Содержание

Бронепалубные крейсеры типа «Богатырь» — Warfields.ru

 

Проектирование.

Крейсеры «Богатырь» строились по той же спецификации, что и «Варяг» и изначально должны были представлять собой корабли-разведчики водоизмещением 6 000 тонн с дальностью плавания не менее 5 000 миль. В качестве основного вооружения предполагалась установка 12 орудий Канэ калибром 152 мм.

Броневая защита изначально отходила на второй план, однако в общих требованиях указывалось на необходимость карапасной бронепалубы.

В конкурсе на проектирование и постройку новых крейсеров приняли участие 6 компаний, в том числе Невский завод, фирма «Ансальдо» (Италия) и немецкая «Шихау».

Немецкая компания «Вулкан», присоединившаяся  к тендеру позже остальных, представила в МТК проект уменьшенного и облегченного (без бронепояса) крейсера «Якумо», построенного этой фирмой для Японского флота. По результатам рассмотрения представленных проектов именно предложение «Вулкана» было признано лучшим и компания получила контракт на постройку головного корабля серии.

Весь 1898 г. ушел на согласование спецификаций и чертежей, при этом было достигнуто соглашение о передаче всей технической документации в Россию, что открывало возможность для строительства последующих кораблей на отечественных верфях. 21 декабря 1898 г. крейсер «Богатырь» был официально заложен.

Постройка и испытания.

Постройка почти всех кораблей по программе 1898 года сопровождалась постоянными изменениями конструкции и многочисленными техническими проблемами. Не стал исключением и «Богатырь»: уже после закладки кардинальным образом изменилась толщина бронирования, т.к. МТК потребовал защитить ряд дополнительных участков.

Далее по ходу строительства изменился и тип брони (теперь основу составляла броня Круппа и экстрамягкая никелевая броня). Механизмы для башен крейсера изготавливались в России, при этом из-за несогласованности действий фирмы «Вулкан» и Морского технического комитета, их поставка затянулась, а сами башни оказались заметно тяжелее, чем это было положено по проекту. 

На воду крейсер был спущен только в январе 1901 г., а на первые ходовые испытания «Богатырь» удалось вывести в ноябре того же года. Достройка и испытания крейсера продолжались еще около 8 месяцев. При испытаниях представителей заказчика ждал  приятный сюрприз: вопреки сложностям при постройке «Богатырь» подтвердил все характеристики, а некоторые и превысил (скорость, например, доходила до 24,3 узлов), при этом существенных замечаний по итогам испытаний не было. 7 августа 1902 г. крейсер был введен в строй.

Другие 3 корабля серии строились на отечественных верфях. Крейсеры несколько отличались друг от друга, а все вместе — от «Богатыря», хотя основные решения и характеристики оставались примерно одинаковыми.

В августе 1901 г. были заложены крейсеры «Кагул» и «Очаков». Поскольку эти два крейсера предназначались для Черноморского флота, их строительство проходило на верфях в Николаеве и Севастополе. Четвертый корабль серии — «Олег» — был заложен 6 июля 1902 г. на верфях Нового Адмиралтейства.

Отдельно следует сказать о пятом (точнее — о втором) корабле серии, крейсере «Витязь». Заложенный 4 июня 1901 г. (фактически строительство шло с 1900 г.) на Галерном Островке, строящийся корабль был уничтожен мощным пожаром. Поскольку его восстановление было невозможно (огонь уничтожил практически все и строительство нужно было начинать с нуля), вместо «Витязя» в следующем году началось строительство «Олега».

 

 

Крейсеры «Богатырь» на момент вступления в строй были одними из лучших бронепалубных крейсеров мира. Высокая скорость, надежно защищенная артиллерия и основные механизмы, удачные компоновочные решения, отличная надежность — все это резко выделяло «Богатыри» из ряда себе подобных.

Крейсеры могли как уходить от преследования противника, так без особого риска вступать в бой с вражескими кораблями сходного водоизмещения: характеристики это вполне позволяли. Если сравнить характеристики крейсеров типа «Богатырь с легендарным «Варягом», такое сравнение будет отнюдь не в пользу последнего.

Длинна кораблей (несколько отличалась у разных кораблей серии) доходила до 134,19 м, ширина и осадка составляли соответственно 16,61 м и 6,91 м. Корпус был разделен на 17 водонепроницаемых отсеков.

Бронирование.

Бронирование крейсеров было традиционным, но отличалось от кораблей аналогичного класса большей площадью и дополнительными броневыми преградами.

Основную защиту обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах составляла 70 мм. Лобовая броня башен главного калибра составляла 125 мм., бронирование барбетов (подачных труб) доходило до 73 мм. Кроме того были бронированы элеваторы подачи снарядов (35 мм), коммуникационная труба, в которой прокладывались приводы и кабели (70 мм), и боевая рубка (140 мм.).

Орудия крейсеров имели противоосколочные щитки толщиной 25 мм. Дополнительную защиту обеспечивали гласисы машинного отделения (85 мм), траверса толщиной 100 мм и 30-мм дымоходы. Угольные ямы располагались вокруг механизмов, обеспечивая их пассивную защиту, а вдоль борта тянулись отсеки-коффердамы.

Как и на «Варяге» от заполнения коффердамов целлюлозой быстро отказались. Поскольку крейсеры типа «Богатырь» участвовали во многих сражения начала XX века и везде демонстрировали хорошую живучесть защита крейсера заслуживает самой высокой оценки.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка крейсеров состояла из 2-х вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 16 котлов. Тип котлов вызывал жаркие споры еще на стадии проектирования: Морской технический комитет настаивал на использовании привычных котлов Бельвиля, а фирма «Вулкан» — на легких котлах Никлосса.

В конечном итоге на крейсеры установили тонкотрубные котлы системы Нормана, которые были легче и меньше котлов Бельвиля, но при этом надежнее, чем котлы Никлосса. Скорость хода доходила до 24,33 узлов, что было выдающимся показателем. В движение крейсеры приводили 2 трехлопастных гребных винта.

Учитывая, что при правильной эксплуатации машин, поддержание высокой скорости не было проблемой, ходовые качества «Богатырей» можно описать как превосходные. Не уступали скоростным и мореходные качества: развитый полубак и форма корпуса позволяли крейсерам прекрасно чувствовать себя даже в условиях сильного волнения моря.

Дальность хода доходила до 4 900 миль, что было меньше, чем предусматривалось по изначальному проекту, но было достаточным для решения любых боевых задач.

Вооружение.

Основное вооружение крейсеров состояло из 12 орудий Канэ калибра 152 мм. Четыре из них размещались в двухорудийных башнях, по одной на носу и корме. Еще 4 таких орудия размещались в бортовых казематах, и еще 4 — в спонсонах.

Расположение артиллерии в башнях имело как плюсы, так и минусы. Достоинства были вполне очевидны: хорошая защита экипажа и орудий, возможность использования всех башенных стволов при стрельбе на один борт. Минусов, увы, тоже хватало: башенные установки было тяжело использовать одновременно с бортовыми, т.к. они имели разную скорострельность и прицелы.

Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 75 мм и восьми 47-мм орудий. В целом орудия малых калибров имели низкую эффективность и, несмотря на высокую скорострельность, не могли эффективно отражать атаки вражеских миноносцев, но это стало очевидно лишь после Русско-японской войны. 

Корабли несли и торпедное вооружение: на первом корабле серии устанавливались 2 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. На последующих кораблях от надводных аппаратов отказались. Интересно сравнить артиллерию «Богатыря» с «Варягом»: «Богатырь» мог вести огонь из 8 орудий главного калибра с одного борта против 6 у «Варяга», кроме того все орудия «Богатыря» имели какую-либо защиту — от противоосколочных щитков до башен.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оборудование кораблей соответствовало стандартам того времени: помимо машинных телеграфов и переговорных труб имелась телефонная связь, хотя количество телефонных узлов на «Богатырях» не поражало воображение. Установили и системы централизованного управления стрельбой с электрической сигнализацией, а также большое количество различного электрического оборудования.

 

Крейсер «Богатырь».

Крейсерам типа «Богатырь» выпала долгая жизнь, насыщенная сами разнообразными событиями. Головной корабль серии участвовал в Русско-японской войне, входил в состав Владивостокского отряда крейсеров и действовал как рейдер на морских коммуникациях.

В мае 1904 г. «Богатырь» напоролся на камни и всю войну простоял в ремонте, что спасло его от участия в сражении в Корейском проливе. См. Бой в Корейском проливе. В дальнейшем служил на Балтике, в 1912 г. был модернизирован и отремонтирован.

Крейсер активно участвовал в Первой мировой войне, ставил минные заграждения, прикрывал огнем легкие силы флота, поддерживал наземные части. Вместе с однотипным «Олегом» участвовал в Готландском бою, где прекрасно проявил себя. На счет экипажа крейсера «Богатырь» относится захват кодовой книги немецкого крейсера «Магдебург», что позволило позже раскрыть морской шифр немцев.

В 1915 году на крейсере заменили артиллерию: основным калибром теперь стали скорострельные и мощные 130-мм орудия, кроме того «Богатырь» получил зенитное вооружение. В 1918 г. корабль участвовал в Ледовом походе Балтийского флота, в ходе которого вместе с другими силами эскадры перешел в Кронштадт. В 1922 г. разрезан на металл.

Крейсер «Олег».

Немало испытаний выпало и на долю крейсера «Олег». Включенный в состав Второй Тихоокеанской эскадры, «Олег» участвовал в Цусимском сражении, получил ряд тяжелых повреждений, но устоял и дошел до Манилы, где интернировался. См. Цусимское сражение.

До начала Великой войны активно использовался в разнообразных маневрах и для обучения экипажей. В Первой мировой войне действовал на Балтике решая те же задачи, что и Богатырь.

После Октябрьской Революции участвовал в подавлении антибольшевистского восстания на форте Красная Горка, 18 июня 1919 г. был торпедирован британским катером, после чего затонул недалеко от Кронштадта.

Крейсер «Очаков».

Крейсер «Очаков», в отличие от «Богатыря» и «Олега», служил на Черном море и запомнился, в первую очередь, участием в Севастопольском восстании 1905 г. В ходе подавления восстания «Очаков» продемонстрировал великолепную живучесть: получив более 50 попаданий крейсер не только не затонул, но и не утратил боеспособности, хотя ответного огня он, по сути, не открывал. В 1910 г. после длительного ремонта «Очаков» переименовали в «Кагул».

В ходе Первой мировой войны крейсер занимался, в основном, обстрелами турецкого побережья. Был модернизирован по образцу балтийских «коллег»: с заменой главного калибра на 130-мм орудия и с установкой зенитного вооружения. В 1917 г. вновь переименован в «Очаков», но вскоре захвачен немецкими войсками. В конце 1918 г. крейсер, захваченный на этот раз англо-французскими войсками, был передан в состав сил Юга России. Участвовал в гражданской войне, неоднократно поддерживал огнем наземные части.

В ноября 1920 г. ушел из Севастополя (к этому времени название изменилось на «Генерал Корнилов») и направился во Францию. На борту крейсера находился, в том числе и барон Петр Николаевич Врангель. В 1933 г. разобран на металл.

Крейсер «Кагул».

Последний из «Богатырей» — «Кагул» (в 1907 г. переименован в «Память Меркурия») оставался в строю дольше остальных. Первую мировую крейсер встретил на Черном море, в последующие месяцы неоднократно обстреливал побережье.

Отличился при обстреле румынского порта Констанца, в ходе которого нанес занявшим его немецким войскам очень большой ущерб. Участвовал в Трапезундской операции. В 1919 г. был захвачен немецкими войсками, использовался как плавучая казарма, затем, также, как и «Кагул» вошел в состав сил Юга России.

При эвакуации сил П.Н. Врангеля «Память Меркурия» был оставлен в Севастополе и оказался в руках новых правителей России. В 1922 г. переименован в «Коминтерн» и длительное время использовался как учебный корабль.

К началу Великой Отечественной войны крейсер оставался в строю и участвовал в постановке мин, обороне Одессы, а позднее — в Битве за Крым. К октябрю 1942 г. с крейсера сняли все ценное оборудование и затопили недалеко от Поти для создания волнолома. Исключен из списков флота в 1943 г., останки корабля находятся в устье реки Хоби и по сей день.

warfields.ru

Крейсер Богатырь (1901)- история создания и службы крейсера Российской империи

Служба


Российская
Империя

Исторические данные

21 декабря 1899 года Заложен
17 января 1901 года Спущен на воду
7 августа 1902 года Введен в строй
1922 год Сдан на слом

Общие данные

6410 / 7428 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
134,1 / 16,6 / 6,3 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

23 / 10 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
2000 / 4900 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
1070 т. Запас топлива

1

23,55 / 10 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
2000 / 4900 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
1070 т. Запас топлива

Экипаж

30 чел. Офицеры
550 чел. Матросы

Бронирование

35-70 мм. Палуба
125 / / / мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
140 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерия

  • 2х2 + 8х1 — 152/45-мм орудии Канэ;
  • 12×1 — 75/50-мм орудий Канэ;
  • 6×1 — 47-мм орудий Гочкиса;
  • 2×1 — 47-мм орудий Гочкиса шлюпочных;
  • 2×1 — 37-мм орудии Гочкиса шлюпочных;
  • 2×1 — 63,5-мм десантных орудия;
  • 2×1 — 7,62-мм пулеметов Максим.

Минно-торпедное вооружение

  • 2 381-мм надводных ТА;
  • 2 381-мм подводных ТА.

Однотипные корабли

«Богатырь» — бронепалубный крейсер русского флота, головной крейсер в серии из четырех единиц. Построен по заказу российского правительства в Германии фирмой AG Vulcan Stettin. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Воплотил в себе идею универсального корабля, пригодного для самостоятельного крейсерства, но, в то же время, способного сопровождать эскадру, служить при ней разведчиком, а в крайнем случае выдержать и кратковременную стычку с броненосными кораблями. Продан на слом в 1922 году.

История создания

Проектирование

Схема бронепалубного крейсера «Богатырь»

В 1898 году Япония начала масштабные военные приготовления и стала массово усиливать свой военный флот. Реакцией России стала программа судостроения «Для нужд Дальнего Востока»[1]. В то время, для России был важный вопрос достижения превосходства ее флота в Тихом океане над японским, что позволило бы отстаивать интересы России на Дальнем Востоке.

Морское министерство предполагало ввести в состав флота бронепалубные крейсеры двух типов: водоизмещением до 3000 т (со 120-мм орудиями и скоростью 25 уз) и до 6000 т (со 152-мм орудиями и скоростью 23 уз).

Из-за занятости отечественных верфей выполнением программы 1895 года, первые корабли новой программы заказали зарубежным судостроительным фирмам, которые к тому же разрабатывали их проекты в соответствии с заданиями МТК[2] и при участии назначенных на каждый иностранный завод наблюдающих комиссий.

На негласном конкурсе проводившемся в России 20 июля 1898 года, внимание привлек проект 6250-тонного бронепалубного крейсера с башенной артиллерией, предоставленный германской фирмой AG Vulcan Stettin.

1 августа 1898 года на рассмотрении МТК из множества проектов был выбран к реализации проект фирмы AG Vulcan Stettin и уже 5 августа 1898 года был заключен контракт на постройку крейсера.

Постройка крейсера «Богатырь»

Продольный разрез

9 декабря 1899 года, в Штеттине торжественно заложили головной корабль, получивший название «Богатырь». С началом строительства «Богатыря» немецкая сторона начала передавать чертежи в Россию, для постройки трех аналогичных кораблей («Витязь»,«Олег»,«Очаков»), но уже на отечественных верфях.

Во время строительства корабля возникало множество вопросов и проблем, требующих взаимное согласование и решение обеих сторон. Множество изменений, а также задержки с поставкой оборудования вызывали перенос сроков готовности крейсера.

Последняя из крупных причин задержки была из-за несогласования сторон[3].

17 января 1901 года «Богатырь» благополучно сошел на воду. В мае, после установки машин, прошел швартовные испытания, а в ноябре 1901 года на заводских ходовых испытаниях развил скорость 24,33 уз. Фирма AG Vulcan Stettin в мае 1902 года завершила предварительные испытания и крейсер «Богатырь» был сдан заказчику.

Модернизации и переоборудования

Во время войны становилось очевидным, что боевую мощь крейсера нужно увеличивать. Командующий флотом адмирал Н.О.Эссен предложил на корабли типа «Богатырь» устанавливать 130-мм пушки. Выбор 130-мм пушек адмирал объяснял тем, что для переоснащения требуется провести минимальные работы в артиллерийских погребах и в элеваторах подачи снарядов.

В ходе обсуждения о перевооружении был выбран вариант Металлического завода: требовалось изготовить специальные кожуха для приведения 130-мм башенных пушек по наружному очертанию к 152-мм Канэ, это позволяло устанавливать новые орудия в старые люльки, и не требовало никакой замены станков.

Также сняли все 75-мм орудия, что освободило место еще для четырех 130-мм орудий.

Перевооружение «Богатыря» завершилось зимой 1916 года: с крейсера сняли все 152-мм и 75-мм орудия, а установили 16 — 130-мм орудий.

История службы

Служба на Дальнем востоке

крейсер «Богатырь»

11 ноября 1902 года по завершении испытаний, а также курса боевой подготовки со стрельбами «Богатырь» должен был в составе отряда (эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Победа» и крейсеры «Диана», «Паллада», «Боярин») направляться в Тихий океан.

8 февраля 1904 года «Богатырь» вместе с другими кораблями перекрасили в защитный оливково-зеленый цвет, а 9 февраля были получены данные о начале Русско-японской войны, Владивостокский отряд вышел в свое первое крейсерство. Тогда у берегов острова Хонсю был потоплен каботажный пароход, команда взята в плен, крейсерство было прекращено из-за начавшегося четырёхбалльного шторма.

Второе крейсерство было совершено 24 февраля к Гензану, однако оно не принесло желаемого результата, но вызвало ответные действия японцев. 7 марта японцы послали отряд адмирала X. Камимуры в составе броненосных крейсеров (Izumo, Azuma, Iwate, Asama) и двух ( Kasagi и Yoshino) подвергших Владивосток бомбардировке. Вскоре для усиления прибыли еще пять легких крейсеров и до 10 миноносцев. Поставленная цель Владивостокского отряда – отвлечь на себя превосходящие силы противника – была достигнута.

22-28 апреля «Богатырь» выходит в море в составе отряда «Громобой» и «Россия», а также двух миноносцев. Было принято решение следовать в режиме радиомолчания. В условиях тумана отряд сумел обнаружить и потопить несколько каботажных судов и один войсковой транспорт, после чего в полном составе вернулся во Владивосток.

«Богатырь» на камнях у мыса Брюс

В мае 1904 года контр-адмирал К.П. Иессен вышел на «Богатыре» в Посьет для личного ознакомления с условиями обороны залива и переговоров с армейским командованием. В условиях сильного тумана корабль шел 10-узловым ходом по приказу адмирала, протесты командира небыли услышаны. В результате «Богатырь» выскочил на камни у мыса Брюс, свернул форштевень и получил пробоины корпуса с затопление некоторых отсеков. Самостоятельные попытки сняться с камней оказались безуспешными. Пришедшие на помощь ледокол «Надежный» и крейсер «Россия» не смогли снять аварийный крейсер. К вечеру начался 10-балльный шторм и личный состав решено было эвакуировать.

17 числа шторм стих и на борт вернулся трюмный механик с подчиненными. 4 из 9 водонепроницаемых отсека были затоплены, крейсер развернуло на камнях. Позже начали разгрузку «Богатыря», сняв с него якорные цепи, якоря, уголь, боезапас, артиллерию в носовой части вместе с башней. Сняли крейсер с камней только лишь спустя полтора месяца, после его максимальной разгрузки. 14 июня «Богатырь» отбуксировали во Владивосток, где он находился до конца войны.

Встреча с японцами состоялась только осенью и уже в мирной обстановке, когда только что вступивший в строй «Богатырь» вместе с миноносцами «Бравый» и «Грозный» сопровождал до залива Корнилова (порт Расин) крейсер «Россия», на борту которого 5 сентября 1905 года состоялось совещание русского и японского адмиралов о деталях осуществления на море уже заключенного в Портсмуте мирного договора.

Балтийский отряд

Момент сброса мины с бортового минного ската крейсера «Богатырь»

В мае 1906 года крейсер «Богатырь» включили в состав сформированного на Балтике Особого (Балтийского) отряда судов (эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава» и крейсер «Адмирал Макаров»), предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.

19 июля 1906 года крейсер «Богатырь» вместе с «Цесаревичем» участвовал в подавлении восстания в Свеаборгской крепости, обстреляв ее огнем артиллерии. При этом подтвердилась крайне низкая эффективность «доцусимских снарядов», многие из которых при попадании в цели даже не взрывались.

В следующем плавании Балтийский отряд состоял из трех кораблей: «Цесаревич», «Слава», «Богатырь». Отряд отправился в учебное плавание по Средиземному морю. 2 декабря 1908 года, побывал в Неаполе, откуда командир корабля с офицерами ездили на похороны Чрезвычайного и полномочного посла России в Италии статс-секретаря Н.В. Муравьева в Рим.

Крейсер «Богатырь» принимал участие в оказании помощи итальянской стороне после землетрясения силой 7,5 балла с эпицентром в Мессинском проливе. Моряки в общей сложности оказали помощь около 2400 пострадавшим. В мае 1909 года прошло награждение императором офицеров Балтийского отряда, принимавшим участие в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Мессине русскими орденами. Помощь в спасении жителей Мессины русскими моряками стала великой гуманитарной победой Российского флота.

В кампанию 1911 года «Богатырь» состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва («Россия»,«Олег», «Аврора», «Диана»), а в 1912 году на Кронштадтском пароходном заводе осуществил капитальный ремонт главных машин. Конец 1912 года и весь 1913 год «Богатырь» провел в Средиземном море. Завершив в 1914 году с января по июня последнее плавание с юнгами флота в Атлантическом океане и Средиземном море, «Богатырь» вернулся на Балтику.

Участие в Первой мировой войне

0

1

0

Применение аварийного

1 августа Германия объявила войну России. В Первую мировую войну «Богатырь» вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.

13 августа в условиях тумана и плохой видимости германский легкий крейсер SMS Magdeburg сел на камни в 500 м от маяка на острове Одельсхольм. Неудачные попытки сняться с камней привлекли внимание русского поста наблюдения и связи на острове, который немедленно сообщил командованию о странном шуме у самого берега. Командующий срочно выслал к Оденсхольму из Ревеля миноносцы «Лейтенант Бураков» и «Рьяный», а прикрывать их должны были крейсера «Богатырь» и «Паллада»», вышедшие из Ганге. Однако командиры крейсеров и миноносцев о присутствии друг друга в районе острова не знали. Миноносцы первыми прибыли к острову, однако ничего не видели, пока командир SMS Magdeburg, расстроенный неудачными попытками выбраться из ловушки, приказал обстрелять маяк на острове.

Выстрелы орудий выдали местоположение немецкого крейсера и позволили русским миноносцам открыть огонь. Тем временем подходившие крейсеры в условиях тумана к германскому кораблю обстреляли не только его, но и миноносец V 26, стоявший у борта и эвакуировавший экипаж севшего на мель корабля. Также крейсеры обстреляли свои миноносцы «Рьяный» и «Лейтенант Бураков», приняв их за вражеские, те в свою очередь ответили торпедной атакой – «Богатырь» едва уклонился от торпеды, выпущенной с «Буракова». В 9.00 утра командиры разобрались в ситуации и сосредоточили огонь на SMS Magdeburg и V 26. Командир германского крейсера, находясь под обстрелом, взорвал свой корабль. Главный успех этой операции заключался в том, что были обнаружены секретные документы германского флота, позволявшие беспрепятственно расшифровывать немецкие радиограммы. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

В декабре «Богатырь» средствами постановки, хранения и транспортировки мин заграждения.

31 декабря 1914 года «Богатырь» и «Олег» под прикрытием «Баяна» и «Адмирала Макарова» выставили мины у мыса Аркона, на которых 25 января подорвался и получил повреждения крейсер SMS Augsburg.

На выставленных минах, перекрывавших коммуникации между занятой немцами Либавой и Южной Балтикой 13 января 1916 года подорвался и получил тяжелые повреждения крейсер SMS Lübeck.

Севший на камни Magdeburg.

«Богатырь» всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота[4].

С мая 1918 года корабль находился на хранении в Кронштадтском порту. Там его постепенно разоружали. 1 июля 1922 года «Богатырь» продали на слом. В конце 1922 года его увели в Германию и разобрали.

21 ноября 1925 года крейсер «Богатырь» был исключен из списка судов РККФ.

Александр Фёдорович Стемман

Командующие крейсером

  • 15.02.1899 — 08.1905 — капитан 1-го ранга Стемман, Александр Фёдорович
  • 1905 — 1906 — Бострем, И.Ф.
  • 13.03.1906 — 31.08.1906 — капитан 2-го ранга Васильковский, Станислав Францевич
  • 1906 — 1908 — Гирс, Владимир Константинович
  • 1911 — 1912 — капитан 1-го ранга Ворожейкин, Сергей Николаевич
  • 1915 — 1916 — Вердеревский, Дмитрий Николаевич
  • 1916 — 1917 — Коптев, Сергей Дмитриевич
  • 1918.02-11 — фон Гебгард, Б.Э.
  • 1919 — 1922 — Кукель,Владимир Андреевич

Этот корабль в искусстве

Корабль представлен в игре World of Warships.

См. также

Примечания

  1. ↑ 27-го декабря 1897 года состоялось совещание, которое наметило дополнительную судостроительную программу, получившую наименование «программа для нужд Дальнего Востока»; планировалось построить: 5 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров разведчиков 2-го класса, 10 крейсеров разведчиков 3-го класса, 2 минных заградителя, 36 миноносцев-истребителей.
  2. ↑ Морской технический комитет — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
  3. ↑ Германская фирма относила к своим обязательствам поставку только башен, а внутренне оборудование относила к русской стороне. Российская сторона в свою очередь полагалась на немецкую фирму, как инициатора применения башенных артиллерийских установок. В мае 1899 года было решено изготовить башни в России на Металлическом заводе в Петербурге.
  4. ↑ Операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.

Литература и источники информации

Литература

  • Р.М. Мельников Крейсер «Богатырь». — Санкт-Петербург: 1995г.
  • Заблоцкий В.П. Часть 1 // Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь».. — 2010 Т. № 3. — (Морская коллекция).

Ссылки

Галерея изображений

  • Чертеж крейсера «Богатырь» фирмы AG Vulcan

  • Проекция теоретического чертежа крейсера «Богатырь»

  • Набор крейсера «Богатырь»

  • «Богатырь» перед спуском

  • «Богатырь» на Дальнем Востоке

  • «Богатырь» на камнях

  • «Богатырь» во Владивостоке буксировка после посадки на камни, 1904 год

  • «Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год

  • «Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год

  • «Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год

  • «Богатырь» во Владивостокском доке

  • «Богатырь» во Владивостоке

  • «Богатырь» во Владивостоке после ремонта, 1905 год

  • Вывод «Богатыря» из дока Владивостока

  • «Богатырь» в Севастополе, декабрь 1909 года

  • «Богатырь» в Севастополе, декабрь 1909 года

  • «Богатырь» в Алжире, 1909-1910 годы

  • «Богатырь» в Алжире, 1909-1910 годы

  • Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь»

Видео

wiki.wargaming.net

Витязь (бронепалубный крейсер) Википедия

Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»

Крейсер 1-го ранга «Богатырь»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки 9 января 1899 года
Основные характеристики
Водоизмещение нормальное: 6611 т
полное:
«Богатырь» — 7428 т
«Олег» — 6975 т
«Кагул» и «Очаков» — 7070 т
Длина «Богатырь» — 132,02 м
«Олег» — 134,19 м
«Кагул» — 134,16 м
«Очаков» — 134,01 м
Ширина 16,61 м
Осадка «Богатырь» — 6,77 м
«Олег» — 6,91 м
«Кагул» и «Очаков» — 6,81 м
Бронирование броневая палуба 35 мм (70 мм на скосах)
Гласис — 85 мм
Башни — 125…90 мм
Казематы — 25…80 мм
щиты орудий — 25 мм
рубка 140 мм
Двигатели 2 вертикальные машины тройного расширения
16 водотрубных котла Нормана
Мощность 19 500 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода «Богатырь» — 23,55 узла
«Олег» — 20,45 узла
«Кагул» — 24,75 узла
«Очаков» — 23 узла
Дальность плавания «Богатырь» — 2760 миль на 12 узлах
«Олег» — 1200 миль на 12 узлах
«Кагул» — 2100 миль на 12 узлах
«Очаков» — 3300 миль на 12 узлах(фактическая)
Экипаж 19 офицеров
12 — 17 кондукторов
540 — 565

ru-wiki.ru

Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

НомерФотоРазмер файла / Контрольная суммаОписаниеИсточник
1. 221k / 787168D8692CAC8D35D140CA8E8CEE1D Крейсер «Витязь» под парусами
(подробнее)
В.Я. Крестьянинов
Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917 часть I. ISBN 5-8172-0078-3. Санкт-Петербург 2003
2. 292k / 8D7B5B9183EBC79411CA8CB693F5C354 Гибель крейсера «Витязь» на камнях у порта Лазарева, 28 апреля 1893 года
(подробнее)
В.Я. Крестьянинов
Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917 часть I. ISBN 5-8172-0078-3. Санкт-Петербург 2003
3. 362k / 5F1A3BF2ED33C51448E921D3A6099654 Крейсер «Витязь»
(подробнее)
Журнал «Судостроение»
О. Масленников
4. 116k / 51BBE0324C11C15292214871FCE805D3 Крейсер «Витязь»
(подробнее)
С.В. Патянин

navsource.narod.ru

Крейсер первого ранга Тип «Витязь»


Крейсер первого ранга Тип «Витязь»

Крейсер первого ранга

Тип «Витязь»

(2 единицы)

Витязь

Проект по образцу английского крейсера «Каллиоп». До 1.02.1892 г. корвет. Залож. 16.08.1883 г. Спущ. 23.10.1884 г. Вст. в стр. весной 1886 г. (СПб/Галерный остров; кор. инж. А.Е. Леонтьев, П.А. Титов). Разбился на камнях 28.04.1893 г. в районе порта Лазарев (Дальний Восток).

Рында

Проект по образцу английского крейсера «Каллиоп». До 1.02.1892 г. корвет. Залож. 13.10.1883 г. Спущ. 18.06.1885 г. Вст. в стр. в 1886 г. (СПб/Франко-Русский завод; кор. инж. А.Е. Леонтьев, П.А. Титов). С 8.05.1917 г. – Освободитель. Сдан на слом 12.05. 1922 г. С 24.03.1906 г. – учебное судно.
Вооружение с 1906 г.: 4 – 152/28 мм, 2 – 75 мм, 2 – 47 мм, 6 – 37 мм, 1 нос. торп. апп. 381 мм.

Тактико-технические характеристикиТип «Витязь»
Водоизмещение, т3210
Длина, м89
Ширина, м13,7
Осадка, м4,9
1 машина мощностью, л.с.2750
Винтов, шт.1
Котлов, шт.10
Скорость, узлов13,7
Запас угля, тдо 500
Дальность плавания (на 10 узлах), миль2400
Экипаж, чел.25/347

Вооружение: 10-152/28 мм, 4-87 мм, 10-47 мм. Бронирование: палуба – 38 мм.
 

Смотри также:


 

Военная энциклопедия. 2014.

  • Крейсер первого ранга Тип «Варяг»
  • Крейсер второго ранга Тип «Африка»

Смотреть что такое «Крейсер первого ранга Тип «Витязь»» в других словарях:

  • Крейсер первого ранга Тип «Богатырь» — Крейсер первого ранга Тип «Богатырь» (4 единицы) Богатырь Проект немецкой фирмы «Вулкан». Заложен 9.12.1899 г. Спущен 17.01.1901 г. Вст. в стр. 7.08.1902 г. (Штеттин/верфь «Вулкан»). Входил в состав 1 й Тихоокеанской …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Бутаков» — Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Бутаков» (6 единиц) Адмирал Бутаков Совместный русско английский проект. Залож. 11.11.1913 г. Спущ. 23.07.1916 г. (СПб/Путиловский завод). Корпус длительное время находился в порту на хранении. С… …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Корнилов» — Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Корнилов» (1 единица) 1887 Адмирал Корнилов Проект по образцу французского крейсера «Сесиль». Заложен в 1886 г. Спущ. 28.03.1887 г. Вст. в стр. в 08.1889 г. (Сен Назер/Луарская верфь). С 8.10 …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Диана» — Крейсер первого ранга Тип «Диана» (3 единицы) Диана Залож. 23.05.1897 г. Спущ. 30.09.1899 г. Вст. в стр. 10.12.1902 г. (СПб/Галерный остров; кор. инж. А.И. Мустафин). Входил в состав 1 й Тихоокеанской эскадры Б.Ф. 28.07.1904 г. после… …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Прут» — Крейсер первого ранга Тип «Прут» (1 единица) 1903 Прут Вступил в строй под русским флагом 12.02.1916 г.. Заложен 11.1901 г. Спущ. 25.06.1903 г. Вст. в строй под турецким флагом в 1904 г. (Филадельфия/верфь В. Крампа). Бывший турецкий… …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Нахимов» — Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Нахимов» (1 единица) 1885 Адмирал Нахимов Проект по образцу английского крейсера «Уорспайт». Залож. в 07.1883 г. Спущ. 21.10.1885 г. Вот. в стр. 3.12.1887 г. (СПб/Балтийский завод; кор. инж.… …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Невельской» — Крейсер первого ранга Тип «Адмирал Невельской» (2 единицы) Адмирал Невельской Проект немецкой фирмы «Ф. Шихау». Заложен 10.09.1913 г. Спущен 9.11.1914 г. Вст. в стр. под германским флагом 5.08.1915 г. (Данциг/верфь Ф. Шихау).… …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Аскольд» — Крейсер первого ранга Тип «Аскольд» (1 единица) 1900 Аскольд Проект немецкой фирмы «Германия» (Ф. Крупп). Залож. 8.06.1899 г. Спущ. 2.03.1900 г. Вст. в стр. 8.09.1901 г. (Киль/верфь «Германия»). Входил в состав 1 й… …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Баян» — Крейсер первого ранга Тип «Баян» (4 единицы) Баян (первый) Проект французской фирмы «Форж э Шантье Медитерране». Залож. 26.06.1899 г. Спущ. 30.05.1900 г. Вст. в стр. в 04.1903 г. (Тулон/ФэШМ). Входил в состав 1 й Тихоокеанской …   Военная энциклопедия

  • Крейсер первого ранга Тип «Генерал-Адмирал» — Крейсер первого ранга Тип «Генерал Адмирал» (2 единицы) Проект контр адмирала А.А. Попова Генерал адмирал Залож. 15.11.1870 г. Спущ. 26.09.1873 г. Вст. в стр. 8.09.1875 г. (СПб/завод П.Ф. Семянникова и В.А. Полетики; кор. инж. НА.… …   Военная энциклопедия

voennaya.academic.ru

Парусно-винтовой корвет Витязь

Имя прославленного корвета «Витязь» навсегда вошло в память мирового мореплавания. История знает немало весьма драматичных дальних морских походов и кругосветных путешествий, но в ряду десяти самых прославленных кораблей мира, имена которых начертаны на фронтоне Международного океанографического музея в Монако, упомянут только один российский корабль — «Витязь».

Заслуга в этом принадлежит первому командиру корабля — адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Его подлинно научный труд: «„Витязь“ и Тихий океан» с подробным изложением результатов всех исследований, выполненных экипажем судна, обессмертил имя славного корвета.

 

Постройка и подготовка к плаванию

«Витязь» был заложен 16.08.1883 г. на Франко-русском заводе, что на Галерном острове в Петербурге, знаменитым кораблестроителем, инженером-самоучкой П. А. Титовым. 23.10.1884 г. он уже был спущен на воду, и его командиром был назначен капитан 1-го ранга С. О. Макаров. Ещё 2 года «Витязь» оставался на достройке и все это время С. О. Макаров. принимал самое деятельное участие в этой работе.

Корабль оказался одним из последних военных кораблей «переходного периода», то есть был совершенным парусником и одновременно имел самую лучшую и мощную для того времени паровую машину. Первым из русских кораблей, «Витязь» целиком был построен из судостроительной стали и имел бронированную палубу. Тем не менее корвету с самого начала крайне не везло. При спуске с эллинга был потерян руль и повреждены ахтерштевень и дейдвуд. Оказалось русло Невы в этом месте было недостаточно углублено и корпус корабля ударился о дно реки. Для ремонта «Витязя» П. А. Титов спроектировал специальный плавучий кессон, но работы затянулись на несколько месяцев.

С. о. Макаров видел не только достоинства, но и недостатки корвета. Ещё до начала исторического путешествия он писал:

«Какая жалкая индикаторная сила и скорость для небронированного судна в 3 000 т. Корвет можно считать неудачным в смысле хода, но не моё дело об этом разглашать. Дело командира составить имя своему судну и заставить всех офицеров полюбить его и считать несравненно выше других судов, даже и по качествам».

И он этому неукоснительно следовал на протяжении последующих 993 дней путешествия.

Не любивший вмешательства в свои дела П. А. Титов позволял это лишь С. О. Макарову, который постоянно предлагал различные усовершенствования. Для своего корвета он даже спроектировал особый паровой катер с необычными обводами. Построенный в Кронштадте, это катер получил название «Меч» и давал более 17 узлов хода.

 

Корвет Витязь в Кронштадте

Особое внимание С. О. Макаров уделял подбору офицеров. Более половины из них составляли мичманы — выпускники Морского училища 1884 г. Он приметил их ещё в 1883 г. когда, командуя Практической эскадрой, плавал с юными гардемаринами по Балтийскому морю. На этих мичманов С. О. Макаров возлагал особые надежды. Именно им предстояло осуществить большинство его замыслов.

С точки зрения Морского ведомства первое плавание корвета предполагалось вполне рядовым и осуществлялось с целью усовершенствования морской подготовки личного состава корабля. Однако С. О. Макаров решил воспользоваться случаем и заняться полномасштабными океанологическими исследованиями на всем пути следования корвета. На собственные средства он закупил оборудование, инструменты, приборы и специальную литературу. Практически все офицеры, часть унтер-офицеров и даже многие нижние чины заранее были предупреждены о планах своего командира и горели желанием принять самое активное участие в этой работе. И она началась, как только Кронштадт скрылся за горизонтом.

 

Первое плавание корвета «Витязя» (1886-1889 гг.)

В последний день лета 1886 года, когда для всего флота Балтийского моря очередная кампания близилась к завершению, корвет «Витязь» с экипажем в 372 человека поднял якорь в Военной гавани Кронштадта и вышел в море.

Первую половину пути «Витязь» следовал по маршруту: Кронштадт → Киль → Гётеборг → Портсмут → Брест → Эль-Ферроль → Лиссабон → остров Мадейра → острова Зеленого Мыса. Далее корвет пересек Атлантический океан и 20.11.1886 г. вошёл в гавань Рио-де-Жанейро. Спустя месяц, благополучно пройдя Магелланов пролив, 6.01.1887 г. «Витязь» прибыл в Вальпараисо. Следующий отрезок через Тихий океан до Японии оказался самым долгим. На этом пути в девять с половиной тысяч морских миль корвет имел лишь две остановки — на Маркизовых и Сандвичевых островах.
Наконец, в марте 1887 года «Витязь» бросил якорь на рейде Иокогамы. Плавание до Японии заняло более полугода. Ещё в начале путешествия, при подходе к Лиссабону «Витязь» попал в жестокий двенадцатибалльный шторм. Это произошло 13 октября, когда западный ветер достиг силы урагана. Корвет с честью вынес это испытание, хотя и обнаружил некоторые конструктивные недоработки. В Лиссабоне во время исправления повреждений были внесены и необходимые изменения в отдельные узлы корабля, что повысило его устойчивость против шторма.

 

Офицеры корвета «Витязь» ведут научные наблюдения. 1886—1889 гг.

На всем пути экипаж корвета под руководством своего неутомимого командира выполнял колоссальный объём исследовательских работ. Каждые четыре часа, независимо от погоды и времени суток, измерялись температура и удельный вес морской воды, промерялись глубины, исследовались морские течения, определялись и многие другие параметры. Некоторые наблюдения велись каждые пять или десять минут.

С. О. Макаров писал:

«Я очень рад, что встретил в господах офицерах большое сочувствие к различным гидрологическим и метеорологическим наблюдениям. Доктор медицины Шидловский работает с ареометром, мичмана Кербер и Шаховский считаются хозяевами: первый — барометра, второй — анемометра, что же касается старшего штурманского офицера подпоручика Розанова, то он работает с флюктометром, заведует добыванием воды и ведёт общий журнал всем наблюдениям, приводя поправки, и вообще наблюдает за всеми работами».

Сведения об этом путешествии отрывочны. Фундаментальный труд С. О. Макарова «„Витязь“ и Тихий океан» посвящён большей частью результатам научных исследований, проведенных на корвете. Отдельные эпизоды жизни и быта экипажа сохранились в дневниках и письмах Сепана Осиповича к жене и, как ни странно, в воспоминаниях самого юного путешественника — Николая Иениша. Сыну старшего артиллерийского офицера В. Х. Иениша (брата контр-адмирала Н. Х. Иениша) тогда было только 6 лет. Позже он писал:

«Очень торжественно проходили на „Витязе“ воскресные и праздничные дни, если погода не была штормовая. Макаров всегда лично читал Морской устав, весьма декоративно расположившись спиной к полу-юту перед световым ликом кают-компании, обычно в виц-мундире, при белых брюках с обнаженной блестящей лысиной над высоким, могучим лбом, с широкой, расчесанной на две стороны русой бородой… Читал он громко, медленно, внятно. Команда благоговейно слушала, фуражки „на молитву“… Никогда позже я не видел столь торжественного чтения Устава…»

В своих письмах к жене сам Степан Осипович чаще писал о посещении тех экзотических мест, куда заходил «Витязь». Например, с острова Нукагива он сообщал:

«Мы пришли сюда 22 февраля 1887 г. … Здесь мы наделали большого шуму. Я устроил народное гулянье, на которое пригласил весь народ. „Благородных“, то есть таких, которые ходят в галстуках, угощали на стульях, а остальных — на разостланном парусе. Все это в тени пальмового сада… Гулянье вышло прекрасное. Наши матросы отличались в танцах, каначки тоже танцевали. Вчера была охота, причём все жители подносили мне подарки, куски какой-то материи…».

Во время путешествия было сделано несколько сотен фотографий. По распоряжению С. О. Макарова этим занимался мичман К. Ф. Шульц. Именно он является автором большинства снимков, представленных в настоящей статье.

 

Офицеры корвета «Витязь» ведут научные наблюдения. 1886-1889 гг.

В Иокогаме и Нагасаки, где в те годы нередко базировались русские корабли, «Витязь» пробыл несколько месяцев. После ремонта корвет вошёл в состав Тихоокеанской эскадры вице-адмирала В. П. Шмидта и пришёл во Владивосток. 8.07.1887 г., спустя десять месяцев от начала путешествия, экипаж вновь ступил на русскую землю. Почти полгода в составе эскадры Шмидта «Витязь» принимал участие в учебных походах по Охотскому и Японскому морям.

 

Корвет Витязь на Дальнем Востоке. 1886-1889 гг.

Экипаж корвета регулярно занимался всеми возможными в походных условиях боевыми учениями. Особенно много внимания Степан Осипович уделял своему любимому минному делу. Многократно проводились стрельбы минами Уайтхеда, постановки учебных минных заграждений.

Позже, в «Известиях по минному делу», вып. 25, СПб., 1890 г., были опубликованы замечания С. О. Макарова по постановке мин на основании опыта, полученного им на «Витязе».

В середине ноября ситуация резко изменилась. Из Морского ведомства пришёл приказ, согласно которому «Витязь» получил самостоятельное задание. В связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке и возможным разрывом отношений с Японией С. О. Макарову было предписано исследовать береговую линию материковой части Японского моря с точки зрения возможности создать стоянки для кораблей Тихоокеанской эскадры.

 

Моряки корвета «Витязь» 1886-1889 гг.

С воодушевлением экипаж принялся за работу. В результате полугодовых исследований впервые на карту были нанесены ранее не отмеченные бухты, небольшие острова, мысы, банки, глубины. На правах первооткрывателей команда по своему усмотрению давала названия этим географическим объектам. Обстоятельные отчёты, представленные С. О. Макаровым в Морское ведомство, легли в основу планов многих строительных работ военного характера, предпринятых впоследствии на Дальнем Востоке.

На заключительном этапе «Витязь» выполнил ещё ряд ответственных заданий, посетив Петропавловск, остров Беринга и остров Медный. В Охотском море пришлось выдержать два сильнейших шторма, во время одного из которых волной сорвало и унесло катер. Были получены и другие, хотя и незначительные, повреждения. Вернувшись во Владивосток, «Витязь» был поставлен на текущий ремонт, который завершился лишь через два месяца уже в Иокогаме.

 

Возможно, последнее построение офицеров корвета «Витязь». 1889 г.

В начале ноября 1888 года наступило время возвращаться в Петербург. Этот второй отрезок пути корвет проделал уже другим путём. Через Индийский океан, Красное море, и Суэцкий канал с выходом в Средиземное море. Далее через Гибралтар вокруг Европы и в Балтийское море. На этот путь потребовалось ещё почти семь месяцев. По пути «Витязь» заходил в Гонконг, Пан-Ранг, Сайгон, Сингапур, на Суматру, в Коломбо, Аден, Суэц, Пирей, Мальту, Алжир, Кадикс, Шербур и Копенгаген.

С. О. Макаров оставался верен себе до конца. Программа начатых им исследований неукоснительно выполнялась и теперь, когда все жили близким возвращением домой. 20.05.1889 г. «Витязь» бросил якорь на Большом рейде Кронштадта. Путешествие, продолжавшееся почти три года, закончилось там, где оно и началось. Весь Кронштадт с восторгом встречал отважных моряков. Для каждого члена экипажа, от кочегара до командира это была та самая минута славы, которая запоминается на всю жизнь.

 

Офицеры корвета «Витязь». 1886-1889 гг.

 

Итоги кругосветного путешествия корвета «Витязь»

Путешествие на корвете навсегда вошло в историю мирового мореплавания. «Витязь» пересек три океана, победил бури и туманы, миновал опаснейшие рифы и мели, посетил самые отдаленные моря и берега. И не потерпел ни одной сколь-либо значимой аварии. Правда, корвет потерял трёх членов своей команды. Один матрос скончался от болезни в самом начале пути и был похоронен в Бресте, другой, заболев, умер в 1887 году. Его могила находится на русском кладбище в Нагасаки. Наконец, ещё один матрос во время такелажных работ сорвался с реи и упал за борт. Тела его так и не нашли.

 

Обложка книги С. О. Макарова «Витязь» и Тихий океан

Главное, чего добился С. О. Макаров — он воспитал такой экипаж, которого до него не существовало на русском флоте. Барон Ф. Ф.

Врангель, встречавший «Витязь» в Кронштадте, писал:

«Щегольской вид судна и команды, быстрота и отчётливость всех маневров, производившихся на корвете „Витязь“ после его возвращения из плавания, служили наглядным доказательством, что научные наблюдения не были помехой для строевой службы, а лишь расширили кругозор офицеров, внося новый, облагораживающий интерес в их службу».

Через 5 лет после путешествия в 1894 году вышел в свет труд С. О. Макарова. под названием: «„Витязь“ и Тихий океан» — это были два тома, содержащие около тысячи страниц текста, большое количество различных приложений и таблиц. Сам С. О. Макаров отмечал, что эта книга подводила итог коллективному исследованию. В подзаголовке книги значилось: «Гидрологические наблюдения, проведенные офицерами корвета „Витязь“ во время кругосветного плавания 1886-1889 гг.». В начале книги автор писал:

«Я с великим удовольствием упоминаю молодых наблюдателей по старшинству: мичман Мечников, Митьков, Максутов, Кербер, Шульц, Шаховский, Пузанов и Небольсин. Особенно же много потрудился младший штурман подпоручик Игумнов».

На следующий год после выхода книги, за выдающийся вклад в науку, её автор С. О. Макаров был награждён Русским Географическим обществом Золотой медалью имени графа Ф. П. Литке.

 

Экипаж корвета «Витязь» во время плавания 1886-1889 гг.

Макаров, Степан Осипович., командир корабля, Флигель-адъютант, капитан 1-го ранга.

Вирениус, Андрей Андреевич, старший офицер, капитан 2-го ранга.

Иениш Виктор Христианович (1852-1893), старший артиллерийский офицер, лейтенант. Признанный специалист в области корабельной артиллерии, автор нескольких статей по использованию артиллерии на море. Последнее воинское звание — капитан 2-го ранга. Был командиром броненосной лодки «Русалка» во время её трагической гибели в 1893 г.

Кубе-Браузер Эрнест Иванович, ревизор корабля, лейтенант. После корвета «Витязь» служил на Балтике, в 1890 г. плавал на судне «Первенец».

Андреев Константин Петрович, лейтенант.

Шидловский Франц Иванович, врач корабля, доктор медицины. После корвета «Витязь» служил в Кронштадте врачом водолазной школы. В 1894 г. в составе водолазной партии, участвовал в поисках броненосной лодки «Русалка» на которой погиб В. Х. Иениш. Автор многочисленных экспериментальных работ в области «глубоководной медицины».

Мичманы (вахтенные офицеры):

Кербер, Людвиг Бернгардович.

Князь Максутов Александр Дмитриевич. После плавания на корвете «Витязь», в 1891 г. был произведён в лейтенанты. Служил на корвете «Рында», позже клипере «Стрелок».

Мечников Александр Евграфович После корвета «Витязь» вместе с К. Ф. Шульцем служил на крейсере «Разбойник». Последнее звание — капитан 2-го ранга. Участник Гражданской войны на Чёрном море. В составе русской эскадры ушёл в Бизерт.

Митьков. После плавания на корвете «Витязь» служил на флоте. Последнее звание — капитан 2-го ранга.

Небольсин, Аркадий Константинович.

Пузанов Сергей Николаевич. После корвета «Витязь» вместе с Л. Б. Кербером служил на крейсере «Россия», затем вышел в отставку, поселился в собственном доме в Сестрорецке близ Петербурга, где построил (ст. Белоостров) кирпичный завод.

Князь Шаховский, Владимир Владимирович (1864-1930). После корвета «Витязь», в 1890 г. зачислен в запас. Служил земским начальником в ряде уездов Российской империи. С 1909 г. статский советник С августа 1916 г. вернулся лейтенантом на флот с зачислением в Черноморский флотский экипаж. Во время Гражданской войны — старший офицер линкора «Ростислав», затопленного экипажем в Керченском проливе накануне эвакуации из Крыма. В Бизерт прибыл командиром канонерской лодки «Страж». Скончался в г. Тунисе 15 августа 1930 г.

Шульц, Константин Фёдорович.

Штурманы

Розанов, старший штурманский офицер, подпоручик.

Игумнов Александр, младший штурман, подпоручик. В 1905 г. в чине капитана служил на кораблях Каспийской флотилии.

Юнга

Иениш Николай Викторович. После похода на «Витязе» окончил Морской Кадетский Корпус и в 1899 г. произведён в мичманы. Окончил Минный офицерский класс и зачислен в минные офицеры 2 разряда. В 1901-1902 гг. в заграничном плавании на мореходной канонерской лодке «Терец». В апреле 1904 г. назначен в распоряжение Коменданта крепости Порт-Артур, затем минный офицер миноносца «Безпощадный». Интернирован на нём в Циндао после боя 28.07.1904 г. в Жёлтом море. В 1915 г. начальник дивизиона заградителей и заведующий делами минных заграждений в Чёрном море. Во время Гражданской войны воевал на стороне белых в Чёрном море. В составе русской эскадры ушёл в Бизерт.

 

Второе плавание и гибель «Витязя» (1891-1893 гг.)

Осенью 1891 года под командованием уже другого командира, капитана 1-го ранга С. А. Зарина и с другим экипажем корвет «Витязь», который вскоре (1893 г.) стал именоваться крейсером 1-го ранга, вышел в Тихий океан из Кронштадта во второе, и как оказалось, последнее своё плавание. Летом 1892 г. он вошёл в состав Тихоокеанской эскадры и по примеру прошлой экспедиции занялся активными гидрологическими исследованиями. Были описаны и нанесены на карту множество объектов, но все драматически закончилось в мае 1893 г.

Тогда при очередных картографических работах в Японском море в районе порта Лазарева (ныне Северокорейский порт Вонсан) «Витязь» потерпел крушение, наскочив на камни. Спасательная операция безуспешно продолжалась около месяца.

В ней приняли участие корабли, присланные адмиралом С. П. Тыртовым из Владивостока, но все было тщетно. В результате пришлось ограничиться снятием вооружения, ценного навигационного оборудования и некоторых механизмов. В этой эпопее приняли участия двое бывших членов «макаровского» экипажа «Витязя» А. Е. Мечников и К. Ф. Шульц. Теперь оба они плавали на крейсере «Разбойник» и наблюдали последние минуты жизни своего прославленного корабля. А ведь прослужил корвет так мало — менее 7 лет.

Водоизмещение 3200 т, мощность, паровых машин 2020 кВт, скорость 14 уз, экипаж 372 чел. Вооружение: 10 152-мм, 4 87-мм, 10 47-мм орудий.

 

seaman-sea.ru

Витязь (бронепалубный крейсер) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Богатырь.
Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»

Крейсер 1-го ранга «Богатырь»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки 9 января 1899 года
Основные характеристики
Водоизмещение нормальное: 6611 т
полное:
«Богатырь» — 7428 т
«Олег» — 6975 т
«Кагул» и «Очаков» — 7070 т
Длина «Богатырь» — 132,02 м
«Олег» — 134,19 м
«Кагул» — 134,16 м
«Очаков» — 134,01 м
Ширина 16,61 м
Осадка «Богатырь» — 6,77 м
«Олег» — 6,91 м
«Кагул» и «Очаков» — 6,81 м
Бронирование броневая палуба 35 мм (70 мм на скосах)
Гласис — 85 мм
Башни — 125…90 мм
Казематы — 25…80 мм
щиты орудий — 25 мм
рубка 140 мм
Двигатели 2 вертикальные машины тройного расширения
16 водотрубных котла Нормана
Мощность 19 500 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода «Богатырь» — 23,55 узла
«Олег» — 20,45 узла
«Кагул» — 24,75 узла
«Очаков» — 23 узла
Дальность плавания «Богатырь» — 2760 миль на 12 узлах
«Олег» — 1200 миль на 12 узлах
«Кагул» — 2100 миль на 12 узлах
«Очаков» — 3300 миль на 12 узлах(фактическая)
Экипаж 19 офицеров
12 — 17 кондукторов
540 — 565 матросов
Вооружение
Артиллерия на момент вступления в строй
2 × 2 и 8 × 1 — 152/45-мм
12 × 1 — 75/50-мм
8 × 1 — 47-мм
Минно-торпедное вооружение «Богатырь» — 2 381-мм надводных ТА
2 подводных ТА, остальные — 2 381-мм подводных ТА[1]
 Изображения на Викискладе

«Богатырь» — тип бронепалубных крейсеров Российского императорского флота начала XX века. В российском флоте классифицировались как крейсера 1-го ранга. Проект разработан немецкой компанией «Вулкан», которая построила головной крейсер — «Б

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *