МАЗ 7310 — четырехосный транспортировщик ракетных баллистических комплексов
Крупногабаритный четырехосный полноприводный автомобиль МАЗ-543 (МАЗ-7310 после изменения ГОСТа) выпускался единичными опытными экземплярами с 1958 года. В серийное производство машина пошла в 1962 году.
Немного истории
25 июня 1954 года по инициативе маршала Г. К. Жукова в Совете Министров СССР было принято решение о создании на Минском автозаводе конструкторских бюро по разработке многоосной внедорожной колесной машины для Минобороны. В короткие сроки на МАЗе было создано СКБ-1 и цех обеспечения опытного производства. Первыми разработками стали восьмиколесные балластные и седельные тягачи, которые после нескольких лет производства были переданы на Курганский завод колесной техники.
Военные функции
Главным предназначением автомобиля МАЗ-7310 была транспортировка ракетных комплексов, после того как выяснилось, что тягач на колесном ходу справляется с задачей лучше, чем гусеничный транспортер. Минский завод был почти полностью переведен на производство ракетного шасси.
Специфика применения машины потребовала разделить цельную кабину на две боковые. Между ними образовалось пространство в которое укладывалась носовая часть баллистической ракеты. Рама также была вогнутой формы в средней части. Швеллерные поперечины имели полуэллиптическую конфигурацию, рассчитанную на погрузку баллистических ракет. Иногда для транспортировки особо крупных ракет использовалась сцепка из двух МАЗов, поскольку один автомобиль не мог осилить многотонный груз.
Технические возможности
Два МАЗа в одной упряжке справлялись с задачей. Помогало сдвоенное рулевое управление. У пары автомобилей было целых восемь колес, которые могли поворачиваться в нужном направлении и тем самым обеспечивали необходимую маневренность автопоезда. Эти же машины работали на стройках, на нефтедобывающих предприятиях, в промышленности. Мощный МАЗ-7310 использовали для транспортировки тяжелых, длинномерных и неделимых грузов.
Постепенно население перестало удивляться, завидев гигантскую машину с четырьмя парами огромных колес. В начале семидесятых годов все чаще стали появляться заметки об огромных военных тягачах. МАЗ-7310, фотографии которого печатали в газетах и журналах, уже не представлял никакой тайны для широких масс. Самоходные установки и ракетные комплексы на этих шасси в открытую показали на военном параде на Красной площади в 1965 году. Затем МАЗ-7310 стал регулярно участвовать во всех демонстрациях, устраиваемых по линии Министерства обороны СССР.
Применение
Кроме использования автомобиля в военных целях, МАЗ-7310 нашел применение в народном хозяйстве. На базе шасси было создано множество различных модификаций: самосвалы, бортовые грузовики, трубовозы, тягачи, пожарные и снегоуборочные машины. Всюду, где требовалась передвижная техника с высоким КПД, задействовали МАЗ-7310.
Машина была внушительных размеров и могла использоваться только на просторных территориях, таких как аэропорты или морские причалы для крупных сухогрузов. В 1973 году на заводе по производству пожарных машин в Прилуках был налажен выпуск АА-60 для аэродромов. Это был настоящий прорыв, так как прежние модификации, созданные на базе ЗИЛ-157, «Урал-375», ЗИЛ-131 с задачей не справлялись по причине недостаточного запаса воды и пенного реагента. А пожарник на базе автомобиля МАЗ-7310 брал в танки 10 тонн средств пожаротушения, 12000 литров водного раствора и 900 литров эффективного пенного вещества.
В зимнее время пожарная версия быстро расчищала снег на взлетно-посадочной полосе, используя мощную пушку, которая выстреливала снежную струю на расстояние до 40 метров. Поскольку МАЗ-7310 — модель универсальная, машину использовали и как пожарную, и как снегоуборочную. При необходимости автомобиль также мог вытянуть пассажирский самолет на стартовую позицию.
Силовая установка
На машине МАЗ-7310 устанавливался дизельный двигатель Д-12-525, созданный на базе танкового В-2. Шестицилиндровая конфигурация с V-образным расположением как нельзя лучше подходила для работы по колесной схеме 8 х 8. Тяга мотора была около 525 л. с. при вращении 2000 обортов в минуту, что соответствовало техническим требованиям в полной мере. Благодаря мощному мотору автомобиль стали называть МАЗ-7310 «Ураган». Трансмиссия была полуавтоматического типа, гидромеханическая, четырехскоростная.
Весовые и габаритные параметры
Технические характеристики машины:
- полная масса — 43200 кг;
- вместимость бензобака — 2 х 160 литров;
- расход горючего — 98 литров на 100 километров;
- длина автомобиля — 14300 мм;
- высота — 3300 мм;
- ширина — 3180 мм;
- колея — 2375 мм;
- база колесная — 2200 х 3300 х 2200 мм;
- дорожный просвет — 400 мм.
Модернизация
В 1977 году машина прошла рестайлинг, в результате чего появилась еще одна, более совершенная версия АА-70. Эта «пожарка» могла тушить возгорание при помощи порошка. Автомобиль нес третий добавочный бак, рассчитанный на загрузку трех тонн реагента. Емкость водяного танка при этом сократили до 9,5 тонн. Пожарная машина, созданная на базе тягача МАЗ-7310, стала самым эффективным передвижным средством пожаротушения на всей территории СССР. Министерство обороны закупало АА-70 в больших количествах. Все военные аэродромы были укомплектованы пожарными машинами Минского автозавода. В гражданскую авиацию техника поступала по остаточному принципу — лимиты, не выбранные Министерством обороны, перенаправлялись «Аэрофлоту».
Примерно так же сверхмощные восьмиколесные МАЗы попадали из воинских частей на «гражданку». Машины списывались в соответствии с окончанием срока службы, установленного для военной автомобильной техники, и направлялись в лесные хозяйства. МАЗ-7310 был незаменимым помощником на лесозаготовках.
fb.ru
МАЗ 7310 Википедия
МАЗ-543/МАЗ-7310 | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | МАЗ | ||||||||||||||||||
Годы производства | 1962 — настоящее время | ||||||||||||||||||
Сборка | Минский завод колёсных тягачей | ||||||||||||||||||
Класс | грузовой | ||||||||||||||||||
Иные обозначения | МАЗ-543, «Ураган» | ||||||||||||||||||
Тип кузова | Специальное колесное шасси | ||||||||||||||||||
Колёсная формула | 8 × 8 | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
3-ступенчатая ГМП[1] | |||||||||||||||||||
Длина | 11657 мм | ||||||||||||||||||
Ширина | 3050 мм | ||||||||||||||||||
Высота | 2670 мм (по кабине) / 2900 мм (по ограждению фары-искателя) | ||||||||||||||||||
Клиренс | 400 мм | ||||||||||||||||||
Колёсная база | 2200+3350+2200 мм | ||||||||||||||||||
Колея задняя | 2375 мм | ||||||||||||||||||
Колея передняя | 2375 мм | ||||||||||||||||||
Масса | 23 т | ||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 60 км/ч (по шоссе)/25-30 км/ч (по грунтовым дорогам) | ||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 19,1-22,2 | ||||||||||||||||||
Расход топлива | 80 л на 100 км | ||||||||||||||||||
Объём бака | 2×260+180 л | ||||||||||||||||||
МЗКТ-7930 → | |||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
МАЗ-543/МАЗ-7310 — советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.
Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.
Колёсный редуктор без водила с сателлитами.
Установка дизеля между кабинами.
ru-wiki.ru
Технические характеристики автомобиля МАЗ-7310 (8X8)Выпускается Минским автомобильным заводом с 1976 г. Кузов — бортовая платформа, две двухместные кабины. Модификация автомобиля: МАЗ-73101 — лесовоз. Грузоподъемность, кг — 20000 Допустимая масса прицепа, кг — 25000 Собственная масса, кг — 23000 Полная масса, кг — 43300 Габаритные размеры, мм:#i гидротрансформатор четырехколесный, одноступенчатый #i коробка передач трехступенчатая с автоматическим переключением передач Раздаточная коробка механическая, двухступенчатая с межосевым дифференциалом Колесная передача планетарная Передаточные числа:#i коробки передач — I—3,2; II—1,8, III—1,0; З.Х—1,6 #i раздаточной коробки I—1,88; II—1,00 #i колесной передачи — 5,1 Подвеска торсионная независимая всех колес Размер шин — 1500X600—635 Платформа с пятью откидными металлическими бортами Внутренние размеры платформы, мм — 7222X2848X707 Погрузочная высота, мм — 1850Источники информации#i Краткий автомобильный справочник. Москва «ТРАНСПОРТ» 1982 Издание девятое. Государственный Научно-Исследовательский Институт Автомобильного Транспорта НИИАТ.Фотографии |
www.airbase.ru
МАЗ-7310 Википедия
МАЗ-543/МАЗ-7310 | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | МАЗ | ||||||||||||||||||
Годы производства | 1962 — настоящее время | ||||||||||||||||||
Сборка | Минский завод колёсных тягачей | ||||||||||||||||||
Класс | грузовой | ||||||||||||||||||
Иные обозначения | МАЗ-543, «Ураган» | ||||||||||||||||||
Тип кузова | Специальное колесное шасси | ||||||||||||||||||
Колёсная формула | 8 × 8 | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
3-ступенчатая ГМП[1] | |||||||||||||||||||
Длина | 11657 мм | ||||||||||||||||||
Ширина | 3050 мм | ||||||||||||||||||
Высота | 2670 мм (по кабине) / 2900 мм (по ограждению фары-искателя) | ||||||||||||||||||
Клиренс | 400 мм | ||||||||||||||||||
Колёсная база | 2200+3350+2200 мм | ||||||||||||||||||
Колея задняя | 2375 мм | ||||||||||||||||||
Колея передняя | 2375 мм | ||||||||||||||||||
Масса | 23 т | ||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 60 км/ч (по шоссе)/25-30 км/ч (по грунтовым дорогам) | ||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 19,1-22,2 | ||||||||||||||||||
Расход топлива | 80 л на 100 км | ||||||||||||||||||
Объём бака | 2×260+180 л | ||||||||||||||||||
МЗКТ-7930 → | |||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
МАЗ-543/МАЗ-7310 — советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.
Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.
Колёсный редуктор без водила с сателлитами.
Установка дизеля между кабинами.
ruwikiorg.ru
МАЗ-7310 Википедия
МАЗ-543/МАЗ-7310 | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | МАЗ | ||||||||||||||||||
Годы производства | 1962 — настоящее время | ||||||||||||||||||
Сборка | Минский завод колёсных тягачей | ||||||||||||||||||
Класс | грузовой | ||||||||||||||||||
Иные обозначения | МАЗ-543, «Ураган» | ||||||||||||||||||
Тип кузова | Специальное колесное шасси | ||||||||||||||||||
Колёсная формула | 8 × 8 | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
3-ступенчатая ГМП[1] | |||||||||||||||||||
Длина | 11657 мм | ||||||||||||||||||
Ширина | 3050 мм | ||||||||||||||||||
Высота | 2670 мм (по кабине) / 2900 мм (по ограждению фары-искателя) | ||||||||||||||||||
Клиренс | 400 мм | ||||||||||||||||||
Колёсная база | 2200+3350+2200 мм | ||||||||||||||||||
Колея задняя | 2375 мм | ||||||||||||||||||
Колея передняя | 2375 мм | ||||||||||||||||||
Масса | 23 т | ||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 60 км/ч (по шоссе)/25-30 км/ч (по грунтовым дорогам) | ||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 19,1-22,2 | ||||||||||||||||||
Расход топлива | 80 л на 100 км | ||||||||||||||||||
Объём бака | 2×260+180 л | ||||||||||||||||||
МЗКТ-7930 → | |||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
МАЗ-543/МАЗ-7310
Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.
Колёсный редуктор без водила с сателлитами.
Установка дизеля между кабинами.
ruwikiorg.ru
МАЗ-7310 Википедия
МАЗ-543/МАЗ-7310 | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Производитель | МАЗ | ||||||||||||||||||
Годы производства | 1962 — настоящее время | ||||||||||||||||||
Сборка | Минский завод колёсных тягачей | ||||||||||||||||||
Класс | грузовой | ||||||||||||||||||
Иные обозначения | МАЗ-543, «Ураган» | ||||||||||||||||||
Тип кузова | Специальное колесное шасси | ||||||||||||||||||
Колёсная формула | 8 × 8 | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
3-ступенчатая ГМП[1] | |||||||||||||||||||
Длина | 11657 мм | ||||||||||||||||||
Ширина | 3050 мм | ||||||||||||||||||
Высота | 2670 мм (по кабине) / 2900 мм (по ограждению фары-искателя) | ||||||||||||||||||
Клиренс | 400 мм | ||||||||||||||||||
Колёсная база | 2200+3350+2200 мм | ||||||||||||||||||
Колея задняя | 2375 мм | ||||||||||||||||||
Колея передняя | 2375 мм | ||||||||||||||||||
Масса | 23 т | ||||||||||||||||||
Максимальная скорость | 60 км/ч (по шоссе)/25-30 км/ч (по грунтовым дорогам) | ||||||||||||||||||
Грузоподъёмность | 19,1-22,2 | ||||||||||||||||||
Расход топлива | 80 л на 100 км | ||||||||||||||||||
Объём бака | 2×260+180 л | ||||||||||||||||||
МЗКТ-7930 → | |||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
МАЗ-543/МАЗ-7310 — советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.
Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.
Колёсный редуктор без водила с сателлитами.
Установка дизеля между кабинами.
ruwikiorg.ru