конструкции авторства да Винчи, Дреббеля, Бушнелла, Никонова и других.
Ещё Леонардо да Винчи, величайший деятель Эпохи Возрождения, обдумывал концепцию подводной лодки. Эта лодка, согласно дошедшим до нас наброскам, должна была представлять собой корпус с заострённой башенкой и рубкой. Внутри подлодки мог находиться лишь один моряк. Да Винчи считал, что единственная цель подобной лодки — топить судна противников. Моряк, управляющий ей, должен был подойти в гавани к вражескому кораблю, прикрепить к корабельной обшивке прочный трос, а второй его конец с тяжёлым грузилом отправить ко дну. И когда судно начнёт движение, его обшивка оторвётся и оно потеряет свою водонепроницаемость.
Но от этого своего проекта да Винчи впоследствии отказался. Он не воплотился в реальность, и поэтому назвать титана Эпохи Возрождения изобретателем подлодки можно назвать с большой натяжкой…
Содержание
- 1 Подлодка Дреббеля — проект для английского короля
- 2 Подлодка, впервые использованная в военных целях
- 3 Первая подлодка, сумевшая потопить корабль
- 4 Появление подлодок в России
Подлодка Дреббеля — проект для английского короля
И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.
Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).
В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).
Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе
После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.
Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.
Современная 3D-модель лодки Дреббеля
Подлодка, впервые использованная в военных целях
Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.
При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.
Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри
Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.
«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.
«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.
Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.
Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.
Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла
Первая подлодка, сумевшая потопить корабль
Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.
Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.
Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек
В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.
Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.
Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.
«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась
Появление подлодок в России
На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.
Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку
В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.
Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.
Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.
Схема проекта Карла Шильдера
И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.
В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.
Иван Александровский и одно из его творений
В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.
Фильм: история субмарин.
Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.
Краткая история подводных лодок: от Александра Македонского до ядерных подлодок (Sasapost, Египет)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Идея опустить человека под воду в закрытой стеклянной клетке принадлежала Александру Македонскому. Этот опыт считается началом долгого процесса создания человеком современной подводной лодки. Какими были первые образцы и что представляет собой подлодка сегодня, в статье Sasapost.
Различная военная техника, включая авианосцы, должна быть мощной и внушительной, чтобы противник тысячу раз подумал, прежде чем рискнуть напасть. Кроме того, для достижения желаемой цели военную технику должно быть полностью видно, но ситуация с подводными лодками совершенно иная.
Армии мира стремятся обладать тихоходными и невидимыми подводными лодками, чтобы обеспечить присутствие своих вооруженных сил где угодно и когда угодно. Некоторые современные подводные лодки несут взрывчатые вещества, чье количество иногда превышает боеприпасы целой страны, тем не менее подводные лодки больше воздействуют психологически, поскольку противник никогда наверняка не знает, кому она принадлежит.
В 332 году до н.э. Александр Македонский приказал запереть нескольких человек в стеклянной клетке и бросить их в море, чтобы потом они рассказали ему, что видели под водой. К сожалению, в источниках не указано, как именно Александр Македонский это сделал и что случилось с людьми, которые оказались в море в закрытой стеклянной клетке, куда не проникала ни вода, ни воздух.
Данное событие стало первым шагом на пути создания современной подводной лодки. Тем не менее одна из первых концепций подводной лодки была представлена англичанином Уильямом Борном в 1578 году.
Борн говорил о возможности создания небольшой лодки, которая сможет вновь подняться на поверхность, если вдруг она по какой-либо причине пойдет ко дну. Более того, она сможет погружаться, а затем всплывать на поверхность, изменяя свои размеры. Согласно его теории, если лодка хотела погрузиться под воду, то ей нужно было уменьшить размер, а если она собиралась всплыть на поверхность, то, наоборот, увеличить. Следует отметить, что Борн не смог создать прототип подводной лодки или теоретически описать, как она могла бы функционировать подобным образом.
В 1620 году голландец Корнелиус ван Дреббель построил первую в мире подводную лодку, которая была рассчитана на 12 гребцов. Она становилась тяжелее воды, поэтому легко погружалась на дно, а подъем судна обратно на поверхность осуществлялся при помощи весел.
Спустя 16 лет французский богослов Марен Мерсенн выдвинул теорию о том, что корпус подводной лодки должен быть изготовлен из меди и иметь правильную цилиндрическую форму, чтобы противостоять давлению.
Первые подводные лодки: многочисленные провалы и курьезы
До XVII века идея создания подводной лодки вертелась только вокруг исследования подводного мира, но затем вмешалась любовь человека к оружию. В 1654 году во время Первой англо-голландской войны Луи де Сон построил 21-метровую подводную лодку, которая могла бы незаметно приблизиться к вражескому кораблю и потопить его, но, к сожалению, испытания провалились.
В 1776 году, через 122 года после испытаний Луи де Сона, американцы решили возродить идею подводной лодки как военного корабля. Во время Войны за независимость США американец Дэвид Бушнелл построил первую боевую подводную лодку под названием «Черепаха».
Подводная лодка Бушнелла стала прототипом современных подводных лодок. В ней были специальные балластные емкости, которые наполнялись водой, когда подводная лодка опускалась под воду, и осушались, когда она всплывала на поверхность. Разместиться в подводной лодке мог только один человек, который вручную управлял различными механизмами. Кроме того, подводная лодка была оснащена глубиномером, компасом и вентилятором для принудительной подачи воздуха внутрь подводной лодки при движении в надводном положении. К сожалению, испытания провалились, поскольку возникли трудности с прикреплением мины к подводной части вражеского корабля.
В 1800 году Наполеон решил использовать подводные лодки для нападения на британский королевский флот. Кстати говоря, ему действительно удалось изобрести подводную лодку, которая могла опускаться на глубину до четырех метров и двигаться под водой со скоростью четыре узла, но каждый раз, когда она приближалась к британскому кораблю, ее обнаруживали из-за того, что в надводном положении лодка шла под парусом.
В течение 60 лет после этих событий идея создания подводных лодок не была востребованной, пока в 1861 году не началась гражданская война в США. Обе воюющие стороны начали работать над созданием подводных лодок, используя технологические достижения, свидетелем которых стал мир в тот период. Подводная лодка H.L. Hunley сумела атаковать корабли своих врагов и подорвать их с помощью взрывного устройства, прикрепленного к передней части субмарины. Хотя H.L. Hunley не сохранилась, она положила начало подводной войне, которая не прекращается до сих пор.
«Абдул Хамид»: османская подводная лодка, первая в мире осуществившая пуск торпеды из подводного положения
В конце XIX века турки составили другим странам конкуренцию в мире подводных лодок. В 1887 году они приобрели паровую подводную лодку у Британии, которая была названа в честь султана Абдул-Хамида II. Она стала первой в мире подводной лодкой, запустившей торпеду из подводного положения.
Турки купили не одну подводную лодку, а две, и, хотя цена одного экземпляра в то время составляла 9 тысяч фунтов стерлингов, они заплатили 11 тысяч фунтов за каждую, чтобы получить их в кратчайший срок — в течение двух месяцев. Они также потребовали, чтобы подводные лодки были демонтированы и помещены в контейнеры, а затем отправлены в Османскую империю, где были бы собраны на месте.
13 января 1888 года обе подводные лодки были собраны, и в порту Измита была организована выставка для публики. Скорость лодок оказалась не той, на которую рассчитывали турки, но они предпочли закрыть на это глаза, поняв, что «Абдул Хамид» является первой подводной лодкой в мире, способной осуществить запуск торпеды из подводного положения.
Мировая война. Как подводные лодки стали важным морским оружием
Однажды Джон Филипп Холланд задал себе вопрос: «Что, если мы поместим в одно устройство электродвигатель и электрические батареи вместе с двигателем внутреннего сгорания и погрузим его в воду?» Так появились современные подводные лодки. Британия выступила решительно против их строительства, и адмирал Уилсон называл подводную войну несправедливой и обреченной на провал, но все же позволил Холланду осуществить свою идею. Наконец, в 1910 году адмирал Джеки Фишер увидел, как четыре корабля тонут во время учений после того, как Холланд атаковал их с помощью своего нового изобретения. Британские власти выделили ему 5% бюджета национального флота на строительство подводных лодок.
В попытке противостоять британской военно-морской мощи Германия разработала свои подводные лодки U-boat. Это было новое поколение подводных лодок, которое изменило баланс сил в морях в пользу Германии и стран «оси». Это были небольшие, быстрые и смертоносные субмарины.
На этих подводных лодках немцы потопили 3 тысячи кораблей стран-союзников. С начала мировой войны и до середины 1943 года они потеряли только 250 лодок, однако позже всего за один месяц лишились 42 подводных лодок, и число подбитых ими кораблей начало сокращаться благодаря воздушным операциям американских сил, которым удавалось атаковать немецкие субмарины до того, как они наносили удар по кораблям союзников.
Муссолини не остался в стороне от этого фронта и оставил в ней свой след. Так, итальянцы изобрели подводную лодку, оснащенную управляемой экипажем из двух человек торпедой. Ее вручную присоединяли ко дну корабля, который необходимо было уничтожить, и устанавливали время взрыва. Этим подводным лодкам однажды удалось потопить три огромных корабля британского флота, один из которых был назван в честь королевы Елизаветы и считался гордостью британских военно-морских сил.
Немцы убрали свои старые образцы и начали работу над проектировкой подводных лодок, которые могли бы плавать без необходимости подниматься на поверхность в течение восьми недель к ряду, но поражение немцев во Второй мировой войне помешало их проекту увидеть свет. Несмотря на это, идея не умерла, возродившись в период холодной войны между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом.
Вместо того, чтобы атаковать корабли, теперь роль подводных лодок заключалась в атаке лодок противника. Это знаменовало собой начало нового типа войны, и теперь в военной стратегии учитывалось все имеющееся оружие: сухопутные войска, военно-морской флот, авиация и подводные лодки. В 1955 году Соединенные Штаты перевели гонку вооружений на более опасную стадию, когда запустили свою первую атомную подводную лодку «Наутилус», способную нанести врагу огромный урон и всегда оставаться под водой.
Атомные подводные лодки: оружие, способное нанести ответный удар
После того, как человек создал атомные подводные лодки, он начал думать о создании субмарин, способных переносить и пускать ракеты с ядерными боеголовками. Разумеется, лишь шесть стран в мире имеют атомные подводные лодки: Соединенные Штаты, Великобритания, Франция, Индия, Россия и Китай. Согласно утечкам информации, такие государства как Северная Корея и Израиль также обладают атомными подводными лодками.
Преимущество атомных подводных лодок состоит в том, что они готовы совершить не только упреждающий, но и ответный удар. Представьте, что атомная субмарина — это огромная ракетная установка, спрятанная в скрытом месте где-то на глубине. Если одна страна решит атаковать другую ядерным оружием, подводная лодка непременно скроется, и тогда она сможет запустить свои ядерные ракеты в агрессора.
В этом случае любопытство вызывает следующее. Если атомные подводные лодки способны нанести ответный ядерный удар, даже если государство будет разгромлено, как капитан субмарины получит свои приказы в отсутствие высшего руководства и правительства? Дело в том, что в безопасном месте всегда хранится секретное письмо, о котором никто не знает, кроме капитана подлодки. Оно предоставляет ему обширные и независимые полномочия и, в частности, указывает, что делать, если правительство уничтожено в результате враждебного ядерного удара.
Каждый премьер-министр или глава государства пишет свое послание в первый день вступления в должность. Документ остается непрочитанным, если срок полномочий подходит к концу и не было совершено ядерных ударов. Часто перед капитаном подводной лодки стоит выбор из четырех возможных вариантов: отомстить, использовать свое собственное суждение, встать в подчинение руководству союзной страны и выполнять ее приказы или же принять горькое решение ничего не делать.
Атомные подводные лодки обладают невероятной способностью скрываться на дне океана так, что другая подводная лодка может не заметить субмарину даже на расстоянии 1 метра. 3 февраля 2009 года экипаж британской подводной лодки HMS-Vanguard ощутил, что она столкнулась с каким-то объектом. Как оказалось, субмарина столкнулась с французской подводной лодкой «Триумфан». Обе были оснащены ядерным оружием, но к счастью, двигались на низкой скорости, и поэтому ничего серьезного не произошло. Таким образом мир сумел избежать катастрофы — два ядерных арсенала атомных подводных лодок могли взорваться в одно мгновение.
Чтобы избежать подобных инцидентов, страны разрабатывают новые технологии с целью обнаружения подводных лодок, и совершенствуются они быстрее, чем сами субмарины. Разумеется, эти технологии используются для выявления местоположения других подводных лодок не столько для избежания столкновений с ними, сколько для их уничтожения.
Ускорение развития технологий обнаружения подводных лодок говорит о том, что в скором времени станет невозможным скрыть что-либо на глубине, однако пока этого не случилось, атомные подводные лодки являются оружием, которое защищает нас от любой ядерной авантюры.
Люди, живущие на подводных лодках, могут не знать о коронавирусе
Вернемся к интернету и изолированности от внешнего мира. Как подводные лодки поддерживают связь друг с другом? Как они получают приказы от руководства? Ведь большую часть времени экипаж находится на глубине, и большинство радиоволн не достигают подлодок.
Те же радиоволны, которые их достигают, являются низкочастотными радиоволнами, поэтому подводные лодки оснащены большим количеством приемников, и страны создают огромные отдельные станции в различных районах для усиления этих волн. Проблема заключается в том, что скорость отправки сообщений низка и они всегда приходят с опозданием. Иногда в случае необходимости некоторые подводные лодки рискуют спустить на поверхность буи для получения и отправки сигналов.
Поскольку радиоволны не распространяются под водой, устройства GPS или радары на подводных лодках не работают, и экипаж использует сонар для подачи и получения сигналов. Однако звуки сонара могут облегчить обнаружение самой подводной лодки, поэтому экипаж старается максимально избегать его использования.
Подводные лодки часто имеют в распоряжении относительно достоверную карту передвижения вражеских субмарин. Составить ее помогают случаи пересечения с ними. Поскольку данные неточные, планы по спасению экипажа подводной лодки в случае ее повреждения часто терпят неудачу. Помощь не приходит до тех пор, пока в поврежденной субмарине не наступает дефицит кислорода.
В то же время подводные лодки, разумеется, не могут оставаться на глубине вечно, поскольку в них работает экипаж, которому в конце концов нужно подниматься на поверхность. Некоторые подводные лодки оснащены специальными опреснителями морской воды и собственными генераторами кислорода, но слабым местом всегда являются запасы продовольствия. Как следствие, когда они заканчиваются, субмарина должна подняться на поверхность, чтобы их пополнить.
Общеизвестный факт, что военные на подводных лодках питаются лучше, чем все остальные в армии. Русских больше всего интересует внешняя сторона подлодок, а потому их субмарины длиннее и шире. Что касается американцев, то они стремятся повысить скорость и эффективность субмарин за счет уменьшения их размера. Порой это приводит к тому, что некоторые члены экипажа вынуждены делить спальные места.
Некоторые подводные лодки также имеют развлекательные сооружения, такие как сауны и небольшие бассейны, и эти объекты считаются очень важными. Поскольку экипаж работает посменно, по восемь часов, оставшаяся часть дня уделяется отдыху — тому, чем экипаж будет заниматься две трети дня, ведь большую часть времени на подводных лодках нет интернета. Обычно члены экипажа дают своим семьям безопасный адрес электронной почты для отправки писем.
Эти письма сначала читаются технической командой, которые должны обеспечить отсутствие в них вредоносных ссылок и какой-либо личной информации, способной повлиять на поведение членов экипажа, например, о болезни одного из детей или смерти родственника. Затем письма пересылаются на подводную лодку, и когда она поднимается ближе к поверхности воды или к месту, где работает Интернет, члены экипажа могут прочесть письма и ответить на них.
На фоне нынешней пандемии вы, вероятно, будете удивлены, узнав, что члены экипажа многих подводных лодок в конце июня 2020 года все еще не знают о охватившей мир пандемии коронавируса.
История подводной лодки
С момента своего широкого использования во время Второй мировой войны подводная лодка стала общепринятой концепцией ведения боевых действий на море, и хотя мало кто из широкой публики был на подводной лодке, все мы видели ее в кино и телевидение.
Несколько сотен лет назад подводная лодка была фантастической концепцией, почти немыслимой и, безусловно, сложной в постройке. Многие разные люди на протяжении всей истории проектировали подводные лодки и улучшали работу тех, кто пытался и потерпел неудачу. В 20-м веке была изобретена подводная лодка, какой мы ее знаем, и она сыграла решающую роль во многих наиболее важных конфликтах века.
Ранние концепции подводной лодкиИстория подводной лодки восходит к 1500-м годам, когда Леонардо да Винчи впервые придумал лодку, которая могла плавать под водой и топить другие корабли. Да Винчи никогда не продвигал свой проект подводной лодки, потому что боялся разрушительной силы, которую его изобретение могло обрушить на мир.
Первая практическая подводная лодка была построена в 1620 году Корнелисом Дреббелем по заказу короля Якова I. Обтянутая кожей 12-весельная гребная лодка Дреббеля была усилена железом, чтобы выдерживать давление воды, и функционировала, будучи погруженной в глубиной пятнадцать футов под рекой Темзой. Больше никаких моделей для флота не заказывалось.
Первая военная подводная лодкаПервой подводной лодкой, используемой в военных целях, была Черепаха , задействованная во время американской революции. Построенная в 1775 году Дэвидом Бушнеллом, подводная лодка «Черепаха» имела 7 футов в высоту и 5 с половиной футов в ширину и имела форму грецкого ореха. Он был разработан для управления одним человеком и мог погружаться на глубину до 20 футов на время до получаса.
В этой подводной лодке использовался дуб, покрытый смолой, и она работала с помощью ряда латунных насосов, которые всасывали и выталкивали воду. Его первым заданием была попытка прорвать блокаду британских кораблей в гавани Нью-Йорка. Пилот должен был использовать Черепаха , чтобы добраться до линии кораблей и прикрепить 150-фунтовую бомбу к килю одного из них, тем самым разорвав линию. Попытка не удалась.
Появление силы параВ начале 1880-х годов шведский изобретатель Торстен Норденфельдт построил первые паровые подводные лодки. Nordenfeldt III мог погружаться на глубину до 50 футов и имел дальность действия 14 миль. Паровой двигатель приводил подводную лодку в движение на поверхности и отключался для погружения. Nordenfeldt III также имел сдвоенные торпедные аппараты и был первым судном, выпустившим подводную торпеду.
Развитие подводных лодок в начале 20-го векаВ начале 20-го века Великобритания и Германия участвовали в гонке военно-морских вооружений, как с точки зрения традиционных надводных кораблей, так и подводных лодок. Подводная лодка показала свою стратегическую ценность во время Первой мировой войны, когда немецкие подводные лодки легко топили как линкоры, так и пассажирские суда, часто одной торпедой. По мере развития войны они становились все более мощными: модель U-53 достигала 200 футов в длину и могла нести две палубные пушки среднего калибра с гораздо большей дальностью действия, чем другие корабли.
Подводные лодки во Второй мировой войнеКогда Гитлер пришел к власти, он сразу же начал перевооружение немецкого флота и сосредоточился на разработке более мощных подводных лодок, в результате чего появилась печально известная подводная лодка. U-300 могла развивать скорость до 19 узлов в полностью подводном положении.
Атомные подводные лодкиЕще одна гонка военно-морских вооружений быстро обострилась между США и Россией во время холодной войны. Новые подводные лодки могли путешествовать намного дальше и оставаться под водой дольше, чем их предшественники времен Второй мировой войны, что делало их гораздо более опасными. Оснащенные баллистическими ракетами и ядерными боеголовками, эти подводные лодки часто оставались в море неделями или даже месяцами, напряженно ожидая приказов и просматривая океан в поисках любых признаков вражеских кораблей.
Атомные подводные лодки все еще используются сегодня, наиболее известным из которых является британская система Trident. Подводные лодки теперь используются для разведки и являются жизненно важной частью морского сектора.
Узнайте больше о , как изменился флот после Второй мировой войны , или прочитайте о том , как изменились морские путешествия за последние сто лет .
Жюль Верн изобрел подводную лодку?
проверено Cite
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Выберите стиль цитирования
MLAAPChicago Manual of Style
Написано
Эрик Грегерсен
Эрик Грегерсен — старший редактор Британской энциклопедии, специализирующийся на физических науках и технологиях. До того, как присоединиться к Britannica в 2007 году, он работал в University of Chicago Press над…
Эрик Грегерсен
Факт проверен
Редакторы Британской энциклопедии
Редакторы Encyclopaedia Britannica контролируют предметные области, в которых они обладают обширными знаниями, будь то многолетний опыт, полученный в результате работы над этим контентом, или в результате обучения для получения ученой степени. Они пишут новый контент, а также проверяют и редактируют контент, полученный от участников.
Редакция Encyclopaedia Britannica
Historia/Shutterstock.comЖюль Верн Двадцать тысяч лье под водой ( Vingt mille lieues sous les mers , 1870) содержит два его самых запоминающихся творения, таинственного капитана Немо и чудесную подводную лодку Nautilus . Эта подводная лодка имеет длину 70 метров (230 футов) и бронирована, способна потопить любой корабль и оснащена библиотекой из 12 000 томов и коллекцией произведений искусства с работами Леонардо да Винчи, Тициана и Рафаэля. Модель Nautilus — это такой захватывающий образец стимпанка, что можно подумать, что подводная лодка была изобретением Верна и что только более поздние технологии могли догнать ее.
Однако Жюль Верн не изобретал подводную лодку. У подводных лодок длинная история, хотя в 1870 году они не могли сравниться по мощи и богатству с Nautilus . Подводная лодка была задумана британским математиком Уильямом Борном в 1578 году, но первой действительно построенной была подводная лодка голландского изобретателя Корнелиса Дреббеля, которая нырнула под Темзу в 1620 году.