Корабли Васко да Гамы и их оснащение. Путешествие в Индию
Корабли Васко да Гамы и их оснащение
Все источники согласуются между собой в том, что флот, или армада, снаряженный для Васко да Гамы, составляли четыре корабля, но в названиях этих судов возникают разночтения. Однако мы не дадим сбить себя с толку, если примем за верные сведения, почерпнутые у безымянного автора нашего «Дневника», у Жуана де Барруша, Лопеша де Каштаньеды, Педру Барретту де Резенде и Мануэла Фарии-и-Сусы. Согласно этим источникам, названия кораблей и имена их командиров были следующими:
«Сан-Габриэл» (флагман) – Васко да Гама, капитан-командор; Перу д’Аленкер, лоцман; Гонсалу Алвареш, капитан; Диогу Диаш, секретарь.
«Сан-Рафаэл» – Паулу да Гама, капитан; Жуан де Коимбра, лоцман; Жуан де Са, секретарь.
«Берриу» – Николау Куэлью, капитан; Перу Эшкулар, лоцман; Алвару де Брага, секретарь.
Грузовой корабль – Гонсалу Нуньеш, капитан.
Корреа и неизвестный автор дневника «Jornal das Viagens» называют «Берриу» «Сан-Мигелом», а «Сан-Рафаэл» производят во флагманы. В то же время, Л. Фигейреду де Фалсан (стр. 147) ставит «Сан-Мигел» вместо «Сан-Рафаэла». Быть может, корабль, который все прежде знали как «Берриу», перед путешествием был перекрещен в «Сан-Мигел».
«Берриу» был одним из тех юрких кораблей с латинским парусным вооружением, которыми славилась Португалия с XIII по начало XVI века и которые, после отказа от вельботов, стали активно использоваться при исследовании побережий Африки. Их грузоподъемность не превышала 200 тонн, на них ставили по две или три, а иногда даже четыре мачты[285]. Утверждается, что грузоподъемность «Берриу» была всего 50 тонн. Свое название он получил по имени предыдущего владельца и лоцмана,[286] у которого был куплен специально для этого путешествия.
Грузовой корабль имел более внушительные размеры. Серниджи говорит, что его грузоподъемность составляла 110 тонн, Каштаньеда уверяет, что 200. Возможно, это была так называемая
каравелла редонда, «округлая каравелла». Этот тип оснащали квадратными парусами на фоке и гроте и треугольными на бизани и бушприте. Этот корабль приобрел Айреш Корреа, лиссабонский судовладелец.Конструкция кораблей
«Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл» строились специально для этого путешествия. Бартоломеу Диаш, который присматривал за строительством, отказался от каравеллы, на которой он сам совершил свои достижения, в пользу судов с квадратной парусной оснасткой и большей грузоподъемностью. Хотя они медленнее шли и были не так маневренны, зато более безопасны и удобны для команды. В то же время он заботился о том, чтобы осадка судов позволяла им ходить по мелкой воде, что предполагалось в ходе путешествия.
Дерево для кораблей было заготовлено за год в королевских лесах Лейрии и Алкасера. Когда постройка судов завершилась, король поручил оснастить их Фернану Лоуренсу, управляющему имением Минеш и одному из самых могущественных людей того времени[287].
До нас не дошло ни описания кораблей, сделанного в те дни, ни их рисунков, но сомнений при определении их типа не возникает[288]. Такие корабли красочно представлены на картине, написанной по приказу дона Жорже Кабрала, который был губернатором Индии в 1549–1550 годах. Впоследствии эта картина попала в собственность дона Жуана де Каштру. Ее копия впервые была опубликована Вишконде де Журоменья, который обнаружил ее в рукописи, датированной 1558 годом. Тонко выполненная гравюра в «Истории торгового мореплавания» Линдси (W. S. Lindsay, History of Merchant Shipping (II, стр. 5)), деланная со старинной картины, тоже принадлежавшей дону Жуану де Каштру, как будто имеет тот же первоисточник, но там на грот-мачте корабля развевается флаг ордена Христа, а не королевский штандарт, чего не могло быть на флагмане. Но, по всем признакам, корабль на рисунке ближе к настоящему, чем все изображения, которые впервые опубликовал Журоменья.
Источники очень сильно расходятся в оценке грузоподъемности кораблей. Серниджи пишет, что у каждого из кораблей она была по 90 тонн. Отчасти это подтверждает Корреа, говоря, что все три корабля (включая «Берриу») были построены по одному образцу и имели одинаковые размеры[289]. Дон Пашеку Перейра[290] утверждает, что самый большой из них не превышал грузоподъемностью 100 тонн. Ж. де Барруш указывает значение от 100 до 120 тонн, а Каштаньеда указывает 120 тонн для флагмана и 100 тонн для «Сан-Рафаэла».
Но все источники единодушно говорят о малом размере кораблей, которые впервые достигли Индии, отчалив из европейского порта, и даже называют причину такого ограничения размеров[291]. Несмотря на это есть основания полагать, что тоннаж (выражаясь современным языком) кораблей Васко да Гамы был значительно больше, чем принято считать. Педру Барретту де Резенде вносит поправку, говоря, что суда вмещали от 100 до 320 тонн. Линдси идет еще дальше. Согласно его утверждениям, «Сан-Габриэл» был построен в расчете на 400 пайпов, что равно 400 тоннам измеренным или 250–300 тоннам номинальным. Линдси добавляет, что Пинту Баштуш с ним согласен[292].
Рассматривая вопрос грузоподъемности, не следует забывать, что «тонна» в XV веке отличалась от современной. У Д’Альбертиса[293] мы читаем, что тонелада в Севилье приравнивалась к двум бочкам, по 27,5 арробас (98 галлонов) каждая и составляла 1,405 кубических метров, или около 50 кубических футов. Бискайский тунел был на 20 % больше. Согласно записям капитана Лопеша де Мендосы, лиссабонский тунел имел 6 палмуш де гоа [294] в длину (талья) и по 4 таких же палмуш (ладоней) в ширину и высоту (пареа), что составляет 85 кубических футов.
Мне, правда, кажется, что это слишком много, потому что мой виноторговец рассказывал мне, что в две бочки шерри, по 108 галлонов каждая, набирается только 75 кубических футов. Во всяком случае, эти сведения говорят о том, что тонна в XV веке была значительно больше, чем в XIX.
Были сделаны две попытки реконструировать флагман Васко да Гамы или, вернее сказать, построить корабль такого типа, на каких ходили в XV веке, и сделать это как можно ближе к тем описаниям, которые сохранились на страницах исторических документов. Эти попытки предприняли заслуженные офицеры португальского флота, капитаны Жуан Браш д’Оливейра и А. А. Балдаке да Силва. Важную роль в процессе реконструкции сыграл старинный манускрипт по кораблестроению, написанный Фернанду Оливейрой ( «O livro da fabrica das Nгos»), который представил к печати капитан Лопеш де Мендонса.
Корабли, которые в результате получились у двух офицеров, очень сильно между собой различались во многих отношениях, особенно длиной корпуса и бимсов. У корабля капитана да Силвы длина бимса составляла одну треть от длины корабля, а у Оливейры они находились в отношении один к пяти. В первом случае корабль получился широким, как подобало в то время, а во втором – стройным, почти как современный клипер. Нужно заметить, что до недавнего времени считалось, что длина парусного судна не должна превышать четырех его бимсов. Несомненно, этого правила придерживались судостроители XV века.
Размеры этого корабля следующие:
Общая длина – 84,1 фут
Ватерлиния (с грузом) – 64,0
Киль – 56,7
Бимс – 27,9
Высота борта – 17,1
Осадка, кормой – 7,5
Осадка, носом – 5,6
Метацентрическая высота над ватерлинией (с грузом) – 7,4
Водоизмещение – 178 тонн
Грузоподъемность – 4130 куб. футов или 103 тонны
Это я узнал из частного письма капитана да Силвы. Я полагал, что это трюмовый брутто-тоннаж, но посчитав тоннаж по старым правилам, я получил его значение в 230 тонн по 40 кубических футов каждая. А «экспедитивный» метод, принятый в XV веке в Венеции, дал результат в 896 ботте по 28 галлонов, то есть, примерно 250 тонеладас
.
Корабль был плоскодонным, с квадратной кормой и тупым носом, украшенным фигурой святого покровителя. Вдоль бортов устанавливали руслени, чтобы уменьшить качку, когда судно идет под ветром. С носа и кормы возвышались «башни», между ними располагалась средняя часть. Однако эти «башни» не поднимались на такую безумную высоту, как на кораблях последующего периода, когда из-за них возникали трудности с управлением, а при сильном ветре нередко приходилось рубить фок-мачту и разбирать баковую надстройку.
Эти «башни» были настоящими цитаделями и порой позволяли долго защищаться команде взятого на абордаж корабля. Известным примером может послужить сопротивление арабского судна «Мери» в 1502 году.
Капитан располагался в башне над кватердеком, офицеры занимали помещения под капитанским и в баковой надстройке. Простые моряки квартировались под площадками, идущими вдоль бортов, от башни к башне. У каждого был свой шкафчик для товаров, которые предстояло выменять у туземцев. Лестницы вели с главной палубы вверх, на боевые палубы (
Пушки делались из кованых железных полос, скрепленных обручами, и устанавливались на вилообразные подставки. Верхнюю батарею составляли шесть бомбард, столько же было на передней «башне»[295]. Мы, наверное уже упоминали, что люди не носили огнестрельного оружия. Они вооружались арбалетами, копьями, топорами, клинковым оружием, дротиками и абордажными пиками. Некоторые офицеры носили стальные доспехи, у простых людей были камзолы и кожаные нагрудники.
Посередине корабля стояла шлюпка. К ней вдобавок обычно имелся ялик на 4–6 весел.
На корабле было три мачты и бушприт. Главная мачта поднималась над килем на 110 футов на ней развевался королевский штандарт, а алый флаг капитана вывешивался с «вороньего гнезда», в 70-ти футах над палубой. Такое же «воронье гнездо» крепилось и на фок-мачте. Во время боя на них поднимались солдаты, которые метали оттуда дротики, гранаты и горшки с порохом. Паруса использовались прямоугольные, и только на бизани парус был треугольным. Площадь парусов составляла 4000 кв. футов – и это исключительно благодаря «чепчикам», которые подвязывались к основному парусу, служа для тех же целей, для каких служат современные лиселя[296]. На каждом парусе был нарисован крест ордена Христа.
Якоря, числом два, были выполнены из железа, с деревянным штоком и кольцом для привязывания каната.
Хозяйство делилось на три части. Средняя часть корабля загружалась бочками с водой. Сверху на них складывались бухты каната, что было очень неудобно. На корме находился пороховой склад, большая часть оружия и боеприпасов, в том числе каменные и железные ядра. Передняя часть предназначалась для хранения снаряжения. Здесь лежали запасные паруса и запасной якорь.
Нижнюю палубу переборки делили на три части. Две из них предназначались для провизии, подарков и товаров для меновой торговли. Эта «провизия», как пишет Каштаньеда, была рассчитана на три года пути, исходя из вполне солидного дневного рациона, который составляли 1,5 фунта сухарей, фунт говядины или полфунта свинины, 2,5 пинты воды, 1,25 пинты вина, 1/12 питы уксуса или 1/8 пинты масла. В постные дни полагалось по полфунта риса, мясо заменялось треской или сыром. Еще была мука, чечевица, сардины, сливы, миндаль, лук, чеснок, горчица, соль, сахар и мед. Кладовые корабля пополнялись рыбой, выловленной, когда появлялась возможность, и продуктами, приобретенные в портах (среди них апельсины, в которых нуждались пострадавшие от цинги).
Товаров было не просто мало, они оказались совершенно не подходящими для индийских рынков. Среди них: ламбель (полосатая хлопчатая ткань), сахар, оливковое масло, мед и коралловые бусы. Среди товаров, приготовленных для подарков, были рукомойники, алые шапероны, шелковые куртки, шоссы, шляпы, мавританские шапки, а кроме того всякие безделушки, вроде стеклянных бус, бубенчики, оловянные колечки и браслеты. Все это годилось для обмена на гвинейских берегах, но совершенно не ценилось богатыми торговцами Каликута. Наличных же денег, которые можно тратить, на кораблях было, по всей видимости, немного. Все эти сведения почерпнуты из писем дона Мануэла и синьора Серниджи.
После проверки временем оказалось, что самым ценным был научный результат экспедиции, если можно так выразиться. Ученый дон Диогу Ортиш де Вильегаш снабдил да Гаму картами и книгами по нужной теме, почти всеми, что существовали в то время, в том числе сочинением Птолемея и сведениями о Востоке, собранными в Лиссабоне за последние годы. Среди этих трудов, несомненно, нашли свое место и доклады, отправленные домой Перу де Ковильяном, и сведения, собранные Лукашем Маркушем[297], и абиссинским священником, приезжавшим в Лиссабон в 1490 году.
Астрономическими инструментами экспедицию обеспечил астроном Закуто. Считается даже, что Гама был очень доволен, что его наставлял этот просвещенный еврей. Среди этих инструментов была большая деревянная астролябия, металлические астролябии меньшего размера, а также, по всей видимости, квадранты. Ко всему этому прилагался труд Закуто «Almanach perpetuum Celestium motuum cujus radix est 1473», который Жузе Визинью перевел и издал в Лейрии в 1496 году. Эти таблицы позволяли мореплавателям, наблюдая за высотой солнца над горизонтом, рассчитывать широту.
Еще, конечно был значительный запас компасов, лотов и склянок, а также, возможно, catena a poppa, то есть веревка, которую спускали с кормы, чтобы определить дрейф корабля, а также toleta de marteloia – графическая замена наших современных таблиц разностей широт и отшествий. Эти приспособления уже давно использовались итальянцами. Возможно также, что у Васко уже был экваториальный компас (для определения времени приливов в тех портах, куда он заходил) и компас для измерения магнитного склонения. Этот инструмент представляет собой сочетание солнечных часов с магнитной иглой. Его изобрел Пурбах в 1460 году, а усовершенствовали Фелипе Гильен в 1528 и Педру Нуньеш в 1537. Известно, что его использовал Жуан де Каштру в своем путешествии в Индию и Красное море (1538–1541). Мы склонны считать, что у Васко да Гамы могла быть разновидность такого компаса, поскольку название мыса Игольный, предположительно, появилось из-за того, что игла показала путь на север, хотя такое наблюдение точным считать нельзя.

И наконец, нужно упомянуть падраны, каменные колонны, погруженные на корабли. Три из них, по воле короля, были посвящены св. Рафаилу, св. Гавриилу и Деве Марии. Барруш и Каштаньеда пишут, что колонны были такими же, какие устанавливали Сан и Диаш во времена Жуана II. На ряде картин, написанных по приказу дона Мануэла по случаю открытия Индии, падран с мыса Доброй Надежды ( «Prasum promontorium») увенчан крестом, несет на себе королевский герб, изображение пеликана и дату.
Корреа же утверждает, что колонна, установленная на реке Милосердия (в «Дневнике» – река Добрых Знаков), была мраморной, с двумя геральдическими щитами. На одном был изображен герб Португалии, на другом (с обратной стороны) – сфера и надпись «Do senhorio de Portugal reino de Christ?os» («Повелителя Португалии, короля христиан»). Колонна в Малинди имела такие же щиты, но надпись ограничивалась словами «Rey Manoel». Поскольку Корреа имел возможность видеть эти колонны, содержание надписей, скорее всего, передано верно, хотя он известный выдумщик.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Васко да Гама: кровавый колонизатор и открыватель новых земель
Благодаря своему происхождению Васко да Гама удалось получить хорошее образование в разных областях: он изучал математику, навигацию, астрономию, английский язык. А если все эти навыки помножить на воинское морское звание, которым его наградили во время учебы, то складывается образ того самого легендарного мореплавателя, прославившего свою страну. После окончания учебы и вступления в Орден Сантьяго молодой Васко да Гама принял участие в нескольких сражениях, где успел отстоять честь и репутацию португальской короны.
Поиск пути в Индию стал национальной идеей Португалии XV века
В то время Португалия находилась в стороне от основных торговых путей и была сильно обескровлена после противостояния с Кастилией, поэтому поиск маршрутов в Индию стал по сути новой национальной идеей. После нескольких не безуспешных походов вдоль западного побережья Африки в начале XV века Португалия закрепила за собой часть территорий, но продвинуться дальше экватора все же не смогла и на время свернула свою колониальную деятельность. Однако, после 1470 года морские экспедиции возобновились, и к 1482 году Диону Кану удалось открыть новые для европейцев земли к югу от экватора. Шаг за шагом португальцы продвигались вдоль побережья, но у тогдашних современников все еще оставались сомнения относительно величины Африканского материка и перспектив нахождения торгового пути (считалось, что континент продолжался вплоть до Арктики) пока в 1487 году Жуан II не отправил сухопутную экспедицию в Индию через Африку и не получил подтверждение, что морской путь более чем вероятен. Примерно в это же время еще один португальский мореплаватель и по совместительству королевский разведчик Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнув африканский континент — так были развеяны последние сомнения.
Карта мира Авраама Ортелиуса, 1570 год
Но большой экспедиции суждено было состоятся только после смерти короля и продолжительной подготовки, которая включала в себя комплексное изучение и анализ предыдущих походов. Богатый опыт, добытый в предыдущие разы, позволил понять, на каких именно кораблях (конструкция кораблей) возможно подобное предприятие и какие люди нужны для столь рискованной экспедиции — священники, писари, переводчики, астрономы и даже уголовники, которых планировалось использовать для особо опасных заданий. Моряки флотилии были вооружены до зубов, а сами корабли обладали богатым арсеналом оружия, включающим все самое необходимое: современное навигационное оборудование, тяжелые боевые инструменты, достаточное количество провианта.
Португальские корабли
8 июня 1497 году армада из четырех кораблей под командованием Васко да Гамы вышла из Лиссабона и дошла до Сьерра-Леоне — островов, подконтрольных Португалии. Пополнив запасы, экспедиционный корпус выдвинулся на юго-запад, чтобы избежать сильных ветров и подводных течений у берегов экваториальной Африки, углубляясь в Атлантику. Бытует мнение, что Васко, судя по показаниям навигации, вместе со своим флотом чуть не доплыл до берегов Бразилии. После четырех месяцев в открытом океане 4 ноября португальцы достигли берегов неизвестной земли, которую назвали бухтой Святой Елены. С большим трудом, обогнув мыс Доброй Надежды, команда лишилась не только некоторых членов экипажа, но и одного грузового корабля, который сильно пострадал после продолжительных штормов. После этого моряки встали на якорь в широкой бухте «Гавани пастухов». Португальцы почти сразу пошли на контакт с местными аборигенами и заняли мирную позицию. Благодаря этому им удалось пополнить запасы провизии и беспрепятственно продолжить путешествие в северо-восточном направлении.
В 1498 году, с успехом миновав мыс Доброй Надежды, флотилия вступила на изведанную территорию торговых маршрутов Индийского океана — той сферы международной торговли, где пересекались интересы европейцев и местных арабских султанов. Васко да Гама удалось получить аудиенцию у одного из видных богачей Мозамбика с торговым предложением, однако местные торговцы засомневались в качестве португальских товаров и на сделку не согласились, что чрезвычайно обидело Васко да Гаму. В ответ его корабли обстреляли из пушек прибрежные селения юго-восточного берега, захватывали и грабили арабские торговые суда.
Расходы на экспедицию Васко да Гамы окупились почти в 60 раз
Дальше попутные течения Индийского океана благополучно отнесли эскадру да Гамы к конечной цели путешествия — городу Каликут. Сначала все шло хорошо и местный правитель принял утомленных путешественников со всеми почестями. Однако, они довольно быстро попали в немилость из-за того, что арабские торговцы, приближенные к местному монарху, поставили под сомнение статусность подарков от португальцев: посчитав их за обычных пиратов поместили под стражу. Но удача была на стороне Васко и, благодаря инициативе местных купцов, португальцы довольно быстро вышли на свободу и даже обменяли свой груз на пряности. Этого показалось мало Васко и он перешел к грабежам. Случайно встретив временного союзника в теплых водах Гоа в лице адмирала — испанского еврея, он уговорил того напасть на его же город. Ночью, подобравшись к городу, они напали на пришвартованные суда, ограбили и перерезали всех, кто не успел убежать.
Васко да Гама в Индии
С награбленным ценным грузом и некоторым количеством пленных из числа местного населения да Гама отправился домой в Португалию. Потеряв большую часть команды на обратном пути от цинги и голода (в том числе и родного брата Паулу), оставшиеся корабли все-таки прибывают в Лиссабон 18 сентября 1499 года. Тем не менее, расходы на экспедицию окупились почти в 60 раз, а сам Васко получил почетную приставку «дон» к имени и королевскую пенсию до конца своих дней. После скандала и некоторых сомнительных махинаций с орденом, уже влиятельный дон Васко смог закрепить за собой право владением своей малой родиной — городом Синиш. Но и этого ему оказалось мало: чтобы избавиться от мучавшего его клейма бастарда, он берет в жены Катарину ди Атаиди, девушку из очень знатного рода.
Васко жестоко относился к индийскому населению, срываясь на гнев
Вторая экспедиция в Индию не заставила себя долго ждать. Ее возглавил Педру Кабрала, который не был столь же удачлив как его предшественник — в боях с арабскими кораблями он потерял большую часть флота и людей, а товаров привез мало. В результате третью экспедицию возглавил вновь Васко да Гама, а в его распоряжении была уже внушительная эскадра, состоящая из 20 кораблей, причем двенадцатью из них он управлял лично. Главной целью его похода был подрыв арабской торговли в Индийском океане и с этой задачей опытный и жестокий мореплаватель справился превосходно. Захваченные суда каратели да Гамы сжигали, а людей зверски убивали. Показательным был случай, когда в ходе захвата индийского судна, он запер в трюме команду и пассажиров, в том числе женщин и детей и сжег корабль. А тех, кто все же смог выбраться с горящего корабля, добивали прямо в воде.
Добравшись до Каликуты, Васко со своими головорезами взяли в плен около 800 человек, связали, отрубили конечности, чтобы те не могли развязать веревки, и погрузили на корабль, а затем расстреляли несчастных из пушек. Такой жестокости не знала даже средневековая Европа со своей инквизицией — она была частью расчетливой политики устрашения, а с другой стороны отражала садистские наклонности самого дона Васко. Вернувшись в Португалию, король повысил Васко пенсию, но вожделенного титула графа так и не дал. Уже новый король Жуан III посылает путешественника вновь в Индию, на этот раз навести порядок в делах погрязшей в коррупции администрации. Взявшись было за дело с прежним энтузиазмом 24 декабря в 1524 году да Гама скоропостижно умирает от малярии. Его тело перевезли в Португалию, где похоронили в его же графстве, в котором тот толком так и не пожил.
diletant.media
Список личного состава кораблей Васко да Гамы. Путешествие в Индию
Список личного состава кораблей Васко да Гамы
Офицеры и матросы для «армады» Васко да Гамы тщательно отбирались. Некоторые из них ходили вокруг мыса Доброй Надежды с Бартоломеу Диашем. Все они, как показывает этот «Дневник», пользовались особым доверием, когда положение становилось трудным.
Источники сильно расходятся в оценки числа людей. Серниджи пишет, что их было всего 118, из которых во время пути умерло 55, а вернулось 63. Галван считает, что их было 120, не считая людей с грузового корабля. Каштаньеда и Гоиш насчитали 148, из которых вернулось только 55, и те подорвали здоровье. Фариа-и-Суса и Сан Рамон говорят о 160, а последний добавляет, что 93 из них умерло в пути. Таким образом он подтверждает слова дона Мануэла, который в своем письме 20 февраля 1504 года пишет, что вернулось меньше половины[298]. Согласно Баррушу, было 170 человек, считая солдат и матросов.
Корреа увеличивает их число до 260, говоря, что на каждом из трех кораблей было по 80 офицеров и простолюдины, в том числе слуги, не считая шестерых управляющих и двух священников[299]. Он ничего не говорит о грузовом корабле. Зато говорит, что к тому времени, как Васко да Гама добрался до реки Милосердия, из числа его спутников в живых оставалось только 150 человек.
Корреа, конечно же, преувеличивает. С другой стороны, Серниджи тоже ошибается в оценке, только в другую сторону. Верно, что средиземноморское торговое стотонное судно в XVI веке было рассчитано на 12 квалифицированных моряков и 8 помощников.[300] Но в этом случае готовилась экспедиция на несколько лет, навстречу невиданным опасностям, и число это, конечно, было увеличено.
Мы считаем, что ближе всего к истине число, названное де Баррушем, а именно: 70 человек на флагмане, 50 на «Сан-Рафаэле», 30 на каравелле и 20 на грузовом корабле. Команда на флагмане включала 1 капитана, 1 штурмана, 1 лоцмана, 1 помощника лоцмана, 1 помощника капитана, 1 боцмана (guardiгo), 20 квалифицированных матросов (marinheiros), 10 простых матросов (grumetes), 2 юнг (pagens), одного главного канонира, 8 бомбардиров, 4 горнистов, 1 секретаря или эконома (escrivгo), 1 баталера (dispenseiro), 1 судебного исполнителя (meirinho), 1 цирюльника, 2 переводчиков, 1 капеллана, 6 ремесленников (канатных дел мастера, столяра, конопатчика, бондаря, оружейника и кока), а также 10 слуг.
Часть этих слуг могли быть чернокожими рабами. Среди прочих на борту были и «разжалованные», осужденные на суше. Позволялось ли частным лицам принять участие в экспедиции по доброй воле, история умалчивает.
Этот список личного состава содержит короткие записи о тех, кто, как известно, отплыл вместе с флотом Васко да Гамы из Лиссабона или присоединился к нему позже, по своей воле или силой.
Не считая туземцев, упомянута 31 персона. 26 шесть человек из этого списка, несомненно, являлись членами экипажей.
Имена, упомянутые в «Дневнике», отмечены звездочкой[301].
Капитаны
*Васко да Гама, капитан-командор на «Сан-Габриэле».
*Паулу да Гама, его брат, командовал «Сан-Рафаэлом».
*Николау Куэлью, капитан «Берриу» или «Сан-Мигела». Впоследствии ходил в Индию с Кабралом (1500) и в третий раз, с Франсишку д’Альбукерком (1503).
24 февраля 1500 года король пожаловал ему пенсион в 70 000 рейшов. Он также получил герб: вздыбленный лев на червленом поле между двух колонн (падранов), серебряных, стоящих на холмах в изумрудном море. Два малых щита с пятью безантами (Severim da Faria, Noticias de Portugal, Disc. 3, § 15). Умер он, скорее всего, в 1522 году, потому что 19 декабря этого года его сын Франсишку просил короля перевести пенсион с отцовского имени на его. (Cunha Rivara, Arch. Port. Oriental, fasc. v., стр. 254; и Texeira de Arag?o, Boletim, 1886, стр. 573.)
Гонсалу Нуньеш, капитан грузового корабля (Barros, I, часть 1, стр. 279; и Castanheda, I, стр. 7). Каштаньеда в первом издании ошибочно называет его Гонсалу Гомешом. Он был помощником Васко да Гамы.
Штурманы и лоцманы
*Перу д’Аленкер, лоцман на «Сан-Габриэле» (Barros, I, часть 1, стр. 279; Castanheda, I, стр. 7; Goes, I, 69; Faria y Sousa, стр. 29). Он был с Диашем при открытии мыса Доброй Надежды и в Конго в 1490 году.
*Жуан де Коимбра, лоцман на «Сан-Рафаэле» (Barros, I, часть 1, стр. 279). В Мозамбике от него сбежал черный раб.
Перу Эшкулар, лоцман на «Берриу» (Барруш, там же; Faria y Sousa, стр. 29). 18 февраля 1500 года король пожаловал ему пенсион в 4000 рейшов. Ходил с Кабралом в качестве лоцмана.
Гонсалу Алвареш, штурман на «Сан-Габриэле» (Барруш, там же). Впоследствии получил пост штурман-майора Индии (Correa, Lendas, I, стр. 570). 26 января 1504 года король пожаловал ему пенсион в 6000 рейшов (Texeira de Arag?o, Boletim, 1886, стр. 674).
Андрэ Гонсалвеш. Согласно Корреа (Lendas, I, стр. 148), он был с Васко да Гамой и по его протекции был назначен в флот Кабрала. Тот же ненадежный автор утверждает, что Кабрал отправил его из Бразилии домой с новостями о своих открытиях, а король сразу же по его прибытии снарядил флот, чтобы продолжать исследование Нового Света. Барруш (часть I, стр. 384) и Каштаньеда (I, стр. 97) пишут, что Кабрал отправил Гашпара де Лемуша. Ни они, ни другие авторы, насколько я могу судить, не упоминают Андрэ Гонсалвеша в связи с экспедициями да Гамы или Кабрала.
Экономы, или секретари
*Диогу Диаш, секретарь на «Сан-Габриэле» (Barros, I, часть 1, стр. 279; Castanheda, I, стр. 54, 80; Goes, I, 90; Faria y Sousa, I, стр. 29). Он был братом Бартоломеу Диаша, первооткрывателя мыса Доброй Надежды.
Жуан де Са, секретарь на «Сан-Рафаэле» (Barros, I, часть 1, стр. 370; Castanheda; Goes; Faria y Sousa). Вновь отправился в Индию с Кабралом (Barros, I, часть 1, стр. 403), впоследствии стал казначеем Индийской палаты (Castanheda, I, стр. 54).
Алвару де Брага, секретарь на «Берриу» (Barros, Castanheda, Goes). Васко назначил его начальником фактории в Каликуте. Корреа (Lendas, I, стр. 89–91) ошибочно называет его Педру де Брага. Был награжден королем 1 февраля 1501 года (Boletim, 1886, стр. 675).
Переводчики
*Мартин Аффонсу (Barros, I, часть 1, стр. 289; Castanheda, I, стр. 15; Goes, I, 74; Faria y Sousa, I, стр. 29). Жил в Конго.
Фернан Мартинш (Barros, I, часть 1, стр. 290; Castanheda, I, стр. 51, 54; Goes, I, 89). Васко отправил его к царю Каликута, и он присутствовал на аудиенции царя вместе с Васко (Goes, I, 95). Впоследствии занимал в Индии важные посты. Он тот самый «африканский раб», говоривший по-арабски, о котором упоминает Корреа (Stanley, Vasco da Gama, стр. 76, 203).
Жуан Мартинш, см. ниже «Жуан Нуньеш».
Священнослужители
Педру де Ковильян, которого Фариа-и-Суса называет Перу де Кобильонеш (I, 29). Он ссылается на старые документы и на заверения Ф. Кришувала Усориу из ордена тринитариев, ссылавшегося на свои источники. Ковильян был настоятелем монастыря ордена Пресвятой Троицы в Лиссабоне, а в плавание отправился как капеллан флота и духовник.
Согласно Франсишку да Суса (Oriente Conquistado, I, стр. 447), он умер 7 июля 1498 года как мученик (это утверждает падре Франсишку де Сан-Мария (Anno historico, II, Lisbon, 1794, стр. 323)). Брат Жерониму де Сан-Жузе (Historia chronologica da Ordem da S. Trindade, Lisbon, 1789—94) добавляет к этому роль Ковильяна как первомученика Индии, поскольку тот был пронзен копьем, когда проповедовал ученье о Троице. В день его предполагаемой смерти Васко да Гама еще находился в Каликуте. Возможно, Ковильян умер от болезни. Ни Барруш, ни Каштаньеда, ни Корреа не упоминают имени священника.
Жуан Фигейру. Корреа утверждает, что брал сведения из дневника этого священника, фрагменты которого попали к нему в руки. В других источниках это имя не фигурирует (см. Stanley, Vasco da Gama, стр. ii, vi, 260).
Матросы и солдаты
Жуан д’Амейшуэйра, или Дамейруэйру. Согласно Корреа (I, стр. 136), это был один из мятежников, вернувшихся в Португалию. Больше никто о нем не упоминает.
Федру де Фариа-э-Фигейреду. Умер у Кабу-даш-Куррентеш (Faria y Sousa, стр. 29).
Франсишку де Фариа-э-Фигейреду. Его брат. Писал стихи на латыни. Тоже умер у Кабу-даш-Куррентеш (Faria y Sousa, стр. 29).
*Санчо Мешиа. Упоминается в «Дневнике».
Жуан Палья. Один из тринадцати отправленных Васко да Гамой в Каликут (Correa, I, 96).
Гонсалу Пиреш. Матрос и маркитант Васко да Гамы (Castanheda, I, стр. 54). 31 мая 1497 года был назначен штурманом каравеллы, построенной в Упорту (Texeira de Arag?o, Boletim, 1886, стр. 563).
Леонарду Рибейру. Согласно комментарию Леонарду Корреа к «Obras do grande Cam?es», Лиссабон, 1720 г., это полное имя Леонарду, которого поэт упоминает в песне VI, стихе 40. Фариа-и-Суса (Asia Portuguesa, I, стр. 29) считает, что этот «Леонарду» – Франсишку де Фариа э Фигейреду, но затем отказывается от этого варианта.
Жуан де Сетубал. Согласно Корреа (I, стр. 96, 104, 107), был одним из тринадцати сопровождавших Васко да Гаму в Каликут (Stanley, Vasco da Gama, стр. 119, 213).
Алвару Велью, солдат (Castanheda, I, стр. 54; Goes, I, 89; Faria y Sousa). Возможно, это Алвару Велью де Баррейру, упомянутый Валентином Фердинандом (Валентином Моравским) в его «Описании Африки» (1507 г.) как проживший в Сьерра-Леоне 8 лет.
*Фернан Велозу, солдат (Barros, I, часть 1, стр. 283—6; Castanheda, I, стр. 9; Faria y Sousa; Cam?es, песнь VI, стих 41).
Осужденные и разжалованные (degradados)
Педру Диаш (по прозвищу Дрейф Норд-Ост). Корреа (Lendas, I, стр. 46) говорит, что Васко да Гама оставил его в Мозамбике, и тот впоследствии добрался до Индии (ср. Stanley, Vasco da Gama, стр. 106).
Перу Эштевеш. Корреа (Lendas, I, стр. 41, 106) говорит, что Васко да Гама оставил его на Килве и что когда Ж. Да Нова прибыл в этот порт, он встретился с ним. Барруш (Barros, I, часть 1, стр. 467) пишет, что осужденный, которого встретил Ж. Де Нова, был высажен Кабралом, а звали его Антониу Фернандеш.
Жуан Машаду. Согласно Корреа (Lendas, I, стр. 41, 160), был высажен Васко да Гамой в Мозамбике, но согласно Баррушу (I, часть 1, стр. 406), это Кабрал высадил его в Малинди с заданием навести справки о пресвитере Иоанне. Возможно, Кабрал перевез его из Мозамбика в более северный порт. Впоследствии отличился по службе, и Афонсу д’Альбукерк назначил его алькальдом Гоа. Был убит в бою в 1515 году (Stanley, Vasco da Gama, стр. 93—5).
Дамиан Родригеш. Был другом Жуана Машаду, служил матросом на «Сан-Габриэле». Бежал с этого корабля на мелях Св. Рафаила. Когда Кабрал прибыл в Мозамбик, ему показали могилу Дамиана. Все это известно только от Корреа (Lendas, I, стр. 160). Ср. Stanley, Vasco da Gama, стр. 94.
Жуан Нуньеш. Новообращенный христианин (то есть, бывший иудей), который знал арабский и еврейский языки. Был высажен в Каликуте. В португальском издании Корреа (I, стр. 78) он ошибочно назван Жуаном Мартиншем (Ср. Stanley, Vasco da Gama, стр. 159, 180, 206).
Туземцы и другие попавшие на корабли на Востоке
*Гашпар да Гама. Это «мавр», или сменивший веру христианин, который присоединился к экспедиции Васко да Гамы на Анджедивских островах. Наш безымянный автор описывает его как мужчину сорока лет, хорошо говорившего на венецианском наречии. Он заявил, что отправился в Индию в ранней юности и служил одно время правителю Гоа. Васко да Гама увез его в Португалию, где тот был крещен и получил имя Гашпар да Гама. В «Комментариях Афонсу д’Альбукерке» (Hakluyt Society, 1884) о нем часто говорится как о Гашпаре из Индии. Корреа (Lendas da India) обычно пишет о нем как о Гашпаре да Гама, но иногда называет Гашпаром из Индий, или Гашпаром д’Алмейдой. Король Мануэл в своем письме кардиналу-протектору называет Гашпара «евреем, ставшим христианином, тороватым и деловым». Серниджи говорил с ним в Лиссабоне. Он пишет о нем как о славянском еврее, рожденном в Александрии.
Согласно сведениям, приведенным Баррушем и Гоишем, родители Гашпара бежали из польской Познани во времена, когда король Казимир жестоко преследовал евреев (около 1456 года). После недолгого пребывания в Палестине они переселились в Александрию, где родился Гашпар (Barros, I, часть 1, стр. 364—5; Goes, I, стр. 44).
Сопровождал Кабрала как переводчик. Веспуччи встретился с ним по дороге домой, у Зеленого Мыса. В своем письме от 4 июня 1501 года, опубликованном Балделли (Il Milione, 1827), он очень высоко отзывается о лингвистических заслугах Гашпара и говорит, что тот много путешествовал по Азии.

Гашпар постоянно сопровождал португальские экспедиции в Индию. Последние сведения о нем датируются 1510 годом. Гоиш говорит, что король Мануэл его любил и посвятил в рыцарское достоинство.
Корреа (Stanley, Vasco da Gama, стр. 247) описывает этого Гашпара как еврея, который «был увезен из Гранады совсем юным, и который, будучи увезен из своей страны, повидал много краев, до самой Индии». Но это абсурд, поскольку Гранада была взята только в 1492 году.
Люнардо де Ка Массер, который прибыл в Лиссабон в 1504 году как посол Синьории, в своем письме, датированном приблизительно 1506 годом (впервые опубликовано Archivio Storico Italiano, Флоренция, 1846), пишет, что Гашпар женился на португальской даме[302] и получил пенсион в 170 дукатов ежегодно за добытые им сведения относительно торговли на Востоке.
*Монсаид. Попал на корабль Васко да Гамы в Каликуте, как утверждают Барруш (I, часть I, стр. 330 и далее) и Гоиш (I, стр. 98), был уроженцем Туниса, во время правления Жуана II торговал с португальцами в Оране и говорил по-кастильски. Приехал с Васко да Гамой в Португалию и был крещен. В письме короля Мануэла кардиналу-протектору назван тунисским мавром, которого каликутские мавры заподозрили в том, что он христианин и лазутчик португальского короля.
Корреа (Stanley, Vasco da Gama, стр. 162—5, 221) пишет, что Монсаид был родом из Севильи. Когда ему было пять лет, его захватили, обратили в ислам, хотя «в душе он оставался христианином». Обычно он называл его Кастильцем и писал, что настоящее его имя было Алонсо Перес.
Каштаньеда (I, стр. 50) рассказывает нам, что португальцы исказили имя Монсаида до «Бонтаибу» как комбинацию из португальского «бон» («хороший») и арабского «тайиб» с тем же значением. Вероятно, «Монсаид» – искаженное «Эль-Масуд» («счастливый») (Burton, Camoens, iv, стр. 432).
Малему Канакуа (Кана). Лоцман, который вел Васко да Гаму из Малинди в Каликут. Родом из Гуджарата (Barros, I, часть 1, стр. 319, 328, 330; Goes, I, стр. 38; Castanheda, I, стр. 41). «Малему» – искажение от «муаллим» или «маллим» («мастер, учитель»). Так туземцы называли капитана корабля. Канака – имя, говорящее о принадлежности к касте мореплавателей. Сегодня установлено, что это был Ахмад ибн Маджид (ок. 1421 – ок. 1500), арабский моряк, лоцман, географ и писатель XV в., родом из Омана. Среди его трудов известны: большой свод теории и практики морского дела, а так же современные ему лоции Западной части Индийского океана.
Даване Камбейский. Снят с доу к югу от Мозамбика, согласился сопровождать Васко да Гаму в Каликут как торговый посредник. В ноябре 1498 года в Кананнуре был освобожден от обязанностей с наилучшими рекомендациями. О нем пишет только Корреа (Stanley, Vasco da Gama, стр. 79, 84, 113, 128, 235). Больше ни один историк не упоминает об этом мифическом персонаже.
Балтазар и еще четыре мавра, силой увезенных из Каликута. Их отвез обратно Кабрал. Также был послом царя Малинди (Alguns Documentos do Archivo nacional, 1892, стр. 97).
Сначала Васко да Гама захватил 18 «мавров». В «Дневнике» зафиксировано, что шестерых он отпустил а одного послал с письмом к Заморину. Остается 11, а не 5. Следовательно, освободил он 12 человек, а не 6.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Корабли Васко да Гамы и их оснащение — Путешествие в Индию (великие путешествия) — Васко Да Гама — Ogrik2.ru
-
Научная и техническая литература
- Бизнес (589)
- Военно-историческая литература (457)
- Гуманитарные науки и искусство (258)
- Иностранные языки (27)
- Медицина (64)
- Научно-популярная литература (457)
- Нормативная документация (22)
- Техническая литература (21)
- Точные и естественные науки (44)
- Учебники (75)
- Энциклопедии и словари (32)
-
Компьютерная литература
- Веб-дизайн (1)
- Программирование (55)
-
Разное
- Историография (607)
- Кулинария (217)
- На досуге (144)
- Настольные игры и Поделки (5)
- Нетрадиционная медицина (292)
- Образование, воспитание и развитие детей (29)
- Популярная психология (794)
- Публицистика (442)
- Религиозная литература (310)
- Сад, огород, животноводство (148)
- Спорт и Боевые искусства (63)
- Строительство и ремонт (81)
- Эзотерика (243)
-
Художественная литература
- 1001 обязательная книга (597)
- Библиотеки (314)
- Боевики (188)
- Детективы (1102)
- Детская, подростковая литература (750)
- Исторические книги (161)
- Классика, современная проза и поэзия (1332)
- Любовный роман (192)
- Мистика, ужасы (226)
- Многоавторские сборники (11997)
- Приключенческая литература (203)
- Сатира, юмор (121)
- Собрания книг иностранных авторов (1155)
- Собрания книг русскоязычных авторов (3742)
- Фантастика, фэнтези (3816)
ogrik2.ru
Васко да Гама — Личности — История — Каталог статей
Пять столетий тому назад Лиссабон был центром морских исследований. Португальские мореходы осваивали путь вдоль берегов Африки на юг. Они же проложили для европейцев морской путь в Индию и Юго-Восточную Азию. Руководил этой экспедицией, а затем и покорением Индии Васко да Гама.
Васко да Гама родился примерно в 1460—1469 году в приморском португальском городке Синиш и происходил из старинного дворянского рода. Его отец, Иштеван да Гама, был главным управителем и судьей городов Синиша и Сильвиша. Его сыновья мечтали о приключениях. Васко с молодых лет участвовал в боевых действиях и морских походах. Очевидно, он имел военный опыт, ибо, когда в 1492 году французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, именно ему король поручил ответственное задание. Моряк на быстроходной каравелле прошел вдоль французского побережья, захватив все французские суда на рейдах. После этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно, а Васко да Гама стал известной в Португалии личностью. Понятно, что именно опытному мореходу, находившемуся в чести, король Мануэль I поручил необычное дело.
8 июля 1497 года эскадра Васко да Гамы из четырех судов водоизмещением по 100—120 тонн выступила из Лиссабона. Экспедиция была тщательно подготовлена усилиями опытного морехода Бартоломеу Диаша, снабжена всем необходимым на три года плавания. Экипажи набирали из лучших моряков. Всего 168 человек должны были по повелению короля Португалии открыть путь в Индию и Восточный океан.
Маршрут вдоль берегов Африки к Индийскому океану еще раньше начали прокладывать португальские мореплаватели. Благодаря усилиям принца Энрике, увлекавшегося идеей покорения новых земель и потому названного «Генрихом Мореплавателем», все новые и новые экспедиции уходили вдоль африканских берегов, преодолевая суеверные опасения, что далеко к югу море непроходимо из-за жары и бурь. В 1419 году португальцы обогнули мыс Ном и открыли остров Мадейра. В 1434 капитан Жиль Эаниш шагнул за мыс Бохадор, ранее считавшийся непреодолимой границей. Через десятилетие Нуньо Тристан достиг Сенегала, привез десятерых местных жителей и выгодно продал. С этого началась торговля африканскими рабами, которая оправдывала расходы на мореплавание. В последующие годы были открыты Азорские острова и острова Зеленого Мыса, присоединены к португальской короне Гвинея и Конго, поставлявшие рабов и золото. В 1486 году экспедиция Диого Кана достигла мыса Кросс. Мореходы приблизились к южной оконечности Африканского континента. Однако королей Португалии манило к островам пряностей. Монополию на торговлю пряностями сохраняли арабы, которые доставляли через Персидский залив и по суше перец, корицу и другие высоко ценившиеся в Европе приправы. 3 февраля 1488 года суда Бартоломеу Диаша, вышедшего из Лиссабона в августе 1487 года и направлявшегося к Индии, обогнули мыс Доброй Надежды, и только отказ страдавшей от голода команды продолжить плавание заставил его вернуться, не достигнув цели. Через десять лет Васко да Гаме предстояло сделать то, что не удалось его предшественнику.
Плавание началось благополучно. Суда прошли мимо Канарских островов, расстались в тумане и собрались у островов Зеленого мыса. Дальнейший путь затрудняли встречные ветры, но Васко да Гама повернул к юго-западу и, немного не дойдя до тогда еще неизвестной Бразилии, благодаря попутному ветру, сумел наиболее удобным путем (позднее ставшим традиционным для парусников) дойти до мыса Доброй Надежды. Правда, моряки 93 дня провели в океане и лишь 4 ноября достигли земли. Моряки встретили на берегу бушменов. Из-за конфликта с ними пришлось поторопиться сняться с якоря. Холодная погода вызвала ропот команды, но «капитан-командир» был тверд, и 22 ноября 1497 года эскадра обогнула мыс Доброй Надежды. После стоянки, во время которой португальцы добыли провизию и договорились с бушменами, эскадра из трех судов (ветхий транспорт пришлось затопить) продолжила путь вдоль берегов, устанавливая связи местными племенами. 16 декабря путешественники увидели на берегу последний столб-падран, оставленный Диашем. Далее открывался неизведанный путь.
Путь этот оказался нелегким. Из-за однообразной и недостаточной пищи среди членов экипажа распространялась цинга. Снабжение провизией и водой стало затруднительным, ибо начиналась зона мусульманского влияния. 2 марта 1498 года португальцы прибыли к порту Мозамбик, где их чуть не уничтожил шейх арабов. 7 апреля эскадра приблизилась к портовому городу Момбаса, и местный шейх также пытался овладеть судами «неверных», из предосторожности остановившимися на рейде. Португальцы, в свою очередь, захватывали арабские суда.
14 апреля, идя с попутным ветром, экспедиция достигла богатого города Малинди. Местный шейх был противником шейха Момбасы, он хотел приобрести новых союзников, тем более вооруженных огнестрельным оружием, которого арабы не имели. Кроме провизии он предоставил лоцманов, знавших путь к Индии. 24 апреля эскадра оставила Малинди и 20 мая прибыла к Каликуту. В городе встречались купцы, знавшие о существовании Португалии и других европейских стран.
28 мая Васко да Гаму торжественно принял как посла замудрин раджа (заморин) — правитель Каликута. Но скромные подарки мореплавателей разочаровали властителя, а достигшие вскоре Каликута сведения о пиратстве португальцев еще более обострили отношения. Купцы-арабы старались вызвать вражду к христианам-конкурентам. Васко да Гама не получил разрешения основать факторию в Каликуте. Заморин разрешил лишь выгрузить на берег и продать товары, после чего отправиться обратно. Он даже взял на время Васко да Гаму под стражу на берегу. Португальские товары не находили сбыта в течение почти двух месяцев, и капитан-командир решил отправиться в обратный путь. Перед отъездом он 9 августа обратился к заморину с письмом, в котором напоминал об обещании направить посольство в Португалию и просил послать в дар королю несколько мешков пряностей. Однако правитель Каликута в ответ потребовал выплаты таможенных пошлин. Он приказал задержать португальские товары и людей, обвинив их в шпионаже. В свою очередь, Васко да Гама взял заложниками нескольких посетивших суда знатных каликутцев. Когда заморин вернул португальцев и часть товаров, капитан-командир отправил на берег половину заложников, а остальных взял с собой посмотреть на могущество Португалии. Товары он оставил в дар каликутскому властителю. 30 августа эскадра отправилась в обратный путь, легко оторвавшись от индийских лодок, пытавшихся напасть на португальские суда.
На обратном пути португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борьбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трехмесячный путь к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. Лишь 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо. Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард. 7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но все равно экипажи так уменьшились, что 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар, а 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи, у Мозамбика, 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зеленого Мыса. Оттуда Васко да Гама послал вперед корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата. Только 18 сентября 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон.
Возвратились лишь два судна и 55 человек. Ценой гибели остальных был открыт путь в Южную Азию вокруг Африки. Уже в 1500—1501 годах португальцы начали торговлю с Индией, затем, пользуясь вооруженной силой, основали свои опорные пункты на территории полуострова, а в 1511 году овладели Малаккой — истинной страной пряностей.
Король по возвращении присвоил Васко да Гаме титул «дон», как представителю знати, и пенсию в 1000 крузаду. Однако тот добивался, чтобы его сделали сеньором города Синиша. Так как дело затянулось, король задобрил честолюбивого путешественника увеличением пенсии, а в 1502 году, перед вторым плаванием, присвоил титул — «Адмирала Индийского океана» — со всеми почестями и привилегиями.
Тем временем экспедиции Кабрала и Жуана да Нова, ходившие к берегам Индии, столкнулись с сопротивлением местных правителей. Чтобы основать в Индии укрепления и подчинить страну, король Мануэль послал эскадру во главе с Васко да Гамой. Экспедиция включала двадцать судов, из которых адмирал Индийского океана располагал десятью, пять должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, а еще пять, под командой племянника адмирала, Иштвана да Гама, предназначались для охраны факторий.
Экспедиция выступила 10 февраля 1502 года. По пути моряки заходили на Канарские острова. Недалеко от Зеленого мыса адмирал показал индийским послам, возвращавшимся на родину, направлявшуюся в Лиссабон груженную золотом каравеллу. Послы были поражены, впервые увидев столько золота. Попутно Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике, покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Начиная жестокими мерами борьбу с арабским судоходством, он приказал сжечь арабское судно со всеми пассажирами-паломниками у Малабарского берега.
3 октября флот прибыл в Каннанур. Местный раджа торжественно встретил португальцев и разрешил построить большую факторию. Загрузив суда пряностями, адмирал направился к Каликуту. Здесь он действовал решительно и жестоко. Несмотря на обещания заморина возместить убытки и сообщение об аресте виновников нападений на португальцев, адмирал захватил стоявшие в порту суда, и обстрелял город, превратив его в развалины. Он приказал повесить на мачтах захваченных индийцев, отправил на берег заморину отрубленные у несчастных руки, ноги и головы, а тела выбросил за борт, чтобы их вынесло на берег. Через два дня Васко да Гама вновь обстрелял Каликут и принес морю новые жертвы. Заморин бежал из разрушенного города. Оставив для блокады Каликута семь кораблей под командованием Висенти Судре, да Гама отправился в Кочин. Здесь он догрузил корабли и оставил в новой крепости гарнизон.
Заморин с помощью арабских купцов собрал большую флотилию, которая 12 февраля 1503 года выступила навстречу португальцам, снова приближавшимся к Каликуту. Однако артиллерией кораблей легкие суда были обращены в бегство.
11 октября Васко да Гама вернулся с успехом в Лиссабон. Король, довольный добычей, повысил пенсию адмиралу, однако серьезного назначения честолюбивому моряку не дал. Только в 1519 году да Гама получил земельные владения и графский титул.
После возвращения из второго похода Васко да Гама продолжал разрабатывать планы дальнейшей колонизации Индии, советовал королю создать там морскую полицию. Король учел его предложения в двенадцати документах (указах) по Индии.
В 1505 году король Мануэль I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на земле Индии и в Индийском океане. Однако после смерти д’Альбукерки в 1515 году его приемники оказались алчными и неспособными. Получавший все меньше прибыли новый король Португалии Жуан III решил назначить пятым вице-королем 64-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. 9 апреля 1524 года адмирал отплыл из Португалии и сразу же по прибытии в Индию принял твердые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Однако он не успел навести порядок, ибо скончался от болезни 24 декабря 1524 года в Кочине.
Некоторое время Португалия оставалась хозяйкой Индийского океана, пока ее не сменили другие колониальные державы. Выступления местного населения против отличавшихся бесчинствами, жестокостью и высокомерием колонизаторов способствовали потере португальцами того, что открыл и завоевывал адмирал Индийского океана Васко да Гама.
Источник — Николай Скрицкий. 100 великих адмиралов
shipsondesk.info
ДА ГАМА, ВАСКО
(1460-1524) португальский мореплаватель, открывший морской путь из Европы в Индию
Историческое плавание Колумба в 1492 году, стремившегося открыть морской путь в Индию через Атлантический океан, обеспокоило правительство Португалии. Оно не могло допустить, чтобы Испания воспользовалась богатствами страны и прибылью от торговли с Индией. В то время, когда Колумб снаряжал свою третью экспедицию, Португалия отправляет на поиски морского пути в Индию вокруг Африки экспедицию, которую возглавлял молодой моряк знатного рода Васко да Гама.
Он родился в маленьком прибрежном городке Синиш, в юго-западной португальской провинции Альгарва, в дворянской семье. С юных лет он полюбил море, научился плавать и ходить под парусом. После получения образования Васко да Гама стал служить при дворе короля Жуана II и добросовестно выполнять все его поручения, чем обратил на себя его внимание. Король считал, что важным делом является открытие морского пути в Индию, но завершить это он не успел, и дело продолжил его преемник, король Мануэль, который, взойдя на трон, сразу же начал готовить экспедицию.
8 июля 1497 года эскадра из трех кораблей и одного вспомогательного судна с провиантом вышла в путь. Жители Лиссабона высыпали на пристань, желая проводить путешественников. На флагманском корабле «Сан-Габриэл» плыл сам Васко да Гама. Бывалые моряки видели в нем человека сильной воли и целеустремленного. На корабле «Сан-Рафаэл» капитаном был брат Васко — Паулу да Гама, а на «Берриу» — Николау Куэлью. Главным кормчим экспедиции был Перу Аленкер, плававший вместе с Бартоломеу Диашем, который в начале 1488 года обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Бурь (португальский король позднее приказал переименовать его в мыс Доброй Надежды).
Эскадра, выйдя в море, взяла курс на острова Зеленого мыса. Миновав их, экспедиция направилась на юго-запад, чтобы избежать морское течение, идущее им навстречу вдоль побережья Африки. Пройдя более тысячи километров, эскадра повернула на восток и подошла к Африке со стороны залива Святой Елены. Плавание по Атлантическому океану проходило без всяких приключений.
В ноябре 1497 года корабли обогнули мыс Доброй Надежды и пристали к восточному берегу Африки, чтобы сделать остановку в бухте, открытой Диашем. В конце января 1498 года эскадра вошла в устье могучей реки Замбези, берега которой были покрыты богатой тропической растительностью. Васко да Гама объявил эту территорию владением Португалии. Здесь, среди дружелюбного чернокожего племени, команда кораблей пробыла месяц. Многие члены экспедиции болели цингой и нуждались в отдыхе, а корабли требовали ремонта. Многие моряки заметили, что местные негры носили одежду из ткани, которой обычно торговали арабские купцы, и понимали многие арабские слова. Васко да Гама понял, что сравнительно недалеко отсюда лежит Аравия.
Через некоторое время эскадра двинулась дальше и пошла на север вдоль восточных берегов Африки. По пути они встречали арабские корабли. Оказалось, что арабы уже давно имеют торговые связи с Восточной Африкой и вывозят оттуда рабов, золото и слоновую кость. Арабские купцы враждебно встретили португальцев, они намеревались уничтожить их корабли, а самих моряков захватить в плен. Им было нетрудно это сделать, так как многие члены команды болели цингой, португальцы, не имея карты, не знали более удобного морского пути. После нескольких столкновений с арабскими купцами, которые жили в приморских городах Восточной Африки, португальцы подошли к порту Малинди (Кения). Шейх, правивший этим городом, встретил членов экспедиции дружелюбно. Он рекомендовал Васко да Гама опытного лоцмана Ахмеда ибн-Маджида, который знал путь в Индию. Лоцман, пользуясь попутными муссонами, за три недели довел корабли до гористого берега Индии, покрытого богатой тропической растительностью. Следующие три дня эскадра двигалась на юг вдоль берега, пока 20 мая 1498 года не подошла к многолюдному городу-порту Каликут.
Длинное, одиннадцатимесячное опасное путешествие к сказочной стране заканчивалось. Борьба со стихией, цинга, столкновения с африканцами и арабами подкосили здоровье многих моряков, и они умерли, так и не достигнув берегов сказочной Индии. А те, кто остались в живых, по праву чувствовали себя победителями!
Васко да Гама поручил своим морякам скупать пряности, чтобы нагрузить ими корабли. Однако арабские купцы, видевшие в португальцах своих соперников, уговорили местные власти арестовать их, так как считали, что они являются пиратами. Португальских моряков арестовали, но Васко да Гама, желая освободить их, задержал у себя на судне знатных жителей города, которые пришли посмотреть на оснащение европейских кораблей. Каликутский раджа, узнав об этом, тут же приказал освободить португальских моряков и послал лодки за знатными людьми, которых задержал на своем корабле Васко да Гама. Тот принял на борт своих спутников, но пленников не отпустил. Нагрузив корабли ценными пряностями, Васко да Гама пустился в обратный путь. В августе 1499 года корабли возвратились на родину.
Экспедиция, возглавляемая Васко да Гама, продолжалась два года и два месяца. Вернулось домой только 55 человек, а более сотни погибло в пути от цинги. Плавание к берегам Индии имело большое значение, так как эта экспедиция впервые проложила путь морем в южные страны Азии. Одновременно с этим существенно пополнились знания европейцев о восточном побережье Африки. Для Индии же день высадки португальских мореплавателей в порту Каликут был роковым, так как с этого времени начались первые шаги к завоеванию и разграблению европейцами Индии, а позднее Индокитая и Молуккских островов. После путешествия Васко да Гама в Индию стали ежегодно отправляться португальские корабли. Часть полуострова Португалия превратила в свою колонию.
Морской путь в Индию Португалия держала в своих руках около 90 лет. Затем по этому пути торговлю со странами Востока вели такие могущественные морские державы, как Англия и Франция. Они пользовались морским путем вокруг Африки в страны Востока вплоть до 1869 года, то есть до того времени, как был прорыт Суэцкий канал.
Позже Васко да Гама вновь отплыл в Индию, где стал вице-королем португальских владений. Здесь же в 1524 году он и умер.
biography-peoples.ru
Гама, Васко да — ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР
Страница 1 из 2
Васко да Гама Корабли экспедиции Васко да Гама Васко да Гама Маршруты экспедиций Васко да Гама |
Васко да Гама (Vasco da Gamma) родился в небольшом городке Синиш, расположенном на западном побережье Португалии. Дом, где он жил, сохранился и поныне.
Еще в молодые годы да Гама славился как «осторожный и искусный» мореплаватель, умеющий управлять кораблями и людьми. Кроме того, он был опытный царедворец и хорошо умел ладить с королем и его окружением.
После возвращения Колумба из первого плавания все чаще стали возникать споры между Испанией и Португалией о дележе вновь открытых земель. Поэтому в Португалии для похода в Индию стала срочно готовиться экспедиция. Флотилия состояла из четырех кораблей, из которых два были построены под наблюдением известного португальского мореплавателя Бартоломью Диаша, предложившего заменить косые паруса на прямоугольные и для удобства маневрирования в мелких водах придать корпусам меньшую осадку. Из расчета трехгодичного плавания было обращено особое внимание на прочность кораблей и оснастки, был взят тройной комплект парусов и канатов. Вооружение каждого корабля состояло из 12 бомбард.
Было взято большое количество продовольствия и боевых припасов, а также дешевые вещи для обмена с туземцами. Экипаж флотилии состоял из 168 человек, включая 10 преступников, взятых для выполнения самых опасных поручений.
8 июня 1497 года флотилия в составе трех каравелл водоизмещением 100-120 тонн — «Сан-Габриэл» под командованием Васко да Гама, «Сан-Рафаэл» — капитан Паула да Гама, «Беррид» — капитан Николау Коэлью и одного грузового судна «Сан-Михаэл» — капитан Гонсалу Нунаша — вышла из Лиссабона и взяла курс на острова Зеленого Мыса. Затем пошли на юго-восток, а через несколько дней да Гама приказал повернуть на юго-запад в неизвестные дотоле моря. Через несколько суток он приказал изменить курс на восток. Так гением адмирала был открыт самый удобный для парусных кораблей морской путь в Индию.
Обогнув мыс Доброй Надежды, флотилия вошла в Индийский океан, и продолжала путь на север вдоль берегов. Вскоре грузовое судно из-за непригодности к плаванию пришлось сжечь. Дойдя до Мозамбика, встали на якорь, но вспыхнувшая ссора между португальцами и арабами заставила поторопиться с отходом. Через месяц подошли к Момбасе. Однако и оттуда пришлось вскоре бежать.
Когда достигли Малинды, то на рейде увидели четыре корабля из Индии. Это означало, что тяжелое плавание вокруг Африки кончилось, и прямой путь в желанную и таинственную страну превратился из мечты в реальность. Здесь экспедиции повезло — Васко да Гама нанял прекрасного лоцмана — Сихаб-аддин Ахмед ибн Маджид ибн Мухамед бин Амр ибн Фадл бин Дувик ибн Али ар Ракаиб ан Наджи, или, как его сокращенно называли, Ахмед ибн Маджид, который и повел экспедицию дальше к берегам Индии.
ПерваяПредыдущая стр. 1 2 Следующая стр. > Последняя >>www.privateers.ru