Принц Уэльский (линкор) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. HMS Prince of Wales.HMS Prince of Wales (Корабль Его Величества «Принц Уэльский») — британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии. Построен на верфи кампании «Кэммел Лэрд» в Беркенхеде, Англия. «Принц Уэльский» вошёл в строй в январе 1941 года и за недолгую службу успел принять участие в нескольких морских операциях Второй мировой войны: сражении с германским линкором «Бисмарк», сопровождении конвоев на Мальту, а также в бое у Куантана, в ходе которого 10 декабря 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией.
История службы
Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ. Birkenhead). Спущен на воду 3 мая 1939 года, в строй вступил 31 марта 1941 года[1].
Бой в Датском проливе
Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 7 вражеских снарядов — 3 калибра 380 мм и 4 калибра 203 мм
«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.
— Смит П. Закат владыки морей.[6]
После ремонта в мае — июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом[7]. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав соединения H, а затем вернулся в состав Флота метрополии.[5] В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур.
Последний бой
«Принс оф Уэлс» по прибытии в Сингапур. Фатальное торпедное попадание в районе внешнего гребного винта по левому бортуПосле обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя, адмирал Т. Филипс принял решение перехватить японское соединение и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море.[5] Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии[9]. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод [10]. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.[5]
С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена. Редко когда ещё поражение на море имело такие далеко идущие последствия.
— Роскилл, С. У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне.[11]
Останки
Затонувший линкор лежит на глубине 68 метров в точке с координатами 3°33’36″N 104°28’42″E. Обломки корабля в мае 2007 года были детально изучены водолазами в ходе экспедиции “JOB 74”. Корабль лежит на дне вверх килем
Хотя ещё в 2002 году останки линкора “Принц Уэльский” (наряду с останками линейного крейсера “Рипалс”), согласно решению британских властей, получили статус воинского захоронения, примерно с 2012 года они подвергаются разорению со стороны нелегальных сборщиков металлолома. Последние, с целью разрушения лежащих на дне корпусов британских кораблей, используют, в том числе, взрывчатые вещества. Пользуясь относительно небольшой глубиной залегания, удобным (с точки зрения доступности) местоположением, отсутствием надзора и фактической невозможностью действенно наказать за подобные действия в отношении воинских захоронений (согласно малайзийским законам за такие действия предусмотрен лишь денежный штраф), нелегальные сборщики металлома нанесли лежащим на дне останкам британских военных кораблей значительный ущерб («Рипалс», в частности, полностью лишился гребных винтов). Кроме того, незаконно поднятые с затонувших кораблей артефакты попадают на аукционы [13].
В 2002 году британские дайверы, с разрешения правительства Великобритании, подняли корабельный колокол затонувшего линкора (колокол в настоящее время экспонируется в Национальном Музее Королевского Флота (Портсмут) )[12].
Примечания
- ↑ Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — P. 17. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-389-6.
- ↑ 1 2 Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — С. 29.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 35.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 36.
- ↑ 1
2 3 4 5 Балакин, Дашьян, 2006, с. 65. - ↑ Смит П. Закат владыки морей. — С. 328.
- ↑ Raven A. King George the fifth class battleships. — P. 11.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 39.
- ↑ Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — С. 35.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 43.
- ↑ Роскилл, С. У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне. — Москва: АСТ, 2000. — С. 104. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5-237-05177-4.
- ↑ 1 2 HMS Prince of Wales (53) (англ.) // Wikipedia. — 2018-12-31.
- ↑ Ryall, Julian. Celebrated British warships being stripped bare for scrap metal (англ.) (25 октября 2014). Дата обращения 10 марта 2019.
Литература
- Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
- Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — М, 1997.
- Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — Самара: АНО «Истфлот», 2007. — ISBN 978-5-98830-022-9.
- Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. — М.: Харвест, АСТ, 2002. — ISBN 985-13-1009-3.
- All the world’s battleships. 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press, 1996. — ISBN 0-85177-691-4.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
- Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-389-6.
- Hore P. Battleships. — London: Lorenz Books, 2005. — ISBN 0-7548-1407-6.
- Raven A. King George the fifth class battleships. — London: Bivouc Books Ltd, 1972. — (Ensign). — ISBN 1-85680-002-3.
- Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. — Denver, USA: ABC-CLIO, 2004. — ISBN 1-85109-410-5.
wikiredia.ru
📌 HMS Prince of Wales (1939)
У этого термина существуют и другие значения, см. HMS Prince of Wales.HMS Prince of Wales (Корабль Его Величества «Принц Уэльский») — британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии.
История службы
«Принс оф Уэлс» по прибытию в Сингапур.Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ. Birkenhead). Спущен на воду 3 мая 1939 года, в строй вступил 31 марта 1941 года[1].
Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 7 вражеских снарядов – 3 калибра 380 мм и 4 калибра 203 мм[2]. Серьёзных повреждений британский линкор не получил, хотя один из снарядов «Бисмарка» пробил насквозь слабобронированную боевую рубку корабля и вышел не разорвавшись, но успел вывести из строя всех находившихся там[3]. Однако из-за технических неисправностей вышли из строя сначала одно орудие носовой башни, затем вся носовая башня, сильно заливаемая водой, а затем и кормовая башня ГК[2]. В результате линкор остался лишь с одной действующей башней ГК и его командир предпочёл отступить
«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.
— Смит П. Закат владыки морей.[6]
После ремонта в мае – июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом[7]. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав соединения H, а затем вернулся в состав Флота метрополии.[5] В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур.[5] Вместе с приданными эсминцами. они стали именоваться Соединением Z[8].
Действия Соединения Z у берегов Малайи 8-10 декабря 1941 г.Последний бой
После обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя, адмирал Т. Филипс принял решение перехватить японское соединение и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море.[5] Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии[9]. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод[10]. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.[5]
С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена. Редко когда ещё поражение на море имело такие далеко идущие последствия.
— Роскилл, С. У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне.[11]
Примечания
- ↑ Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — P. 17. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-389-6
- ↑ 1 2 Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — С. 29.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 35.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 36.
- ↑ 1 2 3 4 5 Балакин, Дашьян, 2006, с. 65
- ↑ Смит П. Закат владыки морей. — С. 328.
- ↑ Raven A. King George the fifth class battleships. — P. 11.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 39.
- ↑ Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — С. 35.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 43.
- ↑ Роскилл, С. У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне. — Москва: АСТ, 2000. — С. 104. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5-237-05177-4
Литература
- Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 с. — (Арсенал Коллекция). — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59
- Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — М, 1997.
- Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — Самара: АНО «Истфлот», 2007. — ISBN 978-5-98830-022-9
- Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. — М.: Харвест, АСТ, 2002. — ISBN 985-13-1009-3
- All the world’s battleships. 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press, 1996. — ISBN 0-85177-691-4
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7
- Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-389-6
- Hore P. Battleships. — London: Lorenz Books, 2005. — ISBN 0-7548-1407-6
- Raven A. King George the fifth class battleships. — London: Bivouc Books Ltd, 1972. — (Ensign). — ISBN 1-85680-002-3
- Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. — Denver, USA: ABC-CLIO, 2004. — ISBN 1-85109-410-5
dic.academic.ru
Принц Уэльский (линкор) Википедия
«Принц Уэльский» | |
---|---|
HMS Prince of Wales | |
Служба | |
Великобритания Великобритания | |
Класс и тип судна | Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» |
Изготовитель | Cammell Laird and Company, Ltd, Биркенхед |
Заказан к постройке | 29 июля 1936 года |
Строительство начато | 1 января 1937 года |
Спущен на воду | 3 мая 1939 года |
Введён в эксплуатацию | 19 января 1941 года |
Статус | Потоплен 10 декабря 1941 года в Южно-Китайском море |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 43 786 тонн |
Длина | всего 227,1 м (225,6 м по ватерлинии) |
Ширина | 31,4 м |
Бронирование | главный пояс: 356—381 мм рубка: 76-114 мм палуба: 127—152 мм башни ГК: 149—324 мм барбеты башен ГК: 280—330 мм |
Двигатели | 8 паровых котлов Адмиралтейского типа 4 турбины Парсонса |
Мощность | 110 000 л.с. |
Движитель | 4 винта |
Скорость хода | 28 узлов (испытания 1941 года) |
Экипаж | 1422 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 10 × BL 14-inch (356 мм) Mark VII, 16 × 5,25″ QF Mark I |
Зенитная артиллерия | 32 × QF 2 pdr 1.575-inch Mk.VIII |
Медиафайлы на Викискладе | |
HMS Prince of Wales (Корабль Его Величества «Принц Уэльский») — британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии. Построен на верфи кампании «Кэммел Лэрд» в Беркенхеде, Англия. «Принц Уэльский» вошёл в строй в январе 1941 года и за недолгую службу успел принять участие в нескольких морских операциях Второй мировой войны: сражении с германским линкором «Бисмарк», сопровождении конвоев на Мальту, а также в бое у Куантана, в ходе которого 10 декабря 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией.
Содержание
- 1 История службы
- 1.1 Бой в Датском проливе
- 1.2 Последний бой
- 2 Останки
- 3 Примечания
- 4 Литература
История службы[ | ]
Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ.
ru-wiki.ru
Крещение Принца Уэльского — Colonel Cassad — ЖЖ
Впервые с 1941 года в Британском флоте появится корабль с названием «Принц Уэльский», коим станет 2-й британский авианосец.
Достаточно расхожее до второй мировой войны название, по всей видимости, считалось не очень счастливым, после того как одноименный линейный корабль типа «Кинг Джордж V» не снискал особых лавров во время «Охоты на Бисмарка», а потом и вовсе бесславно погиб под бомбами и торпедами японской авиации.
Авианосец Prince of Wales
8 сентября 2017 года на судостроительном предприятии Вabcock Marine в Розайте (Шотландия) состоялась официальная церемония крещения строящегося там в сухом строительном доке британского авианосца R 09 Prince of Wales — второго корабля типа Queen Elizabeth. На церемонии присутствовал нынешний принц Уэльский Чарльз, его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла выступила «крестной матерью» корабля, разбив о корпус авианосца бутылку 10-летнего виски Laphroaig.
Строительство для Королевского флота двух больших авианосцев Queen Elizabeth и Prince of Wales программы CVF осуществляется консорциумом Aircraft Carrier Alliance со сборкой кораблей из секций в сухом строительном доке предприятия Вabcock Marine в Розайте (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, приватизированная в 1997 году). В состав Aircraft Carrier Alliance входят также Thales (проектант), BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird (эти три компании, наряду с Вabcock Marine, изготавливают секции корпуса, также в строительстве секций принимала участие компания Liam Fox).
Изготовление секций второго корабля Prince of Wales было начато в мае 2011 года, сборка корабля ведется в строительном доке Вabcock Marine в Розайте с конца 2014 года. Вывод авианосца Prince of Wales на испытания запланирован на 2019 год.
В 2010 году было официально объявлено о планах сразу после завершения строительства вывести Prince of Wales в резерв или даже продать его за рубеж, однако обострение обстановки в Европе «спасло» авианосец и в 2014 году было решено ввести егов строй ВМС Великобритании.
Строительство головного корабля Queen Elizabeth велось в Розайте с 2009 года. Церемония крещения Queen Elizabeth была произведена 4 июля 2014 года, головной авианосец был выведен из строительного сухого дока розайтской верфи 17 июля 2014 года и начал заводские ходовые испытания 26 июня 2017 года.
Prince of Wales будет крупнейшим кораблем Королевского флота в истории, поскольку, как сообщается, ввиду внесенных в проект второго корабля изменений и усовершенствований, он будет иметь полное водоизмещение на 3000 тонн больше, чем Queen Elizabeth (проектное окончательное полное водоизмещение последнего в большинстве источников характеризуется как 70600 тонн).
Cтроящийся авианосец Prince of Wales стал восьмым кораблем британского флота с таким названием с 1693 года. Однако после потопления линейного корабля Prince of Wales японской авиацией 10 декабря 1941 года это название в ВМС Великобритании до настоящего времени не присваивалось.
Принц Уэльский Чарльз и его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла на церемонии крещения строящегося британского авианосца R 09 Prince of Wales. Розайт, 08.09.2017 (с) www.thesun.co.uk
линк https://bmpd.livejournal.com/2836516.html
Видео церемонии:
https://centercigr.livejournal.com/53511.html — цинк
Ну и в качестве своеобразного исторического бэкграунда.
24 мая 1941 года. Линкор «Принц Уэльский» проходит рядом с погибающим линейным крейсером «Худ».
Встреча Черчилля и Рузвельта на борту «Принца Уэльского» во время встречи на Ньюфаундленде. 10 августа 1941 года.
Известная фотография с одиноким Черчиллем на палубе «Принца Уэльского».
Японская почтовая открытка посвященная потоплению «Принца Уэльского» и линейного крейсера «Рипалс».
Немножко фотографий на эту тему вот здесь http://www.maritimequest.com/warship_directory/great_britain/battleships/prince_of_wales/hms_prince_of_wales_page_4.htm
Ну а теперь…
colonelcassad.livejournal.com
Церемония крещения авианосца Prince of Wales
8 сентября 2017 года на судостроительном предприятии Вabcock Marine в Розайте (Шотландия) состоялась официальная церемония крещения строящегося там в сухом строительном доке британского авианосца R 09 Prince of Wales — второго корабля типа Queen Elizabeth. На церемонии присутствовал нынешний принц Уэльский Чарльз, его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла выступила «крестной матерью» корабля, разбив о корпус авианосца бутылку 10-летнего виски Laphroaig.На церемонии крещения строящегося британского авианосца R 09 Prince of Wales. Розайт, 08.09.2017 (с) AFP
Строительство для Королевского флота двух больших авианосцев Queen Elizabeth и Prince of Wales программы CVF осуществляется консорциумом Aircraft Carrier Alliance со сборкой кораблей из секций в сухом строительном доке предприятия Вabcock Marine в Розайте (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, приватизированная в 1997 году). В состав Aircraft Carrier Alliance входят также Thales (проектант), BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird (эти три компании, наряду с Вabcock Marine, изготавливают секции корпуса, также в строительстве секций принимала участие компания Liam Fox).Изготовление секций второго корабля Prince of Wales было начато в мае 2011 года, сборка корабля ведется в строительном доке Вabcock Marine в Розайте с конца 2014 года. Вывод авианосца Prince of Wales на испытания запланирован на 2019 год.
В 2010 году было официально объявлено о планах сразу после завершения строительства вывести Prince of Wales в резерв или даже продать его за рубеж, однако обострение обстановки в Европе «спасло» авианосец и в 2014 году было решено ввести егов строй ВМС Великобритании.
Строительство головного корабля Queen Elizabeth велось в Розайте с 2009 года. Церемония крещения Queen Elizabeth была произведена 4 июля 2014 года, головной авианосец был выведен из строительного сухого дока розайтской верфи 17 июля 2014 года и начал заводские ходовые испытания 26 июня 2017 года.
Prince of Wales будет крупнейшим кораблем Королевского флота в истории, поскольку, как сообщается, ввиду внесенных в проект второго корабля изменений и усовершенствований, он будет иметь полное водоизмещение на 3000 тонн больше, чем Queen Elizabeth (проектное окончательное полное водоизмещение последнего в большинстве источников характеризуется как 70600 тонн).
Cтроящийся авианосец Prince of Wales стал восьмым кораблем британского флота с таким названием с 1693 года. Однако после потопления линейного корабля Prince of Wales японской авиацией 10 декабря 1941 года это название в ВМС Великобритании до настоящего времени не присваивалось.
Принц Уэльский Чарльз и его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла на церемонии крещения строящегося британского авианосца R 09 Prince of Wales. Розайт, 08.09.2017 (с) www.thesun.co.uk
Видео церемонии:
bmpd.livejournal.com
Принц Уэльсский (линкор) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. HMS Prince of Wales.HMS Prince of Wales (Корабль Его Величества «Принц Уэльский») — британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии. Построен на верфи кампании «Кэммел Лэрд» в Беркенхеде, Англия. «Принц Уэльский» вошёл в строй в январе 1941 года и за недолгую службу успел принять участие в нескольких морских операциях Второй мировой войны: сражении с германским линкором «Бисмарк», сопровождении конвоев на Мальту, а также в бое у Куантана, в ходе которого 10 декабря 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией.
История службы
Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ. Birkenhead). Спущен на воду 3 мая 1939 года, в строй вступил 31 марта 1941 года[1].
Бой в Датском проливе
Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 7 вражеских снарядов — 3 калибра 380 мм и 4 калибра 203 мм[2]. Серьёзных повреждений британский линкор не получил, хотя один из снарядов «Бисмарка» пробил насквозь слабобронированную боевую рубку корабля и вышел не разорвавшись, но успел вывести из строя всех находившихся там офицеров и матросов.[3]. Однако из-за технических неисправностей вышли из строя сначала одно орудие носовой башни, затем вся носовая башня, сильно заливаемая водой, а затем и кормовая башня ГК[2]. В результате линкор остался лишь с одной действующей башней ГК и его командир предпочёл отступить[4]. В свою очередь, «Принс оф Уэлс» добился 3 попаданий 356-мм снарядами в «Бисмарк». Серьёзных повреждений они также не причинили, но один из снарядов пробил носовую топливную цистерну и это вынудило немцев прервать рейдерскую операцию и отступать в Брест.[5]
«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.
— Смит П. Закат владыки морей.[6]
После ремонта в мае — июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом[7]. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав соединения H, а затем вернулся в состав Флота метрополии.[5] В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур.[5] Вместе с приданными эсминцами. они стали именоваться Соединением Z[8].
Последний бой
«Принс оф Уэлс» по прибытии в Сингапур. Фатальное торпедное попадание в районе внешнего гребного винта по левому бортуПосле обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя, адмирал Т. Филипс принял решение перехватить японское соединение и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море.[5] Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии[9]. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод[10]. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.[5]
С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена. Редко когда ещё поражение на море имело такие далеко идущие последствия.
— Роскилл, С. У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне.[11]
Останки
Затонувший линкор лежит на глубине 68 метров в точке с координатами 3°33’36″N 104°28’42″E. Обломки корабля в мае 2007 года были детально изучены водолазами в ходе экспедиции “JOB 74”. Корабль лежит на дне вверх килем[12].
Хотя ещё в 2002 году останки линкора “Принц Уэльский” (наряду с останками линейного крейсера “Рипалс”), согласно решению британских властей, получили статус воинского захоронения, примерно с 2012 года они подвергаются разорению со стороны нелегальных сборщиков металлолома. Последние, с целью разрушения лежащих на дне корпусов британских кораблей, используют, в том числе, взрывчатые вещества. Пользуясь относительно небольшой глубиной залегания, удобным (с точки зрения доступности) местоположением, отсутствием надзора и фактической невозможностью действенно наказать за подобные действия в отношении воинских захоронений (согласно малайзийским законам за такие действия предусмотрен лишь денежный штраф), нелегальные сборщики металлома нанесли лежащим на дне останкам британских военных кораблей значительный ущерб («Рипалс», в частности, полностью лишился гребных винтов). Кроме того, незаконно поднятые с затонувших кораблей артефакты попадают на аукционы[13].
В 2002 году британские дайверы, с разрешения правительства Великобритании, подняли корабельный колокол затонувшего линкора (колокол в настоящее время экспонируется в Национальном Музее Королевского Флота (Портсмут) )[12].
Примечания
- ↑ Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — P. 17. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-389-6.
- ↑ 1 2 Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — С. 29.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 35.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 36.
- ↑ 1 2 3 4 5 Балакин, Дашьян, 2006, с. 65.
- ↑ Смит П. Закат владыки морей. — С. 328.
- ↑ Raven A. King George the fifth class battleships. — P. 11.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 39.
- ↑ Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — С. 35.
- ↑ Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 43.
- ↑ Роскилл, С. У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне. — Москва: АСТ, 2000. — С. 104. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5-237-05177-4.
- ↑ 1 2 HMS Prince of Wales (53) (англ.) // Wikipedia. — 2018-12-31.
- ↑ Ryall, Julian. Celebrated British warships being stripped bare for scrap metal (англ.) (25 октября 2014). Дата обращения 10 марта 2019.
Литература
- Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
- Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — М, 1997.
- Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). — Самара: АНО «Истфлот», 2007. — ISBN 978-5-98830-022-9.
- Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. — М.: Харвест, АСТ, 2002. — ISBN 985-13-1009-3.
- All the world’s battleships. 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press, 1996. — ISBN 0-85177-691-4.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
- Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — (New Vanguard). — ISBN 978-1-84603-389-6.
- Hore P. Battleships. — London: Lorenz Books, 2005. — ISBN 0-7548-1407-6.
- Raven A. King George the fifth class battleships. — London: Bivouc Books Ltd, 1972. — (Ensign). — ISBN 1-85680-002-3.
- Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. — Denver, USA: ABC-CLIO, 2004. — ISBN 1-85109-410-5.
wikiredia.ru
Принц Уэльсский (линкор) Википедия
«Принц Уэльский» | |
---|---|
HMS Prince of Wales | |
Служба | |
Великобритания Великобритания | |
Класс и тип судна | Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» |
Изготовитель | Cammell Laird and Company, Ltd, Биркенхед |
Заказан к постройке | 29 июля 1936 года |
Строительство начато | 1 января 1937 года |
Спущен на воду | 3 мая 1939 года |
Введён в эксплуатацию | 19 января 1941 года |
Статус | Потоплен 10 декабря 1941 года в Южно-Китайском море |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 43 786 тонн |
Длина | всего 227,1 м (225,6 м по ватерлинии) |
Ширина | 31,4 м |
Бронирование | главный пояс: 356—381 мм рубка: 76-114 мм палуба: 127—152 мм башни ГК: 149—324 мм барбеты башен ГК: 280—330 мм |
Двигатели | 8 паровых котлов Адмиралтейского типа 4 турбины Парсонса |
Мощность | 110 000 л.с. |
Движитель | 4 винта |
Скорость хода | 28 узлов (испытания 1941 года) |
Экипаж | 1422 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 10 × BL 14-inch (356 мм) Mark VII, 16 × 5,25″ QF Mark I |
Зенитная артиллерия | 32 × QF 2 pdr 1.575-inch Mk.VIII |
Медиафайлы на Викискладе | |
HMS Prince of Wales (Корабль Его Величества «Принц Уэльский») — британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии. Построен на верфи кампании «Кэммел Лэрд» в Беркенхеде, Англия. «Принц Уэльский» вошёл в строй в январе 1941 года и за недолгую службу успел принять участие в нескольких морских операциях Второй мировой войны: сражении с германским линкором «Бисмарк», сопровождении конвоев на Мальту, а также в бое у Куантана, в ходе которого 10 декабря 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией.
Содержание
- 1 История службы
- 1.1 Бой в Датском проливе
- 1.2 Последний бой
- 2 Останки
- 3 Примечания
- 4 Литература
История службы[ | ]
Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ.&
ru-wiki.ru