Содержание

Подводные лодки Кригсмарине 1939-1945. Справочник-определитель флотилий

Состояние
Новый

лот № 8261428 Удалён Froman (568)

Количество:
1
Блиц-цена:
1000₽
Предложить цену
Местонахождение:
Россия, Москва, Тверской, Москва
Доставка:

Курьер 400₽

Почта упаковка 150₽ + по тарифу почты

Варианты оплаты:

Другой вариант (см. описание лота)

Показать все лоты продавца (600)

  • Описание
  • Комментарии
  • Продавец
  • История

Ориг.название

Kriegsmarine U-Boats 1939-1945: The Spellmount Submarine Identification Guide

Крис Бишоп

Формат издания

205х260 мм (большой формат)

Количество страниц

192

Год выпуска

2007

Книга английского военного историка Криса Бишопа «Подводные лодки Кригсмарине 1939-1945. Справочник-определитель флотилий» является компетентным справочником по подводному флоту Германии во Второй мировой войне, который дает возможность проследить организационную структуру гитлеровского подводного флота с начала войны в Северной Атлантике до последних дней Третьего рейха. На страницах книги представлена не только краткая история каждой флотилии, но и изображение эмблемы части, боевое расписание, а также рассказ об особо прославившихся лодках и наиболее результативных командирах.

С уверенностью можно сказать, что это превосходно иллюстрированное издание станет долгожданным подарком как специалистам, так и любителям военной истории.

Комментарии
Информация о продавце
Пользователь
Froman (568)
Дата регистрации
15.11.2015
Был на сайте
26.05.2023 14:02:35
Местонахождение
Россия, г Москва
Рейтинг
609
Другие лоты продавца

2050₽

29д, 23ч 52м

Froman (568)

Россия, Москва, Тверской, Москва

1000₽

29д, 23ч 3м

Froman (568)

Россия, Москва, Тверской, Москва

4700₽

29д, 22ч 49м

Froman (568)

Россия, Москва, Тверской, Москва

2850₽

29д, 22ч 35м

Froman

(568)

Россия, Москва, Тверской, Москва

2300₽

29д, 22ч 21м

Froman (568)

Россия, Москва, Тверской, Москва

150₽

29д, 18ч 20м

Froman (568)

Россия, Москва, Тверской, Москва

2100₽

29д, 10ч 34м

Froman (568)

Россия, Москва, Тверской, Москва

2100₽

29д, 10ч 31м

Froman

(568)

Россия, Москва, Тверской, Москва

  • Предложения
  • Продажи
История предложений

Нет предложений по данному лоту.

История продаж
ПользовательЦенаКол-воДата
DAVEY (1)1000₽119.02.2021 16:10:52

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.). ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.).

ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.

Действия немецкого подводного флота в годы Второй мировой войны на просторах Мирового океана вызывают постоянный интерес отечественных и зарубежных историков. За последнее время появилось значительное число публикаций, связанных с боевой деятельностью германских подводников на севере СССР, а также наличием тайных баз подводных лодок противника в Арктическом бассейне (1941–1944 гг.

). В своих публикациях авторы напрямую связывают активность немецких субмарин в акватории Северного Ледовитого океана в 1942–1944 гг. с наличием на Новой Земле и других островах, а также в устье Енисея оборудованных для длительной эксплуатации баз кригсмарине. В частности, в этих источниках, наряду с Новой Землей, упоминаются острова Мона и Междушарский.

Следует отметить, что действия подводных сил Германии в этом регионе, особенно в Карском море, отслеживались советскими органами госбезопасности и тщательно документировались.

В этих документах сосредоточена информация в виде докладных записок, сообщений, телеграмм, агентурных сообщений о расследовании обстоятельств гибели ряда советских конвоев, в частности, ВА-18 и БД-5, а также отдельных боевых кораблей и торговых судов, десантах немецких подводников на северные острова, борьбе с минными постановками, предпринимавшихся мерах противодействия деятельности морских сил противника.

Как видно из материалов, первое обнаружение немецких подводных лодок зафиксировано в районе Мурманска и в акватории Белого моря уже в июле 1941 г. Статистика обнаружения вражеских субмарин в этом году выглядит следующим образом: июль — 11, август — 12, сентябрь — 36, октябрь — 42, ноябрь — 10.{214} Особенно успешным для немецких подводников был август (пик летней навигации на Севере) и октябрь — ноябрь (при завершении проводки судов в Арктическом бассейне). В эти месяцы были потоплены в результате торпедных атак 6 единиц: 17 августа СКР «Жемчуг», 22 августа транспорт «Поморье», 26 августа тральщик «ТЩ-44», 18 октября транспорт «Аргунь», 6 ноября СКР-70, 15 ноября тральщик ТЩ-34.

{215}

Уже с весны 1942 г. подводные лодки противника начали появляться в юго-восточной части Баренцева моря и вдоль западного побережья Новой Земли. К концу лета этого года противник обнаружил себя и на арктических коммуникациях в Карском море. Немецкими подлодками ставились мины на подходах к Югорскому и Маточкину шару, острову Диксон. Статистика обнаружения вражеских субмарин в 1942 г. выглядит следующим образом: январь — 1, февраль — 1, март — 2, апрель — 1, июль — 12, август — 8, сентябрь — 13, октябрь — 3, декабрь — I. {216}

О сложной обстановке можно судить по письму Транспортного управления НКВД СССР 21 августа 1942 г. в Управление ОО НКВД СССР: «[…] Имевшиеся, начиная с июня месяца с.г., сигналы достаточно определенно указывали на то, что немцы готовят значительные операции в районе Новой Земли, Баренцева и Карского морей. […] Однако достаточных мероприятий не последовало и активность противника, продолжая нарастать, превратилась в реальную угрозу для наших коммуникаций в районе этих морей и непосредственно для побережья.

27 июля подводная лодка противника посетила бухту Кармакуля и артиллерийским огнем уничтожила 2 самолета. […] В районе обстрела уничтожены также 3 дома и 2 склада.

17 августа с.г. в районе Матвеева острова подводная лодка противника подвергла артиллерийскому обстрелу караван судов, направлявшихся из Хабарово в Нарьян-Мар. Потоплены пароход “Комсомолец”, баржи, мотоботы и погибло 305 человек.

19 августа с.г. подводная лодка противника обстреляла рыбаков в районе Черной Губы на острове Новая Земля{217}.

1943 г. отмечается расширением зоны действия немецких подводных лодок. Начиная с июля, субмарины противника действовали не только в районе Новой Земли, их появление неоднократно зафиксировано в Енисейском заливе. К несомненному успеху немцев следует отнести разгром в сентябре 1943 г. конвоя ВА-18, когда за один день были потоплены два транспорта и боевой корабль.

12 августа 1944 г. был уничтожен конвой БД-5, в результате чего погибли транспорт и два тральщика. Вследствие торпедной атаки немцев 16 января 1945 г. погиб эсминец Северного флота «Деятельный», 20 января был торпедирован эсминец «Разъяренный», который остался на плаву и был отбуксирован в базу.

Уничтожение подводных лодок противника входило в сферу деятельности кораблей Северного флота и Беломорской военной флотилии. Контрразведчиков же волновали другие проблемы.

Во-первых, наличие у противника информации о движении наших судов, слишком уверенные действия немецких подлодок и рейдеров, хорошие знания ими трассы Севморпути, гидрологической и гидрографической обстановки в Карском море.

Во-вторых, возможное наличие у немцев в Арктике пунктов дозаправки, а также гидрометеопостов.

Истоки этих проблем уходят к летней навигации 1940 г. Тогда в результате переговоров между Германией и СССР руководство нашей страны дало согласие на проводку Севморпутем немецкого торгового судна «Комета». Как выяснилось позже, «Комета» была замаскированным немецким рейдером, который после проводки натворил много бед в Индийском океане, потопив около десяти торговых судов союзников. Следуя по трассе Севморпути, немцы проводили тщательную фотосъемку. В одном из докладов наших моряков и лоцманов, например, указывалось, что немцы «фотографировали непрерывно берега, фотографировали все объекты, которые только встречали на своем пути. Фотографировали острова, мимо которых проходили, около которых стояли, фотографировали мыс Челюскина». При малейшей возможности делали промеры глубин; высаживались на берег и фотографировали, фотографировали, фотографировали…

Нашей традиционной беспечностью веет от текста радиограммы начальника Главсевморпути И. Д. Папанина, направленной одному из лоцманов, проводивших «Комету»: «[…] Нет сомнений, что немцы посылали одно суденышко только с целью изучить трассу, покажи, так сказать, им трассу […] пусть ледокол проведет через лед»{218}.

Сведения о навигационном оборудовании Северного морского пути, полученные во время перехода «Кометы», позволили германскому морскому штабу заблаговременно развернуть систему радиометеостанций на арктических островах Северного Ледовитого океана (в том числе и на архипелаге Шпицберген в нарушение Парижского договора 1920 г.). Данные о советских полярных станциях в Арктике, организации их радиосвязи, результаты промеров глубин в проливах были обобщены немецкими специалистами и в июне 1941 г. изданы секретным приложением к «Наставлению о плавании в арктических морях».

Опыт ледового плавания «Кометы», доскональное изучение навигационных условий Севморпути помогли немецким подводным лодкам в 1941–1945 гг. пиратствовать в наших северных водах.

Из справки ОКР «Смерш» СФ от 15 октября 1943 г. : «Есть основания предполагать, что противник имеет достаточно разведывательных данных (как ледовых, так и войсковых) по западному сектору Арктики. В частности, противнику в этом также помогло появление в открытой печати (газета “Известия” № 129/7815 от 04.06.42 г.) данных о подготовке наших действий в Арктике и ряд корреспонденции в одной из радиопередач из г. Архангельска, а также открытые переговоры судов ГУСМП как между собой, так и полярными станциями»{219}. Кроме того, в ходе расследований обстоятельств гибели наших конвоев контрразведчики установили, что «немцы точно знали, по какому фарватеру пойдут корабли, несмотря на то что шли по этому фарватеру впервые»{220}.

Наличие баз подтверждается множеством данных, обобщенных в документах ОКР «Смерш» СФ справкой о деятельности немецких подводных лодок, подготовленной в октябре 1943 г.:«[…] Дает возможность предположить об использовании противником о. Междушарского как пункта наблюдения и связи для действующих в районах Новой Земли подлодок и самолетов противника. 13–14 октября 1942 г. на о. Междушарском пролетавшим самолетом БВФ был обнаружен самолет противника, который при снижении нашего самолета обстрелял его. Организованным десантом для захвата самолета противника на место его приземления были обнаружены следы бывшей здесь радиостанции противника. Самолета не оказалось»{221}.

10 августа 1944 г. в бухте Полынья Енисейского залива была отмечена высадка десанта. Из докладной записки ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии: «10.08.44 г., около 10 часов утра, в непосредственной близости от берега в бухте Полынья Енисейского залива Красноярского края в надводном положении была обнаружена вражеская подводная лодка. […] Подойдя к берегу на расстояние четверть километра, подлодка по направлению мыса Полынья стала давать флажками сигналы. Одновременно к берегу от подлодки направлялась резиновая шлюпка, которая в скором времени возвратилась обратно и была поднята на борт. Пробыв в бухте около часа, подлодка ушла курсом на восток. […] Таким образом, факт обнаружения подлодки противника в бухте Полынья 10. 08.44 г. в надводном положении под военно-морским флагом Германии и попытки команды указанной лодки быть на берегу дает все основания предполагать о том, что данная подлодка могла идти с целью высадки или приемки разведывательно-диверсионной группы, созданной из числа выселенных в Енисейский залив немцев, но ошиблась районом»{222}. Проанализировав действия противника против наших судов за 1944 г., контрразведчики сделали вывод, что, «как правило, немецкие подводные лодки, находящиеся в данное время на Севере, действуют на фарватерах, указанных в нашей лоции военного времени. Это обстоятельство дает полное основание считать, что противник об этом хорошо осведомлен»{223}.

25 сентября 1944 г. высаженный с двух подводных лодок десант разгромил станцию Главсевморпути на мысе Стерлегова (Карское море), уничтожив три жилых дома, радиостанцию, метеопост, машинное отделение и три склада с продовольствием. Но главной удачей немцев стали захваченные ими секретные документы, в том числе переговорные коды и таблицы с ключами, сигнальные книги. Из семи человек, находившихся на станции, немцами были захвачены и перевезены на лодках пять человек.

В спецсообщении ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии о захвате метеопоста на мысе Стерлегова приводятся показания бежавшего от немцев сотрудника поста Г.В. Бухтиярова, который допрашивался немецкими подводниками: «В процессе этого разговора Бухтияров в окно заметил, что подлодка снялась с якоря и ушла в море, якобы спросил переводчика, куда ушла лодка, на что последний ответил: “На заправку к нашей базе”. Где находится эта база, переводчик не сказал. Предположительно можно считать возможность создания немцами таких баз на островах Мона»{224}.

В докладной записке от 18 января 1945 г., направленной на имя начальника УКР «Смерш» НКВМФ П.А. Гладкова, начальник ОКР «Смерш» СФ И.И. Гончаров отмечал: «Оперирование подлодок противника малого водоизмещения в Карском море, вдали от своих баз в Норвегии (Нарвик, Тромсе, Тронхейм), дает основание предполагать, что подводный флот противника имеет свои базы в Карском море. В 1944 г. […] на о. Подкова были обнаружены неизвестно кому принадлежащие запасы горючего, масел и продовольствия. [….] Нам известно, что в том же 1944 г. немецкие подлодки всплывали в различных бухтах северо-восточного побережья Карского моря и брали на борт людей из становищ. В поселке Ошмарино (устье р. Енисей) ОКР “Смерш” Карской военно-морской базы была обнаружена подпольная радиостанция. В районе о. Диксон весной 1944 г. имел место случай, когда всплывшая немецкая подводная лодка высадила на кромку льда неизвестного человека, след которого вел по направлению к о. Диксон. Высадку обнаружили местные жители, организовавшие поиск, который, однако, положительных результатов не дал. Не исключена также возможность насаждения противником своей агентуры на островах Карского моря, где для этого имеется достаточная почва. […] Оперативное обслуживание населения побережья и островов Карского моря возложено на органы НКВД и НКГБ, однако, как видно из приведенных фактов, это обслуживание фактически отсутствует, что, в свою очередь, облегчает разведке противника проводить свою деятельность на наших северных морских коммуникациях»{225}.

Вместе с тем 7 октября 1943 г. ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии докладывал в Москву: «[…] за последнее время работа радиостанции острова Диксон перебивается другой неизвестной радиостанцией, работающей на той же волне. По данным берегового радиопоста острова Диксон, указанная радиостанция работает якобы с подлодки противника, однако не исключено, что эта радиостанция может быть установлена в одном из пунктов побережья Карского моря по заданию германской разведки»{226}.

Следует отметить и тот факт, что подозрительные действия подводных лодок противника у нашего побережья отмечены и в начале 1945 г. Из справки 2-го отдела УКР «Смерш» НКВМФ от 20 февраля 1945 г.: «18 января 1945 г. 19 сигнально-наблюдательных постов СНИС Териберкского участка отметили подозрительные действия подлодки противника вблизи берега в районе восточнее Териберки.

В первом случае лодка выходила из Уединенной губы побережья, во втором случае лодка маневрировала в районе поста в надводном положении и передавала в сторону берега 5–6 бело-зеленых световых сигналов. Предполагается возможность высадки агентурных групп противника на нашем побережье. […] ОКР “Смерш” СФ направляет свою оперативную] группу для организации розыска и поимки разведывательно-диверсионных групп противника»{227}.

Не исключено, что немецкие подводники для пополнения запасов продовольствия и горючего использовали подготовленные еще до войны Главсевморпутем зимовки. Из справки ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии от 13 октября 1943 г.: «[…] Установлено: на восточном побережье о. Новой Земли в течение ряда лет ГУСМП организовывались зимовки: завозились продукты, строились дома и т.д.

Например, в заливе Благополучия обнаружена зимовка без людей, поставлен домик, оставлены большие запасы продуктов и много горючего.

Такие же освоенные места имеются севернее залива Благополучия и на южной стороне о. Новая Земля.

Есть также склады с горючим, но месторасположение их до сих пор неизвестно. […]

Высказывается предположение, что противник пользуется этими базами. Особенно это предположение подтверждается тем, что в навигацию 1943 г. немецкие подлодки несколько раз были отмечены в заливе Благополучия, избрав его для стоянки, а может быть, и пополнения из запасов продуктов и горючего»{228}.

Таким образом, имеющиеся документы подтверждают возможность наличия если не баз немецких подводных лодок, то временных гидрометеорологических постов и пунктов наблюдения и связи на островах Карского моря.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР

Глава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР Военная контрразведка секретным постановлением Совнаркома от 19 апреля 1943 года была передана в наркоматы обороны и военно-морского флота, при которых учреждались управления контрразведки «Смерш»

Кадры для военной контрразведки

Кадры для военной контрразведки Уже в первые месяцы войны резко возросла потребность в военных контрразведчиках. Для решения этой задачи при Высшей школе НКВД СССР 26 июля 1941 года были организованы Курсы подготовки оперативных работников для Особых отделов (приказ НКВД

15. Определение общей убыли ВС СССР за 1941–1945 гг

15. Определение общей убыли ВС СССР за 1941–1945 гг Приступим к определению утрат военнослужащих ВС СССР в целом за весь период войны. Предварительно необходимо сказать о том, что состав ВС СССР определялся по общей численности личного состава, входившего в РККА, РКВМФ, НКВД

Приложение 18 Материалы из следственного дела Военной коллегии Верховного суда СССР от февраля 1956 года о пересмотре обвинительного заключения на Кириллова Николая Кузьмича, вынесенного Военной коллегией Верховного суда СССР 25 августа 1950 года

Приложение 18 Материалы из следственного дела Военной коллегии Верховного суда СССР от февраля 1956 года о пересмотре обвинительного заключения на Кириллова Николая Кузьмича, вынесенного Военной коллегией Верховного суда СССР 25 августа 1950 года По приговору суда, Кириллов

Дальнейшие действия «Начи» в арктических водах

Дальнейшие действия «Начи» в арктических водах 11 мая американские войска начали высадку на Атту. В тот же день из Йокосуки вышел «Начи» и взял курс на север. Через четыре дня крейсер прибыл на Парамушир, где оставался в готовности до 10 июля. В этот день тяжелые крейсера

Глава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР

Глава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР Военная контрразведка секретным постановлением Совнаркома от 19 апреля 1943 года была передана в наркоматы обороны и военно?морского флота, при которых учреждались управления контрразведки

Немецкие сверхмалые подводные лодки и человеко-ториеды

Немецкие сверхмалые подводные лодки и человеко-ториеды Германия, одна из главных стран-участниц Второй Мировой войны, сравнительно поздно заинтересовалась миниатюрными подводными лодками и проведением подводных спецопераций. В первый период войны, несмотря на ряд

5.

2 Немецкие сверхмалые подводные лодки

5.2 Немецкие сверхмалые подводные лодки Уже в 1918 г. в Германии начались проектно-исследовательские работы над малыми подводными лодками с экипажем в 3–5 человек. Например, экспериментальная подводная лодка VB-80 имела турбину Вальтера мощностью 2000 л.с., позволявшей лодке

Иностранные подводные лодки предвоенного периода в РККФ СССР

Иностранные подводные лодки предвоенного периода в РККФ СССР К началу Великой Отечественной войны в состав РККФ входили пять подводных лодок, ранее служивших на флотах других государств. Первым трофеем советского флота стала английская подводная лодка L55, которая

Иностранные подводные лодки периода второй мировой войны в ВМФ СССР

Иностранные подводные лодки периода второй мировой войны в ВМФ СССР 26 июля 1944 года со стоянки под кодовым названием «Гранд-Отель» с острова Нуокко в финских шхерах вышла в свой первый Боевой поход германская подводная лодка U250. Подводной лодке предстояло действовать в

ОПЫТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ОПЫТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Проект 664В 50-х годах в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось

Подводные миноносцы: боевой дебют (Русские подводные лодки в войне 1904 – 1905 гг.)

Подводные миноносцы: боевой дебют (Русские подводные лодки в войне 1904 – 1905 гг.) Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки – новый тип корабля. Отдельные попытки использовать подводные аппараты в военных целях

Недостроенные немецкие подводные лодки, захваченные в конце войны на верфях

Недостроенные немецкие подводные лодки, захваченные в конце войны на верфях Советской армией на Балтике были захвачены два судостроительных завода, занимавшихся к концу войны постройкой подводных лодок. 1. Завод «Шихау» в Данциге: с ноября 1943 по сентябрь 1944 года здесь

Приложение 5. ПЕРЕЧЕНЬ ДОНЕСЕНИЙ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ О ПОДГОТОВКЕ ГЕРМАНИИ К ВОЙНЕ ПРОТИВ СССР (ЯНВАРЬ — ИЮНЬ 1941 г.)[32] ,[33]

Приложение 5. ПЕРЕЧЕНЬ ДОНЕСЕНИЙ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ О ПОДГОТОВКЕ ГЕРМАНИИ К ВОЙНЕ ПРОТИВ СССР (ЯНВАРЬ — ИЮНЬ 1941 г.)[32],[33] Конец июня 1941 г. № п/ п Кто источник Когда поступило сообщение Начало нападения Содержание донесения 1 Макс 2.11.40 г. После победы над Англией Удар

Кригсмарине и соединения Война на море во время Второй мировой войны

Мэтью Коннорс

Кампания против нацистской Германии часто характеризуется как сухопутное сражение, но Гитлер также проиграл войну, потеряв море. Бывший армейский капрал никогда по-настоящему не осознавал важность морской мощи и не инвестировал должным образом в военно-морской флот Германии. Несмотря на это, Кригсмарине почти сломали Британию благодаря использованию агрессивных надводных боевых групп (SAG) и нерегулярных торговых рейдеров. 900:03 Кригсмарине вступила в войну, для которой плохо подходила, задолго до того, как была готова к бою, но, применив форму объединенной морской войны, она почти нарушила контроль союзников на море, что лишило бы Великобританию и Советский Союз морских поставок. Близкая победа Германии демонстрирует потенциал комбинированной войны на море.

Квалификация морской кампании Германии как комплексной войны

В смешанной войне командир использует нерегулярные подразделения, действующие с безопасных баз, и дополняет их угрозой со стороны обычных сил, которые также могут действовать нестандартно. 1  Эти нерегулярные операции могут вынудить противника рассредоточить силы по широкому пространству, чтобы защитить жизненно важные точки и линии снабжения от нерегулярных рейдеров и партизан. Это работает в тандеме с присутствием регулярных обычных сил, что требует от противника также поддерживать значительную концентрацию подразделений, чтобы потенциально противостоять крупномасштабному наступлению, аналогичному флоту.

Именно эта дилемма затрудняет противодействие комплексной кампании. На суше успешные составные кампании вели Вашингтон, Веллингтон и Хо Ши Мин. На море смешанная война менее распространена, когда флот обычно оспаривает контроль над морем посредством боевых действий флота, в которых доминируют регулярные части, или совершает набеги с нерегулярными и рассредоточенными частями. Тем не менее, используя смесь как регулярных бойцов, так и нерегулярных рейдеров, Кригсмарине , по сути, вели смешанные войны с 1939 по 1942 год.

В широком смысле немецкие военно-морские силы можно разделить на регулярные и нерегулярные боевые единицы. 2  Обычные надводные бойцы могут вступать в бой с линией фронта противника или уничтожать слабо защищенные конвои. Надводные ударные силы Германии в основном состояли из крейсеров и линкоров. Эти боевые корабли посеяли хаос среди британского адмиралтейства и вынудили Королевский флот прикрывать несколько конвоев и большие территории, охотясь на небольшие группы немецких комбатантов. 3  Присутствие одного карманного линкора или тяжелого крейсера в Атлантике вызвало необходимость в конвоях сопровождения крупных надводных кораблей, чтобы они не стали жертвами больших орудий немецкого военного корабля. Высокая скорость и мощные наступательные возможности немецкого надводного флота могли побудить союзников рассеивать легко защищенные конвои, что ограничивало ущерб, наносимый тяжелыми немецкими бойцами, но подвергало их нападениям со стороны немецких нерегулярных сил, подводных лодок и самолетов. Лучшим примером этой двойной угрозы в действии был случай с конвоем PQ17, арктическим конвоем, следовавшим в Советский Союз в 1919 г.42. Угроза оперативной группе во главе с немецким линкором «Тирпиц» вынудила рассредоточить корабли конвоя и вызвала их последующее детальное уничтожение подводными лодками и люфтваффе. 4

Немецкий линкор «Тирпиц» стреляет во время учений в 1941 году. (Раскрашено Ироотоко-младшим)

Комбинированная война на море усилила психологическую угрозу, исходящую от немецких тяжелых надводных кораблей и немецких нерегулярных формирований. Действуя агрессивно, Кригсмарине вынудили британцев задействовать все доступные корабли своего флота для охоты на горстку немецких надводных кораблей. 5  Немцы также провели обширную кампанию по добыче полезных ископаемых, стремясь лишить британцев их собственного судоходства путем уничтожения и нейтрального судоходства посредством сдерживания. Напряжение постоянных операций и сокращающийся торговый флот были призваны нанести вред Королевскому флоту и торговле, которую он защищал, оставив Британские острова незащищенными и отрезанными.

Регулярная морская угроза: надводные силы

В 1939 и 1940 годах агрессивные торговые рейды немецких тяжелых кораблей в Атлантическом и Индийском океанах вызвали панику в Британии. Развертывание Scheer , карманный линкор, заставил Королевский флот отправить авианосец и шесть крейсеров. 7  Последующий поход линкоров Scharnhorst и Gneisenau за два месяца потопил 115 000 тонн судов, вынудил британский флот базироваться и сумел отложить отплытие конвоев до тех пор, пока не удалось найти линкоры сопровождения. 8  В конце 1941 года были составлены планы операции надводной боевой группы из Норвегии в сочетании с развертыванием торговых рейдов из Франции. Группа надводных действий отвлекла бы британский флот, в то время как рейдеры посеяли бы хаос в судоходстве союзников. 9  Эти оперативные планы и развертывание олицетворяли немецкий подход и были разработаны для распространения замешательства и разрушения посредством агрессивных действий.

В операциях немецких тяжелых кораблей регулярные части действовали нестандартно. В то время как любая отдельная платформа могла сражаться с соперником, у них не было достаточно, чтобы рисковать собой в обычном бою. Поэтому Кригсмарине стремились воевать на выгодных условиях против слабо охраняемых конвоев. Когда немецкие войска обнаруживали, что их превосходит эскорт конвоев, они все равно вступали в бой, но часто избегали полностью вступать в бой с хорошо охраняемым конвоем.

Несмотря на нестандартное поведение, потенциал немецкого надводного флота в качестве регулярной морской угрозы оставался мощным, демонстрируя мощь флота в стадии разработки. Сохранение немецкого флота также обеспечило британцам стратегическую ситуацию в соответствии с концепцией смешанной войны. Продолжающееся существование немецких тяжелых подразделений требовало от Королевского флота сохранения базового флота, достаточного для подавления сосредоточенной немецкой экспедиции, а также для защиты удаленных линий снабжения от торговых рейдеров, даже после того, как развертывание SAG фактически прекратилось в 1919 г.42. Даже несмотря на то, что немецкий надводный флот был либо остановлен, либо потоплен, он оставался реальной угрозой и постоянным источником страха британцев. В то время как со вспомогательными крейсерами и подводными лодками можно было справиться с помощью эсминцев и авиации, немецкие линкоры и крейсера требовали пристального внимания со стороны Королевского флота.

В какой-то момент в начале войны главнокомандующий Кригсмарине адмирал Эрих Редер утверждал, что потеря крупного немецкого крупного корабля не имеет большого значения, особенно если она потеряна в результате «смелых действий». ” 10  Смелость, агрессия и частые операции со стороны крупных кораблей были частью культивирования их потенциала угрозы и подчеркивания ресурсов и лидерства Королевского флота. Само их существование в качестве флота представляло угрозу и требовало от британцев отвлечения ресурсов от противолодочных операций и сопровождения конвоев. Развертывание немецкой SAG, возможно, остановило отправление конвоев союзников и сократило британский импорт гораздо эффективнее, чем сокрушительное уничтожение подводных лодок. 11  Но после того, как линкор Bismarck был потерян во время рейда в Атлантике, полезность этих тяжелых единиц уменьшилась, так как Гитлер был обеспокоен их потенциальной потерей и не хотел больше рисковать ими в бою.

Нерегулярная подводная угроза: подводные лодки

Адмирал Карл Дёниц, командующий крылом подводных лодок и впоследствии командующий немецким флотом во время Второй мировой войны, задумал математическую войну против британцев. Война тоннажа была предназначена для того, чтобы потопить сначала британское и французское, а затем и американское торговое судно быстрее, чем оно могло быть построено. В результате сокращение грузоподъемности и товаров нанесет ущерб промышленности союзников и приведет к перемирию. 12

Нерегулярный компонент морского соединения Кригсмарине осуществлялся нерегулярными надводными и подводными торговыми рейдерами. Эти небольшие дешевые платформы были спроектированы так, чтобы быть достаточно незаметными, чтобы обходить военно-морскую блокаду союзников и плавать против кораблей союзников. Несмотря на некоторые фальстарты и ранние ограничения, после присоединения неограниченная подводная война оказалась теоретически возможной. В то время как британское и американское судостроение и системы конвоев в конечном итоге превзошли разрушительную мощь подводных лодок, только в 1943, производство опережало уничтожение. В 1943 году также наблюдалось резкое снижение эффективности подводных лодок, поскольку тактика конвоев союзников, противолодочная авиация и взлом кодов Enigma оказывались все более эффективными для нейтрализации атак подводных лодок на конвои. 13  Вступление США в войну и возрастающая тактическая эффективность ПЛО спасли союзников в Атлантике.

Однако, если структура и стратегия немецких войск были построены на уничтожении торговли к тому времени, когда война разразилась в 1939, возможно, ему удалось сломить Британию. Немецкая неограниченная подводная война оказалась неэффективной не из-за тактических или стратегических ошибок адмиралов Редера и Деница, а из-за того, что немецкая промышленность, технологии и стратегическое сотрудничество оказались неадекватными. Невероятно малый размер подводной лодки в начале войны, составлявший лишь шестую часть расчетной силы, необходимой для разгрома британцев, будет расти по мере постепенного наращивания производства, но потери превышали производство до 19 июля. 40. Силы не достигли необходимых 300 лодок до апреля 1942 года, а только после того, как США вступили в войну и после того, как тактическая ПЛО стала склоняться в пользу союзников. 14

Приблизительная оценка требуемой скорости уничтожения тоннажа, которая могла бы заставить британскую капитуляцию, составляла 1 800 000 тонн в квартал. 15  При аналогичном уровне уничтожения, если бы 82,5 развернутых подводных лодки за квартал, достигнутых в 1944 году, были отражены в среднем квартале 1940 года, общий тоннаж уничтоженных мог бы составить 4,294207 тонн уничтожается за квартал. 16  Такое потрясение уморило бы британскую военную машину и народ голодом. Однако сил немецких подводных лодок первых лет войны, как и надводных сил, было недостаточно для нужд германской кампании.

Сила подводных лодок по сравнению с численностью кораблей во время Второй мировой войны. (Via HistoryNet)

Знаменитая волчья стая была даже временно заброшена после того, как стало очевидно, что не хватает подводных лодок для активного применения этой тактики. 17 По мере улучшения противолодочной деятельности союзников конвои стали способны наносить тяжелый урон атакующим, а подводные лодки все чаще подвергались уничтожению по пути на охоту. В 19В 43-м году срединно-атлантический «воздушный зазор» был закрыт эскортными авианосцами, а противолодочные подразделения союзников улучшили как количество, так и качество, снизив разрушительный потенциал подводной лодки. 18  Пик подводных лодок пришелся на начало 1943 года, а в 1944 году производство увеличилось до 79 новых подводных лодок, но окно уже прошло. 19

Организационно немецкие подводные лодки находились под относительно централизованным управлением. Их ограниченная способность обнаруживать конвои и координировать свои действия с другими подводными лодками потребовала их прямого оперативного командования Деница и отделения подводных лодок в Вильгельмсхафене. 20  Вильгельмсхафен будет действовать как центральный узел обработки данных либо с подводных лодок, самолетов, шпионов или вспомогательных крейсеров, а затем сосредоточит несколько подводных лодок в непосредственной близости от конвоя. Эта концентрация лодок затем атаковала ночью на поверхности, где у них было преимущество в скорости над союзными торговыми судами. Однако Штаб ВМФ также отдавал приказы непосредственно командирам, что усложняло процесс управления. 21  Твердый контроль и сигнализация были необходимы, чтобы обеспечить контакт подводных лодок с как можно большим количеством вражеских кораблей, чтобы максимизировать их статистическое влияние. Этот контроль, зашифрованный шифрами Enigma и Triton, был подвержен проникновению союзников. Когда это произошло, союзники начали избегать подводных лодок, снижая их эффективность.

Одним из наиболее существенных недостатков немецкого стратегического подхода стал шизофренический характер нацистского высшего командования. Историк Дональд Стейри оценил межвидовую конкуренцию между Люфтваффе и Кригсмарине как серьезное препятствие для совместных операций против кораблей союзников. 22  Сам Дениц указывает на строгий запрет главы люфтваффе Германа Геринга на создание независимого морского авиакрыла и нехватку ресурсов, что ограничило как оперативные возможности флота в широком смысле, так и размер подразделения подводных лодок в частности. 23  Это привело к минимальной воздушной разведке, что сорвало ранние попытки Деница координировать операции волчьей стаи и перехватывать конвои союзников. 24

У Кригсмарине была разумная стратегическая концепция, но недостаточная сила, которой не хватало совместной поддержки. Несмотря на свою устрашающую репутацию, подводные лодки никогда не использовались должным образом в полной мере, и в сочетании с усилиями союзников это означало эффективное поражение Германии на море.

Эффективность подводных лодок по годам. 25

Нерегулярная надводная угроза: Вспомогательные крейсера

Вспомогательные крейсера были спущены на воду для набегов на союзную торговлю, но выполняли различные операции поддержки. Эти корабли были переоборудованы из торговых судов, переделаны для перевозки тяжелого вооружения и оснащены реконфигурируемыми надстройками. Этих кораблей, разработанных как стелс-рейдеры для торговли, было всего несколько, но они оказали огромное влияние. HSK-5, Pinguin, потопили или захватили 154 619 тонн кораблей союзников, общий тоннаж на уровне некоторых из лучших крыльев подводных лодок. Для сравнения, каждая подводная лодка, введенная в эксплуатацию, затонула примерно на 11 023 тонны. 26  Для сравнения, вспомогательные крейсера показали себя довольно хорошо, из девяти кораблей, развернутых с 1940 по 1943 год: 844 321 тонна союзных кораблей была уничтожена, или 94 035 тонн на вспомогательный крейсер. 27  Их эффективность демонстрирует потенциал такого сосуда и роли.

Эти платформы неправильной формы имели как преимущества, так и недостатки. Они всегда подвергались опасности и могли быть уничтожены любопытными надводными кораблями, процесс преобразования торгового корабля в военный был длительным, а побег в Атлантический или Северный Ледовитый океан подвергал их обнаружению и уничтожению британскими войсками. Однако их высокая средняя скорость разрушения отражает присущие им возможности. Будучи надводными кораблями, они могли развивать высокую скорость, могли оставаться на ходу и оставаться в рабочем состоянии в течение очень длительного периода времени (622 дня в случае 9-го дивизиона). 0003 Atlantis ), и даже мог управлять легкими самолетами. 28  Возможность управлять самолетами предоставила им определенную степень независимости, которой не было у подводных лодок, и где подводная лодка в значительной степени зависела от внешних сигналов для поиска целей, а не от своих возможностей естественного поиска. Поскольку вспомогательные крейсера могли управлять самолетами, они могли расширить свои личные горизонты поиска, намного превосходящие горизонты относительно низкой боевой рубки подводной лодки или ее гидролокатора.

Вспомогательный немецкий крейсер Kormoran (Wikimedia Commons)

Кроме того, увеличенный размер экипажа и грузоподъемность позволили этим платформам-невидимкам выполнять скрытые вспомогательные задачи. Вспомогательные крейсера минировали гавани союзников по всему миру, поддерживали подводные лодки и захватили или уничтожили корабли союзников. В качестве надводных кораблей их взаимодействие с вражескими торговцами позволяло им расширять операции за счет дозаправки и пополнения запасов из призов. 29  Эти корабли оставались в Атлантике немного дольше, чем обычный немецкий флот. Однако, как и обычные надводные рейдеры, эти платформы становилось все труднее развертывать, и последняя попытка прорыва провалилась в феврале 19-го.43. 30  Вспомогательный крейсер был инновационным и мощным инструментом, подорванным отсутствием инвестиций и более поздним консерватизмом немецкого флота. Подобно подводной лодке, вспомогательный крейсер был обречен из-за отсутствия капиталовложений в немецкий флот и нерешительности Гитлера в военно-морском плане.

Структура немецких военно-морских сил: идеализм ценой реализма

Адмирал Редер, возглавлявший Кригсмарине с 1928 по 1943 год, в основном отвечал за восстановление немецкого флота в межвоенный период. 31  После захвата власти Гитлером военно-морское строительство ускорилось. Были построены легкие крейсера, тяжелые крейсера, линейные крейсера и два линкора. 32  Однако судостроительная программа Редера Plan Z была разработана для создания флота, оптимизированного для составной кампании против британцев. Флот Плана Z состоял из мощного базового флота, нескольких ударных сил и торговых рейдеров. Флот метрополии будет достаточно силен, чтобы бросить вызов британскому флоту метрополии, что потребует удержания основной массы крупных кораблей Королевского флота в родных водах, в то время как ударные силы и торговые рейдеры морят британцев голодом, сокрушая конвои и топя одинокие торговцы. Однако план Z требовал более длительного времени подготовки, чем план проектирования конкурирующего флота, который состоял бы из большой ветви подводных лодок и нескольких карманных линкоров.

Исходя из предположения, что боевые действия не начнутся до середины 1940-х годов, немцы выбрали план Z . Однако решение начать Вторую мировую войну путем вторжения в Польшу в начале 1939 года застало военно-морской штаб почти врасплох. Вторжение ввело Кригсмарине в войну преждевременно и задолго до того, как можно было завершить наращивание Плана Z. 33

Потери и растущая нерешительность Гитлера рисковать крупными кораблями в конечном итоге уменьшили мощь немецких надводных сил и увеличили боеспособность немецких надводных сил. 0003 Зависимость Кригсмарине от подводных лодок. 34  Однако германский флот начал войну с недостаточным количеством подводных лодок, состоящим всего из 57 лодок, тогда как для войны с Великобританией требовалось около 300 лодок. 35  Нерешительность Гитлера и его невежество в морских делах ослабляли Кригсмарине , когда он потерял самообладание в 1942 году, он сдерживал свой надводный флот, который затем стал в основном неуместным, оставив свои неадекватные подводные силы, чтобы продолжать то, что становилось проигрышным военно-морским флотом. кампания.

Заключение

Ранние британские недостатки дали Кригсмарине шанс на победу. Британский ASDIC (активный гидролокатор) часто работал плохо; системе конвоев изначально сопротивлялись, и британское судостроение не могло догнать скорость уничтожения до 1943 года. 36 несмотря на увеличение числа потоплений подводных лодок в 1942. 37 У Редера и Деница была выигрышная стратегическая концепция, но недостаточная сила. В то время как составные угрозы, как правило, сильны, Кригсмарине не смогли провести последовательную и эффективную кампанию. По мере того как «крепость Европа» начала рушиться, эффективность немецкой морской кампании еще больше упала. В конечном счете, стратегические неудачи Гитлера и небольшой размер немецкого флота в начале войны привели к провалу Кригсмарине .

недостатка Кригсмарине были сопоставлены с успехами союзников. Взлом Enigma, повторная реализация системы конвоев, внедрение противолодочной обороны воздушного базирования и общие улучшения противолодочных операций спасли британского торговца от подводной лодки, в то время как храбрые люди на стальных кораблях победили большие орудия гитлеровского надводного флота. Будущая война на море против комплексной угрозы потребует многого из того же: превосходных взломщиков кодов, умных экранных командиров, эффективной тактики и отважных Моряков, готовых бороться с любой угрозой.

Лейтенант Мэтью Коннерс — выпускник Военно-морской академии 2012 года и офицер надводных войск. Он служил на авианосце USS Hopper (DDG 70) в качестве офицера по ремонту и на USS Chung Hoon (DDG 93) в качестве офицера противолодочной обороны. Он также является лауреатом премии Лискина 2018 года Военно-морской школы последипломного образования за выдающиеся достижения в области исследований в области национальной безопасности. В 2018 году окончил Военно-морскую аспирантуру со степенью магистра искусств в области безопасности. Он работает в Сан-Диего, в Центре разработки наземных и минных боевых действий.

Ссылки

[1] Томас Хубер, Compound Warfare; Тот роковой узел, (Форт Ливенворт, Канзас, US Army Command and General Staff College Press, 2002) https://usacac.army.mil/cac2/cgsc/carl/download/csipubs/compound_warfare.pdf vii.

[2] Сил немецкой морской авиации не было. Гроннинг быстро передал все соответствующие морские самолеты Люфтваффе, и два строящихся немецких авианосца так и не были достроены.

Эрик Редер, Моя жизнь, пер. Генри Дрексел, (Аннаполис, Naval Institute Press, 1960), 154.

Роберт Джексон, Кригсмарине; Иллюстрированная история немецкого флота во Второй мировой войне, (Лондон, Aber’s Books ltd 2001) , 24.

[3] Джексон, Кригсмарине, 23.

[4] Джексон, Кригсмар ине , 116.

[5] Терри Хьюз и Джон Костелло, Битва за Атлантику, (Нью-Йорк, The Dial Press 1977) , 20.

[6] Хьюз и Костелло, Битва за Атлантику , 49.

[7] Хьюз и Костелло, Битва за Атлантику, 123.

900 02 [8] Там же, 125.

[9] Steury, «Немецкое военно-морское наступление», 81-83.

[10] Каюс Беккер, Морская война Гитлера, (Garden City, Doubleday and Company 1974) , 141.

[11] Sturey, «The German Naval Offensive», 81-83.

[12] Хьюз и Костелло, Битва за Атлантику , 38-52.

[13] Ассманн, Курт. «Почему война подводных лодок не удалась», Foreign Affairs 28, вып. 4 (1950): 659-70. doi:10.2307/20030803 665, 667.

Хьюз и Костелло, Битва за Атлантику, 304, 305.

[14] Хьюз и Костелло, Битва за Атлантику , 304- 305.

[15] Оценка имперского военно-морского флота за 1917 год. В Штойри, Немецкое военно-морское наступление, 93.

[16] Исходя из скорости 52 051 тонны в квартал на подводную лодку, развернутую из расчета 82,5 подводных лодки, развернутых в 1944. Хьюз и Костелло, Битва за Атлантику, 304–305.

[17] Там же, 49.

Хесслер, Гюнтер, Война подводных лодок в Атлантике, 1939-1945: Немецкая военно-морская история, (Великобритания, Министерство обороны, 1989), 12.

[18 ] Джексон, Кригсмарине , 48-55.

[19] Хьюз и Костелло, Битва за Атлантику, 304-305.

[20] Там же, 2.

[21] Hessler, Война подводных лодок в Атлантике , 9.

[22] Там же, 91.

[23] Карл Дениц, Мемуары: десять лет и двадцать дней, (Кливленд, World Publishing Company 1959) 132-133.

[24] Дениц, 133-134.

[25] Там же.

[26] Хьюз и Костелло, Битва за Атлантику, 304-305.

Сюда входят подводные лодки, спущенные на воду после того, как большая часть усилий противолодочной обороны союзников начала приносить плоды.

[27] Беккер, Морская война Гитлера, 381.

[28] Джексон, Кригсмарине, 69.

[29] Джексон, Кригсмарине, 69-77.

[30] Там же, 77.

[31] Редер, Моя жизнь, 138-139.

[32] Джексон, Кригсмарине, 21-23.

[33] Юрген Ровер, «Коды и шифры: радиосвязь и разведка», в «Умереть доблестно»; Битва за Атлантику изд. Тимоти Дж. Райнян и Ян М. Коупс (Боулдер, Westview Press, 1994), 38–38.

[34] Дональд Стейри, «Характер немецкого морского наступления: 19 октября40 июня 1941 года», в «Умереть доблестно»; Битва за Атлантику изд. Тимоти Дж. Райнян и Ян М. Коупс (Boulder, Westview Press, 1994), 81.

[35] Assmann, Kurt. «Почему война подводных лодок потерпела неудачу». Иностранные дела 28, вып. 4 (1950): 659-70. doi:10.2307/20030803 www.jstor.org/stable/20030803 665, 667.

[36] Курт. «Почему война подводных лодок не удалась», 665-667.

[37] Steury, «Немецкое военно-морское наступление», 84-87.

Избранное изображение: Немецкий линкор Бисмарк в Балтийском море 19 мая.41. (Раскрашено Ироотоко-младшим)

История подводных лодок: от подводной лодки до дредноута

Новый HMS Dreadnought строится для Королевского флота. Кредиты: BAE Systems

В начале Первой мировой войны подводные лодки изменили основы ведения войны на море и бросили вызов господству Королевского флота на морях. С тех пор они превратились из беспокоящих морскую торговлю в основу глобальных военно-морских операций, включая средства ядерного сдерживания.

В современном мире подводные лодки сохраняют свое место как неотъемлемая часть военно-морских сил, а подводные силы действуют как молчаливые защитники интересов стран, которые их контролируют. «Unterseeboot» Императорского флота Германии определил роль подводной лодки, и, несмотря на то, что название U-boat перестало широко использоваться, суда сегодня так же важны, как и когда-либо.

Угроза подводных лодок Первой мировой войны

Подводные лодки, хотя и появились несколько лет назад, испытали свою боеспособность в самом начале Первой мировой войны.

В годы, предшествовавшие войне, Германия значительно расширила свой подводный флот, в основном в попытке противостоять огромной военно-морской мощи Королевского флота Великобритании. Огромный по тем временам британский флот фактически перерезал всю морскую торговлю Германии, блокируя Северное море и Ла-Манш. В результате Германия почти отказалась от попыток противостоять Королевскому флоту, вместо этого приняв подводную войну как средство нанести ответный удар.

В начале войны разработка подводных лодок также изменила статус-кво морского боя: командиры того времени считали, что никакая подводная лодка не может потопить крупный корабль. Эта вера была быстро разрушена, когда всего через несколько месяцев после начала войны немецкий SM U-21 потопил крейсер-разведчик HMS Pathfinder. Инцидент также показал, насколько глубоко в воды противника могут проникнуть подводные лодки. Сообщалось, что U-21 углубилась в британские воды, достигнув Форт-Бридж недалеко от британской военно-морской базы в Росайте.

К концу войны Германия построила более 370 подводных лодок, отправив их в Атлантику, чтобы помешать судоходству. Большинство из них были подводными лодками класса Тип 93, несущими 16 торпед, а также палубные орудия для охраны кораблей при их всплытии. Лодки с экипажем из 39 моряков могли пройти около 9000 миль от порта.

Подводная лодка времен Первой мировой войны в море. Изображение: Имперский военный музей

Вторая мировая война: эволюция подводной войны

Во время Второй мировой войны подводные лодки применялись в Северной Атлантике с разрушительным эффектом. Целью войны в Атлантике было уничтожить больше кораблей, чем могли построить США и Великобритания. Однако во время Второй мировой войны флот подводных лодок в Атлантике понес тяжелые потери, а также стимулировал развитие кораблестроения для противодействия угрозе.

На других театрах военных действий Японский флот впервые применил небольшие подводные лодки, которые предназначались для защиты родных островов от вторжения, в то время как Королевский флот использовал лодки для блокады Европы, оккупированной странами Оси. Во время Второй мировой войны также произошло первое и единственное потопление подводной лодки другой подводной лодкой с использованием ручных вычислений, которые легли в основу современных компьютеров наведения.

В 1945 году британский HMS Venturer обнаружил подводную лодку ВМС Германии U-864. Узнав, что за ней следят, U-864 предприняла маневры уклонения, чтобы уйти от британской подлодки. Экипаж «Вентюрера» рассчитал траекторию подводной лодки противника и выпустил торпеды веером, а это означало, что когда немецкая подводная лодка поворачивала, ее экипаж невольно направлялся на линию огня. С тех пор ни одна другая подводная лодка не делала того же.

HMS Voracious — одна из британских подводных лодок, построенных для Королевского флота во время Первой мировой войны.

Эпоха холодной войны: атомные подводные лодки

название «Дредноут» было рождено в результате оборонного партнерства США и Великобритании. Корпус и наступательные системы подводной лодки были разработаны в Великобритании, но силовая установка лодки была поставлена ​​США. Приобретение ядерных технологий США быстро ускорило разработку корабля HMS Dreadnought, который поступил на вооружение в 1919 г.63.

К тому времени, когда подводная лодка была завершена, Rolls-Royce и ее партнеры создали собственную ядерную силовую установку, проложив путь к тому, чтобы следующая британская атомная подводная лодка была полностью построена в Великобритании.

Хотя оригинальная подводная лодка «Дредноут» была первой британской атомной лодкой, USS Nautilus стал первой атомной подводной лодкой, введенной в эксплуатацию в 1955 году. Nautilus побил все рекорды скорости и дальности своего поколения и в 1958 году стал первым судном под Северным полюсом.

Новый дредноут и средство ядерного сдерживания

Подводные лодки прошли долгий путь с тех пор, как они произвели революцию в подводных боевых действиях в эпоху Первой мировой войны. SM U-21, немецкая подводная лодка, введенная в строй незадолго до начала войны, имела длину 65 м, могла пройти 50 м под водой и имела водоизмещение 824 тонны в подводном положении.

Для сравнения, новый класс подводных лодок класса «Дредноут» Королевского флота, несущих ядерное сдерживание, будет самой крупной из когда-либо построенных для эксплуатации: его длина составит 150 м, а водоизмещение более 17 000 тонн. Корабль также будет первым, кто имитирует ночной и дневной график с помощью освещения, чтобы облегчить экипажу переход от поверхности к погружению.