Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» — нелёгкая судьба советского гиганта

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) – это уникальный тип военных кораблей, появление которых открыло новую страницу в истории мирового флота. Первые ракетные крейсеры были созданы на базе эскадренных миноносцев.
Среди ракетных крейсеров особое место занимают ядерные или атомные крейсеры. В советское время в рамках проекта 1144 было заложено 4 огромных корабля подобного класса, одним из которых стал крейсер Адмирал Лазарев, построенный на Балтийском заводе. Появление кораблей такого класса в СССР должно было укрепить пошатнувшееся положение советских сил ВМФ, для которых появление американского корабля такого класса стало весьма неприятной новостью.
Так как в те годы Советский Союз должен был внушать трепет всему миру своим новейшим оружием, было решено не только ответить США созданием корабля такого же класса, а создать сразу 4 крейсера, каждый из которых должен был превосходить американский крейсер размерами и вооружением.
Каким должен быть советский атомный крейсер?

Новые военные крейсеры, которые задумало разработать Высшее военно-морское командование СССР, должны были превосходить американские корабли не только в вооружении, но и в размерах. Корабли нового проекта должны были стать самыми большими атомными крейсерами в мире, уступая в размерах только авианосцам, предназначение которых было несколько иное.
По задумке Высшего командования ВМФ, новые боевые корабли должны были обладать следующими характеристиками:
- Водоизмещение новых крейсеров должно было составлять около 25 000 тонн;
- Длина корпуса – около 250 метров;
- Скорость – не менее 31 узла;
- Корабли должны были нести на борту полный спектр самого современного вооружения в его последних модернизациях;
- Полная автономность корабля должна была обеспечить ему практически полную независимость.
После реализации проекта, получившего номер 1144, американцы отнесли огромные советские корабли к классу линейных крейсеров, а НАТО присвоил им обозначение «Kirov- class battlecruiser», в честь головного корабля проекта «Киров».
Толчок к появлению атомных крейсеров

Новость о разработке и появлении в составе военно-морских сил США огромного крейсера, использующего в качестве силовой установки ядерный реактор, неприятно поразило командование ВМФ. В начале 1960-х годов советский флот в качестве больших крейсеров мог продемонстрировать только следующие модели:
- Крейсеры проекта 68-бис, которые в качестве вооружения несли на борту артиллерийское вооружение, и могли напугать противника только своими размерами, так как реальной боевой мощи не имели, несмотря на неоднократные попытки их модернизировать;
- Ракетные крейсеры проекта 58. Данные боевые корабли могли успешно вести борьбу с надводным флотом, правда, радиус поражения их оружия был сильно ограничен.
Основной акцент в развитии военно-морских сил в то время делался на развитии кораблей совершенно других классов:
- Создание различных типов противолодочных и противоминных кораблей;
- Эсминцев;
- Класса больших противолодочных кораблей (БПК).
К ракетным крейсерам, с небольшой натяжкой, можно было отнести корабли проекта 1134, но их было решено оставить в классе БПК, так как вооружение ВМФ Советского Союза должно было значительно превосходить американские аналоги.
Новые атомные корабли, которые ещё на стадии проектирования получили по техническому заданию мощнейшее ракетное вооружение, были сразу переведены в класс крейсеров. Новая концепция развития Советского Союза включала в себя действие в различных точках мира, поэтому ВМФ остро нуждался в больших океанских крейсерах, способных эффективно выполнять боевые задачи на огромных расстояниях от портов.
В 1964 году начались работы по созданию проекта 1144. Изначально корабли проекта должны были копировать американский атомоход «Лонг Бич», тем более, что документация американского крейсера была уже частично скопирована шпионами СССР. Но так как Холодная война была в самом разгаре, а намерения США по постройке аналогичных кораблей были неясными, командование ВМФ СССР приняло решение строить превосходящие по боевой мощи крейсеры.
Рождение проекта 1144

Так как советский атомный крейсер должен был превосходить корабль США по боевой мощи, советские конструкторы заложили в корабли проекта 1144 огромный боевой потенциал:
- Мощнейшую эшелонированную систему ПВО, способную защитить все наиболее важные отделения и части крейсера;
- Противокорабельную систему вооружения;
- Систему противолодочного вооружения.
В процессе создания проекта высказывались мысли о том, что будет очень проблематично установить на один корабль такое мощное и разнообразное вооружение. Предлагалось создать два взаимодополняющих друг друга корабля. Один должен был обеспечивать полную защиту, особенно акцентируя внимание на защите от подводных лодок, а второй должен был стать мощным ударным кораблём. После раздумий этот вариант был признан нерабочим, так как советскому ВМФ требовался автономный корабль.
Так как процесс проектирования растянулся на долгие годы, а вооружение становилось из года в год совершеннее, в проект постоянно вносились изменения, дополняя его последними новинками в области вооружения. В конечном итоге, первый корабль проекта 1144 стал совершенно не таким, каким он задумывался на начальном этапе проектирования:
- Вооружение его стало намного мощнее;
- Количество специального оборудования тоже значительно выросло;
- Водоизмещение корабля, которое изначально планировалось в районе 8 000 тонн, возросло в итоге более чем в три раза.
Первый корабль проекта 1144 на стадии завершения проектирования получил водоизмещение в 25 000 тонн и стал многоцелевым атомным крейсером.
Разработка проекта, которому был присвоен номер 1144, была полностью закончена в 1972 году. В рамках данного проекта предполагалось построить 5 атомных противолодочных кораблей. Но уже при постройке первого корабля серии стало ясно, что размеры новых военных судов никак не подпадают в класс противолодочных кораблей. В результате этого, Высшее командование военно-морских сил СССР было вынуждено разработать абсолютно новый класс для этих кораблей. Данный класс был назван ТАРКР или класс тяжёлых атомных ракетных крейсеров.
Все корабли проекта 1144

Первым кораблём проекта 1144 стал «Киров», постройка которого была начата в 1977 году. Постройка первого корабля серии длилась всего три года, и в 1980 году корабль был готов. После распада СССР «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» и включен в состав Северного флота. Военная карьера этого корабля закончилась в 2004 году, после чего он был списан и отправился ждать утилизации.
Следующим кораблём серии стал крейсер «Фрунзе», строительство которого началось в 1978 году. Этот корабль попал на службу в 1984 году. После распада СССР крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». Данный крейсер был единственным кораблём проекта 1144, который проходил службу на Тихоокеанском флоте.
Третий крейсер был заложен только после того, как первые два корабля серии зарекомендовали себя на службе ВМФ. Его заложили в 1983 году и назвали «Калинин». В состав флота данный корабль попал только в 1988 году. Сейчас он находится на длительном ремонте, а переименовали его в «Адмирал Нахимов».
Судьба четвёртого корабля серии достаточно сложная. Заложенный в 1986 году в строй данный корабль попал лишь в 1998 году, так как пик его строительства пришёлся на распад СССР и тяжёлые годы становления Российской Федерации. Последний корабль проекта был назван «Пётр Великий», и он до сих пор успешно несёт боевую службу.
Первый корабль серии, скорее всего, утилизируют, а вот судьба «Адмирала Лазарева» до сих пор неясна. Он либо будет поставлен на глобальную модернизацию, после того, как «Адмирал Нахимов» завершит свой длительный ремонт, либо будет утилизирован, после того, как разберут на металлолом первый корабль серии. В любом случае, сейчас его судьбы могут решить только на высоком государственном уровне.
Особенности конструкции атомного крейсера «Адмирал Лазарев»

Конструкция атомного крейсера «Адмирал Лазарев» практически ничем не отличалась от конструкции первого корабля проекта, кроме того, что в процессе постройки проект 1144 немного дополнили. В связи с тем, что появились новые, более современные виды вооружения, было решено заменить часть вооружения оборонительного комплекса на более новые образцы. Основными изменениями стали:
- Получение крейсером новейшего ЗРК «Кинжал»;
- Башенные установки шестиствольных автоматов заменили на орудия «Кортик»;
- Противолодочный защитный комплекс «Метель» заменили более современным «Водопадом»;
- Противолодочная оборона нового корабля получила в дополнение к защитному комплексу бомбомёты РБУ-6000.
Нужно отметить, что вооружение каждого из четырёх кораблей проекта 1144 существенно отличалось друг от друга. Особенно заметно это, если сравнить первый и последний корабль серии. Второй и третий корабль по вооружению представляют промежуточные варианты.
Радиооборудование крейсера «Адмирал Лазарев» тоже существенно отличалось от оборудования первого корабля серии:
- Корабль получил ЛПК МР-800 «Флаг»;
- БИУС «Лесоруб-44»;
- МКРЦ «Коралл-БН».
Всё это радиолокационное оборудование было более мощным, чем оборудование «Кирова».
Авиаотряд и команда крейсера «Адмирал Лазарев»

Крейсер «Адмирал Лазарев» имел свой собственный авиаотряд, состоящий из трёх тяжёлых вертолётов. Вертолёты могли выполнять следующие функции:
- Противолодочного поиска;
- Целеуказания;
- Разведки;
- Поисково-спасательные операции.
Экипаж вертолётов имел свои собственные, отдельные от экипажа атомного крейсера каюты. Огромные объёмы водоизмещения крейсера позволяли отвести для вертолётов не только ангар под палубой, но и отдельное помещение для хранения внушительного запаса топлива.
Экипаж крейсера «Адмирал Лазарев» составлял внушительное количество членов – более 700 человек. Причём около 110 из них были офицерами. Все офицеры и мичманы располагались в удобных одноместных или двухместных каютах, а матросы и старшины располагались в просторных кубриках на 6-30 человек.
Так как атомный крейсер был автономным, на его борту располагались следующие объекты, предназначенные исключительно для удобства экипажа:
- Телестудия;
- Две бани и одна сауна;
- Бассейн и 15 просторных душевых;
- Медицинский блок, располагающий своей операционной, рентгеном, аптекой, лазаретом и амбулаторией;
- Три кают-компании и просторный общий салон;
- Спортзал.
Весь набор этих функций, которые в то время были только в элитных санаториях, делал службу на корабле «Адмирал Лазарев» настоящим курортом.
История службы атомного крейсера «Фрунзе/Адмирал Лазарев»

Первый выход в море атомного крейсера «Фрунзе» произошёл весной 1985 года. Тогда корабль просто вышел в море и произвёл пробные пуски ракет из противоракетного комплекса «Гранит». Настоящая боевая служба началась в 1986 году. В этом году корабль впервые вышел на боевое дежурство недалеко от Японии. Основной военной задачей корабля было слежение за боевыми авианосцами военного флота США. Эта операция прошла в тесном взаимодействии с другими военными кораблями ВМФ СССР.
В 1987 и 1988 годах крейсер неоднократно выходил на боевые дежурства, осуществляя при этом пробные запуски ракет ПКР «Гранит». После развала СССР корабль был переименован в «Адмирал Лазарев», после чего его служба фактически закончилась. Недостаток финансирования привёл к тому, что мощнейший корабль российского флота простоял на «приколе» около восьми лет, постепенно теряя свои боевые качества.
В 1999 году было принято решение вывести крейсер из состава Тихоокеанского флота в резерв. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Лазарев» ждёт решение, которое позволит ему отправиться на модернизацию или разборку.
Будущее крейсера «Адмирал Лазарев»

Сегодня только один из кораблей проекта 1144 продолжает нести боевую службу в рядах военно-морских сил Российской Федерации. Это последний корабль, который был спущен на воду в 1998 году, – «Пётр Великий». Судьба «Адмирала Лазарева» и «Адмирала Нахимова» по-прежнему остаётся под вопросом.
Не так давно российские эксперты, тщательно осмотрев два корабля, выдали заключение, что они ещё далеко не полностью исчерпали свой ресурс. Модернизация «Адмирала Нахимова» — это дело решённое и давно уже начатое, а вот «Адмирал Лазарев» пока модернизировать просто негде. Вопрос по модернизации двух атомных крейсеров должен быть закрыт до конца 2020 года.
До конца неизвестно, будет ли модернизирован «Адмирал Лазарев», или его просто разберут на металлолом, но так как сам президент Российской Федерации интересовался ходом данной модернизации, можно надеяться, что огромный корабль ещё сможет выйти в открытый океан для защиты интересов России.
comp-pro.ru
«Адмирал Лазарев», атомный крейсер: история и характеристики
Ракетные крейсеры – достаточно новый вид кораблей, выросших не из классических крейсеров с богатой биографией, а образовавшие отдельное направление в мировом кораблестроении на базе эскадренных миноносцев. Особое место в их развитии занял подкласс атомных боевых кораблей.
А поскольку создавались они для ведения ракетно-ядерной войны, то не имели традиционной конструктивной защиты. Да и часть водоизмещения, предназначавшаяся для несения тяжелой брони, поглощалась все более новыми видами вооружения с их изменившимися объемами и энергопотреблением, а также помещениями для экипажа, к которым тоже изменились требования, особенно на судах, предназначенных для длительного автономного плавания.
Проект «Орлан»
В основу проекта была положена предпосылка создания океанского корабля неограниченной автономности, который должен был на просторах Мирового океана искать, а затем и уничтожать атомные подводные ракетоносцы.
Ленинградское Северное ПКБ получило ТЗ на разработку нового проекта, который получил название «Орлан» и номер 1144. Проект предусматривал локальную схему защиты наиболее важных видов вооружения от воздействия ракетного удара. Поэтому большую часть вооружения спрятали под палубу.
Главным врагом нового корабля предполагалась мощная авиация противника. И для борьбы с ней в состав вооружения вводились средства ПВО разного принципа действия и калибров. Противокорабельные ракеты были предназначены для борьбы с авианосцами.

Проект 1144 был очень растянут во времени, дополнялся и перерабатывался. Все четче вырисовывался облик многоцелевого боевого корабля. На одном из этапов будущий корабль получил окончательную классификацию, он стал тяжелым атомным ракетным крейсером.
Аналогов за рубежом корабли проекта «Орлан» (за рубежом он получил обозначение Kirov-class battlecruiser по имени первого ТАРК) не имеют. Полное водоизмещение крейсера составляет почти 26 тысяч тонн, тогда как даже несерийный ракетный крейсер с ядерной силовой установкой «Лонг Бич» ВМФ США в полтора раза меньше.
Правительством Советского Союза было принято решение о строительстве четырех боевых кораблей этого класса.
После закладки первого крейсера проект был доработан, и следующие три крейсера строились по проекту 11442. Все корабли отличаются по видам и количеству вооружения. Предполагалось, что все корабли будут оснащаться по новому проекту, но не все виды вооружения были запущены в серийное производство и добавлялись по мере готовности. Поэтому только последний крейсер соответствует проекту практически полностью.
Корабли проекта 1144
ТАРК «Киров», заложенный в 1977 году весной, вступил в строй в последние дни 1980 года. В 1992 году был включен в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации под новым именем «Адмирал Ушаков» и был списан в 2004 году. Сейчас ожидает утилизации.
Следующим был «Фрунзе», заложенный летом 1978 года и вступивший в строй осенью 1984 года. Новое имя корабля – «Адмирал Лазарев». Атомный крейсер единственный из кораблей проекта «Орлан» проходил службу на Тихоокеанском флоте.
ТАРК «Калинин» заложили с некоторым отставанием, весной 1983 года, в строй он вошел в конце 1988 года. Позднее стал называться «Адмирал Нахимов». Сейчас находится в Северодвинске на ремонте и будет в 2018 году передан Северному флоту.
«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, модернизация которого может начаться только после того, как в Северодвинске либо будет утилизирован первый корабль серии, либо завершит реконструкцию и уйдет к месту службы «Адмирал Нахимов», ждет решения своей судьбы у причальной стенки ремзавода на Тихом океане.
Строительство четвертого корабля, завершение первого этапа которого пришлось на распад СССР и в связи с этим резкое сокращение финансирования, растянулось на долгие годы. Заложенный в 1986 году, он вступил в строй только в 1998 году. Но сейчас флагман Северного флота «Петр Великий» единственный несет службу.

Технические данные крейсера
Итак, нынешний «Адмирал Лазарев», атомный крейсер, длина которого составляет 252, ширина – 28,5 и осадка — больше 9 м, стал вторым кораблем проекта «Орлан». Полубак крейсера составляет около 70% длины корабля. Он разделен водонепроницаемыми переборками на шестнадцать отсеков. По всему корпусу располагаются 5 палуб. В корме под палубой оборудован ангар на три вертолета и подъемник для подачи их наверх, помещения для хранения топлива и боезапаса. Основной материал надстроек — алюминиево-магниевые сплавы.

Общего бронирования на крейсере нет, но дно выполнено двойным для защиты от боевых повреждений, а на уровне ватерлинии тянется по периметру утолщенный пояс обшивки, высота его – 1 м ниже ватерлинии и 2,5 м выше нее.
Бронированная защита
Бронированная защита выполнена в машинном и реакторных отсеках, ракетных погребах, вертолетном ангаре, погребах боезапаса, хранилищах топлива. Защищены артиллерийские установки, главный командный пункт корабля и боевой информационный пост.
«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, характеристики которого позволяют неограниченное время находиться в автономном плавании на ядерном реакторе. А на котлах при заявленной скорости он может находиться в море 1000 дней.
Его максимальное водоизмещение – 26,2 тысячи тонн. На вспомогательных котлах может развивать скорость семнадцать узлов, а на основной установке – 31 узел, или в сухопутном измерении 57 км/час.
Силовая установка
«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, двигатели которого работают на ядерном топливе.
Энергетическая установка двухвальная с пятилопастными винтами. В ее состав входят два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах, мощность которых — 600 мВт, две паровые турбины общей мощностью 140 тысяч л. с.
В состав каждой из двух автономных секций паропроизводящей установки входит реактор с системами и устройствами обслуживания. ППУ находится в реакторном отсеке. По обе стороны от нее по носу и корме корабля располагается паротурбинная установка из двух автономных частей, и каждая из них работает на свою линию.
На крейсере предусмотрен и резервный вариант обеспечения турбин паром. Автоматизированные паровые котлы на органическом топливе производят в час 115 тонн пара каждый.
Подача пара и конденсата осуществляется по любому борту по разветвленной сети трубопроводов.
Электроэнергией корабль обеспечивают четыре турбогенератора, мощность каждого из которых — 3000 кВт, и четыре же газотурбогенератора по 1500 кВт каждый. Размещены они в четырех отсеках.
Такая энергетическая установка позволяет обеспечивать электроэнергией и теплом небольшой город тысяч на 150 населения.
Ракетное вооружение
ТАРК «Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, вооружение которого ракетное, зенитное, артиллерийское, торпедно-минное дополняется авиацией.
Главная ударная сила корабля – двадцать противокорабельных ракетных комплексов (ПКР) «Гранит» — сверхзвуковых крылатых ракет стартовой массой 7 т, низко летящих у цели, с дальностью полета более 600 км. Они располагаются в пусковых установках под палубой в носовой части. Угол возвышения составляет 47°.
Ракеты в полете автономны, одна из них в залпе летит выше других и управляет ими, распределяет цели, перед целью все они выполняют противозенитный сложный маневр.
Для ближней обороны на крейсере установлены по обоим бортам от носовой надстройки ЗРК «Оса-МА» с выдвижными двухбалочными ПУ на 40 ракет.
Основное средство противовоздушной обороны дальней зоны на крейсере – это два зенитно-ракетных комплекса С-300Ф «Форт», с шестью пусковыми установками вертикального старта каждый.

Одна ПУ предназначена для пуска восьми ракет, то есть всего корабль может выпустить 96 ракет одновременно. Цели, скорость полета которых достигает 1,3 км/сек, «Форт» в состоянии поразить на расстоянии до 75 км, на высоте от 25 до 25 тысяч метров.
Артиллерийское и зенитное вооружение
Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» был оснащен в качестве артиллерийского вооружения двухорудийной 130-мм башней АК-130, расположенной в корме с системой управления стрельбой М-184, которая может одновременно сопровождать две цели. Горизонтально орудия могут разворачиваться на 180°, вертикально опускаться до минус 10° и подниматься до 85°.
Этот универсальный комплекс может обстреливать воздушные, береговые и морские цели со скоростью до 86 выстрелов в минуту на расстоянии до 25 км.

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, зенитная артиллерия ближнего действия на котором была представлена четырьмя батареями по два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М и общим боезапасом 48 тыс. снарядов.
Противолодочное вооружение
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в качестве противолодочного вооружения был оснащен ракетным комплексом «Водопад», ракето-торпеды модели 83РН или 84РН которого запускались из торпедных аппаратов по бортам корабля. Ракета ныряла в воду, на глубине запускался двигатель, она вылетала и по воздуху долетала до цели на расстояние до 60 км. Только там отделялась боевая часть — 400-мм самонаводящаяся торпеда УМГТ-1 или ядерная глубинная бомба. Боезапас составлял до тридцати ракето-торпед.
В носовой части был установлен реактивный двенадцатиствольный 213-мм бомбомет РБУ-6000 «Смерч-2», а на корме — два 303-мм бомбомета 6 РБУ-1000 «Смерч-3».
Авиаотряд
«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, на борту которого базировался авиационный отряд из трех тяжелых вертолётов противолодочной модификации или целеуказания в зависимости от поставленных задач. Они могли выполнять задачи поисково-спасательные, разведки и целеуказания, противолодочного поиска. Кроме ангара под палубой, подъемника и хранилища боезапаса, крейсер был оборудован взлетно-посадочной площадкой на корме и постом управления авиацией с необходимой навигационной аппаратурой. Для экипажей были предусмотрены отдельные каюты.

Крейсеры этого проекта первыми получили такой резерв водоизмещения, чтобы можно было укрыть под палубой и машины, и запас топлива к ним.
Радиолокационное вооружение и средства связи
«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер с новейшим радиоэлектронным вооружением. В него входили обзорные РЛС МР-600 «Восход» и МР-710М «Фрегат-М», объединенные в радиолокационный комплекс «Флаг», две навигационные станции «Вайгач», две станции обнаружения низколетящих целей «Подкат», система «Привод-В» для радионавигации вертолетов.
Радиотехническая разведка и радиоэлектронная борьба выполнялись комплексом «Кантата-М». К средствам противодействия относились и две спаренные пусковые установки комплекса выстреливаемых помех с боезапасом в 400 снарядов, буксируемая ложная торпедная цель с мощным шумогенератором.
Комплекс радиосвязи «Тайфун-2» состоял из систем связи в разных диапазонах волн, включая спутниковую связь «Цунами-БМ».
Управление осуществлялось с помощью боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Лесоруб 44».
Команда корабля
Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», пр. 1144 /11442, обслуживал экипаж из более чем семисот человек, в том числе от 100 до 120 офицеров.
Для офицеров и мичманов предназначались одно- и двухместные каюты, для матросов и старшин – кубрики, рассчитанные на 6-30 человек. В распоряжении членов команды были две бани, сауна, бассейн размером 6 × 2,5 м, пятнадцать душевых, медицинский блок с рентген-кабинетом, амбулаторией, операционной, лазаретом и аптекой.
Для отдыха на крейсере есть три кают-компании, салон, спортзал.
А еще на борту размещались собственная телестудия, три лифта и сорок девять коридоров протяженностью почти двадцать километров.
Прошлое крейсера
«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, до 1992 года носивший имя «Фрунзе», с 1984 по 1996 г. сменил несколько бортовых номеров: 190, 050, 028, 014, 058, 010, 015.
Крейсер был спущен на воду весной 1981 года, в строй вступил осенью 1984 года, а осенью 1985 года совершил с Балтики переход к месту службы во Владивосток.
По пути следования ТАРК заходил в порты Луанда в Анголе, Аден в Южном Йемене и несколько портов Вьетнама.

Распад Советского Союза привел к серьезным проблемам, в том числе и на флоте. Пока с большими усилиями достраивался последний корабль серии, первые два пришли практически в полную негодность. В 90-х годах прошлого века из боевого состава флота «Адмирал Лазарев» был выведен на длительную консервацию и стал на прикол в бухте Абрек. В конце века его готовили к утилизации, затем изыскали малую часть средств для ремонта на одном из региональных ремонтных предприятий.
В конце 2002 года на судне в одном из кубриков возник пожар. С огнем боролись четыре часа, но благополучно его погасили. Спустя два года с крейсера сняли ядерные энергетические установки.
Так еще в 2011 году выглядел «Адмирал Лазарев», атомный крейсер (фото внизу).

Будущее крейсера
Пока корабль стоит на приколе, гадать о его дальнейшей судьбе бесполезно. Решение о модернизации принято, а вот будет ли она проведена, и в каком объеме, покажет время.
«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, модернизация которого должна будет проходить по сокращенному техническому проекту восстановления ТАРК «Адмирал Нахимов», сейчас прошел ремонт в доке для восстановления плавучести на 30 судоремонтном заводе Тихоокеанского флота и ожидает дальнейших изменений в своей судьбе.
Пусть сегодня из четырех высокоавтономных ТАРК в строю всего один, они по-прежнему остаются самыми крупными и мощно вооруженными в мире в своем классе. Первыми и единственными надводными атомными кораблями советского и позднее российского военного флота, не имеющими аналогов в мире.
fb.ru
| «Адмирал Лазарев» | |
|---|---|
Крейсер «Фрунзе» в 1985 году. | |
| Служба | |
| Россия | |
| Назван в честь | Михаил Петрович Лазарев |
| Класс и тип судна | ТАРКР проекта 1144 |
| Порт приписки | Фокино |
| Организация | Тихоокеанский флот |
| Изготовитель | Балтийский завод |
| Строительство начато | 26 июля 1978 года |
| Спущен на воду | 26 мая 1981 года |
| Введён в эксплуатацию | 31 октября 1984 года |
| Статус | Списан |
| Основные характеристики | |
| Водоизмещение | 24 300 т (стандартное) 26 190 (полное) |
| Длина | 252 м 228 м (по ватерлинии) |
| Ширина | 28,5 м 24 м (по ветерлинии) |
| Осадка | 9,1 м 10,33 м (наибольшая) |
| Двигатели | ЯЭУ, два реактора, два вспомогательных котла и две турбины |
| Движитель | 2 пятилопастных винта |
| Скорость хода | 31 узел (57 км/ч) 17 узлов на котлах |
| Дальность плавания | не ограничена на реакторе, 1000 дней на котлах при 17 узлах |
| Автономность плавания | 60 суток |
| Экипаж | 655—727 (97—105 офицеров) |
| Вооружение | |
| Артиллерия | 1 × 2 АК-130 |
| Зенитная артиллерия | 8 ЗУ АК-630 |
| Ракетное вооружение | 20 ПКР П-700 «Гранит» 12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет), 2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет) |
| Противолодочное вооружение | 1 × 12 РБУ-6000, 2 × 6 РБУ-1000 |
| Минно-торпедное вооружение | 10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад») |
| Авиационная группа | 3 вертолёта Ка-27ПЛ или Ка-25РТ |
| Медиафайлы на Викискладе | |
ruwikiorg.ru
