Танто — кинжал самурая своими руками


Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая. Как говорит нам Википедия: танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной до 30,3 см и общей длиной с рукоятью 30-50 см. Танто использовался только как вспомогательное оружие (для добивания, отрезания голов, харакири и пр.) Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора и торговцы, как оружие самообороны, женщины высшего света. Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в таких боевых искусствах, как айкидо, дзюдо и каратэ.

Именно такой нож и решил сделать мастер-самодельщик.

Инструменты и материалы:
-Заготовка из стали 1095;
-Латунная заготовка;
-Ленточно-пильный станок;
-Ленточно-шлифовальный станок;
-Напильник;

-Тиски;
-Наждачная бумага;
-Кузнечный горн;
-Газовая духовка;
-Арахисовое масло;
-Кленовая доска;
-Ножовка;
-Ручной фрезер;
-Нож;
-Маркер;
-Эпоксидный клей;
-Шеллак;
-Датское масло;
-Кожа;
-Ножницы;
-Магнит;


Шаг первый: заготовка
На бумаге рисует шаблон ножа. Вырезает и переносит шаблон на стальную заготовку. Вырезает по шаблону на ленточно-пильном станке.

Обтачивает на шлифовальном станке и с помощью напильника.

Предварительно выводит спуски, затачивает лезвие.

Шаг второй: гарда
Гарду мастер изготавливает из латуни. Размечает по ширине. Высверливает и вырезает прямоугольное отверстие. После того, как отверстие готово, отрезает гарду от пластины.

Шаг третий: термическая обработка
Перед закалкой лезвие тщательно шлифуется и обрабатывается ацетоном.

Дальше мастер помещает нож в горн и нагревает, до тех пор, пока он не перестанет магнититься. Добившись этого, мастер опускает нож в арахисовое масло. После остывания мастер проверяет закалку напильником. При правильной закалке напильник будет скользить по поверхности. Если напильник оставляет след, то нужно закалку производить заново.

Дальше мастер снова шлифует нож и моет ацетоном.


После закалки нож очень хрупкий и его нужно отпустить. Для этого мастер помещает нож в прогретую до 200°C духовку на один час. После истечении часа духовка выключается и вместе с помещенным в нее ножом остывает естественным образом. Когда нож остынет мастер шлифует и полирует лезвие.

Шаг четвертый: ручка
Дальше мастер приступил к изготовлению ручки. Разрезает кленовый брусок на две планки. На планках обводит контур ножа. Выбирает древесину по контуру.

Обрезает заготовки по линии рукояти. Проверяет посадку.

Дальше мастер устанавливает гарду, наносит на деревянные заготовки клей, склеивает заготовки помещая между ними рукоять ножа.

К сожалению у мастера не получилась проделать операцию с первого раза, посадочное место было увеличено. Тогда мастер снял заготовку ручки и изготовил новую.

Шаг пятый: ножны
Изготовление ножен аналогично рукояти, но есть и ряд отличий. Естественно лезвие не нужно приклеивать к ножнам. Выборка для лезвия делается больше, чем для ручки, а в выборку вклеиваются два кусочка кожи (с двух сторон). Кожа не даст ножу выпадать из ножен.

Шаг шестой: обработка ручки и ножен
Вставляет нож в ножны и, сначала обрезает древесину, а затем обрабатывает на шлифстанке, и вручную, наждачной бумагой.

Все деревянные детали ножа отшлифованы и мастер наносит несколько слоев датского масла. Затем шлифует 600 наждачкой и наносит последний слой масла. Через некоторое время наносит шеллак, снова шлифует, и снова покрывает шеллаком. Полирует хлопковой тканью.


Все готово.


Весь процесс по изготовлению ножа можно посмотреть на видео.


Источник Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

usamodelkina.ru

История Танто, от прошлого к современности

Культура Японии, в силу особенностей исторического развития — долгой обособленности и закрытости от мира, даже и теперь, в эпоху глобализации и размытости границ, по прежнему остается для многих загадочной непонятной и очень — очень «другой».

Японские мечи

Японские клинки как часть культуры также является интереснейшим объектом для изучения. Тем более, в Стране восходящего солнца, помимо чисто утилитарного назначения, оружие является предметом эстетическим. 

Меч, священный символ самураев, ведет свою историю с периода Хейан, когда окончательно сформировался и достиг своего расцвета класс профессиональных воинов, а лук и копье потеснились для нового снаряжения. «Душа самурая» была призвана «уничтожать все, что стоит на пути обладателя и противится его воле, равно как и подавлять непроизвольные эмоции, порожденные инстинктом самосохранения».

Искусство создания клинка было и остается именно искусством в высоком смысле слова, а мастера-оружейники были творцами, но не ремесленниками. Существуют списки древних кузнецов, самое раннее упоминание в которых датируется началом восьмого века в правление императора Тайхо. Кроме того, об уважении к мастеру говорит и тот факт, что фамильные имена, выбитые на хвостовиках мечей, в случае укорачивания устаревшего меча, переносились на новый хвостовик.

Кузнецы часто занимали высокое общественное положение. В истории имеет место случай, когда император отрекся от престола ради изучения ремесла оружейника. Поступок Го-Тоба способствовал появлению первых школ оружейников, лучшими из которых признаны школы в провинциях Ямасира и Бидзен. 

Финал Второй Мировой войны также внес свою лепту по отношению к древнему объекту поклонения. После капитуляции производство всех типов мечей было запрещено, имевшиеся подлежали изъятию. Однако чрезмерное усилие со стороны противника в конечном итоге даже в чем-то сослужило добрую службу прославленным катана, вакидзаси и им подобным.

На сегодняшний день изготовлением высококачественных мечей в Японии занимаются всего около трехсот сертифицированных мастеров, их изделия признаны национальным наследием и подлежат лицензированию. Вывести подобный новодел  из Японии в частную коллекцию после многих хлопот и затрат возможно, а вот истинно древний клинок с клеймом признанного мастера — невозможно. Таким образом искусство создания холодного оружия получило дальнейший толчок к развитию как внутри страны, где мастера работают над возрождением древних традиций, так и за пределами Японии, потому что все неизведанное и запретное манит сильнее.

Собственно танто

В классификации японских клинков не последнее место занимает

Танто, часто ошибочно называемый ножом. Между тем само название составленное двумя иероглифами  соответственно звучащими как тан и то, переводится как «короткий меч», чем по сути он и является.

История этого «ножа» знала и взлеты, и падения, что обуславливалось историческими событиями — постоянными сменами настроений с более милитаристских на менее и обратно.

Рождение танто относят к периоду Хейян (794 — 1185 г. н. э.). Оружие этой эпохи носило чисто утилитарный характер, и первые мечи-ножи выглядели грубо, однако уже в раннем периоде Камакура танто становится предметом высокого искусства. Именно к этому периоду относятся самые известные клинки, изготовленные мастером Ёсимитсу. Образцы этой эпохи отличаются не только высокими боевыми, но и художественными качествами.

Филигранная работа над внешним видом объясняется тем, что художественный вид рукояти, цубы и ножен давал его владельцу возможность продемонстрировать свой достаток и вкус, поскольку воины не имели права носить иных украшений, а малый меч и танто практически всегда, за исключением наиболее важных дворцовых церемоний, оставались при хозяине. Длинные мечи, согласно этикету, полагалось оставлять у входа в любой чужой дом.

Особенно ярко художественное декорирование клинков выдвинулось на первый план после указа о запрещении ношения оружия простолюдинами. К этому же моменту (1588 г.) относится разделение оружейных мастеров на тех, кто продолжал изготавливать собственно клинки и тех, кто занимался изготовлением оправы и украшением оружия, порой доходя до ювелирного искусства. По внешнему виду мечей, носимых самураем (а все оружие старались декорировать в едином стиле – орнамент ножен, цубы и других деталей различались лишь размером), можно было сказать, к какому клану он принадлежит.

Особенности

Длина танто, как правило, варьируется в пределах от 15 до 30 см, что как раз меньше одного сяку; в случае, если длина больше, мы уже имеем дело с другим малым мечом — вакидзаси.

Различаются танто и по стилю изготовления — с ребром жесткости (мороха-дзукури) и без него (хира-дзукури). Встречаются также трехгранные танто для ближнего боя — подобный клинок отлично пробивал доспех противника в тесной схватке. Чаще всего встречаются односторонне заточенные танто, реже обоюдоострые, вследствие чего танто иногда называют самурайским кинжалом. Особая форма острия — выдающаяся вперед грань, выгнутая и скругленная, позволяет при движении вперед не столько прокалывать, сколько прорезать препятствие, что значительно уменьшает изначальное усилие.

Танто изготавливался из пористого железа, имея характерный хамон, съемную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковой шпилькой, а также съемную гарду — цубу. Эти детали опять же указывают на принадлежность танто к мечам, а не к ножам. (В качестве ножа использовался когатана, носимый в пару к танто.) Процесс изготовления танто был аналогичен процессу ковки катана.

Путаница с термином «нож», возможно, отчасти вызвана тем, что танто по своим качествам соответствует требованиям предъявляемым к боевому ножу: не круглое, а скорее яйцеобразное сечение рукояти, чтобы рука чувствовала положение лезвия;  ширина клинка (до 3 см) и его длина (до 30 см) — достаточные для ведения ближнего боя и не настолько велики, чтобы легко выбить оружие из руки; наличие небольшой гарды, не позволяющей кисти соскочить на лезвие при ударах. Высокая твердость клинка как уже упоминалось, позволяла пробивать довольно толстую броню противника (на данный момент боевые ножи подобной твердости способны проникать сквозь кевларовый жилет). Сбалансированный вес позволяющий делать быстрые проникающие удары. Однако, повторимся — танто — меч.

Танто вчера и сегодня

Изначально танто использовали в качестве дополнительного клинка для добивания раненых, обезглавливания, оружия ближнего боя, когда невозможно применение меча и церемонии сэппуку. В последнем случае танто служил владельцу верную службу еще и тем, что позволял провести церемонию максимально эстетично и быстро — длина клинка исключала возможность задеть позвоночник.

В основном танто использовались в среде самураев, однако носить его могли и доктора, и торговцы — в качестве оружия самозащиты. Здесь, правда, следует отметить, что сам термин «оружие самозащиты» не слишком корректен — если человек намерен только защищаться, он лишь оттягивает момент поражения, но это уже тема отдельной статьи. 

Носили танто и женщины, разумеется, принадлежавшие к высшему свету. Женский вариант танто именовался кайкэн. Носили его за поясом оби. Последний защитник чести применялся как средство «самозащиты» и для самоубийства для спасения чести. Иногда танто носили вместо малого меча в паре дай-сё — большой и малый мечи, выполненные в едином стиле.

На сегодняшний день увидеть танто можно во время проведения свадебных церемоний, а также в качестве тренировочного оружия (деревянный или пластиковый муляж) в Айкидо, Дзюдо и Каратэ.

Как мы упоминали в начале статьи, закрытость Японии вызывала и вызывает интерес к восточной эстетике. К сожалению, зачастую интерес этот часто поверхностный, благодаря чему в любой стране мира можно приобрести «настоящий японский нож танто», на проверку оказывающимся чем-то отдаленно похожим и даже близко не стоявшим по рабочим качеством с оригиналом.

Следует помнить, что танто прежде всего — форма клинка, вырабатывавшаяся не одно столетие и доведенная до логического совершенства. И справедливости ради надо сказать, что среди современных производителей есть приятные исключения, детища которых вполне могут именоваться последователями классического танто, ради создания которого и от престола отрекались.

На данный момент тип профиля клинка танто, сделанный из современных качественных материалов, возможно приобрести и в складном варианте.

knife-mag.ru

Короткий меч Танто. Зачем он нужен?

В Японской национальной традиции «танто» — это короткий боевой меч, который использовался самураями, как дополнительное вооружение. После второй мировой войны, в связи с модой на все восточное эти короткие мечи стали появляться в Европе и Америке.

   

Тип клинка, который имеет резкий излом режущей кромки с образованием двух режущих поверхностей придумали в Америке и называется он «американ-танто». Такая форма клина имеет мало общего с традиционным японским танто.

Меч танто в Японии считается историческим наследием. Производить такие мечи, могут только мастера, которые имеют специальную лицензию. Все мечи танто проходят сертификацию и получают уникальный номер. Мечи, которые не прошли сертификацию подлежат уничтожению.

Однако, у нас наибольшее распространение получили ножи, выполненные в стиле «американ танто». Довольно часто клинки такого типа используются на тактических складных ножах. Такая форма клинка обеспечивает нанесение эффективных колющих ударов. Две режущие кромки позволяют наносить быстрые и точные порезы.  Ножи, которые мы используем в городе, перестали выполнять одну функцию, постепенно превращаясь в многоцелевые инструменты. И здесь историческая японская традиция хорошо сочетается с современными технологиями. Так например, клинок тантоидного типа оснащенный частичной серрейторной заточкой может выполнять несколько полезных функций:

  • Работать по продуктам;
  • Разрезать бумагу, пластик, линолеум;
  • Разрезать шланги, веревки и синтетические ножи.

Этот же перечень операций довольно проблематично выполнить ножом, который имеет классическую форму клинка.

Ножи с фиксированным клинком, имеющие геометрию танто нашли свое применение в качестве больших лагерных ножей. Тантоидный клинок отлично справляется с рубкой веток и раскалыванием небольшим поленьев.

www.nozhikov.ru

Американский танто: феномен популярности | KNIFE-MAG.RU

Само название этого типа клинков говорит о смешении двух практически несмешиваемых культур и звучит так же негармонично, как, скажем, «японский гамбургер». Клинки данного типа за редким исключением довольно посредственны по функциональным возможностям и не отличаются визуальной привлекательностью. Тем не менее всего за два десятка летножи в данном стиле стали настолько распространены, что теперь в модельном ряду практически любой крупной фирмы-изготовителя ножей есть по крайней мере один американский танто.

Отцом американского танто является мастер-изготовитель ножей Боб Лам (Bob Lum). Китаец по национальности, Лам родился и вырос в городе Астория, штат Орегон. Когда Бобу исполнилось пять лет, дядя подарил ему складной нож. С него-то и началось увлечение Лама ножами, выросшее со временем в собственное дело. Боб сделал свой первый нож в 1976 году на кухне собственного дома с помощью самодельного шлифовального станка. Этот момент можно считать отправной точкой его профессиональной карьеры.

Создавая новый нож, Лам часто берет за основу классические европейские или азиатские образцы. Так прототипом некоторых его нескладных ножей послужил римский гладиус, а традиционный китайский листовидный клинок стал прототипом для ряда его складных ножей. В 1978 году мастер Лам, вдохновленный формами традиционного японского клинкового оружия, создал нож, которому суждено было стать родоначальником новой разновидности клинков. Хочу отметить, что американские танто Боба Лама я считаю одними из лучших представителей данной разновидности ножей как по дизайну, так и по функциональным свойствам.

Америка в то время переживала очередную волну увлечения японскими боевыми искусствами, и новая форма ножа, напоминавшая самурайский меч в миниатюре, пришлась как нельзя кстати. Многие мастера-индивидуалы стали изготавливать ножи, взяв за прототип танто Боба Лама, без упоминания его авторства. При этом многим последователям удалось обойти Лама в популярности и, как следствие, в объемах продаж, которые, впрочем, никогда не были для Боба самоцелью. Определяющую роль сыграло отнюдь не качество ножей конкурентов или использованные ими материалы, а талантливый маркетинг и реклама. Ярким примером этого является коммерческий успех Фила Хатсфилда (Phill Hartsfield), благодаря которому к облику американского танто добавились такие атрибуты, как прямолинейные рубленые контуры и стамесочная заточка.

Ножи Хатсфилда отличает минималистский дизайн, граничащий с примитивностью. Типичная для Хатсфилда модель — это прямая полоска инструментальной стали А2 со стамесочной заточкой и рукоятью, образованной намоткой шнура, пропитанного эпоксидной смолой. На ранних моделях в качестве материала для создания рукояти Фил использовал длинные шнурки от ботинок, которые он наматывал прямо на хвостовик клинка без всякой подложки. Однако и такой грубой имитации рукояти традиционного танто в сочетании с формой клинка хватало для того, чтобы покупатели выстраивались в очередь. Еще одной отличительной особенностью ножей Хатсфилда явилась нарочито грубая обработка поверхности клинков абразивом с зернистостью около 80 grit, которую коллеги с изрядной долей сарказма назвали DBC (Drag Behind Car), что в переводе означает «протащили за машиной».

В своих рекламных заявлениях Хатсфилд настаивал, что дизайн его изделий лишен каких-либо дизайнерских изысков и отделки, так как всецело продиктован функциональной направленностью, благодаря чему обеспечивает исключительные режущие свойства и надежность. Хатсфилд утверждал, что, изготавливая нож, он помещает часть своей души и души будущего владельца в клинок, где они сливаются с душой самого клинка, повышая характеристики ножа. Удивительно даже не столько то, что он это говорил, а то, что люди в это охотно верили и готовы были платить до 600 долларов за нож.

Хатсфилд делал не только ножи, но и мечи с формой американского танто и стамесочной заточкой. Один из таких мечей Фил подарил японскому мастеру фехтования Обата Тоширо (Obata Toshiro). Обата Тоширо был многократным чемпионом Японии в соревнованиях по разрубанию свернутых мягких циновок из рисовой соломы (татами омотэ). Он использовал подарок Хатсфилда в нескольких публичных демонстрациях, проведенных для американского телевидения, успешно разрубив ряд мишеней. Учитывая квалификацию Обата Тоширо, нет ничего удивительного в том, что он смог проделать это, используя длинную заточенную полосу металла, ведь про него в шутку говорили, что он сможет разрубить татами омотэ даже бокеном (деревянным мечом). Хатсфилд же сумел использовать демонстрации мастера Обата для пропаганды своих изделий.

Реклама делала свое дело, и среди покупателей Хатсфилда оказались не только коллекционеры, но и «морские котики» (так называют бойцов спецотрядов Navy SEAL). Спецназовцам Фил продавал ножи в полцены, ведь такие клиенты сами по себе были дополнительной рекламой. Когда бойцам из Navy SEAL потребовались складные ножи, они в силу сложившегося стереотипа хотели заказать их у Хатсфилда. Но Фил не занимался складниками и направил их к Эрнесту Эмерсону (Ernest Emerson).

Заказ спецназовцев стал для Эмерсона ключом к последующему успеху. Эрнест разработал и изготовил складной вариант ножа Хатсфилда. Поскольку наиболее удачным оказался шестой по счету прототип, нож получил название CQC 6 (Close Quarters Combat 6 или «Ближний бой 6»). Складной нож, разработанный по заказу бойцов Navy SEAL и обладавший всеми ультрамодными по тем временам атрибутами (фиксатор, клипса и клинок в стиле американского танто) был просто обречен на успех. По словам самого Эмерсона, с момента появления CQC 6 объемы продаж его ножей «взлетели вверх, как на ракете». Эрнест Эмерсон в то время сам изготавливал все свои ножи в маленькой мастерской, разместившейся в собственном гараже, и не мог справиться с таким количеством заказов на CQC 6. Фирма Benchmade предложила наладить серийный выпуск данного ножа. Эрнест согласился, и в серию пошел нож CQC 7, немного отличавшийся от предшественника формой рукояти и ориентацией клипсы.

Параллельно развивалась история фирмы Cold Steel, вставшей на ноги исключительно благодаря американскому танто. Линн Томпсон (Lynn Thompson), президент Cold Steel, почувствовав нарастающий интерес к ножам в стиле танто, разработал несколько моделей ножей данного типа и разместил заказ на их серийное производство на заводе фирмы Buck Knives.

Томпсон сделал ставку на агрессивную рекламу в прессе и по телевидению. Беспрецедентная по своему размаху рекламная кампания строилась на обыгрывании высокой прочности острия танто. Перед телекамерами Линн колющим ударом танто несколько раз подряд пробивал дверь автомобиля, втыкал нож в обшивку самолета, вбивал его молотком в 200-литровые металлические бочки. До Томпсона никто так не рекламировал ножи, и танто от Cold Steel стали сенсацией. Самого же Линна репортеры стали называть не иначе как Линн «Танто» Томпсон. В принципе, все то, что показывал Томпсон, можно было бы продемонстрировать и с помощью ножа с формой клинка отличной от танто или даже просто большой отвертки. Однако благодаря рекламным роликам и статьям в массовом сознании прочно укоренился миф о неразрушимости острия американского танто и его феноменальных колющих свойствах.

Пытаясь прорекламировать особую смертоносность клинка танто, Линн Томпсон в 1982 году провел показательные испытания на одной свиноферме в Мексике. Отчет об испытаниях был опубликован в журнале Gun Tests и вызвал весьма неоднозначную реакцию, так как на прилагавшемся фото Томпсон позировал, воткнув нож по самую рукоять в живую свинью.

Вслед за нескладными танто Линн разработал и запустил в серию несколько складных моделей. Один из складных танто Томпсона благодаря его предприимчивости был признан официальным ножом курсов самообороны Gunsite, весьма популярных в США.

Коммерческий успех Хатсфилда, Эмерсона, Benchmade и Cold Steel подтолкнул других производителей к созданию своих вариаций на тему американского танто. Как говорится, идея овладела массами.

На протяжении столетий человек создавал и совершенствовал клинки для того, чтобы они лучше выполняли стоявшие перед ними задачи: резали, рубили, протыкали. Американский танто создан прежде всего для того, чтобы быть проданным. Это своеобразный символ перехода ножей из разряда специализированного инструмента в товары массового потребления, популярность которых у покупателей определяется главным образом не функциональными свойствами и даже не дизайном, а грамотно организованной рекламной кампанией.

Иллюстрации

Два танто от Боба Лама — с них все и началось

Нож Kozuka от Фила Хатсфилда

Балисонг-танто от Benchmade

Benchmade CQC-7 — первый серийный складной американский танто

Spyderco FB03 — серийный вариант танто от Боба Лама

Складные танто Э.Эмерсона — с них начался его успех

Танто Линна Томпсона — классика Cold Steel

Автор; Дмитрий Самойлов

knife-mag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *