Первый длительный полет доказал потенциал МС-21 перед конкурентами

Первый длительный полет доказал потенциал МС-21 перед конкурентами

29 Apr 2019 14:10 Перелет опытного образца лайнера МС-21-300 из Иркутска в Ульяновск показал, что самолет готов к очередному этапу испытаний. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.

«Самолет МС-21 сейчас наиболее перспективный из тех, что разрабатываются в России. Перелет на 4,5 тысячи километров от Иркутска до Ульяновска решил сразу две задачи: стал одним из условий летных испытаний и перебросил опытную машину на авиапредприятие, где пройдут дальнейшие работы. Проблем с этим самолетом в принципе быть не должно — все узлы и агрегаты проверялись, комплексную модель проверяли в «Национальном исследовательском центре «Институт имени Жуковского».

Изначально все проблемы с этим лайнером уперлись в санкционный запрет на поставку России современных композитных материалов для «черного крыла». Как только наша страна научилась сама получать эти сплавы, больше никаких неожиданностей с перспективной машиной не будет. Более того, МС-21 становится полностью российской разработкой — нам никто не сможет перекрыть поставки, остается лишь рассчитывать на свои силы и средства для запуска самолета в серийное производство», — отмечает специалист.

Авиастроительная корпорация «Иркут» опубликовала кадры полета опытного образца пассажирского самолета МС-21-300. Лайнер совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Ульяновск. Как отмечается в пресс-релизе компании, полет прошел в штатном режиме, у экипажа замечаний к работе систем самолета не было. В Ульяновске самолет будет окрашен по серийным технологиям, после чего перелетит на аэродром ЛИИ имени Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области) для продолжения летных испытаний.

«Летные испытания проходят не менее двух лет — это крайне сложный комплекс проверки как самолета в целом, так и отдельных узлов и агрегатов. К примеру, в обязательном порядке проверяется, как ведет себя машина в условиях холодов, осадков, тумана, жары. Искусственно таких условий никто создать не сможет, потому приходится ждать разных времен года и погодных ситуаций. Кроме того, машины отправляются и в Сибирь для проверки в условиях аномальных холодов.

Помимо прочего, предстоит проверить «головные» опытные экземпляры на летную годность и долговечность. Сначала машина должна налетать тысячу часов, потом две, после — пять тысяч. Все это время специалисты проверяют работоспособность всех частей и агрегатов. Составляется список ошибок и доработок, а также график работоспособности каждого узла — число сбоев на каждую тысячу часов полета. Это крайне кропотливый труд, от которого зависит в будущем безопасность людей», — подчеркивает генерал.

Перспективная машина

МС-21 — самолет среднемагистрального класса. Предполагается выпускать версии МС-21-200 (132-165 мест) и МС-21-300 (163-211 мест). Также планируется создать вариант МС-21-400 (до 250 мест). Лайнер в версии МС-21-300 впервые поднялся в воздух в конце мая 2017 года. У самолета традиционный алюминиевый фюзеляж, а вот хвост и крылья — аэрокомпозитные. Их делают в Ульяновске, называя «черным крылом» — по естественному цвету изделия. Аэрокомпозит — это пластик, армированный углеродным волокном.

Благодаря такому крылу МС-21 может парить в воздухе, снижая нагрузку на двигатели. Ранее в авангарде этой технологии шли Boeing и Airbus. Но ульяновский завод запатентовал уникальные решения, которые сильно удешевляют производство. Испытанную сегодня машину выставят на авиакосмическом салоне МАКС-2019. Предполагается, что это позволит наглядно продемонстрировать заказчикам и будущим пассажирам одно из важнейших конкурентных преимуществ российского лайнера — повышенный уровень комфорта.

«На сегодняшний день Россия работает сразу в нескольких направлениях, чтобы обеспечить себя собственными самолетами всех типов, включая транспортники. Это позволит стране стать независимой в авиастроении от технологий и комплектующих Запада, который, как выяснилось, в любой момент может прекратить поставки по политическим мотивам. То есть РФ выводит стратегическую отрасль из-под возможного удара.

Это правильная стратегия, и МС-21 обязательно докажет ее состоятельность. Не думаю, что в ходе испытаний лайнер столкнется с серьезными проблемами — российская школа авиастроения имеет огромный опыт собственных разработок и уникальных технических решений. А значит, испытания доведут перспективный лайнер до совершенства, чтобы он стал конкурентом западным Boeing и Airbus.

И если мы говорим о брендах, то изначально МС-21 разрабатывался как самолет конструкторского бюро Яковлева — «Як-140». Почему в России решили отказаться от традиционных брендов, известных всему миру, не понятно. «Як», «Ту» и «Су» в мире заслужили репутацию производителей надежных, качественных и недорогих самолетов. И этот авторитет можно преобразовать в экспортный потенциал», — заключает Владимир Попов.

Источник: https://www.aviaport.ru/digest/2019/04/29/586527.html


mc-21.wikidot.com

неожиданный конкурент Boeing и Airbus » Экономическое обозрение

В России продолжаются успешные испытания нового пассажирского самолёта. Иркут МС-21 ещё не окончил всех тестов, но уже заинтересовал не только российских авиаперевозчиков, но и многие иностранные авиакомпании.

Ещё не выпустили, но уже популярен

Принято считать, что после развала СССР в России не осталось даже возможностей для создания современных пассажирских авиалайнеров. Однако успешная разработка и нынешние испытания Иркут МС-21 показали, что российский самолёт уже сейчас по некоторым параметрам опережает своих ближайших зарубежных конкурентов.

Лайнер является чем-то средним между ближнемагистральным и среднемагистральным воздушным судом. Кстати, самолёт разрабатывался специалистами сразу в нескольких предприятиях. Речь идёт об учёных и инженерах Опытно-конструкторского бюро имени А. С. Яковлева, корпорации «Иркут» и Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева. Выпуск авиалайнера планируют наладить на Иркутском авиационном заводе, где уже собрали два образца, которые и проходят испытания. Стоит отметить, что первый полёт этого самолёта был совершён в мае прошлого года.

Почему он будет иметь спрос именно в России?

Разумеется, Иркут МС-21 – это уже не первый пассажирский самолёт, производимый в современной России. Есть Sukhoi Superjet 100. Однако нужно понимать, что это ближнемагистральный лайнер, способный вмещать в себя только 98 пассажиров. Для России, территория которой самая большая в мире, необходимы воздушные суда с большей вместимостью. Именно поэтому Иркут МС-21 будет вполне актуален. Кстати, самолёт имеет несколько моделей, отличающихся по числу посадочных мест, грузоподъёмности и рядом других параметров. Однако разработчики уже сейчас уверяют, что наибольший успех ждёт МС-21-300, который способен вместить в себя 180-211 пассажиров, а также модель Иркут МС-21-200, рассчитанная на 176 человек.

Очевидные преимущества нового самолёта

Среди главных достоинств нового Иркута МС-21 нужно отметить ширину его фюзеляжа. Она составляет 4,06 метра, что является рекордом для среднемагистральных самолётов. Это даёт явное преимущество для российского авиалайнера среди конкурентов по критериям комфорта для пассажиров и вместимости. Стоит отметить и качество сборки и материалы, из которых он выполнен. К примеру, крыло самолёта сделано из полимерного композиционного материала. Ещё один очевидный плюс – более экономичная эксплуатация в сравнении с Boeing-737 МАХ или Airbus А320 neo.

В данный момент пока ещё не решено, какие двигатели будет использовать Иркут МС-21. Пока что есть два варианта – российский ПД-14 или американский PW1400G. Агрегат, создаваемый в России, ещё не вышел на стадию серийного выпуска. Однако в перспективе этот вопрос решаем. Вполне допустимо, что разработчики Иркута МС-21 остановятся именно на российском образце из-за сложной обстановки на международной арене, когда США регулярно вводят всё новые санкции и прекращают всякое сотрудничество в экономике.

finobzor.ru

Новый самолет МС-21 на пути к завоеванию мирового рынка

В среду, 8 июня, на заводе корпорации “Иркут” в Иркутске состоялась церемония выкатки первого прототипа нового узкофюзеляжного самолета МС-21. Первая опытная машина предназначена для летных испытаний. Как сказал присутствующий на церемонии российский премьер-министр Дмитрий Медведев, впервые борт поднимется в воздух в следующем году. Показанная на церемонии машина представляет собой базовую модификацию МС-21-300 с вместимостью от 163 до 211 пасс. в зависимости от компоновки. Сейчас в цеху окончательной сборки на Иркутском авиационном заводе уже находится второй прототип МС-21.

По словам Сергея Яменова, директора завода по бережливому производству, машина будет готова к концу лета. Борт предназначен для статических испытаний. В сентябре этот прототип планируется доставить в ЦАГИ.

Воспользуйтесь нашими услугами

Кроме того, на разных стадиях производства находятся еще три опытных смолета. Из них еще один будет предназначен для испытательных полетов, другие два — для статических и ресурсных испытаний.

Максимальный взлетный вес МС-21-300 составляет 79250 кг, дальность полета — 6000 км.

Первый прототип МС-21 оснащен двигателями PW1400G американской компании Pratt & Whitney. Эта силовая установка была сертифицирована FAA в мае нынешнего года. Российская сертификация МС-21-300 с PW1400 запланирована на 2018 г. Сертификация самолета по европейским стандартам EASA должна состояться годом позже.

Для самолетов семейства предусматривается альтернативная силовая установка — российский двигатель ПД-14. Осенью 2015 г. начались его летные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. По состоянию на 1 июня суммарная наработка опытных двигателей в ходе наземных и летных испытаний составила 1000 ч. Второй этап летных испытаний должен стартовать в июле этого года.

По словам представителей Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), которая ведет разработку ПД-14, первые моторы для установки на МС-21 будут поставлены в 2017 г. Всего для летных испытаний ОДК поставит “Иркуту” пять двигателей. Сертификация ПД-14 в АР МАК ожидается в 2018 г. По словам президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, поставки МС-21 с российскими двигателями планируется начать в 2019 г.

Семейство МС-21 также включает модификацию МС-21-200, рассчитанную на перевозку от 132 до 165 пасс. От базового варианта МС-21-300 она отличается укороченным на 8,5 м фюзеляжем. Ее максимальный взлетный вес составит 72560 кг, дальность полета — 6400 км. Сейчас инженерный центр им. А. С. Яковлева ведет разработку конструкторской документации на МС-21-200.

МС-21 по замыслу создателей должен заменить давно устаревшие ТУ-154 и другие самолеты, спроектированные еще в советское время. Эта машина не будет конкурировать с «Суперджет 100», а наоборот будет дополнять эту модель, так как имеет большую дальность полета — 5000–5500 км, в зависимости от модификации (у SuperJet 100 — 3048 и 4578 км), и пассажировместимость — 153, 181 и 212 мест в зависимости от модификации (у SuperJet 100 — 98–108 мест). Ожидается, что в будущем две эти модели должны составить 80% парка гражданской авиации России.

К тому же разработчики уверяют, что их детище сможет составить достойную конкуренцию самым популярным узкофюзеляжным среднемагистральным самолетам в мире и будет успешно экспортироваться за рубеж.

Первоначально модель будет оснащаться двигателем нового типа PW1400G от компании Pratt & Whitney, который имеет редукторный тип турбовентилятора. В дальнейшем в МС-21 планируется устанавливать пермские двигатели ПД-14.

Для самолетов семейства МС-21 разработаны и испытываются авиационные двигатели нового поколения: ПД-14 и PW-1400G

Благодаря использованию двигателей нового типа повысится надежность самолета и сократятся промежутки между проведениями технического обслуживания, что снизит расходы на обслуживание машины. Снизится также уровень шума и будут сокращены выбросы вредных газов, что приведет к уменьшению экологических платежей.

Применение не имеющего аналогов в мире композитного крыла позволит повысить аэродинамические характеристики машины на 7–8% и снизить расход топлива. Из композиционных материалов будет изготовляться также и хвостовое оперение самолета, что помимо улучшения аэродинамических характеристик повысит и уровень комфорта в салоне. Давление в самолете во время полета будет на уровне 1800 м, для современных машин стандартным является показатель 2500 м над уровнем моря.

Элементы конструкции самолета МС-21 из композиционных материалов

Благодаря применению открытой архитектуры самолет по желанию заказчиков может быть укомплектован оборудованием любых производителей (при условии, что оно имеет соответствующие сертификаты).

Секции панелей самолета МС-21-300-0001 на сборочной станции DÜRR SYSTEMS GMBH

Еще одно преимущество МС-21 — большая, по сравнению с «СуперДжет 100», доля российских комплектующих: 60% против 80%.

Как заявляют производители, МС-21 реализуется по графику:

  • В 2010 году были завершены испытания воздухозаборников двигателя самолета.
  • В 2013 году был создан пилотажный тренажер для МС-21.
  • В 2014 году прошли испытания крупномасштабной модели машины.
  • К маю 2015 будет завершена подготовка производства авиалайнера.
  • В 2016 году самолет должен впервые подняться в воздух.
  • На 2017 — начало 2018 года запланировано прохождение сертификации.
  • А в 2020 году начнется массовое производство машины.

Несмотря на все преимущества российского проекта, его успешность на мировом рынке находится под большим вопросом. Ведь среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты — самый популярный сегмент рынка и, по мнению экспертов, спрос на подобные самолеты будет наиболее высоким в следующие 15 лет.

Среди уже эксплуатирующихся самолетов основными конкурентами МС-21 станут Boeing 737NG и Airbus-320. По своим характеристикам он на голову выше этих моделей. А к моменту выхода российского самолета на рынок конкуренцию ему будут составлять французские Airbus A319neo и A320neo, американские Boeing 737 MAX-7 и Boeing 737 Max-8, а также канадский Bombardier СS300.

Основные технические характеристики этих машин очень похожи. Российская модель уступает одному из западных конкурентов лишь по максимальной дальности полета. У Airbus она составляет 3700–4130 миль, а у МС-21 — 3620–3800 миль.

Но зато у МС-21 есть одно очень важное преимущество — благодаря более широкому фюзеляжу, он имеет гораздо большую вместимость (212 пассажиров в версии МС-21–300). Для сравнения, у Airbus A320neo этот показатель составляет 180 пассажиров, у Boeing 737 MAX-8 — 189 пассажиров, у Bombardier CS300 — всего лишь 135 пассажиров.

Характеристики перспективных узкофюзеляжных самолетов

«Иркут» Airbus Boeing Bombardier
МС-21-200 МС-21-300 A319NEO A320NEO 737 MAX-7 737 MAX-8 CS300
Максимальная вместимость, пасс. 168 212 156 180 149 189 145
Грузовая вместимость, м3 34,7 50 21,5 37,5 27,3 44 30
Загрузка груза Контейнеры, объемная Контейнеры, объемная Объемная Объемная
Максимальный взлетный вес, кг 58190 65210 62140 65020 59530 67630 52100
Дальность полета, морские мили 3800 3620 4130 3700 3800 3620 2950
Тип двигателя PW1400G, ПД-14 CFM LEAP-X, PW1100G CFM LEAP-X PW1500G
Крейсерская скорость, M 0,78–0,82 0,78–0,82 0,79 0,78–0,82
Практический потолок, футы 40000 38000 38000 40000
Экономия топлива по сравнению с существующим поколением, % 24 15 13 20
Поперечное сечение, мм 4064 3912 3759 3277
Начало коммерческой эксллуатации 2017 г. 2016 г. 2017 г. 2014 г.
Увеличение прямых эксплуатационных расходов на одно кресло по сравнению с МС-21, % 0 10 11 12
Цена по каталогу, млн долларов 69 78 94,4 102,8 87,7 106,9 80

Также российский самолет будет иметь больший объем багажных полок, большую ширину кресел и наибольшую ширину прохода, что позволит быстрее проводить загрузку и выгрузку пассажиров, а также сократит период обслуживания машины в аэропорту. Новые модели Boeing и Airbus, которые не разрабатывались с нуля и поэтому унаследовали фюзеляжи своих предшественников, таких преимуществ не имеют.

По утверждению разработчиков МС-21 увеличенная, благодаря широкому фюзеляжу вместимость, и новый экономичный двигатель позволят авиакомпаниям значительно снизить расходы на эксплуатацию российского самолета, что увеличит чистый ежегодный доход с одного судна на 30 миллионов долларов.

Стоимость одного самолета МС-21, по сравнению с конкурентами, также невелика: цена по каталогу — $70 млн. В то время как Airbus 320neo обойдется покупателям в $102,8 млн, цена Boeing 737 MAX-8 — $93,3 млн, а Bombardier CS300 стоит — $80 млн.

На этот самолет возлагаются огромные надежды. Как заявил в конце января 2015 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, уже сформирован портфель из 175 заказов на эту машину, а за следующие 20 лет планируется продать порядка 1000 единиц МС-21. Чиновник отметил, что российской разработкой заинтересовались не только отечественные авиакомпании, но и крупные западные корпорации, в частности, немецкая Lufthansa.

Правда, представители Lufthansa уже опровергли это заявление, сообщив, что они не заказывали МС-21, а если посмотреть на портфель заказчиков российского самолета подробнее, окажется, что слова об интересе со стороны западных заказчиков большое преувеличение.

Из 175 заказов твердый контракт на 50 машин сделала авиализинговая компания «Ильюшин Финанс и Ко», основным собственником которой является собственник разработчика МС-21 — «Объединенная авиастроительная корпорация», то есть, по сути, сама компания производитель. Также твердые контракты подписали госкорпорации «ВЭБ-Лизинг» (35 машин) и «ГК Ростехнологии» (35 машин). Еще в списке заказчиков присутствуют российские компании Nordwind Airlines (3 машины), «ИрАэро» (10 мащин), «Трансаэро» (6 машины) и «ЮТЭйр» (10 машин). Все эти заказчики подписали не твердые контракты на поставку, а предварительные договора или соглашения о намерениях. Причем две последних авиакомпании испытывают серьезные финансовые трудности и в прессе все чаще появляются сообщения, что в 2015 году они могут объявить о банкротстве, поэтому вероятность покупки ими МС-21 в 2020 году достаточно низка.

Также известно, что предварительный контракт на поставку 50 МС-21 подписал крупнейший российский перевозчик — «Аэрофлот». Кроме того, компания подписала еще и опцион на право покупки 35 машин.

Учитывая, что флот компании в настоящий момент насчитывает 150 воздушных судов, а их средний возраст составляет всего лишь 5,7 лет, остается непонятным, зачем подписывать контракт (пусть и предварительный) на поставку такого количества новых самолетов после 2020 года. Но вполне возможно, что «Аэрофлот» в будущем заключит новые контракты на поставку МС-21. Такую рекомендацию дал авиакомпании в конце декабря 2014 года экспертный совет при правительстве РФ под руководством Михаила Абызова. «Аэрофлоту» рекомендуется дополнительно приобрести 120–150 самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21. И еще 90–110 машин, по мнению экспертного совета, могут приобрести дочерние авиакомпании крупнейшего российского перевозчика.

Единственным внушающим оптимизм иностранным заказчиком МС-21 является малазийская компания Crecom Burj Berhad, заказавшая 35 российских машин. По словам гендиректора Мохамада Абдулаха, Crecom Burj Berhad создаст с корпорацией «Иркут», являющейся разработчиком МС-21, совместное предприятие по проектированию интерьеров и окраске фюзеляжей самолетов, и даже рассматривается возможность частичного производства МС-21 в Малайзии.

В тоже время, по словам экспертов, Crecom Burj Berhad пока никак не проявила себя на авиационном рынке. А учитывая, что с «Иркутом» был подписан не твердый контракт, а лишь опцион на поставку самолетов, дающий право, но не обязывающий покупать российские машины, перспективы этого соглашения пока туманны.

Частные российские и зарубежные компании, не торопящиеся подписывать твердые контракты на поставку МС-21, легко понять. Ведь миллиардные траты на самолеты, существующие пока только на бумаге и не прошедшие даже предварительных испытаний, могут позволить себе только российские госкорпорации.

Отсутствие развитой системы послепродажного обслуживания — еще одно серьезное препятствие на пути МС-21 на мировой рынок. К примеру, покупатели любого самолета Boeing получает от производителя гарантию на 3–4 года на ремонт основных агрегатов машины. Компания гарантирует, что новые детали будут доставлены покупателю самолета в течение 12 часов в любую точку мира. Если же самолет ремонтируется покупателем самостоятельно, Boeing компенсирует стоимость ремонта.

Компании «Иркут» до подобного уровня сервиса пока еще очень далеко. Впрочем, производитель МС-21 пытается решить эту проблему: планируется, что сервисные центры для МС-21 откроются во всех городах России и СНГ, откуда будет летать этот самолет. Открытия сервисных центов в остальных странах мира пока нет даже в планах.

На данный момент известно лишь, что «Объединенная авиастроительная корпорация» подписала с канадской компанией Bombardier соглашение о намерениях по сотрудничеству в послепродажном обслуживании МС-21. В этом соглашении есть определенный смысл, ведь в части двигателя и ряда других деталей российский самолет унифицирован с моделью Bombardier CS300. Но воплотится этот договор в жизнь или нет, пока непонятно. К тому же, даже если послепродажным обслуживанием МС-21 за пределами России и СНГ будет заниматься Bombardier, уровень сервиса Boeing и Airbus для канадской компании недостижим. Для потенциальных заказчиков нового самолета это станет существенным минусом.

Еще одна проблема — налаживание выпуска МС-21. Печальный опыт Sukhoi Superjet 100, который с начала производства так и не вышел на планируемый уровень, показывает, что амбициозные планы российских авиаразработчиков не всегда могут быть реализованы на практике.

Пока компания «Иркут» планирует к 2020 году выйти на уровень производства 40 МС-21 в год. В то же время, по мнению президента ОАК, точка окупаемости российского самолета лежит в районе 300–400 машин. То есть, даже если план по выпуску и продажам МС-21 удастся выполнить на 100%, окупить все вложенные в этот проект средства удастся только после 2030 года.

Впрочем, проект МС-21 при всех его явных недостатках и туманных перспективах выхода на мировой рынок, все равно является прорывом для отечественного авиастроения. Пусть пока государство лишь тратит миллиарды долларов на разработку этого самолета, не получая прибыли, но создаваемая авиационная инфраструктура, налаживание масштабной производственной базы, построение широкой сети послепродажного обслуживания и уникальные технологии, применяемые в МС-21, делают Россию еще на один шаг ближе к покорению мирового рынка гражданской авиации.

Воспользуйтесь нашими услугами

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

integral-russia.ru

«Российский МС-21 превосходит китайского конкурента»

Почти одновременно в России покинул сборочный цех первый летный экземпляр нового авиалайнера МС-21, а Китай провел испытания своего С919. Придется ли Boeing и Airbus потесниться в небе?

Макет гражданского узкофюзеляжного самолета МС-21. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Китай успешно провел испытания своего первого крупного авиалайнера С919. По плану властей, он должен составить конкуренцию Boeing и Airbus на глобальном рынке, рассказывает корреспондент ВВС в Китае:

«Made in China — теперь эта фраза касается и коммерческих авиалайнеров. С919 стал первым крупным пассажирским самолетом китайского производства. Уже в будущем году Китай надеется начать продажи лайнера. Задача — прорваться на глобальный рынок, на котором уже давно доминируют американский Boeing и европейский Airbus. Самолеты будут производиться в Китае, но не полностью. Фюзеляж, крылья, хвост, интерьер — все китайское, однако двигатели и некоторые системы будут импортироваться из-за рубежа. Разработку и производство первой модели курировал лично председатель Си Цзиньпин: это показывает, насколько важен С919 для Пекина. Предыдущие, менее крупные модели китайских самолетов гражданской авиации не нашли нишу на международном рынке из-за крайне высоких требований и стандартов на Западе. Новый самолет уже планируют закупать китайские авиакомпании, но главная борьба развернется именно на глобальном рынке. Пока даже Си Цзиньпин летает на Boeing, но в Пекине надеются, что вскоре председатель КНР и значительная часть авиапассажиров по всему миру пересядут на С919 — первый китайский крупный пассажирский самолет».

Авиалайнер аналогичного класса создали и в России. Первый летный экземпляр модели МС-21 4 мая покинул цех окончательной сборки корпорации «Иркут». Станет ли китайский С919 конкурентом российскому самолету?

Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»

C919 был разработан китайской корпорацией COMAC. Лайнер был представлен публике в 2015 году. Самолет способен перевозить более 150 пассажиров на расстояние свыше 5 тысяч километров. Модель МС-21 российского концерна «Иркут» имеет сравнимые параметры и должна поступить в серийное производство уже в этом году.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

www.bfm.ru

Китай представил конкурента российскому самолету МС-21 | Экономика в Германии и мире: новости и аналитика | DW

Авиапассажирам всего мира прекрасно знакомы сокращения A320 и B737. Но через пару лет, по всей видимости, вполне привычным может стать и C919. Так обозначается первый полностью сконструированный и построенный в Китае среднемагистральный гражданский самолет. Его торжественная презентация (выкатка из цеха, как выражаются авиастроители) состоялась 2 ноября в Шанхае.

Выбор буквы «C» тут явно не случаен. Он объясняется не только названием фирмы-производителя Comac (Commercial Aircraft Corporation of China). Это еще и недвусмысленное объявление о намерении потеснить двух мировых лидеров — европейскую компанию Airbus и американскую Boeing.

«Рабочие лошадки» гражданской авиации

Два этих гиганта приблизительно поровну делят сейчас между собой глобальный рынок средне- и дальнемагистральных пассажирских лайнеров, на котором в свое время определенную роль играли, в частности, советские «Туполевы» и «Ильюшины». Однако сегодня авиакомпании всего мира заказывают для внутриконтинентальных — и уж тем более трансконтинентальных рейсов — практически только «Аэробусы» или «Боинги».

Самолет Suchoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» в небе над Дрезденом

Несколько шире выбор производителей в сегменте региональных самолетов, обычно вмещающих не больше 100 пассажиров и летающих на расстояния примерно до 2 тысяч километров. Здесь между собой конкурируют, к примеру, бразильская компания Embraer, канадская Bombardier и российская «Гражданские самолеты Сухого» (модель Sukhoi Superjet 100).

Однако воздушным перевозчикам больше всего требуются все же среднемагистральные лайнеры — те «рабочие лошадки», которые способны перевозить порядка 200 пассажиров на расстояния от 2 до 5 тысяч километров. У авиакомпаний сегодня есть выбор между самым популярным в истории воздухоплавания узкофюзеляжным самолетом Boeing B737 во всевозможных вариантах и семейством Airbus A320 (модификации А319, А320, А321 различаются только своими размерами), включая особо экологичную модель A320neo.

Россия строит «Магистральный самолет XXI века»

Именно на рынок среднемагистральных лайнеров собирается пробиться российская «Корпорация «Иркут» с моделью МС-21 («Магистральный самолет XXI века»). На сайте компании сказано, что она, «четко следуя графику программы», планирует построить первые самолеты для проведения испытаний в 2015 году». 25 августа ее генеральный директор Александр Вепрев в ходе телемоста проинформировал приехавшего на открытие авиасалона МАКС-2015 президента России Владимира Путина о том, что фюзеляж первого самолета МС-21 собран на 90 процентов.

В тот же день глава администрации президента РФ Сергей Иванов сообщил журналистам: «Я могу это озвучить — в 2018 году первые серийные самолеты уже законтрактованы, мы впервые вступаем в прямую конкуренцию с Airbus». Но состоявшаяся теперь в Шанхае презентация C919 показывает, что конкурировать российскому МС-21 придется не только и даже не столько с европейцами, сколько с китайцами.

Торжественная церемония выкатки из цеха самолета C919, состоявшаяся в Шанхае 2 ноября 2015 года

И пока они опережают россиян. Во всяком случае Comac уже продемонстрировал правительству, бизнесменам и мировой общественности готовый C919, способный перевозить 168 пассажиров на расстояние до 5,5 тысяч километров. Правда, в небо этот лайнер пока еще ни разу не поднимался — первый испытательный полет с нынешнего года перенесен на следующий. Более того, газета China Daily утверждает, что начало летных испытаний может затянуться даже до 2017 года.

На китайский рынок «Иркуту» уже не пробиться

Поскольку проводить их планируется на протяжении трех лет, у российского среднемагистрального лайнера еще есть шансы выйти на рынок раньше китайского конкурента. Впрочем, на заводе «Иркут», чье руководство утверждает, что у него уже имеются 175 твердых заказов, сроки летных испытаний тоже могут оказаться под угрозой. Пока первый полет МС-21 намечен на начало лета 2016 года.

Но даже если серийный выпуск российской новинки начнется раньше, чем китайской, найти покупателей на быстро растущем рынке КНР «Иркуту»вряд ли удастся. Ведь в ходе презентации в Шанхае государственная компания Comac сообщила, что на C919 поступили уже 517 заказов от 21 клиента, почти все они — китайские. Правда, непонятно, идет ли речь о твердых заказах или всего лишь об опциях. Но местным авиаперевозчикам, хотят ли они того или нет, предстоит, думается, большими партиями закупать первый отечественный среднемагистральный самолет.

А пока он не готов, Китай продолжает заказывать «Боинги» и «Аэробусы». Так, 29 октября в рамках визита в КНР канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel) был подписан контракт объемом в 15,4 миллиарда евро, предусматривающий поставку в Китай наряду с 30 дальнемагистральными лайнерами A330 еще и 100 среднемагистральных A320. И это несмотря на то, что в самом Китае, в портовом городе Тяньцзине, с 2008 года действует совместное предприятие по сборке «Аэробусов».

К тому же можно не сомневаться в том, что китайская государственная корпорация Comac будет стремиться продвигать свое детище как раз на те же самые рынки, на которые рассчитывает и российский самолетостроитель, будь то азиатские страны, например, Иран, или африканские государства. Пробиться же на давно освоенные компаниями Airbus и Boeing европейский и американский рынки двум новичкам будет явно нелегко, особенно на первых порах.

www.dw.com

Российский авиалайнер МС-21 – прорыв в будущее или очередной провальный проект?

На прошлой неделе в Иркутске на авиационном заводе корпорации «Иркут», под аккомпанемент знаменитого пианиста Дениса Мацуева, шампанское и креветки на шпажках состоялась «выкатка» прототипа среднемагистрального авиалайнера МС-21. На церемонии присутствовал премьер Медведев, который заявил, что это «круто», в центральной прессе это событие называют «революцией в культуре производства и технологиях». Мнения экспертов о МС-21 крайне противоречивы – одни полагают, что мы являемся свидетелями возрождения отечественного самолетостроения, другие считают эти восторги необоснованными. Чем же на самом деле является проект создания МС-21 – прорывом в российском авиастроении или очередной пиар-компанией правительственных чиновников?

Что собой представляет МС-21?

На церемонии был представлен образец базовой модификации МС-21-300 (аббревиатура эта означает «Магистральный самолет 21 века»). Это среднемагистральний лайнер вместимостью 163 – 211 пассажиров, имеющий дальность полета до 6 000 км. В этой серии предполагается также выпускать модификацию МС-21-200 с числом пассажиров 132–165 и дальностью полета 6400 км, а в перспективе МС-21-400 (его параметры пока не озвучивались). Представленный на «выкатке» образец имеет американские двигатели PW1400G компании Pratt & Whitney. Предполагается также в будущем оснащать наши самолеты российскими двигателями ПД-14, изготовителем которых является ОАО «Пермские моторные заводы». Ближайшими конкурентами МС-21 будут уже летающий Airbus A320Neo и находящийся в разработке Boeing 737 Max. Китайский COMAC C919, по мнению экспертов, в ближайшие годы конкуренции на мировом рынке составить нашему самолету не сможет.

Каковы преимущества российского самолета перед конкурентами?

В создаваемом на «Иркуте» авиалайнере используются новейшие наработки в области авиастроения. Особой гордостью производителей является применение композитного крыла, которое позволяет улучшить аэродинамические характеристики авиалайнера и снизить его стоимость. Кроме того, разработчики отмечают такие преимущества российского самолета как более комфортабельный салон, более вместительные багажные полки, меньшее время обслуживания самолета в аэропорту. По заявлению специалистов, МС-21 предоставляет пассажирам наивысший комфорт в своем классе. Наконец, стоимость российского самолета существенно ниже, чем у Airbus и Boeing. Превосходит МС-21 своих конкурентов и по другим показателям. По мнению многих экспертов, наш самолет по своим характеристикам и используемым при его создании технологиям на голову выше зарубежных аналогов. Причем это относится даже к тем конкурентам, которые находятся только в стадии проектирования.

Насколько МС-21 зависит от импортных комплектующих?

Антикондиционную систему для нашего самолета производит шведская компания, гидравлику делают ирландцы, двигатели – американцы, зависим мы также от поставок французов, наш концерн «Радиоэлектронные технологии» производит многофункциональный индикатор для МС-21 совместно с израильтянами. Углеродное волокно для изготовления композитных элементов самолета мы покупаем в США и Японии, а технологические линии в Австрии. Еще 2 года назад глава Минторга Денис Мантуров оценивал долю импорта в МС-21 на уровне 50%, но с 2014 года к нашим властям пришло понимание, что критическая зависимость от западных «партнеров» чревата малоприятными неожиданностями. Особенно хорошо это понимание стало приходить, после того как французы сорвали поставку наших SSJ-100 в Иран (эти самолеты комплектуются двигателями французской компании PowerJet). А в прошлом году американская компания из-за санкций не смогла поставить для МС-21 углеродное волокно. Каким образом производители сумели разрешить эту проблему, не сообщается, но сроки «выкатки» самолета пришлось переносить уже дважды. В итоге была принята программа снижения доли импортных комплектующих в производстве авиалайнера, и по заявлению директора по бережливому производству авиазавода Сергея Яманова, локализация производства МС-21 должна достичь 60–70%. Правда речь тут идет о варианте с использованием российского двигателя, что в случае экспортных поставок самолета маловероятно. Кстати, доля импортных комплектующих у SSJ-100, с которым часто сравнивают МС-21, хотя они и относятся к разным типам самолетов, находится на уровне 70%, и есть планы по переоснащению его двигателями пермского завода, что существенно повысит степень локализации авиалайнера.

Каковы перспективы продаж МС-21?

Пока что довольно скромные перспективы. Для сравнения, наши мощности по выпуску самолета находятся на уровне 60 штук в год, Boeing такое количество лайнеров производит в месяц. На сегодняшний день «Иркут» имеет 175 твердых заказов, еще около сотни относятся к категории намерений. Львиная доля твердых контрактов приходится на ОАК («Ильюшин финанс), «Ростех»(«Авиакапитал-сервис») и «Аэрофлот». Участвуют в покупке также «ВЭБ лизинг» и «Сбербанк лизинг». Несколько самолетов берет египетский авиаперевозчик, намерение купить в будущем 25 самолетов выказывает малайзийская авиакомпания. Ведутся переговоры с бразильцами о создании в одном из их штатов инфраструктуры для продаж и послепродажного обслуживания МС-21. Из числа твердых заказов 35 приходятся на самолеты с двигателям пермского завода. А вот путь в Европу самолету пока заказан – в связи с антироссийскими санкциями получение европейского сертификата на МС-21 откладывается на неопределенный срок. Кстати, с сертификатами у SSJ-100 все в порядке, но бурных продаж, тем не менее, не наблюдается.

Что говорят критики проекта МС-21?

Россия является одним из мировых лидеров в производстве военных самолетов, а вот на рынке гражданской авиации страна никак себя не зарекомендовала. Поэтому МС-1 для покупателей является, по сути, «котом в мешке». Airbus и Boeing имеют широкую сервисную сеть по всему миру, они осуществляют в течение нескольких лет гарантийную поддержку своей техники, Boeing обещает всем своим клиентам доставить в случае необходимости нужную деталь в любую точку мира за 12 часов и компенсировать стоимость ремонта, если он осуществлен покупателем самостоятельно. Ничего похожего российский производитель предложить пока не может. На данный момент «Иркут» только планирует открыть сервисные центры в ключевых городах России.

Также критики МС-21 говорят о слишком большой зависимости производства авиалайнера от импорта, зарубежного оборудования и технологий, обращают внимание на то, что многие заявленные характеристики самолета и пермского двигателя пока еще никак себя на практике не подтвердили. Летные испытания самолета еще впереди, не говоря о серийном производстве, а двигатель пока только проходит обкатку в летающей лаборатории. Может при серийном производстве подвергнуться серьезной коррекции и заявленная цена самолета.

 Обобщить аргументацию скептиков можно одной фразой – «слишком трудно, не осилим». Что вполне может быть правдой, хотя истории известны примеры и другого развития событий. Послевоенный СССР сумел опередить США в гражданском самолетостроении, построил раньше американцев первый реактивный авиалайнер и далеко превзошел в деле авиастроения европейские страны. Советский авиапром на пике занимал до 40% мировых авиаперевозок. Кстати, многие критики проекта МС-21 часто сравнивают его более чем скромный масштаб с успехами советских авиастроителей. И в этом они правы – размах советского авиапрома был на порядок «круче» нынешнего российского. Сегодня наша авиационная промышленность серьезно разрушена и обходиться без импортных технологий, комплектующих и оборудования пока попросту не в состоянии. К тому же российские авиастроительные (и не только) проекты имеют и существенную дополнительную нагрузку – если в советский период принималось решение строить самолет, то это означало только строительство самолета и ничего более. Сегодня подобный проект призван решать сразу несколько задач: нужно «покормить» финансовые организации, лизингодателей, страховщиков, не забыть о личных материальных интересах некоторых чиновников, причастных к осуществлению проекта. Кстати, «кормлением» вышеперечисленных структур (да и некоторых чиновников ) также успешно занимаются и конкуренты. В своих интересах, разумеется, и это тоже очень немаловажный фактор, отягощающий осуществление проекта.

Говорить о том, что случился некий прорыв в отечественном самолетостроении и что российская авиация «встает с колен» пока еще преждевременно. Скорее, сделаны только первые шаги, преодолена очередная ступенька. Но караван идет.

kapital-rus.ru

Авиаэксперт: российский МС-21 — прямой конкурент Boeing-737 и Airbus А-320

Авиаэксперт: российский МС-21 — прямой конкурент Boeing-737 и Airbus А-320

20 Jun 2017 15:28 Российский самолет МС-21 совершил полет с убранным шасси по программе заводских испытаний. Авиаэксперт Виктор Прядка в эфире радио Sputnik рассказал об отличительных особенностях лайнера.

Самолет МС-21-300 выполнил полет по программе заводских доводочных испытаний с убранными шасси, сообщается в пресс-релизе корпорации «Иркут».

«Сегодня мы сделали важный шаг вперед: самолет МС-21 совершил полет, в котором проведена уборка и выпуск шасси. Это позволяет начать отработку новых, более сложных режимов летных испытаний», — приводятся в релизе слова президента корпорации «Иркут» Олег Демченко.

Отмечается, что делегация «Иркута» (в составе ОАК) во главе с Демченко принимает участие в авиасалоне в Ле Бурже. Основная задача делегации на авиасалоне — переговоры с потенциальными заказчиками самолетов МС-21, а также с партнерами по этой программе.

МС-21 — пассажирский самолет вместимостью от 150 до 211 пассажиров, включает в себя новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем. Он сменит советские самолеты «Ту», «Як» и «Ан».

Первый полет МС-21 состоялся в конце мая с аэродрома Иркутского авиазавода. По оценке специалистов, летные испытания нового пассажирского лайнера прошли успешно. Второй полет состоялся 14 июня, в ходе него определялись взлетно-посадочные характеристики самолета и оценивалась работоспособность его систем. Третий полет в рамках летных испытаний прошел 15 июня.

Генеральный директор компании «Альянс авиационных технологий Авинтел» Виктор Прядка в эфире радио Sputnik рассказал об отличительных особенностях нового российского самолета.

«МС-21 является прямым конкурентом западных самолетов все модификаций семейства Boeing-737 и моделей Airbus А-320. По сравнению с Boeing и самолетами семейства А-320 наш МС-21 отличается более высоким уровнем комфорта за счет того, что фюзеляж имеет больший диаметр, следовательно, каждое кресло можно на три-четыре сантиметра сделать шире — это будет являться преимуществом в плане комфорта. Самолет будет иметь электро-дистанционную систему управления. А также из конструктивных особенностей у него имеется композитное крыло, изготовленное полностью из углепластика и других композиционных материалов. В теории, это дает преимущество в весе примерно 18-20%. Кроме того, это снижение стоимости данного типа конструкций процентов на 20. Также на самолете будут, скорее всего, использоваться новые двигатели как отечественного, так и зарубежного производства — в зависимости от заказчика. Это тоже конкурентное преимущество, хотя оно используется и у других производителей самолетов», — сказал Виктор Прядка.

По его словам, МС-21 предстоит пройти еще ряд испытаний, прежде чем он будет запущен в серийное производство.

«Сейчас, после первого полета, нужно запустить сертификационные испытания, где-нибудь четыре-пять самолетов для того, чтобы пройти программу на сертификацию. Это может занять полтора-два или даже три года. У разных производителей самолетов это по-разному. Это также существенный момент для обеспечения конкурентоспособности самолета. Во время этих испытаний будут вноситься некоторые поправки в конструкцию самолета, проверяться те задуманные конструктором идеи, которые воплощены в конструкцию самолета. В конечном итоге, нужно обеспечить и подтвердить заявленные разработчиком характеристики во время испытательных полетов», — отметил авиаэксперт.

Источник: https://www.aviaport.ru/digest/2017/06/20/456265.html


mc-21.wikidot.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о