Прогулка в турецком Кемальпаше — Павел Шиншин

Во время своих батумских каникул я посещал приграничный турецкий городок. Всего 5 км от пропускного пункта и вы в Кемальпаше. Некоторые особенности турецкой жизни очень явно бросаются в глаза, такому заграничному новичку, как я. Попытаюсь рассказать о том, что я заметил.

Прежде чем ехать в Турцию, следует купить их лиры. В Батуми полно банков и обменных пунктов, в которых без особых проблем можно наменять: доллары, евро, лиры или рубли. В Кемальпаше мы платили лирами, но в некоторых магазинчиках принимают грузинские лари (сказывается близость границы).

Вот мы пересекли границу. Видна мечеть и пляж в Сарпи на грузинской территории, о которых я рассказывал в предыдущем отчете.

Свалка горит.

Городишка небольшой. Несколько основных улиц. В основном лавки, магазинчики, кафешки. В общем, приезжают сюда из Грузии не на отдых (отдохнуть и в Батуми есть где), по магазинам пройтись.

Однако, городская среда, даже в такой провинции приятно радует. Плиточка, ливневый желоб, тротуар. Никто не задумывается, зачем это нужно, просто делают, потому что это удобно и красиво.

Из-за дефицита ровного пространства, кладбища здесь делают так же на террасах, как и в Батуми.

Граффити. Не знаю кто это.

Пожарная машина. Хорошо, что во всех странах спецтехника всегда похожа.

Просто грузовик.

Еще один грузовичок.

Старый грузовик. Сначала было непривычно от такого обилия старых машин, а потом я вспомнил нашу деревню, где довольно часто встречаются старые «Газоны» и «Зилки».

Теперь расскажу о том, без чего Турции не бывает — это Ататюрк. Городок в честь него, кстати, назвали. Мустафа Кемаль Ататюрк так его звали.

В честь него в Турции называют площади, дворцы, улицы, города. Ему стоит много памятников.

Его портреты висят в кафешках. Народ без него никуда. Мне кажется, Ататюрк в Турции круче Ленина в России будет.

Продолжим гулять по городу. Просто жилой квартал.

Любоваться тут особо нечему, поэтому ворох проводов на столбах — обычное дело.

Вот еще жилые дома. Посмотрите, даже тут, есть плитка.

В плане красоты еще не все потеряно. Вот фонарь без проводов.

Вот симпатичный источник.

Вот «лежачий полицейский» со встроенными отражателями.

Если свернуть с главной улицы, то картина более привычна для провинции.

Люди трудятся.

Полиция. Вернее жандармерия.

Машина жандармов.

В городке я обнаружил подземный переход. Он проложен под трассой, но все люди ходят по верху, там, где есть возможность. Подземные переходы — это зло. Нужно правильно понимать желания и возможности людей и проектировать удобные пешеходные переходы со светофорами.

Дети.

Возле небольшой площади, естественно с Ататюрком, есть такой приятный фонтан. Жаль, что не работал.

Там же недалеко есть древний мост. Наверняка, он что-то там… в каком-то веке… впрочем, я такими вещами не интересуюсь.

Идем дальше. Банк.

Очень странная штука. На маршрутных автобусах возле передних колес есть такие пружинки. Для чего они я не знаю, а спросить не догадался.

Продолжу о домах. В Турции, как и в Батуми есть много красивых домов с приятными балконами. Эти дома, вдобавок, выложены мозаикой.
А самый главный плюс туркам, можно поставить за солнечные водонагреватели. Вот подборка тех, которые я специально фотографировал. Но поверьте мне, их гораздо больше. Почему у нас в солнечных регионах, не используют такие.
Вот еще интересный факт. Не знаю так ли это во всей Турции, но в Кемальпаше нет номеров на домах. У многих домов просто написано название. Скорее всего, имя его хозяина. Вот, к примеру, Мухамет Устабас апартаменты. Полистайте слайд, там много других названий. Всё как в нашей деревне: магазин возле Петровых, а какой у них дом, хрен его знает. 🙂

Теперь приступим к основной цели нашего визита в Турцию. Торговля. Вернее, покупки — для нас, торговля — для них. В Турции дешевые шмотки. На любой вкус и кошелек. Магазинов и прилавков с одеждой много.

Вот такие бывают.

Бывают филиалы Ростовских бутиков. 🙂

Вот типичная торговая улица.

На ней полно одежды, продуктов, подарков и сувениров. Поскольку основной контингент из Грузии, то частенько в некоторых магазинах говорят на грузинском и принимают лари. Люди из Батуми ездят сюда на работу — продавать.

Рыбная лавка.

Водафон. Европейский сотовый оператор.

Еще один рыбный магазин.

Газовые баллоны, у них голубого цвета.

Страшный детский магазин. Я бы не доверял такой вывеске.

Парикмахерская.

Помимо мелких предпринимателей в Кемале есть и большие супермаркеты, и торговый центр. Истанбулбазар. Уже знакомые бренды.

Мороженое Бургер Кинг.

В одном из таких универмагов, мы закупились сладостями и оливками. Оливки и масло, тут по хорошей цене. Если вспомню, то назову точные цены попозже. Это сушенный перец и баклажаны. 🙁 Я баклажаны ненавижу, фото для вас.

Никогда не видел грецких орехов в упаковке. Тем более нечищеных. Помню, мы ими в детстве обкидывались. В каждом дворе орех рос. И спелые, и не спелые, в ход шли. Жрали и мазались ими, а тут на тебе в упаковке.

А это вообще разрыв шаблона. Зачем такие мелкие пельмени. Лучше семечек купить.

А вот настоящая прогулка в детство. Турецкий батон. Я помню, как такие хлебобулочные изделия только появились на прилавках. Они действительно такие, они реально турецкие. 🙂 Причем, торгуют хлебом из таких вот стеклянных шкафов. А баранки в целлофановом мешке висят. Круто, никаких пакетов, просто хлеб и ты. 🙂

Магазины и шмотки это хорошо, но все же, главная цель моего визита в Турцию была посидеть в местной кафешке и попить чай из «рюмок».

В Турции моя мечта — повседневная жизнь, для любого мужика. Молодые утром завтракают в кафе. Идут на работу. После работы опять встречаются в заведении. Кушают, пьют, курят, разговоры разговаривают и никаких женщин.

Те, кто постарше, вообще, целый день торчат в забегаловке. Треплются о чем-то, играют.

Как у нас бабки возле подъезда, у них мужики в кафешке. 🙂

Мы с трудом нашли пустое место, где не было местных «экспертов» по всему на свете, и заказали поесть, ну и чай в рюмке обязательно. Я сфоткал портрет Ататюрка и после этого со спокойной совестью попросил сфотографировать кухню. Готовят на огне.

Вот зацените турецкую шаурму. Это половинка батона. Того самого из стеклянного шкафа и в нем мясо, огурец и зелень. Нет этих сложностей с тысячей начинок и множеством соусов. Просто хлеб, мясо и зелень. Красота.

Потом принесли пирог с мясом и овощами, ну и чай. Кстати, на столе стояли стаканы и графин с водой. Просто так попить если захочется.

Мечта заслуживает отдельной фотографии. Можно ехать домой в Батуми. 🙂

На границе нас застал сильный ливень.

Вода стояла стеной.

Вот здание погранично-пропускного пункта. Кстати, границу проходил в обоих направлениях без каких-либо проблем. Просто печати поставили в загранпаспорте и всё. Насчет норм на количество товара, я тоже не в курсе. В любом случае это надо на месте выяснять на момент пересечения границы.

Ливень утих и мне удалось поймать подсвеченный грузинский флаг. Очень нравится эта фотография.

В общем, Батуми не просто город — курорт, но отличный плацдарм для шопинга в Турции. Батумские отчеты продолжаются. Следуйте за Пухом.

pavel-shinshin.ru

КЕМАЛЬ ПАША, Гази Мустафа \(Ататюрк\)

(1880-1938) — выдающийся турецкий политический и государственный деятель, основатель Турецкой республики. Родился в мелкобуржуазной семье в Салониках. Получил высшее военное образование. В 1905 по окончании Стамбульской академии генерального штаба К. подвергся репрессиям за пропаганду против деспотизма

Абдул-Хамида II (см.). Находясь на военной службе в Сирии (1905-07) и Македонии (1907-09), К. участвовал в подготовке и проведении младотурецкой (революции 1908-09, но затем, вследствие разногласий с лидерами комитета «Единение и прогресс», в особенности с Энвером (см.), временно отошёл от политической деятельности. Он отличился в триполитанской и второй балканской войнах и в 1913-14 состоял военным атташе в Болгарии. Являясь противником иностранного контроля над Турцией, осуждал прогерманскую политику Энвера, назвав приглашение в Турцию миссии Лимана фон Сандерса (см.) «национальным оскорблением». К. также возражал против вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии.

В 1915 К. командовал в чине полковника группой дивизий на дарданелльском фронте, где удачно осуществил, вопреки указаниям Лимана фон Сандерса, собственный план обороны Галлиполийского полуострова. В 1916 он был произведён в генералы и отправлен на Кавказский фронт. Русский генеральный штаб в своих отзывах о командном составе противника особо выделял К. из числа остальных турецких генералов, как «наиболее популярного, храброго, талантливого, энергичного и в высшей степени самостоятельного», отмечая также, что К. хотя и «приемлет программу младотурок», но «презирает членов комитета» и является «опасным соперником Энвера». В 1917 К. был назначен командующим армией в Сирии, но вскоре вступил в конфликт со своим непосредственным начальником, германским ген. фон Фалькенгайном, из-за его вмешательства во внутренние дела Турции и подал в отставку. Весной 1918 К. сопровождал принца (впоследствии султана) Вахидеддина в поездке на Западный фронт в германскую главную ставку. Убедившись в безнадёжности военного положения Германии, К.

пытался склонить Вахидеддина к удалению Энвера с поста вице-генералиссимуса и к разрыву союза с немцами, но Вахидеддин сообщил об этом Энверу, и К. был снова отправлен на сирийский фронт.

Мудросское перемирие (см.) застало К. в Алеппо. Приняв командование над остатками разгромленных турецких армий в северной Сирии, К. намеревался удержать хотя бы те районы, которые к моменту перемирия не были заняты противником, в частности Александретту. Однако великий визирь Ахмед Иззет паша предписал ему не препятствовать вступлению английских войск в Александретту, т. к. английское командование в обмен на эту «любезность» обещало облегчить для Турции условия перемирия. К. в ответ телеграфировал, что он «лишён надлежащей деликатности, чтобы оценить как джентльменство английского представителя, так и необходимость отвечать на него указанной любезностью», и, подав в отставку, возвратился в Стамбул. В мае 1919, после бесплодных попыток побудить султана, парламент и Порту к противодействию агрессивным планам Антанты, направленным на расчленение Турции, К. выехал в Восточную Анатолию в качестве инспектора III армии с официальной миссией ликвидировать начавшееся там национальное движение, а в действительности — с целью принять в нём активное участие.

К этому времени на западе и на юге Анатолии уже действовали против оккупантов крестьянские партизанские отряды, а во многих вилайетах создались общественные организации, требовавшие сохранения за Турцией её земель. Эти выступления производились без общего плана и руководствам рамках локальных интересов: на востоке Анатолии-против дашнаков, на юго-востоке-против курдского сепаратизма, на севере-против проекта создания греческой «Понтийской республики», на западе-против оккупации Измира греческой армией и т. д. К. поставил своей задачей объединение этих разрозненных национальных сил, имея в виду необходимость общенародной борьбы с империализмом Антанты, как с главной угрозой целостности и независимости Турции.

Вскоре К., благодаря широте своего интеллектуального и политического кругозора, патриотизму, твёрдой воле и незаурядному военному таланту, сделался общепризнанным руководителем национально-освободительного движения. В немалой степени этому способствовало и то, что во время мировой войны он открыто враждовал с Энвером, протестовал против подчинения Турции немцам, не участвовал ни в каких спекуляциях и был единственным турецким генералом, не испытавшим поражения на поле битвы.

Уже начальные шаги К. в Анатолии вызвали беспокойство английских оккупационных властей и Порты. По требованию англичан султан 8. VII 1919 издал указ «об окончании функций инспектора III армии Мустафы Кемаля паши». В ответ К., отказываясь возвратиться в Стамбул, но вместе с тем не желая оказаться нарушителем воинской дисциплины, вышел в отставку. С этого времени он открыто возглавил анатолийское национально-освободительное движение, получившее впоследствии по его имени название «кемалистского». Под руководством К. были проведены в 1919 Эрзерумский конгресс и Сивасский конгресс (см.), выработан «Национальный пакт», созданы в 1920 Великое национальное собрание Турции и его исполнительный орган- анкарское правительство. Султан и Порта объявили К. мятежником. 9. VIII 1919 К., именуемый в султанском указе «Мустафа Кемаль бей», был исключён из списков армии и лишён всех чинов, титулов и орденов. 11. V 1920 К. (на этот раз просто «эфенди») был заочно приговорён военным судом в Стамбуле к смертной казни.

К. принадлежала главная заслуга в организации вооружённого сопротивления англо-греческим интервентам, пытавшимся навязать Турции Севрский договор (см.). Под его руководством была одержана в 1921 победа на р. Сакарья, за которую Великое национальное собрание наградило его титулом «Гази» («Победитель») и возвело в чин маршала. Год спустя, в августе-сентябре 1922, турецкая армия под командованием К. нанесла грекам окончательное поражение, повлекшее за собой почётное для Турции Муданийское перемирие (см.) и затем — Лозаннский мирный договор 1923 (см.).

К. возглавил также революционную борьбу против султана и феодально-компрадорских элементов. Кемалистская революция ограничилась рамками буржуазно-национальных преобразований, главным образом в области государственного строя, права, культуры и быта, не внеся существенных изменений в положение основного производительного класса страны — крестьянства. Но и эти преобразования в сочетании с военной победой над империалистической интервенцией позволили Турции перейти от прежнего, полуколониального существования к независимости. Важнейшие реформы были осуществлены по инициативе и под непосредственным руководством К. К их числу относились: уничтожение султаната (1922), провозглашение республики (1923), упразднение халифата (1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, отделение церкви от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и архаических форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности, строительство железных дорог, выкуп иностранных концессий и т. д. Как председатель Великого национального собрания (1920-23) и затем (с 29. X 1923) как президент республики, неизменно переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии К. приобрёл в Турции непререкаемый авторитет. В 1934 Великое национальное собрание присвоило ему фамилию Ататюрк, что означает «Отец турок».

Внешнеполитическая концепция К. вытекала из его стремления создать на развалинах прежней феодально-теократической Оттоманской империи независимое турецкое национальное государство. Поэтому К. отвергал младотурецкие тенденции панисламизма и пантюркизма, расценивая их как антинациональные. При обсуждении халифатского вопроса он указывал, что Турции незачем брать на себя бремя забот о всём мусульманском мире. «Народ новой Турции, — говорил он, — не имеет никаких оснований думать о чём либо другом, как только о собственном существовании, собственном благополучии». По определению К., Турции надлежало вести «строго национальную политику», а именно: «трудиться в пределах наших национальных границ, опираясь прежде всего на нашу собственную силу и охраняя наше существование, во имя действительного счастья и процветания народа и страны; ни в коем случае не отвлекать народ несбыточными чаяниями и не вредить ему этим; требовать от цивилизованного мира культурного и человеческого обращения и взаимной дружбы». Эти принципы являлись для К. в период национальной войны (1919-22) основой его внешней политики и дипломатии. С первых дней пребывания в Анатолии он выдвинул требование об освобождении Турции от империалистического контроля. Исходя из этого, он настаивал на образовании национального центра в глубине страны, «вне надзора Стамбула и вне влияния и воздействия иностранных держав». Тогда же он указывал своим сторонникам, что державы Антанты проявят уважение к Турции лишь в том случае, «если нация им продемонстрирует, что она сознаёт свои права и готова единодушно, невзирая на жертвы, защищать их от всякого посягательства». На Сивасском конгрессе К. высказался против американского мандата над Турцией и остальными территориями бывшей Оттоманской империи, отметив в частности, что население Анатолии не вправе выступать от имени арабов. После Лондонской конференции 1921 (см.) он дезавуировал Бекира Сами бея (см.), подписавшего с Францией и Италией конвенции, ограничивавшие суверенитет Турции.

Дипломатические методы, применявшиеся К. в этот период, были направлены главным образом на использование противоречий между империалистическими державами и на создание затруднений для Англии, являвшейся инициатором и руководителем интервенции в Турции. Так, напр., с целью привлечения к Турции симпатий мусульманских подданных держав Антанты, особенно мусульман Индии, К. выдвинул тезис, что национальные силы выступают не против, а в защиту султана-халифа. Несмотря на фактическую войну между Анатолией и султаном, К. объявил, что стамбульское правительство «скрывает правду от падишаха», а распоряжения падишаха только потому не подлежат исполнению, что он «находится в плену у неверных».

Другим средством дипломатического воздействия на Англию являлась для К. широкая гласность. Учитывая недовольство влиятельных английских кругов ближневосточной политикой Ллойд-Джорджа, К. стремился осведомлять европейское общественное мнение обо всех фактах антитурецкой деятельности британского правительства. В одной из своих инструкций К. отмечал, что англичане стараются вредить Турции тайно, а «наш (т. е. турецкий) метод состоит в том, чтобы внушать им, что всякая даже малейшая придирка с их стороны повлечёт за собой огромный шум во всём мире».

В то же время К. успешно использовал недовольство Франции Севрским договором, её противоречия с Англией и заинтересованность французских капиталистов в сохранении целостности Турции. Он лично вёл переговоры с Франклен Буйоном, завершившиеся подписанием 20. X 1921 франко-турецкого договора (см.) о прекращении Францией военных действий против Турции и о признании ею анкарского правительства.

Но самой важной внешнеполитической задачей К. считал в этот период обеспечение дружественных отношений с Советской Россией. Ещё в 1919 на Эрзерумском конгрессе он приводил в качестве примера, достойного подражания, антиимпериалистическую борьбу «русского народа, который, видя, что его национальной независимости угрожает опасность и что со всех сторон на него надвигается иностранное нашествие, единодушно поднялся против этих попыток мирового господства». 26. IV 1920, через три дня после открытия Великого национального собрания в Анкаре, К. отправил в Москву на имя В. И. Ленина письмо, в котором предложил установить между обеими странами дипломатические отношения и просил оказать Турции помощь в её борьбе против империализма. Когда на одном из заседаний Великого национального собрания, летом 1920, реакционные депутаты внесли запрос о характере отношений между анкарским правительством и «большевиками», К. ответил: «Это мы сами искали большевиков, и мы их нашли… Сношения с Советской республикой официально установлены». Осенью того же года К. в телеграмме, посланной Советскому правительству, писал: «Мне доставляет величайшее удовольствие сообщить вам о чувстве восхищения, испытываемом турецким народом по отношению к русскому народу, который, не удовлетворившись тем, что разбил свои собственные цепи, ведёт уже более двух лет беспримерную борьбу за освобождение всего мира и с энтузиазмом переносит неслыханные страдания ради того, чтобы навсегда исчезло угнетение с лица земли». Через год, выступая в Великом национальном собрании с сообщением о победе на р. Сакарья, К. заявил: «Мы с Россией — друзья. Ибо Россия раньше, чем кто-либо иной, признала наши национальные права и проявила к ним уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда Россия может быть уверена в дружбе Турции».

С окончанием национальной войны внешняя политика Турции стала терять антиимпериалистический характер, а затем и вовсе утратила его. По мере развития этого процесса изменялась и дипломатия К. Во время Лозаннской конференции 1922-23 К. дал турецкой делегации директиву: «добиться полного признания в широкой и удовлетворяющей нас форме нашей независимости и наших прав в вопросах финансовых, политических, экономических, административных и других». Но одновременно, надеясь получить поддержку от Англии в финансовых и экономических вопросах (в которых была заинтересована больше всего Франция) и добиваясь быстрого подписания мирного договора с целью скорейшей эвакуации иностранных войск из Стамбула, К. пошёл на существенные отступления от прежних принципов: он согласился на установление невыгодного для Турции и других черноморских стран режима проливов (см.), дал согласие на отсрочку решения мосульского вопроса и пр. В дальнейшем изменения внешнеполитической линии К. проявились в дипломатических комбинациях, проводившихся Арасом (см.), и в некоторых выступлениях самого К., свидетельствовавших о постепенном сближении Турции с империалистическими державами.

Тем не менее свои основные взгляды на внешнюю политику Турции К. сохранил до конца своей жизни. Подчёркивая разницу между национальным турецким государством и бывшей Оттоманской империей, он в 1931 заявлял: «Нынешние балканские государства, включая Турцию, обязаны своим рождением историческому факту последовательного расчленения Оттоманской империи, в конце концов погребённой в могиле истории». Выступая против развивающихся агрессивных тенденций гитлеровской Германии, К. в 1935 заявил в интервью, данном американскому журналисту: «Некоторые лицемерные руководители превратились в агентов агрессии. Они обманули народы, которыми управляют, извратив национальные идеи и традиции…» В 1937 К. опубликовал предупреждение по адресу фашистских агрессоров, указав, что, «кто нападёт на балканские границы, тот обожжётся». Он подчёркивал необходимость обеспечения коллективной безопасности и высказывался против нейтралитета в его прежнем значении, т. е. против одинакового отношения к агрессору и к жертве агрессии.

Дружбу с Советским Союзом К. считал необходимой гарантией независимости Турции. В ежегодных президентских речах (при открытии сессии Великого национального собрания) он уделял отношениям с СССР видное место. Эти отношения он неизменно характеризовал как важнейший элемент турецкой внешней политики. Будучи главой государства, К. не посещал иностранных миссий, но делал из этого правила единственное исключение для советского посольства.

В одном из своих, самых последних по времени, парламентских выступлений, в ноябре 1936, отмечая, что согласно конвенции, подписанной в Монтре (см.), «отныне воспрещён проход через проливы кораблям какой бы то ни было воюющей державы», К. подчёркивал «с исключительным удовлетворением», что между Турцией и её «великим морским и сухопутным соседом» существует и продолжает нормально развиваться искренняя дружба, «доказавшая уже на протяжении 15 лет свои достоинства».

Даже в самые последние дни своей жизни К. указывал, в виде политического завета своим будущим преемникам, на необходимость сохранения и развития дружбы с СССР.

После смерти К., при новом президенте Инёню (см.) и его министрах Сараджоглу, Менемеджиоглу (см.) и др., внешняя политика Турции, отойдя от принципов К., пошла по реакционному и антинациональному пути.

Литература: Ata türk\’ün söylev ve demecleri. Istanbul. 1945. 398 s. — Nutuk, Gazi Mustafa Kemal tarafindan. Gilt 1-317 s., eilt 11-345 s., cilt III-348 s. Istanbul. 1934. (Русское издание: Мустафа Кемаль. Путь новой Турции. Т. 1-480 с, т. II-416 с, т. III-488 с., т. IV- 571 с. М. 1929-1934). Atatürk 1880-1938. Ankara. 1939. 64 s. — Mельник, А. Турция. M. 1937. 218 с.

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948.

dic.academic.ru

Мустафа Ататюрк – биография, фото, личная жизнь, реформы, цитаты, смерть

Биография

Имя первого турецкого президента Мустафы Кемаля Ататюрка стоит в одном ряду с такими преобразователями истории, как Владимир Ленин, Джавахарлал Неру, Гамаль Абдель Насер, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун. Для родной страны Ататюрк до сих пор культовая личность. Этому человеку турецкий народ обязан тем, что страна пошла по европейскому пути развития, а не осталась средневековым султанатом.

Детство и юность

Считается, что Ататюрк придумал себе и дату рождения, и имя. По одним источникам, день рождения Мустафы Кемаля — 12 марта 1881 года, повсеместно указываемую дату 19 мая — день начала борьбы за независимость Турции – он позднее выбрал сам.

Мустафа Риза родился в городе Салоники в Греции, которая в то время находилась под контролем Османской империи. Отец Али Риза-эфенди и мать Зюбейде-ханым по крови – турки. Но поскольку империя была многонациональной, среди предков могли оказаться славяне, греки и евреи.

Мустафа АтатюркМустафа Ататюрк

Поначалу отец Мустафы служил в таможне, но из-за плохого здоровья уволился и занялся продажей древесины. Эта сфера деятельности не приносила больших доходов – семья жила очень скромно. Плохое здоровье отца сказалось на детях — из шести выжили только Мустафа и младшая сестра Макбуле. Позже, когда Кемаль стал главой государства, рядом с президентской резиденцией он возвел отдельный дом для сестры.

Мать Кемаля чтила Коран и поклялась, что если кто-то из детей выживет, то посвятит жизнь Аллаху. По настоянию Зюбейде начальное образование мальчика оказалось мусульманским – провел несколько лет в учебном заведении Хафыза Мехмет-эфенди.

Родители Мустафы АтатюркаРодители Мустафы Ататюрка

В возрасте 12 лет Мустафа уговорил мать отдать его в военную школу, на казенное существование. Там-то от учителя математики он получил прозвище Кемаль, что значит «совершенство», впоследствии сделав его фамилией. В школе и последовавших за ней Манастирской военной высшей школе и Оттоманском военном колледже Мустафа прослыл необщительным, вспыльчивым, чересчур прямолинейным человеком.

В 1902 году Мустафа Кемаль поступил в Оттоманскую академию Генштаба в Стамбуле, которую окончил в 1905-м. Во время учебы, помимо изучения основных предметов, Мустафа много читал, в основном труды Руссо, Вольтера, Гоббса, биографии исторических личностей. Отдельно выделял Наполеона. Завел дружбу с дипломатом Али Фетхи Окьяром, который познакомил молодого офицера с запрещенными цензурой книгами Шинаси и Намыка Кемаля. В это время в Мустафе начали зарождаться идеи патриотизма и национальной независимости.

Политика

По окончании академии Кемаля арестовали по обвинению в антисултанских настроениях и сослали в сирийский Дамаск. Здесь Мустафа основал партию «Ватан», что в переводе с турецкого означает «Родина». Сегодня «Ватан», пережив некоторые модификации, по прежнему стоит на позициях кемализма, остается значимой оппозиционной партией на политической арене Турции.

Мустафа Ататюрк в молодостиМустафа Ататюрк в молодости

В 1908 году Мустафа Кемаль участвовал в Младотурецкой революции, которая ставила целью свержение режима султана Абдул-Хамида II. Под давлением общественности султан восстановил конституцию 1876 года. Но по большому счету ситуация в стране не изменилась, существенных реформ не проводилось, в широких массах росло недовольство. Не найдя общего языка с младотурками, Кемаль переключился на военную деятельность.

Как об успешном военачальнике о Кемале заговорили в годы Первой мировой войны. Тогда Мустафа прославился в сражении с англо-французским десантом в проливе Дарданеллы, за что получил звание паши (равноценно генералу). В биографии Ататюрка имеются военные победы при Киречтепе и при Анафарталар 1915 года, успешная оборона от британских и итальянских войск, командование армиями и работа в министерстве обороны.

Генерал турецкой армии Мустафа АтатюркГенерал турецкой армии Мустафа Ататюрк

После капитуляции Османской империи в 1918 году Кемаль стал свидетелем того, как вчерашние союзники принялись по кусочкам растаскивать его родину. Началось расформирование армии. Призыв о сохранении целостности и независимости страны был услышан. Ататюрк отмечал, что продолжит борьбу до тех пор, пока «не уберет вражеские знамена из очагов дедов, пока в Стамбуле гуляют вражеские войска и предатели». Подписанный в 1920-м Севрский договор, закреплявший раздел страны, Кемаль объявил незаконным.

В том же 1920-м Кемаль объявил столицей государства Анкару и создал новый парламент — Великое Национальное Собрание Турции, на котором был избран председателем парламента и главой правительства. Победа турецких войск в сражении при Измире через 2 года заставила западные страны сесть за стол переговоров.

Основатель Турецкой Республики Мустафа АтатюркОснователь Турецкой Республики Мустафа Ататюрк

В октябре 1923 года провозглашена республика, высшим органом государственной власти — меджлис (турецкий парламент), а Мустафа Кемаль избран президентом. В 1924 году, после упразднения султаната и халифата, Османская империя прекратила свое существование.

Добившись освобождения страны, Кемаль приступил к решению задач по модернизации экономики и социальной жизни, политического режима и формы правления. Еще находясь на военной службе, Мустафа ездил в многочисленные командировки и пришел к выводу, что Турция тоже должна стать современной и процветающей державой, и единственный путь к этому — европеизация. Последовавшие затем реформы подтвердили, что Ататюрк до конца придерживался этой идеи.

Мустафа Ататюрк выходит из здания парламентаМустафа Ататюрк выходит из здания парламента

В 1924-м принята конституция Турецкой республики, действовавшая до 1961 года, и новый Гражданский кодекс, во многом похожий на швейцарский. Турецкое уголовное право взяло основы у итальянского, а коммерческое — у германского.

В основу светской системы образования положена идея национального единства. В судопроизводстве запрещено применять законы шариата. В целях развития экономики принят закон о поощрении промышленности. В результате за первые 10 лет существования Турецкой республики создана 201 акционерная компания. В 1930 году основан Центральный банк Турции, в результате чего иностранный капитал перестал играть доминирующую роль в финансовой системе страны.

Мустафа Ататюрк на встрече с гражданамиМустафа Ататюрк на встрече с гражданами

Ататюрком введено европейское исчисление времени, суббота и воскресенье объявлены выходными днями. В приказном порядке введены европейские головные уборы и одежда. Арабский алфавит переведен на латинскую основу. Провозглашено равенство мужчин и женщин, хотя на деле по сей день мужчина сохраняет привилегированное положение. В 1934 году запрещены старые титулы и введены фамилии. Первым такой чести парламент удостоил Мустафу Кемаля, наделив фамилией Ататюрк – «отец турок» или «великий турок».

Ошибочно считать Кемаля вероотступником. Правильнее говорить о попытках приспособить ислам к ежедневным потребностям. Тем более, что кемалистам в дальнейшем пришлось пойти на уступки: открыть богословский факультет в университете, объявить день рождения пророка Мухаммеда праздничным днем. Ататюрк писал:

«Наша религия — самая разумная и самая совершенная из религий. Чтобы выполнить свою естественную миссию, она должна согласовываться с разумом, знаниями, наукой, логикой, наша религия может вполне соответствовать этим требованиям».

Мустафа Ататюрк еще трижды – в 1927, 1931 и 1935-м – переизбирался президентом. В годы его руководства Турция установила дипломатические отношения с рядом государств, получила предложение вступить в Лигу наций. Придало вес и географическое положение страны. Западноевропейские политики уже тогда оценили возможности Турции в налаживании отношений со странами Ближнего и Среднего Востока.

По инициативе Турции утверждена Конвенция Монтрё, до сих пор успешно регулирующая режим прохождения Босфора и Дарданелл, соединяющих Черное и Эгейское моря.

С другой стороны, радикальная националистическая политика Ататюрка отмечена насаждением турецкого языка, гонениями на евреев и армян, подавлением повстанческого движения курдов. Кемаль запретил профсоюзы и политические партии (за исключением правящей – Народно-республиканской), хотя понимал недостатки однопартийной системы.

Свое изложение становления турецкой государственности Ататюрк изложил в труде под названием «Речь». Отдельной книгой «Речь» издается до сих пор, цитаты современные политики используют для придания красочности собственным выступлениям.

Личная жизнь

Личная жизнь первого президента Турции не менее бурная, чем общественная. Первую любовь Мустафы звали Елена Каринти. Девушка происходила из богатой купеческой семьи, а Кемаль в ту пору учился в военном училище. Отцу девушки не понравился бедный жених, и он поспешил найти для дочери более выгодную партию.

Мустафа Ататюрк и его жена Латифе УшаклыгильМустафа Ататюрк и его жена Латифе Ушаклыгиль

Во время военной службы Кемалю пришлось жить в разных городах, и везде он находил женскую компанию. Среди его приятельниц называют устроительницу султанских приемов Рашу Петрову, дочь военного министра Болгарии Димитриану Ковачеву.

С 1923 по 1925 Ататюрк состоял в браке с Латифе Ушаклыгиль, с которой познакомился в Смирне. Латифе также принадлежала к богатой семье, получила образование в Лондоне и Париже. Своих детей у пары не было, поэтому обзавелись 7 (в некоторых источниках 8) приёмными дочерьми и сыном, а также опекали двух мальчиков-сирот.

Дочери Мустафы АтатюркаДочери Мустафы Ататюрка

Дочь Сабиха Гёкчен позже стала первой турецкой женщиной-пилотом и военным летчиком, сын Мустафа Демир – профессиональным политиком. Дочь Афет Инан — первая в Турции женщина-историк.

В чем была причина расставания с Латифе – неизвестно. Женщина переехала в Стамбул и каждый раз уезжала из города, если туда приезжал Ататюрк.

Смерть

Ататюрк, как обычные люди, не избегал развлечений. Известно, что Кемаль пристрастился к алкоголю, смерть от цирроза печени застала его в Стамбуле в ноябре 1938 года.

Мавзолей Мустафы АтатюркаМавзолей Мустафы Ататюрка

Через 15 лет прах первого президента перевезли в мавзолей Аныткабир. Там же находится мемориальный музей, где выставлены одежда, предметы личного пользования, фотографии.

Память

  • Имя Ататюрка носят школы, плотина на реке Евфрат и главный аэропорт Турции в Стамбуле.
  • В Трабзоне, Газипаше, Адане, Аланье действуют музеи Ататюрка.
  • Памятники первому президенту Турции установлены в Казахстане, Азербайджане, Венесуэле, Японии, Израиле.
  • Портрет изображен на банкноте турецкой валюты.

Цитаты

«Те, кто считают религию необходимой для удержания правительства на ногах — слабые правители; они держат народ в капкане. Каждый может веровать как пожелает. Все поступают в соответствии со своей совестью. Однако это верование не должно ни противоречить благоразумию, ни нарушать свободу других людей».
«Единственное средство сделать людей счастливыми — всемерно содействовать их сближению…»
«Жизнь — это борьба. Поэтому у нас есть лишь два выбора: победить, проиграть».
«Если бы в детстве из добытых мною двух копеек я бы не тратил одну на книги, то не достиг бы того, чего достиг сегодня».

24smi.org

Кемаль Ататюрк — человек, повернувший историю Турции

Стр. 1/2

 

 

История современной Турции — история Кемаля Ататюрка.

До Ататюрка Турция именовалась Османской империей, а ее элита, гордые османы, презрительно называла «турками» необразованную чернь.

 

Осма́ны (тур. Osmanlı Hanedanı, Osman oğulları) — династия османских султанов и халифов, правившая в 1299—1924 годах. Основана Османом I Гази. После ликвидации султаната (29 октября 1923 года) последний султан османов, Мехмед VI Вахидеддин (правил в 1918—1922), совершил побег из Турции. Халифом, по избранию Великого национального собрания Турции, стал принц династии османов Абдул-Меджид. Когда 3 марта 1924 года халифат был упразднён, всех до единого членов Османской династии изгнали из страны.

 

Где-то между элитой и чернью застряла семья таможенника Али-Ризы из Салоник. Он и его жена Зюбейде-ханым были по крови турками, но среди их предков, как считают историки, могли оказаться и славяне, и греки, и даже евреи — население империи всегда было многонациональным.

 

Из-за плохого здоровья Али-Риза оставил должность и занялся торговлей лесом, но не преуспел: семья не голодала только благодаря помощи родственников.

 

Болезненность отца сказалась и на детях: из шести малышей выжили только Мустафа и его младшая сестра Макбуле. Будущий Ататюрк Мустафа выдумал себе не только фамилию, но и день рождения -19 мая 1881 года (в этот день он много лет спустя начал борьбу за независимость Турции).

 

Настоящая дата неизвестна: с архивами дела в стране обстояли неважно, как и со многим другим. Османская империя, прозванная «больным человеком Европы», все безнадежнее отставала от передовых держав, регулярно проигрывая войны и уступая куски своей территории то Англии, то Франции, то России.

 

Османская империя в 17 веке

 

Попытки отдельных султанов обновить государство кончались крахом из-за сопротивления знати и исламского . духовенства. К концу века «младотурки», молодые чиновники и офицеры, решили провести реформы любой ценой, ограничив власть султана и «разобравшись» заодно с нацменьшинствами — армянами, греками, арабами, которые все громче заявляли о своих правах.

 

Сочувствующий младотуркам Али-Риза хотел отдать сына в светскую школу, но Зюбей-де, как обычно, настояла на своем — мальчик должен вырасти благочестивым мусульманином. Однако несколько лет зубрежки Корана в мусульманской начальной школе, мактабе отбили у Мустафы всякий интерес к религии. Он жадно читал книги об истории и великих людях — особенно о Наполеоне, на которого мечтал быть похожим.

 

Мальчишки пробовали задирать «ботаника», но быстро отступали, наталкиваясь на спокойный взгляд его необычных глаз — один карий, другой голубой. Друзей у него не было ни тогда, ни позже — только союзники или враги, причем первых во вторых могла превратить любая размолвка.

 

В 12 лет, когда отца уже не было на свете. Мустафа убедил мать отдать его в военную школу в Салониках, где скоро стал первым в классе.

 

Учитель математики, восхищенный его успехами, дал ему второе имя Кемаль — «совершенный». Потом было военное училище в Македонии, где 17-летний Мустафа впервые влюбился. Елена Каринти была из семьи богатого греческого купца, который запретил дочери видеться с «голодранцем» и вскоре выгодно выдал ее замуж.

 

Не выдавая никому своей обиды, юноша еще старательнее взялся за учебу. После окончания академии османского Генштаба в Стамбуле его ждала блестящая карьера, но помешал арест по обвинению в принадлежности к запрещенной организации «младотурок».

 

Новая Турция «Младотурок»

 

Мустафу отправили в отдаленный сирийский гарнизон, но он вновь отличился по службе и был переведен обратно в Македонию. Там он в 1908 году принял участие в младотурецкой революции против султана Абдул-Хамида и был награжден высокой должностью в Генштабе.

 

Его должность предполагала служебные командировки в европейские страны, побывав в которых Мустафа еще сильнее захотел сделать свою родину такой же передовой и процветающей. Но реформы буксовали, и вскоре итальянцы отобрали у империи Ливию.

 

Армия, которой командовал Ататюрк, одерживала победы над врагом, но их сводили на нет трусость и бездарность других командиров. Это повторилось в Балканских войнах с болгарами и сербами, а потом в Первой мировой, где османский режим встал на сторону Германии.

 

 

В 1915 году англо-французский десант высадился в проливе Дарданеллы, угрожая столице. Мустафа Кемаль во главе дивизии сумел задержать продвижение противника, а потом и отбросить его. Он не знал жалости ни к врагам, ни к своим — каждого, кто бежал, расстреливали на месте. «Я приказываю вам не победить, а умереть, — обращался он к солдатам. — Пока вы сражаетесь, к нам подоспеет помощь».

 

Зато он делил с подчиненными кров и еду, а часть своего жалованья отправлял семьям погибших. Став полковником, а затем генералом, он заслужил почетный титул «паша» и уважение всей армии.

 

Тем временем младотурки отыгрывались за военные неудачи на нацменьшинствах, устроив массовую резню армян.

 

Геноци́д армя́н (армянская резня) — геноцид, организованный и осуществлённый в 1915 году (по мнению некоторых источников, продлившийся до 1923 года) на территориях, контролируемых властями Османской империи. Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти. Геноцид армян проводился в несколько стадий: разоружение армянских солдат, избирательная депортация армян из пограничных районов, принятие закона о высылке, массовая депортация и убийства армян. Некоторые историки включают в него убийства 1890-х годов, резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.

 

Французская газета с сообщением о массовом убийстве армян в Турции (1915 год)

 

Кемаль-паша не одобрял этого, как и подчинения османских войск немецким советникам. В итоге слишком популярного генерала убрали подальше от столицы на восток — отбивать натиск русских. Потом отправили в Германию, где он подхватил грипп и долго лечился.

 

За это время войска империи были окончательно разбиты: англичане были на подступах к Стамбулу и наступали на Сирию. Встав во главе сирийской армии, Кемаль-паша смог остановить их, но nocлe капитуляции осенью 1918-го был отозван в Стамбул.

 

Когда-то союзники обещали черноморские проливы России, но теперь Англия, Франция, Италия и Греция решили поделить империю между собой, отдав часть ее независимым Армении и Курдистану.

 

Кемаль-паша всеми силами сопротивлялся этому, и новый султан Мехмед Вахидеддин, послушный англичанам, отдал приказ о его аресте. Кемаль бежал на восток, где в ноябре 1919-го объявил себя командующим новой национальной армией. На его сторону встали генералы, герои войны Исмет-паша и и и многие другие. Появилась рядом с ним и женщина — его дальняя родственница Фикрие-ханым, на которую он заглядывался еще в Салониках. Фикрие бросила богатого мужа и колесила вместе с Кемалем по фронтам.

 

Воевать пришлось с четырьмя противниками: греками на западе, армянами на востоке, занявшими Стамбул силами Антанты и султанским правительством. Оно в 1920-м подписало с союзниками Севрский договор, закреплявший раздел страны, но Кемаль объявил его незаконным.

 

Созвав в Анкаре новый парламент — Великое национальное собрание, он объявил этот захолустный городок новой столицей Турции — так теперь называлась бывшая империя. У Кемаля нашелся сильный союзник — Советская Россия, тоже враждующая с Антантой.

 

 

В ответ на просьбу о помощи большевики отправили туркам корабли с оружием и золотом. Москва заключила с Анкарой договор о дружбе, передав ей бывшие российские крепости Каре и Ардаган. За это Кемаль обещал посодействовать «мировой революции», а пока использовал полученное оружие против греческих войск, которые высадились на эгейском побережье и быстро продвигались на восток.

 

Весной 1921-го греков разбили при Инёню, а осенью — на реке Сакарья; после этой битвы Кемаль получил маршальский чин и почетное звание «гази» (борца за веру). Через год прижатые к морю остатки греческой армии спешно эвакуировались из города Смирны, нынешнего Измира. Богатый торговый город, населенный греками и армянами, был разграблен и сожжен турецкими солдатами, погибли десятки тысяч людей.

 

Турецкие историки до сих пор утверждают, что армяне сами подожгли город и что Кемаль-паша не произносил на его руинах знаменитую фразу «Отныне Турция свободна от неверных», но миллионы греков и армян бежали из страны, а оставшихся вынудили принять ислам.

obrmos.ru

Мустафа Кемаль Ататюрк (Кемаль-паша), президент Турции (1881–1938)

Мустафа Кемаль Ататюрк (Кемаль-паша), президент Турции

(1881–1938)

Основатель республиканской Турции Мустафа Кемаль родился 12 марта 1881 года в Салониках, в греческой Македонии, входившей в тот момент в состав Оттоманской империи. Его отец был отставным таможенным чиновником, превратившимся в лесоторговца, а мать – крестьянкой. Отец рано умер, и мальчику пришлось познать все тяготы сиротского детства. Жить приходилось на скромную пенсию. В 12 лет Мустафа поступил в государственную военную школу в Салониках, где детям государственных служащих не надо было вносить плату за обучение. Здесь за выдающиеся успехи в математике он получил прозвище «Кемаль», которое и включил в дальнейшем в собственное имя. В переводе с турецкого «кемаль» означает «зрелость и совершенство». Школу Кемаль окончил с отличием уже в Монастире (Битоле) и в 1899 году поступил в Османскую военную академию в Стамбуле – офицерское училище. Там он увлекся просветительской философией Руссо, Вольтера, Гоббса. В 1901 году способный выпускник был рекомендован для поступления в Высшее военное училище Генерального штаба – турецкую военную академию. Там Кемаль с группой единомышленников организовали тайное общество «Ватан», ставившее своей целью преобразование Оттоманской империи в светское государство на основах пантюркистской идеологии. Вскоре, однако, Кемаль разочаровался в «Ватане» и примкнул к Комитету союза и прогресса, тесно связанному с движением младотурок «Единение и прогресс», основанному в 1889 году. В 1904 году он даже подвергся кратковременному аресту по подозрению в нелегальной политической деятельности, но вскоре был освобожден благодаря заступничеству руководства Академии.

В 1905 году по окончании Академии Кемаль был произведен в капитаны и получил назначение в Дамаск. В 1907 году его командировали во Францию для изучения французского военного дела. Эти познания пригодились Кемалю в годы Первой мировой войны. После командировки во Францию его перевели в 3?й армейский корпус в Салониках. Там Кемаль участвовал в младотурецком перевороте 1908 года, после которого Оттоманская империя превратилась в конституционную монархию, а султан стал марионеткой триумвирата вождей младотурок – Джемаль-паши, Энвер-паши и Талаат-паши. Вскоре после переворота Кемаль был переведен на службу в генеральный штаб. Он участвовал в Итало-турецкой войне 1911–1912 годов и в Балканских войнах 1912–1913 годов, зарекомендовав себя грамотным и решительным офицером, когда защищал подступы к Стамбулу от болгарского наступления.

В Первую мировую войну Кемаль был противником вступления в нее Турции на стороне Германии. Будучи полковником, он успешно руководил войсками, защищавшими полуостров Галлиполи от англо-французского десанта. Он командовал 19?й дивизией, оборонявшейся в районе Родосто. Когда британские силы, состоявшие в основном из австралийцев и новозеландцев, 25 апреля 1915 года высадились в Галлиполи, Кемаль, лично проведя рекогносцировку места высадки, успел разместить артиллерию на господствующих высотах, а затем возглавил контратаку, благодаря которой продвижение неприятеля было остановлено.

В 1916 году Кемаль получил чин генерала (паши) и прозвище «Спаситель Стамбула». Он был назначен командиром 16?го корпуса, дислоцировавшегося в Анатолии. Летом 1916 года этот корпус провел успешный контрудар против русских на Кавказском фронте. Позднее Кемаль командовал здесь 2?й и 3?й армиями, а в конце войны во главе 7?й армии сдерживал натиск англичан у Алеппо. Из-за разногласий с военным министром Энвер-пашой и командующим группой армий «Йылдирим» в Палестине немецким генералом Эрихом фон Фалькенгайном Кемаль в 1917 году был уволен в отпуск «для лечения» и направлен в составе военной миссии в Германию, но несколько месяцев спустя, в январе 1918 года, был вновь призван командовать 7?й армией, оттесненной на север Сирии.

В октябре 1918 года Кемаль был назначен командующим уже разгромленной к тому времени группой армий «Йылдирим», но не имел никакой возможности повлиять на неблагоприятный для турок ход событий. После капитуляции Оттоманской империи страны Антанты намеревались расчленить ее, оставив в составе Турецкого государства во главе с бессильным султаном лишь Анатолию. Именно туда в 1919 году был послан для подавления беспорядков, направленных против султана, Кемаль, назначенный генералом-инспектором турецкой армии. Лидеры младотурков бежали из страны в самом конце войны, и Кемаль решил, что сам Аллах побуждает его занять их место в качестве вождя турецкого народа. Он присоединился к мятежникам вместе со своими войсками и организовал движение за изгнание из Турции иностранных интервентов. Его успеху способствовало то, что в последние месяцы войны, когда поражение стало неизбежным, вожди младотурок перебросили наиболее боеспособные дивизии и запасы вооружения и боеприпасов во внутренние области, прежде всего в Анатолию и в турецкую Армению, рассчитывая там продолжить борьбу.

19 мая 1919 года Кемаль-паша отказался подчиниться приказу султана о своем смещении и обратился с воззванием ко всем туркам, призывая их бороться за национальную независимость и изгнание из страны иностранных войск. Он выступал под лозунгами пантюркизма. В сентябре 1919 года в Сивасе было провозглашено создание движения сопротивления «Национальный обет» во главе с Кемалем. В конце года султан вынужден был согласиться на созыв в Стамбуле меджлиса (парламента). Кемаль, хотя и был избран депутатом, в Стамбул не поехал, опасаясь ареста. Действительно, парламент проработал всего полтора месяца. Затем в город вошли британские войска, арестовали 40 депутатов – сторонников Кемаля и сослали их на Мальту. Оставшиеся на свободе депутаты бежали в Анкару. Здесь был создан новый парламент, названный Великим национальным собранием Турции. В апреле 1920 года Кемаль создал в Анкаре временное правительство, а себя объявил президентом страны и главнокомандующим армии. Султан в ответ объявил джихад кемалистам и потребовал казнить их вождя.

В августе 1920 года был подписан Севрский мирный договор, отторгавший от Турции все ее арабские владения, Курдистан, Фракию и Армению. После этого поддержка Кемаля турецким обществом резко возросла. В 1920 году Кемаль был избран председателем Великого национального собрания Турции. Султан был вынужден считаться с авторитетом Кемаля в народе и в сентябре 1921 года официально назначил его Верховным главнокомандующим. Ранее, в 1920 году, Кемаль успешно отразил нападение малочисленной армянской армии и в ходе контрнаступления захватил значительную часть территории бывшей русской Армении. По Карсскому и Московскому договорам 1921 года к Турции была присоединена значительная часть армянской территории с городами Карсом и Ардаганом и Южно-Батумский округ Грузии.

Война с греческими войсками, захватившими Смирну и другие прибрежные районы, длилась полтора года. В этой войне Кемаль получал советскую военную и продовольственную помощь. В январе и в августе – сентябре 1921 года турецкие войска остановили греческое наступление у местечка Иненю и на реке Сакарье. За эти победы Кемаль получил от Великого национального собрания титул Гази – Победитель. Он также сумел договориться с итальянцами и французами об эвакуации их войск соответственно из юго-западной Анатолии и Киликии. 18 августа 1922 года турецкая армия начала генеральное наступление и уже 30?го числа взяла Афьон-Карахисар. 5 сентября пала Бурса. Главный удар Кемаль наносил в западном направлении вдоль железной дороги на Смирну. Отступавшие греческие войска вымещали свою злобу на мирных турецких жителях, убивая и грабя. Более миллиона турок лишились крова, так как их дома были разрушены греческими солдатами. То же самое творили турки по отношению к греческому гражданскому населению. 9—11 сентября они взяли Смирну приступом и учинили в городе резню. Греческая армия стала полностью небоеспособной. Турки взяли в плен 40 тысяч человек, 284 орудия, 2 тысячи пулеметов и 15 самолетов. Еще больше, до 60 тысяч греческих военнослужащих, погибло. У греков не хватало тоннажа и портов для эвакуации. Уйти на Балканы на английских судах удалось не более одной трети греческой армии. В октябре войска Кемаля заняли Стамбул и Восточную Фракию. Англия согласилась, чтобы эта территория отошла Турции.

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание упразднило султанат и лишило власти последнего султана Мехмеда VI, который на английском корабле бежал на Мальту (два года спустя, с упразднением халифата, он перестал быть и халифом). В 1923 году Севрский мирный договор был заменен Лозаннским мирным договором, по которому в составе Турции были сохранены Восточная Фракия, Стамбул, Малая Азия, Западная Армения и значительная часть Курдистана. Кроме того, Кемалю удалось присоединить к Турции южную часть Аджарии и восточную часть Армении, ранее входившие в состав Российской империи. В дальнейшем произошел обмен населения между Грецией и Турцией. 1,5 млн греков покинули Турцию и отправились на историческую родину. Примерно такое же количество турок выехало из Греции в Турцию.

29 октября 1923 года Кемаль-паша был избран первым президентом Турецкой республики и потом несколько раз переизбирался на этот пост. Ни парламент, ни судебные органы не рисковали перечить ему. Он запретил религиозные партии и стал реформировать турецкое общество в соответствии с программой «шести стрел». Она предусматривала утверждение республиканских и демократических принципов, освобождение светского образования от влияния духовенства, удаление ислама из политической жизни, внимание государства к нуждам простого человека, реформу экономики на принципах государственного капитализма. Иностранные компании были национализированы. Кемаль поощрял национальный капитал. В страну был открыт ограниченный доступ для западного капитала, но западные товары облагались высокими пошлинами. Еще более заметной оказалась вестернизация повседневной жизни. Женщины впервые в истории обрели равноправие с мужчинами, были отменены чадра для женщин и традиционная одежда для мужчин. Ношение традиционного головного убора – фески – было запрещено. По европейскому образцу в стране были введены рукопожатия. В 1934 году женщины в Турции получили избирательные права.

Кемаль также упразднил действие в стране норм исламского права. Государственные служащие переоделись в европейское платье, за ними последовали и остальные горожане, а позднее – и более консервативное крестьянство. Все граждане были объявлены равными перед законом. Были закрыты мусульманские школы и духовные ордена. Арабский алфавит турецкого языка был заменен латинским. Нормы шариата были заменены швейцарским гражданским кодексом, итальянским уголовным кодексом и германским коммерческим кодексом.

В 20?е годы Кемаль подавил несколько восстаний курдов, протестовавших против упразднения халифата. Репрессиям подверглись и исламисты из числа турок. В стране расцвел культ личности Кемаля.

В 1933 году все турки получили фамилии. Кемалю, по постановлению Великого национального собрания, первому была присвоена фамилия – Ататюрк, что в переводе означает «отец турок». В стране было разрешено также прежде запрещенное Кораном употребление спиртных напитков. Сам Ататюрк к концу жизни стал тяжелым алкоголиком и скончался 10 ноября 1938 года от цирроза печени.

Кемаль-паша Ататюрк стал создателем современного турецкого государства, которое впервые в турецкой истории носило светский, а не религиозный характер. В этом ему помогли не только выдающиеся полководческие качества, но и политическое чутье и способность сплачивать вокруг себя представителей самых разных слоев и классов в критические моменты турецкой истории.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Мустафа Кемаль (19 мая 1881

Мустафа Кемаль Ататюрк (тур. Mustafa Kemal Atatürk) родился в 1881 году в греческом городе Салоники, в семье лесоторговца. Достоверных сведений о дате рождения нет, впоследствии Кемаль выбрал датой своего рождения 19 мая — день начала борьбы за независимость Турции. При рождении получил имя Мустафа, прозвище Кемаль («Совершенство») он получил в военном училище за математические способности, имя Ататюрк («Отец турок») присвоило ему Великое национальное собрание Турции в 1934 году.

Мальчик обучался в государственной военной школе, затем окончил Военную академию и Академию генерального штаба в Стамбуле, и в звании капитана получил назначение в Дамаск, где используя свое положение, проводил политическую агитацию в войсках.

В 1904-1908 годах Кемаль организовал несколько тайных обществ, революционной направленности, для борьбы с коррупцией в правительстве и армии. Но во время революции 1908 года разошелся во взглядах с движением младотурок и отошел от политической деятельности. Он участвовал в итало-турецкой, Второй Балканской и Первой мировой войнах, за заслуги получил чин генерала и титул паши.

После войны Кемаль не признал капитуляции султана перед государствами Антанты и раздела Османской империи по Севрскому мирному договору. После высадки греческих войск в Измире (1919), он организовал и возглавил национально-освободительное движение по всей Анатолии. Отношения с султанским правительством в Стамбуле были прерваны.


В 1920 году в Анкаре Кемаля избрали председателем нового Великого национального собрания, которое объявило себя верховным органом власти. Как председатель, а вскоре и как верховный главнокомандующий он создал армию и руководил ею в освободительной войне против англо-греческой интервенции. Под командованием Кемаля турецкая армия в 1922 году разбила интервентов, вынудив Антанту подписать более справедливый Лозаннский договор.

По инициативе Кемаля был упразднён султанат, ликвидирован халифат и провозглашена республика. Ататюрк был избран ее первым президентом в 1923 году и переизбирался еще три раза. Он фактически установил режим умеренной диктатуры и проводил политику модернизации и реформирования турецкого государства по западному образцу.

Новое турецкое государство приняло новую форму правления с президентом, парламентом, конституцией. Однопартийная система диктатуры Кемаля продержалась более 20 лет и лишь после его смерти была заменена многопартийной. Он поменял и столицу государства, ею стала Анкара.

Благодаря Кемалю в 1928 году в Турции было провозглашено равенство полов, женщины получили избирательные права. Была проведена реформа образования, латинский алфавит заменил арабский, были введены семейные фамилии по западному образцу. В экономике президент проводил политику национализации, а его внешняя политика была направлена на достижение независимости страны. Турция вступила в Лигу наций и наладила дружественные отношения с соседями, в первую очередь с Грецией и СССР.

Умер Мустафа Кемаль Ататюрк 10 ноября 1938 года в Стамбуле. Культ Ататюрка в Турции официальный и массовый, но, конечно, не безусловный. Крупный государственный деятель, он обладал чувством юмора, любил веселье, однако сохранял трезвый ум политика. Один из современных архитектурных памятников Анкары – это мавзолей Ататюрка.

www.calend.ru

КЕМАЛЬ ПАША, Гази Мустафа (Ататюрк)

(1880-1938) — выдающийся турецкий политический и государственный деятель, основатель Турецкой республики. Родился в мелкобуржуазной семье в Салониках. Получил высшее военное образование. В 1905 по окончании Стамбульской академии генерального штаба К. подвергся репрессиям за пропаганду против деспотизма Абдул-Хамида II (см.). Находясь на военной службе в Сирии (1905-07) и Македонии (1907-09), К. участвовал в подготовке и проведении младотурецкой (революции 1908-09, но затем, вследствие разногласий с лидерами комитета «Единение и прогресс», в особенности с Энвером (см.), временно отошёл от политической деятельности. Он отличился в триполитанской и второй балканской войнах и в 1913-14 состоял военным атташе в Болгарии. Являясь противником иностранного контроля над Турцией, осуждал прогерманскую политику Энвера, назвав приглашение в Турцию миссии Лимана фон Сандерса (см.) «национальным оскорблением». К. также возражал против вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии.

В 1915 К. командовал в чине полковника группой дивизий на дарданелльском фронте, где удачно осуществил, вопреки указаниям Лимана фон Сандерса, собственный план обороны Галлиполийского полуострова. В 1916 он был произведён в генералы и отправлен на Кавказский фронт. Русский генеральный штаб в своих отзывах о командном составе противника особо выделял К. из числа остальных турецких генералов, как «наиболее популярного, храброго, талантливого, энергичного и в высшей степени самостоятельного», отмечая также, что К. хотя и «приемлет программу младотурок», но «презирает членов комитета» и является «опасным соперником Энвера». В 1917 К. был назначен командующим армией в Сирии, но вскоре вступил в конфликт со своим непосредственным начальником, германским ген. фон Фалькенгайном, из-за его вмешательства во внутренние дела Турции и подал в отставку. Весной 1918 К. сопровождал принца (впоследствии султана) Вахидеддина в поездке на Западный фронт в германскую главную ставку. Убедившись в безнадёжности военного положения Германии, К. пытался склонить Вахидеддина к удалению Энвера с поста вице-генералиссимуса и к разрыву союза с немцами, но Вахидеддин сообщил об этом Энверу, и К. был снова отправлен на сирийский фронт.

Мудросское перемирие (см.) застало К. в Алеппо. Приняв командование над остатками разгромленных турецких армий в северной Сирии, К. намеревался удержать хотя бы те районы, которые к моменту перемирия не были заняты противником, в частности Александретту. Однако великий визирь Ахмед Иззет паша предписал ему не препятствовать вступлению английских войск в Александретту, т. к. английское командование в обмен на эту «любезность» обещало облегчить для Турции условия перемирия. К. в ответ телеграфировал, что он «лишён надлежащей деликатности, чтобы оценить как джентльменство английского представителя, так и необходимость отвечать на него указанной любезностью», и, подав в отставку, возвратился в Стамбул. В мае 1919, после бесплодных попыток побудить султана, парламент и Порту к противодействию агрессивным планам Антанты, направленным на расчленение Турции, К. выехал в Восточную Анатолию в качестве инспектора III армии с официальной миссией ликвидировать начавшееся там национальное движение, а в действительности — с целью принять в нём активное участие.

К этому времени на западе и на юге Анатолии уже действовали против оккупантов крестьянские партизанские отряды, а во многих вилайетах создались общественные организации, требовавшие сохранения за Турцией её земель. Эти выступления производились без общего плана и руководствам рамках локальных интересов: на востоке Анатолии-против дашнаков, на юго-востоке-против курдского сепаратизма, на севере-против проекта создания греческой «Понтийской республики», на западе-против оккупации Измира греческой армией и т. д. К. поставил своей задачей объединение этих разрозненных национальных сил, имея в виду необходимость общенародной борьбы с империализмом Антанты, как с главной угрозой целостности и независимости Турции.

Вскоре К., благодаря широте своего интеллектуального и политического кругозора, патриотизму, твёрдой воле и незаурядному военному таланту, сделался общепризнанным руководителем национально-освободительного движения. В немалой степени этому способствовало и то, что во время мировой войны он открыто враждовал с Энвером, протестовал против подчинения Турции немцам, не участвовал ни в каких спекуляциях и был единственным турецким генералом, не испытавшим поражения на поле битвы.

Уже начальные шаги К. в Анатолии вызвали беспокойство английских оккупационных властей и Порты. По требованию англичан султан 8. VII 1919 издал указ «об окончании функций инспектора III армии Мустафы Кемаля паши». В ответ К., отказываясь возвратиться в Стамбул, но вместе с тем не желая оказаться нарушителем воинской дисциплины, вышел в отставку. С этого времени он открыто возглавил анатолийское национально-освободительное движение, получившее впоследствии по его имени название «кемалистского». Под руководством К. были проведены в 1919 Эрзерумский конгресс и Сивасский конгресс (см.), выработан «Национальный пакт», созданы в 1920 Великое национальное собрание Турции и его исполнительный орган- анкарское правительство. Султан и Порта объявили К. мятежником. 9. VIII 1919 К., именуемый в султанском указе «Мустафа Кемаль бей», был исключён из списков армии и лишён всех чинов, титулов и орденов. 11. V 1920 К. (на этот раз просто «эфенди») был заочно приговорён военным судом в Стамбуле к смертной казни.

К. принадлежала главная заслуга в организации вооружённого сопротивления англо-греческим интервентам, пытавшимся навязать Турции Севрский договор (см.). Под его руководством была одержана в 1921 победа на р. Сакарья, за которую Великое национальное собрание наградило его титулом «Гази» («Победитель») и возвело в чин маршала. Год спустя, в августе-сентябре 1922, турецкая армия под командованием К. нанесла грекам окончательное поражение, повлекшее за собой почётное для Турции Муданийское перемирие (см.) и затем — Лозаннский мирный договор 1923 (см.).

К. возглавил также революционную борьбу против султана и феодально-компрадорских элементов. Кемалистская революция ограничилась рамками буржуазно-национальных преобразований, главным образом в области государственного строя, права, культуры и быта, не внеся существенных изменений в положение основного производительного класса страны — крестьянства. Но и эти преобразования в сочетании с военной победой над империалистической интервенцией позволили Турции перейти от прежнего, полуколониального существования к независимости. Важнейшие реформы были осуществлены по инициативе и под непосредственным руководством К. К их числу относились: уничтожение султаната (1922), провозглашение республики (1923), упразднение халифата (1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, отделение церкви от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и архаических форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности, строительство железных дорог, выкуп иностранных концессий и т. д. Как председатель Великого национального собрания (1920-23) и затем (с 29. X 1923) как президент республики, неизменно переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии К. приобрёл в Турции непререкаемый авторитет. В 1934 Великое национальное собрание присвоило ему фамилию Ататюрк, что означает «Отец турок».

Внешнеполитическая концепция К. вытекала из его стремления создать на развалинах прежней феодально-теократической Оттоманской империи независимое турецкое национальное государство. Поэтому К. отвергал младотурецкие тенденции панисламизма и пантюркизма, расценивая их как антинациональные. При обсуждении халифатского вопроса он указывал, что Турции незачем брать на себя бремя забот о всём мусульманском мире. «Народ новой Турции, — говорил он, — не имеет никаких оснований думать о чём либо другом, как только о собственном существовании, собственном благополучии». По определению К., Турции надлежало вести «строго национальную политику», а именно: «трудиться в пределах наших национальных границ, опираясь прежде всего на нашу собственную силу и охраняя наше существование, во имя действительного счастья и процветания народа и страны; ни в коем случае не отвлекать народ несбыточными чаяниями и не вредить ему этим; требовать от цивилизованного мира культурного и человеческого обращения и взаимной дружбы». Эти принципы являлись для К. в период национальной войны (1919-22) основой его внешней политики и дипломатии. С первых дней пребывания в Анатолии он выдвинул требование об освобождении Турции от империалистического контроля. Исходя из этого, он настаивал на образовании национального центра в глубине страны, «вне надзора Стамбула и вне влияния и воздействия иностранных держав». Тогда же он указывал своим сторонникам, что державы Антанты проявят уважение к Турции лишь в том случае, «если нация им продемонстрирует, что она сознаёт свои права и готова единодушно, невзирая на жертвы, защищать их от всякого посягательства». На Сивасском конгрессе К. высказался против американского мандата над Турцией и остальными территориями бывшей Оттоманской империи, отметив в частности, что население Анатолии не вправе выступать от имени арабов. После Лондонской конференции 1921 (см.) он дезавуировал Бекира Сами бея (см.), подписавшего с Францией и Италией конвенции, ограничивавшие суверенитет Турции.

Дипломатические методы, применявшиеся К. в этот период, были направлены главным образом на использование противоречий между империалистическими державами и на создание затруднений для Англии, являвшейся инициатором и руководителем интервенции в Турции. Так, напр., с целью привлечения к Турции симпатий мусульманских подданных держав Антанты, особенно мусульман Индии, К. выдвинул тезис, что национальные силы выступают не против, а в защиту султана-халифа. Несмотря на фактическую войну между Анатолией и султаном, К. объявил, что стамбульское правительство «скрывает правду от падишаха», а распоряжения падишаха только потому не подлежат исполнению, что он «находится в плену у неверных».

Другим средством дипломатического воздействия на Англию являлась для К. широкая гласность. Учитывая недовольство влиятельных английских кругов ближневосточной политикой Ллойд-Джорджа, К. стремился осведомлять европейское общественное мнение обо всех фактах антитурецкой деятельности британского правительства. В одной из своих инструкций К. отмечал, что англичане стараются вредить Турции тайно, а «наш (т. е. турецкий) метод состоит в том, чтобы внушать им, что всякая даже малейшая придирка с их стороны повлечёт за собой огромный шум во всём мире».

В то же время К. успешно использовал недовольство Франции Севрским договором, её противоречия с Англией и заинтересованность французских капиталистов в сохранении целостности Турции. Он лично вёл переговоры с Франклен Буйоном, завершившиеся подписанием 20. X 1921 франко-турецкого договора (см.) о прекращении Францией военных действий против Турции и о признании ею анкарского правительства.

Но самой важной внешнеполитической задачей К. считал в этот период обеспечение дружественных отношений с Советской Россией. Ещё в 1919 на Эрзерумском конгрессе он приводил в качестве примера, достойного подражания, антиимпериалистическую борьбу «русского народа, который, видя, что его национальной независимости угрожает опасность и что со всех сторон на него надвигается иностранное нашествие, единодушно поднялся против этих попыток мирового господства». 26. IV 1920, через три дня после открытия Великого национального собрания в Анкаре, К. отправил в Москву на имя В. И. Ленина письмо, в котором предложил установить между обеими странами дипломатические отношения и просил оказать Турции помощь в её борьбе против империализма. Когда на одном из заседаний Великого национального собрания, летом 1920, реакционные депутаты внесли запрос о характере отношений между анкарским правительством и «большевиками», К. ответил: «Это мы сами искали большевиков, и мы их нашли… Сношения с Советской республикой официально установлены». Осенью того же года К. в телеграмме, посланной Советскому правительству, писал: «Мне доставляет величайшее удовольствие сообщить вам о чувстве восхищения, испытываемом турецким народом по отношению к русскому народу, который, не удовлетворившись тем, что разбил свои собственные цепи, ведёт уже более двух лет беспримерную борьбу за освобождение всего мира и с энтузиазмом переносит неслыханные страдания ради того, чтобы навсегда исчезло угнетение с лица земли». Через год, выступая в Великом национальном собрании с сообщением о победе на р. Сакарья, К. заявил: «Мы с Россией — друзья. Ибо Россия раньше, чем кто-либо иной, признала наши национальные права и проявила к ним уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда Россия может быть уверена в дружбе Турции».

С окончанием национальной войны внешняя политика Турции стала терять антиимпериалистический характер, а затем и вовсе утратила его. По мере развития этого процесса изменялась и дипломатия К. Во время Лозаннской конференции 1922-23 К. дал турецкой делегации директиву: «добиться полного признания в широкой и удовлетворяющей нас форме нашей независимости и наших прав в вопросах финансовых, политических, экономических, административных и других». Но одновременно, надеясь получить поддержку от Англии в финансовых и экономических вопросах (в которых была заинтересована больше всего Франция) и добиваясь быстрого подписания мирного договора с целью скорейшей эвакуации иностранных войск из Стамбула, К. пошёл на существенные отступления от прежних принципов: он согласился на установление невыгодного для Турции и других черноморских стран режима проливов (см.), дал согласие на отсрочку решения мосульского вопроса и пр. В дальнейшем изменения внешнеполитической линии К. проявились в дипломатических комбинациях, проводившихся Арасом (см.), и в некоторых выступлениях самого К., свидетельствовавших о постепенном сближении Турции с империалистическими державами.

Тем не менее свои основные взгляды на внешнюю политику Турции К. сохранил до конца своей жизни. Подчёркивая разницу между национальным турецким государством и бывшей Оттоманской империей, он в 1931 заявлял: «Нынешние балканские государства, включая Турцию, обязаны своим рождением историческому факту последовательного расчленения Оттоманской империи, в конце концов погребённой в могиле истории». Выступая против развивающихся агрессивных тенденций гитлеровской Германии, К. в 1935 заявил в интервью, данном американскому журналисту: «Некоторые лицемерные руководители превратились в агентов агрессии. Они обманули народы, которыми управляют, извратив национальные идеи и традиции…» В 1937 К. опубликовал предупреждение по адресу фашистских агрессоров, указав, что, «кто нападёт на балканские границы, тот обожжётся». Он подчёркивал необходимость обеспечения коллективной безопасности и высказывался против нейтралитета в его прежнем значении, т. е. против одинакового отношения к агрессору и к жертве агрессии.

Дружбу с Советским Союзом К. считал необходимой гарантией независимости Турции. В ежегодных президентских речах (при открытии сессии Великого национального собрания) он уделял отношениям с СССР видное место. Эти отношения он неизменно характеризовал как важнейший элемент турецкой внешней политики. Будучи главой государства, К. не посещал иностранных миссий, но делал из этого правила единственное исключение для советского посольства.

В одном из своих, самых последних по времени, парламентских выступлений, в ноябре 1936, отмечая, что согласно конвенции, подписанной в Монтре (см.), «отныне воспрещён проход через проливы кораблям какой бы то ни было воюющей державы», К. подчёркивал «с исключительным удовлетворением», что между Турцией и её «великим морским и сухопутным соседом» существует и продолжает нормально развиваться искренняя дружба, «доказавшая уже на протяжении 15 лет свои достоинства».

Даже в самые последние дни своей жизни К. указывал, в виде политического завета своим будущим преемникам, на необходимость сохранения и развития дружбы с СССР.

После смерти К., при новом президенте Инёню (см.) и его министрах Сараджоглу, Менемеджиоглу (см.) и др., внешняя политика Турции, отойдя от принципов К., пошла по реакционному и антинациональному пути.

Литература: Ata türk’ün söylev ve demecleri. Istanbul. 1945. 398 s. — Nutuk, Gazi Mustafa Kemal tarafindan. Gilt 1-317 s., eilt 11-345 s., cilt III-348 s. Istanbul. 1934. (Русское издание: Мустафа Кемаль. Путь новой Турции. Т. 1-480 с, т. II-416 с, т. III-488 с., т. IV- 571 с. М. 1929-1934). Atatürk 1880-1938. Ankara. 1939. 64 s. — Mельник, А. Турция. M. 1937. 218 с.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *