Современные патрульные катера — Военная техника

Ракетный катер класса «Оса 2», вооруженный ракетами ЫЫ-Т-2. Они производились для советского Военно-Морского флота в 1966-1970., а далее строились на экспорт.

Напоминающий во многих случаях артиллерийские и торпедные катера в течение Второй мировой войны и после нее, современный патрульный катер доказал свою эффективность в недавних конфликтах. Вооруженный различным оружием и часто высокоскоростной, он может представлять подлинную угрозу крупным кораблям.

Быстроходный, универсальный и высокоманевренный патрульный катер — важный компонент современных военно-морских сил. Вооруженный широким спектром оружия и оборудованный по последнему слову техники, этот маленький, часто неуловимый, корабль способен нанести огромные повреждения кораблям, во много раз большим его по размерам.

В течение Второй мировой войны корабли торпедной атаки были основной надводной угрозой прибрежным перевозкам. В дальнейшем, после войны, они оснащались торпедами с большей дальностью стрельбы и с более мощным вооружением. Но Советский Союз первым продемонстрировал новую редакцию их применения: комбинацию быстроходного катера и противокорабельной ракеты. Эта концепция игнорировалась Западом до 1967 г., когда построенные в СССР ракетные катера класса «Комар» из состава египетского военно-морского флота потопили израильский эсминец «Эйлат».

Возможности ракетных катеров далее подтвердились в индо-пакистанской войне 1971 г., когда индийские ракетные катера класса «Оса» атаковали гавань Карачи, потопив и повредив несколько пакистанских кораблей. В арабо-израильской войне «Иом Кипура» («Судный день») 1973 г., происходили бои уже между ракетными катерами обеих сторон.

В войне в Заливе 1991 г. иракцы широко использовали патрульные катера для перевозки войск и попытались атаковать военные корабли коалиции. Американские и британские самолеты и вертолеты с 29 января 1991 г. уничтожили и повредили значительное их количество; например, вертолеты «Линкс» с кораблей британских военно-морских сил«Глостер» и «Брэзен» вступили в бой с флотилией из 17 иракских катеров и потопили четыре из них ракетами «Си Скьюа». Еще двенадцать были повреждены в ходе дальнейших атак вертолетов АН-1 «Кобра» и самолетов ЕА-б «Проулер» корпуса морской пехоты США.

Несмотря на уязвимость от ударов с воздуха, патрульные катера вряд ли исчезнут из арсеналов военно-морских силах в мире. Они останутся непременным активом военно-морских сил стран, имеющих ограниченный бюджет. В современной войне угроза основным надводным кораблям от таких катеров велика.

Амазонка и другие большие реки Южной Америки представляют один из последних приютов для современного артиллерийского катера. Бразилия, Колумбия, Перу и Парагвай, не имеющий выхода к морю, располагают такими кораблями. Бразильцы имеют самый большой флот из пяти кораблей (два класса «Педро Тексейра» и три класса «Рорайма» в Амазонской флотилии и один речной монитор типа «Торникрофт» (постройки 30-х гг.) в флотилии Матту Гроссо. Колумбия использует два сторожевых корабля класса «Араука», постройки 50-х гг. и речной артиллерийский …

Читать дальше

Из-за близости Швеции к Советскому Союзу, чей Балтийский флот включает большое количество малых боевых единиц, шведские военно-морские силы постепенно заменили большинство больших Н К быстроходными ракетными и торпедными катерами, наибольшим из которых являются классы «Спика» 1,2, 3. Шесть катеров «Спика» 1 были введены в строй в период между 1966 и 1968 гг., и в настоящее время вооружены одноствольной 57-мм универсальной артиллерийской установкой «Бофорс» и шестью 533-мм торпедных аппарата для торпеды ТР-61 с управлением по проводам. К 1985 г. …

Читать дальше

Много лет флот КНР полагался на корабли, переданные ему Советским Союзом или скопированные с советских проектов и построенные на своих верфях. В 1959 г. замечены первые опытные образцы кораблей, ставших основой судостроительной программы создания прибрежных сил. Это были артиллерийские катера класса «Шанхай», которые строились по десять единиц в год на нескольких верфях. Относительно бесхитростный проект, который был построен в пяти версиях, катера класса «Шанхай» теперь обеспечивают большую часть прибрежного дозора и включают …

Читать дальше

В течение 50-х гг. к ударным кораблям на подводных крыльях военно-морских сил Соединенных Штатов почему-то интереса не проявляли, и первым спущенным на воду в 1962 г. кораблем оказался «Хай Пойнт» — опытовый противолодочный корабль. Тогда больший интерес проявлялся к быстроходным артиллерийским катерам, и в середине 60-х гг. были построены и испытаны американские корабли USS «Флэгстафф» и USS «Тукумкари». Картина изменилась с принятием решения о разработке вооруженного ракетами патрульного корабля на подводных крыльях (РНМ), ставшего …

Читать дальше

Семнадцать из запланированных 22 патрульных катеров класса «Эшвилл» были построены компаниями «Такома Боутбилдинг» и «Петерсон Билдерс» в период между 1966 и 1971 гг. для прибрежного дозора и блокады. Газотурбинный корабль был разработан в эру Кеннеди как ответ на Кубинский кризис начала 60-х гг. Впоследствии корабль интенсивно использовался в речных операциях во Вьетнаме, и в середине 70-х гг. четыре единицы были модифицированы установкой противорадиолокационных ракет «Стандарт» для действий против советских военных кораблей …

Читать дальше

Двумя основными типами прибрежных военных катеров, использовавшимися американцами во Вьетнамской войне, были реактивные снаряды F (или класс «Свифт») и PBR (или «Плэстик»). Этот проект сторожевого быстроходного катера получили на базе обычных катеров, используемых для обеспечения нефтяных платформ в Мексиканском заливе. Около 200 катеров типа реактивный снаряд F были построены «Севарт Сикрафт» в 1965-1966 гг. Первые 104 единицы — реактивного снаряда F Mk 1, оставшиеся построены по улучшенному проекту реактивного снаряда F Мк 2. В настоящее …

Читать дальше

Для войны в дельте Меконга и других речных системах во Вьетнаме военно-морские силы и армия США разработали объединенные оперативные соединения. Чтобы снабжать их снаряжением, военно-морские силы США пришлось организовать речные эскадры со специально разработанными типами десантно-высадочных средств. Главным образом они основывались на модификациях десантного катера типа LCM6. Эскадры развертывались укомплектованные 52 бронированными катерами АТС (Armoured Troop Carrier — бронированный транспортно-десантный носитель), пятью катерами управления …

Читать дальше

Вместе с военно-морскими силами США Италия выделяется среди натовских флотов наличием вооруженных ракетами кораблей на подводных крыльях как части действующего надводного флота. Опытный образец класса «Спарвьеро» базировался на проекте «Тукумкари» фирмы «Боинг» и детально разработан компанией «Алинави Сокьети», специально созданной в 1964 г. IRI Итальянского правительства, Карло Родригесом, строителем коммерческих кораблей на подводных крыльях из Мессины, и компанией «Боинг». За построенным в период 1971 -1974 гг. головным …

Читать дальше

Странно, что французский ВМФ не принял катера классов «Комбатант 2» и «Комбатант 3» на вооружение. Класс «Комбатант 2» был получен из немецкого проекта «Люрссен» и оказался очень популярным в ряде ВМФ. Корпус сделан из стали, надстройка — из легких сплавов. Гибкость проекта позволяет заказчику выбирать собственную электронику и устанавливать свое вооружение, хотя Францию более устраивает, если выбраны системы управления огнем и радиолокационной станции фирмы «Томпсон-CSF» и противокорабельной ракеты ММ.38 или ММ.40 …

Читать дальше

В результате разрыва с Советским Союзом в начале 70-х гг. и понеся значительные военные потери в ходе войны с Израилем в 1973 г., Египет в 1977 г. обратился к британской судостроительной компании «Воспер Торникрофт» с предложением о заключении контракта на сумму 150 млн фунтов стерлингов на строительство класса ракетных катеров из шести единиц, чтобы пополнять свои стареющие силы ракетных катеров, состоящие из шести катеров класса «Оса», четырех класса «Комар» и шести класса «Октябрь» (последние являются вариантом катера класса …

Читать дальше

Потеря эсминца «Эйлат» в результате египетского ракетного удара в 1967 г. вызвала ускорение планов, израильский ВМФ оказался первым из «европейских» вооруженных сил, осознавшим важность ракетного катера. Первым заказом Израиля стал класс «Саар», построенный на французской верфи CMN в Шербуре между 1967 и 1969 гг. по западногерманскому проекту «Люрссен» со стальным корпусом и надстройками из легкого сплава. Первые шесть единиц первоначально построены как класс «Саар 1» с вооружением, состоящим из трех 40-мм зенитных автомата. …

Читать дальше

Ракетные катера класса «Комар» (советское обозначение РКА) построены в 1959-1961 гг. Положивший начало принципиально новой концепции возможностей прибрежных сил, первый из катеров класса «Комар» был переоборудован из корпуса торпедного катера «Р6». Приблизительно 100 единиц построены на базе этого проекта с деревянным корпусом. В кормовой части палубы по бортно установлены две неподвижные открытые спереди пусковых установок ангарного типа, развернутые приблизительно на 1,5° от борта с углом возвышения 12°. Ракеты, которые они …

Читать дальше

«Р4» — второй класс советского послевоенного торпедного катера. Строились в 1952-1958 гг. Имели алюминиевые корпуса, и из-за небольшого размера их применение ограничивались прибрежными водами. Вооруженный двумя 457-мм противокорабельными торпедными аппаратами, спаренной пулеметной установкой и четырьмя-восемью глубинными бомбами, «Р4» давно выведены из состава ВМФ СССР, хотя их все еще можно встретить в других флотах. Преемником «Р4» стал класс «Р6» в деревянном корпусе, строившийся в 1953-1960 гг. Он являлся стандартным советским …

Читать дальше

Пограничный сторожевой корабль класса «Стенька» — второй по количеству из кораблей прибрежного действия, находящихся в эксплуатации (приблизительно 90 кораблей). Они используются морскими частями погранвойск и были построены в 1967-1977 гг. Проект использует корпус катера «Оса» с той же главной энергетической установкой, но с измененными надстройкой и мостиком, которые отражают его предназначение. Имеет противолодочное оборудование: однотрубный торпедный аппарат для 400-мм электрических акустических самонаводящихся противолодочных …

Читать дальше

Предыдущая статья:Современные фрегаты II ранга Следующая статья:Дозорные корабли

voenteh.com

Полный вперед! Ракетные катера азиатских стран » Военное обозрение


Быстроходный боевой катер «KHI Todak» индонезийского флота на фоне десантного корабля «Green Bay» американского флота. Индонезия продолжает наращивать возможности своих военно-морских сил, в том числе и за счет строительства быстроходных боевых катеров

Быстроходные боевые катера (ББК) или ракетные катера (корабли) представляют собой экономичное решение, точно соответствуя как потребностям береговой обороны, так и потребностям морского патрулирования меньшей интенсивности. В статье анализируется состояние флотов ББК стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Потребность в военных кораблях типа ББК особенно высока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в этой статье дан обзор программ разработки, модернизации и закупки подобных судов, реализующихся в этой части земного шара. Начнем, пожалуй, с Бангладеш. Флот этой страны в последние годы значительно повысил боевые возможности своего флота, заменив на четырех ББК класса «Hegu» устаревшие противокорабельные ракеты SY-1 противокорабельными ракетами C-704A производства китайской корпорации Chinese Aviation Industry Corporation (CAIC). До конца этого года на вооружение бангладешского флота встанут восемь местной постройки ББК длиной 11,7 метра, задачей которых станет поддержание суверенитета и укрепление морского права. Государственная судоверфь Dockyard and Engineering Works (DEW) Narayangani по проекту X12 строит полностью композитное судно в рамках соглашения о передаче технологий с индонезийской компанией PT Lundin. Катер X12 длиной 12 метров является развитием известного боевого катера Combat Boat 90 постройки шведской судоверфи Dockstavarvet. DEW не ответила на запрос о стоимости этого проекта, который также включает десять версий с полноразмерной палубной надстройкой для бангладешской береговой охраны, однако СМИ Индонезии сообщают о стоимости контракта в 6 миллионов долларов. Вооружение катера составят три пулемета, а скорость 35 узлов (65 км/ч) помогут развить два дизельных двигателя Volvo Penta, соединенных с двумя водометами.


Бангладешский катер X12 является развитием шведского боевого катера CB 90

Мьянма (Бирма)

К юго-востоку от Бангладеш рост и модернизация флота страны под названием Мьянма (ранее Бирма) за последнее десятилетие были впечатляющими. В обязанности ее ВМС входит защита рыболовства, борьба с пиратством и контрабандой наркотиками. Также важным является предъявление претензий, подкрепленных своим мощным флотом, на потенциально богатые углеводородами участки в Бенгальском заливе. Мьянма прежде рассчитывала в основном на Китай при закупке морских судов, но в настоящее время интенсивно развивает собственную промышленность военных кораблей. С 2004 года в состав флота был введено около 20 ракетно-пушечных ББК местной постройки, в то время как новый класс быстроходных торпедных катеров, по имеющимся данным оптимизированный для противолодочной борьбы, также вступает в строй. Хотя мьянманцы, стремясь усилить свой флот ББК, не чураются и закупок за рубежом, в частности у Израиля. В конце 2015 года у подразделения Ramta компании Israel Aerospace Industries (IAI) было заказано шесть катеров Super Dvora Mk.3. Закупка этих судов является убедительным примером решимости Мьянмы защитить свои прибрежные ресурсы в то время, когда растет количество заявок на право ведения разведки месторождений в исключительной экономической зоне. Компания IAI не отрицает и не подтверждает наличие мьянманского контракта, но руководитель внешнеэкономического департамента Дэвид Богнер в компании IAI Ramta предоставил некоторую информацию по судну Super Dvora Mk.3. «Это исключительно подвижная платформа, способная развить скорость свыше 48 узлов (89 км/ч). Катер превосходно выполняет преследование и перехват нарушителей при выполнении задач по охране морских просторов и береговой линии, он может пристать к необорудованному берегу и даже может быть вытащен на него при необходимости». Богнер заострил внимание на ряде опций, доступных для операторов этого катера. «Типичным вооружением может быть стабилизированная артиллерийская установка Typhoon компании Rafael Advanced Defence Systems плюс вооружение меньшего калибра, но мы можем выполнить и требования индивидуального заказчика. Мы реагируем на предпочтения пользователя по обзорным РЛС и радарам управления огнем. Мы предлагаем на выбор двигатели MTU или Caterpillar. Вариант движителя с частично погруженными гребными винтами снижает гидродинамическое сопротивление и тем самым повышает эффективность катера при выполнении задач на мелководье».

Китай

Будучи поставщиком судов различных типов, Китайская Народная Республика уже много лет имеет на вооружении достаточно большой флот малоразмерных ББК различного типа. Хотя китайцы основательно модернизировали флот своих ББК за последнее десятилетие и сейчас в основном полагаются на ракетный катер катамаранного типа класса «Houbei» длиной 43 метра и водоизмещением 224 тонны, который предназначен для проецирования угрозы массовой ракетной атаки на авианосные ударные группы американского флота, действующие в прилегающих к Китаю водах. Это судно. развивающее скорость 36 узлов (67 км/ч), приводится в движение двумя дизельными двигателями, соединенными с четырьмя водометами. Катер имеет на вооружении восемь противокорабельных ракет C-803 от CAIC, а также шестиствольную автоматическую корабельную артиллерийскую установку AK-630. Катер этого класса представляют собой относительно стабильную ракетную платформу, которая может работать на удалении от берега до 400 морских миль (741 км). Более 80 таких судов состоят на вооружении, оценочная стоимость которых по данным китайской судоверфи Hudong-Zhonghua составляет до 50 миллионов долларов за судно. Также было несколько неподтвержденных сообщений в региональных СМИ о том, что Пакистан планирует строить суда этого типа по лицензии.


Катер «Tatmadaw Ya» мьянманского флота представляет собой новейший вариант эффективного, маневренного и хорошо зарекомендовавшего себя катера «Super Dvora», который быстро придаст импульс дальнейшему развитию военно-морской мощи страны
Ракетные катера катамаранного типа класса «Houbei» в больших количествах состоят на вооружении китайского флота. Эти суда создают потенциальную угрозу авианосным ударным группам американских ВМС, действующим в прилегающих к Китаю водах

Индия

Давний соперник Китая, Индия, оперирует более чем 20 ББК разных типов, при этом суда класс «Car Nicobar» водоизмещением 330 тонн, развивающие скорость 36 узлов, в настоящее время несут основную ответственность за безопасность и поисково-спасательные операции в индийской исключительной экономической зоне. Эти корабли в последние годы принимали участие в ряде операций против пиратов. Основное вооружение судна – это 30-мм пушка Medak CRN91, поддержанная парой пулеметов и пусковыми установками ракет 9K38 Игла «поверхность-воздух» производства российской компании КБМ. На судне также устанавливаются навигационный радар Furono и тактическая коммуникационная система LimitedLink-II от Bharat Electronics. В настоящее время последнее судно из 14 кораблей этого класса строится на судоверфи Garden Reach Shipbuilding and Engineering (GRSE) в Калькутте. GRSE не предоставляет информации по стоимости и другим аспектам проекта.


Индийский ББК класса «Car Nicobar»

Индонезия

Строительство флота индонезийских ББК идет полным ходом, поскольку Джакарта стремится повысить возможности своих ВМС при действиях в прибрежных водах. По словам заместителя министра обороны, планируется постепенно дополнить существующие более крупные ББК, например класса «Todak», по меньшей мере, 40 кораблями классов «KCR-40» и «KCR-60» местной постройки. Суда этих новых классов, строящиеся с 2012 года, имеют на вооружении противокорабельные ракеты C-705 индонезийско-китайского консорциума CAIC/PT Pindad; на борту класса «KCR-40» установлены две ракеты, тогда как более длинные катера проекта «KCR- 60» имеют на вооружении четыре ракеты. Артиллерийское вооружение катеров класса «KCR-40» состоит из 30-мм пушки CMS NG-18 и двух 20-мм пушек Denel Vektor, тогда как на борту судов класса «KCR-60» установлена 57-мм пушка BAE Systems Bofors. В программе участвуют судоверфи PT PAL, PT Palindo и PT Citia; оценочная стоимость судно длиной 40 метров составляет 10,2 миллиона долларов. По словам директора по производству судоверфи PT PAL, также изучаются перспективы этих судов за рубежом. Что касается сенсоров, то на этих катерах установлены радары наблюдения TR-47C и SR-47AG от China North Industries; три двенадцатицилиндровых дизельных двигателя MAN позволяют развить скорость около 30 узлов (55,5 км/ч). Несмотря на то, что в прошлом году прототип катера был уничтожен огнем, Джакарта заявила о продолжении программы строительства в Индонезии четырех ракетных тримаранов класса «X3K Klewang» с водометными движителями длиной 63 метра. Тем не менее, в феврале 2016 года в компании PT Lundin заявили о том, что будет построен всего один экземпляр.


Индонезийский ракетный тримаран класса «X3K Klewang»

Пакистан

Пакистан эксплуатирует несколько ББК разных годов постройки. Китай в настоящее время является основным поставщиком морских судов для этой страны, который в 2012 году поставил, например, новый ББК «Azmat» водоизмещением 570 тонн и длиной 63 метров. Этот корабль был построен китайской судоверфью China Shipbuilding and Offshore Corporation (CSOC). С тех пор в Пакистане компанией Karachi Shipyard and Engineering (KSEW) в сотрудничестве с CSOC был построен еще один экземпляр. Корабль был сдан в эксплуатацию, а в апреле 2015 года на судоверфи KSEW был разрезан первый стальной лист для третьего судна. Планируется постройка и четвертого судна. В основном этот ББК, способный развить скорость 30 узлов (56 км/ч), предназначен для действий в прибрежных водах. В комплекс вооружения входят восемь противокорабельных ракет C-802 CAIC, 23-мм пушка и шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка AK-630. Компания KSEW заявляет о стоимости 50 миллионов долларов за судно.


Новый пакистанский ракетный катер «Azmat»
Филиппинский флот имеет в своем составе шесть судов типа MPAC, которые могут выполнять боевые и десантные задачи. Компаниями Lung Teh и Propmech должны быть построены еще три судна

Филиппинский флот

Филиппинский флот имеет очень смешанный по составу флот вооруженных ББК, здесь имеются как суда местной постройки, так и подержанные корабли, закупленные у других стран. К новейшим приобретениям флота относятся шесть судов типа MPAC (Multi-Purpose Assault Craft – многоцелевой десантный катер). Эти катера, развивающие скорость 40 узлов (74 км/ч), предназначены в основном для работы у морских берегов и на реках; они могут выполнять задачи быстроходного катера и десантного судна; на борту может разместиться 16 десантников, десантирующихся через носовую аппарель. Катера типа MPAC вооружены тремя пулеметами. Три катера постройки тайваньской судоверфи Lung Teh имеют длину 15 метров, другие три, построенные филиппинской судоверфью Propmech, имеют длину 17 метров.

В настоящее время Манила начинает программу строительства еще трех судов, на которую было выделено 5,7 миллионов долларов. В конце февраля 2016 года департамент национальной обороны объявил о том, что работа по новым судам будет поделена между компаниями Lung Teh и Propmech. Будущий катер, оптимизированный для задач ББК, будет иметь на борту пусковую установку ракет класса «поверхность-поверхность»; возможно, это будут ракеты Spike от компании Rafael. По сообщениям, они будут также вооружены дистанционно управляемой пулеметной установкой 12,7-мм M2HB Browning от General Dynamics/US Ordnance и двумя 7,62-мм пулеметами M60 от US Ordnance.

Сингапур

Новейшим дополнением к боевым судам береговой обороны сингапурского флота является катера класс «Independence». Первый катер был спущен местной судоверфью ST Marine в июне 2015 года. Боевой корабль совместной разработки компаний Kockums (в настоящее время Saab) и ST Marine развивает скорость 27 узлов (50 км/ч). По сравнению с патрульными катерами класса «Fearless», которые он со временем заменит, этот корабль крупнее и имеет более мощное вооружение. В комплекс вооружения входят установленные в носовой части 76-мм пушка OTO Melara/Finmeccanica и двенадцатитрубная установка для вертикального пуска ракет MBDA Mica класса «земля-воздух». По бортам установлены дистанционно управляемые пулеметы Hitrole от OTO Melara/ Finmeccanica, а на корме 25-мм автоматическая пушка Rafael Typhoon. На корме также имеется вертолетная площадка для вертолетов поддержки, а с кормовой док-камеры можно спускать и загружать жестко-корпусной надувной катер. К особенностям этого боевого корабля относятся интегрированный центр управления боем и сенсорный комплект, включающий морскую обзорную РЛС Thales NS-100. Компания ST Marine не раскрывает стоимость кораблей класса «Independence».


Фрегат касса «Formidable» и корвет класса «Valour» сингапурского флота на страже открытых морских просторов. Новые же суда класса «Independence» с вертолетной площадкой значительно повысят уровень береговой обороны Сингапура
Южно-корейский ББК класса «Yun Youngha» имеет более мощное вооружение по сравнению со своими предшественниками. Запланирована постройка варианта меньшего размера

Шри-Ланка

На вооружении флота Шри-Ланки имеется ББК нескольких типов, включая израильские катера типа «Dvora 1», «Dvora 2» и «Dvora 3», суда класса «Shaldag» и катера местной постройки класса «Series III». Боевой катер класса «Series III» развивает скорость 53 узла (98,1 км/ч), имеет на борту орудийную установку Rafael Typhoon с 20-мм пушкой Orbital ATK Bushmaster и обзорный радар Furuno FR 8250, использующийся для навигации. Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей Deutz V16 и двух поворотных частично погруженных винтов Arneson ASD16.

Тайвань

Являясь крупным поставщиком ББК, Тайвань за последние годы укрепил свой флот береговой обороны двенадцатью судами класса «Ching Chiang» и тридцатью ББК класса «Kuang Hua», все они имеют на борту противокорабельные ракеты. Но Тайвань не останавливается и продолжает укреплять свое военно-морское могущество. В конце 2014 года начались испытания первого из боевых судов катамаранного типа нового класса «Tuo Jiang». Судно длиной 60,4 метра и водоизмещением 560 тонн строится судостроительной компанией Lung Teh. Президент компании сообщил о том, что будет построено 11 таких судов. «Ракетно-пушечная платформа береговой обороны благодаря двум дизельным двигателям, соединенным с двумя водометами, может развить максимальную скорость 45 узлов (83 км/ч) и длительно идти на крейсерской скорости 25 узлов (46 км/ч)». Он подтвердил, что компания намеревается экспортировать суда этого типа. «Мы собираемся продавать их по всему миру». Официальная стоимость программы составляет 843,4 миллиона долларов. Эти новые ББК для своих размеров имеют очень хорошее вооружение. Ракетный комплекс включает восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng II и восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng III. Также на борту имеется 76-мм артиллерийская установка OTO Melara/ Finmeccanica, комплекс ближней противовоздушной обороны Raytheon Phalanx, а также 12,7-мм пулеметы и две строенных торпедных аппарата Mk.32. Продвинутая форма корпуса судов класса «Ching Chiang» позволит снизить расход топлива, повысить мореходные качества и маневренность, тогда как палубные надстройки имеют специальное покрытие, снижающее заметность и риск попадания ракеты. Эти корабли в основном предназначены для ведения боевых действий в прибрежной зоне. Впрочем, они могут выполнять задачи и при волнении моря Sea State 7 (высота волн до 9 метров). Дальность плавания составляет 2000 морских миль (3706 км), что позволяет им вступать в бой с китайскими кораблями далеко от берегов Тайваня. Следовательно, вооружение и характеристики этих новейших тайваньских кораблей могут создать проблемы китайским военным стратегам.


Тайваньские ракетные катера класса «Ching Chiang»

Южная Корея

Южно-корейский флот серьезно модернизирует возможности своей береговой обороны (поскольку северный сосед не дает спокойно спать), поэтапно вводя в эксплуатацию ББК класса «Yoon Youngha». На борту установлены пусковые установки противокорабельных ракет SSM-700K Haesseong от LIG Nex1, плюс 76-мм пушка Hyundai Wia. Судоверфями Hanjin Heavy Industries и STX планируется построить в общей сложности 18 судов класса «Yoon Youngha» водоизмещением 570 тонн и длиной 46 метров, хотя большая часть из них уже находится в составе флота. На борту этих судов устанавливаются обзорные радары STX Radar SYS-100K и and LIG Nex1 SPS-530K. Их движительная система, состоящая из дизельного двигателя MTU 12V 595 TE90, газотурбинных двигателей General Electric LM500 и водометов, позволяет развить скорость свыше 40 узлов (74 км/ч). В компании Hanjin озвучили стоимость одного судна в 38 миллионов долларов.

Вьетнам

Как и Южная Корея, Вьетнам также озабочен китайскими интригами касательно принадлежности различных островов и морских шельфов. В настоящее время вьетнамский флот базируется на российских ракетных катерах проекта 1241 «Молния». Энергетическая установка – двухвальная дизель-газотурбинная – позволяет судну длиной 56 метров и водоизмещением 480 тонн развить скорость 42 узла (78 км/ч). Основное вооружение включает 16 противокорабельных ракет Радуга П-15 «Термит» или Х-35У производства корпорации «Тактическое ракетное вооружение», 76-мм артиллерийскую установку и две шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки AK-630. Вьетнамский флот оперирует четырьмя катерами класса «Молния». По данным местных СМИ, во Вьетнаме идет строительство еще двух таких катеров, а в перспективе на вьетнамской судоверфи по лицензии будут построены еще четыре катера.


Вьетнамский ракетный катер проекта 1241 «Молния»

Заключение

Региональные территориальные споры и преступная деятельность на морских просторах вынуждают страны Азиатско-Тихоокеанского региона содержать флоты, способные эффективно вести боевые действия высокой и низкой интенсивности, а также охранять прибрежные воды. Поэтому, было бы удивительно, если бы новые типы ББК, оборудованные для выполнения различных задач, не продолжали поступать на вооружение региональных военно-морских сил в значительных количествах.

Использованы материалы:
www.naval-technology.com
www.globalsecurity.org
www.ships-net.co.jp
www.navypedia.org
www.shipspotting.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

topwar.ru

Боевой катер — история возникновения и описание боевых кораблей

Боевой катер на подводных крыльях

Боевой катер — это маломерные боевые корабли, задача которых выполнять боевые задачи, как правило, в прибрежных зонах вод. В классификации ВМФ СССР собственно таковых катеров нет. Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».

История возникновения боевых катеров

Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно с уверенностью сказать, что катера использовались в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер, вообще — маломерное судно по сравнению с кораблём, его стали приспосабливать как боевой. Уже в античных источниках, как документальных так и полулегендарных, есть упоминания об их использовании. Причем авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

Так что можно с уверенностью сказать , что боевые катера используются уже много веков подряд.И что боевые катера начали использовать еще с веков паруса и до наших дней.

Конструкция

Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.

Применение боевых катеров

Данный тип техники очень быстрый , маневренный, многоцелевой , достаточно легкий в использовании и быстрый в производстве. В связи с этим и разнообразием классов боевых катеров их использование очень обширно. Применяются боевые катера фактически во всех боевых и гражданских операциях.

Типы боевых катеров

Боевые катера Специального назначения Катера обеспечения Рейдовые катера Катера пограничной охраны
Бронекатера Противоминные Торпедоловы ——————— Сторожевые
Торпедные Десантные ——————— Суда размагничивания ———————
Ракетные ——————— ——————— ——————— ———————
Противолодочные ——————— ——————— ——————— ———————

Разновидности боевых катеров

Ракетный катер

Ракетный катер

Ракетный катер — это быстрый боевой корабль, малого водоизмещения, основным вооружением которого являются ракеты.

Торпедный катер

Торпедный катер

Торпедный катер — это быстрый боевой корабль, малого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды.

Десантный катер

Десантные катера, класс надводных боевых кораблей специальной постройки для перевозки и высадки морских десантов. Действуют совместно с другими боевыми кораблями и авиацией.

Катер размагничивания

Катер размагничивания

Катер размагничивания — катер выполняющий специальные работы по размагничиванию личного магнитного поля корабля.

Тральщик

Тральщик, боевой корабль для обнаружения и уничтожения морских мин с помощью тралов и для проводки через минные заграждения кораблей вслед за тралами. Тральщики бывают морские, речные и др.

Сторожевой катер

Сторожевой катер (ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КАТЕР-ПСК) — быстрый корабль малого водоизмещения, предназначенного для охраны государственных границ, несение дозорной службы в береговых водах, артиллерийская борьба с всеми видами боевых катеров противника. Основное вооружение которых артиллерийские орудия.

Охотник за подводными лодками

Охотник за подводными лодками

Охотник за подводными лодками — подкласс малого боевого корабля, задача которого поиск и уничтожения подводных лодок при несении дозорной службы или охранение транспортных судов и кораблей.

Торпедолов

Торпедолов

Катер обеспечения боевой подготовки ВМФ. Предназначено для поиска, подъема с воды на борт или буксировки использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях. Торпедолов обычно следует за выстреленной торпедой, находит ее и доставляет на базу или к стреляющему кораблю.

Развитие боевых катеров

Из-за востребованности данного типа техники ,боевые катера развиваются очень быстро. В наше время боевые катера являются одним из самых развитых и универсальных классов водной техники.

Вооружение боевых катеров

Общее

Общим вооружением боевых катеров(судов малого водоизмещения), являются : пулемёты, миномёты и огнемёты, но огнемёты используются только на сторожевых и десантных катерах.

Вооружение катеров по назначению

Ракетный Торпедный Минный Бронекатера Противолодочный Универсальный вариант
Ракеты Торпеды Мины Артиллерийский орудия Бомбосбрасыватели всё ранее перечисленное и в разных комбинациях
Французская ракета “Экзосет” ММ-40 Противокорабельная торпеда стандартного 533-миллиметрового диаметра Мины заграждения
Американская ракета “Гарпун” АГМ-84А Противолодочная торпеда Мк 43 254 мм.
Израильская ракета “Габриэль” Мк-3 Противолодочная торпеда Мк 44 324 мм
Итало-французская ракета “Отомат” Мк-2 Противолодочная торпеда СЭТ-40
Шведская ракета РБС-15
Норвежская ракета “Пингвин”
Итальянская ракета “Си Киллер”
Немецкая ракета “Корморан”
Советская ракета “Малахит”
Советская ракета “Москит”
Советская ракета “Рубеж”
Советская ракета “Термит”
Зенитные ракеты
Противолодочные ракето-торпеды

См.Также

Ссылки

Галерея

  • Сторожевой катер

  • Десантный катер

  • Бронекатер проект 1124

  • Торпедный катер

  • Противолодочный катер

  • Торпедный катер

  • Катер на подводных крыльях

  • Малый охотник ОД-200

  • Торпедный катер

  • Катер на подводных крыльях

  • Бронекатер МБК проекта 186

wiki.wargaming.net

2.1.3 Боевые катера

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • www.arms-expo.ru

    скоростной катер «Раптор» настигнет любую жертву

    Патрульные катера для государств, имеющих выходы к морям — настоящее сокровище. Они быстры, легки, и могут в считанные часы доставить спецназ к месту проведения боевой операции. Однако, большинство патрульных катеров имеют крупные габариты и тяжелое вооружение, в то время как задачи, которые им приходится выполнять, требуют внезапного и молниеносного появления в заданной точке. В Минобороны России к патрулированию прибрежной зоны морей всегда подходили ответственно — перехватить любую угрозу безопаснее всего на максимальном удалении от береговой линии. Именно для таких целей и предназначены скоростные катера проекта 03160, которые носят название «Раптор», или в переводе с английского – «Хищник». 

    Судостроительный завод «Пелла» поставит для нужд ВМФ России до 15 таких катеров до конца 2015 года. «Рапторы»  станут своеобразными гоночными болидами для спецназа ВМФ России и будут способны в кратчайшее время перебрасывать группу из 20 человек на удаление до ста морских миль в режиме максимального хода.

    Превосходство «Раптора»

    Скоростные патрульные катера, ловко маневрирующие в устьях рек, или вылетающие из десантного отделения большого десантного корабля — настоящая находка для флота. Однако долгое время считалось, что строить быстроходные десантные плавсредства могут лишь на Западе. С этим утверждением соглашалось абсолютное большинство экспертов, потому что о малых десантных катерах отечественного, советского и российского производства широкой публике не было известно практически ничего.

    Лишь с начала двухтысячных годов, когда в России начали кардинально обновлять армию, спецназ ВМФ и другие силы быстрого реагирования стали нуждаться в небольшом, но в то же время быстроходном катере, способном перевозить большую боевую группу. «Раптор» — самое скоростное морское судно, стоящее в данный момент на вооружении ВМФ России. К тому же, морской хищник вооружен до зубов!

    Броня, пушка и отряд спецназа

    Доставлять бойцов подразделения специального назначения до места, теоретически, можно на любом пригодном для этого судне. Однако, всякая военная операция, будь то подготовка плацдарма, штурм вражеской военно-морской базы или освобождение захваченного террористами корабля, имеет свои сроки. Чтобы их максимально сократить, на «Раптор» установили два дизельных двигателя суммарной мощностью в 2300 лошадиных сил. Такого запаса «лошадей» хватит, чтобы разогнать катер со спецназом на борту до скорости в 48 узлов — почти 90 километров в час. Большинство экспертов в признаются, что «катер настолько быстр, что дух захватывает». Именно так охарактеризовал новый катер для морского спецназа капитан третьего ранга в отставке Сергей Чемезов, некогда командовавший десантным кораблем на воздушной подушке проекта 12322 «ЗУБР»: «На славу потрудились, ничего не скажешь. Катер вышел хорош как по характеристикам  — скорости хода и вместительности — так и по номенклатуре размещаемого на нем вооружения».

    О вооружении катера стоит упомянуть отдельно. Чтобы эффективно остановить небольшое морское судна или поддержать группу спецназа огнём на катере установлен дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд» разработки ОАО «НПО «Карат». Боеприпасы калибра 14,5 мм позволяют оператору вооружения, не покидая удобного места внутри катера, подавить огнем практически любую огневую точку и превратить легкобронированную технику противника в решето. Вопросов по «пулемету с джойстиком» при ближайшем рассмотрении возникает немало, но эксперты успокаивают — схема надёжна и работает как часы. Эксперт в области стрелкового оружия и инженер по эксплуатации спецсредств, подполковник запаса Андрей Фёдоров в интервью телеканалу «Звезда» пояснил, что комплекс БДМ «Управа-Корд» настолько прост для оператора, что им можно управлять «одной левой»:

    «Такого количества программ для стрелкового вооружения катера я не припомню уже давно. На кораблях побольше и посерьёзнее — да, но чтобы на катере — такое впервые. Начиная от поиска и обнаружения  целей на фоне помех, до просчета траектории движения плавсредств. То есть комплекс, захватив цель, дает очередь и сам корректирует огонь в случае промаха. Отдельного упоминания заслуживает и система предупредительного огня — выбираешь нужный режим, комплекс вычисляет безопасное расстояние от судна-нарушителя или противника, и производит залп перед самым носом корабля или вдоль борта», — не скрывает восторга Федоров.

    В систему боевого дистанционного модуля даже встроен специальный гироскоп, который стабилизирует прицеливание в том случае, если волнение на море начинает возрастать. К тому же, словно по волшебству, система может сама очистить наружные зрачки оптико-электронных систем от грязи. В случае же, если требуется еще более плотное огневое прикрытие, на катере смонтированы два пулемета «Печенег» калибром 7,62 мм. Суммарной огневой мощи вполне хватит, чтобы успокоить самого буйного террориста.

    Защита для экипажа

    Гоночный болид, на котором вместо широких шин  и огромного «спойлера» установлено три пулемета и полный набор электроники, способен впечатлить даже бывалых военных моряков. Бронирование катера тоже весьма неплохое — 5 и 5А класс защиты и специальное остекление позволяет катеру выдержать обстрел из автоматов АКМ калибром 7,62. Броня держит патроны 7,62 Б3 с бронебойно-зажигательной пулей. Такая защита позволяет экипажу катера и десанту не получать повреждений и немедленно открывать по противнику ответный огонь.

    В интервью программе «Военная приемка» командир одного из «Рапторов» Максим Панин рассказал, что у катера есть свои секреты: «Оба борта капитанской рубки тоже защищены броней, иллюминатор тоже бронированный. Водо- и газонепроницаемая дверь позволяет при затоплении одного из отсеков не пропускать воду в другие отсеки. К тому же, катер выдерживает волнение на море 4-5 баллов». 

    «Феррари» в мире кораблей

    «Раптор» — уникальное судно даже по мировым меркам. Помимо серьёзной силовой установки, внушительного вооружения и бронирования, патрульный катер имеет сравнительно малый вес — всего 8 тонн. Легкое, как перышко, быстроходное судно специалисты смогли построить благодаря специальному алюминиевому сплаву. Сборка катеров проекта 03160 ведется, по большому счету, вручную — конструкция сложна и над технологическим процессом нужен постоянный надзор. Моряки шутят, что из-за ручной сборки, «Раптор» — это как дорогой «Феррари» в мире военно-морских кораблей.

    Мало кто знает, но в 2014 году именно «Рапторы» охраняли акваторию Чёрного моря, пока весь мир наблюдал за триумфом российских спортсменов на Олимпиаде в Сочи. Боевое дежурство «Рапторов» было признано успешным – морские спецназовцы признавались позже, что «давно надо было такие построить». А этих видавших виды бойцов удивить ой как непросто.

    Автор: Дмитрий Юров

    Фото: Министерство обороны РФ, Судостроительный завод «Пелла»

    tvzvezda.ru

    Основные направления развития ракетных катеров военно-морских сил иностранных государств

    Американский концептуальный подход к формированию совместно с европейскими союзниками по натовскому блоку и партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе «флота из тысячи боевых кораблей» подразумевает, в частности, создание на морских (океанских) театрах военных действий коалиционных группировок разнохарактерных сил. Данный подход во многом обусловлен координацией планов реформирования в ведущих западных странах структуры национальных военно-морских сил, содержанием, направленностью и выполнением кораблестроительных программ, а также организацией подготовки и ведения боевых действий на море.


    Так, в частности, приоритетными направлениями развития ВМС ФРГ, Италии, Великобритании, Франции, Испании и ряда других государств Североатлантического союза являются создание больших кораблей основных боевых типов (многоцелевых авианосцев, эскадренных миноносцев, универсальных десантных кораблей, корветов и фрегатов УРО). Данные корабли способны в течение продолжительного времени выполнять боевые задачи на большом удалении от мест постоянного базирования. В данном ключе борьба с корабельной группировкой противника в акваториях, которые прилегают к побережью вышеуказанных государств, считается маловероятной. В связи с этим охрана территориальных вод и защита национальных интересов в экономических морских зонах поручаются преимущественно патрульным кораблям (катерам) береговой охраны.

    В общем это послужило, пожалуй, одной из основных причин сворачивания строительства в данных странах новых ракетных катеров (РКА) и вывода действующих РКА из боевого состава ВМС. Как класс, данные РКА сохраняются в структуре флотов лишь некоторых европейских стран, которые имеют специфическое военно-географическое положение (наличие малых для плавания районов, выход к закрытому морскому ТВД, островных, проливных, шхерных зон и др.), а также территориальные проблемы с соседними государствами.

    В связи с этим одним из основных направлений в области развития класса ракетных катеров является усовершенствование их тактических характеристик для увеличения эффективности решения возникающих боевых задач в ближней морской и прибрежной зонах. На вооружение нынешних РКА поступают новые противокорабельные ракеты (ПКР) с повышенной дальностью стрельбы, снабженные инерциальными системами управления с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС), аппаратурой линий телеуправления и помехозащищенными системами самонаведения, которые обеспечивают поражение как надводных целей не только вблизи береговой черты, но и в закрытых акваториях портов и бухт, так и наземных объектов.

    Кроме того, нынешние ракетные катера оборудуются эффективными средствами самообороны, среди которых скорострельные артиллерийские установки (АУ, калибр 20-30 мм), зенитные ракетные комплексы ближнего действия, а также универсальная артиллерия (АУ калибра 57 мм и выше). Широко распространенной практикой, в частности, является применение на РКА 76-мм артустановок «Компатто» и «Супер Рапид» (максимальная эффективная дальность стрельбы 16 км) итальянской фирмы «ОТО Мелара».

    В состав радиотехнических средств современных катеров входят автоматизированные системы боевого управления, связи и разведки (АСБУ), сопряженные с радиолокационными и оптоэлектронными системами освещения надводной и воздушной обстановки, активными и пассивными средствами радиоэлектронной борьбы, системами взаимного обмена информацией, обеспечивающими в том числе получение данных целеуказания от внешних источников.

    Необходимо отметить, что, согласно существующим взглядам, ракетные катера должны обеспечивать эффективное решение задач на сравнительно небольшом удалении от пунктов базирования, которое перекрывается дальностью стрельбы противокорабельных ракет. В мирное время основным предназначение РКА является выполнение функций патрульных катеров. В связи с этим приоритетными требованиями к их главной энергетическмой установке (ГЭУ) являются: экономичность, надежность, достаточно высокая удельная мощность (максимальная скорость хода 30-40 узлов и более), а также способность в течение длительного времени поддерживать режим малого хода (6-7 узлов). В большинстве случаев это обусловило выбор разработчиками дизельной ГЭУ.

    В ходе строительства РКА широко применяются передовые технологии снижения заметности в различных диапазонах длин волн. Для уменьшения радиолокационной заметности обшивка надстройки выполняется из радиопоглощающих материалов, внешним обводам придается Х-образный профиль, а многоэлементность в архитектуре надстройки сводится к минимуму. В целях снижения заметности в инфракрасном диапазоне длин волн вывод выхлопных газов двигателей, как правило, осуществляется по горизонтальной системе газоходов ниже уровня ватерлинии.

    Характерным примером, в частности, является финский катер типа «Хамина». В состав его ГЭУ входят два дизеля 16V 538 ТВ93 (суммарная мощность 7 550 л. с.) германской фирмы MTU, каждый из которых работает через редукторную передачу на два реверсивных водометных движителя.

    Основу вооружения РКА составляют четыре контейнерные пусковые установки (ПУ) противокорабельных ракет МТО-85М. Эта ракета создана шведской фирмой СААБ на базе ПКР RBS-15 Мк 2. Основным отличием от прототипа является усовершенствованный турбореактивный двигатель, благодаря которому максимальная дальность стрельбы повышена на 50% — до 150 км. Кроме того, катер оснащен 57-мм артустановкой фирмы «Бофорс», установкой вертикального пуска на восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР) ближнего действия «Умконто» южноафриканской фирмы «Денел», а также двумя 12,7-мм пулеметами. Решение противодиверсионных задач обеспечивает девятиствольный гранатомет «Элма».

    В состав радиоэлектронных средств входят трехкоординатная радиолокационная станция (РЛО обнаружения воздушных и надводных целей TRS-3D/I6-ES (максимальная дальность обнаружения воздушных целей 90 км), а также система управления огневых средств «Церос 200» с радиолокационной, телевизионной, тепловизионной станциями и лазерным дальномером. Катер оборудован также подкильной и опускаемой гидроакустическими станциями.

    Обработка данных, поступающих от указанных радиотехнических средств или внешних источников, и выдача целеуказания системам оружия осуществляются с помощью АСБУ ANCS-2000. Всего в период с 1998 по 2007 год построены четыре РКА типа «Хамина».


    В интересах греческих ВМС строятся семь ракетных катеров типа «Ипоплиархос Роуссен». Учитывая более протяженную операционную зону (включает центральную часть Средиземного и Эгейское морей), катера этого типа по сравнению с финскими РКА имеют увеличенное водоизмещение (полное — 660 т) и оснащены четырехвальной ГЭУ (четыре дизеля 595ТЕ суммарной мощностью 23170 л.с).

    В состав вооружения входят: две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет «Экзосет» ММ-40 block 2 (максимальная дальность стрельбы 70 км) или block 3 (180 км), а также ПУ зенитного ракетного комплекса самообороны «Рам» на 21 ЗУР RIM-116, 76-мм артустановка «Супер Рапид» и две 30-мм одноствольные АУ итальянской фирмы «ОТО Мелара».

    Вскрытие тактической обстановки и выдача целеуказания системам оружия обеспечивается АСБУ «Тактикос» по данным трехкоординатной PЛC обнаружения воздушных и надводных целей MW-08 и оптоэлектронной системы «Мирадор», а также от внешних источников по линии связи «Линк-11»
    В боевом составе ВМС Греции находятся пять РКА типа «Ипоплиархос-Роуссен». Последние два корпуса планируется передать флоту в 2012 году.

    Тактико-технические характеристики, близкие к греческому проекту, имеют строящиеся с 1996 года в Турции катера типа «Килич» (проект разработан германской фирмой «Фридрих Люрсен верфт»). Данный РКА также оснащен четырехвальной ГЭУ (четыре дизельных двигателя 956 ТВ91 фирмы MTU) суммарной мощностью 15 120 л.с. и характеризуется сравнимыми боевыми возможностями.

    Вооружение катера: две четырехконтейнерные ПУ для стрельбы ПКР «Гарпун» Block 2 (максимальная дальность стрельбы 120 км), 76-мм одноствольная и 40-мм спаренная артустановки фирмы «ОТО Мелара», два 7,62-мм пулемета. Основу радиоэлектронных средств, как и на греческом катере, составляет РЛС MW-08.

    До настоящего времени на германской судоверфи «Люрсен» и турецкой «Стамбул» построены восемь катеров. Девятый корпус передан флоту в конце 2010 года. Помимо этого, командование турецких ВМС прорабатывает вопрос о постройке еще двух РКА этого типа.

    Принципиально отличается от указанных образцов проект фирмы «Умое Мэндал», которая реализует программу строительства для ВМС Норвегии ракетных катеров на воздушной подушке (РКАВП) типа «Шёлд» скегового типа. Их конструктивной особенностью являются два соединенных общей палубой корпуса, которые наряду с надстройкой выполнены из многослойного армированного углеволокном стеклопластика.

    Катамаранная схема, по оценке специалистов, обеспечивает более высокую, чем у однокорпусных кораблей, устойчивость катера, а использование композиционных конструкционных материалов — существенное снижение его заметности в различных диапазонах длин волн и уменьшение водоизмещения.
    Значительная инновационная емкость данного проекта обеспечила высокие тактико-технические характеристики катера типа «Шёлд» и возможности для решения широкого круга задач.

    На головном РКАВП установлена комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, которая в ходе испытаний обеспечила наибольшую скорость хода 57 узлов при волнении моря 1 балл и 44 узла — при волнении до 3 баллов. На последующих катерах серии применена более надежная и простая в эксплуатации газотурбинная установка — две маршевые STI8 и две форсажные ST40 турбины (разработчик — американская фирма «Пратт энд Уитни»). При этом суммарная мощность ГЭУ (около 16 000 л.с.) не изменилась, что позволило сохранить скоростные характеристики головного катера.

    Необходимо отметить, что по результатам испытаний и опытной эксплуатации РКАВП в ВМС Норвегии и США в проект были внесены ряд изменений. В частности, обводам носовой оконечности корпуса придана более покатая форма в целях уменьшения ударных нагрузок и волнового сопротивления воды. Верхняя палуба в районе бака усилена дополнительным набором для размещения 76-мм артиллерийской установки «Супер Рапид» вместо планировавшейся ранее 57-мм АУ. В качестве основного вооружения катер несет две четырехконтейнерные пусковые установки новых противокорабельных ракет NSM норвежской разработки (максимальная дальность стрельбы 185 км).

    В свою очередь, развитие ракетных катеров является одним из важных направлений модернизации национальных ВМС в ведущих государствах Восточной Азии. Считается, что крупносерийное строительство РКА при сравнительно небольших объемах финансовых затрат позволяет в сжатые сроки расширить оперативные возможности надводных сил не только по решению задач в ближней морской зоне, но и по борьбе с корабельными группировками противника, а также в интересах нарушения его коммуникаций в сравнительно удаленных районах.

    Соответствующая программа реализована в Японии. Национальные ВМС располагают шестью РКА типа «Хаябуса», введенными в боевой состав ВМС в 2002-2005 годах.

    Вооружение катера включает четыре ПУ противокорабельных ракет SSM-IB (максимальная дальность стрельбы 150 км), 76-мм артиллерийскую установку «Супер Рапид» и два 12,7-мм пулемета. В состав радиоэлектронных средств входят РЛС обнаружения надводных целей национального производства, а также радиолокационная и оптоэлектронная станции управления огнем артустановки. Отсутствие радиолокационных станций обнаружения воздушных целей ограничивают возможности катера по самообороне от атакующих воздушных целей, прежде всего ПКР.

    Наибольшим из стран мира количеством РКА в боевом составе располагают ВМС КНР (более 100 единиц). С 2005 года в Китае развернуто серийное строительство по проекту 022 ракетных катеров-катамаранов типа «Хоубей» с целью замены устаревших РКА типов «Хуанфэн» и «Хоусинь». Указанной проект, разработанный на базе австралийского скоростного грузопассажирского парома фирмы «Аустал», характеризуется высокой степенью использования инновационных решений и, по оценкам западных экспертов, является наиболее удачным опытом внедрения в практику китайского военного кораблестроения современных технологий снижения заметности и улучшения ходовых качеств катера.

    Двухкорпусная архитектура обеспечивает РКА повышенную мореходность, а значительная площадь палубы — размещение систем оружия и технических средств.

    Характерной особенностью является двухарочная конструкция носовой оконечности, образованная двумя боковыми водоизмещающими корпусами и связывающей их основной платформой, которая в нормальных условиях находится выше конструктивной ватерлинии. Такая конструкция позволяет при встречном волнении без снижения скорости хода уменьшить степень воздействия ударных нагрузок, а также вероятность возникновения собственной вибрации корпуса. В целях снижения массы катера все корпусные конструкции и элементы набора изготовлены из алюминиевых сплавов.

    Низкий уровень подводного шума обеспечивается применением двухкаскадной амортизации основных агрегатов главной энергетической установки. В ее состав входят два дизельных двигателя суммарной мощностью 6 865 л. с, каждый из которых работает через редукторные передачи на два реверсивных водометных движителя. Наряду с улучшенными обводами подводной части корпусов это позволяет развивать наибольшую скорость хода до 38 узлов.

    Снижение тепловой заметности РКА обеспечивается выводом охлажденных до 60-80 °С выхлопных газов в межкорпусное пространство на уровне ватерлинии.

    Катера оснащены двумя счетверенными ПУ ангарного типа для стрельбы противокорабельными ракетами YJ-83 (максимальная дальность стрельбы 150 км), на надстройке установлена ПУ для переносного зенитного ракетного комплекса «Цзяньвэй» (боекомплект 12 ЗУР), в носовой части размещена шестиствольная 30-мм АУ «Тип 630».

    В состав радиоэлектронных средств помимо навигационной входя РЛС обнаружения надводных и воздушных целей «Тип 362», а также оптоэлектронный комплекс наблюдения HHOS 300, включающий в себя тепловизор, высокочувствительную ТВ-камеру и лазерный дальномер.

    Строительство катеров типа «Хоубей» ведется одновременно на четырех кораблестроительных заводах: «Цюсинь шипъярд» (Шанхай), «Хуанлу шипъярд» (Гуанчжоу), «Сицзян шипъярд» (Лючжоу) и № 4810 (Люйшунь). До настоящего времени построено не менее 40 РКА.

    На Тайване ведется серийное строительство РКА типа «Куанг Хуа-6», оснащенного трехвальной дизельной ГЭУ германской фирмы MTU суммарной мощностью 9 600 л.с. Его основу бортового вооружения составляют четыре ПУ ПКР «Сюнфэн-2» (максимальная дальность стрельбы 150 км) и 20-мм артустановка «Тип 75» национального производства. Кроме того, зарезервированы места для еще одной АУ «Тип 75» и опорно-пусковой установки переносных зенитных ракетных комплексов.

    Предусматривалось применение РКА в качестве функциональных элементов распределенной системы информационного обеспечения и управления разнородными силами и средствами тайванских ВМС. В связи с отсутствием собственных средств целеуказания формирование полетных заданий для стрельбы ПКР производится корабельной АСБУ «Та Чен» только на основании данных от внешних источников.

    Постройка ракетных катеров ведется подсериями по две единицы. Ввод в боевой состав ВМС первой подсерии осуществлен в мае 2009 года, а передача четвертого и пятого корпусов ожидается до конца текущего года. Всего до 2012 года планируется построить 30 РКА на замену устаревших типа «Хай Оу».

    Крупномасштабная программа создания ракетных и артиллерийских катеров по единому проекту «Комтоксури» реализуется в Республике Корея. В отличие от большинства зарубежных аналогов, на корейских РКА установлена комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, которая включает в себя два маршевых дизельных двигателя 16V1163 фирмы MTU и два газотурбинных LM500 фирмы «Дженерал электрик», подключающихся через редуктор на режимах полного хода.

    Катера оснащены системами оружия национального производства, в том числе двумя двухконтейнерными пусковыми установками противокорабельных ракет SSM-700K «Хэсон» (максимальная дальность стрельбы 150 км) фирмы LIG NEX1, а также одной 76-мм и спаренной 40-мм артиллерийскими установками фирмы «Дэу». Радиоэлектронные средства представлены радиолокационными станциями MW-08 и «Церос 200» (управление стрельбой артустановок).

    В марте 2008 года ВМС страны передан головной РКА «Ён Юнгха», а в конце 2010-го — второй и третий катера в серии. Всего до 2018 года на верфях фирм «Ханджин хэви индастриз» (Масан) и «STX шипбилдинг» (Чинхэ) намечено построить 24 ракетных и 18 артиллерийских катеров.

    В целом анализ основных тенденций в области проектирования и строительства ракетных катеров в зарубежных странах позволяет сделать вывод о развитии их в качестве многофункциональных боевых систем, которые по номенклатуре своего радиотехнического и ракетно-артиллерийского вооружения приближаются к кораблям класса корвет и легким фрегатам. Наряду с традиционными функциями противокорабельного (противокатерного) обеспечения действий разнородных сил национальных ВМС РКА широко используются прежде всего в мирное время для решения задач дозорной и погранично-таможенной службы.

    topwar.ru

    Боевые катера

    — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже Российской Федерации) собственно боевых катеров нет. Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».


    Водоизмещение — 182/230 т.

    Размеры — 30,5 * 5,9 * 1,2.

    Мощность — 1280 л.с.


    Водоизмещение — 26/52 т.

    Размеры — 15,3 * 4,3 * 1,22.

    Мощность — 330 л.с.


    Водоизмещение — 7,5 т.

    Мощность — 440 л.с.

    Скорость — 25 узлов.


    Водоизмещение — 57/65 т.

    Мощность — 4570 л.с.

    Скорость — 45 узлов.


    Водоизмещение — 50/56 т.

    Мощность — 5000 л.с.

    Скорость — 50 узлов.


    Водоизмещение — 26/39 т.

    Мощность — 960 л.с.

    Скорость — 19 узлов.


    Водоизмещение — 75/85 т.

    Мощность — 1120 л.с.

    Скорость — 18 узлов.


    Водоизмещение — 46/54 т.

    Размеры — 22 * 4,83 * 1,3

    Мощность — 330 л.с.

    sea-transport.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *