Харакири — Википедия. Что такое Харакири
Утагава Куникадзу. «Такасаки Саитиро» (Из серии «Сказания о доблести нынешнего времени»). Цветная гравюра на дереве. Годы Каэй (1850-е).Хараки́ри (яп. 腹切り), или сэппуку (яп. 切腹)[1] (букв. «вспарывание живота») — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.
В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не желали совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер. Совершающий сэппуку касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.
Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости — самые болезненные по сравнению с подобными ранениями других частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло, или наносили удар в сердце.
Этимология
«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что «сэппуку» пишется 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные», китайско-японские чтения), а «харакири» наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот», используются «кунные», японские чтения). Часто указывают, что «харакири» несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом». В действительности, 切腹 («сэппуку»), «онное» прочтение, используется только в официальной речи, в разговорной же речи японцы используют «харакири», соответственно, не вкладывая в это какого-либо уничижительного смысла. Таким образом, «харакири» — это разговорный, а «сэппуку» — письменный термин, и они обозначают одно и то же действие [2].
История возникновения
Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.
Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.
Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.
Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Показательно, что дипломат Тосиакира Кавадзи (известен тем, что им был подписан с японской стороны Симодский трактат) после реставрации Мэйдзи покончил с собой из верности сёгуну, но в знак своей приверженности прогрессу не стал делать «старорежимное» сэппуку, а застрелился из револьвера
Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство одного из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.
Идеология
Существует точка зрения, согласно которой сэппуку усиленно насаждалось религиозными догматами буддизма, его концепцией бренности бытия и непостоянством всего земного [3]. В философии дзэн-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот[4], занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски хара [фуку]; например, харадацу — «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться», хара китанай — «грязный живот» — «низкие стремления», хара-но курой хито — «человек с чёрным животом» — «человек с чёрной душой», хара-но най хито — «человек без живота» — «бездуховный человек». Считается, что вскрытие живота путём сэппуку осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, сэппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.
Возможно также, что возникновение этого обычая вызвано причинами более утилитарного характера, а именно постоянным наличием при себе орудия самоубийства — меча. Вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и остаться в живых после такой раны было невозможно. В Европе существовала некоторая аналогия этого ритуала: обычай бросаться на меч в древнем Риме возник не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча в качестве орудия для самоубийства началось именно среди сословия воинов, которые постоянно носили его при себе.
См. также
Примечания
- ↑ Возможные варианты транслитерации: сэппуку (по системе Поливанова), обряд сеппуку, устар. сеппуко (ЭСБЕ).
- ↑ Ross, Christopher. Mishima’s Sword, стр.68.
- ↑ Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984.
- ↑ История стран Азии и Африки в средние века. — М.: Изд-во Московского университета, 1987.
Литература
Ссылки
- Jack Seward, Hara-Kiri: Japanese Ritual Suicide (Charles E. Tuttle, 1968)
- Christopher Ross, Mishima’s Sword: Travels in Search of a Samurai Legend (Fourth Estate, 2006; Da Capo Press 2006)
- Seppuku — A Practical Guide (tongue-in-cheek)
- The Fine Art of Seppuku
- Искусство харакири
- Zuihoden — Мавзолей Дате Масамунэ — Когда он умер, двадцать его сторонников убили себя, чтобы служить ему в следующей жизни
- Seppuku and «cruel punishments» at the end of Tokugawa Shogunate [1]
- SengokuDaimyo.com The website of Samurai Author and Historian Anthony J. Bryant
Харакири и современные японцы | Поистине
Сэппуку или, как оно более известно, харакири — давно уже отживший японский способ самоубийства. Единственный способ воину спасти свою честь, жизнь родни или вассалов, выразить преданность хозяину, крайне болезненный, требующий помощи напарника, сэппуку и сегодня будоражит умы японцев.
Японский писатель Юкио Мисима 25 ноября 1970 года во время визита на базу Сухопутных войск самообороны в токийском районе Итигая призвал солдат к государственному перевороту и после этого покончил жизнь самоубийством, совершив сэппуку (харакири). Этот инцидент шокировал не только Японию, но и весь мир, знавший Мисиму как писателя, не раз номинированного на Нобелевскую премию.
В тот день ничто не предвещало такого развития событий. Это был визит нескольких членов частной военной организации «Общество щита» во главе с её лидером Мисимой. Продюсеры Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас в фильме «Мисима: Жизнь в четырёх главах» (1985) изобразили писателя напевающим в машине по дороге на базу. Около одиннадцати часов утра он и четыре его соратника-студента оказались на территории базы без препятствий: Мисиму ждали, и на пропускном пункте знали в лицо. Заявленной целью визита было представление молодых членов «Общества щита» командующему базы. Мисима и его спутники захватили в заложники командующего и забаррикадировались в его кабинете. Военные прорвались в кабинет, но их натиск был отбит вооружёнными мечами людьми Мисимы. «Общество щита» передало военным свои требования, просунув бумагу в коридор под дверью. Основным требованием было собрать солдат перед зданием для прослушивания речи Мисимы.
Примерно через полчаса на улице собрались около восьмисот военных. На базу на бешеной скорости одна за другой заезжали машины гражданской полиции и белые джипы полиции военной. Выстроились штурмовики с щитами и многочисленные журналисты. В воздухе кружили вертолёты СМИ. О развивающихся событиях уже говорили по радио и телевидению.
Около полудня Мисима вышел к собравшимся на балкон второго этажа. На нём были белая повязка на голове, белые перчатки и военная форма на голое тело. В своей речи он призывал солдат совершить государственный переворот, чтобы вернуть настоящую армию. После поражения во Второй мировой войне Японии были позволены лишь Силы самообороны. Его слушали плохо, прерывая неодобрительными выкриками. Шум вертолётов делал слышимость ещё хуже. Здание уже начали штурмовать. Никто не догадывался, насколько трагической будет развязка. Один из военных, слушавший в тот день речь Мисимы, потом говорил: «Узнав о сэппуку Мисимы, я около часа не мог прийти в себя. Неужели он умер? Я был в большом потрясении. Я прослушал всю речь, но из-за выкриков молодых солдат почти ничего не смог разобрать. Раз это были предсмертные слова, следовало дать ему высказаться».
Закончив речь меньше чем за десять минут вместо запланированных тридцати, Мисима вернулся в комнату и мечом вспорол себе живот. Ближайший соратник Мисимы студент Масакацу Морита должен был отрубить ему голову, чтобы положить конец страданиям, но несколько его попыток оказались неудачными, и окончательный удар нанёс другой член общества. Можно представить, насколько мучительной была смерть Мисимы. Студент Морита тут же покончил с собой тем же способом, что и его наставник.
Самоубийство Мисима планировал заранее. Утром перед поездкой на базу он отправил свою последнюю рукопись редактору. Двум студентам, которые должны были остаться в живых, он выделил деньги на адвокатов и дал указания сдаться. Нескольких журналистов Мисима попросил прийти на место событий к одиннадцати часам 25 ноября и заранее передал им текст воззвания и фотографии участников инцидента на случай, если ситуацию попытаются замять. На месте самоубийства нашли предсмертные стихи Мисимы и его спутников. Писатель оставил следующие строки:
Вечерние ветры
Вишнёвый цвет обрывают,
И людям, и миру
Говоря:
«Не страшитесь смерти».
Мисиме было важно умереть красиво — возможно, важнее, чем донести свои идеи о судьбе Японии. Попытка переворота запомнилась именно его смертью. После инцидента Силы самообороны провели опрос среди солдат, желая узнать, что те думают о взглядах Мисимы. Большинство ответили, что разделяют их. Однако никаких изменений не последовало, и по конституции Япония по-прежнему не может вести войну и иметь вооружённые силы. Функции Сил самообороны ограничены лишь защитой страны.
Мисима избрал средневековый способ самоубийства, потому что так уходили из жизни самураи. Среди его предков самураи тоже имелись, чем Мисима гордился. Иностранцы знают слово «харакири», но в Японии в том же значении используется в основном слово «сэппуку». «Харакири» звучит более грубо, употребляется редко и означает просто вспарывание живота, а не высокомерный ритуал самоубийства самураев.
Самураи совершали сэппуку, чтобы искупить свою вину, смыть позор или спасти жизни семьи и вассалов. Это также был вид казни: приговорённый к смерти должен был сам лишить себя жизни, что считалось почётнее, чем если палач обезглавит или повесит его. Не все самураи удостаивались такой чести. Сэппуку совершали и после смерти господина в знак верности (дзюнси). Господин мог приказать своему вассалу-самураю сделать сэппуку из-за мельчайшей провинности, и тот беспрекословно подчинялся. Известен случай, когда самурай, которому не было и двадцати лет, сделал сэппуку по приказу господина за то, что не расплатился в питейном заведении. Последнее самурайское сэппуку совершили несколько человек в 1870 году. Это были организаторы междоусобного конфликта в княжестве Токусима. Сначала их приговорили к обезглавливанию, но затем позволили умереть достойно. В 1873 году сэппуку как казнь запретили. Самураев больше нет, а вот идея сэппуку как почётной смерти для воина осталась в сознании японцев. Такую смерть избрал генерал русско-японской войны Марэсукэ Ноги (1849–1912). Ноги потерял пятьдесят шесть тысяч солдат во время осады Порт-Артура и, докладывая об этом императору, попросил разрешения совершить сэппуку, чтобы искупить вину. Император взял с Ноги слово не делать этого, но после смерти императора генерал всё же лишил себя жизни. Его жена последовала за ним, поразив себя кинжалом в грудь.
25 августа 1945 года четырнадцать членов ультраправой группировки «Дайтодзюку» совершили коллективное сэппуку на территории современного парка Ёёги в Токио в знак раскаяния перед императором за поражение во Второй мировой войне. Более десятка японских военных руководителей совершили сэппуку во время и после Второй мировой войны. У каждого своя история, но в основном это искупление вины за поражение как таковое или за военные преступления.
Сегодня сэппуку — уже отживший способ самоубийства в Японии, и его редкие случаи обязательно становятся сенсацией. Для харакири по крайней мере нужен настоящий короткий меч и помощник (кайсякунин), который отрубит голову другим мечом — иначе мучения после вспарывания живота будут продолжаться много часов подряд.
Юкио Мисимо
В 1999 году работник крупнейшего производителя автошин «Бриджстоун» Масахару Нонака сделал харакири прямо в кабинете директора после безуспешных призывов к начальству разрешить несправедливую ситуацию, в которой он оказался. Дело в том, что Нонака всю жизнь проработал в «Бриджстоун», но за несколько лет до самоубийства был переведён в дочернюю компанию с гарантиями, что его зарплата останется прежней. Однако зарплата уменьшилась, и, более того, ему было рекомендовано преждевременно уйти на пенсию. Нонака утром того дня появился в кабинете директора с требованиями выполнения данных ему обещаний. Директор и вызванный им управляющий возразили Нонаке, что он сам дал согласие о переходе в дочернюю компанию, и условия они уже поменять не могут. Возмущение работника нарастало. Он разделся до трусов, достал из сумки два больших ножа и стал ими размахивать. В это время в кабинете стали собираться и другие сотрудники. Нонака по телефону связался с прессой, заявив, что собирается убить директора и умереть сам, и причины изложены в его письме протеста. В письме, части которого потом были напечатаны в газетах, говорилось о несправедливом отношении компании к сотрудникам, особенно об увольнениях. Когда подоспевшие полицейские пытались уговорить Нонаку сложить оружие и успокоиться, он нанёс себе рану в живот и был госпитализирован, крича о том, чтобы врачи не спасали ему жизнь. В тот же день он скончался. Ему было пятьдесят восемь лет, и у него остались жена и две взрослых дочери.
Самоубийство Нонаки — конечно, не сэппуку в строгом смысле этого слова. Никаких ритуалов соблюдено не было, да и сам Нонака — не самурай. Однако сэппуку исторически делали для защиты чести и достоинства, и можно предположить, что в этом случае близкий к нему способ суицида был избран не случайно. Самоубийство работника «Бриджстоун» восприняли как шокирующую новость, но отклик событие имело: через неделю рядом с компанией протестовали против её политики увольнений около ста пятидесяти активистов рабочего движения.В 2001 году покончил с собой дзюдоист и Олимпийский чемпион Исао Инокума (1938–2001). Он зарезался мечом в своём кабинете, но удар был нанесён не в живот, а в шею. После окончания успешной спортивной карьеры Инокума работал тренером, занимал пост в Департаменте полиции, а затем ушёл в бизнес. В 1993 году он стал генеральным директором строительной компании «Токай кэнсэцу».
После развала экономики «мыльного пузыря» в Японии и предательств партнёров компания оказалась в огромных долгах и находилась на грани банкротства. Коллега и друг Инокумы Такэси Иноуэ, который присутствовал при самоубийстве, в книге воспоминаний рассказывает, что они две недели готовились к нему, продумывая детали. В книге описан жуткий диалог между ними, когда великий дзюдоист несколько раз уточняет у Иноуэ, перерезана ли уже сонная артерия. По способу самоубийство Инокумы не было сэппуку, но по духу его напоминало. Своей смертью он взял ответственность перед сотрудниками за то, что не смог уберечь компанию от банкротства.
По данным Минздрава Японии, в прошлом году 21 897 японцев решили уйти из жизни. Большинство повесились, прыгнули с высоты или отравились угарным газом. Также многие утопились или оборвали свою жизнь по-другому. В 2003 году количество самоубийств было значительно больше — тогда покончили с собой 34 427 человек. Эта цифра снижается, но, как и бывает с официальными цифрами, она не отражает всей картины. Многие самоубийства регистрируются как смерть при невыясненных обстоятельствах и не попадают в статистику.
Современная Япония живёт в глобальном мире, и многие самоубийства здесь совершаются по тем же причинам, что и в других странах: трудности в жизни и психологические проблемы. Но остаётся и особый культурно-исторический контекст, влияющий на самоубийства в Японии. Религия японцев, в отличие от христианства, не осуждает самоубийства. Кроме того, люди в японском обществе часто оказываются под большим психологическим давлением, поскольку в их культуре важную роль играет сохранение лица и мнение окружающих. Американский антрополог Рут Бенедикт в своей известной книге «Хризантема и меч. Модели японской культуры» (1946) называет японскую культуру «культурой стыда». Бенедикт пишет: «Им стыдно не следовать столь явственно обозначенным у них предписаниям правильного поведения, стыдно не соблюсти баланс между различными обязанностями или не предусмотреть возможных случайностей. Стыд — основа нравственности, говорят они. Лишь человек, чувствительный к стыду, способен в точности следовать предписаниям добродетели».
В хрониках «Кодзики» и «Нихонги», в которых мифы переплетаются с историческими событиями в Японии, ещё в VIII веке было описано несколько случаев самоубийств.
Когда принц Ямато Такэру со своими воинами собирался пересечь Эдосский залив на лодках во время военного похода, он неосторожно выразился: «Маленькое море, быстро переплывём», — чем прогневил морского бога. Начался шторм. Жена принца бросилась в воду, чтобы её жертва успокоила разыгравшуюся стихию.
Принц Осикума организовал заговор против императрицы Дзингу, был повержен в битве и бросился в реку.
Принц Кинасинокару вступил в тайную связь со своей единоутробной сестрой, но инцесты по материнской линии не допускались, и они должны были расстаться. Не выдержав разлуки, влюблённые всё же встретились и совершили двойное самоубийство. Юный принц Маёва убил императора Анко, мстя за смерть своего отца, и скрывался в доме своего вассала. Когда брат убитого императора окружил дом со своим войском, Маёва попросил вассала убить его, что тот и сделал. Затем, как передают хроники, вассал отрубил голову и себе.
Важное место в истории самоубийств в Японии занимают совместные самоубийства влюблённых или целых семей — синдзю. Слово «синдзю» состоит из иероглифов «сердце» и «середина» и изначально означало «искренность» и «чистосердечие». Клятва любви называлась «синдзюдатэ». Как описано в путеводителе по весёлым кварталам XVII века «Сикидо Оокагами», в подтверждение своих чувств влюблённые обменивались клятвенными письмами или делали татуировки, обрезали волосы, отдирали ногти на пальцах рук или даже отрезали мизинцы. Такими клятвами обменивались не только мужчины и женщины, но и мужчины-любовники. Естественным продолжением этих клятв стали совместные самоубийства, которые совершались, если влюблённые, например, замужняя женщина и её любовник, не могли быть вместе. Они верили, что смогут соединиться после перерождения. Синдзю были воспеты в пьесах драматурга Тикамацу Мондзаэмона и других литературных произведениях и стали большой проблемой общества в середине эпохи Эдо (1603–1868), так что правительство начало принимать меры.
Влюблённых, совершивших синдзю, считали преступниками и запрещали хоронить по традиционным обрядам. Если один из них оставался в живых, его казнили. Если же выживали оба, их на несколько дней выставляли привязанными к позорному столбу и переводили в касту неприкасаемых. В современной Японии сохранилась категория совместных самоубийств, но в основном это не влюблённые, а семьи, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Часто одновременно с самоубийством происходит и убийство (мурисиндзю). Например, из-за непосильных долгов муж и жена убивают детей, а затем оканчивают жизнь самоубийством. В 2005 году в префектуре Фукуи восьмидесятилетний мужчина сжёг себя и свою восьмидесятидвухлетнюю жену прямо в крематории. Предполагают, что пожилой человек не выдержал бремени ухода за больной женой, которая почти не могла ходить и была на начальной стадии слабоумия.
Первое сэппуку описано в хрониках «Фудоки», которые появились через несколько десятилетий после «Кодзики» и «Нихонги». В них говорится, что одна богиня сильно разгневалась от того, что нигде не могла отыскать своего мужа, и вспорола себе живот. Хотя речь идёт о богах, можно предположить, что такой способ самоубийства существовал уже в древней Японии. Считается, что первым сэппуку совершил знаменитый вор Хакамадарэ в 988 году. Во время ареста он вспорол свой живот и вытащил внутренности. Смерть от ран наступила только на следующий день в тюрьме. Сэппуку упоминается в литературных и исторических источниках и в последующие века, но отношение к нему как к почётной смерти воина сформировалось не сразу. После битвы кланов Минамото и Тайра (1180–1185) воины поверженного клана Тайра избрали способом смерти не сэппуку, а утопление. Минамото-но Ёсицунэ, вошедший в историю как идеал самурая, совершил сэппуку (1189), но перед ним размышлял, каким же именно образом ему уйти из жизни. В эпоху Камакура (1185–1333) по всей Японии шли междоусобные войны, и были отбиты монгольские вторжения в Японию.
В условиях постоянных войн сословие самураев стало доминирующим. Оформились многие правила и обычаи самураев, в том числе и сэппуку. После падения Камакурского сёгуната большое количество верных ему самураев вспороли себе животы. В 1582 году совершил сэппуку военный феодал Симидзу Мунэхару — владелец осаждённого Тоётоми Хидэёси замка Такамацу. Хидэёси, затратив большие средства, изменил направление близлежащей реки и залил всё пространство вокруг замка водой. Смерть Симидзу Мунэхару была условием прекращения осады и сохранения жизней вассалов. Мунэхару со своими братьями и ближайшими вассалами совершили сэппуку прямо на лодках, на которых они выплыли из замка. Он вспорол свой живот, затем помощник отрубил ему голову. Всё это выглядело героически, и Хидэёси, который наблюдал за сэппуку коменданта, потом говорил: «Мунэхару был настоящим воином». Смерть Симидзу Мунэхару — это пример сэппуку как жертвы своей жизни для спасения вассалов.
Самоубийства как жертва своей жизни нашли продолжение в японских пилотах-смертниках камикадзе во время Второй мировой войны, а также в самоубийствах с целью получения семьёй умершего денег по страховке в период бурного экономического роста (1954–1973).
Чтобы объяснить глубокий смысл ритуала сэппуку и вообще философию самураев иностранцам, японский просветитель Нитобэ Инадзо написал трактат «Бусидо — душа Японии» (1900) на английском языке. В трактате есть и объяснение, почему удар наносится именно в живот. Согласно старинным японским поверьям, именно в животе находится душа и сама жизнь человека. Живот связан с появлением человека на свет: пребывание в утробе матери и связь с ней пуповиной. Делая сэппуку, самурай как бы показывает свою душу, чтобы все убедились, что она чиста. Кроме того, как отмечает Миёси Окума в книге «История сэппуку» (1973), сэппуку — болезненный способ самоубийства, и он закрепился среди самураев, поскольку давал им возможность продемонстрировать достоинства воина — храбрость и хладнокровие. В японских религиях буддизме и синтоизме уход из жизни не считается грехом, хотя и не одобряется, поэтому религия не мешала распространению сэппуку.
В современном японском обществе также в отличие от европейских стран традиционные верования не выступают сдерживающим фактором для самоубийц. Нитобэ подчёркивает, что сэппуку — это не просто самоубийство, а сакральный акт с целью искупления вины, исправления ошибок, очищения от позора или выражения преданности. В произведениях военного эпоса гунки XIV-XVI веков описаны ужасающие сцены сэппуку. Самураи вспарывают животы крест-накрест, вытаскивают внутренности и закидывают их на потолок или под подмостки. В XVII веке сэппуку уже закрепилось как вид казни для самураев и приобрело более чинный и церемониальный характер. Для церемонии готовили новые циновки татами, а человек, собирающийся совершить сэппуку (сэппукунин), принимал ванну и облачался в торжественную одежду. Его сопровождал помощник кайсякунин, чтобы отсечь голову после того, как тот сделает сэппуку. Всё было продумано до деталей вплоть до того, что самурай тщательно подворачивал широкие рукава под колени, дабы предотвратить падение мёртвого тела назад, что считалось неподобающим.
***
В Токио сохранилось здание, где Мисима совершил сэппуку — Итигая Кинэнкан. Туда можно попасть на экскурсию, но этот маршрут популярен в основном среди заядлых фанатов писателя или тех, кто интересуется Силами самообороны. В кабинете, где забаррикадировались члены «Общества щита» Мисимы, сохранились следы мечей на дверном проёме — видно, как Мисима и его спутники отбивались от военных. Все пришедшие на экскурсию обязательно задерживаются у двери на большой балкон. Они представляют фигуру Мисимы, который здесь произнёс свою последнюю речь.
Елена КОЖУРИНА
Батенька, 10.05.2017
poistine.org
Харакири Википедия
Утагава Куникадзу. «Такасаки Саитиро» (Из серии «Сказания о доблести нынешнего времени»). Цветная гравюра на дереве. Годы Каэй (1850-е).Хараки́ри (яп. 腹切り), или сэппуку (яп. 切腹)[1] (букв. «вспарывание живота») — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.
В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не желали совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер. Совершающий сэппуку касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.
Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости — самые болезненные по сравнению с подобными ранениями других частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло, или наносили удар в сердце.
Этимология[ | ]
«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что «сэппуку» пишется 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные», китайско-японские чтения), а «харакири» наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот», используются «кунные», японские чтения). Часто указывают, что «харакири» несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом». В действительности, 切腹 («сэппуку»), «онное» прочтение, используется только в официальной речи, в разговорной же речи японцы используют «харакири», соответственно, не вкладывая в это какого-либо уничижительного смысла. Таким образом, «харакири» — это разговорный, а «сэппуку» — письменный термин, и они обозначают одно и то же действие[2].
История возникновения[ | ]
Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэппуку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра в 1156 году при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал се
ru-wiki.ru
Харакири. Японская традиция спасения чести самураев
Самоубийств в Японии, живущей в наши дни в глобализации, компьютеризации, постоянном стрессе и давлении от общества довольно много. В японском обществе и культуре важную роль играет сохранение лица и мнение окружающих. К тому в религиях буддизме и синтоизме самоубийство не считается грехом, хотя и не одобряется. В свое время религия Японии не помешала совершать ее последователям уход из жизни посредством церемонии харакири.
Харакири — это традиционный японский способ самоубийства. При этом раньше это был единственный способ воинам спасти свою честь, честь своей семьи и господина. Так уходили из жизни самураи. В Японии харакири чаще называют сэппуку, для них это слово более благозвучно. По сути, харакири является неким видом казни. Приговорённый должен был сам лишить себя жизни, что считалось почётным, так как не все самураи удостаивались такой чести. Сэппуку совершали и после смерти господина в знак верности. Хотя в современной Японии самураев больше нет, идея почетной смерти воина посредством харакири накрепко осталась в сознании японцев.
Следует отметить, что случаев совершения харакири в истории Японии в целом было мало. В Средние века среди самураев умереть вслед за господином считалось хорошим тоном. Но в начале XVIII века на это был законодательно наложен запрет. А окончательно харакири запретили во второй половине XIX века после установления Японией постоянных связей с европейцами.
Как же выглядела харакири, жестокая и болезненная церемония спасения человеческой чести? Почему при харакири удар наносили именно в живот? Согласно японским поверьям, в животе находится душа и жизнь человека. Делая харакири, самурай показывал свою душу, чтобы все убедились, что она была чиста. Кроме того кровавый харакири закрепился в сословии самураев, давая им возможность продемонстрировать свою храбрость и хладнокровие.
Для церемонии подготавливали новые циновки татами, а самурай принимал ванну и облачался в торжественную одежду. Его сопровождал помощник кайсяку, чтобы отсечь голову после того, как смертник вспорет себе живот. Как и во всех японских традициях, в харакири все было продумано до мельчайших деталей. Самурай тщательно подворачивал широкие рукава одежды под колени, чтобы предотвратить падение мёртвого тела назад, что считалось неподобающим.
Во время самого ритуала, самурай оголял живот и разрезал его крестом, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Иногда резали и по форме буквы Х. Позднее метод упростили: самурай втыкал меч вакидзаси в живот, наваливаясь на него всем телом.
При харакири самурай обязан был вести себя, как подобает истинному воину: не корчиться от боли, не кричать, не падать, не делать ничего лишнего. В противном случае такие действия считались большим позором. Отрубание головы так же должно было происходить подобающим образом. Помощник кайсяку старался отрубить голову так, чтобы она оставалась висеть на полоске кожи. Отскакивание и катание головы по полу считалось не эстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой. Затем он поднимал голову за волосы и показывал свидетелям, после чего накрывал тело белой тканью. Кстати говоря, харакири делали не только мужчины-самураи, но и женщины самурайского сословия. Правда в их случае самоубийство совершалось вонзанием кинжала в сердце или разрезанием горло.
Реклама от Google
ainteres.ru
Что такое харакири, и почему самураи это делали?
Несколько столетий назад, как и, собственно, сейчас, существовали различные религиозные обычаи. Один из самых зверских практиковался в Японии. Харакири, или сэппуку, — традиция, которая была популярна в Японии со Средних веков и до ХХ века. Она олицетворяла отношения между хозяином и его подчиненным. В Японии же роль вассала исполняли самураи. Сэппуку означает ритуальное самоубийство, которое они совершали в знак верности своему суверену.
Самураи прибегали к харакири в нескольких случаях. Во-первых, таким образом они доказывали свою невинность и верность своему хозяину. Это происходило тогда, когда окружающие начинали сомневаться в чести самурая, и он демонстративно прибегал к самоубийству. Во втором случае, дайме (пер. яп. — князь) мог сам приказать своему подчиненному совершить харакири.
Согласно японской философии, жизненная сила человека находится в районе живота. Именно поэтому самураи вспарывали именно живот, чтобы лишить себя сил и возможности жить. Эта крайне мучительная процедура ликвидировала способность самурая существовать, потому как она повреждала основной жизненный центр — живот.
Несмотря на свою сомнительную репутацию, процедура харакири считалась почетной. В японском обществе считалось, что лишить себя жизни, а не пасть от руки чужого, — лучшая награда. Более того, это позволяло самураю умереть с честью, ведь он проходил через испытание гордо и из лучших побуждений. В таком случае его семья не подвергалась гонениям и могла гордиться своим родственником. Ведь самая худшая казнь — это пресечение головы, которое вовсе приравнивалось к позору.
После вспарывания живота человек еще живет, правда, в мучениях. Поэтому самураи зачастую подбирали себе помощника, который мог избавить его от страданий. Процедуру харакири он совершал сам, однако отрубанием головы, чтобы остановить мучения, занимался его секундант.
Если в европейской культуре самоубийство считалось неприемлемым, то японцы считали по-другому. Тело человека принадлежит не ему, а его семье и хозяину. Им он совершает службу, даже если придется изувечить себя. Если вы думаете, что харакири являлось повседневной практикой, то это не так. Массовых самоубийств было крайне мало, а в ХVIII веке и вовсе была отменена одна из разновидностей сэппуку (когда после смерти хозяина все подчиненные должны были совершить самоубийство).
К ХХ веку харакири было запрещено, потому что японцы подверглись влиянию европейцев. Однако и после запрета были зафиксированы случаи сэппуку. Так в 1970 году путем харакири покончил жизнь самоубийством известный японский писатель Мисима Юкио.
Текст: Flytothesky.ru
Читайте также:
Когда человека официально признают мертвым?
why.flytothesky.ru
Как правильно сделать харакири. — Интересные факты
Харакири, или сэппуку – очень сложный ритуал, во время которого самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Эта ритуальная казнь была возведена японцами в ранг искусства. И так как правильно сделать харакири:
Первое, что нужно сделать, это найти помощника (кайсяку или кайсякунин). Вопреки общепринятому мнению технически харакири это не самоубийство в прямом смысле этого слова, а нанесение себе фатальных телесных повреждений. Фактически убивает кайсякунин. Если бакуфу (правительство сёгуна) приказывало выполнить сэппуку, то назначался официальный помощник. В других случаях нужно было попросить помощи у близкого друга или у человека, владеющего мечом в достаточной степени, чтобы убить одним ударом. Если друг отказался выступить в роли кайсякунина на том основании, что он в недостаточной степени владеет мечом, его можно попросить об этом повторно. Друг должен согласиться, так как теперь все погрешности, которые он может допустить, будут ему прощены.
Идеальное место для проведения ритуала сэппуку – сад или буддистский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей, так как их нельзя осквернять убийством). Совершающий харакири должен быть одет в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносит деревянный столик, на котором размещены чашка саке, листы традиционной японской бумаги «васи», изготовленной из коры тутового дерева. Также на столике находятся письменные принадлежности и нож «кодзука». Также в качестве ножа можно использовать танто – кинжал без эфеса, завернутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие. Самурай может использовать свой меч вакидзаси.
В некоторых случаях, например, когда человек слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа кладётся веер.
Чашка наполняется саке одним из помощников, участвующим в ритуале. Чашка наполняется левой рукой, что в других обстоятельствах считается непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивает саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один прием, это станет признаком жадности, а если в три или больше – признаком нерешительности. В общем итоге делается четыре глотка. Слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть».
Затем необходимо написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвертой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна быть изящной, естественной, что-нибудь о скоротечности нашего бытия. Ни в коем случае не должен упоминаться факт предстоящей смерти. Асано, чьё сэппуку спровоцировало известный инцидент под названием «Сорок семь ронинов», как говорят, написал особенно плохое прощальное стихотворение, показывая незрелость и слабость характера, которые в некотором смысле и послужили причиной того, что ему было приказано совершит сэппуку.
В этот момент совершающий харакири сбрасывает верхнюю одежду (камисимо) и заправляет рукава под свои колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он берёт нож «кодзука» в одну руку, другой рукой поднимая столик «санбо» и помещая его под свои ягодицы. При этом тело наклоняется немного вперёд, принимая правильное положение.
Если человек, совершающий харакири, настолько молод или настолько опасен, что ему нож заменили на веер, кайсякунин наносит мечом кириороши – вертикальный удар сверху вниз, как только человек касается веером своего живота. Если харакири выполняется ножом, то кайсякунин будет ждать, пока человек не погрузит лезвие ножа глубоко в левую сторону живота, и затем проведет лезвием направо с резким восходящим надрезом в конце.
Самурай, который находит в себе силы, может затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под ребрами. Однако кайсякунин должен внимательно следить за происходящим и нанести удар мечом при первых признаках боли или нерешительности.
Кайсякунин должен нанести удар так, чтобы голова не была полностью отсечена, а осталась соединена с телом куском кожи в области горла. Необходимо нанести удар точно, иначе это будет непочтительно по отношению к человеку, совершающему харакири. При слабом ударе человек может начать двигаться, разбрызгивая кровь. Особенно недопустимо бить катаной в челюсть, как это сделал кайсякунин Юкио Мисимы в 1970 году. Как отмечено выше, незначительные промахи в технике выполнения финального удара могут быть прощены, если кайсякунин согласился на свою роль из дружбы.
После окончания ритуала все ножи и мечи, задействованные в харакири, выбрасываются, так как они считаются оскверненными смертью.
Можно также отметить, что некоторые задиры убивали себя в ритуале, известном как дзюмондзи гири. Это точно такой же ритуал, как сэппуку, за исключением того, что отсутствует кайсякунин. После выполнения разрезов человек спокойно сидит примерно около получаса и истекает кровью. Последний человек, который сделал дзюмондзи гири, был генерал Ноджи, который сделал это как дзюнси (совершающий самоубийство из-за верности) после смерти императора Мэйдзи в 1912 году. Он не только совершил дзюмондзи гири, но и сумел застегнуть после этого свой белый военно-морской китель.
Причинами совершения сэппуку были дзюнси (самоубийство верных — хотя эта причина не поощрялась правительством, поскольку уносила слишком много жизней), фунси (самоубийство в знак протеста), канси (как упрёк своему господину за его поведение), чтобы искупить постыдные действия или избежать плена в сражении. При таких обстоятельствах обычно не было времени для проведения ритуала в полном объеме, поэтому часто с жизнью кончали банально перерезая горло.
i-fakt.ru
Сеппуку — это… Что такое Сеппуку?
Хараки́ри (яп. 腹切り?) или сэппуку (яп. 切腹?)[1] (букв. «вспарывание живота») — ритуальное самоубийство путём вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему сёгуну и т. д.). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не хотели совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер, и таким образом сэппуку сводилась к обезглавливанию.
Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.Этимология
«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные», японско-китайские чтения), а харакири наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот», используются «кунные», чисто японские чтения). В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом».
История возникновения
В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сепукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра , в 1156 году, при Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.
Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обыкновенно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по сути сводилось к ритуальному обезглавливанию.
Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была её идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось лишь к привилегированному сословию самураев и т. д., но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.
Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не вывелось совсем. Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке, и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.
Идеология
Существует точка зрения, согласно которой сэппуку усиленно насаждалось религиозными догматами буддизма, его концепцией бренности бытия и непостоянством всего земного.[2] В философии дзен-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот[3], занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски хара [фуку]; например, харадацу — «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться», хара китанай — «грязный живот» — «низкие стремления», хара-но курой хито — «человек с черным животом» — «человек с черной душой», хара-но най хито — «человек без живота» — «бездуховный человек». Считается, что вскрытие живота путём сэппуку осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, сэппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.
Также возможно, что возникновение этого обычая вызвано причинами более утилитарного характера, а именно постоянным наличием при себе орудия самоубийства — меча. Вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и остаться в живых после такой раны было невозможно. В Европе существовала некоторая аналогия этого ритуала: обычай бросаться на меч в древнем Риме возник не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча как орудия для самоубийства началось именно среди сословия воинов, которые постоянно носили его при себе.
Примечания
Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости — самые болезненные по сравнению с подобными же ранениями других частей тела.
Распространено бытовое выражение «болевой шок», «смерть от болевого шока». Однако в действительности никакого «болевого шока» не существует, и умереть от одной лишь боли — даже очень сильной — человек не может.
- ↑ Возможные варианты траслитерации: сэппуку (по системе Поливанова), обряд сеппуку, сеппуко (ЭСБЕ).
- ↑ Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984.
- ↑ История стран Азии и Африки в средние века. – М.: Изд-во Московского университета, 1987.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru