боевая машина десанта, технические характеристики (ТТХ), вооружение, история создания, модификации
С 60-х годов прошлого века у советских военных постепенно изменилось представление о глобальном конфликте. Прежде всего, это произошло из-за создания ядерного оружия малой мощности.
В целом, механизированные подразделения были достаточно неплохо защищены от поражающего влияния ядерного взрыва, поскольку на вооружении имелись различные виды БТР и танков. В то же время в десантных войсках основной боевой техникой были легкобронированные автомобили. Специально для ВДВ в 1969 году была разработана боевая машина десанта БМД-1.
История создания
Основоположником создания БМД-1 стал генерал В.Ф. Маргелов. В 1964 году задание с описанием необходимых характеристик новой техники было выдано КБ нескольких машиностроительных заводов СССР.
По своим характеристикам машина должна:
- защищать экипаж от стрелкового оружия и осколков гранат;
- плавать;
- быть способной к воздушной транспортировке.
В ходе рассмотрения комиссией лучшим был признан проект Волгоградского тракторного завода под названием «объект 915». И в 1965 году коллектив КБ приступил к его реализации. Менее чем через год были представлены первые образцы БМД-1 для испытаний. После серии доработок в 1969 году техника поступила на вооружение ВДВ.
Конструкция
Машина БМД-1 разработана по стандартной танковой компоновке: в средней части расположено боевое отделение, в кормовой – мотор с трансмиссией. Для уменьшения веса корпус машины сварен из алюминиевых бронеплит. Минусом данного решения стало снижение защищенности экипажа, поскольку броня способна выдерживать только огонь из легкого стрелкового оружия и попадания осколков от маломощных снарядов.
Наклон верхней лобовой плиты составляет 780, нижней – 500, что позволило увеличить объем внутреннего пространстваи повысить мореходные характеристики техники. Конфигурация корпуса спереди образует букву Т, по краям которого находятся надгусеничные ниши. Башня БМД-1 подобна башне БМП-1 и обеспечивает защиту только от 12,7мм пуль.
В центре носовой части машины оборудовано рабочее место водителя-механика. Для обзора дороги во время движения применяются приборы ТНПО-170, рабочий сектор которых составляет около 600. Если движение происходит в темное время суток, то вместо ТНПО-170 используется ночной прибор наблюдения ТВНЕ-4.
Место командира БМД – слева от водителя. Контроль местности командир осуществляет при помощи прибора ТНПП-220 (или ТВНЕ-4 ночью), который дает немного больший угол обзора, чем ТНПО-170.
Стрелок-наводчик располагается справа от водителя и имеет прибор наблюдения, аналогичный командирскому оборудованию.
Стрелки-десантники размещаются у кормовой стенки МТО, где есть 3 стрелковых места (одно сзади башни, два других по бортам машины) с броневыми заслонками и оборудованием для установки автоматов АКСМ.
Башня БМД-1 размещена в средней части корпуса. В ней находится место для управления полуавтоматической пушкой 2А28 «Гром» (калибр 73 мм) и спаренным с ней пулеметом ПКТ калибра 7,62мм. Дальность стрельбы из «Грома» – до 1300 м, при средней скорострельности 7 выстрелов в минуту. Боезапас – 40 противотанковых гранат ПГ-15В, расставленных в конвейерной укладке внутри башни на подвижной платформе, боезапас пулемета –2 ленточных магазина по 1000 патронов в двух ящиках.
Главное оружие боевой машины не обладает автоматической стабилизацией. Управление осуществляется системой электроприводов с переходом на ручное управление при необходимости.
На башне БМД-1 расположена установка ПТУР «Малютка», для перезарядки которой стрелку нужно открыть специальный люк. Боекомплект «Малютки» составляет 3 ракеты.
По краям передних бронелистов машины находятся две амбразуры со смонтированными пулеметами ПКТ, стрелять из которых могут командир и стрелок-наводчик. Эффективная дальность огня составляет 900 метров, боезапас – 5 ленточных магазинов по 200 патронов на каждый ПКТ.
Силовой агрегат БМД-1 представляет собой 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 250 л.с. массой 660 кг и рабочим объемом 16 литров.
Вместимость баков – 280 литров дизельного топлива. Ходовая часть состоит из пяти катков с каждой стороны с системой гидропневматических рессор, передача усилия в которых осуществляется сжатым азотом. Есть возможность регулировки натяжения мелкозвечатых гусениц из самой машины водителем с помощью кривошипного механизма.
Подвеска БМД-1 имеет более сложную конструкцию по сравнению со стандартной торсионной схемой, но обладает лучшими параметрами по упругости при различных нагрузках техники. Гидропневматика в подвеске позволяет изменять клиренс в диапазоне от 10 до 45 см, фиксировать катки в верхней позиции и уменьшать общую высоту корпуса машины.
За перемещение техники по воде отвечают водометные движители, находящиеся в туннелях вдоль бортов БМД-1. Их входные отверстия, закрытые подвижными заслонками, расположены снизу машины, выходные – в корме. Направление плавания изменяется регулировкой заслонок. Для предотвращения заливки носа боевой техники предусмотрен специальный щиток.
Технические характеристики
Для сравнения взяты иностранные боевые десантируемые машины: немецкая Wiesel, китайская ZBD-03.
БМД-1 | WIESEL | ZBD-03 | |
---|---|---|---|
Длинна, мм | 5400 | 3600 | 5300 |
Ширина, мм | 2630 | 1820 | 2630 |
Высота, мм | 1970 | 1850 | 2130 |
Экипаж, чел | 3 (+4 десантника) | 2 | 3 (+5 десантников) |
Двигатель, л.с. | 250 | 109 | 210 |
Дальность хода, км | 500 | 550 | 600 |
Максимальная скорость, км/ч | 65/10 на плаву | 70 | 68 |
Масса, т | 7,0-7,5 | 4,1 | 8,0 |
Немецкая боевая техника Wiesel в сравнении с БМД-1 меньше по габаритам, легче и быстрее. Но обладает только противопульной броней, слабым вооружением и не способна плавать. Кроме того нет возможности транспортировки десанта. Китайская машина ZBD-03 является копией БМД-2. По техническим характеристикам она ближе к БМД-1 и стоит на вооружении НОАК с 2003 года.
На базе БМД-1 создано несколько модификаций: БМД-1К, БТР-Д, БМД-1П, БМД-1ПК. БМД-1К отличается наличием второй радиостанции Р-123М; у БТР-Д отсутствует башня, увеличена высота средней части, в итоге количество посадочных мест увеличено до 9 человек не считая экипажа; БМД-1П оборудован более современным ПТРК 9К111.
За время своего существования машина БМД-1 применялась:
- в Афганской войне;
- в Приднестровье;
- в первой и второй чеченских войнах;
- в Южной Осетии;
- в Украине.
Как показал локальный конфликт на территории Украины, где данный тип техники использовался как ВСУ так и ВСН, у машины нет никаких шансов против танков (штатное орудие БМД-1 не пробивает их броню). Слабое бронирование бортов и лба не может защитить экипаж от современного стрелкового оружия, при подрыве на мине машина полностью выходит из строя и не подлежит ремонту.
Система пожаротушения не справляется с огнем и БМД-1 почти всегда выгорает полностью. Сильный демаскирующий эффект (шум и лязг) создают металлические гусеницы при движении по асфальтовому покрытию на скорости более 50км/ч.
Основной же проблемой боевой машины стало отсутствие запасных частей.
В настоящее время данный вид техники потерял свою актуальность. Но последующие поколения БМД (БМД-4 с 2016) с развитием технологий и систем вооружений стали довольно грозным соперником на поле боя даже для танков противника.
Видео
warbook.club
зачем российской армии БМП-лайт? — журнал За рулем
Новейшая БМД-4М — бронированная, гусеничная, да еще и плавающая машина воздушно-десантных войск. По сути, близкая родственница боевой машины пехоты. Приспособленная к ряду специфических задач, облегченная, но, главное, пригодная к авиадесантированию парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.
Все советские и российские БМД. Слева направо: 1,2,3,4,4М.Все советские и российские БМД. Слева направо: 1,2,3,4,4М.
Две крайности
Аналогов нашей БМД-4М, как водится, нет. Почему? Давайте пока возьмем за основу лишь основные показатели машины. Ее масса 14 тонн, длина 6,1 метров, высота 2,2 метра, мощность дизеля УТД-29 составляет 500 л.с. Для сравнения, унифицированная с ней по ряду узлов БМП-3М, выпускаемая тем же Курганмашзаводом, имеет следующие показатели: 22,7 тонны с динамической защитой, 7,1 и 2,3 метра, 500 л.с. с дизелем УТД-29 или 660 л.с. с УТД-32. Для десантных целей она тяжеловата.
Редкая машина БМД-4 — предшественница БМД-4М.Редкая машина БМД-4 — предшественница БМД-4М.
За рубежом гусеничные аналоги БМД и БМП развиваются чуть в другом направлении. Одни страны наращивают защиту и тем самым запредельно разгоняют массу. Вот примеры. Американская M2 Bradley набрала с 23 (ранние модификации) до 30 тонн (версия М2А3), при этом ей сохранили плавучесть. Габариты машины: 6,5 и без малого 3 метра. Вооружение: пушка калибром 25 мм и пулемет 7,62. Немецкая Marder: 33 тонны, 6,8 и 3 метра, пушка 20 мм, пулемет 7,62. Плавать не умеет. И, наконец, новейшая германская БМП Puma: 43 тонны, 7,3 и 3,1 метра, пушка 30 мм, пулемет 5,56. Позвольте, но это же масса тяжелого танка КВ-1 времен войны. Именно! А еще и высота перспективного БМП больше, чем у танка Leopard 2A6. Такие они, боевые машины пехоты ряда стран НАТО. Слишком высокие, слишком тяжелые, вооруженные только мелкокалиберными пушками. Какие тут нужды десанта и выброска с парашютом? Ту же Puma даже перевезти по воздуху может лишь транспортный самолет А400М и только при том, что это будет сильно облегченный БМП со значительно ослабленным уровнем защиты! Выходит, при транспортировке по воздуху теряем то, ради чего городили огород.
Отличить «четверку» от 4М просто. У нее система выпуска на корме, а у новинки — по правому борту сзади.
Материалы по теме
А что творится в нашей весовой категории, то есть в сегменте гусеничной техники массой около 14 тонн? Здесь другая крайность — относительно недорогие легкобронированные слабо вооруженные БМП и БМД не самых передовых конструкций. Пример — американский AIFV на базе устаревшего бронетранспортера М113А1. Производился для армии Бельгии, Голландии, Филиппин. Масса — 13,8 тонны, длина — 5,2, высота — 2,8 метра. Вооружение: пушка 25 мм и пулемет 7,62. Мощность двигателя 267 л.с. Алюминиевый корпус. Плав www.zr.ruБоевая машина десанта — 1 (БМД-1)
Характеристики БМД-1 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Боевая машина десанта |
Дата выпуска: | 1969 |
Длинна: | 5400 мм |
Ширина: | 2630 мм |
Высота: | 1970 мм |
Броня, лоб: | 10-32 мм |
Броня, борт: | 10-32 мм |
Броня, башня: | 10-32 мм |
Экипаж: | 3 человека (+4 десантника) |
Двигатель: | 5Д-20, 240 л.с. |
Дальность хода: | 500 км |
Максимальная скорость: | 60 км/ч, 10 км/ч на плаву |
Масса: | 7,2-7,6 тонн |
Вооружение: | 73-мм пушка 2А28, 3х 7,62-мм пулемета ПКТ, 1х ПТУР 9К14. Боекомплект: 40, 3000, 3. |
В 1960-х годах в военных кругах утвердилось представление о том, что новая крупномасштабная война, если она и произойдет, будет совершенно не похожа на предыдущие конфликты, прежде всего, за счет применения тактического ядерного оружия.
Если мотострелковые подразделения, в целом, были к такому повороту событий готовы — существующие БТР, и тем более танки, обеспечивали надежную защиту от поражающих факторов ядерного оружия и радиации, то десантники оказывались в довольно сложной ситуации. Им была доступна только автомобильная техника и потому вопрос о создании боевой бронированной машины пригодной для десантирования и непосредственной поддержки десанта, в эти годы встал очень остро.
Разработка боевой машины десанта
Инициатором разработки такой машины был командующий ВДВ генерал армии Василий Филиппович Маргелов. Тактико-техническое задание было выдано одновременно КБ Мытищенского машиностроительного завода, КБ Волгоградского тракторного завода и Всесоюзному научно-исследовательскому институту. Было это в апреле 1964 г.
Машина должна иметь броню защищающую экипаж от пуль и осколков, быть плавающей, обладать огневой мощью БМП и, самое главное, быть авиатранспортабельной и способной к десантированию парашютным способом. При рассмотрении трех проектов проект Волгоградского тракторного завода был признан наиболее соответствующим требованиям заказчика и был выбран для дальнейшей разработки.
Непосредственно к работам над созданием «объекта 915″ в ОКБ приступили уже летом 1965 г. При создании боевой машины десанта (БМД) конструкторы применили новейшие разработки в области создания легкой и прочной брони, дизельный двигатель 5Д-20, а также принципиально новую систему гидравлической подвески, обеспечивающую изменяемый клиренс машины.
Чертеж боевой машины десанта (БМД-1)
На плаву БМД двигалась с помощью двух водометных движителей. Комплекс вооружения, заимствованный от БМП-1, дополнялся двумя курсовыми пулеметами ПКТ, расположенных в специальных нишах по краям корпуса.
В мае 1966 г. машина прошла заводские испытания и после устранения выявленных недостатков, в 1967 г. была представлена государственной комиссии, а 14 апреля 1969 г. была принята на вооружение, хотя её производство развернули в Волгограде ещё в 1968 году. В производстве БМД-1 находилась до 1979 года.
Модификации и модернизации БМД-1
БМД-1 в производстве с 1968 года, до конца производства изготовлено 2200 машин.
В 1971 г. на вооружение была принята БМД-1К — командирский вариант машины, отличающейся от базовой наличием второй радиостанции Р-123. Всего произведено 360 машин.
В период с 1972 по 1975 г. была произведена незначительная модернизация ходовой части.
В 1978 г. на вооружение принимается модификацияБМД-1П и соответственно командирская машина БМД-1ПК. Вместе противотанкового ракетного комплекса 9К14 устанавливался ПТРК 9К111, БМД оборудовалась гирополукомпасом ГКП-59 и отопителем. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986 г., всего было выпущено около 1000 машин. Производство БМД-1ПК начатое также в 1979 году, закончилось в 1986 году. Было выпущено 220 машин.
Боевая машина десанта (БМД-1)
На базе БМД-1 был создан бронетранспортер БТР-Д и многочисленное семейство машин на его базе. Официально БМД-1 на экспорт не поставлялась.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
armedman.ru
фото, видео, названия, описание, история, список
Боевые машины десанта – лёгкие бронированные машины, предназначенные для десантирования при помощи парашюта. Появились в СССР и не имели аналогов в мире, впрочем, другие страны и не особо пытались сделать нечто подобное.
БМД предназначены для транспортировки пехоты и её поддержки огнём своего орудия. В этом они похожи на БМП, но отличаются строго ограниченными габаритами и массой, позволяющими военно-транспортным самолётам десантировать машины с помощью парашюта.
История создания
Всё началось в начале 1960-х годов, когда Советскому Союзу понадобились вооружённые бронированные машины, способные транспортировать войска в условиях применения тактического ядерного оружия, бороться с бронетехникой врага и быть авиатранспортабельными.
В то время существовали БМП, но их масса в 13 тонн не слишком подходила для транспортировки на самолёте, да и система парашютирования отсутствовала.
Командующий воздушно-десантных войск Маргелов выдвинул инициативу по созданию новой машины, отличающейся небольшими габаритами и массой.
Служба в войсках и боевое применение
В 1968 году в серийное производство поступила БМД-1, ставшая первенцем в семействе подобной техники. Машина массой 7,2 тонны, с противопульной алюминиевой бронёй и защитой от ОМП с лёгкостью транспортировалась на самолётах и десантировалась на парашюте вместе с десантом и экипажем внутри.
Экипаж из 2 человек, 5 десантников в транспортно-боевом отделении. В башне установлено орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм, с ней спарен пулемёт. Для борьбы с тяжело бронированной техникой на крыше башни установлен ПТРК 9К11 «Малютка» с боезапасом в 3 управляемые по проводам ракеты.
БМД-1 приняла участие во многих боевых конфликтах, например, в Афганской, двух Чеченских войнах, Приднестровском и Южно-Осетинском конфликтах. Известен один подтверждённый случай поражения танка противника из 73 мм пушки.
Основным недостатком стала крайне слабая защищённость. Также крупнокалиберная пушка плохо подходила для борьбы с живой силой противника и легкобронированными целями на дистанциях от 500 метров.
Совершенствование
В 1985 году появилась БМД-2, оснащённая скорострельной 30-мм пушкой 2А42 и способная бороться с воздушными целями с помощью ЗРК.
Впрочем, в 2013 году абсолютное большинство такой техники оказалось в неудовлетворительном состоянии, о чём заявил начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов. Он подчеркнул, что, помимо износа механизмов, машины устарели в моральном плане и не соответствуют требованием современной армии.
С 1990 до 1997 год велось производство БМД-3, отличающейся новым корпусом, ходовой и так далее. Всего на вооружении отечественной армии находится около 10 единиц такой техники.
Наконец, стоит упомянуть БМД-4 – самую новую представительницу этого семейства. Не слишком популярная машина из-за крайне высокой цены и недостатков, доставшихся от предшественников в виде плохой защиты.
Что дальше
Сегодня смысл в машинах такого класса виден далеко не всем. Да, они имеют преимущества в виде возможности транспортировки 2-3 машин в 1 самолёте, хорошей подвижности и достаточной огневой мощи, но хватает ли их чтобы перекрыть главный недостаток в виде неудовлетворительной защиты экипажа и десанта?
Оставим этот вопрос военачальникам, тем не менее, стоит отметить, что во всём мире подобная техника не используется. Разумеется, есть малогабаритные авиадесантные машины вроде «Wiesel», но они не предназначены для транспортировки десанта и выполняют другую роль на поле боя.
tanksdb.ru
Боевая Машина Десанта БМД-1
29.04.2019
Боевая машина десанта БМД-1 (боевая машина десантная первая) представляет собой универсальную боевую бронированную машину, предназначенную для усиления огневой мощи воздушно-десантных подразделений. Основная задача, которая стоит перед экипажем боевой машины, десантируемой с воздуха, — обеспечение боевой устойчивости десантных подразделений.
Разработка боевой машины десанта и серийное производство
Инициатива по созданию боевой машины десанта принадлежит командующему воздушно-десантными войсками (1954-1959 гг.) В.Ф. Маргелову. В соответствии с новыми требованиями проведения десантных операций, воздушно-десантные войска нуждались в мощной боевой машине, способной значительно усилить огневую мощь десантируемого подразделения. Новая военная техника создавалась в тесной кооперации разных конструкторских бюро и предприятий и институтов Миноборонпрома и Минавиапрома.
Итогом плодотворной многолетней работы советских конструктов стала первая опытная машина, получившая проектное обозначение БДМ – боевая машина десанта. После успешных полевых испытаний, включающих десантирование техники с борта военно-транспортных самолетов Ан-12 и Ил-76, новая машина была принята в 1969 году на вооружение под названием боевая машина десанта БМД-1.
Первое появление на публике БМД-1. Москва, Красная площадь, военный парад 7 ноября 1977 года
Серийное производство в основном осуществлялось силами Волгоградского тракторного завода. Всего за 21 год, с 1968 по 1989 годы, с конвейера ВТЗ сошло 1639 машин различных модификаций.
Технические характеристики БМД-1 первых годов выпуска
- Экипаж — 2 человека, десант — 5 человек.
- Боевая масса — 7,2 т.
- Длина — 5,4 м, ширина — 2,63 м, высота — 1,97 м, клиренс — 100-450 мм.
- Вооружение: 73-мм гладкоствольное орудие, боекомплект — 40 снарядов. Три 7,62-мм пулемета, боекомплект — 4000 патронов. ПТУРС «Малютка» — 3 шт.
- Толщина брони: 10-13 мм.
- Двигатель дизельный, мощность — 240 л.с.
- Максимальная скорость движения по шоссе — 60 км/ч, на плаву — 10 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 500 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.
Советская боевая машина десанта (БМД-1) долгое время состояла на вооружении ВДВ СССР. Небольшое количество машин разных модификаций продолжает находиться на вооружении ВДВ Российской Федерации и стран СНГ. Опыт боевого применения БМД-1 — боевые действия советских подразделений ВДВ в составе ограниченного контингента СА в Республике Афганистан (1979-1989 годы). Машина поставлялась в ограниченном количестве за рубеж. Некоторое количество БМД-1 приняло участие в различных вооруженных конфликтах XX века.
Фото БМД-1
Видео о машине
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Боевые машины десанта (БМД) | Военное оружие и армии Мира
Российская армия — единственная армия в мире, на вооружении которой состоит уникальное семейство боевых бронированных машин: боевые машины десанта. В течение 40 лет были последовательно созданы и поступили на вооружение воздушно-десантных войск боевые машины десанта БМД-1, БМД-2, БМД-3 и БМД-4.
Разработка новой боевой машины — «объекта 915» — началась в 1965 году в возглавляемом И. В. Гаваловым ОКБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ). Конструкторам предстояло создать высокоскоростную, легкобронированную гусеничную, плавающую авиадесантируемую боевую машину с боевыми возможностями, аналогичными разрабатывавшейся в тот период сухопутной БМП-1.
Эта задача была успешно выполнена, и на вооружение воздушно-десантных войск советской армии поступила боевая машина десанта БМД-1.
БМД-1
При массе 7,2 т эта машина имела сварной корпус, выполненный из алюминиевого сплава. Коническая сварная башня с установленными в ней 73-мм пушкой «Гром», 7,62-мм пулеметом ПКТ и ПТРК «Малютка» была заимствована у БМП-1. В амбразурах по краям лобовой части корпуса были установлены два пулемета ПКТ. Двигатель 5Д20 мощностью 240 л. с. разгонял машину по шоссе до 60 км/ч. Подвеска — гидропневматическая с переменным клиренсом. Экипаж БМД-1 состоял из 2 человек, десант — 5 человек.
БМД-2
Эксплуатация боевых машин десанта БМД-1 в подразделениях ВДВ, а также опыт их боевого применения в горных районах Афганистана выявили ряд серьезных недостатков: малую дальность и низкую точность эффективной стрельбы (особенно на ходу), ограниченный угол наведения пушки в вертикальной плоскости, слабое бронирование, неудовлетворительную подвижность.
Поэтому в 1983 году перед КБ ВгТЗ, возглавляемым главным конструктором А. В. Шабалиным, была поставлена задача создания боевой машины десанта с 30-мм автоматической пушкой. Простая на первый взгляд задача оказалась не такой уж легкой. Башня новой машины по габаритам и посадочным размерам должна была быть полностью взаимозаменяемой с башней БМД-1, что подразумевало сохранение броневого корпуса, силового блока и ходовой части БМД-1. Стремясь выполнить требования военных, конструкторы разработали одноместную башню с новой спаренной установкой 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ.
БМД-3/4
В конце 1980-х годов специальным конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода была разработана новая боевая машина десанта, которую приняли на вооружение под обозначением БМД-3.
Компоновка БМД-3 повторяет оправдавшее себя компоновочное решение боевых машин БМД-1 и БМД-2, при котором отделение управления и боевое отделение объединены и расположены в передней и средней частях корпуса, а МТО занимает заднюю часть. Корпус машины сварной, выполнен из высокопрочного многослойного алюминиевого сплава. В целях повышения противоминной стойкости сиденья боевого расчета крепятся к крыше боевого отделения. В верхнем лобовом листе корпуса размещены две шаровые установки; одна — для гранатомета АГС-17, вторая — для ручного пулемета РПКС-74.
Двухместная башня с вооружением заимствована у БМП-2. Подвеска гидропневматическая с переменным клиренсом. Движение на плаву осуществляется с помощью двух водометных движителей. БМД-4, по сути, представляет собой БМД-3 с боевым отделением «Бахча-У». «Бахча-У» — это унифицированное боевое отделение (боевой модуль) для легкобронированной техники. За основу взято боевое отделение БМП-3, только несколько изменена форма стальных экранов, усиливающих алюминиевую броню башни, по ее бокам установлены трехствольные блоки дымовых гранатометов. Блок основного вооружения «Бахчи» включает в себя: 100-мм орудие — пусковую установку 2А70, 30-мм автоматическую пушку 2А72 и 7,62-мм пулемет.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
8815warfor.me
БМД 4М фото боевая машина десанта
БМД 4М фото боевая машина десанта, новейшая боевая машина. Перефразируя девиз десантников «никто, кроме нас», про «бээмдэшки» можно сказать: такое не может никто, кроме них!
Начата войсковая эксплуатация: стрельба, полевые испытания, преодоление препятствий. Когда три гусеничные машины, окутанные снежным вихрем, синхронно проскакивают мост, чуть не вставая на дыбы, — это, братцы, сильно! Ревут моторы, расторопно бегают десантники, здесь же — заводчане, «представители производителя».
Это — «подконтрольная войсковая эксплуатация», которой наша армия обязана нынешнему министру обороны Сергею Шойгу. Если раньше от появления новой военной техники до принятия ее на вооружение проходили годы (и результаты зачастую оказывались неудовлетворительными), то теперь новинки сразу отправляют в войска, где их гоняют «в хвост и гриву», выявляя слабые места и недочеты. «А заводчане удивляются: у них-то все работало нормально», — смеются военные.
БМД-4М, о которых пойдет речь, проходят такую эксплуатацию с конца прошлого лета, у блогеров каких только названий данных машин можно не услышать. Неудивительно: испытания проходят первые десять экземпляров.
БМД 4М фото боевая машина десанта
«Садовница», которое в интернете присвоили новым боевым машинам, не имеет к ним никакого отношения, равно как и «Бахча-У». Все это — обозначение башен с вооружением, но ни та, ни другая не стоят на новой машине. Поэтому — просто БМД-4М. «Четвертого поколения, модернизированная». А если быть точным — полностью переработанная.
- Какие БМД — боевае машина десанта бывают
БМД-1, принятая на вооружение в 1969 году, произвела настоящую революцию: десантники получили доселе невиданную машину — легкую, компактную, плавающую… А главное — спускаемую на парашютах.
Помните о первом опыте парашютного десантирования КАМАЗа: после жесткого приземления у него помялся передок. А «бээмдэшки» должны приземляться не просто невредимыми, но с экипажем внутри — и сразу вступать в бой!
Поэтому подвеску сделали гидропневматической, кузов сварили из прочной, но легкой алюминиевой брони (говорят, впервые в советской истории), а с 1971 года водитель-механик и командир десантировались вместе с машиной — в дополнительных креслах, как у космонавтов.
За десять лет было выпущено больше двух тысяч БМД-1 — за это время модель претерпела ряд модернизаций и успела повоевать в Афганистане. Там и оказалось, что 73-мм пушка «Гром» малоэффективна. У нее не было стабилизатора, она не позволяла стрелять по вершинам гор, а снаряды плохо пробивали афганские глинобитные стены.
На 1 фото видна дымовая после стрельбы в БМД 2, на другом фото БМД 1 с короткоствольной 73 мм пушкой в Афганистане фото
Поэтому у БМД-2, принятой на вооружение в 1985 году, пушку заменили на другую — автоматическую, калибра 30 мм (ее называют «вертолетной», поскольку ставят и на боевые вертолеты). И машина получилась настолько удачной, что не просто до сих пор стоит на вооружении, но и остается основной «броней» российского десанта.
фото с башни БМД-2 пламя по бокам — от предыдущего выстрела
А вот БМД-3, которая появилась на рубеже девяностых, наоборот, оказалась неудачной: она получила новый бронекорпус, стала крупнее и намного тяжелее… Но вооружение то не изменилось! А поскольку производство пришлось на эпоху развала экономики, за восемь лет Волгоградский тракторный завод собрал всего 137 экземпляров.
Наконец, в начале двухтысячных появилась БМД-4 — по сути, та же «трешка», только с башней от БМП-3. Но и эту машину едва не постигла судьба предшественницы: завод в Волгограде обанкротился, внедрение в войска невероятно затягивалось…
Огонь из 30-мм автоматической пушки ведет экипаж БМД-2,за ней на заднем плане БМД-4М фото
А военные не просто просили — требовали новую технику. Вот цитата из интервью главнокомандующего ВДВ Владимира Шаманова «Российской газете» в 2012 году:
Машина нужна как воздух. Даже в борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе нам не хватало огневой мощи. А если противник посерьезней? С одной 30-мм пушкой и одной срабатывающей через раз противотанковой ракетой на башне сегодня много не навоюешь!
А вот цитата из выступления начальник Генштаба РФ Валерия ГерасимоваБМД-2 устарели и морально, и физически. Возраст машин составляет 20-25 лет, а иногда и более. Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности. По этой причине в ходе марша на полигон (речь идет о внезапной проверке боеготовности войск) вышли из строя две единицы БМД-2.
- БМД 4М фото боевая машина десанта из Кургана
И вот, наконец, перед нами БМД-4М — разработанная и сделанная уже не в Волгограде, а в Кургане. Внешних отличий от предыдущей БМД-4 всего два: это выхлоп (не на корме, а справа) и катки (с канавкой, как у БМД-2). Зато «начинка»…
Поскольку Курганмашзавод традиционно выпускает боевые машины пехоты, новая «бээмдэшка» на 60% унифицирована с БМП-3: это ходовая часть, башня с вооружением, водометы, электрооборудование.
И «силовой блок» с двигателем — 500-сильным многотопливным УТД-29 завода Барнаултрансмаш. Кстати, на БМД-2 стоит дизель тоже из Барнаула, но 240-сильный. Так что мощность выросла больше чем вдвое! Тогда как масса — в 1,75 раза. И расход топлива вырос почти вдвое: у БМД-2 он равен, если судить по вместимости баков и запасу хода, 56 л/100 км, а у новой машины — 92 л/100 км. Зато сам запас хода остался прежним — 500 км.
Двигатели БМД-2 и БМД-4М фото
А вооружение — даже не сдвоенное, а строенное: 100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка и пулемет калибра 7,62 мм. Правда, конструкторам пришлось пойти на компромисс: поскольку «вертолетная» пушка сюда не помещалась, ее заменили на «самолетную», менее скорострельную. Но точность стрельбы, наоборот, выросла: поскольку 30-мм ствол жестко скреплен с толстой «трубой» 100-мм орудия, он не раскачивается при движении. И если раньше для поражения цели на ходу требовалось израсходовать десяток-другой снарядов калибра 30 мм, теперь для этого достаточно нескольких выстрелов.
А противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) запускаются прямо через 100-мм ствол, нажатием кнопки, — тогда как у БМД-2 для этого надо вылезать из машины.
Наконец, теперь БМД десантируется не только с механиком-водителем и командиром, а со всем экипажем и десантом. Это значит, что после приземления бойцам больше не надо искать свои машины — которые зачастую приземляются в нескольких километрах…
Конечно, за все надо платить — например, особенностями десантирования.
съемные крышки капотов, на переднем БМД-2, на заднем плане БМД-4М
Если БМД-2 может «прыгать» из разных самолетов, от АН-26 до Антея, то для покрупневших и потяжелевших БМД-4М подходит исключительно ИЛ-76, причем его сейчас модернизируют, чтобы можно было десантировать не две, а три машины.
фото сравнительные размеры БМД-2 (она слева) новая БМД-4М выглядит настоящим танком. Видна разница в вооружении: у БМД-2 — одна 30-мм пушка, у БМД-4М пушка этого калибра спарена со 100-мм орудием
Ну а теперь — пора почувствовать себя в роли механика- водителя и наводчика! Для начала — на заслуженных БМД-2. Ой, какие БМД-2 низкие по сравнению с бронетранспортерами! «Это чтобы спрятаться от врага, — комментируют военные. — Если БМД лягут на днище, опустившись на гидропневматической подвеске, то могут проползти незамеченными через поле пшеницы». Вдобавок такая подвеска позволяет обманывать электронные прицелы, куда заложены габариты различной бронетехники. Электроника теряется: мол, что это?
Сравним с БТР-82А (который наконец получил электропривод поворота башни и стабилизатор вооружения), присутствует ли что- либо из этого набора на БМД-2. И знаете,что оказалось? У «бээмдэшек» образца восьмидесятых !!!, в отличие от ровесника БТР-80, все это есть!
«ВДВ всегда получали все самое лучшее, — улыбаются десантники. — Поэтому «бээмдэшки» по конструкции лет на двадцать, а то и тридцать, опережают аналогичную технику пехоты».
Но с точки зрения механика- водителя БМД-2 — примерно то же, что и БТР, только с рабочим местом посередине и рычагами вместо баранки. Педалей три, приборная панель — древняя.
спартанское рабочее место механика-водителя БМД-2 приборная панель из советских времен, видна мешанина из трубок и тяг на полу
После запуска дизеля надо первым делом выставить регулятором обороты холостого хода (900-1000 об/мин). Потом, выжав сцепление, включаем первую передачу, тянем оба бортовых рычага на себя, отпускаем сперва сцепление, потом «бортовые» — и поехали. Правда, передачи за меня переключал механик-водитель, сидевший рядом: чтобы я сосредоточился на управлении!!!
Но оно вполне понятное: надо повернуть вправо — тянешь правый рычаг (правая гусеница тормозится, и машина крутится вокруг нее), влево — левый рычаг, затормозить — оба рычага. Рычаги тугие, однако «бээмдэшка» едет именно туда, куда ты хочешь, — хоть на заснеженной дороге, хоть в чистом поле. Да и комфорт езды куда выше, чем у БТРа, благо подвеска гидропневматическая.
БМД 4М фото боевая машина десанта паспортные данные
Модель | БМД-2 | БМД-4М | |
Боевая масса, т | 8,0 | 14,0 | |
Экипаж, чел. | 2 | 3 | |
Десант, чел. | 5 | 4 (♦ резервное место) | |
Наружные | длина | 5970 | 6000 |
габариты, мм | ширина | 2700 | 3150 |
высота | 2180 | 2700 | |
Клиренс, мм | мин. | 100 | 100-30 |
макс. | 450 | 500+30 | |
Двигатель | дизель 5Д20-240 | многотопливный УТД-29 | |
Макс, мощность, л.с. | 240 | 500 | |
Удельная мощность, л.с./т | 30,0 | 35,7 | |
Трансмиссия | механическая | гидромеханическая | |
Макс, скорость, км/ч | по шоссе | 60-61 | 70 |
на плаву | 10 | 10 | |
Емкость топливных баков, л | 280 | 460 | |
Запас хода, км | 500 | 500 | |
Вооружение | орудие-пусковая установка (калибр) | — | 2А70 (100 мм) |
пушка (калибр) | 2А42 (30 мм) | 2А72 (30 мм) | |
пулемет (калибр) | ПКТ (7,62 мм), 2 шт. | ПКТМ (7,62 мм) | |
Боекомплект | выстрелов к орудию | — | 34 |
выстрелов к пушке | 300 | 464 | |
патронов к пулемету | 2980 | 2000 | |
ПТУР | 3 | 4 |
А вот на месте наводчика, в башне, мне пришлось туго: в зимнем комбинезоне 56-го размера я еле поместился там. Кое-как протиснулся в люк, просунул ноги под сиденье. Мне говорят: «Видишь три кнопки на «Чебурашке»? Вклю-чай их!» «Чебурашка» — это пульт управления башней и оружием с двумя «ушками» наводки по бокам. А я не то что нажать кнопки, вздохнуть еле могу: «Чебурашка» уперлась прямо в грудь, придавив ее. С трудом включаю электроприводы и понимаю: в обычный прицел смотреть получается, а вот в зенитный (он левее) — уже с трудом.
«Наводчиками сюда надо брать маленьких и тощих», — вздохнул я, выбравшись наружу. Причем если наводчика ранят или убьют — внутри машины его не стащишь со своего места при всем желании. А после стрельб в башне — натуральная дымзавеса: наводчик открывает люк, а оттуда дым валит…
- Описание БМД 4М фото боевая машина десанта
Неудивительно, что когда я направился к БМД-4М, был настроен скептически. Но был потрясен — вопервых, простором, а во-вторых, обилием сверхсовременных решений и электроники. (Если она выйдет из строя, экипаж просто перейдет на традиционное управление.)
Первый шок ждал меня на месте наводчика. Да я здесь могу не просто дышать, а вольготно двигаться и даже фотографировать! И «Чебурашка» ничуть не мешает. Если прежде «башнёр» сидел в одиночку (а командир — внизу, слева от механика-водителя), то теперь командир и наводчик — бок о бок. У обоих — одинаковые пульты тепловизоров, причем можно наводить и стрелять, глядя прямо в экран. Но есть и традиционные прицелы, и они расположены удобнее, нежели у БМД-2.
БМД-4М — простор, современная обстановка, всего две педали… и сообщениями борткомпьютера, цветным ударопрочным дисплеем
Не меньше шокировали простор и обстановка в «кабине водителя». Вместо рычагов — руль наподобие велосипедного, над ним — селектор переключения передач, напоминающий Волгу ГАЗ-21. Здесь стоит коробка-«автомат»? Именно так! Потому и педали сцепления нет, зато «тормоз» широкий, под любую ногу.
Над штурвалом — блок подсвеченных кнопок с четкими надписями, по левую руку — разноцветный (что вообще сразило наповал) противоударный монитор с изображением приборов и сообщениями борткомпьютера («К запуску готов», «Стояночный тормоз включен», «Внимание! Закрой люки!»). Ощущение — будто сидишь не в «танчике», а в звездолете!
Ну, люк я закрывать не буду, поскольку поеду, как и на БМД-2, «по-походному», — приподняв сиденье ножным рычажком у основания и высунув голову наружу. А как запускать мотор?
«Электростартером, воздухом или комбинированным способом, — инструктируют меня. — Нажимаешь нужную кнопку, потом ждешь 20 секунд, пока система завершит диагностику, выжимаешь педаль газа, жмешь кнопку стартера еще раз…»
Блок кнопок и селектор коробки-«автомата» фото БМД-4М
В бронетехнике — цветной монитор с изображением приборов У водителя-механика БМД-4М — простор, современная обстановка, всего две педали… и сообщения борткомпьютера? Не может быть! И штурвал вместо рычагов, блок кнопок и селектор коробки — «автомата» очень информативны. Три желтые кнопки (справа) отвечают за запуск двигателя.
Р-р-р-бац: загрохотавший двигатель внезапно заглох. Я что-то сделал не так? Слишком резко отпустил «газ»! Но со второго раза все получилось. Мне помогли выставить обороты, я снял машину с «горного тормоза» (аналог автомобильного ручника), передвинул селектор трансмиссии на «R» и, «бибикнув», аккуратненько сдал на-зад. А дальше все просто: первая передача, разгон, вторая — и погнал по полю, подруливая буквально одним пальцем. И если БМД-2 управляется отлично, то БМД-4 — еще и невероятно легко. И потому к выражению военных «красивая техника хорошо воюет» могу добавить: а в удобной и современной не устаешь! Наводчику в БМД-4М гораздо просторнее и удобнее, у наводчика, и у командира — тепловизоры, при помощи которых можно и наводить, и стрелять.
Рабочий клиренс БМД-4М 420 мм, но может изменяется от 500 до 100 мм
Знаете, чего я не ожидал? Того, как ответят десантники на мой вопрос, нравится ли им служба. Несколько человек из экипажей БМД, не сговариваясь, сказали, что им очень интересно: «Ну как же, новую технику изучаем». А служить с интересом — согласитесь, совсем другое, нежели осваивать машины, за рычагами которых сидели еще отцы нынешних ребят.
До 2025 года ВДВ должны получить около 1500 новых «бээмдэшек» — аналогов которым, как уверяют военные, в армиях других стран нет. Так что — за десант! И за то, чтобы эти машины стреляли только на полигонах.
toparmy.ru