КС-1 «Комета». Первая отечественная авиационная противокорабельная крылатая ракета
Устинов предупредил: «Сейчас придут товарищи, которые доложат вам сущность своих предложений. Вам необходимо высказаться исключительно по вопросам научно-исследовательской базы, которая требуется для их реализации». В кабинет зашли два человека — инженер-полковник авиации и майор-связист. Устинов представил их нам: «Сергей Лаврентьевич Берия и полковник Куксенко». Молодой Берия стал развешивать плакаты дипломного проекта. Так Сергей Берия у министра вооружения второй раз защищал свой диплом. Однако делалось это не для получения оценки за проект, а для рассмотрения вопросов его реализации. Докладывал Сергей весьма неплохо». Эта обширная цитата из воспоминаний соратника С.П. Королева, всемирно известного ученого и инженера Бориса Евсеевича Чертока, представляет особый интерес как первое упоминание в печати об участии в создании системы управляемого ракетного вооружения С.Л. Берия.
На протяжении многих десятилетий не подлежал упоминанию и его отец — один из наиболее влиятельных сподвижников Сталина, курировавший, помимо внутренних органов и спецслужб, еще ряд наиболее важнейших направлений науки и техники, и в первую очередь — ядерную программу.
8 сентября 1947г. в министерстве вооружения учредили Специальное бюро №1 (СБ-1), которое разместилось на площадях радиолокационного института — НИИ-20.
Руководителем и главным конструкторам СБ-1 был назначен Павел Николаевич Куксенко, который был руководителем упомянутого дипломного проекта С. Берии, в новой организации ставшего его заместителем. Специфика кадров СБ-1 и, даже для тех лет, на редкость строгая «режимность» организации полностью подтверждали пусть и не во все годы формально оформленную, но не в народном сознании всегда неразрывную связь Лаврентия Павловича с «органами».
Организационное строительство шло параллельно с архитектурным — для СБ-1, которое в августе 1950 года преобразовали в КБ-1. У перекрестка Ленинградского и Волоколамского шассе построили размером в целый квартал монументальное здание, в наши дни уже поделенное между множеством контор, в основном бесконечно далеких от «оборонки» и высоких технологий.
Стоит отметить, что срочная реализация проекта Сергея Берии по разработке новой боевой системы с управляемыми противокорабельными самолетами-снарядами отвечала насущной необходимости. Противостояния флотам вероятных противников, на порядок превосходивших советский ВМФ, и только особое внимание со стороны руководства к СБ-1 позволило своевременно создать качественно новое оружие.
По-видимому, ни одно из прославленных авиационных КБ не справилось бы с этой задачей. «Ключевые технологии » лежали не в области уже вполне освоенного создания летательных аппаратов, а в радиоэлектронике, которая ни тогда, ни теперь не снискала лавров для отечественной науки и техники. Известно, что идею создания управляемого оружия для авиации впервые реализовали немцы, которые в период Второй мировой войны сумели внедрить в серию и применить в бою «воздушную торпеду» Hs-293. Подобные задачи, но уже без использования реактивного двигателя, решались активно применявшимися немецкими управляемыми бомбами. Однако это были аппараты с радиокомандным управлением. Оператор из кабины самолета-носителя, следя за целью и управляемым летательным аппаратом, подвижной ручкой выдавал кодированные сигналы, идущие, по радиоканалу на приемник крылатой ракеты или планирующей бомбы Принятые и преобразованные в электрические эти сигналы отклоняли соответствующие аэродинамические органы управления.
Эти радиоуправляемые средства применялись только днем, при хорошей видимости, в условиях, позволявших наблюдать за целью и дистанционно управляемым боевым летательным аппаратом. В дальнейшем системы с радиокомандным управлением дополнили радиолокаторами для слежения за целью. Как видим, они включали не менее двух радиоканалов — цели и ракеты. При этом, для параллельного наведения на цель нескольких управляемых летательных аппаратов требовалось соответственное увеличение количества каналов РЛС. Наиболее важно то, что точность наведения значительно снижалась с увеличением расстояния до цели.
С другой стороны, несколько позднее американцам удалось создать небольшую противокорабельную авиационную ракету «Бэт» с системой активного радиолокационного самонаведения. Крайне скромные результаты, достигнутые при ее использовании в 1945 году, объясняются как не доведенностью самой системы, так и практическим отсутствием целей для ее применения. В условиях полного господства американцев в воздухе японцы уже почти не выходили в море. Существенным недостатком «Бэта» считалась и малая дальность захвата цели активной головкой самонаведения — мощность передатчика бортовой РЛС ограничивалась возможностям и элементной базы того времени.
В комплексе «Комета», который был реализован по дипломному проекту Сергея Берии, единственный радиолокатор самолета-носителя служил как для обнаружения и слежения за кораблем — целью, так и для ряда других функций, включая наведение крылатой ракеты на цель по лучу РЛС и подсветки цели для работы полуактивной его головки самонаведения.
При наведении ракеты «по лучу» выполнялось коническое сканирование оси диаграммы направленности излучения самолетной РЛС относительно линии визирования цели. Принимая и преобразуя определенным образом модулированный сигнал этой РЛС, бортовая аппаратура ракеты устанавливала величину и направленность отклонения самолета-снаряда от линии «самолет — цель» и выдавала соответствующие команды в автопилот. При этом отсутствовали принципиальные ограничения по количеству ракет, наводимых на одну цель. При увеличении дальности до цели, луч формируемый РЛС расширялся, точность наведения падала, поэтому на заключительном этапе траектории ракеты использовалась схема полуактивного самонаведения по отраженному от корабля-цели лучу. До момента входа в луч ракета летела по заданной автопилотом программе.
Таким образом, в комбинированной системе удалось уйти от недостатков как самонаведения, связанных с ограниченной дальностью захвата цели ГСН ракеты, так и командного наведения с его ограничениями по числу каналов при залповой стрельбе и низкой точностью при пусках на большие дальности.
Основные характеристики комплекса «Комета» и способ организации его разработки определило правительственное постановление от 8 сентября 1947 года. Радиолокатор самолета Ту-4, летящего на высоте, должен был обнаружить типовую цель — корабль водоизмещением 10000 т — на дальности не менее 100 км. После сближения с ней на 60 км экипаж пускал самолет-снаряд. Скорость крылатой ракеты должна была составлять не менее 950 км/ч.
Разработка самого комплекса «Комета», а также бортовой аппаратуры управления ракеты была задана СБ-1. Коллективу НИИ-17, ведущей организации министерства авиапромышленности в области радиолокации, поручили разработать аппаратуру системы наведения для самолета-носителя. Крылатую ракету, которая получила название «Комета-3» (K-III), должны были создать в ОКБ-51 Минавиапрома. Это ОКБ, возглавляемое Челомеем, еще с середины сороковых годов осваивало немецкий самолет-снаряд V-1 под шифром 10Х, а позже усовершенствовало его под новым обозначением 14Х. Эскизный проект ракеты следовало выпустить в середине года, бортовой аппаратуры для него и носителя — осенью 1948 года, а системы целиком — до конца года.
Постановление предусматривало создание «Кометы-3» на базе самолетов-снарядов 10Х и 14Х, дальность которых значительно превышала установленную для противокорабельной системы. Трудно было обеспечить требуемую скорость, в 1,5 раза большую, чем у V-1. Поэтому для «Кометы-3» был создан (весной 1947-года прошел испытания) новый двигатель Д-7, который имел тягу в три раза большую, чем двигатель самолета-снаряда 10Х. Для пусков с Пе-8 изготовили опытное изделие 14Х К-1. На нем, в отличие от штатной «Кометы-3» установили менее мощный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД) Д-6. Кроме того, опытная ракета отличалась аппаратурой СБ-1, автопилотом фирмы «Аскания», а от обычного 14Х — крылом большей площади. Однако использование ПуВРД принципиально ограничивало скоростные характеристики «Кометы-3».
Самолет-снаряд 10Х.В соответствии с августовским 1948-го постановлением правительства, разработку самолета-снаряда передали на фирму А.И. Микояна. Весной следующего года в СБ-1 из НИИ-17 предоставили разработку аппаратуры для самолета-носителя. В августе 1948 года планировалось, что «Комета-3» будет разрабатываться на базе МиГ-9. Тем не менее, было понятно, что этот истребитель чрезмерно тяжел (для ракеты такого класса) и успел морально устареть. Вследствие этого, в эскизном проекте 1948 года от МиГ-9 сохранился только размещенный по переданной схеме двигатель РД-20. Воздухозаборник так же находился под фюзеляжем. Среднерасположенное крыло, как и на самолете МиГ-15, имело стреловидность 35°. Стартовая масса составила — 2600 кг, и позволяла разместить до двух самолетов-нарядов на Ту-4. Запас топлива (210 л) позволял обеспечить дальность полета до 190 км (намного больше заданной). Однако ТРД РД-20, созданный на основе BMW-003, являлся бесперспективным и вскоре его сменил легкий, надежный и обладающий вдвое большей тягой РД-500.
При разработке второго эскизного проекта, выпущенного в 1949 году, воздухозаборник переместили в носовую часть фюзеляжа, поместив над ним обтекатель антенны ГСН по способу, примененному позднее на МиГ-17П. Сместив центр масс назад, компенсировали увеличение стреловидности крыла до 55° по линии фокусов, при этом его размах составил 4,02 м.
Разрабатывавшаяся под руководством М.И. Гуревича крылатая ракета получила шифр КС, что расшифровывали как «Комета-самолет» или как «Комета-снаряд». Внешне, смотрящийся как уменьшенный раза в полтора МиГ- 15, самолет-снаряд отличался от истребителя непропорционально малым крылом, что соответствовало параметрам полета КС (в нем отсутствовало энергичное маневрирование, и весь маршрут проходил исключительно на высокой скорости). Несущую поверхность спроектировали двухлонжеронной схемы, а органы управления полетом располагались, как и на МиГ-15. Отличием от истребителя было и то, что крыло не имело механизации, а фюзеляж — тормозных щитков.
Фюзеляж ракеты также практически воспроизводил таковой у МиГ-15, но вместо кабины летчика в нем разместили оборудование системы управления и боевую часть. Последняя (весом 1015 кг) устанавливалась сверху через большой люк со съемной крышкой. За боевой частью располагался суженный книзу бак на 330 л горючего. Два воздушных канала соединялись перед турбореактивным двигателем РД-500К.
Наряду с размещенной над воздухозаборником полуактивной ГСН, бортовая аппаратура включала блок приема сигналов от самолетной РЛС. Он располагался на законцовке киля и использовался на фазе наведения по лучу. Аппаратура K-1 совместно с автопилотом АП-5 обеспечивала вход в радиолокационный луч с самолета-носителя, наведение по его равносигнальной зоне и, начиная с дистанции 10-20 км, — полуактивное радиолокационное самонаведение на цель по отраженному сигналу самолетной станции.
Отметим, что порой встречаются характеристики «КС» как переделки отслуживших свое МиГ-15 в самолет-снаряд. Разумеется, это — беспочвенная легенда. По общности конструктивной схемы «КС» столь же близок к МиГ-15, как и Ла-15. Также можно и МиГ-29 считать уменьшенной копией Су-27.
Близость конструкции КС к серийному истребителю упростила создание пилотируемой модификации ракеты, предназначенной для оценки летных характеристик и работы бортового оборудования, а также для отработки наведения на реальную цель во взаимодействии с носителем.
Постановление правительства о разработке пилотируемого варианта КС — самолета «К» появилось в марте 1949 года. Вместо боевой части смонтировали тесную кабину летчика-испытателя, установили убирающееся шасси велосипедной схемы, поставили полноценный двигатель РД- 500 с регулировкой тяги. Разумеется, такое преобразование носило сугубо экспериментальный характер — применение «Кометы» управляемой «камикадзе» вместо бортовой аппаратуры в принципе исключалось, так как на машине для боевой части не оставалось места. Цель была проще, по выражению С.Л. Берии, «мы смогли сэкономить и время, и сотню ракет».
Амет-Хан Султан осуществил первый взлет на самолете-аналоге 4 января 1951 года. Параллельно доработали носитель, заменили РЛС «Кобальт», созданной на ее базе специальной станцией «Комета-2» и установив на крыле пилоны для подвески самолетов-снарядов.
Максимальная дальность РЛС «Кобальт» достигала 400 км. В РЛС «Комета-2» дополнительно обеспечивалось вырабатывание «острого луча» диаграммы направленности режиме наведения. К началу 1951 года опытный Ту-4К подготовили к заводским испытаниям. С мая 1951 года по июнь 1952-го осуществлялись сбросы самолетов-аналогов «К» с носителя. Летали сперва под Москвой, позднее с аэродрома в Багерове (Крым), предназначенного, в основном, для первоначальной, без атомных взрывов, отработки ядерных бомб. В море у Феодосии цель имитировал переклассифицированный в опытовое судно бывший крейсер «Красный Кавказ». Пилотируемый аналог выполнял почти все установленные для самолета-снаряда операции, включая захват цели ГСН. На удалении нескольких километров от корабля-цели летчик-испытатель брал управление на себя, осуществлял набор высоты и разворачивался на аэродром. Во избежание попадания под винт Ту-4 перед отцепкой тяга двигателя снижалась до минимума, и пилотируемый аналог резко терял высоту, что усложняло ввод в луч РЛС.
Несколькими годами ранее первоначальную отработку аппаратуры «Кометы » начали на двух Ли-2. Один самолет имитировал ракету, а второй — носитель. Также аппаратура самолета-снаряда испытывалась и на опытном самолете «ФК» (МиГ-9Л). Эта модификация МиГ-9 отличался от серийного истребителя приемной антенной смонтированной на верхушке киля, антенной ГСН над воздухозаборником и кабиной оператора с отдельным фонарем. Он был предшественником новых самолетов-дублеров МиГ-17СДК, применявшихся для отработки новых комплексов и подготовки экипажей самолетов-носителей КС.
В процессе испытаний возникло немало нештатных ситуаций. Из-за капельки застывшего припоя, спровоцировавшей замыкание в цепи кнопки сброса в самом начале подготовки к расцеплению, непроизвольно отправился в свободный полет самолет «К», который пилотировал Амет-Хан. Более страшный случай произошел с Бурцевым, у которого не отключился автопилот. Едва преодолевая сопротивление рулевых машин, он сумел отвернуть от корабля-цели и возвратиться на аэродром. Было и рискованное негласное соревнование Анохина с Павловым — кто из летчиков сможет подойти цели ближе и позднее отключит автопилот. Опасность представляла и посадка, осуществлявшаяся на скорости до 400 км/ч с использованием не очень устойчивого и непривычного для пилотов велосипедного шасси.
Всего выполнили 150 полетов самолета-аналога, 78 из которых пришлось на долю Анохина. Однако первый беспилотный полет, выполненный в мае 1952 года, прошел все-таки неудачно. Из-за неправильной установки рулей высоты перед пуском, самолет-снаряд не вошел в луч РЛС. Пришлось также доработать автопилот, компенсировавший крен.
В период государственных испытаний до января 1953 года провели успешную серию запусков. Из 12 стартовавших самолетов-снарядов восемь попал и в цель. Наиболее эффектным считается пуск по крейсеру «Красный Кавказ». В результате которого славный гвардейский крейсер затонул.
Полученные основные технические данные системы вооружения существенно превысили требования постановления 1947 года. Пуск ракеты производился на дальности до 80 км с высоты полета носителя до 3000-4000 м и скорости до 400 км/ч. После пуска носитель снижал скорость на 40 км/ч и не подходил к цели ближе чем 40 км. Скорость самолета-снаряда достигала 1150 км/ч.
В начале 1953 года систему «Комета» приняли на вооружение, а ее создатели и испытатели получили заслуженные награды. Анохину и Павлову дали звание Героя Советского Союза. Сложнее было достойно поощрить Амет-Хана, который еще с июня 1945 года имел две «Золотых звезды» Героя. Появление в Советском Союзе третьего Трижды Героя сочли преждевременным. Так что по окончанию испытаний Амет-Хан стал лауреатом Сталинской премии и получил орден Ленина.
Но на некоторых создателей КС вслед за заслуженными наградами обрушились необоснованные кары. Летом вслед за Л.П. Берия арестовали и его сына. Не состоявшего с ними в родстве Куксенко сняли с ответственного поста, милостиво приютив на должности председателя научного совета КБ-1. С.Л. Берия пришлось отсидеть немало месяцев, лишиться наград и заслуженных ученых званий, надолго убыть из Москвы. Тем не менее, он нашел в себе силы заново преодолеть путь от рядового инженера до главного конструктора. Примечательно, что в хрущевские годы, когда о его настоящей фамилии старались в лучшем случае не вспоминать, отзывы сослуживцев о нем были исключительно положительными.
К счастью, саму «Комету» не провозгласили вредительской разработкой. В конце 1952 года самолет-снаряд был запущен в серию на заводе №256 (поселок Иваньково Калининской области, ныне г. Дубна). В первые мирные годы при территории этого завода находилось ОКБ-2, в котором немецкие специалисты разрабатывали экспериментальный самолет «346» с ракетным двигателем. Заместителем немецкого главного конструктора Рессинга назначили А.Я. Березняка. Александр Яковлевич еще в начале войны в ОКБ В.Ф. Болховитинова совместно с А.М. Исаевым создал первый советский ракетный перехватчик БИ. Деятельность советско-немецкого «совместного предприятия» прервалась после крушения самолета «346» осенью 1951 года. В следующем году немцы вернулись на свою родину, а в Иванькове 11 октября 1951 года создали филиал ОКБ-155 во главе с Березняком, которого одновременно назначили заместителем А.И. Микояна. В дальнейшем ведущая роль в доводке, а затем и в разработке новых крылатых ракет постепенно перешла от ОКБ- 155 к его филиалу.
В ряде публикаций дубненскому коллективу и лично А.Я. Березняку приписывается авторство в разработке и первых отечественных крылатых ракет, в том числе КС, хотя фактически они подключились к этой теме только на заключительной стадии разработки. Талант и достижения Александра Яковлевича неоспоримы и не прибудут от приписывания чужих заслуг.
Авиаторы флота осваивали «Комету» в Учебно-тренировочной части № 27 под Симферополем. Промышленность переоборудовала полсотни Ту-4 в носители Ту-4К, что дало возможность в конце августа 1955 года начать создание первого ракетоносного полка — 124-го тяжелого бомбардировочного (с 1957 года — минно-торпедного) Черноморского флота.
Еще с 1954 году один Ту-16 оснастили «Кометой», в следующим году он прошел испытания в Багерово. С 1957 года серийные носители Ту-16К (Ту-16КС, НКС, самолет «Е», изделие «187») стали поступать на флот. К 1957 году комплекс был доработан. Для удобства эксплуатации в серию внедрили модификацию КС имеющею складывающиеся консоли крыла. Дополнительные объемы для топлива позволили довести дальность до 140-160 км. С 1961 года с внедрением новой помехоустойчивой аппаратуры появилась возможность наведения до восьми крылатых ракет запущенных с разных носителей.
На авиазаводе №22 произвели 107 реактивных ракетоносцев, что позволило сформировать вторую ракетоносную часть на Черном море — 5-й минно-торпедный полк, а затем полки на Северном и Тихоокеанском флотах. К 1960 году на всех флотах насчитывалось пять полков ракетоносцев вооруженных «Кометой». Обеспечивали боевую подготовку экипажей носителей самолеты-дублеры МиГ-17СДК, которые оснащались аппаратурой, аналогичной К-1. Мифическая версия об осуществлявшейся при этом подвеске пилотируемого МиГ-17 под крыло ракетоносца не отвечает действительности хотя бы потому, что он был почти вдвое тяжелее чем КС.
В отличие от мифической истории, связанной с войной в Корее, КС действительно готовили к реальному бою спустя десятилетие. В начале шестидесятых годов более двух десятков Ту-16КС и самолеты-снаряды «Комета» направили в Индонезию, конфликтовавшую в то время с Голландией из-за остатков колониальных владений. Позднее эту технику передали индонезийцам. Кроме того, 20 Ту-16КС экспортировали в Египет, где они не обрели громкой славы — большинство ракетоносцев было уничтожено первыми ударами израильтян в начале «Шестидневной войны » в июне 1967 года.
К концу 1960-х КС сняли с вооружения, а оставшиеся 65 носителей модернизировали под использование более совершенных комплексов. Подводя итоги, отметим, что система «Комета» стала первым в истории советским комплексом управляемого ракетного оружия, поступившим на вооружение, и обеспечила зарождение и формирование морской ракетоносной авиации — одного из наиболее эффективных компонентов боевой мощи отечественного флота.
Источники:
Марковский В., Перов К. Ракетный комплекс КС-1 // Авиация и космонавтика. 2005. №8 С. 1-12.
Казьмин В. «Комета» почти не видна // Крылья Родины. 1991. №6. С. 17-23.
Якубович Н. «Комета» взошла в зенит // Крылья Родины. 1995. №10. С. 8-9.
Ангельский Р. О первой отечественной противокорабельной крылатой ракете КС // Крылья Родины. 2002. №11. С. 8-10.
Широкорад А. Гроза авианосцев // Авиация и космонавтика. 1996. №13. С. 45-47.
topwar.ru
Крылатая противокорабельная ракета КС-1 «Комета».
Крылатая противокорабельная ракета КС-1 «Комета».
Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Серийный выпуск: 1952 г.
Принятие на вооружение: 1954 г.
8 сентября 1947 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 3140-1028 о проведении НИОКР, в ходе которых предполагалось создать противокорабельные самолёты-снаряды с дальностью стрельбы 100 км. В качестве носителя этого оружия предполагалось использовать бомбардировщик Ту-4. Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1, с 1950 года — КБ-1), директором которого был назначен П.Н.Куксенко, а главным инженером — Серго Берия. Проектирование планера было поручено ОКБ-155, которым руководил А.И.Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М.И.Гуревич, за основу была принята схема самолета И-300 (МиГ-9) с двигателями РД-20. В 1948 году этом КБ была открыта «тематика Б».
С истребителей МиГ-9 снималось вооружение, устанавливалась система наведения для КС-1 и другая аппаратура. Управляемые лётчиками-испытателями, они имитировали полёт ракеты после сброса с самолёта-носителя. Поэтому неудивительно, что, когда 3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолёта-снаряда, он был очень похож на уменьшенную копию более совершенного истребителя И-310 (МиГ-15). Основным отличием самолёта-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности — 57,5°. По расчету дальность пуска получалась 200 км при массе 2000 кг, но в ходе дальнейшего проектирования летные характеристики снаряда ухудшились, а вес возрос. Пришлось изменить компоновку носовой части и применить более мощный двигатель РД-500. Носителем был выбран дальний бомбардировщик Ту-4 с РЛС «Комета К-1» (К-1) и двумя держателями БД-КС.
С целью постройки опытной серии самолетов-снарядов и проведения их доводки в процессе испытаний в 1951 году при заводе № 1 союзного подчинения в поселке Иваньково Калининской области (ныне — г. Дубна) был организован филиал № 2 ОКБ-155 (ОКБ2-155). Руководителем филиала и заместителем Главного конструктора ОКБ-155 был назначен Я.И.Березняк. До этого завод № 1 использовался как база для КБ по реактивным самолетам немецких конструкторов Бааде и Рессинга. Предприятие имело хорошую производственную базу, но с отъездом немецких специалистов испытывало трудности с кадрами, которые усугублялись удаленностью от Москвы и отсутствием в поселке бытовых удобств. Кроме того, на заводе в плачевном состоянии находилась служба контроля качества, отсутствовала нормативная документация, не было представителей военной приемки. Все это стало причиной того, что задел агрегатов по первым сериям изделия «КС» оказался крайне некачественным — в некоторых местах отсутствовали предусмотренные чертежом заклепочные швы, наблюдались «хлопуны», а из-за того, что антикоррозионное покрытие на одноразовых самолетах-снарядах считалось необязательным многие детали быстро поржавели. Были даже обнаружены смещения стыковых узлов на 10-20 мм от теоретических осей, что делало сборку изделия из таких агрегатов просто невозможной.
Во исправление сложившегося положения начиная с 1952 года руководство завода во главе с его директором С.И.Белиловским проведена огромная работа. Она включала как технологические, так и организационные мероприятия. Например, выделение участка магниевого литья в отдельное подразделение (до того он входил в участок алюминиевых сплавов) позволило резко снизить загрязняемость отливок побочными веществами и обеспечить стабильность их свойств. В 1953 году была создана Центральная заводская лаборатория, обеспечившая проведение строжайшего входного контроля материалов.
Для отработки системы управления с участием КБ-1 и ЛИИ были созданы летающие лаборатории на базе самолетов Ли-2 и МиГ-9 и четыре самолета-аналога «К» (К-1, К-2, К-3 и К-4). Первый полёт пилотируемого прототипа «К» был выполнен 4 января 1951 года (лётчик-испытатель — Амет-хан Султан). Первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951 года. После проведения 150 пилотируемых полётов в мае 1952 года были начаты беспилотные пуски КС-1 с борта Ту-4К. На первом этапе полёта бортовая система управления ракеты удерживала её внутри луча станции наведения (с учётом показаний барометрического высотомера). Обычно высота полёта составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 1060-1200 км/ч. При подлёте к цели на расстояние 10-20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отражённый от цели луч станции наведения К-1, после чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.
Первый пуск самолета-снаряда с наведением оказался неудачным, но систему удалось довести, и в том же году после успешного завершения СГИ начался серийный выпуск нового оружия. За создание системы «Комета» коллектив ОКБ-155 был отмечен Сталинской премией. 21 ноября 1952 года был проведён последний испытательный пуск на морском полигоне в районе Феодосии. В качестве мишени был использован крейсер «Красный Кавказ», который после попадания в него «Кометы» переломился пополам и затонул.
Серийный выпуск самолетов-снарядов КС-1 был развернут на заводе № 1 в Иваньково. Второго июня 1953 года завод получил № 256 и был переподчинен МАП, 2 мая 1958 года пос. Иваньково включен в состав Московской области, а 13 декабря 1960 года объединен с городом Дубна. Все это повысило привлекательность этого места работы для прибывавших молодых специалистов — выпускников авиационных вузов, и обеспечить кадрами расширяющееся производство.
Серийные изделия КС-1 оснащались двигателями РД-500К. Это были обычные «самолетные» ТРД РД-500, прошедшие капремонт после того, как их назначенный ресурс был израсходован. Но по мере наращивания выпуска на снаряды начали ставить новые двигатели РД-500К, отличавшиеся от самолетной модификации применением по возможности более дешевых материалов.
В июне 1953 года в составе ВВС Черноморского Флота в Крыму на аэродроме «Гвардейское» была сформирована учебная эскадрилья № 27. Первый пуск строевым экипажем был выполнен уже в декабре 1953 года по цели — транспорту «Курск». А осенью 1955 года на базе 27-й эскадрильи был создан 124-й ТБАП ДЦ (позже — МТАП ДД), в составе которого было 12 Ту-4КС, 8 Ту-4 и другая техника. Затем перевооружился на ракетоносцы 5-й МТАП ЧФ. В сумме в эти части поступило около 30 носителей Ту-4К. Первоначально два снаряда КС-1 подвешивались на балочные держатели БД-КС под крыльями бомбардировщика Ту-4К, оснащённого бортовой РЛС К-1М «Кобальт-M». РЛС носителя обнаруживала цель и переходила в режим автосопровождения. При подлёте к цели на удалении до 90 километров и скорости не более 360 км/ч производился пуск ракеты. Ракета просаживалась вниз, одновременно разгоняясь и уходя вперёд, попадая в радиолуч наведения на цель. Сам самолёт-носитель уменьшал свою скорость до 320 км/ч и продолжал вести подсветку цели до её поражения. ГСН ракеты захватывала сигнал на расстоянии 20-30 км от цели, и ракета переводилась на самонаведение.
В 1954 году система ракетного оружия «Комета-М» была принята на вооружение Авиации ВМФ СССР. 124-й ТБАП стал учебным, в нем же велись войсковые испытания системы и создавались тактические приемы. В этом процессе участвовали самолеты-аналоги «К». Часть из них была доработана в 1953 году в вариант КСК (колесное шасси заменили лыжей с деревянным покрытием), а с двух демонтировали кабины и использовали для обучения предпусковым операциям. Кроме того, поступили самолеты-дублеры «Кометы» МиГ-17 (СДК), на которых отрабатывалось наведение.
С августа 1954 года проводились испытания ракеты в комплексе с Ту-16КС в качестве носителя. В 1955 году этот комплекс был принят на вооружение.
ТТХ:
Длина, мм: 8290
Размах крыла, мм: 4722
Высота, мм: 2400
Диаметр корпуса, мм: 1400
Стреловидность крыла по передней кромке — 57,5°
Масса, кг: 2735
Масса БЧ, кг: 1015
Масса топлива, кг: 264
Скорость, км/ч: 1050-1100
Скорость посадочная (пилотируемый прототип), км/ч: 420
Дальность действия, км:
— 70-90 (при пуске с высоты 4000 м)
— 140-160 (модернизированный вариант)
Высота пуска, м:
— до 5000 (КС-1)
— до 10000 (модернизированный вариант)
Пробег (пилотируемый прототип), м: 4000
Масса боевой части, кг: до 600
Тип БЧ: обычная фугасная, взрывчатое вещество — тротил.
Двигатель: 1 х ТРД РД-500К
Топливо: керосин ТС, Т-1
Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС.
Схема наведения ракеты КС-1 «Комета» на цель.
Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.
Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.
Ракета КС-1 «Комета» под крылом Ту-16КС.
КС-1 под крылом Ту-16КС. Музей ВВС Индонезии.
РЛС системы наведения ракеты КС-1.
Летающая лаборатория МиГ-9Л.
Пилотируемый прототип ракеты КС-1 — «К» под крылом Ту-4К.
Пилотируемый прототип ракеты КС-1 — «К» под крылом Ту-4К.
Пилотируемый прототип КС-1.
«Комета». Аванпроекты 1948 г. Схема.
КС-1 «Комета». Компоновочная схема.
Проекции прототипа «К» и крылатой ракеты КС-1. Схема.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Крылья Родины. №№ 6; 7; 8 за 1991 г. В.Казьмин. «Комета» почти не видна.
Крылья Родины. № 10 за 1995 г. Н.Якубович. А «Комета» взошла в зенит.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «КС-1 КОМЕТА».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
КС-1 Комета — это… Что такое КС-1 Комета?
КС-1 (сокр. от «Комета-снаряд», изделие «Б», индекс ГРАУ — 4К87, по классификации МО США и НАТО — AS-1 «Kennel») — первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета.
История создания
8 сентября 1947 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 3140-1028 о проведении НИОКР в ходе которых предполагалось создать противокорабельные самолёты-снаряды с дальностью стрельбы 100 км.
В качестве носителя этого оружия предполагалось использовать бомбардировщик Ту-4. Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1), директором СБ-1 (с 1950 года — КБ-1) был назначен П. Н. Куксенко, а главным инженером — Серго Берия. Проектирование планера было поручено ОКБ-155, которым руководил А. И. Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич.
Эскизный проект начат по постановлению правительства от 25 марта 1949 года. В ходе создания ракеты, для отработки систем широко использовались самолёты дублёры на базе серийных истребителей МиГ-9, МиГ-15 и МиГ-17. С истребителей снималось вооружение, устанавливалась система наведения для КС-1 и другая аппаратура, после чего, лётчики-испытатели имитировали полёт ракеты после сброса с самолёта носителя. Поэтому, неудивительно, что когда 3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолёта-снаряда, он был очень похож на уменьшенную копию истребителя МиГ-15. Основным отличием самолёта-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности — 57,5°.
На первом этапе полёта бортовая система управления ракеты удерживала её внутри луча (с учётом показаний барометрического высотомера). Обычно высота полёта составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 1060-1200 км/ч. При подлёте к цели на расстояние 10-20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отражённый от цели луч станции наведения К-1, после чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.
Первый полет пилотируемого прототипа «К» был выполнен 4 января 1951 года (лётчик-испытатель Амет-хан Султан). Первый полет прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951 года. Всего для отработки ракеты было изготовлено четыре экземпляра прототипа: К-1, К-2, К-3 и К-4. После проведения 150 пилотируемых полётов в мае 1952 года, были начаты беспилотные пуски КС-1 с борта Ту-4К. В ходе последних пусков, в качестве мишени был использован крейсер Красный Кавказ. 21 ноября 1952 года, после попадания в него крылатой ракеты КС-1, крейсер переломился пополам и затонул.
«Комета» официально была принята на вооружение в 1953 году, хотя в серию запущена годом ранее.
С августа 1954 года проводились испытания ракеты в комплексе с Ту-16КС в качестве носителя. В 1955 году этот комплекс был принят на вооружение. В 1956—1957 годах были проведены мероприятия по улучшению характеристик ракеты.
В первой половине 1960-х годов была начата замена в эксплуатации ПКР КС-1 «Комета» на более совершенные типы ракет КСР-2 и КСР-11 с соответствующей доработкой ракетоносцев Ту-16КС до модификаций Ту-16К-11-16 и Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2). Последняя ПКР КС-1 была выведена из эксплуатации в 1969 году[1].
Модификации
КСС
Основная статья: КСС
КСС (сокр. от «Комета» — самолёт-снаряд[2]) — противокорабельный ракетный комплекс которым предполагалось оснастить крейсера проекта 67. Ракета комплекса аналогична береговому комплексу С-2 «Сопка», но с меньшей дальностью стрельбы — 40 км. На вооружение не принимался, комплексом был оснащён только экспериментальный крейсер «Адмирал Нахимов» перестроенный по проекту 67-ЭП. Работы по крейсерам проекта 67 прекращены постановлением СМ от 4 июля 1957 года, «Адмирал Нахимов» разоружён 28 июля 1960 года. Основные причины: «слабость» ракеты для крейсеров водоизмещением 18 000 тонн и негативное отношение Хрущёва Н. С. к тяжёлым кораблям.
«Стрела»
«Стрела» — ракетный комплекс наземного стационарного базирования с крылатой ракетой созданной на базе ПКР КС-1 «Комета» установкой на неё твердотопливного реактивного ускорителя СПРД-15. Разработка комплекса с ПУ в стационарных защищённых укрытиях была начата в 1954 году (44.454006, 33.66281444°27′14.42″ с. ш. 33°39′46.13″ в. д. / 44.454006, 33.662814 (G) (O)). Ввиду идентичности ракет с комплексом С-2 «Сопка», в 1960-х годах зачастую называли стационарным комплексом «Сопка».
С-2 «Сопка»
Основная статья: С-2 Сопка
С-2 «Сопка» (индекс ГРАУ: 4К87, код НАТО: SSC-2B «Samlet») — подвижный береговой противокорабельный ракетный комплекс наземного базирования с крылатой ракетой созданной на базе ПКР КС-1 «Комета» установкой на неё твердотопливного реактивного ускорителя СПРД-15. Разработка велась по постановлению СМ СССР № 2004—1073 от 1 декабря 1955 года. На вооружение принят приказом главнокомандующего ВМФ СССР от 19 декабря 1958 года. В августе 1962 года в рамках операции «Анадырь» на Кубу был доставлен отдельный береговой ракетный полк ЧФ, всего 4 дивизиона по 2 пусковых установки (ПУ) и 8-10 ракет в каждом дивизионе. В 1973 году применялся в ходе четвёртой арабо-израильской войны.
ФКР-1
ФКР-1 на направляющей в Гаванской военной экспозиции посвящённой Кубинскому кризису.Основная статья: ФКР-1
ФКР-1 (сокр. от фронтовая крылатая ракета первая, также «изделие КС-7») — крылатая ракета наземного базирования, созданная ОКБ-155 на базе ракеты комплекса С-2 «Сопка» и предназначенная для нанесения ударов (в том числе ядерных) по наземным целям в тактической глубине на дистанциях до 125 км. КВО составляло 500 метров. Разработка задана постановлением Совета Министров СССР № 864—372 от 11 мая 1954 года. Принята на вооружение частей ВВС постановлением СМ № 320—154 от 3 марта 1957 года. На вооружении одного полка ВВС находилось 20 ракет ФКР-1. Во время Карибского кризиса осенью 1962 года на Кубу были доставлены два полка ФКР-1 по 8 ПУ в каждом и 80 боевых частей в ядерном снаряжении для ракет. Снята с вооружения в конце 1960-х годов.
Тактико-технические характеристики
- Длина: 8,29 м
- Диаметр: 0,92 м
- Высота ракеты: 1,2 м
- Размах крыла: 4,77 м
- Стартовая масса: 2760 кг
- Скорость полёта: 0,9 М
- Дальность стрельбы: 90 км
- Высота применения:
- Система наведения: АРЛГСН
- Боевая часть:
- Масса БЧ: до 600 кг
- Двигатель: ТРД РД-500К
- Топливо: керосин ТС, Т-1
- Тип ПУ:
- Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС
Эксплуатация
Для освоения ракеты в июне 1953 года в Крыму на аэродроме «Гвардейское» была сформирована специальная учебно-тренировочная часть. Первый пуск строевым экипажем был выполнен уже в декабре 1953 года по цели — транспорту «Курск». Директивой ГШ ВМФ от 30.08.1955 на базе части был сформирован 124 ТБАП ДД авиации ЧФ (с 1957 года — МТАП ДД). В составе полка были самолёты Ту-4КС и самолёты-имитаторы СКД-5, созданные на базе МиГ-17. Самолёты-имитаторы широко применялись при тренировках экипажей и позволяли сберечь боевые ракеты. В дальнейшем были созданы самолёты СКД-7 и СКД-15, которые как и «изделие К» широко применялись при тренировках экипажей. Некоторое время на каждом аэродроме ракетоносцев существовали отряды самолётов-имитаторов.
Первоначально два снаряда КС-1 подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4К, на подкрыльевые балочные держатели БД-КС, оснащенного бортовой РЛС К-1М «Кобальт-M». РЛС носителя обнаруживала цель и переходила в режим автосопровождения. При подлёте самолёта к цели на удалении до 90 километров и скорости не более 360 км/ч производился пуск ракеты. Ракета просаживалась вниз, одновременно разгоняясь и уходя вперёд, попадая в радиолуч РЛС наведения на цель. Сам самолёт-носитель уменьшал скорость полёта до 320 км/ч и продолжал вести подсветку цели до её поражения. РЛС ГСН ракеты захватывала сигнал на расстоянии 20-30 км от цели и ракета переводилась на самонаведение.
124 МТАП в 1955 году провёл пробное боевое дежурство, перелетев на Северный флот и выполнив в общей сложности 40 пусков.
Ракетная система «Комета» не была лишена недостатков, но самым слабым был, конечно, устаревающий поршневой Ту-4. С 1953 года началась серийная постройка реактивных бомбардировщиков Ту-16, на базе которого было решено создать ракетоносец Ту-16КС, с доработанным комплексом управления и РЛС «Кобальт-2M». Первый самолёт Ту-16КС № 4200305 был готов к испытаниям уже в августе 1954 года. Всего Казанский завод № 22 построил 107 ракетоносцев Ту-16КС. В июне 1957 года первые ракетоносцы стали поступать в авиацию Черноморского флота (лидерный 124 МТАП). Далее самолёты поступили на вооружение 5 полков авиации СФ, ЧФ и ТОФ.
В 1958 провели ряд доработок системы, повысив дальность полёта ракеты за счёт увеличения запаса топлива, изменили систему запуска двигателя ракеты, повысив высотность её применения. Плоскости ракеты сделали складными. Установили радиовысотомер. С 1961 года комплекс дорабатывается установкой помехоустойчивой аппаратуры наведения.
Постепенно Ту-16КС стали переоборудовать под более совершенные ракеты. Например, начиная с 1962 года 65 самолётов Ту-16 прошли доработку под систему К-11-16. К концу 1960-х, «Кометы» были полностью вытеснены более совершенными образцами ПКР.
Во время войны в Корее на заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет по американским авианосным соединениям у берегов Кореи, для чего предполагалось использовать 2 полка Ту-4. Технически это было выполнимо, но предложение было отклонено, из опасений перерастания локальной войны в мировую с непредсказуемыми последствиями.
Эксплуатанты
Примечания
- ↑ Gordon, Yefim & Rigman, Vladimir Tupolev Tu-16 Badger: Versatile Soviet Long-Range Bomber. — England: Midland Publishing, 2004. — ISBN 1-85780-177-6
- ↑ Скородумов И. А. Ударное противокорабельное оружие «Альтаира». История создания. — М.: Наутехлитиздат, 2006. — С. 19. — 182 с. — 500 экз. — ISBN 5-93728-063-6
Литература
- Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6
- Марковский В. Ю. Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — Москва: Экспринт, 2005.
- Ангельский Р. Сверхзвуковая «Копчушка». Противокорабельная ракета К-10 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1997. — В. 802. — № 12. — С. 24-26. — ISSN 0130-2701.
- Казьмин В. «Комета» почти не видна (рус.) // Крылья Родины. — М., 1991. — № 6. — С. 22-23. — ISSN 0130-2701.
- Казьмин В. «Комета» почти не видна (рус.) // Крылья Родины. — М., 1991. — № 7. — С. 17-18. — ISSN 0130-2701.
- Казьмин В. «Комета» почти не видна (рус.) // Крылья Родины. — М., 1991. — № 8. — С. 18-19. — ISSN 0130-2701.
- Якубович Н. …А «Комета» взошла в зенит (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 10. — С. 8-9. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
dic.academic.ru
КС «Комета» | Военное оружие и армии Мира
В 1946 году С. Л. Берия защитил в Военной академии связи дипломный проект системы «воздух — море», включавшей самолет-носитель и самолет-снаряд (крылатую ракету) с радиолокационной системой наведения. Разработка противокорабельной системы «Комета» и была поручена СБ-1 Постановлением СМ СССР от 8 сентября 1947 года. Радиус действия всей системы предполагался до 2000 км, дальность пуска самолета-снаряда-до 100 км.
ВЫПЕСТОВАННЫЙ ПЕРВЕНЕЦ
Опытно-конструкторские работы по управляемым крылатым ракетам велись в СССР уже более десятка лет, но только с образованием СБ-1 развернулись с должным размахом. Кроме действующих офицеров и вольнонаемных специалистов СБ-1 усилили «спецконтингентом» — это были и заключенные отечественные инженеры, и германские специалисты (последние, впрочем, участвовали в проекте лишь на ранней стадии). Бортовая РЛС самолета-носителя разрабатывалась под шифром «Комета-1» (К-1), головка самонаведения ракеты — «Комета-2» (К-2), сама ракета — «Комета-3». Первое поколение управляемого ракетного вооружения создавалось одновременно с первым поколением реактивной авиации.
Неудивительно, что разработка крылатой ракеты велась в авиационном ОКБ-155 под руководством М. И. Гуревича. В 1949 году был выбран вариант на основе планера-истребителя МиГ-15 и двигателя РД-500. Доводку и производство ракеты возложили на опытный завод № 1 в подмосковном поселке Иваньково. Здесь организовали филиал № 2 ОКБ-155 во главе с А. Я. Березняком. Обеспечение точности и дисциплины производства, необходимых для техники нового поколения, потребовало немало усилий при крайне ограниченном времени. В качестве единственно возможного самолета-носителя приняли четырехмоторный бомбардировщик Ту-4 — его доработка до варианта Ту-4КС велась под руководством А. В. Надашкевича в туполевском ОКБ-156. Государственные испытания «Кометы» начались в июле 1952 года. 21 ноября прямым попаданием потоплен корабль-мишень — крейсер «Красный Кавказ». Через неделю после этого, 28 ноября 1952-го, комплекс КС-1 «Комета» принят на вооружение. Участники разработки удостоены Сталинской премии. Серийное производство КС-1 организовали на заводе № 1, переименованном в завод № 256, и на смоленском заводе № 475. В США и НАТО КС-1 присвоили обозначение AS-1 Kennel.
УСТРОЙСТВО КС-1
Крылатая ракета выполнена по нормальной самолетной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом. Планер, изготовленный в основном клепкой из дюраля и стали, отличается от истребителя МиГ-15 уменьшенной площадью и большей стреловидностью крыла. Органами управления служат аэродинамические рули направления и высоты, стабилизации по крену — элероны крыла.
Система наведения комбинированная — по прямому лучу самолетной РЛС на большей части траектории и полуактивное самонаведение по отраженному лучу на конечном участке. Пассивная ГСН К-2 (К-2М) смонтирована сверху воздухозаборника, приемник прямого сигнала системы К-1 (К-Ш)- сверху киля. Рядом с ГСН установлен автопилот с барометрическим высотомером. В следующем отсеке расположена фугасная боевая часть с 500 кг взрывчатого вещества, подрываемая контактным взрывателем. Далее расположены топливный бак на 330 л авиационного керосина, за ним — одновальный турбореактивный двигатель РД-500К тягой 1500 кгс. РД-500К представляет собой либо отработанный самолетный двигатель РД-500, прошедший ремонт, либо вновь изготовленную его удешевленную и облегченную копию.
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ
Под плоскостями Ту-4КС на балочных держателях БД-КС подвешивались две ракеты КС-1. Самолет нес РЛС сантиметрового диапазона К-1М в выдвижном обтекателе. В полете РЛС осуществляла круговой обзор пространства, после обнаружения корабля-цели оператор фиксировал на ней узконаправленный луч РЛС Запускался двигатель ракеты и производился ее пуск.
Автопилот вводил ракету в прямой луч РЛС, выдерживая высоту полета по высотомеру. В 10-20 км от цели ГСН ракеты захватывала отраженный целью луч РЛС, после чего включался режим полуактивного самонаведения. Подрыв происходил при прямом попадании. Пуск ракеты был предпочтителен с малых высот — тогда самолет мог подсвечивать цель до момента попадания, не входя в зону поражения имевшихся тогда корабельных средств ПВО.
МОДИФИКАЦИИ И ПОТОМКИ
После смерти И. В. Сталина и убийства Л. П. Берии в 1953 году руководство СБ-1 сменилось, дальнейшие же работы по «Комете» перешли к филиалу № 2 ОКБ-155. В том же 1953-м в серию пошел реактивный бомбардировщик Ту-16, и в 1954 году начались испытания его модификации, рассчитанной на подвеску двух ракет КС-1. В 1955 году Ту-16КС принят на вооружение — ракеты подвешивались на держателях БД-187, аппаратуру РЛС и кабину оператора смонтировали в бомбовом отсеке самолета. В 1958-м принята модификация КС-1 с дальностью пуска, увеличенной до 130 км — за счет более устойчивого захвата цели системой наведения и увеличения запаса топлива. Барометрический высотомер дополнен радиолокационным, введен обогрев агрегатов и волноводов радиоаппаратуры. Боевую часть К-450 сменила 4Г52. Как и все РЛ системы первого поколения, система наведения КС-1 была весьма уязвима от радиопомех, включая случайные переотражения и работу станций других самолетов. Принятие в 1961 году для КС-1 помехозащищенной аппаратуры не только повысило устойчивость к средствам РЭБ, но и позволяло проводить атаку корабельного соединения одновременным пуском ракет с нескольких самолетов-ракетоносцев. Минимальную высоту пуска удалось снизить до 2 км, высоту полета ракеты над морем — до 260 м, сделав подход к цели более быстрым и скрытным. КС-1 состояла на вооружении до 1970-х годов и послужила основой для создания:
— фронтовой крылатой ракеты КС-7 наземного комплекса ФКР-1 (1957 г.) с дальностью пуска до 125 км, обычной или ядерной боевой частью;
— ракеты КСС подвижного комплекса береговой обороны С-2 «Сопка» (1958 г.) с дальностью пуска до 95- 105 км;
— ракеты КСР-2 (1961 г.) для поражения надводных кораблей и наземных целей на дальностях до 170 км;
— ракеты-мишени КРМ-1.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЦИОННОЙ ПКР КС-1
Максимальная дальность пуска, км: 80-90 (впоследствии 130-150)
Крейсерская высота полета ракеты, м: 400
Максимальная скорость полета ракеты, м/с: 1060-1150
Скорость полета самолета-носителя при пуске, км/ч: 360-420
Высота пуска, м: 3000-5000 (впоследствии 2000-7000)
Система наведения: комбинированная — по прямому радиолучу + полуактивная РЛ ГСН
Стартовая масса ракеты, кг: 2760 (впоследствии 2850)
Масса боевой части, кг: 933-980 (К-450) 1015 (4Г52)
Тип боевой части: фугасная
Длина ракеты, мм: 8300-8400
Диаметр фюзеляжа, мм: 1200
Размах крыла, мм: 4722
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
2310warfor.me
КС-1 Комета Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Комета (значения).КС-1 «Комета» | |
---|---|
НАТО: AS-1 Kennel | |
КС-1 под крылом Ту-16КС ВВС Индонезии в музее ВВС в Джокьякарте | |
Тип | противокорабельная ракета |
Статус | снята с вооружения |
Разработчик | КБ-1 |
Главный конструктор | М. И. Гуревич |
Годы разработки | НИОКР: С 8 сентября 1947 ЭП: 25 марта 1949 — 3 ноября 1949 |
Начало испытаний | 4 января 1951 |
Принятие на вооружение | 1953 |
Производитель | завод №256 (Иваньково) |
Годы эксплуатации | 1953—1969 |
Основные эксплуатанты | |
Другие эксплуатанты | |
Основные технические характеристики | |
Макс. дальность пуска: 90 км | |
↓Все технические характеристики | |
Медиафайлы на Викискладе |
КС-1 (сокр. от «Комета-снаряд», изделие «Б», индекс ГРАУ — 4К87, по классификации МО США и НАТО — AS-1 «Kennel») — первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Модификации
- 2.1 КСС
- 2.2 «Стрела»
- 2.3 С-2 «Сопка»
- 2.3.1 ФКР-1
- 3 Тактико-технические характеристики
- 4 Эксплуатация
- 5 Эксплуатанты
- 6 Примечания
- 7 Литература
ru-wiki.ru
Крылатая ракета КС-1 «Комета» | Ракетная техника
]]>]]>
8 сентября 1947 г. вышло Постановление СМ СССР № 3140-1028, согласно которому предполагалось создать противокорабельные самолеты-снаряды «Комета» с дальностью стрельбы 100 км.
Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1), подчиненное Третьему главному управлению при Совете Министров СССР. Директором СК-1 был назначен П. Н. Куксеенко, а главным инженером — С.Л. Берия. В августе 1951 года СБ-1 было переименовано в КБ-1 Министерства вооружения. Разработка ракетной части этого комплекса, получившей обозначение «Комета-3» (K-III) поначалу поручалась ОКБ-155 А.И.Микояна. В ОКБ-155 параллельно обычному самолетному направлению была открыта тематика «Б» по беспилотной технике под руководством М.И.Гуревича. Однако, ОКБ-155 было крайне загружено основной «истребительной» тематикой и, с целью налаживания работ по самолетам-снарядам, постройки опытной серии и освоения производства, в соответствии с Постановлением СМ СССР от 1 сентября 1951 года эти задачи передавались на подмосковный завод №1 в г. Иваньково (ныне Дубна). Приказом МАП там был организован филиал №2 ОКБ-155, руководителем которого стал Я.И.Березняк. В связи с существенной новизной и важностью задания по системе «Комета» были развернуты беспрецедентные по объему исследования и испытания (решение, в дальнейшем немало значившее для успеха проекта, ставшего одним из наиболее удачных и надежных ракетных комплексов). Туполевское ОКБ-156 к маю 1951 года представило доработанный под носитель Ту-4КС (самолет №224203), оснащенный РЛС «Комета-2» в опускаемом обтекателе и парой балочных держателей БД-КС под крылом.
Испытаниям самого самолета-снаряда предшествовали полеты его пилотируемого аналога — изделия «К», оборудованного кабиной летчика-испытателя с минимумом пилотажно-навигационных приборов на месте штатной БЧ и убираемым в фюзеляж велосипедным шасси. Аналог предназначался для оценки летных качеств ракеты и доводки бортовой аппаратуры, в том числе на боевых режимах с наведением на реальную цель. Использование самолета «К» позволило существенно сократить расходы и время на отработку комплекса.
Первый полет аналога выполнил летчик-испытатель Амет-Хан Султан с аэродрома НИИ ВВС в Чкаловской 4 января 1951 года, затем испытания перенесли на крымский полигон ВВС. С мая начались воздушные старты аналога с борта Ту-4. Всего в испытаниях участвовали четыре самолета «К», на которых Амет-Хан, С.Анохин, Ф.Бурцев, В.Павлов и П.Казьмин выполнили 150 полетов. С переходом к отработке пусков по реальной цели доводилась система наведения и управления «Кометой» — аналог после сброса шел на цель, подобно боевой ракете, и лишь на конечном участке летчик отключал самонаведение, брал управление на себя и возвращался на аэродром. Все полеты прошли благополучно, хотя сами летчики считали их крайне непростыми. В одном таком полете аналог Амет-Хана сорвался с подвески с неработающим двигателем, который удалось запустить лишь у самой воды, в другом — у Бурцева не отключался автопилот и он, с трудом пересиливая рулевые машинки, едва смог отвернуть от корабля-цели. В полетах удалось выявить и другую проблему — обледенение двигателя ракеты, особенно в полетах над морем, при котором корка инея в камере сгорания делала невозможным его запуск. Выходом стало введение электрообогрева двигателя на подвеске.
Первый пуск ракеты, выполненный над Азовским морем у Арабатской стрелки в мае 1952 года экипажем капитана В.А.Никольского, завершился неудачей — из-за ошибки с установкой рулей ракета «провалилась», миновав луч РЛС, и упала в море. В ходе дальнейших испытаний доводилась работа системы и принимались меры по улучшению стабилизации ракеты, страдавшей неустойчивостью по крену. В одном из пусков ракета после схода с подвески попала под винты носителя, повредив ему сразу два мотора и перебив тяги управления еще одним. У пилотируемого аналога такой тенденции не было, но поймать причину не удавалось. Поскольку аэродинамически ракета отличалась от аналога только отсутствием фонаря кабины, его решили восстановить, имитировав дюралевым колпаком. В таком виде «Кометы» даже пошли в серию, и лишь позднее дефект, вызванный спецификой стреловидного крыла, был окончательно устранен настройкой автопилота.
Госиспытания системы прошли с июля 1952 по январь 1953 года с положительными в целом итогами, причем ряд достигнутых результатов превосходил заданные. В их ходе из 12 запущенных ракет 8 поразили цель — бывший гвардейский крейсер «Красный Кавказ», выводившийся в море и курсировавший после снятия экипажа у Феодосии. Избегая чрезмерных повреждений цели, ракеты использовались без БЧ, однако двухтонная «Комета» при скорости, близкой к звуковой, и без заряда пробивала борт корабля, оставляя дыры в 5-10м2. Обычно после удара в борту оставалась большая круглая пробоина от корпуса ракеты и пара небольших — от крыльевых грузов, сами же крылья срезались, словно ножницами. При одной из атак ракета прямым попаданием сбила башню крейсера, но залатанный в очередной раз корабль продолжал оставаться на плаву.
21 ноября 1952 года экипаж Никольского выполнил пуск «Кометы» со штатной БЧ. Цель, шедшая с 18-ти узловой скоростью, была обнаружена с дальности 120 км, с удаления 80 км при нахождении на траверзе Ялты экипаж произвел пуск, прямым попаданием отправивший корабль-цель на дно.
В 1953 году ракетная система «Комета» была принята на вооружение. Указом от 3 февраля 1953 года ее создателей наградили Сталинской премией.
Со смертью Сталина и арестом Л.П.Берия, его сын и другие руководители КБ-1 были отстранены от дел. Ведущая роль в работе над «Кометой» постепенно перешла к подмосковному филиалу ОКБ-155 во главе с А.Я.Березняком, где развернулось серийное производство ракет. 2 июня 1953 года завод №1 был переподчинен МАП, получив №256 (впоследствии ПО «Радуга»). К серийному производству подключился также смоленский завод №475 (согласно Приказу МАП от 25 апреля 1955 года). Казанский авиазавод №22 переоборудовал в носители несколько десятков Ту-4.
Для освоения «Кометы» в морской авиации в июне 1953 года в Крыму на аэродроме Гвардейское была сформирована специальная учебно-тренировочная часть №27 под командованием подполковника Леонова. В декабре 1953 года строевым экипажем был выполнен первый пуск ракеты «КС» по цели — транспорту «Курск». В течение двух последующих лет учебно-боевой подготовки летчики части произвели 18 пусков, поразив цели в 14 из них. Штабом части на основе обобщенного опыта было подготовлено наставление по боевой деятельности самолетов Ту-4КС.
Ракетное оружие давало морской авиации качественно новые возможности — инструкторы характеризовали «Комету» как «длинную дубину» нашего флота. Директивой ГШ ВМФ от 30 августа 1955 года на базе учебной части в составе авиации ЧФ был сформирован 124-й ТБАСП дальнего действия (с октября 1957 года -МТАП дд). В его составе, помимо 12 Ту-4КС и 8 Ту-4, имелись также специальные самолеты-имитаторы СДК-5 на базе МиГ-17, оснащенные аппаратурой наведения «К-1». Они использовались вместо боевых ракет для тренировок экипажей носителей. Аналогичное ракете оборудование позволяло отрабатывать атаку практически во всех режимах, включая самонаведение, что позволяло сберегать боевые «Кометы» и давало возможность анализа работы комплекса по данным бортовой КЗА самолета-имитатора. Позже появились более совершенные самолеты СДК-7 и СДК-15 того же назначения.
]]>]]>Дальнейшим развитием системы «Комета» стал авиационно-ракетный комплекс Ту-16КС. Для этого на Ту-16 установили аппаратуру наведения ракеты, отработанную на Ту-4КС. Доработали крыло, разместив на нем балочные держатели БД-187 и топливную систему ракеты. Поскольку места в гермокабинах самолета для оператора наведения ракеты не нашлось, то его кабину с системой жизнеобеспечения расположили в грузовом отсеке, закрепив на бимсах. Дальность Ту-16КС с двумя ракетами при максимальном взлетном весе 72000кг не превышала 3135-3560км. Высота полета носителя и его скорость при пуске КС были первоначально в пределах 4000-4500м ( в дальнейшем до 7000м) и 370-420 км/ч. РЛС носителя обнаруживала цели на удалении 140-180км, а пуск ракеты производился на дальности 90-70км. В конце 1950-х, после доработки системы дальность пуска была доведена до 130км.
Испытания Ту-16КС начались в 1954г. В следующем году новый комплекс был принят на вооружение. Первые ТУ-16КС поступили в авиацию ВМФ в конце 1957 года, в 124-й минно-торпедный авиаполк (МТАП) Черноморского флота. В боевом составе 124-го МТАП числилось 12 Ту-16КС, шесть заправщиков Ту-16ЗЩ и постановщик помех Ту-16ПС. Затем на ракетоносцы Ту-16КС перевооружился 5-й МТАП ЧФ, а в 1958 году комплексы начали поступать на Северный и Тихоокеанский флоты. К концу 1950-х на вооружении пяти МТАП состояло 90 комплексов Ту-16КС.
В 1957-58 г.г. провели ряд доработок ракетной системы. Запас топлива «КС» увеличили, повысив дальность до 130 км, добились надежного запуска до высоты 7000 м за счет поднятия давления топлива перед форсунками, причем удавалось выполнять запуск до высоты 10000 м. Анероидный высотомер дополнил более точный радиовысотомер. Для удобства хранения и транспортировки консоли крыла сделали складными. По результатам эксплуатации внедрили обогрев агрегатов и волноводов системы наведения, устранивший появление конденсата, обмерзание и сбои в работе по этой причине. Оптимизируя траекторию полета ракеты, доработали автопилот, обеспечив возможность пуска с малых высот — до 2000 м.
Была обеспечена возможность залпового пуска двух ракет одним носителем путем их последовательного ввода в луч РЛС и одновременного наведения (первый такой пуск выполнил в начале 1958 года экипаж командира 5-го МТАП В.Дубины). Наращивая число ракет в атаке, отработали наведение сразу трех ракет одним самолетом с пусками из боевого порядка «колонна» отрядом Ту-16КС. Пуски выполнялись с интервалом 15-20 сек., сходившие по команде ведущего ракеты брались его оператором на сопровождение.
Высотные пуски оказались тактически невыгодными — самолет при этом выходил из атаки слишком близко к цели, подвергаясь риску поражения ПВО. По расчету, при пуске с удаления 90 км и высоты 10000 м самолет к моменту попадания ракеты оказывался в 24 км от цели, тогда как при пуске с той же дальности, но с высоты 2000 м Ту-16 выходил из атаки в 43 км от цели. Маловысотный пуск повышал тактическую внезапность, обеспечивая скрытный выход в атаку, а вероятность поражения при пуске с 2000 м давала нормальные результаты — 2/3 ракет попадали в цель (т.е. пуск пары ракет гарантировал решение задачи).
Серьезное противодействие могли оказать средства РЭБ противника, что подтолкнуло к новым доработкам системы. С 1961 года ракеты оборудовались помехоустойчивыми блоками аппаратуры, что не только повысило их защищенность от средств РЭБ, но и снизило чувствительность к взаимным помехам РЛС своих же самолетов, срывавших синхронизацию работы К-1М. Для проверки провели 8 пусков КС-1 с самолетов, станции которых работали на одной частоте, и 6 ракет точно попали в цель. Положительные результаты были получены и при групповой атаке ракетоносцев с шести разных направлений, выпустивших ракеты менее чем за минуту. Все это позволило освоить групповое применение ракет, массируя их число и нанося «звездный удар» с разных ракурсов.
Пять ракет были собраны в комплектации с тепловой ГСН «Спутник-2», но на вооружение приняты не были — корабль, как излучающий тепло объект, был слабозаметной целью, и это направление развития не получило.
В авиации ВМФ удачный и хорошо освоенный ракетный комплекс «Комета» оставался на вооружении почти полтора десятка лет — до конца 60-х годов, когда его сменили более современные системы. Находившиеся в строю Ту-16КС переоборудовались под новые комплексы: так, начиная с 1962 года 65 машин прошли доработку под ракетную систему ]]>К-11-16]]>.
Ту-16КС поставлялась Индонезии, куда летом 1961 года прибыли 25 самолетов, а также Египту, где ими оснастили две эскадрильи. О каких-либо случаях боевого применения там «Комет» достоверные сведения отсутствуют, хотя появление индонезийских ракетоносцев отмечалось вблизи английской военной базы в Сингапуре.
Ту-16КС не довелось участвовать в реальных боевых действиях, но часть из них была поставлена в Индонезию и ОАР.
Состав
]]>]]>Самолет-снаряд «КС» представлял собой цельнометаллический моноплан преимущественно клепаной конструкции ( см. ]]>компоновочную схему]]>, ]]>проекции 1]]>, ]]>проекции 2]]>). Крыло со стреловидностью 55°, имело двухлонжеронную конструкцию с обычными элеронами управления по крену. Хвостовое оперение несло рули высоты и поворота. Фюзеляж по конструктивно-силовой схеме и компоновке практически повторял МиГ-15, отличаясь наличием объемистого отсека аппаратуры управления и БЧ вместо кабины летчика. Основными материалами были дюраль Д16Т и сталь 30 ХГСД в ответственных стыковых узлах, радиопрозрачные обтекатели формовались из пенопласта.
БЧ 4Г52 фугасного действия массой 1015 кг несла полтонны тротила и оснащалась контактным взрывателем. БЧ устанавливалась на место через большой верхний люк (возможность демонтажа диктовалась предполагавшимся ядерным зарядом, съемным для проведения регламентных работ, но такая комплектация «КС» не была осуществлена).
Отсек за БЧ занимал топливный бак, вмещавший 330 л керосина. Антенные блоки системы «К-1» располагались в хвосте на верху киля (ориентированная назад штыревая антенна наведения по лучу) и в носу над воздухозаборником (параболическая антенна полуактивной ГСН с координатором цели).
Шедшие от лобового воздухозаборника каналы сходились перед двигателем РД-500К, короткоресурсным вариантом ТРД с нерегулируемой тягой. Первое время ракеты комплектовались обычными самолетными двигателями, поступавшими после израсходования ресурса и переборки. По мере наращивания выпуска ракет промышленность освоила специальное исполнение РД-500К, отличавшегося использованием более дешевых узлов и материалов, достаточных для непродолжительной работы двигателя. Упрощенный и облегченный РД-500К был однорежимным. С него сняли часть автоматики системы регулировки, запуск вместо электрического стартера обеспечивался пиротехническим агрегатом. По сравнению с исходным двигателем массу удалось снизить на 100 кг — с 581 до 481 кг. Помимо производивших РД-500 заводов №500 в Москве и №16 в Казани, специально для крылатых ракет развернули с 1958 года выпуск РД-500К на заводе №478 в Запорожье, давшем 595 двигателей.
Методика применения ракетного комплекса выглядела следующим образом (см. ]]>схему]]>): с помощью РЛС самолет-носитель обнаруживал цель, после чего станция переводилась в режим автоматического сопровождения. С выходом на рубеж пуска с удаления 70-90 км при скорости не более 360 км/ч и высоте 3000-4000 м (по условиям запуска двигателя ракеты) производился пуск. При отходе от носителя ракета просаживалась, теряя высоту, чтобы не задеть носитель, и с разгоном уходила вперед, попадая в радиолуч, направлявший ее на цель. Высота полета при этом контролировалась барометрическим высотомером, не допуская чрезмерного снижения и задевания за препятствия.
На расстоянии 20-30 км от цели, когда отраженный от нее радиолокационный сигнал становился достаточно сильным для устойчивого захвата ГСН, на нее переключалось наведение. Самолет после пуска шел с уменьшенной до 320 км/ч скоростью, отставая от ракеты и продолжая вести подсветку цели до ее поражения. К моменту встречи ракеты с целью носитель находился на расстоянии 40-50 км и мог выйти из атаки, оставаясь далеко за пределами досягаемости зенитного огня.
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы, км | 80-90 (130-150) |
Высота полета крейсерская, м | 400 |
Скорость полета, км/ч | 1060-1200 |
Габариты, м длина высота максимальный диаметр корпуса размах крыла угол стреловидности крыла | 8,29-8,44 2,457 1,2 4,722 (4,8-4,9) 57,5 |
Стартовый вес, кг | 2,735-2,737 (2,750) |
Двигатель | ТРД РД-500К |
Тяга двигателя, кг | 1490-1500 |
Вес двигателя, кг | 481 |
Вес топлива (керосин Т-1), кг | 165 |
Вес масла, кг | 110 |
Тип держателя | балочный БД-КС (Ту-4КС) и БД-187 (Ту-16КС) |
БЧ | осколочно-фугасная, К-450 (в дальнейшем 4Г52) |
Вес БЧ, кг | 933-980 (1015) |
Вес взрывчатого вещества, кг | 500 |
Система управления | радиокомандная с ПАРЛГСН К-IIМ |
Дальность действия ГСН, км | 10-20 |
Автопилот | АПК-5В (АП-5) |
Скорость носителя, км/ч | 370-420 |
Высота пуска, км | 3000-5000 |
Самолет-носитель | Ту-4КС, Ту-16КС |
Источники
- С.Мороз, Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР
- А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты
- Марковский В., Перов К. «Авиационные крылатые ракеты» // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г
- ]]>Ракетный комплекс КС-1 ]]>
rbase.new-factoria.ru
Комета Темпель 1
Так выглядит ядро кометы Темпель 1
Астрономы не всегда ограничиваются наблюдениями через телескоп. Комета Темпель 1 или 9P/Темпеля (9P/Tempel 1) может это подтвердить — ученые разбили об нее 372-килограммовый снаряд ради научных целей, сделав кратер в 100 метров в поперечнике. Так Темпель 1 стала первой в мире кометой, на которую «приземлился» зонд.
Характеристики кометы Темпель 1
Случилось это в рамках миссии «Deep Impact», что переводится как «глубокое влияние». Почему была выбрана именно Темпель 1? У нее один из кратчайших периодов обращения вокруг Солнца — всего 5 с половиной лет. Для сравнения, период первой кометы с доказанной периодичностью — кометы Галлея — составляет 75 лет. Второй причиной стала принадлежность Темпель 1 к семейству Юпитера, то есть отдаляется от Солнца не дальше него — что немаловажно, учитывая способность комет долетать к границам Солнечной системы. Вся эта точность необходима из-за непостоянности орбиты кометы. Чем меньше разброс значений, тем больше шансов у зонда выполнить свою миссию. Сыграли роль и другие характеристики кометы — а именно:
- Масса Темпель 1 оценивается в 5×1013 кг при длине в 7,6 километров. Итоговая плотность кометы — 0,62 г/см3, что сравнимо с плотностью картона — если бросить комету в воду, то она не потонула бы, а плавала на поверхности, как дерево. Такая легкость объясняется тем, что комета преимущественно состоит из слоев пыли и льдов различных веществ — в том числе и воды. До миссии «Дип Импакт» считалось, что именно лед преобладает в структуре комет. Но оказалось, что пыли куда больше — до 80% кометы Темпель 1 занимают пустоты между пылинками и пластами льдов.
- Плотность Темпель 1 достойна отдельного упоминания — ученые не обнаружили никаких признаков сжатия материала кометы ближе к центру. Это подтверждает теорию того, что кометы — это небольшие каменные или металлические астероиды, которые «наворовали» из колец Сатурна воду и пыль. Но дальнейшие исследования открыли, что Темпель 1 не принадлежит к таким кометам — он застал первые дни Солнечной системы.
- Поверхность Темпель 1 на четверть покрыта льдом, причем большинство льда — около 19% — это комки снега, свалянные с пылью. Именно этот лед, нагреваясь в лучах Солнца, образует кому кометы — гигантское облако из газов и пыль, покрывающее Темпель на расстоянии от 700 до 500 километров (на момент подлета «Дип Импакт». К слову, только благодаря коме и хвосту — «шлейфу» комы — комету можно увидеть. Светоотражающая способность Темпель 1, альбедо, составила 4% — чуть больше, чем в угля.
Материалы по теме
Открытие преобладания пыли над водой в составе кометы не было единственным прорывом, сделанным миссией «Дип Импакт». В материале Темпель 1, выброшенного в космос ударом зонда, нашли и органические вещества. Это были не только «классические» в Солнечной системе углекисл
spacegid.com