Морская авиация РФ | lemur59.ru
Военно-морской флот исторически отличается более высоким политическим значением по сравнению с другими видами Вооруженных сил, приближаясь по этому показателю к порождению новейшего времени – стратегическим ядерным силам. За процессами перевооружения флота и его реорганизации в этой связи пристально следят во всех крупных державах — и Россия здесь не исключение. Развитие морской авиации, важнейшей составляющей флотов во всем мире, может сказать о военных планах государства гораздо больше, чем многие иные процессы.
так было
Российская морская авиация в постсоветское время пережила один из самых сложных периодов своего существования, когда от грозной силы в несколько сотен самолетов и вертолетов различных классов остались считанные десятки машин в составе разрозненных частей с неясным будущим. Возрождение морской авиации сегодня начинается в значительной мере с нуля, и до приведения ее в нормальное состояние предстоит пройти еще долгий путь.
В 2011 году российская морская авиация практически полностью лишилась ударной составляющей — ее бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, истребители МиГ-31, Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24, а также часть транспортных самолетов были переданы ВВС. Исключением стали лишь бомбардировщики Су-24 из состава авиации Черноморского флота, оставшиеся в подчинении ВМФ в связи с тем, что соглашения между Россией и Украиной допускали базирование в Крыму лишь авиации ВМФ, но не ВВС России.
Су-24
Помимо эскадрильи черноморских Су-24 в составе авиации флота остались противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, гидросамолеты Бе-12, палубные истребители Су-33, штурмовики Су-25, палубные вертолеты Ка-27 и некоторое количество транспортных самолетов и вертолетов.
Ил-38
ТУ-142М3
Бе-12
СУ-33
Изъятие ударных сил из состава морской авиации было вызвано стремлением упростить управление и содержание соответствующих частей и соединений, а также их очень плохим состоянием ввиду хронического недофинансирования — так, из нескольких десятков ракетоносцев Ту-22М3 выполнять боевые задачи могли не более десяти машин.
ТУ-22М3
1990- е годы — время глубокого кризиса морской авиации.
К моменту распада СССР в 1991 г. мощная морская авиация советского ВМФ насчитывала в своем составе 1702 самолета, включая 372 дальних бомбардировщика, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами, 966 тактических боевых самолетов и 455 вертолетов. Эти летательные аппараты составляли боевую мощь 52 авиационных полков и десяти отдельных эскадрилий и групп. Новая российская морская авиация унаследовала львиную долю советского наследия, но практически сразу приступила к серии масштабных сокращений, выводя из боевого состава самолеты устаревших типов.
К началу 1995 г. в составе морской авиации находилось 63 дальних бомбардировщика Ту-22М2 (из них 52 боеготовых), 82 бомбардировщика Ту-22М3 (52 боеготовых), 67 патрульных самолета Ту-142 (19 боеготовых), 45 патрульных самолетов Ил-38 (20 боеготовых), 95 вертолетов Ка-27 (75 боеготовых) и 128 вертолетов Ми-14 и Ка-25 (68 боеготовых).
К 1997 г. уровень боеготовности упал до 35%, но к 2000 г. ситуация стала улучшаться, и он вырос до 45-50%. Эти показатели остаются более или менее стабильными и по настоящее время.
Но к началу нового тысячелетия боевые возможности морской авиации упали до критической отметки из-за недостаточной летной подготовки, вызванной ограниченными лимитами на топливо, которые были в 10 раз меньше потребностей. Как следствие, только одна треть экипажей могла считаться боеготовой, и даже достижение этого скромного уровня требовало больших усилий.
В плачевном состоянии находилась и палубная авиация: единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» с авиагруппой в составе полутора десятков Су-33 советской постройки, нескольких учебных самолетов Су-25УТГ и вертолетов выходил в море достаточно редко, а перспективы обновления парка палубной авиации были более чем туманными.
СУ-25К
ХАРАКТЕРИСТИКА
Проекта 1143.5 | |
Габариты, экипаж | |
Длина Длина по ватерлинии Ширина Ширина по ватерлинии Осадка Экипаж Летный состав Штаб соединения | 302,3 м 270 м 72,3 м 35,4 м 9,14 м 1,960 чел 626 чел 40 чел |
Водоизмещение | |
Стандартное Полное Максимальное | 43,000 т 55,000 т 58,600 т |
Главная энергетическая установка | |
Паровая турбина Паровых котлов Винт Турбогенераторы Дизель генераторы | 4 x 50,000 л\с 8 4 фиксир.шага 9 x 1,500 kW 6 x 1,500 kW |
Ходовые качества | |
Полная скорость Дальность при полном ходе Экономическая скорость Дальность при эконом.ходе Автономность | 29 уз 3,850 миль 18 уз 8,500 миль 45 суток |
Палубная авиация | |
Самолеты Вертолеты | 16 x ЯК-141M 12 x СУ-27K (Су-33), (МиГ-29K) 4 x Ka-27ЛД, 18 x Ka-27 ПЛО, 2 x Ka-27С |
Ракетное вооружение | |
Противокорабельный комплекс «Гранит» | |
12 ракет | |
Ракетно-артиллерийский комплекс ПВО | |
«Кинжал» 24 пусковые установки 192 ракет вертикального пуска «Каштан», 4 модуля управления, 8 боевых модулей 256 ракет и 48 000 снарядов 30 мм AK-630 зенитные автоматы 8 x 6 с 24 000 патронов | |
Противолодочное вооружение | |
«Удав-1″ – 60 ракет | |
Системы управления | |
Боевой информационный центр Авиационный боевой информационный центр Система управления истребительной авиацией Навигационный комплекс Комплекс радиосвязи Комплекс космической связи Система радиоэлектронного противодействия Гидроакустический комплекс с каналом обнаружения торпед | |
Радиолокационные станции | |
РЛС дальнего обнаружения воздушных целей РЛС обнаружения низколетящих целей РЛС управления полетами Навигационные РЛС 4 РЛС управления стрельбой комплексов ПВО |
В подобном состоянии речь могла идти скорее о ликвидации морской авиации как рода сил ВМФ, чем о каких-либо перспективах.
Палубная авиация: новая надежда
Перспективы серьезных изменений забрезжили после того, как в 2011 году был заключен контракт на постройку для ВМФ России универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Получение даже двух таких кораблей предполагает серьезную модернизацию имеющегося вертолетного парка флота и постройку новых машин. Главной новинкой стали палубные ударные вертолеты Ка-52К, предназначенные для поддержки морской пехоты и частей спецназа при действиях на берегу. Кроме того, они смогут поражать и надводные цели. В настоящее время проходят испытания этого типа вертолета. 8 февраля 2014 года был подписан контракт на поставку для ВМФ России 16 Ка-52К.
КА-52К
Вслед за обновлением парка вертолетов (выраженном в том числе и в поступлении на флот модернизированных противолодочных Ка-27М с цифровой аппаратурой) наступила очередь модернизации авиакрыла единственного российского авианосца.
Ка-27М
Ка-27 предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Диаметр несущих винтов — 15,9 м, длина фюзеляжа — 12,25 м, ширина — 3,8 м, высота — 5,4 м. Масса боевой нагрузки — 2 т. Экипаж — 3-4 человека. Максимальная скорость — 270 км/ч. Дальность полета — 800 км.
Планируется, что Ка-27 будет базироваться на вертолетоносцах типа «Мистраль», которые Россия закупит у Франции согласно заключенному контракту.
Помимо капитального ремонта остающихся в строю Су-33, которые смогут после этого эксплуатироваться до середины-конца 2020-х годов, «Адмирал Кузнецов» должен получить новые палубные истребители МиГ-29К. В результате, его авиакрыло будет включать 12-16 истребителей Су-33 и 24 МиГ-29К, что значительно повысит возможности авианосца, приблизив состав его авиагруппы к изначально запланированному еще в 1980-х годах.
В качестве более далекой перспективы рассматривается перспективный палубный истребитель пятого поколения, создаваемый в рамках программы ПАК КА – перспективного авиационного комплекса корабельной авиации.
Предполагается, что эта машина будет представлять собой флотскую версию «сухопутного» истребителя пятого поколения Т-50, впервые поднявшегося в воздух в 2010 году, и в настоящее время проходящего испытания. Появление нового палубника возможно в первой половине 2020-х годов, и он должен будет заменить Су-33 на капитально отремонтированном «Адмирале Кузнецове», а также составить основу авиакрыла нового российского авианосца, проект которого в настоящее время разрабатывается.
Многофункциональный истребитель Су-30СМ
Основные летно-технические характеристики Су-30СМ: экипаж — 2 человека;
длина — 21,9 м; высота — 6,36 м;
максимальная взлетная масса — 34500 кг;
макс. скорость — 2125 км/ч; боевой радиус действия — 1500 км.
Вооружение: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1; точек подвески — 12; боевая нагрузка — 8000 кг.
После Крыма: возвращение ударной мощи
В 2014 году планы развития вооруженных сил в целом и ВМФ в частности пришлось серьезно корректировать с учетом изменения обстановки: воссоединение с Крымом сильно изменило обстановку не только на юго-западных рубежах России, но и в мире. Изменения затронули и морскую авиацию. В частности, в ее состав вернутся ударные силы. Эти планы обсуждались еще до крымских событий, но они стали катализатором процесса.
В ближайшие несколько лет флот получит многоцелевые истребители Су-30СМ, которые могут обеспечить эффективную поддержку боевым кораблям как на морских театрах (в Черном, Японском, Балтийском морях), так и увеличить радиус авиационной поддержки на океанских ТВД, действуя с баз на Кольском полуострове, Сахалине и Камчатке.
Ожидается, что до конца 2015 года будет подписан контракт на поставку 50 истребителей этого типа для ВМФ России, в дальнейшем возможно увеличение этого числа. Су-30СМ поставляются также для ВВС (60 самолетов по двум действующим контрактам).Обновление затронет также и противолодочную авиацию, круг задач которой значительно расширится. В большинстве развитых стран по мере развития бортового радиоэлектронного оборудования противолодочные самолеты в ходе модернизаций начали превращаться в многоцелевые морские патрульные машины. Яркий пример представляют собой модернизированные P-3 Orion ВМС США, ровесники и одноклассники российских Ил-38.
В ходе эволюции за последние 30 лет «Орионы» научились атаковать надводные корабли с помощью противокорабельных ракет, работать в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, патрулировать исключительную экономическую зону и территориальные воды, ведя поиск контрабандистов и браконьеров.
P-3“Orion”
Подобная модернизация уже идет и на российских противолодочных машинах – первый Ил-38Н передан флоту 15 июля 2014 года. Но для всего спектра задач, которые ставит перед Россией ее самая протяженная в мире морская граница в сочетании с устойчивым таянием полярных льдов, 28 Ил-38, которые планируется модернизировать, явно недостаточно – например, США располагают 130 машинами этого класса.
Ил-38Н
При этом данное число многие американские специалисты также полагают недостаточным.
Проект гидросамолета A-42PE
Соревноваться с США, догоняя их по численности морской авиации, Россия не может, но возможности для существенного усиления морской авиации закупками новых машин есть.
Прежде всего речь идет о гидросамолете А-42, который создан на основе разработанного в 80-х годах прошлого века А-40 «Альбатрос».
А-40 “ Альбатрос “
Эти машины, способные садиться на воду, помимо всех прочих задач морских патрульных самолетов, могут использоваться в спасательных операциях.
А-42РЕ
О планах по закупке А-42 военное ведомство уже объявляло. В частности, в 2008 году сообщалось о намерении закупить к 2010 году четырех таких самолетов в поисково-спасательном варианте, а затем перейти и к закупкам многоцелевых машин, способных нести вооружение. Однако пока эти планы не реализованы. По мнению экс-командующего ВВС и ПВО военно-морского флота генерал-лейтенанта Валерия Уварова, ВМФ России хватило бы 15-20 новых гидросамолетов, чтобы покрыть потребности в поисково-спасательных машинах и значительно усилить парк противолодочной авиации. Говорить о полной замене старых машин на А-42 вряд ли можно – с учетом состояния Таганрогского завода, где производятся эти машины, а также меньший по размерам Бе-200, закупаемый МЧС, выполнение заказа хотя бы на 40 таких машин может занять около 20 лет.
Бе-200
Еще один вариант, который позволил бы полностью заменить парк старых самолетов в приемлемые сроки, – это закупка самолетов Ту-214П. Эта машина, созданная на основе лайнера Ту-204/214, по идеологии примерно соответствует новейшему американскому патрульному самолету P-8 Poseidon, созданному на основе лайнера B-737.
H-8 Poseidon
Десантный корабль «Мистраль»
Развертывание серийного производства подобных машин по заказу ВМФ – более реальная задача, чем запуск в крупную серию А-42, и, помимо прочего, это позволит поддержать производство самолетов Ту-204, на которые сегодня практически отсутствуют коммерческие заказы. Производство 50-60 таких машин за десять лет в сочетании с малой серией А-42, ориентированных прежде всего на спасательные задачи, могло бы в целом снять остроту проблемы и заложить основу для дальнейшего развития авиации ВМФ. Наконец, поддержать авиационную группировку в ближней зоне можно заказом самолетов Ил-114 в патрульной модификации. Такие машины могут вполне эффективно обеспечить патрулирование на закрытых морских театрах, высвободив модернизированные Ил-38Н и, в случае их заказа, Ту-214П, для океанских ТВД.
Оценивая перспективы изменений морской авиации в целом, можно сказать, что ключевой задачей этого рода сил ВМФ остается обеспечение возможностей флота по защите собственных морских рубежей. Тем не менее определенное внимание возможностям проекции силы также уделяется — модернизация авиакрыла «Адмирала Кузнецова», планируемый капитальный ремонт самого авианосца, строительство двух десантных кораблей типа «Мистраль» позволит ВМФ сформировать ядро сил, способных вести локальные операции на большом удалении от баз с полноценной авиационной поддержкой.
Тактико-технические характеристики Mistral
Дальнейшее увеличение таких возможностей зависит в первую очередь от перспектив экономического развития страны.
Автор Илья Крамник
lemur59.ru
Авиация ВМФ России: взгляд с Запада
В статье известного зарубежного эксперта А. Младенова рассматривается история, состояние и перспективы российской военно-морской авиации. Редакции П.2 данный материал показался небезынтересным для отечественного читателя.
Бе-12ПС. Игорь Двуреков | Airliners.net
Авиация ВМФ России в настоящее время проходит сложный период реформ. В соответствии с приказом Генерального штаба Вооруженных сил, вышедшим в марте 2011 г., авиация флота в сжатые сроки должна была передать в состав ВВС всю ракетоносную авиацию в составе трех эскадрилий дальних бомбардировщиков Ту-22М3, основную часть ударных и истребительных частей, а также большую часть транспортной авиации. В результате таких разительных перемен морская авиация России в настоящее время концентрируется на задачах противолодочной обороны (ПЛО), патрулирования, поисково-спасательных операциях, при этом сохраняя в своей структуре единственный полк истребителей корабельного базирования и ограниченные возможности по выполнению ударных задач с сухопутных аэродромов
К середине 2011 г. в составе российской морской авиации насчитывалось более 300 летательных аппаратов, из которых боеготовыми было примерно 130, таким образом уровень боеготовности составил 43%. По большей части средний возраст самолетов ВМФ ускоренными темпами приближается к 30-летнему рубежу, примерно половина самолетного парка выпущена более 25 лет назад.
Авиация ВМФ имеется на всех четырех флотах – Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском, кроме того имеется несколько частей центрального подчинения. Каждый флот в структуре своего штаба имеет Управление морской авиации, которое отвечает за боевую подготовку и снабжение подчиненных ему авиационных баз.
Оценка возможностей реформированной морской авиации позволяет сделать вывод о том, что она все еще боеспособна. Имея на вооружении некоторое число боеготовых патрульных самолетов Ил-38 и Ту-142МК/МЗ, авиация ВМФ может показать свои возможности в качестве элемента российской внешней политики, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе, за счет демонстрации своего присутствия, мускулов и силы. Высокое политическое значение было недавно продемонстрировано в ходе патрульных полетов в районе Северного Полюса, когда перед морской авиацией стояли задачи по мониторингу окружающей среды и ледовой обстановки, а также наблюдения за деятельностью иностранных судов. Это было прямым следствием недавних российских устремлений по перенесению своих границ на север с целью расширения своего контроля над континентальным шельфом, который тянется от Северной Сибири до богатых полезными ископаемыми и до сих пор неразработанными территориями вокруг Северного Полюса. Это должно позволить России установить контроль над обширными участками в Арктике, а авиация флота играет в этом важную роль.
1990- е годы — время глубокого кризиса морской авиации
К моменту распада СССР в 1991 г. мощная морская авиация советского ВМФ насчитывала в своем составе 1702 самолета, включая 372 дальних бомбардировщика, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами, 966 тактических боевых самолетов и 455 вертолетов. Эти летательные аппараты составляли боевую мощь 52 авиационных полков и десяти отдельных эскадрилий и групп. Новая российская морская авиация унаследовала львиную долю советского наследия, но практически сразу приступила к серии масштабных сокращений, выводя из боевого состава самолеты устаревших типов.
К началу 1995 г. в составе морской авиации находилось 63 дальних бомбардировщика Ту-22М2 (из них 52 боеготовых), 82 бомбардировщика Ту-22М3 (52 боеготовых), 67 патрульных самолета Ту-142 (19 боеготовых), 45 патрульных самолетов Ил-38 (20 боеготовых), 95 вертолетов Ка-27 (75 боеготовых) и 128 вертолетов Ми-14 и Ка-25 (68 боеготовых).
К 1997 г. уровень боеготовности упал до 35%, но к 2000 г. ситуация стала улучшаться, и он вырос до 45-50%. Эти показатели остаются более или менее стабильными и по настоящее время.
Но к началу нового тысячелетия боевые возможности морской авиации упали до критической отметки из-за недостаточной летной подготовки, вызванной ограниченными лимитами на топливо, которые были в 10 раз меньше потребностей. Как следствие, только одна треть экипажей могла считаться боеготовой, и даже достижение этого скромного уровня требовало больших усилий.
Организационная структура и вызовы
Начиная с 2009 г. все летные части и подразделения каждого из четырех российских флотов были преобразованы в авиационные базы, которые пришли на смену старой системе полков и отдельных эскадрилий, которые, в свою очередь, состоят из авиационных эскадрилий и подразделений. Авианосная истребительная авиация все еще организационно сведена в единственный отдельный полк корабельной авиации — 279-й ОКИАП. Штабу морской авиации в Москве непосредственно подчиняются 859-й Учебный Центр Морской Авиации в Ейске на Азовском море. Он предназначен для переучивания на новые типы самолетов и углубленного обучения применению всех видов вооружения и тактики для всех структур морской авиации, а также подготовки наземного персонала и проведения его квалификации.
7055-я Авиационная База (ранее 46-й ОТАП — отдельный транспортный авиационный полк), расположенная в Астафьево неподалеку от Москвы, отвечает за выполнение транспортных перевозок в интересах командования морской авиации в пределах России.
В 1990-х и 2000-х гг. основная задача, стоящая перед российским ВМФ и его авиацией, заключалась в сохранении своего потенциала, при этом избегая глубокой трансформации. Эта эпоха отличалась постоянно сокращавшимся количеством авиационной техники, а также весьма ограниченными финансовыми ресурсами, которые не позволяли обеспечивать адекватное финансирование даже базового обучения летного состава и обслуживания летного парка. Тогдашние командующие морской авиацией оказались неспособными или нежелающими инициировать реалистичные долгосрочные реформы и разработать планы по развитию хиреющего организма морской авиации. Вместо этого они пытались найти временные паллиативные решения для решения проблем с боеспособностью, которые возникали из-за недофинансирования. Для того, чтобы сохранить достаточный уровень боеготовности самолетов, командование авиации ВМФ разрешило продлевать как назначенный, так и межремонтный ресурс летательных аппаратов. Это вызвало массовую «каннибализацию» авиационной техники с целью удержания степени боеготовности на уровне 50%.
Модернизация основных типов летательных аппаратов в авиации ВМФ шла минимальными темпами, в результате чего ни одного серьезно модернизированного вертолета или самолета морской авиации так и не поступило на вооружение. За редким исключением с конца 1990-х гг. (когда был передан последний палубный истребитель Су-33) поставок новых самолетов также не осуществлялось; небольшое количество вертолетов ДРЛО Ка-31 было поставлено в 2011 и 2012 гг. [вероятно, речь о контракте 2009 г. на поставку двух Ка-31. Впрочем, сведений о передаче вертолетов в открытой печати не проходило — П.2].
Морская авиация пережила нелегкое время в конце 1990-х — начале 2000-х гг., когда из-за недостатка топлива резко сократился налет, а боеготовность поддерживалась за счет навыков и умений летного состава, полученных еще в советские времена. Однако подготовка новых экипажей практически не осуществлялась, в результате чего к 2001 г. средний возраст летного состава превысил 40 лет.
Заглядывая в будущее, следует отметить, что авиации ВМФ придется не только решать проблемы, связанные со стремительно устаревающим самолетным парком, но и отвечать на вопросы, связанные с обеспечением качественной начальной летной подготовки экипажей и поддержанием боеготовности недавно выпущенных из училищ летчиков, призванных сменить нынешнее поколение морских авиаторов, которые выносят всю тяжесть службы, но чей возраст стремительно повышается. Неизбежное списание с летной службы многих опытных летчиков, штурманов и операторов систем вооружения, подготовленных по высоким советским стандартам, угрожает боеготовности морской авиации. Частичным решением проблемы может стать использование опыта лучших летчиков уже после их демобилизации, за счет приема их на работу в учебном центре в Ейске в качестве гражданских инструкторов, где они будут служить в качестве резервистов.
В настоящее время благодаря резкому увеличению лимитов на топливо и средств на обслуживание летного парка, наблюдаемому с начала этого десятилетия, средний налет в морской авиации составляет 100-120 часов. И хотя этот показатель значительно меньше тех уровней, которые рекомендованы пилотам НАТО, он все равно является огромным шагом вперед по сравнению с ранним постсоветским периодом.
Авиация корабельного базирования
Как полк палубной авиации, так и единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», приписаны к Северному флоту. Основной задачей корабельных истребителей Су-33, которые лишены ударных возможностей, является дальняя оборона авианосной группы. Основная ударная сила «Адмирала Кузнецова» заключается в 12 ПКР П-700 «Гранит», имеющих дальность стрельбы 550 км. Требование к осуществлению ПВО дальних рубежей вытекает из мнения руководства морской авиацией, которое считает его необходимым для корабельных ударных группировок, действующих в океане за пределами дальности стрельбы сухопутных комплексов ПВО. Другой важной задачей российского авианосца, по словам главкома ВМФ В. Высоцкого, является контроль воздушного пространства над районами боевого патрулирования российских ПЛАРБ, которые в ином случае будут испытывать угрозу со стороны патрульной авиации вероятного противника.
Су-33, стоящие на вооружении 279-го ОКИАП были получены в 1993-1998 гг. в количестве 24 единиц, из которых четыре были потеряны в авариях и катастрофах. Полк базируется на аэродроме Североморск-3 в 25 км к северу от Мурманска. Кроме Су-33 на его вооружении имеется несколько палубных учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ и несколько сухопутных учебно-тренировочных самолетов Су-27УБ, предназначенных для переучивания и обучения. Несмотря на тот факт, что двухместная модификация Су-27КУБ, в кабине которой летчики сидят рядом друг с другом, была разработана и испытана, заказа на нее не поступило и будущее этого самолета остается неизвестным.
С момента своего основания единственный полк корабельной авиации испытывал серьезные трудности с подготовкой летного состава, в основном из-за совокупности факторов: ограниченной боеспособности «Адмирала Кузнецова» и сложных погодных условий в Баренцевом море. Кроме того, у летчиков полка был трехлетний период, когда они не могли использовать сухопутный центр подготовки НИТКА, расположенный в Крыму, из-за политических разногласий с Украиной, и только в 2010 г. тренировочные полеты удалось возобновить.
Следует отметить, что за редким исключением молодое пополнение сначала должно пройти тренировки по взлету и посадке на НИТКЕ, после чего при наличии благоприятных погодных условий они допускаются к полетам с палубы «Адмирала Кузнецова». Из-за неблагоприятной обстановки для обучения новых пилотов, их подготовка идет очень медленно. По словам командующего морской авиацией генерал-майора И. Кожина, основные усилия в области подготовки летного состава в ближайшее время будут направлены на сохранение постоянной численности летчиков палубной авиации на уровне 15-18 человек. В настоящее время наиболее опытные пилоты имеют более 200 посадок на авианосец. 279-й ОКИАП считается наиболее подготовленным соединением морской авиации и имеет наибольший процент полностью подготовленных летчиков и боеготовых самолетов.
Чтобы уйти от зависимости от украинской НИТКИ, в Ейске планируется построить новый центр подготовки летчиков палубной авиации, но он станет полностью готовым не ранее 2015 г.
Кроме полка палубной истребительной авиации в составе морской авиации имелось два полка сухопутных истребителей – 698-й ОГИАП и 865-й ИАП. Первый полк в 2009 г. был переименован в 7052-ю авиационную базу и приписан к Балтийскому флоту с местом базирования в Чкаловске (неподалеку от Калининграда). На вооружении полка стоят истребители Су-27. 865-й полк был приписан к Тихоокеанскому флоту и в 2009 г. стал 7060-й авиационной базой. На его вооружении стоят истребители-перехватчики МиГ-31, он дислоцируется в Елизово на полуострове Камчатка. В марте 2011 г. оба соединения были переданы в состав ВВС.
Морская патрульная и противолодочная авиация
Некогда весьма мощная противолодочная авиация сохранила свою дореформенную структуру более или менее в прежнем виде и продолжает эксплуатировать два типа самолетов Ил-38 и Ту-142МЗ/МК. Эти четырехмоторные самолеты имеются на вооружении двух «больших» флотов – Северного и Тихоокеанского. Их основная задача состоит в поиске, обнаружении, слежении и уничтожении вражеских подводных лодок. Следует отметить, что эти функции также подразумевают выполнение реальных задач мирного времени – так называемые «вылеты на боевое патрулирование», в рамках которых самолеты ведут поиск и слежение за подводными лодками в международных водах. Эти вылеты могут быть «наступательными» и «оборонительными». К первым относятся зоны патрулирования ПЛАРБ потенциального противника, в первую очередь американских подводных лодок. Во втором случае российская противолодочная авиация прикрывает зоны вероятного патрулирования своих стратегических ракетоносцев, наблюдая за активностью вражеских подводных лодок, которые могут представлять угрозу российским ПЛАРБ при ведении ими боевого дежурства.
Например, подобные вылеты осуществляются Ту-142 и Ил-38 вокруг полуострова Камчатка, где обычно находятся российские ПЛАРБ. Согласно российским источникам, в 1990-е гг. наблюдалась высокая активность американских подводных лодок, которые отслеживали перемещения российских ПЛАРБ в ходе их боевых служб в Баренцевом и Японском морях.
Самолеты противолодочной авиации также имеют задачу по демонстрации флага в удаленных точках, как например Северный Полюс и воды вокруг полуострова Камчатка, где у России имеются серьезные политические и экономические интересы. Ил-38 и Ту-142 с Северного и Тихоокеанского флотов совершают эти патрульные полеты на регулярной основе несколько раз в месяц.
Патрульный и противолодочный самолет Ту-142 был разработан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 специально для проведения дальних операций в океанских водах. Радиус действия составляет 4500 км. Самолет поступил на вооружение в 1972 г., нынешние модификации Ту-142МК и Ту-142МЗ поступили на вооружение в 1980-х гг. и находились в производстве до начала 1990-х гг. Оба флота имеют по одной эскадрилье этих самолетов. Ресурс планера самолетов еще весьма значительный, но их модернизация не планируется. Последние Ту-142 будут вероятнее всего списаны к 2020 г.
Ил-38 является вторым типом российского противолодочного и патрульного самолета. Изначально предназначавший для действий в «средней океанской зоне», он был принят на вооружение в 1968 г., и оставшиеся экземпляры постройки конца 1960-начала 1970-х гг. имеются на вооружении одной эскадрильи Северного флота и двух – Тихоокеанского. Несмотря на свой возраст, ресурс планеров остается весьма значительным, а стоимость эксплуатации относительно невысока. Часть парка предполагается модернизировать (общее число до сих пор не озвучивалось) с целью повышения их возможностей.
Вертолеты
Корабельные вертолеты ПЛО и ПСО представлены прочными и надежными вертолетами Ка-27, чей ресурс остается весьма значительным, а сами вертолеты в обоих вариантах будут эксплуатироваться как минимум до 2020 г., а возможно и дальше. Модификация Ка-27ПЛ является специализированной противолодочной версией, а Ка-27ПС выполняет поисково-спасательные и транспортные функции. Большинство эксплуатирующихся Ка-27 были выпущены в начале-середине 1980-х гг., в эксплуатации находится чуть более 70 машин, которые приписаны к четырем вертолетным полкам (на каждый из флотов), а также недавно созданному учебному центру в Ейске.
Ка-27ПЛ также привлекаются к боевым службам, в основном в российских территориальных водах, базируясь на кораблях или береговых аэродромах. Имеется также небольшое число транспортно-боевых вертолетов Ка-29, несколько экземпляров приписаны к каждому из флотов и входят в структуру смешанных вертолетных полков, где служат вместе с Ка-27ПЛ и Ка-27ПС. В 2001 г. не менее 16 «избыточных» Ка-29 были переданы авиации МВД.
Кроме того, в авиации ВМФ имеется с десяток вертолетов Ми-8Т/П/МТ/МТВ, которые в основном используются для транспортных перевозок и поисково-спасательных операций. Они включены в структуру отдельных транспортных или вертолетных полков, или групп, приписанных к каждому из флотов. Кроме того, на Черноморском флоте летают восемь Ми-8, оснащенных аппаратурой РЭБ. До 2011 г. в структуре авиации ВМФ числился один отдельный вертолетный полк, приписанный к Балтийскому флоту. На его вооружении имелись ударные вертолеты Ми-24ВП/П и Ми-8МТ, в его задачи входила огневая поддержка частей морской пехоты, а также осуществление транспортных перевозок в интересах флота. Перед Ми-24 полка также стояла второстепенная задача по обеспечению низковысотной ПВО и перехвата низколетящих самолетов. Однако считается, что в ходе реформ этот полк передан российской армейской авиации.
Ударная авиация берегового базирования
После марта 2011 г. в составе морской авиации осталась только одна эскадрилья ударной авиации. Этот остаток былой мощи морской авиации сохранился за счет базирования на территории Крыма. В 1997 г. Россия и Украина заключили соглашение, в соответствии с которым России дозволялось сохранить 43-ю Отдельную морскую штурмовую авиационную эскадрилью (ОМШАЭ) Черноморского флота на аэродроме Гвардейское, в результате чего эскадрилья не может быть передана в состав ВВС без серьезных международных осложнений. Это соглашение рассчитано сроком на 20 лет, и позволяет одновременно базироваться в Крыму только 22 российским боевым самолетам, а максимальное число летательных аппаратов, которые могут располагаться на двух арендованных Россией аэродромах, составляет 161. В настоящее время в составе эскадрильи имеются 18 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Они являются старейшими представителями этого типа в российской авиации, кроме того они лишились оборудования, позволяющего применять ядерное оружие, перед передачей в состав 43-й ОМШАЭ в 2000 г. на замену имевшихся в ней Су-17М3. Кроме того на вооружении эскадрильи имеются четыре разведывательных самолета Су-24МР.
Крымские Су-24 стали первыми российскими боевыми самолетами, получившими государственную регистрацию «RF- », что считается обязательным для российских самолетов, эксплуатирующихся за рубежом.
Также оснащенный Су-24 4-й Отдельный морской штурмовой авиаполк (ОМШАП), дислоцирующийся в Черняховске (Калининградская область), в 2009 г. стал 7052-й авиационной базой, но был передан ВВС в марте 2011 г.
Транспортная авиация и самолеты специального назначения
Эта часть морской авиации отвечает за перевозку войск и грузов между базами, осуществление вспомогательных операций, включая поисково-спасательные, в зоне ответственности полка, парашютно-десантную подготовку морских пехотинцев и подразделений боевых пловцов, эвакуацию раненых и больных, а также спасение спускаемых аппаратов с космонавтами. Кроме того на Северном и Тихоокеанском флотах имеется некоторое количество самолетов Ан-12ПС, специально предназначенных для операций по спасению на море.
Военно-транспортные самолеты Ан-26 и Ан-12 являются рабочими лошадками транспортной авиации флота, их число достигало трех десятков до реформ марта 2011 г. Имеется также единственный самолет укороченного взлета и посадки Ан-72, а также несколько пассажирских Ту-134. Для перевозок на дальние расстояния и транспортировки VIP-персон имелось два Ту-154, но остается неясным, сохранились ли они на сегодня. Также остается неизвестным, сколько самолетов было передано ВВС в марте 2011 г. На ТОФ и СФ имеется два Ил-20РТ, использующихся для пассажирских и транспортных перевозок, а также один Ил-18 для подготовки летчиков Ил-38.
На Черноморском флоте имеется три-четыре турбовинтовых амфибии Бе-12ПС, которые в основном применяются для поисково-спасательных и патрульных операций. Эти устаревшие самолеты практически выработали свой ресурс и им понадобится его продление в случае принятия решения об их сохранении в составе флота.
Новые закупки
Все подразделения морской авиации в ближайшие годы получат новую технику, но самые крупные заказы связаны с приобретением в июне 2011 г. четырех французских универсальных десантных кораблей (УДК) Mistral. Авиационная группа каждого из этих кораблей будет включать восемь ударных и восемь транспортно-боевых вертолетов. Морская модификация вертолета Ка-52 — Ка-52К была выбрана в качестве морского ударного вертолета. Она будет отличаться складывающимися лопастями, крылом, системами жизнеобеспечения экипажа, которые будут летать в гидрокомбинезонах. Фюзеляж и оборудования будут покрыты специальным антикоррозийным покрытием, вертолет также получит новые противокорабельные ракеты и РЛС управления огнем. Российскому флоту нужно не менее 40 вертолетов Ка-52К, первый из которых должен быть поставлен заказчику к концу 2014-началу 2015 гг. одновременно с поставкой первого УДК.
Испытанный и проверенный Ка-29 станет выступать в роли транспортно-штурмового вертолета. Вертолеты новой постройки должны получить обновленное БРЭО, аналогичное установленному на Ка-52К. Общее число закупаемых вертолетов для УДК Mistral составит не менее 100 единиц, которые будут распределены между СФ и ТОФ, некоторое число также поступит в учебный центр в Ейске.
Также ведется программа по закупке вертолетов ДРЛО Ка-31, которые поступят на СФ и ТОФ. Заказана первая партия из двух вертолетов и ожидается закупка небольших партий этих вертолетов.
По информации в российских СМИ, озвученной в конце 2009 г., авиационное крыло авианосца «Адмирал Кузнецов» в будущем может состоять из не менее 24 истребителей МиГ-29К. В середине июля 2011 г. командующий авиацией ВМФ генерал-майор И. Кожин сообщил, что российское Министерство обороны к августу 2011 г. планирует разместить заказ на МиГ-29К, и первый самолет должен поступить заказчику в 2012 г. Впрочем разместить заказ вовремя не удалось, в результате чего первые поставки откладываются на 2013 г., но считается, что производству МиГ-29К для индийского авианосца Vikramaditya отдается приоритет.
В июле источники в российской авиационной промышленности также сообщили о том, что ожидается заказ на 12 истребителей Су-30СМ (вариант экспортного истребителя Су-30МКИ производства корпорации «Иркут») для авиации ВМФ, предназначенных для замены устаревших бомбардировщиков Су-24 Черноморского флота. Однако этот заказ не был подтвержден источниками в российском Министерстве обороны.
Имеются планы по модернизации поисково-спасательной и патрульной авиации, в 2008 г. сообщалось о заказе на четыре амфибии А-42 (развитие проекта А-40 «Альбатрос»), но ни одного самолета не было поставлено и будущее программы остается под вопросом.
Говоря о долгосрочных перспективах в области закупок новой техники, И. Кожин отметил, что они будут включать патрульные самолеты нового поколения на базе Ту-214 для замены как Ту-142, так и Ил-38/38Н. Кроме того был упомянут новый многоцелевой корабельный вертолет.
Модернизация существующего парка
В авиации ВМФ ведется три программы модернизации. Первая касается Ил-38, который получит новый бортовой электронный комплекс и получит индекс Ил-38Н. Первый Ил-38 получил прицельно-поисковый комплекс (ППК) «Новелла» разработки холдинга «Ленинец» в 2001 г., вторая машина приступила к испытаниям в середине 2011 г. Программа модернизации Ил-38 предусматривает проведение работ на одном самолете в год, остается неясным, когда модернизированные Ил-38 поступят на вооружение.
Интегрированный ППК «Новелла» был разработан с целью превращения Ил-38 в эффективный многоцелевой патрульный и разведывательный комплекс. На модернизированном Ил-38Н установлена РЛС с высоким разрешением, оптико-электронная разведывательная система, инфракрасные датчики и принципиально новая гидроакустическая система, новый магнитомер и новая система связи. Ил-38Н также может применять новые высокоскоростные противолодочные торпеды АПР-3 и оснащается новым комплексом РЭБ.
Вторая реализуемая программа модернизации предусмотрена для вертолетов Ка-27ПЛ. В базовом варианте, предложенном ОКБ «Камова», предусматривается замена ППК «Осьминог» на новый ППК «Лира» разработки холдинга «Ленинец». Он разработан на основе ППК «Новелла» для применения на вертолетах и позволяет увеличивать дальность обнаружения и интегрировать в арсенал Ка-27 новые противолодочные торпеды и управляемые глубинные бомбы, а также новые противокорабельные ракеты. С установкой нового комплекса ранее исключительно противолодочный вертолет становится по-настоящему многофункциональным, способным применяться для выполнения различных задач: борьбы с пиратством, ведения перевозок «берег-корабль», оптической и РЛ-разведки. Модернизацию БРЭО планируется совместить с масштабной программой по увеличению ресурса с целью сохранить высокий уровень модернизированных вертолетов с индексом Ка-27М на протяжении 15 лет эксплуатации.
Согласно информации, опубликованной в российских СМИ, программа модернизации Ка-27ПЛ была запущена в марте 2003 г., но столкнулась со значительными задержками, в первую очередь из-за недостаточного финансирования (это случалось со всеми программами по модернизации российской авиационной техники в 1990-х — начале 2000-х гг.). Однако в 2005-2006 гг. программа модернизации Ка-27 вышла на этап летных испытаний, и к 2011 г. появились фотографии, на которых был запечатлен как минимум один Ка-27М, проходивший испытания в воздухе. Но модернизированный Ка-27 все еще далек от поставок в строевые части.
Таким образом единственная программа по модернизации авиационной техники флота, которая продвигается быстрыми темпами, связана с работами на истребителях Су-33. Это не очень крупная программа, которая нацелена на улучшение возможностей бортового комплекса обороны за счет замены системы предупреждения об облучении СПО-15 «Береза» на систему Л-150 «Пастель». Кроме того модернизации подверглись навигационное оборудование самолеты и мониторы в кабине пилота.
Оригинал публикации: Russian Naval Aviation Service Today: A rapidly shrinking force — Air Forces Monthly, January 2012
Перевод Андрея Фролова
periscope2.ru
NAVAL AVIATION 06.01.2018 20.02.2018 МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ ПО ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ 689-Й ГВАРДЕЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ОДНОМЕСТНЫЙ ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-33
СТРУКТУРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ ДО 2008 ГОДА СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ КОМАНДУЮЩИЕ МОРСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ/СССР/РФ[ ИСТОРИЯ Источники: structure.mil.ru/structure/forces/navy/structure/naval_aviation.htm, ru.wikipedia.org, РИА Новости и др. МОРСКАЯ АВИАЦИЯ (АВИАЦИЯ ВМФ). НОВОСТИ 2016 — 2017 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ВМФ РОССИИ |
bastion-karpenko.ru
Морская авиация Военно-морского флота | |
---|---|
Флаг авиации ВМФ РФ | |
Годы существования | 4 (30) мая 1912 года |
Страна | Россия Россия |
Подчинение | Главное командование ВМФ России |
Входит в | ВМФ России |
Тип | морская авиация |
Участие в | Первая мировая война, Советско-финская война, Великая Отечественная война, Советско-японская война, Корейская война, Военная операция России в Сирии. |
Командиры | |
Действующий командир | генерал-майор И. С. Кожин |
ru-wiki.ru
Флот морской. Военно-Морской Флот Российской Федерации
Во все времена война была одной из основных сфер человеческой деятельности. Конечно, её последствия всегда имели крайне негативный характер, тем не менее в социальной среде она пользовалась достаточно большой популярностью. Это обусловлено тем фактом, что посредством войны можно добиться получения земли, власти, ресурсов и т. п. Помимо этого, с помощью военных действий решалось множество международных политических конфликтов. Таким образом, вооруженная борьба является важной частью общественной деятельности.
На протяжении всей истории социум модернизировал свои возможности в сфере военного искусства. Это привело к появлению стандартных правил построения войск, которые используются по сей день. Согласно одному из них, все вооруженные силы любого государства делятся на три составляющих: морские, сухопутные и воздушные. В данной статье автор хотел бы поговорить о Военно-Морском Флоте Российской Федерации, который на сегодняшний день занимает весомое место в мировом рейтинге подобных войск.
Что такое военно-морской флот?
На сегодняшний день в Российской Федерации существует большое количество военных формирований, которые имеют разные по своей сути задачи и функции. Отсюда возникает вполне логический вопрос: что такое флот морской? По своей сути это составная часть военно-морских сил любого государства, в нашем случае РФ. Эта составляющая делится на два основных элемента: надводный и подводный. Следует отметить тот факт, что большое количество традиций и особенностей этого формирования во многом обусловлено развитием морских отношений и территориальными особенностями страны. Российская Федерация в этом плане имеет достаточно длинную историю становления морских военных формирований, о чем будет указано далее.
Флот Российской империи
Российский императорский флот существовал в период с 1721 по 1917 год. За это время формирование участвовало во многих морских сражениях. Помимо этого, имперский флот отличался высоким уровнем боевой подготовки и эффективностью в условиях войны на воде.
Первыми представителями формирования были суда, построенные для ведения боевых действий в рамках Северной войны. Основными базами управления имперским флотом в это время были Кронштадт, Ревел, Або и Гельсингфорс. Уже к началу 1745 года силы Его Императорского Величества на море состояли из 130 парусных кораблей, 36 линейных, а также 9 фрегатов и судов иных типов. Морской флот Российской империи жил по специальному уставу.
В истории имперского флота существует немало известных личностей, например адмирал Нахимов. Этот человек отличился героизмом и грамотным построением тактической обороны во время осады Севастополя в 1854-1855 годах. На сегодняшний день адмирал Нахимов является негласным символом российского флота.
Следует также отметить, что формирование использовалось в Крымской и Русско-Японских войнах. Помимо этого, заключительным этапом развития морского императорского флота стало его участие в Первой мировой войне.
Советский морской флот
Военные формирования Советского Союза, базирующиеся на море, существовали с 1918 по 1992 год. Основной задачей флота СССР была защита границ государства от внешней агрессии. В состав формирования входили подразделения подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей, ракетно-артиллерийские войска, а также морская пехота. Командование производилось из штаба ВМФ, расположенного в городе Москве. За время своего существования флот участвовал в наиболее масштабном военном конфликте – Второй мировой войне.
На конец 80-х годов в составе формирования было следующее количество техники: 160 надводных кораблей, 113 подводных лодок, 83 ракетоносца, а также около 12 тысяч личного состава морской пехоты. Пик своего развития флот морской СССР имел к 1985 году. В это время он занимал второе место по численности судов после Соединенных Штатов Америки.
Задачи флота на современном этапе
Современный морской флот Российской Федерации является одним из основных элементов вооруженных сил государства. В соответствии с этим на него полностью ложится выполнение ряда специфических по своей сути задач:
— всестороннее сдерживание любого применения военной силы на море;
— постоянная защита государственных границ, а также суверенитета Российской Федерации в областях исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
— обеспечение безопасности при реализации деятельности морехозяйственного характера на территории Мирового океана;
— обеспечение и повсеместное поддержание военного присутствия Российской Федерации на территории Мирового океана;
— участие в миротворческих, а также военных миссиях, если таковые отвечают интересам Российской Федерации;
Как мы видим, флот морской России имеет достаточно обширный спектр основных задач, которые необходимо повсеместно реализовать.
Структура ВМФ Российской Федерации
Флот морской РФ имеет свою структуру, которая обеспечивает эффективность применения данного формирования в условиях военных действий на воде. Но следует отметить, что в своем составе ВМФ имеет большое количество подразделений, которые, в свою очередь, наделены рядом достаточно специфических функций. Флот морской России состоит из следующих элементов:
1. Надводные силы, в число которых входят подразделения, использующие в работе надводные средства, то есть корабли.
2. Силы подводные.
3. Третьим элементом является морская авиация, которая, в свою очередь, подразделяется на более мелкие структурные подразделения.
4. Войска берегового характера, относящиеся к морскому флоту.
При этом, как уже указывалось ранее, каждая из представленных составляющих выполняет собственные функциональные задачи для обеспечения эффективности применения ВМФ в целом.
Цели использования надводных и подводных сил
Как вы понимаете, основными силами ВМФ России являются надводные и подводные подразделения. Именно они реализуют основные задачи данной части вооруженных сил. Но в структуре Военно-Морского Флота РФ надводные и подводные подразделения реализуют ряд своих, специфических функций. Например, первый тип формирований используется, как правило:
— для прикрытия высадки десанта, а также его переправления до точки высадки и эвакуации;
— защиты территориальных границ государства;
— установления заграждений от мин;
— обеспечения деятельности подводных подразделений.
Вторым, не менее важным по своей эффективности подразделением в составе ВМФ Российской Федерации являются подводные формирования. Их главной задачей является разведка морских глубин в мирное время, а также повреждение водных и наземных целей в военное. Стоит отметить, что ключевой техникой в составе подводных подразделений являются атомные подлодки. Они вооружены достаточно серьезным оружием, а именно ракетами баллистического и крылатого типа.
Морская авиация
Для многих людей существование авиации морского характера является непонятным фактором. Многие путают данную составляющую с отдельным родом войск, что является ошибкой. Стоит отметить, что в состав вооруженных сил включена армия, морской флот и военная авиация. При этом одноименные подразделения в структуре ВМФ не имеют ничего общего с последним элементом ВС РФ. Морская авиация имеет целый спектр собственных функциональных задач, например:
— противодействие надводным силам противника;
— реализация ударов по объектам берегового базирования противника;
— отражение авиационных ударов.
Таким образом, морская авиация является специальным подразделением, созданным для реализации функций в рамках деятельности ВМФ.
Особенности морской пехоты
История морского флота во все времена была неразрывно связана с развитием подразделений морских пехотинцев. Формирование относится к структуре береговых войск. По сути, такие подразделения предназначены специально для ведения действий боевого характера посредством морского десантирования. Корпуса морской пехоты были известны еще во времена правления Петра Первого. В те далекие времена численность данного подразделения составляла около 20 тысяч человек личного состава.
На сегодняшний день этот показатель находится на отметке 8 тысяч человек, которые распределены по четырем основным бригадам. Основной задачей морпехов является десантная деятельность, то есть кратковременные высадки для выполнения отдельных задач, а также защита береговых тактических объектов и надводных аппаратов.
Основные группировки ВМФ
Флаг военно-морского флота можно увидеть не на всей территории государства. Силы и средства этого элемента вооруженных сил распределены в соответствии с тактической необходимостью. Проще говоря, основные группировки располагаются в тех местах, где Российская Федерация омывается водой. На основе этого важного фактора весь Военно-Морской Флот Российской Федерации подразделяется на следующие отдельные группы:
1. Северный флот базируется на Беломорской военной базе в городе Северодвинске. Его главной задачей является защита территориальных интересов Российской Федерации в одноименной части мира.
2. Тихоокеанский флот базируется большей частью на востоке России, в таких городах, как Владивосток, Дунай, Советская Гавань.
3. Балтийская группировка расположена близ культурной столицы РФ, Санкт-Петербурга. Место базировки является не менее значимым историческим памятником. В данном случае речь идет о Кронштадте.
4. Каспийский флот базируется в Астрахани и Каспийске.
5. Что касается черноморской группировки, то она базируется в районе одноименного моря. Расположен флот на территории некогда принадлежащего Украине Севастополя. Следует отметить, что данная группа ВМФ имеет достаточно важное тактическое значение. Её главной целью является защита интересов России в регионах Черного и Средиземного морей. Командующий Черноморским флотом на сегодняшний день — адмирал Александр Викторович Витко.
Эмблема и флаг Военно-Морского Флота РФ
Символика ВМФ РФ вызывает во всем мире массу вопросов и споров. Следует отметить, что главным обозначением флота на сегодняшний день является его флаг. На нем изображен косой Андреевский крест. Мало кто знает, что практически идентичный символ является флагом Шотландии. Знаменем морского флота символ стал в 2001 году.
Эмблема ВМФ России также имеет особый символический подтекст. Она представляет собой золотого гербового орла, на заднем фоне которого скрещены якоря. Данная эмблема ВМФ России является общепризнанной и используется во всех группировках соответствующего рода войск.
Заключение
Итак, в статье мы попытались рассмотреть все аспекты и характерные особенности Военно-Морского Флота Российской Федерации. На сегодняшний день эта часть вооруженных сил является одной из самых сильных в мире, что говорит о высоком уровне военной мощи РФ в целом.
fb.ru
Морская авиация Военно-морского флота | |
---|---|
Флаг авиации ВМФ РФ | |
Годы существования | 4 (30) мая 1912 года |
Страна | Россия Россия |
Подчинение | Главное командование ВМФ России |
Входит в | ВМФ России |
Тип | морская авиация |
Участие в | Первая мировая война, Советско-финская война, Великая Отечественная война, Советско-японская война, Корейская война, Военная операция России в Сирии. |
Командиры | |
Действующий командир | генерал-майор И. С. Кожин |
ru-wiki.ru