арийцы это всего лишь тавтология)

Gesss 03-06-2013 18:46
quote:
Originally posted by v-g:

Не знаю, кто такие арийцы…



Это истинные арийцы обматывались.

ТС, не постите «Тексты из инета», не благодарное это дело. Да и ведет только во флуд.

iiWasp 03-06-2013 18:47
quote:
Originally posted by Gesss:

По поводу «экземпляра коллекции» вам маратх ответил более чем точно, неизвестно про них в коллекциях. Про «убить девять человек одним ударом» и говорить нечего, скорее и одного только покалечит. Возможно, чисто в индийских условиях ему и было применение (слонов ранить или кого сдерживать ). И все-же это уже кнут, а не меч. Более жестокий в последствиях, но кнут. Для поединка он очень условен, противник сокращает дистанцию и… второго удара уже не последует.


Да,насчет кнута вы правы! Больше кнут чем меч-но все же где то меч)

iiWasp 03-06-2013 19:45

Арии! Мы говорим о мече,нет?

v-g 03-06-2013 19:51

О гибком мече из бронзы или камня?

iiWasp 03-06-2013 19:57
quote:
Originally posted by v-g:
О гибком мече из бронзы или камня?

)) о гибком мече

маратх 03-06-2013 21:25
quote:
Originally posted by iiWasp:

о гибком мече


Старого гибкого меча уруми не существует. Есть 2-3 восточных гибких меча (тальвары). Фото одного из них привёл Gesss.
Больше обсуждать нечего.

iiWasp 03-06-2013 21:38

Вероятно да! Сказано вроде все)

guns.allzip.org

все глубже и глубже… (часть 3) » Военное обозрение

Как же это, друзья?
Человек смотрит на вишни в цвету
А на поясе длинный меч!
Мукаи Кёрай (1651 – 1704). Перевод В. Марковой

Если мы обратимся к ранее вышедшему на ВО материалу «Самураи и катаны: правда и вымысел», то из него узнаем, что «существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана». Довольно спорное утверждение, поскольку «несколько» — это больше трех, и вот здесь важно в какой – европейской или японской традиции мы рассматриваем типологию японских мечей. Начнем с того, что ничуть не менее известным японским мечом является тати. Причем им как раз и воевали, тогда как история катаны пришлась главным образом на годы мира эпохи Эдо. Второе – это длина меча. В материале указывается, что катана имела меч-спутник – вакидзаси длиной от 30 до 60 см. Но если длина меча была меньше 30 см, то такой «меч» считался уже кинжалом танто. То есть один и тот же в принципе меч мог считаться и мечом, и кинжалом. То есть для европейцев парный к катане клинок – это обычно кинжал, хотя бы и длинный, а вот японец будет разбираться, что это такое, в зависимости от длины, хотя монтировка самих клинков может быть одинаковой.


Всегда нужно давать подписи под фотографиями, иллюстрирующими любую статью. Надеяться, что и так все понятно, не следует. Вот, например, на этом фото мы совершенно отчетливо видим сразу три типа японских мечей: меч тати – в руке у стоящего самурая (на ножнах видны кольца для подвески), «полевой меч» нодати длиной около 1,5 м и более, который, однако, всадниками не использовался, а применялся пехотинцами асигару. Вот именно эти-то мечи за спиной и носили, поскольку по-другому было просто неудобно. Наконец, третий меч за поясом у сидящего обладателя нодати и есть катана.

Но тут следует вернуться к мечу тати и указать, что обычай носить два клинка – пару дайсё, идет из древности. Меч-спутник коси-гатана – спутник тати, располагали на теле слева вертикально. Причем если тати подвешивали к поясу, то ко-гатану – засовывали за него так, чтобы ножны его прошли через цурумаки – кольцо для запасной тетивы для лука. А она в свою очередь должна была располагаться между кольцами аси, на ножнах тати. Казалось бы, что особенного в таком расположении? Но японцы не были бы японцами, если бы не придумали для этого положения специальное название: цурумаки-готамэ-но-сита-хо. Говорить же о том, что катану и вакидзаси просто засовывали за пояс, конечно, тоже можно. Так было. Но и это не совсем точно. Для их крепления тоже существовали различные приспособления в виде куска кожи на шнурах, который привязывался к талии и уже в его петли либо в кожаную трубку, а вовсе не за пояс, вставлялся катану.


Один из вариантов косиатэ.

Если это крепление было для одного меча, то оно называлось ката-косиатэ, а если и для вакидзаси, то рё-косиате, причем это простейший вариант, а были и более сложные. Естественно, что под поясом их видно не было, но на самом деле самураи были очень умны и не желали потерять свои драгоценные мечи, держа их просто за матерчатым поясом.


Ну а сейчас давайте воспользуемся редкой возможностью и заглянем в фотофайлы Токийского национального музея, отснятые на пленке фирмы Кодак и демонстрирующие мечи и доспехи разных эпох. Начнем, разумеется, с тати, поскольку начиная с эпохи Хейан мечом самурая был именно он – меч всадника. Перед нами меч сёдзоку-тати («придворный мундирный меч») – богато украшенный меч, носимый императорами, сёгуном и знатными даймё.
А это его рукоятка!

Вот теперь мы имеем более или менее единую и законченную картину. То есть и в истории Японии мы также видим две большие эпохи: эпоху господства всаднического меча тати и универсального меча катаны, причем последний – подчеркнем это – распространился в Японии после появления огнестрельного оружия. Ведь первыми стрелками из него были отнюдь не крестьяне, а самураи. Им не подобало не иметь дайсё, но носить на боку всаднический меч им было совсем неудобно, из-за чего они и перешли на оправу букэ-дзукури. То есть в эпоху войн, предшествовавших объединению Японии, именно катана сначала стала мечом асигару – стрелков из огнестрельного оружия, а уже потом, в эпоху мира, этот меч превратился в постоянного спутника самурая!


Еще один меч тати эпохи Камакура. Этот меч держали одной рукой. В другой были поводья. Рукоять отделана акульей кожей и украшена мелкими фигурками птиц. Подвески выполнены из медной проволоки и называются хёго-кусари. (Токийский национальный музей)
Это детали гарды цуба этого меча, украшенная все теми же фигурками птиц. В центре, собственно, цуба. По краям в лицевом и перевернутом положении показаны шайбы сеппа, при помощи которых цуба закреплялась на клинке. Их, как видите, две – две сэппы малых и две о-сеппы – большие. Наличие о-сэппы была характерно именно для мечей тати.
Еще один придворный меч, украшенный бирюзой. (Токийский национальный музей)

В Японии только что отполированный меч было принято подвергать испытанию и отмечать результат его на хвостовике. Для этого приглашали специальных мастеров меча, которые тем и жили, что их испытывали. И дело это было совсем не простое, потому что, поломав меч, испытатель должен был его оплатить. Обычно рубили сырые скрученные соломенные циновки. Но иногда рубили и трупы казненных, подвешенных за руки к перекладине или положенные друг на друга и на толстый соломенный мат. Самым простым было отсечение кисти. Рубка поперек бедер, с рассечением прочных тазобедренных костей считалась вершиной мастерства. При этом удары бывали такой силы, что ими мог быть разрублен и деревянный блок додан, подкладывавшийся под тело. Известно, что однажды вот так разрубили сразу семь тел, положенных друг на друге! Понятно, что такие мастера наряду с кузнецами и оценщиками клинков были в обществе самураев людьми весьма уважаемыми. Есть письменные свидетельства, относящиеся к XVII веку, что некоторые известные мастера разрубали своими мечами ружейные стволы. Вопрос, однако, не в том, что они есть, а в том, насколько им можно доверять.


Пара мечей дайсё сонаэ – катана и вакидзаси, предположительно принадлежавшие Тоётоми Хидэёси. (Токийский национальный музей)

Поскольку считалось, что самурай не может убить «просто так», но зато обязан убить в случае, если его оскорбили, некоторые самураи, купив новый меч, шли опробовать его на перекрестки дорог, где подстерегали какого-нибудь крестьянина-путника и объявляли ему, что тот совершил явно оскорбительный для него поступок – не так поклонился, например. После чего у крестьянина, чтобы остаться в живых, было только два пути: или убежать, что было совсем нелегко, или… убить самурая, что было еще тяжелее. Если он этого не делал, то рисковал быть разрубленным от плеча до бедра!


Ути-гатана, с ножнами, расписанными розами аои – эмблемой клана Токугава. (Токийский национальный музей)

Что же касается сугубо журналистских утверждений о том, что «самурайские мечи могут разрубить европейские на кусочки!» или что «их клинки сделаны из 1000 слоев металла!», то оставим это на их совести.


Чехол для меча хикихада. А знаете, что под ним? Шкура тигра! Особенностью японцев было все зачехлять. Вот уж поистине «люди с футляром»! (Токийский национальный музей)

Хотя такие суждения неудивительны. Придите в любой музей, где есть образцы старинного холодного оружия и что вы там увидите? Какие-то ржавые железки с подписями, на мечи и кинжалы похожие очень отдаленно. Мечей европейского Средневековья в хорошем состоянии сохранилось очень мало. Зато японские мечи в любом из музеев, куда бы вы ни пришли, поражают своим прекрасным внешним видом и можно даже и не сомневаться в чью пользу решится мнение непрофессионалов.


Головка рукояти касира (справа) и муфта (фути).
На этой рукоятке хорошо видны цуба, две детали сеппа, на рукояти украшение – мэнуки и на конце рукояти – головка касира. (Токийский национальный музей)

Даже самая лучшая японская катана — это всего лишь сталь, хотя и высокого качества, а значит она вполне может сломаться. И европейские мечи, и японские изготавливались многократной проковкой разных по качеству сталей, причем известны даже наконечники копий, сделанные из дамасской кованой стали, найденные в Прибалтике.


Пожалуй, едва ли не самая лаконичная и красивая цуба – «Краб». (Токийский национальный музей)
Когай с ложечкой для чистки ушей. (Токийский национальный музей)

Что касается технологии дифференцированного закаливания, то его, как это уже отмечалось, применяли не только японцы, но как об этом пишет немецкий историк Томас Лайбле, и мастера-оружейники европейского Средневековья, только, по его мнению, точные характеристики этого процесса неизвестны. Наконец – заточка. Но здесь все зависит исключительно от угла, под которым затачивается клинок. Однако нигде не написано, что европейские мечи были тупые и резать не могли. Уже в наши дни проводилась пробная рубка соломенных матов при помощи реплик средневековых мечей и результаты получились примерно такими же, как и при рубке их японским мечом.

Есть и еще одно важное обстоятельство. В Европе мечи, да и доспехи, часто перековывались, поскольку металл был дорог. В Японии тоже, но кому в голову придет перековывать обиталище ками?


Короткий и простой танто. (Токийский национальный музей)
Против любого меча должна быть защита. Перед нами «новые доспехи» – «торс Будды» (нё-до), предположительно принадлежавшие Като Киёмаса, одному из военачальников Хидэёси периода войны в Корее в 1592 г.
Эти же доспехи – вид сзади.

Именно поэтому-то японских мечей и существует так много. Известно, что в XIII веке на один меч тати у кузнеца уходило 18 дней, а у мастеров на его оправу – девять. Шесть дней требовалось на то, чтобы покрыть ножны лаком, два – кожевникам и еще 18 дней на все остальное. В любом случае на ковку самой полосы меча могло уйти и больше 20 дней, то есть в целом грубо можно считать так – один месяц – один меч.

Есть подсчет, что до революции Мейдзи в Японии жило и работало 13000 оружейников-мечников. Понятно, что кроме них были и те, кто не был известен, а для кого-то это было просто хобби. То есть позволительно эту цифру округлить до 20000. И вот если каждый из них за всю свою жизнь сделал хотя бы по 100 мечей, то получится, что к 1868 году в Японии их было сделано около… двух миллионов! Неудивительно, что их до сих пор сохранилось так много.


Доспехи намбан-гусоку европейского образца, предположительно принадлежащие Сакакибара Ясумаса. Шлем и кираса изготовлены в Европе, а все остальные части доспеха – в Японии. (Токийский национальный музей)

Следующим отличием между японскими и европейскими мечами является наличие на последних дужках крестовины и навершия. Европейский «крест» служил для защиты руки от ударов о щит, тогда как японская цуба предназначалась совсем для другой цели. Перекрестием европейского меча можно было наносить удары в лицо точно так же, как и навершием рукояти. Но ни одному японцу не пришло бы в голову брать свой меч за клинок и бить рукояткой в лицо противника. В европейской практике фехтования на мечах такой прием, однако, встречается. То есть в целом меч для европейца более «универсальное», в смысле приемов владения им, оружие, а вот для японца – более традиционное.


Деталь ножен из слоновой кости эпохи Эдо. (Музей искусств Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, Массачусетс, США)

Продолжение следует…

topwar.ru

Меч-пояс и меч-крюк | Лавикандия

Идет работа над книгой мастера. Уже готовы пара глав и несколько больших отрывков. Появляются, само собой, и новые навыки, которые мы по тем или иным причинам не стали включать в книгу игрока. Не в последнюю очередь это боевые школы. О трех из них мы расскажем подробней ниже. Все они объединены тем, что большая часть настоящих мастеров в них — кафа или катарир.

Меч-пояс (Уруми)

Важнейшая проблема, с которой сталкивается лавикандец, мечтающий стать мастером боя — запрет на ношение оружия для всех, кроме брэ. И если у худдов еще есть шанс обойти это правило, то все остальные дома фактически лишены такой возможности. Кроме того, в бою фели и кафа важную роль играет внезапность, подвижность и ловкость. Все это, в сочетании с замечательными технологиями имперской металлургии, породило уникальный вид оружия — меч-пояс. несколько чрезвычайно гибких и очень острых стальных полос, закрепленных на рукояти. Их действительно можно свернуть в пояс и спрятать под халатом. В бою это оружие чрезвычайно опасно (и дает модификатор +2 к атаке). Но опасно оно не только для противника, но и для начинающего бойца. Риск пораниться столь велик, что первые годы обучения любители этой школы вообще не пользуются оружием, заменяя его совершенно безвредной копией. Игрок должен иметь по крайней мере пять пунктов в этом навыке, что получить возможность использовать его. Каждый пункт стоит 2 очка (только кафа, катарир и фели)

Меч-крюк (Цзянгоу)

Цзянгоу — оружие в совершенно ином духе. Спрятать его невозможно, но никто и не пытается этого делать. Две большие сабли (или меча, как кому нравится) с крюками на концах и режущими кромками гард — один из излюбленных типов оружия моряков. едполагается использование двух клинков одновременно. Их специфическая форма гарантирует бойцам возможность хорошо блокировать клинки противника (использующий получает модификатор +2 к защите по принципу брони, но для всего тела). Хотя больше всего эту школу любят катарир, есть и ее ценители-худды. Однако большинством это оружие считается не слишком благородным. Стоимость навыка 2 и взять его может представитель любого дома, кроме, конечно, брэ.

lavikandia.ru

Топ-10: экзотическое оружие прошлого | Журнал Популярная Механика

Принято считать, что в древности признавали только простое и эффективное вооружение, а сложные системы не приживались. По большей части так оно и было, поскольку основная задача оружия — как можно быстрее отправить врага на тот свет. Но экзотические экзмпляры всё же существовали и зачастую справлялись со своей задачей ничуть не хуже обычных.

Одни нестандартные орудия убийства создавались для специфических, узконаправленных целей, другие — в качестве оригинальной «инновации». Особенно на поприще изобретений подобных предметов отличились Индия, Китай и Япония. Представляем десять самых необычных видов экзотического оружия древних времён.

Халади — меч или кинжал с двумя клинками, которым сражались индийские кшатрии из клана раджпутов. Оружие предназначалось как для колющих, так и для режущих ударов. У некоторых видов халади рукоять представляла из себя стилизованный шипастый кастет.

Чо-ко-ну — одно из самых знаменитых экзотических оружий, китайский многозарядный арбалет, принцип работы которого унаследовали современные автоматы. В «магазин» заряжалось от 10 деревянных болтов, которые выстреливались по очереди за 15 секунд. Точность и дальность у чо-ко-ну были никакие, но это с лихвой компенсировалось скорострельностью и количеством снарядов.

Уруми — ещё одна экзотика родом из Индии, меч-плеть, или меч-пояс. Сделанный из потрясающе гибкого металла, он давал владельцу огромное преимущество в бою, позволяя огибать щиты и традиционные мечи. Впрочем, чтобы как следует освоить уруми, требовались годы усердных тренировок, иначе оружие обращалось против своего хозяина.

Аль-Раммах — средневековый прототип торпеды, разработанный сирийским учёным Хасаном аль-Раммахом в XIII веке. Она представляла из себя закрытый металлический сосуд, забитый порохом и селитрой и направляемый примитивной ракетой на корабли противника. Неизвестно, насколько эффективна подобная торпеда была в действии, но принцип впечатляет.

Пчелиный рой — ещё одно оружие массового поражения от сумрачного китайского гения. Продолговатый футляр заполнялся тремя десятками стрел с небольшими ракетами около наконечника. Они поджигались и запускались одновременно — с нулевой точностью, главное что в направлении противника. Это тот самый случай, когда «стрелы, заслонившие солнце» — не просто метафора.

Атлатль, он же компьеметалка — одно из древнейших орудий убийства в мире, работающее по принципу пращи. В атлатль из гибкого дерева заряжались небольшие дротики и благодаря принципу рычага они метались гораздо дальше, чем пущенные рукой. Их использовали ещё с эпохи позднего палеолита, около 15 тысяч лет до н.э.

Какутэ — японское шипастое кольцо, своеобразный кастет для ниндзя. Какутэ легко маскировались под обычные перстни, поворачиваясь шипами наверх перед боем. Шипы зачастую смазывались ядом.

Летящий ворон — очередная вариация китайской артиллерии с ракетами, иногда замаскированными под ворон для обмана противника. Оно было описано в трактате «Руководство огненного дракона», созданном китайским стратегом Лю Цзы. Ракеты-«вороны» набивались порохом так плотно, что взрыв был виден и слышен с огромного расстояния.

Содэгарами — японский боевой багор, используемый самураями и стражей. Оружие нелетальное, хоть и покрытое шипами. Основное предназначение содэгарами состояло в том, чтобы повалить нарушителя закона на землю и удерживать его необходимое время.

Греческий огонь был создан в Византийской империи для морских баталий. Этот древний прототип напалма представлял из себя чудовищную смесь нефти, серы и негашеной извести, хотя точный рецепт был утерян. Греческий огонь давал византийцам огромное преимущество на море, жадно пожирая корабли противников и продолжая гореть даже на поверхности воды.

www.popmech.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *