Клещёв Иван Иванович — советский военный летчик, Герой Советского Союза — Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914
Иван Клещёв родился 26 января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Ворошиловградской области, в шахтёрской семье. В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума, работал слесарем. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил военную школу лётчиков, служил в 31-м ИАП.
Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол летом 1939 года. В воздушных боях лично сбил один самолёт противника. Был награждён орденом Красного Знамени.
С июня 1941 года капитан И. И. Клещёв на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1941 года служил в составе 199-го истребительного авиаполка. С октября 1941 года по апрель 1942 года — в 521-м авиаполку. С апреля по октябрь 1942 года — в составе 434-го (32-го Гвардейского) авиаполка. С ноября 1942 года — в Инспекции ВВС РККА, а с декабря 1942 года — в Управлении 269-й истребительной авиационной дивизии.
В свои 20 с небольшим лет этот крепко сколоченный, энергичный, с волевым лицом и непокорной шевелюрой лётчик уже успел много повоевать. 14 декабря 1941 года, в ходе наступления на Клин, командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка 43-й авиадивизии капитан И. И. Клещёв уничтожил на аэродроме 3 вражеских самолёта Ju-87. Затем он встретил в воздухе 7 истребителей противника Ме-109. Смело вступил с ними в бой, 2 сбил и вернулся на повреждённом самолёте на свой аэродром. Вскоре был награждён вторым орденом Красного Знамени.
К середине марта 1942 года майор И. И. Клещёв совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 13 самолётов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Вскоре, в 24-летнем возрасте, он стал командиром 434-го авиаполка, «Шефом» которого был начальник Инспекции ВВС РККА Василий Сталин. Этот полк был первым в Советских ВВС превращён в элитный по своему составу. В него отбирались лётчики не просто уже повоевавшие и имеющие на «лицевом счету» несколько сбитых вражеских самолётов, но и опытные инструкторы из училищ (в основном из Качинского).
В июне 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои в районе Краматорска. Несмотря на сложность обстановки и трудности со снабжением горючим, воевали они превосходно. Однажды группа из 10 истребителей Як-1, возглавляемая Клещёвым, вылетела в район Ново-Александровки на прикрытие наших войск. Неожиданно со стороны солнца появилось 15 «Мессершмиттов». Обнаружив нашу группу они, действуя неторопливо и самоуверенно, пошли на сближение с ней. Но на этот раз они нарвались не на тех… Майор Клещёв решительно направил свой самолёт навстречу врагам. За ним последовали остальные. С первой же атаки удалось сбить 3-х «Мессеров». Противник не ожидал такой дерзости и поспешил ретироваться.
15 июня лётчики 434-го авиаполка впервые встретились с немецкими асами из Берлинской школы воздушных снайперов. В тот день группа из 17 «Яков» вылетела на прикрытие наших наземных войск и уже достигла заданного района, когда на неё внезапно напали сверху 19 «Мессеров». Затем на помощь противнику подоспели ещё 9 истребителей. Завязался ожесточённый бой. Немцы, имея преимущество в количестве самолётов, в скорости и высоте, вели себя очень агрессивно. Наши лётчики оказались в трудном положении, но уйти из — под удара не могли — им строжайше запрещалось покидать район барражирования…
И. И. Клещёв у своего истребителя Як-7Б. Сталинград, 1942 год.
Пришлось в основном обороняться и лишь в редких случаях — контратаковать. В итоге боя наша группа недосчиталась 3 самолётов. Правда, майор Клещёв, лейтенанты Котов, Баклан и Карначёнок тоже сбили по «Мессеру». Однако это слабым утешением. На сей раз и эти победы не радовали: каждый сознавал, что противнику удалось навязать нашим лётчикам свою волю и заставить их драться в невыгодных условиях. Лишь мужество, самоотверженность и взаимная выручка наших пилотов позволили избежать более значительных потерь.
В середине сентября 1942 года, после очередного переформирования, лётчики 434-го истребительного авиаполка в 3-й раз перебазировались под Сталинград. К тому времени обстановка ещё более осложнилась — на улицах и площадях города кипели жаркие бои. Не легче было и в воздухе. О степени напряжённости достаточно красноречиво говорят такие цифры: с 16 по 28 сентября лётчики 434-го ИАП сбили 74 немецких самолёта, а сами потеряли 15 боевых машин.
Первый боевой вылет 16 сентября возглавил майор Клещёв. 11 машин под его командованием получили задачу прикрыть наземные войска в районе станции Котлубань. На подходе к станции они встретили до 30 «Юнкерсов», изготовившихся для бомбометания. Выше кружило несколько пар «Мессеров».
Клещёв быстро оценил обстановку: истребители противника находятся на значительном удалении от своих подопечных, у нашей группы скорость максимальная, за спиной — солнце. Это позволяло нанести внезапный удар по «Юнкерсам». Помешать ему сразу «Мессера» не могли. А потом следовало уходить на вертикаль и разделиться на две группы, одна из которых свяжет боем «Мессера», а другая нанесёт повторный удар по «Юнкерсам».
Истребитель Як-7Б из состава 434-го ИАП, сентябрь 1942 года. Судя по
количеству победных звёздочек, на машине летал кто — из результативных
лётчиков полка. Бортовой номер «1» может указывать на то, что это самолёт
командира части майора И. И. Клещёва ( или же — одного из комэсков ).
Приняв такое решение, командир полка повёл группу в атаку. Самому ему и Долгушину удалось сбить по «Юнкерсу». Остальные вражеские бомбардировщики нарушили строй и стали поспешно освобождаться от бомб. Разделившись на две группы, «Яки» снова ринулись на противника. Завязался воздушный бой с «Мессерами». Клещёв и Якимов подожгли при этом 2 немецких истребителя. Но и один наш «Як» был подбит, после чего вражеские истребители удалились вслед за своими бомбардировщиками. В тот же день лётчики полка участвовали ещё в нескольких воздушных схватках. Особенно успешно действовал в них майор В. П. Бабков, увеличивший свой боевой счёт.
Накал боёв нарастал… Во второй половине дня 19 сентября 1942 года вражеские истребители подожгли самолёт майора И. И. Клещёва. Попытка сбить пламя не удалась. Командир полка выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь.
Командование полком временно было возложено на Героя Советского Союза А. Ф. Семёнова. Вспоминая о тех днях, Александр Фёдорович пишет:
«Заменить такого командира, как Иван Клещёв, было непросто. У всего личного состава полка он пользовался безграничным авторитетом. Во всём чувствовалась его твёрдая рука. Клещёв смело брал на себя ответственность за самые рискованные решения и настойчиво претворял их в жизнь.
У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам летаешь — ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полёты и личное участие в воздушных боях — сразу утратишь моральное право называться лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром. Установка эта, может быть, была и спорная, однако она не лишена истины.
В своей командирской деятельности И. И. Клещёв неизменно проявлял новаторство, инициативу, особенно в области управления истребителями и совершенствовании приёмов борьбы с вражеской авиацией.
Одним из первых он наладил надёжную связь между самолётами и землёй, всегда обнаруживал деловую заинтересованность в организации пунктов наведения. Ему же в первую очередь принадлежит инициатива эшелонирования боевых порядков истребителей по высоте и налаживания взаимодействия лётчиков в паре.
Командуя полком, Клещёв с аэродрома отдавал приказы по радио. Однако, если обстановка в воздухе того требовала и противник нажимал, Клещёв немедленно садился в свой самолёт, и его появление в воздухе и участие в бою, как правило, приводили к победе. Был случай когда майор Клещёв на своём «Яке» вступил в бой с 7 «Мессерами». В этом бою он сбил 2 самолёта и выиграл сражение. В другом вылете он сбил сразу 3 немецких самолёта.
Истребитель Як-9 И. И. Клещёва. |
Выход из строя Героя Советского Союза Ивана Клещёва глубоко опечалил весь полк. Но это был крепко сколоченный боевой коллектив, и уже на следующий день он дрался так же, как и при Клещёве. К 3 октября в полку осталось лишь около трети штатной численности лётчиков и боевых машин. Люди безмерно устали, а самолётный парк требовал серьёзного ремонта. Поэтому полк, уже в третий раз, был выведен на отдых и пополнение в тыл. Лишь за 3 недели боёв лётчиками было уничтожено 83 вражеских самолёта. В ноябре 1942 года 434-й истребительный авиаполк был преобразован в 32-й Гвардейский».
Иван Клещёв, бесстрашный боец, выходивший победителем из самых горячих боёв, погиб в авиационной катастрофе 31 декабря 1942 года.
К тому времени он совершил уже около 380 боевых вылетов и уничтожил лично и в составе группы около 50 самолётов противника (во многих изданиях число побед приводится разное — от 35 до 54 ! Наиболее часто встречается цифра — 16 лично и 32 в группе, а в одном из источников указаны 22 личные победы. Если прибавить к ним 32 групповые, то получится как раз 54 !? [ М. Ю. Быков указывает на 16 личных и 15 групповых побед лётчика. ]
Однако, точных данных пока нет. Вот, к примеру, что рассказывает известный советский лётчик Герой Советского Союза С. А. Микоян:
«Я слышал, что после гибели И. И. Клещёва были предложения переименовать Рассказово, где его похоронили, в Клещёво, но этого не произошло. К сожалению, ему не присвоили и звания дважды Героя, хотя после Сталинграда на его счету было уже 24 сбитых лично самолёта и 32 в группе. Я думаю, что если бы он не погиб, то превзошёл бы и Покрышкина и Кожедуба».
За период своей боевой деятельности Иван Клещёв освоил самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б и Як-9.
Похоронен он в городе Рассказово Тамбовской области. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени; медалями.
Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14 звёздочками на борту, отметками о личных победах, в настоящее время хранится в «Музее Техники» Вадима Задорожного.
Список известных побед Гвардии
майора И. И. Клещёва:
(Из книги М. Ю. Быкова — «Победы
сталинских соколов». Издательство «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год.)
airaces.narod.ru
Клещёв, Иван Иванович — Howling Pixel
Иван Иванович Клещёв (26 января 1918, с. Курячёвка, Харьковская губерния — 31 декабря 1942, Рассказово, Тамбовская область) — советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка (31-я смешанная авиационная дивизия, Калининский фронт, майор. Герой Советского Союза (1942).
Биография
Родился 26 января 1918 года в селе Курячовка (ныне — Марковского района Луганской области Украины) в семье рабочего. Украинец.
В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума в Ворошиловграде.
Работал слесарем на паровозостроительном заводе в городе Новочеркасске (ныне Новочеркасский электровозостроительный завод)[1].
С детства мечтал стать лётчиком и вступил в ростовский аэроклуб. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу лётчиков-истребителей. Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. Член ВКП(б) с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир эскадрильи истребительного авиационного полка майор Иван Клещёв к середине марта 1942 года совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы — 13 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Клещёву Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В мае 1942 года Клещёв был назначен командиром особого 434-го истребительного авиационного полка (ИАП). В состав полка вошли специально подобранные лётчики с большим боевым опытом. Полк курировал лично Василий Сталин, с которым Клещёв находился в дружеских отношениях. С 13 июня по 6 июля 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои на Юго-Западном фронте. С июля по октябрь 1942 года 434-й ИАП воевал под Сталинградом. 19 сентября 1942 года, в ходе воздушного боя, самолёт Клещёва был подожжён. Лётчик выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. После выздоровления, с ноября 1942 года, проходил службу в Инспекции ВВС РККА и в управлении 269-й истребительной авиационной дивизии резерва Ставки ВГК.
Служебные дела в декабре 1942 года привели Ивана Клещёва на аэродром г. Рассказова, где базировался 6-й запасной авиационный полк (ЗАП). Основная деятельность полка была направлена на восстановление боеспособности выводимых с фронта обескровленных частей, их доукомплектование и подготовку к боям.
Погиб 31 декабря 1942 года при посадке на аэродром Рассказово (Тамбовская область) в неблагоприятных метеоусловиях.
К моменту своей гибели Иван Иванович Клещев совершил 380 боевых вылетов, сбил лично и в составе группы около 50 самолётов противника. В источниках число побед Клещева разнится, приводятся различные данные — от 35 до 54 самолётов. Наиболее часто встречаются цифры — 16 самолётов противника лично и 32 — в группе.
Похоронен в городе Рассказово Тамбовской области[2].
Награды
Личная жизнь
С 1939 года и до своей гибели Иван Клещёв поддерживал отношения с актрисой Зоей Фёдоровой. Официально брак не был зарегистрирован[3].
Память
- Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14-ю звёздочками на борту, являющимися отметками о личных победах, в настоящее время хранится в Музее Техники Вадима Задорожного.
- На здании заводоуправления НЭВЗ в Новочеркасске установлена мемориальная доска в честь Героя.
- Одна из улиц Новочеркасска названа его именем.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — М.: Воениздат.
- Пруссаков Г. К. и коллектив. 16-я воздушная. — М.: Воениздат, 1973.
- Балкин Н. С. Герои Отечества. — Донецк, 1977.
- Быков М. Ю. Советские асы. 1941-1945. — М.: Яуза: Эксмо, 2008.
Примечания
- ↑ Музей истории завода Архивировано 5 марта 2012 года..
- ↑ Надгробный памятник.
- ↑ Зоя Алексеевна Федорова биография
Ссылки
3-я воздушная армия (СССР)3-я воздушная армия (3 ВА) — воздушная армия Вооружённых сил СССР во время Великой Отечественной войны. Сформирована 16 мая 1942 года приказом НКО от 5 мая 1942 года на базе ВВС Калининского фронта.
434-й истребительный авиационный полк434-й истребительный авиационный полк — воинская часть вооружённых СССР в Великой Отечественной войне.
521-й истребительный авиационный полк521-й истребительный авиационный полк (521-й иап) — воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, принимавшая участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
КлещёвКлещёв — русская фамилия.
Курячовка (Марковский район)Курячовка (укр. Курячівка) — село в Марковском районе Луганской области Украины. Входит в Бондаревский сельский совет.
Новочеркасский электровозостроительный заводПроизводственная компания «Новочерка́сский электровозострои́тельный заво́д» (НЭВЗ, ранее — Завод имени С. М. Будённого и Новочеркасский паровозостроительный завод) — советское/российское предприятие по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов.
Завод расположен в городе Новочеркасске Ростовской области. Рядом — одноимённая железнодорожная платформа Северо-Кавказской железной дороги.
Список Героев Советского Союза (Ростовская область)Список граждан СССР, удостоенных звания Герой Советского Союза — живших в Ростове-на-Дону и Ростовской области, а также получивших это звание в годы войны на её территории.
Представлены все лица, в том числе удостоенные звания несколько раз.
Серым цветом выделены дважды и трижды Герои.
Дни рождения указаны по новому стилю.
Список Героев Советского Союза (Тверская область)Список граждан Тверской области, удостоенных звания Герой Советского Союза.
Представлены все лица, в том числе удостоенные звания несколько раз.
Серым цветом выделены дважды Герои.
Дни рождения указаны по новому стилю.
Список советских асов Великой Отечественной войны, одержавших 13—15 личных победСписок советских асов Великой Отечественной войны, одержавших по 13 — 15 личных побед составлен на основании труда М. Ю. Быкова «Все Асы Сталина 1936—1953 гг.» (М., 2014). Данные по некоторым лётчикам откорректированы только в том случае, когда приведены обоснованные данные по иному количеству их побед.
Серым цветом выделены лётчики, погибшие в бою, пропавшие без вести, не вернувшиеся из боевых вылетов (кроме попавших в плен и вернувшихся из него после окончания войны), погибшие в авиакатастрофах и по другим причинам во время войны.
Умершие в декабре 1942 годаЭто список известных людей, соответствующих установленным критериям значимости (см. Википедия:Критерии значимости персоналий), умерших в декабре 1942 года.
Причина смерти указывается лишь в исключительных случаях (убийства, самоубийства, ДТП или несчастные случаи). В остальных случаях — не указывается.
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
Клещёв, Иван Иванович — Википедия. Что такое Клещёв, Иван Иванович
Иван Иванович Клещёв (26 января 1918, с. Курячёвка, Харьковская губерния — 31 декабря 1942, Рассказово, Тамбовская область) — советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка Калининского фронта, майор. Герой Советского Союза (1942).
Биография
Родился 26 января 1918 года в селе Курячовка (ныне — Марковского района Луганской области Украины) в семье рабочего. Украинец.
В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума в Ворошиловграде.
Работал слесарем на паровозостроительном заводе в г. Новочеркасске (ныне Новочеркасский электровозостроительный завод)[1].
С детства мечтал стать лётчиком и вступил в ростовский аэроклуб. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу лётчиков-истребителей. Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. Член ВКП(б) с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир эскадрильи истребительного авиационного полка майор Иван Клещёв к середине марта 1942 года совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы — 13 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Клещёву Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В мае 1942 года Клещёв был назначен командиром особого 434-го истребительного авиационного полка (ИАП). В состав полка вошли специально подобранные лётчики с большим боевым опытом. Полк курировал лично Василий Сталин, с которым Клещёв находился в дружеских отношениях. С 13 июня по 6 июля 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои на Юго-Западном фронте. С июля по октябрь 1942 года 434-й ИАП воевал под Сталинградом. 19 сентября 1942 года, в ходе воздушного боя, самолёт Клещёва был подожжён. Лётчик выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. После выздоровления, с ноября 1942 года, проходил службу в Инспекции ВВС РККА и в управлении 269-й истребительной авиационной дивизии резерва Ставки ВГК.
Служебные дела в декабре 1942 года привели Ивана Клещёва на аэродром г. Рассказова, где базировался 6-й запасной авиационный полк (ЗАП). Основная деятельность полка была направлена на восстановление боеспособности выводимых с фронта обескровленных частей, их доукомплектование и подготовку к боям.
Погиб 31 декабря 1942 года при посадке на аэродром Рассказово (Тамбовская область) в неблагоприятных метеоусловиях.
К моменту своей гибели Иван Иванович Клещев совершил 380 боевых вылетов, сбил лично и в составе группы около 50 самолётов противника. В источниках число побед Клещева разнится, приводятся различные данные — от 35 до 54 самолётов. Наиболее часто встречаются цифры — 16 самолётов противника лично и 32 — в группе.
Похоронен в городе Рассказово Тамбовской области[2].
Портрет И. И. КлещёваНаграды
Личная жизнь
С 1939 года и до своей гибели Иван Клещёв поддерживал отношения с актрисой Зоей Фёдоровой. Официально брак не был зарегистрирован[3].
Память
- Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14-ю звёздочками на борту, являющимися отметками о личных победах, в настоящее время хранится в Музее Техники Вадима Задорожного.
- На здании заводоуправления НЭВЗ в Новочеркасске установлена мемориальная доска в честь Героя.
- Одна из улиц Новочеркасска названа его именем.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — М.: Воениздат.
- Пруссаков Г. К. и коллектив. 16-я воздушная. — М.: Воениздат, 1973.
- Балкин Н. С. Герои Отечества. — Донецк, 1977.
- Быков М. Ю. Советские асы. 1941-1945. — М.: Яуза: Эксмо, 2008.
Примечания
Ссылки
Клещёв, Иван Иванович. Сайт «Герои страны».
wiki.sc
Клещёв, Иван Иванович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Клещёв.Иван Иванович Клещёв (26 января 1918, с. Курячёвка, Харьковская губерния — 31 декабря 1942, Рассказово, Тамбовская область) — советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка Калининского фронта, майор. Герой Советского Союза (1942).
Биография
Родился 26 января 1918 года в селе Курячовка (ныне — Марковского района Луганской области Украины) в семье рабочего. Украинец.
В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума в Ворошиловграде.
Работал слесарем на паровозостроительном заводе в г. Новочеркасске (ныне Новочеркасский электровозостроительный завод)[1].
С детства мечтал стать лётчиком и вступил в ростовский аэроклуб. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу лётчиков-истребителей. Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. Член ВКП(б) с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир эскадрильи истребительного авиационного полка майор Иван Клещёв к середине марта 1942 года совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы — 13 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Клещёву Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В мае 1942 года Клещёв был назначен командиром особого 434-го истребительного авиационного полка (ИАП). В состав полка вошли специально подобранные лётчики с большим боевым опытом. Полк курировал лично Василий Сталин, с которым Клещёв находился в дружеских отношениях. С 13 июня по 6 июля 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои на Юго-Западном фронте. С июля по октябрь 1942 года 434-й ИАП воевал под Сталинградом. 19 сентября 1942 года, в ходе воздушного боя, самолёт Клещёва был подожжён. Лётчик выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. После выздоровления, с ноября 1942 года, проходил службу в Инспекции ВВС РККА и в управлении 269-й истребительной авиационной дивизии резерва Ставки ВГК.
Служебные дела в декабре 1942 года привели Ивана Клещёва на аэродром г. Рассказова, где базировался 6-й запасной авиационный полк (ЗАП). Основная деятельность полка была направлена на восстановление боеспособности выводимых с фронта обескровленных частей, их доукомплектование и подготовку к боям.
Погиб 31 декабря 1942 года при посадке на аэродром Рассказово (Тамбовская область) в неблагоприятных метеоусловиях.
К моменту своей гибели Иван Иванович Клещев совершил 380 боевых вылетов, сбил лично и в составе группы около 50 самолётов противника. В источниках число побед Клещева разнится, приводятся различные данные — от 35 до 54 самолётов. Наиболее часто встречаются цифры — 16 самолётов противника лично и 32 — в группе.
Похоронен в городе Рассказово Тамбовской области[2].
Портрет И. И. КлещёваНаграды
Личная жизнь
С 1939 года и до своей гибели Иван Клещёв поддерживал отношения с актрисой Зоей Фёдоровой. Официально брак не был зарегистрирован[3].
Память
- Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14-ю звёздочками на борту, являющимися отметками о личных победах, в настоящее время хранится в Музее Техники Вадима Задорожного.
- На здании заводоуправления НЭВЗ в Новочеркасске установлена мемориальная доска в честь Героя.
- Одна из улиц Новочеркасска названа его именем.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — М.: Воениздат.
- Пруссаков Г. К. и коллектив. 16-я воздушная. — М.: Воениздат, 1973.
- Балкин Н. С. Герои Отечества. — Донецк, 1977.
- Быков М. Ю. Советские асы. 1941-1945. — М.: Яуза: Эксмо, 2008.
Примечания
Ссылки
Клещёв, Иван Иванович. Сайт «Герои страны».
wikipedia.green
Место рождения | село Курячовка, Харьковская губерния (ныне Марковский район, Луганская область Украины) |
---|---|
Дата смерти | 31 декабря 1942(1942-12-31) (24 года) |
Место смерти | Тамбовская область; похоронен в городе Рассказово |
Принадлежность | СССР СССР |
Род войск | ВВС РККА |
Годы службы | 1937—1942 |
Звание | |
Командовал | эскадрилья 521-го иап 43-й ад; 434-й иап |
Сражения/войны | Бои на Халхин-Голе; Великая Отечественная война |
Награды и премии | |
Клещёв Иван Иванович на Викискладе |
www.turkaramamotoru.com
Клещёв, Иван Иванович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Клещёв.Иван Иванович Клещёв (26 января 1918, с. Курячёвка, Харьковская губерния — 31 декабря 1942, Рассказово, Тамбовская область) — советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка Калининского фронта, майор. Герой Советского Союза (1942).
Биография
Родился 26 января 1918 года в селе Курячовка (ныне — Марковского района Луганской области Украины) в семье рабочего. Украинец.
В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума в Ворошиловграде.
Работал слесарем на паровозостроительном заводе в г. Новочеркасске (ныне Новочеркасский электровозостроительный завод)[1].
С детства мечтал стать лётчиком и вступил в ростовский аэроклуб. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу лётчиков-истребителей. Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. Член ВКП(б) с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир эскадрильи истребительного авиационного полка майор Иван Клещёв к середине марта 1942 года совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы — 13 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Клещёву Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В мае 1942 года Клещёв был назначен командиром особого 434-го истребительного авиационного полка (ИАП). В состав полка вошли специально подобранные лётчики с большим боевым опытом. Полк курировал лично Василий Сталин, с которым Клещёв находился в дружеских отношениях. С 13 июня по 6 июля 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои на Юго-Западном фронте. С июля по октябрь 1942 года 434-й ИАП воевал под Сталинградом. 19 сентября 1942 года, в ходе воздушного боя, самолёт Клещёва был подожжён. Лётчик выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. После выздоровления, с ноября 1942 года, проходил службу в Инспекции ВВС РККА и в управлении 269-й истребительной авиационной дивизии резерва Ставки ВГК.
Служебные дела в декабре 1942 года привели Ивана Клещёва на аэродром г. Рассказова, где базировался 6-й запасной авиационный полк (ЗАП). Основная деятельность полка была направлена на восстановление боеспособности выводимых с фронта обескровленных частей, их доукомплектование и подготовку к боям.
Погиб 31 декабря 1942 года при посадке на аэродром Рассказово (Тамбовская область) в неблагоприятных метеоусловиях.
К моменту своей гибели Иван Иванович Клещев совершил 380 боевых вылетов, сбил лично и в составе группы около 50 самолётов противника. В источниках число побед Клещева разнится, приводятся различные данные — от 35 до 54 самолётов. Наиболее часто встречаются цифры — 16 самолётов противника лично и 32 — в группе.
Похоронен в городе Рассказово Тамбовской области[2].
Портрет И. И. КлещёваВидео по теме
Награды
Личная жизнь
С 1939 года и до своей гибели Иван Клещёв поддерживал отношения с актрисой Зоей Фёдоровой. Официально брак не был зарегистрирован[3].
Память
- Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14-ю звёздочками на борту, являющимися отметками о личных победах, в настоящее время хранится в Музее Техники Вадима Задорожного.
- На здании заводоуправления НЭВЗ в Новочеркасске установлена мемориальная доска в честь Героя.
- Одна из улиц Новочеркасска названа его именем.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — М.: Воениздат.
- Пруссаков Г. К. и коллектив. 16-я воздушная. — М.: Воениздат, 1973.
- Балкин Н. С. Герои Отечества. — Донецк, 1977.
- Быков М. Ю. Советские асы. 1941-1945. — М.: Яуза: Эксмо, 2008.
Примечания
Ссылки
Клещёв, Иван Иванович. Сайт «Герои страны».
wiki2.red
Клещёв, Иван Иванович — это… Что такое Клещёв, Иван Иванович?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клещёв.Иван Иванович Клещёв (1918—1942) — участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка Калининского фронта, майор. Герой Советского Союза (1942).
Биография
Родился 26 января 1918 года в селе Курячовка ныне Марковского района Луганской области Украины в семье рабочего. Украинец.
В 1933 году окончил 1 курс педагогического техникума в Ворошиловграде.
Работал слесарем на паровозостроительном заводе в г. Новочеркасске (ныне электровозостроительный завод)[1].
С детства мечтал стать летчиком и вступил в ростовский аэроклуб. Окончил военную школу летчиков–истребителей.
В Красной Армии с 1937 года. Окончил военную школу лётчиков-истребителей. Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. Член ВКП(б) с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир эскадрильи истребительного авиационного полка майор Иван Клещёв к середине марта 1942 года совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы — 13 самолётов противника. В мае 1942 года Клещев был назначен командиром особого 434-го истребительного авиационного полка (ИАП). С 13 июня по 6 июля 1942 года лётчики полка вели напряженные воздушные бои на Юго-Западном фронте. С июля по октябрь 1942 года 434-й ИАП воевал под Сталинградом.
Служебные дела в декабре 1942 года привели Ивана Клещёва на аэродром г. Рассказова, где базировался 6-й запасной авиационный полк (ЗАП). Основная деятельность полка была направлена на восстановление боеспособности выводимых с фронта обескровленных частей, их доукомплектование и подготовку к боям.
Погиб 31 декабря 1942 года при посадке на аэродром Рассказово (Тамбовская обл.) в неблагоприятных метеоусловиях.
К моменту своей гибели Иван Иванович Клещев совершил 380 боевых вылетов, сбил лично и в составе группы около 50 самолётов противника. В источниках число побед Клещева разнится, приводятся различные данные — от 35 до 54 самолётов. Наиболее часто встречаются цифры — 16 самолётов противника лично и 32 — в группе.
Похоронен в городе Рассказово Тамбовской области.[2]
Награды
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Клещёву Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 569).
- Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, а также медалями.
Память
- Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14-ю звёздочками на борту, являющимися отметками о личных победах, в настоящее время хранится в Музее ОКБ имени А. С. Яковлева.
Примечания
Ссылки
Клещёв, Иван Иванович на сайте «Герои страны»
dic.academic.ru