Крестоносцы захватывают Иерусалим, 1099

The Crusaders Capture Jerusalem, 1099

В 637 году войска мусульман во главе с халифом Умаром завоевали город Иерусалим, центр христианского мира и место притяжения для христианских паломников. Мусульманские правители города проявили определенный уровень религиозной терпимости. Никакие новые церкви не должны были быть построены, кресты нельзя было открыто показывать за пределами церковных зданий, но паломникам разрешили продолжать совершать паломничества к самым святым местам поклонения христианского мира (с них требовали пошлину за доступ). Ситуация оставалась стабильной больше 400 лет. Затем, в последней части XI столетия, на Запад из Средней Азии хлынули турки, опустошая все, что лежало на их пути. Иерусалим достался им в 1076 году. Атмосфера терпимости, бывшая при последователях Умара, сменилась ужасными нападениями на христианских паломников и на их святыни в Святом Городе. Сообщения о грабежах, избиениях, убийствах, упадке священных мест и похищении патриарха города с целью выкупа повлекли за собой соответствующие события в Европе. Для европейцев Святая земля отныне задыхалась под властью неверных, и что-то нужно было делать.

В ответ на это Папа Римский Урбан II в 1095 году созвал собор в городе Клермон, Франция, завершив восемь дней обдумывания одной из самых влиятельных речей в истории. Взобравшись на высокий эшафот, Папа Римский призвал созванное множество людей вырвать Святую землю из рук неверных и уверил в том, что Бог освободит их от любого греха, связанного с этим предприятием. Его слова достигли восприимчивого слуха толпы, поскольку та ответила криками “Этого хочет Бог!”, ” Этого хочет Бог!” (Deus vult). Крестовые походы начались.

Первый Крестовый поход был самым успешным, он фактически достиг своей цели – завоевания Иерусалима. Но и здесь были свои сложности. Отвечая на вызов Папы Римского, тысячи крестьян сплотились, мотивированные религиозным пылом, а также желанием избегнуть нищенских условий дома. Во главе с Петром Пустынником и Готье Нищим незадачливая чернь прошла по всей Европе в Константинополь лишь для того, чтобы быть убитой турками в Малой Азии вскоре после пересечения Босфора.

Тем временем европейская знать собрала многотысячную армию, которая различными путями и с большим количеством неудач пробилась в Константинополь. К сожалению, многие из этих крестоносцев не смогли дождаться встречи с мусульманами на полях сражений, чтобы продемонстрировать свое религиозное рвение. В то время как они продвигались через Европу, целью их гнева стало множество еврейских общин, и тысячи евреев были зарезаны.

Весной 1097 года воинство из более чем 100 000 крестоносцев соединило свои силы на восточной стороне Босфора. Затем объединенная армия прокладывала себе путь вдоль побережья Средиземноморья, достигнув ворот Иерусалима в июне 1099 года.

Захват христианского “Центра Мира”

Имя автора следующего свидетельства очевидца неизвестно, но оно считается надежным описанием событий, изданным до 1101 года:

“Ликуя от радости, мы достигли города Иерусалима во вторник, 6 июня, и мы осадили его замечательным способом. Роберт Нормандский осадил его с северной стороны, около церкви Святого Стефана, первого мученика, которого был там замурован во имя Христа. Рядом с ним был Роберт II Фландрский. Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский продолжили осаду на западе. Граф Раймунд Сен-Жилльский действовал с юга, на Горе Сион, около храма пресвятой Богородицы, где Господь ужинал со Своими учениками….

Во время осады мы не могли найти никакого хлеба для покупки ближе, чем за десять дней пути, до тех пор, пока с наших кораблей не пришел посланник; также мы были сокрушены большой жаждой, и в страхе и ужасе мы должны были поить своих лошадей и других животных за шесть миль отсюда. Источник Силоам у подножия горы Сион поддержал нас, но вода досталась нам высокой ценой… Мы сшили шкуры волов и буйволов, в которых и пронесли воду шесть миль. Вода, которую мы пили из таких сосудов, была зловонной, и из-за грязной воды и ячменного хлеба мы ежедневно переносили большие несчастья и бедствия. Кроме того, сарацины прятались около всех ручьев и колодцев и заманивали в засаду наших солдат, убивая и калеча их, и загоняя животных в свои логова и пещеры.

Тогда наши лидеры запланировали атаковать город осадными машинами, чтобы войти в него и поклониться могиле нашего Спасителя. Они сделали две деревянных башни и много других машин… Круглые сутки четвертого и пятого дней недели мы энергично атаковали город со всех сторон; но прежде, чем мы напали, епископы и священники убедили всех своим проповедованием и увещеванием, что вокруг Иерусалима должна быть сделана процессия в честь Господа, сопровождаемая искренними молитвами, милостыней и постом.

Ранним утром шестого дня мы напали на город со всех сторон и ничего не смогли сделать против него. Мы все были удивлены и встревожены. Затем в приближении того часа, во время которого Господь наш Иисус Христос соизволил испытать за нас муки на кресте, наши рыцари, среди которых был Готфрид Бульонский и его брат Эсташ III, граф Булони, смело сражались в одной из башен.

Осада Иерусалима (1099), миниатюра XV век

Один из наших рыцарей, по имени Летхольд, поднялся на стену города. Когда он достиг вершины, все защитники города быстро спустились вниз по стенам и побежали через город. Наши солдаты гнались за ними, преследовали их, убивая и разрубая их на куски, до самого храма Соломона, и там была такая резня, что наши воины были по самые лодыжки в крови врага….

Эмир, который командовал башней Давида, сдался графу [Сен-Жилльскому], и открыл ворота там, где паломники раньше платили дань. Войдя в город, наши паломники преследовали и убивали сарацинов до самого храма Соломона. Там сарацины собрались и сопротивлялись отчаянно весь день, так, что храм изобиловал их кровью. Наконец язычники были побеждены, и наши солдаты схватили в храме множество мужчин и женщин, убивая их или оставляя в живых, если считали нужным. На крыше храма была великая толпа язычников обоих полов, которым Танкред Тарентский и Гастон де Бирт дали свои знамена [чтобы предоставить им защиту]. Потом крестоносцы рассеялись по всему городу, захватывая золото и серебро, лошадей и мулов и дома, полные всяких товаров. Впоследствии наши солдаты пошли, веселясь и плача от радости, чтобы поклониться могиле Спасителя нашего Иисуса и там уплатили долг Ему….

После победы

В восьмой день после захвата города они выбрали Готфрида Бульонского князем города, дабы он боролся с язычниками и защищал христиан. Кроме того, в день поклонения веригам Святого Петра они выбрали Патриархом самого мудрого и благородного человека, по имени Арнульф. Город был захвачен христианами в пятницу, 15 июля”.

В 1187 году султан Салах ад-Дин отбил Иерусалим у крестоносцев.

thiswas.ru

Осада Иерусалима (1099). История — Путеводитель по Израилю

Предшествующие события

Крестоносцы продолжили поход к Иерусалиму лишь спустя полгода после окончательного падения Антиохии 28 июня 1098 г.

За эти несколько месяцев армия понесла серьезные потери — в августе в лагере христиан началась эпидемия тифа, которая унесла жизни нескольких тысяч человек, в том числе папского легата и духовного лидера крестоносцев епископа Адемара Монтейльского.

В стане военачальников крестоносцев продолжались раздоры. Провансальский маркграф Раймунд Тулузский, верный своему союзу с императором Византии Алексеем Комниным, долго отказывался признать справедливыми притязяния Боэмунда Тарентского на Антиохию, но в конце концов под давлением соратников ему пришлось уступить.

Боэмунд был провозглашен князем Антиохии, после чего решил остаться править в новообразованном государстве и не продолжать поход. Балдуин Булонский, который правил в основанном им в 1098 г. графстве Эдесском, тоже не собирался присоединяться к походу на Иерусалим.

В ноябре 1098 г. граф Раймунд Тулузский и подчиненные ему рыцари Прованса выдвинулись из Антиохии на юго-восток к Маарре (Мааррат ан-Нуман) и 23 ноября осадили город.

По приказу Раймунда из вырубленного в окрестностях леса были построены осадные орудия, и в том числе башня в четыре яруса, с верхней площадки которой крестоносцы метали в осажденных камни.

Гарнизон Маарры упорно сопротивлялся, в свою очередь забрасывая лагерь христиан камнями, стрелами и греческим огнем. Вскоре к осаде присоединилась норманнская армия Боэмунда Тарентского — будучи давним соперником Раймунда, он не хотел, чтобы тот взял Маарру единолично, — и 11 декабря 1098 года Маарра, атакованная сразу с двух сторон, пала, после чего крестоносцы разграбили город и почти поголовно истребили его население.

Продолжение похода

К концу года простые воины начали проявлять недовольство тем, что поход затягивается, и грозили отправиться к своей главной цели — Иерусалиму — самостоятельно, не дожидаясь, пока примут решение военачальники.

Возмущение было настолько велико, что лидеры крестоносцев были вынуждены прислушаться к голосу воинов, и 13 января 1099 г. продолжить поход на юг, в сторону Иерусалима.

Продвигаясь по побережью Средиземного моря, армия христиан практически не встречала сопротивления. По пути успев осадить Архас, Тортосу и Джабалу, крестоносцы, чтобы не терять времени, обходили стороной Тир, Акру, Кесарию и другие хорошо укрепленные города.

Достигнув Рамлы, военачальники похода опять разошлись во мнениях относительно того, как поступить дальше — напасть на Дамаск или поразить Фатимидов в Каире. Однако было принято решение не отступать от намеченной цели и продолжить наступление на Иерусалим.

Осада

Во вторник 7 июня 1099 г. крестоносцы добрались до Иерусалима. Многие воины плакали, увидев стены священного города, ради завоевания которого вышли в поход три года назад.

Роберт Нормандский разбил лагерь с северной стороны около церкви Св. Стефана. Далее расположилась армия Роберта Фландрского.

Отряды Готфрида Бульонского и Танкреда Тарентского стояли на западе напротив башни Давида и Яффских ворот, через которые обычно проходили прибывшие из Европы паломники.

На юге занял позиции Раймунд Тулузский, укрепившись на горе Сион близ церкви св. Марии.

Армия крестоносцев, согласно хронике Раймунда Ажильского, состояла из 1200—1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев (в начале похода их было соответственно около 7 тыс. и 20 тыс. человек).

Осада Иерусалима во многом повторяла историю осады Антиохии. Перед прибытием врага эмир Фатимидов изгнал из Иерусалима местных христиан и укрепил крепостные стены. Крестоносцы же — как и полгода назад — из-за нехватки продовольствия и воды претерпевали большие мучения, нежели осажденные.

Мусульмане надежно охраняли окрестные колодцы, поэтому крестоносцам приходилось приносить воду из источника в 10 км от города в бурдюках, наскоро сшитых из бычьих шкур. Понимая, что с каждым днем положение будет только усугубляться, 13 июня крестоносцы попытались штурмовать крепостные стены.

Поднявшись по приставным лестницам, они вступили с гарнизоном Иерусалима в рукопашный бой, однако осажденные отбили атаку.

17 июня в Яффу прибыли генуэзские корабли с продовольствием — благодаря чему угроза смерти от голода ненадолго отступила — и различными инструментами для сооружения военных машин.

В тот же день Раймунд Тулузский направил в гавань отряд из сотни рыцарей для охраны судов, но те столкнулись с засадой мусульман, и в завязавшемся бою обе стороны понесли потери.

В конце июня дошли вести о том, что из Египта на помощь Иерусалиму выдвинулась фатимидская армия.

Крестное шествие

В начале июля одному из монахов явилось видение епископа Адемара Монтейльского, год назад скончавшегося в Антиохии, который предписал воинам «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост» и тогда на девятый день Иерусалим падет (это предсказание сбылось).

Замечание относительно поста было совершенно излишним, так как воины и так голодали и были «доведены до такой мучительной жажды, что никто не мог за денарий получить воды в достаточном количестве, чтобы утолить свою жажду».

Тем не менее 6 июля военачальники и епископы провели совет, на котором решили исполнить предписание Адемара, и в пятницу 8 июля босые крестоносцы в сопровождении своих духовных наставников — Петра Пустынника, Раймунда Ажильского и Арнульфа Шокесского — провели крестную процессию вокруг стен Иерусалима и, распевая псалмы, дошли до Елеонской горы.

Штурм Иерусалима

Понимая, что пассивная осада может затянуться надолго, крестоносцы ушли далеко вглубь Самарии, чтобы нарубить деревьев для осадных машин (в окрестностях Иерусалима лесов не было, тогда как в Самарии росли «бесчисленные плодовые деревья»), после чего плотники Готфрида Бульонского и Раймунда Тулузского соорудили две осадные башни, метательные машины и другие военные приспособления.

Затем состоялся совет, на котором был отдан приказ готовиться к схватке:

«Пусть каждый человек приготовится к бою на 14-е. Пока же пусть все пребывают на страже, молятся и творят милостыню. Повозки вместе с мастерами пусть будут впереди с тем, чтобы мастеровые снесли стволы, колья и жерди, а девицы пускай плетут фашины из прутьев. Повелевается, чтобы каждые два рыцаря изготовили один плетеный щит, либо лестницу. Выкиньте прочь всякие сомнения насчет того, чтобы сразиться за бога, ибо в ближайшие же дни он завершит ваши ратные труды. Все это было тщательно выполнено. Затем постановили, кто из князей, действуя со своими людьми, какую часть города будет атаковать и в каких местах будут пущены в ход осадные орудия, а также какие именно».

Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные <…> деревяшки, обертывая их в горящие тряпки».

Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком и отрубями, которые смягчали удар.

Под непрекращающимся обстрелом — как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» — крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать еще 12 июля.

Штурм Иерусалима продолжался весь день, но город держался, несмотря на то, что противники были «утомлены до крайности». Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать — мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.

Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки — так что «дуновение северного ветра <…> погнало в город такой густой дым, надвигавшийся все беспощаднее, что защитники стен не были в состоянии открыть ни рот, ни глаза, и ошеломленные и приведенные в замешательство потоком густого дыма, оставили стены без защиты».

Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город.

Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.

Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота.

Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота.

Резня и разграбление города

После того, как крестоносцы ворвались в город, началась резня. Стоя «по лодыжки в крови», крестоносцы разили мечом всех подряд — мусульман, евреев, немногих оставшихся в городе христиан — и превратили Иерусалим в настоящую бойню.

Некоторые из горожан попытались укрыться на крыше храма (хроника утверждает, что это произошло в храме Соломона, но, так как он был разрушен в I в. при взятии Иерусалима Титом, вероятно имеется в виду мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, которая, по мнению крестоносцев, располагалась на месте Храма).

Сначала Танкред Тарентский и Гастон Беарнский взяли их под свою защиту, передав в качестве охранного символа свои знамена, однако на утро крестоносцы незаметно окружили просидевших всю ночь на крыше горожан и «обнажив мечи, стали обезглавливать мужчин и женщин». Так, к утру 16 июля практически все население Иерусалима было перебито.

О чудовищной жестокости христиан, сотворивших «ужасное кровопролитие», сообщается во многих хрониках и документах того времени.

В письме папе Пасхалию II Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и архиепископ Пизанский сообщают — «ежели вы желаете знать, что было сделано со врагами, обнаруженными там, знайте, что на Соломоновой Паперти и в его храме кони наших воинов шли по колено в крови сарацинов». Раймунд Ажильский, наблюдавший падение Иерусалима своими глазами, так описывает бесчинства крестоносцев:

Среди первых ворвались Танкред и герцог Лотарингский, — и сколько они пролили в тот день крови, едва ли можно поверить. Потом поднялись на стены и все остальные, и сарацины сникли. Удивительное, однако, дело: уже когда город был захвачен французами, тем, кто был с графом, сарацины все еще оказывали сопротивление, словно и не были разгромлены наголову. Но вот наши овладели укреплениями и башнями города, и тут ты увидел бы поразительное зрелище: одни из сарацин были с разбитыми головами, что являлось для них более легкой смертью; другие, пронзенные стрелами, вынуждены были бросаться с укреплений; третьи долго мучились и погибали, сгорая в пламени. На улицах и площадях города можно было видеть кучи голов, рук и ног. Пешие и конные то и дело натыкались на трупы, валявшиеся безо всякого. <…> Достаточно сказать, что в храме Соломоновом и в его портике передвигались на конях в крови, доходившей до колен всадника и до уздечки коней. По справедливому божьему правосудию то самое место истекало кровью тех, чьи богохульства оно же столь долго переносило. Когда город был переполнен трупами и кровью, некоторые из неприятелей искали убежище в башне Давида и своей десницей просили графа Раймунда сохранить им жизнь, и сдали ему эту крепость.

Раймунду вторит Гийом Тирский:

Невозможно было смотреть без ужаса, как валялись всюду тела убитых и разбросанные части тела и как вся земля была залита кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленные головы представляли страшное зрелище, но еще более приводило в содрогание то, что сами победители с головы до пят были в крови и наводили ужас на всякого встречного. В черте храма, говорят, погибло около 10 тысяч врагов, не считая тех, что были убиты там и сям в городе и устилали улицы и площади; число их, говорят, было не меньше. Остальные части войска разбежались по городу и, выволакивая, как скот, из узких и отдаленных переулков несчастных, которые хотели укрыться там от смерти, убивали их. Другие, разделившись на отряды, врывались в дома и хватали отцов семейств с женами, детьми и всеми домочадцами и закалывали их мечами или сбрасывали с каких-либо возвышенных мест на землю, так что они погибали, разбившись. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем, что находилось в нем, ибо еще до взятия города было согласовано между крестоносцами, что по завоевании его каждый сможет владеть на вечные времена по праву собственности, без смущения, всем, что ему удастся захватить. Потому они особенно тщательно осматривали город и более дерзко убивали граждан. Они проникали в самые уединенные и тайные убежища, вламывались в дома жителей, и каждый вешал на дверях дома щит или какое-либо другое оружие, как знак для приближающегося — не останавливаться здесь, а проходить мимо, ибо место это уже занято другими.

Крестоносцы не только поразили мечом всех, кто попадался им на пути, но и разграбили город. Они врывались в дома и храмы, присваивая себе все ценности, какие только могли найти.

Танкред Тарентский вынес из храма Соломона «несметное количество золота, серебра и драгоценных камней». Правда, по утверждению Гийома Тирского, затем он якобы вернул награбленное.

После бойни крестоносцы, «радуясь и плача от безмерной радости», отправились поклониться Гробу Господню в знак того, что выполнили обет и освободили Святую землю во Славу Господа.

После победы

5 августа, доспросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса. После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский (по свидетельству Раймунда Ажильского и Альберта Аахенского корона сначала была предложена графу Тулузскому, но он отказался принять ее).

Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня (лат. Advocatus Sancti Sepulchri).

1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима. Им стал Арнульф Шокесский, капеллан Роберта Нормандского.

5 августа, допросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса.

В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся армии ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована и воины Христовы сочли свой долг выполненным, большинство из них вернулось на родину.

guide-israel.ru

«Богоугодный» геноцид: что творили рыцари крестоносцы при взятии Иерусалима

Детский крестовый поход

Пожалуй, самым шокирующим для современного сознания фактом является крестовый поход детей, происшедший в 1212 году.

После того, как в 1187 году мусульмане отбили у крестоносцев Иерусалим, а Третий крестовый поход 1189-1191 гг. закончился неудачей, в Западной Европе распространились мистические настроения, что только чистые и непорочные дети способны отвоевать «гроб Господень». Начались проповеди о том, что Бог обязательно благословит такое мероприятие, и перед детьми не только войска мусульман обратятся в бегство, но и море расступится, как перед Моисеем.

Когда юные крестоносцы собрались в Париже, то король Филипп II приказал им разойтись по домам и оставить глупую затею. Но не везде монархи и епископы были благоразумны. Многие же священнослужители благословляли и сопровождали безоружное войско детей. Многие родители, охваченные массовым фанатизмом, сами отправляли своих чад в неизвестность. Тут же действовали и тёмные личности, обещавшие родителям доставить их детей в Палестину и дававшие за это деньги. Увидим, к чему это привело.

В Германии летом 1212 года собралось примерно 25-тысячная толпа отроков и отроковиц, спрашивавших дорогу к морю и питавшихся подаянием. Большинство погибало в пути от голода и болезней, а в Альпах ещё и от холода. Когда уцелевшие спустились на равнины Италии, то многие из них были перебиты местными жителями в отместку за насилия немецких крестоносцев во время Третьего похода. До моря никто из них не добрался.

Во Франции примерно 30 тысяч юных крестоносцев под предводительством пастушка Стефана пришли в Марсель, где некие судовладельцы обещали бесплатно перевезти их на кораблях в «Святую землю». На семь кораблей было погружено около пяти тысяч участников похода, прочим пришлось отправиться нищенствовать, и им повезло больше.

Корабли вместо Палестины приплыли в Алжир, где судовладельцы продали детей в рабство маврам, как у них уже было о том условлено. Страшную правду рассказал в Европе спустя 18 лет чудом уцелевший монах, сопровождавший детей в том злополучном плавании.

russian7.ru

Осада и штурм Иерусалима (1099): watermelon83 — LiveJournal

— серия «Великие битвы».

Осада.
7 июня 1099 войско крестоносцев, насчитывающее около пятнадцати тысяч пехотинцев и до полутора тысяч копий (как рыцарей так и просто конных воинов), подошло к Иерусалиму, гарнизон которого состоял (приблизительно) из тысячи профессиональных египетских воинов и несколько десятков тысяч вооруженных горожан-мусульман. Стены города, достигавшие восемнадцати метров, его размер и малочисленность крестоносного войска делали осаду весьма трудным предприятием, если не невозможным в принципе. В любой момент на выручку города могла подойти новая мусульманская армия, как это случилась ранее, при осаде Антиохии. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула хорошо подготовился к осаде: все колодцы вокруг города были уничтожены и отравлены, христианское население выслано или запуганно, деревья вырублены, а все что могло послужить подспорьем при осаде, уничтожено.

Все это не давало никакой надежды на правильную осаду, да крестоносцы и не собирались вести ее: их быстрый марш Иерусалим поставил армию в тяжелое положение, не было ни союзников, ни запасов, ни осадных орудий. Поэтому уже через шесть дней начался первый штурм, в котором у христиан была всего лишь одна осадная лестница. Разумеется, он провалился, причем, как говорят, первый достигший стены воин потерял обе руки.

Крестоносная армия страдала и если нехватка еды была несколько облегчена доставленным из Рамлы зерном, то вода стала настоящей проблемой: многие умирали от отравлений или обезвоживания, по свидетельствам очевидцев, даже за большие деньги нельзя было напиться толком, при этом речь шла только о грязной воде.
Ситуация продолжала ухудшатся, вскоре пришло известие о том, что генуэзская эскадра разбита египетским флотом… Но зато шесть уцелевших судов, с бесценным грузом — зерном и всевозможными материалами, необходимыми для подготовки штурма, смогли пробиться к крестоносцам в середине июня. Одновременно стало известно, что на выручку города идет новая египетская армия. Крестоносцы начали готовиться к штурму, потратив три недели на создание осадного парка (башни, лестницы, тараны, катапульты).

Ожесточение сторон.
Ненависть, возраставшая день ото дня, достигла своего пика во время этой осады. Мусульмане, ненавидящие и боящиеся своих, как они думали, непобедимых врагов-людоедов (небезосновательно) почти каждый день затаскивали на стены кресты и демонстративно мочились и плевали на них. Европейцы ответили публичными казнями пленных, иногда используя их тела вместо камней для катапульт, а однажды послали в город живого мусульманина. Бедняга рухнул на землю не долетев до стены и вскоре умер…
Когда в начале июля крестоносцы босыми прошли крестным ходом вокруг города, распевая псалмы с пальмовыми ветвями в руках это вызвало еще большую ненависть у мусульман, ответивших выстрелами и проклятиями. Спустя пять дней начался штурм.

Взятие города.
14 июля 1099 года отряды европейцев, экзальтированные, с ожиданием близкого конца света и наполненные ненавистью к мусульманам, пошли в бой за освобождение священного для них города. Как и ожидалось, обстрел городских стен не нанес особого ущерба, тогда как крестоносцам, двигающим свои осадные башни и таран, приходилось значительно тяжелее. Штурму предшествовала хитрость: за несколько недель до его начала, крестоносцы демонстративно построили высокую, на уровне городских стен, осадную башню, напротив четырехугольной городской башни в северо-западной части города. Видя это, мусульмане особенно укреплялись там, готовясь отразить атаку. Однако, башня оказалось с сюрпризом: в ночь перед штурмом ее разобрали, как детали конструктора, и собрали снова, на другом участке: сарацины были как громом поражены, увидев на следующее утро новые позиции наших машин и палаток.

Готфрид Бульонский, который и провел этот маневр, начал штурм с преодоления первой, низкой стены, чтобы потом получить возможность подвести свою башню к главной стене. Помочь в этой атаке должен был обитый железом боевой таран, который крестоносцы тащили к городу под прикрытием баллист и стрелков. Вскоре он пробил стену и загорелся, подожженный защитниками. Тут стало ясно, что таран, стоящий в проломе, мешает подвести башню и роли полностью переменились: крестоносцы пытались окончательно уничтожить его, а мусульмане потушить, поливая водой. Европейцы победили.
Атака Раймунда Тулузского и его французов между тем провалилась: мусульмане, ожидающие основной атаки именно там, вели настолько плотный обстрел, что атакующим не удалось даже толком подойти к стенам. Наступила ночь.

Утром воины Раймунда попытались опять подвести башню, но защитникам удалось поджечь ее и она развалилась. Между тем, атаки с нескольких направлений все же заставили мусульман разделить свои силы, а Готфрид сумел использовать это. Его люди катили башню к главной стене и вели отчаянный бой. Сам он находился в гуще сражения, на верхнем этаже своей башни. Риск был настолько велик, что в какой-то момент стоящему рядом с ним крестоносцу оторвало голову выстрелом из мусульманской баллисты. Защитники попытались применить секретное оружие — сбросили на пути у башни огромное бревно, пропитанное смесью, напоминающей греческий огонь, однако крестоносцы были готовы и потушили его с помощью уксуса, заранее припасенного. Бревно убрали и движение продолжилось.

Наконец, восемнадцати метровая башня Готфрида была поставлена в нужном месте — там, где стена была достигала лишь пятнадцати метров. И в этот момент загорелась деревянная основа главной стены, вскореогонь охватил и крепостную башню, а дым вынудил защитников этого участка отступить. Лучники и арбалетчики крестоносцев смогли приблизится к стене, а люди Готфрида, используя один из защитных экранов башни, пошли в атаку. Наступил решающий момент — крестоносцы хватали лестницы и лезли на стену, мусульманская оборона в северной части города полностью рухнула.
Воины Раймунда Тулузского все еще вели свой малоудачный бой, когда внезапно обнаружили, что мусульмане бегут. Тогда и его люди ворвались в город…

После взятия.
Точно известно только одно: город был разграблен, многие мусульмане — убиты. Точное число погибших неизвестно, источники разнятся. Мусульмане говорят о семидесяти тысячах, европейцы о десяти, а евреи — о трех. Тем не менее, учитывая то, что армия крестоносцев ворвалась в городе после тяжелой осады и трудного штурма, в условиях когда подавляющая часть защитников все еще была жива и вооружена, следует понимать — резня действительно была жестокой. Пленных, особенно в первые часы, практически не брали. А вот эмир — спасся, успев укрыться в одном из укреплений, он переждал и сумел выторговать себе жизнь и свободу, договорившись с Раймундом. Вообще, особым ожесточением отличились именно северо-французские и германские воины Готфрида, вынесшие на себе основную тяжесть атаки, они не давали пощады никому, не взирая на возраст и пол… Даже через полгода после этих событий, посетившие город впервые отмечали зловоние смерти, царившее в нем.

Тем менее, предприятие, успех которого казался немыслимым — Крестовый поход, проведенный в незнакомых, труднейших и враждебных условиях, все-таки удался.

Иллюстрации.

Готфрид Бульонский.

Штурм.

Взятие и резня.

watermelon83.livejournal.com

Иисус этому не учил. Как крестоносцы Иерусалим «освобождали» | История | Общество

В конце XI века император Византии Алексей I Комнин, оказавшийся перед угрозой захвата Константинополя туркам-сельджуками, обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II.

Урбан II, человек незаурядного ума, увидел в этой просьбе способ решения сразу нескольких проблем – восстановления христианского контроля над Святой землей, повышения авторитета и восстановления единства христианской церкви, избавления Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.  Под последними подразумеваются младшие сыновья знатных родов, которые в условиях утверждения принципа единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.

Собор в Клермоне. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474). Источник: Commons.wikimedia.org

«Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе»

В ноябре 1095 года Урбан II выступил с пламенной речью на Клермонском соборе. Рассказав о страданиях христиан на Востоке, понтифик заявил: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алчущие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война – там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

Агитация Урбана II была рассчитана прежде всего на рыцарей, которые необходимы были для решения военной задачи. Однако призыв поднял с насиженных мест десятки тысяч представителей крестьянской бедноты.

Люди, ни разу не державшие в руках оружия, садились в телеги и отправлялись освобождать Иерусалим, рассчитывая обменять свою нынешнюю тяжелую жизнь на «молоко и мед» Святой Земли.

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474). Источник: Commons.wikimedia.org

«Крестьянский поход»

Массы голодных и обездоленных людей на пути своего движения отметились еврейскими погромами, грабежами и насилием в Восточной Европе, прежде всего, в Болгарии и Венгрии. Местные жители вынуждены были оказывать им сопротивление, отчего ряды первых крестоносцев заметно поредели.

Возглавляли «крестьянский крестовый поход» священник Петр Пустынник и французский рыцарь Вальтер Голяк, прозванный так за крайнюю бедность.

Алексей I Комнин явно не рассчитывал на подобную «помощь». Десятки тысяч голодных крестоносцев стали большой проблемой для Константинополя, и он поспешил переправить из через Босфор.

Первая же битва стала последней для этой армии. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою.

Между тем, рыцари, услышавшие призыв Урбана II, только собирались в поход. 

Война «по-рыцарски»

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса.

Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред

Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).

К весне 1097 года через Босфор переправилось войско, насчитывавшее около 1300 рыцарей и до 12 000 пехотинцев.  Несмотря на внутренние распри и конкуренцию, рыцари были профессионалами своего дела, что резко повышало их шансы на успех. При этом руководители похода принесли вассальную клятву императору Византии Алексею I Комнину. Последний, правда, и после клятвы считал рыцарей людьми не самыми надежными.

В мае 1097 года крестоносцы осадили Никею. Пока рыцари участвовали в стычках с противником, эмиссары византийского императора убеждали жителей Никеи – лучше сдаться Константинополю, нежели подвергнуться резне. В итоге город сдался византийскому императору, к великому неудовольствию рыцарей, предвкушавших богатую добычу при грабежах.

Осада крестоносцами Антиохии. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474). Источник: Commons.wikimedia.org

21 октября 1097 года осадила Антиохию – город, стоявший на пути к Иерусалиму. Бесплодная осада продолжалась восемь месяцев, пока ворота в Антиохию не были открыты перед крестоносцами предателем из числа местных жителей.

То, о чем Алексей I Комнин предупреждал никейцев, случилось в Антиохии. «Все площади города были забиты телами мертвецов, так что никто не мог находиться там из-за сильного зловония», – так отписывается учиненная крестоносцами резня. 

Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен. Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня 1098 года, когда была захвачена цитадель на юге города.

Резня в Антиохии вышла крестоносцам боком – уже после окончания сражений в городе вспыхнула эпидемия тифа, вызванная жуткой антисанитарией.  Из-за болезней и смертей в войске начало похода на Иерусалим было отложено на полгода.

Осада с крестным ходом

Наконец, в январе 1099 года крестоносцы двинулись к главной цели своего похода – Иерусалиму.

Двигаясь по побережью Средиземного моря, рыцари осадили Триполи. Однако осада затянулась, и. по настоянию большинства воинов, поход был продолжен без взятия города. В дальнейшем крестоносцы обходили укрепленные города, стремясь быстрее приступить к выполнению своей главной миссии.

Утром 7 июня 1099 года войско подступило к стенам Иерусалима. Многие опускались на колени, чтобы помолиться у стен Священного Города. Жители Иерусалима, однако, при виде этих молитв умиления не испытывали. Они были уже хорошо наслышаны о нравах «освободителей Гроба Господня».

Иерусалим находился под власть Фатимидского халифата, которым в ту пору правил Абуль-Касим Ахмад ибн Маадд аль-Мустали Биллах. Эмиром  Иерусалима был Ифтикар ад-Даула. До появления крестоносцев христиане свободно жили в Иерусалиме, однако при приближении «воинов христовых» эмир изгнал немусульман.

Чтобы затруднить возможную осаду, защитники Иерусалима отравили колодцы в окрестностях города. Ифтикар ад-Даула отправил посольство к руководителям крестоносцев, сделав им предложение – они могут поклониться христианским святыням, но только небольшими группами и без оружия.

Захват Иерусалима крестоносцами, 1099. Источник: Commons.wikimedia.org

В ответ руководители похода заявили – они пришли не поклониться, а освободить святыни.

На самом деле, условия для крестоносцев были не самыми благоприятными. Не хватало не только воды, но и еды. Кроме того, ожидалось, что халиф пришлет помощь защитникам Иерусалима.

Решено было действовать, не откладывая дела в долгий ящик. 13 июня состоялся первый штурм города, который, хоть и не без труда, был отбит защитниками. Кроме того, египетский флот разгромил генуэзскую эскадру, везшую провиант для крестоносцев. Однако несколько кораблей все-таки прорвались, что дало штурмующим шанс на еще одну попытку. Помимо прочего, генуэзцы доставили все необходимое для строительства осадных машин.

В начале июля одному из монахов, участвовавших в походе, было видение – умерший епископ Адемар Монтейльский говорил, что взять Иерусалим крестоносцы смогут только после крестного хода.

8 июля шествие с пением псалмов состоялось. Оно вызвало недоумение, гнев и страх у защитников Иерусалима. Со стен на головы участников крестного хода летели оскорбления.

«Победители с головы до пят были в крови»

14 июля начался решающий штурм. Кровавое сражение кипело целый день, но ворваться в Иерусалим крестоносцам не удалось. Но осадные башни были целы, и после ночи, во время которой, кажется, никто не спал, штурм возобновился. Первым на городскую стену 15 июля ворвался Годфруа Бульонский, следом за ним последовал Танкред Тарентский. Защитники Иерусалима, не выдержав натиска, отступили. Участь города была предрешена. 

Резня в Иерусалиме и кровавая река, вытекающая из городских ворот (миниатюра, XIII век). Источник: Commons.wikimedia.org

Ворвавшиеся в Иерусалим крестоносцы убивали всех, кто попадался им на пути. История, случившаяся в Антиохии, повторилась, но в значительно больших масштабах.

«Невозможно было смотреть без ужаса, как валялись всюду тела убитых и разбросанные части тела и как вся земля была залита кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленные головы представляли страшное зрелище, но ещё более приводило в содрогание то, что сами победители с головы до пят были в крови и наводили ужас на всякого встречного. В черте храма, говорят, погибло около 10 тысяч врагов, не считая тех, что были убиты повсюду в городе и устилали улицы и площади; число их, говорят, было не меньше. Остальные части войска разошлись по городу и, выволакивая, как скот, из узких и отдаленных переулков несчастных, которые хотели укрыться там от смерти, убивали их секирами. Другие, разделившись на отряды, врывались в дома и хватали отцов семейств с женами, детьми и всеми домочадцами и закалывали их мечами или сбрасывали с каких-либо возвышенных мест на землю, так что они погибали, разбившись», – так описывал происходящее участник похода Гийом Тирский.

Кровожадность объяснялась еще и тем, что все имущество жителей города было заранее объявлено добычей крестоносцев, и ее «на вечные времена» получал тот, кто успеет первым.

Ворвавшись в богатый иерусалимский дом, рыцарь вырезал хозяина со всей его семьей, и вешал на дверях щит, что означало – это моя добыча, ищите себе другую. Рыцари рангом постарше не гнушались грабежом храмов.

Эмиль Сигнол. Завоевание Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099. 1847 год. Источник: Commons.wikimedia.org

Вековая вражда

Организатор похода Папа Римский Урбан II умер через две недели после взятия Иерусалима, 29 июля 1099 года.

В захваченном городе было провозглашено Иерусалимское королевство. Его владыкой с титулом «Защитник Гроба Господня» стал Годфруа Бульонский.

12 августа 1099 года войско «Защитника Гроба Господня» разбило в битве при Аскалоне армию Фатимидского халифата.

Обет был выполнен, но очень дорогой ценой. Менее всего крестоносцы походили на глубоко верующих людей. Учиненные ими массовые расправы над мусульманами, среди которых преобладали мирные жители, не могли остаться без ответа. Кровавое межконфессиональное противостояние, начатое Первым Крестовым походом, растянется на века.

www.aif.ru

Как крестоносцы взяли Иерусалим? | История | Общество

15 июля 1099 года произошло одно из важнейших исторических событий, описанное ещё в «Повести временных лет» — христиане-крестоносцы взяли Иерусалим и освободили его от мусульман.

В 1095 году папа Урбан II призвал крестоносцев освободить Гроб Господень от мусульманского владычества, заявив, что храбрые воины после победы получат отпущение всех грехов и освобождение от долгов. Конечно, тут же появились страждущие «освобождения» должники, которые ринулись в сторону Иерусалима, желая списать долги, но были очень быстро повержены.

Только через два года, в 1097 году, было собрано объединённое войско из нормандских, французских и германских рыцарей, которое и двинулось на Иерусалим. Чтобы дойти до назначенной цели, им потребовалось более двух лет. Но не только по причине долгой дороги, но и потому, что рыцари не пропускали на своем пути ни один город. Одной из самых сложных для крестоносцев была осада Антиохии. Город был взят, но внезапно началась эпидемия тифа, которая буквально «выкосила» армию крестоносцев. От болезни погиб знаменитый епископ Адемар Монтейльский. Крестоносцам пришлось выждать ещё полгода, прежде чем они смогли восстановить силы и продолжить свой поход. Но войско рыцарей сократила не только эпидемия. Один из предводителей — Боэмунд Тарентский — после победы задумал провозгласить себя князем Антиохии, сесть на трон и не ходить дальше до Иерусалима. Два брата французского короля тоже удовлетворились захватом Антиохии и благополучно отчалили домой.

В конце 1098 года из Антиохии на Иерусалим вышел граф Раймунд Тулузский и рыцари Прованса. По дороге граф задумал захватить ещё один город — Маарру (крестоносцы называли этот город Марре), но встретил ожесточённое сопротивление. Армия Прованса вполне могла бы потерпеть поражение под градом из камней и огненных стрел, которые сыпались на неё из осаждённого города, но тут на помощь со своими войсками подошёл Боэмунд Тарентский. Он так бы и сидел в своей Антиохии, если бы не узнал, что Маарру осаждает не кто иной, как его личный враг и соперник Раймунд Тулузский. Боэмунда обуяла зависть, он не желал, чтобы Раймунда провозгласили освободителем Маарры. Помогая сопернику, Боэмунд смог записать и себе в заслуги взятие ещё одного города. Маарра под натиском двух армий пала. Рыцари разграбили город и пустились в разгул. Только спустя месяц, когда стали раздаваться недовольные возгласы о том, что все уже и думать забыли про Иерусалим, военачальники приказали собраться и двигаться вперед к заветной цели. Правда, у города Триполи Раймонд Тулузский снова задержался, пытаясь взять и его. Но Триполи не сдавался, не сдавался в течение полугода и Раймонд. Командующий крестоносцев отступился только тогда, когда его подчинённые всё-таки решились напомнить ему, что шли-то они вовсе не в Триполи, а в Иерусалим.

Проходя мимо Тира, Акры, Кесарии, начальство крестоносцев держалось изо всех сил, но потом его снова потянуло «налево». Командующие несколько дней думали, куда им податься, захватить ли Дамаск или напасть на Каир. В конце-концов было принято Соломоново решение идти дальше на Иерусалим.

Крестоносцы дошли до Иерусалима только 7 июня 1099 года. Историки пишут, что в момент, когда перед крестоносцами предстали заветные стены, рыцари упали на колени и начали молиться.

В этот миг с другой стороны за пришедшими наблюдали стражи халифа. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не хотел сражений, поэтому предложил рыцарям, сложив оружие, пройти к святым местам, помолиться там и уйти домой. Ни одного желающего среди крестоносцев не нашлось. Начался месяц осады и страшных смертей, как с одной, так и с другой стороны. Мусульмане, желая прогнать рыцарей, отравили ближайшие колодцы и водоёмы, они перекрывали дороги для доставки продовольствия крестоносцам. Первая битва произошла 13 июня, когда рыцари начали штурм Иерусалима. Но они потерпели поражение. В дальнейшем судьба не предвещала христианам ничего хорошего. Несколько кораблей, доставлявших продовольствие для армии крестоносцев, были захвачены мусульманами, а из Египта на них уже шла фатимидская армия.

Резня во время штурма Иерусалима в 1099 году и кровавая река, вытекающая из городских ворот. Миниатюра, XIII век. Фото: Commons.wikimedia.org

Был ли это хитроумный план военачальников или же действительно кому-то пришло видение, но уже отчаявшимся, оголодавшим крестоносцам было объявлено, что к ним явился скончавшийся от тифа епископ Адемар Монтейльский и потребовал совершить крестный ход вдоль Иерусалима. И тогда удача снова будет на их стороне.

8 июля крестоносцы босиком с молитвами прошли вдоль стен Иерусалима. Конечно, с другой стороны подобное явление не осталось незамеченным. Многие мусульмане забрались на стены и начали высмеивать шествующих. Конечно, после подобных выходок войско христиан морально было готово стоять насмерть и сложить голову за свою веру. В считанные дни были построены осадные башни, метательные машины и начат штурм. 14 июля на Иерусалим полетели стрелы и камни. В ответ на захватчиков с большой высоты выливали кипящую воду и кидали горящие тряпки и доски. Уже через сутки, 15 июля, Иерусалим пал. То, что случилось потом, до сих пор вызывает исторические споры. Кто-то называет крестоносцев спасителями, а кто-то — жестокими варварами.

Факты таковы, что после падения Иерусалима внутри города началась резня. Убивали не только воинов, но и простых жителей, уже 16 июля город застилали трупы. Кто-то говорит, что другого выхода у крестоносцев просто не было — мусульмане, вне зависимости от того, были ли это военные или мирные граждане, продолжили бы мстить захватчикам.

Вскоре был выбран правитель Иерусалима. Раймунд Тулузский отказался от трона, посему корону отдали Готфриду Бульонскому. Но он, в свою очередь, не захотел называться королём Иерусалима и избрал для себя звание Защитника Гроба Господня. Постепенно христианские святыни были восстановлены в городе, разрушения устранены, а в августе христиане обнаружили Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Иерусалим снова стал христианским.

Крестоносцы у найденной священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса. Фото: Commons.wikimedia.org

Больше об исторических событиях и персонах читайте в сюжете «Всемирная история с Андреем Сидорчиком».

www.aif.ru

Сколько раз крестоносцы ходили в Иерусалим

Крестовыми походами принято называть серию военных религиозных походов, осуществленных народами Западной Европы во времена Средневековья. Основная часть таких кампаний была направлена на борьбу с мусульманами и освобождение находящегося под их контролем города Иерусалима, а также расположенных в нем христианских святынь.

Стоит отметить, что свое название крестовые походы получили из-за крестов, изображение которые его участники несли на своей одежде и обмундировании.

Современные историки различают восемь Крестовых походов.

Первый поход на Иерусалим в 1096 году, в котором принимало участие до 100 тысяч человек, многие из которых погибли в бою, а также непосредственно в пути из-за болезней и изнеможения. Тем не менее его участникам удалось захватить древний город и часть Малой Азии.

Второй поход был организован 1147, а причиной его начала стала потеря части отвоеванных ранее территорий (Эдесского княжества, захваченного турками-сельджуками). Он продлился два года и закончился поражением крестоносцев.

Третий Крестовый поход начался в 1189 году после того, как войска египетского султана Салахаддина захватили Иерусалим и часть Палестины. Военная кампания продлилась три года, но объединенным крестоносцам из Англии, Франции и Германии не удалось одержать победу.

Четвертый поход начался уже через десять лет и изначально его главной целью был захват Иерусалима. Но в итоге крестоносцы изменили свои планы и взяли штурмом один из крупнейших городов Европы того времени – Константинополь, уничтожив множество христианских святынь и реликвий.

Пятый поход был предпринят в 1217 году с целью захвата Иерусалима и закончился разгромным поражением крестоносцев в битве при Дамьетте.

Шестой Крестовый поход 1228 года прошел без единого сражения, но возглавляемому его императору Фридриху II Гогенштауфену удалось дипломатическим путем вернуть христианам Иерусалим, а такде заключить мир с мусульманами. Но уже через некоторое время мирное соглашение было нарушено египетским султаном, вернувшим город под свой контроль.

Седьмой и восьмой походы были предприняты французским королем Людовиком Девятым и закончились поражением крестоносцев.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *