Памяти «Витязя» | Русское географическое общество

Незамеченным осталось 125-летие со дня гибели корвета «Витязь» – одного из самых успешных кораблей науки конца 19 века. А между тем знаменитый парусник ушел в свой последний поход из Владивостока…

Несколько лет тому назад мой родственник нашел на чердаке старинного дома в Вырице альбом 1893 года, в котором 127 подлинных фотографий, сделанных на месте крушения корвета у берегов Кореи… Автор снимков – Владимир Николаевич Попов – доктор, судовой врач корвета, затем – начальник госпиталя во Владивостоке и в завершение карьеры – флагманский врач Балтийского флота (ум. 1900).

«Я давно хотел показать тебе одну вещь», – загадочно улыбнувшись, Игорь снял с вершины старинного шифоньера потертый чемодан, в глубине которого и лежал старый альбом. На черном лакированном фоне обложки – парусник, а ниже: «1893». Я «открыла» створку и на титульном листе прочла надпись, сделанную тонким пером, по всем канонам каллиграфии 19 века: «Как мы спасали «Витязь».

Так на всех парусах стремительно и неукротимо влетел в мою жизнь легендарный корвет. Я начала поиск подробностей этой трагедии, продвигаясь медленно, по большей части от того, что Военно-морской архив в Петербурге в течение долгих пяти лет был закрыт на реконструкцию. И все же с удивительным везением я извлекала из глубины забвения все новые и новые имена. Это были флотоводцы, офицеры и мичманы, порой совсем юные, еще только начинавшие свою морскую карьеру.

С открытием архива в Питере решилась главная задача – я отыскала послужной список Владимира Николаевича Попова – корабельного врача, автора этих снимков, прекрасно сохранившихся в старом альбоме, сумела доказать, что именно доктор Попов был автором фотографий. Трудности доказывания заключались в том, что, по иронии судьбы или по прихоти музы истории Клио, в комиссии по расследованию причин аварии было три Поповых, все трое – Владимиры и все – Николаевичи!

За время работы в архиве я отсмотрела многие сотни километров микропленки, познакомилась с послужными списками многих членов экипажа (и скопировала их). Открыла для себя новые имена. Восхитилась многими-многими поступками русских офицеров – участников трагедии с корветом.

Крейсер «Витязь» принес славу отечественному флоту, став первым океанографическим кораблем. Его имя, единственное из всех имен русских кораблей, увековечено на фронтоне Океанографического музея в Монако.

Недолгая, но славная жизнь «Витязя» завершилась трагической гибелью. Новый 1893 год «Витязь» встретил в Японии, на рейде порта Нагасаки. В феврале и марте он находился в плавании у берегов Китая, а затем снова возвратился в гостеприимный японский порт. В апреле командир крейсера получил приказ командующего эскадрой выполнить гидрографические работы у побережья Корейского полуострова. 21 апреля начались работы экипажа по картографической съемке восточного побережья Корейского полуострова, основа которой была заложена русскими моряками шлюпа «Надежда» и фрегата «Паллада».

На карту ложились уточненные линии берегов, выстраивались колонки цифр измеренных глубин. Для пополнения запасов пищи, воды, топлива и кратковременного отдыха дважды заходили во Владивосток. Газета «Владивосток» 17 за 1893 год: «21 апреля утром пришел с корейского берега крейсер I ранга «Витязь». Крейсер I ранга «Витязь» ушел 23 апреля с рассветом к корейским берегам». Вряд ли кто мог знать тогда, что это была последняя стоянка знаменитого корабля во Владивостоке. Из вахтенного журнала крейсера: «23/5 мая. 5 ч 03 м. Снялись с якоря и пошли к берегам Кореи (к порту Шестакова). 24/6. 9 ч 16 м вечера. Стали на якорь у острова Ходо. 27/9. 9 ч 33 м утра. Снялись с якоря и пошли с промером. 6 ч 12 м. Стали на якорь под берегом севернее полуострова Нахимова». К 28 апреля 1893 года моряки нанесли на карту участок побережья от мыса Анжу до полуострова Нахимова. По плану съемку надо было завершить в бухте Порт Лазарева, впервые правильно нанесенной на карту еще в 1854 году штурманами фрегата «Паллада».

Утро выдалось ясным. Ветер, задувший было накануне, стих. В 8 часов 5 минут утра «Витязь» снялся с якоря и начал «утюжить» море, делать промеры вблизи полуострова Нахимова. Второй промерный галс закончили через три часа и, определившись по пеленгам, легли в дрейф. Командир крейсера отправил старшего штурмана лейтенанта Алексея Зурова на берег для проведения астрономических наблюдений. Выполненные гидрографические работы требовалось привязать к точно определенному астрономическому пункту. Плановые работы были завершены. Командир корабля капитан 1 ранга Сергей Аполлинариевич Зарин приказал вахтенному офицеру лейтенанту Петру Дрешеру проложить курс в бухту Порт Лазарева.

Там, с другой стороны полуострова Нахимова, он собирался взять на борт штурмана после окончания им наблюдений. В бухту вело три пролива. Ближайшим являлся Северный между южным берегом полуострова Нахимова и островом Завалишина. Хотя в лоции и отмечалось, что он «узкий и затруднительный», командир и штурман, перед съездом на берег, выбрали именно его. Идти Средним или Южным проливом значило потерять не менее двух-трех часов. Северный же пролив, при детальном изучении карты, кроме надводных камней к юго-востоку от мыса Десфосе, по мнению офицеров, других опасностей не имел. Приказав держать курс на середину острова Завалишина, командир внимательно следил за обстановкой. Подходя к створу островов Куприянова и Никольского, изменили курс, держа его на южную оконечность безымянного островка, лежащего у острова Завалишина. Под четырьмя котлами крейсер шел со скоростью 8–9 узлов. Но как только подошли к месту, где на карте были нанесены 5-саженные глубины, к юго-востоку от надводных камней, уменьшили ход до малого, чтобы лотовые могли более точно измерить глубину. Поступивший от них доклад о глубинах 10 и 12 саженей успокоил Зарина. Последовали команды: «Полный вперед! Держать правее пять градусов!». Курс проложили между островом Вишневского и небольшими островками под берегом полуострова, имея опасные надводные камни по правому борту. Набирая скорость, крейсер шел уже ходом 6 узлов. Часы показывали полдень, ярко светило в зените солнце.  Из воспоминаний старшего врача 15-го флотского экипажа П.М. Губарева: «В 12 1/4 часа почувствовался довольно сильный толчок в кормовой части крейсера, а потом, только что офицеры, стоявшие на полуюте, успели сказать «Слава Богу, благополучно проскочили камень», как послышался в носовой части сильный удар, и крейсер плотно сел на камни». После того как «Витязь» прочертил кормой по камню и, накренившись немного, сошел на чистую воду, последовала команда остановить машину. Но инерция движения была велика, и корабль продолжал идти вперед. Спустя полминуты он ударился носом о подводный камень и остановился. В наступившей неожиданной тишине всех охватила растерянность. – Полный назад! – прозвучала команда командира, первым сориентировавшегося в создавшейся ситуации. – Полный назад! – вновь прокричал он в переговорную трубу, видя, что «Витязь» не двигается с места, и, посчитав, что первая команда его в машинном отделении не услышана. Но корабль оставался недвижим…

Из вахтенного журнала крейсера «Витязь»: «0 ч 15 м пополудни. Идя в Порт Лазарева, крейсер стал на камни в проливе между островом Завалишина и надводными скалами, лежащими к югу от мыса Десфосе». Такова история постановки корвета на камни. Длительная операция по спасению корабля с привлечением всех средств и способов не увенчалась успехом. Спасти легендарный корвет не удалось. Архивные папки хранят документы по спасению крейсера, протоколы судебных заседаний, обвинительный приговор, вынесенный лишь в отношении командира – капитана 1 ранга Зарина. Есть и протоколы осмотра гостиничного номера в Тифлисе, где Сергей Зарин совершил самоубийство, выстрелив себе в висок. Блистательный офицер, командовавший когда-то императорской шхуной «Царевна», клипером «Наездник», сын героического Апполинария Зарина, руководившего всей артиллерией Северной стороны Севастополя в Крымскую войну, не смог пережить гибель любимого корабля и свою вину…

Текст: Татьяна Моторина, журналист, член ПКО РГО – ОИАК,

Фото: личный архив семьи автора,

Российский государственный архив Военно-Морского Флота,

Аукционный Дом «Империя»

КСК ВИТЯЗЬ, ПРИМОРСКИЙ КРАЙ — информация об этапе

Великая Отечественная война – драматичная веха мировой истории. Более полувека назад это событие коснулось каждого жителя нашей большой страны. В России нет семьи, представители старшего поколения которой не помнили бы об этой войне и не внесли бы своего личного вклада в общее дело Победы. Сезон Кубка Победы 2022-2023 посвящён героическим подвигам пионеров и комсомольцев. Их имена станут символами этапов наших соревнований, отдающих дань памяти великому подвигу русского народа.
 
Этап Кубка Победы по конкуру, посвященный памяти Бориса Кулешина


Матрос Борис Кулешин


На потрескавшейся фотографии на фоне моряков в черной форме с патронными ящиками на спине и надстроек советского крейсера стоит мальчишка лет десяти. Руки его крепко сжимают автомат ППШ, а на голове красуется бескозырка с гвардейской лентой и надписью «Ташкент». Это — воспитанник экипажа лидера эсминцев «Ташкент» Боря Кулешин. Снимок сделан в Поти, куда после ремонта корабль зашел за очередным грузом боеприпасов для осажденного Севастополя.

Именно тут у сходни «Ташкента» и появился двенадцатилетний Боря Кулешин. Отец его погиб на фронте, мать, как только был оккупирован Донецк, угнали в Германию, а сам он сумел уйти через линию фронта к своим и вместе с отступающей армией добраться до Кавказа.

Пока уговаривали командира корабля Василия Ерошенко, пока принимали решение, в какую боевую часть зачислить юнгу, моряки успели выдать тому ремень, бескозырку и автомат и сфотографировать нового члена экипажа. А потом был переход в Севастополь, первый в жизни Бори налет на «Ташкент» и первые в жизни обоймы для зенитного артавтомата, которые он наравне с другими зенитчиками подавал стрелкам. На своем боевом посту он и был ранен 2 июля 1942 года, когда немецкая авиация попыталась потопить корабль в порту Новороссийска. После госпиталя Боря вслед за капитаном Ерошенко пришел на новый корабль — гвардейский крейсер «Красный Кавказ». И уже тут нашла его заслуженная награда: представленный за бои на «Ташкенте» к медали «За отвагу», он по решению командующего фронтом маршала Буденного и члена Военного совета адмирала Исакова был удостоен ордена Красного Знамени.

И на следующем фронтовом снимке он уже красуется в новой форменке юного матроса, на голове которого бескозырка с гвардейской лентой и надписью «Красный Кавказ». Именно в этой форме в 1944 году Боря и отправился в Тбилисское нахимовское училище, где в сентябре 1945 года был в числе других преподавателей, воспитателей и воспитанников удостоен медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


Конноспортивный клуб Витязь


КСК Витязь находится в районе Солдатского озера и является одним из старейших и наиболее знаменитых клубов Приморского края, занимаясь конным спортом на профессиональной основа. Спортсмены клуба являются членами сборной Дальневостчного федерального округа, и неоднократно представляли наш регион на Всеросийских соревнованиях в Москве. В клубе имеются 19 лошадей различных спортивных пород, теплая раздевалка, необходимое оборудование для подготовки к соревнованиям, коневоз. Занятия проводит Кандидат в Мастера спорта, судья первой категории Бурдюг Екатерина.

Российские военные развертывают новую систему вооружения «Убийца крылатых ракет»

Мир

Том О’Коннор

Мир Международные дела Россия Ракеты

Московские военные получили свою новейшую систему ПВО и проверили ее способность противостоять приближающимся самолетам в то время, когда Россия и Соединенные Штаты соревновались за передовые боевые возможности.

Воздушно-космические силы России в среду приняли на вооружение новый зенитно-ракетный комплекс С-350 «Витязь». Комплекс был доставлен в Академию воздушно-космической обороны в Ленинградской области и прошел отработку «по обнаружению и уничтожению условного воздушного противника».

«Боевой расчет С-350 продемонстрировал мастерство, поразил условного противника пусками ракет РЭБ и вышел на новый позиционный район», — говорится в сообщении Минобороны России.

Оружие было охарактеризовано как «предназначенное для защиты важнейших государственных, административных, промышленных, военных объектов и группировок войск от ударов современными и перспективными средствами воздушного нападения противника». Он предназначен для защиты как от самолетов, так и от ракет.

На этой фотографии, опубликованной 26 февраля, видны российские пусковые установки С-350 «Витязь». Это оружие было названо «убийцей крылатых ракет» из-за его универсальных возможностей. Минобороны России

С-350 присоединяется к семейству оборонительных систем, существующему уже несколько десятков лет и включающему С-200, С-300, С-400 и С-500, которые все еще находятся в стадии разработки. Государственный производитель нового оружия «Алмаз-Антей» заявил, что оружие может работать как самостоятельно, так и в составе многоуровневой системы защиты.

Компания заявляет максимальную дальность поражения на высоте чуть более шести, 37 или 74,5 миль в зависимости от того, какими ракетами она оснащена.

Оружие может быть оснащено до десятка ракет одновременно и было названо «убийцей крылатых ракет» командующим зенитно-ракетными войсками ВКС России полковником Юрием Муравкиным в интервью военному чиновнику 9.0021 Красная Звезда Газета за июль.

Название прижилось и вошло в некоторые пресс-релизы «Алмаз-Антея». Впервые С-350 был передан Минобороны России в декабре, а в прошлом месяце прошел испытания на полигоне Капустин Яр в Астраханской области.

Последнее пополнение оборонительного арсенала России произошло, когда Пентагон начал разработку ракет, запрещенных более 30 лет в соответствии с двусторонним соглашением с Москвой. С момента выхода из 1987 Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) в августе, американские военные провели два испытания крылатой ракеты «Томагавк» и баллистической ракеты, которые пролетели между ограниченной РСМД дальностью от 310 до 3420 миль.

Вашингтон обвинил Москву в том, что она сначала нарушила их давний договор, разместив крылатую ракету 9М729 «Новатор», но российские официальные лица защищали свое согласие и утверждали, что Пентагон уже нарушил РСМД с помощью противоракетных систем, развернутых на восточном фланге военного альянса НАТО.

. Путин приказал своим чиновникам также начать разработку ракет средней и средней дальности, но ввел мораторий на их развертывание, если только США не сделают это первыми.

Однако Россия начала опережать США в разработке и развертывании других мощных средств, таких как высокоманевренное гиперзвуковое оружие, способное нести ядерное оружие. Московские политики раскритиковали Пентагон во вторник после того, как появились сообщения о том, что он провел «мини-учения», имитирующие обмен ядерными ударами между двумя ведущими военными державами.

Во время своего выступления перед комитетом Палаты представителей по вооруженным силам в среду председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал армии Марк Милли назвал Россию «единственной страной на Земле, которая представляет, без шуток, экзистенциальную угрозу Соединенным Штатам».

«Русские могут убить каждого мужчину, женщину и ребенка, и мы можем сделать то же самое, отсюда и сдерживание», — сказал Милли. «Сохранение гарантированного ядерного предприятия имеет решающее значение для России».

Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил

Аннотированный протокол детального изучения отложений марганца, взятых с НИС «Витязь» во время его 33-го рейса в Индийском океане

Ссылка:

При использовании данных всегда цитируйте цитату! Вы можете скачать цитату в нескольких форматах ниже.

RIS CitationBibTeX CitationText Citation Facebook TwitterShow MapGoogle Earth

Project(s):

NOAA and MMS Marine Minerals Geochemical Database

(NOAA-MMS)

Coverage:

Median Latitude: -14.696960 * Median Долгота: 74,668388 * Южная широта: -30,046700 * Западная долгота: 66,015000 * Северная широта: 6.873000 * ВОСТОЧНА Глубина, осадок/камень: 0 м * Максимальная глубина, отложения/порода: 0 м

Событие (ы):

Vityaz4848 * Широта: 6. 873000 * Лондота: 66.015000 * Дата. : 1960-11-20T00:00:00 * Высота над уровнем моря: -4778,0 м * Местонахождение: Индийский океан * Кампания: Витязь-33 * База: Витязь (экс-Марс) * Способ/Устройство: Океан Захват (ОКЕАН)

ВИТЯЗ4877 -60045 20091 Широта * 10021 * Долгота: 73.983330 * Дата/Время: 1960-12-14T00:00:00 * Высота над уровнем моря:

-4686,0 м * Местонахождение: Индийский Океан * Поход: Bass0-13 * Bass0-20132 Витязь Витязь (экс-Марс) * Метод/Прибор: Гравикордер (ГХ)

Vityaz4885 * широта: -16,741700 * Долга: 70,926700 * Дата/Время: 1960-12-14T00: 00: 00 * Эл. * Кампания: Витязь-33 * Основа: Витязь (бывший Марс) * Метод/Устройство: Океан Грейб (ОКЕАН)

Комментарий:

С 1983 по 1989 год NOAA-NCEI составляло NOAA-MMS Marine Minerals Геохимическая база данных из журнальных статей, технических отчетов и неопубликованных источников других учреждений. В то время это был самый обширный сборник данных о железомарганцевых месторождениях в мире. Первоначально опубликованные в проприетарном формате, несовместимом с современными стандартами, AWI и NOAA совместно решили перенести эти устаревшие данные в PANGEAEA. Эта передача дополняется тщательной проверкой первоисточников, когда они доступны, и кодированием вспомогательной информации (описание образца, метод анализа…), отсутствующей в базе данных NOAA-MMS.

Parameter(s):

0303
# Name Short Name Unit Principal Investigator Method/Device Comment
1 Event label Event Kalinenko, V O
2 Latitude of event Latitude Kalinenko, V O
3 Longitude of event Longitude Kalinenko, V O
4 Elevation of event Elevation m Kalinenko, V O
5 Sample ID Sample ID Калиненко В. О.
6 ГЛУБИНА, отложения/порода Глубина sed м Калиненко В.О.0169
7 Position Position Kalinenko, V O
8 Deposit type Deposit type Kalinenko, V O
9 Quantity of deposit Количество Калиненко В.О.
10 Размер Размер 2 Калиненко В.О. 11 Substrate type Substrate Kalinenko, V O
12 Sediment type Sediment Kalinenko, V O
13 Comment Comment Калиненко В.