Кому щи пусты, а кому жемчуг мелок » Военное обозрение

Порожденный Первой мировой войной кризис затронул все слои русского общества и вызвал к жизни новые модели женского поведения. Неурядицы тылового быта остро проявлялись в двух полярных феноменах: роскошной жизни высшего общества, походившей на пир во время чумы, и «бабьих бунтах», вызванных дефицитом и дороговизной товаров. Желая помочь Отчизне в нелегкий час, женщины надевали форму сестер милосердия, а самым ярким явлением того времени стало участие женщин в боевых действиях с оружием в руках. В то же время поведение женщин в тылу и их появление на фронте повлекло за собой появление проблем морально-этического порядка.

От продовольственных беспорядков до роскошных обедов


Снижение уровня жизни, отсутствие в продаже товаров народного потребления, стремительный рост цен в годы Первой мировой войны вызывали недовольство населения. Женщины были активными участницами, а нередко и инициаторами стихийных волнений.

Очередь за хлебом. Самара, октябрь 1917 г.

Осенью 1915 года в Богородске Нижегородской губернии вспыхнули беспорядки. 1 октября работницы Морозовских текстильных фабрик, придя на рынок, обнаружили, что весь сахар распродан. Они пришли в ярость и обвинили торговцев в спекуляции. После того, как полиция вывела их из лавки, женщины не утихли, и вскоре недовольная толпа увеличилась до нескольких тысяч человек. Люди шли по улицам города, кидая камни в окна лавок, выбивая двери, вынося из магазинов товары и растаскивая их по домам. Преимущественно участниками были молодежь и женщины — крестьянки и работницы фабрик. В следующие дни волнения не утихали. 4 октября прибывшие в город казаки открыли огонь по толпе и убили двух человек. «Бунты» продолжались до конца октября. В них приняло участие около 80 тысяч человек, 12 тысяч работниц бастовали в течение нескольких недель.

Эти беспорядки были вызваны тяжелым материальным положением женщин, ставших основными кормильцами семей. В Петрограде они «вынуждены были стоять часами в очередях при минусовой температуре, чтобы купить немного сахара и крупы». В конце 1915 года «безнадежные поиски продовольствия, топлива и рост цен стали нестерпимыми чертами каждодневной жизни».


Очередь у продовольственного магазина. Петроград, 1917 год.

Женщины неоднократно порывались «восстановить справедливость» собственными силами. В июле 1915 года на Таганском рынке в Москве женщины возмущались высокими ценами на картофель. Собравшаяся толпа вынудила торговцев снизить цену до того уровня, который люди сочли приемлемым. В городе Канавине женщины — около тысячи человек — врывались в лавки с требованием выдать им сахар. В течение дня толпа увеличилась до 10 тысяч человек. Женщины кидали в полицейских камни, громили лавки и выносили оттуда мешки с сахаром.


Бастующие женщины. Петроград, февраль 1917 года

Такие эпизоды повторялись на протяжении всей войны. Зачинщицами волнений обычно были солдатки, не находившие утешения в том, что их мужья проливают кровь на войне за царя. Они считали, что достаточно быть женой человека, который сражается на фронте, чтобы рассчитывать на «справедливость».

С другой стороны, именно женщины оставались основным потребителями предметов роскоши, и трудности военного времени не останавливали их перед покупкой изящного платья. Роскошь должна была компенсировать женщине тяготы войны и отвлечь ее от суровой жизни.


Обложка прейскуранта торгового дома «Платье». 1915 год.


Женские журналы того времени называли модными скромную одежду и перемещения по городу на трамвае, а не в автомобиле. Однако уже на соседних страницах дамы «утопали в цветах» и обедали телячьей ножкой, украшенной тюльпанами. Известная балерина Матильда Кшесинская выезжала с концертами на фронт, поддерживая бодрость духа в солдатах, а возвращаясь в Петроград, устраивала изысканные званые обеды.

Радикально настроенные женщины развернули кампанию по борьбе с роскошью. Активистка В. Смирнова предлагала прекратить производство дорогих тканей и аксессуаров, запретить их ввоз из-за рубежа и закрыть на время войны все модные журналы. «Всероссийское общество противодействия роскоши и расточительности», организованное княгиней Тархановой, увлеклось «модоборчеством». Члены общества призывали отказаться от нарядных туалетов, дорогих блюд, вин и сигар и покупать товары только отечественного производства. Но это увлечение продлилось недолго.

«Усовестить баб»: моральность женского поведения

Участие в спорах «за» или «против» золотых застежек на платье могли себе позволить представительницы высших слоев городского населения. В сельской местности стояли более острые вопросы — необходимо было сохранить хозяйство и обеспечить себя продуктами питания. Здесь весомую помощь оказывали военнопленные, чей труд активно использовался в сельском хозяйстве. И случалось, что отношения между иностранной военнопленным и русской крестьянкой переходили из трудовой плоскости в личную.


Бурлачки на реке Суре. 1915 год.

Известны случаи подачи рапортов русскому военному командованию от военнопленных (прежде всего сербов) с просьбой о женитьбе на русской женщине. Вдовые солдатки тоже не возражали против создания новой семьи, но военные власти такие браки не одобряли.

С другой стороны, для поддержания отношений не обязательно было жениться. Как вспоминал современник:

«Нередко хозяйка и работник — оба здоровые, молодые, сильные, при обоюдной симпатии, совместной работе, при совместной жизни в одной и той же избе и т. д. — не в состоянии бороться (да иногда и не особенно борются) с все возрастающим половым влечением друг к другу».

Если такого работника переводили в другое хозяйство, то он мог и сбежать обратно:

«понятно, что для австрийцев плен с романами самый легкий и приятный».


Русская крестьянка. 1914–1916 годы.

Подобные слухи регулярно доходили до фронта и бередили душу мужьям. Солдаты возмущались царившим дома «развратом» и в письмах требовали от местного духовенства «выступить со своей проповедью и усовестить баб». В июне 1916 года в одном из распоряжений штаба Верховного главнокомандующего упоминался такой случай:

«…возмущенные крестьяне убили пленного австрийца, имевшего связь с женой солдата, находящегося на театре военных действий, и ее ранили. Муж раненой, узнав об этом, выразил сожаление, что и ее не убили. А крестьянам было послано коллективное письмо с угрозой покончить со всеми, кто будет иметь дело с австрийцами».

Пленные офицеры, особенно проживавшие в городах, также имели возможность общаться с женщинами. Не избегали они и представительниц древнейшей профессии. Свидания с такими дамами иногда ухитрялись организовывать даже в лагерях для военнопленных. Все сложности зачастую сводились к финансовой стороне вопроса.


Крестьянки за работой. 1910-е годы.

Недовольство местного населения такими отношениями находило отражение на страницах местных газет. Например, в 1915 году в казанской прессе поднялась волна протеста против фривольного поведения офицеров, взятых в плен под Перемышлем. В итоге 200 «победителей девиц» с денщиками были высланы из Казани в село Тетюши. Репортеры подвергали женщин, вступавших в интимную связь с пленными, публичному осуждению.

Не все русские женщины оставались во время войны в тылу и продолжали мирную жизнь. Некоторые оказывались на фронте, и в этом случае отношение русских солдат к ним оказывалось далеко не однозначным.

«Белые ангелы» или развратницы?

Чаще всего женщины непосредственно соприкасались с войной, выступая в роли сестер милосердия. В 1916 году на фронте находилось 17 436 женщин, работавших в учреждениях Красного Креста: госпиталях, этапных и подвижных лазаретах, санитарных поездах, летучих хирургических отрядах, плавучих госпиталях на Черном море и др. Они же посещали лагеря для русских военнопленных на территории вражеских государств.

Великие княжны Ольга и Татьяна — сестры милосердия.

Примером служила императрица Александра Федоровна, по чьей инициативе формировались санитарные поезда, открывались лазареты и склады с одеждой и медикаментами. Великие княжны Ольга и Татьяна Романовы по окончании курсов стали профессиональными сестрами милосердия. В Петрограде в Николаевском морском госпитале работала дочь морского министра России. Сестрой милосердия отправилась на фронт и дочь Льва Толстого Александра.

Наградами были отмечены мужество и самоотверженность многих женщин, спасавших раненых воинов на полях сражений. Образ спасительницы и утешительницы занял прочное место в государственной пропаганде. Газета

«Северо-Западный голос» писала: «Война создала самоотверженнейший прекраснейший тип сестры милосердия. Русская жизнь, поистине, может гордиться этим светлым образом».


Прием раненых в лазарет. Петроград, 1915 год.

Но не все было так гладко. Случались и неприятные ситуации. Под влиянием прессы, активно воспевавшей героический образ «белого ангела», идеализированный портрет сестры милосердия вызывал стремление подражать ей. Вошла в моду форма сотрудницы Красного Креста. На страницах «Вестника Российского общества Красного Креста» однажды появилось такое предупреждение:

«В расчете на людскую доверчивость, многие легкомысленные создания начали наряжаться в форму сестер милосердия и в таком виде, профанируя святое дело помощи страждущим, ищут по улицам приключений. (…) На днях местной полицией были выслежены и арестованы две такие особы, выдающие себя за сестер милосердия. Обе они оказались известными магазинными воровками».

После этого сестры милосердия должны были при выходе на улицу надевать белую нарукавную повязку с эмблемой Красного Креста и личным номером, а позже им и вовсе было запрещено выходить в форме в город, посещать общественные заведения и увеселительные места.


Сестры милосердия в Зимнем дворце.

Попадая на фронт, где их окружение составляли главным образом мужчины, женщины сталкивались с домогательствами и, порой, с презрительным обращением. Мужская энергия требовала выхода и часто находила его в беспорядочных половых связях с проститутками, беженками, местными жительницами и сестрами Красного Креста. Один из участников военных действий отмечал в дневнике:

«Венерические болезни свирепствуют не только между военными, но также, как это ни прискорбно, между сестрами милосердия, и не их награждают болезнями, а они. Недавно со ст. Молодечно было отправлено на излечение сто сестер; по словам одного врача, в Варшаве лежало в госпитале до 300 сестер и несколько священников».

Есть свидетельства, согласно которым сифилис на фронте называли «сестритом», а символику Красного Креста приравнивали к «красному фонарю».

Сестра милосердия. Москва, 1917 год.

Образ сестры милосердия был неоднозначным. С одной стороны, солдаты и офицеры испытывали к ним благодарность и нуждались в утешении и исцелении. На другом полюсе находилось снисходительное и потребительское их восприятие, покровительство «слабому полу», навязчивое стремление к общению с «незнакомками». Отношение к женщинам на фронте как к «средству для удовлетворения половой потребности мужчин» приводило к тому, что солдаты осуждали «развратных» сестер не столько за доступность, сколько за то, что они были доступны лишь для избранных — офицеров и врачей.

«Поступающие доброволицы должны быть безупречной нравственности»

Еще более недоверчиво относились к женщинам-доброволицам, вступавшим в ряды армии, чтобы сражаться наравне с мужчинами. Эта социальная роль вызывала замешательство в мужских сообществах, провоцировала конфликты и недопонимание, но она же отметила новую веху на пути женской эмансипации.


Мария Бочкарёва

Самым известным примером является Мария Бочкарёва и ее «женский батальон смерти», созданный в 1917 году. Однако женщины стремились на передовую с самого начала войны. При этом официально до 1917 года женщины в армию не принимались (исключение составила, пожалуй, лишь сама Бочкарёва), и им приходилось скрывать свой пол при помощи одежды и мужской модели поведения.


«Женский батальон смерти» в Царском Селе.

Мотивами для принятия женщиной такого решения были как патриотические настроения, так и эмоциональные порывы. Молодые романтические девушки видели себя амазонками, «орлеанскими девами» или «кавалерист-девицами». Реальность оказывалась суровой: не обладая должной физической и военной подготовкой, они гибли или бывали ранены в первых же боях. Тогда же и раскрывалась тайна их пола. Исключений было немного. Спортсменка Кудашева, прибывшая на передовую, была зачислена в конную разведку. Туда же без возражений приняли казачку Елену Чобу, которая была опытной всадницей и умела отлично обращаться с холодным оружием.


Обучение стрельбе.

На фронте встречались и авантюристки, прикрывавшиеся патриотической риторикой. Неудивительно, что большинство солдат видело во всех женщинах, попадавших на передовую, искательниц приключений. Как вспоминала Мария Бочкарёва, ее поначалу тоже сочли девицей свободного поведения, которая «пробралась в солдатский строй, чтобы заниматься своим запретным ремеслом».

Для некоторых дам фронтовая жизнь, безусловно, стимулировала остроту ощущений. Однако пусть не все, но большинство доброволиц считали сексуальные контакты при исполнении воинского долга недопустимыми. Та же Бочкарёва строго следила за нравственностью в своем батальоне и объявила интимные отношения во время войны вне закона. Женщины понимали, что должны вести себя целомудренно, иначе им не избежать подпорченной репутации и обвинений в занятии проституцией.


Девушки из батальона смерти

В мае 1917 года в Петрограде был создан женский батальон, призванный воодушевить солдат-мужчин на фронте и предотвратить их дезертирство. В первый же день в него записались полторы тысячи женщин, на следующий — еще 500. Только триста прошли отбор. Подобные воинские подразделения стали стихийно возникать и в других городах Российской империи — в Киеве, Одессе, Минске, Иркутске, Оренбурге и т. д. Официально были созданы 1-й Петроградский женский батальон, 2-й Московский женский батальон смерти, 3-й Кубанский женский ударный батальон и 9 связных команд.


«Женский батальон смерти» присягает на верность Отечеству.

В июле 1917 года было объявлено о создании специального женского флотского формирования — Первой Морской женской команды в составе 150 человек. По завершении подготовки команду планировали отправить на Кольский полуостров для обслуживания тыловых частей флота «женским трудом»: женщины должны были стирать, готовить, убирать, выполнять обязанности писарей и машинисток. Однако первый опыт специального женского флотского формирования оказался смазанным: моряки не хотели видеть женщин на флоте. До Кольского полуострова добрались лишь 30 доброволиц в статусе вольнонаемных, где они заняли должности хлебопекарей.


Первая Морская женская команда за обедом.

Мало кому довелось оказаться на фронте и послужить Отечеству. 23 августа 1917 года Временное правительство, разочарованное тем, что пример женщин-солдат так и не смог остановить развала армии, издало постановление об использовании женских подразделений лишь для охраны вокзалов и железных дорог. В октябре 1-й Петроградский женский батальон был направлен на охрану Зимнего дворца и защиту Временного правительства. По приказу своих командиров доброволицы вскоре сложили оружие, после чего были арестованы. А уже 30 ноября Реввоенсовет распорядился расформировать все женские воинские части.


Первая Морская женская команда на обложке журнала «Искры», 1917 год.

Женские военные формирования не выполнили своего предназначения: им не удалось поднять боевой дух русской армии и вдохновить солдат на борьбу. Однако женщины смогли продемонстрировать свою самостоятельность, инициативность и способность сражаться за Родину, хотя задачу бороться за идеи женского равноправия они, собственно, перед собой и не ставили.

topwar.ru

Кому — супчик жидок, а кому жемчуг — мелок

 На одном пиршестве римский император Калигула, взглянув на

возлежащих близ него двух сенаторов, разразился громким хохотом.

Сенаторы учтиво спросили, почему он смеется. «Потому, – ответил

Калигула, – что одного моего кивка достаточно, чтобы вас двоих удавили».

(Цитируется по Михаилу Зощенко).

    До выборов Челябинского мэра осталось 24 дня. Напомним, что на этот пост сегодня (пока) претендуют восемь кандидатов: Михаил Юревич, 40 лет (от «Единой России», действующий мэр), Владимир Филичкин, 54 лет (самовыдвиженец, главный редактор Издательского дома «Гранада Пресс»), Вячеслав Тарасов, 62 лет (самовыдвиженец, пенсионер и бывший мэр), Евгений Рогоза, 45 лет (от «Справедливой России», директор строительной компании «Монолит-инвест»), Петр Свечников, 50 лет (от КПРФ, первый секретарь обкома), Виктор Фрицлер, 44 лет (от ЛДПР, директор фирмы по ремонту жилья «Компания Рост»), Ирина Плещева (самовыдвиженка, частный предприниматель в сфере торговли продуктами питания, член Общественной палаты) и Николай Мяличкин, 45 лет  (самовыдвиженец, директор ООО «Коммунальный сервис – 2»). «Почему пока», –  может удивиться иной читатель? Ведь число кандидатов увеличиться уже не может: прием заявок окончен. Верно, увеличиться не может. А вот уменьшиться – вполне вероятно. 

  Из источников, заслуживающих доверие, просочилась информация о том, что городская избирательная комиссия может в скором времени  снять с дистанции (отменить решение о регистрации кандидата) одного из главных претендентов по формальным, но веским основаниям: нарушение требований избирательного законодательства. А лучше всего – сразу двоих (крупного и мелкого, из разных лагерей), чтобы избежать упреков в предвзятости. Самый коварный элемент этой интриги состоит в том, что пока нет полной ясности – которого из крупных назначат к закланию. Причин, по которым кандидата  могут снять с дистанции, не так много. Это нарушение правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной компании; использование кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения в целях избрания; факты подкупа избирателей.

  Применительно к Юревичу может быть использован только второй пункт: использование служебного положения. Подкупать избирателей ему нет резона, а за правилами ведения агитации бдительно надзирает собственная команда юристов.

  Тарасов в этом отношении более уязвим. Со стороны его оппонентов уже посыпались во все инстанции документально подтвержденные жалобы о том, что он фактически начал избирательную компанию на неделю раньше положенного срока.

  Филичкин под эти мерки вовсе не подходит: сам имеет юридическое образование и немало поднаторел в судебных спорах. На подкуп избирателей у него денег нет, а нынешнее служебное положение не позволяет грозно прикрикнуть на достаточное количество людей.

  Рогоза имеет деньги, а значит, велик соблазн как нарушения правил финансирования избирательной компании, так и подкупа избирателей. Однако Рогозу нет смысла  отстранять от выборов ни одной из заинтересованных сторон: на свои законные три тысячи голосов он любого противника неизбежно ослабит.

  Свечников тоже не самый удачный кандидат на снятие, даже несмотря на то, что коммунисты в последнее время уверенно набирают очки. Бодаться потом с этой публикой в судах всех инстанций – занятие не самое увлекательное и комфортное.

  Плещеву снимать как-то неэтично: все-таки единственная женщина в компании претендентов. К тому же – член Общественной палаты. Да и реальной угрозы «монстрам» не представляет. Как говорится, не стоит овчинка выделки, чтобы ввязываться в сомнительного рода репрессии.

  Фрицлер в качестве «кандидата на увольнение» подходит гораздо больше, да и сама «ликвидация» не станет такой болезненной и скандальной. Опять же – в полном соответствии с новой генеральной линией партии.

  Мяличкин тоже в таком раскладе представляет собой полезную мишень. Но только для отвода глаз и только в том случае, если будут убирать одного из главных (причем, как ни забавно, – любого).            

  Всем известно, что избирательные споры разрешаются как избирательными комиссиями, так и в судебных инстанциях. Причем, суд может отменить решение любой избирательной комиссии, противоречащее законам или принятое с превышением установленных полномочий. А действующее законодательство не запрещает принесение жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции, определение которого обжалованию не подлежит и вступает в законную силу с момента его вынесения для всех участников избирательного процесса. Именно в этом и состоит основная каверза. Положим, снимет избирком своей властью парочку кандидатов. Или сам усмотрит какое нарушение, или товарищи сверху подскажут. Пусть даже заручится надежной судебной поддержкой на местах. Суд в России, конечно, самый гуманный и справедливый в мире. Только в нашем случае любой местный судья – не только судья, но и самый что ни на есть рядовой избиратель, со своими симпатиями и антипатиями к кандидатам. Которые отчасти и формируют то самое чувство глубокого внутреннего убеждения, являющееся основой постановки судебного решения. А снятый кандидат, не будь дурак, возьмет да обжалует решение избиркома сразу в кассационную судебную инстанцию, минуя промежуточные уровни.  И как потом дело повернется, еще неизвестно. На всяк ведь роток не накинешь платок.

  В общем, избиркому в нынешней ситуации не позавидовать: налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – вовсе не сносить головы. Может, плюнуть на все да  взять и однажды провести честные выборы? Глядишь, и моральный климат в обществе поздоровеет. Когда без предвзятости. У тех же капиталистов за Барака проголосовали чуть больше половины избирателей. А радовались новому президенту все поголовно. Как ни крути, легитимность внушает уважение.

  В заключение – о незаслуженно забытых выборах городских депутатов. Они нежданно-негаданно приобрели новое звучание. На днях президент внес в Госдуму законопроект, по которому городская Дума может уволить мэра, когда тот сильно проштрафится. Если закон будет принят, это сразу резко повысит ценность депутатского кресла. В общем – все на выборы!   

                                                   Начальник лаборатории судебной экспертизы «СТЭЛС»

                                                                               А.Ю.Власов

nilse-stels.ru

Кому щи пусты, а кому жемчуг мелок

Я сейчас в ближайшем окружении наблюдаю несколько семейных конфликтов (кажется неразрешимых), построенных на том, что у супругов разное представление о том, сколько денег «достаточно на жизнь» и что такое много и мало денег. Причем самое интересное, что во всех случаях люди ссорятся вовсе не о миллионах, не подумайте. Это не то чтобы одному хотелось бы виллу, жизнь в роскоши и десятки тысяч евро в месяц на карманные расходы, а другой получал бы нормальную зарплату, и считал бы, что этого достаточно.

Все эти трагедии происходят в несколько другом диапазоне: одному хочется просто спокойно жить (той самой нормальной зарплаты), а другой живет либо едва-едва на грани прожиточного минимума, либо уже за гранью и отчасти на деньги других людей, но при этом убежден, что все отлично и большего не нужно.

Я вообще навидалась в жизни аскетов, которые как-то для себя решили, что деньги им не нужны. Они их либо получают мало, либо не получают вообще, но они довели свою жизнь до такого уровня, что не оказываются на улице и не умирают с голоду. Главный экзестенциальный страх задушен, а остальных нет, потому что от всего остального они добровольно отказываются. И они счастливы, потому что ничего на них не давит, и это счастье им дороже всего остального.

Мотивы у таких людей очень разные. (И еще они очень много мотивов высказывают, про которые чувствуется, что это не совсем правда.) И тут есть действительно много разных историй. У каждого свои какие-то обстоятельства, которые привели человека к такому решению. Однако я их уже встречала многих, и мне показалось, что большинство из них объединяет нечто общее. Добывание денег для них является большим стрессом. У одних не хватает сил и здоровья работать в полную силу. У других какие-то личностные проблемы. из-за которых они не находят работу, либо не удерживаются на работах, либо чувствуют себя в рабочих коллективах очень плохо. Весь этот поиск и добывание денег для них — адский ад, большущий стресс, огромное давление. Если такие люди уже находят какую-то работку (обычно плохую, тихую и бесперспективную), они туда тихо ходят и не бросают, пока там само все не развалится. Им все равно, что там безнадежно мало платят. Они настолько боятся ситуации, когда придется искать новую, что согласны на все. Снижают свои потребности и подстраивают свою жизнь так долго, пока того, что имеется, не становится достаточно, и успокаиваются.

Некоторые находят для себя какой-то другой ресурс: пенсию, социальную помощь (если они в стране, где такое есть), партнера, готового платить за все или почти за все, — и держатся за это. Готовы на все, только бы их работать не гнали.

И главное — это все не проблема, так можно жить! Есть люди, которые по 30 лет в пещере живут — и тоже ничего! Более того, во всех социальных группах можно найти себе единомышленника — и для житья в пещере, и для жизни в малюсенькой квартире на почти полное отсутствие денег. При желании большинство из них находят себе пару, друзей, занятия и счастье.

Плохо только, когда такой человек сталкивается с другим, который мыслит совершенно иначе.
Почему для одного человека заработать больше денег — это какая-то невозможная задача по ту сторону добра и зла, а для другого — просто очередная бытовая задача? Потому что у некоторых есть какие-то психологические травмы, блоки, трагедии детства, мешающие им просто и без стресса решать эту задачу. А другие люди может и не так чтобы прямо сильно любили работать и карьеру делать. Но это для них — рядовая бытовая задача, ни с какими трагедиями не связанная. Нашлась работа, нашлась другая. Не все они миллионеры, и у большинства из них тоже есть свои планки, выше которых они не могут прыгнуть. Но это уже другие планки. Они уже нормально зарабатывают зарплату на себя и еще кого-то, их доходов хватает на жизнь, немного отложить, ипотеку, отпуск и немного роскоши иногда.

Иногда они вдруг начинают тратить больше, чем обычно, и их доходов начинает заметно не хватать на что-то. Тогда у них наступает тревога, они прикладывают усилия и находят доход повыше. Либо «прикручивают гайки», чтобы снизить расходы. Вот тут часто и случается конфликт -когда этим «лишним расходом» оказывается тот самый второй, который не зарабатывает (его взять и просто выбросить за борт возможно, но жалко). Либо на горизонте у женщины, нормально зарабатывающей, появляется ребенок, а это огромная дополнительная статья расходов. Но это тот случай, когда она не может взять и заработать больше — она же будет ребенком занята. Тут даже появляется опасность. что она и текущий доход приносить не сможет. Вот тут-то она и задумывается о том, чем бы мог ей помочь партнер. А он зарабатывает мало, либо не зарабатывает вообще, и не волнуется. Потому что ему хватает! Он начинает объяснять, что это просто капризы у нее. Она любит другой уровень жизни, ей что-то такое нужно, что хотеть и иметь не обязательно. а вот он — живой пример того, что человек может ужиться с гораздо меньшим количеством денег.

Именно с появлением ребенка (или желания его завести) появляется открытый конфликт. Потому что до этого у людей еще получалось дипломатично не трогать другого, и не ссориться с ним из-за денег. Одному надо больше, другому надо меньше. Вот тот, кому надо, себе и зарабатывает. А другой тихо живет в своем минимуме и ему хорошо. Но ребенка они будут растить вдвоем. И тот, кто зарабатывает больше, не хочет, чтобы ребенка растили в аскетических условиях, которых он сам не приемлет. А другой (аскет) не понимает, почему это он должен вдруг обеспечивать ребенку более высокий уровень жизни, если сам таковой совершенно не считает нужным и важным.

Как вариант одной из моих подруг незарабатывающий почти ничего муж предложил, что мол — давай я буду сидеть с ребенком, а ты работай. Мол, раз у нее так хорошо получается (а ему так не нравится задача зарабатывать деньги), то пусть она это и делает. А он хозяйством займется, с ребенком будет сидеть. Он готов приносить какую угодно пользу, только бы не на работу. Но тут все не так просто — потому что в этой ситуации получилось бы, что она должна зарабатывать денег на троих! Он-то при таком раскладе уже соверщенно официально, считай, отвертелся от задачи добывать деньги — у него другая миссия! Но заработать денег на троих — это не так уж просто. Да, у людей, которые умеют, тоже есть свои границы. Они, может быть, на одного могут, или на двоих. Но на троих — может не каждый (и не каждая)! А на это муж ей говорит, что проблема в запросах. Если бы она была согласна на то, чтобы они все втроем жили так, как он считает «достаточным», то не так много на это нужно денег. А его вариант — это жить почти впроголодь — но зато на мало денег и счастливыми. Она так не хочет, ее такое не устраивает, т.к. это с ее картиной счастья не складывается.

Какое тут может быть решение?
У меня есть несколько знакомых, которые уверены, что если на такого одного незарабатывающего члена семьи достаточно долго оказывать давление, он когда-то прогнется и научится зарабатывать больше. Хотя, по сути, это означает сломать его — ведь его картина счастья была другой. (Они, правда, считают, что это означает не прогнуть его, а сделать его счастливым, наконец научив деньги зарабатывать.) 🙂 Я думаю, что не надо было таким людям сходиться — но это уже поздно. С моим взглядом на вещи получается, что у меня нет другого рецепта, кроме как разводиться. И я должна признаться, что да — я не вижу счастливой перспективы для такой пары.

У каждого в такой паре другая зона стресса и комфорта. Незарабатывающий испытывает страшный стресс при добывании денег. А другой — не меньший стресс при нехватке денег. Одному легче от денег отказаться, другому — их пойти и добыть. Как им вместе вырастить ребенка?

А вы как думаете — есть у таких пар какое-то будущее? И какие вам видятся варианты разрешения такого конфтикта? А может быть вы когда-то были частью такой пары? Чем кончилось?

P.S. И не терзайтесь праздным вопросом, зачем такие люди вообще сходились. Чаще всего они сходятся тоже из-за несовпадения картин мира. И потому что один уверен, что все видят мир его глазами. Он сам умеет зарабатывать деньги, и не видит в этом никакой проблемы — поэтому ему (ей) в голову не приходит, что для кого-то это может стать такой проблемой. Может партнер в момент знакомства и не зарабатывает особо, но другая половина уверена, что это временно (ну естественно, потому что такое в принципе может быть только временным, как же иначе). А потом наступает удивление, когда становится виден размах проблемы. За это время некоторые уже пожениться успевают, и/или детку завести. 🙂 ЭЭэх.

miumau.livejournal.com

Кому щи пусты, а кому жемчуг мелок

Порожденный Первой мировой войной кризис затронул все слои русского общества и вызвал к жизни новые модели женского поведения. Неурядицы тылового быта остро проявлялись в двух полярных феноменах: роскошной жизни высшего общества, походившей на пир во время чумы, и «бабьих бунтах», вызванных дефицитом и дороговизной товаров. Желая помочь Отчизне в нелегкий час, женщины надевали форму сестер милосердия, а самым ярким явлением того времени стало участие женщин в боевых действиях с оружием в руках. В то же время поведение женщин в тылу и их появление на фронте повлекло за собой появление проблем морально-этического порядка.

От продовольственных беспорядков до роскошных обедов

Снижение уровня жизни, отсутствие в продаже товаров народного потребления, стремительный рост цен в годы Первой мировой войны вызывали недовольство населения. Женщины были активными участницами, а нередко и инициаторами стихийных волнений.

Осенью 1915 года в Богородске Нижегородской губернии вспыхнули беспорядки. 1 октября работницы Морозовских текстильных фабрик, придя на рынок, обнаружили, что весь сахар распродан. Они пришли в ярость и обвинили торговцев в спекуляции. После того, как полиция вывела их из лавки, женщины не утихли, и вскоре недовольная толпа увеличилась до нескольких тысяч человек. Люди шли по улицам города, кидая камни в окна лавок, выбивая двери, вынося из магазинов товары и растаскивая их по домам. Преимущественно участниками были молодежь и женщины — крестьянки и работницы фабрик. В следующие дни волнения не утихали. 4 октября прибывшие в город казаки открыли огонь по толпе и убили двух человек. «Бунты» продолжались до конца октября. В них приняло участие около 80 тысяч человек, 12 тысяч работниц бастовали в течение нескольких недель.

Эти беспорядки были вызваны тяжелым материальным положением женщин, ставших основными кормильцами семей. В Петрограде они «вынуждены были стоять часами в очередях при минусовой температуре, чтобы купить немного сахара и крупы». В конце 1915 года «безнадежные поиски продовольствия, топлива и рост цен стали нестерпимыми чертами каждодневной жизни».

Очередь у продовольственного магазина. Петроград, 1917 год.
ria.ru

Женщины неоднократно порывались «восстановить справедливость» собственными силами. В июле 1915 года на Таганском рынке в Москве женщины возмущались высокими ценами на картофель. Собравшаяся толпа вынудила торговцев снизить цену до того уровня, который люди сочли приемлемым. В городе Канавине женщины — около тысячи человек — врывались в лавки с требованием выдать им сахар. В течение дня толпа увеличилась до 10 тысяч человек. Женщины кидали в полицейских камни, громили лавки и выносили оттуда мешки с сахаром.

Бастующие женщины. Петроград, февраль 1917 года

Такие эпизоды повторялись на протяжении всей войны. Зачинщицами волнений обычно были солдатки, не находившие утешения в том, что их мужья проливают кровь на войне за царя. Они считали, что достаточно быть женой человека, который сражается на фронте, чтобы рассчитывать на «справедливость».

С другой стороны, именно женщины оставались основным потребителями предметов роскоши, и трудности военного времени не останавливали их перед покупкой изящного платья. Роскошь должна была компенсировать женщине тяготы войны и отвлечь ее от суровой жизни.

Актриса и балерина Вера Каралли в пальто, стилизованном под военную форму. Москва, 1916 год. amnesia.pavelbers.com Женские наряды. Россия, 1915 год.
ocostume.ru Обложка прейскуранта торгового дома «Платье». 1915 год.
club.osinka.ru

Женские журналы того времени называли модными скромную одежду и перемещения по городу на трамвае, а не в автомобиле. Однако уже на соседних страницах дамы «утопали в цветах» и обедали телячьей ножкой, украшенной тюльпанами. Известная балерина Матильда Кшесинская выезжала с концертами на фронт, поддерживая бодрость духа в солдатах, а возвращаясь в Петроград, устраивала изысканные званые обеды.

Радикально настроенные женщины развернули кампанию по борьбе с роскошью. Активистка В. Смирнова предлагала прекратить производство дорогих тканей и аксессуаров, запретить их ввоз из-за рубежа и закрыть на время войны все модные журналы. «Всероссийское общество противодействия роскоши и расточительности», организованное княгиней Тархановой, увлеклось «модоборчеством». Члены общества призывали отказаться от нарядных туалетов, дорогих блюд, вин и сигар и покупать товары только отечественного производства. Но это увлечение продлилось недолго.

«Усовестить баб»: моральность женского поведения

Участие в спорах «за» или «против» золотых застежек на платье могли себе позволить представительницы высших слоев городского населения. В сельской местности стояли более острые вопросы — необходимо было сохранить хозяйство и обеспечить себя продуктами питания. Здесь весомую помощь оказывали военнопленные, чей труд активно использовался в сельском хозяйстве. И случалось, что отношения между иностранной военнопленным и русской крестьянкой переходили из трудовой плоскости в личную.

Бурлачки на реке Суре. 1915 год.
historic.ru

Известны случаи подачи рапортов русскому военному командованию от военнопленных (прежде всего сербов) с просьбой о женитьбе на русской женщине. Вдовые солдатки тоже не возражали против создания новой семьи, но военные власти такие браки не одобряли.

С другой стороны, для поддержания отношений не обязательно было жениться. Как вспоминал современник:

«Нередко хозяйка и работник — оба здоровые, молодые, сильные, при обоюдной симпатии, совместной работе, при совместной жизни в одной и той же избе и т. д. — не в состоянии бороться (да иногда и не особенно борются) с все возрастающим половым влечением друг к другу».

Если такого работника переводили в другое хозяйство, то он мог и сбежать обратно:

«понятно, что для австрийцев плен с романами самый легкий и приятный».

Подобные слухи регулярно доходили до фронта и бередили душу мужьям. Солдаты возмущались царившим дома «развратом» и в письмах требовали от местного духовенства «выступить со своей проповедью и усовестить баб». В июне 1916 года в одном из распоряжений штаба Верховного главнокомандующего упоминался такой случай:

«…возмущенные крестьяне убили пленного австрийца, имевшего связь с женой солдата, находящегося на театре военных действий, и ее ранили. Муж раненой, узнав об этом, выразил сожаление, что и ее не убили. А крестьянам было послано коллективное письмо с угрозой покончить со всеми, кто будет иметь дело с австрийцами».

Пленные офицеры, особенно проживавшие в городах, также имели возможность общаться с женщинами. Не избегали они и представительниц древнейшей профессии. Свидания с такими дамами иногда ухитрялись организовывать даже в лагерях для военнопленных. Все сложности зачастую сводились к финансовой стороне вопроса.

Недовольство местного населения такими отношениями находило отражение на страницах местных газет. Например, в 1915 году в казанской прессе поднялась волна протеста против фривольного поведения офицеров, взятых в плен под Перемышлем. В итоге 200 «победителей девиц» с денщиками были высланы из Казани в село Тетюши. Репортеры подвергали женщин, вступавших в интимную связь с пленными, публичному осуждению.

Не все русские женщины оставались во время войны в тылу и продолжали мирную жизнь. Некоторые оказывались на фронте, и в этом случае отношение русских солдат к ним оказывалось далеко не однозначным.

«Белые ангелы» или развратницы?

Чаще всего женщины непосредственно соприкасались с войной, выступая в роли сестер милосердия. В 1916 году на фронте находилось 17 436 женщин, работавших в учреждениях Красного Креста: госпиталях, этапных и подвижных лазаретах, санитарных поездах, летучих хирургических отрядах, плавучих госпиталях на Черном море и др. Они же посещали лагеря для русских военнопленных на территории вражеских государств.

Великие княжны Ольга и Татьяна — сестры милосердия. diletant.media

Примером служила императрица Александра Федоровна, по чьей инициативе формировались санитарные поезда, открывались лазареты и склады с одеждой и медикаментами. Великие княжны Ольга и Татьяна Романовы по окончании курсов стали профессиональными сестрами милосердия. В Петрограде в Николаевском морском госпитале работала дочь морского министра России. Сестрой милосердия отправилась на фронт и дочь Льва Толстого Александра.

Наградами были отмечены мужество и самоотверженность многих женщин, спасавших раненых воинов на полях сражений. Образ спасительницы и утешительницы занял прочное место в государственной пропаганде. Газета

«Северо-Западный голос» писала: «Война создала самоотверженнейший прекраснейший тип сестры милосердия. Русская жизнь, поистине, может гордиться этим светлым образом».

Прием раненых в лазарет. Петроград, 1915 год. diletant.media

Но не все было так гладко. Случались и неприятные ситуации. Под влиянием прессы, активно воспевавшей героический образ «белого ангела», идеализированный портрет сестры милосердия вызывал стремление подражать ей. Вошла в моду форма сотрудницы Красного Креста. На страницах «Вестника Российского общества Красного Креста» однажды появилось такое предупреждение:

«В расчете на людскую доверчивость, многие легкомысленные создания начали наряжаться в форму сестер милосердия и в таком виде, профанируя святое дело помощи страждущим, ищут по улицам приключений. (…) На днях местной полицией были выслежены и арестованы две такие особы, выдающие себя за сестер милосердия. Обе они оказались известными магазинными воровками».

После этого сестры милосердия должны были при выходе на улицу надевать белую нарукавную повязку с эмблемой Красного Креста и личным номером, а позже им и вовсе было запрещено выходить в форме в город, посещать общественные заведения и увеселительные места.

Сестры милосердия в Зимнем дворце.
diletant.media

Попадая на фронт, где их окружение составляли главным образом мужчины, женщины сталкивались с домогательствами и, порой, с презрительным обращением. Мужская энергия требовала выхода и часто находила его в беспорядочных половых связях с проститутками, беженками, местными жительницами и сестрами Красного Креста. Один из участников военных действий отмечал в дневнике:

«Венерические болезни свирепствуют не только между военными, но также, как это ни прискорбно, между сестрами милосердия, и не их награждают болезнями, а они. Недавно со ст. Молодечно было отправлено на излечение сто сестер; по словам одного врача, в Варшаве лежало в госпитале до 300 сестер и несколько священников».

Есть свидетельства, согласно которым сифилис на фронте называли «сестритом», а символику Красного Креста приравнивали к «красному фонарю».

Сестра милосердия. Москва, 1917 год.
rusalbom.ru

Образ сестры милосердия был неоднозначным. С одной стороны, солдаты и офицеры испытывали к ним благодарность и нуждались в утешении и исцелении. На другом полюсе находилось снисходительное и потребительское их восприятие, покровительство «слабому полу», навязчивое стремление к общению с «незнакомками». Отношение к женщинам на фронте как к «средству для удовлетворения половой потребности мужчин» приводило к тому, что солдаты осуждали «развратных» сестер не столько за доступность, сколько за то, что они были доступны лишь для избранных — офицеров и врачей.

«Поступающие доброволицы должны быть безупречной нравственности»

Еще более недоверчиво относились к женщинам-доброволицам, вступавшим в ряды армии, чтобы сражаться наравне с мужчинами. Эта социальная роль вызывала замешательство в мужских сообществах, провоцировала конфликты и недопонимание, но она же отметила новую веху на пути женской эмансипации.

Мария Бочкарёва

Самым известным примером является Мария Бочкарёва и ее «женский батальон смерти», созданный в 1917 году. Однако женщины стремились на передовую с самого начала войны. При этом официально до 1917 года женщины в армию не принимались (исключение составила, пожалуй, лишь сама Бочкарёва), и им приходилось скрывать свой пол при помощи одежды и мужской модели поведения.

Мотивами для принятия женщиной такого решения были как патриотические настроения, так и эмоциональные порывы. Молодые романтические девушки видели себя амазонками, «орлеанскими девами» или «кавалерист-девицами». Реальность оказывалась суровой: не обладая должной физической и военной подготовкой, они гибли или бывали ранены в первых же боях. Тогда же и раскрывалась тайна их пола. Исключений было немного. Спортсменка Кудашева, прибывшая на передовую, была зачислена в конную разведку. Туда же без возражений приняли казачку Елену Чобу, которая была опытной всадницей и умела отлично обращаться с холодным оружием.

На фронте встречались и авантюристки, прикрывавшиеся патриотической риторикой. Неудивительно, что большинство солдат видело во всех женщинах, попадавших на передовую, искательниц приключений. Как вспоминала Мария Бочкарёва, ее поначалу тоже сочли девицей свободного поведения, которая «пробралась в солдатский строй, чтобы заниматься своим запретным ремеслом».

Для некоторых дам фронтовая жизнь, безусловно, стимулировала остроту ощущений. Однако пусть не все, но большинство доброволиц считали сексуальные контакты при исполнении воинского долга недопустимыми. Та же Бочкарёва строго следила за нравственностью в своем батальоне и объявила интимные отношения во время войны вне закона. Женщины понимали, что должны вести себя целомудренно, иначе им не избежать подпорченной репутации и обвинений в занятии проституцией.

Девушки из батальона смерти

В мае 1917 года в Петрограде был создан женский батальон, призванный воодушевить солдат-мужчин на фронте и предотвратить их дезертирство. В первый же день в него записались полторы тысячи женщин, на следующий — еще 500. Только триста прошли отбор. Подобные воинские подразделения стали стихийно возникать и в других городах Российской империи — в Киеве, Одессе, Минске, Иркутске, Оренбурге и т. д. Официально были созданы 1-й Петроградский женский батальон, 2-й Московский женский батальон смерти, 3-й Кубанский женский ударный батальон и 9 связных команд.

«Женский батальон смерти» присягает на верность Отечеству. amnesia.pavelbers.com

В июле 1917 года было объявлено о создании специального женского флотского формирования — Первой Морской женской команды в составе 150 человек. По завершении подготовки команду планировали отправить на Кольский полуостров для обслуживания тыловых частей флота «женским трудом»: женщины должны были стирать, готовить, убирать, выполнять обязанности писарей и машинисток. Однако первый опыт специального женского флотского формирования оказался смазанным: моряки не хотели видеть женщин на флоте. До Кольского полуострова добрались лишь 30 доброволиц в статусе вольнонаемных, где они заняли должности хлебопекарей.

Первая Морская женская команда за обедом.
rg.ru

Мало кому довелось оказаться на фронте и послужить Отечеству. 23 августа 1917 года Временное правительство, разочарованное тем, что пример женщин-солдат так и не смог остановить развала армии, издало постановление об использовании женских подразделений лишь для охраны вокзалов и железных дорог. В октябре 1-й Петроградский женский батальон был направлен на охрану Зимнего дворца и защиту Временного правительства. По приказу своих командиров доброволицы вскоре сложили оружие, после чего были арестованы. А уже 30 ноября Реввоенсовет распорядился расформировать все женские воинские части.

Первая Морская женская команда на обложке журнала «Искры», 1917 год.
istorya.ru

Женские военные формирования не выполнили своего предназначения: им не удалось поднять боевой дух русской армии и вдохновить солдат на борьбу. Однако женщины смогли продемонстрировать свою самостоятельность, инициативность и способность сражаться за Родину, хотя задачу бороться за идеи женского равноправия они, собственно, перед собой и не ставили.


Литература:

  1. Абдрашитов, Э. Е. Женщины и военнопленные: проблема дискурса (по материалам региональной периодической печати и эго-документов) / Э. Е. Абдрашитов. cyberleninka.ru
  2. Агеева, Е. А. Особенности потребительского поведения женщин на российском рынке роскоши в период Первой мировой войны / Е. А. Агеева. cyberleninka.ru
  3. Горелова, Л. Е. Деятельность Российского общества Красного Креста в Первой мировой войне / Л. Е. Горелова, Н. А. Рудой. cyberleninka.ru
  4. Кондратьев. А. В. Военнопленные и провинциальное общество Российской империи в период Первой мировой войны 1914—1918 гг. / А. В. Кондратьев, П. П. Щербинин. cyberleninka.ru
  5. Самович, А. Под Красным Крестом милосердия: подвиг белорусских женщин в годы Первой мировой войны / Александр Самович. — Беларуская думка. — 2016. — № 7. — С. 83—88.
  6. Сенявская, Е. С. «Без бабы и без вина и война не нужна»: проблемы фронтовой морали в период Первой мировой войны / Е. С. Сенявская. cyberleninka.ru
  7. Фаллер, О. В. «Каждая доброволица обязана забыть свои личные интересы…»: женские воинские формирования 1917 года / О. В. Фаллер, О. Л. Мальцева // Военно-исторический журнал. — 2017. — № 5. — С. 63—70.
  8. Щербинин, П. П. Женщины в русской армии в период Первой мировой войны 1914—1918 гг. / П. П. Щербинин. cyberleninka.ru
  9. Энгл, Б. Не хлебом единым: женщины и продовольственные беспорядки в Первую мировую войну / Барбара Энгл. cyberleninka.ru

warspot.ru

Социальные итоги майдана. Кому — суп жидкий, а кому — жемчуг мелкий: ru_polit — LiveJournal

Известная активистка «евромайдана» из Одессы Ирина Медушевская написала в Фейсбуке весьма показательный пост:

А в это самое время другой замайдановец журналист Мустафа Найем, прошедший в Раду по списку олигарх-президента, жалуется на… низкое депутатское жалованье: «Депутатского оклада (6500 гривен) недостаточно, чтобы прожить в Киеве. А всех моих сбережений и неполученных гонораров, по моим подсчётам, хватит максимум на 7-8 месяцев… Поэтому, во-первых, мы поднимем вопрос об отмене урезания депутатской зарплаты. А во-вторых, я буду искать способ зарабатывать деньги в рамках нынешнего законодательства». Найем уточнил, что, так и быть, согласился бы депутатствовать тысяч за восемнадцать.
Итак, «на 6500 гривен прожить невозможно», но пенсионерам волей-неволей придётся выживать на 1600 гривен, которые к тому же резко упали в цене. На резонный вопрос, а как же быть учителям, работникам вузов, получающим меньше двух тысяч гривен в месяц, Найем ответил, что у тех, мол, есть возможность статьи писать, книги, колонки и зарабатывать этим. (По моему скромному мнению, это явный плагиат известной фразы, приписываемой французской королеве Марии-Антуанетте: «Если у народа нет хлеба, то пусть ест пирожные!»)».
Тут надо отметить, что именно Мустафа Найем был одним из главных зачинателей «евромайдана». Можно даже сказать, что весь майдан начался с его поста в соцсетях, в чём-то даже трогательного (если не знать, сколько сотен и тысяч людей, включая заведо мирных граждан, стариков, женщин и детей, расстались с жизнью по итогам этого милого постинга, к тому же далеко неокончательным):

А теперь этот 33-летний гражданин Украины, здоровый и вполне призывного возраста, даже и не думает поспешать на фронты развязанной им же гражданской войны. Извиняюсь, кишки под обстрелами выпускают кому-то другому, а пан депутат вместо этого капризничает по поводу «низкого депутатского жалованья» и обещает бороться с этим ужасным социальным злом!
Вот уж поистине, у всех свои беды — у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий… Таковы социальные итоги «евромайдана».


Это Мустафа Найем выступает на «евромайдане»

P. S. А это в качестве небольшого исторического урока «бедствующим» депутатам и правителям — не только Украины, естественно, а всех стран и народов — портрет королевы Марии-Антуанетты, в чьи уста легенда вложила то знаменитое изречение о пирожных и хлебе:

Элизабет Виже-Лебрен. «Мария-Антуанетта с розой». 1783

А это ту же Марию-Антуанетту ведут на казнь по приговору Революционного Трибунала:

А это исполнители казни показывают толпе отсечённую голову Марии-Антуанетты:

Вот так-то.

ru-polit.livejournal.com

3 июня. У кого щи жидкие, у кого жемчуг мелкий… Много ль для…

3 июня.
У кого щи жидкие, у кого жемчуг мелкий…
Много ль для счастья человеку надо, а? Судите сами. Вот вчера, в субботу, так прошел мой день)
В 8 утра звонок в калитку- приехала, простите, откачка. На неделе попросила на субботу, пораньше, вот и прибыла машина.
Одно дело сделано)
Пока размышляла, лечь ли еще поваляться, опять звонок в калитку-  привез мне рабочий — таджик зонтик на банную трубу. Я его попросила , но не срочно, как получится. Зонтик черный, страшный, высоко к тому же.
Всех дел на четверть часа!
Почванилась за утренним чаем, расслабилась, а тут опять звонок- гости пришли. Живут тут рядом два незадачливых друга, оба сто раз разведены, один- хозяин, второй — его друг. Денег до пенсии! 
У хозяина дачи 6 курочек. Яйки свежайшие! Навалом! И мне перепадает!
Незадачливая куренка сломала лапу ( я так поняла), он ее зарубил ( сам! ), и отдал кому- то))
Я изумилась, зачем, говорю, отдали, а не сьели? Не могу, отвечает, мол, по именам их зову, как можно?!
» Казнь» лично исполнил, а  сварить не может!!!
В другой раз мне пообещал отдать!!! Вот теперь и думаю, когда там еще лапу кто повредит ))
Ладно, отвлеклась. Оба терпеть не могут Первого, Второго и далее по списку, так что у нас есть о чем потрепаться.
Чем и занимались целый час!!!
Вдруг звонок по телефону. Звонит знакомая из интернета — включите, мол, телек.  Познакомились с этой чудесной женщиной на возложении цветов. Сами знаете, кому!
Аида, дорогая! Вы даже не представляете, как я тронута. Чрезвычайно Вам благодарна. Вы подумали о том, что мне будет ЭТО интересно.
И верно подумали.
Господи, мы виделись » живьем» один раз, перезваниваемся иногда. И человек мне звонит!!!
Аида! Жду в гости!!!
Досмотрела, значит, телек, слышу что- то типа шагов в коридоре. Ну, думаю, кошки уже совсем обнаглели, топают , как слоны.
Ха! А это ко мне приехал зять! Один. Говорит, был близко, что- то ждать надо 3 часа, решил не на Кутузовский возвращаться, а ко мне заскочить.
Пирожки горячие привез!!!
Чаек поставили, само собой.

Пока то да се, смотрю, пора …топить!
Вот и прошла суббота.
А накануне был день рожденья мужа. Без звонка приехали близкие знакомые. Помнят! И привезли с собой все- все- мне и встать не пришлось…

Вот и думаю: я просто счастлива!  И, оказывается, как мне немного надо. Убогая, может?!
Как там у  » классика» —
…Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый….
Это собрехницын, на всякий случай в своем Одном дне…
А у меня без » почти»!!!
По секрету: сегодня жду тоже интересную гостью. Киевлянку. Если у нее сложится))
Глаша ко мне в гости придет. С хозяином, разумеется.
Вот когда мне эту вражину ,сныть , дергать, спрашивается?!
Граждане, это счастье- когда ты не одинок! Берегите близких.
Всем здоровья. Удач.

red-nadia.livejournal.com

Кому жемчуг мелкий, а кому… (Взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития и экологического состояния стран мира.) Урок географии в 10 классе.

Кому жемчуг мелкий, а кому…

(Взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития и экологического состояния стран мира.)

Урок географии в 10 классе.

Семакина Татьяна Анатольевна

учитель географии МБОУ «СОШ №7 им. Героя Советского Союза З. И. Парфеновой» города Алатыря Чувашской Республики

Почтовый адрес: 429826, ЧР, г.Алатырь, ул. Ленинградская, д.26

тел.: 89053457302, tany-semakina@yandex.ru

Кому жемчуг мелкий, а кому…

(Взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития и экологического состояния стран мира.)

Цели урока:

  • Образовательная: выявление взаимосвязи между уровнем социально-экономического развития и экологической ситуации стран мира;

  • Развивающая: развитие умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

  • Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи:

Познавательные:

  • изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

  • отработка навыка анализа проблем;

  • отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, схемами;

Эмоционально-ценностные:

  • развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

  • осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные:

  • развитие навыков работы в группе и в паре;

  • отработка навыков анализа, умения слушать и умения публично выступать.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуально и в парах.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал (маршрутный лист), мультимедийный проектор, цветные магниты на доску, цветные пасты или карандаши, разноцветные шляпки для рефлексии.

Тип урока:  Комбинированный

Учебно-методическое обеспечение: 

УМК:

Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

Сиротин В.И.География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.

План урока:

1. Понятие социально – экономического развития стран.

2. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.

3. Понятие экологических проблем.

4. Сравнение социально-экономического развития и экологической ситуации стран.

Ход урока:

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, называет тему урока,

просит назвать ассоциации к теме

1. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Проговаривают ассоциации к теме урока

2. Проводит обоснование целей и задач (мотивация на урок)

2. Вырабатывают критерии своего поведения согласно поставленным задачам.

3. Сообщает о выполнении задания №1 из «Маршрутного листа»

(слайд 2)

3. Работают с «маршрутным листом», заполняют «Инсерт», используя пасты разных цветов (1-1,5 мин)

4. Объясняет схему разделения стран по уровню социально-экономического развития. (слайд 3)

4. Записывают схему в тетради и приводят примеры стран, работая с картой атласа

5. Сообщает понятия ВВП и ИЧР. (слайд 4)

5. Записывают определения в тетради

6. Называет первую десятку стран-лидеров по ИЧР

(слайд 5)

6. Наносят страны – лидеры по ИЧР в контурную карту (к/к), один выходит и при помощи магнитов красного цвета показывает эти страны на политической карте мира.

Определяют для каких регионов характерны «богатые страны»

7. Сообщает о выполнении задания №2 «Маршрутного листа» (слайд 6)

7. Выполняют задание на к/к по вариантам, после выполнения сравнивают карты двух вариантов и анализируют размещение стран с высоким и низким ВВП. (слайд 7)

8. Сравнивает понятие ИЧР с качеством жизни, предлагает анализ схемы (слайд 8)

8. Анализируют схему. Выясняют, что экологическая обстановка располагается в этой схеме на 2 месте.

9. Мотивирует на выявление глобальных экологических проблем. (слайды 9.10,11,12)

9. Проговаривают и записывают в тетради основные экологические проблемы. Пробуют решить. какие из них характерны для развитых стран, а какие для развивающихся. Объясняют почему…

10. Сообщает о выполнении задания 3 в «Маршрутном листе». (слайд 13)

10. Выполняют задания по вариантам, анализируют ситуации а) и б). Затем просматривают видеоролик, предложенный учителем. (слайд 14)

11. Предлагает выполнить «Фишбоун» по возникшей проблеме «экологические проблемы порождают конфликты между странами» (слайды 15,16)

11. Выполняют задание , работая в группах. Заполняют «Фишбоун» в «Маршрутном листе». Самостоятельно делают выводы, объединив результаты групп.

12. Предлагает просмотр видеороликов «Самые грязные страны» «Самые чистые страны» и выполнить задание 5 «Маршрутного листа» (слайды 18, 19)

12. Просматривают видеоролики, записывают названия стран по вариантам. Затем по одному представителю выходят к доске и при помощи магнитов черного и зеленого цветов показывают «грязные» и «чистые». Анализируют их расположение и сравнивают уровень развития стран. (слайд 20)

13. Подводит итог работы.

13. Делают выводы по теме . (слайды 21,22)

14. Проводит рефлексию, используя стратегию «6 шляп мышления»

14. Работают по стратегии «6 шляп мышления»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Маршрутный лист.

ФИО__________________________________________

Вариант №____

  1. Прочитав текст, поставьте знаки на полях:

+

?

Постаьте v (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете.

Поставьте +(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте » -» (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете.

Поставьте ? на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Основным критерием типологии стран служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта(ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

В отношениях человека и природы можно выделить три основные стадии. Доиндустриальное общество (до начала техничекой революции в конце XVIII — начале XIX века) характеризуется если и не полной гармонией с окружающей средой, то по крайней мере минимальной возможностью для человека влиять на экосистему. Для индустриального общества характерно стремление поставить природу на службу человеку: быстрое развитие экономики требует все больше и больше энергии и сырья, в то время как технических возможностей для их добычи становится все больше и больше. К сожалению, на этой стадии экономика доминирует над экологией, и через несколько десятилетий экосистема оказывается под угрозой уничтожения. Только наступление постиндустриальной эры, когда ноосфера начинает преобладать над техносферой, способно предотвратить неминуемую катастрофу. Устанавливаются очистные сооружения, способные до минимума сократить загрязнения воздуха и воды, резко ограничивается потребление близких к исчерпанию ресурсов, более того: человек создает некий добавочный продукт, способный в определенной мере компенсировать прошлое разрушительное воздействие на окружающую среду: искусственно разводятся близкие к исчезновению животные, очищаются загрязненные водоемы, мелиорируются пустыни.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе.

  1. Работая с данными таблицы нанести на контурную карту :

1 вар. 5 стран с высоким показателем ВВП

2 вар. 5 стран с низким показателем ВВП

  1. На рисунке приведен фрагмент политической карты региона, в пределах которого расположены государства А,Б,В,Г,и Д. показаны два варианта розы ветров а) и б)

Какие страны должны заключить между собой соглашение об охране окружающей среды, если завод с большими выбросами загрязнений будет размещен в точке 2.

Вар. 1. роза ветров а)

Вар. 2 роза ветров б)

4.

Вар.1. работает над схемой задания 3.

Вар. 2. работает над видеороликом

  1. Выпишите самые экологически грязные страны и самые чистые страны..

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *