Этот морально и физически устаревший Су-24… » Военное обозрение

Когда выйдет этот материал, мы будем на похоронах Юрия Копылова, нашего земляка, погибшего в Сирии. Печальный момент, о котором ничего больше не сказать. Но хочется сказать несколько слов о самолете, тем более, что господа «эксперты» дают для этого тучу поводов.


Сколько уже было гневных статей на тему «когда уберут эту рухлядь», «самолет физически и морально устарел» и все в таком духе. Добро бы писали по делу, а так… Припомнили даже «титановые пожары», которые случались в самом начале летной карьеры самолета и были ликвидированы, когда КБ «Сатурн» перепроектировало компрессор и Су-24 стали оснащать доработанными двигателями АЛ-21Ф-3, а затем АЛ-21Ф-ЗА и АЛ-21Ф-ЗАТ.

Сразу чередой начались рассказы о том, что Су-24 самый аварийный самолет чуть ли не за всю историю ВВС. Хотя, если верить Магомеду Толбоеву (а уж кому верить, если не ему), то самым аварийным был Су-7Б.

Но давайте обратимся к статистике. Она вещь упрямая.

С 1973 года по сегодняшний день с участием Су-24 было 87 аварий и катастроф, в 52 из которых погибло 90 членов экипажей и 7 человек наземного персонала.

Причинами катастроф стали в 70 случаях отказ техники, в 29 случаях ошибки экипажа и 8 случаев — иные причины (боевые потери, птицы).

До 1990 года доминировали отказы техники (из 57 случаев 12 по вине экипажа и 2 по иным причинам), после 1990 года число катастроф по вине экипажа стало увеличиваться.

87 аварий и катастроф за 44 года службы. Много это или мало? Особенно если учесть, что, приняв за некий рубеж 1990 год, то за первые 17 лет произошло 57 ЧП, а за последующие 27 — 30.

Да, в последнее время аварии с участием Су-24 несколько участились.

30 октября 2012 года Су-24 потерпел крушение в 70 км от Челябинска при выполнении учебно-тренировочного полета. У самолета сорвало носовой обтекатель. Оба пилота успели катапультироваться.

10 ноября 2012 года на аэродроме Морозовск в Ростовской области Су-24 при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за оторвавшегося тормозного парашюта и сгорел. Летчики катапультировались.

11 февраля 2015 года Су-24 упал в 7 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома Мариновка в Волгоградской области. Оба пилота погибли. После этого Минобороны приостановило все полеты Су-24, чрез полгода, после расследования и проверок, полеты были возобновлены.

6 июля 2015 года произошла катастрофа Су-24 в Хабаровском крае. Сразу после отрыва от ВПП у самолета отказал двигатель. Летчикам спастись не удалось.


И вот, 10 октября 2017 года. Снова катастрофа, и экипаж не успел катапультироваться. К величайшему сожалению.

Достаточно ли этих цифр для того, чтобы сделать вывод о том, что Су-24 устарел морально и физически? Некоторым экспертам — вполне. Но если пересчитать на почти 1 500 самолетов всех модификаций, то как бы и не очень-то и весомо.

Надо отметить, что «чистых» Су-24 уже не осталось. Минимум — это Су-24М, максимум — Су-24М2, которые прошли модернизации и весьма сильно отличаются от первоначального варианта бомбардировщика. Да и их количество, скажем прямо, невелико. 140 Су-24М/М2 и 79 Су-24МР — это все, что осталось на сегодняшний день.

Так настолько ли устарел самолет физически? Учитывая модернизации, которые проводятся в заводских условиях, с надлежащим обследованием всего самолета, думаю, что об усталости планера речь не идет.

Те же Ту-95 у нас и В-52 у «них» стоят в строю еще большее количество лет, и ничего.

О моральной стороне тоже речь не идет, особенно в случае модернизации М2. Вполне нормальный бомбардировщик, способный выполнять свою работу в условиях отсутствия противодействия авиации противника. Доказано Сирией.

Кстати, о Сирии.

Здесь стоит тоже обратиться к цифрам. Минобороны и многие СМИ приводят в отчетах цифры о нанесенных ударах. В одном из последних коммюнике о действиях в районе Дейз-эз-Зора говорилось о 150 ударах по боевикам нашими ВКС за сутки.

Учитывая, что в авиагруппировке на сегодняшний день около 20 ударных самолетов (8 Су-34, 12 Су-24М) и примерно столько же истребителей прикрытия, то для того, чтобы нанести 150 ударов, каждый самолет должен сделать 4 вылета.

Понятно, что бомбардировщик в плане эффективности несколько превосходит истребитель/истребитель-бомбардировщик. И ни для кого сегодня не является секретом, что количество экипажей в Сирии значительно превышает количество самолетов. Это нормально, два экипажа вполне могут сделать за день по 2 или 3 вылета. Чередование позволяет отдохнуть летчикам перед очередным заходом на террористов.

Самолеты, как видим, тоже справляются. Равно как и технический персонал, иначе известия об авариях и катастрофах мы бы читали значительно чаще.

Очевидно, что то, что случилось с Су-24, является результатом того, что техники просто не доглядели, как говорится. Что вполне естественно в боевых условиях и с не самым новым самолетом. С Су-34 проблем нет, но и самолеты «свежее».

Не оправдываю техперсонал, но и не «вешаю всех собак» на техников, потому что, во-первых, не знаю точно, сколько технических бригад там работает, а во-вторых, работа у техников еще та. Говорю о том, что Су-24 — это самолет, который показал себя не в одном конфликте, и кричать о том, что его срочно надо снимать с вооружения несколько опрометчиво.

140 бомбардировщиков — это 140 боевых машин, по-прежнему способных выполнить боевую задачу. И просто взять их и распилить, мотивируя тем, что Су-34 лучше — это просто глупость, что бы там не говорили сторонники этого дела.

С начала производства, то есть, с 2008 года, выпущено 122 Су-34. То есть, 13,5 самолета в год. «Дыру», которую образуют 140 срочно снятых с вооружения Су-24М/М2 соответственно, будем латать больше 10 лет.

Можем себе такое позволить?

В условиях абсолютно мирного и стабильного времени — вполне. Но если мирное время хоть и с некоторой натяжкой имеет место быть, то вот о стабильности у нас в стране пока можно только мечтать. В том числе, и в отношении военного бюджета. Сокращения имеют место быть постоянно, все прекрасно это знают.

Другой вопрос — это действительно проблема с технических персоналом. Да, авиатехнические училища сегодня если не переживают бум, то хотя бы появился конкурс. Но «дыру», пробитую в 90-х и начале 2000-х еще латать и латать.

Именно так мне говорили в академии имени Жуковского и Гагарина люди, которые отвечают именно за этот вопрос.

В ВКС налицо огромный дефицит инженеров, это факт. В академии из кожи вон лезут, чтобы этот дефицит сократить. Вроде бы получается, но не такими темпами, как хотелось бы. Диплом коммерческого ВУЗа с перспективой сидеть в офисе за компьютером пока предпочтительнее продуваемого всеми ветрами аэродрома и перспективы тестирования двигателя и подвески бомб на тридцатиградусном морозе. Увы.

Если говорить о сегодняшней проблеме — вот это проблема, которую надо решать. Не списывать в утиль самолеты, которые могут служить еще десять или более лет, а готовить кадры, способные сделать так, что самолеты будут летать без аварий.

Что толку в современных Су-34, Су-35, Су-57, если не будет хватать для них тех, кто будет заботиться о том, чтобы самолеты летали, и летали как надо? Как ни фаршируй сверхсовременной электроникой самолет пятого, шестого, восьмого поколения, без знающих и умеющих правильно применить свои знания инженеров, это не боевая техника будет.

С грамотным техперсоналом и Су-24 будет еще долго грозным оружием. Без — любой самолет станет проблемой для летчика.

Не о моральной или физической усталости Су-24 сегодня нужно думать, а о тех, кто сможет сделать так, чтобы самолеты не уставали.

topwar.ru

Этот «морально и физически устаревший» Су-24…

Когда выйдет этот материал, мы будем на похоронах Юрия Копылова, нашего земляка, погибшего в Сирии. Печальный момент, о котором ничего больше не сказать. Но хочется сказать несколько слов о самолете, тем более, что господа «эксперты» дают для этого тучу поводов.

Сколько уже было гневных статей на тему «когда уберут эту рухлядь», «самолет физически и морально устарел» и все в таком духе. Добро бы писали по делу, а так… Припомнили даже «титановые пожары», которые случались в самом начале летной карьеры самолета и были ликвидированы, когда КБ «Сатурн» перепроектировало компрессор и Су-24 стали оснащать доработанными двигателями АЛ-21Ф-3, а затем АЛ-21Ф-ЗА и АЛ-21Ф-ЗАТ.

Сразу чередой начались рассказы о том, что Су-24 самый аварийный самолет чуть ли не за всю историю ВВС. Хотя, если верить Магомеду Толбоеву (а уж кому верить, если не ему), то самым аварийным был Су-7Б.

Но давайте обратимся к статистике. Она вещь упрямая.

С 1973 года по сегодняшний день с участием Су-24 было 87 аварий и катастроф, в 52 из которых погибло 90 членов экипажей и 7 человек наземного персонала.

Причинами катастроф стали в 70 случаях отказ техники, в 29 случаях ошибки экипажа и 8 случаев — иные причины (боевые потери, птицы).

До 1990 года доминировали отказы техники (из 57 случаев 12 по вине экипажа и 2 по иным причинам), после 1990 года число катастроф по вине экипажа стало увеличиваться.

87 аварий и катастроф за 44 года службы. Много это или мало? Особенно если учесть, что, приняв за некий рубеж 1990 год, то за первые 17 лет произошло 57 ЧП, а за последующие 27 — 30.

Да, в последнее время аварии с участием Су-24 несколько участились.

30 октября 2012 года Су-24 потерпел крушение в 70 км от Челябинска при выполнении учебно-тренировочного полета. У самолета сорвало носовой обтекатель. Оба пилота успели катапультироваться.

10 ноября 2012 года на аэродроме Морозовск в Ростовской области Су-24 при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за оторвавшегося тормозного парашюта и сгорел. Летчики катапультировались.

11 февраля 2015 года Су-24 упал в 7 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома Мариновка в Волгоградской области. Оба пилота погибли. После этого Минобороны приостановило все полеты Су-24, чрез полгода, после расследования и проверок, полеты были возобновлены.

6 июля 2015 года произошла катастрофа Су-24 в Хабаровском крае. Сразу после отрыва от ВПП у самолета отказал двигатель. Летчикам спастись не удалось.

И вот, 10 октября 2017 года. Снова катастрофа, и экипаж не успел катапультироваться. К величайшему сожалению.

Достаточно ли этих цифр для того, чтобы сделать вывод о том, что Су-24 устарел морально и физически? Некоторым экспертам — вполне. Но если пересчитать на почти 1 500 самолетов всех модификаций, то как бы и не очень-то и весомо.

Надо отметить, что «чистых» Су-24 уже не осталось. Минимум — это Су-24М, максимум — Су-24М2, которые прошли модернизации и весьма сильно отличаются от первоначального варианта бомбардировщика. Да и их количество, скажем прямо, невелико.

140 Су-24М/М2 и 79 Су-24МР — это все, что осталось на сегодняшний день.

Так настолько ли устарел самолет физически? Учитывая модернизации, которые проводятся в заводских условиях, с надлежащим обследованием всего самолета, думаю, что об усталости планера речь не идет.

Те же Ту-95 у нас и В-52 у «них» стоят в строю еще большее количество лет, и ничего.

О моральной стороне тоже речь не идет, особенно в случае модернизации М2. Вполне нормальный бомбардировщик, способный выполнять свою работу в условиях отсутствия противодействия авиации противника. Доказано Сирией.

Кстати, о Сирии. Здесь стоит тоже обратиться к цифрам. Минобороны и многие СМИ приводят в отчетах цифры о нанесенных ударах. В одном из последних коммюнике о действиях в районе Дейз-эз-Зора говорилось о 150 ударах по боевикам нашими ВКС за сутки.

Учитывая, что в авиагруппировке на сегодняшний день около 20 ударных самолетов (8 Су-34, 12 Су-24М) и примерно столько же истребителей прикрытия, то для того, чтобы нанести 150 ударов, каждый самолет должен сделать 4 вылета.

Понятно, что бомбардировщик в плане эффективности несколько превосходит истребитель/истребитель-бомбардировщик. И ни для кого сегодня не является секретом, что количество экипажей в Сирии значительно превышает количество самолетов. Это нормально, два экипажа вполне могут сделать за день по 2 или 3 вылета. Чередование позволяет отдохнуть летчикам перед очередным заходом на террористов.

Самолеты, как видим, тоже справляются. Равно как и технический персонал, иначе известия об авариях и катастрофах мы бы читали значительно чаще.

Очевидно, что то, что случилось с Су-24, является результатом того, что техники просто не доглядели, как говорится. Что вполне естественно в боевых условиях и с не самым новым самолетом. С Су-34 проблем нет, но и самолеты «свежее».

Не оправдываю техперсонал, но и не «вешаю всех собак» на техников, потому что, во-первых, не знаю точно, сколько технических бригад там работает, а во-вторых, работа у техников еще та. Говорю о том, что Су-24 — это самолет, который показал себя не в одном конфликте, и кричать о том, что его срочно надо снимать с вооружения несколько опрометчиво.

140 бомбардировщиков — это 140 боевых машин, по-прежнему способных выполнить боевую задачу. И просто взять их и распилить, мотивируя тем, что Су-34 лучше — это просто глупость, что бы там не говорили сторонники этого дела.

С начала производства, то есть, с 2008 года, выпущено 122 Су-34. То есть, 13,5 самолета в год. «Дыру», которую образуют 140 срочно снятых с вооружения Су-24М/М2 соответственно, будем латать больше 10 лет.

Можем себе такое позволить?

В условиях абсолютно мирного и стабильного времени — вполне. Но если мирное время хоть и с некоторой натяжкой имеет место быть, то вот о стабильности у нас в стране пока можно только мечтать. В том числе, и в отношении военного бюджета. Сокращения имеют место быть постоянно, все прекрасно это знают.

Другой вопрос — это действительно проблема с инженерно-техническим  персоналом. Да, авиаинженерные училища сегодня если не переживают бум, то хотя бы появился конкурс. Но «дыру», пробитую в 90-х и начале 2000-х еще латать и латать.

Именно так мне говорили в академии им. Жуковского и Гагарина люди, которые отвечают именно за этот вопрос.

В ВКС налицо огромный дефицит инженеров, это факт. В академии из кожи вон лезут, чтобы этот дефицит сократить. Вроде бы получается, но не такими темпами, как хотелось бы. Диплом коммерческого ВУЗа с перспективой сидеть в офисе за компьютером пока предпочтительнее продуваемого всеми ветрами аэродрома и перспективы тестирования двигателя и подвески бомб на тридцатиградусном морозе. Увы.

Если говорить о сегодняшней проблеме — вот это проблема, которую надо решать. Не списывать в утиль самолеты, которые могут служить еще десять или более лет, а готовить кадры, способные сделать так, что самолеты будут летать без аварий.

Что толку в современных Су-34, Су-35, Су-57, если не будет хватать для них тех, кто будет заботиться о том, чтобы самолеты летали, и летали как надо? Как ни фаршируй сверхсовременной электроникой самолет пятого, шестого, восьмого поколения, без знающих и умеющих правильно применить свои знания инженеров, это не боевая техника будет.

С грамотным техперсоналом и Су-24 будет еще долго грозным оружием. Без — любой самолет станет проблемой для летчика.

Не о моральной или физической усталости Су-24 сегодня нужно думать, а о тех, кто сможет сделать так, чтобы самолеты не уставали.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

army-news.ru

история и технические характеристики легендарного бомбардировщика — РТ на русском

Модернизированный Су-24 — основная ударная сила ВКС РФ в Сирии. Всего на российской авиабазе Хмеймим в данный момент базируются 12 Су-24М. В западном мире самолёт прозвали Fencer («Фехтовальщик»), так как его вытянутый нос напоминают шпагу. Основная боевая задача «Сушки» — наносить ракетно-бомбовые удары, в том числе на малых высотах. RT приводит технические характеристики и историческую справку боевого применения Су-24.

Создание и техническая начинка

Разработка Су-24 началась в 1963 году в Опытно-конструкторском бюро имени П. О. Сухого, а первый полёт был произведён 17 января 1970 года.

Су-24 является высокопланом — крылья самолёта крепятся к верхней части фюзеляжа. А крыло с изменяемой стреловидностью помогает лучше управлять «Сушкой» на высоких и на низких скоростях. В кабине есть места для лётчика и штурмана, которые сидят плечом к плечу и могут управлять машиной вместе.

Цифровую начинку составляет прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» с несколькими радиолокационными станциями, которые позволяют самолёту самостоятельно следовать выбранному маршруту и возвращаться на аэродром. Дополнительно можно активировать специальный режим, с помощью которого Су-24 может лететь на малой высоте и без помощи пилота огибать различные препятствия на местности.

На бомбардировщике установлены два турбореактивных двигателя с тягой на форсаже 11500 кгс каждый.

При установке двух дополнительных топливных баков ёмкостью 3000 л каждый к основному (11,700 л) дальность полёта ограничивается 2850 км.

Су-24 может достигать скорости в 1700 км/ч и подниматься на максимальную высоту в 11500 м.

Модификации

Су-24М — модифицированный самолёт с новой прицельно-навигационной системой «Тигр». Первый полёт совершил в 1976 году.

Су-24М фото (с) РИА Новости

Су-24МП — постановщик помех. Всего было выпущено 10 самолётов. Первый полёт — в 1979 году.

Су-24МП фото (с) Минобороны РФ

Су-24МР — самолёт-разведчик. Всего было выпущено 130 самолётов. Первый полёт был совершён в 1980 году.

Су-24МР фото (с) Википедия

Су-24МК — экспортный вариант Су-24М. Первый полёт совершил в 1987 году.

Су-24МК фото (с) Оружие России

История боевого применения

Последний Су-24 был выпущен в 1993 году. Более чем за 20 лет производства он успел занять важное место в советской, затем российской и в конце концов мировой авиации — он успешно продавался за рубежом.

Су-24 состоит на вооружении у России, Украины, Алжира, Узбекистана, Ирана, Сирии, Анголы, Казахстана и Азербайджана. Со временем отказались от его использования Белоруссия, Ирак и Ливия.

Эти самолёты участвовали во множестве войн и конфликтов. Первые боевые вылеты были сделаны во время Афганской войны (1979 — 1989). Азербайджан применял «Сушки» в ходе Карабахского конфликта. Во время гражданской войны в Таджикистане один Су-24 был сбит.

Чаще всего российская авиация использовала Су-24 во время двух чеченских войн и во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году. В последнем, по данным пилота, совершавшего боевые вылеты, Россия потеряла один бомбардировщик.

Су-24 терпел крушение в ходе гражданской войны в Ливии в 2011 году и во время войны на Украине в 2014 году — два было сбито с земли, ещё у одного отказало оборудование. 23 сентября 2014 года Израиль сбил сирийский Су-24 американской ракетой, так как тот вторгся в его воздушное пространство.

russian.rt.com

Какую задачу выполнял экипаж Су-24 в небе над Сирией и как будут искать наших летчиков

Это известие стало полной неожиданностью для всех, следивших за успешной, почти двухмесячной российской воздушной операцией в Сирии. За все это время наши летчики успешно наносили удары по бандам и объектам террористов. Без промахов и потерь. И вот 24 ноября турецкие СМИ первыми внезапно сообщили миру о том, что сбит российский военный самолет. Якобы он залетел на территорию Турции. И после чуть ли не 10 предупреждений был сбит турецкими истребителями F-16.

Очень быстро, буквально через час, Минобороны России подтвердило — в Сирии действительно сбит наш бомбардировщик Су-24. Но он находился в небе Сирии и никаких границ с Турцией не нарушал — это могут подтвердить средства объективного наблюдения. При этом наш Су-24 сбит с земли. И упал на территорию сирийской провинции Латакия. Оба пилота успели катапультироваться.

Так что же произошло? Попробуем разобраться по горячим следам.

1. Что это за самолет?

Су-24М — (по кодификации НАТО Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Тактико-технические характеристики

Экипаж — 2 человека

Длина — 24,5 м

Высота — 6,193 м

Максимальная взлётная масса: 39700 кг

Макс. скорость:

на высоте 200 м — 320 км/ч

на большой высоте — 600 км/ч

Боевой радиус: 560 км

Практический потолок: 11500 м

Вооружение:

1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 снарядами.

Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески

Управляемые ракеты:

ракеты «воздух-воздух» — 2

ракеты «воздух-земля» — 15

А также неуправляемые ракеты и бомбы — свободно падающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты.

2. Где применялся в боевой обстановке?

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и прикрытия вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских Су-24 в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при обстреле сепаратистами. Российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминались, однако, по неофициальным данным, есть сведения о потере 2 самолётов этого типа.

3. Был ли случай, когда Су-24 был сбит, но экипажу удалось катапультироваться?

Да, был. В ходе войны 08.08.08 в Южной Осетии зенитной ракетой был сбит один Су-24, экипаж самолёта катапультировался и приземлился в расположении российских войск.

4. Сколько таких самолетов у нас задействованы в Сирии?

Поначалу на авиабазе Хмеймим было 12 бомбардировщиков Су-24М. Недавно добавилось еще 6.

5. Какую задачу выполнял наш экипаж?

По данным командования нашей группировки на авиабазе Хмеймим, экипажу Су-24 была поставлена задача нанести удары по заранее разведанным целям на севере провинции Латакия, а также по колонне тягачей-нефтеналивников, которые двигались к турецкой границе с контрабандной нефтью.

Минобороны России подтвердило — в Сирии действительно сбит наш бомбардировщик Су-24Фото: REUTERS

6. Какими данными объективного контроля располагает российская сторона?

На авиабазе Хмеймим, с которой отправлялся на боевое задание Су-24, есть самое современное оборудование, которое позволяет на экране локатора видеть точку нахождения самолета в сирийском небе (отметка). На том же экране отображается и сирийско-турецкая граница. Кроме того, российская сторона располагает видеосъемкой с беспилотного летательного аппарата той территории, над которой работал наш самолет. Все эти данные, безусловно, будут представлены турецкой стороне в ходе разбирательства причин ЧП. Российская сторона потребовала от турков предоставления материалов их объективного контроля. Сверка российских и турецких данных и должна помочь ответить на главный вопрос — нарушал ли наш самолет воздушное пространство Турции или нет.

7. Чем могли сбить?

Пока наши специалисты рассматривают две версии: это стационарный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) и турецкий истребитель F-16.

Что касается ЗРК, то давно не секрет, что в Турции есть также американские комплексы типа «Пэтриот», которые достаточно эффективно способны сбивать воздушные цели.

А вот турецкий истребитель F-16 (американского производства) пока фигурирует в качестве «легенды» — Стамбул пока помалкивает о его применении (трубят об этом лишь турецкие СМИ).

8. Как будут искать наших летчиков?

Для этого на российской авиабазе Хмеймим есть вертолет аварийно-спасательной службы, которые 24 часа в сутки находится в режиме боевого дежурства. Как только его экипаж получает приказ на вылет для спасения катапультировавшихся летчиков, влючается специальная аппаратура, которая на определенной частоте ловит сигнал радиостанции «Комар» (она есть у каждого пилота), и вертушка идет на этот сигнал. Одновременно на поиски экипажа подключаются и самолеты. Если катапультирование прошло успешно, пилот покидает катапультное кресло самостоятельно и двигается в направлении своих войск. При этом из оружия у него есть пистолет с 16 патронами — это все, чем он может себя защитить.

ОФИЦИАЛЬНО

Дмитрий Песков: Падение самолета — это слишком серьезно, чтобы делать спешные заявления

Президент обсудит сегодня крушение российского бомбардировщика в Сирии

Говорить, что Владимир Путин выступит сегодня со специальным заявлением по Сирии, преждевременно. Сообщил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

— Можно предположить, что этот вопрос так или иначе будет сегодня затрагиваться в беседе президента с королем Иордании, которая начнется уже через пару часов, и какая-то реакция поступит, — сказал Песков. -Возможно, президент даст оценку. Пока от министерства обороны никаких окончательных заявлений о причинах падения нашего боевого самолета не слышали. Достоверно знаем, что он находился в воздушном пространстве Сирии над ее территорией. (подробности)

В ТЕМУ

«Комсомолка» предупреждала о том, что Эрдоган готовится сбить наш самолет

Наш спецкор Дарья Асламова месяц назад получила письмо от турецких друзей о возможной провокации

Отчаянное письмо я получила от своего турецкого друга чуть меньше месяца назад. Я работала в то время в Турции и опубликовать подобное предупреждение для меня было смерти подобно. С иностранными журналистами в Турции не церемонятся (подробности)

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Эксперт: Если сбитый самолет действительно летел над территорией Сирии, есть повод для объявления войны

Политолог Алексей Мухин заявил в эфире Радио «Комсомольская правда», что турецкое руководство совершило трагическую ошибку (подробности)

«СУ-24 могли сбить в ответ на визит Путина в Иран»

В прямом эфире Радио «Комсомольская правда» журналист-международник Аббас Джума рассказал, какие версии сейчас выдвигаются арабоязычными СМИ (подробности)

Военный летчик Бурков: Уничтожение Су-24 — это спланированная акция

Герой СССР военный летчик Валерий Бурков прокомментировал «Комсомолке» видео падения российского Су-24, сбитого Турцией. По его словам, на записи видно, что бомбардировщик был сбит ракетой «воздух-воздух», а также что два летчика успели катапультироваться. Причем, по мнению Буркова, ЧП с Су-24 доказывает, что Турция враждебна по отношению к тому, что делает РФ в Сирии (подробности)

Поделиться видео </>

[18+] Боевики опубликовали видео сбитого пилота СУ-24.Появились первые снимки с места падения российского Су-24. Среди них — страшные кадры, на которых группа боевиков стоит вокруг окровавленного тела

www.spb.kp.ru

Фронтовой бомбардировщик СУ-24. Инфографика | Армейский вестник

Больше 45 лет на вооружении нашей боевой авиации находится фронтовой бомбардировщик Су-24. Его появление в далеких 1970-х изменило расстановку сил на европейском театре военных действий в период холодной войны. В арсенале фронтового бомбардировщика имелась тактическая ядерная бомба, что делало этот самолет вместе с большим радиусом действия и возможностью полета у самой земли на сверхзвуке серьезной угрозой войскам Североатлантического альянса.

Фронтовые бомбардировщики Су-24 участвовали практически во всех вооруженных конфликтах последних десятилетий 20 века и продолжают воевать в веке нынешнем. Сегодня «Фехтовальщикам», как их называют западные военные (по классификации НАТО Су-24 — Fencer), нашлась работа в небе Сирии.

В сентябре 2015 года двенадцать фронтовых бомбардировщиков Су-24М были переброшены на авиабазу «Хмеймим». Оттуда они регулярно вылетают для атак на объекты ИГ (да будет она запрещена во всех странах мира).

Боевые возможности и технические характеристики ветерана бомбардировочной авиации нашей страны — в инфографике «Защищать Россию».

Су-24 — первая всепогодная ударная машина советских ВВС круглосуточного применения, носитель высокоточного оружия.

Крыло изменяемой стреловидности имело четыре положения для разных режимов полета: от 16 градусов на взлете и посадке до 69 градусов при полете на сверхзвуковых скоростях.

Двигатели — два турбореактивных АЛ-21Ф-3 с форсажной тягой 11200 кгс. Максимальная скорость до 1700 км/ч на высоте, до 1400 км/ч у земли. Тактический радиус 560−600 км (с подвесными баками). Практически потолок до 16−17 км у разных модификаций. Экипаж два человека, размещение поперечное (кресла стоят рядом, а не друг за другом).

Вооружение размещалось на 8 узлах подвески: четырех подфюзеляжных, двух неподвижных подкрыльевых и двух поворотных крыльевых. Максимальная боевая нагрузка до 8000 кг. В номенклатуру вооружения разных версий самолета входили управляемые ракеты семейств Х-23, Х-25, Х-29, Х-58; неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13, С-24 или С-25, а также свободно-падающие авиабомбы или бомбовые кассеты до 1500 кг и пушечные контейнеры. Бомбардировщик также мог вооружаться ракетами ближнего воздушного боя Р-60. Кроме того, самолет нес мощную шестиствольную 23-мм пушку ГШ-6−23 с боекомплектом 500 снарядов.

Всего было выпущено около 1400 самолетов Су-24 всех модификаций: две базовые версии фронтового бомбардировщика (Су-24 и Су-24М — с новой прицельно-навигационной системой «Тигр» и лазерно-телевизионной системой «Кайра»), экспортный вариант Су-24МК, морской разведчик Су-24МР, а также самолет-постановщик помех Су-24МП. Небольшое количество машин было модернизировано в АХК «Сухой» до уровня Су-24М2 (по ОКР «Гусар»).

В данный момент Су-24 составляет основу ударного компонента фронтовой авиации ВВС России. Тем не менее, заслуженный Су-24 будет потихоньку выводится из боевого состава в пользу новых ударных машин Су-34.

/По материалам defendingrussia.ru/

army-news.ru

Какую задачу выполнял экипаж Су-24 в небе над Сирией и как будут искать наших летчиков

Это известие стало полной неожиданностью для всех, следивших за успешной, почти двухмесячной российской воздушной операцией в Сирии. За все это время наши летчики успешно наносили удары по бандам и объектам террористов. Без промахов и потерь. И вот 24 ноября турецкие СМИ первыми внезапно сообщили миру о том, что сбит российский военный самолет. Якобы он залетел на территорию Турции. И после чуть ли не 10 предупреждений был сбит турецкими истребителями F-16.

Очень быстро, буквально через час, Минобороны России подтвердило — в Сирии действительно сбит наш бомбардировщик Су-24. Но он находился в небе Сирии и никаких границ с Турцией не нарушал — это могут подтвердить средства объективного наблюдения. При этом наш Су-24 сбит с земли. И упал на территорию сирийской провинции Латакия. Оба пилота успели катапультироваться.

Так что же произошло? Попробуем разобраться по горячим следам.

1. Что это за самолет?

Су-24М — (по кодификации НАТО Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Тактико-технические характеристики

Экипаж — 2 человека

Длина — 24,5 м

Высота — 6,193 м

Максимальная взлётная масса: 39700 кг

Макс. скорость:

на высоте 200 м — 320 км/ч

на большой высоте — 600 км/ч

Боевой радиус: 560 км

Практический потолок: 11500 м

Вооружение:

1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 снарядами.

Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески

Управляемые ракеты:

ракеты «воздух-воздух» — 2

ракеты «воздух-земля» — 15

А также неуправляемые ракеты и бомбы — свободно падающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты.

2. Где применялся в боевой обстановке?

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и прикрытия вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских Су-24 в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при обстреле сепаратистами. Российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминались, однако, по неофициальным данным, есть сведения о потере 2 самолётов этого типа.

3. Был ли случай, когда Су-24 был сбит, но экипажу удалось катапультироваться?

Да, был. В ходе войны 08.08.08 в Южной Осетии зенитной ракетой был сбит один Су-24, экипаж самолёта катапультировался и приземлился в расположении российских войск.

4. Сколько таких самолетов у нас задействованы в Сирии?

Поначалу на авиабазе Хмеймим было 12 бомбардировщиков Су-24М. Недавно добавилось еще 6.

5. Какую задачу выполнял наш экипаж?

По данным командования нашей группировки на авиабазе Хмеймим, экипажу Су-24 была поставлена задача нанести удары по заранее разведанным целям на севере провинции Латакия, а также по колонне тягачей-нефтеналивников, которые двигались к турецкой границе с контрабандной нефтью.

Минобороны России подтвердило — в Сирии действительно сбит наш бомбардировщик Су-24Фото: REUTERS

6. Какими данными объективного контроля располагает российская сторона?

На авиабазе Хмеймим, с которой отправлялся на боевое задание Су-24, есть самое современное оборудование, которое позволяет на экране локатора видеть точку нахождения самолета в сирийском небе (отметка). На том же экране отображается и сирийско-турецкая граница. Кроме того, российская сторона располагает видеосъемкой с беспилотного летательного аппарата той территории, над которой работал наш самолет. Все эти данные, безусловно, будут представлены турецкой стороне в ходе разбирательства причин ЧП. Российская сторона потребовала от турков предоставления материалов их объективного контроля. Сверка российских и турецких данных и должна помочь ответить на главный вопрос — нарушал ли наш самолет воздушное пространство Турции или нет.

7. Чем могли сбить?

Пока наши специалисты рассматривают две версии: это стационарный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) и турецкий истребитель F-16.

Что касается ЗРК, то давно не секрет, что в Турции есть также американские комплексы типа «Пэтриот», которые достаточно эффективно способны сбивать воздушные цели.

А вот турецкий истребитель F-16 (американского производства) пока фигурирует в качестве «легенды» — Стамбул пока помалкивает о его применении (трубят об этом лишь турецкие СМИ).

8. Как будут искать наших летчиков?

Для этого на российской авиабазе Хмеймим есть вертолет аварийно-спасательной службы, которые 24 часа в сутки находится в режиме боевого дежурства. Как только его экипаж получает приказ на вылет для спасения катапультировавшихся летчиков, влючается специальная аппаратура, которая на определенной частоте ловит сигнал радиостанции «Комар» (она есть у каждого пилота), и вертушка идет на этот сигнал. Одновременно на поиски экипажа подключаются и самолеты. Если катапультирование прошло успешно, пилот покидает катапультное кресло самостоятельно и двигается в направлении своих войск. При этом из оружия у него есть пистолет с 16 патронами — это все, чем он может себя защитить.

ОФИЦИАЛЬНО

Дмитрий Песков: Падение самолета — это слишком серьезно, чтобы делать спешные заявления

Президент обсудит сегодня крушение российского бомбардировщика в Сирии

Говорить, что Владимир Путин выступит сегодня со специальным заявлением по Сирии, преждевременно. Сообщил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

— Можно предположить, что этот вопрос так или иначе будет сегодня затрагиваться в беседе президента с королем Иордании, которая начнется уже через пару часов, и какая-то реакция поступит, — сказал Песков. -Возможно, президент даст оценку. Пока от министерства обороны никаких окончательных заявлений о причинах падения нашего боевого самолета не слышали. Достоверно знаем, что он находился в воздушном пространстве Сирии над ее территорией. (подробности)

В ТЕМУ

«Комсомолка» предупреждала о том, что Эрдоган готовится сбить наш самолет

Наш спецкор Дарья Асламова месяц назад получила письмо от турецких друзей о возможной провокации

Отчаянное письмо я получила от своего турецкого друга чуть меньше месяца назад. Я работала в то время в Турции и опубликовать подобное предупреждение для меня было смерти подобно. С иностранными журналистами в Турции не церемонятся (подробности)

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Эксперт: Если сбитый самолет действительно летел над территорией Сирии, есть повод для объявления войны

Политолог Алексей Мухин заявил в эфире Радио «Комсомольская правда», что турецкое руководство совершило трагическую ошибку (подробности)

«СУ-24 могли сбить в ответ на визит Путина в Иран»

В прямом эфире Радио «Комсомольская правда» журналист-международник Аббас Джума рассказал, какие версии сейчас выдвигаются арабоязычными СМИ (подробности)

Военный летчик Бурков: Уничтожение Су-24 — это спланированная акция

Герой СССР военный летчик Валерий Бурков прокомментировал «Комсомолке» видео падения российского Су-24, сбитого Турцией. По его словам, на записи видно, что бомбардировщик был сбит ракетой «воздух-воздух», а также что два летчика успели катапультироваться. Причем, по мнению Буркова, ЧП с Су-24 доказывает, что Турция враждебна по отношению к тому, что делает РФ в Сирии (подробности)

Поделиться видео </>

[18+] Боевики опубликовали видео сбитого пилота СУ-24.Появились первые снимки с места падения российского Су-24. Среди них — страшные кадры, на которых группа боевиков стоит вокруг окровавленного тела

www.msk.kp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *