Климов Владимир Яковлевич

Общая информация

Владимир Яковлевич Климов родился в 1892 г. в Москве в семье рабочего-строителя. Следуя советам родителей и учитывая материальные возможности семьи, он поступил учиться в специальное техническое училище с семилетней программой обучения, которое готовило мастеров-механиков. После окончания училища продолжил обучение в Московском высшем техническом училище.


Владимир Яковлевич Климов

Профессор Н. Р. Брилинг, один из крупнейших теплотехников нашей страны, заведовал тогда механической лабораторией училища, где в этот период Владимир Климов занимался исследованием тепловых процессов двигателей внутреннего сгорания. Это, видимо, в значительной мере и определило его будущую специальность.

Преддипломную практику он проходил на одном из механических заводов Петрограда, а в 1916 г, представил дипломный проект авиационного двигателя, в котором специальной темой являлось исследование процессов смесеобразования в карбюраторе. Совет училища по итогам защиты дипломного проекта ходатайствовал перед руководством об установлении В. Я. Климову специальной стипендии, чтобы обеспечить ему возможность подготовки кандидатской диссертации. Однако осуществить эго намерение не удалось.


Владимир Яковлевич Климов

С 1918 года Владимир Яковлевич работал начальником отдела авиационных моторов ВСНХ. В этот период профессор В. Я. Климов выступал слушателями Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, с лекциями по теории авиационных двигателей.

Чтение курса лекций В. Я. Климов совмещал с основной работой в Центральном институте авиационного моторостроения, где он заведовал отделом бензиновых двигателей. Благодаря этому обстоятельству слушатели академии имели возможность проходить практику в лабораториях ЦИАМ.

С 1924 года В.Я.Климов являлся председателем комиссии по закупке лицензий на иностранные двигатели Берлинского и Парижского торгпредств СССР. Как теоретик-исследователь, имевший обширные знания в области отечественных механических я теплотехнических лабораторий, Владимир Яковлевич был командирован во Францию в 1933 г. для закупки лицензий на постройку двигателей водяного охлаждения.

Владимир Яковлевич тщательно изучил все материалы, относившиеся к работам фирмы «Испано-Сюиза», и не только по созданным двигателям, но и по возможным направлениям развития двигателей этого типа. Вернувшись на родину, он возглавил коллектив, который на базе 12-цилиндрового двигателя «Испано-Сюиза-12» разработал конструкцию двигателя М-100 мощностью 750 л.с. Несколько позже тот же коллектив создал семейство «сотых» двигателей, которые в течение нескольких лет были основными двигателями нашей фронтовой авиации.


Завершением работ в этом направлении явились двигатели ВК-105ПФ и ВК-107А. Последний развивал мощность 1500 — 1650 л. с., для поддержания которой на высоте снабжался приводным двухскоростным центробежным нагнетателем. По конструкции этот двигатель был весьма совершенным и характеризовался небольшой удельной массой. Его боевые качества проверены в условиях Великой Отечественной войны (двигатели В. Я. Климова устанавливались на истребителях А. С. Яковлева и на фронтовых бомбардировщиках В. М. Петлякова). В конце войны в ОКБ выпускается двигатель ВК-108, с которым на самолете конструкции А. С. Яковлева удалось достигнуть скорости 745 км/ч. Этим практически завершилась работа над поршневыми авиационными двигателями в конструкторском бюро, руководимом профессором В. Я. Климовым.

Вскоре после окончания войны В. Я. Климов и А. И. Микоян были командированы на авиационную выставку в Париже с группой наших летчиков, летавших на реактивных самолетах. Во время знакомства с экспонатами выставки их внимание привлекли английские реактивные двигателя с центробежными компрессорами, которые оказались более совершенными по сравнению с тем, чем располагала тогдашняя авиационная техника. Получив согласие правительства, А. И. Микоян и В. Я. Климов сразу же после окончания работы выставки направились в Лондон, где и закупили несколько двигателей с центробежными компрессорами. На базе этих двигателей в конструкторском бюро Владимира Яковлевича с поразительной быстротой были построены, испытаны и запущены в серийное производство реактивные двигатели РД-45 и РД-500, которые устанавливались на первых послевоенных самолетах-истребителях и фронтовых бомбардировщиках.


В конце 40-х годов под руководством В.Я.Климова был создан первый отечественный воздушно-реактивный двигатель ВК-1А с центробежным компрессором, который установили на реактивном истребителе МиГ-15.

В 1951 году он создал ВК-1ф – один из первых в мире турбореактивных двигателей с форсажной камерой, который устанавливали на истребители МиГ-17, бомбардировщики и торпедоносцы. Для вертолета Ми-2 был создан газотурбинный двигатель ГТД-350.


В 1953 году Владимира Яковлевича избрали академиком АН СССР. С 1956 по 1960 год он являлся генеральным конструктором авиационных двигателей. В 1957 году его вторично удостоили звания Героя Социалистического Труда.


Параллельно с разработкой двигателей Владимир Яковлевич преподавал в МВТУ, Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского, Московском авиационном институте.

Скончался В.Я.Климов в Москве 9 сентября 1962 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя конструктора двигателей носит научно-производственное объединение в Петербурге.

olymp.aviaschool.net

Климов В. Я. — это… Что такое Климов В. Я.?

Влади́мир Я́ковлевич Кли́мов (11 (23) июля 1892, Москва, — 9 сентября 1962, Москва), советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-технической службы (1944), академик АН СССР (1953), дважды Герой Социалистического Труда (1940 и 1957).

Биография

С 1918 года, после окончания МВТУ им. Баумана, работал начальником отдела авиационных двигателей Высшего совета народного хозяйства, затем занимал различные руководящие должности в научно-исследовательских институтах и на авиационных заводах, а также преподавал в МВТУ, Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, МАИ.

Одновременно участвовал в разработке первых советских, звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и др. (1925—1927) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт (880 л. с.)), 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925—1930). С 1935 года — главный конструктор авиационных двигателей. К середине 1930-х годов организует производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30 % больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А. Н. Туполева и А. А. Архангельского.

В конце 1930-х — начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей (М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108), оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 конструкции В. М. Петлякова и истребителях конструкции А. С. Яковлева, прославившихся в сражениях Великой Отечественной войны.

На площади Академика Климова в Санкт-Петербурге

В послевоенный период под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 1947—1949 создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. В ходе научных исследований и конструкторской работы Климовым были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях ТРД. Климов внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и др. вопросов двигателестроения.

Депутат Верховного Совета СССР второго созыва, лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1949). Награждён пятью орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени и медалями.

Источники

 Климов, Владимир Яковлевич на сайте «Герои страны»

  • Советская военная энциклопедия в 8 томах, том IV.
  • В. Я. Климов. Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-авиационной службы. — «Техника воздушного флота», 1944, № 11—12.

Сочинения Климова

  • Атлас конструкций авиационных моторов. Ч. 1—2. М.—Л., 1935—1938.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

В Климов — Я уже большая » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Климов В

Я уже большая

В. КЛИМОВ

Я УЖЕ БОЛЬШАЯ

Рассказ

Перевел В. Муравьев

1

Раскаленное, пышущее огнем солнце словно остановилось посреди белесого неба и струит на землю изнуряющий жар. Все живое — и люди, и скотина, и птица попрятались, кто куда смог, от его жгучих лучей. Даже оводы и шмели в этом зное летают словно бы нехотя и жужжат лениво.

Стоит конец июня — самый разгар сенокоса. Но в лугах не видно ни косарей, ни баб с граблями. Сегодня петров день, престольный праздник в Сугоне. А работать в праздник грех. Не всем, конечно, грех. Бедным — тем можно работать и в праздник. Мать так Овде и сказала: «Срошным* работать не грех». А Овдя — срошная, она нанялась на лето пасти Амоновых коров.

_______________

* С р о ш н ы й (искаж. срочный) — работник, нанятый на

определенный срок.

Грешно работать в праздник волостному старшине Мокею, батюшке и уряднику, да еще братьям Бачуковым — Гавре и Амону.

Амон — первый богач в Сугоне. Он не то что в большие праздники, он и по воскресеньям не работает, не гневит бога. Может быть, поэтому бог и посылает ему всякие милости: лошадей, коров, овец. У Амона на гумне стоит молотильная машина. Да и брат его, Гавра, не обделен богом, всего у него в достатке.

Да и как тут Овде с матерью праздновать, когда в хозяйстве работников всего двое — мать да она. Отца-то уж три года как забрали в солдаты и угнали на войну с германцем, и с тех пор никаких вестей от него. Так что самим надо управляться. Пока сенокос, надо для козы и овцы запасти сена на зиму.

Своего покоса у них нет, поэтому Овдя вышла на Гаврин луг. Его давно выкосили работники и сено увезли, но там и сям, где коса не достала, зеленеет трава. По этим-то местечкам и лазит Овдя с серпом.

Работает она споро, проворно, не впервой ей это дело. Лоб, щеки и шея под волосами взмокли от пота. Зато босым ногам хорошо: легко и прохладно.

Срезав последнюю горсть пырея с вьюнком, Овдя связала большую вязанку и, взвалив ее на плечи, пошагала домой. Она чувствовала, что сильно проголодалась. Сейчас бы холодной сметанки… Да где там!.. Это у Амона сметаны много, хоть собак корми.

Сегодня утром, загоняя коров во двор Амона, Овдя услыхала какую-то возню в погребе. Заглянув в приоткрытую дверь, увидела, что в погреб забрались две хозяйские собаки. Сойка лакала сметану из большого горшка, а Буско схватил и волочил по земле кусок мяса.

В это время из амбара вышла старуха Мотра — сестра Амона. Заглянув в погреб, она шуганула собак, но даже не накричала на них, видно, не жалко ей добра. Да что им, богатым! Говорят, Амон, когда не случится под рукой дегтя, тележные колеса топленым маслом смазывает.

Из центра посада, оттуда, где среди кудрявых берез и тополей сверкают золоченые кресты над зелеными куполами, поплыл перезвон колоколов: ляпичи-нюричи-шоричи-сугон-н-н! Ляпичи-нюричи-шоричи-сугон-н-н! Маленькие колокола тренькают часто и коротко, а большой выговаривает медленно, гулко. Это они, словно дьячок по поминальнику, перечисляют окрестные малые деревушки, особенно выделяя посад Сугон. Как-никак сугонские богатеи пожертвовали деньги на большой колокол.

Люди в одиночку и группами поднимались на пригорок, заходили в церковную ограду.

Овдя, облизнув пересохшие губы, подумала о том, что на паперти стоит кадка с холодным квасом, — пей сколько хочешь.

«Не зайти ли?» — подумала Овдя.

Ей живо представился батюшка с его густым басовитым голосом.

Когда отец надумал отдать ее в школу, он понес батюшке гостинец — пуд ржи.

Отдать дочь в школу надоумил отца дядя Серга. Девчушка, мол, смышленая, пусть учится.

Серга появился в их доме три года тому назад.

Однажды волостной писарь привел к ним по-городскому одетого человека и сказал отцу:

— Принимай, хозяин, на постой. Изба у тебя просторная, дите одно, место найдется.

Отец оглядел незнакомца и сказал:

— Пусть живет, чай, не на год…

Писарь отозвался со смешком:

— Угадал, хозяин! Не на год, а на три! Политический ссыльный он, понял?

Отец пожал плечами:

— Ну что ж, пусть живет.

Когда писарь ушел, отец разговорился с постояльцем. Тот сказал, что зовут его Сергей, фамилия Кончаков. Работал он на заводе в Перми, да хозяин стал очень прижимать рабочих, вот они и взбунтовались. За это их выслали из города в разные дальние деревни.

Серга оказался добрым и веселым, Овдя к нему скоро привыкла. До сих пор помнит она, как Серга напутствовал ее в школу.

«Ежели не станешь лениться, — сказал он тогда, — может, далеко пойдешь, как крестьянский сын Михайло Ломоносов. Большого ума был человек Михайло Ломоносов. Говорят, сквозь землю видел. Как-то раз приехал он в наши Пермские земли, поглядел вокруг и говорит: «Вот в этом месте лежит золото, а вот в этом — железо».

И еще много интересного рассказывал он Овде.

Поговорить с Сергой любили и сугонские мужики. Он выписывал из города какие-то книги, газеты, часто читал их соседям вслух, старался растолковать то, что было им непонятно. Хоть и молод был, а даже старики относились к нему с уважением.

Всего с полгода пожил Серга в Сугоне. Однажды ночью его арестовали. Когда его увозили, он сказал сбежавшимся соседям: «Не горюйте, мужики. Скоро придет наше время, я вернусь сюда вольным человеком, тогда договорим обо всем, о чем сейчас не успели. Я обязательно вернусь».

Вскоре сапожник Андрей, который больше других дружил с Сергой, разузнал, что Кончакова сослали в Сибирь.

Нынешней зимой, как сказывал учитель Мирон Власыч, царя с трона скинули. Все говорили про свободу, и Овдя все время ждала, что теперь-то Серга вернется, как обещал, в Сугон. Но он пока не возвращался, и вообще в посаде мало что изменилось. Начали было мужики, решив, что наступила свобода, самовольную рубку леса, да только и на рубку пришел запрет, и лес отобрали обратно в казну.

Дойдя с тяжелой вязанкой на плече до полевых ворот, Овдя присела в тени вербы, отдохнула немного, потом не спеша двинулась узкой зеленой улочкой.

Дома Овдя разбросала на межнике траву для просушки, поела и побежала на Нагорную улицу играть с ребятами в чижа и в бабки.

На улице во всем чувствовался праздник. На крылечках, на лавочках возле домов, на бревнах у изгородей, просто на зеленой травке сидели нарядно одетые мужики и бабы с красными от выпитого пива и браги лицами. Женщины все, как одна, были в ярких кофтах и дубасах*, в новых лаптях, под которые были подвернуты портянки из тонкого выбеленного холста, перевитые плетенными из красной шерсти оборами. У многих на головах красовались вышитые бисером кокошники. Мужики в пестрядинных рубахах с гарусными поясками, в холщовых штанах. Несколько мужиков побогаче были в котах, а кое-кто даже в сапогах.

_______________

* Д у б а с — платье сарафанного покроя.

Под кедрами возле колодца кто-то играл на сигудэке — волосяной скрипке.

Проходя Подгорной улицей, Овдя удивилась, что не слышно пьяных песен, ругани и драки. Обычно в праздники подгорные мужики начинали драку с раннего утра. На другой день вчерашние враги мирились, пили из одного туеска сюромку — подновленную брагу, пили до тех пор, покуда снова не вспыхивала потасовка. Но в Подгорной так и говорили: «Что за праздник, если ты без синяков остался!»

Овдя еще не дошла до земских амбаров, где обычно играли ребята, как вдруг услыхала крики и ругань.

«Ну, начинается!» — подумала она и остановилась.

Навстречу ей двигалась большая толпа. В середине толпы ее хозяин Амон, высоко поднимая можжевеловую палку, что есть силы кого-то бил, громко и злобно крича:

— Вот тебе, ворюга! Вот! Вот! Будешь знать, как воровать! Бейте его, соседи, бейте, чтоб другим было неповадно на чужое добро зариться!

Потом Овдя разглядела, что бьют деда Микиту, однорукого калеку. Руку он потерял на японской войне.

Дед Микита был добрый старик, ребятишки любили слушать его сказки и складные прибаутки.

«Неужели он что-то украл? — подумала Овдя. — Быть того не может!»

Рядом с Овдей стояли два старика и переговаривались между собой.

— Ишь чего пузачи творят! — сказал один, седой и тощий, опиравшийся на палку.

— Да-а… — протянул другой. — Амон Микиту кругом обобрал, так он не вор, а Микита вор. Где она, правда-то?

— Они ее, правду, за пояс заткнули.

— Эх, верно говорят: плетью обуха не перешибешь…

Дед Микита пытался закрыться от ударов единственной рукой и жалобно повторял:

— Не брал я ничего! Ей богу, не брал!

— А-а, не брал? — закричал Амон. — А кто горшок сметаны у меня из погреба стащил? — Он поднял над головой, так, чтобы всем было видно, горшок.

Овдя узнала горшок: из него утром лакала сметану Сойка.

Амон с силой ударил Микиту по голове, а Гавра несколько раз хлестнул старика плеткой.

Овдя метнулась к медленно двигавшейся толпе и закричала:

— Дядя Амон, не бейте Микиту! Не бейте! Это не он! Это Сойка съела сметану!

nice-books.ru

Инженеры России // Климов Владимир Яковлевич

       В. Я. Климов родился 23 июля 1892 года в Москве.

       С 1918 года, после окончания МВТУ им. Баумана, работал начальником отдела авиационных двигателей Высшего совета народного хозяйства, затем занимал различные руководящие должности в научно-исследовательских институтах и на авиационных заводах, а также преподавал в МВТУ, Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, МАИ.

       Одновременно участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и др. (1925—1927) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт (880 л. с.)), 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925—1930).

       С 1935 года — главный конструктор авиационных двигателей. К середине 1930-х годов организует производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30 % больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А. Н. Туполева и А. А. Архангельского. В конце 1930-х — начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей (М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108), оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 конструкции В. М. Петлякова и истребителях конструкции А. С. Яковлева, прославившихся в сражениях Великой Отечественной войны.

       В послевоенный период в ОКБ под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 1947—1949 создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. В ходе научных исследований и конструкторской работы Климовым были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях ТРД. Климов внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и др. вопросов двигателестроения.

       В. Я. Климов умер 9 сентября 1962 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1). В 2002 году именем В. Я. Климова была названа улица в Шевченковском районе города Запорожье. Также в Запорожье есть парк академика Климова.

       Депутат ВС СССР второго созыва (1946—1950)

 

       Сталинская премия первой степени (1941)

       Сталинская премия второй степени (1943)

       Сталинская премия первой степени (1946)

       Сталинская премия первой степени (1949)

       Пять орденов Ленина

       Орден Суворова I степени

       Суворова II степени

       Орден Отечественной войны I степени

       Орден Трудового Красного Знамени и медали

rus-eng.org

Климов Владимир Яковлевич — это… Что такое Климов Владимир Яковлевич?

Влади́мир Я́ковлевич Кли́мов (11 (23) июля 1892, Москва, — 9 сентября 1962, Москва), советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-технической службы (1944), академик АН СССР (1953), дважды Герой Социалистического Труда (1940 и 1957).

Биография

С 1918 года, после окончания МВТУ им. Баумана, работал начальником отдела авиационных двигателей Высшего совета народного хозяйства, затем занимал различные руководящие должности в научно-исследовательских институтах и на авиационных заводах, а также преподавал в МВТУ, Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, МАИ.

Одновременно участвовал в разработке первых советских, звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и др. (1925—1927) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт (880 л. с.)), 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925—1930). С 1935 года — главный конструктор авиационных двигателей. К середине 1930-х годов организует производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30 % больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А. Н. Туполева и А. А. Архангельского.

В конце 1930-х — начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей (М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108), оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 конструкции В. М. Петлякова и истребителях конструкции А. С. Яковлева, прославившихся в сражениях Великой Отечественной войны.

На площади Академика Климова в Санкт-Петербурге

В послевоенный период под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 1947—1949 создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. В ходе научных исследований и конструкторской работы Климовым были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях ТРД. Климов внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и др. вопросов двигателестроения.

Депутат Верховного Совета СССР второго созыва, лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1949). Награждён пятью орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени и медалями.

Источники

 Климов, Владимир Яковлевич на сайте «Герои страны»

  • Советская военная энциклопедия в 8 томах, том IV.
  • В. Я. Климов. Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-авиационной службы. — «Техника воздушного флота», 1944, № 11—12.

Сочинения Климова

  • Атлас конструкций авиационных моторов. Ч. 1—2. М.—Л., 1935—1938.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Климов В. — это… Что такое Климов В.?

Влади́мир Я́ковлевич Кли́мов (11 (23) июля 1892, Москва, — 9 сентября 1962, Москва), советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-технической службы (1944), академик АН СССР (1953), дважды Герой Социалистического Труда (1940 и 1957).

Биография

С 1918 года, после окончания МВТУ им. Баумана, работал начальником отдела авиационных двигателей Высшего совета народного хозяйства, затем занимал различные руководящие должности в научно-исследовательских институтах и на авиационных заводах, а также преподавал в МВТУ, Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, МАИ.

Одновременно участвовал в разработке первых советских, звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и др. (1925—1927) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт (880 л. с.)), 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925—1930). С 1935 года — главный конструктор авиационных двигателей. К середине 1930-х годов организует производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30 % больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А. Н. Туполева и А. А. Архангельского.

В конце 1930-х — начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей (М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108), оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 конструкции В. М. Петлякова и истребителях конструкции А. С. Яковлева, прославившихся в сражениях Великой Отечественной войны.

На площади Академика Климова в Санкт-Петербурге

В послевоенный период под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 1947—1949 создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. В ходе научных исследований и конструкторской работы Климовым были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях ТРД. Климов внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и др. вопросов двигателестроения.

Депутат Верховного Совета СССР второго созыва, лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1949). Награждён пятью орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени и медалями.

Источники

 Климов, Владимир Яковлевич на сайте «Герои страны»

  • Советская военная энциклопедия в 8 томах, том IV.
  • В. Я. Климов. Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-авиационной службы. — «Техника воздушного флота», 1944, № 11—12.

Сочинения Климова

  • Атлас конструкций авиационных моторов. Ч. 1—2. М.—Л., 1935—1938.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Климов, Владимир Яковлевич — это… Что такое Климов, Владимир Яковлевич?

[р. 11 (23) июля 1892]—сов. конструктор авиадвигателей, акад. (с 1953, чл.-корр. АН с 1943), Герой Социалистич. Труда (1940). После окончания Моск. высшего технич. училища (1917) работал над созданием и развитием авиадвигателей. Одновременно вел преподавательскую работу в учебных заведениях (Моск. высшем технич. училище, Моск. авиац. ин-те, Военно-воздушной академии и др.), где читал курс конструкций и теории уравновешивания авиадвигателей. В 1935 был назначен гл. конструктором авиамоторостроительного з-да. В этот период им создан ряд авиационных поршневых двигателей жидкостного охлаждения семейства ВК, обладающих большой мощностью, надежностью, высотностью и быстроходностью, малыми размерами и весом. К. разработаны специальная система жидкостного охлаждения авиадвигателя под давлением, компактная двухскоростная передача к нагнетателю, теория смазки и профилирования высоконагруженных подшипников с учетом прогиба коленвалов, система газораспределения и питания топливовоздушной смесью быстроходных мощных авиадвигателей. Двигатели ВК получили широкое распространение. С 1946 К. и руководимый им коллектив работают над созданием и развитием новых типов двигателей. Лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1949).

Лит.: Климов Владимир Яковлевич, «Вестник АН СССР», 1954, № 4; Самсонов К., Главный конструктор, «Крылья родины», 1952, № 12.

Климов, Владимир Яковлевич

(1892—1962) — известный советский конструктор авиадвигателей, дважды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР (1953), лауреат 4 Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944). В 1918—1924 гг. был начальником отдела авиационных двигателей ВСНХ, в 1924—1935 — председателем комиссий по закупке лицензий на иностранные двигатели Берлинского и Парижского торгпредств СССР. В 1920—1933 гг. преподавал в МВТУ, Академии Воздушного флота им. Н. Е. Жуковского, МАИ. С 1930 г. работал в авиационной промышленности (ЦИАМ, заводы в Рыбинске и Уфе). В 1946 г. возглавил ОКБ в Ленинграде (в 1947—1956 гг. одновременно возглавлял ОКБ-45 в Москве). С 1956 г. генеральный конструктор. Под его руководством были разработаны М-100, ВК-105ПФ, ВК-107А, ВК-108, реактивные РД-45, РД-500, ВК-1А/Ф. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Бронзовый бюст установлен в Москве. Его имя носит НПО в С.-Петербурге.

Климов,

Владимир Яковлевич

Род. 1892, ум. 1962. Конструктор, создатель двигателей для самолетов Петлякова, Яковлева, Лавочкина. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1949). Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Академик АН СССР (1953).

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *