Пятая республика и французское правительство

Марианна – аллегорическое изображение республики

Что касается еще одного символа, Галльского петуха, он произошел от латинского слова Gallus, которое одновременно переводится и как «галл» и как «петух». В древности римляне так называли людей, заселявших современную Францию, а затем петух стал символом Франции.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ

Глава Франции избирается сроком на 5 лет путем всеобщих прямых выборов.

Действующий президент – Франсуа Олланд, является седьмым президентом республики. Он был избран 15 мая 2012 года.
Франсуа Олланд родился в Руане 12 августа 1954 года.

Политической деятельностью Олланд занялся в 1980-х годах. В 1984 году стал советником Счетной палаты, а с 1997 года — депутатом Национального собрания Франции по списку социалистической партии. Был мэром города Тюль с 2001 по 2008 год.

«Актом о гражданском союзе» были оформлены отношения с Сеголен Руаяль, с которой у него четверо детей. В июне 2007 года было объявлено о разрыве союза Олланда и Руаяль. На данный момент спутницей Олланда является журналистка Валери Триервейлер.

В полномочия президента входит:

Советов и Верховных комитетов национальной обороны

Другие полномочия главы государства заверяются подписью премьер-министра страны или, в случае необходимости, ответственного министра.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Под руководством премьер-министра, правительство определяет ход политического развития страны. Парламент страны состоит из Сената и Национального собрания. В его функции входит разработка и принятие законов.

В правительство входят премьер-министр, государственные министры, уполномоченные министры, министры с делегированными полномочиями, госсекретарь или же верховные комиссары. Поле деятельности и полномочия каждого министра не являются неизменными, как, например, в США.

Парламент Франции состоит из двух палат:

Сената — верхняя палата, в состав которой входит 343 сенатора. Его члены избираются на 6 лет в ходе всеобщего непрямого голосования. Один раз в 3 года состав Сената обновляется наполовину. Последние выборы проходили в сентябре 2011 года.

Национального собрания, которое насчитывает 577 депутатов, избираемых сроком на 5 лет путем всеобщего прямого голосования. Последние выборы проходили в июне 2007 года.

Эти две палаты, помимо контроля за деятельностью Парламента, разрабатывают и голосуют за законопроекты. В случае недостижения соглашения Национальное собрание выносит окончательное решение.

ru.france.fr

Первые шаги нового президента Франции | Fresher

Чего ждать от нового президента Франции: усиление полиции, обязательная служба в армии, женское правительство и технологические реформы. Франция выбрала нового президента. Им стал независимый кандидат, бывший министр экономики и банкир, 39-летний Эммануэль Макрон. Но эйфория спала и теперь самому молодому президенту Пятой республики предстоит в полной мере столкнуться с актуальными проблемами страны. Как бы не стать «хромой уткой» сразу же после заселения в Елисейский дворец. Впереди– парламенсткие выборы, а у Макрона до сих пор нет даже своей партии (только движение En Marche! («Вперед»). Тем временем его уже атакуют противники как справа, так и слева, которые будут бороться за места в Национальной ассамблее, забыв о том, за кого голосовали «лишь бы не прошла Ле Пен». Все это может парализовать действия президента, а страна рискует впасть в фазу так называемого «сожительства» (cohabitation), когда глава государства не опирается на парламентское большинство, а его действия всячески блокируются парламентариями. Esquire попытался предугадать, какие проекты в первую очередь сможет реализовать Макрон-президент. 1. После серии терактов во Франции безопасность стала центральной темой выборов. Прямо перед первым туром на Елисейских полях один из последователей «Исламского государства» (*запрещено в России) показательно застрелил полицейского. Потому Макрон беспрепятственно сможет реализовать один из главных пунктов своей программы – трудоустроить дополнительно 10 тысяч полицейских и жандармов. И вряд ли кто-то выскажется против. Помимо этого, президент собирается дополнительно экипировать силовиков, чтобы защитить их от протестов на улицах, в частности от «коктейлей Молотова». Кроме того, всех подозрительных лиц, ранее замеченных в разжигании беспорядков, занесут в единый реестр, по которому будут работать оперативники. 2. Молодежь, которая поддерживала Макрона, должна готовиться к службе в армии. Опять же в целях повышения уровня безопасности, в эпоху «чрезвычайного положения» в стране, избранный президент уже пообещал ввести обязательную военную службу для всех молодых французов, причем, как юношей, так и девушек, по примеру Израиля, в возрасте от 18 лет до 21 года. Срок либеральный – всего один месяц, то есть это фактически сборы, если сравнивать с российскими реалиями. Но будут ли готовы к этому жители республики, где призыв отменили еще 20 лет назад? Макрон считает, что таким образом он сможет объединить страну и привести ее к «свободе, равенству и братству». Однако критики уже подсчитали, что это групповое упражнение обойдется в 2 миллиарда евро. Но молодому президенту, очевидно, не жалко таких средств на сплочение нации. 3. Скорее всего, в обновленном правительстве, которое представит Макрон после вступления в должность президента, будут превалировать женщины. Премьер-министром Франции вероятно тоже станет мадам. В своих предвыборных речах политик нарочито толерантно обращался к французам и француженкам (français et française, bonjour à toutes et à tous) и призывал слабый пол перестать быть слабым, не бояться и идти в политику – а француженок не надо долго уговаривать. Пока в кандидатах на пост главы правительства Макрона значатся нынешний министр экологии и бывшая супруга уходящего президента Франсуа Олланда Сеголен Руаяль и директор Международного валютного фонда Кристин Лагард. Над его отношением к женщинам уже иронизируют злые языки. Мол, и президентом его сделала супруга Брижит, которая на 24 года старше, а начала над ним работать она еще со школьной скамьи. А во время последних дебатов Марин Ле Пен съязвила: «В любом случае Францией будет управлять женщина, либо я, либо Меркель». 4. Проевропейский кандидат наверняка в первые же рьяно займется возрождением Европейского Союза после травмы, который ему нанес BREXIT. Вот и свой первый визит в качестве президента Макрон нанесет именно в Германию, где обсудит с канцлером Меркель планы по углублению интеграции, в частности по созданию общего парламента, министерства экономики и бюджета еврозоны, по аналогии с органами, которые уже созданы в Евросоюзе. Ле Пен грозила закрыть границы, Макрон же наоборот их откроет еще больше. Первым делом он обещает принять меры по усовершенствованию процедуры интеграции талантливых иностранцев. Таких образом, зарубежных студентов во Франции станет еще больше, а это уже плюс для россиян, которые составляют большой процент от обучающихся во французских вузах. 5. Как это ни странно, но у Макрона много общего с президентом Медведевым (2008 – 2012). У нового главы французской республики движение, от которого он избирался, называется En Marche!/Вперед, а у Дмитрия Анатольевича примерно так же именовалась программная статья в 2008 году – «Россия, вперед!». Оба на старте срока призывают к обновлению страны и к ее модернизации. В приоритете у Макрона сейчас именно технологическая революция и прорыв в информационных технологиях, в этом он хочет догнать и перегнать США и Азию. Поэтому с первых же дней стоит ждать принятия мер в этом символическом для страны направлении: снижения налогов в отрасли, объединения достижений общеевропейских рынков, ликвидации «серых зон», лишенных сотовой связи и Интернета. Макрон будто повторяет слова Медведева из той статьи: «Считаю технологическое развитие приоритетной общественной и государственной задачей… Будущее принадлежит нам… Мы будем действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис и отсталость…».

www.fresher.ru

Как выбирают президента Франции: правила и новшества — ФРАНЦИЯ

Как выбирают президента Франции: правила и новшества — ФРАНЦИЯ — RFI

Слушать Скачать Подкаст

  • *Новости 15h00 — 15h20 GMT

    Выпуск новостей 06/08 15h00 GMT

  • *Передача RFI 15h20 — 16h00 GMT

    Дневная программа 06/08 15h20 GMT

  • *Новости 18h00 — 18h20 GMT

    Выпуск новостей 06/08 18h00 GMT

  • *Передача RFI 18h20 — 19h00 GMT

    Дневная программа 06/08 18h20 GMT

Последние выпуски

Для удобства навигации по сайту RFI следует активировать JavaScript в вашем браузере. Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше…

Слушать

Компания RFI

Услуги

Передача «Таланты RFI» (на фр. яз.)

Иностранные языки

Другие сайты холдинга

 

К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.

ru.rfi.fr

Кого выберет Франция? | Мнение | Политика

Да, сюрпризов немало. И главный из них — историческое поражение социалистов и республиканцев. В течение последних 30 лет они царствовали в политической жизни Франции. В стране существовала огромная прослойка населения, которая всю жизнь традиционно голосовала за социалистов и республиканцев. С их правлением исторически связаны такие имена, как Ф. Миттеран, Ж. Помпиду, Ж. Ширак, то есть люди, которые имели собственный голос не только во Франции, но и во всём мире. При Н. Саркози, а потом и Ф. Олланде этот голос стал лишь эхом брюссельской и вашингтонской политики. Уровень поддержки уходящего президента опустился до 12%. В чём дело?

На падении влияния социалистов во главе с Олландом сказался затянувшийся экономический кризис. Доходов не хватало, чтобы поддерживать традиционную для социалистов сильную социальную политику. Ухудшилось положение пенсионеров. Но главное не это. Главное — безработица, особенно среди молодёжи, перевалившая за 20%. А ведь французская молодёжь — традиционно самая активная часть населения. И вот эта активная часть оказалась без дела, без заработков. Осталась лишь возможность выходить с протестами на улицу. Что она и делала в последние годы.

Часть вины лежит и на предпринимателях. Воспользовавшись тем, что в стране много мигрантов, они стали прибегать к практике замены хорошо оплачиваемых французских работников на дешёвых мигрантов. Экономя при этом ещё и на «социалке». Это привело к тому, что французские трудящиеся, традиционно поддерживавшие левые партии — коммунистов и левых социалистов, перекинулись в лагерь правых националистов, то есть в лагерь Марин Ле Пен. За Марин Ле Пен голосовало и французское фермерство, недовольное политикой Евросоюза, которая привела к тому, что французские фермеры оказались в униженном положении живущих на дотации Брюсселя.

Чьи идеологии?

Есть и ещё одна — более глубинная причина поражения традиционных партий. Это кризис самой партийной системы во Франции и частично в Европе. В последние десятилетия идеология вымывалась из политической жизни Франции. В ходе парламентских и президентских выборов французы стали делать выбор не между идеологиями (социалистической, коммунистической, либеральной, консервативной), а между теми экономическими и социальными программами, которые обеспечивали бы Франции лучшие условия роста и лучшие социальные права.

Всё большее значение приобретала личность. Но и личностями Франция в последние годы обеднела. Этим отчасти и объяснялись успехи Марин Ле Пен. Она, пожалуй, единственная, кто во Франции имел хоть какой-то оттенок харизматичности. Узнаваема, резка в суждениях, «непримирима к врагам», неординарна во внешнеполитических ориентациях. Последнее обстоятельство стало играть во Франции заметную роль, поскольку французы всё громче заявляют о недовольстве чрезмерной ориентацией Парижа на Вашингтон. Позиции Марин Ле Пен все последние годы укреплялись, даже несмотря на то, что против неё яростно выступали почти все французские СМИ. Кроме того, она всё время заявляет, что по самым животрепещущим проблемам должен быть референдум. Макрон же про это не вспоминает. Или народ Франции должен безмолвствовать?

Что же теперь?

Практически все аналитики уверены, что следующим президентом Франции станет Эммануэль Макрон. Уверены и в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. Откуда такая уверенность? Разве забыли о том сюрпризе, который весь мир наблюдал недавно в США, где бесспорная фаворитка американской элиты проиграла «ужасному» Трампу. Можно сказать, что во Франции тоже случился сюрприз: ведь «голубчик» Э. Макрон опередил «ужасную» Марин Ле Пен всего на 2%. Почему же при таком минимальном отрыве все делают ставку на Макрона?

Причин несколько. Марин Ле Пен пугает своим национализмом. Если она, став президентом, будет последовательно осуществлять свою антимигрантскую политику (а при твёрдости её характера это возможно), это может выплеснуть на улицы французских городов те миллионы граждан и неграждан, которые за последние десятилетия перебрались сюда из бывших французских колоний, а в последнее время с полыхающего Ближнего Востока. Это, говорят её противники, может посеять хаос. Либеральную элиту и часть «глобализированного» городского населения Франции пугает и угроза французского исхода из Евросоюза. 

Победа М. Ле Пен во втором туре маловероятна и потому, что, буквально через несколько часов после того как стали известны предварительные итоги первого тура, большинство партийных лидеров Франции заявили, что во втором туре они поддержат Макрона. Поддержат безусловно и несмотря на межпартийные противоречия, то есть у Макрона, даже если он во втором туре победит с минимальным перевесом голосов, будет возможность создать мощную политическую коалицию. Франция не хотела продолжения политики Олланда, но может её получить. Хотела сильного лидера типа де Голля, а может получить нового Петена.

Пугать французского избирателя возможностью политического хаоса в ходе подготовки ко второму туру будут и СМИ. Поводы есть. В июне во Франции предстоят выборы в Нацсобрание (парламент). В нынешнем собрании у Национального фронта всего 2 места. А союзников для серьёзной парламентской кампании у Марин Ле Пен нет. Даже если Национальный фронт увеличит своё представительство, влиятельной коалиции в Нацсобрании ему создать не удаст­ся.

Кто такой Макрон?

Теперь несколько слов о победителе первого тура и возможном будущем президенте Франции Эммануэле Макроне. Назвать его тёмной лошадкой, конечно же, нельзя. В правительстве президента Ф. Олланда он занимал должность министра экономики. На трибуны не лез. Держался в тени. Личность Макрона неожиданно заиграла после того, как он неожиданно создал новую партию, точнее, движение «Вперёд!», заявив, что он «ни за левых, ни за правых», а за новую Францию. На фоне кризиса старых партий (11% совокупного доверия) движение оказалось востребованным. Французам нравится его молодость (ему 39 лет) и то, что он никак не связан отношениями со старыми элитами. Он либерал, сторонник глобализации и Евросоюза, атлантист, выступающий за сохранение НАТО. В отличие от М. Ле Пен выступает за политику открытых дверей для иммигрантов (возможно, это его будущая ловушка, как в случае с Меркель в Германии). Женат на своей бывшей учительнице, которая старше него на 24 года. В общем «Киндер-сюрприз», в том числе и для России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

www.aif.ru

Правительство Франции: премьер-министр :: SYL.ru

Франция – страна со своеобразной системой управления. За годы непрерывных революций, в рамках которых образовывались республики, в этой стране выработалась своя собственная структура правительства. Во многом она схожа с другими странами, однако есть и свои особенности, типа наличия у президента очень большого количества полномочий. Установился примерно такой вариант управления страной сразу после Второй мировой войны. Вплоть до наших дней он показывает себя достаточно эффективной формой правительства, способной на реальные действия, а не только на разговоры.

Правительство Франции

Управление страной производится Кабинетом министров. Его возглавляет премьер-министр Франции, которого, в свою очередь, назначает президент. Все это прописано в Конституции.

В рамках своих полномочий правительство занимается политикой, отвечает за административные сферы и также имеет контроль над армией. Такая власть не может оставаться без контроля, а за него отвечает уже парламент. Он проверяет принятые меры и законы, их эффективность и необходимость. Следует помнить, что министр не имеет права становиться членом парламента. То есть даже если до входа в должность он им был, то должен будет отказаться от чего-то одного. Кроме того, он же не может заниматься профессиональной деятельностью или занимать другие посты национального типа. Это обязательное условие.

Назначение

Значительную власть в правительстве получает премьер-министр во Франции. Назначает его президент, тем самым заранее подбирая на эту роль максимально подходящего человека. Вообще, глава этой страны фактически имеет полную власть, за исключением некоторых оговорок. К примеру, при назначении премьер-министра он не должен требовать какого-то одобрения или подтверждения от других органов правительства.

Однако есть условие, что если Национальным собранием будет выражен вотум недоверия, то выбирать нужно кого-то другого. Происходит такое редко, так как в подавляющем большинстве случаев такую должность «случайно» занимает представитель самой крупной партии. Уже после этого им составляется список будущего правительства, который подается на утверждение президенту. Уволить премьер-министра можно только по его собственному заявлению (хотя президент может его и не принять) или же в случае с выбором нового главы правительства. Как показывает статистика, отставка с этой должности – это не редкость, а вполне обыденное явление.

Полномочия премьер-министра Франции

Сейчас идет период Пятой республики, в рамках которой премьер-министр выполняет следующие функции:

  • Занимается экономической и внутренней политикой страны.
  • Может издавать общие декреты.
  • Отвечает за все действия правительства, и с этим элементом напрямую связана его популярность. То есть чем лучше население относится к тому, что делает руководство страны, тем больше рейтинг у премьер-министра Франции.
  • Если он относится к одной партии, а президент — к другой, то список полномочий может дополняться за счет урезания возможностей главы страны.
  • Утверждает законопроекты, исходящие от президента.
  • Занимается принятием законов от Национального собрания.
  • Может замещать президента на некоторых собраниях, комитетах или советах.

Рабочий аппарат

Разумеется, премьер-министр Франции не работает в одиночку. Ему подчиняется мощный рабочий аппарат. В его состав входят референты, советники и другие лица, которые, с точки зрения главы правительства, могут оказывать помощь своей работой, предложениями или любыми другими действиями. Руководителем рабочего аппарата назначается специальный директор, который и курирует его деятельность. Фактически, чем лучше работает эта часть правительства, тем более разумные действия совершает вся страна в целом.

Список премьер-министров Франции до 2007 года

  • С 2017 года – Эдуард Филипп от Республиканцев. Его назначение стало неожиданностью для всех, ведь до этого момента какой-то особой известностью он не пользовался. Некоторые считают, что Эдуард Филипп – просто логичное продолжение радикальной замены всего правительства.
  • 2016-2017. Бернар Казнев от Социалистов. Владелец нестандартной для французов награды «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Как один из лидеров страны он ничем не примечателен. Общая характеристика: тихий и исполнительный.
  • 2014-2016. Мануэль Вальс от Социалистов. Известен своим напором и энергичностью. В конечном итоге захотел стать президентом, в связи с чем и подал в отставку, передав пост Казневу.
  • 2012-2014. Жан-Марк Эро от Социалистов. Стандартный европейский политик. Негативно высказывался по поводу действий России.
  • 2007-2012. Франсуа Фийон от Союза за народное движение. Известен своей любовью к Англии и действиям Шарля де Голля. Единственный премьер-министр, который удержался на своем посту на протяжении всего срока президента. Второй по времени, проведенной в этой должности.

Президент и премьер-министр Франции – это два человека, олицетворяющие страну. Если они находят общий язык, то границ для их власти практически не существует. В противном случае эти люди начнут выстраивать препятствия друг для друга и не смогут эффективно развивать страну, двигая ее в будущее.

Вывод

Премьер-министр Франции – это ключевая фигура правительства, во многом определяющая его политику, действия и направление развития. А это уже сказывается на всей стране. Грамотно выбранный премьер-министр способен сформировать эффективное правительство, которое, в свою очередь, будет с большим успехом решать проблемы, принимать полезные законы и так далее.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *