«75 лет «Катюше»: первой нашей системе залпового огня»

За день до начала Великой Отечественной войны на вооружение армии была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, прародительница всех нынешних реактивных систем залпового огня.

75 лет назад, 21 июня 1941 г., за день до начала Великой Отечественной войны, на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 («боевая машина 13»), впоследствии получившая название «Катюша».

БМ-13 стала одной из первых в мире современных систем залпового огня. Она предназначалась для уничтожения массированными залпами скопления живой силы и техники противника на большой площади.

В августе 1941 г. установка БМ-13 получила народное прозвище «Катюша» — по названию одноименной песни Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского.

Но существуют и другие версии происхождения неофициального названия:

  • По одной — это имя БМ-13 дали бойцы батареи Флерова в ответ на восхищение «Вот это песня!» одного из свидетелей ракетного пуска.
  • По другим версиям — название было дано по индексу «К» (от завода «Коминтерн»).

В немецких войсках «Катюши» обычно называли «Сталинскими органами» из-за характерного воя снарядов, напоминавших органное звучание.

Рождение «Катюши»

  • Работу по созданию артиллерийских ракетных снарядов в Российской империи в конце XIX века начал Николай Тихомиров. В 1921 г. по его инициативе в Москве была основано Газодинамическая лаборатория, которая занялась разработкой боевых ракет. В 1927 г. лаборатория была перебазирована в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург).
  • После смерти Николая Тихомирова в 1930 г. разработку ракетного оружия в СССР возглавляли Борис Петропавловский, Владимир Артемьев, Георгий Лангемак (расстрелян в 1938 г.), Борис Слонимер, Иван Клейменов (расстрелян в 1938 г.), Иван Гвай и др.
  • В 1933 г. Газодинамическая лаборатория вошла в состав новообразованного Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ или НИИ-3, Москва). Первоначально институт специализировался на производстве реактивных ракет авиационного базирования.
  • В 1937-1938 гг. началось проектирование многозарядной системы залпового ракетного пуска наземного базирования. Для использования на ней были выбраны неуправляемые осколочно-фугасные боеприпасы РС-132 («реактивный снаряд калибром 132 мм»), разработанные в РНИИ под руководством инженера Леонида Шварца.
  • К марту 1941 г. были собраны первые образцы новой ракетной установки, которые в июне смонтировали на базе шестиколесного грузового автомобиля ЗИС-6. В доработке системы, первоначально носившей название МУ-2 («механизированная установка 2»), участвовало конструкторское бюро завода «Компрессор» (Москва).
  • После успешных испытаний, 21 июня 1941 г. БМ-13 был принят на вооружение, началось формирование первых батарей.

Состав «Катюши»

  • Пусковая установка БМ-13 представляла собой восемь открытых направляющих рельсов, связанных трубчатыми лонжеронами.
  • На каждом из рельсов попарно сверху и снизу устанавливались по два реактивных снаряда РС-132.
  • Направляющие пусковой установки монтировались вдоль автомобиля, который для устойчивости перед стрельбой выпускал домкраты. При наведении на цель можно было менять угол возвышения (до 45 градусов) и азимут подъемной стрелы с направляющей.
  • Залп производился из кабины автомобиля или с помощью выносного пульта.
  • Первоначально системы БМ-13 устанавливались на грузовик ЗИС-6. Но впоследствии для этой цели чаще всего использовался полноприводный трехосный американский автомобиль Studebaker US6 («Студебейкер»), поставлявшийся в СССР по ленд-лизу, и советский грузовик ЗИС-151 (после войны).

Характеристики «Катюши»

Система БМ-13 позволяла осуществлять залп всем зарядом (16 ракет) за 7-10 секунд. Существовали модификации с увеличенным числом направляющих и другими версиями ракет.

  • Дальнобойность — 8 тыс. 470 м.
  • Вес боевой части (для РС-132) — 5,5 кг тротила.
  • Время перезарядки — 3-5 мин.
  • Вес боевой машины с пусковой установкой (на шасси ЗИС-6) — 6,2 т.
  • Боевой расчет — 5-7 человек.

Боевое применение и его особенности

  • Первое боевое применение БМ-13 состоялось 14 июля 1941 г. в ходе Великой Отечественной войны близ железнодорожной станции г. Орша (ныне Белоруссия). Батарея под командованием капитана Ивана Флерова залповым огнем уничтожила скопление немецкой боевой техники на оршинском железнодорожном узле.
  • В отличие от обычной полковой и дивизионной артиллерии, реактивные системы залпового огня имели меньшую точность, также им требовалось значительно больше времени на перезарядку.
  • Вместе с тем, массированность залпа (в составе батареи обычно имелось от 4 до 9 машин) позволяла поражать живую силу и технику противника на большой площади. После выпуска ракет батарея могла в течение минуты сняться с места, что затрудняло ответный огонь.
  • Благодаря высокой эффективности применения и простоте в производстве уже к осени 1941 г. БМ-13 широко применялась на фронте, системы оказали значительное влияние на ход боевых действий. В ходе войны было потеряно порядка 4 тыс. выпущенных БМ-13.
  • Помимо Великой Отечественной войны БМ-13 применялись в ходе конфликтов в Корее (1950-1953) и Афганистане (1979-1989).

Другие похожие системы

  • БМ-13 был лишь одним из видов боевых машин реактивной артиллерии, выпускавшейся советской промышленностью в годы Великой Отечественной войны.
  • «Катюшами» назывались системы БМ-8-24 на базе самоходных установок легких танков Т-40 и Т-60 (выпускались с августа 1941 г., использовали ракеты калибром 82 мм) и БМ-31 с использованием более мощных снарядов калибром 300 мм (выпускались с 1944 г.).

Системы БМ-13 выпускались на заводах «Компрессор» (Москва), «Уралэлектромашина» (поселок Малый Исток Свердловской обл., ныне — «Уралэлектротяжмаш», Екатеринбург) и «Коминтерн» (Воронеж). Сняты с производства в октябре 1946 г., всего было изготовлено порядка 7 тыс. установок этого типа.

21 июня 1991 г. указом президента СССР Михаила Горбачева за заслуги в создании реактивного оружия Николаю Тихомирову, Ивану Клейменову, Георгию Лангемаку, Василию Лужину, Борису Петропавловскому и Борису Слонимеру были посмертно присвоены звания Героев Социалистического Труда.

Материал подготовлен по данным ТАСС-ДОСЬЕ.

sdelanounas.ru

реактивная система залпового огня Катюша

Рождение «катюши»

В СССР было принято говорить, что «катюшу» создал не какой-то отдельный конструктор, а советский народ. Над разработкой боевых машин действительно трудились лучшие умы страны. К созданию реактивных снарядов на бездымном порохе в 1921 году приступили сотрудники ленинградской Газодинамической лаборатории Н. Тихомиров и В. Артемьев. В 1922 году Артемьева обвинили в шпионаже и в следующем году отправили отбывать срок на Соловки, в 1925 году он вернулся обратно в лабораторию.

В 1937 году реактивные снаряды РС-82, которые разрабатывали Артемьев, Тихомиров и присоединившийся к ним Г. Лангемак, были приняты на вооружение Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота. В том же году в связи с делом Тухачевского все, кто работал над новыми видами вооружений, подверглись «чистке» со стороны органов НКВД. Лангемака арестовали как немецкого шпиона и в 1938 году расстреляли. Летом 1939 года разработанные при его участии авиационные реактивные снаряды были успешно применены в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол.

С 1939 по 1941 гг. сотрудники московского Реактивного научно-исследовательского института И. Гвай, Н. Галковский, А. Павленко, А. Попов работали над созданием самоходной многозарядной установки реактивного огня. 17 июня 1941 года она приняла участие в демонстрации новейших образцов артиллерийского вооружения. На испытаниях присутствовали нарком обороны Семён Тимошенко, его заместитель Григорий Кулик и начальник Генерального штаба Георгий Жуков.

Самоходные установки реактивного огня показывали последними, и сперва грузовики с закреплёнными сверху железными направляющими никакого впечатления на уставших представителей комиссии не произвели. Но сам залп запомнился им надолго: по свидетельствам очевидцев, военачальники, увидев поднявшийся столб пламени, на некоторое время впали в ступор. Первым в себя пришёл Тимошенко, он в резкой форме обратился к своему заму: «Почему о наличии такого оружия молчали и не докладывали?». Кулик пытался оправдаться тем, что эта артсистема просто до недавнего времени была не до конца доработана. 21 июня 1941 года, буквально за несколько часов до начала войны, Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин после осмотра реактивных миномётов принял решение о развёртывании их серийного производства.

fishki.net

Система залпового огня БМ-31 «Андрюша».


Все мы знаем про легендарную «Катюшу», реактивную систему залпового огня БМ-13, но вот многие ли слышали о её младшем брате «Андрюше», превосходящего свою сестру по боевой мощи? Я и сам на днях совершенно случайно узнал об этой установке, покопался в сети и теперь предлагаю вам прочитать найденный мною материал.

(Статья с сайта Технического музея им. К.Г.Сахарова, г. Тольятти)

Когда во второй половине 1943 года немецкая армия практически на всем советско-германском фронте перешла к тщательно оборудованной, сильно насыщенной огневыми средствами и глубоко эшелонированной обороне, мощи знаменитых советских «катюш» для разрушения оборонительных сооружений стало не хватать, и тогда были предприняты срочные меры для создания многозарядной самоходной пусковой установки под имеющиеся 300-мм фугасные снаряды. В 1944 году на фронте появились бригады, а затем и дивизии, оснащенные 300 — миллиметровыми снарядами, обладавшими огромной разрушительной силой. Такая установка получила обозначение БМ-31-12, а по аналогии с «катюшей» ее прозвали «Андрюшей». Так у «Катюши» появился младший брат «Андрюша», по своей мощи в разы превосходивший свою старшую сестру. Без него не обходилось ни одно наше крупное наступление. Её отличительною особенностью было возможность стрелять не только из укрытий, но и из самой машины. Машину можно было и не устанавливать на домкраты, отдача была смягчена. Устройство самой установки так же значительно отличалось от своей предшественницы. Пакет с 12 направляющими установлен на ферме, обеспечивающей горизонтальное и вертикальное наведение боевой машины при помощи поворотного и подъемного механизмов. Направляющие сотового типа, являлись как бы стволами орудий, обеспечивают направление полета реактивных снарядов. Танки, прямые попадания этими снарядами выдерживают, но вот в огне от взрывов сгорают даже «Ягдтигры» и «Фердинанды».

К маю 1945 года, гвардейские минометные части, как род войск Красной Армии, имели в своем составе 7 дивизий, 11 отдельных бригад, 114 отдельных полков, 38 отдельных дивизионов, в которых насчитывалось свыше 3000 боевых машин всех типов (БМ-8, БМ-13, БМ-31-12).

Реактивная артиллерия в 1944 и 1945 годах являлась обязательным ог­невым средством при прорыве обороны противника. Если в 1944 году плотность реак­тивной артиллерии составляла 8 — 12 боевых машин на 1 км фронта прорыва, то в 1945 году — 15 — 20 боевых машин, а расход снарядов в залпах гвардейских минометов возрос на 40 — 50 процентов.

Вот один из примеров действий гвардейских минометов в поверженном Бер­лине в мае 1945 года. На пути наступающих войск, встал “дом полиции”, превра­щенный нацистами в укрепленный узел сопротивления. Немцы из него вели огонь из автоматов, пулеметов и “фаустпатронов”. Тогда пехотные командиры обрати­лись за помощью к командирам батарей реактивной артиллерии. Боевая установка БМ-31 гвардии сержанта Вагазова стремительно выскакивает со двора и мчится по загроможденной щебнем улице. Примерно в 100 метрах от дома останавливает­ся, расчет наводит раму боевой машины для стрельбы прямой наводкой, и сержант Вагазов дает оглушительный разящий залп по этому дому. Фашисты уничтожены — путь пехоте открыт. Солдаты пехоты с восторгом и восхищением наблюдали этот стремительный ураганный удар по укрепленному узлу. Таких примеров при штурме Берлина были сотни, и они всегда давали только положительный резуль­тат. Это было грозное оружие, и оно внесло существенный вклад в победу над фашистской Германией.

Всего за время войны в войска поступило 1800 единиц БМ-31-12, из них всего 100 единиц были потеряны.

Существенным достижением специалистов СКБ завода “Компрессор” явилось создание в марте 1944 года 12-зарядной боевой машины с метательной установкой, смонтированной на модифицированном шасси грузового автомобиля Studebaker, предназначенной для пуска неуправляемых реактивных снарядов М-31 калибра 300 мм. Она получила обозначение БМ-31-12.

Отличительной особенностью  БМ-31-12 был пуск неуправляемых реактивных снарядов не из транспортной укупорки, а из специально разработанного сварного пакета – так называемых сотовых направляющих.  В конструкции пусковой установки были заложены новые технические решения для осуществления пуска: блокировка и стопорение неуправляемого реактивного снаряда в направляющей, принципиально новое электрооборудование и другие. Все это позволило резко повысить боевые и эксплуатационные качества установки.Для стопорения снаряда на направляющей при движении боевой машины было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решеток с тарелями и натяжными устройствами для закрепления снаряда со стороны среза сопла и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решетки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Одновременно это устройство служило блокировкой, исключающей самопроизвольный запуск снаряда в походном положении.

Испытания БМ-31-12 с сотовыми направляющими с целью определения боевой эффективности, прочности, устойчивости при стрельбе и в походном положении, удобства заряжания и обслуживания, правильности размещения отдельных узлов и механизмов проводились в апреле–мае 1944 года и показали ее высокие технические характеристики. В отчете полигона, в частности, отмечалось, что стрельба из БМ-31-12 снарядами М-31 возможна и безопасна как при нахождении стреляющего в кабине, так и вне ее. БМ-31-12 устойчива не только при опущенных домкратах, но и при поднятых.

Создание 12-зарядной БМ-31-12 с сотовыми направляющими явилось важным вкладом в развитие техники пуска ракет, ибо ранее не существовало подобной установки для пуска неуправляемых реактивных снарядов такого большого калибра. Ее создание привело к существенному повышению эффективности использования ракетного оружия. По сравнению с пусковыми станками увеличилась мобильность, улучшилась кучность стрельбы, стало возможным вести стрельбу в большом диапазоне углов возвышения (от +10º до 45º).

                                                                                                                                                                                  Статья в полном объёме.

В годы войны установка монтировалась на шасси Studebaker US-6, а после — на модифицированное шасси ЗиС-151. Именно ЗиС и является экспонатом в Толяттинском музее.

den-176.livejournal.com

Главная тайна миномёта «Катюша»: версии и факты

«Катюша» — так фронтовики называли реактивные миномёты БМ-8 (13 и 31) — первые системы залпового огня (СЗО), взятые на вооружение в СССР. До сих пор историки пытаются понять, почему орудие, которого смертельно боялись фашисты, обрело милое девичье имя.

Версия первая.  Самой романтичной считается история про лихую партизанку Катю, на счету которой было немало убитых фашистов. Но никаких других сведений о существовании девушки-снайпера не найдено.

Версия вторая.  Напрашивается само собой, что миномёт был назван «по мотивам» широко известной песни Матвея Блантера «Катюша», написанной в 1938 году. В пользу этой версии существует много аргументов.

Вспомним слова песни:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой.

Так вот, первая батарея «Катюш» стреляла по площади посёлка Рудня прямой наводкой действительно с холма («высокого крутого берега»). Затем, якобы услышав мелодичные звуки при запуске реактивных мин и оценив их мощь, очевидец воскликнул: «Вот так песенка!». И кто-то ему ответил: «Да, прямо, как «Катюша»!». Версию подтверждает и то, что в целях секретности, при управлении огнём БМ-8, не разрешалось употреблять команды «Огонь!» и «Залп!». Их заменяли на «Пой!» или «Играй!».

Версия третья. Довольно достоверно следующее предположение. В службах полигонов, где «обкатывали» оружие, боезаряды для систем залпового огня сокращенно называли КАТ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Костикова артиллерийские термические», где Костиков – фамилия одного из руководителей инженеров проекта. Отсюда недалеко и до «КАТюши», тем более что артиллеристы часто давали орудиям ласковые прозвища. (Так, гаубица М-30 звалась «Матушкой», а пушка МЛ-20 – «Емелькой».)

Версия четвёртая.  Иногда прозвище связывают с буквой «К» на корпусе орудия, что означало «завод Коминтерна».

«Катюши» в бою. Источник: wikimedia.org

Повторить не удалось

У немцев в 1941 году уже были на вооружении реактивные миномёты. Именно их вместе с фугасными и надкалиберными 32-см зажигательными снарядами вермахт применил уже 22 июня 1941 года под Брестом. Наша «Катюша» появилась чуть позже. Командование решило ввести в бой экспериментальные образцы, а уже потом, опробовав их в бою, налаживать массовый выпуск.

И хотя первенство по времени — на стороне немцев, но мощь нашего оружия оказалась намного сильнее. «Катюши» буквально приводили немецкую армию в состояние ужаса и паники. Поэтому немцы с самого первого дня разрабатывали планы захвата БМ-8 и боеприпасов, что называется, «в плен». Цель немцев была проста: добыть «Катюшу», посмотреть, как она устроена, и скопировать ее. Несмотря на строжайшую секретность, смену дислокации после каждого боя и встроенную систему самоподрыва, одна из СЗО поздней осенью 41-го года все-таки попал в засаду.

Только тогда фашисты узнали, что «Катюша» – орудие залпового огня, и выстреливает сразу 16-ю (а в усовершенствованных моделях и 24-мя) реактивными минами. В то время как реактивные немецкие «Nebelwerfer» были шестиствольными, и их боеприпасы имели несколько другой принцип действия.

Казалось бы, противнику осталось только повторить конструкцию захваченной «Катюши», и советские войска лишились бы преимущества в этом виде вооружения. Но не тут-то было.

Мемориальный комплекс «Катюша» в Орше, недалеко от места одного из первых её боевых применений. Макет БМ-13 собран с использованием оригинальных деталей гвардейского миномёта и настоящего грузовика ЗиС-6. Источник: ru.wikipedia.org

Скопировать саму «Катюшу» ещё было относительно возможно. Но вот с выпуском аналогов реактивных снарядов возникли трудности. Немецкие мины вели себя совершенно непредсказуемо: порох отказывался стабильно гореть, и мины либо сходили с направляющих и вскоре падали на землю, либо начинали вращаться и взрывались, ещё находясь в воздухе.

Немцы не могли предположить, что боеприпасы для «катюш» более 10 лет разрабатывались в крупных исследовательских советских институтах и представляли собой инновационные боезаряды с особыми свойствами. Оригинальным было и устройство подрыва. Заряды подрывались сразу с двух сторон, а значит, имели и две волны детонации. Когда волны встречались друг с другом, резко возрастало давление, благодаря чему остатки корпуса боезаряда очень сильно нагревались. Высокая температура, доходящая до 800 градусов, наделяла осколки значительным зажигательным действием. Огневая мощь при этом была настолько высока, что в немецкой армии родилась легенда об использовании в «Катюше» неких фантастических «термитных зарядов».

«Катюша» в кино и компьютерных играх

«Катюши» сразу стали символом мощи Советской армии. Поначалу они попали в кинохронику. А потом — и в художественные ленты.

Наверное, самым первым художественным фильмом, в котором реактивные миномёты были показаны во всех ракурсах, включая крупный план, был «Женя, Женечка и «Катюша». (1967 год, режиссер Владимир Мотыль).

Полюбоваться на «Катюшу» можно было в фильмах «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, и «Освобождение» Юрия Озерова. Уже в наши годы о легендарном орудии снят сериал «Привет от Катюши».

Не обошли вниманием БМ-8 и БМ-13 и создатели компьютерных игр. Пострелять из «Катюши» сегодня можно в стратегиях: Company of Heroes 2, Блицкриг II, War Front, Turning Point. Любители ММО могут стать экипажем реактивного миномёта (СЗО) в игре War Thunder. А те, кому по душе шутеры, могут почувствовать огневую мощь первой в стране СЗО в игре Battlefield 1942.

www.eg.ru

Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 «Катюша» » Военные материалы

Знаменитая «катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой. Первые образцы реактивных снарядов, запускаемых с передвижного носителя (машины на базе грузового автомобиля «ЗИС-5»), испытывали на советских полигонах с конца 1938 г. 21 июня 1941 года их продемонстрировали руководителям Советского правительства, и буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки, получившей официальное название «БМ-13».

Это было воистину оружие небывалой силы — дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва — полутора тысяч градусов. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «катюш» строжайше выдерживали правило — попасть в руки врага им было нельзя. На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. От тех легендарных установок идет, по сути, вся история российской ракетной техники. А реактивные снаряды для «катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев.

Он родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И. Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники.

После войны В. А. Артемьев, будучи главным конструктором ряда научно-исследовательских и проектных институтов, создавал новые образцы ракетных снарядов, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, являлся лауреатом Сталинских премий. Умер 11 сентября 1962 г. в Москве. Его имя есть на карте Луны: в память о создателе «катюши» назван один из кратеров на ее поверхности.

«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.
После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.

В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13). Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.

Состав

В состав БМ-13″Катюша» входят следующие боевые средства:

Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1) ;
Реактивные снаряды .

Реактивный снаряд М-13:

Снаряд М-13 состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращения вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда. Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности). Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии.

Пусковая установка РСЗО»Катюша»:

К снаряду разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант — МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 — имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 (см. схему) на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой». В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась аналогично МУ-1. Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка МУ-2 имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.
Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.
Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль «Студебеккер US 6х6», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.

Испытания и эксплуатация

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Первые установки для стрельбы М-13 имели индекс БМ-13-16 и монтировались на шасси автомобиля ЗИС-6. На этом же шасси монтировали и 82-мм пусковую установку БМ-8-36. Автомобилей ЗИС-6 было всего несколько сотен, а в начале 1942 года выпуск их прекратили.
Пусковые установки ракет М-8 и М-13 в 1941–1942 годах монтировали на чем угодно. Так, шесть направляющих снарядов М-8 устанавливали на станки от пулемета «Максим», 12 направляющих М-8 – на мотоцикле, санях и аэросанях (М-8 и М-13), танках Т-40 и Т-60, бронированных железнодорожных платформах (БМ-8-48, БМ-8-72, БМ-13-16), речных и морских катерах и т.д. Но в основном пусковые установки в 1942–1944 годах монтировались на автомобилях, полученных по ленд-лизу: «Остин», «Додж», «Форд-Мармон», «Бедфорд» и т.д. За 5 лет войны из 3374 использованных под боевые машины шасси на ЗИС-6 приходится 372 (11%), на «Студебеккер» – 1845 (54,7%), на остальные 17 типов шасси (кроме «Виллиса» с горными пусковыми установками) – 1157 (34,3%). Наконец, было решено стандартизировать боевые машины на базе автомобиля «Студебеккер». В апреле 1943 года такую систему приняли на вооружение под индексом БМ-13Н (нормализованная). В марте 1944 года принимается самоходная пусковая установка для М-13 на шасси «Студебеккера» БМ-31-12.
Но в послевоенные годы о «Студебеккерах» велено было забыть, хотя боевые машины на его шасси состояли на вооружении до начала 1960-х годов. В секретных наставлениях «Студебеккер» именовался «машиной повышенной проходимости». На многочисленных постаментах вознеслись «Катюши»-мутанты на шасси ЗИС-5 или автомобилей послевоенных типов, которые упорно выдаются за подлинные боевые реликвии, но подлинная БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 сохранилась только в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге.

Как известно, немцы еще в 1941 году захватили несколько пусковых установок и сотни снарядов 132-мм М-13 и 82-мм М-8. Командование вермахта считало, что их турбореактивные снаряды и трубчатые пусковые установки с направляющими револьверного типа лучше советских снарядов с крыльевой стабилизацией. А вот СС занялось М-8 и М-13 и приказало фирме «Шкода» их скопировать.
В 1942 году на базе 82-мм советского снаряда М-8 в Зброевке были созданы реактивные снаряды 8 cm R.Sprgr. Фактически это был новый снаряд, а не копия М-8, хотя внешне германский снаряд был очень похож на М-8.
В отличие от советского снаряда перья стабилизатора были поставлены косо под углом 1,5 градуса к продольной оси. За счет этого происходило вращение снаряда в полете. Скорость вращения была во много раз меньше, чем у турбореактивного снаряда, и не играла никакой роли в стабилизации снаряда, но зато устраняла эксцентриситет тяги односоплового ракетного двигателя. А ведь эксцентриситет, то есть смещение вектора тяги двигателя из-за неравномерного горения пороха в шашках, и был основной причиной низкой кучности советских ракет типа М-8 и М-13.
На базе советских М-13 фирма «Шкода» создала для СС и люфтваффе целый ряд 15-см ракет с косопоставленными крыльями, но они выпускались малыми сериями. Наши войска захватили несколько образцов германских 8-см снарядов, и наши конструкторы на их базе сделали собственные образцы. Ракеты М-13 и М-31 с косопоставленным оперением были приняты на вооружение Красной Армии в 1944 году, им присвоили специальные баллистические индексы – ТС-46 и ТС-47.

Апофеозом боевого применения «Катюши» стал штурм Берлина. Всего к участию в Берлинской операции привлекалось более 44 тысяч орудий и минометов, а также 1785 пусковых станков М-30 и М-31, 1620 боевых машин реактивной артиллерии (219 дивизионов). В боях за Берлин части реактивной артиллерии использовали богатый опыт, приобретенный ими в боях за Познань, который заключался в стрельбе прямой наводкой одиночными снарядами М-31, М-20 и даже М-13.
На первый взгляд такой способ ведения огня может показаться примитивным, но результаты его оказались весьма значительными. Стрельба одиночными реактивными снарядами в ходе боев в таком огромном городе, как Берлин, нашла самое широкое применение.
Для ведения такого огня в гвардейских минометных частях создавались штурмовые группы примерно следующего состава: офицер – командир группы, электротехник, 25 сержантов и солдат для штурмовой группы М-31 и 8–10 – для штурмовой группы М-13.
О напряженности боев и об огневых задачах, выполненных реактивной артиллерией в боях за Берлин, можно судить по количеству реактивных снарядов, израсходованных в этих боях. В полосе наступления 3-й ударной армии было израсходовано: снарядов М-13 – 6270; снарядов М-31 – 3674; снарядов М-20 – 600; снарядов М-8 – 1878.
Из этого количества штурмовыми группами реактивной артиллерии было израсходовано: снарядов М-8 – 1638; снарядов М-13 – 3353; снарядов М-20 – 191; снарядов М-31 – 479.
Этими группами в Берлине было уничтожено 120 зданий, являвшихся сильными очагами сопротивления противника, разбито три 75-мм орудия, подавлены десятки огневых точек, убито свыше 1000 солдат и офицеров противника.

warfiles.ru

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 «Катюша»). / Оружие / magSpace.ru

Знаменитая «катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой. Первые образцы реактивных снарядов, запускаемых с передвижного носителя (машины на базе грузового автомобиля «ЗИС-5»), испытывали на советских полигонах с конца 1938 г. 21 июня 1941 года их продемонстрировали руководителям Советского правительства, и буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки, получившей официальное название «БМ-13».

Это было воистину оружие небывалой силы — дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва — полутора тысяч градусов. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «катюш» строжайше выдерживали правило — попасть в руки врага им было нельзя. На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. От тех легендарных установок идет, по сути, вся история российской ракетной техники. А реактивные снаряды для «катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев.

Он родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И. Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники. 

После войны В. А. Артемьев, будучи главным конструктором ряда научно-исследовательских и проектных институтов, создавал новые образцы ракетных снарядов, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, являлся лауреатом Сталинских премий. Умер 11 сентября 1962 г. в Москве. Его имя есть на карте Луны: в память о создателе «катюши» назван один из кратеров на ее поверхности.

«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны. 

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года. 

 

В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).

 

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными. 

Состав

В состав БМ-13″Катюша» входят следующие боевые средства:

 Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1) ;

 Реактивные снаряды . 

Реактивный снаряд М-13:

Снаряд М-13 (см. схему) состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращения вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда. Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности). Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии.

Пусковая установка РСЗО»Катюша»: 

К снаряду разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант — МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 — имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 (см. схему) на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой». В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась аналогично МУ-1. Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка МУ-2 имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

 

 Пусковая установка БМ-13 «Катюша» на шасси Studebaker (6×4)

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль «Студебеккер US 6х6», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны. 

Испытания и эксплуатация

Первое появление в Великой Отечественной войне ракетных установок БМ-13, прозванных впоследствии «катюшами», оказалось для немцев большой  неожиданностью. Ворвавшиеся в Советский Союз войска гитлеровской Германии получили много неожиданных и неприятных сюрпризов. Первым было стойкое сопротивление советских солдат. Никто не отрицает, что в первые недели войны в плен попали сотни тысяч наших солдат и офицеров. Но, а кто станет отрицать, к примеру, упорное сопротивление пограничных застав. На их уничтожение Гитлер дал всего 30 минут  – а они сражались по нескольку суток, недель, а Брестская крепость сопротивлялась целый месяц, приковав к себе одну из гитлеровских дивизий.  Новым сюрпризом было появление перед немцами танков  Т-34 и КВ. Никто из немецкого командования не ожидал, что в  лапотной  России смогут построить настолько передовые научно-технические образцы, на которые была способна военная техника того времени. Очередной же неприятный сюрприз ожидал гитлеровцев в середине июля 1941 года.

Получив телеграмму от Верховного главнокомандующего, предписывающую испытать эрэсовскую батарею, генерал А. Еременко был в недоумении, которое затем  переросло в бурный восторг. «Работу» этой батареи стоило увидеть. 14 июля 1941 года в 15часов 15 минут ею был обстрелян железнодорожный узел Орша. 112 ракет, за несколько секунд до этого сошедшие с направляющих, понесли «привет»  «дружественным» войскам противника, скопившимся на станции. На железнодорожных путях, которые были забиты немецкими эшелонами, забушевал огненный смерч. Артиллерия и авиация немцев тут же направили свой огонь в район позиций батареи. Однако «катюши» были уже далеко.

На следующий день батарея РС (реактивных снарядов) под командованием капитана Флерова совершила быстрый бросок к городу Рудня, где оборонялись обескровленные советские части. Зная об этом, немецкое командование  решило, что для преодоления их сопротивления достаточно небольшого авангарда.  Основные же силы  были построены в походные колонны с целью вывода их на магистраль между Смоленском и Ярцевым. На этих-то колоннах и продолжили «тренироваться» артиллеристы капитана Флерова. По ним было выпущено 336 тяжелых снарядов. Немцы, после такого удара, два дня вывозили своих убитых и раненых. 

 

Уже в конце июля 1941 года на Западный фронт были доставлены еще две батареи РС, а в течение августа месяца и второй половины сентября еще пять батарей. И уже не только генерал Еременко испытывал восторг, наблюдая за «работой» нового оружия. Внезапное появление и оглушающая мощь огневых валов деморализовывала  вражеские войска. Удары  «катюш» иногда до такой степени «размягчали» немецкую оборону, что советская пехота не встречала никакого сопротивления во время последующей атаки. Известны случаи, когда гитлеровцы, обезумев от пережитого, бежали по направлению  расположения советских войск. В ежевечерней молитве немецкие солдаты молили бога избавить их от ударов «катюш». Высоко оценивали действие реактивной артиллерии также генерал армии Г. К. Жуков, будущий великий полководец,  генерал-полковник артиллерии Н. Воронов, а также генерал-майор артиллерии И.Камера.

Кроме грузовых автомобилей, «катюшами»  также оснащали водный транспорт — бронекатера и специализированные суда для поддержки высадки морского десанта. Такие установки, предназначенные уже  для пуска более тяжелых, 82-мм снарядов, установили на бронекатерах Волжской флотилии,   сыгравшей в свое время большую роль во время Сталинградской битвы.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Военная промышленность Советского Союза продолжала наращивать выпуск «катюш» на продолжении всей войны. Если  в августе 1941 года по директиве немецкого командования требовалось сразу же докладывать о  появлении реактивных установок, то в апреле 1945 года выполнить ее было уже просто немыслимо. К началу битвы за Берлин Красная Армия уже обладала 40 отдельными дивизионами, 105 полками, 40 бригадами и 7 дивизиями реактивной артиллерии. При штурме немецкой столицы они вели огонь со всех направлений. Немцы так ничего и не смогли противопоставить этому оружию. 

 

magspace.ru

Методическая разработка к занятию по теме: «Изготовление модели реактивной установки залпового огня

Реактивная система залпового огня «Катюша»

Советские реактивные системы залпового огня «Катюша» является не менее ярким символом Победы, чем танк Т-34. Это было крайне эффективное оружие, которое было способно не только поражать живую силу и технику противника, но также оказывало серьёзный психологический эффект. Один залп ракетной установки обрушивал на голову врага 16132-миллиметровых снарядов или 3282-миллиметровых. При этом все эти ракеты выпускались практически одновременно, за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали тяжёлые реактивные снаряды. При этом оглушительный вой, который поднимали ракеты во время полёта, буквально сводил с ума немецких солдат. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказать сопротивление. Так как были контужены, оглушены, совершенно психологически подавлены.

Немецкое командование старалось, во что бы то ни стало, уничтожить советские реактивные установки. После каждого залпа позиции накрывал артиллерийский огонь или бомбёжка. Однако к тому моменту «Катюши» там уже не оставалось – действовали дивизионы реактивной артиллерии буквально с колёс – выезжали на позиции, давали несколько залпов, и немедленно покидали это место.

Во время крупных наступлений советское командование старалось собрать на остриё главного удара как можно больше реактивных миномётов в дополнение к ствольной артиллерии. Таким образом организовывался так называемый «огневой вал» -перед штурмом глубоко эшелонированной обороны артиллеристы накрывали сначала окопы первой линии, затем переносили огонь на вторую, пока пехотинцы занимали уже «зачищенные « рубежи. Далее, если нужно, «огневой вал» продолжал катиться в тыл противника. Постепенно, когда гаубицы и пушки не могли поддержать пехоту за ними, были самоходки и «Катюши» — они всегда готовы были огнём своих ракет поддержать наступление.

«Катюша» — это наиболее эффективная и самая массовая машина подобного класса периода Второй мировой войны. Они принимали участие во всех значимых сражениях на Восточном фронте, расчищая дорогу пехотным соединениям. Первый залп «Катюш» прозвучал летом 41-го года, а через четыре года установки БМ-13 обстреливали осажденный Берлин.

Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них. Артиллерийские части, вооруженные установками БМ-13 считались элитными, сразу после формирования получали наименование гвардейских. Реактивные системы БМ-8, БМ-13 и другие официально назывались «гвардейскими минометами».

Первая батарея из семи опытных машин была сформирована уже на второй день войны. Собрав все имевшиеся в наличии реактивные снаряды — около четырех тысяч, батарею отправили на фронт. Именно эти семь машин и наделали переполох под Оршей.

Секретность была чрезвычайной. Командиру батареи капитану Ивану Флерову было приказано ни при каких обстоятельствах не оставлять технику врагу. В каждую машину заложили по 70 килограммов взрывчатки. «Катюши» должны были передвигаться только ночью, а для полной автономии ей придали специальную медицинскую, техническую и автозаправочную части. Охранял колонну особый взвод НКВД. Солдатам приказали стрелять даже в своих, лишь бы сохранить секретность оружия. В колонне оказались почти 150 автомашин и около 1000 человек. Через сутки, когда группа остановилась на Бородинском поле, Иван Флеров сообщил всем цель рейда: испытать новое оружие в бою. Тут же на поле все члены группы, включая медсестер, поклялись ни при каких обстоятельствах не допустить, чтобы «катюши» попали к немцам.

Оказавшись глубоко в тылу захваченной немцами советской территории, группа установок подошла к небольшой железнодорожной станции Орша. Когда разведчики сообщили, что станция забита неразгруженными эшелонами с немецкой техникой, Иван Флеров решил действовать. Семь установок и четыре машины со снарядами заняли позицию у небольшого лесочка, в пяти километрах от станции. В 15 часов 15 минут 112 снарядов оглушительным ревом разорвали небо над белорусским городком. Залп длился лишь восемь секунд, но этого времени хватило, чтобы станция была полностью охвачена пламенем. Даже советские разведчики, наблюдавшие за эффектом стрельбы с окраин станции, не могли прийти в себя и по возвращении к группе еще в течение получаса не могли толком доложить о результатах стрельбы. А они были ошеломляющими: сила взрывов переворачивала даже паровозы, а 10-тонные немецкие танки ударной волной швыряло, словно игрушечные кубики.

Эффект для находившихся там немецких войск, только что захвативших станцию Орша, оказался просто ошеломительным — им показалось, что накрыл чудовищный смерч, оставлявший после себя смерть и огонь. Хваленные гитлеровские вояки, победным маршем двигавшиеся вглубь советской территории, срывали с себя знаки отличия, бросали оружие и бежали в тыл — подальше от ужасного русского чудо-оружия. В то утро под Оршей немцы потеряли до батальона пехоты. В результате действий артиллеристов железнодорожный узел был практически стерт с лица земли, гитлеровцы понесли жестокие потери в людях и технике. За долгие десятилетия эта история стала почти каноничной.

Фашистское руководство сразу же начало охоту за русским чудо-оружием. Гитлер требовал как можно скорее оснастить свою армию подобными «автоматическими многоствольными огнеметными пушками».

«Катюши» успешно применялись до самого окончания Великой Отечественной войны, заслужив любовь и уважение советских солдат и офицеров и ненависть фашистов.

Реактивная артиллерия активно применялась в битве под Москвой, «Катюши» уничтожали врага под Сталинградом, их пытались использовать в качестве противотанкового оружия на Курской дуге. Для этого под передние колеса машины делали специальные углубления, таким образом «Катюша» могла вести огонь прямой наводкой. Однако применение БМ-13 против танков было менее эффективным, так как реактивный снаряд М-13 являлся фугасно-осколочным, а не бронебойным. Кроме того, «Катюша» никогда не отличалась высокой кучности стрельбы. Хотя, если такой снаряд попадал в танк, уничтожалось все навесное оборудование машины, башню часто заклинивало, а экипаж получал сильнейшую контузию.

Реактивные установки с большим успехом использовались до самой Победы, они принимали участие в штурме Берлина и других операциях завершающего этапа войны.

Кроме наиболее известной РСЗО БМ-13, существовала и реактивная установка БМ-8, которая использовала ракеты калибра 82 мм, со временем появились тяжелые реактивные системы, они использовали снаряды калибра 310 мм .Во время берлинской операции советские солдаты активно использовали опыт уличных боев, полученный ими во время взятия Познани и Кёнигсберга. Он заключался в стрельбе одиночными тяжелыми реактивными снарядами М-31, М-13 и М-20 прямой наводкой. Создавались особые штурмовые группы, в состав которых входил электротехник. Запуск ракеты производился с пулеметных станков, деревянных укупорок или просто с любой ровной поверхности. Попадание такого снаряда вполне могло развалить дом или гарантировано подавить огневую точку противника.

Однако на этом история БМ-13 не закончилась: в начале 60-х годов СССР поставлял эти установки в Афганистан, где они активно использовались правительственными войсками.

Основное достоинство реактивной установки Б-13 – это ее предельная простота как в производстве, так и в использовании. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования. Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек. Реактивный снаряд М-13 состоял из двух частей: боевой и реактивного порохового двигателя. Боевая часть, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, весьма напоминает БЧ обычного артиллерийского осколочно-фугасного снаряда.

Советская система была более простой и позволяла вести стрельбу на значительные дистанции. Позже на установках стали использовать спиральные направляющие, которые еще более увеличивали кучность.

Первые системы были созданы на базе автомобиля ЗиС-6, затем их чаще всего устанавливали на машинах, которые приходили по «ленд-лизу» (Студебеккеры).С началом поставок по «ленд-лизу» для создания реактивных установок использовались только иностранные машины. Кроме того, реактивные установки (со снарядов М-8) устанавливались на мотоциклы, аэросани, бронекатера. Направляющие устанавливались на железнодорожные платформы, танки Т-40, Т-60, КВ-1.

За годы войны было разработано несколько видов реактивных снарядов калибра 132 мм. Основными направлениями модернизации было повышение кучности стрельбы, увеличение дальности полета снаряда и его мощности.

Основным преимуществом реактивных установок было большое количество снарядов, которое они выпускали за один залп. Если по одной площади работали сразу несколько РСЗО, то разрушительный эффект увеличивался за счет интерференции ударных волн. Простота в использовании. «Катюши» отличались предельной простой конструкции, простыми были и прицельные приспособления этой установки. Низкая стоимость и простота в изготовлении. Во время войны производство реактивных установок было налажено на десятках заводов. Не представляло особых сложностей и производство боеприпасов для этих комплексов.

Женское имя Катюша вошло в историю России да и в мировую историю как название одного из самых страшных видов вооружения Второй мировой войны. В то же время ни один из видов оружия не был окружен такой завесой секретности и дезинформации.

Вскоре у «Катюши» объявился младший брат по имени «Лука». В мае 1942 года группа офицеров Главного управления вооружений разработала снаряд М-30, в котором к ракетному двигателю от М-13 присоединялась мощная надкалиберная головная часть, выполненная в форме эллипсоида, с максимальным диаметром 300 мм.

Мощность снарядов «Лука» (М-30 и его модификации М-31) производила большое впечатление как на противника, так и на наших солдат. О «Луке» на фронте ходило много разных предположений и выдумок. Одна из легенд состояла в том, что будто бы боевая часть ракеты начинена каким-то специальным, особо мощным, взрывчатым веществом, способным сжигать все в районе разрыва. На самом деле в боеголовках применялись обычные взрывчатые вещества. Исключительный эффект действия снарядов «Лука» достигался за счет залповой стрельбы. При одновременном или почти одновременном взрыве целой группы снарядов вступал в силу закон сложения импульсов от ударных волн.

Снаряды М-30 имели фугасную, химическую и зажигательную боеголовки. Однако в основном применялась фугасная боеголовка. «Лука», подобно германским 28-см и 30-см снарядам, запускался из деревянного укупорочного ящика, в котором он доставлялся с завода. Четыре, а позже восемь таких ящиков ставили на специальную раму, в результате чего получалась простейшая пусковая установка.

На многочисленных постаментах вознеслись «Катюши»-мутанты на шасси ЗИС-5 или автомобилей послевоенных типов, которые упорно выдаются за подлинные боевые реликвии, но подлинная БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 сохранилась только в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге.

Апофеозом боевого применения «Катюши» и «Луки» стал штурм Берлина. Всего к участию в Берлинской операции привлекалось более 44 тысяч орудий и минометов, а также 1785 пусковых станков М-30 и М-31. В боях за Берлин части реактивной артиллерии использовали богатый опыт, приобретенный ими в боях за Познань, который заключался в стрельбе прямой наводкой одиночными снарядами М-31, М-20 и даже М-13.

О напряженности боев и об огневых задачах, выполненных реактивной артиллерией в боях за Берлин, можно судить по количеству реактивных снарядов, израсходованных в этих боях. В полосе наступления 3-й ударной армии было израсходовано: снарядов М-13 – 6270; снарядов М-31 – 3674; снарядов М-20 – 600; снарядов М-8 – 1878.

Наша славная «Катюша» и ее братец «Лука» стали оружием победы в полном смысле этого слова!

«Монумент «Катюше» можно увидеть во многих городах России. Советский народ увековечил память боевой ракетной установке. В одних её изготавливали, в других она помогала одерживать победу в битвах с фашистами. На постамент устанавливалась настоящая боевая машина, которую восстановили – это место возложения цветов, сбора митингов памяти, Вахты памяти.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *