Содержание

Проект 21630 «Буян» — малый артиллерийский корабль » Военное обозрение

Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО. Корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.

В настоящее время – головной корабль «Астрахань» (2004-2006 гг. постройки, ), введён в строй Каспийской флотилии. Для Каспийской флотилии строятся — второй корабль «Волгодонск» заложенный в 2005 году и третий «Махачкала» заложенный в 2006 году. Всего в планах – строительство 10-ти кораблей. Строит «Судостроительная фирма „АЛМАЗ“», ранее «Приморский судостроительный завод» — завод в Санкт-Петербурге.


Назначение: для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и в речных участках, корабли этого типа предназначены для охраны и защиты двухсотмильной экономической зоны государства.

Особенности: Архитектурный облик нового корабля создавался в соответствии с требованиями по снижению радиолокационной заметности (наклонные плоские поверхности надстройки, наличие фальшбортов, значительное сокращение выступающих дельных вещей, скрытые в плоскостях надстройки и палубы двери и люки) и снижения уровня других полей (т.н. технология «Стелс»). При создании проекта 21630 были применены передовые достижения в области военного кораблестроения. При этом использовалось вооружение и комплектующее оборудование российского производства и на отечественной элементной базе.


Малый артиллерийский корабль, Каспийск (слева), Махачкала (справа) пр. 21630. Лето-2009.

Базовые ТТХ

Водоизмещение, т – примерно 500,
Длина, м – 62,
Ширина, м – 9,6,
Высота, м – 6,57,
Осадка, м – 2,
Силовая установка — двухвальная дизельная энергетическая установка, работающая по схеме CODAD,
Винты — водомётный движитель,
Скорость, уз. – 28,
Дальность плавания, миль – до 1500,
Автономность, сут. – 10,
Экипаж, чел. – 29-36,


Установка А-215 Град-М.

Вооружение:

Навигационное вооружение — 1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма,
Радиолокационное вооружение — 1 х РЛС «Позитив», 1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК,
Радиоэлектронное вооружение — 2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»,

Артиллерийское вооружение — 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 1х40 122-мм РСЗО А-215 «Град-М»,
Зенитная артиллерия — 2х6 30-мм ЗАК АК-306,
Зенитное ракетное вооружение — 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».
Может нести мины на верхней палубе.


АК-306 и ЗРК «Гибка» в кормовой части корабля.

Мачта с РЛС.

Модификации: 1-я – это проект 21631 «Буян-М» — Малый ракетный корабль на базе проекта 21630 типа «Буян» с водоизмещением 949 т. Оснащён вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 ракет «Калибр» или «Оникс».

2-я – это проект 21632 «Торнадо», экспортная версия проекта 21630 типа «Буян». Основное отличие проекта от 21630 — наличие на нём вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможности замены систем вооружения в зависимости от конкретных требований заказчика.


topwar.ru

Малые артиллерийские корабли проекта 21630 Буян

30.04.2019

Идея иметь на крупных реках и внутренних обширных акваториях вооруженные суда не является новой для отечественного флота. Начиная с первых дней установления Советской власти на всех крупных реках и озерах стали формироваться речные флотилии – соединения кораблей и плавсредств, выполняющих военные функции. Первоначально для этой цели использовались обычные речные пароходы и катера, вооруженные стрелковыми видами оружия и артиллерией. Позже на оснащение речных и морских флотилий стали поступать специальные суда – мониторы и бронекатера, представляющие отдельный класс военных судов. Боевое применение доказало на практике высокую эффективность судов этого класса, на долю которых выпало немало славных и трагических моментов во время Гражданской войны 1918-1920 гг. и в годы Второй Мировой войны.

Сегодня славные боевые традиции советских речных бронекатеров и мониторов продолжают малые артиллерийские корабли. Это универсальные и уникальные в своем роде военные суда, способные решать огромный спектр оперативно-тактических задач. Ярким примером успешной реализации идеи мощного и современного корабля, предназначенного для несения службы на внутренних акваториях, являются корабли проекта 21630.

История рождения проекта малых артиллерийских кораблей

На территории такого обширного государства, каким является Российская Федерация, присутствуют в большом количестве крупные реки и озера, другие большие акватории. Как оказалось, огромное значение для обеспечения нормального функционирования внутренних водных путей, в тактическом и в стратегическом плане, имеет надежное военное присутствие. Ранее с этой задачей справлялись речные канонерские лодки, мониторы и бронекатера. Сегодня корабли этих классов стали историей. На смену им пришли новые, более совершенные военные корабли класса «река-море».

Не стоит забывать о том, что Россия имеет обширную морскую границу в Каспийском море, самом крупном закрытом водоеме планеты. Этот морской театр нуждается в полноценных боевых кораблях морского типа, способных одновременно ходить по морю, пользоваться мелководными речными путями и системой речных каналов.

Основная задача, которая стоит перед речными военными судами в настоящее время заключается в следующих аспектах:

  • овладение акваторией рек на всем ее протяжении, контроль над водным пространством на крупных озерах и прилегающей морской акваторией;
  • патрулирование указанных районов;
  • поддержка действий сухопутных войск на флангах во время боевых действий;
  • проведение десантных и военно-транспортных мероприятий.

Сегодня подобные задачи успешно решают артиллерийские корабли типа «Буян», входящие в состав Каспийской военной флотилии.

Решение о создании универсальных боевых судов, способных действовать на речных магистралях и в ближней морской зоне, было принято еще в середине 90-х годов. Этому поспособствовало появление на Каспийском море боевых судов, относящихся к иностранным флотам. С распадом Советского Союза Каспий перестал быть внутренним советским водоемом. Теперь на этом морском театре в дополнение к военно-морской группировке Иранской Республики добавились военно-морские соединения Туркменистана и Азербайджана. Соответственно потребовалось значительно усилить Каспийскую военную флотилию.

Для этой цели планировалось создать в короткое время полноценные боевые суда, водоизмещением до 500 тонн, которые по своим огневым характеристикам превосходили бы любого противника на Каспии.

Проектированием кораблей подобного класса занялся Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. В основу проекта легли климатические и гидрологические особенности Каспийского моря и реки Волги в ее нижнем течении. Главными требованиями, которые предъявлялись к конструкторам стали:

  • высокие мореходные качества судов;
  • малая осадка, позволяющая свободно передвигаться на мелководье;
  • большая дальность плавания;
  • наличие мощного вооружения.

Готовым техническим решением стал проект 21630, который предусматривал строительство малого артиллерийского корабля типа «Буян». Новое судно по своим тактико-техническим характеристикам, размерам и по водоизмещению больше всего подходило под класс корветов. Соответственно в классификации военных судов НАТО корабль получил код Buyan class corvette.

Суда этого класса были рассчитаны на несение боевой службы в акватории ближней морской зоны, на реках и озерах по всей территории Российской Федерации.

Практическая реализация проекта 21630 «Буян»

Закладка первого судна состоялась зимой 2004 года на верфях судостроительного предприятия «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Первенец получил название «Астрахань», так как изначально ориентировался для оснащения Каспийской военной флотилии. Строительство первого судна продолжалось в течение 1,5 лет, и было завершено в октябре 2005 года. Летом 2006 года МАК «Астрахань» был успешно переведен по речной магистрали на Каспий и уже в сентябре того же года был включен в состав Каспийской военной флотилии.

Серийное строительство велось на производственных мощностях судостроительного завода «Алмаз» и предполагало поэтапную закладку кораблей этого типа. Всего планировалось до 2019 года спустить на воду 10 судов типа «Буян», из которых 5 кораблей предназначается для оснащения Каспийского флотилии.

Исходя из сложившейся ситуации по ходу строительства от первоначальных планов пришлось отказаться. Серию решено было ограничить 7судами этого класса. На протяжении 2006 года на головном кораблей активно велись испытания разных образцов вооружения. Основной акцент делался на отработку боевого применения нового ЗРК «Гибка», вооруженного снарядами для ПЗРК «Игла».

Следом за «Астраханью» летом в феврале 2005 года заложили еще первый серийный корабль, получивший название «Каспийск», однако спуск судна на воду затянулся на пять лет. Причиной затягивания постройки первого серийного судна стала неясность с подбором вооружения для новых кораблей. Наличие в качестве основного огневого средства поражения только артиллерийской установки не обеспечивало решение новых оперативно-тактических задач, возникших на Каспийском морском театре. В 2006 году на Питерских верфях заложили и третий корабль, второй в серии.

Только в 2011 году первый серийный корабль был спущен на воду и введен в строй. С новым названием, уже «Волгодонск», корабль в 2012 года поднял военно-морской флаг. Следом за МАК «Волгодонск» на Каспий пришел и второй серийный корабль «Махачкала». Оба серийных судна вместе с головным кораблем проекта МАК «Астраханью», составили ударное соединение российских кораблей на Каспии. Главной боевой задачей артиллерийских судов стало обеспечение безопасного судоходства в ближней морской зоне, в дельте реки Волга и защита интересов России в 200мильной экономической зоне Каспийского моря.

Особенности конструкции малых артиллерийских судов проекта 21630 «Буян»

Все три построенных на отечественных верфях боевых судна имеют оборудование, узлы и агрегаты российского производства. При создании проекта было принято решение многие параметры конструкции унифицировать, обеспечив, таким образом, возможность профилактического ремонта судов силами судоремонтных предприятий в Астрахани и в Махачкале. Параллельно с разработкой проекта судов для нужд отечественного флота, создавался проект корабля, рассчитанного для выполнения экспортных контрактов. Экспортная модификация малых артиллерийских кораблей типа «Буян» проекта 21632 получила название «Торнадо». От базовой модели экспортная версия отличалась возможностью установки других видов вооружения.

Проект 21630 стал базовой платформой для последующей постройки самой удачной модификаций — малых ракетных кораблей проекта 21631 типа «Буян-М». В отличие от кораблей, строившихся по первоначальному проекту, ракетные корабли имели в 2 раза большее водоизмещение (949 тонн в сравнении с 500 т). Основным вооружением кораблей нового проекта должны были стать крылатые ракеты «Калибр», запускаемые из вертикальных пусковых установок шахтного типа.

Каждый такой корабль должен был нести до 8 крылатых ракет. Появление такого судна в акватории Каспийского моря обеспечивало полный контроль не только над всем обширным водным пространством, но и над прилегающими территориями сопредельных стран.

Малые артиллерийские корабли, построенные для Каспийской военной флотилии, несли в своей конструкции самые передовые технологии. Так корпусные части и надстройки кораблей имели определенный наклон и обводы, уменьшающие радиолокационную заметность судов для радаров противника. Основная часть навигационного и радиотехнического оборудования спрятана в плоскостях надстройки и палубы. Материалы, используемые для создания конструкции кораблей, подобраны в соответствии с технологией «Стелс». Силовая установка судов представлена двухвальным дизельным агрегатом, который приводит в действие водометный движитель. Корабль мог развивать максимальную скорость хода до 28 узлов и выдерживать волнение до 7 баллов.

Основную боевую нагрузку несла автоматическая артиллерийская установка «А-190-01» калибром 100 мм. В дополнение к главному калибру на кораблях были установлены 30-мм автоматы «Ак-630» и выдвижная установка системы залпового огня «Град-М калибром 122 мм.

Противовоздушную оборону судна обеспечивал ЗРК 3М-47 «Гибка», установленный в кормовой части. Оружием ближнего боя являлись две пулеметные установки турельного типа калибром 14,5 мм. Для противодействия подводным лодкам на кораблях стояли два гранатомета.

Современные реалии кораблей проекта 21630

На современном этапе строительство малых артиллерийских кораблей для нужд отечественного флота приостановлено. Практическое использование судов проекта 21630 показало насущную необходимость в усилении вооружения. Развитием проекта стала закладка на Зеленодольском судостроительном заводе нового судна по улучшенному проекту 21631. Новый корабль «Град Свияжск» представлял собой уже совершенно иную концепцию боевого судна. Ставка делалась на оснащения корабля ударным ракетным вооружением.

В 2014 году первый корабль улучшенного проекта был введен в строй. Каспийская военная флотилия пополнилась ударным кораблем, способным наносить удары не только в акватории Каспийского моря, но и на значительном удалении. Дальность полета крылатой ракеты «Калибр» составляла 1500 км.

За головным кораблем в 2014 году были сданы и введены в боевой состав Каспийской военной флотилии еще два судна проекта 21631. В 2019 году новые суда уже вошли, вооруженные крылатыми ракетами вошли в состав Черноморского флота.

Успех в строительстве кораблей этого класса показал правильность теории оснащения действующего флота малыми военными кораблями. На определенном этапе именно такие корабли способны эффективно решать поставленные задачи не только на оперативно-тактическом уровне, но и в стратегических целях. Примером высоких боевых качеств новых судов, созданных на базе кораблей проекта 21631, стали боевые пуски крылатых ракет калибр из акватории Каспийского моря по целям на территории Сирии. Ракеты «Калибр», выпущенные с борта малых ракетных кораблей «Великий Устюг» и «Углич», пролетев почти 2,5 тыс. км, поразили обозначенные цели исламистов на территории Сирийской Республики.

Дальнейшая судьба МАК проекта 21630 сегодня рассматривается в качестве реализации экспортного варианта. Строительство чисто артиллерийских судов для нужд отечественного флота признано нецелесообразным.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Малый артиллерийский корабль «Волгодонск» — Галерея старой и новой Астрахани — ЖЖ

Проект 21630 «Буян» (классификация НАТО — Buyan class corvette) — российский малый артиллерийский корабль (МАК) типа «река-море», предназначенный для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и в речных участках.

Характеристики:
61,7х9,5х19,4 Осадка 2 м.
Скорость до 30 узлов.
Водометный движитель
Водоизмещение 560 т.
Экипаж 50 чел.
Год спуска на воду 2011



2.


3.


4. Гвардейский военно-морской флаг на корме.


5.


6.


7.


8.


9. Командующий флотилией на борту.


10. Построение.


11.


12. 30-мм ЗАК АК-306


13.


14. Радиопрозрачный колпак РЛС «Позитив» и антенны УВК связи.


15. Чистота корабля первым делом бросается в глаза.


16.


17. Мостик.


18. Места вахтенного офицера, рулевого и командира.


19.


20. Столовая для личного состава.


21.


22.


23.


24. Кают-компания на корабле я вляется местом коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицеров.


25. Ушаков-Нахимов-Горшков


26.


27. Кубрик для матросов.


28. Кубрик офицерский.


29. ПЭЖ-Пульт Энерго Живучести (ПВМ- Пульт Вахтенного Механика).


30. Именно отсюда производится управление всех энерго частей корабля. 


31. Сердце корабля это машинное отделение.


32.


33.


34. Система кондиционирования воздуха.


35. Мечта каждого ребенка ударить в рынду.


36.


37.


38. РЛС управления артиллерийским огнем МР-123 «Вымпел» и 100-мм АУ А-190 «Универсал»


39.


40.


41. Спасательные жилеты всегда наготове.

astrahanfoto.livejournal.com

Артиллерийский корабль Википедия

Каноне́рская ло́дка, каноне́рка, канло́дка (нем. Kanonenboot от итал. cannone «пушка») — класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней.

История[ | ]

Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками называли крупные шлюпки или небольшие парусно-гребные суда с установленным на носу одним-тремя крупными орудиями. Впервые введены французами в XVII веке (1646), применялись при бомбардировке Дюнкерка, представляли собой 30-40-вёсельные шлюпки с двумя-тремя большими пушками.

Английская канонерская лодка в устье Евфрата, 1915 год.

В русском флоте канонерские лодки появились во время войны со Швецией 1788—1790 годов и составляли основу гребного флота. Этот класс судов оказался наиболее эффективным в парусно-гребном флоте. Русские канонерки имели 7—15 пар вёсел, вооружались фальконетами и имели от одного до трёх крупнокалиберных орудий[1].

В эпоху парового

ru-wiki.ru

Малый артиллерийский корабль — Малый флот

В наше время можно сказать, что броненосцы береговой обороны, и мониторы, и бронекатера — корабли прошлого.

Послевоенные геополитические реалии, качественный скачок в области вооружений заставляли Верховное Советское командование в конце 40-х — нач. 50-х годов XX в. вновь и вновь возвращаться к вопро­су о целесообразности наличия в составе отечественного ВМФ тех или иных классов и подклассов кораблей. Может быть, наиболее радикально этот вопрос коснулся именно кораблей речных и береговой обороны.

Общеизвестно, что психологически военные готовятся к войне прошед­шей, и чем меньше прошло времени с момента ее окончания, тем этот фак­тор сильнее. Посмотрите на советские послевоенные крейсера пр. 68-бис, эсминцы пр. 56 или сторожевые корабли пр. 42 и пр. 50. Это прекрасные ко­рабли времен Второй мировой войны, хотя и спроектированные уже после нее. Но даже тогда ностальгически настроенные представители руководства советского ВМФ не могли уже придумать применение речным мониторам или канонерским лодкам. После изменения границ с Японией и создания социалистического лагеря на западных границах исчезла актуальность за­щиты Татарского пролива и устья Амура, а также принадлежащего СССР участка Дуная. С Китаем в то время у нас была «дружба на вечные времена». Зачем строить новые тяжелые мониторы, если и существующие новейшие корабли типа «Хасан» не находили применения: в первой половине 50-х го­дов их поставили в консервацию, а потом сдали на металл.

Однако в 60-х годах началось резкое обострение отношений с Кита ем, начавшим «культурную революцию» и развернувшим решительную борьбу против «советского ревизионизма», которая к 1968 г. вплотную подошла к вооруженной. События на острове Даманском неожиданно для верховного советского командования поставили вопрос о воссоздании Амурской флотилии.

Изначально предполагалось строительство всех подклассов речных ко­раблей. В 1967 г. началось проектирование монитора пр. 1208. К сожале­нию, создать корабль, который бы воплотил в себе все ценное, что было наработано в 30-е —40-е гг. XX в., не удалось. Правда, мониторов подобного водоизмещения в советском ВМФ не было даже в постройке. Его ближай­ший аналог для среднего течения Амура пр. СБ-57 «весил» вдвое больше, при почти одинаковой осадке. Соответственно и его боевые возможности по решению огневых задач в несколько раз превосходили таковые у броне­катеров пр. 1208. И дело даже не в огневой производительности, а в том, что фактически новый монитор мог поражать только видимые береговые цели, в крайнем случае, невидимые, но со стоянки. В этом смысле корабль пр. 1208 скорее являлся бронекатером, чем монитором, и подходил для ведения боя с речными целями. Что касается бронирования, то оно соответствова­ло бронированию предвоенных мониторов типа «Железняков», имевшим почти вдвое меньшее водоизмещение, но такой же главный калибр.

Не очень получилось и с «речной» архитектурой. Отчасти все это объяснимо: практически все современное военное кораблестроение столк­нулось с тем фактом, что многократно возросшие объемы для размещения cовременных образцов оружия и технических средств, буквально «выда­вили» боевые посты из корпуса. Это привело к повсеместному появлению удлиненных полубаков и громоздких многоярусных надстроек, занимаю­щих чуть ли не всю площадь верхней палубы, и с этим всем пришлось ми­риться. Впрочем, пр. 1208 никогда официально монитором и не числился, а классифицировался как малый артиллерийский корабль.

Большую часть, восемь из построенных одиннадцати единиц пр. 1208, вступивших в строй в 1975— 1985 гг., получил ВМФ, а 3 — погранвойска. Однако в 1994 г. соединение речных кораблей ВМФ на Амуре окончатель­но перестало существовать, и все корабли передали пограничникам.

Но еще раньше, в 1975 г. началось проектирование пограничного реч­ного сторожевого корабля пр. 1248. Бронирование этого сторожевого ко­рабля соответствовало пр. 1208, а вооружение — половине находящегося на малом артиллерийском корабле. Правда, на пр. 1248 вместо зенитного артиллерийского комплекса АК-630 поставили комплекс АК-306. У него отсутствует АРЛС МР-123 и управление 30-мм зенитным автоматом А-219 осуществляется только от визирной колонки.

Пограничников пр. 1248 вполне устраивал, а если же рассматривать его с точки зрения речной боевой единицы, то этот сторожевой корабль можно трактовать как очень большой бронекатер.

Таким образом, корабли проектов 1208 и 1248 завершили эволюцию советских речных кораблей с артиллерийским вооружением.

Началась эпоха ракетных кораблей, и уже на пограничных катерах, действующих на Амуре стали устанавливать ракетные установки как зал­пового огня, так и управляемых ракет.

Можно ли говорить, что эпоха речных кораблей, в том числе броне­катеров, безвозвратно ушла в прошлое? Скорей всего, нет. Вспомним хотя бы американский опыт во Вьетнаме. Тогда срочно пришлось созда­вать речную флотилию для военных действий на реке Меконг, причем в дело пошли старые корпуса кораблей, их лишь оснастили новым оружи­ем. В нашей быстроменяющейся геополитической ситуации, как знать, не придется ли защищать российские внутренние реки, чтобы отстоять природные богатства? И вряд ли можно будет тогда обойтись без реч­ных боевых кораблей.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ГЛАВНАЯ

cmboat.ru

📌 АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ — это… 🎓 Что такое АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ?


АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ

(Gunnery ship) — корабль с преимущественно артиллерийским вооружением.

Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941

Артиллерийский корабль

боевой корабль, основным вооружением которого является ствольная и реактивная артиллерия. До середины20 в. к артиллерийским кораблям относились линейные корабли, крейсеры, мониторы, эскадренные миноносцы, канонерские лодки и другие; в современных. флотах это корабли артиллерийской поддержки десанта. Число и калибр орудий, устанавливаемых на этих кораблях, зависят от их боевого предназначения.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь, 2010

.

  • АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ВЕС
  • АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОФИЦЕР

Смотреть что такое «АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ» в других словарях:

  • Ракетно-артиллерийский корабль проекта 21632 «Торнадо» — Разработан Зеленодольским проектно конструкторским бюро (ЗПКБ). Представляет собой экспортную версию проекта 21630 типа «Буян». На 21 м международном военно морском салоне «Евронаваль 2008» стало известно что Казахстан приобретет у России шесть… …   Википедия

  • Ракетно-артиллерийский корабль проекта 212 «Торнадо» — Ракетно артиллерийский корабль проекта 21632 «Торнадо» Разработан Зеленодольским проектно конструкторским бюро (ЗПКБ). Представляет собой экспортную версию проекта 21630 типа «Буян». На 21 м международном военно морском салоне «Евронаваль 2008»… …   Википедия

  • Малый артиллерийский корабль — один из подклассов ракетно артилиллерийских кораблей в некоторых ВМС (ВМФ) EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 …   Морской словарь

  • Артиллерийский катер — Использовагие огнемёта с борта катера во Вьетнамской войне …   Википедия

  • Корабль-черепаха — Кобуксон кор. 거북선?, 거북船? …   Википедия

  • Артиллерийский огонь — АРТИЛЛЕРІЙСКІЙ ОГОНЬ является главнымъ средствомъ арт. при выполненіи ею боевыхъ задачъ. Успѣхъ ея боевой работы всецѣло зависитъ отъ надлежащаго веденія огня. Огонь полевой артиллеріи, вообще говоря, ведется внезапными короткими и сильными… …   Военная энциклопедия

  • Линейный корабль (значения) — Линейный корабль название тяжелых артиллерийских военных кораблей, предназначенных для ведения боя в кильватерных колоннах: Линейный корабль (парусный) парусное деревянное военное судно, водоизмещением от 1 до 6 тысяч тонн, имевшее 2 3 ряда пушек …   Википедия

  • Ракетно-артиллерийский катер проекта 20970 Катран — Не следует путать с Патрульные катера проекта «Барс». Ракетно артиллерийский корабль проекта 250 Барс МО Проект Изготовители …   Википедия

  • Линейный корабль Слава — Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Слава (броненосец)». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} …   Википедия

  • Королёв (большой десантный корабль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Королёв (значения). «Королёв» …   Википедия

Книги

  • Морская кампания № 02/2010, , Очередной выпуск «Морской кампании» является несколько необычным. Он рассказывает о нескольких кораблях, носивших названия «Бруммер» и «Бремзе». В истории германского флота эти имена тесно… Категория: Журналы Серия: Журнал «Морская кампания» 2010 Издатель: ИП Чаплыгин А.В., Подробнее  Купить за 100 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

dic.academic.ru

📌 Корабельная артиллерия — это… 🎓 Что такое Корабельная артиллерия?

Полный орудийный залп USS Iowa (BB-61) из девяти 406-мм (16″/50 Mark 7) и шести 127-мм (5″/38 Mark 12) орудий во время учений после модернизации и вступления в строй 15 августа 1984 года в районе Пуэрто-Рико

Корабе́льная артилле́рия — совокупность артиллерийского оружия, установленного на боевых кораблях и предназначенного для применения по береговым (наземным), морским (надводным) и воздушным целям. Наряду с береговой артиллерией составляет морскую артиллерию. В современном понятии корабельная артиллерия представляет собой комплекс артиллерийских установок, систем управления огнем и артиллерийского боезапаса.

История развития

Гладкоствольная корабельная артиллерия (XIV—XIX века)

Огнестрельные орудия на суше существовали по крайней мере к 1327 году [1].

Появление первых орудий на кораблях отмечается в 1336-1338 годах [1][2][3]. Одно из первых упоминаний говорит о некоей пушке, стрелявшей миниатюрными ядрами или арбалетными стрелами, которая была установлена на английском королевском судне «Когг Всех Святых» [3].

Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году во время битвы при Слёйсе[1][2], которое, впрочем, было безрезультативным [1].

Не только в XIV, но и на протяжении XV века артиллерия на флоте представляла собой редкое и малоиспытанное оружие. Так, на крупнейшем судне того времени, английской каракке «Грейс Дью» (фр. «Grace Dieu» — «Милость Божья», годы службы: 1418-1439) было установлено всего 3 пушки[3].

Предположительно в 1500 году на каракке «Шарант» (фр. «La Charente») французский судостроитель Дешарж впервые применил пушечные порты[2].

Вслед за этим событием, в первой четверти XVI века в Англии появляются большие каракки — «Пётр Помигрэнит» (1510), «Мэри Роуз» (1511), «Генри Грейс э’Дью (англ.)русск.» (фр. Henry Grace à Dieu — «Милость Божья Генриха», 1514). Последний был крупнейшим из них и нёс 43 пушки и 141 небольшое поворотное орудие класса ручных кулеврин.

До конца XVI века на кораблях ещё применялись катапульты и баллисты. Первым корабельным артиллерийским орудием стала бомбарда. С середины XV века в артиллерии начинают применять чугунные ядра, а также стали использовать раскаленные ядра для поджога кораблей противника.[4]

Фрагмент нижней батареи HMS Victory

С приходом на флот артиллерия приобрела некоторые специфические отличия: ящики с бомбардами обычно ставили без креплений, чтобы не повредить палубу при отдаче, привязывая их к борту парой канатов, а на конце ящика приделывали небольшие колеса для возвращения в исходное положение. Наличие колес стало предшествием станков на колесах, которые оказались необходимы, когда пушки постепенно переместились с главной палубы ниже к ватерлинии. С развитием металлургии орудия стали изготавливать не только из меди и кованого железа, но и из чугуна. По сравнению с коваными, чугунные орудия оказались проще в производстве и надежнее в эксплуатации, поэтому к XVII веку кованые пушки полностью выведены из употребления.[4][5]

Орудие, закреплённое в походном положении

В эпоху парусного флота потопить деревянный корабль, даже загруженный пушками и боеприпасами, оказывалось не так просто. К тому же, эффективность, дальность и точность орудий того времени оставляли желать лучшего. Во многих случаях успех сражения решал абордаж, поэтому основной целью корабельной артиллерии было поражение экипажа и такелажа корабля для лишения его возможности управляться. К концу XV века на палубах кораблей появились мортиры, просуществовавшие в почти неизменном виде до середины XIX века. В XVI веке появились орудия длиной 5-8 калибров — гаубицы, которые были приспособлены для стрельбы картечью и разрывными снарядами. Примерно в то же время появляется и первая классификация орудий в зависимости от отношения их длины ствола к калибру: в порядке увеличения — мортиры, гаубицы, пушки, кулеврины. Появились и основные типы боеприпасов: чугунные ядра, разрывные, зажигательные, картечь. Усовершенствован был и порох: вместо привычной смеси (древесный уголь, селитра, сера), имевшей ряд неудобств в использовании и существенный недостаток в виде свойства впитывать влагу, появился зернистый порох.[6][4][5]

Бомбическая пушка Пексана

С XVI века артиллерия становится предметом научных работ и это сказывается на её развитии — появляются квадрант и артиллерийская шкала. В бортах кораблей появились орудийные порты, а орудия стали размещать на нескольких палубах, что заметно повысило мощь бортового залпа. Кроме увеличения количества орудий на борт, изобретение орудийного порта позволило устанавливать артиллерию более крупного калибра, не нарушая остойчивости корабля путем размещения их ближе к ватерлинии. К тому времени артиллерия на кораблях ещё несущественно отличалась от береговой, но к XVII веку постепенно определились типы, калибр, длина орудий, принадлежности и способы стрельбы, что привело к закономерному отделению корабельной артиллерии с учетом спецификации стрельбы с корабля. Появляются станки с колесами для удобства перезарядки, винград для ограничения отката, ряд специальных принадлежностей. Начинается введение прицельной стрельбы, а также развивается баллистика. Основной целью корабельной артиллерии все также является поражение экипажа противника, и вся тактика морского боя сводится к производству успешного залпа. В XVIII веке улучшается порох, заряд орудия производится в картузах и патронах, появляются кремниевые замки для воспламенения. Результатом становится повышение скорострельности. Появляются книппели, разрывные бомбы, брандскугели и гранаты. Введено новое орудие — корабельный «единорог». В 1779 году специально для флота сконструировано орудие, называвшееся карронада. Она стала самым легким корабельным орудием, которое размещалось на верхней палубе, имело длину 7 калибров и малый пороховой заряд, а также было без цапф.[4]

В XIX веке задачи корабельной артиллерии меняются — теперь главная цель не экипаж, а сам корабль. Для решения таких задач было призвано введение на флоте бомбовых пушек — это короткие пушки большого калибра, стреляющие разрывными снарядами. Демонстрация пушек Пексана коммодором Перри во время его экспедиции в Японию в 1854 г. убедила власти Японии в необходимости принять неравноправный торговый договор с Америкой и покончить с политикой изоляции государства.

С введением этих орудий заметно изменилось вооружение кораблей, а также началось их бронирование. К XIX веку развитие гладкоствольной корабельной артиллерии достигло высочайшего уровня. Усовершенствования коснулись не только самих орудий, но и станков, принадлежностей, пороховых зарядов, боеприпасов, а также методов и способов стрельбы. Вместе с бронированием кораблей вводится башенная система размещения орудий и увеличение калибра. Вес установок достигал 100 тонн. Для управления такими тяжелыми и мощными орудиями стали применять паровую тягу, гидравлику и электродвигатели. Но главный шаг корабельной артиллерии — введение во второй половине XIX века нарезных орудий.[6][4]

Нарезная корабельная артиллерия (с середины XIX века)

Расположение артиллерии на кораблях первой четверти XX века различных типов

С принятием на вооружение нарезной артиллерии гладкоствольная ещё продолжала использоваться на кораблях и даже совершенствоваться. Однако, вскоре гладкоствольные орудия все же были полностью вытеснены нарезными из-за их очевидных преимуществ:

  • увеличенная дальность
  • повышенная точность
  • боеприпасы продолговатой формы эффективнее пробивали броню

В Российском Императорском флоте нарезная артиллерия принята на вооружение в 1867 году и до 1917 года имела только две системы нареза — «обр. 1867 г.» и «обр. 1877 г.» После революции и до 1930 года эксплуатировались старые артиллерийские системы, проводились работы по модернизации орудий и проектированию новых боеприпасов.

Увеличение толщины брони кораблей и улучшение её качества закономерно влекло за собой увеличение размеров орудий. К концу XIX века калибр корабельных пушек достигал 15 дюймов (381 мм). Но увеличение калибра неизбежно вело к снижению долговечности пушек, поэтому дальнейшее развитие артиллерии пошло по пути совершенствования боеприпасов. В период с 1883 по 1909 годы самый крупный калибр составлял 12 дюймов (305 мм).[7] В 1894 году адмирал С. О. Макаров предложил бронебойный наконечник, применение которого позволяло пробивать броню толщиной, равной калибру снаряда. Для увеличения разрушительного действия боеприпасы стали снаряжать мощными бризантными веществами.

Дальность полета снарядов выросла и вызвала естественное желание увеличить дальность прицельную. Уже применяемые в то время сухопутной артиллерией правила стрельбы нашли свое место и на флоте. Появилось понятие управление огнем, изменилась тактика морского боя. Появление оптических приборов для наводки орудий и измерения расстояний ещё больше увеличило дальность огня — до 100 артиллерийских кабельтов и более. Но такое увеличение дальности снизило эффективность стрельбы — попасть в цель стало сложнее. Для повышения меткости посты наблюдения и управления огнем перемещаются на мачты, их оборудуют визирами и дальномерами. Оптические системы, электрические приводы наведения и централизованное управление огнем с командного пункта заметно повысило эффективность огня, сделав возможным артиллерийский залп из практически параллельных стволов, выставленных по данным, измеренным с необходимой точностью. Кроме того, в начале XX века появляются первые образцы систем гиростабилизации.[6][7]

С развитием в середине Второй мировой войны морской авиации, а после и управляемого ракетного оружия, предназначение корабельной артиллерии меняется — главные цели теперь в воздухе. Применение по надводным целям (кораблям) и берегу становится второстепенной задачей, так как по таким объектам гораздо эффективнее применение самолетов и ракет. По этой причине постепенно прекращаются разработки и производство орудий главного калибра, артустановки остаются только универсальные и зенитные. Калибр разрабатываемых пушек не превышает 152 мм. Последующее развитие зенитно-ракетных комплексов ещё больше снижает роль артиллерии, и на корабли стали устанавливать минимальное количество артустановок. Наиболее популярными калибрами универсальной артиллерии стали 76 мм (итальянской и советской системы), 100 мм (Франция), 114 (Великобритания), 127 мм (США) и 130 мм (СССР). 76-мм артустановки стали оптимальным решением для кораблей малого и среднего водоизмещения, а 100-мм и более — для фрегатов, эсминцев, крейсеров и т. п. Кроме универсальной, практически на все корабли стала устанавливаться малая зенитная артиллерия — в основном это скорострельные автоматы калибра 20-30 мм. Наибольшее распространение в МЗА получили Mark 15 Vulcan Phalanx CIWS (США), АК-630М (СССР), Goalkeeper CIWS (Нидерланды). Кроме основного предназначения изменилось и управление корабельной артиллерией. С развитием автоматики и электроники все меньше стало требоваться непосредственное участие человека в процессе стрельбы: пушки на кораблях стали частью артиллерийских комплексов, а сами артустановки по большей части автоматическими.

Советская корабельная артиллерия
Советская 30/54 артустановка АК-630

Началом истории советской корабельной артиллерии можно считать 1930 год — именно тогда начались испытания новых образцов вооружения. Вплоть до начала ВОВ проектировались и создавались новые артиллерийские системы для кораблей и боеприпасы к ним калибром от 25 до 406 мм. С началом войны главной угрозой кораблей стал не главный калибр противника, а авиация, поэтому начинается массовое производство зенитных систем — как новых, так и существующих образцов. Работы по созданию новых корабельных орудий среднего и крупного калибра (до 305 мм) возобновлены только в 1944 году. Одним из самых значимых технических новшеств послевоенного периода стало применение в корабельной артиллерии радиолокации, что позволило повысить эффективность огня ночью и в плохую видимость. Кроме того, внедрялось искусственное охлаждение стволов (что повышало их живучесть), увеличивались темп и кучность стрельбы, проводилась унификация корабельной артиллерии с береговой.[8] К середине 60-х разрабатывается только зенитная артиллерия калибров 30 и 76,2 мм, прекращается проектирование и изготовление артиллерийских систем крупного калибра. С 1954 года принимается решение о разработке автоматических систем калибра 76,2 мм, а с 1967 года начинаются работы по проектированию и изготовлению автоматических артсистем калибров 100 и 130 мм, а также продолжаются работы по проектированию автомата с вращающимся блоком стволов.[9] В итоге в 60-х годах приняты на вооружение 30-мм двухствольная АК-230, а также первая полностью автоматическая 57-мм двухствольная артиллерийская установка АК-725 и одновременно с ней 76,2-мм АК-726. Производство их закончилось в конце 80-х. В 70-х годах приняты на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176 (на замену АК-726), 100-мм АК-100 и скорострельная 30-мм шестиствольная установка с вращающимся блоком стволов АК-630. В 80-х годах после длительных испытаний принята двухствольная 130-мм артустановка АК-130. Эти образцы до сих пор состоят на вооружении кораблей Российского ВМФ.[9]

Такие очевидные преимущества ракет, как дальность и точность стрельбы, стали причиной отказа от крупных калибров и лишили артиллерию роли главного оружия корабля. Поэтому основная задача современной корабельной артиллерии — противо-воздушная оборона совместно с зенитно-ракетными комплексами. Исключение составляют лишь случаи применения оружия по плавсредству без вооружения — например, в береговой охране (погранслужба ФСБ РФ).

Особенности

Использование корабельной артиллерии происходит с движущейся и качающейся платформы, стрельба обычно идёт по движущимся целям. Эти особенности корабельной артиллерии потребовали создания сложных приборов управления стрельбой и механизмов наведения орудий. Средние дистанции стрельбы корабельной артиллерии превышают дистанции наземной артиллерии, поэтому применяются орудия с длиной ствола свыше 30-ти калибров (пушки)[10].

Кормовая башня линкора «Ямато» во время его постройки.

Наибольший калибр (18″) имели орудия японских сверхлинкоров «Мусаси» и «Ямато».

С развитием ракет из-за малой дальности и точности стрельбы корабельные артиллерийские установки стали применяться для решения вспомогательных задач, когда применение ракет было нецелесообразно, например, для предотвращения прорыва морской блокады, уничтожения вспомогательных судов, обстрела побережья. К XXI веку осталось мало артиллерийских систем крупного калибра, а установки среднего калибра имели малое поражающее действие и небольшую дальность стрельбы.

С перестройкой флотов с перспектив ведения боевых действий в открытом океане на проведение операций в прибрежных районах значение корабельной артиллерии в качестве средства поражения наземных целей снова выросло. При этом установки меньшего калибра стали применяться не только в системе ближней ПВО и ПРО, но и для уничтожения катеров[11].

Основные тактические свойства корабельной артиллерии:[10]

положительные

  • возможность использования как по морским, так и по береговым и воздушным целям,
  • скорострельность,
  • длительность стрельбы;
  • высокая степень реагирования
  • почти полное отсутствие мертвых зон

отрицательные

  • довольно большая масса артиллерийских установок и боеприпасов
  • ограниченная живучесть ствола

Классификация

Советская зенитная артустановка калибра 25 мм 2М-3М все ещё состоит на вооружении нескольких кораблей ВМФ России.

По назначению

  • Главный калибр (исторический) — для применения по надводным целям, то есть для решения основного предназначения корабля. Орудия этого калибра также применялись для воздействия по береговым целям для поддержки сухопутных войск или десантов с моря. Потерял свою актуальность с развитием ракетного оружия
  • Универсальная артиллерия — применяется по морским, береговым и воздушным целям. Основной вид современной корабельной артиллерии. Главной задачей универсальной артиллерии являются воздушные цели, а второстепенной — морские и береговые.
  • Зенитная артиллерия — применяется по воздушным целям. Зенитная артиллерия ранее делилась на крупнокалиберную (100 мм и более), среднекалиберную (57 — 88 мм) и малокалиберную (менее 57 мм).

В современном понятии зенитная — это малокалиберная зенитная артиллерия, то есть скорострельные автоматы 20-30 мм (на вооружении некоторых государств остались 40-мм установки). Средний и малый калибр ушли в универсальную артиллерию, а орудия калибром более 152 мм не производятся.

  • Реактивная артиллерия — установки неуправляемого ракетного оружия.

По калибру

  • Крупный калибр — 180 мм и более.
  • Средний калибр — от 100 до 152 мм.
  • Малый калибр — менее 100 мм.

По виду артиллерийских установок

  • Башенного типа — орудие, подбашенное отделение, механизмы наведения, заряжания и системы подачи боеприпасов представляют собой единое целое. Первыми артустановками башенного типа стали установки крупного калибра, позже появились и среднекалиберные башенные установки.

Боевые отделения защищены замкнутой бронёй, установки обладают большей живучестью по сравнению с другими. Кроме того, башенные установки удобнее для механического заряжания и позволяют применять полностью автоматизированную, безлюдную конструкцию. Начиная с 1980-х гг все артустановки, производимые для кораблей ВМФ СССР, только башенные.

  • Палубно-башенного типа — часть защиты, механизмов наведения и заряжания составляют одно целое с орудием. Остальные механизмы и системы устанавливаются отдельно. Не имеют развитого подбашенного отделения, ограничивается подъемным механизмом (элеватором). До середины 1950-х годов были обычны в качестве главной, универсальной и зенитной артиллерии на эсминцах и в качестве универсальной артиллерии на крейсерах и линкорах. Боевое отделение защищено незамкнутой противопульной и противоосколочной бронёй, является вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки по сравнению с палубными улучшают условия использования артиллерии и лучше защищают личный состав и механизмы. Сегодня несколько типов кораблей имеют зенитные артустановки этого типа.
  • Палубного типа (открытая артиллерия) — орудие и обслуживающие его системы полностью раздельны. Не имеют подбашенного отделения. Устанавливались почти на всех классах кораблей, особенно на кораблях специального назначения, морских и рейдовых судах обеспечения. У таких установок погреба и пути подачи боеприпасов полностью изолированы от артустановок. Палубные установки имеют небольшие габариты и массу. В современном ВМФ России остался единственный образец артиллерии этого типа — салютная пушка 21-К.

По способу стрельбы

  • Автоматические установки — процесс наведения заряжания, выстрела и перезарядки полностью автоматизирован и не требует непосредственного участия человека.
  • Полуавтоматические установки — в таких необходимо участие в процессе стрельбы артиллерийского расчета (обычно только на заряжании, выстреле и перезарядке, а остальные операции автоматизированы).
  • Неавтоматические установки — заряжание, выстрел, подача боезапаса, перезарядка и наводка производится при помощи механизмов подачи и заряжания, непосредственно приводимых в действие человеком.

Боеприпасы

Граната, бомба и картечная граната XVII—XIX вв. в разрезе Снаряды главного калибра американского линкора Iowa

Боеприпасами корабельной артиллерии являются: снаряды, взрыватели, заряды, средства воспламенения, гильзы, полузаряды. Комплект боеприпасов для производства выстрела называется артиллерийский выстрел.

Эволюция боеприпасов

С началом развития артиллерии существовало только два вида боеприпасов: поражающий элемент в виде ядра и метательный заряд — порох из древесного угля, селитры и серы. Позже появились книпели, картечь и то, что уже можно было назвать снарядом — гранаты и бомбы, снаряженные взрывчатым веществом. Порох, помимо совершенствования химического состава, претерпел изменения и в методе использования — появились картузы. С принятием на вооружение нарезных орудий форма снаряда изменилась на продолговатую, порох стали упаковывать в гильзы. Результатом постоянного стремления к повышению скорострельности и безопасности эксплуатации артиллерии стало появление унитарного выстрела. Теперь весь комплект боеприпасов для производства выстрела был объединен в одно изделие. Однако это справедливо только для малых и средних калибров. Для орудий крупных калибров используют картузное или раздельное заряжение. Для своевременного подрыва снаряда стали использовать взрыватель. Расширялся спектр видов самих снарядов — они стали существенно отличаться в зависимости от целей. Стремление максимально повысить мощность взрывчатого вещества стало причиной разработок ядерного снаряда, являющегося мощнейшим боеприпасом, доступным артиллерии.

Развитие ракетного оружия коснулось и артиллерийских технологий — появляются реактивные снаряды (неуправляемое ракетное оружие), которые вместо или дополнительно к воздействию пороховых газов приводятся в движение реактивной тягой.

Основные виды современных артиллерийских снарядов

  • Фугасные
  • Осколочно-фугасные
  • Зенитные
  • Осколочно-фугасно-зажигательные (МЗА)
  • Осколочно-трассирующие (МЗА)

Виды взрывателей

  • Контактные
  • Неконтактные
  • Дистанционные

Приборы управления стрельбой

Каждому из калибров артустановок соответствуют свои приборы управления стрельбой. Системы управления стрельбой должны обеспечивать стрельбу с одинаковой точностью при любых метеорологических условиях и в любое время суток по морским, береговым и воздушным целям.

Приборы управления стрельбой состоят из вычислительных аппаратов, работающих во взаимосвязи между аналогичными приборами, а также со средствами обнаружения и с системой дистанционного управления наведением постов и артустановок. Приборы управления стрельбой могут располагаться в различных постах корабля в соответствии с назначением и функциями.

По степени точности и полноте решения задач стрельбы приборы управления стрельбой делятся на полные (решающие задачу стрельбы автоматически по данным приборов с учётом баллистических и метеорологических поправок) и упрощённые (с учётом только части поправок и данных).

Основные приборы системы управления стрельбой

  • Приборы обнаружения и целеуказания — для обнаружения и первичного определения координат цели (дальности, скорости, курсового угла). К этой группе приборов относят радиолокационные станции, оптические визиры, пеленгаторы.
  • Приборы наблюдения и определения текущих координат — для наблюдения за целью и непрерывного определения её точных координат с целью расчёта данных для стрельбы. К этой группе приборов относят радиолокаторы, стереоскопические дальномеры и другие приборы командно-дальномерных постов.
  • Приборы выработки данных стрельбы — для непрерывной выработки полных углов наведения и величины установки взрывателя для универсальных и зенитных установок.
  • Приборы наводки — располагаются в башенных боевых отделениях артустановок.
  • Приборы цепи стрельбы — для проверки готовности установок к стрельбе, замыкания цепи стрельбы и производства залпа.

Использование корабельной артиллерии на суше

Корабельная артиллерийская установка 130/50 Б-13, стационарно установленная на форте «Красная Горка» (южный берег Финского залива, западнее пос.Лебяжье)

В истории имеется значительное количество случаев, когда орудия с разоружённых кораблей передавались для обороны береговых укреплений и приносили там ощутимую пользу. Так это имело место во время Крымской войны, когда корабельные пушки с затопленных по причине их боевой бесполезности кораблей были перенесены на сушу, в частности на Малахов курган в Севастополе[12]

Корабельное орудие на Малаховом кургане в Севастополе

Во время Второй мировой войны орудия с крейсера «Аврора», в том числе и знаменитое носовое орудие, были установлены в районе Вороньей горы под Ленинградом и были захвачены неприятелем после гибели в бою команды корабля.

Крупнокалиберные корабельные башенные артиллерийские установки также использовались при обороне Севастополя в 1942 году, входя в состав города-крепости, считавшейся в то время самой мощной в мире. Манштейн не начинал штурма Севастополя до тех пор, пока ему не были доставлены крупнокалиберные мортиры «Тор», предназначавшиеся для разрушения укреплений линии «Мажино». Только при использовании этой артиллерии ему удалось разрушить форты с этими орудиями.

Разработанное в Германии для флота 105 мм орудие (10,5-cm-Flak 38) успешно применялось на суше для противовоздушной обороны. То же самое имело место и для советской пушки такого же калибра, которая была установлена на танковом шасси и получила название СУ-100[13].


Задержка с постройкой крупных кораблей, главным образом линейных кораблей под уже созданные образцы орудий главного калибра, привела к тому, что эти орудия устанавливались на суше. К их числу относится 406-мм морская пушка Б-37, установленная на испытательном стенде полигона «Ржевка» и принимавшая участие в обстреле блокирующих Ленинград немецких войск.

При создании укреплений «Атлантического вала» немцы воспользовались уже созданным для проектируемых линкоров класса «Н» орудием калибром 456 мм. Установленное в бункере это орудие многократно использовалось в пропагандистских целях для убеждения противника и собственного населения в надёжной защите с Запада.[14]

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Чиполла К. Артиллерия и парусный флот. Описание и технология вооружения XV-XVIII веков. Москва. Центрполиграф. 2007. ISBN 978-5-9524-3303-8
  2. 1 2 3 Штенцель А. История войн на море. Москва. Изографус, ЭКСМО-Пресс. 2002.
  3. 1 2 3 Беннет М., Брэдбери Д., Де-Фрай К., Дикки Й., Джестайс Ф. Войны и сражения средневековья. 500-1500 годы. Москва. Эксмо. 2006. ISBN 5-699-15647-X
  4. 1 2 3 4 5 Четверухин Г. Н. История развития корабельной и береговой артиллерии, т. 1 — Ленинград: Военно-морское издательство НК ВМФ СССР, 1942.
  5. 1 2 Naval Guns: Information from Answers.com
  6. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок CVP не указан текст
  7. 1 2 Соловьев Д. И. Артиллерия боевого корабля, М. — Воениздат МО СССР, 1957
  8. Морская артиллерия отечественного ВМФ Справочник, С.-Пб, 1995
  9. 1 2 А. Широкопад Советская корабельная артиллерия, М. — М.Свирин, 1995
  10. 1 2 Невский Н. А. Военно-морской флот. — М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1959. С. 134.
  11. Перспективы развития морских артиллерийских систем крупного калибра (27 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 16 апреля 2010.
  12. Сергеев-Ценский. Эпопея «Севастопольская страда» (1941 г. — Сталинская премия)
  13. Alexander Lüdeke. Waffentechnik im Zweiten Weltkrieg. Parragon Books Ltd. Bath UK.Printed in China- ISBN 978-1-4454-1132-3
  14. Christian Centner .Chronik. Zweiter Weltkrieg. Otus Verlag AG, St.Gallen,2007 ISBN 978-3-907200-56-8

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *