Линкоры и броненосцы | Япония — Всё о Второй мировой
Линейный корабль «Fuso»
Линейный корабль «Yamashiro»
Серия линейных кораблей типа «Fuso» состояла из 2 единиц («Fuso», «Yamashiro») и была введена в эксплуатацию в 1915-1917 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1927-1928 гг., вторую в – 1930-1935 гг. Оба линкора погибли в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 34,7 тыс. т, полное –39,2 тыс. т; длина – 212 м, ширина – 31 м; осадка – 9,7 м; скорость – 24,7 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 6 паровых котла; мощность – 75 тыс. л.с.; запас топлива – 5,1 тыс. т нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 305-102 мм, траверсы – 102 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-51 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 14х1– 152-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 17х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.
Линейный корабль «Ise»
Линейный корабль «Hyuga»
Серия линейных кораблей типа «Ise » состояла из 2 единиц («Ise », «Hyuga») и была введена в эксплуатацию в 1917-1918 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1930-1931 гг., вторую в – 1934-1937 гг. В 1943 г. корабли были перестроены в линкоры-авианосцы. Вместо кормовых башен были устроены ангары в которых помещалось по 10 самолетов. На самой палубе также размещалось 12 самолетов. Запуск самолет осуществлялся с помощью двух катапульт. Оба линкора погибли в 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 35,4 тыс. т, полное – 38,7 тыс. т; длина – 220 м, ширина – 32 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25,3 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 8 паровых котла; мощность – 81 тыс. л.с.; запас топлива – 4,2 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,8 тыс. миль; экипаж – 1 370 человек. Бронирование: борт – 305-89 мм, траверсы – 305 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-50 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 16х1– 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 31х2 и 15х1 – 25-мм зенитных автоматов.
Линейный корабль «Nagato»
Линейный корабль «Mutsu»
Серия линейных кораблей типа «Nagato» состояла из 2 единиц («Nagato», «Mutsu») и была введена в эксплуатацию в 1920-1921 гг. Корабли прошли модификацию в 1933-1936 гг. Линкор «Mutsu» погиб в 1943 г., «Nagato» затонул в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 39,2 тыс. т, полное – 46,4 тыс. т; длина – 221 м, ширина – 33 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 10 паровых котла; мощность – 82,3 тыс. л.с.; запас топлива – 5,6 тыс. т нефти; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 1 480 человек. Бронирование: борт – 300 — 00 мм, траверсы – 300 мм, башни – 356 мм, барбеты – 305 мм, казематы – 102 — 152 мм, палуба – 127 мм, рубка – 370 мм. Вооружение: 4х2 — 410-мм орудия; 18х1 – 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм зенитные орудия; 49х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.
Линейный корабль «Yamato»
Линейный корабль «Musashi»
Серия линейных кораблей типа «Yamato» состояла из 2 единиц («Yamato», «Musashi») и была введена в эксплуатацию в 1941-1942 гг. Линкор «Musashi» погиб в 1944 г., «Yamato» — в 1945 г. Корабли являлись самыми большими линкорами в мире с общим весом брони в 22,5 тыс. т. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 63,2 тыс. т, полное –72,8 тыс. т; длина – 243-260 м, ширина – 37 м; осадка – 10,9 м; скорость – 27,5 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 12 паровых котла; мощность – 150 тыс. л.с.; запас топлива – 6,3 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,2 тыс. миль; экипаж – 2 500 человек. Бронирование: борт – 410 мм, траверсы – 300 мм, башни – 650 мм, барбеты – 545 мм, главная палуба – 200 — 230 мм, верхняя палуба – 35 — 50 мм, рубка – 500 мм. Вооружение: 3х3 — 460-мм орудия; 4х3– 155-мм орудия; 6х2 – 127-мм зенитных орудий; 43х3 – 25-мм зенитных автоматы, 2х2 – 13,2-мм пулемета, 2 катапульты и 7 гидросамолетов.
wwii.space
Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны
Атака американской авиации на линейный корабль «Исэ»
Во время спуска со стапелей в 1914 г., «Фусо» и однотипный с ним, законченный в 1915 г. корабль «Ямасиро» были самыми могучими линкорами японского ВМФ. В 1916 и в 1917 гг. к первым двум добавились еще два корабля того же класса, «Исе» и «Хюга». По огневой мощи они превосходили большинство крупных кораблей ВМФ США и являлись приблизительно равными линкорам типа «Пенсильвания». Появление у Японии боевых кораблей подобного класса означало громкое заявление страны о себе как о крупной морской державе. 14-дюйм. (356-мм) орудия главного калибра «Фусо» изготавливались в Японии, компоновка орудийных башен была нетипичной: две устанавливались впереди, две сзади, а еще две посередине корабля.
Поврежденный линкор «Исэ» — видео
К тому моменту, когда на Тихом океане разразилась военная гроза, «Исе» и однотипные с ним линкоры подвергались нескольким модернизациям. В период между 1935 г. и 1937 г. «Исе» оснастили составной фок-мачтой и 3,1-дюйм. (77-мм) зенитными пушками. «Фусо» претерпел капитальную перестройку между 1930 г. и 1935 г., когда на смену передней трубе пришли мачты в стиле «пагода», главная мачта была надстроена и значительно увеличена броневая защита корабля, в том числе его палубы и подводной части. В результате корпус в кормовой части несколько удлинился, а вес судна вырос на 3500 т. В полностью обновленном машинном отделении разместились более мощные турбины Кампон вместо турбин Браун-Кертиса. Постепенно увеличивался арсенал легкого вооружения, кроме того, «Фусо» мог нести до трех гидросамолетов (обычно «Накадзима» Тип 95). Кроме оказания поддержки своим войскам, осуществлявшим захват островов в начале войны на Тихом океане, крупные корабли Японии не играли большой роли в боевых действиях на данном ТВД.
После понесенных потерь в битве за остров Мидуэй в 1943 г. «Исе» и «Хюга» были превращены в некие «гибриды» — линкоры-авианосцы. Башни «X» и «У» демонтировали, установив вместо них катапульты для гидросамолетов, которые по возвращении с задания поднимались на борт с помощью крана. Корабли могли нести до 22 гидросамолетов, однако особого успеха переоборудованные линкоры не имели. Количество орудий ПВО все увеличивалось, пока число 25-мм автоматических зениток не превысило 100 стволов, при том, что в начале своей истории «Исе» располагал всего 16 единицами средств ПВО. В то же время с корабля демонтировали все орудия среднего калибра. Самолеты авиационной группы «Исе» не отличались ни дальностью полета, ни огневой мощью, чтобы оказать серьезное влияние на бои в небе над морем и сушей, и ближе к концу войны катапульты были сняты, и в заливе Лейте «Исе» действовал уже без самолетов. 18 июля 1945 г. неподалеку от Куре «Исе» был пущен на дно боевой палубной авиацией с американских авианосцев. «Хюга» последовал за ним шестью днями позже. Поскольку оба затонули на мелководье, после окончания войны, в 1945 г. линкоры были подняты и разрезаны на металлолом.

Тактико-технические характеристики линкора «Исе»
Водоизмещение | стандартное 35 350 т; контрольное (на испытаниях) 38 065 т |
Главные размерения | длина (общая) 219,5 м; ширина (на уровне ватерлинии) 30,6 м; осадка 9 м |
Энергетическая установка | восемь котлов типа Кампон, турбины Кампон суммарной мощностью 80 ООО л.с., вращающие четыре гребных винта |
Максимальная скорость | 25,3 уз. |
Бронирование | толщина бортового пояса от 305 мм до 102 мм |
Вооружение | восемь 14-дюйм. (356-мм) орудий главного калибра, 16 — 5-дюйм. (127-мм) орудий, два 3,1-дюйм. (77-мм) и 104 — 25-мм зенитных орудия, 22 самолета |
Команда | 1463 человека |
Фото линкоров типа «Исэ»
Добавить комментарий
oruzhie.info
Хорошие Лекции — История Мега -кораблей Японской империи .Времен второй мировой войны
Императорский флот Японии (яп. 大日本帝國海軍 Дай-Ниппон Тэйкоку Кайгун, Флот Великой Японской империи) — военно-морские силы Японской империи в период с 1869 год по 1945 год. Основные силы известны как «Объединённый флот»: был создан в 1894 году благодаря объединению «Флота постоянной готовности» (состоял из наиболее современных и боеспособных судов) и «Западного флота» (состоял из устаревших судов).
Императорский флот Японии к началу Второй мировой войны был одним из сильнейших в мире. У Японии было больше авианосцев (10 авианосцев против 7 у США, причём 4 из последних находились в Атлантике), но она сильно уступала США по другим кораблям (линкоры: 10 против 15, причём в Тихом и Индийском океанах находились 9 из последних и 3 британских линкора) и промышленным возможностям. Японские линкоры типа «Ямато» были самыми мощными и самыми большими по водоизмещению в мире. В начале войны Япония обладала лучшим палубным истребителем «Зеро». Кроме того в состав флота входили пехотные соединения — морская пехота Императорского флота Японии.
Линкоры
В строю к 7 декабря 1941 г.:
Тип «Конго» (в строю с 1913—1915)
«Конго» — † 11.1944.
«Хиэй» — † 11.1942.
«Кирисима» — † 11.1942.
«Харуна» — † 07.1945.
Тип «Фусо» (в строю с 1915—1917)
«Фусо» — † 10.1944.
Тип «Исэ» (в строю с 1917—1918)
«Исэ» — † 07.1945.
«Хьюга» — † 07.1945.
Тип «Нагато» (в строю с 1920—1921)
«Нагато» — поврежден в 10.1944., в 02.1945. переклассифицирован как корабль береговой обороны, потоплен ВС США после войны.
«Муцу» — † 06.1943.
Введены в строй во время войны
Тип «Ямато» — крупнейшие в истории линкоры
«Ямато» — в строю с 12.1941., † 04.1945.«Мусаси» — в строю с 08.1942., † 10.1944.
Авианосцы
В строю к 7 декабря 1941 г.:
Тип «Сорю» (в строю с 1937—1939)
«Сорю» — † 06.1942.
«Хирю» — † 06.1942.
Тип «Сёкаку» (в строю с 1941 г.)
«Сёкаку» — † 06.1944.
«Дзуйкаку» — † 10.1944.
«Кага» — в строю с 1929 г., † 06.1942.
«Акаги» — в строю с 1927 г., † 06.1942.
«Хосё» (эскортный) — в строю с 1922 г., списан в 1943
«Рюдзё» (эскортный) — в строю с 1933 г., † 08.1942.
Тип «Сёхо»
«Сёхо» — в строю с 11.1941. † 05.1942.
«Дзуйхо» — в строю с 01.1941., † 10.1944.
Введены в строй во время войны
Тип «Ямато»
«Синано» — в строю с 11.1944., † 11.1944.
«Рюхо» (эскортный) — в строю с 11.1942. (перестроен) до 03.1945 (тяжкие повреждения)
«Синъё» (эскортный) — в строю с 11.1943. (перестроен), † 11.1944.
Тип «Хиё»
«Хиё» — в строю с 06.1942. (перестроен), † 06.1944.
«Дзунъё» — в строю с 06.1942. (перестроен) до 12.1944. (тяжкие повреждения)
Тип «Тайё»
«Тайё» — в строю с 09.1941. (перестроен), † 08.1944.
«Кайё» — в строю с 11.1942. (перестроен), † 12.1943.
«Унъё» — в строю с 05.1942. (перестроен), † 09.1944.
«Тайхо» — в строю с 03.1944., † 06.1944.
Тип «Унрю»
«Амаги» — в строю с 08.1944., † 07.1945
«Унрю» — в строю с 08.1944., † 12.1944.
«Кацураги» — в строю с 08.1944.
Тяжёлые крейсера
Тип «Фурутака»
«Фурутака» — в строю с 31.03.1926., † 12.10.1942
«Како» — в строю с 20.07.1926., † 10.08.1942.
Тип «Аоба»
«Аоба» — в строю с 20.09.1927., † 28.07.1945.
«Кинугаса» — в строю с 30.09.1927., † 14.11.1942.
Тип «Мёко»
«Мёко» — в строю с 31.07.1929., тяжёлые повреждения в 12.1944., переоборудован в плавучую батарею ПВО, затоплен ВС США после войны.
«Нати» — в строю с 26.11.1928., † 05.11.1944.
«Хагуро» — в строю с 25.04.1929., † 16.05.1945.
«Асигара» — в строю с 20.08.1929., † 08.06.1945.
Тип «Такао»
«Такао» — в строю с 31.05.1932., тяжёлые повреждения в 10.1944., переоборудован в плавучую батарею ПВО, затоплен ВС США после войны.
«Атаго» — в строю с 30.03.1932., † 23.10.1944.
«Тёкай» — в строю с 30.06.1932., † 25.10.1944.
«Майя» — в строю с 30.06.1932., † 23.10.1944.
Тип «Могами»
«Могами» — в строю с 28.07.1935., † 25.10.1944.
«Микума» — в строю с 29.08.1935., † 07.06.1942.
«Судзуя» — в строю с 31.10.1937., † 25.10.1944.
«Кумано» — в строю с 31.10.1937., † 25.11.1944
Тип «Тонэ»
«Тонэ» — в строю с 20.11.1938., † 24.07.1945.
«Тикума» — в строю с 20.05.1939., † 25.10.1944.
goodlec.com
Линкоры погибшие во Второй Мировой войне
Линейные корабли погибшие в ходе Второй Мировой войны, полный список упорядоченный по дате гибели.

Линкор Роял-Оук над водой
1940 год
- 3.07.1940 г., французский линкор «Бретань» потоплен британскими линкорами «Худ», «Вэлиант», «Резолюшн» (операция «Катапульта»)
- 14.10.40 г., британский линкор «Ройял Оук» потоплен немецкой подводной лодкой U-47
- 12.11.40 г. итальянский линкор «Конте ди Кавур» потоплен британскими торпедоносцами в порту.

…и под водой
1941 год
- 10.4.41 г., греческий броненосец «Килкис» потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками в порту.
- 10.4.41 г., греческий броненосец «Лемнос» потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками в порту.
- 25.4.41 г., британский линкор «Худ» потоплен немецкими линкором «Бисмарк» в ночном бою.
- 27.5.41 г. немецкий линкор «Бисмарк» потоплен в ходе боя с британскими «Кинг Георг V», «Родней». Есть версия, что истинная причина гибели «Бисмарка» — подрыв экипажем боезапаса.

Советский линкор «Марат»
- 29.9.41 г. советский линкор «Марат» потоплен немецким пикирующим бомбардировщиком в порту. Впоследствии превращен в плавучую батарею.

Плавучая батарея «Волхов» — все что осталось от «Марата» — носовая часть полностью отсутствует
- 21.11.44 г. японский «Конго» потоплен американской подводной лодкой «Си лайон».
- 25.11.41 г., британский «Барэм» торпедирован немецкой подводной лодкой U-311.
- 7.12.41 г., линкор США «Аризона» потоплен в порту в ходе налета японской авиации на Перл-Харбор.
- 7.12.41 г., линкор США «Оклахома» потоплен в порту в ходе налета японской авиации на Перл-Харбор.
- 10.12.41 г., британский «Принс оф Уэлс» потоплен японской авиацией.
- 10.12.41 г., британский «Рипалс» потоплен японской авиацией.
- 17.12.41 г., немецкий «карманный линкор» «Адмирал граф Шпее», ввиду полной бесперспективности боя с британской эскадрой, затоплен командой.

Адмирал граф Шпее «попорченный» собственной командой
1942 год
- 13.11.42 г, японский линкор «Хиэй» потоплен американской авиацией.
- 15.11.42 г, японский «Кирисима» затонул после боя с американским линкором «Вашингтон»

«Вашингтон» ведет огонь по «Кирисима»
1943 год
- 8.6.43 г., японский «Муцу» погиб в следствии взрыва боезапаса кормовых башен главного калибра.
- 9.9.43 г., новейший итальянский линкор «Рома» уничтожен английской радиоуправляемой бомбой.
- 26.12.43 г., немецкий «Шарнхорст» погиб в ходе боя с британским «Дьюк оф Йорк».
1944 год
- 24.10.44 г., японский линкор «Мусаси» погиб в ходе битвы за Филлипины от действий корабельной авиации США
- 25.10.44 г., японский линкор «Фусо» в ходе битвы за Филлипины уничтожен в бою с американскими линкорами.
- 25.10.44 г., японский линкор «Ямасиро» в ходе битвы за Филлипины уничтожен в бою с американскими линкорами.
- 12.11.44 г., немецкий «Тирпиц» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.

«Бисмарк» бьет по «Худу». Съемка с борта линкора «Принц Евгений»
1945 год
- 27.2.45 г., немецкий «Гнейзенау» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
- 9.4.45 г, немецкий «Адмирал Шеер» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
- 7.4.45 г., японский «Ямато» погиб от действий корабельной авиации США.
- 3.5.45 г., немецкий «Лютцов» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
- 18.7.45 г., японский «Харуна» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
- 24.7.45 г., японский «Хьюга» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
- 28.7.45 г., японский «Исэ» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
Итоги действий линейных кораблей во Второй Мировой войне
Всего в списке погибших кораблей второй мировой — 32 линейных корабля (если считать . Учитывая, что всего у воюющих стран на тот момент насчитывалось в общей сложности 86 линкоров, это конечно же не мало. Стоит учитывать, что ко времени начала самого страшного конфликта 20 века, линкоры считались этаким «последним доводом» — их берегли как зеницу ока и вводили в дело только в самых крайних случаях.

Останки «Бисмарка» на океанском дне
Если обобщить причины гибели линкоров, мы получим следующие данные:
- Погибли от действия авиации: 19 шт. (59%)
- От огня других линкоров: 7 шт. (21,8%)
- Потоплено подводными лодками: 3 шт (9%)
- Погибло по другим причинам: 2 шт (6%)
Иными словами в качестве «последнего довода» линкоры себя не оправдали совершенно — львиная часть их была уничтожена с помощью вооружений в сотни раз уступающих им по огневой мощи, водоизмещению и стоимости.
А если принять в расчет, что довольно большой процент судов был уничтожен или погиб, по большому счету, не участвуя в бою («Аризона», «Оклахома», «Бретань», «Рома», «Лютцов», «Шеер», «Тирпиц», «Гнейзенау», «Харуна», «Хьюга», «Исэ», «Адмирал граф Шпее», «Муцу», оба несчастных греческих броненосца), а ещё ряд («Ямато», «Принс оф Уэлс») уничтожены не выполнив даже десятой доли поставленных для них задач, становится понятным — к началу Второй Мировой войны класс линейных кораблей безнадежно устарел и являлся скорее пережитком прошлого, чем реальной боевой силой.
источник: статистический данные из книги «закат владыки морей» П.Ч. Смитта
armedman.ru
Линкоры Второй мировой войны: b_picture — LiveJournal
Судьба этих стальных монстров, задуманных как гроза океанов и морей, сложилась по-разному. Военное руководство всех воюющих стран возлагало на них большие надежды. Однако довольно скоро выяснилось, что размер, в общем-то, не имеет значения. Линейные корабли постепенно уступили место авианосцам.
1. К началу Великой Отечественной войны на вооружении СССР было три линкора типа “Севастополь”: «Парижская коммуна», «Октябрьская революция» и «Марат». Они были заложены в июне 1909 года на верфях Санкт-Петербурга и спущены на воду в июне-сентябре 1911 года и назывались тогда, конечно, иначе: “Севастополь”, “Гангут” и “Петропавловск”. «Марат» и «Октябрьская революция» были использованы в системе береговой обороны Ленинграда, а флагман Черноморского флота «Парижская коммуна» защищал Севастополь в 1942 году. Все три линкора были сняты с вооружения только после войны.
2. История германских линкоров была печальна. “Бисмарк” был потоплен британской эскадрой 27 мая 1941 года в первом же боевом походе. “Тирпиц”, отправленный в норвежские воды в 1942 году для охоты за арктическими конвоями был уничтожен пятитонными бомбами на стоянке в результате авианалета англичан в ноябре 1944 года. В ночь на 27 февраля 1942 года в Северном море 500-килограммовая английская авиабомба пробила верхнюю палубу линкора «Гнайзенау»; он так и не был восстановлен. «Шарнхорст» отправили на дно к северу от Норвегии линкор «Дюк оф Йорк» и крейсер «Ямайка» 26 декабря 1943 года.
3. Французский линкор “Ришелье” в 1943-1944 годах вместе с силами Британского флота участвовал в освобождении Норвегии. Морально устаревший линейный корабль был отправлен на лом в 1968 году.
4. Почти два десятка линкоров типов «Кинг Джордж V», «Куин Элизабет», «Нельсон» и «Ривендж» Королевских военно-морских сил Великобритании сражались с врагами от Ламанша до Средиземноморья и берегов Африки.
5. Четыре американских линкора были потоплены и еще четыре – серьезно повреждены в результате нападения на военно-морскую базу в Перл-Харбор. Остальные американские линейные корабли воевали в составе Тихоокенского флота США. На борту линкора “Миссури” был подписан акт о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. “Миссури” оказался долгожителем: свой последний залп он сделал в 1991 году в Персидском заливе. Корабль фигурирует в старом фильме “В осаде” со Стивеном Сигалом. Правда, съемки велись на списанном линкоре “Алабама”.
6. Японские линкоры “Ямато” и “Мусаси” были самыми крупными в мире кораблями этого типа. Императорская Япония очень рассчитывала, что благодаря линейным кораблям удастся захватить господство на море. Однако первый же боевой поход “Ямато” в Филипписком море оказался крайне неудачным: 19 июня 1944 года он обстрелял свои же самолеты. 24 октября 1944 года в море Сибуян от бомб и торпед американских самолетов погиб “Мусаси”. 7 апреля 1945 года в результате мощной атаки палубной авиации отправился на дно “Ямато”, унеся с собой больше трех тысяч членов экипажа.
7. Италия никогда не была морской державой. Три линкора «Литторио», «Витторио Венето» и «Рома» не отличились крупными успехами. «Витторио Венето» и «Литторио» после войны достались союзникам и были разобраны на металлолом, а «Рома» 9 сентября 1943 года, на следующий день после капитуляции Италии, – потоплен немецкой авиацией.
Смотрите также: И танки наши быстры…
Понравилось? Жми лайк!
источник
b-picture.livejournal.com
Линкоры и броненосцы — Всё о Второй мировой
Броненосец — тяжёлый боевой корабль с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой, существовавший в первой половине XX века. Он предназначался для уничтожения кораблей всех типов, в т.ч. бронированных и действий против приморских крепостей. Различали эскадренные броненосцы (для боя в открытом море) и броненосцы береговой обороны (для действий в прибрежных районах).
Из многочисленных флотов броненосцев оставшихся после Первой мировой войны только в 7 странах они использовались во Второй мировой. Все они были построены еще до начала Первой мировой войны, а в период между войнами многие прошли модернизацию. И только броненосцы береговой обороны Дании, Таиланда и Финляндии были построены в 1923-1938 гг.
Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок. Отличались умеренным водоизмещением, малой осадкой, вооружались артиллерией крупного калибра. Получили заметное развитие в Германии, Великобритании, Нидерландах, России и Франции.
Типичный броненосец того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 11 до 17 тыс.т., способный развивать скорость до 18 узлов. В качестве силовой установки на всех броненосцах стояли паровые машины тройного расширения, работавшие на два (реже три) вала. Главный калибр орудий 280-330 мм (и даже 343 мм, заменённые позже на 305 мм с большей длиной ствола), броневой пояс 229-450 мм, реже более 500 мм.
Ориентировочное количество линкоров и броненосцев, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей
Страны | Виды кораблей (всего/погибло) | Всего | |
Броненосцы | Линкоры | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Аргентина | — | 2 | 2 |
Бразилия | — | 2 | 2 |
Великобритания | — | 17/3 | 17/3 |
Германия | 3/3 | 4/3 | 7/6 |
Греция | 3/2 | — | 3/2 |
Дания | 2/1 | — | 2/1 |
Италия | — | 7/2 | 7/2 |
Норвегия | 4/2 | — | 4/2 |
СССР | — | 3 | 3 |
США | — | 25/2 | 25/2 |
Таиланд | 2/1 | — | 2/1 |
Финляндия | 2/1 | — | 2/1 |
Франция | — | 7/5 | 7/5 |
Чили | — | 1 | 1 |
Швеция | 8/1 | — | 8/1 |
Япония | — | 12/11 | 12/11 |
ИТОГО | 24/11 | 80/26 | 104/37 |
Линейный корабль (линкор) – класс самых крупных бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тыс. т., длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500 — 2800 человек. Линкоры применялись для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Они являлись эволюционным развитием броненосцев.
Основная масса линкоров, принимавших участие во Второй мировой войне была построена до начала Первой мировой. На протяжении 1936 — 1945 годов было построено лишь 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 — в США, 5 — в Великобритании, 4 — в Германии, по 3 — во Франции и Италии, 2 — в Японии. И ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Линкоры из средства ведения войны на море превратились в инструмент большой политики и продолжение их строительства определялось уже не тактической целесообразностью, а совершенно иными мотивами. Иметь такие корабли для престижа страны в первой половине ХХ века означало примерно то же, что сейчас обладать ядерным оружием.
Вторая мировая война стала закатом линкоров, так как на море утвердилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — авиация, палубная и береговая. На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линкоры, японские «Yamato» и «Musashi» были потоплены авиацией, так и не встретившись с аналогичными кораблями противника. Кроме того оказалось, что линкоры очень уязвимы для нападений подводных лодок и авиации.
ТТХ лучших образцов линкоров
ТТХ корабля/Страна и тип корабля и | Англия King George V | Герм. Bismarck | Италия Littorio
| США Iowa | Франция Richelieu | Япония Yamato |
Водоизмещение стандартное, тыс. т. | 36,7 | 41,7 | 40,9 | 49,5 | 37,8 | 63.2 |
Водоизмещение полное, тыс.т. | 42,1 | 50,9 | 45,5 | 58,1 | 44,7 | 72.8 |
Длина, м. | 213-227 | 251 | 224 | 262 | 242 | 243-260 |
Ширина, м. | 31 | 36 | 33 | 33 | 33 | 37 |
Осадка, м | 10 | 8,6 | 9,7 | 11 | 9,2 | 10,9 |
Бронирование борта, мм. | 356 -381 | 320 | 70 + 280 | 330 | 330 | 410 |
Бронирование палуб, мм. | 127 -152 | 50 — 80 + 80 -95 | 45 + 90 -162 | 37 + 153-179 | 150-170 + 40 | 35-50 + 200-230 |
Бронирование башен главного калибра, мм. | 324 -149 | 360-130 | 350-280 | 496-242 | 430-195 | 650 |
Бронирование боевой рубки, мм. | 76 — 114 | 220-350 | 260 | 440 | 340 | 500 |
Мощность энергетических установок, тыс. л.с. | 110 | 138 | 128 | 212 | 150 | 150 |
Максимальная скорость хода, узл. | 28,5 | 29 | 30 | 33 | 31 | 27,5 |
Максимальная дальность хода, тыс. миль | 6 | 8,5 | 4,7 | 15 | 10 | 7,2 |
Запас топлива, тыс.т. нефти | 3,8 | 7,4 | 4,1 | 7,6 | 6,9 | 6,3 |
Артиллерия главного калибра | 2х4 и 1х2 356-мм | 4×2 — 380-мм | 3×3 381-мм | 3×3 — 406-мм | 2×4- 380-мм | 3×3 -460-мм |
Артиллерия вспомогательного калибра | 8х2 — 133-мм | 6×2 — 150-мм и 8×2 — 105-мм | 4×3 — 152-мм и 12×1 — 90-мм | 10×2 — 127-мм | 3×3- 152-мь и 6×2 100-мм | 4×3- 155-мм и 6×2 -127-мм |
Зенитная артиллерия | 4х8 — 40-мм | 8×2 – 37-мм и 12×1 — 20-мм | 8×2 и 4×1 – 37-мм и 8×2 – 20-мм | 15×4 — 40-мм, 60×1 — 20-мм | 4×2 — 37-мм 4х2 и 2х2 – 13,2мм | 43×3 -25-мм и 2х2 – 13,2мм |
Дальность стрельбы ГК, км | 35,3 | 36,5 | 42,3 | 38,7 | 41,7 | 42 |
Количество катапульт, шт. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Количество гидросамолетов, шт. | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 7 |
Численность экипажа, чел. | 1420 | 2100 | 1950 | 1900 | 1550 | 2500 |
Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными кораблями в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального гармоничного сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Они поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом.
Скорострельность орудий линкора составляла два выстрела в минуту, при этом обеспечивался независимый огонь каждого орудия в башне. Из современников, лишь у японских суперлинкоров «Yamato» был более тяжелый вес залпа главного калибра. Точность стрельбы обеспечивалась РЛС управления артиллерийским огнем, что давало преимущество над японскими кораблями без радарных установок.
Линкор имел радар обнаружения воздушных целей и два обнаружения надводных целей. Дальность по высоте при стрельбе по самолетам достигала 11 километров при заявленной скорострельности в 15 выстрелов в минуту, а управление осуществлялось с помощью РЛС. Корабль был оборудован комплектом аппаратуры автоматического опознавания «свой — чужой», а также системами радиоразведки и радиопротиводействия.
ТТХ основных видов броненосцев и линкоров в разрезе стран изложено ниже.
wwii.space
Линкоры Второй мировой войны
После осознания уязвимости величественного парусного флота к огню орудий, инженеры и кораблестроители начинают устанавливать на военные суда броню. В 19-м веке появляются первые броненосцы. Им на смену приходят линкоры-дредноуты, еще более крупные, мощные и тяжело бронированные. Пик развития линейных кораблей пришелся на Вторую мировую войну, когда соперничество снаряда и брони достигло апогея, породив наиболее мощные и величественные суда.
Линейные корабли типа «Кинг Джордж V»
Перед Второй мировой военные флоты ведущих морских держав интенсивно вооружались современными линкорами. Великобритания считалась законодателем моды в сфере военного кораблестроения и наиболее мощной морской державой на протяжении уже нескольких веков, но после Первой мировой войны ее лидерство стало постепенно угасать. В итоге Владычица морей подошла к войне с наименее сильным «главным» линкором.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» англичане начали проектировать в конце 20-х годов 20-го века для замены ими сверхдредноутов. За несколько лет первоначальный проект претерпел значительные изменения, и к 1935 году был утвержден окончательный вариант длиной около 230 метров и водоизмещением порядка 35 тысяч тонн. Главным калибром нового линкора должны были стать десять 356-миллиметровых орудий. Расположение артиллерии главного калибра было оригинальным. Вместо классических четырех 2-орудийных или трех 3-орудийных башен выбрали вариант с двумя башнями по четыре орудия на носу и на корме и одной башней с двумя орудиями на носу. Калибр в 356 мм к началу Второй мировой считался недостаточным и был наименьшим среди остальных линкоров ведущих держав. Бронебойный снаряд «Кинг Джорджа» весил скромные 721 кг. Начальная скорость была невысокой — 757 м/с. Английские пушки не блистали скорострельностью. В плюсы можно занести только традиционно качественные стволы орудий и бронебойные снаряды вкупе с надежностью системы в целом.

Средний калибр линкора был представлен шестнадцатью 133-миллиметровыми орудиями в 2-орудийных башнях. Эти пушки должны были стать универсальными, ведя как зенитный огонь, так и выполняя функцию борьбы с вражескими миноносцами. Если со второй задачей такие пушки вполне справлялись, то против авиации они оказались неэффективными из-за малой скорострельности и несовершенства систем наведения. Также линейные корабли «Кинг Джордж» были оснащены двумя разведывательными гидросамолетами с одной катапультой.
Бронирование британских судов строилось по классическому принципу «все или ничего», когда основные и наиболее важные узлы корабля прикрывались самой толстой броней, а оконечности корпуса и палубы оставались практически небронированными. Толщина главного броневого пояса достигала впечатляющих 381 мм. В целом бронирование было достаточно неплохим и сбалансированным. Качество самой английской брони по-прежнему оставалось отличным. Нарекания вызывала лишь откровенно слабая противоминная и противоторпедная защита.

Главная силовая установка развивала 110 тысяч лошадиных сил и позволяла линкору разгоняться до 28 узлов. Расчетная дальность плавания экономичным 10-узловым ходом достигала 14 тысяч миль, однако в реальности все выходило куда скромнее.
Всего англичанам удалось построить пять кораблей такого типа. Линкоры создавались для противостояния немецкому флоту в Атлантике, однако служить им пришлось во многих уголках света. Наиболее воюющими из британских линкоров оказались «Кинг Джордж V», долгое время бывший флагманом английского Королевского флота, и «Принс оф Уэлс», принявший бой вместе со злополучным «Худом» против легендарного «Бисмарка». В конце 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией, остальные же его собратья пережили войну и были благополучно отправлены на слом в 1957 году.

Помимо кораблей типа «Кинг Джордж V», англичанам во время войны удалось заложить новый «Вэнгард» — более крупный и мощный линейный корабль, лишенный многих недостатков предыдущих линкоров. По водоизмещению и вооружению (50 тысяч тонн и восемь 381-миллиметровых орудий) он напоминал немецкий «Бисмарк». Но достроить этот корабль англичане смогли лишь в 1946 году.
Линейные корабли типа «Литторио / Витторио Венето»
После Первой мировой войны Италия переживала не самые лучшие времена. Денег на строительство новых линкоров не хватало. Поэтому выпуск новых судов всячески откладывался по финансовым соображениям. К разработке современного линейного корабля Италия приступила лишь после закладки во Франции, основного соперника в Средиземноморье, мощных и быстроходных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», которые полностью обесценивали старые итальянские линкоры.

Главным театром военных действий для итальянцев виделось Средиземное море, исторически считавшееся «своим». Это и наложило отпечаток на облик нового линкора. Если для англичан автономность и большая дальность плавания были ключевым фактором при разработке собственных линейных кораблей, то итальянские конструкторы могли ею пожертвовать в угоду усилению огневой мощи и бронирования. Головные «Литторио» и «Витторио Венето» были крупнее «Кинг Джорджа» — их полное водоизмещение составляло порядка 45 тысяч тонн при длине около 240 метров. Линкоры вступили в строй весной 1940 года.
Вооружение главного калибра составляли девять мощных 15-дюймовых (381 мм) орудий в трех 3-орудийных башнях. Итальянцы пошли по пути максимальной форсировки старых орудий аналогичного калибра, увеличив длину стволов с 40 до 50 калибров. В итоге итальянские пушки оказались рекордсменами среди 15-дюймовых орудий в Европе по дульной энергии и мощи снаряда, уступая по бронепробиваемости лишь более крупнокалиберным пушкам американской «Айовы» и японского «Ямато».

Вес бронебойного снаряда достигал 885 кг при высокой начальной скорости в 870 м/с. За это пришлось расплачиваться крайне низкой кучностью и точностью стрельбы, которая считается главным недостатком этого типа линкоров. В отличие от англичан, итальянцы разделили среднюю артиллерию на противоминную и зенитную. Для борьбы с атакующими эсминцами использовались двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий в четырех 3-орудийных башнях. Для стрельбы по самолетам имелись двенадцать 90-миллиметровых орудий, которые дополнялись 37-миллиметровыми автоматами. Опыт войны показал совершенную недостаточность зенитной артиллерии итальянских линкоров, как и большинства подобных кораблей других стран.
Авиагруппа линкоров типа «Литторио» состояла из трех гидросамолетов и одной катапульты для их запуска. Главный броневой пояс был разнесенным и при не слишком впечатляющей толщине обеспечивал защиту от 380-миллиметровых снарядов.

Линкор Vittorio Veneto
Основная энергетическая установка выдавала 130 тысяч лошадиных сил и разгоняла итальянский линкор до 30 узлов. Столь высокая скорость была большим преимуществом и давала возможность выбирать оптимальную дистанцию боя либо вообще уклоняться от огня более сильного противника. Дальность плавания была довольно скромной (4,5—5 тысяч миль), но вполне достаточной для Средиземноморья.

Всего итальянцам удалось спустить на воду три линкора этого типа, четвертый корабль остался недостроенным. На протяжении всей Второй мировой суда вели боевые действия и периодически повреждались английской и американской авиацией, после чего ремонтировались и вновь вводились в строй. В итоге «Витторио Венето» и «Литторио» были переданы после войны в Великобританию и США соответственно, где их распилили в середине 1950-х годов. Третий линкор — «Рома» — удостоился более печальной участи. После капитуляции Италии немцы потопили его управляемыми авиабомбами «Фриц-Х», дабы судно не досталось союзникам. Таким образом, красивые и изящные итальянские линкоры так и не сумели стяжать себе боевой славы.
Линейные корабли типа «Ришелье»
После Первой мировой войны Франция оказалась в схожем с Италией положении касательно состояния и дальнейшего развития военно-морского флота.

После закладки в Германии «карманных линкоров» типа «Шарнхорст», французы вынуждены были в срочном порядке проектировать корабли для борьбы с ними. Получившийся в итоге «Дюнкерк» оказался настолько удачным, что послужил базой для создания полноценных линейных кораблей типа «Ришелье».
Полное водоизмещение «Ришелье» составляло почти 45 тысяч тонн, а максимальная длина — порядка 250 метров. С целью уместить в ограниченное водоизмещение максимально возможное вооружение и тяжелое бронирование, французы вновь применили оригинальную схему размещения вооружения главного калибра, опробованную на «Дюнкерке».

«Ришелье» нес восемь 380-миллиметровых орудий длиной 45 калибров в двух 4-орудийных башнях. Вес бронебойного снаряда составлял 890 кг при начальной скорости 830 м/с. Такое размещение позволяло экономить суммарный вес каждого орудия по сравнению с 3- и особенно 2-орудийными башнями. Кроме того, всего две башни главного калибра вместо трех или четырех требовали меньшей длины главного броневого пояса для защиты орудий и артиллерийских погребов, упрощали систему хранения и подачи боеприпасов, управление огнем.
Но в такой смелой схеме были и свои недостатки. Повреждение любой из башен приводило к выходу из строя половины артиллерии корабля, поэтому французы разделили каждую из башен бронеперегородкой. Каждая пара орудий имела независимое наведение и подачу боеприпасов. На практике же 2-башенная схема оказалась ненадежной. Французские моряки говаривали, что система поворота башен могла выйти из строя в любую минуту. Кроме того, кормовой сектор корабля не был защищен орудиями главного калибра, что отчасти компенсировалось большими углами поворота передних башен.

Гордостью французских кораблестроителей были бронирование и защита в целом. По показателям живучести «Ришелье» превосходил своих конкурентов из Англии и Италии, был примерно равен более крупным «Бисмарку» и «Айове» и уступал лишь гораздо более тяжелому «Ямато». Главный броневой пояс имел толщину 330 мм и 18-миллиметровую подкладку. Наклоненный под 18 градусов пояс давал в итоге почти полметра брони. Недостроенному «Жан Бару» довелось получить около пяти тяжеленных 406-миллиметровых американских снаряда главного калибра. Корабль это пережил.
Силовая установка «Ришелье» выдавала 150 тысяч лошадиных сил, а скорость более 31 узла была одной из лучших в классе, формально уступая лишь «Айове». Максимальная дальность плавания составляла порядка 10 тысяч миль экономичным ходом.

Всего французы планировали построить три линкора подобного типа. В строй удалось ввести только два — «Ришелье» и «Жан Бар», которые не без приключений пережили войну. Эти суда стали одними из самых сбалансированных и удачных кораблей данного класса. Многие специалисты отдают им пальму первенства в линкоростроении. Они совмещали в себе достаточно мощное вооружение, отличное бронирование и высокую скорость хода. При этом имели средние размеры и водоизмещение. Тем не менее многие положительные стороны были хороши лишь на бумаге. Как и итальянские линкоры, французские «Ришелье» и «Жан Бар» не покрыли свою историю бессмертными подвигами. Им удалось пережить войну и даже послужить после нее, пройдя модернизацию.
Линейные корабли типа «Бисмарк»
Германия после Первой мировой одной из первых приступила к проектированию новых современных линкоров. Как стране, проигравшей войну, ей было запрещено строить крупные военные корабли. Поэтому стартовые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» можно было назвать линкорами лишь с натяжкой. Тем не менее серьезный опыт немецкими инженерами был получен. А уже после подписания в 1935 году Англо-Германского морского соглашения, фактически отменившего Версальские ограничения, Германия начинает разработку и строительство самых крупных и мощных кораблей, когда-либо состоявших на вооружении немецкого флота.

Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги. Главная артиллерия, как на «Ришелье» и «Витторио Венето», была представлена 380-миллиметровыми орудиями. «Бисмарк» нес восемь орудий в четырех 2-орудийных башнях, по две на носу и корме. Это было шагом назад на фоне 3- и 4-орудийных башен конкурентов.
Артиллерия главного калибра выходила более живучей, но требовала больше места, брони и, соответственно, веса для ее размещения. Пушки «Бисмарка» ничем особенным кроме традиционного немецкого качества на фоне «пятнадцатидюймовок» французов и итальянцев не выделялись. Разве что, в отличие от последних, прагматичные немцы сделали ставку на точность стрельбы в ущерб мощи и весу снаряда (800 кг). Как показало время — не зря.

Бронирование «Бисмарка» можно назвать умеренным и не совсем обычным. Используя схему с четырьмя башнями главного калибра, немцам приходилось бронировать до 70% длины корпуса. Толщина главного бронепояса доходила до 320 мм в нижней его части и до 170 мм в верхней. В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с выдающимися максимальными толщинами, но общая площадь бронирования была выше, чем у любого из конкурентов. Может быть, именно такая схема бронирования и позволила «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы англичан, оставаясь на плаву.
Главная энергетическая установка была слабым местом проекта. Она развивала около 150 тысяч «лошадей», разгоняя «Тирпица» и «Бисмарка» до 30 узлов, что было очень неплохим результатом. Вместе с тем она не отличалась надежностью и в особенности экономичностью. Реальная дальность плавания была практически на 20% ниже заявленных 8,5—8,8 тысячи миль.

Немецкие кораблестроители не смогли создать судно, качественно превосходящее конкурентов. Боевые характеристики «Бисмарка» были на уровне «Ришелье» и «Литторио», однако боевая судьба немецких линкоров сделала их самыми узнаваемыми и знаменитыми кораблями Второй мировой войны.
Всего немцам удалось ввести в строй два судна такого типа.«Бисмарку» в 1941 году пришлось принять бой, ставший самым известным морским сражением Второй мировой. Немецкий отряд из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» столкнулся с английскими кораблями. И хотя англичане имели преимущество в виде линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Худ», залпы «Бисмарка» за считанные минуты отправили на дно красу и гордость Королевского флота — флагманский крейсер «Худ» вместе со всем экипажем. В результате дуэли повреждения получили и немецкие корабли. Шокированные и разъяренные англичане отправили на поимку «Бисмарка» целую эскадру. Немецкому линкору практически удалось уйти от погони, но самолеты англичан повредили рулевое управление корабля, а потом на протяжении долгого времени расстреливали обездвиженное судно из всех орудий. В итоге команда «Бисмарка» открыла кингстоны и потопила свой корабль.

После потери одного из двух линкоров немцы спрятали оставшийся «Тирпиц» в норвежских фьордах. Даже бездействующий и спрятанный, этот корабль на протяжении всей войны оставался постоянной головной болью англичан, оттягивая на себя огромные силы. В конце концов «Тирпиц» удалось потопить только с воздуха специально разработанными огромными 5-тонными бомбами.
Линейные корабли типа «Айова»
Ко Второй мировой войне США подошли в роли лидера по экономическому и производственному потенциалу. Обладательницей самого мощного военно-морского флота была уже не Великобритания, а ее партнер за океаном. К концу 1930-х годов американцам удалось разработать проект линкора в рамках Вашингтонского соглашения. Сначала это были корабли типа «Саут-Дакота», которые в целом соответствовали европейским конкурентам. Затем настало время еще более крупных и мощных линкоров типа «Айова», называемых многими специалистами лучшими судами этого класса.

Длина таких линейных кораблей достигала рекордных 270 метров, а полное водоизмещение превышало 55 тысяч тонн. «Айова» должна была противостоять японским линкорам типа «Ямато». Тем не менее американские кораблестроители сохранили калибр главной артиллерии в 16 дюймов (406 мм), примененный на «Саут-Дакоте». Но орудия главного калибра удлинили с 45 до 50 калибров, нарастив мощь орудия и вес бронебойного снаряда с 1016 до 1225 кг. Кроме самих пушек, при оценке огневой мощи кораблей типа «Айова» следует отметить самую совершенную среди линкоров того периода систему управления артиллерийским огнем. В ней помимо баллистических вычислителей и оптических дальномеров применялся радар, значительно повышавший точность стрельбы, особенно в плохих метеоусловиях.

Кроме того, учитывая совершенство систем наведения и качество боеприпасов, американские линкоры являлись абсолютными лидерами по зенитному вооружению.
А вот бронирование не было сильной стороной «Айовы». Цитадель в центральной части корабля была прикрыта скромным 307-миллиметровым главным броневым поясом. В целом, линкор был бронирован на уровне «Саут-Дакоты» и европейских линейных кораблей с меньшим водоизмещением, а «Ришелье» он даже уступал. Не слишком полагаясь на свою бронезащиту, американцы пошли по другому пути.

Линкоры типа «Айова» получили мощнейшую среди аналогичных кораблей силовую установку в 212 тысяч лошадиных сил. Для сравнения, на предшественнике мощность турбин достигала всего 130 тысяч «лошадок». «Айова» теоретически могла разогнаться до рекордных 33 узлов, превосходя по скорости хода абсолютно все линкоры Второй мировой. Таким образом, американские линейные корабли обладали преимуществом в маневре, имея возможность выбирать для себя оптимальные дистанцию и условия артиллерийского боя, частично компенсируя не самое крепкое бронирование.
Всего американцы планировали построить шесть кораблей данного типа. Но принимая во внимание уже построенные четыре линкора типа «Саут-Дакота» и все более возрастающую роль авианосцев, в США ограничились серией из четырех кораблей — «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури», «Висконсин». Все линейные корабли принимали активное участие в войне на Тихом океане. 2 сентября 1945 года на борту «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии.

Послевоенная судьба линкоров типа «Айова», в отличие от большинства судов этого класса, сложилась не совсем обычно. Корабли не были сданы на металлолом, а продолжили свою службу. Американцы активно использовали свои линкоры во время войны в Корее и Вьетнаме. В середине 1980-х уже старые к тому времени суда прошли модернизацию, получив современную электронную начинку и управляемые крылатые ракеты. Последним конфликтом, в котором принимали участие линейные корабли, стала война в Персидском заливе.


Линейные корабли типа «Ямато»
Японские военные понимали, что экономически соперничать со своим основным соперником на Тихом океане, Соединенными Штатами Америки, невозможно. Поэтому было решено добиться качественного превосходства, чтобы компенсировать количественное отставание. Это противостояние вылилось в рождение самых крупных и мощных линкоров в истории.

При проектировке этих кораблей японцы старались сделать максимально вооруженное и наиболее защищенное судно в мире. Отбросив Вашингтонские соглашения, в обстановке строжайшей секретности они в 1937 году заложили гигантский линкор «Ямато», полное водоизмещение которого превысило 70 тысяч тонн, а длина достигала 260 метро

Артиллерия главного калибра была представлена девятью 18-дюймовыми орудиями в трех 3-орудийных башнях, расположенных классически, как на «Витторио Венето» и «Айове». Подобной артиллерии не имел ни один линкор в мире. Бронебойный снаряд весил без малого полторы тонны. А по суммарному весу залпа «Ямато» превосходил европейские линейные корабли с 15-дюймовыми пушками почти вдвое. Система управления артиллерийским огнем была совершенна для своего времени. И если «Ямато» не обладал такими новшествами, как радиолокаторы (были установлены на «Айове»), то оптические дальномеры и баллистические вычислители не уступали мировым аналогам. Проще говоря, ни одному линкору того времени в пределах дальности стрельбы орудий японского монстра в 40 с лишним километров лучше было не показываться.

Зенитные орудия японцев, не уступая по качеству европейским, отставали от американских по точности стрельбы и скорости наведения. Малокалиберные автоматические зенитные пушки, число которых за время войны возросло с восьми встроенных автоматов до полусотни, все равно качественно уступали «Бофорсам» и «Эрликонам» американцев.
Бронирование линкоров типа «Ямато», как и главная артиллерия, было «самым-самым». Причем, стремясь установить на свои корабли броню максимальной толщины, японцы постарались уменьшить длину цитадели. В итоге главный броневой пояс прикрывал только примерно половину судна в центральной части. Зато его толщина была впечатляющей — 410 мм. Следует отметить, что японская броня по качеству уступала лучшей на то время английской и немецкой по причине закрытия доступа в Японию самых современных технологий производства броневой стали и отсутствия поставок ряда редких легирующих элементов. Но все равно «Ямато» оставался самым тяжело бронированным кораблем в мире.

Главная силовая установка японского суперлинкора была довольно скромной и выдавала около 150 тысяч лошадиных сил, разгоняя огромный корабль до 27,5 узла. «Ямато» был самым медленным среди линкоров Второй мировой. Зато корабль нес самую большую авиагруппу разведывательных самолетов — целых семь штук на двух катапультах.
Японцы планировали ввести в строй три линкора этого типа, но смогли достроить только два — «Ямато» и «Мусаси». Третий, «Синано», был переделан в авианосец. Судьба кораблей сложилась печально. Японские моряки шутили, что линкоры типа «Ямато» больше и бесполезнее даже таких огромных и бесполезных вещей, как Китайская стена и египетские пирамиды.

Ни «Ямато», ни «Мусаси» так и не удалось сокрушить своей могучей артиллерией корабли противника. В итоге оба японских линкора, брошенные в конце войны в безрассудные походы против превосходящих сил противника, были потоплены американской авиацией, не имея шансов уцелеть. Справедливости ради отметим, что живучесть они проявили отменную, получив в свои могучие корпуса более десятка торпед и тяжелых бронебойных бомб.

Источник: tech.onliner.by
Источник: https://fishki.net/2622970-linkory-vtoroj-mirovoj-vojny.html © Fishki.net
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
super-arsenal.ru