Мазурук, Илья Павлович — это… Что такое Мазурук, Илья Павлович?
- Мазурук, Илья Павлович
[07(20).07.1906—02.01.1989] — известный полярный летчик, Герой Советского Союза (1937), генерал-майор авиации (1946). В авиации с 1928 г. Был командиром авиаотряда на Сахалине. С 1936 г. в Полярной авиации (с 1938 — начальник управления). Участвовал в высадке экспедиции И. Д. Папанина на Северный полюс. Участник советско-финляндской войны. Во время Великой Отечественной войны командовал авиагруппой Северного флота, был начальником Красноярской авиатрассы ВВС и командиром 1 перегоночной дивизии. После войны работал в Главсевморпути. В 1947—1953 гг. был начальником НИИ ГВФ. Участник многих экспедиций на Северный полюс и полетов в Антарктиду. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книг: «Аэронавигация», «Над Арктикой и Антарктидой.
Мазурук, Илья Павлович
(20.7.1906—2.1.1989). Генерал-майор авиации, летчик. Родился 20 (7) июля 1906 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). Белорус. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В армии с 1927. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1932 — летчик, командир отряда ГВФ на Дальнем Востоке. Одним из первых освоил ряд новых воздушных линий на Сахалине и Камчатке, трассы Северного морского пути. С 1936 летал в Полярной авиации. В 1937 в качестве командира самолета ТБ-3 участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». Звание Героя Советского Союза Илье Павловичу Мазуруку присвоено 27 июня 1937 года за мужество и героизм при выполнении этого задания. В 1938—1947 — начальник Управления Полярной авиации Главсевморпути. В 1939 окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира бомбардировщика ТБ-3; выполнил несколько боевых вылетов. Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 — командир авиационной группы ВВС Северного флота; с 1942 — начальник Красноярской воздушной трассы, с 1943 — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой из Аляски в СССР (Красноярск) для поставок по ленд-лизу американских самолетов. В 1947—1953 — заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. С 1953 — в отставке. Работал в Главсевморпути, совершил 254 полета на дрейфующие станции. В 1955—1956 — командир летного отряда первой морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 первым осуществил посадку самолета Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде. Жил в Москве. Умер 2 января 1989 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище. Генерал-майор авиации (1946). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.
- Мазурок, Юрий Антонович
- Мазырин, Виктор Александрович
Смотреть что такое «Мазурук, Илья Павлович» в других словарях:
Мазурук, Илья Павлович — Мазурук Илья Павлович … Википедия
Мазурук Илья Павлович — И. П. Мазурук Мазурук Илья Павлович (р. 1906) советский полярный лётчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1937). В Советской Армии с 1927. Окончил Военно теоретическую школу ВВС в Ленинграде (1928), Борисоглебскую… … Энциклопедия «Авиация»
Мазурук Илья Павлович — И. П. Мазурук Мазурук Илья Павлович (р. 1906) советский полярный лётчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1937). В Советской Армии с 1927. Окончил Военно теоретическую школу ВВС в Ленинграде (1928), Борисоглебскую… … Энциклопедия «Авиация»
МАЗУРУК Илья Павлович — (р. 1906) российский полярный летчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1937). Участник первой (1937) и многих других экспедиций на Северный полюс и полетов в Антарктиде … Большой Энциклопедический словарь
Мазурук Илья Павлович — (р. 1906) советский полярный лётчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1937). В Советской Армии с 1927. Окончил Военно теоретическую школу ВВС в Ленинграде (1928), Борисоглебскую военную школу лётчиков (1929), курсы… … Энциклопедия техники
Мазурук Илья Павлович — Мазурук, Илья Павлович (7(20) июля 1906 2 января 1989) советский полярный лётчик, Герой Советского Союза, генерал майор авиации. Илья Павлович Мазурук 1906 1989 Место рождения … Википедия
Мазурук Илья Павлович — (р. 1906), полярный лётчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1937). Участник первой (1937) и многих других экспедиций на Северный полюс и полётов в Антарктиде. * * * МАЗУРУК Илья Павлович МАЗУРУК Илья Павлович (р. 1906),… … Энциклопедический словарь
Илья Павлович Мазурук — Мазурук, Илья Павлович (7(20) июля 1906 2 января 1989) советский полярный лётчик, Герой Советского Союза, генерал майор авиации. Илья Павлович Мазурук 1906 1989 Место рождения … Википедия
Мазурук, Илья — Павлович (7(20) июля 1906 2 января 1989) советский полярный лётчик, Герой Советского Союза, генерал майор авиации. Илья Павлович Мазурук 1906 1989 Место рождения … Википедия
Мазурук — Мазурук, Илья Павлович Мазурук, Илья Павлович (7(20) июля 1906 2 января 1989) советский полярный лётчик, Герой Советского Союза, генерал майор авиации. Илья Павлович Мазурук 1906 1989 … Википедия
dic.academic.ru
Мазурук, Илья Павлович — Википедия
Илья́ Па́влович Мазуру́к (7 [20] июля 1906 — 2 января 1989) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 39), генерал-майор авиации.
Биография
Могила Мазурука на Троекуровском кладбище Москвы.Илья Мазурук родился 7 июля (20 июля по новому стилю) 1906 года в городе Брест-Литовск в простой рабочей белорусской семье.
Работал сварщиком. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарём комсомольской организации, заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола. По комсомольской путёвке был направлен в военную авиацию. В 1925 году вступил в ВКП(б).
В 1928 году И. Мазурук окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС, а в 1930 году — Борисоглебскую школу лётчиков, затем служил в строевых частях военно-воздушных сил. Участвовал в военных операциях советской власти против басмачей в Средней Азии. Как бортмеханик «Добролёта» ПП ОГПУ получил от чекистов пистолет системы «Маузер» с дарственной надписью «За успешную борьбу с контрреволюцией». Здесь он служил в экипаже легендарного героя Гражданской войны В. Ф. Каминского[1].
Видео по теме
На Дальнем Востоке
В 1930—1938 годах он был пилотом «Добролёта», Гражданского воздушного флота (ГВФ), проходил тренировку в 3-й объединённой школе ГВФ (совр. назв. Балашовское ВВАУЛ), работал на авиалиниях Одесса-Батум, Ташкент и Алма-Ата, с 1932 года — на Дальнем Востоке, во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске), одним из первых освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин (начальник эстафеты) и Камчатку, с 1935 года — командир 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске [2][3].
На самолёте В-3 (Junkers W 33) бортовой СССР Л21 совершил первый рейс Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток) 27 августа 1932 года[4]. Эта дата считается днём рождения гражданской авиации Приморского края.
Участник строительства Комсомольска-на-Амуре[5]. Именно на гидросамолёте S.55 И. П. Мазурук[6] доставил в село Пермское комиссию, окончательно выбравшую место для строительства Комсомольска-на-Амуре[7]. Уточняется, что правительственная комиссия под руководством первого заместителя наркома по военным и морским делам СССР и зампредседателя Реввоенсовета СССР Я. Б. Гамарника, а также представителя Наркомата тяжёлой промышленности — инспектора ВМС РККА Р. А. Муклевича прибыла в село Пермское на В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером «СССР Л21» в январе 1932 года, где подписала «правительственный акт о постройке в с. Пермское большого промышленного комплекса»
В мае 1935 года за 45 часов совершил перелёт Москва-Сахалин. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии» Указом ЦИК СССР 16 мая 1935 года награждён орденом Красная Звезда[10].
Вот что говорил сам И. П. Мазурук будущим лётчикам:
…Моё завещание каждому молодому пилоту: кончил школу — лети на Дальний Восток. Это настоящий университет |
На Севере
В 1936 году прошёл курсы Высшей лётной подготовки при 1-й (Батайской) Краснознамённой объединённой авиационной школы ГВФ имени П. И. Баранова (ныне на этой базе существует Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков).С 1936 года работал в полярной авиации Главсевморпути.
В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 Мазурук участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1938-1941 годах занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути[11]. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского.
Советско-финская война
Во время советско-финской войны 1939-1940 годов И. П. Мазурук в должности командира бомбардировщика ТБ-3 выполнил несколько боевых вылетов. В период с ноября 1939 года по март 1940 года — командир отдельной авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков при командующем ВВС 8-й армии.
Великая Отечественная война
Участник Великой Отечественной войны. Полковник.
- С июля 1941 года — командир авиационной группы Военно-воздушных сил Северного флота;
- С 1942 года — начальник Красноярской воздушной трассы;
- С 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для поставок по ленд-лизу американских самолётов.
После войны
В 1947-1953 годах И. П. Мазурук работал заместителем начальника Научно-испытательного института ГВФ, затем трудился в Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 году был участником воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5».
В 1955-1956 годах он возглавлял лётный отряд первой советской морской экспедиции в Антарктиду.
В январе 1956 года И. П. Мазурук первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
И. П. Мазурук жил в Москве, умер 2 января 1989 года и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы[12].
Семья
- Жена (вторая) — Тамара Августовна Мазурук (1914—1999), похоронена вместе с мужем.
- Дочь (приёмная) — Мазурук Татьяна Ильинична (1935—2000), архитектор.
Награды
- Генерал-майор авиации (1946).
- Награждён:
- Золотая звезда Героя Советского Союза
Память
Мемориальная доска Илье Мазуруку в Хабаровске- В 1932 году жители района имени Сергея Лазо Хабаровского края на берегу реки Хор воздвигли монумент из камня и дерева в честь лётчика И. П. Мазурука за спасение в наводнение. Место памятника в современное время найти не могут[20].
- Буксирный пароход «Мазурук» — переделанный в тральщик, в составе Амурской Краснознаменной флотилии с 1941 года[21].
- В Липецке есть улица Мазурука.
- В посёлке городского типа Сеймчан Среднеканского района Магаданской области (часть Алсиб с 1943 года) есть улица Мазурука.
- В 2006 году был выпущен почтовый конверт Белоруссии, посвящённый И. П. Мазуруку.
- В Бресте есть улица Мазурука.
- И. П. Мазурук подарил Московскому зоопарку белого медвежонка, привезённого им с острова Котельный[22]. Об этом случае увлекательно написала Вера Чаплина в рассказе «Фомка — белый медвежонок» (из цикла «Питомцы зоопарка»), десятки раз издававшемся в нашей стране и переведённом на многие иностранные языки. Об эпизоде с белым медвежонком также написал стихотворение поэт С. Я. Маршак.
- 5 мая 2018 года на здании Хабаровского филиала Санкт-Петербургского университета Гражданской авиации (Матвеевское шоссе, 45) открыта мемориальная доска Илье Мазуруку силами Общественного совета по сохранению исторического наследия Дальнего Востока при ВООПИиК (Хабаровск)[23][24].
Сочинения
Литература
- Долготович Б. Д. Адмиралы земли белорусской: биограф. справочник / Б. Д. Долготович; под ред. А. А. Римашевского. — Мн.: Беларусь, 2009. — С. 90—91. — 98 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-01-0821-0.
- Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. — Хабаровск: Кн. изд., 1972. — 192 с., ил., стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
- Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. Рассказ о 50-летней истории гражданской авиации на Дальнем Востоке. — 2-е изд., перераб. — Хабаровск: Кн. изд., 1980. — 160 с., ил.
- Глухов С. А. Взлёт. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. — Хабаровск: Кн. изд., 1983. — 176 с., стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
- Почтарёв А. Н., Горбунова Л. И. Полярная авиация России 1914—1945 г. г. Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 122—129.
- Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
- Виражи лётчика Светогорова: иллюстрированный альбом к книге «Красный сон Светогорова»/ Текст К. А. Пронякина. — Хабаровск, 2016. — 24 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
Примечания
- ↑ И на вражьей земле мы врага разгромим.
- ↑ МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов». Личное дело И. П. Мазурука. Ф. 129. Оп. 2. Д. 1056. Л. 1-45.
- ↑ со 2 июля 1935 г., см. Музалевский М. В. Золотые звёзды Арктики. — М.: РИЦ Кавалеръ, 2012. — 152 с. (Историческая библиотека Кавалеръ, вып. № 35), стр. 53-55.
- ↑ Junkers W 33/W 34 — авиакомпании остальных стран — airlines of other countries. airliner.narod.ru. Проверено 30 марта 2016.
- ↑ Лебедев А. А., Мазурук И. П. «Над Арктикой и Антарктикой». — М.: Мысль, 1991. — 317 с., ил., стр. 14. (Илья Мазурук: «Довелось доставлять изыскателей и проектировщиков в те таёжные дебри, где вырос потом легендарный Комсомольск-на-Амуре, так что и себя считаю участником строительства Города Юности…»)
- ↑ За экипажем закреплён самолёт бортовой СССР Л840, заводской № 10531.
- ↑ Котельников В. «Рама» Александра Маркетти: Летающая лодка «Савойя» S.55. Золотой век поршневой авиации // Крылья Родины. Научно-популярный журнал/ Национальный авиационный журнал, 1997, № 9. — 32 с., ил., стр. 18.
- ↑ Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке), стр. 29.
- ↑ Из книги Глухова С. А. «Взлёт. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов». Хабаровск, 1983, стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
- ↑ Почтарёв А. Н., Горбунова Л. И. «Полярная авиация России 1914—1945 г. г.» Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 127.
- ↑ Почтарев А. Н., Горбунова Л. И. «Полярная авиация России 1914—1945 г.г.» Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 579.
- ↑ Мазурук Илья Павлович (1906—1989).
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Красного Знамени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ 1 2 Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Красной Звезды :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Медаль «За оборону Советского Заполярья» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Их книги Даниленко В. Ф. «Крылья Дальнего Востока». Хабаровск, 1972, стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
- ↑ Берсенёв В. Г. Труженики Амура в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 г. г. — Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2010. — 192 с., ил., стр. 109.
- ↑ «Л. В. Островский. Зоопарк сегодня. М.: Издательство Московского зоопарка, 1939, с. 35.
- ↑ Память о забытых хабаровских летчиках стереть из исторических файлов невозможно << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ (рус.). debri-dv.ru. Проверено 21 мая 2018.
- ↑ В Хабаровске открыли мемориальную доску Герою Советского Союза Илье Мазуруку << Новости | Дебри-ДВ (рус.). debri-dv.ru. Проверено 5 мая 2018.
Ссылки
wiki2.red
Мазурук, Илья Павлович — Википедия. Что такое Мазурук, Илья Павлович
Илья́ Па́влович Мазуру́к (7 [20] июля 1906 — 2 января 1989) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 39), генерал-майор авиации.
Биография
Могила Мазурука на Троекуровском кладбище Москвы.Илья Мазурук родился 7 июля (20 июля по новому стилю) 1906 года в городе Брест-Литовск в простой рабочей белорусской семье.
Работал сварщиком. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарём комсомольской организации, заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола. По комсомольской путёвке был направлен в военную авиацию. В 1925 году вступил в ВКП(б).
В 1928 году И. Мазурук окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС, а в 1930 году — Борисоглебскую школу лётчиков, затем служил в строевых частях военно-воздушных сил. Участвовал в военных операциях советской власти против басмачей в Средней Азии. Как бортмеханик «Добролёта» ПП ОГПУ получил от чекистов пистолет системы «Маузер» с дарственной надписью «За успешную борьбу с контрреволюцией». Здесь он служил в экипаже легендарного героя Гражданской войны В. Ф. Каминского[1].
На Дальнем Востоке
В 1930—1938 годах он был пилотом «Добролёта», Гражданского воздушного флота (ГВФ), проходил тренировку в 3-й объединённой школе ГВФ (совр. назв. Балашовское ВВАУЛ), работал на авиалиниях Одесса-Батум, Ташкент и Алма-Ата, с 1932 года — на Дальнем Востоке, во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске), одним из первых освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин (начальник эстафеты) и Камчатку, с 1935 года — командир 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске[2][3].
На самолёте В-3 (Junkers W 33) бортовой СССР Л21 совершил первый рейс Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток) 27 августа 1932 года[4]. Эта дата считается днём рождения гражданской авиации Приморского края.
Участник строительства Комсомольска-на-Амуре[5]. Именно на гидросамолёте S.55 И. П. Мазурук[6] доставил в село Пермское комиссию, окончательно выбравшую место для строительства Комсомольска-на-Амуре[7]. Уточняется, что правительственная комиссия под руководством первого заместителя наркома по военным и морским делам СССР и зампредседателя Реввоенсовета СССР Я. Б. Гамарника, а также представителя Наркомата тяжёлой промышленности — инспектора ВМС РККА Р. А. Муклевича прибыла в село Пермское на В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером «СССР Л21» в январе 1932 года, где подписала «правительственный акт о постройке в с. Пермское большого промышленного комплекса»[8]. И. П. Мазурук привозил в феврале 1932 года и первую партию геологов на самолёте ЮГ-1 (JuG-1, модификация Юнкерса G.24) с бортовым номером «СССР-145». Воздушная гидролиния Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре была открыта 20 февраля 1934 года[9].
В мае 1935 года за 45 часов совершил перелёт Москва-Сахалин. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии» Указом ЦИК СССР 16 мая 1935 года награждён орденом Красная Звезда[10].
Вот что говорил сам И. П. Мазурук будущим лётчикам:
…Моё завещание каждому молодому пилоту: кончил школу — лети на Дальний Восток. Это настоящий университет |
На Севере
В 1936 году прошёл курсы Высшей лётной подготовки при 1-й (Батайской) Краснознамённой объединённой авиационной школы ГВФ имени П. И. Баранова (ныне на этой базе существует Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков).
С 1936 года работал в полярной авиации Главсевморпути.
В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 Мазурук участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1938-1941 годах занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути[11]. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского.
Советско-финская война
Во время советско-финской войны 1939-1940 годов И. П. Мазурук в должности командира бомбардировщика ТБ-3 выполнил несколько боевых вылетов. В период с ноября 1939 года по март 1940 года — командир отдельной авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков при командующем ВВС 8-й армии.
Великая Отечественная война
Участник Великой Отечественной войны. Полковник.
- С июля 1941 года — командир авиационной группы Военно-воздушных сил Северного флота;
- С 1942 года — начальник Красноярской воздушной трассы;
- С 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для поставок по ленд-лизу американских самолётов.
После войны
В 1947-1953 годах И. П. Мазурук работал заместителем начальника Научно-испытательного института ГВФ, затем трудился в Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 году был участником воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5».
В 1955-1956 годах он возглавлял лётный отряд первой советской морской экспедиции в Антарктиду.
В январе 1956 года И. П. Мазурук первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
И. П. Мазурук жил в Москве, умер 2 января 1989 года и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы[12].
Семья
- Жена (вторая) — Тамара Августовна Мазурук (1914—1999), похоронена вместе с мужем.
- Дочь (приёмная) — Мазурук Татьяна Ильинична (1935—2000), архитектор.
Награды
- Генерал-майор авиации (1946).
- Награждён:
- Золотая звезда Героя Советского Союза
Память
Мемориальная доска Илье Мазуруку в Хабаровске- В 1932 году жители района имени Сергея Лазо Хабаровского края на берегу реки Хор воздвигли монумент из камня и дерева в честь лётчика И. П. Мазурука за спасение в наводнение. Место памятника в современное время найти не могут[20].
- Буксирный пароход «Мазурук» — переделанный в тральщик, в составе Амурской Краснознаменной флотилии с 1941 года[21].
- В Липецке есть улица Мазурука.
- В посёлке городского типа Сеймчан Среднеканского района Магаданской области (часть Алсиб с 1943 года) есть улица Мазурука.
- В 2006 году был выпущен почтовый конверт Белоруссии, посвящённый И. П. Мазуруку.
- В Бресте есть улица Мазурука.
- И. П. Мазурук подарил Московскому зоопарку белого медвежонка, привезённого им с острова Котельный[22]. Об этом случае увлекательно написала Вера Чаплина в рассказе «Фомка — белый медвежонок» (из цикла «Питомцы зоопарка»), десятки раз издававшемся в нашей стране и переведённом на многие иностранные языки. Об эпизоде с белым медвежонком также написал стихотворение поэт С. Я. Маршак.
- 5 мая 2018 года на здании Хабаровского филиала Санкт-Петербургского университета Гражданской авиации (Матвеевское шоссе, 45) открыта мемориальная доска Илье Мазуруку силами Общественного совета по сохранению исторического наследия Дальнего Востока при ВООПИиК (Хабаровск)[23][24].
Сочинения
Литература
- Долготович Б. Д. Адмиралы земли белорусской: биограф. справочник / Б. Д. Долготович; под ред. А. А. Римашевского. — Мн.: Беларусь, 2009. — С. 90—91. — 98 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-01-0821-0.
- Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. — Хабаровск: Кн. изд., 1972. — 192 с., ил., стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
- Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. Рассказ о 50-летней истории гражданской авиации на Дальнем Востоке. — 2-е изд., перераб. — Хабаровск: Кн. изд., 1980. — 160 с., ил.
- Глухов С. А. Взлёт. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. — Хабаровск: Кн. изд., 1983. — 176 с., стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
- Почтарёв А. Н., Горбунова Л. И. Полярная авиация России 1914—1945 г. г. Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 122—129.
- Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
- Виражи лётчика Светогорова: иллюстрированный альбом к книге «Красный сон Светогорова»/ Текст К. А. Пронякина. — Хабаровск, 2016. — 24 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
Примечания
- ↑ И на вражьей земле мы врага разгромим.
- ↑ МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов». Личное дело И. П. Мазурука. Ф. 129. Оп. 2. Д. 1056. Л. 1-45.
- ↑ со 2 июля 1935 г., см. Музалевский М. В. Золотые звёзды Арктики. — М.: РИЦ Кавалеръ, 2012. — 152 с. (Историческая библиотека Кавалеръ, вып. № 35), стр. 53-55.
- ↑ Junkers W 33/W 34 — авиакомпании остальных стран — airlines of other countries. airliner.narod.ru. Проверено 30 марта 2016.
- ↑ Лебедев А. А., Мазурук И. П. «Над Арктикой и Антарктикой». — М.: Мысль, 1991. — 317 с., ил., стр. 14. (Илья Мазурук: «Довелось доставлять изыскателей и проектировщиков в те таёжные дебри, где вырос потом легендарный Комсомольск-на-Амуре, так что и себя считаю участником строительства Города Юности…»)
- ↑ За экипажем закреплён самолёт бортовой СССР Л840, заводской № 10531.
- ↑ Котельников В. «Рама» Александра Маркетти: Летающая лодка «Савойя» S.55. Золотой век поршневой авиации // Крылья Родины. Научно-популярный журнал/ Национальный авиационный журнал, 1997, № 9. — 32 с., ил., стр. 18.
- ↑ Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке), стр. 29.
- ↑ Из книги Глухова С. А. «Взлёт. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов». Хабаровск, 1983, стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
- ↑ Почтарёв А. Н., Горбунова Л. И. «Полярная авиация России 1914—1945 г. г.» Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 127.
- ↑ Почтарев А. Н., Горбунова Л. И. «Полярная авиация России 1914—1945 г.г.» Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 579.
- ↑ Мазурук Илья Павлович (1906—1989).
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Красного Знамени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ 1 2 Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Красной Звезды :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Медаль «За оборону Советского Заполярья» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 17 июля 2018.
- ↑ Их книги Даниленко В. Ф. «Крылья Дальнего Востока». Хабаровск, 1972, стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
- ↑ Берсенёв В. Г. Труженики Амура в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 г. г. — Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2010. — 192 с., ил., стр. 109.
- ↑ «Л. В. Островский. Зоопарк сегодня. М.: Издательство Московского зоопарка, 1939, с. 35.
- ↑ Память о забытых хабаровских летчиках стереть из исторических файлов невозможно << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ (рус.). debri-dv.ru. Проверено 21 мая 2018.
- ↑ В Хабаровске открыли мемориальную доску Герою Советского Союза Илье Мазуруку << Новости | Дебри-ДВ (рус.). debri-dv.ru. Проверено 5 мая 2018.
Ссылки
wiki.sc
Илья Павлович Мазурук | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 7 (20) июля 1906(1906-07-20) | ||||||||||
Место рождения | город Брест-Литовск, Гродненская губерния, Российская империя | ||||||||||
Дата смерти | 2 января 1989(1989-01-02) (82 года) | ||||||||||
Место смерти | Москва, СССР | ||||||||||
Принадлежность | СССР СССР | ||||||||||
Род войск | ВВС | ||||||||||
Годы службы | 1927 — 1953 | ||||||||||
Звание | генерал-майор авиации | ||||||||||
Сражения/войны | Борьба с басмачеством, Советско-финская война, Великая Отечественная война | ||||||||||
Награды и премии |
ru-wiki.ru
Илья Павлович Мазурук | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 7 (20) июля 1906(1906-07-20) | ||||||||||
Место рождения | город Брест-Литовск, Гродненская губерния, Российская империя | ||||||||||
Дата смерти | 2 января 1989(1989-01-02) (82 года) | ||||||||||
Место смерти | Москва, СССР | ||||||||||
Принадлежность | СССР СССР | ||||||||||
Род войск | ВВС | ||||||||||
Годы службы | 1927 — 1953 | ||||||||||
Звание | генерал-майор авиации | ||||||||||
Сражения/войны | Борьба с басмачеством, Советско-финская война, Великая Отечественная война | ||||||||||
Награды и премии |
ru-wiki.ru
Мазурук Илья Павлович Википедия
Илья́ Па́влович Мазуру́к (7 [20] июля 1906 — 2 января 1989) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (27.06.1937, медаль «Золотая Звезда» № 39), генерал-майор авиации (5.07.1946). Депутат Верховного Совета СССР 1-2 созывов (1937—1950).
Молодость и начало службы
Могила Мазурука на Троекуровском кладбище Москвы.Илья Мазурук родился 7 июля (20 июля по новому стилю) 1906 года в городе Брест-Литовск в рабочей белорусской семье.
Работал сварщиком. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарём комсомольской организации, заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола. В 1925 году вступил в ВКП(б).
В Красную Армию направлен в октябре 1927 года по комсомольской путёвке. В 1928 году И. Мазурук окончил Военно-техническую школу ВВС РККА в Ленинграде, а в 1930 году — 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР в Борисоглебске. С февраля 1930 года служил в Управлении Гражданского воздушного флота (Ташкент, Алма-Ата). Участвовал в военных операциях против басмачей в Средней Азии. Как бортмеханик «Добролёта» приказом ПП ОГПУ в 1931 году награждён именным оружием — пистолетом «Маузер» с дарственной надписью «За успешную борьбу с контрреволюцией». В Средней Азии он служил в экипаже легендарного героя Гражданской войны В. Ф. Каминского[1].
Начав службу бортмехаником, вскоре стал лётчиком Гражданского воздушного флота (ГВФ), проходил тренировку в 3-й объединённой школе ГВФ (совр. назв. Балашовское ВВАУЛ). Кроме Средней Азии, в это время работал на авиалиниях Одесса-Батум,
На Дальнем Востоке
С февраля 1932 года служил лётчиком и командиром отряда на Дальнем Востоке, во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске), одним из первых освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин (начальник эстафеты) и Камчатку, с 1935 года — командир 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске[2][3].
На самолёте В-3 (Junkers W 33) бортовой СССР Л21 совершил первый рейс Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток) 27 августа 1932 года[4]. Эта дата считается днём рождения гражданской авиации Приморского края.
Участник строительства Комсомольска-на-Амуре[5]. Именно на гидросамолёте S.55 И. П. Мазурук[6] доставил в село Пермское комиссию, окончательно выбравшую место для строительства Комсомольска-на-Амуре[7]. Уточняется, что правительственная комиссия под руководством первого заместителя наркома по военным и морским делам СССР и зампредседателя Реввоенсовета СССР Я. Б. Гамарника, а также представителя Наркомата тяжёлой промышленности — инспектора ВМС РККА Р. А. Муклевича прибыла в село Пермское на В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером «СССР Л21» в январе 1932 года, где подписала «правительственный акт о постройке в с. Пермское большого промышленного комплекса»[8]. И. П. Мазурук привозил в феврале 1932 года и первую партию геологов на самолёте ЮГ-1 (JuG-1, модификация Юнкерса G.24) с бортовым номером «СССР-145». Воздушная гидролиния Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре была открыта 20 февраля 1934 года[9].
В мае 1935 года за 45 часов совершил перелёт Москва-Сахалин. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии» Указом ЦИК СССР 16 мая 1935 года награждён орденом Красная Звезда[10].
Вот что говорил сам И. П. Мазурук будущим лётчикам:
…Моё завещание каждому молодому пилоту: кончил школу — лети на Дальний Восток. Это настоящий университет |
На Севере
В 1936 году прошёл курсы Высшей лётной подготовки при 1-й (Батайской) Краснознамённой объединённой авиационной школы ГВФ имени П. И. Баранова (ныне на этой базе существует Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков).
С октября 1936 года работал лётчиком Управления полярной авиации Главсевморпути при Совнаркоме СССР.
В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 Мазурук участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
С июля 1938 по июль 1941 года занимал пост начальника Управления полярной авиации Главсевморпути[11]. Воинское звание полковник присвоено 29 января 1939 года. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского.
Советско-финская война
Во время советско-финской войны 1939—1940 годов И. П. Мазурук находился на фронте, будучи назначен командиром отдельной ночной бомбардировочной эскадрильи при командующем ВВС 8-й армии. На бомбардировщике ТБ-3 выполнил несколько боевых вылетов.
Великая Отечественная война
Участник Великой Отечественной войн с июня 1941 годаы. В июле 1941 года назначен командиром 2-й авиационной группы Военно-воздушных сил Северного флота, сформированной на базе полярной авиации. Группа отвечала за защиту морских коммуникаций и проводку судом в северных морях. В декабре 1941 года назначен заместителем начальника Главсевморпути при СНК СССР.
С августа 1942 года — начальник Красноярской воздушной трассы ВВС РККА. Лично освоил весь маршрут трассы, начиная с Аляски. С июня 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии Авиации дальнего действия, руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для поставок по ленд-лизу американских самолётов.
С июля 1944 года вновь служил назначен заместителем начальника Главсевморпути при СНК СССР и начальником Управления полярной авиации Главсевпорпути.
После войны
Находился на этих должностях и после войны на протяжении двух лет. Генерал-майор авиации (звание присвоено 5 июля 1946 года). С апреля 1947 года И. П. Мазурук работал заместителем начальника Научно-испытательного института ГВФ. С ноября 1949 года — начальник лётной инспекции — заместитель начальника Управления полярной авиации Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 году был участником воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5».
В феврале 1953 года уволен в запас из Вооружённых Сил, но продолжал работать в полярной авиации Главсевморпути. В 1955—1956 годах он возглавлял лётный отряд первой советской морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 года И. П. Мазурук первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
И. П. Мазурук жил в Москве, умер 2 января 1989 года и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы[12].
Семья
- Жена — Виктория Юрьевна Мазурук (впоследствии стала женой писателя Вадима Кожевникова)
- Жена (вторая) — Тамара Августовна Мазурук (1914—1999), похоронена вместе с мужем.
- Дочь (приёмная) — Мазурук Татьяна Ильинична (1935—2000), архитектор.
Награды
Память
Мемориальная доска Илье Мазуруку в Хабаровске- В 1932 году жители района имени Сергея Лазо Хабаровского края на берегу реки Хор воздвигли монумент из камня и дерева в честь лётчика И. П. Мазурука за спасение в наводнение. Место памятника в современное время найти не могут[20].
- Буксирный пароход «Мазурук» — переделанный в тральщик, в составе Амурской Краснознаменной флотилии с 1941 года[21].
- В Липецке есть улица Мазурука.
- В посёлке городского типа Сеймчан Среднеканского района Магаданской области (часть Алсиб с 1943 года) есть улица Мазурука.
- В 2006 году был выпущен почтовый конверт Белоруссии, посвящённый И. П. Мазуруку.
- В Бресте есть улица Мазурука.
- И. П. Мазурук подарил Московскому зоопарку белого медвежонка, привезённого им с острова Котельный[22]. Об этом случае увлекательно написала Вера Чаплина в рассказе «Фомка — белый медвежонок» (из цикла «Питомцы зоопарка»), десятки раз издававшемся в нашей стране и переведённом на многие иностранные языки. Об эпизоде с белым медвежонком также написал стихотворение поэт С. Я. Маршак.
- 5 мая 2018 года на здании Хабаровского филиала Санкт-Петербургского университета Гражданской авиации (Матвеевское шоссе, 45) открыта мемориальная доска Илье Мазуруку силами Общественного совета по сохранению исторического наследия Дальнего Востока при ВООПИиК (Хабаровск)[23][24].
Сочинения
Литература
- Долготович Б. Д. Адмиралы земли белорусской: биограф. справочник / Б. Д. Долготович; под ред. А. А. Римашевского. — Мн.: Беларусь, 2009. — С. 90—91. — 98 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-01-0821-0.
- Вишневский Н. В. Сахалин и Курильские острова во время второй мировой войны. — Южно-Сахалинск, 2000.
- Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 665-667. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
- Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. — Хабаровск: Кн. изд., 1972. — 192 с., ил., стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
- Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. Рассказ о 50-летней истории гражданской авиации на Дальнем Востоке. — 2-е изд., перераб. — Хабаровск: Кн. изд., 1980. — 160 с., ил.
- Глухов С. А. Взлёт. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. — Хабаровск: Кн. изд., 1983. — 176 с., стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
- Лурье В. М.. Адмиралы и генералы Военно-морского флота СССР (1946—1960). — М.: Кучково поле, 2007. — 672 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9950-0009-9.
- Почтарёв А. Н., Горбунова Л. И. Полярная авиация России 1914—1945 г. г. Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 122—129.
- Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
- Виражи лётчика Светогорова: иллюстрированный альбом к книге «Красный сон Светогорова»/ Текст К. А. Пронякина. — Хабаровск, 2016. — 24 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
Примечания
- ↑ И на вражьей земле мы врага разгромим.
- ↑ МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов». Личное дело И. П. Мазурука. Ф. 129. Оп. 2. Д. 1056. Л. 1-45.
- ↑ со 2 июля 1935 г., см. Музалевский М. В. Золотые звёзды Арктики. — М.: РИЦ Кавалеръ, 2012. — 152 с. (Историческая библиотека Кавалеръ, вып. № 35), стр. 53-55.
- ↑ Junkers W 33/W 34 — авиакомпании остальных стран — airlines of other countries (неопр.). airliner.narod.ru. Дата обращения 30 марта 2016.
- ↑ Лебедев А. А., Мазурук И. П. «Над Арктикой и Антарктикой». — М.: Мысль, 1991. — 317 с., ил., стр. 14. (Илья Мазурук: «Довелось доставлять изыскателей и проектировщиков в те таёжные дебри, где вырос потом легендарный Комсомольск-на-Амуре, так что и себя считаю участником строительства Города Юности…»)
- ↑ За экипажем закреплён самолёт бортовой СССР Л840, заводской № 10531.
- ↑ Котельников В. «Рама» Александра Маркетти: Летающая лодка «Савойя» S.55. Золотой век поршневой авиации // Крылья Родины. Научно-популярный журнал/ Национальный авиационный журнал, 1997, № 9. — 32 с., ил., стр. 18.
- ↑ Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке), стр. 29.
- ↑ Из книги Глухова С. А. «Взлёт. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов». Хабаровск, 1983, стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
- ↑ Почтарёв А. Н., Горбунова Л. И. «Полярная авиация России 1914—1945 г. г.» Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 127.
- ↑ Почтарев А. Н., Горбунова Л. И. «Полярная авиация России 1914—1945 г.г.» Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 579.
- ↑ Мазурук Илья Павлович (1906—1989).
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Красного Знамени :: Документ о награде :: Память народа (неопр.). pamyat-naroda.ru. Дата обращения 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа (неопр.). pamyat-naroda.ru. Дата обращения 17 июля 2018.
- ↑ 1 2 Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа (неопр.). pamyat-naroda.ru. Дата обращения 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Отечественной войны I степени :: Документ о награде :: Память народа (неопр.). pamyat-naroda.ru. Дата обращения 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Орден Красной Звезды :: Документ о награде :: Память народа (неопр.). pamyat-naroda.ru. Дата обращения 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Медаль «За оборону Советского Заполярья» :: Документ о награде :: Память народа (неопр.). pamyat-naroda.ru. Дата обращения 17 июля 2018.
- ↑ Мазурук Илья Павлович, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» :: Документ о награде :: Память народа (неопр.). pamyat-naroda.ru. Дата обращения 17 июля 2018.
- ↑ Их книги Даниленко В. Ф. «Крылья Дальнего Востока». Хабаровск, 1972, стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
- ↑ Берсенёв В. Г. Труженики Амура в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 г. г. — Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2010. — 192 с., ил., стр. 109.
- ↑ «Л. В. Островский. Зоопарк сегодня. М.: Издательство Московского зоопарка, 1939, с. 35.
- ↑ Память о забытых хабаровских летчиках стереть из исторических файлов невозможно << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ (рус.). debri-dv.ru. Дата обращения 21 мая 2018.
- ↑ В Хабаровске открыли мемориальную доску Герою Советского Союза Илье Мазуруку << Новости | Дебри-ДВ (рус.). debri-dv.ru. Дата обращения 5 мая 2018.
Ссылки
wikiredia.ru
Мазурук Илья Павлович — это… Что такое Мазурук Илья Павлович?
Мазуру́к, Илья́ Па́влович (7(20) июля 1906 — 2 января 1989) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.
Биография
Родился 7 (20) июля 1906 года в городе Брест-Литовск. Белорус.
После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке. Работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарем комсомольской организации, заведующим агитпропом липецкого, а затем елецкого уездных комитетов комсомола. По комсомольской путевке пошел в военную авиацию.
В 1928 году окончил Ленинградскую, в 1930 году — Борисоглебскую школы летчиков. Служил в строевых частях ВВС.
В 1930—1938 годы, командуя отрядом Гражданского воздушного флота, одним из первых освоил Дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин и Камчатку.
С 1936 года летал в Полярной авиации.
В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, Мазуруку Илье Павловичу 27 июня 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1938—1947 — начальник управления Полярной авиации Главсевморпути. В 1939 окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира бомбардировщика ТБ-3; выполнил несколько боевых вылетов.
Участник Великой Отечественной войны:
С июля 1941 года — командир авиационной группы ВВС Северного флота;
С 1942 года — начальник Красноярской воздушной трассы;
С 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для поставок по ленд-лизу американских самолётов.
В 1947—1953 годах — заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. С 1953 года — в отставке. Работал в Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1955—1956 годах — командир лётного отряда первой морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 года первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
Жил в Москве. Умер 2 января 1989 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Награды
Генерал-майор авиации (1946 года)
Память
В Липецке есть улица Мазурука
Ссылки
Мазурук, Илья Павлович на сайте «Герои страны»
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru