названия, история появления, размеры и описание с фото

Япония – страна давних традиций, где сотни лет накопленные знания и опыт передаются от мастера и учителя к ученику. От цветочных композиций икебана до боевых искусств и театра кабуки, каждая традиция имеет собственный набор правил, процедур, школ стилей. Японские ножи – одна из неотъемлемых частей культуры, история которой насчитывает уже более тысячи лет.

Начало

Изготовление ножей в Японии непосредственно связано с производством мечей, так как первые чаще всего выступали как дополнение к благородному оружию.

Самые ранние образцы современных японских мечей относятся к XIV веку и были изготовлены Канеудзи и Киндзю. Хотя изначально они предназначались для знати или военных чинов, в период Муромати (1392–1573) мечи катаны начали массово производиться для торговли.

В начале XIV века Япония открыла свои торговые порты для династии Мин (Китай) после полной изоляции. Сообщается, что в период Муромати в Китай было вывезено более ста тысяч катан.

В течение периода междоусобиц, получившего название Сэнгоку Дзидай (период войны 1467-1568) кузнецы Мино в Секи столкнулись с невероятно высоким спросом на катану со стороны различных режимов. Параллельно с мечами производилось и множество самых разнообразных боевых японских ножей. Названия некоторых из них известны многим любителям культуры и истории Страны восходящего солнца.

Хигоноками

Это был один из самых популярных боевых ножей Японии, сдавший свои позиции уже после Второй мировой войны. После инцидента в 1961 году, когда 17-летний мальчик с психическими расстройствами публично убил мечом лидера социалистической партии, по всей стране развернулась интенсивная кампания по борьбе с ножами. С тех пор было запрещено носить это оружие.

Почти всем кузнецам нужно было найти другую работу, потому что их профессия осталась невостребованной (после Второй мировой войны были запрещено производство мечей). Любовь к Хигоноками поддерживалась людьми с ностальгическими чувствами и детскими воспоминаниями. Сегодня он потерял свою популярность, и молодежь Японии почти не знает, что такое хигоноками.

Его называют младшим братом катаны. Фактически этот нож является торговой маркой. Некоторые кузнецы до сих пор делают такие орудия, но они являются всего лишь репликами, но не классическими хигоноками. От всей ранее существовавшей гильдии, которая имела право изготовлять это нож, остался только один кузнец: Мотосукэ Нагао из Мики. Он представляет уже четвертое поколение кузнецов.

Исторический, классический клинок хигоноками можно узнать по нескольким признакам:

  • Ручка из сложенной латунной пластины с печатью кандзи с указанием имени производителя и стали клинка: санмай с краем аогами (синяя бумага).
  • Наличие чикири (рычага) на лезвии, чтобы открыть нож.
  • Отсутствие системы блокировки.
  • Лезвие полностью исчезает в рукоятке, когда нож закрыт.
  • Нож всегда упакован в синюю с золотом коробку.

История складного ножа хигоноками намного длиннее, чем можно представить на первый взгляд. Она возвращает к началу эры самураев.

Танто

Это один из самых известных во всем мире боевых клинков, который мог использоваться в боевых искусствах или, в наше время, как тактический. Японский нож танто был изобретен в период Хэйан в феодальной Японии. Он был создан в основном как колющее оружие, но его лезвие также можно было использовать для рубки.

Его носили в основном самураи, но иногда женщины прятали их в своих оби, чтобы использовать для самозащиты. Представление о том, как он выглядит, можно получить, глядя на фото японского боевого ножа танто. Во время периода Камакура его лезвия изготавливались таким образом, чтобы быть эстетически более привлекательными, что способствовало росту их популярности. Однако их востребованность снизилась после объединения Японии, так как в мирное время нет необходимости в клинках.

Эволюция

Этот японский нож для боя может быть либо односторонним, либо обоюдоострым. Длина клинка составляет от пятнадцати до тридцати сантиметров. Как большинство ножей, его можно использовать как колющее, так и рубящее оружие.

Танто впервые появился между 794 и 1185 годами как обычное оружие без художественных излишеств: практический клинок, рожденный необходимостью. Между 1185 и 1333 годами стали создаваться более качественные и более художественные танто. Интересно, что когда с 1336 по 1573 годы начались новые боевые действия, качество оружия, используемого для боевых целей, снова повысилось, а художественная отделка перестала иметь такое значение и использовалась очень редко. Из-за массового производства танто в течение этого периода времени, лезвие было сделано уже, что позволяло экономить материал для производства большего количества единиц.

Эти боевые японские ножи ковали, как правило, таким образом, что на лезвии, в отличие от катаны, не было видно зонной линии закалки оружия (хамона). Их в основном носили воины-самураи. Женщины использовали для самообороны уменьшенную версию танто, называемой кайкен. Эти боевые японские ножи делятся на две категории: сугута танто (suguta tanto) и коширэ танто (koshirae tanto).

Использование танто для самоубийства сэппуку

Считается, что этот боевой японский нож использовался женщинами, чтобы избежать бесчестья, например, изнасилования или подневольного положения при оккупационной армии. С его помощью они совершали ритуальное самоубийство, известное как сэппуку. Однако это не относится к мужчинам, которые обычно использовали для этой цели более длинный вакидзаси.

Айгути

В Японии айгути (айкути) – это кинжал, который не имел цубы (аналог гарды, предохраняющий руку). Он считался резервным оружием, которое использовалось, если во время битвы приходилось вступать в схватку. Кроме того, этот нож, стоявший по значимости после тати, катаны и вакидзаси, также использовался воином-самураем для совершения самоубийства.

Его иногда делали из более длинных сломанных лезвий или из лезвий, которые после прохождения через яки-ири (процесс закалки) не имели высокого качества, пригодного для катаны. Изменение формы боевого японского ножа айгути было достигнуто путем обрезки кончика и изменения конфигурации полотна при помощи полирующих камней. Таким образом, не было необходимости пропускать его через кузницу во второй раз. Большинство боевых японских ножей такого типа имеют рукояти из кости или рога, украшенные резьбой.

Коллекционеры иногда называют айгути hocho tetsu, или «кухонная сталь». Это самый уничижительный термин, использующийся по отношению к клинкам. Тем не менее айгути служил своей цели в качестве «последней линии обороны», а также имел художественную ценность, благодаря уникальной резьбе.

Козука

Этот старинный японский боевой нож, фото которого представлено ниже, использовался как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни он часто применяли для нарезки пищи. Таким образом, он являлся универсальным.

Козука обычно носили в специальном кармане на тыльной стороне ножен меча или кинжала (называемом козукабицу). Клинок представлял собой небольшой универсальный нож размером примерно двадцать сантиметров (включая рукоять и лезвие). Лезвие его довольно плоское и, как правило, заточено только с одной стороны, имеет короткий хвостовик, вставленный в рукоять.

Из-за плохого баланса, ставшего следствием его украшения, и того факта, что нож просто вставлялся в рукоятку, его трудно было точно бросить, как сюрикэн, и его основной функцией было все же не метание. Его использовали для самообороны, когда ничего другого не было под рукой, но клинок был довольно слабым. Но все же многие коллекционеры с удовольствием приобретают такой нож.

Ерой-доси – «кинжал милосердия»

Впервые эти клинки появились в конце периода Камакура (1185–1333), но большинство было сделано во время периода Муромати (Сэнгоку дзидай или период Воюющих государств, 1336–1573) в ответ на потребность в хорошем оружии, которое можно использовать при борьбе с одетыми в броню противниками. У ерой-доси лезвие сужается к кончику, который напоминает шип, слегка наклоненный к кончику. Лезвие клинка было, как правило, треугольным в поперечном сечении.

До XVII века этот нож с усиленным острием использовали самураи для пробивания доспехов противника. Иногда он применялся асигару (пехотинцами). Но в основном это было оружие самураев, которые наносили удары по слабым местам противников, сочетая их с техникой борьбы пустыми руками в стиле, называемом ерой-куми-учи (буквально «схватка в доспехах»).

Этот нож чем-то напоминает танто, но с более прочным и толстым клинком. Самураи в тяжелой броне были несколько ограничены в подвижности и скорости, но они были практически невосприимчивы к ударам без оружия, поскольку доспехи покрывали все их тело. Техники дзюдзюцу с пустыми руками изначально ограничивались захватами, толчками, выведением из равновесия и бросками, хотя некоторые применяли удары пустыми руками по определенным областям, которые не были хорошо защищены броней, например, подмышкам. Таким образом, ерой-доси был разработан для того, чтобы пробить доспехи или наносить удары между небольшими пробелами в броне. И также его использовали для добивания раненых.

Спад популярности ерой-доси

После 1603 года, со времени начала сегуната Токугава, самураи больше не носили ежедневно полную броню. Наиболее распространенными ножами были танто, хамидаши и айгути, любой из которых мог бы использоваться в качестве дополнения к катане и вакидзаси. К концу периода Токугава, многие школы танто-джитсу стали придавать особое значение стилю ножевого боя «режь-и-отключай», отличавшегося от прежнего метода нанесения последнего удара через броню. Одна из школ, которая до сих пор учит этому боевому искусству – это Ягю Синган-рю в Японии.

Техника включает в себя выведение противника из равновесия, затем погружение ножа в слабое место в броне, что гораздо легче сказать, чем сделать. Как и в любом сложном танто-джитсу, хитрость заключается в том, чтобы контролировать противника во время удара. Это особенно трудно сделать, потому что свободная посадка ерои не обеспечивает надежного удержания в руке, не говоря уже о его нормальном сопротивлении проникновению.

Кайкэн

Это боевой кинжал женщин. Применялся представительницами аристократии в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь. Kwaiken (или kaiken) — это «карманный нож» или «рукавный нож», изначально носимый женщинами. Название означает «нож лона». Позднее он стал частью самурайского снаряжения.

Это был маленький нож, который носили во внутреннем кармане рукава кимоно или в лацкане. Он использовался для разрезания нитей, мелких подручных работ, а также в экстренных случаях для самообороны. Еще одно использование пришло из самурайской традиции: он использовался женщинами для ритуального самоубийства. С его помощью быстро прорезались вены и артерии шеи.

Другие виды ножей

Иногда в ножнах катаны, вакидзаси или танто (но никогда – тати) делались специальные карманы для различных аксессуаров. Кроме козука, там могли быть такие виды японских ножей как:

  • Когай — широкая шпилька для волос, которая использовалась в качестве оружия.
  • Вари-когай (wari-kogai) или варибаши (waribashi) – оружие, похожее на когай, клинок которого разделен посередине. Тонкий нож также использовался как палочки для еды.
  • Умабари (umabari) представляет собой однокомпонентное стальное оружие, клинок которого имеет треугольное сечение.

Из современных версий следует отметить боевые клинки японской фирмы «Хаттори». Продукцию этого бренда отличает наличие уникального фирменного узора, получаемого в процессе закалки, исключительность японского стиля и дизайна, особая острота лезвия.

Свое название фирма получила в честь великого самурая, который мастерски владел японскими боевыми ножами. Армия Хаттори в свое время сыграла важную роль в истории страны, а самого военачальника навсегда вписали в список великих полководцев.

fb.ru

Холодное оружие: зарезать чем-то покрасивее! Часть 3

Продолжение материала о короткоклинковом холодном оружии, первую часть статьи смотрите здесь, а вторую часть можете посмотреть здесь.

*****
Два предыдущих материала на эту тему вызвали прямо-таки неподдельный интерес читателей, поэтому есть смысл продолжить эту тему и рассказать о том, что, во-первых, не вошло в предыдущий материал, а во-вторых, перебраться из стран Центральной Азии на берег Тихого океана и посмотреть, а как выглядело короткоклинковое оружие у японцев, чтобы сравнить его с индийским, персидским, турецким и североафриканским.

И вот здесь, пожалуй, самое время будет «удариться в воспоминания» и рассказать о том, каким образом я вообще впервые познакомился с холодным оружием и откуда у меня к нему интерес. Получилось так, что вырос я в старом деревянном доме 1882 года постройки, с кучей сараев и погребов, в которых чего только не было складировано. У деда моего был винчестер 1895 г., полученный им, когда он ездил с продотрядом выбивать из крестьян хлеб, штык от винтовки Гра, который ему дали к этой винтовке, не позаботившись, что он не налезает на ствол – им я косил в саду крапиву и лопухи, а еще дома был совершенно жуткого вида кинжал с ромбическим клинком, витым перекрестием, костяной рукояткой и деревянными ножнами, покрытыми черным лаком. Нашел его мой дядя, погибший потом на войне, причем дед мне рассказывал, что нашел он его на кладбище и был он весь в крови. Дед учил меня бросать его в цель, в стену сарая и… потом я показывал это некоторым своим одноклассницам понятно с какой целью.

Начитавшись «Кортика», я вырезал на ножнах зашифрованную надпись: «Этот кинжал был найден на кладбище», отчего ценность его резко возросла, и я, будучи студентом, продал его одному коллекционеру. Так как держать в советское время такую жуть дома было просто опасно!

А тут еще моя мать в очередной раз вышла замуж, и оказалось, что ее избранник — бывший офицер Войска Польского и по совместительству советской военной разведки Петр Шпаковский. Уже потом, в романе «Умрем же под Москвой» он будет выведен под именем Петра Скворцовского, ну а тогда (а учился я в это время в девятом классе) знакомство с таким человеком, естественно, заинтересовало меня ну просто до заикания. Дома – музей! Картины из Дрезденской галереи («награды от маршала Рокоссовского»), куча всякого «антиквариата», сабля немецкого генерала – «он мне сдавался!» и, наконец – японский кинжал. Он считал, что это вакидзаси, но теперь-то я точно знаю, что это был танто. А добыл он его в поединке с немецким офицером, который тоже описан в романе и… снял с него как трофей! Добыл также трубку-сигару (!), парабеллум, планшет с бумагами и вот этот самый кинжал, висевший у него на поясе. Видать немец был дурак и пижон, за что и поплатился! И, понятно, мне захотелось узнать про это побольше, стал читать соответствующие книги, да так вот и увлекся. Ну, а теперь для этого есть еще и интернет!

Вот примерно так выглядел кинжал танто из моего далекого детства.

Правда, у моего кинжала не было оплетки на рукояти – она была вся целиком обтянута кожей акулы и смотрелась очень просто, а вот ножны были очень красивыми. По черному лаку золотом был мастерски выписан бамбук под ветром, а внизу, под бамбуком сидел отлитый из бронзы крошечный демон, прикрепленный к ножнам. Зубы у него были серебряные, браслеты на запястьях золотые, а глаза – рубины. И все это размером с ноготь!

Так что без японской темы мы, что называется, «никуда», но прежде чем говорить о японских клинках, следует хотя бы немного вернуться в прошлое. Так, о кинжалах чиланум в предыдущем материале было рассказано, но не было «картинки». К тому же эти кинжалы есть не только в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, но и во многих других.

Вот, например, этот индийский кинжал из Декана, Южная Индия, 1500-начала 1600 гг. находится в Арсенале Хиггинса, в графстве Ворчестер, штат Массачусетс. Но сегодня он закрыт, так что ехать туда бесполезно, а вот благодаря Интернету мы можем его увидеть. Интересен он, прежде всего, своей типизацией. Кинжал цельнометаллический, весит один фунт и украшен кузнечной работой и золотой и серебряной насечкой.

А вот еще один такой же кинжал уже из Лувра. И что можно про него сказать, говоря языком современности? Сплошные понты! Потому, что вся его рукоять вместе с гардой вырезана из молочно-белого камня. Камня! То есть в любом случае это вещь хрупкая, потому что тонкая. Носить его на поясе на фоне цветного халата, наверное, было очень эффектно, а вот пользоваться им в бою вряд ли возможно.

Еще один индийский кинжал, тоже из Лувра и тоже с каменной рукоятью. Рукоять простая, массивная, и мастер решил ее не украшать. А вот над клинком поработал от души, так что его даже затачивать и то… боязно. А ну как испортишь такую красоту?

Перед вами кинжалы из Музея принца Уэльского в городе Мумбаи в Индии. Теперь все меняют (говорят) Турцию и Египет на Индию, Вьетнам и Борнео, так что тем, кто поедет в Мумбаи (или Мумбай) сможет их увидеть. Опять же халцедон, сердолик, рубины, изумруды – все, чем богата Индия, пошло на их украшение. Причем, самое удивительное, что у левого кинжала рукоять заканчивается головой собаки, а у правого – горного козла. Ну, ладно лошади, ладно собаки… Но почему козла?

Один из комментаторов предыдущего материала написал, что благодаря своим размерам и тому, что кинжалы типа джамбия носили за поясом, они могли играть роль… бронежилета! Спорное утверждение, но если и впрямь посмотреть на фотографии тех же йеменцев со своими кинжалами за поясом, то такое вполне может прийти в голову.

Типичный йеменский мужчина. Вернее, его средняя часть.

Обычно мы думаем, что кинжал это что-то достаточно миниатюрное, тогда как сабля или тот же турецкий ятаган – нечто большое. Не всегда так! Вот для примера турецкий кинжал джамбия (вверху) 18 века и ятаган (внизу), тоже турецкий, изготовленный в 1866 г. Как вы видите, джамбия имеет прямо-таки устрашающие размеры по сравнению с этим ятаганом, хотя и немного короче. Но ненамного, кстати! Королевский музей Онтарио, Торонто, Онтарио, Канада.

А это два кинжала из Северной Индии. Верхний — пеш-кабз, служивший для того, чтобы пробивать кольчуги, XVII в. Но в отличие от экспоната Метрополитен-музея с простой костяной рукоятью, у него рукоять пистолетной формы из камня с золотой инкрустацией.

Ну, а этот нож – на вид очень простой, на самом деле ценен, прежде всего, не отделкой, а своим материалом – он изготовлен из метеоритного железа! Принадлежал шаху Джахангиру, династии Виликих Моголов, 1621 г. Экспонат Галереи искусств Смитсониевского национального музея Азиатского искусства в Вашингтоне.

Японский вакидзаси – парный меч к катане. Почему вакидзаси, ведь ручка без оплетки? А потому, что в данном случае имеет значение длина клинка!

Ну, а теперь мы, наконец-то добрались и до Японии. И чего мы там не видим вовсе? Ну, да, конечно, обилия «кривых нинжалов»! И клинки знаменитых японских тати и катан, и клинки вакидзаси и танто имеют очень умеренную кривизну. Потому что так удобнее. «Кривее», чтобы зарезать, не нужно!

Кинжал танто из Британского музея. Как видите, это не просто клинок, насаженный на рукоять. Там присутствуют такие детали, как цуба (традиционно мы называем ее гардой, хотя это и не совсем так), муфта сеппа, пластина хабаки, а также забавные принадлежности – маленький ножик козука и шпильки когай. Ножик вставлялся в паз ножен (не у всех танто) и который можно было метать (хотя вряд ли от этого была большая польза). Чаще его втыкали в голову убитого врага (в ухо или в пучок волос), чтобы показать, кто именно его убил, поскольку на нем было выгравировано имя владельца. Шпилька (одна, в данном случае почему-то две) могли носиться в ножнах с противоположной стороны, или вместо козуки. На шпильке была ложечка – доставать серу из ушей. Для этих предметов были предусмотрены специальные отверстия в цубе.

Вот самые различные японские кинжалы эпохи Эдо, то есть мирного времени, когда их ношение стало уже традицией и показателем статуса. Музей искусств Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, США.

Кайкен – кинжал для женщин. Был прост по оформлению, но если надо было защитить свою честь, японка пускала его в ход, не раздумывая, и наносила себе смертельный удар в сонную артерию.

Ну, а основных типов кинжалов было всего два: это танто и айгути. У танто была обычных размеров гарда, а внешне он походил на уменьшенную копию короткого меча. Айгути (буквально – «раскрытый рот») обычно не имел обмотки на рукояти, поэтому кожа ската или акулы на ней была хорошо видна. Гарды айгути не имел, не было у него шайб сэппа, а крепление на ножнах было выполнено в виде висящего кольца.

Айкути. Клинок мастера Уметада Акинага из Ямаширо 1704 г. Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, США.

Считается, что с танто обычно ходили самураи на службе, а вот аигути – имели те, кто уже вышел в отставку (как доказательство, что они еще на что-то годятся, ведь кинжал, хотя и без гарды – все равно кинжал). Использовали самураи и оригинальный стилет – хасивара, а клинком самураи пробивали панцири, но они знали и обоюдоострые клинки, имеющие дол, но прикрепленные к традиционной японской рукояти – ёроидоси-танто, причем их клинки были очень похожи на наконечник японского копья су-яри.

Танто, подписан Уджи-фуса. Рукоять. Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, США.

Кодзири – наконечник ножен.

Танто – клинок Масамуне. Токийский национальный музей.

Кубикири-дзукури тоже был заточен наоборот, и более того – не имел острия. Слово «кубикири» означает «отрезатель головы», так что для чего он предназначался понятно. И зачем ему тогда острие? Такие кинжалы носили слуги самураев, с его помощью отрезали головы мертвым врагам, так как они служили «боевыми трофеями». Правда, к XVII веку кубикири-дзукури носили уже как знак отличия. «Мол, вот, что мне досталось от моих воинственных предков – смотрите!»

В период мира в Японии производилось очень много откровенно декоративного оружия. Вот кинжал в ножнах из слоновой кости, с такой же цубой и рукоятью. Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, США.

Кусунгобу – кинжал для харакири. Длина его была около 25 см. В случае отсутствия у самурая этого кинжала, харакири можно было совершить и при помощи танто и даже вакидзаси, но тогда последний держали не за рукоять, а за клинок, для чего его обматывали рисовой бумагой. Как это все происходило хорошо показано в кинофильме «Сёгун».

Чисто японским оружием самообороны были кинжалы дзюттэ. Его цилиндрический или многогранный клинок не имел ни лезвия, ни выраженного острия, но зато сбоку у него был массивный крюк. Это оружие, причем, обычно парное, использовалось японскими полицейскими в период Эдо для того, чтобы обезоруживать вооруженного мечом противника. С этой целью клинком и отходящим сбоку крюком ловили его меч, после чего вырывали или ломали ударом по лезвию. К кольцу на рукояти крепился темляк с цветной кистью, по цвету которой можно было судить о ранге полицейского. Существовали целые школы, развивавшие в своих стенах искусство боя на дзюттэ и, в первую очередь – приемы противодействия этими кинжалами бойцам с самурайским мечом.

Данный дзютте очень интересен своей гардой, и довольно редко встречается в коллекциях. Его называли «сила десяти рук», причем он часто заменял короткий поясной меч – вакидзаси или танто на официальных приемах или во время посещений питейных заведений самураями разных рангов и кланов. Это оружие имело большое количество вариантов, от самых простых до весьма ценных и очень дорогих, получивших с пришествием времени титул кокухо («национальное достояние»). Его часто снабжали цубой и ножнами. Длина данного образца 47 см. Вес 1,2 кг.

Дзютте сотрудника полиции эпохи Эдо.

Нож симпу камикадзе времен Второй Мировой войны. Оригинал «одет» в сиросае уставного порядка (ножны для хранения). Линия закалки хамон не видна, но если клинок отполировать, то она обязательно проявится.

То есть японцы справедливо рассудили, что для того, чтобы зарезать либо себя, либо своего ближнего «красиво» вовсе не нужно как-то уж слишком искривлять клинок ножа или кинжала, и что для того, чтобы им пользоваться ни золото, ни бриллианты, ни нефрит, в общем-то, тоже не нужны. Живя на берегу океана, они для украшения не использовали даже кораллы, ну практически не использовали, в отличие от тех же турок. Дерево, кожа ската, немного своего знаменитого лака, несколько мазков кисти золотом и – главное, почти прямой, заточенный с одной стороны острый клинок и все. Этого вполне достаточно!

Автор выражает признательность компании Антиквариат Японии (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленную возможность использовать принадлежащие ей фото и материалы.

/Вячеслав Шпаковский, topwar.ru/

army-news.ru

Самые известные японские мечи и кинжалы — Life in Japan

Подзаголовок

В январе 2014 года в городе Сирои японской префектуры Тиба был найден нож-когатана с обратной (то есть со стороны обуха) заточкой.

Длина лезвия когатаны составляет 218 миллиметров. По предварительной оценке, нож относится к историческому периоду Эдо (1603-1868), во время которого правил клан Токугава.

Внимание прессы этот клинок привлек по двум причинам. Во-первых, он напоминает вымышленный тип меча сакабато из манги «Бродяга Кэнсин». Во-вторых, школы владения подобным оружием в Японии нет.

Подборка известных японских мечей и кинжалов.

Вакидзаси.

Вакидзаси — традиционный короткий меч с клинком длиной от 300 до 610 миллиметров, который носили в паре с мечом-катаной, затыкая за пояс лезвием (так у меча называется режущая кромка) вверх.

Кай-гунто

Кай-гунто — образец военно-морского меча, напоминающий традиционный тип тати. Его носили во время Второй мировой войны японские офицеры.

Катана

Катана — пожалуй, самый известный тип традиционного японского меча. Длина клинка составляла от 610 до 914 миллиметров (иногда больше). Меч носили, затыкая за пояс лезвием вверх.

Кодзука и когай

Кодзука и когай носят парой. Когай — небольшой вертел или шпилька, его вставляли в один из двух карманов, вырезанных в ножнах традиционного меча. В другой карман вставляли кодзуку — маленький нож.

Кю-гунто

Кю-гунто — боевой меч в европейском стиле, как правило, сочетающийся с клинком традиционной формы. Меч имел хождение в 1904-1905 годах в период русско-японской войны.

Син-гунто

Син-гунто — самый распространенный тип армейских мечей Второй мировой войны, основанный на традиционном танто.

Тати

Тати — традиционный меч, подвешиваемый к поясу, длина клинка — от 610 до 1270 миллиметров. Ножны имеют два обруча для подвешивания (аси), снабженные поясными крюками.

Танто

Танто — традиционный кинжал, монтируемый с гардой (цубой)

Айкути

Айкути — это кинжал без гарды (танто). Гар

lifeinjapan.ru

все глубже и глубже… (часть 4) » Военное обозрение

«Моти покупай у мастера по приготовлению моти; за рисовыми лепешками — иди к пирожнику»
(Японская пословица)

Мы можем бесконечно «копаться» в деталях японского меча и… это будет все также интересно. В общем, это настоящий «ящик Пандоры», недаром у японских мечей столько поклонников. Но это и неудивительно. Каждая деталь в них не только функциональна, но еще и красива. А вот этого добиться совсем нелегко. За этим столетия размышлений о прекрасном, постижение меры вещей, умения чувствовать материал и работать с ним.


Давайте еще раз посмотрим вот на это – линию на острие, которая называется боси. Как красивы эти волны на полированной стали! Вот такая линия закалки имеет тоже свое название – мидари-коми, то есть «волнистая». Хотя, казалась бы, перед нами совершенно утилитарная вещь. Кстати, здесь мы видим клинок нагинаты, а не тати или катаны.
А вот на этом фото показано киссаки – собственно острие, закаленная часть клинка (якиба), и линия закалки – боси, разделяющаю закаленное лезвие ха (или ха-саки) от самого клинка – дзи-цуя. Она более темная, а вот закаленная часть – более светлая и японцы их, естественно, различают. Светлая часть называется ха-цуя и это практически то же самое, что и якиба. Во всяком случае мы не ошибемся, назвав эту часть клинка и так, и так. Но тут же присутствует и линия ёкоте – разделяющая острие и клинок. Как видите – в японском мече все очень и очень сложно. Масса терминов, описывающих ширину клинка (михаба), его поверхностный узор (дзихада), название обуха клинка у острия (мунэ-саки) и так далее.
Узор хада. По нему опытный мастер мог узнать автора меча, даже не читая его подпись на хвостовике накаго.
Естественно, что хвостовик клинка накадо у нихонто тоже не был совсем уж утилитарной деталью. На фото вы видите такой хвостовик от клинка вакидзаси с подписью мэи. Обращают на себя внимание насечки на поверхности хвостовика. Они тоже имели специальное название – ясури-мэ. Их существует 13 типов и все они не похожи друг на друга. А делались они не просто так, а для того, чтобы обеспечить более прочный контакт деревянной рукояти с хвостовиком. На хвостовике могло быть выбито имя кузнеца – као, «имя с титулом» (дзурё-мэй), если кузнец работал при дворе, возраст кузнеца, его псевдоним, имя помощника (дай-мэй), стихи (!), назван храма, которому клинок посвятили, и результат испытания – сколько трупов и сколькими ударами этим мечом было рассечено. Хорошо, что все вместе это никогда на одном хвостовике не писали. С десяток иероглифов – это уже большой текст!
На этом фото изображен прекрасный кинжал хамидаси длиной 25,1 см с эмблемой клана Токугава. Очень похож на танто… но не танто. Отличие в отсутствии цубы. Вместо нее небольшой валик и все. В ножны вставляется ко-готана с гравированной металлической рукоятью. Обращает на себя внимание его клинок с долом (хи). Встречалось восемь видов долов, идущих вдоль всего клинка и четыре дола у хвостовика.
Кинжал танто из фондов Британского музея в разобранном виде. Клинок с длинным долом – куитигаи-хи. Слева направо: цуба, сэппа, хабаки, кари-когай – разделенный посредине когай (о нем было в прошлом материале), и «ножик» ко-готана.
Тоже вроде бы неприметная деталь на клинке японского меча или кинжала, но имеющая важное значение – хабаки – крепежная муфта клинка. Здесь же мы видим мекуги-ано – отверстие для крепежного штырька.
И здесь хорошо видна эта деталь (хабаки), прочно закреплявшая цубу.

Вот так хабаки выглядит, когда эту деталь снимают. Но интересно — она не совсем гладкая. На ней сделаны рельефные полоски. Зачем? Зачем-то…

Муфта хабаки менее всего обладает художественными достоинствами, но она совершенно необходима, и она есть на каждом японском мече, кинжале и даже на копьях. Представляет собой толстую муфту из металла, которая устроена таким образом, что ее внутренняя сторона плотно прилегает к нескольким последним сантиметрам клинка меча или кинжала и также его хвостовика (накаго). У нее несколько функций: прежде всего, она исключает трение клинка и в первую очередь его закаленной части о поверхность ножен. Клинок меча под хабаки следует слегка смазывать маслом, чтобы предохранить это место от коррозии. Но главная функция хабаки в том, что именно она позволяет перенести отдачу от удара через гарду цубу на всю рукоять, а не на колышек мэкуги, сделанный из бамбука или рога.

Хабаки было принято делать из меди, покрывать серебром или позолотой, или же золотой, или серебряной фольгой, а также фольгой из сплава сякудо. Поверхность ее либо полируют, либо покрывают косыми штрихами нэко-гаки («скребки кошка»). Фольга может быть украшена штампованным узором. Хабаки с фамильным гербом мон обычно являются принадлежностью хороших мечей.


Хабаки крупным планом.
Две сеппы и цуба. Хабаки упиралась в сэппу и таким образом прижимала ее к рукоятке цуке. Но не сразу к рукоятке…
Иногда на хабаки выбивался мон – герб.
Хабаки с гладкой полировкой.
Непосредственно за сэппой, обращенной лицевой стороной к рукоятке, находилась еще одна муфта – фути. Фути охватывает рукоять в том месте, где она соприкасается с сэппой. Эта деталь легко снимается. Но несмотря на все свое утилитарное назначение – упрочить торец рукояти, она является маленьким произведение искусства. Отделывается она в паре с другой деталью, которая называется – касира (яп. «голова»). (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)
Прорезь для хвостовика клинка в фути. Поскольку фути делал отдельный мастер (вместе с касирой), то она подписывалась им на внешней стороне, прилегавшей к муфте сэппа. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)
Отверстие в рукоятке для головки касира.
Касира – «Воробей и орхидея». (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)
И фути, и касира, и цуба должны были оформляться в едином стиле. Но это правило соблюдалось не всегда. Цуба «Зайцы». (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Очень важная вещь – крепежный штырек мекуги. Именно на нем держалась вся оправа японского меча! Он не дает клинку выпасть из рукояти. Материал – обычно дерево (!), бамбук, но иногда делается из рога носорога. На одной стороне рукояти скрыт обмоткой, на другой виден.

Менуки – напротив — деталь декоративная, но вроде бы помогает плотнее обхватить рукоять. Опять-таки признаком хорошего вкуса владельца меча является единый стиль оформления когая, ко-готаны и собственно менуки. Дайсё-соримоно – вот как назывался этот полный комплект для двух мечей. Прикрепляют менуки не только под оплетку, но и просто на обтяжку рукояти.


Цука кинжала танто. И на ней мэнуки. Хорошо видны также и все вышеназванные детали оправы клинка.
Мэнуки крупно. Их любили дарить друг другу самураи (понятно, что в комплекте с другими деталями). Как говорится, мелочь – а приятно.
Очень оригинальный кинжал танто-яри – «копейный кинжал» эпохи Эдо. Показаны все детали косираэ – оправы: ножны, рукоять, оплетка, вари-когай, го-готана.

Дзюттэ — это, собственно, и не кинжал, и не нож, поскольку имеет цилиндрический или многогранной клинок без лезвия и без острия. Дзюттэ представлял собой особое оружие японских полицейских эпохи Эдо. Клинком с боковым крюком они ловили меч противника и таким образом могли вырвать его из рук или затем сломать ударом вторым клинком. К кольцу на рукояти прикреплялся темляк с цветной кистью, цвет которой свидетельствовал о ранге полицейского.


Кинжал дзюттэ в оправе кинжала танто.
Японцы обожали чехлы и футляры. Перед вами футляр для меча, в котором его хранили во время путешествия. Назывался катана-дзуцу.
Но футляры (сая) японцы надевали и на наконечники своих копий, в том числе и самых необычных. Например, для наконечника копья дзюмондзи-яри.
Меч в оправе хранили вот в таких пеналах – катана-бако.
Подставка под мечи катана-какэ. На ножнах дайсё характерная оплетка шнуром – сагео.
Подставка под мечи – катана-какэ 1861 г. (Государственный музей Мюнхена)
Точильщик мечей 1915 года за работой. Фото Элстнера Хилтона.

Да, японский меч – это целая история, погружаться в которую можно долго и… очень глубоко. Но мы на этом наше «погружение» пока закончим.

topwar.ru

Танто (японский кинжал)

Подробности
Категория: Экипировка и оружие ниндзя

Общее название для японских кинжалов — танто, и видов им — легион. Прародителем их является обычный хозяйственный нож, вначале каменный, после металлический. С течением времени оружейниками был выработан целый технологический алгоритм по созданию танто, по завершению которого на свет появлялись настоящие произведения искусства, практически исчезнувшие в наши дни.

.

Основным признаком танто является одноручная рукоять и длина лезвия около 1 сяку (порядка 30 сантиметров). Вообще по японским воинским градациям танто (буквально — «маленький меч») является таки мечом, и до появляения самурайской пары (дайсе) он в комплекте с тати (родитель катаны, носимый изибом вниз) он составлял типичный воинский набор, использовать его в качестве хозяйственного ножа было нельзя. Любой танто всегда хранился в ножнах и действительно расценивался подобно «маленькому мечу».

 

Огромный набор вариаций для гарды, украшений и вообще способов стилистики танто вызвал появление множества видов кинжальных производных. Так например наличие ребра жесткости определяло форму боковины лезвия (хира-дзукури и синоги-дзукури, соответственно). Другие способы классификаций также имели место, и кажому мало-мальскому изменению существует собственный исторический термин.

Лишь несколько примеров из многих-многих вариаций:

  • Унокуби — односторонняя заточка, от центра лезвия до края проходит выемка.
  • Канмуриотоси — сходный с предыдущим вариант, выемка от кончика до середины.
  • Синоги — происходит от сломанных, более длинных лезвий, например может быть обломком катаны.
  • Себу — вариация синоги, с выемкой аналогичной унокуби.
  • Айкути — танто без гарды.
  • Хамидаси — малая гарда.
  • Йоройтоси — выступающие, усиленные пересечения плоскостей, направленные на пробивание доспехов.
  • и т.д. и т.п.

К редким видам танто можно отнести:

  • Кубукири — танто с вогнутым, а не выпуклым лезвием, известный как «обезглавливатель».
  • Когарасамару — обоюдоострая заточка на верхней трети лезвия.
  • Мороха — обоюдоострое лезвие, ромбовидное в сечении.

Применение танто нашло отражение во многих видах единоборств, особенно в тайдзюцу (где рассматривалась защита от ножа) и кэндзюцу (где работа с танто приближена к работе с коротким мечом), совмещая колющие и режущие удары. В отдельный же вид искусства ножевой бой в Японии практически не выливался. Для ниндзя ножи были тем полезнее, чем больше возможность их спрятать — под что только их не маскировали трудно даже представить. Тут и веера, и кисть с тушечницей и много-много чего.

В наши дни танто популярны в основном в двух формах — сувенирные поделки из Китая и Испании (зачастую выступая третьим мечом в подставках для дайсе, бррр) и как новая форма клинков для боевых ножей — с характерным изломом режущей поверхности к плоскости лезвия, ещё одним ребром на лезвии, чего на настоящих танто не допускалось. На сегодняшний день мастеров танто в Японии совсем не много — всего-то несколько сотен. Надеюсь, что сие мастерство не вымрет, а недостаток оружия компенсируется избытком произведений искусства.

mitsumono.ru

Кинжалы, тесаки, ножи | Япония — Всё о Второй мировой

Кинжал айкути

Кинжал айкути

Айкути — японский кинжал, отличительной особенностью оправы которого является отсутствие цубы и почти никак не обозначенный переход к клинку. Заточенный с одной стороны клинок имеет слегка изогнутую форму. В качестве перехода встречается тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из материала самой рукояти. Айкути — один из наиболее распространенных типов кинжала в Японии. Он представлен как различными размерами (длина клинка от 10 до 30 см), так и всевозможнейшими стилями рукоятей и ножен. Классическими для данного типа кинжалов являются гладкие рукояти или рукояти с роскошной резьбой. Также распространен стиль обтяжки кожей ската. Оплетка рукоятей встречаются крайне редко. Айкути носились за поясом, Большие — сбоку, средние — почти на животе, маленькие, будучи потайным оружием, могли размещаться где угодно: в рукавах, за пазухой и так далее. Отсутствие гарды на айкути позволяла изготавливать его в виде оружия скрытого ношения. По внешнему виду он выглядел как сложенный веер или деревянный брусок. Такие ножи использовали, например, «воины тени» — ниндзя.

Мачете периода Второй мировой войны

Японские мачете, как правило, имели стальные клинки, деревянные рукояти и кожаные ножны.

Солдатский карманный нож

wwii.space

Японское холодное оружие: humus — LiveJournal

Танто (кинжал) — Япония. Клинок — 18 век, дамасская сталь. Оправа — 19 век. Все элементы оправы очень высокого художественного уровня.


Ко-катана — ЯпонияКо-катана (кокатана) — это короткая катана, входящая вместе с обычной катаной в комплект самурая.


Вакидзаси. Япония. 1532 год.
Общая длина — 75 см. Длина клинка — 47 см. Длина клинка с хвостовиком — 59 см.
Очень качественный клинок, интересный и очень эффектный хамон (линия закалки).
Якиба (закаленная часть клинка) отличается по цвету и структуре металла. Эффектно контрастирует с дзи (незаколенная часть клинка).
На хвостовике клинка два отверстия, имеется подпись, переведенная как: Bizen Osa Fune Suke SADA  Ten mon (1532).
Подвеска ножен исполнена на манер тати.


АЙКУТИ — японские ножи (кинжалы), иногда напоминают маленькую катану. Бывают строгого, ритуального типа, бывают богато украшенные.



humus.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *