Пост главкома ВКС: вместо летчика – общевойсковик!

 

На этом  государственном посту летчика – истребителя  заменит  общевойсковик: Командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Сергей Суровикин.

Полагаю, что наш Министр обороны С.К.Шойгу и в этом случае НЕ ПРОМАХНУЛСЯ!

Сергей Суровикин в курсе первостепенных нужд и авиации, требуемых в современной войне, поскольку он в Сирии имел прямое отношение к планированиям и проведению боевых действий не только пехотой и танками, но и авиацией – увязывая их «воедино» по взаимодействию для уверенного достижения победы!

При этом  «Информационный портал Strategika51 отметил, что опыт сирийской войны выявил ряд недостатков у военной техники. В частности, обнаружилось, что современные вертолеты не обладают достаточной скоростью для успешных атак на позиции противника.

… Для Российской армии наличие скоростных вертолетов имеет большое значение. Так как в ходе эксплуатации техники выяснилось, что машины зачастую летают на очень низких высотах и в условиях мощной противовоздушной обороны. Технику обстреливают из самых различных систем: от ручных ПЗРК до установок S-200 или 23 мм пушек ZU».            

От себя добавлю, что у вертолетов «Ми» вдобавок легко перерубается управление хвостовым винтом и сами хвостовые балки из крупнокалиберного пулемета, т.к. имеют очень большие изгибно-крутильные нагрузки от хвостового винта. Но летчик-истребитель В.Бондарев восхищается: «По Ми-28НМ ни одного отставания. Это прекрасный вертолет, он нам очень нужен. В 2018 году запланировано окончание опытно-конструкторских работ, и он пойдет в войска». Максимальная скорость этого «суперсовременного» и «очень нужного»  вертолета =324/ч. или   на 4к/ч. больше, чем у   вертолета первого выпуска в прошлом веке Ми-24.

И все бы ничего, да «При этом военачальнике в отечественной военной авиации резко возросла аварийность полетов, рассказали источники «Газеты.Ru» среди военнослужащих. По словам собеседников издания, количество авиакатастроф в иные годы просто зашкаливало, что дало основание российским военным авиаторам называть Бондарева самым «кровавым» главкомом за последние годы» (21 сен — РИА Новости).

По этому высказыванию, как вертолетчик, остановлюсь только на жестких посадках вертолетов.

Первая катастрофа с человеческой жертвой произошла 15 февраля 2011 года во время проведения тренировочного полёта разбился «Ми-28Н». Причина падения: редуктор погнал стружку и отказал хвостовой винт.  Командир экипажа подполковник Андрей Глянцев погиб.

Следующая: в августе 2015 года на показательных выступлениях на полигоне Дубровичи. Тогда разбился еще один «Ми-28Н» и по той же причине. Ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко тоже погиб.

Более страшная «потеря произошла 12 апреля 2016 года. «Осуществляя плановый боевой вылет, при возвращении на базу, потерпел крушение Ми-28Н, по известной информации вертолет не был обстрелян, катастрофа произошла в силу плохой видимости и потере пространственной ориентировки летчиком. Экипаж в составе командира воздушного судна Андрея Окладникова и штурмана Виктора Панкова погиб.                                                                                                                    

8 июля 2016 года при выполнении боевого задания погибли Ряфагать Хабибуллин и Евгений Долгин. Их Ми-35 был сбит с земли попаданием в рулевой винт, в следствие чего вертолет потерял управление и рухнул на землю». (Хронология потерь авиационной техники ВКС РФ в Сирии 1 Августа 2016. «Aviadrive»).

По катастрофе вертолета Ми-28 12апреля 2016г. 

Заключение: «катастрофа произошла в силу плохой видимости и потере пространственной ориентировки летчиком».      

И так: ночью, в «плохую видимость» летчики выходят на цель, выполняют задание и вертолет на автопилоте спокойно возвращается на базу. Далее вопрос: «С какого перепуга они должны потерять пространственное положение в воздухе???

А где был Главком ВКС, летчик В.Бондарев? Почему он позволил председателю  комиссии МАКа несправедливым заключением унизить самих летчиков-героев и их семьи??? Как после такого заключения будут чувствовать себя их дети, когда вместо присвоения звания «Героев» им навечно навешивают ярлык «не справившихся с управлением вертолета», а по сути «плохих» летчиков?

У нас молодые командиры вертолетов в сложных зимних условиях Заполярья (Норильск, зимой дня не бывает) не теряли пространственного положения, а тут опытные, высококлассные летчики умудрились «потерять» пространственное положение после выполнения боевого задания. Члены комиссии видимо с хорошего бодуна делали такое низконравственное заключение, а В.Бондарев «закрыл глаза» на эту вопиющую несправедливость! Главкому ВКС полеты на вертолетах Ми-28Н следовало бы прекратить раз и на всегда после первых же падений, которые чередой происходили по конструктивной недоработке. Я ведь перечислил только те катастрофы, которые унесли жизни летчиков, а еще не меньше жестких посадок было, когда вертолет — всмятку, но члены экипажей живы. И ладно бы не было замены этому бездарному «Н. Охотнику», а то ведь имеем лучший в мире ударный вертолет Ка-50, который законсервирован (видимо,  с подсказки Вашобкома). 

«Черная акула» — настоящий боец, сильный и высокоманевренный терпеливо ждет, когда его задействуют по назначению: защищать Отечество!

«Сверхманёвренный вертолёт Ка-50 «Чёрная акула»

Опубликовано 14.05.2016 | @AviaRu |

Но главное — это способность выписывать в небе пируэты, невозможные для вертолетов классической схемы. К таким уникальным фигурам относится, к примеру, воронка: вертолёт со скоростью до 180 км/ч описывает круги над целью, при этом его нос постоянно направлен в центр, что позволяет непрерывно вести прицельный огонь, одновременно уклоняясь от ответного огня. Ка-50 может с висения сделать рывок боком или даже задом. Он способен во всем диапазоне скоростей совершать плоский разворот на 180%, то есть развернуть фюзеляж со всем вооружением, не меняя направления полёта. Все эти элементы вертолётной сверхманёвренности отличают Ка-50 от других боевых вертолётов так же, как в свое время Су-27 отличался от любых других истребителей. По пилотажным качествам это просто машина из другой эпохи».

Будем надеяться, что новый Главком ВКС Сергей Суровикин после войны в Сирии пойдет по пути прогресса и в вертолетной техники, не будет пиара типа «это прекрасный вертолет», не убедившись в этом на практике!

А отличаться «НМ» от бездарного Ми-28Н будет только доработанными редукторами и незначительным улучшением вооружения. Например, дальность стрельбы ракетой «Атака» увеличится с 6км. до 8км; пушка та же и на том же месте: под носом в самой вибрирующей части корпуса, поэтому практически невозможна стабилизация ствола при ведении огня. Официально признано, что точность стрельбы из пушки у Ми-28Н хуже, чем у Ка-50 в 4раза, т.е. он будет способен, как и Ми-28 уверенно работать только неуправляемыми ракетами, а остальным вооружением – абы как! Вот и продавайте их инозаказчикам, главное, что начало этому есть: «Российская газета — Федеральный выпуск №7380 (214)

Первая партия Ми-28НЭ «Ночной охотник», оснащенных новым бортовым комплексом защиты от ракет с инфракрасной головкой самонаведения, поставлена иностранному заказчику».

Доброго пути им на экспорт и очень желаю, чтобы таких заказов было больше, а наши боевые летчики с новым Главкомом ВКС Сергеем Суровикиным перестанут «терять» пространственное положение на войне и на учениях, а сами боевые задания выполняться ими будут только безупречно!

 

Виталий Беляев.

avia.pro

Боевой командир: кто станет главкомом ВКС РФ? | Новости Оренбурга

Минобороны выбрало основных претендентов на пост главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС). Рассматриваются кандидатуры двух военачальников: заместитель начальника Генштаба, председатель научно-технического совета Минобороны генерал-лейтенант Игорь Макушев и командующий Космическими войсками генерал-полковник Александр Головко. Примечательно, что изначально на этот пост прочили генерал-полковника Сергея Суровикина. Его назначение могло стать сенсацией, поскольку Суровикин —  общевойсковой командир.

Как рассказали « Известиям » в Минобороны, окончательный выбор между Александром Головко и Игорем Макушевым будет сделан в самое ближайшее время, поскольку нынешний главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев до конца сентября уйдет на работу в Совет Федерации. Оба кандидата —  заслуженные военачальники и имеют обширный опыт руководящей работы.

Генерал-лейтенант Игорь Макушев родился 6 августа 1964 года в Петропавловске-Камчатском. В 1985 году он окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, а в 2006-м — Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

Он имеет репутацию опытного пилота-истребителя и боевого командира. Макушев прошел все ступени карьерной лестницы —  от летчика до заместителя командующего воздушной армией. Имеет квалификационную категорию «летчик-снайпер» и налет свыше 3 тыс. часов. В должности заместителя командующего 16-й воздушной армией  принимал участие в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Широкой общественности Игорь Макушев стал известен, когда летом 2014 года  представлял  на брифингах позицию российского военного ведомства в связи с гибелью малазийского Boeing  777.

На своей нынешней должности генерал Макушев решает задачи научного обоснования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и обеспечения Вооруженных сил.

В отличие от Макушева второй кандидат  вышел не из летно-подъемного состава, а из космических сил. Генерал-полковник Александр Головко родился 29 января 1964 года в Днепропетровске. Окончил Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск (1986), Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского (1996), Военную академию Генерального штаба (2003).

С 1986 по 2001 год служил на различных командных и инженерных должностях в воинских частях Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г.С. Титова (ГИЦИУ КС). В 2007 году возглавил ГИЦИУ КС, а в 2011 году стал начальником космодрома Плесецк. В декабре 2012 года Головко был назначен командующим Войсками воздушно-космической обороны.

По данным «Известий», до недавнего времени главным претендентом считался командующий Восточным военным округом (ВВО) генерал-полковник Сергей Суровикин. Правда, по некоторым сведениям, он сам отказался от этой должности. Ведь даже сам факт рассмотрения кандидатуры «сухопутного» генерала стал своего рода сенсацией в военных кругах.

Сергей Суровикин в 1987 году окончил Омское высшее общевойсковое командное училище, а в дальнейшем — Академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Прошел все ступени офицерской карьеры. В 1990-е годы служил в Таджикистане в 201-й мотострелковой дивизии, а в 2000-е командовал 42-й гвардейской дивизией в Чечне. В 2012 году руководил рабочей группой МО РФ по созданию военной полиции. В октябре 2013 года Суровикин был назначен командующим Войсками Восточного военного округа.

Поводом для выдвижения кандидатуры Суровикина на пост главкома ВКС стало то, что он командовал группировкой войск в Сирии, где сумел эффективно интегрировать в единую систему наземные силы, авиацию, средства ПВО и космическую группировку.

О том, что главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник Виктор Бондарев будет делегирован в Совет Федерации от Кировской области, стало известно в июле этого года. Должность главкома ВВС Бондарев занимает  с 6 мая 2012 года. Главнокомандующим ВКС генерал-полковник был назначен 1 августа 2015 года. Именно при нем ВВС превратились в ВКС за счет интеграции в них Войск воздушно-космической обороны.

orenburg.bezformata.com

Бывший Главком ВКС станет генерал-сенатором

В Минобороны России еще с июля этого года стали ходить слухи, что главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев скоро «повесит китель на гвоздь» и пойдет в большую политику.

Ему прочили должность руководителя комитета Совфеда по обороне и безопасности. Похоже, что все так и будет.

26 сентября Президент России Владимир Путин своим указом освободил Бондарева от должности главкома и уволил с военной службы. А совсем недавно (19 сентября) губернатор Кировской области Игорь Васильев наделил его полномочиями члена Совета Федерации (и таким образом «забронировал» место для генерала в верхней палате парламента). Теперь остались формальности. И уже можно говорить, что два ключевых «оборонных» поста в российском парламенте достались профессиональным военным лоббистам (комитет Госдумы по обороне возглавляет генерал-полковник в отставке, бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов).

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Виктор Бондарев — матерый пилот. Имеет общий налёт более 3 тыс. часов и звание заслуженного военного лётчика РФ и классную квалификацию «лётчик-снайпер».

Он — участник боевых действий на Северном Кавказе. Только за первую чеченскую войну совершил порядка 100 боевых вылетов (за вторую он довел этот счет до 300). А в декабре 1994 года совершил подвиг, за который ему и присвоили зване Героя России. У села Шатой дудаевцы сбили российский бомбардировщик. Пилот все же смог катапультироваться, но оказался в кольце окружения. Узнав об этом, Виктор Бондарев огнем своего истребителя вывел из строя зенитные установки дудаевцев и прикрывал своего сослуживца до того момента, пока за ним не прибыл спасательный вертолет. Самолет Бондарева получил пробоины, а вернулся на свой аэродром с почти пустыми баками.

Во время авиационной части парада Победы на Красной площади 9 мая 2015 года, уже будучи главкомом, пилотировал самолёт Ту-160.

В мае 2016 года лично проверил реконструированную взлётно-посадочную полосу на военном аэродроме Приволжский и поразил своим мастерством подчиненных, выполнив комплекс фигур высшего пилотажа на истребителе МиГ-29: взлёт на форсаже, полупереворот, вираж, «ухо», «горку», «бочку».

С началом военной операции России в Сирии в сентябре 2015 года Бондарев руководил авиационной группой ВКС России (ему достался самый трудный период, когда наши самолеты делали по 40-50 боевых вылетов в день).

В то время генерал Бондарев первым из российских военачальников в интервью «Комсомолке» назвал борьбу коалиции во главе с США с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация — ред.) «бутафорской».

Кроме Золотой Звезды Героя России Бондарев награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, Мужества и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.

Виктор Николевич прослыл в войсках ВСК не только строгим комнадиром, но и человеком, любящим юмор и остроумные шутки. Он и сам зачастую отпускает реплики, которые становятся армиейским эпосом. Однажды во время приезда Бондарева в Воронеж, тамошний губернатор Алесей Гордеев восхитился новой и красивой летной формой Главкома и спросил, где он ее «достал».

— На воронежском базаре на табачок выменял, — ответил Бондарев под всеобщий смех военных и граждаснких людей.

ИНТЕРВЬЮ

Главком ВКС России Виктор Бондарев: В Сирию улетали молодые пилоты, а возвратились матерые асы

— Виктор Николаевич, через какое время вы получили команду на выполнение задачи, после того как Верховный главнокомандующий отдал приказ о выводе основных сил из Сирии?

— Практически мгновенно, как только все это дело в Кремле закончилось, министр тут же дал команду.

— Как отнеслись летчики и технари к этому приказу? Какое настроение у них было?

— Мы — люди военные. Не имеем права приказы обсуждать. Мы обязаны их выполнять..(подробности)

www.kem.kp.ru

Интервью с экс-главкомом ВКС России Виктором Бондаревым

Информационное агентство ТАСС опубликовало небезынтересное интервью экс-главкома ВКС России, председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Героя России Виктора Бондарева. Наш блог приводит его сокращенный вариант.

Воздушно-космические силы (ВКС) России за минувшие пять лет значительно обновили свой боевой состав и прошли серьезную проверку в Сирии. Авиационная промышленность ведет работу над созданием перспективных самолетов различных типов, идет согласование новой госпрограммы вооружений до 2025 года. Об оправданности создания ВКС, подготовке летчиков и их боевой работе в Сирии, отношениях военного ведомства с промышленниками и перспективах нового истребителя Су-57 в интервью ТАСС рассказал экс-главком ВКС России, председатель комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности Герой России Виктор Бондарев.

Виктор Бондарев © Алексей Ерешко / Министерство обороны России

Бондарев-летчик, Бондарев-главком и Бондарев-сенатор — это все-таки разные люди, Виктор Николаевич? Что поменялось на гражданке?

Наверное, у каждого офицера жизненный путь в армии когда-нибудь заканчивается. И надо готовить себя к чему-нибудь другому. Получилось так, что волею судьбы я летчик. Заметили — стал главкомом, заметили — стал сенатором. Думаю, что изменить меня, сделать каким-то другим уже невозможно. Поэтому это один человек — что летчик, что главком, что сенатор. Только поменял форму одежды, а все остальное по-прежнему: так же болею за Россию, за ВКС, за армию. Поменял форму одежды, а все остальное по-прежнему: так же болею за Россию, за ВКС, за армию.

Я более 40 лет в вооруженных силах, участвовал во многих военных конфликтах. Сейчас многие мои подчиненные находятся в Сирии. Они всегда будут моими подчиненными, хотя я и уволился из армии. Я их готовил, их туда отправлял, и спрос — с меня. На гражданке многое поменялось, конечно. Здесь как в армии уже не прикажешь, можно лишь уважительно попросить. Но жизнь есть жизнь, нужно просто стараться делать свое дело.

Когда вы стали главкомом в 2012 году, что потребовало первостепенного внимания в огромном «хозяйстве» Военно-воздушных сил? Что было самым трудным?


Максимум усилий было направлено на обновление авиационного парка, на подготовку молодого летного состава. Мы начали получать современные вертолеты и самолеты, которые прекрасно показали себя в Сирии. После каждого боевого применения проводили тщательный анализ, вызывали промышленность для доработок. Сейчас практически нет разницы между неуправляемыми и управляемыми боеприпасами, результаты по точности попадания почти одни и те же.


Благодаря министру обороны большие силы были брошены на обеспечение личного состава жильем, военные городки стали приводить в должное состояние, ремонтировать аэродромы постройки 40–50-х годов прошлого века. Мы достойно подняли вид, и сейчас он занимает ведущее место в вооруженных силах. После создания ВКС работы еще больше прибавилось. Это и ПВО, и космическая составляющая, организация и управление всем этим огромнейшим организмом. И естественно, боевая подготовка. Объединить — самое простое, надо еще сделать, чтобы оно было боеспособным, отвечало современным требованиям. Считаю, что мы достигли в этом направлении определенных высот. Я благодарен своим подчиненным и заместителям. Думаю, мы достойно подняли вид, и сейчас он занимает ведущее место в вооруженных силах.


В таких энергичных изменениях вам дали, как говорится, полный карт-бланш? Не встречали ли ваши идеи возражений?


Нет, мои идеи возражений не встречали. Наоборот, поддержку оказывал и министр обороны, и Верховный Главнокомандующий. Мы стали два раза в год докладывать ему о состоянии дел в видах и родах войск вооруженных сил. Я с честью и достоинством могу сказать, что благодаря заботе руководства Минобороны и страны ВКС получили достаточно и самолетов, и вертолетов, и ПВО, и космических средств. Например, стратегическому ракетоносцу Ту-160 до сих пор нет равных в мире, и сейчас при возобновлении производства этого самолета туда будет вложено столько нового, что он будет еще лет 40 суперновым самолетом.


Разные мнения до сих пор высказывают о целесообразности объединения ВВС и ВКО в один большой вид. Космические войска с самого своего основания «переезжали» то из РВСН к Генштабу, то становились Военно-космическими силами. Вы сами что по этому поводу думаете — где место космосу в нашей армии?


На мой взгляд, место космосу там, где он сейчас. Например, в США в составе ВВС помимо этого — еще и ракетно-ядерные силы.


То есть можно было бы и РВСН к себе забрать?


Этого нам не надо, у нас есть чем командовать. Три «ствола» Воздушно-космических сил — авиация, ПВО и космос — неразрывны, дополняют друг друга, и я думаю, с их развитием мы будем иметь огромнейший потенциал, сильнейший вид, который будет в реальном времени отслеживать обстановку в мире и мгновенно реагировать на ее изменения.


Получается, что управление этим колоссом должно быть ювелирным. Ныне существующая система управления отвечает таким требованиям? Как все должно быть выстроено, может быть, что-то надо поменять?


Нет, менять ничего не надо, надо просто развивать и обеспечивать ВКС более современными средствами управления. Много опытно-конструкторских работ (ОКР) идет в этом направлении. Я думаю, что в самое ближайшее время будут поступать эти элементы, этим занимается и «Алмаз-Антей», и другие организации. Уже сейчас видно, что информация от одного рода войск к другому поступает значительно оперативнее, и Сирия это подтвердила.


То, что курсанты авиаучилищ должны начинать летать уже со второго, а то и с первого курса — это ваша идея?


То, что курсанты должны летать с первого курса, конечно же, не моя идея. В Советском Союзе изначально было именно так. С момента зарождения авиации изучение техники длилось две-три недели, и далее пилот приступал к полетам. Когда я учился в училище, мы тоже летали с первого курса, на полеты выходили во втором семестре. И я считаю, что это правильно. Количество отсеявшихся из училища было минимальным. С момента зарождения авиации изучение техники длилось две-три недели, и далее пилот приступал к полетам


А сегодня курсант учится два с половиной года, изучает все дисциплины, не летает, готовится, а перед выходом на полеты его проверяют и обнаруживают несоответствие по здоровью. Столько времени потеряно, нужно куда-то поступить заново. Раньше курсант заканчивал только первый семестр, и если ему говорили, что он негоден к летному обучению, он тут же забирал документы и шел либо в другое училище, либо в гражданский вуз. Мы к этому придем и обязательно будем летать с первого курса.


На чем летать? Насколько я знаю, для первоначального обучения курсантов планируется закупать австрийские самолеты Diamond DA42Т.


Да, сейчас будет налажено производство легких многоцелевых самолетов Diamond 42 на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), ВКС будут получать их для первоначальной летной подготовки. Я на этом самолете полетал и хочу сказать, что на нем можно хорошо обучить курсанта. Самолет этот, кстати, очень надежный и простой в управлении.


На первом курсе человек должен подтвердить ту теорию полета, которую он изучал. Со временем, на следующем курсе, другой тип самолета будем давать, чтобы будущий летчик за время обучения в училище освоил как можно больше типов воздушных судов. Тем проще ему потом в войсках будет осваивать боевые самолеты, переходить на новые типы. Из него получится прекрасный пилот. Вот такая система обучения должна быть — и со временем будет.


Мы же постоянно говорим об импортозамещении. А тут — австрийские самолеты, пусть и производящиеся в России.


Ну, производство локализовано. На сегодняшний момент, я считаю, дешевле приобрести эти самолеты, чем своих дожидаться. Они параллельно разрабатываются, но я вам хочу сказать, что учить курсанта надо сегодня, а не через пять лет. С 2018 года должны начать поступать первые Diamond DA42Т, и курсанты будут летать именно на них.


Проект учебного самолета СР-10, насколько я понимаю, стал несколько одиозным за минувшие два года. Он все-таки будет реализован?


Проблема в том, чтобы развернуть производство этого самолета в Смоленске. Тем не менее думаю, что в 2018 году этот самолет должен выйти в серию. Система летной подготовки будет выстроена следующим образом: Diamond — это первоначальная летная подготовка, СР-10 — средняя летная подготовка на втором–четвертом курсе, и третий этап — это Як-130 на выпускном курсе. Может быть, еще МиГ-29 и МиГ-35, в зависимости от того, как будут оснащаться строевые части и училища.


Мы с вами не раз говорили на эту тему, но теперь, мне кажется, можно ее немного развернуть. Каким должен быть самолет шестого поколения? Многое сейчас идет в сторону беспилотных вариантов. Но разве живого, умного, опытного человека можно полностью заменить пусть сообразительной, но все-таки машиной?


Когда-то, на заре авиации, никто даже и подумать не мог, что в самолете будет бортовой цифровой вычислительный комплекс, что он будет решать задачи прицеливания. Все было, как мы говорим, «по лаптю». Тем не менее сегодня летчик не задумывается, какая у него скорость, высота, перегрузка. Его основная задача — наложить перекрестье на цель, и бомба будет там.


Мы в школе учились считать на счетах. Нам говорили, что лучше человеческого ума и памяти ничего нет и быть не может. Потом появились микрокомпьютеры, планшеты, суперкомпьютеры, и человеку даже не снилось то, что они могут просчитать. Я думаю, не за горами тот день, когда у машин появится собственный интеллект, так почему бы не доверить им авиацию или ПВО? Пока же человеческий ум своей многовариантностью еще может затмить все и вся. Пилот может своевременно остановиться или, наоборот, усложнить ту или иную задачу. Машина только выполняет программу.


Вы полагаете, что искусственный интеллект в будущем сможет заменить солдата на поле боя, а летчика в кабине самолета?


Конечно. И летающие роботы смогут действовать не отдельно, а целым «роем». Может, оператор будет сидеть на земле и управлять целой беспилотной эскадрильей с помощью вычислительной техники.


А восстание машин нам при таком сценарии не грозит?


Тут все опять будет зависеть от человека — допустит он это или нет. Смотря как запрограммирует…


Год от года слышим заявления, что уж в следующем-то году тот или иной перспективный самолет обязательно начнет поступать в войска — а в итоге в конце 2017-го воз и ныне там. Где перспективный ракетоносец-стратег, перехватчик, транспортник? Почему столько лет подряд о них говорят, но работа идет так медленно?


Очень серьезный вопрос. В некоторых случаях мы, наверное, немного разбаловали промышленность сроками проведения опытно-конструкторских работ, которые шли по 10–15 лет. Министр поставил задачу с самого начала — на ОКР не более трех лет. В принципе, промышленность подтянулась, все разработки пошли значительно быстрее.


Брать старье армии неинтересно. Исходя из этого, в процессе подготовки и завершения ОКР промышленники часто вынуждены доводить до ума какие-то элементы, чтобы они соответствовали современным требованиям. Это, конечно, незначительно, но удлиняет сроки. Некоторые ОКР закрыли сразу, потому что они уже потеряли актуальность и никаких результатов там не получалось. Но в основном-то все идут и движутся. Сейчас максимум три года, а так стараются завершить за полтора-два.


Ну хорошо, возьмем для примера ПАК ДП — перспективный перехватчик. Вы сами говорили о том, что МиГ-31 практически исчерпали свой ресурс. Когда им придет замена?


По решению министра обороны 53 самолета МиГ-31 взяли из числа сверхштатных и поставили на завод, чтобы снова поднять их на крыло. В 2016 году ВКС получили 17 обновленных самолетов, в этом году, по-моему, 23 будут получать, ну и в 2018-м все остальное. Плюс ко всему, существующему парку продлили срок жизни на пять лет, а некоторым самолетам и на семь — до 40 лет.


Научно-исследовательская работа (НИР) по ПАК ДП идет. Надеюсь, она скоро завершится. Думаю, что в 2018 году начнется ОКР по разработке перспективного перехватчика. Нам без него никуда, впереди максимум семь-десять лет, но за это время мы должны не только разработать этот самолет, но и изготовить его, начать серийные поставки в воинские части. Это большая работа.


И все же Минобороны по поводу многих проектов говорит промышленности: сделайте за собственные средства, а мы посмотрим — брать или не брать. Промышленники разводят руками. Позиция военного ведомства в данном случае правильная?


Вы знаете, я считаю, что Министерство обороны занимает правильную позицию. Весь мир живет по таким правилам.


А где промышленности на все это брать деньги?


Откуда, допустим, Lockheed Martin берет деньги на новый самолет? А потом продает министерству обороны Соединенных Штатов Америки. Просто тамошние военные в свое время сказали: так и так, ребята, ваши самолеты — наши деньги. Разработали, нам понравилось — берем. И когда это все до наших промышленников дойдет…


То есть эта система жизнеспособна?


Да, я считаю, что так и надо работать. В итоге наши самолеты показывают прекрасные результаты.


Почему американцы не прилетают на «Авиадартс»?


Потому что боятся, что их F-22 и F-35 не попадут никуда.


А я думаю, скорее из-за политической обстановки.


Да нет, изначально-то, когда мы по указанию министра начали проводить соревнования, отношения были не такими, как сейчас. Но они все равно не прилетали. Ладно, бог с ними, но на этих типах самолетов летает пол-Европы. И все категорически отказывались, потому что знали, что показать им особо нечего. Мы видим это по Сирии — как они бомбят и как мы бомбим.


Часто говорят, что наш Су-57 — это калька американских «Рапторов», что мы пытаемся их скопировать и на самом деле они слишком дорогие, чтобы выйти в серию.


Все прекрасно понимают, что Су-57 не будет стоить как Як-130. И даже не как Су-35. Это абсолютно другая, суперсовременная разработка. Я видел его, сидел в нем, видел, как он работает, мне докладывали из Ахтубинского авиацентра.


Это на самом деле прекрасный самолет, и он может быть не только пятого, но и шестого поколения. У него огромнейший модернизационный потенциал. Самое главное, что по своей незаметности он лучший среди существующих образцов. Он воплотил все лучшее, что есть в современной авиационной науке, не только российской, но и мировой.


Но никто не говорит, что он должен быть дешевым. Тогда мы можем вообще остановить всю промышленность, и она нам ничего не выдаст. Коль мы его заказали, выделили на это деньги, то извините, на «Ньюпорах» сейчас воевать никто не будет. Мы раскрутили авиационные заводы на выпуск определенной партии новейших самолетов и вертолетов, и сейчас говорить, что они нам не нужны, ни в коем случае нельзя, начнется необратимый процесс. Не будет в этом году — будет в следующем. Без авиации у России нет будущего.


Замминистра обороны Юрий Борисов говорил, что мы сократим количество закупаемых в первые годы Су-57.


Естественно, необходимо время, чтобы развернуть их производство. В первый год ВКС не получат 20 или 15 самолетов, лишь два-три и так далее. Но мы не имеем права отставать. Сегодня китайцы, индийцы делают самолет пятого поколения, европейцы начали вести совместную разработку, американцы ведут работы над самолетом шестого поколения.


Новую госпрограмму вооружений (ГПВ) сильно сократят?


Я думаю, что те деньги, которые заложены в новую ГПВ, останутся без изменений. Она будет не меньше, чем была предыдущая.


Минобороны все-таки будет закупать новый легкий истребитель МиГ-35?


Да, его закупки внесены в новую госпрограмму вооружений. Сейчас точно не скажу, но до 2020 года, кажется, 24 самолета. Конечно, его надо брать, хороший самолет. Он примерно в два раза дешевле, чем Су-30 или Су-35. Он надежен, пригоден для обучения, охраны воздушного пространства, обладает минимально возможным временем взлета и минимальными потребностями для подготовки к полету.


Знаменитый «Грач» Су-25 будут на что-то менять или век штурмовиков подходит к концу?


Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надежнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать еще лет 10–15. Естественно, со временем его надо будет менять. Сегодня рассматриваются разные варианты.


Вы говорили, что на базе Су-34 будет создано единое семейство самолетов, в том числе и вариант штурмовика.


Да, мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо на базе Су-34 делать. Прекрасный самолет, маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у «двадцать пятого», прекраснейшие точностные характеристики. Есть, конечно, и свои недостатки — из-за того, что пилоты сидят рядом, для летчика правой стороны обзор на 50% меньше, чем слева. Но я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть. Двигатели будут практически одними и теми же что для Су-34, что для нового штурмовика.


Возвращаясь к операции ВКС в Сирии и учитывая ваш опыт участия в боевых действиях, можно ли сравнить конфликт в этой стране с афганской, чеченской и другими локальными войнами, в которых участвовали советские и российские военнослужащие?


В афганской кампании воевали летчики, пехотинцы, десантники, инженерные войска, артиллерия. Если ставилась задача взять город, кишлак, провинцию или перевал, это шло с огромным натиском, с большим огневым воздействием. Наши ребята брали небольшой город за три-четыре дня.


Чеченская кампания шла на своей территории, и так, как в Афганистане, действовать было нельзя. В Чечне мирные жители, старики и дети не покидали свои аулы, и естественно, мы не имели права бомбить свои же города. Поэтому кампания и длилась так долго. Тем более мы стремились мирным путем разрешить весь этот конфликт. Практически после каждой операции проводились дни и даже недели тишины. Самое главное — чеченский народ поверил, что мы россияне, мы один народ и должны жить вместе. А не так, как в Сирии сейчас, — воевать друг с другом.


Потери российской армии в Сирии велики?


Потери российской армии в Сирии минимальны по сравнению с чеченской или афганской кампаниями. Да, мы потеряли там прекрасного летчика Олега Пешкова. Погиб экипаж Ми-8 Романа Павлова, и тела летчиков до сих пор находятся там. Работаем по этому вопросу. Это моя боль. Все воины должны вернуться на родную землю, пусть некоторые и посмертно.


Нужно ли было вообще затевать сирийскую кампанию?


Если бы не мудрое решение о вводе войск в Сирию в 2015 году, этой страны давно не было бы. Сколько в этом регионе находится террористов — одному богу известно. По самым скромным подсчетам, их там более 100 тысяч — и все они прекрасно подготовлены. Простого бандита, вооруженного автоматом или гранатометом, еще надо учить воевать с регулярной армией, а коли он это делал с успехом, значит, он получал огромные денежные средства, вооружение, боеприпасы.


Сирийская армия была практически брошена, одна воевала. Благодаря работе ВКС России мы сначала остановили наступление, потом переломили обстановку, а затем подготовили плацдарм для наступления на все занятые игиловцами территории, города, села, провинции. Если честно, если посмотреть правде в глаза, то кроме ВКС, кроме России, оказывающей Сирии огромную поддержку, с террористами там никто практически и не борется. Еще, правда, сирийская армия.


Сколько еще продлится война в Сирии?


Сколько еще она продлится, одному только богу известно. Около 95% территории страны освобождено, правда, вся она разрушена почти до основания. Мы прекрасно понимаем, что всех игиловцев на сегодняшний день уничтожить невозможно. Многие из них рассредоточились по деревушкам, полям и пустыням, многие вышли на территорию Ирака, многие перешли на сторону сирийской армии, хотя таких надо проверять и проверять — многие притворились мирными жителями и ждут отмашки.


И чем больше будет авторитета у сирийской армии (а ее авторитет — это очистка территории и уничтожение этих бандгрупп), тем быстрее там будет наведен мир и порядок. Чем скорее будут освобождены все нефтяные и газовые поля, тем быстрее Сирия начнет строительство инфраструктуры, жилья, заводов, фабрик — всего необходимого для развития страны.

Но у России тоже наверняка есть свои геополитические интересы в Сирии? Мы же не из рыцарства тратим огромные деньги на эту войну.


Ни одна война дешево не проходит. Да, мы тратим определенные средства на обеспечение армии, на оказание помощи Сирии, но давайте посчитаем другие деньги — если бы вся эта свора пришла к нашим границам, сколько бы мы тогда потратили? Пришлось бы перестраивать всю экономику России. Это сейчас мы обходимся средствами, выделенными на боевую подготовку.


Ни для кого не секрет, что ВКС пропустили через Сирию весь летный состав ударной и военно-транспортной авиации. Там много поработали «стратеги». Вся армейская авиация побывала, а некоторые вертолетчики — по два-три раза. Прекрасный опыт обрели ПВО. Вы знаете, как там работают наши ребята, сколько сбито беспилотников теми же «Панцирями», что значит появление С-400 в Хмеймиме?.. Они навели порядок в небе всей страны. Естественно, это имеет огромное значение. Бросить группировку и оставить ее без прикрытия ни в коем случае нельзя.


За два года мы научились воевать по-новому. Сирийская кампания показывает, что последующие войны будут идти не только в воздушной, но и космической сфере, и приоритет будет у соответствующего вида или рода вооруженных сил. Будет война высоких технологий, и уже сейчас понятно, что с винтовкой и автоматом противостоять современным средствам практически невозможно. Важнейшую роль играет ведение разведки из космоса и контроль воздушного пространства, управление и наведение крылатых ракет. Это информация о перемещениях противника, о подготовке операций, наступлений и так далее.


Какие задачи перед вами как главой профильного комитета Совфеда сейчас стоят в первую очередь?


Задачи огромные. В ведении комитета — различные законы, мероприятия, направленные на укрепление обороны и безопасности страны.

Мы отвечаем перед высшим руководством и обязаны сделать все, чтобы армия и другие силовые структуры надежно выполняли все задачи, которые перед ними стоят. С Минобороны я как работал, так и работаю. Приглашаем на заседания комитета заместителей министра обороны, на днях на планерном заседании Совета Федерации заслушали руководителя Росгвардии Виктора Золотова. Он нам доложил о состоянии дел по формированию его ведомства. Они существуют чуть больше года, но сделанному — честь и хвала. Допустим, мне как главкому было тяжел

bmpd.livejournal.com

Боевой командир: кто станет главкомом ВКС РФ? | Политика

Минобороны выбрало основных претендентов на пост главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС). Рассматриваются кандидатуры двух военачальников: заместитель начальника Генштаба, председатель научно-технического совета Минобороны генерал-лейтенант Игорь Макушев и командующий Космическими войсками генерал-полковник Александр Головко. Примечательно, что изначально на этот пост прочили генерал-полковника Сергея Суровикина. Его назначение могло стать сенсацией, поскольку Суровикин — общевойсковой командир.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, окончательный выбор между Александром Головко и Игорем Макушевым будет сделан в самое ближайшее время, поскольку нынешний главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев до конца сентября уйдет на работу в Совет Федерации. Оба кандидата — заслуженные военачальники и имеют обширный опыт руководящей работы.

Генерал-лейтенант Игорь Макушев родился 6 августа 1964 года в Петропавловске-Камчатском. В 1985 году он окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, а в 2006-м — Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

Он имеет репутацию опытного пилота-истребителя и боевого командира. Макушев прошел все ступени карьерной лестницы — от летчика до заместителя командующего воздушной армией. Имеет квалификационную категорию «летчик-снайпер» и налет свыше 3 тыс. часов. В должности заместителя командующего 16-й воздушной армией принимал участие в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Широкой общественности Игорь Макушев стал известен, когда летом 2014 года представлял на брифингах позицию российского военного ведомства в связи с гибелью малазийского Boeing 777.

На своей нынешней должности генерал Макушев решает задачи научного обоснования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и обеспечения Вооруженных сил.

В отличие от Макушева второй кандидат вышел не из летно-подъемного состава, а из космических сил. Генерал-полковник Александр Головко родился 29 января 1964 года в Днепропетровске. Окончил Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск (1986), Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского (1996), Военную академию Генерального штаба (2003).

С 1986 по 2001 год служил на различных командных и инженерных должностях в воинских частях Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г.С. Титова (ГИЦИУ КС). В 2007 году возглавил ГИЦИУ КС, а в 2011 году стал начальником космодрома Плесецк. В декабре 2012 года Головко был назначен командующим Войсками воздушно-космической обороны.

По данным «Известий», до недавнего времени главным претендентом считался командующий Восточным военным округом (ВВО) генерал-полковник Сергей Суровикин. Правда, по некоторым сведениям, он сам отказался от этой должности. Ведь даже сам факт рассмотрения кандидатуры «сухопутного» генерала стал своего рода сенсацией в военных кругах.

Сергей Суровикин в 1987 году окончил Омское высшее общевойсковое командное училище, а в дальнейшем — Академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Прошел все ступени офицерской карьеры. В 1990-е годы служил в Таджикистане в 201-й мотострелковой дивизии, а в 2000-е командовал 42-й гвардейской дивизией в Чечне. В 2012 году руководил рабочей группой МО РФ по созданию военной полиции. В октябре 2013 года Суровикин был назначен командующим Войсками Восточного военного округа.

Поводом для выдвижения кандидатуры Суровикина на пост главкома ВКС стало то, что он командовал группировкой войск в Сирии, где сумел эффективно интегрировать в единую систему наземные силы, авиацию, средства ПВО и космическую группировку.

О том, что главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник Виктор Бондарев будет делегирован в Совет Федерации от Кировской области, стало известно в июле этого года. Должность главкома ВВС Бондарев занимает с 6 мая 2012 года. Главнокомандующим ВКС генерал-полковник был назначен 1 августа 2015 года. Именно при нем ВВС превратились в ВКС за счет интеграции в них Войск воздушно-космической обороны.

maxpark.com

Интервью с экс-главкомом ВКС Виктором Бондаревым

Информационное агентство «ТАСС» опубликовало небезынтересное интервью экс-главкома ВКС России, председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности Героя России Виктора Бондарева. Наш блог приводит его сокращенный вариант.

Воздушно-космические силы (ВКС) России за минувшие пять лет значительно обновили свой боевой состав и прошли серьезную проверку в Сирии. Авиационная промышленность ведет работу над созданием перспективных самолетов различных типов, идет согласование новой госпрограммы вооружений до 2025 года. Об оправданности создания ВКС, подготовке летчиков и их боевой работе в Сирии, отношениях военного ведомства с промышленниками и перспективах нового истребителя Су-57 в интервью ТАСС рассказал экс-главком ВКС России, председатель комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности Герой России Виктор Бондарев.


Виктор Бондарев © Алексей Ерешко / Министерство обороны России


Бондарев-летчик, Бондарев-главком и Бондарев-сенатор — это все-таки разные люди, Виктор Николаевич? Что поменялось на гражданке?


Наверное, у каждого офицера жизненный путь в армии когда-нибудь заканчивается. И надо готовить себя к чему-нибудь другому. Получилось так, что волею судьбы я летчик. Заметили — стал главкомом, заметили — стал сенатором. Думаю, что изменить меня, сделать каким-то другим уже невозможно. Поэтому это один человек — что летчик, что главком, что сенатор. Только поменял форму одежды, а все остальное по-прежнему: так же болею за Россию, за ВКС, за армию. Поменял форму одежды, а все остальное по-прежнему: так же болею за Россию, за ВКС, за армию.
Я более 40 лет в вооруженных силах, участвовал во многих военных конфликтах. Сейчас многие мои подчиненные находятся в Сирии. Они всегда будут моими подчиненными, хотя я и уволился из армии. Я их готовил, их туда отправлял, и спрос — с меня. На гражданке многое поменялось, конечно. Здесь как в армии уже не прикажешь, можно лишь уважительно попросить. Но жизнь есть жизнь, нужно просто стараться делать свое дело.


Когда вы стали главкомом в 2012 году, что потребовало первостепенного внимания в огромном «хозяйстве» Военно-воздушных сил? Что было самым трудным?


Максимум усилий было направлено на обновление авиационного парка, на подготовку молодого летного состава. Мы начали получать современные вертолеты и самолеты, которые прекрасно показали себя в Сирии. После каждого боевого применения проводили тщательный анализ, вызывали промышленность для доработок. Сейчас практически нет разницы между неуправляемыми и управляемыми боеприпасами, результаты по точности попадания почти одни и те же.


Благодаря министру обороны большие силы были брошены на обеспечение личного состава жильем, военные городки стали приводить в должное состояние, ремонтировать аэродромы постройки 40–50-х годов прошлого века. Мы достойно подняли вид, и сейчас он занимает ведущее место в вооруженных силах. После создания ВКС работы еще больше прибавилось. Это и ПВО, и космическая составляющая, организация и управление всем этим огромнейшим организмом. И естественно, боевая подготовка. Объединить — самое простое, надо еще сделать, чтобы оно было боеспособным, отвечало современным требованиям. Считаю, что мы достигли в этом направлении определенных высот. Я благодарен своим подчиненным и заместителям. Думаю, мы достойно подняли вид, и сейчас он занимает ведущее место в вооруженных силах.


В таких энергичных изменениях вам дали, как говорится, полный карт-бланш? Не встречали ли ваши идеи возражений?


Нет, мои идеи возражений не встречали. Наоборот, поддержку оказывал и министр обороны, и Верховный Главнокомандующий. Мы стали два раза в год докладывать ему о состоянии дел в видах и родах войск вооруженных сил. Я с честью и достоинством могу сказать, что благодаря заботе руководства Минобороны и страны ВКС получили достаточно и самолетов, и вертолетов, и ПВО, и космических средств. Например, стратегическому ракетоносцу Ту-160 до сих пор нет равных в мире, и сейчас при возобновлении производства этого самолета туда будет вложено столько нового, что он будет еще лет 40 суперновым самолетом.


Разные мнения до сих пор высказывают о целесообразности объединения ВВС и ВКО в один большой вид. Космические войска с самого своего основания «переезжали» то из РВСН к Генштабу, то становились Военно-космическими силами. Вы сами что по этому поводу думаете — где место космосу в нашей армии?


На мой взгляд, место космосу там, где он сейчас. Например, в США в составе ВВС помимо этого — еще и ракетно-ядерные силы.


То есть можно было бы и РВСН к себе забрать?


Этого нам не надо, у нас есть чем командовать. Три «ствола» Воздушно-космических сил — авиация, ПВО и космос — неразрывны, дополняют друг друга, и я думаю, с их развитием мы будем иметь огромнейший потенциал, сильнейший вид, который будет в реальном времени отслеживать обстановку в мире и мгновенно реагировать на ее изменения.


Получается, что управление этим колоссом должно быть ювелирным. Ныне существующая система управления отвечает таким требованиям? Как все должно быть выстроено, может быть, что-то надо поменять?


Нет, менять ничего не надо, надо просто развивать и обеспечивать ВКС более современными средствами управления. Много опытно-конструкторских работ (ОКР) идет в этом направлении. Я думаю, что в самое ближайшее время будут поступать эти элементы, этим занимается и «Алмаз-Антей», и другие организации. Уже сейчас видно, что информация от одного рода войск к другому поступает значительно оперативнее, и Сирия это подтвердила.


То, что курсанты авиаучилищ должны начинать летать уже со второго, а то и с первого курса — это ваша идея?


То, что курсанты должны летать с первого курса, конечно же, не моя идея. В Советском Союзе изначально было именно так. С момента зарождения авиации изучение техники длилось две-три недели, и далее пилот приступал к полетам. Когда я учился в училище, мы тоже летали с первого курса, на полеты выходили во втором семестре. И я считаю, что это правильно. Количество отсеявшихся из училища было минимальным. С момента зарождения авиации изучение техники длилось две-три недели, и далее пилот приступал к полетам


А сегодня курсант учится два с половиной года, изучает все дисциплины, не летает, готовится, а перед выходом на полеты его проверяют и обнаруживают несоответствие по здоровью. Столько времени потеряно, нужно куда-то поступить заново. Раньше курсант заканчивал только первый семестр, и если ему говорили, что он негоден к летному обучению, он тут же забирал документы и шел либо в другое училище, либо в гражданский вуз. Мы к этому придем и обязательно будем летать с первого курса.


На чем летать? Насколько я знаю, для первоначального обучения курсантов планируется закупать австрийские самолеты Diamond DA42Т.


Да, сейчас будет налажено производство легких многоцелевых самолетов Diamond 42 на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), ВКС будут получать их для первоначальной летной подготовки. Я на этом самолете полетал и хочу сказать, что на нем можно хорошо обучить курсанта. Самолет этот, кстати, очень надежный и простой в управлении.


На первом курсе человек должен подтвердить ту теорию полета, которую он изучал. Со временем, на следующем курсе, другой тип самолета будем давать, чтобы будущий летчик за время обучения в училище освоил как можно больше типов воздушных судов. Тем проще ему потом в войсках будет осваивать боевые самолеты, переходить на новые типы. Из него получится прекрасный пилот. Вот такая система обучения должна быть — и со временем будет.


Мы же постоянно говорим об импортозамещении. А тут — австрийские самолеты, пусть и производящиеся в России.


Ну, производство локализовано. На сегодняшний момент, я считаю, дешевле приобрести эти самолеты, чем своих дожидаться. Они параллельно разрабатываются, но я вам хочу сказать, что учить курсанта надо сегодня, а не через пять лет. С 2018 года должны начать поступать первые Diamond DA42Т, и курсанты будут летать именно на них.


Проект учебного самолета СР-10, насколько я понимаю, стал несколько одиозным за минувшие два года. Он все-таки будет реализован?


Проблема в том, чтобы развернуть производство этого самолета в Смоленске. Тем не менее думаю, что в 2018 году этот самолет должен выйти в серию. Система летной подготовки будет выстроена следующим образом: Diamond — это первоначальная летная подготовка, СР-10 — средняя летная подготовка на втором–четвертом курсе, и третий этап — это Як-130 на выпускном курсе. Может быть, еще МиГ-29 и МиГ-35, в зависимости от того, как будут оснащаться строевые части и училища.


Мы с вами не раз говорили на эту тему, но теперь, мне кажется, можно ее немного развернуть. Каким должен быть самолет шестого поколения? Многое сейчас идет в сторону беспилотных вариантов. Но разве живого, умного, опытного человека можно полностью заменить пусть сообразительной, но все-таки машиной?


Когда-то, на заре авиации, никто даже и подумать не мог, что в самолете будет бортовой цифровой вычислительный комплекс, что он будет решать задачи прицеливания. Все было, как мы говорим, «по лаптю». Тем не менее сегодня летчик не задумывается, какая у него скорость, высота, перегрузка. Его основная задача — наложить перекрестье на цель, и бомба будет там.


Мы в школе учились считать на счетах. Нам говорили, что лучше человеческого ума и памяти ничего нет и быть не может. Потом появились микрокомпьютеры, планшеты, суперкомпьютеры, и человеку даже не снилось то, что они могут просчитать. Я думаю, не за горами тот день, когда у машин появится собственный интеллект, так почему бы не доверить им авиацию или ПВО? Пока же человеческий ум своей многовариантностью еще может затмить все и вся. Пилот может своевременно остановиться или, наоборот, усложнить ту или иную задачу. Машина только выполняет программу.


Вы полагаете, что искусственный интеллект в будущем сможет заменить солдата на поле боя, а летчика в кабине самолета?


Конечно. И летающие роботы смогут действовать не отдельно, а целым «роем». Может, оператор будет сидеть на земле и управлять целой беспилотной эскадрильей с помощью вычислительной техники.


А восстание машин нам при таком сценарии не грозит?


Тут все опять будет зависеть от человека — допустит он это или нет. Смотря как запрограммирует…


Год от года слышим заявления, что уж в следующем-то году тот или иной перспективный самолет обязательно начнет поступать в войска — а в итоге в конце 2017-го воз и ныне там. Где перспективный ракетоносец-стратег, перехватчик, транспортник? Почему столько лет подряд о них говорят, но работа идет так медленно?


Очень серьезный вопрос. В некоторых случаях мы, наверное, немного разбаловали промышленность сроками проведения опытно-конструкторских работ, которые шли по 10–15 лет. Министр поставил задачу с самого начала — на ОКР не более трех лет. В принципе, промышленность подтянулась, все разработки пошли значительно быстрее.


Брать старье армии неинтересно. Исходя из этого, в процессе подготовки и завершения ОКР промышленники часто вынуждены доводить до ума какие-то элементы, чтобы они соответствовали современным требованиям. Это, конечно, незначительно, но удлиняет сроки. Некоторые ОКР закрыли сразу, потому что они уже потеряли актуальность и никаких результатов там не получалось. Но в основном-то все идут и движутся. Сейчас максимум три года, а так стараются завершить за полтора-два.


Ну хорошо, возьмем для примера ПАК ДП — перспективный перехватчик. Вы сами говорили о том, что МиГ-31 практически исчерпали свой ресурс. Когда им придет замена?


По решению министра обороны 53 самолета МиГ-31 взяли из числа сверхштатных и поставили на завод, чтобы снова поднять их на крыло. В 2016 году ВКС получили 17 обновленных самолетов, в этом году, по-моему, 23 будут получать, ну и в 2018-м все остальное. Плюс ко всему, существующему парку продлили срок жизни на пять лет, а некоторым самолетам и на семь — до 40 лет.


Научно-исследовательская работа (НИР) по ПАК ДП идет. Надеюсь, она скоро завершится. Думаю, что в 2018 году начнется ОКР по разработке перспективного перехватчика. Нам без него никуда, впереди максимум семь-десять лет, но за это время мы должны не только разработать этот самолет, но и изготовить его, начать серийные поставки в воинские части. Это большая работа.


И все же Минобороны по поводу многих проектов говорит промышленности: сделайте за собственные средства, а мы посмотрим — брать или не брать. Промышленники разводят руками. Позиция военного ведомства в данном случае правильная?


Вы знаете, я считаю, что Министерство обороны занимает правильную позицию. Весь мир живет по таким правилам.


А где промышленности на все это брать деньги?


Откуда, допустим, Lockheed Martin берет деньги на новый самолет? А потом продает министерству обороны Соединенных Штатов Америки. Просто тамошние военные в свое время сказали: так и так, ребята, ваши самолеты — наши деньги. Разработали, нам понравилось — берем. И когда это все до наших промышленников дойдет…


То есть эта система жизнеспособна?


Да, я считаю, что так и надо работать. В итоге наши самолеты показывают прекрасные результаты.


Почему американцы не прилетают на «Авиадартс»?


Потому что боятся, что их F-22 и F-35 не попадут никуда.


А я думаю, скорее из-за политической обстановки.


Да нет, изначально-то, когда мы по указанию министра начали проводить соревнования, отношения были не такими, как сейчас. Но они все равно не прилетали. Ладно, бог с ними, но на этих типах самолетов летает пол-Европы. И все категорически отказывались, потому что знали, что показать им особо нечего. Мы видим это по Сирии — как они бомбят и как мы бомбим.


Часто говорят, что наш Су-57 — это калька американских «Рапторов», что мы пытаемся их скопировать и на самом деле они слишком дорогие, чтобы выйти в серию.


Все прекрасно понимают, что Су-57 не будет стоить как Як-130. И даже не как Су-35. Это абсолютно другая, суперсовременная разработка. Я видел его, сидел в нем, видел, как он работает, мне докладывали из Ахтубинского авиацентра.


Это на самом деле прекрасный самолет, и он может быть не только пятого, но и шестого поколения. У него огромнейший модернизационный потенциал. Самое главное, что по своей незаметности он лучший среди существующих образцов. Он воплотил все лучшее, что есть в современной авиационной науке, не только российской, но и мировой.


Но никто не говорит, что он должен быть дешевым. Тогда мы можем вообще остановить всю промышленность, и она нам ничего не выдаст. Коль мы его заказали, выделили на это деньги, то извините, на «Ньюпорах» сейчас воевать никто не будет. Мы раскрутили авиационные заводы на выпуск определенной партии новейших самолетов и вертолетов, и сейчас говорить, что они нам не нужны, ни в коем случае нельзя, начнется необратимый процесс. Не будет в этом году — будет в следующем. Без авиации у России нет будущего.


Замминистра обороны Юрий Борисов говорил, что мы сократим количество закупаемых в первые годы Су-57.


Естественно, необходимо время, чтобы развернуть их производство. В первый год ВКС не получат 20 или 15 самолетов, лишь два-три и так далее. Но мы не имеем права отставать. Сегодня китайцы, индийцы делают самолет пятого поколения, европейцы начали вести совместную разработку, американцы ведут работы над самолетом шестого поколения.


Новую госпрограмму вооружений (ГПВ) сильно сократят?


Я думаю, что те деньги, которые заложены в новую ГПВ, останутся без изменений. Она будет не меньше, чем была предыдущая.


Минобороны все-таки будет закупать новый легкий истребитель МиГ-35?


Да, его закупки внесены в новую госпрограмму вооружений. Сейчас точно не скажу, но до 2020 года, кажется, 24 самолета. Конечно, его надо брать, хороший самолет. Он примерно в два раза дешевле, чем Су-30 или Су-35. Он надежен, пригоден для обучения, охраны воздушного пространства, обладает минимально возможным временем взлета и минимальными потребностями для подготовки к полету.


Знаменитый «Грач» Су-25 будут на что-то менять или век штурмовиков подходит к концу?


Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надежнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать еще лет 10–15. Естественно, со временем его надо будет менять. Сегодня рассматриваются разные варианты.


Вы говорили, что на базе Су-34 будет создано единое семейство самолетов, в том числе и вариант штурмовика.


Да, мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо на базе Су-34 делать. Прекрасный самолет, маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у «двадцать пятого», прекраснейшие точностные характеристики. Есть, конечно, и свои недостатки — из-за того, что пилоты сидят рядом, для летчика правой стороны обзор на 50% меньше, чем слева. Но я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть. Двигатели будут практически одними и теми же что для Су-34, что для нового штурмовика.


Возвращаясь к операции ВКС в Сирии и учитывая ваш опыт участия в боевых действиях, можно ли сравнить конфликт в этой стране с афганской, чеченской и другими локальными войнами, в которых участвовали советские и российские военнослужащие?


В афганской кампании воевали летчики, пехотинцы, десантники, инженерные войска, артиллерия. Если ставилась задача взять город, кишлак, провинцию или перевал, это шло с огромным натиском, с большим огневым воздействием. Наши ребята брали небольшой город за три-четыре дня.


Чеченская кампания шла на своей территории, и так, как в Афганистане, действовать было нельзя. В Чечне мирные жители, старики и дети не покидали свои аулы, и естественно, мы не имели права бомбить свои же города. Поэтому кампания и длилась так долго. Тем более мы стремились мирным путем разрешить весь этот конфликт. Практически после каждой операции проводились дни и даже недели тишины. Самое главное — чеченский народ поверил, что мы россияне, мы один народ и должны жить вместе. А не так, как в Сирии сейчас, — воевать друг с другом.


Потери российской армии в Сирии велики?


Потери российской армии в Сирии минимальны по сравнению с чеченской или афганской кампаниями. Да, мы потеряли там прекрасного летчика Олега Пешкова. Погиб экипаж Ми-8 Романа Павлова, и тела летчиков до сих пор находятся там. Работаем по этому вопросу. Это моя боль. Все воины должны вернуться на родную землю, пусть некоторые и посмертно.


Нужно ли было вообще затевать сирийскую кампанию?


Если бы не мудрое решение о вводе войск в Сирию в 2015 году, этой страны давно не было бы. Сколько в этом регионе находится террористов — одному богу известно. По самым скромным подсчетам, их там более 100 тысяч — и все они прекрасно подготовлены. Простого бандита, вооруженного автоматом или гранатометом, еще надо учить воевать с регулярной армией, а коли он это делал с успехом, значит, он получал огромные денежные средства, вооружение, боеприпасы.


Сирийская армия была практически брошена, одна воевала. Благодаря работе ВКС России мы сначала остановили наступление, потом переломили обстановку, а затем подготовили плацдарм для наступления на все занятые игиловцами территории, города, села, провинции. Если честно, если посмотреть правде в глаза, то кроме ВКС, кроме России, оказывающей Сирии огромную поддержку, с террористами там никто практически и не борется. Еще, правда, сирийская армия.


Сколько еще продлится война в Сирии?


Сколько еще она продлится, одному только богу известно. Около 95% территории страны освобождено, правда, вся она разрушена почти до основания. Мы прекрасно понимаем, что всех игиловцев на сегодняшний день уничтожить невозможно. Многие из них рассредоточились по деревушкам, полям и пустыням, многие вышли на территорию Ирака, многие перешли на сторону сирийской армии, хотя таких надо проверять и проверять — многие притворились мирными жителями и ждут отмашки.


И чем больше будет авторитета у сирийской армии (а ее авторитет — это очистка территории и уничтожение этих бандгрупп), тем быстрее там будет наведен мир и порядок. Чем скорее будут освобождены все нефтяные и газовые поля, тем быстрее Сирия начнет строительство инфраструктуры, жилья, заводов, фабрик — всего необходимого для развития страны.

Но у России тоже наверняка есть свои геополитические интересы в Сирии? Мы же не из рыцарства тратим огромные деньги на эту войну.


Ни одна война дешево не проходит. Да, мы тратим определенные средства на обеспечение армии, на оказание помощи Сирии, но давайте посчитаем другие деньги — если бы вся эта свора пришла к нашим границам, сколько бы мы тогда потратили? Пришлось бы перестраивать всю экономику России. Это сейчас мы обходимся средствами, выделенными на боевую подготовку.


Ни для кого не секрет, что ВКС пропустили через Сирию весь летный состав ударной и военно-транспортной авиации. Там много поработали «стратеги». Вся армейская авиация побывала, а некоторые вертолетчики — по два-три раза. Прекрасный опыт обрели ПВО. Вы знаете, как там работают наши ребята, сколько сбито беспилотников теми же «Панцирями», что значит появление С-400 в Хмеймиме?.. Они навели порядок в небе всей страны. Естественно, это имеет огромное значение. Бросить группировку и оставить ее без прикрытия ни в коем случае нельзя.


За два года мы научились воевать по-новому. Сирийская кампания показывает, что последующие войны будут идти не только в воздушной, но и космической сфере, и приоритет будет у соответствующего вида или рода вооруженных сил. Будет война высоких технологий, и уже сейчас понятно, что с винтовкой и автоматом противостоять современным средствам практически невозможно. Важнейшую роль играет ведение разведки из космоса и контроль воздушного пространства, управление и наведение крылатых ракет. Это информация о перемещениях противника, о подготовке операций, наступлений и так далее.


Какие задачи перед вами как главой профильного комитета Совфеда сейчас стоят в первую очередь?


Задачи огромные. В ведении комитета — различные законы, мероприятия, направленные на укрепление обороны и безопасности страны.

Мы отвечаем перед высшим руководством и обязаны сделать все, чтобы армия и другие силовые структуры надежно выполняли все задачи, которые перед ними стоят. С Минобороны я как работал, так и работаю. Приглашаем на заседания комитета заместителей министра обороны, на днях на планерном заседании Совета Федерации заслушали руководителя Росгвардии Виктора Золотова. Он нам доложил о состоянии дел по формированию его ведомства. Они существуют чуть больше года, но сделанному — честь и хвала. Допустим, мне как главкому было тяжело объединить ВВС, ПВО и космос. Но они уже существовали.


В случае с Росгвардией многое пришлось делать с нуля: отстроить городки, казармы, учебно-материальную базу, обеспечить жильем, одеть и обуть людей, оснастить техникой, и все это сделать в кратчайшие сроки.


Как вам с Валентиной Ивановной Матвиенко работается?


Конечно, мы были и раньше знакомы. Виделись в Кремле, на докладах президенту. Она прекрасный, уважительный руководитель. Навела в Совфеде идеальный порядок, значительно повысила требования. Всем понятно, кто и чем должен заниматься, и результаты уже есть.


Словом, железная женщина?..


Я бы не сказал. Наоборот, она очень мягкая и добродушная. Но спросить умеет.


Скучаете по полетам, Виктор Николаевич?


Как любого летчика, меня всегда тянет в небо. Самое сложное в авиации — это не полет, а подготовка к нему. Я имею в виду и обучение в училище, и непосредственную работу с воздушным судном. Но когда летчик готов и летит — это огромная радость. Это счастье — чувствовать себя «аки птица», как раньше говорили.


Конечно, есть огромное желание продолжать летать и есть возможность полетать в частных аэроклубах. Но пока надо заняться текущей работой, чтобы достичь в ней тех же высот, что и в авиации.

putin-slil.livejournal.com

Бывший Главком ВКС станет генерал-сенатором

В Минобороны России еще с июля этого года стали ходить слухи, что главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев скоро «повесит китель на гвоздь» и пойдет в большую политику.

Ему прочили должность руководителя комитета Совфеда по обороне и безопасности. Похоже, что все так и будет.

26 сентября Президент России Владимир Путин своим указом освободил Бондарева от должности главкома и уволил с военной службы. А совсем недавно (19 сентября) губернатор Кировской области Игорь Васильев наделил его полномочиями члена Совета Федерации (и таким образом «забронировал» место для генерала в верхней палате парламента). Теперь остались формальности. И уже можно говорить, что два ключевых «оборонных» поста в российском парламенте достались профессиональным военным лоббистам (комитет Госдумы по обороне возглавляет генерал-полковник в отставке, бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов).

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Виктор Бондарев — матерый пилот. Имеет общий налёт более 3 тыс. часов и звание заслуженного военного лётчика РФ и классную квалификацию «лётчик-снайпер».

Он — участник боевых действий на Северном Кавказе. Только за первую чеченскую войну совершил порядка 100 боевых вылетов (за вторую он довел этот счет до 300). А в декабре 1994 года совершил подвиг, за который ему и присвоили зване Героя России. У села Шатой дудаевцы сбили российский бомбардировщик. Пилот все же смог катапультироваться, но оказался в кольце окружения. Узнав об этом, Виктор Бондарев огнем своего истребителя вывел из строя зенитные установки дудаевцев и прикрывал своего сослуживца до того момента, пока за ним не прибыл спасательный вертолет. Самолет Бондарева получил пробоины, а вернулся на свой аэродром с почти пустыми баками.

Во время авиационной части парада Победы на Красной площади 9 мая 2015 года, уже будучи главкомом, пилотировал самолёт Ту-160.

В мае 2016 года лично проверил реконструированную взлётно-посадочную полосу на военном аэродроме Приволжский и поразил своим мастерством подчиненных, выполнив комплекс фигур высшего пилотажа на истребителе МиГ-29: взлёт на форсаже, полупереворот, вираж, «ухо», «горку», «бочку».

С началом военной операции России в Сирии в сентябре 2015 года Бондарев руководил авиационной группой ВКС России (ему достался самый трудный период, когда наши самолеты делали по 40-50 боевых вылетов в день).

В то время генерал Бондарев первым из российских военачальников в интервью «Комсомолке» назвал борьбу коалиции во главе с США с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация — ред.) «бутафорской».

Кроме Золотой Звезды Героя России Бондарев награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, Мужества и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.

Виктор Николевич прослыл в войсках ВСК не только строгим комнадиром, но и человеком, любящим юмор и остроумные шутки. Он и сам зачастую отпускает реплики, которые становятся армиейским эпосом. Однажды во время приезда Бондарева в Воронеж, тамошний губернатор Алесей Гордеев восхитился новой и красивой летной формой Главкома и спросил, где он ее «достал».

— На воронежском базаре на табачок выменял, — ответил Бондарев под всеобщий смех военных и граждаснких людей.

ИНТЕРВЬЮ

Главком ВКС России Виктор Бондарев: В Сирию улетали молодые пилоты, а возвратились матерые асы

— Виктор Николаевич, через какое время вы получили команду на выполнение задачи, после того как Верховный главнокомандующий отдал приказ о выводе основных сил из Сирии?

— Практически мгновенно, как только все это дело в Кремле закончилось, министр тут же дал команду.

— Как отнеслись летчики и технари к этому приказу? Какое настроение у них было?

— Мы — люди военные. Не имеем права приказы обсуждать. Мы обязаны их выполнять..(подробности)

www.kp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *