Содержание

Практические работы по географии (к учебнику А. А. Летягина)

Практическая работа №1:

«Нанесение на контурную карту

географических объектов изученных маршрутов путешественников»

Задания. На контурной карте обозначьте:

  1. Маршруты плаваний норманнов к Северной Америке и подпишите название острова, на котором археологами в 1960 г. были обнаружены свидетельства раннего поселения викингов на американской земле.

  2. По сведениям о путешествии Марко Поло нанесите на карту его маршрут. Подпишите названия морей и рек, которые увидел путешественник

  3. Штриховкой покажите часть Атлантического океана, где проходили плавания X. Колумба. Нанесите на карту маршрут первого плавания X. Колумба.

  4. Обозначьте маршрут первого плавания португальской экспедиции Васко да Гамы в Индию в 1497-1498 гг.

  5. Нанесите на карту путь экспедиции Ф. Магеллана. Подпишите название морей и океанов, по которым проходило первое кругосветное плавание.

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

1 ВАРИАНТ

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

2 ВАРИАНТ

Практическая работа №3:

«План местности»

1 ВАРИАНТ

1. Определите расстояние по прямой:

А) от точки В до дома лесника:_____

Б) от точки А до родника: ____

2.Определите азимут:

А) от точки А до родника:____

Б) от домика лесника до геодезического знака:___

3. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных цифрами 1,2,и 3, больше всего подходит для этого. Объясните свой выбор.

_______________________________________

4. Укажите абсолютную высоту точки В:_____

5. В каком направлении от дома лесника находится луг?_____

2 ВАРИАНТ

1. Определите расстояние по прямой:

А) от геодезического знака до родника:_____

Б) от точки А до дома лесника: _____

2.Определите азимут:

А) от точки А до точки В:_____

Б) от домика лесника до самой северной точки кустарников:_____

3. Школьники выбирают место для катания на лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных цифрами 1,2,и 3, больше всего подходит для этого. Объясните свой выбор.

_________________________________

4. Укажите абсолютную высоту точки А:_____

5. В каком направлении от точки В находятся кустарники?____

Практическая работа №4:

«Определение координат географических объектов и направлений по карте».

1 ВАРИАНТ

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Как называется линия, соединяющая полюса?

Как называется условная линия, параллельная экватору?

Задание 2. Заполните таблицу: В каком направлении от города Москва находятся следующие объекты?

Задание 3. Определите географические координаты объектов и объекты по географическим координатам:

Задание 4. Расположите перечисленные ниже географические объекты с севера на юг: г. Москва, Скандинавский полуостров, Аравийский полуостров, г. Мельбурн, полуостров Индостан, Альпы, полуостров Сомали, остров Новая Гвинея.

Практическая работа №4:

«Определение координат географических объектов и направлений по карте».

1 ВАРИАНТ

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Как называется линия, соединяющая полюса?

Какое направление показывают меридианы?

Задание 2. Заполните таблицу: В каком направлении от города Москва находятся следующие объекты?

Задание 3. Определите географические координаты объектов и объекты по географическим координатам:

Задание 4. Расположите перечисленные ниже географические объекты с юг на север: г. Киев, полуостров Флорида, полуостров Индокитай, г. Канберра, полуостров Индостан, Кавказ, полуостров Сомали, остров Мадагаскар.

Практическая работа №5:

«Описание равнин и гор по плану».

Цель работы: Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и координаты отдельных вершин.

1 ВАРИАНТ

Ход работы:

Охарактеризуйте географическое положение одной из гор на ваш выбор: Кордильеры, Анды, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.

План описания гор.

  1. Найдите горы на карте.

  2. Определить, к каким горам по высоте относятся.

  3. Укажите средние и максимальные высоты.

  4. Назовите самую высокую гору

  5. На каком материке и в какой его части расположены горы.

  6. Между какими меридианами и параллелями они находятся.

  7. В каком направлении и на сколько километров протянулись (примерно).

  8. Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.)

Практическая работа №5:

«Описание равнин и гор по плану».

Цель работы: Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и координаты отдельных вершин.

2 ВАРИАНТ

Ход работы:

Охарактеризуйте географическое положение одной из равнин гор на ваш выбор: Амазонская, Восточно-Европейская, Среднерусская, Валдайская, Прикаспийская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье.

План описания равнин.

  1. Найдите равнину на карте.

  2. Определить, к какому типу равнин по высоте относятся.

  3. Укажите средние и максимальные высоты.

  4. На каком материке и в какой его части расположена.

  5. Между какими меридианами и параллелями она находится.

  6. Какие реки протекают по ней

  7. В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину.

  8. Положение равнин относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.).

Практическая работа №6:

«Определение среднесуточных, годовых температур, амплитуды и построение графиков».

1 ВАРИАНТ

Цель работы: Научиться определять среднесуточную, годовую температуру, их амплитуды., строить график хода температур.

Задание.

1. Построить график суточного хода температур июля

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

2.Определите амплитуду температур июля по графику и января по таблице.

3. Построить график годового хода температур

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

4. Определите среднесуточную температуру июля и января.

5. Запишите вывод об изменении температуры в течении суток и года (максимальную и минимальную температуру, сходство и различие в суточном ходе температур).

Практическая работа №6:

«Определение среднесуточных, годовых температур, амплитуды и построение графиков».

2 ВАРИАНТ

Цель работы: Научиться определять среднесуточную, годовую температуру, их амплитуды., строить график хода температур.

Задание.

1. Построить график суточного хода температур июля

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

2.Определите амплитуду температур июля по графику и января по таблице.

3. Построить график годового хода температур

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

4. Определите среднесуточную температуру июля и января.

5. Запишите вывод об изменении температуры в течении суток и года (максимальную и минимальную температуру, сходство и различие в суточном ходе температур).

Практическая работа №7:

«Построение розы ветров. Расчет температуры воздуха и давления в зависимости от высоты местности».

1 ВАРИАНТ

Цель работы: Сформирование представления о понятии «роза ветров», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра. Научится выявлять закономерности между показателями температур, давления и высотой наблюдений

Задача № 1

По предложенным данным таблицы, постройте «Розу ветров».

Дата

Ветер

Дата

Ветер

Дата

Ветер

1.

Ю.

11.

С

21.

Ю

2.

Ю-В.

12.

С-В

22.

Ю

3.

Ю-В

13.

Ю

23.

Ю-В

4.

Ю-В.

14.

Ю

24.

С-З

5.

Ю-З

15.

С –З

25.

С

6.

В

16.

Ю

26.

В

7.

В

17.

Ю-В

27.

С-З

8.

З

18.

Ю

28.

В

9.

С-В

19.

С-В

29.

В

10.

Ю-В

20.

Ю, С-В

30.

С

Задача № 2

На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С

Задача № 3

На высоте 8 км температура равна -18°С. Какова в это время температура у поверхности?

Задача № 4

Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм рт. ст., а на вершине 720 мм рт. ст.?

Задача № 5

На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт. ст. Каково давление у подножья

Практическая работа №7:

«Построение розы ветров. Расчет температуры воздуха и давления в зависимости от высоты местности».

2 ВАРИАНТ

Цель работы: Сформирование представления о понятии «роза ветров», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра. Научится выявлять закономерности между показателями температур, давления и высотой наблюдений

Задача № 1

По предложенным данным таблицы, постройте «Розу ветров».

Дата

Ветер

Дата

Ветер

Дата

Ветер

1.

С-В

11.

Ю-З

21.

В

2.

С-В

12.

Ю-З

22.

С-В

3.

С

13.

Ю

23.

С-В

4.

С-З

14.

Ю

24.

В

5.

С-З

15.

Ю-В

25.

Ю-З

6.

С

16.

Ю-В

26.

Ю-В

7.

С-З

17.

Ю-З

27.

В

8.

Ю-З

18.

З

28.

В, Ю-В

9.

С-В

19.

З

29.

В

10.

С-В

20.

Ю-В

30.

С-В

Задача № 2

На какую высоту поднялся альпинист, если на вершине горы- — 18°С, а у подножья +5°С

Задача № 3

На высоте 6 км температура равна — 36°С. Какова в это время температура у поверхности?

Задача № 3

Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм рт. ст. Найти давление на дне шахты.

Задача № 4

На дне карьера барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст. у поверхности земли — 760 мм рт. ст. Найти глубину карьера.

Практическая работа №8:

«Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы»

Задания:

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты.

  1. Реки: Амазонка,

Волга,

Ганг,

Евфрат,

Инд,

Конго,

Миссисипи,

Миссури,

Нил,

Обь,

Тигр,

Хуанхэ,

Янцзы,

Дунай,

Енисей,

Иртыш,

Колыма,

Лена.

  1. Подпишите название морей, куда они впадают.

  2. Озера: Каспийское море,

Байкал,

Верхнее,

Гурон,

Виктория,

Танганьика,

Чад,

Эйр.

infourok.ru

Плавания норманнов к Северо-Восточной Америке

И. П. Магидович, В. И. Магидович  «Очерки по истории географических открытий»

 

Летом 986 г. норвежец Бьярни Херюльфсон, направляющийся с дружиной через Исландию в Гренландию, сбился в тумане с пути и стал добычей северных ветров. Много дней плыл он в тумане в неизвестном направлении, пока перед ним не открылась в солнечный день холмистая земля, покрытая лесом, и Бьярни, не зная, что это за страна, понял по крайней мере, куда не попал. Высадиться он не рискнул, а удалился в открытое море и через два дня, двигаясь на север, увидел «новую землю… плоскую, покрытую лесом». Вопреки просьбам команды он вновь не разрешил высадку и, подгоняемый юго-западным ветром, шел три дня, пока не достиг высокой гористой страны с ледником, очень неприветливой, по его мнению. Он отошел от берега и спустя четыре дня с попутным сильным ветром добрался наконец до норманнского поселка в Южной Гренландии.

Рассказ о плавании к лесной стране лет через 15 привлек внимание Лейва Счастливого, сына Эйрика Рыжего. Леса в Гренландии не было, а колонисты очень нуждались в дереве. Лейв Эйриксон разыскал Бьярни, приобрел «его судно и набрал команду, всего 35 человек». Весной 1004 г. он двинулся курсом Бьярни и после долгого пути увидел бесплодпую гористую и каменистую землю, «вдали начинались большие ледники». Здесь Лейв произвел первую высадку. Большинство ученых согласно, что Хеллуланд («Валунная земля»— так Лейв назвал ее)—это полуостров Камберленд, южная часть острова Баффинова Земля. Следуя дальше на юг, он через несколько дней высадился на «плоской и лесистой земле» с белыми песчаными отлогими пляжами, получившей имя Маркланд («Лесная страна») — район залива Гамильтон, восточное побережье полуострова Лабрадор, у 54° с. ш. А через два дня при попутном ветре его корабль вошел в пролив и сел на мель во время отлива. «Но им так не терпелось ступить на берег, что они не стали дожидаться прилива, а добежали до суши туда, где из озера вытекала речка. Когда прилив снял судно с мели, Лейв ввел его в озеро. В окрестностях росло много диких ягод, и Лейв назвал новооткрытую страну Винланд («Богатая страна»). Норманны построили здесь для зимовки деревянные избы. (Ингстад, путешественник и писатель, в 1953 г. занялся «проблемой» норманнов в Гренландии и Северной Америке. «Вино,— как он выяснил,— можно приготовить из так называемой тыквенной ягоды, растущей на побережье Америки намного севернее мест произрастания винограда, а также из смородины, которая даже называется по-шведски «вйнная ягода». Ингстад показал, что «вин» в переносном смысле издавна означает «богатая страна», «плодородная земля».)

Зима им показалась очень мягкой, самый короткий день — необычайно длинным (для северян). В настоящее время большинство историков цризнает, что местом высадки Лейва был остров Ньюфаундленд, точнее, северное окончание его узкого полуострова, отделенного проливом Белл-Айл от материка.

Летом 1005 г. Лейв вернулся в Гренландию с грузом леса. В 1006—1012 гг. гренландские колонисты несколько раз плавали к Винланду и зимовали там. Они встретили в этой стране жителей (скрелингов), одетых в звериные шкуры. Норманны привезли с собой несколько голов крупного рогатого скота, которого скрелинги очень боялись: в Северной Америке до прибытия европейцев совсем не было домашнего скота. Колонисты начали торговлю со скрелингами, предлагая им красные ленты в обмен на ценные меха. Вскоре, однако, мирные отношения сменились враждебными действиями. Скрелинги имели пращи, каменные топоры и луки со стрелами; гораздо лучше вооруженные норманны владели железным оружием, но на стороне врагов был огромный численный перевес, и первые колонисты покинули страну. Вероятно, и позднее норманнам не удалось основать в Винланде постоянную колонию.

В поисках новых богатых охотничьих угодий и скоплений плавника норманны продвинулись не только на север, вдоль берегов Гренландии. Они открыли и освоили пути на запад, к островам Канадской Арктики и некоторым участкам Северо-Американского материка. Все крупные гренландские фермеры имели в своем распоряжении большие суда и лодки; для заготовки всех видов дичи н древесины они ежегодно ходили к американским «нордсета» (именно так норманны называли свои американские «заимки», хотя только часть их располагалась севернее гренландских.), строили там западни для белых медведей, делали гнезда для гаг, устанавливали силки для белых кречетов и, вероятно, возводили временвые постройки. Возможно, в самых богатых местах могли возникнуть более или менее постоянные поселения, где проживали либо искатели наживы, либо колонисты, прибывшие в Гренландию слишком поздно, чтобы получить хорошую ферму.

В результате этих охотничьих морских экспедиций норманны открыли море Баффина, все восточное побережье острова Баффинова Земля, буквально кишащего в те времена белыми кречетами, гагами и нарвалами. Они обнаружили Гудзонов пролив, прошли его весь и через пролив Фокс проникли в бассейн Фокса. На острове Саутгемптон, у 64° с. ш., и на полуострове Мелвилл, у 68° с. ш., найдены норманнские западни для белых медведей. Они свидетельствуют, что исландцы (норманны) не только появлялись там временами, но и устраивались на довольно длительный срок. Благодаря недавней находке норманнского захоронения на юго-восточном берегу озера Нипигон, у 50° с. ш., можно совершенно уверенно говорить, что они положили начало открытию центральной части Северо-Американского материка. Но как они проникли туда и какие цели преследовали? Скорее всего, открыв Гудзонов залив, норманны продвинулись вдоль его восточного побережья на юг, в залив Джеймс, и вышли к озеру Нипигон по реке Олбани и ее притокам. На второй вопрос ныне ответить невозможно.

Обломки судов, медвежьи западни, убежища для гагачьих гнезд, наконец, каменные гурии (чей возраст явно устранял предположение, что их сложил современный исследователь или охотник-китобой) — находки этих следов пребывания норманнов на берегах проливов Ланкастер, близ 75° с. ш., Джонс, у 76° с. ш., и Смит, 78— 79° с. ш., неопровержимо доказывают, что они положили начало открытию Канадского Арктического архипелага, в частности островов Девон и Элсмир. Самый западный пункт их прониюшвеюш— 90°45′ з. д.— убежища для гнезд на побережье острова Девон, у западного окончания пролива Джонс; самый северный пункт — 79°35′ с. ш. — гурии на восточном берегу о. Элсмир.

Плавания Лейва Счастливого и его современников окончательно никогда не предавались забвению как в самой Исландии, так, вероятно, в Норвегии и Дании. Но их в XI—XV вв. не считали особенно важными: Гренландия, а также Хеллуланд, Маркланд, Винланд и Нордсета в глазах средневековых норвежцев и датчан были европейскими странами с привычными, но мало привлекательными для них природными условиями. Норманнские плавания ни в какой мере не повлияли на великие открытия, совершенные Колумбом в тропической полосе за океаном. Но с этими плаваниями, несомненно, связаны более поздние открытия, совершенные англичанами в конце XVI в. западнее Гренландии в поисках Северо-Западного прохода.

top-atlas.ru

Плавания норманнов к Северо-Восточной Америке

Летом 986 г. норвежец Бьярни Херюльфсон, направляющийся с дружиной через Исландию в Гренландию, сбился в тумане с пути и стал добычей северных ветров. Много дней плыл он в тумане в неизвестном направлении, пока перед ним не открылась в солнечный день холмистая земля, покрытая лесом, и Бьярни, не зная, что это за страна, понял по крайней мере, куда не попал.

Высадиться он не рискнул, а удалился в открытое море и через два дня, двигаясь на север, увидел «новую землю… плоскую, покрытую лесом». Вопреки просьбам команды он вновь не разрешил высадку и, подгоняемый юго-западным ветром, шел три дня, пока не достиг высокой гористой страны с ледником, очень неприветливой, по его мнению. Он отошел от берега и спустя четыре дня с попутным сильным ветром добрался наконец до норманнского поселка в Южной Гренландии.

Рассказ о плавании к лесной стране лет через 15 привлек внимание Лейва Счастливого, сына Эйрика Рыжего. Леса в Гренландии не было, а колонисты очень нуждались в дереве. Лейв Эйриксон разыскал Бьярни, приобрел «его судно и набрал команду, всего 35 человек». Весной 1004 г. он двинулся курсом Бьярни и после долгого пути увидел бесплодпую гористую и каменистую землю, «вдали начинались большие ледники». Здесь Лейв произвел первую высадку. Большинство ученых согласно, что Хеллуланд («Валунная земля» — так Лейв назвал ее) — это п-ов Камберленд, южная часть о. Баффинова Земля. Следуя дальше на юг, он через несколько дней высадился на «плоской и лесистой земле» с белыми песчаными отлогими пляжами, получившей имя Маркланд («Лесная страна») — район залива Гамильтон, восточное побережье п-ова Лабрадор, у 54° с. ш. А через два дня при попутном ветре его корабль вошел в пролив и сел на мель во время отлива. «Но им так не терпелось ступить па берег, что они не стали дожидаться прилива, а добежали до суши туда, где из озера вытекала речка. Когда прилив снял судно с мели, Лейв ввел его в озеро. В окрестностях росло много диких ягод, и Лейв назвал новооткрытую страну Винланд («Богатая страна»). Норманны построили здесь для зимовки деревянные избы. Зима им показалась очень мягкой, самый короткий день — необычайно длинным (для северян). В настоящее время большинство историков признает, что местом высадки Лейва был о. Ньюфаундленд, точнее, северное окончание его узкого полуострова, отделенного проливом Белл-Айл от материка.

Летом 1005 г. Лейв вернулся в Гренландию с грузом леса. В 1006–1012 гг. гренландские колонисты несколько раз плавали к Винланду и зимовали там. Они встретили в этой стране жителей (скрелингов), одетых в звериные шкуры. Норманны привезли с собой несколько голов крупного рогатого скота, которого скрелинги очень боялись: в Северной Америке до прибытия европейцев совсем не было домашнего скота. Колонисты начали торговлю со скрелингами, предлагая им красные ленты в обмен на ценные меха. Вскоре, однако, мирные отношения сменились враждебными действиями. Скрелинги имели пращи, каменные топоры и луки со стрелами; гораздо лучше вооруженные норманны владели железным оружием, но на стороне врагов был огромный численный перевес, и первые колонисты покинули страну. Вероятно, и позднее норманнам не удалось основать в Винланде постоянную колонию.

В поисках новых богатых охотничьих угодий и скоплений плавника норманны продвинулись не только на север, вдоль берегов Гренландии. Они открыли и освоили пути на запад, к островам Канадской Арктики и некоторым участкам Северо-Американского материка. Все крупные гренландские фермеры имели в своем распоряжении большие суда и лодки; для заготовки всех видов дичи и древесины они ежегодно ходили к американским «нордсета», строили там западни для белых медведей, делали гнезда для гаг, устанавливали силки для белых кречетов и, вероятно, возводили временные постройки. Возможно, в самых богатых местах могли возникнуть более или менее постоянные поселения, где проживали либо искатели наживы, либо колонисты, прибывшие в Гренландию слишком поздно, чтобы получить хорошую ферму.

В результате этих охотничьих морских экспедиций норманны открыли море Баффина, все восточное побережье о. Баффинова Земля, буквально кишащего в те времена белыми кречетами, гагами и нарвалами. Они обнаружили Гудзонов пролив, прошли его весь и через пролив Фокс проникли в бассейн Фокса. На о. Саутгемптон, у 64° с. ш., и на п-ове Мелвилл, у 68° с. ш., найдены норманнские западни для белых медведей. Они свидетельствуют, что исландцы (норманны) не только появлялись там временами, но и устраивались на довольно длительный срок. Благодаря недавней находке норманнского захоронения на юго-восточном берегу озера Нипигон, у 50° с. ш., можно совершенно уверенно говорить, что они положили начало открытию центральной части Северо-Американского материка. Но как они проникли туда и какие цели преследовали? Скорее всего, открыв Гудзонов залив, норманны продвинулись вдоль его восточного побережья на юг, в залив Джеймс, и вышли к озеру Нипигон по р. Олбани и ее притокам. На второй вопрос ныне ответить невозможно.

Обломки судов, медвежьи западни, убежища для гагачьих гнезд, наконец, каменные гурии (чей возраст явно устранял предположение, что их сложил современный исследователь или охотник-китобой) — находки этих следов пребывания норманнов на берегах проливов Ланкастер, близ 75° с. ш., Джонс, у 76° с. ш., и Смит, 78–79° с. ш., неопровержимо доказывают, что они положили начало открытию Канадского Арктического арх., в частности о-вов Девон и Элсмир. Самый западный пункт их проникновения — 90°45′ з. д. — убежища для гнезд на побережье о. Девон, у западного окончания пролива Джонс; самый северный пункт — 79°35′ с. ш. — гурии на восточном берегу о. Элсмир.

Плавания Лейва Счастливого и его современников окончательно никогда не предавались забвению как в самой Исландии, так, вероятно, в Норвегии и Дании. Но их в XI–XV вв. не считали особенно важными: Гренландия, а также Хеллуланд, Маркланд, Винланд и Нордсета в глазах средневековых норвежцев и датчан были европейскими странами с привычными, но мало привлекательными для них природными условиями. Норманнские плавания ни в какой мере не повлияли на великие открытия, совершенные Колумбом в тропической полосе за океаном. Но с этими плаваниями, несомненно, связаны более поздние открытия, совершенные англичанами в конце XVI в. западнее Гренландии в поисках Северо-Западного прохода.

agesmystery.ru

Маршрут плавания норманнов к северной америке

И. П. Магидович, В. И. Магидович  «Очерки по истории географических открытий»

 

Летом 986 г. норвежец Бьярни Херюльфсон, направляющийся с дружиной через Исландию в Гренландию, сбился в тумане с пути и стал добычей северных ветров. Много дней плыл он в тумане в неизвестном направлении, пока перед ним не открылась в солнечный день холмистая земля, покрытая лесом, и Бьярни, не зная, что это за страна, понял по крайней мере, куда не попал. Высадиться он не рискнул, а удалился в открытое море и через два дня, двигаясь на север, увидел «новую землю… плоскую, покрытую лесом». Вопреки просьбам команды он вновь не разрешил высадку и, подгоняемый юго-западным ветром, шел три дня, пока не достиг высокой гористой страны с ледником, очень неприветливой, по его мнению. Он отошел от берега и спустя четыре дня с попутным сильным ветром добрался наконец до норманнского поселка в Южной Гренландии.

Рассказ о плавании к лесной стране лет через 15 привлек внимание Лейва Счастливого, сына Эйрика Рыжего. Леса в Гренландии не было, а колонисты очень нуждались в дереве. Лейв Эйриксон разыскал Бьярни, приобрел «его судно и набрал команду, всего 35 человек». Весной 1004 г. он двинулся курсом Бьярни и после долгого пути увидел бесплодпую гористую и каменистую землю, «вдали начинались большие ледники». Здесь Лейв произвел первую высадку. Большинство ученых согласно, что Хеллуланд («Валунная земля»— так Лейв назвал ее)—это полуостров Камберленд, южная часть острова Баффинова Земля. Следуя дальше на юг, он через несколько дней высадился на «плоской и лесистой земле» с белыми песчаными отлогими пляжами, получившей имя Маркланд («Лесная страна») — район залива Гамильтон, восточное побережье полуострова Лабрадор, у 54° с. ш. А через два дня при попутном ветре его корабль вошел в пролив и сел на мель во время отлива. «Но им так не терпелось ступить на берег, что они не стали дожидаться прилива, а добежали до суши туда, где из озера вытекала речка. Когда прилив снял судно с мели, Лейв ввел его в озеро. В окрестностях росло много диких ягод, и Лейв назвал новооткрытую страну Винланд («Богатая страна»). Норманны построили здесь для зимовки деревянные избы. (Ингстад, путешественник и писатель, в 1953 г. занялся «проблемой» норманнов в Гренландии и Северной Америке. «Вино,— как он выяснил,— можно приготовить из так называемой тыквенной ягоды, растущей на побережье Америки намного севернее мест произрастания винограда, а также из смородины, которая даже называется по-шведски «вйнная ягода». Ингстад показал, что «вин» в переносном смысле издавна означает «богатая страна», «плодородная земля».)

Зима им показалась очень мягкой, самый короткий день — необычайно длинным (для северян). В настоящее время большинство историков цризнает, что местом высадки Лейва был остров Ньюфаундленд, точнее, северное окончание его узкого полуострова, отделенного проливом Белл-Айл от материка.

Летом 1005 г. Лейв вернулся в Гренландию с грузом леса. В 1006—1012 гг. гренландские колонисты несколько раз плавали к Винланду и зимовали там. Они встретили в этой стране жителей (скрелингов), одетых в звериные шкуры. Норманны привезли с собой несколько голов крупного рогатого скота, которого скрелинги очень боялись: в Северной Америке до прибытия европейцев совсем не было домашнего скота. Колонисты начали торговлю со скрелингами, предлагая им красные ленты в обмен на ценные меха. Вскоре, однако, мирные отношения сменились враждебными действиями. Скрелинги имели пращи, каменные топоры и луки со стрелами; гораздо лучше вооруженные норманны владели железным оружием, но на стороне врагов был огромный численный перевес, и первые колонисты покинули страну. Вероятно, и позднее норманнам не удалось основать в Винланде постоянную колонию.

В поисках новых богатых охотничьих угодий и скоплений плавника норманны продвинулись не только на север, вдоль берегов Гренландии. Они открыли и освоили пути на запад, к островам Канадской Арктики и некоторым участкам Северо-Американского материка. Все крупные гренландские фермеры имели в своем распоряжении большие суда и лодки; для заготовки всех видов дичи н древесины они ежегодно ходили к американским «нордсета» (именно так норманны называли свои американские «заимки», хотя только часть их располагалась севернее гренландских.), строили там западни для белых медведей, делали гнезда для гаг, устанавливали силки для белых кречетов и, вероятно, возводили временвые постройки. Возможно, в самых богатых местах могли возникнуть более или менее постоянные поселения, где проживали либо искатели наживы, либо колонисты, прибывшие в Гренландию слишком поздно, чтобы получить хорошую ферму.

В результате этих охотничьих морских экспедиций норманны открыли море Баффина, все восточное побережье острова Баффинова Земля, буквально кишащего в те времена белыми кречетами, гагами и нарвалами. Они обнаружили Гудзонов пролив, прошли его весь и через пролив Фокс проникли в бассейн Фокса. На острове Саутгемптон, у 64° с. ш., и на полуострове Мелвилл, у 68° с. ш., найдены норманнские западни для белых медведей. Они свидетельствуют, что исландцы (норманны) не только появлялись там временами, но и устраивались на довольно длительный срок. Благодаря недавней находке норманнского захоронения на юго-восточном берегу озера Нипигон, у 50° с. ш., можно совершенно уверенно говорить, что они положили начало открытию центральной части Северо-Американского материка. Но как они проникли туда и какие цели преследовали? Скорее всего, открыв Гудзонов залив, норманны продвинулись вдоль его восточного побережья на юг, в залив Джеймс, и вышли к озеру Нипигон по реке Олбани и ее притокам. На второй вопрос ныне ответить невозможно.

Обломки судов, медвежьи западни, убежища для гагачьих гнезд, наконец, каменные гурии (чей возраст явно устранял предположение, что их сложил современный исследователь или охотник-китобой) — находки этих следов пребывания норманнов на берегах проливов Ланкастер, близ 75° с. ш., Джонс, у 76° с. ш., и Смит, 78— 79° с. ш., неопровержимо доказывают, что они положили начало открытию Канадского Арктического архипелага, в частности островов Девон и Элсмир. Самый западный пункт их прониюшвеюш— 90°45′ з. д.— убежища для гнезд на побережье острова Девон, у западного окончания пролива Джонс; самый северный пункт — 79°35′ с. ш. — гурии на восточном берегу о. Элсмир.

Плавания Лейва Счастливого и его современников окончательно никогда не предавались забвению как в самой Исландии, так, вероятно, в Норвегии и Дании. Но их в XI—XV вв. не считали особенно важными: Гренландия, а также Хеллуланд, Маркланд, Винланд и Нордсета в глазах средневековых норвежцев и датчан были европейскими странами с привычными, но мало привлекательными для них природными условиями. Норманнские плавания ни в какой мере не повлияли на великие открытия, совершенные Колумбом в тропической полосе за океаном. Но с этими плаваниями, несомненно, связаны более поздние открытия, совершенные англичанами в конце XVI в. западнее Гренландии в поисках Северо-Западного прохода.

Source: top-atlas.ru

vodakarta.ru

Обозначьте маршруты плаваний норманнов к северной америке

  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  
Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

Практическая работа №1:

«Нанесение на контурную карту

географических объектов изученных маршрутов путешественников»

Задания. На контурной карте обозначьте:

  1. Маршруты плаваний норманнов к Северной Америке и подпишите название острова, на котором археологами в 1960 г. были обнаружены свидетельства раннего поселения викингов на американской земле.

  2. По сведениям о путешествии Марко Поло нанесите на карту его маршрут. Подпишите названия морей и рек, которые увидел путешественник

  3. Штриховкой покажите часть Атлантического океана, где проходили плавания X. Колумба. Нанесите на карту маршрут первого плавания X. Колумба.

  4. Обозначьте маршрут первого плавания португальской экспедиции Васко да Гамы в Индию в 1497-1498 гг.

  5. Нанесите на карту путь экспедиции Ф. Магеллана. Подпишите название морей и океанов, по которым проходило первое кругосветное плавание.

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

1 ВАРИАНТ

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

2 ВАРИАНТ

Практическая работа №3:

«План местности»

1 ВАРИАНТ

1. Определите расстояние по прямой:

А) от точки В до дома лесника:_____

Б) от точки А до родника: ____

2.Определите азимут:

А) от точки А до родника:____

Б) от домика лесника до геодезического знака:___

3. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных цифрами 1,2,и 3, больше всего подходит для этого. Объясните свой выбор.

_______________________________________

4. Укажите абсолютную высоту точки В:_____

5. В каком направлении от дома лесника находится луг?_____

2 ВАРИАНТ

1. Определите расстояние по прямой:

А) от геодезического знака до родника:_____

Б) от точки А до дома лесника: _____

2.Определите азимут:

А) от точки А до точки В:_____

Б) от домика лесника до самой северной точки кустарников:_____

3. Школьники выбирают место для катания на лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных цифрами 1,2,и 3, больше всего подходит для этого. Объясните свой выбор.

_________________________________

4. Укажите абсолютную высоту точки А:_____

5. В каком направлении от точки В находятся кустарники?____

Практическая работа №4:

«Определение координат географических объектов и направлений по карте».

1 ВАРИАНТ

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Как называется линия, соединяющая полюса?

Как называется условная линия, параллельная экватору?

Задание 2. Заполните таблицу: В каком направлении от города Москва находятся следующие объекты?

Задание 3. Определите географические координаты объектов и объекты по географическим координатам:

Задание 4. Расположите перечисленные ниже географические объекты с севера на юг: г. Москва, Скандинавский полуостров, Аравийский полуостров, г. Мельбурн, полуостров Индостан, Альпы, полуостров Сомали, остров Новая Гвинея.

Практическая работа №4:

«Определение координат географических объектов и направлений по карте».

1 ВАРИАНТ

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Как называется линия, соединяющая полюса?

Какое направление показывают меридианы?

Задание 2. Заполните таблицу: В каком направлении от города Москва находятся следующие объекты?

Задание 3. Определите географические координаты объектов и объекты по географическим координатам:

Задание 4. Расположите перечисленные ниже географические объекты с юг на север: г. Киев, полуостров Флорида, полуостров Индокитай, г. Канберра, полуостров Индостан, Кавказ, полуостров Сомали, остров Мадагаскар.

Практическая работа №5:

«Описание равнин и гор по плану».

Цель работы: Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и координаты отдельных вершин.

1 ВАРИАНТ

Ход работы:

Охарактеризуйте географическое положение одной из гор на ваш выбор: Кордильеры, Анды, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.

План описания гор.

  1. Найдите горы на карте.

  2. Определить, к каким горам по высоте относятся.

  3. Укажите средние и максимальные высоты.

  4. Назовите самую высокую гору

  5. На каком материке и в какой его части расположены горы.

  6. Между какими меридианами и параллелями они находятся.

  7. В каком направлении и на сколько километров протянулись (примерно).

  8. Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.)

Практическая работа №5:

«Описание равнин и гор по плану».

Цель работы: Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и координаты отдельных вершин.

2 ВАРИАНТ

Ход работы:

Охарактеризуйте географическое положение одной из равнин гор на ваш выбор: Амазонская, Восточно-Европейская, Среднерусская, Валдайская, Прикаспийская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье.

План описания равнин.

  1. Найдите равнину на карте.

  2. Определить, к какому типу равнин по высоте относятся.

  3. Укажите средние и максимальные высоты.

  4. На каком материке и в какой его части расположена.

  5. Между какими меридианами и параллелями она находится.

  6. Какие реки протекают по ней

  7. В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину.

  8. Положение равнин относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.).

Практическая работа №6:

«Определение среднесуточных, годовых температур, амплитуды и построение графиков».

1 ВАРИАНТ

Цель работы: Научиться определять среднесуточную, годовую температуру, их амплитуды., строить график хода температур.

Задание.

1. Построить график суточного хода температур июля

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

2.Определите амплитуду температур июля по графику и января по таблице.

3. Построить график годового хода температур

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

4. Определите среднесуточную температуру июля и января.

5. Запишите вывод об изменении температуры в течении суток и года (максимальную и минимальную температуру, сходство и различие в суточном ходе температур).

Практическая работа №6:

«Определение среднесуточных, годовых температур, амплитуды и построение графиков».

2 ВАРИАНТ

Цель работы: Научиться определять среднесуточную, годовую температуру, их амплитуды., строить график хода температур.

Задание.

1. Построить график суточного хода температур июля

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

2.Определите амплитуду температур июля по графику и января по таблице.

3. Построить график годового хода температур

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

4. Определите среднесуточную температуру июля и января.

5. Запишите вывод об изменении температуры в течении суток и года (максимальную и минимальную температуру, сходство и различие в суточном ходе температур).

Практическая работа №7:

«Построение розы ветров. Расчет температуры воздуха и давления в зависимости от высоты местности».

1 ВАРИАНТ

Цель работы: Сформирование представления о понятии «роза ветров», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра. Научится выявлять закономерности между показателями температур, давления и высотой наблюдений

Задача № 1

По предложенным данным таблицы, постройте «Розу ветров».

Дата

Ветер

Дата

Ветер

Дата

Ветер

1.

Ю.

11.

С

21.

Ю

2.

Ю-В.

12.

С-В

22.

Ю

3.

Ю-В

13.

Ю

23.

Ю-В

4.

Ю-В.

14.

Ю

24.

С-З

5.

Ю-З

15.

С –З

25.

С

6.

В

16.

Ю

26.

В

7.

В

17.

Ю-В

27.

С-З

8.

З

18.

Ю

28.

В

9.

С-В

19.

С-В

29.

В

10.

Ю-В

20.

Ю, С-В

30.

С

Задача № 2

На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С

Задача № 3

На высоте 8 км температура равна -18°С. Какова в это время температура у поверхности?

Задача № 4

Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм рт. ст., а на вершине 720 мм рт. ст.?

Задача № 5

На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт. ст. Каково давление у подножья

Практическая работа №7:

«Построение розы ветров. Расчет температуры воздуха и давления в зависимости от высоты местности».

2 ВАРИАНТ

Цель работы: Сформирование представления о понятии «роза ветров», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра. Научится выявлять закономерности между показателями температур, давления и высотой наблюдений

Задача № 1

По предложенным данным таблицы, постройте «Розу ветров».

Дата

Ветер

Дата

Ветер

Дата

Ветер

1.

С-В

11.

Ю-З

21.

В

2.

С-В

12.

Ю-З

22.

С-В

3.

С

13.

Ю

23.

С-В

4.

С-З

14.

Ю

24.

В

5.

С-З

15.

Ю-В

25.

Ю-З

6.

С

16.

Ю-В

26.

Ю-В

7.

С-З

17.

Ю-З

27.

В

8.

Ю-З

18.

З

28.

В, Ю-В

9.

С-В

19.

З

29.

В

10.

С-В

20.

Ю-В

30.

С-В

Задача № 2

На какую высоту поднялся альпинист, если на вершине горы- — 18°С, а у подножья +5°С

Задача № 3

На высоте 6 км температура равна — 36°С. Какова в это время температура у поверхности?

Задача № 3

Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм рт. ст. Найти давление на дне шахты.

Задача № 4

На дне карьера барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст. у поверхности земли — 760 мм рт. ст. Найти глубину карьера.

Практическая работа №8:

«Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы»

Задания:

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты.

  1. Реки: Амазонка,

Волга,

Ганг,

Евфрат,

Инд,

Конго,

Миссисипи,

Миссури,

Нил,

Обь,

Тигр,

Хуанхэ,

Янцзы,

Дунай,

Енисей,

Иртыш,

Колыма,

Лена.

  1. Подпишите название морей, куда они впадают.

  2. Озера: Каспийское море,

Байкал,

Верхнее,

Гурон,

Виктория,

Танганьика,

Чад,

Эйр.



Source: infourok.ru

По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересны

 

Нравится Добавить комментарий
  Поделитесь!  

travelel.ru

Атлантический океан, ветры и течения. Океанские дороги человечества

Атлантический океан, ветры и течения

Атлантический океан занимает второе место по величине среди четырех океанов планеты. Все наиболее значительные моря и заливы находятся в его северной половине.

Сведения о ветрах и течениях в океане бережно собирались моряками всех поколений. Первоначально они передавались из поколения в поколение в «устных лоциях»: сказаниях, легендах и мифах.

В современных лоциях мореплавателям предлагаются строго документированные сведения о ветрах и течениях — об их направлении, скорости, ширине, а также устойчивости и повторяемости. Эти сведения накапливались столетиями (рис. 8). На карте Атлантического океана Андреа Бианки, появившейся в 1436 году, нанесено «море ягод» в том месте, где должен располагаться центр атлантической системы течений [2].

Рис. 8. Маршруты мореходов в Атлантическом океане

1 — преобладающие ветры; 2 — течения; маршруты: 3 — «Брендана»; 4 — Лейва Счастливого; 5 — испанцев в Европу; 6 — Колумба; 7 — Ра-1, Ра-2; 8 — Линдемана; 9 — предполагаемый Канку Муса

Упомянутая карта португальца Бианки, несомненно, доказывает, что еще до Колумба европейцы плавали в просторах Атлантики. Так, находки на европейском берегу Атлантического океана обнадеживали, они позволяли сделать вывод о существовании на западе неизвестного материка. Действительно, на европейском побережье находили «морские бобы» (семена растения, произрастающего в Вест-Индии), стебли бамбука, кокосовые орехи. Такие находки позволяли предполагать не только существование на западе неизвестной земли, но и наличие течения, движущегося на восток.

Колумб во время своего знаменитого плавания в 1492 году обнаружил Канарское и Северное Пассатное течения, которые ему помогли открыть Новый Свет. Колумб также дал первое достоверное описание Саргассова моря, этого неподвижного центра Северо-Атлантической системы течений. Более поздние рассказы моряков о Саргассовом море грешат преувеличениями: его называют ловушкой кораблей.

На более высоком уровне карты поверхностных течений Атлантического океана представлены в монографии немецкого океанографа Г. Шотта и в Морском Атласе Мирового океана, издания 1977 г.

Немного о Христофоре Колумбе

Известный английский писатель и драматург Оскар Уайльд шутил: «Конечно же, Америку неоднократно открывали и раньше, но это всегда замалчивалось». Вот уж, действительно, в каждой шутке — доля правды! Не так давно выяснилось, что хрестоматийная истина, звучащая даже в шутливой студенческой песенке «Колумб Америку открыл», не соответствует действительности. Еще за пять веков до Колумба на американской земле побывали норманны… Есть предположение, что к берегам Нового Света плавали и другие народы, причем, возможно, эти плавания происходили еще до нашей эры. Но расскажем все по порядку, постепенно отступая в глубь веков.

Начнем с, так сказать, официального, полностью документированного открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году.

Сначала все шло хорошо, и Колумб писал: «Три корабля полными парусами при благоприятной погоде и теплом ветре идут все дальше на запад. Благодаренье богу, воздух очень мягкий, как в апреле в Севилье, и одно наслаждение дышать им, такой он душистый. Не хватает только соловьев…» Но вот уже три недели белопенные шипящие гребни синих волн разбиваются о корпуса каравелл, а обещанной Колумбом земли не видно. Люди стали роптать, громко высказывать недовольство, считая, что Колумб обманул их, обещая сказочные богатства Индии. Колумб пытался успокоить моряков и обещал тому, кто первым увидит сушу, помимо официальной награды, еще кругленькую сумму и шелковый кафтан в придачу.

И наконец, в 2 часа пополуночи 12 октября с «вороньего гнезда» «Пинты» раздался долгожданный возглас: «Тьерра! Тьерра!» Это был Сан-Сальвадор, один из островов Багамского архипелага, лежащего вблизи американского материка (рис. 9). Несколько лет назад идея в точности повторить плавание Колумба, чтобы почувствовать, легко ли было средневековым мореплавателям открывать Новый Свет, пришла лейтенанту испанского флота Карлосу Этайо. По старинным чертежам была построена точная модель самой маленькой колумбовой каравеллы «Ниньи». Все на борту «Ниньи-2» было, как в колумбову эпоху: и одолженные из музея песочные часы, и допотопная астролябия, и даже старинная морская пушка. Рацию и вспомогательный мотор Карлос Этайо категорически отверг, поскольку их не было во времена Колумба. Даже провиант и одежда моряков были такими же, как на каравеллах Колумба. Во время плавания «Ниньи-2» ее экипаж в полной мере познал, как тяжел труд на парусном корабле, как высоко было искусство моряков парусников Колумба.

Рис. 9. Высадка 12 октября 1492 г. Колумба на о-ве Гуанахани (ныне о-в Сан-Сальвадор)

Известно, что около шести недель потребовалось эскадре Христофора Колумба, чтобы пересечь Атлантику от Старого к берегам Нового Света, а между тем «Нинья-2» за это время прошла вдвое меньшее расстояние. К тому же мореплаватели обнаружили, что фрукты и овощи с удивительной быстротой портятся во влажной духоте трюма. В намокшей муке и в рисе завелись отвратительные черви. Члены экипажа «Ниньи-2» голодали. Лишь на семьдесят седьмой день крайне истощенные моряки наконец увидели берег, но подойти к нему не смогли: не хватило искусства владения парусом. Из-за сильного встречного ветра мореплаватели так и не преодолели последние полмили, чтобы войти в гавань Кокбурн на острове Сан-Сальвадор.

«Если бы Колумб смог взглянуть на нас из вечности, — писал потом Карлос Этайо, командир „Ниньи-2“, — то, конечно же, развеселился, увидев наши попытки войти в гавань. На следующий день горе-мореплаватели уже дрейфовали в 15 милях к западу от гавани. К черту верность истории — мы запросили буксирный пароход…» [9].

Исследователи колумбовой эпохи единодушны в оценке личности Христофора Колумба, признавая его организаторские способности и тщательную подготовку экспедиций. Биографы Колумба подчеркивают широкий географический кругозор великого мореплавателя.

За пять веков до Колумба

17 августа 1964 года палата представителей США приняла законопроект о праздновании 9 октября Дня Лейва Эйриксона, открывшего Новый Свет за пять веков до Колумба.

О плаваниях норманнов, или викингов, к берегам Северной Америки историки, географы и этнографы знали давно из старинных исландских саг. Оговорим термин «норманны», что в переводе означает «северные люди», так называли предков нынешних норвежцев. Термин «викинг» не означает этническую принадлежность, а говорит скорее об образе жизни. Викинги — это завоеватели, мореходы, морские пираты из скандинавских стран.

«Официальное» подтверждение факта открытия американского континента норманнскими мореходами получено норвежским исследователем Хельге Ингстадом лишь в 1960 году. «Я изучал саги главным образом с точки зрения мореплавания, обращая внимание на маршруты кораблей, ориентиры и сроки плавания. Я верил, что сведения относительно моря и кораблей скорее всего сохранятся в неискаженном виде именно в преданиях народа-мореплавателя», — говорил X. Ингстад [4].

Он летал на самолете и плавал на судах вдоль северо-американского побережья, сопоставлял и «узнавал» описание берегов и ландшафтов, данных в сагах и на древних картах. Достоверность навигационных сведений саг и древних карт им была доказана.

Ингстад открыл для себя упомянутые в сагах «Хеллуланд» и «Маркланд», соответствующие землям на берегах Баффиновой Земли и побережье Лабрадора, и направился к северному побережью Ньюфаундленда. Ингстад был не согласен с переводчиками. Лингвистический анализ древнего норвежского языка подсказал ему, что слово «вин» означает не «виноград», а «траву» или «пастбище», поэтому поиск «виланда» следует производить не на юге, а где-то на севере американского побережья. И он поместил свой Винланд на северном побережье Ньюфаундленда, где имеются хорошие луга и пастбища.

Археологические раскопки подтвердили его правоту. Найдены были остатки древних жилых построек, кузнецы, древненорвежская прялка, шлак, угли.

Радиокарбонный метод подтвердил древность находок: 1080 ± 70 лет.

Так, используя современные исследовательские методы Хельге Ингстад сделал выдающееся открытие.

За четыре века до норманнов

Казалось бы, что после морской экспедиции и успешных археологических раскопок X. Ингстада вопрос об открытии Америки окончательно решен. И все же существовала не одна версия о посещении доколумбовой Америки мореходами из различных стран Старого Света. В числе претендентов-первооткрывателей назывались финикийцы, египтяне, критские мореплаватели, римляне и даже обитатели западных берегов Африканского континента. Выдвигались также предположения о древнекельтских плаваниях к Новому Свету, в том числе и ирландские вояжи.

Несомненно, ирландские мореходы, наблюдая за поведением птиц, знали, что некоторые из них, промышляя в открытом океане, к вечеру возвращались на сушу.

Любопытно, что в ирландском эпосе имеется более раннее сказание (по-видимому, VIII века), более конкретно отвечающее действительности. Речь идет о латинском тексте «Плавание святого Брендана, аббата», повествующем о плавании в далекую западную заокеанскую страну.

Некоторые историки и географы полагали, что в тексте говорится о трансатлантическом плавании, возглавляемом Бренданом, к берегам Нового Света в VI в. нашей эры. Другие специалисты считали эту версию чистейшей выдумкой. Возможно, вопрос о древних ирландских плаваниях к Новому Свету так и остался бы не решенным, не займись им географ Тим Северин [7]. Он проанализировал текст о Брендане, увидел в нем отражение действительности, а конкретные географические описания сближали текст с лоцией. Подробно говорилось там и о ходе плавания, указывались время и пройденный путь. Тим Северин также выяснил, что аббат Брендан — лицо историческое. Убеждение в реальности событий, происшедших почти полторы тысячи лет назад, рождает дерзкий замысел: повторить на точной модели старинной кожаной ирландской лодки плавание Брендана и его спутников. Это было первым звеном, без которого трудно в дальнейшем выстроить гипотезу о древнеирландских контактах Старого и Нового Света (рис. 10).

Рис. 10. «Брендан» легко переваливает через волну

Тим Северин разыскал все сведения, позволившие ему воспроизвести модель судов, существовавших во времена Брендана.

Непросто было решить вопрос о кожаной обшивке лодки. Даже специалисты кожевенного дела сомневались в прочности и долговечности бычьих кож при постоянном соприкосновении их с морской водой. В аналогичном положении находился знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал, когда ему говорили, что бревна бальсы пропитаются водой и «Кон-Тики», сложенный из них, пойдет ко дну. Сколько было споров о недолговечности и хрупкости папируса «Ра-1» и «Ра-2», а также камыша берди «Тигриса». Но Тур Хейердал и Тим Северин были глубоко убеждены, что ненадежные, с точки зрения современного человека, материалы не зря использовались древними корабелами, за плечами которых стоял многовековой опыт плавания на океанских просторах.

Как известно из «Путешествия на „Брендане“», обшивка из бычьих кож, обработанных, как в старину, дубовым экстрактом и смазанная животным воском, не подвела Северина, руководствовавшегося технологическими рецептами, содержащимися в тексте о Брендане. Также в соответствии с этим текстом был проложен «ступенчатый маршрут» через Атлантический океан в суровых пятидесятых — шестидесятых широтах Северной Атлантики. Такой маршрут, хотя и с остановками на Фарерских островах и в Исландии, представляется маршрутом высшей трудности для хорошо оснащенных современных спортивных яхт с дакроновыми парусами и стальными корпусами, а уж для открытой кожаной лодки с двумя прямыми парусами — и подавно. Достаточно сказать, что эта акватория на всей протяженности Атлантического океана считается наиболее подверженной штормам. Во время их у берегов Ирландии зарегистрированы волны высотой 18,5 метров. Наибольшая высота волн, измеренная к юго-западу от Исландии, составляет 14 метров. Сколько мужества, хладнокровия и находчивости потребовалось проявить Тиму Северину и его товарищам! Сколько критических ситуаций встретилось мореплавателям на пути!

Безусловно, гидрометеорологические условия во времена Брендана были более легкими, чем современные. Наукой установлено, что во времена раннего средневековья, когда совершались ирландские плавания, климат в Северной Атлантике был теплее. Так, температура воздуха в Южной Гренландии была на 2–4° выше, чем сейчас, а ледовая обстановка — значительно лучше. Плавучих морских, так называемых паковых, льдов древние ирландские мореходы в летние месяцы практически не встречали на своем пути. Разве что отдельные айсберги, выносимые с севера Лабрадорским течением, попадались на подходе к Ньюфаундленду.

«Ступенчатый маршрут» ирландские мореходы проходили за семь лет. Пережидая непогоду, они отстаивались на островах, отправляясь в дальнейший путь только в хорошую погоду. Совсем другое дело, когда пренебрегая непогодой, экипаж «Брендана» стремился пройти этот путь как можно быстрее. Как известно, им понадобилось лишь два летних сезона, и они достигли берегов Америки.

Целью Тима Северина было не только доказать мореходность староирландской кожаной лодки, но и уподобиться древним мореходам. В частности, обойтись без современных мореходных инструментов. Вполне возможно, что у древних ирландских мореплавателей были какие-то приспособления для ориентировки в открытом океане. Просто об этом сейчас мы ничего не знаем. Было не совсем понятно, как они ориентировались без магнитного компаса. Однако несколько десятилетий назад датские археологи обнаружили во время раскопок монастыря гренландских норманнов часть солнечного компаса, заменявшего викингам магнитный. Не исключено, что у древних ирландских мореплавателей было нечто подобное (рис. 11).

Рис. 11. Маршруты «Брендана» в 1976 (1) и 1977 гг. (2)

Тим Северин на страницах «Путешествия на „Брендане“» рассказывает о расшифровке географических особенностей «ступенчатого маршрута» Брендана, которые убедительно доказывают, что именно в западной части Атлантического океана побывали мореходы. Важно, что в латинском тексте Брендана указывается на густой туман недалеко от обетованной земли — цели путешествия. Действительно, над холодным Лабрадорским течением, около Ньюфаундленда, образуются исключительно густые туманы. Разница температуры между подстилающей поверхностью и воздухом нередко составляет 13–15°. Что и говорить, место очень характерное!

Необходимо отметить, что латинский текст «Плавания святого Брендана, аббата», повествуя о конкретном плавании, безусловно, содержит сведения о неоднократных плаваниях древних ирландцев в Атлантическом океане. И если возникнет вопрос о конкретном ирландском первооткрывателе Нового Света, историки и географы будут явно в затруднении.

Итак, экспедиция на точной копии древнеирландской кожаной лодки доказала возможность ирландских плаваний в VI веке через океан.

И это очень большое достижение.

«Однако в конечном счете единственным убедительным доказательством того, что плавания совершались, — говорит сам Тим Северин, — будет открытие на земле Северной Америки подлинных материальных следов древнеирландского посещения. Это может быть камень с древней надписью или фундамент типичной круглой постройки, точно датируемой эпохой замечательных ирландских путешественников» [7].

Тим Северин сознает, что вероятность открытий следов пребывания древних ирландцев под наслоением более поздних культур весьма невелика. Но, так или иначе, замечательным мореходом сделан первый шаг на пути доказательств открытия Америки ирландцами. Теперь — дело за лопатой археолога (рис. 12).

Рис. 12. Изображения животных и людей на кельтском серебряном котле, найденном в 1891 г. в Гундструле

На «бумажных кораблях» через Атлантический океан

В наши дни через Атлантический океан были совершены экспериментальные плавания на «Ра» — ладье из египетского папируса, копии древнеегипетской модели.

Речь идет о трансатлантических экспедициях Тура Хейердала. Он выбрал путь, который можно условно назвать путем Колумба. Этим маршрутом неоднократно плавали мореходы и на более примитивных плавсредствах. До Хейердала, еще в двадцатые годы на резиновой лодке «Дейтче» пересек океан немец Роммер.

Что толкнуло Тура Хейердала в экспедицию в Атлантический океан? Перед началом экспедиции на «Ра» норвежский ученый сказал: «Я вовсе не предполагаю, что египтяне принесли свою культуру на далекие острова или континенты. Многие считают, что задолго до Колумба древние египтяне достигли тропической Америки. Я такой гипотезы не выдвигаю, у меня нет свидетельств ни за, ни против. Я увлечен проблемой, но не вижу убедительного ответа» [11]. Во всяком случае, переход Атлантики на папирусной ладье для многих людей на земном шаре, конечно же, не был просто экспериментальным доказательством мореходности такого суденышка.

Рис. 13. Финикийские суда

Возможность трансатлантического перехода на папирусной ладье доказывала, по сути дела, реальность пути, по которому выходцы из Старого Света могли достигнуть Америки.

Тур Хейердал говорит: «Я задумал плавание как эксперимент, как научную экспедицию в далекое прошлое древних культур. Но этот эксперимент вполне мог сочетаться с другим — с экспедицией в тесный перенаселенный мир завтрашнего дня…. Нам надо научиться сотрудничать, если мы не хотим пойти ко дну с нашим общим грузом» [11].

25 мая 1969 года «Ра-1», сопровождаемый десятками яхт и рыбацких лодок из порта Сафари, вышел в Атлантический океан. Наконец почетный эскорт оказался позади. Рассказывает Тур Хейердал: «И вот мы остались наедине с океаном. Семь человек, обезьянка, упоенно кувыркающаяся на вантах, и в деревянной клетке кудахтающие куры и одна утка. Теперь лишь океанские валы бурлили и шипели вокруг нашего мирного Ноева ковчега, и сразу стало как-то удивительно тихо» [11].

Как выглядит «Ра-1»? Из радиорепортажа Т. Хейердала с борта «бумажного корабля»: «Двойная мачта и парус образуют как бы огромный, извивающийся во все стороны плавник на спине папирусного чудовища, которое ползет по морским ухабам. Сзади двойным хвостом качаются задающие курс рулевые весла, им помогают боковые плавники — вспомогательные весла. Нос и корма плавучей бумажной твари изгибаются над водой изящно, как шея и хвост огромного золотого лебедя» [11].

13 июня в радиорепортаже Тур Хейердал сообщил: «В целом палуба достаточно высоко держится над водой, самая низкая точка — на корме справа, там хвост изгибается круто вверх. Здесь волны постоянно освежают воду в луже, которая образует удобную естественную „раковину“, сообщающуюся с исполинской ванной Атлантики» [11].

19 июня, когда «Ра-1» передвигался уже в сфере Северного Пассатного течения, Хейердал передал в радиорепортаже: «Сила и направление пассата в самый раз, так что можно держать курс и без рулевого весла. Нет никаких признаков того, чтобы корпус продолжал впитывать воду. На палубе и в каюте сухо, команда чувствует себя превосходно, настроение великолепное» [11].

Уязвимым местом «бумажного кораблика» была корма, связанная из чересчур тонких слоев тростника. И когда корма повредилась, то выяснилось, что она — источник «размолачивания» «Ра-1». Связки папируса подавались вперед, а сотни тонн морских вод перекатывались через укороченную корму.

За сорок суток папирусное судно прошло в Атлантике от марокканского порта 3700 км. Стало быть, неверно считать, что папирусные лодки не ходили дальше устья Нила. Любая точка Атлантики, видимо, была доступна мореплавателям эпохи фараонов.

3 июля с борта «Ра-1» увидели судно «Африканский Нептун». Это судно вскоре вернулось вновь. Оказалось, что пассажиры захотели получше рассмотреть «Ра-1». На этот раз они подошли почти вплотную. Тогда Норман Бейкер в шутку обратился к капитану «Африканского Нептуна»: «Мы вам чем-нибудь можем помочь?». С борта судна ответили тем же вопросом. Тогда у Бейкера возникла мысль: а не плохо бы дополнить рацион и отведать фруктов.

Рис. 14. Греческая триера

Рис. 15. «Арго» — судно Одиссея

С «Африканского Нептуна» сбросили большой мешок, привязанный к двум красным поплавкам. В мешке оказались яблоки и апельсины.

9 июля «Ра-1» попала в полосу жестокого шторма, и океан отвоевал значительную часть кормы. На всех парусах, но с притопленной кормой, похожей на берег, о который разбиваются волны, «Pa-1» продолжала свое плавание. Т. Хейердал записал: «Девятого июля не успели мы обнаружить, что волна, которая накрыла каюту, кроме того, залила водой бочку, где лежало почти 100 килограммов солонины (мясо после этого испортилось), как пришел потрясенный, весь бледный Жорж и сообщил новость похуже: веревки, крепившие крайнюю связку папируса с наветренной стороны, перетерло ерзающим взад-вперед под ударами волн полом каюты».

Приближалось вынужденное окончание плавания. Тур Хейердал вызвал яхту «Шенандоа», которая должна была сопровождать «Ра-1» заключительные 300 миль пути. 18 июля экипаж покинул «Ра-1» и перешел на яхту из-за того, что папирусные связки правого борта опять решительно отошли, а «Ра-1» под парусом продолжал путь. Лодка разрушилась, но папирус не был поврежден. Он достаточно прочен и гибок.

Хейердал отметил: «Хотя неповрежденный папирус впитал много воды, он сохранил плавучесть. О его крепости говорит то, что связки не порвались, хотя мачта легла почти горизонтально» [11]. Хейердал считал, что виновато отсутствие опыта работы с судном такого типа. В принципе главная цель достигнута. Вероятность, что люди из Старого Света могли попадать океанским путем в Новый Свет фактически доказана.

Однако хотелось довести дело до конца, и на следующий год эксперимент был продолжен. Был построен новый «бумажный кораблик» на три метра короче, чем предыдущий. Его назвали «Ра-2».

В первые дни «Ра-2» вела себя необычно: уж слишком быстро она погружалась в океан. Вооруженные аквалангами члены экипажа решили осмотреть днище «Ра-2». Однако, убедившись, как великолепно выглядит подводная часть «бумажного кораблика», аргонавты успокоились. Ветер надул паруса. Он, как живая вода, подействовал на суденышко. В открытом океане оно словно наверстывало упущенное: 60, 70 и даже 80 миль в сутки.

«Ничто не требует ремонта. Легкие рулевые вахты. Компас указывал на запад. Последние лучи солнца павлиньим хвостом распластывались над горизонтом перед головой нашего золотистого бумажного лебедя, настойчиво следующего по стопам бессмертного „Ра“ былых и нынешних дней» [11].

К 16 июня «Ра-2» прошла 1725 морских миль, а на следующий день началось большое волнение. Дул сильный ветер, параллельные гряды волн вздымались к небу. «Ра-2» ловко переваливала через них. 26 июня океан снова штормовал. 8 июля до Барбадоса оставалось всего 200 миль, и островные власти направили навстречу быстроходное судно «Калпеппер». 12 июля 1970 года экспедиция завершилась.

Цель была достигнута!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Обозначьте маршруты плаваний норманнов к северной америке и подпишите — Все карты мира

Практическая работа №1:

«Нанесение на контурную карту

географических объектов изученных маршрутов путешественников»

Задания. На контурной карте обозначьте:

  1. Маршруты плаваний норманнов к Северной Америке и подпишите название острова, на котором археологами в 1960 г. были обнаружены свидетельства раннего поселения викингов на американской земле.

  2. По сведениям о путешествии Марко Поло нанесите на карту его маршрут. Подпишите названия морей и рек, которые увидел путешественник

  3. Штриховкой покажите часть Атлантического океана, где проходили плавания X. Колумба. Нанесите на карту маршрут первого плавания X. Колумба.

  4. Обозначьте маршрут первого плавания португальской экспедиции Васко да Гамы в Индию в 1497-1498 гг.

  5. Нанесите на карту путь экспедиции Ф. Магеллана. Подпишите название морей и океанов, по которым проходило первое кругосветное плавание.

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

1 ВАРИАНТ

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

Практическая работа №2:

«Определение азимута»«

2 ВАРИАНТ

Практическая работа №3:

«План местности»

1 ВАРИАНТ

1. Определите расстояние по прямой:

А) от точки В до дома лесника:_____

Б) от точки А до родника: ____

2.Определите азимут:

А) от точки А до родника:____

Б) от домика лесника до геодезического знака:___

3. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных цифрами 1,2,и 3, больше всего подходит для этого. Объясните свой выбор.

_______________________________________

4. Укажите абсолютную высоту точки В:_____

5. В каком направлении от дома лесника находится луг?_____

2 ВАРИАНТ

1. Определите расстояние по прямой:

А) от геодезического знака до родника:_____

Б) от точки А до дома лесника: _____

2.Определите азимут:

А) от точки А до точки В:_____

Б) от домика лесника до самой северной точки кустарников:_____

3. Школьники выбирают место для катания на лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных цифрами 1,2,и 3, больше всего подходит для этого. Объясните свой выбор.

_________________________________

4. Укажите абсолютную высоту точки А:_____

5. В каком направлении от точки В находятся кустарники?____

Содержание статьи:

Практическая работа №4:

«Определение координат географических объектов и направлений по карте».

1 ВАРИАНТ

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Как называется линия, соединяющая полюса?

Как называется условная линия, параллельная экватору?

Задание 2. Заполните таблицу: В каком направлении от города Москва находятся следующие объекты?

Задание 3. Определите географические координаты объектов и объекты по географическим координатам:

Задание 4. Расположите перечисленные ниже географические объекты с севера на юг: г. Москва, Скандинавский полуостров, Аравийский полуостров, г. Мельбурн, полуостров Индостан, Альпы, полуостров Сомали, остров Новая Гвинея.

Практическая работа №4:

«Определение координат географических объектов и направлений по карте».

1 ВАРИАНТ

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Как называется линия, соединяющая полюса?

Какое направление показывают меридианы?

Задание 2. Заполните таблицу: В каком направлении от города Москва находятся следующие объекты?

Задание 3. Определите географические координаты объектов и объекты по географическим координатам:

Задание 4. Расположите перечисленные ниже географические объекты с юг на север: г. Киев, полуостров Флорида, полуостров Индокитай, г. Канберра, полуостров Индостан, Кавказ, полуостров Сомали, остров Мадагаскар.

Практическая работа №5:

«Описание равнин и гор по плану».

Цель работы: Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и координаты отдельных вершин.

1 ВАРИАНТ

Ход работы:

Охарактеризуйте географическое положение одной из гор на ваш выбор: Кордильеры, Анды, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.

План описания гор.

  1. Найдите горы на карте.

  2. Определить, к каким горам по высоте относятся.

  3. Укажите средние и максимальные высоты.

  4. Назовите самую высокую гору

  5. На каком материке и в какой его части расположены горы.

  6. Между какими меридианами и параллелями они находятся.

  7. В каком направлении и на сколько километров протянулись (примерно).

  8. Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.)

Практическая работа №5:

«Описание равнин и гор по плану».

Цель работы: Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и координаты отдельных вершин.

2 ВАРИАНТ

Ход работы:

Охарактеризуйте географическое положение одной из равнин гор на ваш выбор: Амазонская, Восточно-Европейская, Среднерусская, Валдайская, Прикаспийская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье.

План описания равнин.

  1. Найдите равнину на карте.

  2. Определить, к какому типу равнин по высоте относятся.

  3. Укажите средние и максимальные высоты.

  4. На каком материке и в какой его части расположена.

  5. Между какими меридианами и параллелями она находится.

  6. Какие реки протекают по ней

  7. В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину.

  8. Положение равнин относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.).

Практическая работа №6:

«Определение среднесуточных, годовых температур, амплитуды и построение графиков».

1 ВАРИАНТ

Цель работы: Научиться определять среднесуточную, годовую температуру, их амплитуды., строить график хода температур.

Задание.

1. Построить график суточного хода температур июля

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

2.Определите амплитуду температур июля по графику и января по таблице.

3. Построить график годового хода температур

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

4. Определите среднесуточную температуру июля и января.

5. Запишите вывод об изменении температуры в течении суток и года (максимальную и минимальную температуру, сходство и различие в суточном ходе температур).

Практическая работа №6:

«Определение среднесуточных, годовых температур, амплитуды и построение графиков».

2 ВАРИАНТ

Цель работы: Научиться определять среднесуточную, годовую температуру, их амплитуды., строить график хода температур.

Задание.

1. Построить график суточного хода температур июля

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

2.Определите амплитуду температур июля по графику и января по таблице.

3. Построить график годового хода температур

(по горизонтали время,

вертикаль — температура (1см=5 градусов)).

4. Определите среднесуточную температуру июля и января.

5. Запишите вывод об изменении температуры в течении суток и года (максимальную и минимальную температуру, сходство и различие в суточном ходе температур).

Практическая работа №7:

«Построение розы ветров. Расчет температуры воздуха и давления в зависимости от высоты местности».

1 ВАРИАНТ

Цель работы: Сформирование представления о понятии «роза ветров», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра. Научится выявлять закономерности между показателями температур, давления и высотой наблюдений

Задача № 1

По предложенным данным таблицы, постройте «Розу ветров».

Дата

Ветер

Дата

Ветер

Дата

Ветер

1.

Ю.

11.

С

21.

Ю

2.

Ю-В.

12.

С-В

22.

Ю

3.

Ю-В

13.

Ю

23.

Ю-В

4.

Ю-В.

14.

Ю

24.

С-З

5.

Ю-З

15.

С –З

25.

С

6.

В

16.

Ю

26.

В

7.

В

17.

Ю-В

27.

С-З

8.

З

18.

Ю

28.

В

9.

С-В

19.

С-В

29.

В

10.

Ю-В

20.

Ю, С-В

30.

С

Задача № 2

На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С

Задача № 3

На высоте 8 км температура равна -18°С. Какова в это время температура у поверхности?

Задача № 4

Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм рт. ст., а на вершине 720 мм рт. ст.?

Задача № 5

На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт. ст. Каково давление у подножья

Практическая работа №7:

«Построение розы ветров. Расчет температуры воздуха и давления в зависимости от высоты местности».

2 ВАРИАНТ

Цель работы: Сформирование представления о понятии «роза ветров», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра. Научится выявлять закономерности между показателями температур, давления и высотой наблюдений

Задача № 1

По предложенным данным таблицы, постройте «Розу ветров».

Дата

Ветер

Дата

Ветер

Дата

Ветер

1.

С-В

11.

Ю-З

21.

В

2.

С-В

12.

Ю-З

22.

С-В

3.

С

13.

Ю

23.

С-В

4.

С-З

14.

Ю

24.

В

5.

С-З

15.

Ю-В

25.

Ю-З

6.

С

16.

Ю-В

26.

Ю-В

7.

С-З

17.

Ю-З

27.

В

8.

Ю-З

18.

З

28.

В, Ю-В

9.

С-В

19.

З

29.

В

10.

С-В

20.

Ю-В

30.

С-В

Задача № 2

На какую высоту поднялся альпинист, если на вершине горы- — 18°С, а у подножья +5°С

Задача № 3

На высоте 6 км температура равна — 36°С. Какова в это время температура у поверхности?

Задача № 3

Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм рт. ст. Найти давление на дне шахты.

Задача № 4

На дне карьера барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст. у поверхности земли — 760 мм рт. ст. Найти глубину карьера.

Практическая работа №8:

«Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы»

Задания:

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты.

  1. Реки: Амазонка,

Волга,

Ганг,

Евфрат,

Инд,

Конго,

Миссисипи,

Миссури,

Нил,

Обь,

Тигр,

Хуанхэ,

Янцзы,

Дунай,

Енисей,

Иртыш,

Колыма,

Лена.

  1. Подпишите название морей, куда они впадают.

  2. Озера: Каспийское море,

Байкал,

Верхнее,

Гурон,

Виктория,

Танганьика,

Чад,

Эйр.

Source: infourok.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *