Кризис XIV века

Четырнадцатый век опять оказался весьма неудачным. Практически все столетие в центре Европы шли кровопролитные войны, как обычно сопровождавшиеся уничтожением стад и посевов, а также миграцией вирусов. Наиболее известная из них — Столетняя война между Англией и Францией.

В конце второй четверти века серые крысы, мигрировавшие из Центральной Азии, принесли эпидемию бубонной чумы, от которой погибло около трети населения Европы — порядка 25 миллионов человек. Городское население сократилось в 4 раза, а население отдельных городов сократилось даже в 10 раз!

Кроме того, случилось очередное локальное похолодание, ухудшились условия вызревания зерновых, что опять-таки привело к голоду.

В результате население Европы сократилось с 73 млн. человек в 1300 г. до до 42 млн, в 1400 г. Точных данных нет, но есть основание полагать, что в 1350 году население Европы не превышало 33 млн. человек.

Во второй половине столетия наступает период “феодальной реакции”. Землевладельцы пытаются вернуться к натуральным формам взимания ренты, повысить оброк, пересмотреть условия аренды земли. В связи с резким сокращением численности рабочего населения неожиданно возросла оплата наемного труда. Попытки сократить ее, наряду с возросшим налоговым бременем, приводят к серии мощных выступлений: восстание Уота Тайлера в Англии, Жакерия во Франции.

Глава 4. Первоначальное накопление капитала в эпоху возрождения

Ренессанс есть завершение, осень Средневековья, плоды которого налились соком и уже даже несколько перезрели.

Йохан Хейзинга

Немного хронологии

Конец 100-летней войны. Гуситы и Табориты (1415—35 гг.). Возвышение Москвы при Иване III (1462—1505). Мехмед II Османн, Завоеватель (1451—81). Падение Константинополя (1453). Война Алой и Белой Роз (1455—85). Козимо Медичи — правитель Флоренции (1434—64). Людовик XI и Карл Смелый. Завершение объединения Франции. Фридрих III Габсбург — император Германии (1440—93). Завершение (1480) столетней “Кьеджийской” войны между Генуей и Венецией. Лоренцо Великолепный — правитель Флоренции (1469—92). Генрих Мореплаватель (1410—-60). Жуан Португальский (1481—95). Изабелла Кастильская. Открытие Америки Колумбом (1492). Морского пути в Индию Васко да Гамой (1498). Кругосветное плавание Магеллана (1518—21). “Швабский союз”, “Имперская реформа”, “земский мир” в Германских землях (1500). Генрих VIII (1509— 47) и Анна Болейн, их дочь Елизавета

Великая (1558—1603). Окончание реконкисты в Испании. Великая крестьянская война в Германии (1525). Испанская империя. Филипп II и герцог Альба. Революция в Нидерландах (1571). Религиозные войны во Франции (1560—90). Кальвин и Лютер. Гибель Великой Армады. Генрих IV Бурбон (1594—1610). Иван Грозный (1533/41—1584). Федор Иоаннович и Борис Годунов (1584—1604). Великая смута в России (1605—13). Первые Романовы. Тридцатилетняя война в Европе (1623— 53). Английская буржуазная революция (1642—49).

Что такое Возрождение?

Возрождение, или Ренессанс, — это период с середины XV (а в искусстве с начала XIV) по середину XVII века, когда в Западной Европе происходит восстановление духа и технического уровня Античности. Оправившись откризиса XIV века, население Европы начинает достаточно устойчиво, хотя и весьма неравномерно возрастать. Наблюдались и периоды снижения численности населения отдельных стран: Англии, в период войны Роз, Испании и Португалии, в связи с оттоком в колонии, Германии, в период Тридцатилетней войны. В целом же за двести лет, с середины XV по середину XVII века, оно выросло почти в два раза и достигло 100 миллионов человек.

studfiles.net

Кризис XIV века. Средневековая Франция

Кризис XIV века

• Признаки надвигающегося экономического и духовного кризиса

Как бы историки ни истолковывали исторические процессы, имевшие место в XIV в., мы не можем отрицать, что процветание приостановилось и это оказалось гибельным для европейцев.

В этот период общество осознало, что оно вынуждено жить в «переполненном мире». Во Франции насчитывалось 16,5 млн жителей, а в рамках современных границ ее население составило бы 21 млн человек. Лучшие земли были уже заселены и раздроблены в результате наследственных делений или под давлением сюзеренов. Были предприняты попытки освоения последних малопородных целинных земель, но результат оказался не соответствующим огромным затраченным усилиям. Прекращение освоения целинных земель привело к застою в производстве сельскохозяйственной продукции, в то время как население продолжало увеличиваться. Стало все труднее обеспечивать пропитанием эту огромную трудолюбивую массу народа. Столкнувшись с обнищанием народа, феодалам больше не удавалось собирать причитающуюся с крестьян ренту, выражавшуюся в уплате оброка в натуральном или денежном выражении. Система государственного устройства начала давать сбои: нехватка продовольствия, а затем и настоящий голод охватили страну. Хроники Жиля Ле Мюизи ярко и подробно описывают ужасающие последствия голода, охватившего северо-запад Европы в 1315–1316 гг.

Общий кризис затронул и покупательную способность аристократов, основных клиентов модных лавок, где продавались предметы роскоши. Оптовая торговля также не осталась в стороне от исторических процессов, и многие ее представители не строили себе иллюзий в отношении будущего. В 1347 г. в Европе разразился голод. Начиная с 1348 г. чумная бацилла, не встречая на своем пути сопротивления со стороны ослабленного недоеданием населения, произвела опустошительный набег на Европу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

КРИЗИС XIV ВЕКА. От империй — к империализму [Государство и возникновение буржуазной цивилизации]

КРИЗИС XIV ВЕКА

Переломным моментом стали эпидемии чумы, первая из которых прокатилась по Европе в 1348 году. Однако кризисные тенденции нарастали гораздо раньше и к 30-м годам XIV века ситуация была крайне драматичной. Историки отмечают, что уже в начале века во Франции «численность населения перестала расти и даже начала сокращаться»[86]. В 1315–1317 годах страну охватил настоящий голод. В целом по сравнению с началом XIV века население Франции — крупнейшего государства европейского Запада — сократилось к середине XV столетия наполовину, а по некоторым подсчетам и на две трети[87].

Производительность труда в сельском хозяйстве оказывалась недостаточной, чтобы прокормить растущее население — все доступные земли были уже распаханы, а рост числа людей в деревнях из фактора, стимулировавшего экономический рост, превращался в демографическую проблему. В свою очередь, феодальные владения, доход которых ранее рос пропорционально количеству подданных, начали испытывать серьезные трудности. Они все больше нуждались в деньгах, но деньги эти становились все более дефицитными. А демографический упадок, последовавший за чумой и голодом, хоть и стимулировал в долгосрочной перспективе рост производства, на первых порах привел к одновременному падению налоговой базы государства, доходов феодальных вотчин и спроса на товары, производившиеся и продававшиеся городами. Например, данные о сборе налогов свидетельствуют, что население Англии к 1376 году сократилось до 2,5 миллионов человек[88].

Чума изменила земельные отношения в Европе. Одни феодалы, испытывая материальные трудности, видели в освобождении крестьян за деньги единственный способ быстро получить наличность и залатать дыры в бюджете, а другие, напротив, отказываясь от старых феодальных связей, старались привлечь новых поселенцев на опустевшие земли[89]. Наконец, владельцы поместий обращались к государству в надежде использовать его мощь для принудительного прикрепления крестьян к земле и усиления феодальной эксплуатации. Это, в свою очередь, вызывало сопротивление крестьян и одновременно делало правительство необходимым арбитром и важнейшей инстанцией в разрешении многочисленных социальных конфликтов. Способность государства справиться с этими задачами далеко не всегда оказывалась на высоте. Но слабость правительства, обнаруженная именно в период, когда правящий класс в нем особенно нуждался, подталкивала общество к реформам и революциям.

Не удивительно, что подобные процессы привели соперничающие государства к острым политическим столкновениям. Испытывая растущую потребность в деньгах, и королевская власть, и крупные сеньоры отчаянно старались изыскать новые способы их получения — и все чаще добывать средства приходилось, отнимая их друг у друга. Причем финансовый кризис, обострившийся после эпидемий чумы, начался гораздо раньше. Дело тамплиеров во Франции было одним из самых скандальных примеров того, как королевская власть прибегла к масштабной судебной фальсификации, чтобы заполучить ранее недоступные для нее средства. Однако единовременная конфискация капиталов опального ордена не решила долгосрочной финансовой проблемы. Большинство монархов прибегало к порче монеты, пытаясь за счет этого бороться с бюджетным дефицитом. Деньги английской чеканки оставались полновесными на протяжении большей части кризисного периода, но к концу XIV века порча монеты началась и здесь. Это дестабилизировало финансовую систему, ослабляло торговлю и препятствовало накоплению капитала.

Долги — как частные, так и государственные — росли, а прибыли падали, снижая налоговую базу государства. Это происходило даже в наиболее передовых частях Европы, таких как Италия, Богемия или Фландрия. Купец из Регенсберга (Regensberg), некий Рутингер (Rutinger), продававший итальянский текстиль в Праге, сообщает, что «прибыли его дела упали с семидесяти процентов в 1383 году до примерно тринадцати процентов в 1401 году»[90]. По понятиям более позднего капитализма это по-прежнему была бы очень высокая прибыль, но при низких оборотах того времени подобное падение доходов ставило бизнес на грань разорения (Рутингер вынужден был свернуть свое дело в Праге).

Уже к началу XIV века стало ясно, что самый популярный сюзерен это тот, кто может регулярно субсидировать своих вассалов. Постоянно усложнявшееся оружие приходилось приобретать за деньги, причем стоило оно все дороже. Военно-политическая роль феодала все больше оказывалась в зависимости от его экономических возможностей. Но наличие свободных денег у короля или князя, в свою очередь, зависело от его отношений с городами и от способности собирать налоги. Иными словами, от того, насколько он мог опереться на формирующиеся зачатки буржуазной экономики и бюрократической организации. Так, влияние Иоанна Люксембурга в Западной Германии росло благодаря тому, что, будучи королем Чехии, он использовал деньги пражских бюргеров для «покупки» вассалов на границе своих западных владений.

Именно правители, которые могли в какой-то степени опереться на не-феодальные отношения, становились и самыми эффективными феодалами. Связь между буржуазными и не-буржуазными отношениями выглядит здесь зеркальным отражением порядков, сложившихся на периферии капитализма в XVIII–XIX веках. С той лишь разницей, что начиная с конца XVIII века капитал использовал феодальные структуры для получения ресурсов, укреплявших глобальный буржуазный порядок, тогда как в Средние века все обстояло наоборот.

Укрепление государства, начавшееся в Западной Европе в XIII веке, создание централизованного аппарата управления и первые попытки организации постоянных военных сил сопровождались стремительным ростом государственных расходов, которые казна к середине XIV века перестала выдерживать. В конце XIII века рост государственных бюджетов способствовал расцвету первых банков. Если на первых порах их деятельность сводилась к кредитованию купцов на ярмарках и поддержке дальней морской торговли, то в очень скором времени среди их клиентов появились короли и владетельные сеньоры. Новый финансовый капитал получил развитие прежде всего в Италии. Тосканские города превратились в международные финансовые центры. Итальянские коммерческие компании начали приобретать транснациональный характер. В середине XIV века торговый дом Перуцци (Peruzzi) имел 133 отделения в разных странах, а компания Барди (Bardi) к 1345 году опиралась на 346 филиалов от Лондона до Иерусалима[91]. В этом же ряду стоят Бонсиньори из Сиены (Buonsignori di Siena) и флорентийские Анджиони (Angioini).

За итальянскими банкирами потянулись испанские и португальские. Уже в конце XIII века банкирские дома Барселоны, Валенсии и Бургоса «были активными участниками европейских финансовых рынков»[92]. В Германии сложились собственные банкирские компании. Более мелкие ростовщические операции оставались евреям, что вызывало злобу и зависть добропорядочных христиан.

Короли прибегали к займам, с помощью которых они оплачивали ведение войн и административные затраты, но к середине XIV века даже самые блестящие военные победы и эффективное управление не давали достаточно средств, чтобы расплатиться с кредиторами, как показал случай Эдуарда III. Он вынужден был признать себя банкротом. Дефолты королей Англии и Сицилии, последовавшие почти одновременно, привели к волне банкротств в Италии. Флорентийский хронист Джованни Виллани с горечью описывает разорение банкирских домов Барди, Перуцци, Аччайуоли, Бонаккорси, Кокки, Антеллези, Корсини, да Уццано, Перендоли и множества других мелких компаний и отдельных ремесленников. Этот кризис был вызван, по его мнению, не только неплатежеспособностью коронованных должников итальянских финансистов, но и тяготами, наложенными на местный бизнес самой флорентийской коммуной, которая, как и другие государства, испытывала нехватку средств. Виллани называет произошедшее «великим бедствием и поражением», подобного которому никогда ранее не знала Флоренция[93]. Банкротство Барди и Перуцци имело, по оценкам современников, характер «настоящего гражданского бедствия», а последствия его были «более тяжелыми, чем могло бы иметь военное поражение»[94]. Республики северной Руси — Новгород и Псков тоже испытывают экономические трудности. Немалый урон им наносит чума, завезенная из Германии. Между тем московский князь-ростовщик Иван Калита в те же годы умудрился повернуть общеевропейский экономический кризис себе на пользу, забирая земли своих соседей в качестве компенсации за неуплату долга. Причем ему не приходилось нести военные расходы — в деле выбивания долгов ему помогал хан Золотой Орды.

На Руси кризис XIV века совпал с господством татар, которое отнюдь не было для подвластных им земель однозначно разрушительным. Последствия «татарского ига» до сих пор являются предметом острой дискуссии среди российских историков. Ордынское государство, утверждает Александр Нестеренко, «взяло под контроль междоусобные конфликты, создав предпосылки для объединения русских земель вокруг единого центра»[95]. Действительно, восхождение Москвы как будущей столицы было бы без участия татар немыслимо. Однако было бы странно воспринимать Золотую Орду исключительно как благодетеля русского народа, хотя бы потому, что ордынские ханы меньше всего интересовались благосостоянием своих православных подданных. «Власть Орды, — утверждает Нестеренко, — способствовала развитию экономики Руси. Что требовала Орда от своих данников? „Десятину“ — десять процентов. Любой экономист скажет, что это очень низкий процент»[96]. К сожалению, это заявление грешит непониманием экономической истории. С точки зрения экономиста XXI века, 10 % действительно очень невысокий налог. Однако производительность сельскохозяйственного труда в XIV–XV веках была крайне низкой, и в таких условиях «десятина» превращалась в тяжелое бремя. Именно поэтому аналогичный церковный налог на Западе вызывал столь сильное возмущение. К тому же, как и в случае с церковным налогом в католических странах, уплата «десятины» в пользу Орды не освобождала русского крестьянина и ремесленника от феодальных поборов в пользу собственных, «православных» властителей. Другое дело, что наладился учет, принципы которого татары заимствовали в завоеванном ими Китае, появились условия для становления дееспособной государственной бюрократии, «ямская гоньба», основанная на регулярной смене лошадей, обеспечила почтовую связь между территориями будущего русского государства.

Иван Калита максимально использовал преимущества, которые открывались для Москвы благодаря тесному сотрудничеству с Ордой. Будучи, по выражению М. Покровского, у татарского хана «чем-то вроде главного приказчика»[97], он не только собирал дань в пользу иноземных хозяев, но использовал их силу для укрепления собственной власти и влияния. Москва поднималась не за счет героической борьбы и отважных завоеваний, а благодаря деловой хватке и успешным интригам ее правителя, обернувшего на пользу себе даже общеевропейский экономический кризис. Как отмечает Покровский, «столица Калиты уже в XIV веке становится крупным буржуазным центром, население которого начинает вести себя почти по-новгородски»[98]. Деловой и торговый центр Руси смещается на юг — от древних торговых республик на берегах Балтики к более южным территориям, составившим ядро будущего Московского государства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

4) Кризис христианского мира и средневековой Европы (XIV-XV вв.)

Уже к концу XIII в. внутренняя и внешняя экспансия европейских народов закончилась. Прекратились распашки и освоение новой земли. Крестовые походы к концу XIII в. практически прекратились, а в 1291 г. произошло падение Акры — последнего оплота крестоносцев на Востоке. Прекратились и нашествия кочевников, вторжения монголов 1241-1243 гг. были последними.

Наряду с этим в XIV-XV вв. происходят другие события, ярко свидетельствовавшие о начавшемся кризисе. Во-первых, практически повсюду в Европе началась девальвация монеты, ее порча, обанкротились многие банки. Бездумная чеканка золотой монеты подорвала многие отрасли производства.Во-вторых, целая серия выступлений, городских бунтов, восстаний против феодальной и городской знати поразила Европу.В-третьих, в 1315-1317 гг. ненастная погода повлекла за собой плохие урожаи, рост цен, голод.В-четвертых, опустошения, произведенныеВеликой чумойс 1348 г.В-пятых в условиях кризиса феодалы прибегнули к войне как средству облегчения своего положения. Наиболее значительной сталаСтолетняя война 1337-1453 гг.между Францией и Англией. Между тем, войны не разрешили проблем феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил создать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, рыцарство потеряло монополию на военное дело.

В течение XIV в. практически все крестьяне Франции, Англии, Германии получили личную свободу. Этому предшествовали мощные восстания. Например, Жакерияво Франции в 1358 г.,восстание Уота Тайлерав Англии в 1381 г. и др.

Столетняя война способствовала подъему национального самосознания французов, их победа явилась мощным стимулом к развитию процесса централизации Французского государства. Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Францией, привел к борьбе сил старой и новой аристократии (война Алой и Белой роз1455-1485 г.), в результате которой также продолжилась централизация государственной власти. Подобные процессы проходили и в других странах Европы. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами.

Необходимо отметить цивилизационные особенности средневековой Европы.Средневековое европейское общество былоиерархичным. Главой феодальной иерархии былкороль. Его верховенство носило личный, частноправовой характер. Он былсеньоромкрупнейших феодалов, которые выступали еговассалами. Власть короля основывалась на договоре, на пожаловании им земель (феода). Крупные феодалы получали земли под условие несения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У этих последних в непосредственном подчинении были только крестьяне. Основой феодального строя выступала монопольная собственность феодалов на землю и личная зависимость крестьян от феодала. За пользование землей феодал взималренту: натуральную (в виде отработок), продуктовую или денежную.

В феодальном обществе было два основных класса:феодалыикрестьяне, однако, для него было свойственно и более конкретное сословное деление. Общество средневековой Европы состояло изтрех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие — горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными.

Одной из отличительных черт средневекового общества был корпоративизм.Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Средневековыми корпорациями были сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.

Характерный признак средневековй Европы – господство христианства,которому были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Однако христианство в Средневековье не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви:католическуюиправославную. Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в1054 г. В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименованиепапыримского. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Менталитетчеловека той эпохи, прежде всего, определялся принадлежностью к общности вне зависимости от того, был ли человек аристократом или крестьянином. Корпоративные нормы и ценности, традиции и ритуалы поведения (вплоть до предписанного типа одежды), подкрепляемые христианским мироощущением, считались превалирующими над личными желаниями.

Мир человека того времени, казалось бы, соединил несоединимое. Проповедь христианского милосердия и беспощадность войн, публичных казней, жажду чуда и страх перед ним, стремление оградиться от мира стенами собственного дома и движение тысяч рыцарей, горожан и крестьян в неизвестные земли во время Крестовых походов. Крестьянин мог искренне бояться Страшного суда за грехи и каяться в них и в то же время неистово предаваться самому буйному разгулу во время праздников. Духовные лица с подлинным чувством могли служить Рождественскую мессу и открыто смеяться над хорошо известными им пародиями на церковный культ и вероучения. Страх человека перед смертью и Божьим судом, чувство неуверенности, порой трагичности бытия соединялась с определенным карнавальным мироощущением, которое находило свое выражение не только в самих городских карнавалах, где человек обретал ощущение раскованности, где упразднялись иерархические и сословные преграды, но в той смеховой культуре, которая пришла в Средневековье из античного мира, сохранив, по сути, языческий характер в мире христианства.

Человек порой столь же реально воспринимал мир, окружавший его, как и мир потусторонний. Рай и ад для него были так же реальны, как собственный дом. Человек искренне верил, что он может воздействовать на мир не только вспахав землю, чтобы получить урожай, но, совершив молитву или прибегнув к магии. С этим связана и символичность мировосприятия средневекового человека. Символы были значимой частью средневековой культуры: от креста как символа спасения, рыцарского герба как символа рода и достоинства, до цвета и покроя одежды, который жестко приписывался представителям различных социальных групп. Для средневекового человека многое в окружающем мире было символами божественной воли или неких мистических сил.

Важнейшим достижением европейского средневековья является то, что оно заложило основы современной Европы. Около 1/3 земель, находящихся сейчас в сельскохозяйственном обороте, освоено еще средневековыми крестьянами. Значительная часть городов была основана в средние века. Помимо войн, захватов, грабежей, прослеживался обмен культурными и духовными ценностями. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых походов, везли с собой не только сокровища, взятые у мусульман, но и знания о достижениях арабской медицины, математики, естествознания. Средневековье стало временем, когда в Европе начали формироватьсянации, национальные государства, языки и культуры. Европейское средневековье заложило основы более поздней государственности –парламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где говорится о правах человека, былаВеликая хартия вольностей.

Важным рубежом в интеллектуальной жизни были появление схоластики — метода познания, основанного на логике. Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом способствовало широкое распространение письменности и изобретение книгопечатанья (1450г.).

Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали средневековые университеты, где, кроме богословия, изучали юриспруденцию, медицину, математику, астрономию, грамматику, риторику и музыку. Старейшими из них были Болонский университет в Италии (конец XI в.), и Сорбонна в Париже (XII в.), к концу XV в. в Европе насчитывалось уже 60 университетов. Складывается трехуровневая система обучения: бакалавр, магистр, доктор. Впервые звание доктора было присвоено в Болонском университете в XII в.

Помимо многочисленных теологических трактатов и трудов религиозного содержания европейское Средневековье оставило замечательные образцы светского искусства: героические и лирические эпосы (о Ролланде, о Нибелунгах, о Тристане и Изольде, о короле Артуре и др.), великолепные образцы любовной лирики (поэзия вагантов и трубадуров).

Духовное развитие нашло отражение в архитектуре. Романский стиль, взявший за основу римскую базилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию. Сменивший его готический стиль, как бы объединяющий архитектуру, скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь.

Особый вклад в развитие европейского средневекового общества внесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образованность, предприимчивость и активность. С возникновением университетов в города переместился центр интеллектуальной жизни. Городская культуры носила ярко выпаженный светский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатирические истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не только рыцарей и духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки. В то же время на городской почве развивалась и любовная лирика, и реалистическая прозаическая новелла.

2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)

Для данного периода характерна модернизация, которая включала в себя: урбанизацию — небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию, т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно божественным законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период — это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир.

Менялся тип личности. Человек стал мобильнее, быстрее приспосабливаться к изменениям, так как он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничен, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни.

Произошло значительное ускорение темпов роста населения в Европе. Так, к XVI в. население Европы выросло с 69 млн. до 100 млн. чел., а в XVII в. составляло уже 115 млн. Основную часть населения Европы составляли сельские жители (80-90%). Продолжается дальнейший рост городов. Самым большим городом Европы был Париж (300 тыс. чел.), а также Неаполь (270 тыс. чел.).

Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление наций происходило также в Испании, Германии, Италии.

XV в. стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями благодаря Великим географическим открытиям. На их первом этапе (конец XV-начало XVI вв.) инициатива принадлежала испанцам и португальцам. Они открыли Новый Свет и совершили первое кругосветное плавание. В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку, в 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, привел корабли в Индию. На втором этапе (сер. XVI-сер. XVII вв.) инициативу перехватили голландцы, англичане и французы. В XVII в. была открыта Австралия, европейцы провели свои корабли вокруг Америки и Азии. После Великих географических открытий расширились представления людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан. Приток драгоценных металлов в Европу вызвал революцию цен, удорожание продуктов питания и сырья для производства. После великих географических открытий в Европе появились маис, картофель, томаты, фасоль, стручковый перец, какао-бобы.

Встреча Европы со всем остальным миром имела драматический характер. В завоеванных испанцами и португальцами заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля.

Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством (ремесленное производство к этому времени дробилось уже примерно на 100 отраслей и подотраслей). Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Там наряду с ручными орудиями труда начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появились помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии — доменные печи на каменном угле, в металлообработке — механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. В текстильном производстве распространялись самопрялки, а вертикальный ткацкий станок заменился горизонтальным. Появились новые типы тканей: меланжевые, бумазея. Развилось производство шелка в Италии и Франции, тонкого и грубого сукна в Англии. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства.

Значительный научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр.

Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания, считающей Землю центром Вселенной, была выдвинута и разработана идея гелиоцентрического строения мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Тихо Браге, Иоганн Кеплер). Достижения астрономии получили и свое практическое применение. Был создан более точный календарь.

Наступил перелом в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт и Паскаль). Немалых успехов достигли химия, биология, физиология, медицина. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания. Появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Крупнейшими представителями этих философских воззрений были англичанин Френсис Бэкон и француз Рене Декарт. Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основы педагогической науки. Ведущими европейскими университетами Европы становятся Сорбонна (Франция), университеты в Падуе (Италия), Саламанке (Испания), Кембридже и Оксфорде (Англия), Лейденске (Голландии), Упсале (Швеции).

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменились. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютная монархия. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом.Европейский абсолютизмначал складываться еще в XV в., но расцвет его в рамках крупного централизованного национального образования приходится наXVII в.

Подъем производительных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру, ибо этот обновляющийся мир уже все менее соответствовал традиционной системе представлений, рожденной Средневековьем. Эта революция в духовной жизниЗападной Европы получила названиеэпохи Возрождения, илиРенессанс,(XVI-начало XVII вв.)и стала одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации.

Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но, прежде всего в самой гуманистической идеевозвышения человека, гармонии его духа и тела. Это был отказ от средневекового противопоставления тела и души, осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. Именно этим духом пронизаны произведения представителей раннего итальянского гуманизма XIV в. (поэта и философаФ.Петраркии писателяД. Боккаччо).В изобразительном искусстве художники пытались воскресить классические образцы Античности, но отражали эпоху, в которую жили и творили (Рафаэль, Веласкес, Тициан). Воспевая совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливались воедино, они в то же время зорко вглядывались в окружающую их реальную жизнь.

В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм. Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Писатели, как и философы, стремились создать гармонию двух начал телесного и духовного, искать ответ «что есть добро и зло, в чем подлинные ценности человека». Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Изменяющийся европейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул основы ее учения, культ и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций. Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе РеформациивXVI в.возникло третье направление христианства —протестантизм, который в свою очередь подразделился налютеранство,кальвинизмиангликанскую церковь. Протестантизм, более, чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени.

Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство, христианское вероучение, названное по имени его основателяМартина Лютера,который утверждал, что божественная благодать доступна каждому без посредничества церкви, что не церковные таинства, а личный выбор человека и личная вера открывают ему путь к благодати.

Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвинв Женеве. Основной догматкальвинизма— учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально с момента его сотворения. Проклятие или благодать лежит на человеке можно определить тем, насколько в его земной жизни ему сопутствует успех или неуспех. Поэтому, человек должен постоянно трудиться, ибо труд — это божий дар, а лень — величайший порок. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, вполне соответствовала нарождающейся рыночной капиталистической системе с ее рационализмом и стремлением к эффективности. Вполне соответствовало новым временам и демократическое устройство церкви, провозглашаемое протестантами, когда основной ячейкой церкви провозглашалась община верующих, которые сами избирали из наиболее влиятельных людей своих старейшин —пресвитеров. Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Не случайно под знаком кальвинизма прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии.

Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканскойцеркви, сохранившей, правда, многое от католичества. Это была Реформация сверху, отвечавшая в большей степени интересам правящего слоя, который стремился к укреплению монархии, к независимости от власти пап. Парламент провозгласил Английскую церковь независимой от Рима, а короля главой этой церкви.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

studfiles.net

Кризис 14 столетия в Европе

Количество просмотров публикации Кризис 14 столетия в Европе — 1113

Возникновение и распространение ислама

Ислам – одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всœех континœентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населœения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику

7 век нэ, территория Аравийской пустыни, заселённой коче­выми арабскими племенами, основатель Мохамед, выходец из купеческой среды. Первоначально вы­ходцы ислама слились к идее монотеизма — ᴛ.ᴇ. признать Аллаха единым богом и вручить свою судьбу ему; честной торговле, борьбе с ростовщиками. 622г Мохамед и его сторонники бегут в Ме­дину, но уже в 6З0г он выезжает в Мекку и в 632г он умирает и с тех пор мусульмане разделяются на шиитов и суннитов, которые враждуют между собой. Процесс арабизации кочевых племён занимал очень короткое время, он шёл 2 путями: экономическое поощрение; завоевательные походы. Вся территория от Испании до Ср.
Размещено на реф.рф
Азии становится территорией распространения ислама

Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель. В покоренных арабами странах повинности крестьянского населœения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населœения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата͵ охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение вXIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири

Характеризуется преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств, которые возникли в результате усиления городов и образования союза между городами и королевской властью. Опираясь на финансовые средства городов, короли смогли создать и содержать постоянную наёмную армию для борьбы с непокорными феодалами.

С появлением в начале 14 в. огнестрельного оружия постепенно уменьшается значение и роль рыцарства. В течение 14 века практически всœе крестьяне в Европе получили личную свободу. Феодалы сопротивлялись.

Мн. страны сотрясали крестьянские восстания:

Жакерия во Франции, 1358 ᴦ.

Восстание крестьян в Англии в 1381 ᴦ.

Огромную роль в общем кризисе феодализма сыграла эпидемия чумы, опустошившая Европу в серединœе 14 века. Уменьшение числа населœения привело к уменьшению распаханных площадей и уменьшению доходов помещиков. Но потребности феодалов росли. Это влекло за собой рост эксплуатации. Помещичьи хозяйства начали втягиваться в рынок. В Восточной Германии увеличились оброк и барщина. В Англии многие хозяйства стали специализироваться на разведении овец. В целях увеличения пастбищ сгоняли с земли крестьян. На севере Франции получила распространение аренда.

Столетняя война между Англией и Францией (1337-1453 гᴦ.) Причины: спор из-за графства Фландрия. Повод: претензии английского короля на престол.

Война Алой и Белой Роз в Англии (1455-1485 гᴦ.). Причины: недовольство значительной части общества неудачами в Столетней войне, а также политикой, проводимой женой короля Генриха VI

referatwork.ru

Кризисы изменившие Европу | Исторические сюжеты

Войны, социальные потрясения, эпидемии и природные катаклизмы на протяжении тысячелетий сотрясали Европу, каждый раз меняя ее геополитический вид и определяя пути развития. Европа шла от кризиса к кризису…

Падение Римской империи (476)

Два мощных удара – в 410 году вестготов и в 476 году германцев – сокрушили, казалось бы, вечную Римскую империю. Это поставило под угрозу достижения античной европейской цивилизации.
Кризис Древнего Рима не пришел внезапно, а долгое время вызревал изнутри.

Военный и политический упадок империи, начавшийся в III веке, постепенно привел к ослаблению централизованной власти: она больше не могла управлять разросшейся и многонациональной империей.

Пытаясь решить свои проблемы за счет народных масс, Рим нажил себе грозного врага: волнения в среде крестьянства, колонов и рабов создавали серьезные проблемы римскому правительству.

Священная Римская империя в X веке

На смену античному государству пришла другая – феодальная Европа с ее новым организующим центром – «Священной Римской империей». Европа на многие столетия погрузилась в пучину смуты и раздора.

Чума (1346-1353)

Самая страшная эпидемия чумы прокатилась по Европе в середине XIV столетия. Зародившись в Азии, «черная смерть» с новой силой обрушилась на северные страны.

За один только 1348 год от чумы умерло около 15 млн. человек – четверть населения Европы, а к 1352 году количество жертв достигло 25 млн.

Медицина средневековой Европы, находящаяся во власти религиозных предрассудков, оказалась совершенно не готова к противостоянию напасти. Немало врачей отказывало в помощи больным, опасаясь быть зачумленными.

Последствия эпидемии оказались катастрофическими для демографии Европы, которая восстановилась лишь к XIX столетию. Чума также повлияла на культурные и социально-экономические процессы в европейских странах. Казавшиеся прочными феодальные отношения дали трещину.

Протестантские войны (1562—1598)

В конце XVI века французская монархия переживала тяжелейший кризис. Итальянские походы Франции не удались, дворянство и аристократия находились на гране разорения, вовсю бушевал конфликт между католиками и протестантами. Все это вылилось в гражданскую междоусобицу.

С одной стороны за престолонаследие боролись Валуа, Гизы и Бурбоны, с другой – гугеноты добивались свободы вероисповедания. Примирения, казалось бы, удалось достигнуть, но кровавая бойня «Варфоломеевской ночи» (1572) свела на нет все усилия миротворцев.

Война вспыхнула с новой силой. А когда в конфликт вмешался Вильгельм Оранский, события грозили потрясти устои не только католического мира, но и всей Западной Европы. Впрочем, разум восторжествовал. Нантский эдикт (1598) стал первым в истории документом, провозгласившим религиозную веротерпимость.

Семилетняя война (1756-1763)

Уинстон Черчилль, наверное, справедливо назвал Семилетнюю войну Первой мировой, так как она охватила территории от Филиппин до Южной Америки. Но основной театр военных действий развернулся в Европе – в него оказались втянуты все крупные европейские страны.

Семилетняя война родила новую силу: в традиционное соперничество Франции и Англии вмешалась Пруссия, которая после прихода к власти Фридриха II постепенно превращалась в мощную державу.

Пруссия, ведшая кровопролитные войны с Австрией, в конце концов укрепила свое господство в Восточной Европе. Окончание войны дало толчок объединению немецких земель.


Итоги Семилетней войны оказались позитивными и для России. Сражения выковали блестящих военачальников Екатерининской эпохи – Румянцева и Суворова: теперь Европе пришлось считаться  с Россией как с серьезной силой.

Великая французская революция (1789-1799)

После поражения в Семилетней войне во Франции назревали серьезные перемены. Королевская власть себя дискредитировала не только в глазах рядовых граждан, но и в среде дворянства и буржуа. В стране не было четкого законодательства, коррупция преступила все разумные границы, а архаичная система привилегий упорно тянула королевство назад.

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция не просто превратила Францию из монархии в республику, но и подытожила крах старого европейского порядка. Ее лозунг: «Свобода, равенство, братство» еще долго будоражил умы революционеров всех мастей и сословий.

Французская революция не только заложила основы демократизации европейского общества – она предстала как жестокая машина бессмысленного террора, жертвами которого стали около 2 млн. человек.

Но Европа не извлекла ее печальные уроки: революции последующих столетий по своей беспощадности станут достойными продолжателями французской предшественницы.

Наполеоновские войны (1799-1815)

Наполеон Бонапарт стал одним из ужасных детищ французской революции. Его неуемные имперские амбиции на 15 лет погрузили Европу в хаос. Все началось с вторжения французских войск в Италию, а завершилось бесславным поражением в России.

Будучи талантливым полководцем, Наполеон, тем не менее, не гнушался угрозами и интригами, которыми подчинил своему влиянию Испанию и Голландию, а также убедил вступить в союз Пруссию, но затем бесцеремонно предал ее интересы.

Бонапарт был одержим идеей передела Европы и успешно начал осуществлять свои планы: так на карте появились Королевство Италия, Великое герцогство Варшавское и целый ряд других мелких территориальных образований.

В окончательных планах полководца был раздел Европы между двумя императорами – им самим и Александром I, а также ниспровержение Британии. Но непоследовательный Наполеон сам свои планы и менял.

Поражение в 1812 году от России привело к краху наполеоновских замыслов и в остальной Европе. Парижский мирный договор (1814) вернул Францию в ее прежние границы 1792 года.

Первая мировая война (1914-1918)

Причины Первой мировой войны ведут к попыткам Бисмарка возродить систему союзов между европейскими державами, усиливающемуся национализму и колониальной политике Германии.

Напряжение накануне войны в Европе достигло максимума, а поэтому предсказуемо быстро все ведущие страны оказались втянуты в военный конфликт.

Такого масштабного противостояния в Европе еще не было. В него было вовлечено 38 из 59 существовавших в то время независимых государств. В мобилизации участвовало более 73 млн. человек. Поражает и количество жертв – убито и умерло от ран 9,5 млн. Более 20 млн. ранено, а 3,5 млн. остались калеками.

Первая мировая война во многом определила пути развития некоторых европейских стран: в России и Германии пришел конец империи, распалась Австро-Венгерская монархия, а в Прибалтике появились независимые государства. Но самым страшным итогом стал рост реваншистских настроений в Германии.

Вторая мировая война (1939-1945)

Вторую мировую войну можно рассматривать как продолжение не решенного конфликта между европейскими странами во время Первой мировой.

Новый виток противостояния двух военно-политических коалиций вошел в историю как самая крупномасштабная война. Она велась на территории 40 стран, и в ней принимало участие 72 государства.

Нет равных Второй мировой войне и по количеству людских жертв – по некоторым подсчетам 65 млн. человек! Учитывая, что основные события разворачивались на европейских фронтах, эта война заметно ослабила положение Европы в общемировой политике и экономике.

Итоги войны коренным образом повлияли на положение стран Восточной Европы, в которых утвердились социалистические режимы. Это в свою очередь на долгие годы способствовало охлаждению отношений между СССР и западноевропейскими странами.

 

Тарас Репин

 

 

 


link

storyfiles.blogspot.com

Кризис культуры в 14 веке. Поздняя готика и гуманизм и их отражение в литературе.


ТОП 10:

1) Историческая ситуация. В 14 веке Европа оказывается в глубоком экономическом и социальном кризисе, который останавливает развитие городской цивилизации и порождает новые формы организации общественной жизни, новые концепции реальности и культуры. В начале столетия демографическое развитие коммунальной структуры достигает своей наивысшей точки. В это же время останавливается развитие сельского хозяйства, и для имеющегося населения становится все более сложным найти себе продукты питания в достаточном количестве. На сельскохозяйственный цикл производства большое влияние оказывают многочисленные стихийные бедствия, общее недоедание облегчает распространение различных болезней и эпидемий. Самой тяжелой и непреодолимой из них становится бубонная чума, пришедшая с Востока и в 1348-1351 гг. охватившая Италию и всю Европу, быстро распространяясь в городах и на треть снижая число населения (она нашла отражение в “Канцоньере” Петрарки и в “Декамероне” Боккаччо). С середины столетия во всей Европе начинается экономический спад, который усиливается новым эпидемиями чумы. Многие обрабатываемые поля приходят в запустение, сельскохозяйственное производство еще больше снижается. Существенным нестабильности являются и войны — в первую очередь Столетняя война между Францией и Англией, 1337-1453. Экономический спад приходит в Италию именно в тот момент, когда коммунальная цивилизация достигает своей высшей точки развития, а купцы крупнейших городов полуострова завоевывают контроль над самыми значительными рынками мира. Однако кризис не привел к экономическому краху купечества. В целом столетие характеризуется высокой степенью конфликтности, продиктованной борьбой за выживание и за сферы влияния. Те принципы, которыми руководствовалась общественная жизнь в предыдущем столетии, потеряли свое влияние. Идеалы как таковые остаются достоянием только людей культуры — либо, низших слоев общества, где еще находит поддержку проповедь бедности и мира, когда-то столь широко распространявшаяся монахами-францисканцами. В результате локальных войн создается иная система государств: это региональные государства, существование которых будет достаточно стабильно вплоть до конца 18 века. Наряду с этим происходит постепенный распад коммунальной системы в центральной и северной части Италии, вместо коммун появляются Синьории, — процесс этот, начавшись еще в предыдущем столетии, сейчас находит свое завершение. Символической датой, ознаменовавшей окончание этого периода, можно считать 1378 г., когда в основном экономический кризис казался преодоленным, в Рим вернулся папа после Авиньонского противостояния, произошел Великий раскол церкви.

2) Кризис культуры. К этому времени широкий читательский интерес вызывает литература на volgare. Во флорентийской культуре возникают предпосылки распространения volgare как языка для всего полуострова, уменьшается количество литературно-лингвистических экспериментов и использование других романских языков (за исключением Венето, где в широкой степени еще сохраняется лит. творчество на французском). Изменяется место литературы в общественной жизни: самый важный момент заключается в том, что от активного участия в коммунальной жизни (как было в 13 веке) литература становится прежде всего формой потребления и использует в большинстве случаев те формы и материалы, которые были “наработаны” в последние десятилетия предыдущего столетия. Таким образом, превалирует литература, основной функцией которой является развлекательность (intrattenimento).

3) Центры культуры. Самым крупным и значительным центром остается Флоренция, которая в это время еще более упрочивает свою роль и значение, — в то время как резко уменьшается значимость иных центров Тосканы (за исключением Сиены). Многие из флорентийских писателей (в их числе Данте, Петрарка, Боккаччо) по тем или иным причинам переезжают из одного города в другой, способствуя таким образом распространению флорентийских моделей литературы по всему полуострову. Во Флоренции существует уже целое производство по выпуску рукописных книг (в первую очередь “Комедии” Данте). Однако в определенном смысле литература Флоренции остается закрытой, она питается моделями либо авторов 13 века, либо заложенными в творчестве Данте, развивает некоторые народные жанры. Здесь проявляется значительный интерес к повествовательной прозе, — и крупнейшим образцом такой литературы (связанным, впрочем, со всем литературным горизонтом Италии) станет “Декамерон”.

Неаполь, центр королевства Роберта Анжуйского, несет на себе отпечаток французского и флорентийского влияния. Французская культура и литература имела хождение ввиду того, что королевством правила французская династия, — а давние связи черных гвельфов Флоренции с неаполитанским двором способствовали распространению и флорентийской культуры. В этом климате в 20-30-е гг. происходит формирование литературных вкусов Боккаччо, тесные связи были с неаполитанским двором и у Петрарки (не случайно, что именно Роберт Анжуйский должен был “проэкзаменовать” поэта перед тем, как увенчать его лавровым венцом короля поэтов). После смерти Роберта и вследствие борьбы за трон традиция развития культуры в Неаполе значительно ослабевает, хотя и остается устойчивый интерес к изучению античности, которому впоследствии суждено стать одним из основных элементов гуманизма.

Определенной динамичностью и живостью — тоже почерпнутыми из флорентийской культуры — сохраняли Венеция и дворы венецианской области. Устойчивой традицией остается изучение античного наследия в Вероне и Падуе, — этому во многом поспособствовало длительное пребывание в Падуе Петрарки. Однако произошедшее вскоре падение синьорий делла Скала и Каррара значительно уменьшили впоследствии культурное значение этих городов.

Очень крупным центром культуры, притягивавшим многих итальянских писателей и интеллектуалов, на протяжении многих десятилетий оставался Авиньон, остававшийся на протяжении более чем восьмидесяти лет местонахождением папы. Именно здесь культивируется интерес к античности, здесь рождается новый взгляд на использование в литературе латыни. Крупнейшим именем, связанным с этим международным центром литературы и философии, было без сомнения имя Петрарки.

Поздняя готика и гуманизм.

Художественное и литературное творчество в 14 веке отмечено двумя противоположными тенденциями, которые могут быть определены как поздняя готика и Гуманизм.

Поздняя готика представляет собой использование схем народной (volgare) культуры предыдущего столетия, т.е. всякое использование форм куртуазной и коммунальной культуры, а в более общем плане — как всякое воспроизведение схем, отработанных и ином контексте, основанных на моделях изысканного, благородного характера, обращение к которым сейчас происходит с целью любования и определенного ностальгического сожаления. Такое отношение к ним связано с ощущением конца определенной модели мира и цивилизации ( не случайно поэтому так широко была распространена тема смерти и, следовательно, преходящести любых человеческих ценностей). К этой концепции хорошо подходит определение “осень Средневековья”, данная этому периоду голландским историком Йоханом Хёйзинга в его одноименной книге.

Концепция Гуманизма соотносится с культурой, более тесно связанной с рассмотрением человека как индивидуальности и конкретности. В ее развитии основополагающую роль играет внимательное изучение античности мира, который противопоставляется посредственному, ничем не примечательному миру современности. Ностальгическим тонам поздней готики гуманизм противопоставляет понятие положительности и равновесия. Античность рассматривается в не в том уменьшенном и адаптированном виде, как это было выгодно Средневековью — и даже во времена Данте, — она становится основой для renovatio (обновления), к возврату к идеалам достоинства, справедливости, человечности.

Первым главой гуманистической школы может по праву считаться Петрарка, именно он станет своего рода эталоном для гуманистов 15 века. Предгуманистами считаются ученые и интеллектуалы рубежа 13 и 14 веков, много усилий потратившие на распространение знаний об античности, которые в то время еще были мало известны. Первым крупным центром, объединившим тех, кого глубоко интересовало античное наследие, была Падуя, в которой изучение античности было непосредственно связано с юридическим ремеслом и с их прямым участием в жизни города, еще до появления синьорий. Выдающимся писателем здесь был нотариус Альбертино Муссато (Albertino Mussato,1262-1329), автор трагедии “Acerinis”,- написанная на латыни, она, тем не менее, может считаться первой трагедией в итальянской литературе.

6) Поэзия на “volgare”. Для поэзии на volgare в 14 веке в большей степени применима концепция поздней готики. Она адаптирует поэтические схемы второй половины 13 века, описывает идеалы куртуазного мира, распространяются описательные, идиллические формы. Большую роль играет наследие “сладостного нового стиля”. Среди авторов следует упомянуть ЧиноРинуччи (Cino Rinucci, ок.1350 — ок.1417), Антонио Беккари (Antonio Beccari, 1315 — ок.1374), Франческо ди Ванноццо (Francesco di Vannozzo, ок.1340 — после 1389).

7) Развитие прозы. В прозе происходит переложение латинских авторов, подражание античным моделям, которое приводит к постепенному улучшению произведений на volgare, к совершенствованию их формы, — моделью такой прозы станет позднее “Декамерон”. Проза на volgare получает распространение прежде всего в Тоскане, в то время как в других областях развивается преимущественно исторический жанр и хронистика. Эти же жанры активно развиваются и в самой Флоренции, в основном теми авторами, которые сами участвуют в политической жизни коммуны. Из произведений вырисовывается живой образ социальных конфликтов, происходивших в городе вплоть до установления синьории.

Самой известной хроникой является “Cronica delle cose occorrenti ne’ tempi suoi” Дино Компаньи (Dino Compagni, ок.1255 — 1324). Три книги этой хроники рассказывают о событиях в Флоренции с 1280 по 1312 гг., в том числе и о тех, в которых участвовал Данте, — она направлена против продажности политической жизни.

Совсем иного плана “Cronica” Джованни Виллани (Giovanni Villani, ок.1280 — 1348), флорентийского купца, повествование которого начинается от строительства Вавилонской башни и доходит до года смерти самого автора. Автором книг морального содержания, путевых заметок, технических текстов был Паоло ди Чертальдо (Paolo di Certaldo), крупнейшим произведением которого считается “Libro di buoni costumi”.

 




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *