Российский флот не получит АПЛ «Казань» проекта «Ясень-М» в этом году

Атомная подводная лодка «Казань» проекта 885М («Ясень-М») не войдет в состав Военно-морского флота РФ в этом году из-за необходимости доработки вспомогательных систем, не отвечающих требованиям Минобороны. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.
По словам источника агенства, итоги швартовых испытаний, а также зимнего этапа заводских ходовых испытаний, завершившихся в январе этого года, показали, что ряд вспомогательных систем АПЛ «Казань» не отвечают требованиям Министерства обороны.

Ряд вспомогательных узлов и агрегатов корабля не отвечает требованиям тактико-технического задания Министерства обороны, в том числе по надежности, и требует доработки


— заявил источник ТАСС.

Он уточнил, что доработка будет идти в доках «Севмаша» и займет несколько месяцев. Затем субмарина должна будет сделать несколько выходов в море в рамках заводских и государственных испытаний, что займет еще какое-то длительное время.

Выполнить все это до конца этого года абсолютно невозможно. Не исключено, что на это уйдет и весь 2020 год и «Севмаш» сможет передать «Казань» флоту только в 2021 году


— сообщил собеседник агенства, добавив, что в настоящее время подлодка «Казань» находится на «Севмаше» для устранения замечаний.

Ранее глава ОСК Алексей Рахманов заявил, что у АПЛ «Казань» выявлены конструктивные недочеты, а сами испытания идут очень непросто.

АПЛ «Казань» — первая многоцелевая атомная подводная лодка усовершенствованного проекта 885М («Ясень-М») была спущена на воду 31 марта 2017 года. По сравнению с проектом «885 «Ясень» новая субмарина получила множество улучшений и новых систем, не применявшихся на подлодках ранее. Субмарины проекту «Ясень-М» имеют водоизмещение 13800 тонн, глубину погружения — 520 метров, экипаж — 64 человека, автономность — 100 суток, подводную скорость — 31 узел. На вооружении находятся мины, торпеды 533 миллиметра, крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс».

topwar.ru

Американский эксперт назвал «Казань» самой опасной российской АПЛ

Американский эксперт по российским военным делам Майкл Кофман, работающий в Центре военно-морского анализа, назвал российскую АПЛ «Казань» проекта 885М «Ясень-М» «самой мощной вражеской лодкой, с которой когда-либо приходилось сталкиваться ВМС США».

Выступая на страницах популярного военного издания The National Interest, Кофман заявил буквально следующее: «возможно, это самая боеспособная атомная подводная лодка, принятая на вооружение вероятным противником».

«На самом деле, 885М — это первая лодка нового типа, — сказал Кофман. — Проект был значительно усовершенствован на базе опыта продолжительного проектирования, строительства и испытаний изначального проекта 885».

Впрочем, американского специалиста можно поправить. Многоцелевая атомная субмарина четвертого поколения «Казань» на вооружение пока не принята.

Как уже сообщала «РГ», АПЛ «Казань» была спущена на воду на северодвинском судостроительном предприятии «Севмаш» 31 марта и работы по ее достройке продолжаются.

Субмарина была заложена на «Севмаше» в 2009 году и действительно является первой многоцелевой атомной подводной лодкой модернизированного проекта 885М «Ясень-М». Проект был разработан в петербургском конструкторском бюро «Малахит» и существено отличается от базового проекта 885 «Ясень». В модернизированных АПЛ поведена оптимизация обводов корпуса, установлена более совершенная система радиоэлектронной борьбы и автоматизации. Например, более совершенная радиоэлектронная аппаратура, созданная на современной элементной базе, позволяет этим лодкам намного дальше «слышать» корабли противника, чем традиционным «Ясеням».

«Главным калибром» субмарин проектов «Ясень» и «Ясень-М» являются крылатые ракеты комплексов «Калибр» и «Оникс». Благодаря универсальным пусковым установкам субмарина может применять разные типы ракет для уничтожения подводных и надводных кораблей, а также целей на суше. 533-миллиметровые торпедные аппараты используют самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, а также мины. В перспективе планируется вооружение «Ясеней» тепловыми самонаводящимися торпедами «Физик».

Стоит добавить, что сейчас на стапелях «Севмаша» в разной степени готовности находятся многоцелевые атомные АПЛ этой серии «Новосибирск» (дата закладки — 2013 год), «Красноярск» (дата закладки — 2014 год), «Архангельск» (дата закладки — 2015 год) и «Пермь» (дата закладки — 2016 год).

Планируется, что на «Севмаше» летом этого года будет заложен еще один корабль этой серии.

rg.ru

АПЛ «Казань» и «Князь Владимир» заканчивают испытания

Завершают испытания новейшие российские подлодки – стратегический подводный ракетоносец “Князь Владимир” проекта 955А и многоцелевая атомная подлодка “Казань” проекта 885М, сообщил представитель Северного флота РФ капитан первого ранга Вадим Серга.

АПЛ “Казань” проекта 885М

 

В честь 65-летия бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Северного флота, дислоцируемой в Северодвинске, капитан первого ранга заявил, что в последние годы в боевой состав ВМФ подводниками соединения были приняты новейшие атомные подводные лодки 4-го поколения – стратегические ракетные крейсеры “Юрий Долгорукий”, “Александр Невский”, “Владимир Мономах” проекта “Борей” и многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) “Северодвинск” проекта “Ясень”. Кроме того завершают испытания подводный крейсер “Князь Владимир” и многоцелевая АПЛ “Казань”.

АПЛ  “Князь Владимир” проекта 955А

 

Ранее сообщалось, что атомные подлодки “Князь Владимир” проекта 995А (шифр “Борей-А”) и “Казань” проекта 885М (шифр “Ясень-М) с учетом сдвинутых вправо сроков выполнения контрактов будут переданы флоту в 2019 году. Также планируется, что в 2019 году в состав ВМФ войдут две АПЛ – “Князь Олег” (проект “Борей”-А) и “Новосибирск” (проект “Ясень-М”). А еще через год военный флот России получит сразу два “Борея”. Восьмой “Борей” и седьмой “Ясень” по плану поступят на флот в 2021 и 2023 годах соответственно. Но с учетом темпов строительства скорее всего эти сроки нужно сдвинуть вправо как минимум на год.

АПЛ  проекта 885 “Ясень”

 

При этом уточняется, что все субмарины двух проектов планируется распределить примерно поровну между Северным и Тихоокеанским флотами: На СФ поступят один базовый “Борей” и три усовершенствованных “Борей-А”, на ТФ пойдут два “базовых “Борея” и два усовершенствованных “Борей-А”. По “Ясеням” ситуация почти такая же, здесь подлодки распределились таким образом: СФ -один базовый “Ясень” и три усовершенствованных “Ясень-М”, на ТФ – три усовершенствованных “Ясень-М”.

АПЛ  проекта 995  “Борей”

novosti24.su

Новости российского подводного флота: сроки постройки новых АПЛ срываются, Индия хочет «Ясеня»

Есть и другая возможная причина, по которой нецелесообразно к 2020 году иметь готовыми все эти АПЛ. «Программа испытаний лежит полностью на заказчике — флоте. Когда промышленность создает подлодку, флот ее испытывает и обкатывает, дает замечания. Флот может не успеть провести столько испытаний. Кроме того, нет готовой инфраструктуры для всех этих подлодок, могут возникнуть проблемы с подготовкой достаточного количества экипажей. То есть до 2020 года им столько этих подлодок, считай, не нужно», — отмечает источник.

Отметим, что ранее пресс-служба Северного флота сообщала, что на СФ налажена подготовка экипажей новейших атомных подводных крейсеров.

Объединенная судостроительная корпорация на минувшей неделе сообщала РИА «Новости» о планах закладки в 2016 году двух атомных субмарин: так, в июле ко Дню ВМФ планируется заложить восьмой (заключительный) «Борей», а в декабре в честь дня рождения «Севмаша» — очередной «Ясень».

В настоящий момент на верфях «Севмаша» строятся еще четыре стратегических атомохода «Борей». Четвертый крейсер — «Князь Владимир» — первая подлодка модернизированного проекта 955А «Борей-А», заложенная 30 июля 2012 года. По данным СМИ, спуск на воду этой АПЛ планируется на декабрь 2016 года. Пятый «Борей», «Князь Олег», заложили 27 июля 2014 года — в День ВМФ. «Генералиссимус Суворов» — шестой атомный подводный крейсер проекта, заложенный 26 декабря 2014 года. Седьмой — «Император Александр III» — заложен 18 декабря 2015 года. Восьмая подлодка 955А, по данным РИА «Новости», предположительно получит имя «Князь Пожарский», но оно пока не утверждено.

Что касается многоцелевых АПЛ проекта 855 «Ясень», то в ближайшее время ожидается пополнение ВМФ второй субмариной под названием «Казань». Правда, в открытых источниках данные разнятся. Ожидалось, что по генеральному графику ее спуск на воду должен состояться в 2016 году, передача ВМФ, по словам главы ОСК, должна состояться в 2017 году. Тем не менее источник «Газеты.Ru» в ОПК утверждает, что «Казань» «обещают сдать до конца 2018 года»: «Это первая серийная, с ней много работы», — уточняет собеседник.

bmpd.livejournal.com

Почему в США так испугались подлодки «Казань». Ридус

На Северодвинском заводе «Севмашпредприятие» прошло торжественное, но ставшее уже привычным мероприятие. Там под гром оркестра спустили на воду очередной многоцелевой подводный атомный ракетный крейсер 885 М проекта класса «Ясень» под названием «Казань». 

Конечно, перед этим прошел митинг, на котором перед объективами телекамер и рабочим коллективом «Севмаша» выступил куратор российской оборонки из правительства вице-премьер Дмитрий Рогозин и представители городской и заводской администрации. Затем генеральный директор предприятия Михаил Будниченко дал команду на выход субмарины из эллинга, а командир атомохода капитан 1 ранга Александр Бекетов вместо исполняющей по традиции эту роль местной красавицы разбил о борт корабля бутылку шампанского. 

Газорезчики подрезали стопора, удерживающие АПЛ на железнодорожных колесных парах, и огромное сигарообразное тело «Казани» медленно поплыло в набежавшую речную волну весенней Северной Двины.

Проект 885 М

Субмарине еще предстоит оставаться на заводе почти целый год, пока будут проведены все доводочные работы, проверены на воде все механизмы и приборы. Потом она выйдет в море на швартовые и ходовые испытания, экипаж проведет несколько ракетных и торпедных стрельб, и только затем крейсер передадут в боевой строй отечественного ВМФ. 

Место «Казани» на стапелях останется незанятым очень недолго. Там заложат следующий корпус проекта 885 М. А к спуску на воду будут готовить очередной «Ясень» под названием «Новосибирск». За ним в очереди уже стоят «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» … К 2023 году в российском Военно-Морском флоте должно быть восемь многоцелевых ударных подводных атомных крейсеров проекта 885 М.

© Александр Рюмин/ТАСС

Заклятые друзья

Спуск на воду «Казани» заметили не только в Северодвинске и в Москве, но и в Вашингтоне. Популярный американский журнал Никсоновского исследовательского центра The National Interest и его штатный обозреватель Дейв Маджумдар (Dave Majumdar), специализирующийся на рассказах о российских вооружениях, о которых, что совсем не странно, всегда отзывается с пиететом, посвятили отдельную статью, где утверждают, что «это будет самая мощная вражеская лодка, с которой когда-либо приходилось сталкиваться ВМС США».

Не будем обращать внимание на слова «вражеская лодка», — наши моряки никогда не называли американские ВМС врагами, хотя они и доставляют им немало хлопот, но если в США так принято в последнее время именовать наших военморов, то Бог им судья. Обратим внимание на другое: заокеанский эксперт, которого цитирует Дейв Маджумдар, специалист по российским военным делам Майкл Кофман (Michael Kofman), работающий в Центре военно-морского анализа (Center for Naval Analyses), утверждает, что

«это самая боеспособная атомная подводная лодка, принятая на вооружение вероятным противником»

И добавляет, что «Казань» имеет немало существенных усовершенствований по сравнению со своей старшей сестрой (первой в серии проекта 885 — авт) лодкой «Северодвинск». В ней внедрены новые технические разработки, появившиеся уже после начала строительства «Северодвинска», включая оптимизированную форму корпуса и модернизированные системы радиоэлектронной борьбы и автоматизации. При строительстве «Казани» также учтены недостатки более старшего корабля этого класса. 

На самом деле, 885 М, — резюмирует Кофман, — это первая лодка нового типа. Проект был значительно усовершенствован на базе опыта продолжительного проектирования, строительства и испытаний изначального проекта 885.

© Александр Рюмин/ТАСС

И если по поводу определений «вражеская», «вероятный противник» с американцами можно еще спорить, тем более из-за утверждения, что «Казань» принята на вооружение, — еще не принята, только спущена на воду, то замечание о «продолжительном проектировании» абсолютно справедливо.

Долгая дорога в строй

Создание облика АПЛ нового четвертого поколения, к которому принадлежит проект 885, началось еще в 1977 году. Планировалось, что эти корабли придут на смену нескольким типам разнородных субмарин и будут способны решать много задач, которые поручались их «старшим собратьям». Не только бороться с подводными лодками вероятного противника, но и с его авианосными соединенными.

Работу над проектом начало Санкт-Петербургское морское конструкторское бюро машиностроения «Малахит», уже создававшее многоцелевые АПЛ. А главным конструктором был назначен Владимир Пялов. Правда, заложили первую лодку проекта «Ясень» на «Севмашпредприятии» только в декабре 1993 года. Присвоили ей название «Северодвинск» в честь города, где находится самый крупный в нашей стране кораблестроительный завод и где построены почти все самые большие и мощные российские атомные подводные крейсера. Но в 1996 строительство АПЛ было остановлено. Причина — банальная, не было денег. Работы возобновились только в 2004 году уже по доработанному проекту. В ходе строительства возникали новые идеи, которые привносили в конструкцию быстро меняющиеся главкомы ВМФ и другие адмиралы и конструкторы.

Тем не менее, 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания. Они заняли три года. Сроки сдачи опять неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 

10 октября 2013 года лодка успешно завершила все испытания на предприятии и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания. 30 декабря подписан приёмный акт. АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России. Будем надеяться, что со вторым корпусом — АПЛ «Казань» мороки будет меньше и ее быстрее передадут в боевой строй. Как было обещано к концу нынешнего года или в начале будущего.

© ИТАР-ТАСС/ Владимир Ларионов

Уникальная «Казань»

Чем же многоцелевой подводный атомный крейсер проекта 885 класса «Ясень» под названием «Казань» и бортовым номером К-561 отличается от своего старшего собрата «Северодвинска» и в чем его уникальность? Но сначала несколько слов о ее тактико-технических характеристиках.

На «Казани» расположены десять торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещенных под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств, то есть возле командирской рубки. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты. В них можно помещать «Калибры-НК», которые хорошо зарекомендовали себя в ходе антитеррористической операции в Сирии, или противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Оникс». 

Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач — от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами разных систем. По заявлению гендиректора предприятия-проектировщика субмарины — конструкторского бюро «Малахит» Владимира Дорофеева, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ РФ крылатые ракеты морского базирования. В том числе и ракеты-торпеды.

Американские эксперты не зря восхищаются нашей субмариной. Она во многом схожа с их подлодками класса «Сивульф» и «Вирджиния». У них даже схожи некоторые параметры. Наш «Ясень» также бесшумен, как и они. Но у российской АПЛ более широкий круг задач. Она, как мы знаем, может бороться, как с подводными лодками, надводными кораблями и многоцелевыми авианосными группами, для чего предназначен, в первую очередь, «Оникс». И в тоже время может наносить удары по наземным целям. Как «Калибр-НК». У американцев такие задачи сможет выполнять стратегическая АПЛ класса «Огайо», когда вместо «Трайдентов» ее переоборудуют под «Томагавки».

© wikimedia.org

А уникальность «Казани» по сравнению с «Северодвинском» заключается в том, что она построена полностью на российских материалах и комплектующих. Помимо этого, борт К-561 обладает, как мы уже писали, несколько улучшенными обводами рубки, надстройки и участков легкого корпуса (опытно-конструкторская работа «Обтекание»). Для него разработана всплывающая спасательная камера новой конструкции, работающая одновременно в режиме баромодуля. Поставлены на субмарину телескопические мачтовые устройства с укороченными обтекателями. 

Помимо этого, для новой модификации были произведены многочисленные научные исследования аварийных ситуаций, связанных с внутренними взрывами и столкновениями с грунтом и обеспечена аварийная безопасность ядерной энергетической установки в подобных аварийных ситуациях. 

Кстати, о ядерной энергетической установке. Она тоже нового типа — водо-водяная паропроизводящая установка КТП-6−85 с реактором КТП-6−185СП и тепловой мощностью порядка 200 МВт, созданная в ОКБ Машиностроения имени Африкантова.

Но главная особенность «Казани» — ее малошумность. При проектировании было уделено особое внимание этому вопросу. Ведь тот, кто раньше засечет противника, тот чаще и побеждает в бою. И для этого фундаменты всех критических узлов АПЛ оснащены активной системой гашения шумов (САГ). Шум удалось также снизить за счет разработки новых типов негорючих спиральнотроссовых амортизаторов взамен применявшимся раньше резино-кордовых. 

В следующих лодках будут массово внедрять композитные элементов конструкции, обладающие высокой прочностью, малым весом и демпфирующими свойствами. К таким относятся различные вибропоглощающие сотовые каркасы, слоистые балки, пиллерсы, элементы трубопроводов и воздуховодов, сокращающие вибрационные шумы на отдельных частотах до 30 децибел.

Подводная охота

О всех новшествах подводного крейсера «Казань» и проекта 885 М класса «Ясень» не рассказать. Тем более, что большинство из них носит гриф «секретно» и «совершенно секретно». Единственное, что не составляет никакой тайны и о чем пишет в своей статье популярный американский журнал The National Interest и его штатный обозреватель Дейв Маджумдар (Dave Majumdar), это то, что Россия планирует разработать новый класс ударных подводных лодок, которые будут вести охоту за американскими субмаринами с баллистическими ракетами на борту. 

Главной задачей этих ударных подлодок станет противодействие западным атомным подводным ракетоносцам. Наверное, это значительная программа, но в настоящее время о ней известно очень мало, разве что-то обстоятельство, что начало строительства запланировано на ближайшее будущее, пишет журнал.

© pixabay.com

«Нет сомнений, — подчеркивает он, — что русские обладают техническими навыками, необходимыми для создания такой мощной ударной лодки нового типа. Вопрос в том, хватит ли Кремлю денег для осуществления столь дорогостоящего военного проекта».

Ответ на эти сомнения очевиден: денег хватит. Очевиден и посыл американского журнала: он пугает своих моряков и американскую общественность новой российской многоцелевой атомной подводной лодкой с той простой целью, чтобы конгресс и президент выделили еще немного деньжат на новые военные разработки. 600 с лишним млрд долларов, которые имеет в своем бюджете Пентагон, им мало по сравнению с 50 млрд долларами бюджета нашего военного ведомства. И эта разница многое объясняет.

Автор — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке. Специально для «Ридуса».

www.ridus.ru

О строительстве подводных лодок на Севмаше

Сегодня на крупнейшем российском судостроительном предприятии «Севмаш» в процессе постройки находится 13 атомных подлодок, также в наливном бассейне проводится ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера 1144М. Подробнее о состоянии строительства заказов в материале ниже.

Проект 955А/»Борей-А»

Головной корабль серии 955А «Князь Владимир» находится в завершающей стадии постройки. Корабль готовится к процедуре вывода из цеха, которая состоится в ближайшее время. После спуска на воду начнутся швартовные испытания и достройка на плаву. Есть определенная доля вероятности, что корабль будет передан флоту до 2020 года.

На втором корабле серии 955 «Князь Олег» не так давно завершилось формирование прочного корпуса, и сейчас на него полным ходом поступает оборудование от контрагентов, а также формируются зональные блоки. Весьма вероятно, что его вывод из цеха состоится до конца этого десятилетия или аккурат под самый его конец. Но сдача флоту в этот срок представляется крайне сомнительной, если вобще реализуемой. Поэтому, скорее всего, флот его получит только в 2020-2021 году.

Работы по постройке третьего корабля проекта 955 «Генералиссимус Суворов» находятся в стадии завершения сборки прочного корпуса. Уже готовы и прошли гидравлические испытания первые два блока прочного корпуса, а совсем скоро будет готов и последний. 

Оставшиеся же два корабля серии, «Император Александр III» и «Князь Пожарский», находятся в стадии формирования прочного корпуса на более ранней стадии. Все три корабля после «Князя Олега» уже однозначно будут спускаться на воду / сдаваться флоту после 2020 года.
 

Закладка АПЛ Император Александр lll / Корабел.ру

Проект 885М/»Ясень-М»

Первый представитель проекта 885М, «Казань», уже полным ходом проходит швартовные испытания и достройку на плаву. Его первый выход в море состоится летом или осенью 2018 года. Он так же, как и «Князь Владимир», однозначно будет сдан до конца 2020 года.

Второй корабль серии «Новосибирск» находится в высокой степени готовности и постепенно приближается к завершению своей постройки. В частности, он уже получил почти все крупногабаритное оборудование и постепенно приближается к окончательной стыковке корпуса. На нем полным ходом идут монтажные работы. При самом благоприятном ходе его постройки он может быть выведен из цеха уже в конце 2018 года, хотя это и самый оптимистичный сценарий, и, весьма вероятно, сдан в рамках ныне действующей ГПВ. 

Для третьего корабля серии, «Красноярска», получают основное и не только оборудование. Полным ходом идет его монтаж. Также формируются и насыщаются оборудованием зональные блоки. Представляется, что даже с учетом всех ожидаемых проблем (масса изменений после испытаний головного корабля, нехватка людей и пр.) он имеет высокие шансы быть выведенным из цеха до конца 2020 года.

На четвертом корабле серии, «Архангельске», приближается к завершению формирование прочного корпуса.

На оставшихся двух кораблях, «Пермь» и «Ульяновск», идет формирование корпуса, но сейчас оно в начальной стадии.

Три последних корабля серии однозначно коснутся воды и пополнят состав ВМФ только после 2020-го года.  

Ожидается, что к 2023-2024 году ВМФ получит 17 новых атомных подводных лодок. Восемь из них — это стратегические ракетоносцы (их серия являет собой три уже переданных флоту корабля проекта 955 и пять строящихся проекта 955А, из которых, как писалось выше, первый спустят на воду в этом году). Семь -многоцелевые атомоходы, из которых один, проекта 885, уже сдан ВМФ, один, головной проекта 885М, спущен на воду и пять серийных находятся в постройке. Плюс по меньшей мере две подлодки специального назначения проектов 09851 и 09852. О них скажем отдельно.
 

Вывод АПЛ «Казань» из эллинга Севмаша / Корабел.ру

Спецсерия

Проект 09852, более известный как «Белгород», уже третий десяток лет находится на стапеле 55-го цеха «Севмаша». Сейчас он, наконец, приближается к своему долгожданному выводу из родного цеха, который ожидается в следующем году.

На проекте же 09851 постепенно завершается формирование прочного корпуса. Из данного списка до 2020 года представляется реальной сдача ВМФ семи-восьми кораблей. Вне всякого сомнения, несколько раз подряд «Севмашу» с учетом количества заказов удастся сдавать по два корабля в год. 

Атомный крейсер проекта 1144М

В свою очередь, полным ходом идут работы на борту тяжелого атомного ракетного крейсер «Адмирал Нахимов». При благоприятных обстоятельствах уже в конце этого года корабль покинет наливной бассейн, в который был введен в конце 2014 года. Проектант корабля, СПКБ, уже завершает выпуск рабоче-конструкторской документации для него, которая к тому же активно поступает на предприятие. Планируется, что в этом году начнутся и первые работы по затяжке кабеля. Но так или иначе, до 2020 года корабль сдать уже однозначно не выйдет. Сейчас можно уверенно говорить о начале следующего десятилетия.
 

Олег Кулешов

www.korabel.ru

чем еще будет начинена новейшая АПЛ «Казань»

Источники в судостроительной промышленности подтверждают ожидаемый в пятницу 31 марта спуск на воду «Казани» — новейшей многоцелевой атомной подлодки, вооруженной ракетными комплексами «Калибр-ПЛ» и «Оникс». Вместе с другими «систершипами» типа «Ясень», она призвана стать инструментом решения ключевой задачи, поставленной перед военными моряками Министерством Обороны РФ — завоевание и удержание господства в стратегически важных районах Мирового океана. АПЛ данного типа способны наносить ракетно-торпедные удары по морским целям и поражать береговые объекты крылатыми ракетами нескольких типов и модификаций.


Характерными чертами АПЛ типа «Ясень» разработки Санкт-Петербургское бюро машиностроения «Малахит» считаются высокая скрытность, достигнутая благодаря значительно, по сравнению с предыдущими проектами, сниженному уровню шума и других демаскирующих полей, новейший гидроакустический комплекс, способный обнаруживать боевые корабли противника на удалении в сотни миль, и мощное ракетно-торпедное оружие.


«Казань» станет четвертой по счету многоцелевой атомной подводной лодкой, завершенной отечественной промышленностью в нынешнем 21-м веке. Напомним, что ВМФ России принял АПЛ «Гепард» улучшенного проекта 971 в 2001 году, а через семь лет – «Нерпу» экспортного проекта 971И, что с декабря 2009 года сдана в долгосрочный лизинг Республике Индия и входит в состав ее флота под названием INS Chakra. С завершением серии из пятнадцати подобных кораблей, в нашей стране подошло к концу строительство атомоходов третьего поколения. Следующее, четвертое, поколение многоцелевых АПЛ открыл «Северодвинск» — головной корабль проекта 885 «Ясень». Приемный акт по этому кораблю был подписан в декабре 2013 года, а окончательно флот принял его летом 2014 года.


«Казань» была заложена в 2009 году за несколько месяцев до спуска «Северодвинска», и провела на стапеле почти восемь лет против его семнадцати. Длительные сроки постройки – плата за недофинансирование военного судостроения и флота в переходный период новейшей российской истории. Благодаря значительно улучшившейся за последние годы обеспеченности ГОЗ средствами госбюджета, северодвинский завод «Севмаш» уменьшил и продолжает сокращать циклы строительства новых кораблей. Начиная с «Новосибирска», заложенного в 2013 году, очередные корпуса — «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» — проследовали к с годовым интервалом. Ожидается, что к концу десятилетия ВМФ России будет располагать шестью «ясенями», по три на Северном и Тихоокеанском флоте.

Работы по ГОЗ стало так много, что «Севмаш» начал испытывать нехватку стапелей. Дабы не сорвать сроки, записанные в Государственной программе вооружений, несколько лет назад сборку «ясеней» перевели из цеха № 55 — полностью отведя его под строительство атомных ракетоносцев типа «Борей» — в цех № 50. Изначально последний возвели для выпуска АПЛ, но из-за отсутствия заказов на основную продукцию после т.н. «Перестройки», в течение пятнадцати лет здесь строились лишь гражданские суда — буксиры и танкеры. Параллельно с «разведением» линий «бореев» и «ясеней», «Севмаш» активно занимался техническим перевооружением, приобретая современное высокопроизводительное оборудование в рамках федеральных целевых программ и за собственные средства предприятия.


Улучшенный проект


Хотя «Казань» принадлежит к той же серии, что и «Северодвинск», эта лодка существенно отличается от головной, что объясняется более чем пятнадцатилетней разницей в сроках закладки (1993 и 2009гг. соответственно) и семилетней по спуску на воду (2010 и 2017гг. соответственно). За это время в стране и мире произошли многочисленные изменения; не стоял на месте и научно-технический прогресс. Все это нашло отражение в техническом облике корабля.


Поскольку в отношении атомоходов соблюдается режим секретности, можно лишь догадываться, чем «Казань» отличается от «Северодвинска». Достоверно известно лишь то, что она считается первым серийным кораблем, построенным по улучшенному проекту («Ясень-М»). Как следствие, экспериментальные образцы систем, машин и механизмов заменены на серийные, с отказом от зарубежных комплектующих (включая украинские).


Наверное, главным «внешним» отличием станет замена семилопастного винта (правда, параметры его формы достоверно не известны — на спуске корабля винт был закрыт специально спрофилированным «капюшоном») на пропульсивное устройство типа «prop-jet» (винты в кольцевой насадке). Последнее уменьшает шумность и риск возникновения кавитации, хотя и немного снижает максимальную скорость хода лодки.


Помимо того, возможны незначительные изменения формы корпуса с целью снижения шумности и как отражение факта установки новых систем и механизмов. Возможно, на борту корабля вместо кислотной найдет применение более емкая и требующая меньшего обслуживания ионно-литиевая батарея. Правда, для атомохода подобная замена не принципиальна.

Пожалуй, главным изменением будет более современная энергетика. Известно, на головном корпусе применена паро-производящая установка типа ОК-650В, представляющая доработанный вариант ППУ атомоходов третьего поколения (как на проекте 971). Однако к моменту закладки второго корпуса прошла испытания КПТ-6-85, а вместе с ней – и более подходящая кораблю паротурбинная установка.

Говоря о различиях между проектами 885 и 885М, следует оговориться: ввиду высокой секретности, нам далеко не все известно и про головной «Северодвинск». В зависимости от источника, водоизмещение указывается в довольно широких предела: стандартное 8600-9500, полное 12800-13800 тонн. Попутно заметим, что наша лодка – самая большая из многоцелевых атомных, серийное строительство которых ведут США, Великобритания, Франция, Китай и Индия. В частности, по стандартному водоизмещению «ясень» на пару тысяч тонн крупнее английской Astute, и на полторы тысячи американской Virginia.
 


Согласно отдельным источникам, численность экипажа «ясеня» составляет 64 человека против 73 на лодке предыдущего поколения проекта 971, имеющей близкое водоизмещение (8632/12770тонн), размеров корпуса (длина 110 метров против 120, ширина в пределах 12,5-13,6 метров) и максимальные глубины погружения (520-600 метров).


По шумности наши корабли не уступают соответствующим им американским — Los Angeles и Virginia соответственно, при этом заметно превосходят их по уровню автоматизации (у «янки» численность экипажей 141 и 113 человек соответственно). На «Ясене» специалисты «Малахита» отказались от традиционной для отечественного подводного кораблестроения двухкорпусного архитектурно-конструктивного типа, выполнив лодку проекта 885 «полуторакорпусной», с легким корпусом в носовой части. Считается, что такое решение сократит уровень заметности в характерном диапазоне шумов, который наблюдается у двухкорпусных лодок, и на который нацелились иностранные разработчики гидроакустических систем.


Мощное вооружение


С поступлением в ВМС США осенью 1985 года подлодки SSN-719 Providence, первой из семейства Los Angeles оснащенной двенадцатью вертикальными установками крылатых ракет Tomahawk, к преимуществам американских субмарин по сравнению с отечественными проектов 671 и 971 стали относить наличие более мощного наступательного вооружения. Наши флотоводцы потребовали от проектантов превзойти вероятного противника по боевой мощи, что потребовало пересмотра первоначального облика корабля, предложенного в начале восьмидесятых.


Технический проект АПЛ четвертого поколения закончили весной 1988 года. Пересмотренный состав вооружения включал не только ракеты комплекса «Калибр-ПЛ», но и более тяжелые ракеты «Оникс» (использовалось также экспортное обозначение «Яхонт»).


По сравнению с проектом 971, вооружение которого составляли 4 торпедных аппарата калибра 650мм и четыре — 533мм с боезапасом 40 единиц, проект 885 получил десять ТА калибра 533мм с боезапасом 30 единиц. Теперь, однако, аппараты установлены не в носовой части, а побортно в цилиндрической части корпуса, освободив место в носу для огромной гидроакустической антенны.


В отличие о предшественника, «Ясень» обладает еще и восемью универсальными вертикальными пусковыми установками (УВПУ) типа СМ-346. В каждой из них может размещаться до пяти ракет комплекса «Калибр-ПЛ» (ударные 3М-14, противокорабельные 3М-54, противолодочные 91Р, плюс стратегическая со специальной боевой частью «сотого» семейства) или четыре более крупных комплекса П-800 «Оникс» (3М55). Суммируя, получаем, что максимальное число ракет и торпед составляет 70 единиц.


Заметим, что наступательный потенциал американских субмарин скромнее. Например, Virginia несет 4 ТА калибра 533мм и 12 ВПУ ракет Tomahawk, общий боезапас – 65 единиц. В ее арсенале нет ничего подобного нашей трехтонной сверхзвуковой (М=2,8…3,0) ракете 3М55, способной поражать надводные цели на дальности до 280 км (цифра для экспортного исполнения).


Необыкновенно мощное для многоцелевой лодки ракетное вооружение «путает» экспертов, когда те пытаются классифицировать «Ясень» по «американским правилам». Дело в том, что традиционно там используют термины «многоцелевые торпедные субмарины» (сокращение с английского SSN) или «ракетные» (SSGN, где G – guided – указывает на наличие на борту управляемого ракетного оружия). По сути дела, состав вооружения позволяет говорить о том, что в дальней перспективе «ясени» вполне смогут заменить в составе флота четыре типа АПЛ прошлых поколений – проекты 671РТМК, 945/А, 971 и 949А.


Пока нет ясности насчет общего числа «ясеней». Одно время назывались цифры от 7 до 30. Летом 2014 года, отвечая на вопросы журналистов насчет программы строительства АПЛ данного типа, заместитель министра обороны Юрий Иванович Борисов сказал: «до 2020 года будет построено семь, а всего — шестнадцать». Между тем, ВМС США уже получили 13 субмарин класса Virginia, из 48 запланированных к постройке.


Генеральный Конструктор


Огромный личный вклад в создание «Ясеня» внес Генеральный конструктор многоцелевых атомных подводных лодок Пялов (д.р. 28 февраля 1934 года). Владимир Николаевич присутствовал на церемонии спуск головного корабля летом 2010 года, и принимал непосредственное участие в его испытаниях в море. При его жизни состоялось зачисление «Северодвинска» в состав флота.


Великий человек и конструктор ушел от нас 24 февраля 2017 года, всего четыре дня не дожив до дня рождения и месяц – до спуска первого серийного корабля. Владимир Николаевич без остатка отдал свою жизнь любимому делу – созданию самой передовой техники для Военно-морского флота. На работу в СКБ-143 он пришел по окончанию института в 1959 году, и сразу глубоко погрузился в мир нового и неизвестного – атомного подводного кораблестроения, приняв участие в работах по субмаринам проектов 627А и 645 (вариант с энергоустановкой на жидкометаллическом теплоносителе), в том числе непосредственно на заводе №402 в Северодвинске.


За первым поколением советских атомоходов последовали «противолодочные лодки» проекта 671 («истребители ракетоносцев») и «лодки-автоматы» проекта 705. Способного специалиста просят заняться еще более сложной техникой – подлодками с системой электродвижения и корпусными конструкциями из полимеров, глубоководными аппаратами для действий на сверхбольших глубинах и т.п.


В 1973 году Пялов становится заместителем главного конструктора. Опыт, знания, талант и эрудиция наиболее ярко раскрылись при создании многоцелевой подводной лодки четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Он трудился над этим кораблем с самого начала работ в начале восьмидесятых, и возглавлял тему с 1986 г.


В 1999 году назначен начальником и генеральным конструктором ФГУП «Санкт-Петербургское бюро машиностроения «Малахит»». Руководил предприятием на протяжении 12 лет. Оставив административную работу, с лета 2011 года академик Владимир Николаевич Пялов полностью сосредоточился на программе АПЛ четвертого поколения, оставаясь в должности Генерального конструктора. Строительство головного корабля нового проекта пришлись на тяжёлое для страны время, когда менялись устои, подходы и взгляды.


Изменение требований и предпочтений сильно обедневшего заказчика, а также желание реализовать новейшие достижения научно-технического прогресса нашло выражение в неоднократных пересмотрах первоначального проекта с переделками ранее заложенного корпуса головного корабля. Однако замечательные личные качества Владимира Николаевича помогли коллективу ленинградских конструкторов и северодвинских корабелов преодолеть все сложности, связанные с достройкой, испытаниями и доведением «Северодвинска». А самое главное – сохранился коллектив единомышленников, олицетворяющих способность страны создавать подводную технику мирового уровня.

tvzvezda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *