КОЛОДКИ. Пытки и наказания

Хотя они в принципе сродни позорному столбу, поскольку и то и другое применялось для выставления преступников на посмешище сограждан, вполне возможно, что колодки имеют более древнюю историю, чем позорный столб.

Как в Ветхом, так и в Новом Заветах, нет недостатка в упоминаниях этого вида наказания. В соответствии с 16-й главой Деяний, римляне схватили Павла и Силу «и, давши им много ударов, ввергли в темницу, приказавши темничному стражу крепко стеречь их; получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду». Темничный мог бы предположить, что его колодки вряд ли смогут удержать таких знаменитых заключенных, потому что как только они оказались в колодках, Павел и Сила, «молясь, воспевали Бога… и вдруг сделалось великое землетрясение, так, что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели».

 Сложное приспособление для пытки на блоке.

В Англии в 662 г. колодки называли саксонским словом «сток» (stocc). Они представляли собой тогда две тяжелые колоды, между которыми зажимались лодыжки преступников. Колоды могли опускаться и подниматься между двумя вертикальными стойками. Прошло еще несколько столетий, прежде чем колодки превратились в состоящее из двух досок устройство с одним отверстием, куда зажималась нога преступника. И еще позже они превратились в знакомую всем конструкцию с отверстиями для запястий и лодыжек. По сообщению Берфорда, самую раннюю иллюстрацию с изображением колодок можно найти в псалтири XII века, хранящейся в библиотеке Тринити — колледжа в Кембридже.

 Различные конструкции колодок.

Естественно, колодки имели самые разнообразные конструкции. Приведенные здесь иллюстрации из Германии, где колодки всегда были наказанием за сексуальные преступления, такие, как супружеская измена, сводничество, а также за безделье и бродяжничество.

 Лолларды в колодках.

Хотя мы привыкли видеть колодки на деревенской лужайке или на городской базарной площади, они также имелись в средневековых тюрьмах, как и тогда, когда Павел и Сила так удивили римлян.

Многие авторы согласны с тем, что для пытки колодки использовались тогда, когда нужно было сделать заключение в камере более мучительным. В XV столетии во время преследований лоллардов, последователей Джона Виклифа[47], Джордж Кинг, Джон Уэйд, Томас Лейс и Вильям Эндрюс содержались в колодках в башне Лоллардов, где все они и умерли.

 Китайские колодки.

В последующие времена возникли разногласия по поводу точного местонахождения башни Лоллардов, потому, что хотя и существовала тюрьма с таким названием рядом с башней Ламбет, она появилась здесь уже после смерти Кинга, Уэйда, Лейса и Эндрюса. В своей книге «Лондонские тюрьмы» Ричард Бирн выдвигает предположение о том, что башня Лоллардов находилась рядом со старым собором святого Павла, где, как известно, пытали еретиков. Собор сгорел во время Великого пожара в Лондоне, в XVII веке, примерно в те же годы, когда башня Ламбет стала тюрьмой. «Вполне возможно, — продолжает Бирнс, — последующие поколения просто перепутали названия».

Колодки оставались в употреблении до середины XIX столетия, хотя в последний раз ими воспользовались в 1872 г.

Колодки для пальцев

Эти колодки предназначались для зажатия только пальцев правонарушителей и служили той же цели, что и колодки для ног или позорный столб. Их и сейчас можно обнаружить в некоторых церквях, где их использовали в прежние времена для наказания тех, кто пропускал церковные службы или засыпал во время проповеди. Их использовали в школах для наказания нерадивых и непослушных учеников, а также в частных домах, где таким образом наказывались ленивые или неряшливые слуги.

Колодки для пальцев состояли из двух половинок на петлях с вырезанными в них желобами для пальцев. Когда пальцы оказывались в уготованных для них местах, верхняя и нижняя половина соединялись и закрывались на замочек.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Колодки — брус | Torture Museum

Техническое описание

Колодки являются одним из самых древних орудий для наказания мятежников и преступников. Первые упоминания о них присутствуют еще в Ветхом Завете, а в наше время их всё еще продолжают применять к заключенным.

Представляет собою бревно или доски с отверстиями для ног, а иногда также рук или головы. В эпоху Средневековья, когда наказание было публичным действом, человека сковывали в столь позорном и неудобном положении и оголяли ступни. Каждый прохожий мог проявить недовольство и поиздеваться над несчастным, пощекотав ему пятки. Но часто жестокость толпы переходила всякие границы и человека забрасывали грязью, экскрементами, осыпали бранью и плевками. Дополнительное унижение преступник испытывал при каждом возникновении естественной потребности, ведь всё приходилось делать прилюдно. Обыкновенно данный приговор выносили дезертирам лицам, нарушавшим воинские обязанности. Также данный вид заключения и наказания стал популярен в период колонизации Америки и применялся пуританами к представителям низших слоев населения.

Интересный факт:

19 марта 2012 года в Южной Африке зарегистрирован случай публичного заключения в колодки. Жертвой стала тридцатичетырехлетняя замужняя женщина Альфреда Бланко Базилио, совершившая преступный адюльтер с восемнадцатилетним парнем. Её приговорили к 72 часам задержания.

Художественное описание

А это конструкция не представляет собой ничего особенного. Вам все же интересно?

Двух неопрятного вида мужчин без церемоний подводят к деревянному брусу с круглыми отверстиями. Они призывали народ к бунту, и были приговорены к публичному наказанию. Их заставляют снять обувь, и сесть на холодную землю. Затем ноги преступников зажимаются в отверстиях. Стражники уходят.

Не проходит и часу, как мятежники начинают ощущать тяготы неудобного положения. Икры и ягодицы затекают, голые ступни леденеют, а поясница начинает ныть от постоянного напряжения. Проходящие мимо люди выкрикивают непристойные ругательства в их сторону, а один весельчак пытается щекотать гусиным пером грязные пятки. Один из преступников тянется, чтобы схватить обидчика, но конструкция колодок не дает ему это сделать, и он ударяется спиной о твердые камни.

Наступает ночь. Узники дрожат то ли от холода, то ли от сильного напряжения в затекших мышцах. Голод высасывает последние соки. Мужчины впадают в тревожный полусон. Веки одного из них смыкаются, и стоит только ему наклонить голову, как тело вздрагивает от нервного испуга, и резкий толчок через деревянную перемычку передается второму преступнику. Кто-то проходит совсем рядом, но в темноте не различить лица. Быть может это подельник хочет освободить своих товарищей? Раздается отвратительный звук, и в лицо одного из мужчин летит плевок.

Так что, проходите мимо. Не стоит мучить свой благородный взгляд этим низменным зрелищем.

torturemuseum.net

10 шокирующе-странных пыток, которые использовались в старые времена для наказания преступников (11 фото)

Необычные методы наказания

Пожалуй, на любом историческом этапе и в разных странах существовала преступность. Воры, мошенники, убийцы были настоящим бичом общества, а государство пыталось бороться с ними самыми различными способами. Методы наказания наши предки выбирали порой весьма необычные и даже шокирующие. О них и пойдёт речь в нашем обзоре.

1. Грампуссинг

Моряков, которые уснули на часах, били палками

В армии любой страны всегда жестоко наказывали людей, которые не исполняли своих обязанностей. К примеру, на флоте во время правления короля Генриха VIII моряков, которые уснули на часах, били палками. Так повторялось три раза, причем каждый раз количество ударов возрастало. После того, как вахтовой засыпал в четвертый раз, его привязывали в передней части корабля и давали нож. У него был выбор: либо умереть от голода, либо зарезать самого себя.

Также существовало наказание под названием грампуссинг. Хотя о нем осталось очень мало исторических записей, это выглядело примерно так: руки человека связывали. В рукава ему заливали 2 ведра воды. Когда человек издавал булькающий звук, задыхаясь, считалось, что этот звук был похож на тот, который издает грампус (разновидность дельфина).

2. Плащ пьяницы

Бочка с отверстиями для головы и рук

Хотя некоторые меры наказания были изобретены исключительно для того, чтобы смущать провинившегося. К таковым относится плащ пьяницы, который был использован в качестве наказания за пьянство в общественном месте в течение 16 и 17 веков. На провинившегося надевали бочку с отверстиями для головы и рук и выпускали в таком виде на улицу (также выпивоха должен был пожертвовать пять шиллингов беднякам).

Эта тактика была настолько общепринятой, что вскоре стала стандартным наказанием в Англии и начала распространяться по всей Европе. В Германии ее назвали schandmantel (пальто позора). В Испании был свой вариант наказания, в котором человека в бочке привязывали к позорному столбу.

3. Шейная колодка

Деревянная рама не позволяла дотянуться руками до рта

В Китае метод наказания шейной колодкой был впервые упомянут в 17 веке. Существовало несколько видов шейных колодок, которые работали примерно одинаково: преступнику одевали на шею деревянную раму, чтобы он не мог дотянуться руками до рта.

Человека, который не мог сам прокормить себя, оставляли на милость других людей в общине. Некоторые варианты колодки весили до 90 кг, что часто приводило в итоге к перелому шеи. Другие колодки фиксировали преступника неподвижно в общественных местах.

4. «Нет валлийскому»

Валлийский Красный Дракон

В 1847 году британское правительство решило, что валлийская система образования плохая. Дети были малообразованными и мало мотивированными, а учились они в плохих условиях. В итоге было принято решение, что единственный способ спасти валлийцев — сделать для них основным английский язык.

В школе валлийским детям разрешали говорить только по-английски. В качестве наказания тем, кого ловили при разговоре на родном языке, вешали на шею деревянную табличку с надписью «Нет валлийскому». В качестве повторного наказания ребенка избивали.

5. Тюремная беговая дорожка

Дорожки подключали к мельницам

Беговая дорожка, которая в основном использовалась в качестве наказания в британских тюрьмах 19 века, была похожа на современный тренажер. Тем не менее, тюремная беговая дорожка была сделана вовсе не для фитнеса. Заключенные были вынуждены ходить по ней в течение восьми часов в день с редкими перерывами.

Однообразие и напряженная работа были призваны удержать заключенных от совершения других преступлений. Также эти дорожки нередко подключали к мельницам: заключенные не просто ходили, а и мололи муку.

6. Испытание судом божьим

Виновен или невиновен? Поможет только чудо

Испытание судом божьим — метод наказания, при котором люди обращались к воле Божьей , чтобы определить вину или невиновность подозреваемого. Суд назначали для проверки обвиняемого тяжелое испытание, пройти он которое мог только благодаря чуду. используемого для проверки обвиняемому. Если человек сумел выжить, то его признавали невиновным.

К примеру, обвиняемого заставляли достать камень из кастрюли с кипящей водой. Если через три дня его руки не исцелялись, то человека признавали виновным. В ходе более простого испытания обвинитель и обвиняемый стояли перед крестом с поднятыми руками. Если обвиняемый опускал руки первым, то он был виновен.

7. Смоляная шапка

Скальпирование по-английски

Смоляные шапки в основном одевали на людей, подозреваемых в участии в Ирландском восстании 1798 года. Смоляная шапка была коническим шлемом, созданным из любого материала. В шапку наливали кипящую смолу, после чего ее одевали на голову подозреваемого. Когда шапку снимали, она снималась с волосам и кожей головы.

8. Создание пакли

Трудоемкий и скучный процесс

Это наказание было популярным в тюрьмах в течение 18 — 19 веков. В то время старые веревки с судов не выбрасывали, а использовали для изготовлении пакли. Веревку разрезали на куски, распускали на волокна после чего смешивали со смолой. Так делали герметизирующую смесь, которой замазывали трещины в деревянных кораблях, чтобы сделать их водонепроницаемыми. Процесс был очень трудоемким и скучным, поэтому неудивительно, что его поручали заключенным.

9. Подвешивание

Подвешивание в средневековой Европе

Подвешивание часто использовалось для наказания в средневековой Европе, особенно в армии. В землю вбивали кол острием вверх, после чего над ним подвешивали преступника (за запястье или за палец, по разным данным). Веревку натягивали так, чтобы человек мог стоять, опираясь на кол одной ногой или, когда боль становилась невыносимой, подтягиваться на запястье, что тоже причиняло боль. В результате этого наказания дико болело все тело.

10. Полевое наказание номер один

Полевое наказание №1

Когда в британской армии в 1881 году была отменена порка, чиновники задумались о новых способах вершить правосудие над теми, кто был виновен в незначительных правонарушениях, таких как пьянство. Одним из таких наказаний, которое в итоге использовалось до 1920 года, стало так называемое «полевое наказание №1».

Провинившегося приковывали наручниками к неподвижному объекту, чаще всего к лафету пушки или колесу телеги на 2 часа каждый день. Иногда человека приковывали к специально вкопанному в землю столбу или деревянному кресту. Наказание №1 не отменяли даже в лютый мороз или проливной дождь.

nlo-mir.ru

Колодки Википедия

Содержание в колодках ведьм перед их сожжением. Миниатюра рукописи XIV в. Франц Эйзенхут. «В ожидании наказания». 1890 г.

Коло́дки — деревянная конструкция с прорезями для головы и рук, одной ноги или обеих ног человека.

В старину использовалась для содержания пленных или заключённых, либо как орудие пытки или наказания преступника, а также как средство конвоирования задержанных лиц из/к местам заключения.

Наказание

В частности, закованного в колодки преступника выставляли для публичного осмеяния. Преступника иногда оставляли в жаркий день без пищи и воды. Наказание считалось позорным ещё и потому, что, находясь в колодках, осуждённый был вынужден справлять естественные надобности в штаны. В Средние века являлись наказанием за незначительные преступления, которому местные власти могли подвергнуть осуждённых по приговору поместного или городского суда.

Употреблялись в армиях и на военных флотах некоторых государств для наказания провинившихся солдат. К такому наказанию приговаривались, в частности, известный писатель Даниэль Дефо и британский адмирал Томас Кокрейн.

Упразднены во Франции в 1832 году, в Англии в 1837 году, в исламских и африканских государствах — в первой четверти XX века.

Этапирование

До появления наручников, колодки на руки и шею применялись при этапировании заключённых на Руси и в Российской империи (для производства кандалов требовался металл, колодки можно было быстро изготовить из подручных средств, кроме того они практически полностью ограничивали конвоируемому возможность движения руками, в то время как кандалами можно было удавить конвоирующего). Этапируемые лица именовались «колодниками». Так же под этим термином в документах тех лет понимались опасные и особо опасные разбойники.

В художественной литературе

См. также

Литература

  • Всемирная история: люди, события, даты / Иллюстрир. энцикл. для всей семьи: Пер. с англ. // Copyright © 2001 ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест» // ISBN 5-89355-035-8
  • Колода, орудие наказания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Patibulum // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Furca // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.

wikiredia.ru

Наказания в Англии и Америке: b_a_n_s_h_e_e — LiveJournal

Итак, популярные наказания в Англии и Америке. Всех мне не обхватить, но хотя бы штуки три.

Почти каждый город в старой Англии и в колониальной Америке был оснащен колодками, а так же стулом для окунаний в воду и позорным столбом. Как же можно претендовать на цивилизацию, если таких насущных инструментов нет под рукой!

Первым пунктом в нашем рассказе будут колодки (stocks)- очень распространенное наказание, применявшееся как в Старом так и в Новом Свете за все, что только можно. В частности, в Англии так наказывали за воровство, избиение жен, не подчинения хозяевам, бродяжничество, нарушение заповеди о дне субботнем, азартные игры, пьянство, гадание, и т.д. Наказание применялось со стародавних времен — в частности, в рукописях 12го века находят изображение колодок. Они упоминаются и в «Короле Лире» Шекспира, когда Корнуолл приказывает таким образом унизить Кента. Не удивительно, что король Лир остолбенел, а потом разъярился от такой дерзости — колодки считались плебейским наказанием, не для джентльменов и уж точно не для королевских слуг. Колодки представляли собой две толстые тяжелые доски, между которыми находились зазоры для ног осужденного. Доски смыкались и запирались на замок. Ноги вытащить было невозможно, приходилось сидеть на площади, сколько скажут. Ну а вид человека в колодках, который не может при случает догнать и дать пинка в ответ, провоцировал прохожих на разные мелкие пакости. В наказанных с удовольствием швыряли гнилыми овощами, дохлыми котятами, а то и камнями.

Помимо колодок дня ног существовал еще один вид колодок. По-английски они именуются pillory, русскоязычные словари обычно переводят это слово как «позорный столб,» но на самом деле это не одно и то же. Скорее уж это колодки для рук и головы — если вы когда-нибудь посещали Renaissance Fairs или подобные мероприятия, вы знаете что я имею в виду. Фотография с такими колодками есть у каждой американской семьи. Принцип работы был точно таким же как у колодок для ног, с той лишь разницей, что в отверстия просовывали руки и голову. Осужденному приходилось стоять, а не сидеть. Можно только представить, как ныла шея после такого опыта. Такой вид колодок применялся вплоть до 30х годов 19го века.

Третий вид колодок порадует почитателей Толкина, потому что называется он bilboes. Впрочем, к очаровательному хоббиту эта штуковина не имеет отношения. Инструмент представлял собой толстый железный прут, к которому крепились кандалы. Когда к ним приковывали ноги осужденного, он не мог свободно передвигаться. Иногда железный прут присоединяли к полу или к стене, для пущей суровости.


Колодки


Bilboes


Pillory


Позорный столб, т.е. столб для порки.


Та же гадость, только более многофункциональная.

Второй пункт в нашей скорбной повести — это стул для окунания в воду. Именно для окунания, а не для продолжительного погружения с  целью проверить, не отрастут ли у преступника жабры. Это наказание, преимущественно женское, применялось для  невоздержанных на язык — т.е. для тех кто скандалил, ругался, сквернословил и т.д. Отсюда и сама концепция — холодная вода охлаждает горячую голову. Родись я в те времена, я б с этого стула не слезала. С другой стороны, если в середине июля — то почему бы нет? Только чур в купальнике, а не в трех слоях мокрого белья.

Работает этот механизм по принципу рычага — с одного края стул, с другого рычаг, давишь на него и стул погружается в реку. Хотя существовали и модификации. Когда стул не был в употреблении, рычаг запирали на замок, потому что у местных ребятишек всегда было искушение поиграться с этой забавной штукой.

Некоторые стулья украшали рисунки или поучительные стихотворения вроде этого
«Of members ye tonge is worst or beste
An yll tonge oft doth breede unreste.»

Так же Бенжамен Уэст в 1780м году написал целую оду этому приспособлению 

«There stands, my friend, in yonder pool
An engine called the ducking-stool;
By legal power commanded down
The joy and terror of the town.
If jarring females kindle strife,
Give language foul, or lug the coif,
If noisy dames should once begin
To drive the house with horrid din,
Away, you cry, you’ll grace the stool;
We’ll teach you how your tongue to rule.
The fair offender fills the seat
In sullen pomp, profoundly great;
Down in the deep the stool descends,
But here, at first, we miss our ends;
 But mounts again and rages more
Than ever vixen did before.
So, throwing water on the fire
Will make it but burn up the higher.
If so, my friend, pray let her take
A second turn into the lake,
And, rather than your patience lose,
Thrice and again repeat the dose.
No brawling wives, no furious wenches,
No fire so hot but water quenches.»

И наконец еще одна жуткая вещь — намордник для сплетниц и скандалисток (brank, scold’s bridle, gossip’s bridle). Намордник представлял собой железную клетку для головы, часто с цепью, за которую осужденную водили по городу чтоб другим неповадно было. Так же в клетке находилось особое приспособление, которое давило на язык — или просто пласт металла, или железо с колючками. Таким образом пошевелить языком было  невозможно, не говоря уже о том, чтобы оный язык чесать.

Мораль — как хорошо что я здесь а не там.

Материал взят отсюда http://www.getchwood.com/punishments/curious/index.html

b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com

Музей средневековых пыток. Часть 1

«Выставка средневековых орудий пыток», проходящая в Таллине, была собрана из экспонатов со всей Европы. В зале было представлено более 50 подлинных орудий пыток и умерщвлений, использовавшихся во времена инквизиции. Зрелище для многих жутковатое, но крайне интересное. Впечатлительным и нежным личностям просмотр не рекомендуется.


Начнем с самых «безобидных» приспособлений…

Колодки

Первое, что бросалось в глаза на рыночной площади или у въездных ворот, были колодки, которые считались почти обязательным атрибутом любого средневекового города. Этот предмет, так же как и кандалы и позорные маски, принадлежал к разряду телесных наказаний, созданных для того, чтобы наказуемый являл собой живое увещевание для окружающих. Идея состояла в том, чтобы не только покарать конкретного преступника, но и сохранить устои общества, защитить его от попрания общественной морали и этики.

Заключением в колодки наказывали лжецов, воров, пьяниц и сварливых женщин. Это считалось легким наказанием, но могло стать и более серьезным, если жертву, не имеющую возможность двигаться в своих деревянных оковах, народ начинал оскорблять, а зачастую и толкать, шлепать, поджигать и даже наносить увечья. Жестокая щекотка боков жертвы или ее лица могла сделать наказание невыносимым. Такие случаи демонстрируют, насколько тонка грань, отделяющая поддержание общественного порядка и садизма.

Ошейник с бубенцами

И в Средние века люди беспокоились о своей репутации. Многие наказания за мелкие проступки играли на чувстве стыда провинившегося. Самое широкое распространение получило привязывание человека к позорному столбу. На виновного могли также надеть железный железный ошейник с бубенцами. Звон бубенцов должен был все время напоминать виновному о его проступке, а также служить предупреждением для других людей.
Если наказанный был вынужден носить ошейник более длительный срок, то на его шее могли возникнуть язвы, которые часто вызывали заражение крови.

«Флейта-шумелка» («Дудка крикуна»)

Термин «флейта-шумелка» использовался в некоторых итальянских документах 18 века. Это изобретение применялось в качестве наказания для виновным в мелких проступках: спорах, нарушении общественного порядка, использовании непристойных и нецензурных слов. Приспособление надевали на шею «преступнику» на различное время, причем пальцы обвиняемого помещали в специальные тиски. Инструмент также использовался в качестве кары для плохих музыкантов, чье слабое исполнение терзало уши.

Скрипка сплетниц

Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в-основном, к виновным в клевете или оскорблении личности. Руки и шея жертвы закреплялись в молитвенной позе. Можно себе представить страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.

Железные сапоги

Железные сапоги начали использовать в Австрии в XVII веке. Эти сапоги из железа с виду напоминают удобную современную обувь. Их размер регулировался с помощью винтов. Наказуемый должен быть носить сапоги в течение времени, которое определял суд. На сапоги прикреплялись бубенчики, которые давали понять окружающим, что этот человек несет наказание. Если человек пытался освободиться от сапог, его наказывали снова, и гораздо тяжелее.

Позорная маска

Виновные должны были надевать маски, когда появлялись на людях, чтобы все видели, что преступление раскрыто и виновный в нем раскаивается. Но маски порой были настолько изощренной формы, что по ним трудно было догадаться о том, за какую именно провинность несет кару осужденный. Чаще всего маски изготавливали деревенские умельцы. В Австрии женщины, которые одевались вызывающе, должны были носить такие маски — настоящие произведения искусства. В прошлые века было очень важно иметь незапятнанную репутацию в обществе. Многие наказания были бескровны и призваны выставить провинившегося на всеобщее осмеяние (позорный столб — одно из самых известных наказаний подобного рода, и его исчезновение должно удивлять, особенно в наше время, когда общественная мораль пала так низко).

Покаянные рубашки

Эти средства можно отнести к разряду моральных пыток. они применялись как наказания за мелкие нарушения. Их шили из грубого джута, украшали вышиты красным крестом. Виновный надевал подобную рубашку на определенный срок на богомолье, чтобы поклониться известным святым, к мессе или просто во время официальной церемонии. Во время покаяния грешников просили раскаяться и отречься от своих заблуждений и вновь принести клятвы веры. Иногда в процессе кающиеся должны были нести тяжелые железные или каменные четки.

Совсем другой была одежда смертников. они должны были надевать на казнь длинные рубахи, украшенные демоническими сценами или изображениями совершенных преступлений. Использование покаянных рубашек, митр, четок, было особенно популярно в Испании, где казни превращались в пышные церемонии, называемые Аутодафе, в которых толпу призывали участвовать. Осужденные, облаченные в мантии, называемые «сабенитос», выстраивались в определенном порядке в соответствии с тяжестью содеянного. Печальную процессию возглавляли служители церкви, которые несли знамена Инквизиции, за ними следовал конвой, в чьи обязанности входила охрана заключенных. Порядок расположения осужденных был следующим: впереди шли те, чья вина невелика и кто мог торжественно отречься от своих заблуждений, затем располагались приговоренные к телесным наказаниям, и после них те, кто должен быть передан гражданской власти для производства казни. Обычно несли также чучела тех, кому удалось сбежать от Инквизиции и приговоренных заочно.

Надо заметить, что активно участвующая в подобных церемониях Церковь обещала индульгенцию на сорокадневное отпущение грехов, но, скорее всего, и без такой привилегии толпа была бы огромная.

Железный сапог

В 18 и 19 веках, перед тем, как эпоха либерализма и падение абсолютных монархий вернули достоинство людям, эта пытка применялась к виновным в совершении различных преступлений, особенно в странах, говорящих на немецком языке. Судебные власти постоянно заботились о том, чтобы лучшие мастера ремесленного дела создавали все более совершенные приспособления, позволяющие все лучше осуществлять правосудие через страдание и все эффективней решать задачу по ослаблению воли заключенных. Эти железные сапоги, снабженные системой, аналогичной системе в тисках, постепенно сжимали голень жертвы, одновременно препятствуя ее попыткам вставать. Осужденный должен был ходить, и легко представить его мучения. В Италии среди хулиганов общеупотребительной является фраза «Я тебе ноги переломаю!». Раньше это делалось на совершенно законных основаниях.

Шейный кляп

Оружие, которое используется полицейскими и надсмотрщиками в тюрьмах, отличается специфическими функциями — осуществлять контроль и репрессии в отношении безоружных заключенных. Определенный интерес представляет шейная ловушка — кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Любого заключенного, который пытается спрятаться в толпе, можно было без труда остановить при помощи данного приспособления. После поимки за шею он уже не мог освободиться, и его заставляли следовать за надсмотрщиком без опасения, что он окажет сопротивление. Подобные средства до сих пор применяются в некоторых странах, и в большинстве случаев они снабжены электрошоковым устройством.

Вилка еретика

Этот инструмент, плотно охватывающий шею кожаный ремень с четырьмя острыми шимапи, вонзающимися в тело под подбородком ив районе грудины, препятствовал любым движениям жертвы, не мешая, однако, обвиняемому признать свою вину. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве, а также при обвинении в обычных преступлениях.

Эльзасский сапог

Удовольствие, которое некоторые находят в усложнении жизни других людей, подвигало инквизиторов на поиск лучших мастеров для создания все новых инструментов насилия. Эти экстравагантные кандалы известны по старинным гравюрам. «Эльзасский сапог» служил для того, чтобы сковывать ноги одного заключенного или приковывать одного заключенного к другому. Возможное происхождение, как можно судить из названия, — Франция 16-17 вв.

Клеймение

Дополнительным наказанием за серьезные проступки было выжигание клейма на теле преступника.

Стальной пояс

Чтобы у подозреваемого не было возможности оказать физическое сопротивление, в инквизиции использовались специальные стальные пояса. Это прототип современной смирительной рубашки. Однако в Средние века стальные пояса стальные пояса применялись не для усмирения буйных душевнобольных. Пояс позволял палачу без помех пытать свою жертву.

Пояс надевался на талию человека, а оба запястья заковывались в кандалы, находившиеся с обеих сторон. Поскольку жертва не могла двигаться, то длительное пребывание в стальном поясе приводило к мышечной атрофии. Пояс использовался еще в одной пытке, которая на латыни называлась «Murus strictus». Человека заковывали в пояс и помещали в узкую темную подземную клеть, где не было возможности ни стоять, ни сидеть, ни лежать. Больше всего мучений доставляли укусы крыс, поскольку жертва не могла себя защищать. Укусы крыс и были обычно причиной смерти.

Испанский сапог

Об этом широко распространенном орудии пыток говорится еще в литературе XV века.
Этот инструмент всегда был очень популярен, так как позволял достаточно легко пытать людей. Ступню преступника помещали в «сапог», и в случае, если тот отказывался признаваться в преступлении или лгал инквизиторскому суду, то сапог начинали сжимать с помощью специальных винтов и делали это до тех пор, пока из-за невыносимой боли даже самые упрямые не начинали говорить.

Для особенно выносливых пытка заканчивалась тем, что ступня была полностью раздавлена. Как в прошлом, так и в настоящее время такие пытки всегда заканчивались инвалидностью жертвы.

Молитвенный крест

Жертву приковывали к этому орудию пыток распятым. Молитвенный крест был создан на границе XVII-XII веков, вероятно, в Австрии. На это указывает запись в книге «Правосудие прошлого», которая находится в музее криминалистики в Ротенбурге, Германия.
Автор книги рассказывает об одном подобном кресте, который находился в башне Зальцбургского замка в Австрии.

dane-mo.livejournal.com

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2.

В прошлой публикации — ТУТ — я рассказывала о древних русских сумочках.

А теперь посмотрим на древнюю русскую обувь.

На основе материалов археологических раскопок исследователи выделяют три вида кожаной обуви: поршни, мягкие ботинки (или туфли) и сапоги.

Предполагают, что у русских, как у всех славянских народов, древнейшая обувь представляла собой подошву, края которой были загнуты вверх и стянуты у подъема ноги лыком, шнурком или ремнем. Сохранилось славянское название «курпы» или древнеславянское «опанки», но более широко такая обувь была известна под названием «поршни». В тот же период была распространена и плетеная из лыка обувь (рис. 4) – лапти (общеслав. lapty).

Фрагмент берестяного лаптя из раскопок на территории Архиерейского подворья в Вологде. Раскопки под руководством Н. Г. Недомолкиной 2003 г

Но вернемся к кожаной обуви.

Поршни (этнографический и археологический материал): а, б – простые; в – ажурные; г – составные

По конструкции различают три вида поршней: простые, ажурные и составные. Поршни двух первых видов изготовлялись из прямоугольного куска кожи толщиной 2–2,5 см. Длина и ширина куска кожи соответствовали размеру ноги с припуском на высоту берцев носочной и пяточной части обуви. Для укрепления на стопе поршень стягивался спереди поперечными ремешками, продетыми через отверстия в верхнем крае обуви.

Экспозиция Государственного Исторического музея. Новгород XII – XIII вв. Обработка кожи.

Ажурные поршни отличались изяществом и более сложным декоративным оформлением головки. Ее делали ажурной, нанося ряды параллельных прорезей, через которые в центре продевался, переплетаясь, ремешок, стягивающий края головки. Такие поршни напоминали сандалии, но изготовлялись из более тонкого и мягкого материала. Составные (из двух частей) поршни изготовлялись из плотной толстой кожи. Уголки заготовки срезались, а вместо них тачным швом вшивалась дополнительная деталь – треугольный кусок кожи. Задинка также сшивалась тачным швом. Такой тип поршней напоминал мокасины.

Развертки заготовок древней мягкой цельно-выкроенной обуви (археологический материал)

Второй вид древнерусской кожаной обуви – мягкие ботинки, или туфли. (Обувь в виде мягких ботинок была распространена в Х–XI вв. не только на Руси, но и в Византии, и на Западе.) Они отличались мягкой свободной конструкцией и пришивной подошвой 1–3,5 см. У большинства найденных образцов такой обуви вокруг щиколотки проходил стягивающий ремешок, продернутый через ряды вертикальных прорезей и завязывавшийся спереди на подъеме. Для изготовления ажурной обуви использовалась мягкая, более тонкая кожа.

Туфля с прорезным ажурным орнаментом. Кожа. Длина 27 см. 14 в.
// Древний Новгород: прикладное искусство и археология. — М., 1985

Верх заготовок большинства найденных образцов состоял из нескольких (3–4) частей. Туфли изготовлялись из гладкой кожи, которая часто украшалась тиснением, вышивкой, резьбой (декорировались уже раскроенные детали). Орнамент располагался в основном в центре головки заготовки. Излюбленным приемом отделки обуви у новгородцев была вышивка шерстяными и шелковыми нитками.

Уникальная находка, найденная в Старой Ладоге, – мягкие кожаные ботинки (VII–IX вв.). Исследователь Е.И. Оятева выделила восемь их разновидностей.

Разновидности конструкций мягкой обуви IX вв. (материалы староладожских археологических находок)

Вся обувь характеризуется крупнодетальным кроем (одна-две детали). Мягкую обувь раскраивали отдельно на левую и правую ногу, что доказывается асимметричностью развертки заготовки. Своеобразие староладожской обуви в том, что все заготовки цельновыкроенные, обувь узконосая, с невысоким подъемом, плотно облегает ногу. Разновидностью этой обуви является заготовка со швом сбоку или спереди, носок округлый или с укороченным срезом, задинка с прямым срезом по нижнему краю или с треугольным вырезом. Оформление контуров подошв различно: с округлой пяткой и удлиненным носком, с округлым носком и удлиненной пяткой, с округлыми носком и пяткой. Швы заготовки одновременно выполняли и декоративную функцию (например, шов вдоль союзочной части акцентировал форму носка).

Ботинки большинства разновидностей (I–VI) состояли из двух деталей – верха и подошвы. Заготовки верха (I, II) предусматривали шов сбоку. Для формирования носка обуви (I–III) по центральной оси располагались два параллельных ряда мелких стежков, создающих своим натяжением рельефный жгутик. У ботинок разновидности I нижний край задинки имел небольшой треугольный вырез, в вершине которого оставлен кусок кожи для укрепления шва, испытывающего натяжение. Верх и подошва соединялись выворотным швом, детали верха – тачным. Плотное облегание ноги в области щиколотки достигалось с помощью ремешка-продержки, пропущенного через прорези.
Ботинки разновидности II имели задинку с тремя параллельными разрезами (длина разрезов 10,5–14 см, интервал между разрезами 2,3–2,5 см). Ремешок, протянутый в верхней части берцев, обеспечивал плотное облегание ноги у щиколотки.
Оригинальная заготовка ботинок разновидности III, составляющая носок и берцы, в наиболее узком месте имела вырез в виде двух симметричных завитков. К этой основной части прикреплялась отдельно выкроенная и орнаментированная тиснением деталь (в форме прямоугольной трапеции), охватывающая подъем ноги спереди. С внутренней стороны ноги обе детали зашнуровывались узкими кожаными ремешками через специальные вырезы (по семь с каждой стороны). С изнанки участки шнуровки укрепляли полосками кожи. Задняя часть заготовки имела глубокий треугольный вырез, в который вшивалась удлиненная пяточная часть подошвы. Ботинок такой конструкции плотно облегал ногу.
Заготовка верха обуви разновидности IV имела укороченный носок. К внутренней стороне верхнего крал ботинка был прикреплен ремешок, с помощью которого обувь плотно обхватывала щиколотку. Край подошвы – с удлиненной носочной частью и округлой пяточной. Края надреза в союзочной части заготовки соединялись накладным швом шириной 0,5 см. Этот шов выполнял и декоративную функцию: сдвоенные проколы, образующие четырехугольные отверстия, придавали шву определенную ритмическую четкость.
Заготовка верха обуви разновидности V со швом вдоль средней линии союзки имела на подъеме вырез для прикрепления ремешка, а подошва – округлый носок.
На подъеме обуви разновидности VI сохранились остатки ременной шнуровки. Предполагается, что подошва имела удлиненную пяточную часть, так как заготовка верха имела треугольный вырез в задней части. Крепились ботинки к ноге аналогично обуви разновидностей I, II и IV.

От всех предыдущих конструкций отлична обувь разновидности VII. Контур носочной и пяточной частей цельновыкроенной заготовки имел сложную конфигурацию, что позволяло придавать обуви необходимую форму. Обувь разновидности VIII – детская.

Мягкие кожаные туфли// Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л.
Усадьба новгородского художника XII в. — М.: Изд-во «Наука», 1981. — C. 108.

Экспозиция Государственного Исторического музея. Новгород XII – XIII вв. Обработка кожи.

В обиходе были также доходящие до середины голени полусапожки с разрезом спереди, которые зашнуровывались или застегивались. Все эти виды обуви домашнего производства вошли в обиход начиная с X в. К концу языческого периода у славян появились высокие кожаные сапоги, покрывающие голень. Слово «сапог» возникло из славянского sapogos, происходящего в свою очередь от sopa (кожаная труба).

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Большинство новгородских сапог в XI–XIII вв. было жесткой конструкции, без каблуков. Подошвы с узкой геленочной частью и остатки наборных каблуков (из кожи и железных скобок) указывают на появление к XIV в. обуви на среднем и высоком каблуке. Жесткая обувь отличалась от мягкой не только плотностью используемого материала, но и более сложной конструкцией – наличием прокладок, подкладок, появлением каблука и соответствующим изменением контуров подошвы.
Высота голенищ новгородских сапог небольшая (17–22 см, иногда 25–27 см). Большинство голенищ состояло из двух половинок, соединенных по бокам тачным или выворотным швом, вверху голенища расширялись (ширина вверху 16, 18, 20 см, внизу – 10,12,14 см). Встречались сапоги с одношовными голенищами, в этом случае шов располагался сбоку, с внутренней стороны. У некоторых сапог в верхней части голенищ (иногда у щиколотки) были ряды вертикальных прорезей, в которые продевался ремешок, стягивающий голенище по ноге. Головки сапог изготовляли двух видов – тупоносые и остроносые с приподнятым носком. Тупоносые головки делали из простых, грубых сортов кож, а остроносые – из более мягких и тонких. Поверхность остроносых головок в ХV–ХVI вв. украшалась тиснением в виде параллельных полос. Задинка делалась двойной, образуя карман, в который вставлялся задник из кожи, бересты или лыка. Задинка также украшалась тиснением – рядами горизонтальных полос. Составные подошвы изготовлялись из нескольких слоев тонкой кожи и пришивались к заготовке верха наружным швом. Для того чтобы подошва меньше изнашивалась, ее спереди и сзади подбивали гвоздями (железными или медными) с широкими круглыми шляпками. Уже с XIV в. были известны набойки на каблуки в виде железных скобок.

Сапоги – наиболее распространенная обувь XV–XVI вв. Большинство из них были с острыми приподнятыми носками. Интересный образец русских сафьяновых зеленых сапог хранится в фондах Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Голенище этих сапог двухшовное, с поднарядом.

Швы, соединяющие перед и задинку с голенищем сапога, также отделаны кантом из кожи (светлой и темной) и медной проволокой. Задинка расшита медной проволокой и полосками цветной кожи (красной и желтой). Подошва пришита к верху сапога цветными нитками (желтыми и малиновыми). Её низ сплошь обшит железными гвоздиками с выпуклыми шляпками, образующими узор в виде елочки. Металлическая основа каблука была вбита в деревянный подкаблучник, обтянута кожей задника и обвита внизу параллельными рядами медных спиралей. Между слегка оттянутым назад высоким каблуком и подошвой (в геленочной части) получалось пространство, где на самом деле мог «пролететь воробей».

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Сапог и туфель, конец 14 века, кожанные мячи 12 век. Новгородск муз запов

Изучение кожаных изделий, найденных при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова, Старой Ладоги и др., производилось рядом исследователей – учеными МТИЛП под руководством Ю. П. Зыбина, а также историками М. Г. Рабиновичем, Е. И. Оятевой, С. А. Изюмовой и др. В результате археологических раскопок помимо образцов обуви и других кожаных изделий были найдены также инструменты и орудия кожевенного и обувного ремесел: струги, ножи для резки кожи, прямые и кривые шилья, иглы, деревянные обувные колодки, гвозди и др. Интересно отметить, что, например, инструменты новгородских сапожников XI–XVI вв. мало чем отличались от инструментов сапожников-кустарей ХIХ–ХХ вв. Среди найденных в Новгороде деревянных колодок (около 200) различных форм и размеров, изготовленных из березы и липы и датируемых Х–XV вв. (рис. 5), были простые (из одного куска дерева) и составные (из двух частей) со съемным верхом (подъемом). Детали таких колодок соединялись с помощью деревянных шпеньков, вставлявшихся в специальные отверстия. Составные колодки служили моделью при изготовлении обуви. Простые колодки использовались для расправки и околачивания обуви после соединения верха с низом выворотным швом.

И напоследок – привет войлочникам:

Средневековая новгородская шапочка. Может, она и не валяная, но при взгляде на нее первым делом вспоминаешь про войлок)

www.livemaster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.