20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук

Ровно 110 лет назад, 20 июля 1906 года (по новому стилю), родился советский полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Ильи Павлович Мазурук. Всю свою жизнь он связал с авиацией. Работал в полярной авиации Главсевморпути, принимал участие в Великой Отечественной войне. Заслуги Ильи Мазурука перед страной были отмечены многочисленными правительственными орденами и медалями.

Илья Мазурук родился в Брест-Литовске (сегодня Брест) в обыкновенной рабочей белорусской семье. С 1915 года вместе с семьей жил в городе Льгове (Курская область). Смог окончить начальную школу, до 1919 года проходил обучение в высшем начальном училище. В 1919-1920 годах трудился чернорабочим на ж/д станции Льгов. Летом 1920 года вместе с семьей переехал в город Ровно (Украина), который вскоре отошел к Польше. Здесь он работал чернорабочим на ж/д станции, а также ночным сторожем в больнице. В апреле 1923 года Мазурук нелегально перебрался через границу и вернулся назад в СССР.


В 1923-1924 годах работал помощником машиниста на электростанции в Липецке, в 1924-1926 годах являлся секретарем волостного комитета комсомола в селе Кузьминские Отвержки (Липецкая область), Липецкого уездного комитета комсомола, а также заведующим школьным отделом Орловского губернского комитета комсомола. В 1926-1927 году был заместителем заведующего агитационно-пропагандистским отделом Орловского горкома партии. В ВКП(б)/КПСС вступил в 1925 году.

В октябре 1927 года по комсомольской путевке был направлен для прохождения службы в военную авиацию. Так начинающий партийный функционер сменил партийную работу на авиацию. В 1928 году Илья Мазурук окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Был демобилизован в ноябре 1929 года. После этого в 1930-1932 годах работал бортмехаником и летчиком в Гражданском воздушном флоте (в Средней Азии). В апреле-июне 1930 года он принимал участие в боевых действиях против басмачей.

Вот лишь один из эпизодов той поры. 70 защитников Кзыл-Агачинского гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон басмачей. Отряды ОГПУ, которые были высланы им на подмогу, еще не подошли. Первыми им на помощь подоспели авиаторы. К тому моменту в крепости закончились патроны, подходило к концу продовольствие, в обрез оставалось запасов воды. На территории крепости советские летчики увидели 2 больших белых полотнища, на которых глиной было написано послание: «Нет патронов». Мазурук в ответ написал записку, состоявшую всего из одного слова: «Держитесь». Он довольно проворно вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул их в снятую гимнастерку, после чего сбросил над крепостью. Сверток с патронами попал по назначению. Таких посылок с патронами осажденному гарнизону советские летчики послали не одну. После этого они сами забрасывали басмачей гранатами. За проведение этой операции Мазурук был награжден пистолетом системы «Маузер», содержащим дарственную надпись: «Мазуруку за успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ».

В 1930-1938 годах являлся пилотом «Добролета», Гражданского воздушного флота (ГВФ), прошел тренировку в 3-й объединенной школе ГВФ (сегодня это Балашовское ВВАУЛ), совершал полеты на трассах Одесса-Батум, Ташкент и Алма-Ата. С 1932 года работал на Дальнем Востоке. Здесь он трудился во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске). Стоит отметить, что Илья Мазурук одним из первых советских пилотов освоил воздушные трассы Дальнего Востока, в частности совершал полеты на Сахалин (как начальник эстафеты), а также на Камчатку. С 1935 года занимал пост командира 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске.

Так, 27 августа 1932 года Илья Мазурук на самолете В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером СССР Л21 совершил первый рейс по маршруту Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток). Эта дата стала считаться днем рождения гражданской авиации Приморского края. В мае 1935 года пилот совершил перелет по маршруту Москва-Сахалин, который занял у него 45 часов. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии» 16 мая 1935 года Указом ЦИК СССР был представлен к первому ордену Красной Звезды. К ноябрю 1936 года он за 2553 летных часа налетал 533 700 километров.

При этом рейсы между Сахалином и Хабаровском были нерегулярными. Часто они связывались с выполнением какого-либо срочного задания. Летчикам приходилось летать в сложных метеоусловиях над тайгой, морем и горами. В то же время работа авиаторов на трассе Хабаровск-Сахалин была бесценной. В 1936 году Илья Мазурук окончил курсы при Батайской летной школе Гражданского воздушного флота. С октября 1936 он трудился летчиком в Полярной авиации. Весной 1937 года в качестве командира самолета ТБ-3 он принял участие в высадке первой дрейфующей научной станции под названием «Северный полюс-1». За мужество и героизм, которые были проявлены при выполнении задания по созданию дрейфующей станции «Северный полюс», Постановлением ЦИК СССР от 27 июня 1937 года Мазуруку Илье Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938-1947 годах Илья Мазурук занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути. Вновь в армии с января 1939 года. В 1939 году он успешно окончил курсы усовершенствования командного состава, которые были организованы при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Являлся участником советско-финской войны. В декабре-марте 1940 года был командиром отдельной авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков при командующем ВВС 8-й армии. За время войны совершил несколько боевых вылетов на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3.

Илья Мазурук был участником и Великой Отечественной войны. С июля 1941 года он был командиром 2-й авиагруппы ВВС Северного флота, оставаясь при этом начальником управления полярной авиации и заместителем начальника ГУСМП — контр-адмирала Папанина. Полковник Мазурук успел совершить несколько боевых вылетов, в том числе возглавил первый массированный удар советских ВВС по базам немецкого флота, расположенным в Варангер-фьорде. Позднее вспоминал: «Приходилось довольно много летать на боевых самолетах в полярных морских районах, направляя организацию разведки, противодействия надводным и подводным силам противника, спасать иностранных моряков с потопленных судов союзников, которые везли в СССР различные военные грузы».

3 августа 1942 года Илья Павлович Музурук был назначен начальником Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии, с июня 1943 по июнь 1944 года командовал 1-й перегоночной авиадивизией ГВФ. Данная часть была создана на базе 6-й запасной авиабригады. Дивизия состояла из 5 перегоночных и одного транспортного авиаполков. Красноярская воздушная трасса или перегоночная трасса с территории Аляски в Советский Союз была предназначена для поставок американских боевых самолетов по программе ленд-лиза. Известно, что Илья Мазурук лично перегнал по этой трассе 50 боевых самолетов. Общая протяженность трассы составляла 6306 километров. Она начиналась в Фербенксе (Аляска) и заканчивалась в Красноярске. Административной серединой перегона был Якутск, в котором и размещался штаб 1-й перегоночной авиадивизии ГФВ, а также управление воздушной трассы. В городе базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.


11 мая 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов для действующих частей ВВС Красной Армии 1-я перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени. При этом в ведении Красноярской воздушной трассы была не только перегонка американских боевых самолетов, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу, но и организация и выполнение авиационного обслуживания населения и народного хозяйства огромного региона, которым являлась Сибирь. За 3 года существования трассы ее транспортные самолеты смогли перевезти более 128 371 пассажиров, 18 753 тонны различных грузов, и около 319 тонн почты.

Илья Музурук возглавлял 1-ю перегоночную авиадивизию до июня 1944 года, после чего сдал дела и убыл к новому месту службы, однако Красноярская авиатрасса продолжала действовать до самого конца Великой Отечественной войны. Всего в 1942-45 годах по этой трассе было переброшено 8094 боевых самолета, которыми в дальнейшем были оснащены 250 авиаполков Красной Армии. Всего за это время на части авиатрассы, закрепленной за 1-й перегоночной авиадивизией ГВФ, потерпел катастрофу 81 самолет.

С июня 1944 года по март 1947 года Музурук вновь занимал пост заместителя Главсевморпути, являясь одновременно начальником Управления Полярной авиации. В 1946 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. С 1947 по 1949 год Илья Музурук занимал пост заместителя начальника Научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота. С ноября 1949 года являлся начальником летной инспекции — заместителем начальника Управления Полярной авиации. Принимал участие в высокоширотной воздушной экспедиции «Север-5» (в 1950 году), а также эвакуации дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2» (в 1951 году). С февраля 1953 года находился в запасе. В 1937-1950 годах являлся депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Уйдя в запас, продолжил свою работу в Полярной авиации. Принял участие еще в 5 высокоширотных воздушных экспедициях с 1954 по 1961 год. С 1956 по 1957 годы занимал должность командира летного отряда морской части Второй комплексной Антарктической экспедиции. 18 марта 1957 года Илья Музурук на самолете Ан-2 впервые в мире совершил посадку на вершину айсберга в Антарктиде. Всего он выполнил 254 полета с посадками на дрейфующие льды.

Илья Мазурук жил и работал в Москве. Здесь он написал книги «Аэронавигация», «Над Арктикой и Антарктидой. Полярная авиация СССР». Скончался известный летчик 2 января 1989 года в возрасте 82 лет. Был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

За годы своей службы генерал-майор авиации (звание присвоено в 1946 году) Илья Павлович Мазурук был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многочисленными советскими медалями и иностранными наградами. Именем известного летчика были названы улицы в Бресте, Липецке и поселке Сеймчан (Магаданская область). Поселок в годы Второй мировой войны был частью Алсиба (воздушной трассы Аляска-Сибирь). В 2006 году в Белоруссии в память об Илье Павловиче Мазуруке был выпущен почтовый конверт с его изображением.

По материалам из открытых источников.

topwar.ru

Мазурук Илья Павлович — биография. Полярный Летчик Генерал-майор авиации Герой Советского Союза

Илья Мазурук родился 20 июля 1906 года в городе Брест-Литовск. Рос в семье рабочего. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарем комсомольской организации. По комсомольской путевке пошел в военную авиацию.

    В 1928 году Илья окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, затем военную школу летчиков воздушного флота в Борисоглебске.

    В 1930 году работал пилотом гражданского воздушного флота в Казахстане, принимая участие в борьбе с басмачеством. С 1932 года — командир отряда гражданского воздушного флота на Дальнем Востоке.

    Мазурук одним из первых осваивал авиатрассы Главсевморпути, в том числе на Сахалин и Камчатку. Он летал в Полярной авиации, в качестве командира самолёта участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина.

    В 1938-1947 годах – начальник управления Полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Принимал участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах в должности командира бомбардировщика, выполнял боевые вылеты.

    После войны, в 1947-1953 годах Илья Мазурук – заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. Затем работал в Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. Был командиром лётного отряда первой морской экспедиции в Антарктиду.

    В январе 1956 года первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде. З

    Занимался Илья Павлович и общественной работой — в 1937-1950 годах он был депутатом Верховного Совета СССР.

    Умер Илья Павлович Мазурук 2 января 1989 года в Москве, где и был похоронен на Троекуровском кладбище.

ruspekh.ru

Илья Мазурук: ангел-хранитель полярного неба

Илья Мазурук: ангел-хранитель полярного неба

Михайлов Андрей27.02.2019 в 19:00

Количество времени, которое Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, полярный летчик Илья Павлович Мазурук провел в небе Арктики и Антарктики, не поддается исчислению. Можно сказать, он провел в небе всю свою профессиональную жизнь — и приносил удачу всем экспедициям, в которых участвовал. Он был настоящим небесным ангелом-хранителем советских полярников. Только крылья у него были рукотворные — крылья самолетов.

Илья Павлович Мазурук родился 20 июля 1906 года в городе Брест-Литовске в простой рабочей белорусской семье. С ранней юности работал сварщиком. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарем комсомольской организации, заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола. В авиацию был направлен по комсомольской путевке.

В 1928 году Илья Мазурук окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1930 году — знаменитую Борисоглебскую школу летчиков, затем служил в строевых частях ВВС. Участвовал в военных операциях советской власти против басмачей в Средней Азии.

В исторических хрониках описывается такой случай времен борьбы с басмачами в Южном Казахстане. Семьдесят защитников Кзыл-Агачинского гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон бандитов. Отряды ОГПУ, высланные на помощь, еще не прибыли. Авиаторы подоспели вовремя: в крепости кончились патроны, продовольствие, в обрез оставалось воды. На территории крепости пилоты увидели два белых полотнища, на которых было написано красной глиной: «Нет патронов».

Мазурук написал записку, в которой было одно слово: «Держитесь». Он быстро вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул в снятую гимнастерку и сбросил над крепостью. Сверток попал по назначению. Таких «посылок» с патронами отважные летчики, отрядом которых командовал тогда еще молодой летчик Мазурук, послали не одну. А потом и сами забрасывали басмачей гранатами.

Читайте также: Михаил Сомов — самый романтичный полярник

За эту операцию Илья Мазурук был награжден именным пистолетом с дарственной надписью: «Военлету Мазуруку за успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ». Именное оружие, врученное летчику, а не сухопутному военному — это была огромная редкость в те непростые времена.

В 1932 году прославленного военлета направили командовать отрядом гражданской авиации на Дальний Восток. Одним из первых в СССР он освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин и Камчатку.

Был в его жизни такой случай. Весной 1932 года на Дальнем Востоке началось половодье. Река Хор вышла из берегов, затопила на десятки километров леса, поля, селения. Люди боролись за жизнь, как могли. А вокруг на сотни километров — безлюдье, тайга да сопки. И вот на затопленную улицу среди плавающих досок и бревен садится старенький гидросамолет. С этого началась слава «воздушного каюра» на Дальнем Востоке. Это был самолет Мазурука!

Однажды он совершил вынужденную посадку в тайге, повредив стойку шасси. На помощь ему пришли эвенки. По его совету, они выстругали из самого прочного дерева, что растет в этих краях — даурской лиственницы, деревянную «ногу», стойку. Мазурук не только благополучно взлетел, но и долетел до аэропорта Зея, а оттуда и до Хабаровска.

С 1936 года летчик Мазурук, всего за несколько лет заработавший огромный авторитет у коллег, работал в полярной авиации. К ноябрю 1936 года он налетал 533 700 километров, это все равно что обогнуть Земной шар более 10 раз. К этому времени у Мазурука налет составлял 2553 часа ! Кстати, рейсы между Хабаровском и Сахалином тогда не были регулярными. Это всегда было какое-то срочное задание, связанное чаще всего с экстремальными происшествиями. И можете представить, сколько у Мазурука было таких специальных заданий… Причем летать приходилось исключительно в сложных погодных условиях, над тайгой, горами, морем.

А уже в 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 он обеспечивал высадку на льдину первой советской дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938–1947 годах Илья Мазурук занимал ответственный пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году он окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 годов Илья Мазурук в должности командира бомбардировщика ТБ-3 выполнил несколько успешных боевых вылетов.

А во время Великой Отечественной полковник Мазурук был командиром авиационной группы ВВС Северного флота, начальником Красноярской воздушной трассы, командиром 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной воздушной трассой «Алсиб», проходящей из Аляски в Красноярск, для поставок по ленд-лизу. Всего в 1942–1945 годах по трассе было переброшено 8094 самолета, которыми были оснащены 250 советских авиаполков, успешно воевавших с гитлеровцами. Всего за это время на авиатрассе, закрепленной за подразделением, потерпел катастрофу 81 самолет. При этом погибло 115 человек. Война есть война…

Но при этом надо учитывать, в каких условиях осуществлялся перегон американских самолетов: курс пролегал над тысячекилометровыми безлюдными океанами тайги, над Полюсом холода… Командование оценило работу Мазурука, который смог обеспечить минимальные потери людей и техники в самых суровых условиях. Полковнику Илье Павловичу Мазуруку было присвоено звание генерал-майор авиации.

После войны летчик Мазурук, хотя и был назначен начальством на очень высокие должности в Главсевморпути, все-таки от штурвала самолета отвыкать не собирался. Только в 1947–1953 годах он совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 году был участником воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5». В 1955–1956 годах он возглавил лётный отряд первой советской морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 года Илья Мазурук первым в мире осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.

Пожалуй, интересна будет читателям и личная жизнь прославленного полярника и его семьи. Вот только несколько штрихов. Его первая жена, Виктория Юрьевна, впоследствии стала женой известного писателя Вадима Кожевникова. Дочь — известный советский сценарист и киноактриса Ирина Мазурук. Она в свое время была женой писателя Виля Липатова, а потом и гражданской женой Олега Ефремова.

Ну, а вторая жена Ильи Павловича Мазурука, Тамара Августовна, которую с легендарным летчиком уже в зрелом возрасте связывала удивительная, на зависть многим, любовь, была очаровательной домохозяйкой, умевшей угодить многочисленным именитым гостям их дома прекрасной кулинарией, и прямо-таки дворянскими манерами. И, не удивляйтесь — энциклопедическими познаниями в области авиации. Так вспоминают современники «звездную» пару»

Прославленный полярный летчик Илья Павлович Мазурук оставил этот мир 2 января 1989 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. Его любимая жена Тамара похоронена рядом с ним…

nasledie.pravda.ru

Мазурук Илья Павлович » Испытатели

1906-1989

И.П.Мазурук

Героя Советского Союза (27.06.1937), лётчик, генерал-майор авиации (5.07.1946).
Родился 20 (7 — ст.ст.) июля 1906 года в городе Брест-Литовск Гродненской губернии (ныне город Брест, Белоруссия). Русский. С 1915 года жил в городе Льгов (Курская область). Окончил начальную школу, до 1919 года обучался в высшем начальном училище. В 1919-1920 – чернорабочий на железнодорожной станции Льгов. Летом 1920 года переехал с семьёй в город Ровно (Украина), который вскоре был включён в состав Польши. Был чернорабочим на железнодорожной станции, ночным сторожем в больнице. В апреле 1923 года нелегально перешёл границу и вернулся в Советский Союз.
В 1923-1924 годах работал помощником машиниста на электростанции в городе Липецк. В 1924-1926 – секретарь волостного комитета комсомола в селе Кузьминские Отвержки (Липецкий район) и Липецкого уездного комитета комсомола, заведующий школьным отделом Орловского губернского комитета комсомола, в 1926-1927 – заместитель заведующего агитационно-пропагандистским отделом Орловского горкома партии.
В армии с октября 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. В ноябре 1929 года демобилизован.
В 1930-1932 годах работал бортмехаником и лётчиком в ГВФ (в Средней Азии). В апреле-июне 1930 года принимал участие в боевых действиях против басмачей. С 1932 – лётчик и командир отряда Дальневосточного управления ГВФ. Одним из первых освоил ряд новых воздушных линий на Сахалине и Камчатке. В 1936 году окончил курсы при Батайской лётной школе ГВФ.
С октября 1936 года работал лётчиком в Полярной авиации. Весной 1937 года в качестве командира самолёта ТБ-3 участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1».
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1937 года И.П.Мазуруку присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
C мая 1938 года – начальник Управления Полярной авиации Главсевморпути. Вновь в армии с января 1939 года. В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – командир отдельной авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков при командующем ВВС 8-й армии. Выполнил несколько боевых вылетов на бомбардировщике ТБ-3.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-октябре 1941 – командир 2-й авиагруппы ВВС Северного флота. Совершил несколько боевых вылетов, возглавлял первый массированный удар советских ВВС по базам германского флота в Варангер-фьорде.
В декабре 1941 – августе 1942 – заместитель начальника Главсевморпути и одновременно начальник Управления полярной авиации. С августа 1942 года – начальник Управления Красноярской воздушной трассы, в июне 1943 – июне 1944 – командир 1-й перегоночной авиационной дивизии. Руководил перегоночной трассой из Аляски в СССР (город Красноярск) для поставок по ленд-лизу американских самолётов. Лично перегнал 50 боевых самолётов.
В июне 1944 – марте 1947 – вновь заместитель начальника Главсевморпути и одновременно начальник Управления Полярной авиации.
В 1947-1949 – заместитель начальника Научно-исследовательского института ГВФ. Участвовал в испытаниях Ил-12.
С ноября 1949 года – начальник лётной инспекции – заместитель начальника Управления Полярной авиации. Участвовал в высокоширотной воздушной экспедиции «Север-5» (в 1950 году) и эвакуации дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2» (в 1951 году). С февраля 1953 года – в запасе.
Продолжал работать в Полярной авиации. Участвовал в высокоширотных воздушных экспедициях «Север-6» (в 1954 году), «Север-7» (в 1955 году), «Север-11» (в 1959 году), «Север-12» (в 1960 году) и «Север-13» (в 1961 году). В 1956-1957 – командир лётного отряда морской части Второй комплексной Антарктической экспедиции. 18 марта 1957 года на самолёте Ан-2 первым в мире осуществил посадку на вершину айсберга в Антарктиде. Всего совершил 254 полёта с посадками на дрейфующие льды.
Депутат Верховного Совета СССР 1-2-го созывов (в 1937-1950 годах).
Жил в Москве. Умер 2 января 1989 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награждён 2 орденами Ленина (27.06.1937; 19.05.1954), 3 орденами Красного Знамени (19.05.1940; 28.02.1945; 20.06.1949), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени (13.03.1944; 8.07.1945; 11.03.1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени (3.05.1940; 29.08.1955), 3 орденами Красной Звезды (16.05.1935; 10.11.1945; 2.12.1945), медалями.
Его именем названы улицы в городах Липецк и Брест, а также посёлке Сеймчан (Магаданская область).

Сочинения:

  • Наша авиация. М., 1940;
  • Памятка пилоту для полётов в северных и таёжных условиях. М., 1949;
  • О нашей авиации. М., 1953;
  • Лётчики-испытатели Аэрофлота. М., 1991 (с А.А.Лебедевым)
  • Над Арктикой и Антарктикой. М., 1991 (с А.А.Лебедевым)

Источники информации:

  • Мазурук Илья Павлович / Герои страны /
Опубликовано в рубрике Аварии, Борисоглебское, ВОВ, ГосНИИ ГА, Ленинградская вт, летчики, М, Руководители, Советско-финляндской войны с метками Герой Советского Союза, летчик, полярный летчик. Постоянная ссылка.

testpilot.ru

Мазурук, Илья Павлович — Большая биографическая энциклопедия

Мазурук, Илья Павлович

[07(20).07.1906—02.01.1989] — известный полярный летчик, Герой Советского Союза (1937), генерал-майор авиации (1946). В авиации с 1928 г. Был командиром авиаотряда на Сахалине. С 1936 г. в Полярной авиации (с 1938 — начальник управления). Участвовал в высадке экспедиции И. Д. Папанина на Северный полюс. Участник советско-финляндской войны. Во время Великой Отечественной войны командовал авиагруппой Северного флота, был начальником Красноярской авиатрассы ВВС и командиром 1 перегоночной дивизии. После войны работал в Главсевморпути. В 1947—1953 гг. был начальником НИИ ГВФ. Участник многих экспедиций на Северный полюс и полетов в Антарктиду. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книг: «Аэронавигация», «Над Арктикой и Антарктидой. Полярная авиация СССР» (совместно с А. А. Лебедевым).

Мазурук, Илья Павлович

(20.7.1906—2.1.1989). Генерал-майор авиации, летчик. Родился 20 (7) июля 1906 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). Белорус. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В армии с 1927. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1932 — летчик, командир отряда ГВФ на Дальнем Востоке. Одним из первых освоил ряд новых воздушных линий на Сахалине и Камчатке, трассы Северного морского пути. С 1936 летал в Полярной авиации. В 1937 в качестве командира самолета ТБ-3 участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». Звание Героя Советского Союза Илье Павловичу Мазуруку присвоено 27 июня 1937 года за мужество и героизм при выполнении этого задания. В 1938—1947 — начальник Управления Полярной авиации Главсевморпути. В 1939 окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира бомбардировщика ТБ-3; выполнил несколько боевых вылетов. Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 — командир авиационной группы ВВС Северного флота; с 1942 — начальник Красноярской воздушной трассы, с 1943 — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой из Аляски в СССР (Красноярск) для поставок по ленд-лизу американских самолетов. В 1947—1953 — заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. С 1953 — в отставке. Работал в Главсевморпути, совершил 254 полета на дрейфующие станции. В 1955—1956 — командир летного отряда первой морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 первым осуществил посадку самолета Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде. Жил в Москве. Умер 2 января 1989 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище. Генерал-майор авиации (1946). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Илья Мазурук (20 июля 1906

Илья Павлович Мазурук родился (7) 20 июля 1906 года в городе Брест-Литовск, в семье рабочего. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарем комсомольской организации. По комсомольской путевке пошел в военную авиацию.

В 1928 году Илья окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, затем военную школу летчиков воздушного флота в Борисоглебске. В 1930 году работал пилотом гражданского воздушного флота (ГВФ) в Казахстане, принимая участие в борьбе с басмачеством. С 1932 года – командир отряда гражданского воздушного флота на Дальнем Востоке.

Мазурук одним из первых осваивал авиатрассы Главсевморпути, в том числе на Сахалин и Камчатку. Он летал в Полярной авиации, в качестве командира самолёта участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина.


В 1938-1947 годах – начальник управления Полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Принимал участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах в должности командира бомбардировщика, выполнял боевые вылеты.

После войны, в 1947-1953 годах Илья Мазурук – заместитель начальника Научно-испытательного института ГВФ. Затем работал в Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. Был командиром лётного отряда первой морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 года первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.

Занимался Илья Павлович и общественной работой — в 1937-1950 годах он был депутатом Верховного Совета СССР.

Умер Илья Павлович Мазурук 2 января 1989 года в Москве, где и был похоронен на Троекуровском кладбище.

www.calend.ru

Мазурук, Илья Павлович — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Внешние изображения
[www.fotosoyuz.ru/preview/600×600-p2owd7/gd/nnkpnp/600×600,fs-YSTINOV-02,02,Ust-0139_1.jpg?efw4vwgx Довоенное изображение].

Илья́ Па́влович Мазуру́к (7 [20] июля 1906 — 2 января 1989) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Биография

Илья Мазурук родился 7 июля (20 июля по новому стилю) 1906 года в городе Брест-Литовск в простой рабочей белорусской семье.

Работал сварщиком. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарём комсомольской организации, заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола. По комсомольской путёвке был направлен в военную авиацию. В 1925 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В 1928 году И. Мазурук окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС, а в 1930 году — Борисоглебскую школу лётчиков, затем служил в строевых частях ВВС. Участвовал в военных операциях советской власти против басмачей в Средней Азии, как бортмеханик «Добролета» ПП ОГПУ, получил от ОГПУ пистолет системы «Маузер» с дарственной надписью «За успешную борьбу с контрреволюцией». Здесь он служил в экипаже легендарного героя Гражданской войны В. Ф. Каминского[1].

На Дальнем Востоке

В 1930—1938 годах он был пилотом «Добролёта», Гражданского воздушного флота (ГВФ), проходил тренировку в 3-й объединенной школе ГВФ (совр. назв. Балашовское ВВАУЛ), работал на авиалиниях Одесса-Батум, Ташкент и Алма-Ата, с 1932 года — на Дальнем Востоке, во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске), одним из первых освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин (начальник эстафеты) и Камчатку, с 1935 года — командир 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске[2][3].

На самолете В-3 (Junkers W 33) бортовой СССР Л21 совершил первый рейс Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток) 27 августа 1932 года[4]. Эта дата считается днем рождения гражданской авиации Приморского края.

Участник строительства Комсомольска-на-Амуре[5]. Именно на гидросамолете S.55 И. П. Мазурук[6] доставил в село Пермское комиссию, окончательно выбравшую место для строительства Комсомольска-на-Амуре[7]. Уточняется, что правительственная комиссия под руководством первого зам. наркома по военным и морским делам СССР и зам. председателя Реввоенсовета СССР Я. Б. Гамарника, а также представителя Наркомата тяжелой промышленности — инспектора ВМС РККА Р. А. Муклевича прибыла в с. Пермское на В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером СССР Л21 в январе 1932 года, где подписала «правительственный акт о постройке в с. Пермское большого промышленного комплекса»[8]. И. П. Мазурук привозил в феврале 1932 года и первую партию геологов на самолете ЮГ-1 (JuG-1) с бортовым номером СССР-145. А воздушная гидролиния Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре открыта 20 февраля 1934 года[9].

В мае 1935 года за 45 часов совершил перелет Москва-Сахалин. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии» Указом ЦИК СССР 16 мая 1935 года награждён первым орденом Красная Звезда[10].

Вот что говорил сам И. П. Мазурук будущим летчикам:

…Мое завещание каждому молодому пилоту: кончил школу — лети на Дальний Восток. Это настоящий университет

На Севере

В 1936 году прошел курсы Высшей летной подготовки при 1-й (Батайской) Краснознаменной объединенной авиационной школы ГВФ им. П. И. Баранова (ныне на этой базе Краснодарское ВВАУЛ).

С 1936 года работал в полярной авиации Главсевморпути.

В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 И. П. Мазурук участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938—1941 годах И. П. Мазурук занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути[11]. В 1939 году он окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского.

Во время советско-финской войны 1939—1940 годов И. П. Мазурук в должности командира бомбардировщика ТБ-3 выполнил несколько боевых вылетов. Он принял участие в Великой Отечественной войне:

  • С июля 1941 года — командир авиационной группы ВВС Северного флота;
  • С 1942 года — начальник Красноярской воздушной трассы;
  • С 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для поставок по ленд-лизу американских самолётов.

В 1947—1953 годах И. П. Мазурук работал заместителем начальника Научно-испытательного института ГВФ, затем трудился в Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 году был участником воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5». В 1955—1956 годах он возглавлял лётный отряд первой советской морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 года И. П. Мазурук первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.

И. П. Мазурук жил в Москве, умер 2 января 1989 года и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы[12].

Семья

  • Жена (вторая) — Тамара Августовна Мазурук (1914—1999), похоронена вместе с мужем.
  • Дочь (приемная) — Мазурук Татьяна Ильинична (1935—2000), архитектор.

Награды

  • Генерал-майор авиации (1946).
  • Награждён:

Память

  • В 1932 году жители района им. Лазо Хабаровского края на берегу р. Хор воздвигли монумент из камня и дерева в честь летчика И. П. Мазурука за спасение в наводнение. Место памятника в современное время найти не могут[13].
  • Буксирный пароход «Мазурук» — переделанный в тральщик, в составе Амурской Краснознаменной флотилии с 1941 года[14].
  • В Липецке есть улица Мазурука.
  • В пгт Сеймчан Среднеканского района Магаданской области (часть Алсиб с 1943 года) есть улица Мазурука.
  • В 2006 году был выпущен почтовый конверт Белоруссии, посвящённый И. П. Мазуруку.
  • В Бресте есть улица Мазурука.
  • И. П. Мазурук подарил Московскому зоопарку белого медвежонка, привезённого им с острова Котельный[15]. Об этом случае увлекательно написала Вера Чаплина в рассказе «Фомка — белый медвежонок» (из цикла «Питомцы зоопарка»), десятки раз издававшемся в нашей стране и переведённом на многие иностранные языки. Об эпизоде с белым медвежонком также написал стихотворение поэт С.Я. Маршак.

Сочинения

  • Мазурук, И.П. [scilib-avia.narod.ru/Aviation/index.html Наша авиация] / М. С. Брусиловская. — М.: Детгиз, 1954. — 112 с. — 400 000 экз.
  • Лебедев, А.А.; Мазурук, И.П. Над Арктикой и Антарктикой. — М.: Мысль, 1991. — 317 с. — ISBN 5-244-00434-4.
  • Лебедев, А.А.; Мазурук, И.П. [www.testpilot.ru/review/aeroflot/index.htm Летчики-испытатели Аэрофлота]. — М.: Машиностроение, 1991. — 191 с. — ISBN 5-217-01372-9.

Напишите отзыв о статье «Мазурук, Илья Павлович»

Литература

  • Долготович Б. Д. Адмиралы земли белорусской: биограф. справочник / Б. Д. Долготович; под ред. А. А. Римашевского. — Мн.: Беларусь, 2009. — С. 90—91. — 98 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-01-0821-0.
  • Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. — Хабаровск: Кн. изд., 1972. — 192 с., ил., стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
  • Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. Рассказ о 50-летней истории гражданской авиации на Дальнем Востоке. — 2-е изд., перераб. — Хабаровск: Кн. изд., 1980. — 160 с., ил.
  • Глухов С. А. Взлет. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. — Хабаровск: Кн. изд., 1983. — 176 с., стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
  • Почтарев А. Н., Горбунова Л. И. Полярная авиация России 1914—1945 г. г. Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 122—129.
  • Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
  • Виражи летчика Светогорова: иллюстрированный альбом к книге «Красный сон Светогорова»/ Текст К. А. Пронякина. — Хабаровск, 2016. — 24 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).

Примечания

  1. [samlib.ru/s/shushakow_o_a/2nd_vrajiei_zemle_2-81.shtml И на вражьей земле мы врага разгромим].
  2. МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов». Личное дело И. П. Мазурука. Ф. 129. Оп. 2. Д. 1056. Л. 1-45.
  3. со 2 июля 1935 г., см. Музалевский М. В. Золотые звезды Арктики. — М.: РИЦ Кавалеръ, 2012. — 152 с. (Историческая библиотека Кавалеръ, вып. № 35), стр. 53-55.
  4. [airliner.narod.ru/1cargo/juw33-34other.htm Junkers W 33/W 34 — авиакомпании остальных стран — airlines of other countries]. airliner.narod.ru. Проверено 30 марта 2016.
  5. Лебедев А. А., Мазурук И. П. Над Арктикой и Антарктикой. — М.: Мысль, 1991. — 317 с., ил., стр. 14. (Илья Мазурук: «Довелось доставлять изыскателей и проектировщиков в те таежные дебри, где вырос потом легендарный Комсомольск-на-Амуре, так что и себя считаю участником строительства Города Юности…»)
  6. За экипажем закреплен самолет бортовой СССР Л840, заводской № 10531.
  7. Котельников В. «Рама» Александра Маркетти: Летающая лодка «Савойя» S.55. Золотой век поршневой авиации // Крылья Родины. Научно-популярный журнал/ Национальный авиационный журнал, 1997, № 9. — 32 с., ил., стр. 18.
  8. Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке), стр. 29.
  9. Из книги Глухова С. А. «Взлет. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов». Хабаровск, 1983, стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
  10. Почтарев А. Н., Горбунова Л. И. Полярная авиация России 1914—1945 г. г. Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 127.
  11. Почтарев А. Н., Горбунова Л. И. Полярная авиация России 1914—1945 г. г. Кн. 1. — М.: Европейские издания — Paulsen, 2011. — 590 с., ил., стр. 579.
  12. [archive.is/20120715093454/moscow-tombs.narod.ru/1989/mazuruk_ip.htm Мазурук Илья Павлович (1906—1989)].
  13. Их книги Даниленко В. Ф. «Крылья Дальнего Востока». Хабаровск, 1972, стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
  14. Берсенев В. Г. Труженики Амура в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 г. г. — Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2010. — 192 с., ил., стр. 109.
  15. «Л. В. Островский. Зоопарк сегодня. М.: Издательство Московского зоопарка, 1939, с. 35.

Ссылки

 [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=575 Мазурук, Илья Павлович]. Сайт «Герои Страны».

  • [samlib.ru/s/shushakow_o_a/015geroimazuruk.shtml Мазурук Илья Павлович].
  • [museumdom.narod.ru/bio06/mazuruk.html Илья Павлович Мазурук (1906—1989)].
  • [www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/mazuruk.html Мазурук Илья Павлович].
  • [rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=150033275 Изображение на сайте РГАКФД].

Отрывок, характеризующий Мазурук, Илья Павлович

В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.
Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что нибудь дурное.
Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила к себе старого графа, и не обращая внимания на вошедших к ней в ложу, начала любезно улыбаясь говорить с ним.
– Да познакомьте же меня с вашими прелестными дочерьми, – сказала она, – весь город про них кричит, а я их не знаю.
Наташа встала и присела великолепной графине. Наташе так приятна была похвала этой блестящей красавицы, что она покраснела от удовольствия.
– Я теперь тоже хочу сделаться москвичкой, – говорила Элен. – И как вам не совестно зарыть такие перлы в деревне!
Графиня Безухая, по справедливости, имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально.
– Нет, милый граф, вы мне позвольте заняться вашими дочерьми. Я хоть теперь здесь не надолго. И вы тоже. Я постараюсь повеселить ваших. Я еще в Петербурге много слышала о вас, и хотела вас узнать, – сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой. – Я слышала о вас и от моего пажа – Друбецкого. Вы слышали, он женится? И от друга моего мужа – Болконского, князя Андрея Болконского, – сказала она с особенным ударением, намекая этим на то, что она знала отношения его к Наташе. – Она попросила, чтобы лучше познакомиться, позволить одной из барышень посидеть остальную часть спектакля в ее ложе, и Наташа перешла к ней.
В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками. В середине стояли, вероятно, царь и царица. Царь замахал правою рукою, и, видимо робея, дурно пропел что то, и сел на малиновый трон. Девица, бывшая сначала в белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке с распущенными волосами и стояла около трона. Она о чем то горестно пела, обращаясь к царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами, и стали танцовать все вместе. Потом скрипки заиграли очень тонко и весело, одна из девиц с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую. Все в партере захлопали руками и закричали браво. Потом один мужчина стал в угол. В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport, получавший 60 тысяч в год за это искусство.) Все в партере, в ложах и райке стали хлопать и кричать изо всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны. Потом танцовали еще другие, с голыми ногами, мужчины и женщины, потом опять один из царей закричал что то под музыку, и все стали петь. Но вдруг сделалась буря, в оркестре послышались хроматические гаммы и аккорды уменьшенной септимы, и все побежали и потащили опять одного из присутствующих за кулисы, и занавесь опустилась. Опять между зрителями поднялся страшный шум и треск, и все с восторженными лицами стали кричать: Дюпора! Дюпора! Дюпора! Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя.
– N’est ce pas qu’il est admirable – Duport? [Неправда ли, Дюпор восхитителен?] – сказала Элен, обращаясь к ней.
– Oh, oui, [О, да,] – отвечала Наташа.

В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и стараясь не зацепить кого нибудь, вошел Анатоль.
– Позвольте мне вам представить брата, – беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие, которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в прошлый спектакль Семенова играя, упала.
– А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста приезжайте, право, а? – проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «весело, ну я и рад».

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *