Глава 18. ГДЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ВОЛКИ. ««Летучий голландец» Третьего рейха. История рейдера «Атлантис». 1940–1941» | Мор У.

 

Сквозь перископ немецкой подводной лодки U-43 пароход на горизонте выглядел стопроцентно британским, в этом не было никаких сомнений.

– Первая торпеда пошла! Вторая… Третья…

Три белых пенных следа на синей воде, взрыв, смявший цель, отлично видную в перископ. Это был явный очередной успех подводников, и команда имела все основания испытывать законное удовлетворение.

Откуда могли знать немецкие подводники, что судном, которое они только что потопили, командовал немецкий офицер, на нем была немецкая команда, оно возвращалось после одного из самых опасных приключений, известных в истории войн на море, а его груз был жизненно важен для рейха.

Да, «Спейбэнк» – судно, которое я не скоро забуду, и не только из-за его ужасного конца, но также потому, что оно сослужило нам прекрасную службу. Этот 5000-тонный британский сухогруз мы встретили меньше чем через неделю после потопления «Мандасора», захватили его, поставили свою команду и в течение нескольких недель использовали при выполнении разведывательных заданий для «Атлантиса». Командование было поручено лейтенанту Шнейдевинду – бывшему старшему помощнику на «Танненфельсе», немецком судне, готовившемся к отплытию из Сомали, которого Рогге «реквизировал» и взял на борт «Атлантиса», вопреки открытому недовольству его прежнего капитана.

«Спейбэнк» (мы переименовали его в «Доггербэнк») оставался с нами до марта, когда мы отправили его домой. Судно было необходимо отремонтировать и переоборудовать для дальнейшего использования на немецком флоте. В мае оно пришло в Бордо и в течение нескольких месяцев простояло в доке, где на нем оборудовали дополнительный минный трюм. В начале 1942 года оно снова вышло в море, также под командованием лейтенанта Шнейдевинда, с приказом установить мины в районе Кейптауна.

Уже самое начало похода оказалось неудачным. Судно попало в жесточайший шторм, во время которого мины сорвались со своих креплений и начали кататься по трюму. Так продолжалось до тех пор, пока команде, подвергавшейся нешуточной опасности, не удалось снова закрепить смертоносный груз. Корабль дошел до Кейптауна без происшествий, но здесь привлек внимание вражеского самолета. Сигнальщики передали, что корабль под названием «Левенбэнк» следует из Нью-Йорка в Кейптаун, и самолет удалился, приняв объяснение.

Шнейдевинд, безусловно, заслуживал высокой оценки, данной ему Рогге. Хладнокровный юноша подвел корабль в Тейбл-Бей так близко к берегу, что его часто освещали лучи британских прожекторов, но он спокойно продолжал делать свое дело. Оставаясь на расстоянии не больше мили от береговых наблюдателей, сбросил за борт половину имеющихся на борту мин. Остальные мины, готовые к установке, лежали на палубе, поэтому команда «Спейбэнка» с некоторыми опасениями – именно такое сдержанное выражение употребил бы Шнейдевинд – заметила приближение британского крейсера класса «Бирмингем». Но все обошлось благополучно. С крейсера, подошедшего на расстояние мили, осветили судно прожектором. Но только луч прожектора был направлен довольно низко, и заполненная минами палуба оставалась в темноте. С крейсера запросили:

– Какое судно?

– «Левенбэнк», – ответил Шнейдевинд, – следует в Дурбан. Доброй ночи.

– Желаем команде хорошего путешествия, а капитану доброй ночи.

Поблагодарив вежливых англичан, «Спейбэнк» продолжил свой путь, но, устанавливая оставшиеся мины в районе мыса Агульяс, был замечен британским вспомогательным крейсером, перевозившим несколько сотен солдат, которых легко можно было различить на палубе. На этот раз «Спейбэнк» миновал опасность под именем «Инвербэнк».

Вскоре удача улыбнулась юному лейтенанту и его судну. После второго рейса в Иокогаму, во время которого они встретили рейдер «Тор», которым командовал капитан Гумприх, судно было отправлено в Германию со стратегическим военным грузом на борту. Это случилось на неделю раньше запланированного срока, что не могло не радовать. Именно это изменение планов ускорило конец судна, конец не только исполненный горькой иронией, но и страшный. Из всей команды спасся только один человек. Все остальные, погрузившись в единственную пригодную для этой цели спасательную шлюпку, погибли мучительной смертью после долгих скитаний в открытом море. Не выдержав мучений, одни прыгали за борт, другие пускали себе пулю в лоб, третьи покорно дожидались своего конца в лодке – их тела иссохли от обезвоживания.

Но до того как произошла трагедия, в январе, когда «Спейбэнк» был еще с нами, Рогге и меня больше всего интересовало совершенно секретное сообщение, полученное из нашего далекого адмиралтейства. Очень уж волнующим оно оказалось. Карманный линкор «Шеер», чей первый выход в море ознаменовался знаменитым инцидентом с вспомогательным крейсером «Джервис Бей», снова в море. Более того, он находится совсем рядом, и нам представится возможность увидеть немецкий военный корабль и поговорить с соотечественниками, не входящими в наш узкий круг. Пока только Рогге и я знали о предстоящем рандеву и в разговорах между собой неоднократно упоминали, что хотели бы ознаменовать такой случай очередной победой. Говорят, желание – отец мысли, в нашем случае оно оказалось отцом дела.

2 ноября мы заметили быстроходный норвежский танкер «Кетти Бревиг». Танкер! И как раз в тот момент, когда и мы, и «Шеер», и итальянцы в Сомали отчаянно нуждаются в топливе! Мы решили атаковать ночью. Рогге особенно заботился о полной внезапности. К этому времени, стремясь избежать ненужного кровопролития, мы установили довольно хитроумную систему прожекторов, благодаря которой по приказу наше судно ярко освещалось и становилась отчетливо видной надпись: «Стоять! Не использовать рацию!»

Мы, конечно, знали, что адмиралтейство настойчиво требует, чтобы капитаны, независимо от обстоятельств, передавали по радио сигнал о нападении рейдера или, по крайней мере, делали такую попытку. Но в случае с «Кетти Бревиг» мы имели причину пойти на риск более гуманного подхода: достаточно одного попадания, чтобы на танкере воспламенился груз, превратив его в костер, в котором поджарится вся его команда. Нам же в качестве трофея достанется разве что обугленная оболочка.

– Не стрелять по судну! – напутствовал Рогге. – Попробуем обойтись надписью и предупредительным выстрелом.

– Свет!

И через мгновение наша палуба, доселе надежно скрытая покровом ночной тьмы, оказалась залитой светом, как спортивная арена во время международного ралли.

– Орудие номер один, огонь!

Раздался грохот выстрела, свист снаряда и яростный вопль офицера-артиллериста:

– Чертов идиот! Ты попал в дымовую трубу!

Над «Кетти Бревиг» поднялось облако пара. Судно остановилось с похвальной быстротой. В течение нескольких секунд мы с тревогой ожидали появления языков пламени, но по необъяснимой причине их не было.

– Шлюпку за борт!

Отдавая приказ, я уже в который раз пожалел о том, что война поручила мне такое занятие. «Хороша работенка, – думал я, когда мы приближались к подбитому танкеру, – лезть на судно, где даже случайно брошенная спичка может стать причиной трагедии, и пытаться спасти судно, которое из-за неловкости одного из нас превратилось в смертельную ловушку». Очевидно, безопасность «Кетти Бревиг» вызвала сомнения не только у меня: частые всплески воды у борта судна свидетельствовали о быстроте, с которой покидала судно китайская команда.

Забравшись на палубу, я увидел возникшего из темноты китайца.

– Как называется судно? – спросил я.

При виде меня его узкие восточные глаза стали круглыми от испуга. Издав вопль ужаса, он метнулся к борту и прыгнул в море. «Интересно, – подумал я, – неужели я выгляжу столь страшным монстром, что от меня нужно бежать даже таким небезопасным способом». Пожав плечами, я невесело ухмыльнулся. Ладно, тогда я сам выясню ответы на все вопросы. Включив фонарик, я начал искать радиорубку, которую быстро нашел по табличке на двери. Что же за груз везет «Кетти Бревиг»? Да и есть ли груз вообще? Может быть, судно идет в балласте? Пришлось тщательно обшарить каюту капитана. В конце концов я отыскал грузовой манифест. Что ж, дела обстоят даже лучше, чем мы рассчитывали. На судне 4500 тонн дизельного топлива и 6000 тонн топлива других видов.

Вернувшись на «Атлантис» вместе с китайцами, попутно выловленными из воды, мы решили, что «Кетти Бревиг» необходимо спасти. Поэтому Фелер и я отправились обратно, чтобы вернуть перепуганных жителей востока, если потребуется, с применением силы, к исполнению своих обязанностей. На борту танкера состоялся военный совет. Сидя вокруг стола в темноте – единственным источником света был карманный фонарик, – Фелер, я, норвежский капитан и механик обсуждали возникшие проблемы. Их было немало, потому что из-за нашего неудачного выстрела в котлах упало давление. Мы предложили добавить воды.

– Не получится, – покачал головой норвежский капитан, – у нас нет ручных насосов.

– А как же тогда вы разводите пары на берегу?

– Он поступает с берега.

– Оригинально…

Больше нам нечего было сказать.

– Это еще не самое оригинальное, – ухмыльнулся механик, – что есть на нашем судне.

Как выяснилось позже, он ничуть не преувеличивал. Мы испробовали все, но создавалось впечатление, что способа перегнать воду в котлы из цистерн «Кетти Бревиг», имевших более чем странную конструкцию, попросту не существует. Следовало подумать, каким образом не выпустить то небольшое количество пара, что еще осталось. Один из наших людей добровольно вызвался добраться, завернувшись в одеяла, сквозь облако обжигающе горячего пара к главному клапану и закрыть его. Второй доброволец стоял рядом на палубе, готовый в случае неудачи занять место первого. Но и первый доброволец вернулся живым и здоровым, хотя, оказавшись на палубе, все-таки потерял сознание. А прекратившееся шипение доказало, что задание он выполнил. Что ж, будем считать это определенным успехом, хотя ситуация продолжала оставаться сложной.

Мы долго обсуждали, стоит ли наполнить один из котлов забортной водой, но это бы привело к значительному сокращению срока его службы, и топливные насосы не работали. Положение спасли наши механики, вовремя появившиеся с одной из своих, как всегда амбициозных, идей. Они измерили главную паровую трубу, и той же ночью в мастерских «Атлантиса» был изготовлен кожух, закрывающий разрыв. К рассвету дыру заделали. Теперь оставалось поднять давление пара. Но как? За дело взялся Фелер и приказал изрубить всю имеющуюся на танкере мебель на дрова. Первые обороты «Кетти Бревиг» были сделаны благодаря энергии, порожденной столами, стульями и комодами.

После этого я вернулся на «Атлантис», и мы во главе колонны из еще трех судов – «Танненфельса», «Спейбэнка» и «Кетти Бревиг» – отправились к месту рандеву.

О нашем «свидании» с «Шеером» команде было неизвестно, и, когда раздался крик впередсмотрящего «Вижу мачты!», в глазах Рогге зажглись загадочные огоньки. Затем поступила информация, что корабль, к которому мы направляемся, судя по всему, военный. Люди, как обычно, заняли места по боевому расписанию. Рогге и я обменялись хитрыми улыбками, поскольку оба почувствовали повисшие в воздухе невысказанные вопросы. Какого дьявола? Почему мы держим курс прямо на военный корабль? Неужели капитан избрал такой способ самоубийства? Мы продолжали держать своих товарищей в неведении, пока впередсмотрящий не доложил о трехорудийных башнях на носу и корме. Это означало, что перед нами «один из наших».

Команда «Шеера» тоже была удивлена. Вместо ожидаемого одного судна на рандеву явилось четыре. Мы гордо продемонстрировали свои призы, потом подошли к правому борту нашего «большого брата», чувствуя себя рядом с закованным в броню рыцарем неряшливыми купцами. Погода разошлась не на шутку: ветер достиг ураганной силы, огромные волны подбрасывали «Атлантис», словно детскую игрушку. С «Шеера» передали сочувственное сообщение, что «они вполне понимают невозможность нашего прибытия на борт до улучшения погоды». Но Рогге был человеком упрямым и сразу ответил: «Я все равно прибуду». Он был уверен, что норвежские вельботы превосходят командирский катер карманного линкора, но даже если бы их не было, мы все равно попали бы на «Шеер», пусть даже пришлось бы добираться вплавь.

Хорошо, что прибегать к крайним мерам все-таки не пришлось. После искусного маневрирования, как-никак волны были размером с дом, мы все же оказались на палубе «большого брата». Правда, переход был мало приятным, а как раз когда я приготовился вскарабкаться на палубу линкора, наша лодка рухнула во впадину между волнами, и чертов корабль выбрал именно этот момент, чтобы последовать за ней.

Для нас устроили хорошую вечеринку, но шторм был настолько силен (дело было именно в шторме, а не в радушном гостеприимстве военных моряков), что, когда пришло время возвращаться, я остался на «Шеере». В критический момент Рогге успел запрыгнуть в вельбот, а я отстал, лишившись шанса на возвращение. И хотя здесь было намного удобнее, меня очень тревожило, что «Атлантис» по какой-то причине может неожиданно уйти, а я останусь.

Но все обошлось. Мы совершили совместный переход в южном направлении к более спокойным водам, где смогли провести время со всей приятностью. Некоторые старшины и матросы с «Атлантиса» получили приглашение на «Шеер» и смогли испытать глубочайшее удовлетворение, вдоволь покрасовавшись перед новичками из команды линкора, – что ни говори, они были настоящими ветеранами по сравнению с салажатами, которые три месяца назад впервые увидели море.

Также мы обменялись подарками, весьма щедрыми – ведь они нам ничего не стоили. Из своих трофеев мы снабдили каждого члена команды «Шеера» авторучкой. Позже у нас появился повод пожалеть о своем великодушии: через несколько лет мы с удивлением узнали, что «Шеер» сам добыл эти трофеи.

Ответный подарок привел нас в некоторое замешательство. Перед рандеву с нами «Шеер» захватил английский рефрижератор «Дукеза» с грузом яиц. Их там оказались буквально миллионы. Нам выделили 150 000 штук. В течение двух недель каждый член команды и каждый пленный – никто из них не видел свежих яиц уже много месяцев – съедал (мы специально подсчитали) от 6 до 12 штук в день. Мы ели яйца вареные, жареные и яичницу-болтунью. Мы наслаждались всевозможными омлетами и «шотландскими яйцами». Когда же нам смертельно надоели яйца во всех мыслимых видах, их еще оставалось несколько тысяч штук. Они частично начали портиться и издавали невыносимую вонь. Поэтому никто не пожалел, когда в конце концов их было приказано выбросить за борт.

Топливо с нашего последнего приза получили «Шеер», «Танненфельс» и мы. Его запасы казались неисчерпаемыми.

Позднее, находясь в этом удаленном районе Индийского океана, мы приступили к серьезнейшей работе – передаче топлива итальянским субмаринам. Для нас это было интересное задание, потому что нам пока не представлялась возможность познакомиться с южными союзниками, если не считать таковой случайную отправку пленных в Сомали. Из того, что мы видели, у нас создалось впечатление, позднее подтвердившееся, что мастерство и настроение итальянской команды целиком зависит от их командира. Многие итальянские командиры субмарин были опытными и храбрыми людьми, но, в общем, нам показалось, что старшим офицерам итальянского флота не хватало того, что американцы называют ноу-хау. Кроме того, мы были потрясены шириной и глубиной социальной пропасти, разделявшей офицеров и команду. Как правило, итальянский офицер жил в наилучших условиях, которые только может позволить обстановка, но матросы существовали в воистину скотских условиях и на голодной диете. Поэтому вряд ли стоит удивляться отсутствию всеобщего энтузиазма.

Между тем, когда мы получили срочный приказ обеспечить бункеровку субмарины «Перла», следующей из Массауа, мы поспешили к месту рандеву, обуреваемые любопытством, и прибыли в точку встречи, расположенную на тридцать третьем градусе южной широты, точно по расписанию. Никакой субмарины там не оказалось. Испытывая законное недовольство, мы ждали: Рогге ворчал, да и наше терпение постепенно истощалось. Затем, в нарушение всех правил о радиомолчании, мы получили радиограмму с субмарины, в которой итальянцы интересовались, почему их заставляют ждать. Субмарина находилась на 33-м градусе широты. Мы ее легко запеленговали, но то же самое мог сделать любой британский крейсер, рыскающий в непосредственной близости. Он мог поймать нас обоих, и тогда попытка проявить солидарность со страной, находящейся на южном конце оси, обошлась бы Германии очень дорого. Однако мы благополучно перегрузили на «Перлу» 7 тонн смазочного масла – этого ей должно было хватить надолго. Но ее командир, воздав хвалу нашим «удивительным успехам», имел наглость потребовать еще 70 000 сигарет.

Мы с сожалением попрощались с «Шеером». Такие чувства могут испытывать люди, знающие, что каждый новый день может стать для них последним, прощаясь с соотечественниками и сомневаясь, доведется ли им еще когда-нибудь свидеться. Мы почувствовали себя более одинокими, чем до встречи с карманным линкором. По сравнению со стальными палубами «Шеера», его мощными орудийными башнями, «Атлантис» показался маленьким и каким-то несерьезным, что ли… Линкор словно принес нам весточку из уже почти забытого Киля со всеми его приятностями. Но как сказал Каменц – старый торговый моряк:

– На этих стальных кораблях так удушающе жарко… Согласитесь, на нашем «Атлантисе» намного комфортнее.

Мы только теперь начали осознавать, как широко распространилась рейдерская деятельность и как сложно ее организовать при таких огромных масштабах.

Мы слышали новости о наших победах, о том, как наш коллега – «Пингвин» захватил в полном составе норвежский антарктический китобойный флот. «Пингвин» долго преследовал свою добычу, наблюдал за разбросанным на огромном пространстве флотом, оставаясь вне пределов видимости, пока не установил местонахождение плавучего рыбозавода. Остальное было делом техники: подойти к рыбозаводу, захватить его, выяснить секретный код, по очереди созвать ничего не подозревающих китобоев и захватить их.

Скажете, тут нет никакой хитрости? Возможно. Но этот захват имел важнейшее значение для страны и, в отличие от множества грязных страниц войны, обошелся без единой жертвы. Этот эпизод тем более замечателен, что впоследствии весь флот был отведен в оккупированную Францию и прибыл туда в целости и сохранности.

«Пингвин» нанес противнику тяжелый урон и вплотную приблизился к установленному нами рекорду потопленного тоннажа. Он был единственным рейдером, которому это удалось. Если бы мы знали, что ему осталось всего три месяца… Доходили до нас сведения и о потерях, среди которых оказался единственный вышедший в море итальянский вспомогательный крейсер. Ему не повезло – корабль сразу наскочил на британский вспомогательный крейсер. Много наших судов снабжения были потоплены или захвачены. Тем не менее район деятельности рейдеров был так обширен, а британцы испытывали столь настоятельную необходимость сосредоточить все свои основные силы в Северной Атлантике и на Средиземноморье, что мы, даже прослышав, что на нас охотится британский вспомогательный крейсер «Ранчи», находящийся к северу от Чагоса, наслаждались свободой. Полагаю, противник об этом не догадывался.

«Шеер» во втором боевом походе больших успехов не достиг. После войны его деятельность подверглась обширной критике. Утверждалось, что в ней отсутствовала дерзость, которая могла привести к тяжелейшим потерям союзников. Те, кто придерживался этой точки зрения, утверждали, что у англичан в Южной Атлантике или на Средиземноморье не было ни одного корабля, способного противостоять тяжелому вооружению «Шеера». С другой стороны, находясь во время войны в море, мы не могли в полной мере осознать все то, что представляется очевидным кабинетным ученым, имеющим в своем распоряжении все необходимые документы. Как бы то ни было, именно присутствие «Шеера» привело к разрушению путей сообщения союзников.

Что же касается «Атлантиса», на нашем счету пятая часть всего торгового тоннажа, потопленного надводными кораблями германского флота.

litra.pro

как сложилась их судьба :: SYL.ru

Больше тридцати лет тому на телевизионные экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Секретный фарватер». Актеры и роли, ими сыгранные, даже сегодня не теряют своей популярности. Снят он был режиссером Вадимом Костроменко на основе романа Леонида Платова.

Сюжет «Секретного фарватера»

Время действия картины состоит из двух отрезков: 1944 год и 1952 год. Командир торпедного катера Борис Шубин во время выполнения боевой задачи в Балтийском море замечает неизвестную подводную лодку без опознавательных знаков. Позже эта самая лодка — «Летучий голландец» — спасает Шубина, когда самолет, на котором он летел, был сбит. Отлично владея немецким языком, капитан выдает себя за летчика из Финляндии и входит в доверие к членам команды.

Внимательно вслушиваясь в разговоры, которые велись на субмарине, Борис понимает, что «Летучий голландец» выполняет секретные задания главных руководителей фашистской Германии. Шубин узнает об их ужасных планах относительно начала третьей мировой войны. При первой возможности капитан сбегает, чтобы доложить руководству и помешать осуществиться вражеским планам.

Как снимался фильм «Секретный фарватер»

Для съемок о подводной субмарине съемочная бригада решила использовать макет подводной лодки. Все сцены должны были сниматься в специально построенном на Одесской киностудии бассейне. Однако после того, как режиссер киноленты увидел воочию погружение настоящей подводной лодки, ни о каких макетах не было разговора.

Министерство обороны представило бесплатно все корабли, самолеты, орудия, подводные лодки – весь реквизит, который был необходим для создания картины. Сцены под водой снимались в Черном море. Съемки подводной лодки происходили в Одессе. Кроме того, они проводились и в Ленинграде, и на Балтийском море. Несмотря на обширную географию съемок, актеры «Секретного фарватера» и съемочная бригада создали фильм за семь месяцев.

Юнга Шурка Ластиков

Одного из главных героев – мальчишку, усыновленного моряками, Шурку Ластикова — сыграл Богатырев Вячеслав Михайлович. Родился он 27 мая 1972 года. В возрасте четырнадцати лет он снялся в своем первом и единственном фильме «Секретный фарватер». После завершения съемок у Вячеслава умирает мама. Он остается с отцом и двумя братьями.

Жизнь Славы Богатырева была посвящена морю. Известно, что во время несения службы к нему обратился режиссер Севастопольской киностудии с предложением сняться в кино в роли сына конюха. На что был получен категорический отказ: «Я свой выбор сделал – море!».

Сложно представить себе, как бы сложилась судьба Вячеслава Михайловича, если бы ему предложили сняться в фильме на морскую тематику. Окончив военную службу, Вячеслав остался с морем, нанявшись матросом на гражданские суда. 16 марта 2001 года жизнь актера «Секретного фарватера» — юнги Шурки Ластикова — трагически обрывается.

Капитан подводной лодки Борис Шубин

25 сентября 1958 года в красивом грузинском городе Сухуми в семье воспитательницы Валентины Петровны и машиниста Владимира Васильевича появился на свет Анатолий Котенев. Детство будущего актера прошли в городе Невынномысске Ставропольского края. Мечтая в детстве о море, небе, юный Толя неожиданно для себя открыл театр. Его первые пробы в роли артиста состоялись в городском Доме культуры.

Еще будучи студентом в школе-студии МХАТ, Котенев начал получать предложения о съемках в фильмах. Дебют будущего капитана подводной лодки состоялся в киноленте «Неизвестный солдат». В 1986 году начались съемки многосерийного телевизионного фильма «Секретный фарватер». В этом фильме Анатолий Владимирович сыграл свою любимую роль. Военная служба и работа в театре помогли актеру ярко воплотить роль командира торпедного катера.

После съемок артист снимается еще в нескольких фильмах, женится, переезжает в Белоруссию. После развала Советского Союза Анатолий возвращается в Москву, где успешно снимается до сегодняшнего дня. В его активе более ста десяти сыгранных ролей.

Жена капитана – Виктория Мезенцева

Лариса Андреевна Гузеева сыграла роль женщины, которую любит капитан Борис Шубин. Актриса родилась 23 мая 1959 года. Родного отца Лариса Андреевна не знала. Воспитанием будущего метеоролога Виктории Мезенцовой занималась мать и отчим, которые держали девочку в ежовых рукавицах. Несмотря на такое строгое воспитание, Лариса мечтает стать актрисой. После школы она поступает в Ленинградский театральный институт. Известной и популярной артистка стала после главной роли в «Жестоком романсе».

После проб на роль метеоролога режиссер не захотел, чтобы на это место пробовались другие актеры в фильм «Секретный фарватер». И роли были в нем разные, но только Ларису он видел возлюбленной женщиной капитана Шубина. Гузеева в образе Виктории Мезенцевой в киноленте очень правдоподобно и искренне сыграла женщину военных лет. Во время такого тяжелого испытания ей довелось испытать любовь. Трагическая гибель Виктории очень поразила всех зрителей и тронула до глубины души.

Интересные факты про фильм «Секретный фарватер»

Для съемок в фильме использовалась советская дизель-электрическая подлодка С-376, которая была построена в пятидесятых годах двадцатого века. В киноленте таинственная немецкая подводная лодка является субмариной U-127, о чем свидетельствуют номера на столовых приборах. Действие фильма происходит в 1944 году, а реальная лодка U-127 погибла в 1941 году.

Имя командира немецкой подводной лодки – Герхард фон Цвишен. Дословный перевод обозначает «Герхард из ниоткуда».

В оригинальном произведении нет близких отношений между командиром Борисом Шубиным и метеорологом Викторией Мезенцевой. Но для отображения настоящих чувств сценаристы добавили в фильм эту сюжетную линию.

Актеры «Секретного фарватера» очень достоверно и правдоподобно передали содержание книги Леонида Платова. Благодаря режиссерскому и операторскому таланту фильм покорил широчайшую аудиторию всех возрастов и поколений.

www.syl.ru

Разгадка «Тайны» U 534 — БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ — ЖЖ

Приветствую, ув. коллеги!
Сегодняшняя заметка  будет посвящена разгону тумана над историей подлодки U534.
Не знаю станет ли для вас это новостью, но похоже, благодаря стараниям различных мистификаторов, самыми известными немецкими субмаринами давно стали U997 и U530. Их «слава» давно уже затмила U9 Веддигена, U47 Прина и U99 Кречмера. Чего только 977-й и 530-й не приписывают различные «мастера пера» от журналистики. То они фюрера в Аргентину возят, то в Антарктиду и на счету каждой не одно секретное задание, назначение которых и сами авторы этих «рассказов» толком объяснить не могут. Фантазии не хватает. Однако эту пару лодок стремительно догоняет по количеству легенд, которыми он  «обрастает» все снова и снова,  еще один «летучий голландец» — U534.  «Зерна» мистификации в отношении этой лодки были брошены в плодовитую «почву» фантазии на Западе, но они успешно проросли и у нас, так как образ «Летучего голландца» из «Секретного фарватера» прочно вжился в умы наших «любителей» истории.

Просмотрев большое количество ссылок на тему U534, я обнаружил, что на многих ресурсах со сказками про U534, базисом является статья из книги «100 великих тайн Третьего Рейха» Василия Веденеева, которая называется «Тайна U-534».  Саму книгу и поднимаемые в ней темы я комментировать не буду, а вот на указанной статье остановлюсь подробно, дабы стало ясно на сколько её автор в теме о которой он пишет и как к этой информации стоит относиться.  Ознакомится с ней, к примеру,  можно здесь:
 http://100-great.sokrytoe.com/2492-tayna-u-534.html

Итак, согласно Веденееву, U534 находилась в апреле в Атлантике, откуда её отозвали в Киль.

Цитата:
«В конце апреля 1945 года, когда исход войны давно стал предельно ясен, капитан немецкой подводной лодки U-534 Герберт Ноллау получил по радио шифрованный приказ срочно прибыть в Киль — главную базу военно-морского флота гитлеровской Германии.

Ноллау был опытным моряком и дисциплинированным офицером, воспитанным в духе лучших традиций немецкого подводного флота, которые старательно прививал своим подчинённым адмирал Дёниц, прозванный подводниками «папаша Карл». Подводная лодка U-534 показала себя хорошим боевым кораблём, и капитан хотел сохранить её, поэтому делал большие переходы преимущественно по ночам — над Атлантикой, где находилась подводная лодка, господствовала дальняя авиация англичан и американцев, старательно выискивавших немецкие корабли. Времена, когда люфтваффе навязывало противнику свою волю, давно и безвозвратно миновали.

До Киля субмарине удалось дойти вполне благополучно, и Ноллау уже вздохнул с облегчением — честно говоря, болтаться в море при такой обстановке не слишком приятно. С другой стороны, стоять у пирса в Германии, уже более чем наполовину оккупированной войсками стран антигитлеровской коалиции, — тоже не самый лучший вариант. Особенно, если учитывать жуткие бомбёжки американцев, старавшихся смести бомбами с лица земли всё, что лежало далеко внизу под крыльями их «летающих крепостей». (с)

Изложенное выше на поверку не выдерживает никакой критики.
U534 под командованием Ноллау вышла в свой первый боевой поход утром 27 апреля 1944 из Киля. Через три дня она прибыла в Кристиансанд (Норвегия), где задержалась на день для пополнения запаса топлива.  6 мая она пришла в Берген (Норвегия) и задержалась там на 2 суток из-за поломки дизеля. После ухода из Бергена лодка отправилась в Северную Атлантику, где согласно приказу она должна была наблюдать за погодой и передавать данные о погоде в штаб. 26 мая Ноллау отправил первое сообщение с метеосводкой. 20 июня второе. 13 июля третье и последнее.  20 июля лодка должна была начать возвращение на базу в Бордо (Франция).  U534 пришла в Бордо 13 августа совместно с U857 и 437, выдержав несколько нападений самолетов ПЛО союзников на подходах к базе. С 14 по 24 августа лодка проходила ремонт на верфи.

В эти дни войска союзников подходили к Бордо и 25 августа U534 вместе с U857 и 437 ушли из Франции, став таким образом последними немецкими лодками, покинувшими Бордо. Переход в Норвегию под «шнорхелем» занял у Ноллау 2 месяца — U534 пришла в Кристиансанд рано утром 24 октября 1944. На следующий день в темное время суток 534-я совместно с U518, 714 и 245 начала переход на Балтику. 28 октября Ноллау прибыл во Фленсбург. 1 ноября лодка покинула Фленсбург и перешла в Штеттин, где встала на верфь на ремонт, который продолжался до 28 апреля 1945.  29 апреля 534-я перешла из Штеттина в Киль.

После знакомства с реальной историей походов и перемещений лодки Ноллау в 1944 году, «вздох облегчения» Ноллау от В. Веденеева воспринимается просто с улыбкой, так как очевидно, что возвращение U534 из Атлантики в Киль представляется не более, чем выдумкой. Пока В. Веднеев «мурыжил» U534 в Атлантике длинными переходами, она в реальности проходила ремонт на «Oderwerke AG» в Штеттине.

Хотелось бы  отметить на сколько автор этой истории разбирается в том, о чем он пишет.
«Капитан подводной лодки» звучит так же нелепо, как «начальник пехотного полка».  Но оставлю это на совести автора, как и многое другое, раз ему не известно, что боевыми кораблями командуют не капитаны, а командиры.

Далее, согласно автору, лодка прибыла в Киль, где находилась до 5 мая. В изложении В. Веденеева, за время её пребывания там на лодку были доставлены какие-то габаритные ящики, которые были загружены в отсеки лодки.

Цитата:
«Машины подогнали ближе к пирсу, и матросы начали сгружать с них одинаковые по
размеру, герметически закрытые алюминиевые ящики. Груз оказался
достаточно габаритным, и его размещение в отсеках субмарины потребовало
усилий. Помощник насчитал при погрузке около дюжины таких ящиков, но за
давностью лет не может ручаться, все ли он заметил и упомнил?
Характерно, что одинаковые ящики имели различный вес: некоторые казались
довольно лёгкими, а с другими с большим трудом управлялись по несколько
дюжих матросов
.» (с)

Но как и в случае с «приходом» лодки в Киль из Атлантики,  все цитируемое совершенно не соответствует реальности.  Лодка Ноллау после прихода в Киль провела там не более суток, после чего 2 мая  встала на якорь в проливе Эресунн на рейде датского города Хельсингор вместе с U3523, 3017 и 3503. Лодки занимались передачей другу другу топлива и ожидали приказа о дальнейших действиях.  Весьма очевидно, что не смотря на «правдоподобное»описание В.Веденеева, U534 в Киле не было и история о загрузке на неё каких-то ящиков автором выдумана. Более того, весьма трудно представить себе процесс загрузки по описанию В.Веденеева. Это очень интересный момент на который стоит обратит особое внимание. Честно говоря, я даже немного теряюсь в догадках, что знает автор о конструкции подводной лодки типа IX, раз он так одним махом «пера» разместил габаритные ящики в отсеках(!) лодки в течении часа!  Смею напомнить, что в отсеки лодки можно было попасть через рубочный люк, расположенный на мостике, и три люка на верхней палубе: два торпедозагрузочных (по обе стороны рубки каждый) и люк камбуза, располагавшийся перед площадкой палубного орудия. Но по своим размерам, они были совершенно не приспособлены для загрузки чего-то габаритного!  Для того, что бы разместить груз на лодке, ей необходимо посетить верфь, где и проводились подобные работы.

Далее Веденеев утверждает, что Ноллау предложили отпустить на берег весь экипаж, предложив ему на замену около 40 неизвестных личностей в комбинезонах и масках с утверждением, что это укомплектованный экипаж. Сам же Ноллау был весьма удивлен этим фактом и высказал предположение, что 40 человек экипажа ему много.

Цитата:
«
Капитан субмарины вскрыл новый конверт, прочёл приказ и остолбенел: ему
предписывалось срочно списать на берег весь свой экипаж и принять на
борт новый, который ему предоставят оберст и майор из абвера. Из всего
старого экипажа на борту должен остаться только он один — капитан
Ноллау…
— Их около сорока человек, герр оберст, — обратился
капитан Ноллау к абверовскому полковнику. — Моя субмарина не нуждается в
столь многочисленном экипаже. И вообще, есть ли среди них моряки, в том
числе опытные подводники? Нужны штурман, первый помощник, акустики,
торпедные машинисты, мотористы, рулевые…
— Экипаж полностью укомплектован, — подняв руку, прервал его оберст. — Остальные люди — ваши пассажиры. Выполняйте прика
з! » (с)

Все это вызывает изумление. Подобные действия с заменой всего экипажа  вероятно должны были по мнению автора создать ауру таинственности и вызвать у читателей дополнительные убеждения в секретности миссии U534. Однако, разумеется, на лодке никто экипаж не менял, так как к этому не было никаких предпосылок.  Стандартная комплектация экипажа лодки типа IXC-40 составляла 48 человек. Кажется автор об этом и не подозревал. Таким образом он собирался отправить в воды Арктики лодку с неукомплектованным экипажем, да еще и с командиром, который не знал район предстоящего плавания..  

Ну и последним на что стоит обратить внимание у В.Веденеева, это приказ, который якобы получил Ноллау от загадочных людей из абвера.

Цитата:
«К немалому изумлению капитана Ноллау и
его первого помощника вскрытый пакет содержал приказ U-534 следовать… к
берегам советского Заполярья, в море Лаптевых, с промежуточным заходом
на секретные базы, расположенные во фьордах Норвегии. Подводники ожидали
приказа следовать курсом куда-нибудь в Латинскую Америку, хотя бы в тот
же Уругвай или Аргентину, а тут Заполярье?!

Конечным пунктом
маршрута предполагалась секретная база на Новой Земле. Там
предписывалось выгрузить все ящики и замуровать их в указанном для
обустройства тайника месте. Затем заправиться топливом и тем же
маршрутом вернуться в Киль. Что делать с пассажирами в масках, укажет
новый первый помощник капитана. При успешном выполнении специального
секретного задания капитана Герберта Ноллау и его экипаж ожидали высокие
награды рейха и повышения в званиях — этому в немецких вооружённых
силах придавалось очень большое значение.» (с)

Исключительно любопытным представляется тот факт, что автор, не задумываясь, отправляет лодку туда, где её командир, воевавший исключительно в Атлантике, ни разу не был и при этом дает ему совершенно незнакомый экипаж, да еще и неукомплектованный. И это для выполнения «секретного» задания. Ну а секретные базы в Норвегии являются сильным аргументом, то есть немцам мало было не секретных баз в этой стране, они еще и секретных там понаделали. Рейх без секретности — это не Рейх. На сколько я помню, одно из любопытных описаний таких баз оставил в своей книге А. Сергеев, указав, что такие секретные базы являли собой тент и две бочки с топливом для гидросамолетов. Видимо Ноллау предстояло ими воспользоваться. Тема подобных секретных баз в Советской Арктике, давно уже является предметов всевозможных спекуляций от псевдоисториков. Чего они там только не «размещали». К примеру, некто Артем Денисов договорился до того, что предположил наличие пусковых площадок для ФАУ-2 (см. здесь) для обстрела ими США.  Безграмотность в этих вопросах таких фантазеров и мистификаторов,  представляющих Третий Рейх могучей технократической цивилизацией с Марса или великой империей магов «темного» Генриха, давно уже не вызывает удивления.  Такой экш, как «Возвращение в замок Вольфенштайн» глубоко пустил корни в сознание.

Отдельно стоит упомянуть о наградах и повышению в званиях в случае выполнения задания. В данном случае, В.Веденеев демонстрирует не только плохое знание истории U534, но Второй Мировой Войны в целом.  В то время, пока на лодку по мнению автора грузят ящики, меняют экипаж и вручают пакеты, адмирал фон Фридебург подписывает локальную капитуляцию Северо-Западной Германии, а еще через несколько дней Рейх капитулировал полностью. Предположительно поход к Новой Земле и обратно занял бы у Ноллау от одного до двух месяцев. Так кто же тогда бы ждал Ноллау по его возвращению в Киль и повышал в звании и вручал награды?  Веденеев об этом почему-то не задумывается, как и о многом другом.

В итоге, становится ясно, что информация, которую приводит в своей книге В. Веденеев, об U534 является не более чем выдумкой автора. Не стоит отрицать, что автор в данном случае проявил неплохую фантазию, что бы создать вокруг последнего похода U534, как можно больше таинственности. Его выдумки на счет нахождения лодки в Киле столько времени, загрузка на неё каких-то габаритных ящиков, замены экипажа и загадочный приказ должны были создать особую атмосферу тайны на раскрытие которой особо рассчитывать не приходится. Ведь лодку спустя много лет обнаружили на дне и возможно, по мнению Веденеева, уничтожили взрывом. Стоит отметить, что Веденеев придал истории U534 особый колорит, так как подобные «исследователи» на Западе, как раз носились с идеей, что лодка Ноллау должна была перевезти золото и высших партийный функционеров Рейха, включая и Генриха Гиммлера в Южную Америку. Этому способствовала информация, что 17-летний радист лодки был родом из Аргентины. Но автор книги о тайнах Рейха преподнес новую версию, решил отправить Ноллау в Арктику. Видимо в ссылку 🙂


Многострадальный Герберт Ноллау, командир U534.
источник фото: www.uboat.net

Неплохая подборка больших и качественных фото подьема U534 и её нахождения в Биркенхеде в качестве корабля-музея, можно посмотреть здесь: http://nektonemo.livejournal.com/3352223.html

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

olt-z-s.livejournal.com

Фильмы о подлодках (часть 2)

В списке известных фильмов о подлодках записано около 150 картин. Первый из известных мне фильмов о подлодках сняли в 1919 году, а последний пока что — в 2010 году. Выходит примерно по 1,53 фильма в год.Большинство фильмов о подлодках снято американцами, на втором месте — русские фильмы (СССР/Россия)…

Враждебные воды (США,Франция,Германия,Великобритания 1997)

Про что:американо-британский фильм, основанный на реальных событиях, произошедших с советской атомной подводной лодкой К-219 в 1986 году.Советская атомная подводная лодка столкнулась с американской АПЛ типа Аврора,начинается пожар.

Лодка:К-219 проекта 667А «Навага.

Интересные факты:против этого фильма с судебным иском выступил реальный капитан К-219 Игорь Британов, который заявил, что не давал разрешение использовать факты своей биографии в фильме. В результате, в августе 2004 года Британов выиграл процесс и получил нераскрываемую публично неустойку от киностудии.

Битва под Орионом (Япония 2009)

Про что:Фильм рассказывает о военно-морском сражении, во времена Второй мировой войны, между Американским линкором и японской субмариной, о сражении двух капитанов…

Лодка:Подводные лодки типа I-176.Все подводные лодки этого типа погибли в боях или затонули в 1943—1944 годах.

Убрать Перископ (США 1996)

Про что:Фильм рассказывает о приключениях эксцентричного командира старой подводной лодки ВМС США и её экипажа.

Лодка:Стингрэй» в фильме на самом деле был снят на музее-корабле «Pampanito» (SS-383), подлодке времён Второй мировой войны класса «Балао».

Интересные факты:Кадр всплытия «Орландо» был взят из фильма «Охота за „Красным октябрём“»

На последнем берегу (США, Австралия 2000,римейк фильма 1959)

Про что:В 2006 году обмен ракетными ударами между Китаем и США и последовавшая за этим мировая ядерная война сметают человечество с лица Земли.Подводная лодка «Чарлстон», единственный уцелевший в войне корабль США, отправляется в «экспедицию последней надежды» к берегам Аляски, откуда поступают таинственные, еле слышные радиосигналы.

Лодка:Класс Лос-Анджелес,такая-же была использована в роли советской подводной лодки в фильме «Охота за „Красным октябрём“.

Интересные факты:Ленты на мундире капитана представляют собой смесь украшений из всех родов войск и Национальной гвардии.
На ПЛ класса Лос-Анджелесе используется реактивный метод движения ускорением воды, без лопастей,однако когда подводная лодка повернулась на север — на корме показывается нормальные лопасти.

Секретный фарватер (СССР 1986)

Про что:Фильм повествует о катернике Борисе Шубине, который на исходе войны встречается с таинственной немецкой субмариной без опознавательных номеров. Охотясь за этой субмариной, он узнает о секретном фарватере и страшных тайнах Третьего Рейха.

Лодка:В фильме в роли U-127 «Летучего голландца» выступает советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 613.

Интересные факты:Сергей Быстрицкий играет воспитанника героя актёра Анатолия Котенева, хотя первый младше второго всего на 5 лет.Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А.Ф. Ковалёва.В конце 4-ой серии Шубин быстро конвоирует нарушителя по берегу к вёсельной лодке, при этом из кармана последнего выпадает кассета магнитной проволоки — одна из тех, что он забрал в сейфе подземной базы. Таким образом, советским властям попадают не все аудио-записи.

Последняя подводная лодка (США,Германия)Das Letzte U-Boot (1992)

Про что:1945 год. Близится окончание войны. Подводной лодке — U Немецких Военно-морских сил, отдан приказ отправится в Японию к союзнику фашистской Германии и доставить японских ученых, радиоактивный плутоний и документацию по созданию атомной бомбы.Но война проиграна…Фильм базируется на реальной истории.

Лодка:В съемках участвовала советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641, тип»Foxtrot» по классификации NATO.
Такая же,как в «Слушать в отсеках».Скорее всего это одна из двух лодок, переданных Польше в конце 1980-х годов.

Глубина (США 2002)

Про что:Разгар Второй мировой войны. Американская подводная лодка «Манта», вынуждена скрываться на глубине от шныряющих ближе к поверхности немецких субмарин.Уходя ближе ко дну, подводники обнаруживают, что там, внизу, есть еще что-то — явно не нацистские судна, нечто необъяснимое и, возможно, сверхъестественное.

Лодка:Некоторые съемки этого фильма состоялись на подводной лодке времен 2 ВМ- USS Silversides, расположенный в Мичиган ,лодка была отбуксирована на середину озера Мичиган.

Интересные факты:До начала съемок все актеры проходили учения в школе подводников, где их обучали правилам поведения на борту подводных лодок, принципам управления и устройства внутренних механизмов. После этого, для создания реального ощущения, в студии Шеппертон в Лондоне был сконструирован гидравлический макет, который поднимался, опускался, скрипел, вертелся и крутился в точности повторяя движения настоящей субмарины под водой.

p-i-f.livejournal.com

Ральф Зеггерс и Герхард фон Цвишен или «пакеты спасения» на немецких подводных лодках

Начал читать «Секретный фарватер» Платова, коим счастливым обладателем стал вчера.

Книга любопытная, автор пишет интересно и слог имеет весьма недурной.  Так как этой книгой был рожден ряд устойчивых стереотипов, решил давать пояснительные разборы заинтересовавших меня моментов по ходу чтения. Делать, так сказать, пояснительные записки.   Такой момент появился сразу, так как третьей главой романа Платов описывает поединок Донченко с «Летучим голландцем» Герхарда фон Цвишена.

Во-первых, удивил тот факт, что Донченко рассказывает, как его матросы на время соблюдения режима тишины даже сняли сапоги, «чтобы не греметь подковками». Это выглядит несколько странно. Получается, что экипаж подлодки Донченко в походе, то был босой, то обутый. Не знаю носили наши подводники сапоги внутри лодки в Арктике, там все-таки холодно, но было бы уместнее дать описание, что подводники обернули ноги тряпками, чтобы ходить тише. Это было реалистичнее. Кстати, немцы так и делали на севере. Однако сам эффект снятия сапог литературно конечно выглядит ярче.

Во-вторых, по докладу акустика немецкая лодка то-то продувала: «получается пузырение, вроде выдоха, будто торпеду выпустил».  На самом деле за основу этого случая был взят технический нюанс на советских ПЛ, которые выталкивали торпеду из аппарата сжатым воздухом, который затем выходил из аппарата вслед за торпедой, образуя так называемый «пузырь». У немцев же этот процесс происходил иначе. Торпеда выталкивалась из аппарата специальным «поршнем», на который было направлено давление сжатого воздуха. Поршень препятствовал выходу отработанного ВВД из аппарата, что обеспечивало отсутствие «пузыря» после залпа.  Меня этот момент несколько удивил, так как далее в этой же главе , автор высказывает определенные знания по устройству немецкой подлодки, упоминая об имитационных газовых патронах, которыми стреляла лодка с кормы, для обмана сонаров кораблей ПЛО. Тут определенно речь шла о пилюлях«Больд» (или «Кобольд»), которые действительно использовались немцами во время войны. Такая пилюля создавала  облако пузырей, которое не пропускало импульс сонара и таким образом создавало эффект обнаружения цели под водой. Но она была  длиной не полметра, как пишет Платов, а всего 15 см и выпускалась через специальный эжектор в корме, прозванный немцами «метателем пилюль». Выходит автор романа собирая сведения о немецких подлодках, упустил момент о «беспузырной» стрельбе немцев. Но это ему простительно.

В-третьих, Донченко посчитал результатом попадания торпеды из-за взрыва и последующих признаках поражения лодки: «Взрывом подняло на поверхность всякую фашисткую требуху: клинья, пробки, обломки обшивки, аварийные брусья, крашенные суриком, в общем — полный комплект». Далее Грибов ведет речь об «средствах тактической маскировки», где упоминает о «Больдах» и патронах содержащие «пилотки, брусья, пустые консервные банки», патронах «из которых выходил соляр».  Любопытно, что этот литературно-технический прием использовал и Пикуль в своем «Реквиеме». Однако в своей повести тогда великий писатель (я его таковым считаю) крупно «налажал» с этими самыми «пакетами спасения», когда заставил их выпустить из торпедных аппаратов своего героя – Ральфа Зиггерса с глубины 95 метров! Естественно, это было невозможно. К примеру, в моем любимом романе Отта «Акулы и маленькие рыбки» (тот который «Стальная акула» на русском) подводный ас Лютке вздувает своего торпедиста за то, что тот не закрыл внешнюю крышку ТА при погружении на глубину. Пикуль этот момент упустил.   Платов эту тему осторожно обходит, говоря только о выпуске таких «патронов спасения», но не говорит откуда и как немцы их выпускали.  Стоит отметить, что в реальности не существовало практики использования таких патронов. Лодка не выстреливала из торпедного аппарата на глубине никакого мусора, так как открытие внешних крышек на глубине строго запрещалось, как и погружение с открытыми крышками. Других каких-либо устройств для выбрасывания «пакетов спасения» или патронов набитых мусором немецкие лодки не имели.  Американцы и англичане тщательно опрашивавшие пленных немецких подводников внимательно следили за всеми новшествами и техническим описание немецких субмарин. В рапортах и протоколах допросов немецких подводников, включая и суммарные отчеты за несколько лет никакие «пакеты спасения» или «патроны» набитые мусором не упоминаются. Увы, это выдумка писателей Платова и Пикуля.

olt-z-s.livejournal.com

Жертва «Летучего Голландца» — БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ — ЖЖ

Любопытно! 31 августа 1942 у восточного побережья Кубы было потопленно гондураский парусник «Санде»  следовавший из Пуэрто Рико в Гондурас с заходом на Кубу. Согласно Lloyds War Losses судно было обстреляно и потоплено неизвестной субмариной. Однако ни одна немецкая подлодка, действовавшая тех районах не заявляла о атаке такого судна.

При просмотре записей Журнала Боевых Действий командующего подводными силами в дни ближайшие к этому событию выясняется следующее:

29 августа 1942
U164 доложила о потоплении судна на 6000 брт.
Им оказался голландский «Штадт Амстердам» (3780 брт), отставший от конвоя WAT-15 и потопленый ею 25 августа 1942 к юго-западу от Кубы.

U564 доложила о торпедировании и обстреле 9000-го танкера. Судно было оставлено ею тонущим и обьятым пламенем.
Им оказался норвежский танкер «Вардаас» (8176  брт), атакованный и потопленный 30 августа 1942 у Тринидада и Тобаго.

U517 доложила о потоплении двух судов: вспомогательного судна (3000 брт) 27 августа и парохода, ранее поврежденного U165 28 августа.
Ими оказались американские суда  «Чатэм» (5,649 брт) и «Эрлин» (3304 брт) потопленные U517 27 и 28 августа 1942 между Лабрадором и Ньюфаунлендом.

U66 доложила о потоплении в этот день американского судна «Топа-Топа» (5356 брт) северо-восточнее Суринама. Немцы точно знали о названии судна, грузе и рейсе, так как после потопления допросили одно из членов экипажа.

Также чуть позже в этот день была внесена запись обрезультате минной постановке U701 в июне 1942 года у восточного побережья США.  Ей защитали 3 судна потопленными на 15000 брт.

30 августа 1942
U66 доложила о потоплении двух судов: «Сир Хуан» на 5200 брт и 4500-тонного судна.
Ими оказались панамское судно «Сир Хуан (6049 брт) и американское «Уэст Лэшеуэй» (5,637 брт), потопленные севернее Суринама в этот день

U162 доложила о потоплении современного трехмачтового судна «Стар оф Орегон» на 7735 брт.
Именно это «Либерти» и стало жертвой лодки к востоку от Гренады в этот день

U705 доложило о торпедировании большого танкера к северу от Азорских островов. Лодка выпустила 4 торпеды и наблюдала одно попадание. Не смотря на то, что штаб защитал торпедирование, данная атака не имеет подтверждений, как успешная. Наиболее вероятным представляется, что лодка атаковала танкер, потопленный чуть позже U516 (см. ниже).

U516 доложила о потоплении большого танкера «Джек Карни» на 10600 брт.
Именно это американское судно было потоплено к северу от Азорских островов в тот день. Официальным днем гибели танкера считается 31 августа (01:54).

31 августа 1942
U66 доложила о потоплении танкера на 7000 брт.
Им оказался американский танкер «Уиномак» (8,621 брт) потопленный ею к северу от Суринама в этот день.

U609 доложила о потоплении двух судов общим тоннажем 8000 брт и еще одном возможном попадании в третье судно.
Ими оказались норвежское «Бронксвилль» (4663 брт) и панамское «Капира» (5625 брт) из состава североатлантического конвоя SC-97. Возможное попадание в третье судно не подтверждается.

1 сентября 1942
U604 доложила о попадании торпеды в судно на 5000 брт во время атаки конвоя. Успех данной атаки лодки не подтверждается.
Этот день считается днем гибели брит. судна «Илорин» (815 брт), потопленного в Гвинейском заливе U125 вечером 1 сентября. Лодка доложила об этом успехе 4 сентября.

2 сентября 1942
U109 доложила о потоплении судна «Оушен Майт» на 10000 брт.
Фактически это было британское судно типа «Оушен» «Оушен Майт» на 7,173 брт, потопленное этой лодкой в Гвинейском заливе. Официальным днем гибели судна считается 3 сентября (00:58).

Стоит отметить, что с 25 августа по 11 сентября 1942 ЖБД командующего подводными силами содержит только один доклад о потоплении парусного судна. 11 сентября U514 доложила о потоплении артогнем 6 сентября брит. шхуны «Хелен Форсей» юго-восточнее Бермудских островов. Наиболее возможным обьяснением причины гибели гондурасской шхуны могла бы стать атака лодкой, потопленной или пропавшей безвести в указанный период времени в том районе, которая не успела доложить о своем успехе. В конце августа — начале сентября 1942 года в Карибском бассейне и близлежаших водах были потолены 3 немецкие подлодки: U94, 162 и 654. 94-я и 162 -я были потоплены 28 августа и 3 сентября соответсвенно. Их экипажи частично выжили и были впоследствии допрошены, как военнопленные. Никакой информации на этот счет от них получено не было. 654-я перестала выходить на связь после 21 августа, считается, что она пала жертвой атаки американского самолета В-18 22 августа 1942 года, когда была атакована и потоплена его гл. бомбами. Потеряна со всем экипажем. Таким образом существует крайне небольшая вероятность связи между гибелью гондурасской шхуны и этими вышеуказанными субмаринами.

Таким образом исключительно сложно обьяснить причины, послужившие внесения в реестр Лойда этой шхуны, как жертву подводной лодки. Непредоставляется возможным понять, кто атаковал парусник в указанное время. Размеется выдвигать версию о «Летучем Голландце» Герхарда фон Цвишена, не смотря на название темы, я не буду и другим не советую. 🙂

olt-z-s.livejournal.com

Тайны ХХ века. Летучий Голландец: stomaster — LiveJournal

Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика, с ним связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда действительно очень поэтична.
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера — среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры и сухогрузы.
Что случилось? Куда подевались? Любой моряк вам ответит, что все тут очень просто и безысходно: они повстречались с «Летучим голландцем».
 

Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен. Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм .Команда без промедления начала уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать бурю. Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или иначе, но мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало того: он поклялся любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за судьбу корабля во власти полоумного капитана, матросы вместе с пассажирами взбунтовались и подняли восстание, возымев целью обезвредить безумца. Однако тот оказался хитрее и поймал предводителя непокорных. Через пару секунд он отправился на корм рыбам.

— С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, — прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет.

С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду свою проклятый Богом капитан набирает из утопленников, причем чем поганее и мерзостнее были их деяния в жизни, тем лучше. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

«…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…»

Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию. Должно быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую подоплеку. Однако и реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.

Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие – Ван Страатеном, третьи – просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно. Однако и здесь не обошлось без мифотворчества. Согласно легенде, упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что провозгласил: «Я попаду туда, даже если у меня это займет время до самого конца света!» Дьявол даровал ему вечную жизнь, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.

Есть и другой, вполне реальный прецедент «летучего голландца». В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

11 июля 1881 г. в судовом журнале фрегата военно-морского флота Великобритании «Бакканте», который огибал мыс Доброй Надежды, появилась запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующее утро впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть. Позднее внезапно заболел и умер командир эскадры.

За последние 400 лет «Летучий голландец» видели много раз. Встречи с ним наиболее часто происходят южнее мыса Доброй Надежды.

Окрашенный в черный цвет и ярко освещенный, корабль всегда идет с гордо поднятыми парусами, даже в самую свирепую погоду. Временами оттуда раздается голос, но люди опытные не отвечают на вопросы таинственного призрака, ибо знают: за этим обязательно последует несчастье. Некоторые моряки убеждены, что достаточно просто посмотреть на корабль, чтобы найти свою смерть при кораблекрушении.

Даже экипажи немецких подводных лодок в годы Второй мировой войны испытывали страх перед «Голландцем», которого много раз видели к востоку от Суэца. Адмирал Карл Дениц писал в своих донесениях в Берлин: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с фантомом».

Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль «Вакханка», на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из немецких подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов. Однако эта гипотеза себя не оправдала.

Корабли , идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, вовсе не редкость.

Ранним солнечным утром 1850 года судно «Морская птица» появилось у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Добравшиеся до судна жители поселка были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы = все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем.

Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон». Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное полицией, не объяснило, почему и куда пропали люди.

Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений исчезновения команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать из порта корабль вместе с 23 членами экипажа. Судно отправилось в Тунис, однако местного властителя успели предупредить, и он запретил пускать корабль в порт. Команда решила вести парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии. Не приняли корабль и во Франции, и в Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.

Другое объяснение — инфразвук. Что мы о нем знаем? Инфразвук — это не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек мощность «голоса моря» достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку…

В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что еще не так сильно были тронуты тлением, были искажены ужасом.

Однако есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и только! Люди подвержены болезням — это верно, но ведь и корабли дряхлеют и долго не живут без каждодневного ухода.

В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода «Джонсонс» поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полустертые слова «Малборо». Паруса и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно. Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания взять судно- призрак на буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что «Малборо» в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд. Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели 1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло быть, но факт оставался фактом.

Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, Летучий Голландец – всего лишь миф? Кто знает…
Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о «Летучем голландце» забавным происшествием из недавнего прошлого.

В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же вовсю щелкали фотоаппаратами. На борту судна находился репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про… «Летучий голландец». При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий корабль у причала, и судно, переполненное статистами, «поймав» ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с «Летучим голландцем» заканчивается так же благополучно.

stomaster.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *