Содержание

История меча (7): полуторный меч


Меч с рукоятью «в полторы руки» лучше всего изучать по европейским исследованиям — там эта тема куда более развита, чем у нас. Что интересно — внутри полуторных мечей тоже есть свое разделение.

Существует два типа меча, каждый из которых можно отнести к полуторным. И в то же самое время они различаются между собой.

1) longsword («длинный меч») — полуторный меч с рукоятью на три руки впритык (около 30 см). Такой меч можно свободно держать двумя руками, причем на рукояти остается место еще для одной ладони. Это дает больше возможностей для применения рычагов и использования сложных траекторий ударов.

Меч на фото из Германии (предположительно), датируется 1400-1430 годами.

2) bastard sword («ублюдок», «незаконнорожденный») — полуторный меч с рукоятью на две ладони впритык (около 20 см). Фактически, это тот же меч войны в готическом варианте.

«Бастард» переводиться на русский как «незаконнорожденный». Часто говорят, что обидное прозвище этот тип меча получил потому, что он ни рыба, ни мясо — то есть не одноручный, но и не двуручный. На самом деле он ублюдок, потому что не longsword.

Меч на фото итальянский, изготовлен между 1475 и 1500 годами.  Общая длина 118,7 см., длина клинка 94,2 см., ширина клинка — 6,8 см., длина гарды — 30,4 см.

Саму анатомию полуторных мечей мы разбирать не будем. Она соответствует анатомии одноручных готических мечей, просто клинок и рукоять у них покороче будут.  А поскольку мы уже сделали это, то смысла перемалывать одно и тоже не видим.

Тем более, нам есть о чем поговорить и без этого. Прежде всего — об отличиях от одноручного меча в применении. Если одноручным готическим мечом работали на пару с щитом, то с полуторным «бастардом» без него обходились.

Принять удар на себя

Отказаться от щита во многом удалось благодаря доспехам, которые и приняли на себя основной удар.

Прежде основным доспехом была кольчуга, не способная жестко встретить клинок меча. Результат сражения в кольчугах отлично передает фрагмент миниатюры XIII века:

Теперь у воинов появились пластинчатые доспехи и латы, которые благодаря своей жесткости могли принять удар на себя. Кроме того, их изготовление пошло на поток.

С 1209 по 1470 год современный греческий город Халкида находился под властью Венеции. Назывался он тогда Халкис, и в нем были, соответственно, крепость и «ограниченный контингент» венецианских войск. Так вот, при раскопках в Халкиде удалось найти не только доспехи XIV-XV столетий, но и более сотни шлемов того же самого периода.

Фехтовальные школы

Возможность обходиться без щитов сразу породила целый гербарий интереснейших фехтовальных приемов.

О них мы узнаем из «фехтбухов» — руководств по фехтованию, которые оставили нам великие мастера прошлого — Иоганн Лихтенауэр, Ханс Тальхоффер и другие.

Кстати. Вот эти два рисунка сделаны одним и тем же человеком. Звали его Альбрехт Дюрер — это был не только отличный художник, но так же математик, теоретик обороны крепостей и, конечно же, боец. Его учебник фехтования и борьбы считается классическим.

Однако, не стоит путать фехтовальные школы и обучение военному ремеслу. Дело в том, что фехтование из трактатов на войне мало применимо.

В основном фехтбухи — это учебники о том, как победить в судебном поединке (кто выжил, тот и прав). Однако, на рыцарском турнире, эти знания тоже были весьма кстати.

Некоторые фехтбухи, писавшиеся специально для благородных заказчиков, посвящены бою и борьбе в доспехах на «благородных» видах оружия. В некоторых из них даже прорисованы хитрые изобретения авторов, например стреляющий топор.

Другое дело — война. Солдат учили держать строй и уничтожать стоящих в таком же строю напротив. Трактатов на эту тему автор не припомнит.

Особый прием

В знаменитом учебнике фехтования 1459 года — фехтбухе Ханса Тальхоффера, можно увидеть немало разных приемов. Все они применимы в условиях поединка, на этом учебнике выросло и выжило немало отличных бойцов.

Однако кое-какие приемы, показанные в трактате Тальхоффера, вызывают немалое удивление в наши дни. Например, вот такой прием:


Возникает вопрос — неужели бойцы не боятся распахать руку о лезвия мечей?

Все просто: как мы помним из прошлой главы, многие готические мечи делались заточенными только в последней трети клинка. Поэтому воины могли использовать так называемую «технику полумеча»:

Автору этих строк доводилось беседовать с людьми, которые на своих пальцах проверили технику полумеча с полностью заточенным клинком.  Главное — не дать ему «гулять» в ладони, иначе и вправду можно остаться без пальцев. Вот что они рассказали:

«Хватать можно и заточенный меч без всяких проблем. Мы проверяли многократно, достаточно держать покрепче и ничем это не грозит.

Более того,  при разглядывании фехтбухов закрадывается мысль, что большой меч против парней в доспехах использовали только с хватом за лезвие.  Идея  в том, что рубить человека в железе бесполезно, а вот сунуть ему острие в подмышку — очень даже ничего. Ну и «рычаги» для борьбы в полумече выходят прекрасные».

Длинный меч на Руси

Прежде всего, следует вспомнить, что средневековая Русь условно делится на несколько частей:

  • Северо-Западную (Новгород и Псков) и Северо-Восточную (Владимир, Суздаль, Ростов),
  • Западную (Витебск, Минск, Могилев) и Юго-Западную Русь (Киев, Галич, Волынь, Чернигов).

Часть перечисленных земель находилась под сильным влиянием Западной Европы. Причем не только в географическом, но и в культурном, торговом, военном смыслах. Например, в Беларуси и на Западной Украине можно встретить рекордное для русских земель количество рыцарских замков.

В августе 2013 года по всем каналам новостей прошли сообщения о находке под Мстиславлем (Могилевская обл., Беларусь) рыцарских доспехов западноевропейского образца, которые датируют XVI столетием.

Меньше всего полуторных мечей было найдено в Москве и по всей Северной Руси. Здесь военное дело подстраивалось под борьбу с татарами, а значит тяжелая пехота была мало востребована. Основной боевой единицей был всадник с саблей.

Но иногда археологи находят исключения, вроде этого меча из новгородских раскопок:

Другое дело — земли Западной и Юго-Западной Руси. Это достаточно рыцарственная территория. Здесь в ходу были доспехи не только русского, но и европейского образца. И именно там было найдено большинство полуторных мечей.

Где кончается полуторный меч и начинается двуручный?

А вообще, как определить: двуручный ли это меч или полуторный? Если это не цвайнхандер, специальный двуручный меч, а просто большой клинок, то понять может быть сложно.

Тут все зависит от массы меча и длины рукояти, хотя, по большому счету, решается персонально. Если мечом, несмотря на размеры и длинную рукоять, можно эффективно сражаться одной рукой — значит, меч полуторный.

А вот если одной рукой в бою не слишком удобно, тогда это «двуручник». В среднем, граница проходит по отметке «140 см. общей длины» — все что больше уже нельзя контролировать одной правой.

Причем даже для Николая Валуева и Кости Цзю один и тот же меч может оказаться разным — кому полуторным, а кому и двуручным мечом.

Ну а мы благодарим за крайне полезные для статьи консультации Вадима Сеничева. Это один из самых больших российских экспертов по фехтованию длинным мечом и большой друг нашего сайта.

Ну и бонусом — видео, которое посоветовал Вадим. Оно про то, как держать в руках меч и не порезаться:

Материалы:

  • Эварт Окшотт «Археология оружия»
  • Анатолий Кирпичников «Древнерусское оружие»,
  • Джон Клементс «Средневековое фехтование»
  • Клим Жуков «Два позднесредневековых меча из Новгородской области»

Фото — Евгения Комарова, myarmoury.com, библия Мациевского, Альбрехт Дюрер, социальная сеть «ВКонтакте».

proshloe.com

Полуторный меч: виды, размеры, фото

В позднем Средневековье полуторный меч был одним из самых распространенных видов оружия. Он отличался практичностью, а в руках умелого бойца становился смертоносным для противника.

История термина

Средневековый полуторный меч был распространен в Европе в XIII-XVI вв. Главная особенность этого оружия заключалась в том, что в бою оно держалось двумя руками, хотя баланс и вес позволял при острой необходимости брать его одной рукой. Такое универсальное свойство сделало данный меч крайне популярным в позднем Средневековье.

Сам термин появился только в XIX веке, когда коллекционеры оружия создали его новую современную классификацию. В средневековых источниках использовалось простое название — меч, или полуторный меч-бастард. Также данное оружие считалось двуручным. Это название долго использовалось не только в исторических хрониках, но и в художественной литературе.

Основные характеристики

Что представлял собой полуторный меч? Длина его составляла 110-140 сантиметров, причем около метра приходилось на клинковую часть. Данные мечи были промежуточным видом между одноручными и двуручными. Характеристики рукояти такого оружия могли варьироваться в зависимости от места и времени производства. Однако были у всех разновидностей и общие черты. Рукоять имела специфическое узнаваемое деление. Она состояла из двух элементов.

Первая – это цилиндрическая часть у гарды, которая предназначалась для защиты рук от ударов врага. Для воина не было более важной части тела. Именно с помощью рук он использовал полуторный меч. Получить ранение означало стать уязвимым для противника. Гарда появилась с развитием фехтования в позднем Средневековье. Хотя первым ее получил полуторный меч, сегодня больше всего эта узнаваемая часть оружия ассоциируется со шпагами, появившимися в последующие столетия. Вторая часть была конической и располагалась около навершия.

Интересной была эволюция дисковой головки полуторного меча. В XV веке стал распространенным готический стиль. Он принес новый дизайн со стремящимися вверх и узкими формами. С другой стороны, такие новшества появлялись не только из-за перемен в эстетике, а из-за насущной практической пользы. Рифленые и грушевидные головки мечей-бастардов были удобнее для второй руки, которая в бою сжимала эту часть оружия.

Классификация

За несколько столетий своего существования полуторный меч обзавелся несколькими подвидами. Самым распространенным был боевой. Его также называли тяжелым. Такой меч был длиннее и шире своих аналогов. Он использовался исключительно в бою и лучше всего подходил для смертоносных рубящих ударов. Облегченная версия – меч-бастард. Это оружие лучше всего подходило для самозащиты и повседневного ношения. Данные виды полуторных мечей были особенно популярны у рыцарей и латников и составляли основу их амуниции.

Первые их экземпляры появились в конце XIII века во Франции. Тогда размеры полуторных мечей еще не устоялись, у них было множество модификаций, но все они были известны под общим названием — мечи войны, или боевые мечи. Данные клинки вошли в моду в качестве атрибута седла лошади. Прикрепленные таким образом, они были удобны в походах и путешествиях и часто спасали жизнь своим владельцам в случае внезапной атаки разбойников.

Узкие мечи-бастарды

Одним из самых примечательных видов полуторных мечей был меч-бастард узкой формы. Его клинок сильно сужался, а лезвие было почти прямым. Такое оружие предназначалось в первую очередь для колющих ударов. Рукоять была удобной для использования как одной, так и двумя руками. Таким мечом можно было буквально «сверлить» противника.

Самым известным клинком этого типа было оружие Черного принца Англии Эдуарда Плантагенета, жившего в XIV веке и запомнившегося участием в Столетней войне против Франции. Его меч стал одним из символов битвы под Креси в 1346 году. Это оружие долгое время висело над могилой принца в Кентерберийском соборе, пока его не украли в XVII столетии, в эпоху правления Кромвеля.

Французские и английские разновидности

Французские боевые мечи подробно изучались английским историком Эвартом Оукшоттом. Он сравнил множество разновидностей средневекового холодного оружия и составил собственную классификацию. Он отметил тенденцию постепенного изменения назначения, которым обладал полуторный меч. Длина также варьировалась, особенно после того, как французская модификация стала популярна в других странах Западной Европы.

В начале XIV века схожее оружие появилось в Англии. Там его называли большим боевым мечом. Его не возили при седле, а носили на поясе в ножнах. Отличия всевозможных разновидностей также заключались в форме кромок клинка. При этом вес оружия нигде не превышал 2,5 килограмма.

Искусство боя

Примечательно, что полуторные мечи 15 века, вне зависимости от места их производства, использовались согласно канонам всего двух школ фехтования – итальянской и немецкой. Секреты владения грозным оружием передавались из уст в уста, но некоторые сведения сохранились и в манускриптах. Например, в Италии пользовалось популярностью учение мастера Филлипо Вадиса.

Больше гениев искусства боя оставила Германия. В ней было написано большинство книг по этому предмету. Такие мастера, как Ханс Тальхофер, Зигмунд Рингэкк, Аулус Кал, стали авторами распространенных пособий о том, как нужно использовать полуторный меч. Для чего он нужен и как им пользоваться, знали и простые горожане, пусть даже в самых простых представлениях. В то время оружие нужно было всем, потому что только с ним можно было чувствовать себя спокойно в повседневности, когда нападения грабителей и других лихих людей были привычной нормой.

Центр тяжести и баланс

Хотя полуторные мечи на Руси и вообще в Европе были достаточно легкими, чтобы сражаться с их помощью, требовалась немалая атлетическая сила. В основном этим оружием владели рыцари, а для них война была профессией. Такие воины тренировались обращаться со своим оружием каждый день. Без регулярных занятий человек терял свои боевые качества, что почти всегда заканчивалось фатально для его жизни. Средневековые сражения подразумевали самый близкий контакт с противником, какой только может быть. Бои всегда шли в быстром темпе и без остановок.

Поэтому важной характеристикой становился даже не вес оружия или его острота, а баланс. Полуторные мечи на Руси имели центр тяжести в точке чуть выше рукояти. Если клинок выковывался неправильно, то его брак обязательно сказывался на поле боя. При центре тяжести, слишком сместившимся наверх, меч становился неудобным, хотя его рубящий удар продолжал оставаться смертоносным.

Дефекты оружия

Хорошее оружие должно было легко управляться в движении. Высокий темп сражения не оставлял шанса мешкающим воинам. На скорость и силу удара обязательно влиял вес на определенном расстоянии от руки, которая держала полуторный меч. Название, которое рыцари часто давали своему оружию, могло отражать и его боевые качества. Если клинок был предназначен только для рубящих ударов, то масса могла быть распределена по длине только равномерно. В случае если кузнец допускал ошибку при изготовлении, оружие становилось практически бесполезным в бою против правильно вооруженного противника.

Плохие мечи вибрировали в руках при ударе по другому мечу или щиту. Дрожь в клинке передавалась в рукоять, что неизбежно мешало владельцу. Поэтому хорошее оружие всегда прочно лежало в руке. В нем обязательно были свободные от вибрации зоны, которые назывались узлами и располагались в правильных с точки зрения физики местах.

Развитие военного дела

К началу XIV века в европейском военном деле произошли значительные изменения, которые повлияли как на оружие, так и на доспехи. Фото полуторных мечей разных столетий подтверждают этот факт. Если до этого главной силой на поле боя были рыцари, то теперь они стали терпеть поражения от пеших воинов. Улучшившиеся доспехи позволили последним использовать уменьшенный щит или вовсе отказаться от него. А вот фото полуторных мечей показывают, что как раз в начале XIV века они стали значительно длиннее своих предшественников.

Появившиеся новые модели обладали рукоятью, которой гораздо проще было управляться одной рукой, чем двумя. Поэтому часто такие мечи-бастарды использовались в паре с небольшим щитом или кинжалом. Такое двойное вооружение позволяло атаковать противника еще опаснее.

Полуторный клинок и пластичный доспех

С появлением пластичного доспеха специально против них была разработана техника «половины меча». Заключалась она в следующем. Сражаясь против неприятеля в такой экипировке, владелец меча должен был угодить колющим ударом в зазор между пластинами. Для этого воин левой рукой охватывал середину клинка и ею помогал направлять оружие к цели, в то время как правая, лежавшая на рукояти, придавала атаке необходимую для успеха силу. Достаточно вольным, но схожим по принципу действия, будет сравнение с игрой в бильярд.

Если бой принимал именно такой оборот, то меч обязательно должен был иметь заточенное острие. При этом остальная часть клинка оставалась затупленной. Это позволяло рукой в перчатке выполнять вышеописанные приемы. Мечи делались легкими во многом по подобию доспехов. Существует устоявшийся стереотип о том, что в них было практически невозможно двигаться. Говоря так, люди путают турнирные и боевые доспехи. Первые действительно весили около 50 килограммов и сковывали владельца, в то время как вторые весили в два раза меньше. В них можно было не только бегать, но и делать гимнастические упражнения, а также кувыркаться. Раз в изготовлении доспехов мастера старались придать им наибольшую легкость и простоту в эксплуатации, то те же самые качества переносились и на мечи.

fb.ru

Полуторные Мечи — AERIE Wiki

Материал из AERIE Wiki

Полуторные Мечи[править]


Меч-Бастард[править]

Параметры
THAC0: 0 Урон: 2D4
Тип Повреждения: Рубящее Вес: 10
Скорость: 8 Специализация: Меч-Бастард
Тип: 1-ручный Не Используется: Друидами, Священниками, Магами, Ворами
Описание
Также известный как полутораручный меч, меч-бастард заслужил свое имя, поскольку является промежуточным вариантом между двуручным мечом и длинным мечом. Меч-бастард имеет двустороннее лезвие и длинную рукоять, на которой при желании могут уместиться две руки. Общая длина меча-бастарда разнится от четырех футов до четырех футов десяти дюймов.

Требуется: Сила 11


Меч-Бастард +1, +3 против Оборотней[править]

Параметры
THAC0: +1 улучшение Урон: 2D4 +1, +3 против Оборотней
Тип Повреждения: Рубящее Вес: 8
Скорость: 7 Специализация: Меч-Бастард
Тип: 1-ручный Не Используется: Друидами, Священниками, Магами, Ворами
Описание
С первого взгляда этот меч ничем не отличается от любого другого. Однако в присутствии любого Перекидывающегося создания клинок становится теплым, поскольку его силы начинают действовать. Его тезкой был первоначальный владелец этого меча, и его история, хотя и давно забытая большей частью, полна предательства и обмана. Ходят упорные слухи, что он заплатил страшную цену за этот клинок, но тот открыл ему истинные намерения тех, кто хотел предать его. Как их звали и в чем они провинились, однако, давно забыто историей.

Требуется: Сила 11


Альбрун +1[править]

Параметры
THAC0: +1 улучшение Урон: 2D4 +3
Тип Повреждения: Рубящее Вес: 8
Скорость: 7 Специализация: Меч-Бастард
Тип: 1-ручный Не Используется: Друидами, Священниками, Магами, Ворами
Описание
Базалин был большим человеком, и ходили слухи, которые при нем не осмеливались повторять, что он вермедведь. Меч Альбруин долго находился у него, и Базалин использовал его для защиты своей деревни от гигантских пауков, терзавших эту местность. Меч защищал его от паучьего яда и позволял видеть невидимых Красных Волшебников, контролировавших самые фантастические разновидности. Причина их вражды неизвестна.

Особые Возможности:
Один раз в день обнаруживает Невидимость
Защита от Яда для владельца
Требуется: Сила 11


Тарагарт +1[править]

Параметры
THAC0: +1 улучшение Урон: 2D4 +1
Тип Повреждения: Рубящее Вес: 7
Скорость: 7 Специализация: Меч-Бастард
Тип: 1-ручный Не Используется: Друидами, Священниками, Магами, Ворами
Описание
Заключенному в подземелье Лехоргану посчастливилось обнаружить этот Хальруаанский клинок в руинах прибежища древнего колдуна Каллона и в тот самый день меч спас ему жизнь. Привидение самого Каллона напало на нарушителя, но пламя, извергнутое им, лишь слегка обожгло Лехоргана, впитавшись в раскаленный Кровавую Головню. Лехоргон спрятался и в изумлении наблюдал, как древний колдун попытался определить его местоположение, но меч снова защитил его. Выжив в этой схватке со смертью, молодой человек использовал этот шанс и вырученное за меч золото, чтобы, как он выразился, покончить к дьяволу с приключениями.

Возможности Экипировки:
50% сопротивления огню
Скрытность
Требуется: Сила 11


Меч чемпиона +2[править]

Параметры
THAC0: +2 улучшение Урон: 2D4 +2
Тип Повреждения: Рубящее Вес: 12
Скорость: 5 Специализация: Полуторный меч
Тип: 1-ручный Не Используется: Никем, кроме Паладинов
Описание
Этот золотой меч получают самые высокопоставленные представители «Благороднейшего ордена сияющего сердца» от самого Хелма.

Возможности Экипировки: Эффект заклинания Поддержка
Местоположение: BG1, покупается в Храме


Джор Кровопускатель +2[править]

Параметры
THAC0: +2 улучшение Урон: 2D4 +2
Тип Повреждения: Рубящее Вес: 7
Скорость: 6 Специализация: Меч-Бастард
Тип: 1-ручный Не Используется: Друидами, Священниками, Магами, Ворами
Описание
Этот клинок принадлежал Хо Мангу, путешественнику из Кара-Турa, бравшегося за сомнительные поручения при дворах по всему Фаэруну. Мастерски владея убеждением, он использовал этот меч для проведения Тысячи Путей Смерти, древнего ритуала его родины, состоявшего из длинных серий маленьких, крайне болезненных надрезов. Благодаря свойствам этого клинка кровь не сворачивалась и жертвы медленно истекали кровью. Меч был украден, и о том, что происходило с ним потом, нам до сих пор ничего не известно.

Боевые Возможности: 2 два дополнительных пункта урона в каждом раунде, пока не нанесено 10 пунктов урона
Требуется: Сила 11


Клинок Прижигателя +3[править]

Параметры
THAC0: +3 улучшение Урон: 2D4 +3
Тип Повреждения: Рубящее Вес: 5
Скорость: 5 Специализация: Меч-Бастард
Тип: 1-ручный Не Используется: Друидами, Священниками, Магами, Ворами
Описание
Достоинства этого меча легко оценить; он исключительно аккуратен, и язык пламени, следующий каждому дуновению, вдобавок к обычному урону прижигает цель. Этот меч крайне эффективен для убийства троллей, хотя об этом и не говорится в песнях и легендах.

Боевые Возможности: 1 экстра пункт огненного урона
Требуется: Сила 11


Меч Бальдурана[править]

wiki.aerie.ru

Полуторный меч Википедия

Полутораручный меч

Современная реплика полутораручного меча типа XVIIIa
Тип меч
Страна
Годы эксплуатации ~1250—1550
Масса, кг ~1,4
Длина, мм ~1050—1300
Длина клинка, мм ~850—1220
Тип клинка прямой обоюдоострый
Тип эфеса открытый или полузакрытый
Тип навершия монолитный
 Медиафайлы на Викискладе

Полутора́ручный меч — современное обозначение группы средневековых западноевропейских мечей, которые удерживали в основном двумя руками, но при этом их вес и баланс допускал при необходимости одноручный хват. Обозначение введено оружиеведами и коллекционерами оружия в XIX—XX веках, в частности — использовалось британским исследователем средневекового оружия Оукшотом.

В средневековых трактатах такое оружие называется просто «меч» без каких либо уточнений, «меч-бастард» (англ. bastard-sword, аналогичное прослеживается в итальянских трактатах по фехтованию с 1549 года) или «длинный меч» (англ. longsword). Чётко разделять «обычный», «длинный» (двуручный) и «полуторный» меч стали только в позднейшее время, когда это оружие имело значение лишь как объект коллекционирования.

Определение[ | ]

В устаревших источниках и популярной литературе такие мечи нередко называют двуручными, тогда как в современном оружиеведении принято проводить различие между полутора- и двуручными мечами. Первый имеет общую длину около 110 см, из них примерно 90 см приходятся на клинок, у второго же длина составляет около 120—140 см, из них не меньше метра приходятся на клинок[1][2]. Кроме того, двуручный меч возможно эффективно использовать только двумя руками — иного не позволял его вес[2]. Таким образом полутораручные мечи являются промежуточным типом между одно- и двуручными мечами. Длина рукояти у полутораручных мечей варьируется — у одних образцов вторая рука помещается лишь частично, у других же есть место для свободного размещения обеих рук. Рукоять нередко имеет характерное деление на две части — цилиндрическую у гарды и коническую у навершия, при этом навершие часто продолговатой формы.

Полутораручные мечи имели определённые подвиды. Например «боевой меч» был более тяжёлым, длинным и широким, предназначался исключительно для боевых действий и в основном для рубящих ударов, тогда как меч-бастард был несколько легче и мог использоваться в повседневной жизни, например для самозащиты. Термин «длинный меч» использовался по отношению к обеим этим разновидностям. Следует учитывать, что «боевым» и «длинным» мечом могли называть также и двуручные мечи[3]

Полутораручный меч конца высокого средневековья[ |

ru-wiki.ru

Полуторный меч Википедия

Полутораручный меч

Современная реплика полутораручного меча типа XVIIIa
Тип меч
Страна
Годы эксплуатации ~1250—1550
Масса, кг ~1,4
Длина, мм ~1050—1300
Длина клинка, мм ~850—1220
Тип клинка прямой обоюдоострый
Тип эфеса открытый или полузакрытый
Тип навершия монолитный
 Медиафайлы на Викискладе

Полутора́ручный меч — современное обозначение группы средневековых западноевропейских мечей, которые удерживали в основном двумя руками, но при этом их вес и баланс допускал при необходимости одноручный хват. Обозначение введено оружиеведами и коллекционерами оружия в XIX—XX веках, в частности — использовалось британским исследователем средневекового оружия Оукшотом.

В средневековых трактатах такое оружие называется просто «меч» без каких либо уточнений, «меч-бастард» (англ. bastard-sword, аналогичное прослеживается в итальянских трактатах по фехтованию с 1549 года) или «длинный меч» (англ. longsword). Чётко разделять «обычный», «длинный» (двуручный) и «полуторный» меч стали только в позднейшее время, когда это оружие имело значение лишь как объект коллекционирования.

Определение

В устаревших источниках и популярной литературе такие мечи нередко называют двуручными, тогда как в современном оружиеведении принято проводить различие между полутора- и двуручными мечами. Первый имеет общую длину около 110 см, из них примерно 90 см приходятся на клинок, у второго же длина составляет около 120—140 см, из них не меньше метра приходятся на клинок[1][2]. Кроме того, двуручный меч возможно эффективно использовать только двумя руками — иного не позволял его вес[2]. Таким образом полутораручные мечи являются промежуточным типом между одно- и двуручными мечами. Длина рукояти у полутораручных мечей варьируется — у одних образцов вторая рука помещается лишь частично, у других же есть место для свободного размещения обеих рук. Рукоять нередко имеет характерное деление на две части — цилиндрическую у гарды и коническую у навершия, при этом навершие часто продолговатой формы.

Полутораручные мечи имели определённые подвиды. Например «боевой меч» был более тяжёлым, длинным и широким, предназначался исключительно для боевых действий и в основном для рубящих ударов, тогда как меч-бастард был несколько легче и мог использоваться в повседневной жизни, например для самозащиты. Термин «длинный меч» использовался по отношению к обеим этим разновидностям. Следует учитывать, что «боевым» и «длинным» мечом могли называть также и двуручные мечи[3]

Полутораручный меч конца высокого средневековья

Полутораручные мечи впервые появляются во второй половине-конце XIII-го века[4]. Такие мечи называли «боевыми», «военными», «мечами для войны» (старофр. espées de Guerre, ср.-англ. Swerdes of Werre), «большими» (старофр. Grant espées, ср.-англ. Grete Swerdes) или же «большими боевыми» (ср.-англ. Grete War Swerdes)[5][6], и они нередко упоминаются в средневековых источниках конца XIII — начала XIV века. По мнению английского историка холодного оружия Эварта Оукшотта именно эти мечи являлись седельными, так же часто упоминаемыми в письменных источниках, хотя до нашего времени и не дошло ни одного изображения меча закрепленного возле седла. С другой стороны известны изображения на которых «боевые мечи» носят в ножнах на поясе. Также Оукшоттом было высказано предположение о том, что «боевые мечи» не следует смешивать с двуручными, называемыми в средневековых источниках старофр. espées a deux mains или ср.-англ. Twahandswerds. Таким образом «боевые мечи» относятся именно к полутораручным, причем двуручный хват всё же являлся основным[7].

Оукшотт выделил всего две, очень похожие друг на друга, разновидности «боевого меча» получившие обозначение XIIa и XIIIa. Различие между двумя типами заключается в основном в том, что XIIa имеет более выраженное сужение кромок клинка, а у XIIIa они практически параллельны. Характеристики их таковы: длина клинка не менее 80 см, в среднем 90-104 см, от половины до двух третей длины занимает дол, длина рукояти 15-25 см, вес 1,5-2,0 кг, максимально до 2,3 кг[8].

Один из мечей типа XIIa датированный 1300—1350 годами, интересен тем, что, вероятно, является самым старым сохранившимся мечом, имеющим кольцо для защиты пальца[8](воины, удерживая меч, иногда перекидывали указательный палец через крестовину. Таким образом рука сдвигалась чуть ближе к центру тяжести меча, что в свою очередь позволяло лучше контролировать клинок и наносить более точные удары). Подобные защитные приспособления получили большое распространение на мечах и шпагах в XVI—XVII веках[9].

Полутораручный меч позднего средневековья

По-настоящему популярными и распространёнными полутораручные мечи становятся в XIV и XV веках. Это хорошо видно на примере типологии Оукшотта, где каждый из восьми типов мечей 1350—1550 годов или сам является полутораручным, или имеет полутораручный подтип (исключениями являются только тип XVI, и частично типы XIV и XVII). Такой всплеск популярности объясняется распространением в данный период пластинчатых доспехов, защищавшим тело воина настолько эффективно, что это позволило отказаться от использования щита и, таким образом, высвободить вторую руку для удержания меча. С другой стороны, поединок с противниками облачёнными в подобные доспехи также настоятельно требовал применения обеих рук: либо для нанесения силового удара, рассчитанного на пробивание доспеха, либо для выполнения техники «половины меча»[10].

Галерея

Рукояти полутораручных мечей (на примере реплик)

Типы полутораручных мечей по Оукшотту

     Цветом выделены типы мечей по разным причинам не вошедшие в окончательный вариант классификации.

ТипОписаниеДлина клинка, см[11]Период использования.
Типы наверший.
Стили крестовин[11] .
Изображение
Мечи первой группы, 1050—1350
XIIaШирокий клинок с плавным сужением к острию, две трети длины клинка занимает дол. Длина рукояти 15-25 см, вес 1,5-2,0 кг.[12].91,5-101,51250-1400
J или любой
1, 2, 3 или любой

XIIIaШирокий клинок практически без сужения, короткое остриё. Длина рукояти 15-25 см.94-101,51240-1350
D, E, I или любой
1, 2, 3, 5, 6, 7

Мечи второй группы, 1350—1550
XVaКромки клинка резко и прямолинейно сужаются, образуя форму сильно вытянутого треугольника, сечение клинка четырёхгранное.73,5-941350-1420
G, H, I, J, K или любой
8 или любой

XVIaСечение клинка шестигранное, в области острия — четырёхгранное. Неплохо подходит и для колющего и для рубящего ударов.81-881330-1380
K, Н1 или любой
любой стиль

XVIIДлинный и тяжёлый меч с полутора- или двуручной рукоятью. Образцы могут относится к «боевым мечам» или бастардам. Клинок довольно узкий, шестигранного сечения, вес меча может доходить до 2,5 кг. Мог иметь короткий и неглубокий дол.86-96,51335-1425
Н1, Т, Т15
1,6 или любой

XVIIIaСравнительно широкий клинок четырёхгранного сечения, иногда имеющий короткий и узкий дол, плавно сужается к длинному острию. Как и тип XVI, подходит и для колющего и для рубящего ударов68,5-106,51410 — 1510
любой тип
любой стиль

XVIIIbУзкий и длинный клинок с очень длинной рукоятью (25-28 см), рассчитанной на полноценный двуручный хват. Позднее объединён Оукшоттом с типом XVIIIa. Преимущественно немецкий тип.81-106,51410 — 1510
G, H, I, J, K, Т, Т15
1, 2, 10 или любой

XVIIIcТак же как и предыдущий был объединён с типом XVIIIa, изначально отличался от него несколько большей шириной и длиной клинка, рукоять всегда полутораручная. Крестовина чаще всего имела S-образно изогнутые в горизонтальной плоскости концы. Тип преимущественно итальянский.81-861410 — 1510
G, H, I, J, K
12

XVIIIeДлинный узкий клинок, имеющий протяжённое рикассо, часто более узкое, чем заточенная часть клинка, рукоять может быть очень длинной. Региональный датский подтип (известные экземпляры в основном происходят с территории Дании).81-106,51410 — 1510
Т, Т15
7, 9, 12

XIXВ основном одноручный тип. Клинок шести- или четырёхгранного сечения, кромки почти параллельные с резким переходом в остриё. Один или три узких дола (центральный более длинный), четко выраженное рикассо (незаточенная пята клинка) длиной 5-7 см или длиннее[13].~95[13]1350 — 1600
G, H, I, J, K, Т, Т15
5, 6

XXЭти большие бастарды или (в некоторых случаях) полностью двуручные мечи имеют широкие клинки с длинным остриём, два или три дола с каждой стороны.86-106,51350 — 1450
G, H, I, J, K, Т, Т15
7, 9
Изображение меча
XXaОт предыдущего типа отличается главным образом более выраженным сужением клинка и меньшими размерами. Мог быть и одноручным[14].56-861350 — 1450
G, H, I, J, K
7, 9

XXIIТип в основном одноручный. Широкий клинок с плавным сужением, короткое остриё, двойные узкие долы.66-101,51440 — 1570
F, G, H
1, 9

Полутораручный меч в XVI веке

Полутораручный меч XVI века с дополнительными элементами эфеса

В этом столетии полутораручные мечи нередко имеют развитую гарду с дополнительными защитными элементами, сближающую их с тогда же появившимися шпагами. В некоторых случаях речь шла о полузакрытых эфесах — имеющих дужку для защиты пальцев, не соединяющуюся с навершием. Среди всех этих эфесов (и открытых, и полузакрытых) выделялись немецко-баварский, швейцарский и испанский стили. В свою очередь немецко-баварский стиль делился на четырнадцать типов, объединённых в четыре группы, а швейцарский на пятнадцать типов (без групп)[15].

Примечания

  1. ↑ Лайбле, 2011, с. 93.
  2. 1 2 Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов Оружие и доспехи всех времен и народов / Жуков К. А.. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 396. — 767 с. — ISBN 978-5-17-052742-7.
  3. ↑ Лайбле, 2011, с. 90, 93-94.
  4. ↑ Oakeshott, 1994, p. 42-44.
  5. ↑ Oakeshott, 1994, p. 42.
  6. ↑ Лайбле, 2011, с. 94.
  7. ↑ Лайбле, 2011, с. 90.
  8. 1 2 Лайбле, 2011, с. 94, 96.
  9. ↑ Лайбле, 2011, с. 86.
  10. ↑ Лайбле, 2011, с. 98.
  11. 1 2 Если не указано иное, данные в колонке приводятся по: Chad Arnow, Russ Ellis, Patrick Kelly, Nathan Robinson, and Sean A. Flynt Compiled and produced by Nathan Robinson. Ewart Oakeshott: The Man and his Legacy: Part II (англ.). myArmoury.com. Дата обращения 2 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  12. ↑ Лайбле, 2011, с. 94-96.
  13. 1 2 Лайбле, 2011, с. 107-108.
  14. ↑ Лайбле, 2011, с. 88.
  15. Ewart Oakeshott. European Weapons and Armour From the Renaissance to the Industrial Revolution. — Woodbridge: The Boydell Press, 2000. — P. 129-133. — ISBN 0-85115-789-0.

Литература

  • Лайбле, Томас. Меч = Das Schwert : Mythos uпd Wirklichkeit. — М. : Омега, 2011. — 232 с. — 5000 экз. — ISBN 978-3-938711-05-7.
  • Oakeshott, Ewart. The Sword in the Age of Chivalry. — Woodbridge : Boydell Press, 1994. — ISBN 9780851157153.

См. также

  • Скьявонеска — итальянский (венецианский) полутораручный меч.
  • Цзянь — китайский меч, по тяжести клинка соответствующий тяжёлым боевым шпагам, а по технике фехтования — полутораручным мечам[источник не указан 2039 дней].

wikiredia.ru

Меч-бастард — полуторный мечМастерская «Зброевы фальварак»

Полуторный меч,он же Бастард (англ. bastard-sword иногда переводимый как «батарный меч», хотя название «батарный» не признаётся многими оружейниками) — длинный меч, предназначенный для фехтования как одной рукой (обычно с коня), так и двумя (обычно пешком и без щита), с рукоятью короче чем у настоящего двуручника, называется полуторным в сравнении с одноручным и двуручным мечами.

Часто имеющий характерное деление рукояти на две части — цилиндрическую у гарды и коническую у противовеса, при этом противовес нередко вытянутый.
Произошёл от длинного рыцарского меча (англ. war sword/англ. long sword/англ. great-sword), который при фехтовании пешком и без щита порой подхватывали второй рукой за яблоко (противовес) (что любопытно, клинки этих одноручных рыцарских мечей, в Шотландии вставляли в рукоять клеймора, превращая их в двуручники — о чём свидетельствуют металлургические исследования и клейма на клинках). Поскольку подобный прихват был довольно популярен, оружейники стали делать это противовес более ухватистым, одновременно удлиняя рукоять, что привело к появлению полуторных мечей.

Некоторые из поздних полуторных мечей в связи с наличием сложной гарды и узкого клинка являются разновидностью боевых шпаг/рапир.

Гарда:

сталь 3, длина 19 см

Навешие:

шайба 50 мм / 20

Тип крепления гарды и навершия к клинку:

сварной стакан,длина стакана 19 см

Лезвие:

дюраль Д16 АТ, 8 мм, длина лезвия 90 см

Клинок:

общая длина клинка 115 см., баланс 9 см от гарды

Вес:

1,3 кг

Особенности:

дол, сведение и полировка позволяют этому клинку выглядеть как стальному

Дополнительно: варианты травления набора рукояти: гарды и навершия

Купить меч у ремесленников мастерской «Зброевы фальварак»

zbroevy-falvarak.by

Полуторный меч «Бастард».

Ножедел 03-07-2012 11:32

Наконец закончил очень долгую и сложную работу.
Пусть будет своеобразной «экзаменационной работой» для подтверждения звания «Мастер оружейник»

Фото будет много, надеюсь, что получится все вставить.

Mahi 03-07-2012 11:48

Действительно ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА!Хотя тут и до диссертации недалеко)

Ножедел 03-07-2012 12:07

Надо сказать несколько «теплых слов» про никель в дамаске.

В дамаске эта «гадость» ведет себя очень отвратно!! Все дело в том, что при нагреве никель становится настолько мягким и пластичным, что начинает играть роль смазки между слоями стали. Чуть расслабился или ошибся при ковке и все — пакет «поплыл»… На маленьких пакетах это не очень заметно, но когда варишь пакет длиной около метра, то… (никель к тому ж не самый «полезный» для здоровья металл). При реакции с флюсом (бурой) никель дает очень плотный и твердый слой окалины зеленоватого цвета.
Коэфиценты теплового расширения стали и никеля очень сильно разнятся. Даже простой нагрев отполированного пакета заставляет выступить никель из сварных швов и пакет приобретает вид, как будто его толго травили в кислоте до глубокого рельефа.

Но никель очень красиво смотрится в составе пакета. Дамаск с никелем очень контрастен и выразителен. Пожалуй, это единственная причина, ради которой стоит с ним связываться! (но я буду долго думать, прежде чем снова возьму никель для формирования дамаска под длинномер!!)


Ножедел 03-07-2012 12:11

При дальнейшей работе мне было не до фотографий, поэтому картинок будет меньше.

В той части клинка, где будут долы я сформировал крученый узор. На лезвийных частях нарезал «косой зуб». Есть несколько хитростей, чтобы хорошо нарезать такой узор

После нарезки и проковки РК клинка с торца имеет вот такое расположение слоев.


Ножедел 03-07-2012 12:14

Для изготовления навершия и гарды был выкован еще один пакет из У10 + 45Х + никель.
Гарда изготовлена из торсированного пакета, навершие из слоистого, осаженного в торец.


RazorTVI 03-07-2012 12:35

Восхищён работой!

sergey9907 03-07-2012 12:41

Оч интересно!С огромным удовольствием посмотрел.
Изделие высший пилотаж!!!
с уважением.

pepelaz 03-07-2012 12:53

Это конечно круто, сложно и всё такое восхитительное!
Но, что-то — как-то «не то».

Уважение и Восхищение Мастеру, по-любому!

Va-78 03-07-2012 13:41
quote:
что-то — как-то «не то».

форма рукояти набрехана, расположение долов на тупье оч.спорное, ну и кузявый клин фтопку.
А так оч. и оч.
quote:
для подтверждения звания «Мастер оружейник»

скромняга блин…
Вам самому давно подтверждения выдавать.alex-wolff 03-07-2012 13:59
quote:
Originally posted by Va-78:

Вам самому давно подтверждения выдавать.



Это точно.
Хорошая работа.Дядя Лёлик 03-07-2012 14:07

Работа прекрасная…Есть на что посмотреть….вот только по моему скромному мнению навершие бедновато смотрится…да и колечко бы не помешало на гард….а в остальном-сижу и восхищаюсь…

AleksBr 03-07-2012 14:26

Титаническая работа и результат конечно превосходный.
Алексей Смирнов

ramtek7 03-07-2012 15:04
quote:
Титаническая работа и результат конечно превосходный.

много!Filatov_ei 03-07-2012 15:12

внушительная работа.
Я правильно разгладел что участок клинка возле карды там где три дола не имеет спусков? т.е. его не возможно заточить? Вопрос конечно теоретический….

Ординатор 03-07-2012 15:41

Антон, классно получилось. Если честно, то когда видел его «полуфабрикатом», не думал что так здорово получится.

Халит 03-07-2012 17:58

хорошая работа…
однозначно сказать не могу, наверно звания, присвоенного СК, ты, Антон достоин.

froghunter 03-07-2012 18:09
quote:
Originally posted by Filatov_ei:

там где три дола не имеет спусков? т.е. его не возможно заточить?



А зачем его ТАМ точить?
Антон,поздравляю с таким изделием!!!СЕНО 03-07-2012 22:53

Ну черную метку ты получал Почему я тебя из Москвы отпустил?Теперь точно на ВЫ,буду разговаривать.

ДокВВ 03-07-2012 23:19

мда, тут бывает ноешь что какой то там нож трудно сделать, и долго… А такое….
Антон, сколько человекочасов затрачено примерно? ну или трудовых дней на такое.

AlexDelf 03-07-2012 23:39

АНТОН!!!! МЕГА!!!
Вот это да!
Тебе в гильдию не пора? http://www.rusartknife.org/gallery/ Не хватает тут кого-то ))

Ножедел 04-07-2012 12:06
quote:
Антон, сколько человекочасов затрачено примерно? ну или трудовых дней на такое.

Точно даже не знаю, но о-очень много!

Ножедел 04-07-2012 12:10

Вот, кстати, мечи одной эпохи.


masterVAN 04-07-2012 12:19

Вот это прям большое искусство!!! Работа титана!

igor-g 04-07-2012 09:17

Покритикую маленько.
Основное за что цепляется глаз это навершие.
1. оно смотрится мелковато. Оригинальные навершия типа fistail (рыбий хвост) в широкой части имеют размер около 60 — 70 мм. Из-за этой непропорциональности все изделие выглядит как то немного не продумано.
2. такое мелкое навершие в сочетании с толстым клинком (5 мм у кончика, что многовато) не может нормально уравновесть клинок. При балансе полуторника в 17 см. махать им — та еще задачка. Даже 12 см уже не комфорно на полуторнике.
3. ну и третье обычно такие навершия встречаются на читых ромбических или октогональных клинках без долов, поэтому сочетание несколько не типичное, но в принципе допустимое.

Va-78 04-07-2012 09:57

это типовые ошибки не-оружейников, при изготовлении ХО. Кузнец, не знающий основ фехтования конретным видом оружия, или не имеющий постоянных, рациональных, одних и тех-же требований от заказчиков-фехтовальщиков, просто не может знать о необходимом.
В данном случае это простительно.

quote:
Тебе в гильдию не пора?

Чтобы быть человеком, необязательно в стаде пастись.HeadOut 04-07-2012 13:38

Антон, отличный инструментик

Ножедел 05-07-2012 10:52

По стилистике изделия — проект довольно «долгостройный», вся «историческая» часть была на заказчике. По компановке и стилистике долго с ним обсуждали детали. С меня было только изготовление.
С самого начала было задание попасть в вес меча 1600-1800гр, мне удалось не меняя габаритов сделать 1470гр. Клинок замечательно упругий, не «соплей или линейкой». После окончательной доводки я думаю, что общий вес меча вплотную приблизится к 1400гр, точка баланса переместится, будет примерно 110-130мм.

TodderWolfe 05-07-2012 11:21

Великолепный !

Ant-master 05-07-2012 17:03

Серьезная работа! Клинок красивый получился!

gendalff-59 05-07-2012 17:49

отличная работа, Мастер!

Al-muhadgir 19-07-2012 22:41

По работе — выше всяких похвал. Но вот ничего не могу с собой поделать — либо надо бы совсем без тупья, либо если уж так хотелось, делать сильную часть подлиннее от гарды (как у многих двуручников) (смысл в принятии удара на сильную часть клинка и возможности удержания меча за эту же часть второй рукой).

Sergei1971 19-07-2012 23:35

Отличная работа! Восхищаюсь!

ЗлХ 22-07-2012 20:58

Крутота.

guns.allzip.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *