Реактивный миномет БМ-13-СН » Военное обозрение

Реактивные минометы БМ-13, широко известные под именем «Катюша», по праву считаются настоящим оружием победы. С 1941 года эта техника широко применялась на всех фронтах Великой Отечественной войны и наносила ощутимый урон врагу. Достаточно простая конструкция миномета позволяла монтировать пусковую установку на различных шасси, а конструкция реактивного снаряда М-13 оказалась настолько удачной, что позволяла вовремя и в нужных объемах снабжать войска необходимыми боеприпасами. Кроме того, система БМ-13, как считалось, имела высокий модернизационный потенциал.
Цель – повышение точности

Боевые машины БМ-13, вне зависимости от использованного базового шасси, оснащались унифицированной пусковой установкой с восемью двойными направляющими рельсовой конструкции. Такая конструкция была достаточно простой в изготовлении, но порой становилась поводом для претензий. Реактивные снаряды стартовали с прямолинейной направляющей и стабилизировались в полете за счет вращения вокруг продольной оси, придаваемого наклонными стабилизаторами.

Из-за этого во время стрельбы наблюдалось заметное отклонение снарядов от точки прицеливания. По имеющимся данным, при стрельбе на максимальную дальность (порядка 8 км) отклонение снарядов М-13 по дальности достигало 135 м, а боковое отклонение доходило до 300 м. Таким образом, дальнейшее повышение характеристик реактивного миномета было связано с повышением точности стрельбы и уменьшением рассеивания ракет.

В середине 1944 года сотрудники конструкторского бюро завода «Компрессор» (г. Москва) приступили к созданию новых реактивных минометов. Планировалось изучить имеющийся опыт конструирования и эксплуатации подобной техники, а затем разработать боевые машины с повышенной дальностью стрельбы. Предполагалось модернизировать реактивные минометы БМ-13 и БМ-8. Семейство последних использовало снаряды М-8. После изучения различных способов повышения точности было решено использовать спиральные направляющие. Такая особенность новой техники была отражена в названии новых проектов, в которых появились литеры «СН».

Разработка проектов БМ-13-СН и БМ-8-СН стартовала почти одновременно в середине 1944 года. Проект модернизации «Катюши» был приоритетным, вследствие чего его разработка завершилась на несколько месяцев раньше. Из-за быстрого проведения всех необходимых работ машины БМ-13-СН имели высокие шансы успеть на войну. БМ-8-СН, в свою очередь, к моменту окончания боев только готовились к испытаниям. Судьбы двух проектов позже вновь пересеклись. В 1946 году техника двух типов одновременно участвовала в войсковых испытаниях.

Конструкция боевой машины

По своей общей архитектуре новый реактивный миномет со спиральными направляющими был похож на базовый БМ-13. При этом две боевые машины имели массу отличий. Основная часть отличий была связана с конструкцией направляющих для снарядов и сопутствующего оснащения.

В качестве основы для нового проекта боевой машины БМ-13-СН был взят реактивный миномет БМ-13Н (нормализованный) на базе трехосного шасси Studebaker US6 американского производства. Такая техника активно эксплуатировалась в войсках и получала положительные отзывы. Кроме того, имелся доступ к требуемому количеству необходимых шасси с высокими характеристиками.

На базовом шасси предлагалось монтировать опорные и поворотные механизмы пусковой установки. На лонжеронах шасси устанавливалась сваренная из швеллеров рама. На ней имелись узлы крепления поворотной части пусковой установки и двух домкратов-аутригеров для горизонтирования машины при стрельбе.

На креплениях основной рамы устанавливалась поворотная рама с винтовым механизмом и креплениями для качающейся фермы. Механизмы поворотной рамы имели ручной привод и позволяли наводить пакет стволов в пределах сектора шириной 20° (по 10° вправо и влево от оси машины). На соответствующих кронштейнах поворотной рамы крепилась ферма для пакета направляющих. Она оснащалась винтовым подъемным механизмом. За счет этих деталей производилась вертикальная наводка стволов в пределах от +10° до +45°. Агрегаты пусковой установки разрабатывались с широким использованием деталей, заимствованных у минометов БМ-31-12, с 1944 года строившихся серийно и активно применявшихся на фронте.

На качающейся ферме предусматривались крепления для пакета стволов. Стволы новой конструкции являлись центральным моментом всего проекта Б-13-СН, целью которого было обеспечение максимально возможной точности стрельбы. Для этого вместо прямолинейных направляющих предлагалось использовать спиральные. Каждый из стволов новой боевой машины состоял из трех круглых металлических стержней и одного прута квадратного сечения. В противоположных поверхностях последнего предусматривались канавки для штифтов реактивного снаряда. Во время пуска передний штифт ракеты должен был контактировать с направляющим стержнем. Задний штифт не использовался.

Четыре металлических прута при изготовлении ствола изгибались соответствующим образом и собирались в общий блок при помощи нескольких обойм. Общая длина ствола составляла 4 м, внутренний диаметр канала – 132,8 мм. В казенной части стволов предусматривался стопор, предотвращавший выпадение снарядов под собственным весом, а также контакты электрической системы воспламенения. В дульной части ведущий квадратный стержень и соседний прут были загнуты, чтобы не мешать направляющим штифтам снаряда.


При строительстве боевой машины БМ-13-СН стволы собирались в четыре кассеты. Собранные стволы приваривались к прямоугольным рамам. Рамы-кассеты на болтах крепились к ферме пусковой установки. Сначала на ферме закреплялись две кассеты с тремя стволами на каждой, затем – еще две, с двумя стволами каждая. Таким образом, один реактивный миномет новой модели нес 10 спиральных направляющих, расположенных в два ряда: шесть в нижнем ряду и четыре в верхнем.

Помимо пусковой установки базовое шасси получало набор другого специального оборудования. Предусматривалась защита кабины и бензобаков, ящик для ЗИП, аккумуляторный ящик и некоторое другое оснащение.

Как и другие реактивные минометы, машина БМ-13-СН получила электрическую систему управления пуском. В кабине экипажа поместили прибор управления с маховиком на передней стенке. Вращая маховик, артиллерист должен был последовательно воспламенять двигатели снарядов на разных направляющих и запускать их. Путем изменения скорости вращения маховика можно было регулировать время выполнения залпа. При максимальной скорости вращения маховика все 10 снарядов сходили с направляющих за 5-7 с.



Боевая машина БМ-13-СН в боевом положении, заряженная снарядами М-13:
1 — пакет направляющих ячеек;
2 — ферма;
3 — подъемный механизм;
4 — поворотный механизм;
5 — аккумуляторный ящик;
6 — консоль прицела;
7 — домкраты.

Предлагавшиеся боеприпасы

Реактивный миномет БМ-13-СН, являвшийся дальнейшим развитием базового БМ-13, должен был использовать аналогичные боеприпасы. Основным реактивным снарядом БМ-13-СН должно было стать изделие М-13. Эта ракета имела цилиндрический корпус диаметром 132 мм, общая длина снаряда составляла 1415 мм. В хвостовой части предусматривались стабилизаторы размахом 300 мм. При стартовом весе 42,5 кг снаряд нес осколочно-фугасную боевую часть весом 21,9 кг с зарядом взрывчатого вещества массой 4,9 кг.

Средняя и хвостовая части корпуса отдавались под размещение нескольких пороховых шашек твердотопливного двигателя общим весом около 7,1 кг. Такой заряд сгорал за 0,85 с и обеспечивал скорость выхода из ствола на уровне 70 м/с. После схода с направляющей, на активном участке длиной порядка 120-130 м, снаряд М-13 развивал скорость до 350-355 м/с. Двигатель позволял ракете лететь на дальность не более 8450 м. В зависимости от режима работы взрывателя боевая часть обеспечивала сплошное поражение осколками в радиусе 8-10 м. Убойное действие осколков сохранялось на расстоянии до 30 м. При подрыве с замедлением (в грунте средней твердости) образовывалась воронка глубиной до 1 м и диаметром до 2,5 м.

В номенклатуру боеприпасов реактивного миномета БМ-13-СН также был включен реактивный снаряд М-13-УК («улучшенная кучность»). По своей конструкции это изделие почти не отличалось от базового М-13. В головной части твердотопливного двигателя просверливались несколько косонаправленных отверстий-сопел. После воспламенения шашек двигателя пороховые газы должны были истекать из основного сопла и отверстий в корпусе. В первом случае они создавали тягу, во втором – придавали снаряду дополнительное вращение. Вместе со стабилизаторами отверстия в корпусе должны были раскручивать снаряд и тем самым удерживать его на правильной траектории.

По размерам, весу и другим параметрам снаряд М-13-УК не отличался от М-13. Тем не менее, наличие отверстий в корпусе и сопутствующий «отбор мощности» сказывались на характеристиках оружия. За счет траты чести энергии газов на раскрутку снаряда скорость при сходе с направляющей сократилась до 65 м/с. Активный участок траектории сократился до 110-115 м, а максимальная скорость упала до 330-335 м/с. Снаряд М-13-УК летел только на 7,9 км. Могущество боевой части осталось прежним.

Использование косонаправленных отверстий-сопел в корпусе положительным образом сказалось на точности стрельбы. При запуске реактивных снарядов на максимальную дальность (угол возвышения 45°) срединное отклонение по дальности не превышало 75 м, а срединное боковое отклонение сокращалось до 95 м.

Осенью 1944 года на вооружение был принят реактивный снаряд М-13-ДД («двойной двигатель»). Главным его отличием от базового М-13, как следует из названия, было использование двух твердотопливных двигателей. Фактически это изделие представляло собой М-13 с демонтированными стабилизаторами и соплом, вместо которых устанавливался второй двигатель со стандартным соплом и блоком стабилизаторов. Камеры двух двигателей соединялись специальной трубой с восемью косонаправленными соплами. Общая длина доработанного таким образом снаряда превысила 2 м, вес достиг 60-62 кг.

Использование двух двигателей позволило заметно поднять дальность полета снарядов. Базовый М-13 летел не более чем на 8,4-8,5 км, тогда как модернизированный М-13ДД мог уничтожать цели на расстоянии до 11,8 км. При этом, однако, снаряд был достаточно сложен в эксплуатации. К примеру, он не мог использоваться с «рельсовыми» пусковыми установками машины БМ-13. Во время запуска двигателя газы, выходившие через боковые сопла, начинали закручивать снаряд и могли сорвать его с направляющей. Из-за этого ракеты с «двойным двигателем» могли применяться только реактивными минометами со спиральными направляющими.

Испытания

Разработка проекта БМ-13-СН завершилась в первых месяцах 1945 года. В начале 45-го началось строительство первой партии этой техники. Объемы этой партии позволяли укомплектовать реактивными минометами несколько батарей. По некоторым данным, эта техника должна была участвовать в штурме Берлина, для чего ее планировалось передать специально созданной воинской части.

Уже после окончания войны построенные машины отправились на войсковые испытания. По результатам этих проверок был выпущен список необходимых доработок, позже выполненных разработчиком. Результаты испытаний позволяли говорить о скором принятии новых машин на вооружение и начале полномасштабного серийного производства. Тем не менее, БМ-13-СН не приняли на вооружение. Военные планировали создать новые модификации реактивного снаряда М-13, из-за чего решили подождать с началом полноценной эксплуатации боевых машин.

10 мая 1946 стартовали новые войсковые испытания, в которых БМ-13-СН проверялись параллельно с БМ-8-СН. Поскольку целью этих тестов, продолжавшихся ровно месяц, было определение реальных характеристик и преимуществ новой техники, в стрельбах участвовали уже имеющиеся реактивные минометы БМ-13 и БМ-8-48. В испытаниях участвовало по четыре машины каждого типа.

В ходе испытаний велась стрельба одиночными машинами и батареями на разную дальность и с разным углом возвышения, от прямой наводки до максимальной дальности. Использовались разные типы реактивных снарядов. Несколько десятков тестовых стрельб позволили точно определить характеристики всех представленных на испытания машин и сравнить их.

Во время войсковых испытаний было установлено, что минимальная дальность стрельбы реактивного миномета БМ-13-СН составляет 300 м. Для этого требовалось загнать боевую машину передними колесами в яму соответствующих размеров, чтобы угол возвышения стволов составлял 6°. При уменьшении угла возвышения существовал риск повреждения машин осколками собственных снарядов.

Сравнение машин БМ-13 и БМ-13-СН показало следующие преимущества последней. Используя стандартные ракеты М-13, машина со спиральными направляющими показывала такие же характеристики точности и кучности, как и стандартная БМ-13 со снарядами М-13-УК. Одновременно с этим БМ-13-СН с М-13 имела на 500-600 м большую дальность стрельбы, чем БМ-13 с М-13-УК.

Использование снаряда М-13-УК со спиральными направляющими давало на 10% меньшее рассеивание в сравнении с М-13. Кроме того, стволы новой конструкции позволяли стрелять ракетами М-13-ДД, которые не могли использоваться базовой БМ-13 с прямолинейными направляющими. При использовании снарядов М-20 плотность огня увеличивалась в 2,5 раза, тогда как площадь рассеивания сокращалась вдвое.

Реактивный миномет БМ-13-СН показал как преимущества, так и недостатки. Основная их масса была связана с количеством снарядов в залпе. При стрельбе снарядами М-13 и М-13-УК машина БМ-13-СН показывала сокращение плотности батарейного огня на 40% в сравнении с системой БМ-13, использующей ракеты М-13-УК. Для достижения схожей плотности батарейного огня требовалось увеличивать количество машин в батарее в 1,5-1,7 раза.

Ввиду иной конструкции пусковой установки машина БМ-13-СН не могла вести огонь с углом возвышения менее 10°. У БМ-13 минимальный угол составлял 7°. Таким образом, без подкапывания передних колес базовая «Катюша» могла стрелять на дальность от 1900 м, БМ-13-СН – минимум на 2700 м. Кроме того, новая пусковая установка была на 240 кг тяжелее и сложнее в обслуживании. Для ремонта поврежденного ствола требовалось специальное оборудование, необходимое для демонтажа всей кассеты. Имелись и иные недостатки, затруднявшие эксплуатацию в войсках.

На протяжении нескольких этапов испытаний отмечалась недостаточная надежность снарядов М-13-ДД. Регулярно фиксировался преждевременный взрыв снарядов и отрыв хвостовых стабилизаторов. К примеру, в июне-июле 1946 года на Софринском полигоне было выпущено 360 реактивных снарядов с «двойным двигателем». 8% боеприпасов во время полета лишились своих плоскостей.

По результатам нескольких войсковых испытаний было решено устранить выявленные недостатки и построить по обновленному проекту 12 машин типа БМ-13-СН. Также планировалось усовершенствовать снаряды М-13-ДД. После доработки улучшенные боевые машины и боеприпасы для них предполагалось подвергнуть новым испытаниям.

Насколько известно, производство реактивных минометов БМ-13-СН завершилось в 1946 году, вероятно, после сборки усовершенствованной опытной партии. В конце октября 46-го вышел приказ о прекращении производства этих боевых машин. Постановление о принятии такой техники на вооружение так и не вышло. Дальнейшая судьба построенной техники доподлинно неизвестна. Вероятно, построенные машины использовались в некоторых испытаний, после чего отправились на слом.

По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://epizodsspace.airbase.ru/
http://callig-museum.ru/
http://helpiks.org/
Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. – Мн.: Харвест, М.: «Издательство АСТ» 2000

topwar.ru

БМ-13 «Катюша» — секретное оружие Красной армии

14 июля 1941 года начальник немецкого генерального штаба Гальдер сделал в своем дневнике такую запись: «Сегодня русские под Оршей применили какое то новое, неизвестное доселе оружие. Шквал огнеметных снарядов за несколько минут превратил в пепел оршанскую железнодорожную станцию и уничтожил все эшелоны с боевой техникой и личным составом прибывших немецких частей. Горела земля, плавился металл» Вот таким было первое боевое применение легендарных «Катюш».

Сергей Мочалов

Фото: 1zoom.ru

17 июня 1941 года на подмосковном полигоне проходил смотр образцов нового вооружения Красной Армии. Последней в программе значилась демонстрация новейших установок залпового огня. Показ пяти машин в действии произвел на делегацию неизгладимое впечатление. Приказ о начале серийного производства нового вида оружия был подписан уже через три дня – за несколько часов до начала Великой Отечественной войны. А уже 26 июня на предприятии в Воронеже была завершена сборка двух новых машин, которые получили обозначение БМ-13. Они предназначались для пуска реактивных снарядов калибра 132 мм. Установки смонтировали на базе трехосного грузовика ЗИС-6. Именно эти автомобили и были применены при атаке станции Орша, батареей командовал капитан Иван Фленов.

После первой атаки темпы производства реактивных снарядов для «Катюш», да и самих реактивных систем значительно увеличились – командование оценило крайне высокую эффективность таких боевых систем. В конце июля 1941 года на Западный фронт прибыли вторая и третья батареи реактивной артиллерии, через месяц, в августе, было принято решение о формировании 8 полков реактивной артиллерии. Еще до встречи с противником они получили название гвардейских минометных полков артиллерии резерва Верховного Главного командования. Этим подчеркивалось значение, которое руководство страны отдавало новому виду артиллерии. Полк состоял из трех дивизионов. Дивизион – из трех батарей по 4 БМ-13 в каждой из них. Итого 36 установок залпового огня в одном полку. Уже в 1941 первом году советские заводы выпустили 593 БМ-13, из которых были укомплектованы 16 полков.

Личный состав полка насчитывал почти полторы тысячи человек, которых отбирали и обучали особым образом, поскольку системы залпового огня были секретным оружием. После обучения бойцы давали клятву не отдавать машины врагу, кроме того на каждый реактивный миномет устанавливалось по 30 кг взрывчатки, чтобы уничтожить технику в случае необходимости. Залп трех дивизионов БМ-13 продолжался 5-10 секунд, за это время в сторону врага улетало 576 реактивных снарядов, которые не оставляли ничего живого на площади свыше ста гектаров. Разрушительный эффект еще более усиливался при наложении взрывных волн снарядов, которые взрывались с минимальным интервалом. Осколки разогревались до 800 градусов и поджигали все вокруг, поначалу немцы ошибочно полагали, что ракеты «Катюши» оснащались термитным зарядом. После залпа подразделения мгновенно снимались с места и меняли позицию, тем самым избегая ответных ударов врага. Потеря одной машины означала бы трибунал для многих командиров полка.

Немцы охотились за «Катюшами» в надежде получить хоть какую-то информацию о новом советском оружии. В фашистских войсках были собственные реактивные минометные установки, обладавшие большой кучностью стрельбы, но они были эффективны только в ближнем бою, тогда как БН-13 могли эффективно применяться на дальностях свыше 8 километров. Секрет заключался в порохе, который разработали советские оружейники. Даже когда гитлеровцам все-таки удалось захватить пару установок, воспроизвести состав пороха им не удалось. Неудачу они потерпели и с собственным производством систем залпового огня. Они получались дорогостоящими и не технологичными.

В нашей стране производство реактивных залповых установок было в срочном порядке развернуто на нескольких оборонных заводах. Сборщики и конструкторы работали по 12-16 часов ежедневно. Также удалось наладить массовое производство того самого особого пороха, которым начинялись реактивные снаряды для «Катюш». К слову сами снаряды производились еще более массово, чем реактивные системы – их выпускали даже в блокадном Ленинграде.

В апреле 1943 года на вооружение была принята унифицированная реактивная пусковая установка БМ-13Н. В ней разработчики постарались исключить все недостатки и слабые места конструкции, которые проявили себя за первые годы жизни «Катюш». В основном обновленные системы создавались на базе хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиков «Студебеккер», которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Есть множество версий, почему установка БМ-13 получила название «Катюша». По одной из них, так окрестили установку сборщицы на заводе «Компрессор», по другой – из-за наличия в некоторых установках литеры «К». Но самая распространенная версия – это то, что название «Катюша» закрепилось за БМ-13, перекочевав из популярной в то время песни.

Система залпового огня БМ-13Н, тактико-технические характеристики:

Вооружение:ракетные снаряды М-13
Дальность:более 8,5 км
Количество:16
Боевой расчет:5-7 человек
Шасси:полноприводный автомобиль «Студебеккер US 6

smotorom.ru

night-panther » «Лука» и «Катюша» против «Ванюши»

 

 Залп гвардейских реактивных минометов БМ-13 «Катюша», на шасси американских грузовиков «Стедебеккер» (Studebaker US6). Район Карпат, западная Украина

 или рассказ о том, как «Катюша» стала «Катюшей» и вытеснила из истории немаловажного героя «Луку» с неприличной, но вполне фронтовой «фамилией»

О «КАТЮШАХ» — реактивных установках залпового огня, написано у нас, пожалуй, больше, чем о любом другом виде оружия. Тем не менее, поскольку до сих пор, несмотря на все законы и указы, архивные документы периода Великой Отечественной войны недоступны независимому исследователю, вместе с объективной информацией читатель получает изрядную дозу полуправды, откровенного вранья и сенсаций, высосанных из пальцев недобросовестных журналистов. Тут и поиски отца «Катюши», и разоблачение «лжеотца», бесконечные рассказы о массовом расстреле из «Катюш» немецких танков, и мутанты на постаментах — пусковые установки реактивных снарядов, кой-как смонтированные на автомобилях ЗИС-5, на которых они никогда не воевали, или вообще на послевоенных автомобилях, выдаваемых за боевые реликвии.

 На самом деле в Великой Отечественной войне использовались десятки типов неуправляемых ракет и пусковых установок. Название «Катюша» в официальных документах не использовалось, а было придумано солдатами. Обычно «Катюшами» называли 132-мм снаряды М-13, но часто это название распространялось на все PC. Но и снаряды М-13 имели несколько разновидностей и несколько десятков типов пусковых установок. Так что здесь не тот случай, чтобы искать «гениального прародителя».
С X века китайцы применяли в боевых действиях ракеты с пороховыми двигателями. В первой половине XIX века ракеты довольно широко использовались в Европейских армиях (ракеты В. Конгрева, А. Д. Засядько, К. К. Константинова и другие). Но к концу века снимаются с вооружения (в Австрии в 1866 г., в Англии в 1885 г., в России в 1879 г.). Это было связано с успехами в развитии нарезной артиллерии и господством доктрины, по которой все задачи полевой войны вполне может решать 75—80-мм дивизионная пушка. В конце XIX — начале XX века на вооружении русской армии осталась только осветительная ракета.
Принципиально новым было использование в ракетах бездымного медленно горящего пороха. 3 марта 1928 г. произведен первый в мире пуск такой 82-мм ракеты конструкции Тихомирова-Артемьева.
Дальность полета составила 1300 м, а в качестве пусковой установки использован миномет.
Калибр наших ракет периода Великой Отечественной войны 82 мм и 132 мм был определен ни чем иным, как диаметром пороховых шашек двигателя. Семь 24-мм пороховых шашек, плотно уложенных в камеру сгорания, дают диаметр 72 мм, толщина стенок камеры — 5 мм, отсюда диаметр (калибр) ракеты 82 мм. Семь более толстых (40-мм) шашек таким же образом дают калибр 132 мм.

 Немецкий солдат осматривает захваченную советскую установку БМ-13-16 («Катюша») на шасси трактора СТЗ-5

 Важнейшим вопросом при конструировании PC является способ стабилизации. Советские конструкторы предпочли оперенные PC и придерживались этого принципа до конца войны.
В 30-е годы были испытаны ракеты с кольцевым стабилизатором, не выходящим за габариты снаряда. Такими можно было стрелять из трубчатых направляющих. Но испытания показали, что с помощью кольцевого стабилизатора добиться устойчивого полета невозможно. Затем отстреляли 82-мм ракеты с размахом четырехлопастного оперения в 200, 180, 160, 140 и 120 мм. Результаты были вполне определенные — с уменьшением размаха оперения уменьшались устойчивость полета и кучность. Оперение же с размахом более 200 мм смещало центр тяжести снаряда назад, что также ухудшало устойчивость полета. Облегчение оперения за счет уменьшения толщины лопастей стабилизатора вызывало сильные колебания лопастей вплоть до их разрушения.
В качестве пусковых для оперенных ракет были приняты желобковые направляющие. Опыты показали, что чем они длиннее, тем выше кучность снарядов. Длина для PC-132 являлась максимальной — 5 м из-за ограничений по железнодорожным габаритам.
В декабре 1937 г. 82-м реактивные снаряды (PC) поступили на вооружение истребителей И-15 и И-16, а в июле 1938 г. PC-132 приняли на вооружение бомбардировщиков.
Принятие на вооружение этих же снарядов для наземных войск затянулось по многим причинам, важнейшей из которых была их низкая кучность. По опыту Великой Отечественной войны мы рассматриваем 82-мм и 132-мм реактивные снаряды как осколочно-фугасные, хотя первоначально начинкой являлись зажигательные и отравляющие вещества. Так, в 1938 г. был принят на вооружение 132-мм реактивный химический снаряд РСХ-132. Другой вопрос, что зажигательные снаряды оказались неэффективными, а химические не применялись по политическим соображениям.
Основным направлением совершенствования ракет в ходе Великой Отечественной войны было улучшение кучности, а также — увеличение веса боевой части и дальности полета.
Реактивные снаряды были неэффективны при стрельбе по малоразмерным целям вследствие огромного рассеивания. Поэтому использование PC для стрельбы по танкам практически невозможно. Так, даже по таблицам стрельбы 1942 г. при дальности стрельбы 3000 м отклонение по дальности составляло 257 м, а боковое — 51 м. Для меньших расстояний отклонение по дальности вообще не приводилось, т. к. рассеивание снарядов не поддавалось расчету. Нетрудно представить вероятность попадания PC в танк на такой дистанции. Если же теоретически представить, что боевая машина как-то ухитрится выстрелить в танк в упор, то и тут начальная скорость 132-мм снаряда составляет всего 70 м/с, что явно недостаточно, чтобы пробить броню «тигра» или «пантеры». Здесь недаром оговорен год издания таблиц стрельбы.
По таблицам стрельбы ТС-13 одного и того же PC М-13 среднее отклонение по дальности в 1944 г. составляет 105 м, а в 1957 г. — 135 м, боковое соответственно — 200 и 300 метров. Очевидно, что вернее таблицы 1957 г., в которых рассеивание увеличилось почти в 1,5 раза.
В ходе войны отечественные конструкторы непрерывно работали над улучшением кучности PC с крыльевыми стабилизаторами. Так, например, был создан снаряд М-13 уменьшенной дальности с баллистическим индексом ТС-14, который отличался от классического М-13 (ТС-13) только меньшим весом порохового двигателя, дальностью, но несколько большими кучностью и крутизной траектории (гаубичностью).
Основной причиной низкой кучности PC типа М-13 (ТС-13) был эксцентриситет тяги ракетного двигателя, т. е. смещение вектора тяги от оси ракеты из-за неравномерного горения пороха в шашках. Это явление легко устраняется при вращении ракеты, тогда импульс силы тяги будет всегда совпадать с осью ракеты. Вращение, придаваемое оперенной ракете с целью улучшения кучности, называется проворотом. Ракеты с проворотом не следует путать с турбореактивными.
Скорость проворота оперенных ракет составляла несколько десятков, в лучшем случае — сотен оборотов в минуту, что недостаточно для стабилизации снаряда вращением (причем вращение происходит на активном участке полета (пока работает двигатель), а затем постепенно прекращается. Угловая скорость турбореактивных снарядов, не имеющих оперения, составляет несколько тысяч оборотов в минуту, чем создается гироскопический эффект, и соответственно более высокая точность попадания, чем у оперенных снарядов, как невращающихся, так и с проворотом. В обоих типах снарядов вращение происходит за счет истечения пороховых газов основного двигателя через маленькие (несколько мм в диаметре) сопла, направленные под углом к оси снаряда.

Реактивные снаряды с проворотом за счет энергии пороховых газов у нас называли УК — улучшенной кучности, например М-13УК и М-31УК. Кроме того проворот снаряда мог быть создан и другими способами. Так, например, в 1944 г. на вооружение поступили снаряды М-13 (ТС-46) и М-31 (ТС-47), отличавшиеся от обычных невращающихся ТС-13 и ТС-31 только изогнутым косопоставленным оперением, за счет которого происходил проворот снаряда в полете. Эффективным средством для проворота любых оперенных снарядов стали спиральные направляющие.
Испытания опытных образцов спиральных направляющих начались в середине 1944 г. Помимо вращения снарядов спиральные направляющие обладали большей живучестью по сравнению с прямолинейными направляющими, т. к. были менее подвержены действию пороховых газов.
К апрелю 1945 г. изготовили 100 боевых машин Б-13-СН (СН — спиральные направляющие), сформированы первые подразделения, вооруженные ими. При стрельбе из БМ-13-СН кучность снарядов М-13 и М-13УК была практически одинакова.
Вторым направлением развития отечественных PC было создание мощных фугасных снарядов, поскольку фугасное действие PC М-13 невелико. В июне 1942 г на вооружение приняли фугасный 132-мм снаряд М-20, который отличался от М-13 более тяжелой головной частью и, соответственно, меньшей дальностью стрельбы. Тем не менее фугасное действие М-20 вскоре тоже сочли недостаточным, и в середине 1944 г. его производство было прекращено.

 Гвардейский реактивный миномет БМ-31-12 в Берлине. Это — модификация знаменитой реактивной установки «Катюша» (по аналогии получила название «Андрюша»). Вела огонь снарядами калибра 310 мм (в отличие от 132-мм снарядов «Катюши»), запускавшимися с 12 направляющих сотового типа (2 яруса по 6 ячеек в каждом). Система размещена на шасси американского грузовика «Студебеккер» (Studebaker US6), который поставлялся в СССР по ленд-лизу.

 Более удачным оказался снаряд М-30, в котором к ракетному двигателю от М-13 присоединялась мощная надкалиберная головная часть, выполненная в форме эллипсоида. Она имела максимальный диаметр 300 мм, За характерную форму головной части М-30 фронтовики называли Лукой М…вым (герой известной одноименной «эротической» поэмы). Естественно, что это прозвище, в отличие от растиражированной «Катюши», официальная пресса предпочитала не упоминать. «Лука», подобно германским 28-см и 30-см снарядам, запускался из деревянного упаковочного ящика, в котором он доставлялся с завода. Четыре, а позже восемь таких ящиков ставили на специальную раму, в результате чего получалась простейшая пусковая установка. Мощная головная часть М-30 имела неудачную аэродинамическую форму, и кучность стрельбы была в 2,5 раза хуже, чем у М-13. Поэтому снаряды М-30 применялись только массированно, на 1 км фронта прорыва было положено сосредотачивать не менее трех дивизионов М-30. Таким образом, на 1000 м линии обороны противника обрушивалось не менее 576 снарядов. По рассказам фронтовиков, часть снарядов М-30 застревала в укупорках и летела вместе с ними. Интересно, что думали немцы, наблюдая летящие на них кувыркающиеся деревянные ящики.
Существенным недостатком снаряда М-30 была малая дальность его полета. Этот недостаток частично устранили в конце 1942 г., когда создали новый 300-мм фугасный PC М-31 с дальностью стрельбы в 1,5 раза больше. В М-31 головная часть была взята от М-30, а ракетную — разработали заново, причем в основу ее конструкции положили двигатель экспериментального PC М-14.
В октябре 1944 г. принимается на вооружение дальнобойный PC М-13-ДД. Это был первый снаряд с двухкамерным ракетным двигателем. Обе камеры являлись штатными камерами снаряда М-13 и были последовательно соединены промежуточным соплом, которое имело восемь косонаклонных отверстий. Ракетные двигатели работали одновременно.
Первые установки для стрельбы М-13 имели индекс БМ-13-16 и монтировались на шасси автомобиля ЗИС-6. На этом же шасси монтировали и 82-мм ПУ БМ-8-36.

Автомобилей ЗИС-6 было всего несколько сотен, в начале 1942 г. их выпуск прекратили.

                                                                  Установка для ракет М-13 (ранний вариант)

 Пусковые установки ракет М-8 и М-13 в 1941—1942 гг. монтировали на чем угодно. Так, 6 направляющих снарядов М-8 устанавливали (на станки от пулемета Максим, 12 направляющих М-8 на мотоцикле, санях и аэросанях (М-8 и М-13), танках Т-40 и Т-60, бронированных железнодорожных платформах (БМ-8-48, БМ-8-72, БМ-13-16), речных и морских катерах и т. д. Но в основном ПУ в 1942— 1944 гг. монтировались на автомобилях, полученных по ленд-лизу — «Остин», «Додж», «Форд-Мармон», «Бедфорд» и т. д. За 5 лет войны из 3374 использованных под боевые машины шасси на ЗИС-6 приходится 372 (11%), на «Студебеккер» — 1845 (54,7%), на остальные 17 типов шасси (кроме «Виллиса» с горными ПУ) — 1157 (34,3%). Наконец было решено стандартизировать боевые машины на базе автомобиля «Студебеккер». В апреле 1943 г. такую систему приняли на вооружение под индексом БМ-13Н (нормализованная). В марте 1944 г. принимается самоходная ПУ для снарядов М-31 на шасси «Студебеккера» БМ-31-12.
Но в послевоенные годы о «Студебеккере» велено было забыть, хотя боевые машины на его шасси состояли на вооружении до начала 60-х годов. В секретных наставлениях «Студебеккер» именовался «машиной повышенной проходимости». На многочисленных постаментах вознеслись «Катюши»-мутанты на шасси ЗИС-5 или автомобилей послевоенных типов, которые упорно выдаются экскурсоводами за подлинные боевые реликвии, но подлинная БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 сохранилась только в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге.
Тактика применения реактивных снарядов в значительной мере изменилась к началу 1945 г., когда боевые действия перешли с бескрайних русских полей на улицы немецких городов. Бить по малоразмерным целям реактивными снарядами стало почти бесполезно, но они оказывались очень эффективными при стрельбе по каменным строениям. Почти повсеместно боевые машины вводились на улицы городов и в упор расстреливали дома, занятые противником. Появилось огромное количество кустарно изготовленных самодельных одиночных пусковых установок, переносимых солдатами на руках. Такие и стандартные упаковки со снарядами бойцы затаскивали на верхние этажи домов, устанавливали их на подоконниках и стреляли в упор по соседним домам. Двух-трех было достаточно, чтобы полностью разрушить несколько этажей, а то и целый дом.

                                                                                                               М-13УК

                                                                                                           Снаряд М-31

 Советские реактивные минометы — «Катюши» БМ-13 на шасси грузовика ЗИС-12, потерянные в районе Можайска

 Ремонт советской машины реактивной артиллерии БМ-13 на шасси американского грузового автомобиля «Студебекер» (Studebaker US6)

                                                                                             БМ-13 на базе грузовика «GMC»

Непосредственно для штурма рейхстага выделили два дивизиона БМ-31-12 (288 пусковых) и два дивизиона БМ-13Н (256 пусковых). Кроме того, на подоконниках второго этажа «дома Гиммлера» было установлено множество одиночных снарядов М-30.
В ходе войны в войска поступило 2,4 тысячи установок БМ-8 (потеряно 1,4 тысячи), соответствующие цифры составляют для БМ-13 — 6,8 и 3,4 тысячи, а для БМ-З1-12 — 1,8 и 0,1 тысячи.
Немецкие конструкторы принципиально иначе решили проблему стабилизации реактивных снарядов.
Все германские PC были турбореактивными. Пусковые установки систем залпового огня были сотового типа (28 и 32-см PC), или трубчатого (15, 21 и 30-см).
Первой немецкой реактивной системой залпового огня стал шестиствольный химический 15-см миномет типа «Д», поступивший на вооружение химических полков вермахта в конце 30-х годов. Основным его назначением была стрельба химическими минами (в германской армии реактивные снаряды именовались минами, а трубчатые пусковые установки для них — минометами) весом от 39 до 43 кг. Внешне химические мины отличались от фугасных или дымовых только наличием зеленого или желтого колец. С 1942 г. миномет «Д» немцы начали именовать 15-см Nb.W 41, т. е. дымовой миномет (пусковая) обр. 1941 г. Наши солдаты миномет такого типа называли «Иваном» или «Ванюшей».
В ходе войны химические боеприпасы не применялись и миномет стрелял только осколочно-фугасными и дымовыми минами. Разлет осколков осколочно-фугасной мины составлял 40 м в бок и 13 м вперед. Дымовая мина давала облако диаметром 80—100 м, которое сохраняло достаточную плотность в течение 40 секунд.

Шесть стволов миномета были объединены в один блок с помощью передней и задней обойм. Лафет имел секторный подъемный механизм с максимальным углом возвышения до +45° и поворотный механизм, допускавший поворот ±12°. Боевая ось лафета коленчатая, при стрельбе она поворачивается, колеса вывешиваются, а лафет опирается на сошники развернутых станин и откидной передний упор. Огонь велся залпами по 6 выстрелов за 5 секунд, время перезарядки 1,5 минуты. Вес ПУ составлял 540 кг без боеприпасов.
С апреля 1943 г. немцы стали изготавливать 10-ствольные ПУ на базе полугусеничной бронемашины «Мультир» для стрельбы 15-см минами. Называли их бронированными пусковыми установками 15 см PW. 43. Вес системы около 7,1 тонны, возимых боекомплектов 20 мин, а максимальная скорость по шоссе составляла 40 км/час.
По типу «Ивана» немцы создали две более мощные ПУ («дымовых минометов») на колесных лафетах. Это пятиствольный 21-см миномет 21. см. Nb.W. 42 и шестиствольный миномет 30 см. Nb.W.42. Вес первого составлял 550, а второго 1100 кг.
В 1940 г. началось производство 28-см фугасных и 32 см зажигательных мин (28-см. WK. и 30-см.WK.). Обе имели одинаковый двигатель, но различались весом, размерами и начинкой головной части.

 32-см мины в упаковочных ящиках на огневой позиции (Германия)

 Зона поражения осколками фугасной мины достигала 800 м. При прямом попадании одной в дом он полностью разрушался.
32-см зажигательные мины снаряжались 50 литрами нефти. При стрельбе по сухому лугу или лесу одна вызывала пожар на площади 200 кв. м с пламенем высотой до двух-трех метров. Взрыв килограммового разрывного снаряда мины создавал добавочное осколочное действие.
Минимальная табличная дальность стрельбы для обеих мин составляла 700 м, но стрелять на дальность менее 1200 м не рекомендовалось из условий собственной безопасности.
Наиболее простой ПУ для 28 и 32-см мин являлся тяжелый метательный прибор обр. 40 г. и обр. 41 г., который представлял собой деревянную или железную раму, на которой в ящиках находились четыре мины. Рама могла устанавливаться под разными углами, что позволяло придавать ПУ углы наведения от +5° до +42°. Укупорочные ящики 28 и 32-см мин представляли собой деревянные рамы с одинаковыми наружными размерами.
Для повышения мобильности шесть метательных приборов обр. 1940 или 41 гг. монтировали на полугусеничных бронеавтомобилях (спецмашина 251).
С 1941 г. в войска стала поступать в больших количествах тяжелая метательная установка обр. 41 г. (28/32 см Nb.W. 41) сотового типа, имевшая в отличие от рамных установок обр. 40 и 41 гг. неотделяемый колесный ход. Установка имела ствольную ферму с 6 направляющими, в которых могли помещаться как 28-см, так и 32-см мины. Ствольная ферма представляла собой двухъярусную конструкцию из прутковой и уголковой стали. Вес ПУ был 500 кг, что позволяло расчету легко перекатывать ее по полю боя.
Особняком стоит 8-см реактивный снаряд, созданный немцами на основе 82-мм советского снаряда М-8. Это был единственный немецкий оперенный снаряд, стрелявший с ПУ балочного типа. Такие ПУ с 48 направляющими устанавливали на трофейных французских танках «Сомуа» (немецкое название 303). Кроме того, ПУ с 24 направляющими устанавливали на уже упомянутых бронемашинах «Мультир».

8-см снаряды использовались в основном войсками СС.

                                                                                                          15-см «Иван» на «Мультире»

 «Мультир» в момент пуска 15 см мины

 Реактивная установка образца 1942 г. на базе бронетранспортера «Мультир»

                                                                                      «Мультир» — трофей Советской Армии

 Тяжелая метательная установка калибра 28 см образца 1941 г. (Германия). Захвачена союзниками в Нормандии

                       Немецкая реактивная установка под оперенный 8-см снаряд — копию советского М-8

 И, наконец, принципиально новой системой была 38-см реактивная установка RW. 61 на специальном танке «Штурмтигр». В отличие от всех предыдущих реактивных установок она рассчитана не на залповый огонь по площадям, а на стрельбу одиночными снарядами по конкретной цели. Турбореактивный фугасный снаряд 38 см R. Sprgr. 4581 выстреливался из нарезного ствола длиной 2054 мм с начальной скоростью всего 45 м/с. Затем реактивный двигатель разгонял снаряд до скорости 250 м/ с. Заряжание производилось с казенной части, для чего ПУ (немцы ее иногда называли мортирой) имела горизонтальный клиновой затвор. Подъемный механизм ПУ допускал угол возвышения до +85°.
Вес установки составлял 65 тонн, лобовая броня 150—200 мм. Возимый боекомплект 14 снарядов. Максимальная скорость передвижения до 40 км/час.
В 1944-1945 г. фирма «Хеншель» выпустила 18 установок «Штурмтигр».
В самом конце войны немцы создали 38-см гаубицу на колесном ходу, стрелявшую 680-мм реактивным снарядом.
В начале февраля 1944 г. фирма Круппа начала проектирование сверхдальней ракетной системы R. Wa. 100. Она должна была иметь тонкостенный нарезной ствол, из которого небольшой вышибной заряд выбрасывал турбореактивный снаряд. На расстоянии около 100 м начинал работать маршевый двигатель, разгонявший его до 1000 м/с. Основным назначением системы была стрельба через пролив Ла-Манш. Прорабатывались варианты с 540 и 600-мм стволами, вес взрывчатого вещества в снаряде должен был быть около 200 кг. В качестве ПУ предусматривалось использование переделанного железнодорожного транспортера 24-см пушки «Теодор» или усиленного шасси 60-см САУ «Карл». Немцам удалось довести работы до стадии макетирования. После окончания войны эти проработки были использованы при проектировании в 1945—1946 гг. аналогичной системы 56 см. РАК в советской зоне оккупации Германии.

 Данные немецких реактивных снарядов (мин)

 Производство германских пусковых установок

 Производство реактивных снарядов (мин)

 Германский шестиствольный миномет Nebelwerfer 41 «Иван»

 Залп батареи немецких реактивных миномётов Nebelwerfer 41 под Демянском

 Советские солдаты с трофейным немецким реактивным 150-мм миномётом «Nebelwerfer 41»

 Снаряды М-31 в упаковочных ящиках на огневой позиции

 Ближе к окончанию войны немецкие конструкторы создали 80-мм реактивную систему залпового огня на базе трофейных французских средних полугусеничных БТРов S303(f) и S307(f) на 48 ракет Raketensprenggranate (8см RSprgr.). Эти машины состояли на вооружении войск СС. Ракеты были почти точной копией советской ракеты М-8, известной как «Катюша». Всего немцами было создано 6 машин для запуска этих ракет. Поначалу эти машины проходили испытания в составе Ваффен СС, а затем были перемещены в Schnelle бригаду Запад (21.PzDiv.).

 Автор Александр Широкорад, журнал «Техника и вооружение


night-panther.com

Катюша БМ 13 — страшное оружие Красной Армии Великой Отечественной Войны

  В ходе Берлинской операции (апрель — май 1945 года) с началом уличных боев в Бер­лине широко применялись БМ 13 Катюша — страшное оружие Красной армии  Великой Отечественной Войны. В условиях борьбы на узких улицах наряду с залповой стрельбой полков Катюш БМ-13 и дивизионов М-31 -12 большое распространение получила стрельба прямой наводкой отдельными реактивными снарядами М-31, М-20 и частично М-13. Этот вид стрельбы являлся весьма эффективным и рациональным, так как при минимальном расходе снарядов достигалась большая эф­фективность артиллерийского огня. (см. фото )

 

Катюша — страшное оружие Красной Армии  Великой Отечественной Войны

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГВАРДЕЙСКИХ МИНОМЕТНЫХ ЧАСТЕЙ (Катюша Бм-13)

Осенью 1941 года РККА еще не имела до­статочного опыта в боевом применении подразделений и частей БМ-8 и БМ-13, не было в этой области и единых взглядов. В одних случаях полки действовали в полном составе, и каждый из них поддерживал какое-либо од­но общевойсковое соединение, в других — они расчленялись подивизионно, причем каждый дивизион временно придавался стрелковой дивизии — так было на протяжении почти всей Великой Отечественной Войны. Например, на Юго-За­падном фронте с 21 сентября по 10 октября 1941 года 4-й гмп в течение пяти суток под­держивал 14-ю кавалерийскую дивизию, а за­тем 15 суток поддерживал различные диви­зии 38 армии. 7-й гмп подивизионно поддер­живал 47-ю и 76-ю горнострелковые дивизии.Передача распоряжений штабами полков и контроль за их исполнением осуществля­лись, как правило, через делегатов связи. Дейст­вия частей гвардейских минометов фронта объединялись фронтовой оперативной груп­пой ГМЧ Катюша, Военный Совет которой был непо­средственно подчинен Военному Совету фрон­та. Для связи фронтовой оперативной группы ГМЧ с подчиненными ей частями использова­лись фронтовые, армейские и оперативной группы ГМЧ средства связи и офицеры связи.

При наличии времени для каждого дивизи­она выбирали несколько огневых позиций, весь дивизион располагался на одной огне­вой позиции. Координаты огневых позиций определяли по карте. В инженерном отношении огневые позиции, как правило, не обору­довали. так как после залпа дивизионы немед­ленно уходили в районы сосредоточения. За редкими исключениями разведку против­ника организовывали в дивизионах только после получения огневых задач и ограничи­вались наблюдением за тем районом, по кото­рому предстояло открыть огонь. Большинство залпов ГМЧ Катюша производилось по целям, распо­ложенным в глубине боевого порядка против­ника. Это объяснялось, с одной стороны, опа­сением поражения своих войск, расположен­ных на переднем крае обороны (рассеивание снарядов было велико и еще недостаточно изучено), и, с другой стороны, тем, что цели, наиболее подходившие для применения огня ГМЧ Катюша (колонны, крупные сосредоточения и скопления войск противника, штабы, узлы связи и т. п.), находились в глубине боевых по­рядков противника. Поэтому объекты пора­жения для ГМЧ Катюша в основном указывались ко­мандирами общевойсковых соединений или начальниками артиллерией дивизий. Основ­ным способом подготовки исходных данных для стрельбы была сокращенная подготовка по карте. Огневые задачи решались дивизион­ными и батарейными залпами.

После залпов ГМЧ наступавшие пехота и танки противника почти всякий раз прекра­щали атаки и в течение более или менее дли­тельного времени не предпринимали на этом участке активных действий.

Общими особенностями боевого примене­ния ГМЧ Катюша являлись:

  • передвижение боевых установок М-8 и М-13 на большие расстояния заряженными и способными к мгновенному открытию огня;
  • залп полка и дивизиона происходил в короткий период времени (до 1 — 2 минут) с дальнейшим быстрым покиданием боевой позиции;
  • длительное ручное перезаряжание уста­новок, которое превышало время залпа в 10 — 15 раз;
  • большое рассеивание реактивных сна­рядов при стрельбе и необычная для артилле­рии конфигурация эллипса рассеивания;
  • вдвое меньшая площадь действительно­го поражения осколками, нежели у снарядов 76-мм пушек и 122-мм гаубиц.

Последние два свойства вынуждали при подготовки стрельбы по заданной цели под­бирать соответствовавшую наивыгоднейшей дальност и стрельбы огневую позицию, позво­лявшую наиболее производительно исполь­зовать снаряды.

Части М-8 и М-13 могли быть использова­ны эффективно для подавления н частичного уничтожения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто (М-8. М-13) или в легких укрытиях (М-13), а части М-30 (М-31) — для подавления и частичного уничтожения тех же целей, но расположен­ных в прочных укрытиях.

Плотность огня дивизиона М-8 была равна 3,5 — 5,2 снаряда на каждый гектар площади в 37 — 43 га (соответственно для двух- и трех- батарейного дивизиона). Плотность огня ди- гвардейско­го минометного полка за­читывает приказ Верхов­ного Главнокомандующе­го. Германия, февраль 1945 года. На заднем пла­не видны БМ-13-16 на шасси Studebaker U S6 с транспарантом: «Да здрав­ствует советская гвардия», на крыле среднего автомо­биля стоит пулемет ДП (АСКМ).визиона М-13 — 2,6 — 3,8 снаряда на каждый гектар площади в 32 — 36 га. Дивизион М-30 имел плотность огня 9,6 снаряда на каждый гектар площади в 20 га. дивизион М-31 — 4,5 снаряда на каждый гектар площади в 40 — 42 га. Подразделения при использовании снаря­дов М-20 имели плотность огня в зависимости от применяемых установок:

  • при стрельбе с установок М-13 (по 8 сна­рядов только с верхнего ряда направляющих) плотность огня дивизиона М-13 была около 3 снарядов на каждый гектар площади в 16 га;
  • при стрельбе с рам М-30 (по 6 снарядов с одной рамы) плотность огня дивизиона М-30 равнялась 12 снарядов на каждый гектар площади в 16 га.

Опытным путем было установлено, ч то доя гарантированного поражения открыто рас- положенной в рост или двигающейся живой силы требовалось 8-10 снарядов М-8 или 4 — 5 снарядов М-13 на 1 га. Для поражения живой силы, расположенной лежа или в легких ук­рытиях — 15 — 20 снарядов М-8 или 6-8 снаря­дов М-13 на 1 га. Для поражения живой силы и огневых средств противника, расположен­ных в прочных укрытиях полевого типа, тре­бовалось 30 — 40 снарядов М-20 или 20 — 30 снарядов М-30 (М-31) на 1 га. Следовательно, для надежного поражения одной цели надо было направлять огонь не одного, а двух — грех и более дивизионов.

Боевая установка, смонтированная на ав­томашине повышенной проходимости, об­легчала совершение маршей на дальние рас­стояния при высоких скоростях движения. В среднем величина суточного пробега ГМЧ достигала от 150 до 300 км. Кроме того, спо собность ГМЧ Катюша к быстрому маневру ставило их в преимущественное положение по сравне­нию с другими видами артиллерии. 100% укомплектование формируемых ГМЧ всей по­ложенной по штату техникой, материальны­ми средствами и личным составом было обя­зательным, в отличие от других частей артил­лерии. Штатным количеством автомашин ГМЧ поднимали за один рейс весь свой лич­ный состав, все боевое и хозяйственное иму­щество и три — четыре залпа боеприпасов.(см. фото )

Указания по использованию ГМЧ Катюша были из­ложены в приказе CI3I K № 04 от 8 августа 1941 года, инструкции командующего ГМЧ СВГК от 7 мая 1942 года, -Инструкции по применению минометных частей М-30, М-20, М-13 при про­рыве укрепленной полосы противника», ут­вержденной НКО СССР 4 апреля 1943 года.

В последней инструкции было сказано, что ди­визионы М-30 должны сосредотачиваться на участке прорыва шириной в 4 км, иначе успех прорыва не будет обеспечен из-за противо­действия фланговых огневых средств против­ника, и что дивизионов М-30 должно быть не менее 12 (3 дивизиона на 1 км фронт проры­ва). С ростом же ширины участков одновре­менного прорыва обороны противника, ГМЧ стали применять сосредоточенно, концентри­руя их залповый огонь на отдельных, особен­но важных объектах обороны противника.

Дивизии и бригады М-31, вооруженные ра­мами М-30, были малоподвижны в бою. Под­воз рам и боеприпасов па огневые позиции, оборудование огневых позиций, установка рам и их заряжание требовали большой за­траты времени. Для подготовки бригады М-31 к залпу требовалось от 8 — 10 часов до суток, li зависимости от накопленного опыта. На­пример, в приказе № 0084 от 28 июля 1943 го­да командующий артиллерией Центрального фронта требовал от командующих артилле­рией армий, чтобы бригадам М-31, привлека­емым к выполнению боевых задач, предостав­лялось 6 часов светлого времени для произ­водства разведки и не менее 6-8 часов ночью для занятия огневых позиций и подготовки к залпу. В оборонительном сражении иод Кур­ском ГМЧ, приданные Центральному фронту, израсходовали около 13 залпов снарядов на каждую установку М-8. более 6 залпов на каж­дую установку М-13. более 3,5 залпа снарядов М-20 на каждую установку М-13 и около 2 зал­пов снарядов М-30 (М-31) на каждую восьми­зарядную раму М-30.

Вот несколько примеров боевого приме­нения ГМЧ во время войны. К 25 июля 1942 года на Южном фронте сложилась тяжелая обстановка — с тяжелыми потерями войска фронта отошли за Дон. Однако и на этом ру­беже наши войска не смогли остановить 1-ю танковую армию противника, которая про­рвав оборону советских войск, устремилась своими подвижными соединениями в на­правлении на Веселый и Сальск, угрожая ты­лам фронта. Единственной реальной силой в руках командования фронта, способной в кратчайший срок выдвинуться на угрожае- мое направление и задержать, хотя бы на кратчайший срок врага, являлась фронтовая оперативная группа ГМЧ (командующий — гвардии полковник А.И. Нестеренко). Части группы полностью сохранили боеспособ­ность и имели достаточное количество бое­припасов. По боевому распоряжению № 0433 от 25 июля Военного Совета Южного фронта в течение ночи с 25 на 26 июля была создана подвижная группа Южного фронта под ко­мандованием гвардии полковника Л.И. Не­стеренко в составе 8,43,48-го гми, 14-го огмд (с общим количеством установок — не ме­нее 60), 176-й стрелковой дивизии на 600 ав­томашинах (которые еще следовало ото­брать у неорганизованно отходивших час­тей и подразделений), 62-го отдельного тан­кового батальона (в составе 20 — 25 танков типа Б’Г, Т-26, Т-60), 113,240-го отдельных зе­нитных артиллерийских дивизионов МЗА, автороты подвоза. С утра 27 июля части груп­пы уже вступили в бой. Играя роль мощного подвижного арьергарда группа смогла обес­печить организованный отход соединений и частей, тылов Южного фронта на Север­ный Кавказ, сдерживая массированным ог­нем установок М-13 продвижение подвиж­ных частей противника.(см. фото )

В Ржевско-Сычевской наступательной операции в 6 часов 15 минут 4 августа на уча­стках прорыва 20-й и 31-й армий началась артиллерийская подготовка. Особенно эф­фективным был залп тяжелых реактивных снарядов М-30 перед началом атаки. Об этом говориться в телеграмме командующего За­падным фронтом Маршала Советского Сою­за ПК. Жукова командующим армиями: -Не­посредственно перед атакой дали залп 18 ди­визионов М-30. Было нанесено громадное поражение противнику и разрушена вся сис­тема огня, что позволило пехоте и танкам уверенно и без больших потерь двинуться в атаку» («Советская артиллерия в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 it.». М., Во- ениздат, I960 г., с. 147).

Во время контрнаступления иод Сталин­градом, при бое в глубине для отражения вра­жеских контратак и нанесения огневых уда­ров по узлам сопротивления противника, ус­пешно использовалась приданные подвиж­ным соединениям полки ГМЧ. Они следовали в составе колонн танковых и мотострелко­вых бригад ближе к голове их, что позволяло быстро вводить полки в действие. Например, 26-й танковый корпус, развивая наступле­ние в юго-восточном направлении, к исходу 19ноября 1942 года подошел к сильно укреп­ленному узлу обороны противника Перела- щовский и завязал за него бой. Артиллерий­ский корректировщик, находившийся в ра- дийном танке в голове колонны, дал целеука­зания в дивизионы приданного па усиление корпусу 85-го гмп. Дивизионы нолка быстро развернулись и произвели залп по узлу обо­роны. Одновременно батареи 1241-го истре- бител ьно-п роти вота н кового а ртиллерий- ского полка открыли фланговый огонь пря­мой наводкой по огневым средствам, броне­технике и живой силе противника. В резуль­тате совместных согласованных действий частей корпуса, артиллерии и ГМЧ, 26-й тк быстро сломили сопротивление врага и ов­ладели Перелазовскнм. В этих боях огнем ар­тиллерии и ГМЧ было уничтожено 8 танков, 15 противотанковых орудий и большое ко­личество пехоты.

Для усиления высадившегося у Южной Озерейки десанта был отправлен 3-й отдель­ный гвардейский горно-вьючный миномет­ный дивизион (командир — капитан Д.И. Ер- мольчик). 9 февраля 1943 года он был погру­жен на два транспорта Черноморского флота «ТРАКТОРИСТ» и .ЗЕМЛЯК». В ночь на 10 фев­раля конвой вышел к Южной Озерейке. В ре­зультате атаки германских торпедных катеров транспорт -ТРАКТОРИСТ» был потоплен, па котором погибли заместитель командира дивизиона по политической части капитан Ф. Новосад, взвод управления дивизиона и од­на батарея. Транспорт -ЗЕМЛЯК», на котором находился командир дивизиона и две бата- реи, напоролся на подводный камень, полу­чил повреждение и возвратился в Геленджик. В течение суток дивизион был пополнен лич­ным составом и техникой, в ночь на 12 февра­ля был успешно переброшен на плацдарм. 13 февраля на участке 83-й морской стрелко­вой бригады дивизион произвел первый залп по врагу. 3-й оггвмд пробыл на Малой земле более 200 суток, выпустив по врагу более 6000 снарядов М-8, не потеряв ни одной установки.(см. фото )

В первый день сражения на Курской дуге (5 июля 1943 года) в 11 часов противник вклинился в оборону 81-й стрелковой диви­зии в районе Озерки, угрожая окружить ее 4б7-й стрелковый полк. Командир приданно­го дивизии 65-го гмп майор Кочуланов выдви­нул 313-й дивизион полка на открытые огне­вые позиции и произвел дивизионный залп по танкам и пехоте противника, прорвавшим­ся к западной окраине ст.Поныри. Три танка были подожжены, 30 солда т противника унич­тожены. Через 10 минут был дан новый залп по атакующим танкам и пехоте противника. Дивизион уничтожил еще 5 танков, пехота противника была рассеяна. Полк своим огнем сорвал попытку окружть 4б7-й полк.

В ходе наступления под Ленинградом и Новгородом (январь — февраль 1944 года) в бою за Красное Село большую помощь пехо­те 291-й стрелковой дивизии оказали гвар­дейцы — минометчики. В критический мо­мент боя был обнаружен подход подкрепле­ний противника из Урицка по шоссе к Крас­ному Селу. Командир 38-го гмп подполковник Алымов часть своих реактивных установок развернул в северо-западном направлении и мощным внезапным залпом задержал и час­тично рассеял колонну противника на под- пупах к Красному Селу. 58-я пехотная диви­зия противника, усиленная танками, пыталась задержать соединения 116-го стрелкового корпуса в районе Плюсса, оз. Черное, но 8 фе- ‘ враля была окружена нашими войсками и партизанами. Окруженный противник пы­тался вырват ься, переходя в конт ратаки с раз­личных направлений и используя для этого ночное время. Одну из первых попыток он предпринял в районе села Горино. 10 февраля с наступлением темноты до батальона пехоты противника при поддержке артиллерии кон­тратаковали наши подразделения у сел Гори­но и Узмино. Противник был встречен огнем противотанковой и полковой батарей. Невзи­рая на потери, враг упорно стремился про­рваться. Исход короткого, но ожесточенного боя решил точный залп гвардейского мино­метного дивизиона. Не выдержав удара, про­тивник отошел в исходное положение.

На 2-м Прибалтийском фронте 2 aeiycra 1944 года 21-я гмбр (командир — полковник КГ. Сердобольский), поддерживающая стрел­ковый корпус, получила боевую задачу произ­вести дивизионный залп по опорному пункту Баркава. В 19.00 был дан залп снарядами М-31. Из-за большого рассеивания снарядов и недо­статочной плотности огня дивизионного зал­па опорный пункт разрушить не удалось. Было решено произвести повторный залп снаряда­ми М-31УК. После залпа наша пехота с незна­чительными потерями захватила опорный пункт. Более 50% оборонявшихся было унич ­машинах типа «Виллис» или ГАЗ-67. Удобство применения этих установок состояло в том, что они обеспечивали ведение огня как с ав­томашины, так и в снятом положении с земли. Установка могла переноситься в разобранном виде вручную тремя бойцами, а другие три бойца расчета шли для подмены. Каждый бо­ец нес три мины. Благодаря такой конструк­ции эти установки действовали в стороне от дорог до 12 км, обеспечивая наступление пе­хоты на отдельных напралениях, на откры­тых флангах, при обходе и охвате противни­ка. Во время Карпатско-Ужгородской опера­ции подразделения 2-й гвардейской воздуш­но-десантной дивизии 13 сентября 1944 года овладели горой Мунчелык (1355,1 м над уров­нем моря) и должны были атаковать против­ника, блокируя его опорный пункт па торс- Хорда (1479,7 м над уровнем моря). Пять дней шли упорные бои, по высотой овладеть не удалось. За одну дождливую ночь, но единст­венной испорченной дороге с крутизной склонов более 30 градусов артиллеристы ди­

визии с помощью двух автотягачей, ;1ебедок, лямок и канатов к 18 сентября доставили на гору Мунчелык одну пушечную батарею, а за­тем 2-й оггвмд. Внезапным и точным огнем прямой наводкой эти подразделения обеспе­чили пехоте овладение горами Хорда и Куты- лувка. В ходе боя 2-й оггвмд произвел восемь батарейных залпов.

В условиях гор ГМЧ вели огонь залпами ба­тарей, взводов, отдельных установок и реже полками и дивизионами. За сентябрь 1944 го­да ГМЧ 4-го Украинского фронта произвели залпов (таблица 6).

Таблица 6.

Залпы

Количество залпов

Полковые

4

Дивизионные

20

Батарейные

137

Взводные

59

Установками

24

Итого:

224

 

 

   

Во время штурма Кенигсберга (март — ап­рель 1945 года) особенность в применении ГМЧ являлось широкое использование в улич­ных боях одиночных реактивных снарядов для стрельбы прямой наводкой. С этой целью в гвардейских минометных бригадах были со­зданы штурмовые группы реактивных снаря­дов (PC), каждая в составе 12 человек. В каж­дой бригаде создавалось но 2-3 группы. Стрельба снарядами М-31 производилась не­посредственно из укупорки, которая устанав­ливалась в окнах или проломах зданий на­против объекта, подлежащего разрушению. Каждой стрелковой дивизии придавалась 1 — 2 штурмовые группы PC, которые в свою оче­редь использовались для непосредственного обеспечения штурмовых отрядов и групп пе­хоты. Боевые действия показали высокую эф­фективность такого использования реактив­ных снарядов.

Обычно один или несколько снарядов М-31 непосред­ственно в укупорке устанавливались в окон­ных проемах или проломах зданий против дома, намеченного для разрушения. Затем производились выстрелы, и силы взрыва трех — пяти таких снарядов оказывалась доста­точной для основательного разрушения круп­ного здания. Дальность стрельбы таким спосо­бом колебалась в пределах от 50 до 200 м. Для разрушения особо мощных узлов сопро­тивления противника часто применялась стрельба прямой наводкой большого количе­ства снарядов М-31 одновременно.(см. фото )

 

 

 

www.xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

БМ-13 — легендарные «Катюши». Первое испытание

Удар по Орше

Фашисты чувствовали себя как дома: блицкриг развивался строго по планам великого фюрера — русские еще сопротивлялись, но это ненадолго, ведь им нечем воевать — еще пара-тройка месяцев, и война закончится очередной доблестной победой германского оружия.

Правда, фашистов смущали эти новые танки — Т-34, они создавали немало проблем. Но гениальные немецкие конструкторы обязательно найдут способ бороться с ними! А больше у русских ничего нет, кроме старых винтовок…

К 14 июля на Оршинском железнодорожном узле скопилась уйма составов: вагоны, забитые весело орущими немецкими солдатами, платформы, укрытые горбящимся тяжелым брезентом, на каждой платформе — мрачный часовой с автоматом. Один из путей занимала длинная цепь черных цистерн — бензин для гитлеровских танков и самолетов.

Ровно в 15 часов 15 минут над грузовой станцией пронесся жуткий, хватающий за душу вой. Затем раздались взрывы, грохот, и буквально через доли секунды практически все железнодорожные составы запылали ярким пламенем. Такое ощущение, что кто-то разом накрыл всю станцию огненным покрывалом. Уцелевшие нацисты в ужасе и панике метались по путям. Что это было? Обстрел? Диверсия?

Так на узловой станции города Орша гитлеровские вояки впервые испытали на себе удар знаменитых БМ-13, «Катюш» или «Сталинских органов», как потом назвали их фашисты.

Первая ракетная батарея БМ-13 сформировалась уже на второй день войны. Она состояла из 7 пусковых установок, взятых прямо с испытательных стендов, 44 грузовиков, загруженных 600 реактивными снарядами и 170 человек личного состава. Весь командный состав батареи состоял из слушателей Военной артиллерийской академии. Охрану секретного оружия выполнял особый взвод НКВД, солдатам которого было отдан приказ: без предупреждения стрелять в каждого постороннего, кто осмелится близко подойти к боевым машинам. Вдобавок, на поворотной раме каждой ракетной установки крепился особый железный ящик — якобы для ветоши. На самом деле внутри находился мощный фугас. В случае реальной угрозы окружения и захвата противником машины командир должен был самоуничтожиться вместе с техникой. Достаточно было только поджечь бикфордов шнур, чтобы секретное оружие взлетело на воздух.

Командир секретной батареи

Командиром ракетной батареи был назначен капитан Иван Флеров. Этот выбор неслучаен. Иван Андреевич Флеров родился и вырос в рабочей семье, что было тогда крайне важно.

После окончания артиллерийского училища участвовал в советско-финской войне, где командовал батареей. К началу Великой Отечественной войны капитан Флеров уже имел боевые награды.

В ночь на 2 июля 1941 года экспериментальная батарея отправилась под Смоленск, а к 14 июля оказалась под Оршей.

Атака батареи капитана Флерова на железнодорожную станцию длилась всего восемь секунд, но за эти секунды батарея выпустила больше сотни снарядов, и потери немцев оказались катастрофическими. В тот же день батарея произвела второй залп, только уже по переправе через речку Оршица, где также скопилось немало живой силы противника. Результат снова превзошел все ожидания. В журнале боевых действий батареи сохранилась такая запись: «1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениями в плен».

Батарея под командованием капитана Флерова быстро, насколько позволяли фронтовые дороги, перемещалась вдоль линии фронта, лишь ненадолго останавливаясь для нанесения беспощадных ударов по врагу. Залпы «Катюш» не только наносили материальный урон гитлеровцам, но и поднимали боевой дух у наших солдат и офицеров. Все это прекрасно понимали и фашисты, устроившие за новым оружием русских настоящую охоту. Как только батарея давала о себе знать очередной внезапной атакой — немцы тут же посылали туда танки и авиацию. Но Флеров знал об этом и не задерживался долго на одном месте — дав залп, «Катюши» сразу же меняли позицию.

Но, в конце концов, везение кончилось. В ночь на 7 октября 1941 года недалеко от поселка Знаменка на Смоленщине батарея капитана Флерова попала в окружение. Командир сделал все возможное, чтобы спасти ракетные установки и прорваться к своим. Батарея прошла более 150 километров по вражеским тылам. Тяжелые машины ползли по лесам и болотам, пока топливо не подошло к концу. В конце концов, капитан Флеров приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В колонне осталось семь заряженных «Катюш» и три грузовика с людьми.

Гибель батареи

Обогнув Знаменку, колонна остановилась и вперед пошла разведка. Вернувшись, разведчики доложили, что путь свободен. Когда опустилась ночь, командир выслал вперед одну машину, а следом за ней, на расстоянии не больше одного километра, с выключенными фарами потянулись колонной остальные.

Вдруг пули защелкали по кабинам ракетных установок. Видимо, немцы давно сидели в засаде и, сознательно пропустив головную машину, поджидали именно колонну «Катюш». Фашистам был дан строгий приказ: любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового оружия. Капитан Флеров и его гвардейцы вступили в неравный бой. Пока одни отстреливались, другие бросились к ракетным установкам и успели взорвать машины. Многие из них погибли, а те, кто смог оторваться от гитлеровцев, в конце концов, пересекли линию фронта, и добрались до своих.

О судьбе командира первой в мире ракетной батареи долгое время ничего не было неизвестно. Оставшиеся в живых утверждали, что капитан Флеров геройски погиб при уничтожении пусковых установок, но солдатам, побывавшим в окружении, веры не было, и официально Флеров числился пропавшим без вести. Ходили даже совершенно нелепые слухи, что командир сознательно завел свою батарею в ловушку. Всю эту чепуху удалось опровергнуть с помощью захваченных после войны немецких штабных документов, где подробно описывался неравный бой под Знаменкой. В 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. А в этом году исполнилось сто лет со дня рождения легендарного командира.

Ракеты — фронту

Эффект от действий только одной батареи капитана Флерова явился настолько сокрушительным, что до 1 ноября 1941 года в срочном порядке были сформированы и отправлены на боевые позиции десятки ракетных дивизионов на базе БМ-13 и БМ-8.

1 октября 1941 года из ставки ВГК на фронт пришла директива о порядке использования реактивной артиллерии. В частности в ней говорилось: «Внезапный, массированный и хорошо подготовленный огонь дивизионом М-8 и М-13 обеспечивает исключительно хорошее поражение противника и одновременно оказывает сильнейшее моральное потрясение его живой силы, приводящее к потере боеспособности».

В опубликованных после войны мемуарах гитлеровцев рассказывается о том, что появление «Катюш» на участках фронта действительно вызывало панику у фашистских солдат, многие из них если и не погибали под ударами «Сталинских органов», то буквально сходили с ума от ужаса. Кстати говоря, вследствие строжайшей секретности нового оружия, наши войска тоже не всегда были готовы к побочным эффектам мощных залпов «Катюш».

Генерал армии П. И. Батов в своей книге «В походах и боях» описывает такую ситуацию: «В поле зрения было до двух батальонов немецкой пехоты. И вот «Катюши» сработали. Мощный залп. Огненные струи. Взрывы. Немцы побежали. Наши — тоже. Редкое зрелище «атаки», когда обе стороны бегут друг от друга! Пересекретничали. Надо было как-то оповестить людей переднего края, чтобы не пугались, если произойдет нечто неожиданное». Неизвестно, откуда у наших реактивных установок появилось название — «Катюша». Ветераны считают, что это название прижилось благодаря знаменитой довоенной песне М. Матусовского и М. Блантера о девушке Катюше. А реактивные снаряды (РС) для «Катюши» наши солдаты ласково называли «Раисой Семеновной». Когда в сторону врага с воем уходили огненные стрелы, бойцы радостно приговаривали: «Раиса Семеновна пошла».

www.chronoton.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *