Су-35 — Documentation
Материал из Documentation.
Истребитель Су-35 ВВС НОАКСу-35 (Фланкер-Е) — российский многофункциональный сверхманевренный истребитель. Является глубоко модернизированной версией истребителя Су-27 и соответствует поколению 4++.
Предназначен для завоевания господства в воздухе путём уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным (управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами) при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Кроме того, самолет может использоваться для ведения попутной разведки на сухопутных и морских театрах военных действий.
Отличительными особенностями самолёта являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.
[править] Характеристики
Само название Су-35 известно достаточно давно. Под таким наименованием почти пятнадцать лет демонстрировался на различных авиасалонах Су-27М. В ходе дальнейшего его совершенствования возникла концепция глубокой модернизации истребителя семейства Су-27.
Новый истребитель призван занять место между нынешними Су-30МК разных вариантов и перспективными машинами пятого поколения. Су-35 — это самолёт поколения «4++», в котором использовано большое количество технологий пятого поколения.
В ходе анализа характеристик самолётов были использованы авиационные симуляторы, имитирующие тактико-технические характеристики машин. Они были «вооружены» соответствующими ракетами, а пилоты старались использовать тактику, характерную для пилотов, использующих эти самолеты.
Оснащенный двигателями с изменяемым вектором тяги и усовершенствованным бортовым радиоэлектронным комплексом, Су-35 значительно превосходит по возможностям своего прародителя Су-27М. В отличие от предлагаемого сейчас на мировом рынке вооружений Су-30, он более приспособлен для ведения маневренного боя, в том числе и за счет меньшей массы.
[править] Вооружение
Вооружение Су-35, помимо уже известных ракет «воздух-воздух» средней дальности с активными и полуактивными радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, а также ракет ближнего боя (в общей сложности 34 штуки) составят пять новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух — поверхность» включает 25 противокорабельных и противорадиолокационных ракет средней и большой дальности. В том числе — систему «Клаб», а также одну тяжелую ракету большой дальности типа «Яхонт».
В части корректируемых авиабомб с телевизионным, лазерным и спутниковым наведением Су-35 практически не отличается от сегодняшних Су-30МК. Но, в принципе, на нем могут применяться и новые модели. Эффективность использования корректируемых авиабомб обеспечивается лазерно-телевизионной прицельной станцией. Она размещается в подвесном оптико-электронном контейнере. Станция обеспечивает обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей.
Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг. Размещается она на 12 точках подвески.
[править] Система управления вооружением
Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная станция «Ирбис» с фазированной антенной решеткой (ФАР). Она обладает уникальными характеристиками по дальности обнаружения и количеству сопровождаемых целей. Станция представляет собой дальнейшее развитие РЛС «Барс». ФАР обеспечивает электронное сканирование луча, как по азимуту, так и углу места. Для увеличения обзора в горизонтальной плоскости реализован дополнительный механический доворот антенны по азимуту посредством гиропривода. В режиме «воздух-воздух» радиолокатор может обнаруживать на встречных курсах на дальностях в 350—400 км и сопровождать (при сохранении непрерывности обзора пространства) до 30 целей, а также вести обстрел восьми из них. «Сверхмалоразмерные» цели с эффективной отражательной поверхностью (порядка сотой доли квадратного метра) обнаруживаются на дальности в 90 км. Это уникальные показатели для современных авиационных радиолокационных станций.
Дополнительные возможности управления вооружением Су-35 обеспечивает оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая теплопеленгатор, лазерный дальномер — целеуказатель и телевизионный канал.
[править] Средства РЭБ
Истребитель Су-35 оснащён комплексом радиоэлектронной борьбы Л175М «Хибины», который искажает волны РЛС противника и направляет его ракеты по ложному курсу. Это существенно снижает возможности по засечке и поражению Су-35.
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (Хабаровский край) осуществляет производство истребителей Су-35, включая вариант Су-35С.[3][4]
УМПО производит двигатели для самолётов Су‑35С (изделие 117C).[5]
В 2003 году появился проект Су-35.[6]
Сборка первого опытного самолета Су-35 была завершена летом 2007 года на КнААЗ им. Ю. А. Гагарина, после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.[7]
В 2008 году в подмосковном филиале НПО «Сатурн» успешно завершились испытания всех пяти двигателей типа «117С» опытной партии, предназначенной для Су-35.[8]
Первый Су-35-1 с бортовым номером «901» взлетел 19 февраля 2008 года, а 2 октября 2008 года за ним последовал второй самолёт с бортовым номером «902».[9]
Министерство обороны России заказало 48 самолётов Су-35 в ходе авиасалона МАКС-2009.[10]
3 мая 2011 года истребитель Су-35С-1 — первый самолет в конфигурации для ВКС России, совершил первый полет. Испытания Су-35С продвигались медленно из-за проблем с интеграцией авионики.[11]12 февраля 2014 года первая партия из 12 Су-35С была торжественно передана первой строевой части — 23-му истребительному авиационному полку на аэродроме Дземги.[12]
В 2015 году был получен первый экспортный заказ на Су-35 (от Китая на 24 самолёта).[13]
В декабре 2015 года Министерство обороны России заказало 50 дополнительных самолётов Су-35, что довело общий заказ до 98 машин. Первые десять машин этого контракта были получены ноябре-декабре 2016 года.[14]
Четыре Су-35С были переброшены в Сирию в конце января 2016 года. Кроме ракет Р-27 и Р-73, Су-35С были замечены с новыми ракетами Р-77-1, недавно принятыми на вооружение. Изредка самолеты применяли 250-кг бомбы. Самолеты в Сирии летали с бортовым комплексом РЭБ «Хибины». Экипажи самолетов находились в Сирии по системе ротации с целью обеспечить боевой опыт большому числу строевых летчиков.
[править] Вооружённые силы России
По состоянию на май 2015 года в России на вооружении находится 34 самолёта Су-35 и ещё десяток машин на подходе.[16]
[править] Египет
Россия подписала с Египтом контракт на поставку нескольких десятков истребителей Су-35. Соответствующее соглашение, подразумевающее поставку свыше двух десятков машин и средств авиационного поражения к ним на сумму около $2 млрд, вступило в силу в конце 2018 года, а сами поставки могут начаться уже в 2020—2021 годах.[17]
[править] Ливия
Одним из первых заказчиков должна была стать Ливия, и переговоры с ней вошли в продвинутую стадию, однако после интервенции западной коалиции и свержения режима Муамара Каддафи этот вопрос отпал.[18]
[править] Китай
По состоянию на лето 2015 года в завершающей стадии находились предконтрактные переговоры по поставке 24 Су-35 для Военно-воздушных сил Китая. [19]
19 ноября 2015 года российская компания «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24-х истребителей Су-35. Китай стал первым иностранным покупателем этих самолётов.[20] Стоимость контракта составила около $2,5 млрд.[21]
Четыре первых Су-35 были поставлены в Китай в 2016 году.[22] В 2017 году были поставлены 10 самолётов, в 2018 году — ещё 10 самолётов.[23]
В ВВС НОАК истребители Су-35 поступают на вооружение 6-й авиационной бригады на аэродроме Суйцзы близ Чжаньцзяна (провинция [Гуандун]]), оснащенной российскими истребителями Су-27СК.[24]
[править] Индонезия
Переговоры с Индонезией о покупке Су-35 шли несколько лет.[25]
В феврале 2018 года было сообщено, что Россия и Индонезия подписали контракт на поставку 11 истребителей Су-35.[26] По условиям контракта, Индонезия покрывает встречными поставками своих товаров 50 % из общей стоимости контракта в $1,14 млрд.
Как сообщил в марте 2019 года индонезийский веб-ресурс SINDOnews.com, ВВС Индонезии начали практическую подготовку к получению истребителей Су-35, заказанных в России в количестве 11 единиц по контракту, заключенному 14 февраля 2018 года. К перевооружению на Су-35 готовится 14-я авиационная эскадрилья (Skadron Udara 14) ВВС Индонезии, дислоцированная на авиабазе Ишваюди (Iswahyudi) близ Мадиуна (Восточная Ява) и до последнего времени оснащенная старыми американскими легкими истребителями Northrop F-5E/F Tiger II — последние были официально сняты с вооружения эскадрильи в октябре 2018 года (эксплуатировались с 1980 года).[28]
[править] Сравнение с аналогами
В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-35 — это, на самом деле, опасная боевая машина, и по многим параметрам российский самолёт не уступает самым последним модификациям F-15 или даже превосходит их. <…> Когда этот самолет [Су-35] имеет относительно небольшую нагрузку, он способен сохранять сверхзвуковую скорость, не прибегая к использованию форсажных камер. Хотя великолепное ускорение на больших высотах до сверхзвуковой скорости является огромным преимуществом, истребителю F-15C тоже есть чем ответить — и в результате подобное превосходство российского самолета не будет решающим. Однако на низких скоростях Су-35 имеет непреодолимое преимущество. Он обладает управляемым в трех измерениях вектором тяги и невероятной маневренностью на низких скоростях. Однако использование нашлемных систем отображения и прицеливания, а также таких ракет с большими у глами целеуказания как AIM-9X и российской Р-73 при близком визуальном контакте, чаще всего, будет приводить к ситуации „обоюдного уничтожения“ (mutual kill), о чем свидетельствуют многие пилоты. Вместе с тем немало будет зависеть от умения летчика и, если честно, от удачи. <…> Кроме того, Су-35 может иметь на борту огромный арсенал ракет воздух-воздух, тогда как у F-15 оснащен устарелой оборонительной электроникой. Военно-воздушные силы США прекрасно осознают наличие этой проблемы, и именно поэтому так много внимания уделяется проекту модернизации системы пассивно/активного предупреждения и выживания (EPAWSS) для F-15, на которую предполагается потратить 7,6 миллиарда долларов. Реальная дилемма состоит в том, что Су-35 и современные модели F-15 Eagle сопоставимы — и именно это вызывает беспокойство у руководства Военно-воздушных сил США. Американские летчики привыкли к ведению боевых действий в ситуации, когда они обладают огромным технологическим превосходством, тогда как в случае с Су-35 такого превосходства нет, а в некотором отношении „Фланкер-Е“ даже превосходит „Орла“. В целом, при прочих равных, даже полностью модернизированный F-15C и оснащенный новейшим радаром с активной фазированной антенной решеткой вынужден будет использовать все свои возможности в противоборстве с Су-35. Однако подобная ситуация означала бы, что Соединенные Штаты ведут войну против России или против какой-нибудь другой великой державы — такой как Китай. Но это, само по себе, маловероятно. Более вероятно то, что F-15 может столкнуться с Су-35, стоящим на вооружении у какого-нибудь деспота из третьего мира. Однако пилоты подобного деспота вряд ли будут обладать подготовкой, тактикой и опытом, необходимыми для того, чтобы вести бой против американских летчиков, и поэтому реальных шансов на победу у них не будет. Кроме того, российские истребители, как известно, не отличаются особой надежностью, и если к этому добавить плохо подготовленный технический персонал и отсутствие запасных частей, то какая-нибудь страна третьего мира не будет способна постоянно поддерживать истребитель в должном состоянии. Важно еще и то, что у потенциального противника — если не считать Россию и Китай, — скорее всего, не будет системы АВАКС и полноценных наземных комплексов перехвата, что создаст для них дополнительные проблемы.»
В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Это [Су-35] исключительно маневренный и хорошо вооруженный самолёт, способный соперничать с самыми лучшими западными машинами, даже с F-22 Raptor. <…> Поскольку самолет ПАК-ФА сталкивается с определёнными проблемами, Су-35 может еще довольно надолго остаться лучшим истребителем в российских ВВС.»[30]
[править] Средства РЭБ
В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «В одной области Су-35E, судя по всему, удерживает превосходство [по сравнению с F-15] — речь идет о средствах радиоэлектронной борьбы. Су-35С может похвастаться мощной цифровой системой радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания, которая способна сбить с толку американскую ракету AIM-120 AMRAAM. Хотя эти американские ракеты, в конечном итоге, вероятно, смогут преодолеть защиту российского самолета, потребуется больше ракет для уничтожения цели, чем рассчитывали военные планировщики.»[31]
[править] Скорость
В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-35 немного проигрывает в максимальной скорости F-15».[32]
[править] Ускорение
В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Он [Су-35] превосходит „Орла“ [F-15] по ускорению, что достигается благодаря его мощным спаренным двигателям „Сатурн“ (Изделие 117С), каждый из которых создает тягу в 14500 кг».[33]
[править] Средства наблюдения
В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Если говорить о более значительных радиусах действия, то F-15C и F-15E всё ещё имеют превосходство над Су-35, что обусловлено их радарами с активной фазированной антенной решеткой (active electronically scanned array radar). Радары Raytheon APG-63 (v) 3 и APG-82 (v)1, устанавливаемые на обоих „Орлах“, всё ещё значительно превосходят по своим возможностям „тихомировскую“ радиолокационную станцию с пассивной фазированной антенной решеткой Ирбис-Е, которыми оснащаются Су-35. Российский истребитель пока, действительно, имеет незначительное преимущество в области пассивных сенсоров, поскольку обладает встроенной инфракрасной оптико-локационной системой поиска и сопровождения, однако самолёты F-15 получат весьма совершенную систему поиска и сопровождения уже в ближайшем будущем, что сведёт на нет преимущество российского „Фланкера“.».[34]
В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-35 — самая грозная машина из семейства Flanker».[35]
В октября 2016 года американское издание National Interest писало: «Су-35 <…> — это самый лучший истребитель из числа созданных на сегодня в России. Будучи модернизированным вариантом самолета советской эпохи Су-27, новый истребитель летает высоко, быстро, и обладает невероятной полезной нагрузкой. Это, в сочетании с современным комплексом бортового электронного оборудования, делает Су-35 чрезвычайно опасным противником любого американского истребителя, если не считать F-22 Raptor компании Lockheed Martin. Поскольку Су-35 — это истребитель завоевания превосходства в воздухе, его основные преимущества заключаются в сочетании следующих качеств — способности набора большой высоты и скорости, что придает дополнительный импульс для запуска установленных на борту ракет „воздух-воздух“ большой дальности. В воздушном бою Су-35 способен применять свое оружие на сверхзвуковых скоростях с числом Маха, равным 1,5, и на высоте более 13 километров. Он обладает управляемым в трех измерениях вектором тяги, что придает ему невероятную маневренность. Кроме того, у него современная бортовая электроника и мощные средства радиоэлектронной борьбы.»[36]
В августе 2017 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что в ходе сирийской кампании Су-35 заслужил только похвалу.[37]
- ↑ Производство Су-35 на КнААЗ — фоторепортаж. 24 июля 2015
- ↑ [1]
- ↑ Филиал Открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина»
- ↑ [2]
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ [13]
- ↑ Минобороны подпишет соглашение о закупке 48 истребителей Су-35 на авиасалоне МАКС-2015. 10 августа 2015
- ↑ Минобороны подпишет соглашение о закупке 48 истребителей Су-35 на авиасалоне МАКС-2015. 10 августа 2015
- ↑ Военно-техническое сотрудничество России и Китая. Досье
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
- ↑ F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
- ↑ F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
- ↑ F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
- ↑ Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
- ↑ 10 типов смертоносного оружия, которые Россия и Америка применят в случае войны. 11 октября 2016
- ↑ [22]
Военное самолётостроение России | |
---|---|
История | Российская империя • СССР • 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020) |
Отрасли | Производство истребителей • Производство бомбардировщиков • Производство штурмовиков • Производство военно-транспортных самолётов • Производство учебно-боевых самолётов |
Производимые самолёты | Су-35 • Су-30 • Су-34 • МиГ-29 • Ил-76МД-90А • Як-130 • Су-57 • МиГ-35 (проект) • А-100 (проект) • Ту-160М2 (проект) • ПАК ДА (проект) • Ил-112В (проект) • Ил-78М-90А (проект) • Ил-276 (проект) |
ЦФО | Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва |
СЗФО | Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург |
ЮФО | Адыгея • Калмыкия • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область |
КФО | Крым • Севастополь |
СКФО | Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край |
ПФО | Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область |
УФО | Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область |
СФО | Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский кpай • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область |
ДФО | Якутия • Камчатский кpай • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ |
Самолёты Су | |
---|---|
История | 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020) |
Самолёты | Су-1 • Су-2 • Су-4 • Су-5 • Су-6 • Су-7 • Су-8 • Су-9 • Су-10 • Су-11 • Су-13 • Су-15 • Су-15 • Су-17 • Су-24 • Су-24М • Су-24МР • Су-25 • Су-25Т • Су-25УТГ • Су-26 • Су-27 • Су-27М • Су-28 • Су-29 • Су-30 • Су-30МКК • Су-30СМ • Су-31 • Су-33 • Су-33УБ • Су-34 • Су-35 • Су-35С • Су-37 • Су-38 • Су-39 • Су-47 • Су-57 • Су-80 |
newsruss.ru
Главная : Разделы: Файлы для скачивания: Товары по авиации: Другие товары: | Технические характеристики Су-35
|
www.avia-mir.com
Истребитель СУ-35БМ | Военный портал
Название Су-35 уже давно известно в мире авиации. Под таким именем с 1992 г. на международных авиасалонах неоднократно демонстрировались модернизированные истребители, Су-27М, создававшиеся в свое время по заказу отечественных ВВС. На рубеже нового тысячелетия истребители Су-35 участвовали в тендерах ВВС Кореи и Бразилии, причем в роли самолетов-демонстраторов выступали те же машины, выпушенные сше в первой половине 90-х гг. С течением времени стало очевидно, что для успешного продвижения на мировой рынок и обеспечения конкурентоспособности с современными и перспективными зарубежными истребителями самолету требуется радикальная модернизация, которая должна затронуть не только комплексы бортового оборудования и вооружения, но и сам планер машины, а также ее силовую установку. Последнее должно было обеспечить существенное повышение ресурсов и сроков службы истребителя. В результате к середине первого десятилетия нового века в целом сформировалась концепция глубоко модернизированного истребителя семейства Су-27, за которым было сохранено название Су-35 (иногда используется Су-35БМ (Большая Модернизация) .
Конструктивные особенности
Итак, что же нового реализовано в конструкции Су-35? Во-первых, истребитель получит усовершенствованный планер с усиленной конструкцией, что позволит добиться существенного увеличения ресурса самолета – до 6000 ч или 30 лет эксплуатации (ресурс до первого контрольно-восстановительного ремонта и межремонтный повышен до 1500 ч или 10 лет эксплуатации). По аэродинамической схеме он аналогичен самолету Су-27 – в отличие от Су-30МКИ на нем не будет уже переднего горизонтального оперения, при этом во всех трех каналах будет реализовано электродистанционное управление, без механической проводки. Применение новой комплексной системы управления КСУ-35, разрабатываемой МНПК «Авионика» и выполняющей функции сразу нескольких систем, применявшихся раньше на самолетах Су-27 (системы дистанционного управления, систем автоматического управления, ограничительных сигналов, воздушных сигналов, управления торможением колес шасси, управления поворотом передней стойки) повысит пилотажные и маневренные возможности истребителя. КСУ-35 одновременно будет выполнять функции активной безопасности.
Из конструктивных особенностей Су-35 следует также отметить отсутствие традиционного для самолетов Су-27 верхнего тормозного щитка – его функции переходят дифференциально отклоняемым рулям направления. В связи с увеличением взлетной массы на Су-35 усилено шасси, а передняя опора выполнена двухколесной. При изготовлении планера самолета реализуются технологии снижения радиолокационной заметности, которые обеспечивают уменьшение его отражающей способности в Х-диапазонс радиоволн в секторе углов 60.
Внешнее новый Су-35 (T-10БM) ближе обычному Су-27, чем к прежнему Су-35 (T-10M): у него нет ПГО, хвостовая балка укорочена. Крылья соответствуют примененным на корабельном Су-33 с большим флаперонами занимающими вся заднюю кромку.
Конструкция планера несколько усилена, что позволяет увеличить максимальную взлетную массу до 38.800 кг. Однако, за счет уменьшения массы БРЭО, масса пустого самолета осталась практически неизменной (16.500 кг).
Кроме того, уменьшена площадь вертикального оперения, что снижает РЛ – заметность, сокращен объем закабинного отсека (благодаря современной и компактной авионике). Незначительные изменения претерпел фонарь кабины летчика.
Применительно к планеру самолета Су-35 уместно употребить термин «щадящий режим модернизации». Это обусловлено стремлением конструкторов избежать или свести к минимуму объем дорогостоящих статиспытаний, а также предельно полно использовать существующую серийную оснастку.
Конструкция планера Су-35 обеспечивает увеличение внутреннего запаса топлива более чем на 20% – при полной заправке он достигает 11 500 кг по сравнению с 9400 кг у серийных Су-27. Кроме того, на самолете обеспечено применение двух подвесных топливных баков емкостью по 1800 л, подвешиваемых на подкрыльевые точки. С подвесными баками суммарный запас топлива достигнет 14 300 кг. Самолет также оснащается системой дозаправки топливом в полете по схеме «шланг-конус» с выдвижной штангой по левому борту головной части фюзеляжа. Темп перекачки топлива при дозаправке достигает 1100 л/мин.
ВИДЕО
Двигатели
Важным отличием Су-35 от предшествовавших ему самолетов семейства Су-27 является применение в его силовой установке новых двигателей с повышенной тягой. Они разработаны на НПО «Сатурн» и известны под названием «117С».
В конструктивном плане эти двигатели являются глубоким развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. На них применяется новый вентилятор увеличенного на 3% диаметра (932 мм против 905 мм), новые турбины высокого и низкого давления, новая цифровая система управления. На двигателе предусматривается использование сопла с управляемым вектором тяги (как на АЛ-31ФП). В результате проведенной модернизации тяга двигателя на особом режиме повышена на 16% – до 14 500 кгс, на максимальном бесфорсажном режиме она достигает 8800 кгс. По сравнению с нынешним АЛ-31Ф существенно – в 2-2,7 раза – возрастут ресурсные показатели: межремонтный ресурс увеличится с 500 до 1000 ч (ресурс до первого капитального ремонта – 1500 ч), а назначенный – с 1500 до 4000 ч.
По программе испытаний и доводки «изделия 117С» было построено пять опытных двигателей. Первый из них проходите 2003 г. стендовые испытания, а еще два прошли летную отработку в составе силовой установки летающей лаборатории – опытного самолета Су-27М. Испытательные полеты начались в марте 2004 г. На первом этапе летных испытании было осуществлено около 30 полетов этой летающей лаборатории с новыми двигателями, в т.ч. пять – с двумя двигателями. Затем четвертый экземпляр заменил самый первый опытный образец на стенде, а пятый использовался в качестве резервного на летных испытаниях.
Проведенные стендовые испытания показали, что внедренные мероприятия позволили существенно улучшить параметры двигателя «117С» по сравнению с прототипом и превысить параметры технического задания по тяге и удельному расходу топлива. В филиале НПО «Сатурн» на Лыткарирнском машиностроительном заводе (Московская обл.) весной этого года начались стендовые ресурсные испытания двигателя «117С» в обеспечение первого вылета Су-35. Кроме того, на стенде в Лыткарнно находится еще один двигатель этого типа, который предназначен для проведения комплекса специспытаний.
Серийный выпуск двигателей «117С» будет осуществляться в кооперации Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО, г. Уфа) и НПО «Сатурн» (г. Рыбинск). По решению фирм-партнеров, все работы по двигателю «117С» будут разделены между НПО «Сатурн» и УМ ПО на паритетной основе, 50 на 50%.
Первые два серийных двигателя «изделие 117С» для проведения летных испытаний в составе первого опытного самолета Су-35 были изготовлены на НПО «Сатурн» и поставлены на КнААПО в начале этого года.
ВИДЕО
Оборудование
Пожалуй, главной отличительной особенностью Су-35 станет применение на нем принципиально нового комплекса бортового оборудования. В основе его лежит информационно-управляющая система (ИУС), предназначенная для функциональной, логической, информационной и программной увязки систем бортового оборудования в единую интегрированную систему и обеспечивающая взаимодействие между экипажем и оборудованием. В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию «стеклянной кабины».
Основу информационно-управляющего поля кабины Су-35 составляют два огромных цветных многофункциональных ЖКИ типа МФИ-35, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1М и пульт управления и индикации.
Многофункциональные индикаторы МФИ-35 со встроенным дисплейным процессором имеют размер 9×12 дюймов (диагональ – 15 дюймов) и разрешение 1400×1050 пикселей. Они предназначены для приема, обработки и отображения в мультиоконном режиме
графической, цифробуквенной и символьной информации, отображения телевизионной информации от бортовых телевизионных датчиков с наложением на нее цифробуквенной и символьной синтезированной информации, а также формирования и выдачи видеосигнала в цифровом виде в систему вндеорегист-рации. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором предназначен для отображения необходимой информации и выдачи команд путем нажатия кнопок на обрамлении на всех этапах полета. Коллиматорный авиационный индикатор ИКШ-1М со встроенным процессором предназначен для обеспечения наблюдения на фоне закабинного пространства коллиматорного изображения информации) формируемой в соответствии с управляющими сигналами. Он имеет поле зрения 20×30.
Управление бортовым оборудованием, системами и вооружением в новой кабине Су-35 обеспечивается кнопками и переключателями на ручке управления самолетом и рычагах управления двигателями, а также кнопочным обрамлением многофункциональных индикаторов. Таким образом, на самолете реализуется концепция HOTAS. Разработку индикаторов и ряда других систем БРЭО самолета Су-35 обеспечивает Рамснское КБ приборостроения и другие предприятия Н П Ц «Технокомплекс».
ВИДЕО
—
Системы управления вооружением
Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э», обладающая уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. Она разработана ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В.Тихомирова» (НИИП) как дальнейшее развитие РЛСУ ╚Барс╩, применяемой на самолетах Су-30МКИ и Су-30МКМ, и конструктивно представляет собой многофункциональную РЛС Х-диапазона с пассивной ФАР диаметром 900 мм, размешенной на двухстепенном электрогидроприводе (по азимуту и крену), оснащенную перспективной вычислительной системой с БЦВМ ╚Соло-35╩. Антенное устройство сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60 гадусов. Кроме того, двухстепенной электрогидропривод механически дово-рачивает антенну по азимуту на угол до 60 градусов и по крену на угол 120 градусов. Благодаря этому максимальный угол отклонения луча по азимуту при электронном управлении и механическом довороте антенны увеличивается до 120 градусов.
РЛСУ «Ирбис-Э»
РЛСУ «Ирбис-Э» позволяет обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей при сохранении непрерывности обзора пространства, вести одновременный обстрел до восьми воздушных целей. Комплекс обеспечивает обнаружение, селекцию и сопровождение до четырех наземных целей в нескольких режимах картографирования с различной степенью разрешения на дальности до 400 км при сохранении контроля над воздушным пространством.
Воздушные цели с ЭОП 3 м2 на встречных курсах РЛСУ «Ирбис-Э» может обнаруживать на дальности до 350-400 км (в пределах зоны обзора 100 град.2). Это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. В более широкой зоне обзора (300 град.2) аналогичные цели гарантированно обнаруживаются на дальности до 200 км в передней полусфере (на фоне земли – до 170 км) и до 80 км в задней полусфере (до 50 км на фоне земли). «Сверхмалозаметные» цели с ЭОП 0.01 м2 обнаруживаются «Ирбисом» на дальностях до 90 км.
Дальность обнаружения наземных (надводных) целей составляет: для цели типа «авианосец» (ЭОП 50 000 м2) – 400 км, «железнодорожный мост» (1000 м2)- 150-200 км, «катер» (200 м2)- 100-120 км, «установка оперативно-тактических ракет» и «группа танков» (30 м2) – 60-70 км.
Являясь логическим развитием «Барса», РЛСУ «Ирбис», таким образом, имеет значительно более высокие характеристики: расширенную (более чем вдвое) полосу рабочих частот, увеличенную с 70 до 120″ зону обнаружения и сопровождения воздушных целей по азимуту, значительно (в 2-2,5 раза) возросшую дальность действия, улучшенную помехозащищенность и т.д. По этим показателям «Ирбис» находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и западноевропейских РЛС с пассивными и активными ФАР.
Разработка РЛСУ «Ирбис» ведется в НИИП с 2004 г. К настоящему времени опытные образцы системы прошли необходимые стендовые испытания, а первый из них установлен на борт летающей лаборатории Су-30МК2 ╧503 и проходит летные испытания. Первый полет летающей лаборатории с включением «Ирбиса» в ЛИИ им. М.М. Громова состоялся в начале этого года и продемонстрировал высокие характеристики новой РЛС в режиме «воздух-поверхность». В апреле летающая лаборатория была перебазирована в Ахтубинск для проведения всесторонней летной отработки новой РЛС. Основными задачами первого этапа испытаний «Ирбиса» на борту самолета являются отработка новых вычислительных средств, оценка новых режимов работы, подтверждение расчетных характеристик дальности обнаружения. Этот этап испытаний планируется завершить до конца года.
А тем временем НИИП совместно с серийным Государственным Рязанским приборным заводом готовит первые штатные комплекты «Ирбиса» для установки на опытные самолеты Су-35. Две РЛС готовятся для размещения на борту второго и четвертого экземпляров нового истребителя. Работы должны быть выполнены уже в этом году.
Оптико-локационная станция ОЛС-35
Другой новой подсистемой системы управления вооружением самолета Су-35 является оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая в себе тепло-пеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал. Применение современной элементной базы, новых алгоритмов и программного обеспечения обуславливают превосходство ОЛС-35 над ОЛС других самолетов семейства Су-27 и Су-30 по дальности и точности действия, а также надежности. Зона обзора, обнаружения и автоматического сопровождения цели оптико-локационной станцией составляет 90″ по азимуту и +60…-15″ по углу места. Дальность обнаружения воздушной цели теплопеленгатором в передней полусфере составляет не менее 50 км, в задней – не менее 90 км. Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, а до наземной – до 30 км. точность измерения 5 м.
Кроме того, для обеспечения эффективного боевого применения в режиме «воздух-поверхность» самолет может комплектоваться подвесным оптико-электронным контейнером – лазерно-телевизионной прицельной станцией, обеспечивающей обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей. С ее помощью, в частности, могут применяться корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.
Разработку встроенных и подвесных оптико-электронных систем, которые могут применяться на Су-35, ведут два предприятия – московский НИИ прецизионного приборостроения (подобные системы НИИ ПП уже применяются на корабельных истребителях М и Г-29 К/КУБ, создаваемых PC К ╚МиГ╩ по заказу ВМС Индии, и планируются к установке на перспективный истребитель МиГ-35) и Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова (оптико-локационные станции УОМЗа традиционно используются на самолетах семейства Су-27 и МиГ-29).
Среди других новых систем бортового оборудования Су-35 – современное навигационное и радиосвязное оборудование, системы, обеспечивающие групповые действия истребителей, а также высокоэффективный комплекс радиоэлектронного противодействия, конкретный состав которого и комплектация теми или иными средствами помех может определяться по желанию заказчика.
Средства подразделения
Всего для размещения средств поражения используется 10 узлов внешней подвески. Еще два концевых крыльевых узла задействованы для размещения контейнеров РЭБ. В состав вооружения Су-35, помимо уже известных ракет «воздух-воздух» средней дальности Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), войдут пять новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» включает шесть тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: пять противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Клаб» («Калибр-А») и одну тяжелую противокорабельную ракету большой дальности типа «Яхонт». В числе применяемых корректируемых бомб – до восьми бомб КАБ-500Кр (ОД) с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг – КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг, она размешается на 12 точках подвески.
ВИДЕО
Дополнительные сведения
Первый летный образец самолета Су-35 полностью собран на КнААПО к августу 2007 г. Накануне МАКС-2007 транспортным самолетом Ан-124 «Руслан» он был доставлен в Москву, на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, где после демонстрации на авиасалоне продолжатся завершающие стадии наземной отработки перед началом летных испытаний. Первый полет его должен состояться в самое ближайшее время, ведущим летчиком-испытателем самолета назначен Юрий Вашук. Следом за первым прототипом на сборке на КнААПО находятся ешс два опытных Су-35 (второй и четвертый опытные экземпляры), которые присоединятся к программе испытаний в течение второй половины 2007 – начала 2008 гг.
Параллельно в испытаниях задействуется несколько летающих лабораторий, созданных на базе разных модификаций самолетов Су-27. На летающей лаборатории Су-30МК2 «503 отрабатывается новая РЛС «Ирбис-Э» и новая оптико-локационная станция, на летающей лаборатории Су-27М ╧710 – новые двигатели «1I7C», на летающей лаборатории Су-27М – новая комплексная система управления КСУ-35 и т.д. Испытательные полеты на летающих лабораториях по программе Су-35 выполняют летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Юрий Вашук, Сергей Богдан, Сергей Костин и др. Ожидается, что серийное производство и поставки Су-35 заказчикам могут начаться уже в 2009 г. и продолжаться вплоть до выхода на рынок истребителя пятого поколения. Самолет включен также в Государственную программу вооружений на период до 2015 г., которой запланированы поставки истребителей Су-35 в ВВС России.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО | |
Кодовое обозначение | Т-10БМ |
Название НАТО | Flanker |
Разработчик | ОКБ им. П.О. Сухого |
Базовый юнит | Су-35 |
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Экипаж | 1 |
Катапульта | К-36ДМ |
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Размах крыла, м | 14.7 |
Площадь крыла, кв.м | 62.04 |
Длина, м | 22.1 |
Высота, м | 6.35 |
Пустая масса, кг | 16500 |
Взлётная масса, кг | нормальная – 25700, максимальная – 38800 |
ВООРУЖЕНИЕ | |
Автоматичекая пушка | 30-мм автоматическая пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов) |
Ракеты воздух-воздух | 8 х Р-27Р, 2 х Р-27Т, 8 х Р-27РЭ, 2 х Р-27ТЭ, 6 х Р-73, 8 х Р-77 |
Ракеты воздух-поверхность | 120 х С-8, 30 х С-13, 6 х С-25, 6 х Х-29Т, 6 х Х-29Л, 6 х С-25ЛД, 4 х Х-31П, 4 х Х-25МП, 2 х Х-59М, 4 х Х-25МЛ, 1 х ПКР «Яхонт» |
Бомбовая нагрузка | КМГУ-У, ФАБ 100-500кг, 6 х КАБ-500Кр, 6 х КАБ-500Л, 3 х КАБ-1500Л, 3 х КАБ-1500Кр |
ДВИГАТЕЛЬ И ЛЁТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Двигатель | 2 х ТРДДФ АЛ-41Ф1А |
Тяга двигателя, кгс | форсажная – 2 х 14700 |
Максимальная скорость, км/ч | на высоте до 3 км – 1400, на высоте 10 км – 2500 |
Крейсерская скорость, км/ч | 800 – 950 |
Практическая дальность, км | 4000 |
Максимальная скороподёмность, м/с | 300 |
Практический потолок, км | 18 |
Максимальная перегрузка, g | 10 |
[ad#ad-inner]
ВИДЕО
Источники информации
http://www.airwar.ru/enc/fighter/su35bm.html
http://www.sukhoi.org
snariad.ru